Тихвинский монастырь как добраться: Тихвинский Успенский монастырь — официальный сайт, расписание богослужений, адрес, фото
Экскурсии в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь
Расписание богослужений в Тихвинском монастыре
Монастырь можно посетить в любой день. В летнее время он начинает свою работу в 6.00, заканчивает – в 21.00. Время работы в зимний период: 6.00 — 19.30. В праздничные дни и по воскресеньям ворота Тихвинского монастыря открываются после 8.00. Службы проводятся каждый день (в 2 раза в сутки). Более подробное расписание можно уточнить на сайте мужского монастыря. В обитель свободный вход, однако есть условия относительно внешнего вида и соблюдения тишины. На территории нельзя находиться в спортивном или пляжном виде. Кроме этого, считается недопустимым нахождение в монастыре в юбках выше колена и шортах.
Вся история существования мужского монастыря в Тихвине, от начала создания и до нынешнего времени, неразделимо связана с чудотворным образом Божией Матери Одигитрии (от греческого – «указующая путь»). Есть основания полагать, что написал этот образ Святой Апостол Лука во времена телесной жизни Девы Марии. Икона, в качестве подарка, была послана Феофилу, который правил Антиохией. Уже позже, в V веке, она оказалась в Константинополе. Здесь для нее выстроили знаменитую Влахернскую церковь Богородицы. За семьдесят лет до того, как Константинополь пал, икона чудодейственным образом явилась в окрестностях города Тихвин.
Расписание богослужений Тихвинского Успенского монастыря
Следует помнить, что нахождение на территории монастыря в пляжной или спортивной одежде, а также в шортах и мини-юбках священнослужители считают неприемлемым.
ДОЕХАТЬ ДО ТИХВИНСКОГО МОНАСТЫРЯ ВЫ МОЖЕТЕ С ЭКСКУРСИЕЙ ОТ БАЗЫ «ЗАОСТРОВЬЕ» НА КОМФОРТАБЕЛЬНЫХ МИКРОАВТОБУСАХ, ОБОРУДОВАННЫХ КОНДИЦИОНЕРАМИ, В СОПРОВОЖДЕНИИ ОПЫТНОГО ВОДИТЕЛЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ГИДА.
Записаться на экскурсиюЧудотворная тихвинская икона
В летописи указано, что летом 26 дня 6891 года от Сотворения мира (1383 г. от Рождества Христова) явилась икона «Пречистыя образ Одигитрия» на берегу речки Тихвинки.
Во время соборного моления священника со множеством народа образ сошел на руки молящихся. Тогда же было принято решение возвести на этом месте церковь.В первый день успели срубить лес и сделать три венца. Вернувшись утром второго дня, верующие обнаружили исчезновение не только иконы, но и всех следов стройки. Ко всеобщему удивлению, пропажу вскоре нашли на противоположном берегу речки, в том же виде, в котором все было оставлено в первый день. Таким образом, по сказаниям, икона сама себе выбрала место. Дальнейшее возведение храма продолжилось на новом месте.
Деревянная Успенская церковь сгорела через 7 лет существования. При этом икона чудесным образом осталось цела. Ее нашли поблизости, в кустах можжевельника. Позже храм горел еще дважды, и снова невредимой оставалась лишь икона Божией Матери Одигитрии. Этот феномен заинтересовал царя Василия III, он приказал построить храм из камня взамен деревянной постройки. Строительство закончили в 1510-1515 годах по подобию московского Успенского Собора.
Иван Грозный почитал святое место не меньше своего отца, Василия Третьего, считая икону своей покровительницей. В 1547 Иван IV приезжал к образу Божией Матери, чтобы вымолить благословение. Молодой князь собирался стать первым венчанным монархом на Руси. Мужской монастырь был построен уже во времена правления, в 1560 году, на левом берегу Тихвинки по приказу царя.
Цивильский (Тихвинский) женский монастырь Чувашия
Цивильский монастырь в Чувашии — это уединенное местечко, расположившееся в небольшом, провинциальном городке. Сам город стоит на слиянии Большого и Малого Цивилей. Население маленькое. Общая численность – 13, 2 тысяч человек. В шести километрах от города проходит железнодорожная ветка. Цивильск основан в 1589 году. Это был военно-опорный пункт Москвы.
На его месте было когда-то древнее чувашское поселение Сюрбеево. Именно здесь проживал сотенный князь. Первые сооружения были построены из дерева. Деревянный кремль окружался острогом. В роли первых жителей выступали стрельцы, строители, духовенство. В 1781 году бы получен статус уездного городка. В 17 веке было потеряно военное значение. Теперь это крупнейший торгово-промышленный центр.
Как добраться
Компания «Семейный чемодан» организует экскурсии по монастырям
Поехать из Йошкар-Олы
Поехать из Чебоксар
Поехать из Казани
Доехать до обители просто, ее точный адрес — Чувашская Республика, г.Цивильск, ул. Пролетарская, 1. Удобнее воспользоваться автобусом или личным автомобилем. Также в 5-7 км от города есть железнодорожная ветка Канаш — Чебоксары (ст. Михайловка).
Часто люди приезжают сюда на несколько дней, в основном это паломники. Остановится на ночлег можно в отелях «Савал» или «Саванас». Номерной фонд небольшой, но условия проживания комфортные. Перекусить можно в кафе «Анастасия», «Brown», «Свои люди». Не дорогая столовая находится по ул. Терешковой, 5б, тут достаточно вкусно готовят.
История – основание
Возведение монастыря на территории здешних земель тесно связано с началом крестьянской войны. Это был 1670-1671 гг. Битва осуществлялась под предводительством Степана Разина. Цивильск в этот период сильно пострадал от разбойных набегов. В 1671 году казаки вплотную подобрались к стенам. Начался захват поселения. Крепостные стены были прочными. Их изготавливали из дуба. Вокруг был глубокий ров. Охрана состояла из 250 стрельцов и пяти пушкарей. Защита была мощная, поэтому одолеть город было не так-то легко. Поэтому враги решили взять окружить крепость и ждать, когда у жителей закончатся силы.
Как-то раз жительница крепости вдовица Иулиания Васильева увидела явление образа Богоматери Тихвинской. Она сказала, что у мятежников не получится взять город. Воины на протяжении двух недель боролись за свободу. Причем победа случилась за счет междоусобий между казаками. Они сами начали истреблять друг друга.
В конечном итоге город получил спасение. В дань памяти этому событию было решено возвести монастырь. Его разместили между реками Большой и Малый Цивиль. Вокруг были болота и много разнообразных лугов.
Горожане были воодушевлены произошедшим. Увидев происходящее, они вышли из города и начали прогонять недоброжелателей. Строительство храма было завершено спустя четыре года. Освещение проведено в честь Вознесения Господня с приделом во имя Пресвятой Богородицы Тихвинской. Это был 1675 год. Деревянную обитель обрамили оградой. Она была сделана из того же материала. Установили кельи для монахов. Это было время правления митрополита Казанского и Болгарского Иоасафа. Именно так и появился Цивильский монастырь в Чувашии. Он именно так и просуществовал до 1723 года.
Переломный момент
Позднее Петр I начал осуществлять реформирование штатов. Осуществлялся подсчет обителей. Правитель хотел получить точную информацию о доходах каждого духовного учреждения. Поэтому, многие монастыри активно взялись за укрепление своего штата. Преимущественно это сводилось к увеличению количества насельников. По этой причине из Цивильского монастыря Тихвинской Богородицы в Чебоксарскую Преображенскую Геронтиеву пустынь перевелось около 15 служителей Богу, а потом ушло еще 5 человек. Таким образом, практически был потерян весь монастырский штат.
К 1724 году обитель уже не была действующей. Через некоторое время она приобрела статус женского. Причины такого события до сих пор являются мало понятными. Ясно только одно, что в документах 1734 года святыни уже не имела статус мужского. Эта информация подтверждает версию о расформировании. Неизвестный студент духовной Казанской академии в рамках своей научной работы подтверждает сведения о том, женский монастырь все же здесь существовал несколько лет. Но о том, когда появился Вознесенский Тихвинский девичий монастырь неизвестно. Вероятно, он являлся частью Троицкого собора Цивильска. Юный исследователь ссылается на информацию в книге Митрополита Казанского Сильвестра. В ней есть упоминание о том, что в 1729 году Сильвестр Митрополит Казанский и Свияжский дал благословение на избрание монахини Пелагеи во игуменьи.
Сложно точно предположить по какой именно причине монастырь решили сделать женским. Ведь резких оснований для данного решения не было. Но, как видно, с таким статусом обитель просуществовала недолго. В 1737 году она снова стала мужским духовным заведением. В роли настоятеля был назначен игумен Иосиф.
Переформирование
Вторая половина 19 столетия – это период упадка для монастырского комплекса. Архипастырь Антоний в 1869 году посетил здешние земли. Все осмотрев он сделал предположение об упразднении Цивильского Тихвинского монастыря. В святыни хранилась икона Тихвинской Божией Матери. Ей граждане очень дорожили и систематически приходили к ней приклоняться. Она им помогала в решении многих вопросов. Это памятник избавления от грехов и символ исцелений. Жители до сих пор помнили нападки Степана Разина и чудесную победу, о которой так все молились. Поэтому, горожане попросили Высокопреосвященство оставить монастырь населенному пункту.
В 1869 году жителями города был составлен приговор, в котором сообщалась, что они не хотят, чтобы монастырь закрывали. В ответ на это Архипастырь сделал людям встречное предложение — переформировать мужской монастырь в девичий. Дело в том, что Высокопреосвященством была замечена такая закономерность – женские духовные центры в городах могут похвастаться высоким уровнем благоустройства, и желающих поступить сюда значительно больше.
Таким образом, вероятно это обстоятельство и стало истинной причиной смены статуса. Граждане приняли решение о начале работы по укреплению прибрежной зоны. Ведь именно на ней и располагалась святыня. То есть, услышали просьбу жителей о сохранении памятного места. Вскоре, из Святейшего Синода 30 декабря 1870 года пришел указ. В нем содержалась информация о том, что монастырь теперь облачен в женский.
Настоятельницей была назначена Херувима. Она приехала на здешние земли в 1871 году. Для дальнейшего благоустройства территории требовались денежные средства. В роли благотворителя стал казанский купец первой гильдии Василий Никитич Никитин. Также в материальной помощи активно учувствовала и его супруга. На полученные средства возвели новый красивый храм в честь Тихвинской иконы Божией матери. Это был 1886 год. Монастырский комплекс практически полностью перестроили на средства купца. Окружающее пространство заметно преобразилось.
В обители впоследствии организовали начальную школу. Сюда принимали девочек братства Св. Гурия. Через какое-то время появилась и церковно-приходская школа. Затем построили больничный корпус. Так обитель просуществовала до 1927 года.
О том, что потом произошло существует много мнений. Последние наследницы были просто изгнаны оттуда. Все Владимирские земли оказались в распоряжении государства. Да и сама святыня претерпела кардинальные изменения. Так, колокольню, которую возвели еще в 1775 году, разрушили так, что ее потом было невозможно восстановить. Хозяйственные постройки и другие здания преимущественно использовались в личных целях. А центральный храм был так изменен, что его проблематично было узнать. Снесли кресты, купола, срубили каменную резьбу. Само здание разделили на три яруса.
В период с 1925 по 1945 год здесь существовал детский дом, потом школа-интернат, затем училище. Вовремя военный действий организовывали лагерь, госпиталь. Именно отсюда новобранцы отправлялись на фронт. Более того, здесь работало даже пожарное дело. Конечно, все эти обстоятельства не лучшим образом сказывались на состояние храма. Оно сильно обветшало.
Возрождение
26 февраля 1988 года было принято решение, что требуется возродить обитель и вернуть ее православию. Решение было одобрено. В роли настоятельницы назначили настоятельницу Алатырского Киево-Николаевского Новодевичьего монастыря матушку Агнию. В 2001 году в жизни святых земель произошел переломный момент. Сюда приехал сам Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. К приезду горожане готовились основательно. Прежде всего, занялись благоустройством церкви. Вокруг посадили цветы, возвели новый храм во имя священномученика Харалампия.
К дате приезда собралось большое количество народа. Патриарх приехал ни один, он был вместе с митрополитом Варнавой, президентом Чувашии Н.В. Федоровым. Также присутствовали некоторые монахи в качестве гостей. Более того, много было и других известных личностей из правительства.
Святыни монастыря
Сегодня монастырь по-прежнему процветает и развивается. В роли его главной святыни высыпает чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Также в обители и много других почитаемых образов.
К примеру, здесь хранятся мироточивый образ Архистратига Божия Михаила, частицы блаженной Матроны Московской. Само место тоже является необычным. Люди постоянно здесь видят явления в виде святых образов, в 2007 году образ Николая Мирликийского источал миру. А в 2008 году замироточили еще два образа — образа Божией Матери и Иоанна Крестителя. Они находятся в трапезной при комплексе.
31 октября – это дата организации ежегодного крестного хода по городу. Мероприятие проводится в дань памяти освобождения населенного пункта то разбойника Степана Разина. Тот период был самым тяжелым для горожан. Но крепость уцелела благодаря произошедшему чуду. Помимо этого, ежегодно организуется Богодичный крестный ход вокруг монастыря. Его проводят с наступлением вечера. Проносят Державную икону Богородицы, слышны молитвы.
Также при монастыре функционирует приют милосердия. Здесь проживают пожилые насельницы. Сегодня здание несколько обветшало, проводится комплекс восстановительных работ.
Территория компактная. Имеется два действующих храма – в честь иконы Божией Матери «Тихвинская» и священномученика Харлампия Магнезийского. Службы проводятся регулярно. Но расписание их лучше уточнять заранее. Как правило, Божественная Литургия организуется в 7 утра по будням, в выходные дни на пол часа позже. Время вечернего богослужения – 16 часов. Также осуществляетсямолебен перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Его возможно посетить каждую пятницу. Расписание других служб можно уточнить, позвонив.
Здесь ценится трудолюбие. Проживающие монахи занимаются творчеством, садоводством, огородничеством. Территория является ухоженной. Сестры и братия в течение дня несут послушания. Есть собственная пекарня. Местная выпечка невероятно вкусная и ароматная. Паломники принимаются с радостью. Вокруг атмосфера покоя и умиротворения. Храм, оформленный деревянным кружевом, необычайно красив. Цветники, лавочки, мощеные дорожки дополняют общую картину.
Если у вас останется время, то прогуляйтесь по Цивильску. Уездный город отличается самобытностью и особенной атмосферой. Улиц немного, но все они хорошо облагорожены. Много необычных монументов. В городском парке установлен памятник императрице, есть конструкция из бронзы, посвященная самому почтальону Печкину, без Шарика и Матроскина тоже не обошлось. Подобные фигуры любимых персонажей поднимают настроение. Более того, именно тут возвели первый железобетонный мост Чувашии. Здесь есть неисследованный объект, до сих вызывающий множество споров, — Пугачевская башня.
Русская Православная Церковь Заграницей
Проект Тихвин: Время работать
Бальные платья, смокинги Это безпостная неделя [Неделя фарисея и мытаря. ], подготовительный период к Великому посту, и миссионерское молодежное движение Русского Православного Зарубежья отметило его вечерним балом под названием Тихвинский бал. Она состоялась в Олбани, столице штата Нью-Йорк, организована по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона, стараниями протоиерея Алексия Дункана, настоятеля храма Рождества Богородицы и его сестринство. Присутствовал протоиерей Андрей Соммер, вице-президент Синодального отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви Заграницей, который передал добрые пожелания и благословения Первоиерарха присутствующей молодежи Восточного побережья США и Канады.
— Отец Андрей: какую цель преследовали устроители этого великолепного бала?
— Бал организован с целью поддержки Проекта Тихвин, специально для сбора средств на поездку этим летом молодежи восточного побережья США. Участники Серафимовского лагеря в Пенсильвании совершат поездку во Введенский женский монастырь в Тихвине (Ленинградская область).
— Это будет паломничество, миссионерская или рабочая поездка?
— Это и миссионерская, и рабочая поездка. Первая такая поездка серафимовской молодежи в Тихвин состоялась в июле прошлого года. Незадолго до этого члены Свято-Александро-Невского братства в Санкт-Петербурге обратились к митрополиту Илариону с просьбой благословить некоторых молодых людей посетить монастырь, чтобы помочь монахиням в уборке территории монастыря, церквей и зданий. Тогда Молодежный отдел обратился к активным миссионерам Восточно-Американской епархии. Протоиерей Алексий Дункан из Олбани вызвался возглавить то, что стало известно как проект «Тихвин». В состав группы вошли 18 молодых людей, приехавших в Санкт-Петербург по благословению митрополитов Илариона, митрополитов Владимира и игумении Тавифы и ранее участвовавших в молодежных поездках в Россию, организованных Синодальным отделом по делам молодежи.
Их опыт и знания помогли тем, кто никогда раньше не был в России. Весь прошлый июль молодежь провела в Тихвине. Они разработали детали этого проекта, чтобы использовать усилия молодежи из России и зарубежья для восстановления Введенского женского монастыря в Тихвине. В этом году группа планирует вылет во второй половине июня и работы по реставрации и обновлению монастыря до середины июля.— Отец Андрей, расскажите подробнее о месте, куда вы сейчас второй раз приезжаете.
— Введенский женский монастырь, на берегу реки Тихвинки, основан в 16 веке. Место выбрано Самой Богородицей, явлением в 1383 году чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, написанной апостолом Лукой. Монастырский собор был построен царем Иваном Грозным. Монастырь продолжал терпеть вторжения и периоды разрушения. Во время последней, последовавшей за Октябрьской революцией, монастырь был разграблен и разрушен.
В 1929 году монастырь был закрыт, а его игумения Иоанникия казнена. В 1937 году большевики превратили собор в гимназию, превратив притвор в раздевалки, а алтарь в ванну, душ и туалеты. В конце концов монастырский комплекс был брошен в руины и стал местным символом нищеты и безысходности.
Только весной 2012 года руины были возвращены Русской Православной Церкви. Тогда неснежный живет исключительно на пожертвования.
Конечно, на восстановление собора и монастыря уйдет много лет. Но его дальнейшая история будет включать в себя труды молодежи из русского зарубежья. Дай Бог, они будут каждый год ездить туда, в свой приемный Тихвин, пока не залечатся все раны, нанесенные коммунистическим режимом.
Хочу отметить, что наша молодежь, как мальчики, так и девочки, будет выполнять тяжелейшую физическую работу, чтобы разгрузить монахинь, чтобы те могли приложить свои усилия в молитве и многих других своих послушаниях. Они вывозят тонны мусора из главного собора, который сейчас мало похож на красивый православный храм, каким он был когда-то; они расширяют окопы и монастырское кладбище. Кувалды и лопаты охотно берутся в руки! В этих поездках есть и духовная составляющая: молодежь поет и молится на богослужениях вместе с монахинями. Наш Первоиерарх недавно попросил рассказать об этой летней поездке в Тихвин.
— То есть эта миссионерская инициатива сейчас не просто на синодальном, а на приходском уровне?
— Конечно! Мы приветствуем эту тенденцию. Этот проект иллюстрирует то, что мы смогли сделать за пять лет после подписания Акта о каноническом общении. Наши поездки в Россию, в которых уже приняли участие более ста человек, наши совместные мероприятия, встречи с российской молодежью, посещения городов и монастырей, принесли свои плоды. Наши миссионерские инициативы распространились на приходской уровень. И сейчас есть низовые инициативы, которые распространяются по соответствующим епархиям.
Такие миссионерско-трудовые поездки зажигают сердца нашей молодежи не только к труду далеко за океаном, но и учат их быть активными членами своих приходов.
Хочу отметить, что все деньги, которые мы собираем, идут исключительно на эти поездки, в основном на авиабилеты. Во время пребывания в России и в монастыре молодые люди живут у местных жителей, в скромных и даже бедных условиях. Мы сводим расходы к минимуму, что также дает нам возможность организовать посещение других церквей и святынь севера.
Молодежь берет на себя ответственность искать финансирование для этих проектов, зная, что благотворительные фонды не всегда могут поддерживать молодежные программы.
Уверен, что проект «Тихвин» — не последняя из миссионерских инициатив, направленных на обновление святынь нашей исторической Родины, которые в будущем могут возникнуть на приходском уровне. Возрождение России еще не завершено. Потребуется много времени и сил, чтобы наша Родина вернулась к былой славе и величию.
проекттихвин. ком
Марина Добровольская
Серебряное кольцо — Maxima Travel
Серебряное кольцо — это сеть небольших городов на северо-западе России, недалеко от Санкт-Петербурга, в Новгородской области. В отличие от Золотого кольца, оно не так переполнено туристами, более популярно у российских путешественников, а потому у вас будет больше возможностей в полной мере насладиться атмосферой монастырей, белокаменных кремлей и тихой жизни вдали от больших городов.
Обычно в Кольцо входят следующие города: Великий Новгород, Псков, Изборск, Печоры, Вологда, Иван-город, Выборг, Тихвин, Мандроги и другие.
Жемчужины Серебряного Кольца — прекрасные монастыри на берегах множества озер. Дегустация мёда, звон колоколов на звоннице белокаменного монастыря, Музей икон и Музей деревянного зодчества под открытым небом – изюминки путешествия.
Продолжительность
В зависимости от предполагаемого бюджета и времени пребывания, маршрут может длиться от одной до трех ночей.
Как добраться
Выезд из Санкт-Петербурга на нашем транспорте (автобусы для больших групп, микроавтобусы и автомобили для индивидуалов), ближайшие города находятся в 3 часах езды от центра города.
Когда ехать
В связи с погодными условиями рекомендуем организовать тур на Серебряное кольцо с конца апреля по начало октября, чтобы в полной мере насладиться пейзажами и волшебной непринужденной атмосферой сельской жизни. Золотая осень — самое живописное время года для поездки в регион, обязательно поймайте самые красивые моменты в сентябре и октябре.
Целевые клиенты
Мы приглашаем FIT и группы отдыхающих посетить это особое место. Это может быть очень приятным продолжением поездки в Санкт-Петербург, особенно для тех, кто уже был в России раньше. Хороший вариант, чтобы ближе познакомиться с русской историей.
Рынки в городах Кольца полны красивых ремесленных вещей, которые послужат вам в качестве сувениров или могут принести практическую пользу! Район изначально был торговым центром, богатым всевозможными мастерами, которые продолжали мастерски изготавливать платки, льняные скатерти, эмалированные украшения, фарфоровые игрушки и хрустальную посуду, деревянные шкатулки и лаковые миниатюры. От шоппинга на Кольце невозможно отказаться!
Так же, как в Москве или Санкт-Петербурге, МАКСИМА будет рада предложить Вам услуги частного гида, говорящего на Вашем языке, а также транспорт — легковые автомобили, микроавтобусы и большие автобусы разных классов — от туристического эконом-класса до VIP и премиум-класса. автомобили класса. Чтобы в полной мере насладиться поездкой и взять максимум от отпуска!
Пример маршрута:
День 1 Санкт-Петербург. НовгородУтром — встреча в гостинице или на вокзале в Санкт-Петербурге с гидом и отъезд в Великий Новгород — один из самых важных городов в истории России (188 км на личном автомобиле или автобусе).
Размещение в гостинице. Пешеходная экскурсия по Новгороду с посещением Новгородского кремля, Софийского собора XI века и монумента «Тысячелетие России».
По желанию: экскурсия в Свято-Юриев монастырь XI века.
Ночь в отеле.
День 2 Тихвинский монастырьЗавтрак в гостинице.
Выезд в провинциальный город Тихвин (250 км).
Посещение Тихвинского монастыря. Прогулка по монастырю, основанному в XVI веке, со знаменитой Чудотворной иконой Тихвинской Божией Матери.
Монастырская еда подается на обед в Трапезной монастыря, где много веков назад трапезничали русские цари Иван Грозный и Петр Великий. С тех пор Трапезная почти не изменилась.
Размещение в гостинице в Тихвине. Ночь в отеле.
День 3 Староладожская крепость и Александро-Свирский монастырьЗавтрак в гостинице.
Выезд в город Сортавала, расположенный на северном берегу самого большого озера Европы — Ладожского озера (430 км).
В пути: экскурсия в крепость и историческое село Старая Ладога (Старая Ладога) (первое упоминание в 753 г.), которое также называют «Древней столицей России».
Обед.
Посещение Александро-Свирского монастыря (16 век).
Размещение в гостинице в Сортавале. Ужин. Ночь в отеле.
День 4 Валаамский монастырь и традиционная деревняЗавтрак в гостинице.
Отправление на остров Валаам (60 минут в одну сторону на подводных крыльях).
Пешеходная экскурсия по Валаамскому монастырю с посещением Спасо-Преображенского собора и малых монастырей (скитов).
Концерт традиционных церковных песен. Обед в трапезной.
Выезд обратно в Сортавала.
Продолжение поездки по сельской местности в столицу Республики Карелия город Петрозаводск (250 км).
В пути — ужин в традиционном деревянном доме в карельской деревне Кинерма.
Экскурсия Кинерма, знакомство с культурой и историей коренных жителей края.
Размещение и ночлег в гостинице в Петрозаводске.
День 5 Петрозаводск и КижиЗавтрак в гостинице.
Пешеходная экскурсия по городу Петрозаводску.
Отправление на остров Кижи, расположенный в Онежском озере (75 минут в одну сторону на подводных крыльях, без гида).
Прибытие на остров, встреча с экскурсоводом музея.
Пешеходная экскурсия в Музей деревянного зодчества под открытым небом Кижи — Преображенская, Покровская церкви, часовни и традиционные деревянные дома.