Святогорский монастырь где находится – Святогорский Свято-Успенский монастырь и могила А.С.Пушкина

Пушкиногорье. Святогорский Свято-Успенский монастырь и могила А.С.Пушкина

6 июня в день рождения Александра Сергеевича Пушкина мы съездили на пушкинский праздник поэзии в Пушкинский заповедник, где вдоволь нагулялись по Михайловскому и окрестностям, а так же побывали в Святогорском монастыре на могиле великого русского поэта. Так что ближайшие несколько постов будут посвящены пушкинским местам.

Поехали мы в Пушкинские Горы на рейсовом автобусе, который отходил от псковского автовокзала в 07.28 утра и уже через два часа, т.е. в 09.30, мы были на месте. Бесплатные маршрутки, которые в Пушкинский праздник доставляют всех желающих от автостанции Пушкинских Гор до Михайловского, где традиционно проходят все основные праздничные мероприятия, начинали ходить только с 10 утра и у нас еще оставалось время, что бы дойти до Святогорского монастыря, где находится могила А.С.Пушкина. С рассказа о монастыре я и начну свой фотоотчет о поездке.

Синичья гора, на которой жителю пастуху Тимофею была явлена чудотворная икона Божией Матери Одигитрии, впервые упомянута в Псковской III летописи под 1566 годом. Свято-Успенский Святогорский монастырь был основан по повелению царя Ивана IV в 1569 году и издревле входил в ряд самых почитаемых на Руси. Среди многих даров царей и вельмож, хранившихся в монастыре, были пожалованный Иваном Грозным 15-пудовый колокол, прозванный в народе Горюном, и Евангелие - дар царя Михаила Федоровича. Сегодня можно увидеть осколки колокола, заказанного игуменом Иннокентием, изготовленного на заводе Тюленева в Москве в 1753 г.

Судьба обители значительно переменилась в XVIII столетии, когда граница России отодвинулась к берегам Балтики, и особенно после указа Екатерины II 1764 года, по которому монастырь был зачислен в третьеразрядные, а его земли и прочие угодья отошли в казну. Однако он оставался известным в народе своими святынями и богатствами ярмарок, приуроченных к престольным праздникам - Девятой пятнице по Пасхе и Покрову Пресвятой Богородицы.

С XIX века Святогорский монастырь неразрывно связан с именем А.С. Пушкина. В годы михайловской ссылки (1824-1826 годы) поэт часто посещал Святогорский монастырь - приходил на ярмарки, наблюдал народные обычаи, пользовался монастырской библиотекой, был дружен с братией и настоятелем обители игуменом Ионой. Многое из подмеченного здесь Пушкиным было использовано при написании "Бориса Годунова".

Родственники поэта по материнской линии Ганнибалы были жертвователями монастыря и получали право быть похороненными у алтаря Успенского собора.

Святогорский монастырь стал последним земным приютом и самого А.С. Пушкина. 6 (18) февраля 1837 года после заупокойной панихиды в южном приделе Успенского собора, отслуженной архимандритом Геннадием, тело поэта было предано земле у алтарной стены. Спустя четыре года на могиле был установлен мраморный памятник, выполненный по заказу вдовы Пушкина и опеки петербургским мастером монументальных дел А.М. Пермогоровым. На нем надпись: "Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года, скончался в С.-Петербурге 29 января 1837 года".

В 1924 году Святогорский монастырь был закрыт, и до начала Великой Отечественной войны здесь располагались клуб, типография, хлебопекарня. Годы войны принесли монастырю страшные разрушения, он вместе с могилой Пушкина был заминирован и чудом не взорван.

Успенский собор был восстановлен в 1949 году. Тогда здесь была открыта экспозиция, посвященная истории монастыря, творчеству А.С.Пушкина, дуэли, смерти и похоронам поэта.

В 1992 г. Свято-Успенский Святогорский монастырь был передан Русской Православной Церкви. Сегодня Успенский собор  - это действующий храм, и его территория используется совместно Пушкинским заповедником и Псковской Епархией. В монастыре проживает около 25 послушников и монахов (в пушкинское время в монастыре жило 10 человек). Утром и вечером в соответствии с монастырским уставом проходят службы, ежедневно монашеская братия поминает А.С. Пушкина «со сродники».


Монастырь окружен старинной каменной оградой.


Ступени, ведущие к Успенскому собору


Могила А.С.Пушкина


Надпись на памятнике: "Александръ Сергеевичь Пушкинъ. родился въ Москвъ 26 Маiя 1799 года, скончался въ С.-петербургъ 29 Января 1837 года".


Родовое кладбище Ганибаллов-Пушкиных. Здесь похоронены: дед поэта Осип (Иосиф) Абрамович Ганнибал (скончался в 1806 году), бабушка Мария Алексеевна (1818), мать Надежда Осиповна (1836) и отец Сергей Львович (1848). Младший брат Платон, умерший в младенчестве в 1819 году, похоронен в Успенском соборе.


Колокольня Успенского собора


Какое же здесь все основательное!


Мы зашли в Успенский собор. Там шла служба и фотографировать я, конечно, не стала.


Мемориальная табличка напоминает, что гроб с телом поэта, доставленный сюда из Петербурга 5 февраля 1837 года, был установлен до похорон в приделе Божией Матери Одигитрии.


От собора мы спускались уже по другой, но не менее основательной каменной лестнице.


Если на территорию Успенского собора туристы могут проходить свободно, то остальная территория монастыря - для них закрытая зона.


Можно только фотографировать издалека отдельные соо

nathalie-zh.livejournal.com

где находится, история и адрес, описание

По всему миру находится множество мест, которые с уверенностью можно назвать настоящими духовными жемчужинами. Сегодня познакомимся с уникальным во всех смыслах местом — Свято-Успенской Святогорской Лаврой. Это одна из трех православных лавр, расположенных в Украине. Сегодня, когда в этой стране царит раскол, такие большие духовные центры приобретают особое значение для каждого верующего христианина.

История возникновения обители

Располагается монастырь в особенных меловых горах, на берегу реки Северский Донец. Достоверно неизвестно о точной дате поселения первых монахов на этой земле. Считается, что иноки стали уединяться в пещерах впервые в промежуток с 14 по 16 век. В конце 16 и в 17 веке Святогорский монастырь уже упоминается во многих рукописях как военный сторожевой центр Российской империи.

Свято-Успенская Святогорская Лавра

В те годы были частыми набеги крымских татар, которые разоряли все на своем пути и захватывали в плен население и монахов. Рядом с монастырем построили башню для защиты от набегов и она простояла вплоть до 18 века. Так обитель стала настоящим форпостом, стоящим на защите империи. Однако с началом Екатерининских реформ монастырь попал под упразднение, а все его имущество было передано в государственную казну.

Другие православные монастыри Украины:

Восстановление святого места произошло в 1844 году по указу императора Николая Первого и стараниями помещицы Татьяны Потемкиной. Ближайшие десятилетия монастырь будет быстро развиваться и станет одним из самых значимых духовных центров России. К концу столетия впервые стали задаваться вопросом присвоения монастырю высокого статуса лавры.

К концу 19 века монастырь стал очень популярным у паломников и богомольцев. Тут на постоянной основе подвязались около 600 монахов, а в хозяйстве обители были различные мастерские, развивалась торговля. Живописная природа этих мест притягивала людей со всех уголков империи.

Годы советской власти

Сложно найти хотя бы один храм или монастырь, который так или иначе не пострадал бы с приходом к власти большевиков в начале 20 века. Трагическая участь постигла и Святогорскую лавру, разграбление которой началось сразу после революции.

Одним из революционеров, по указанию которого в помещениях монастыря был обустроен кинотеатр и библиотека, был некий Федор Андреевич Сергеев, известный под псевдонимом «товарищ Артем». Он был идейным революционером, авторитетным советским политическим деятелем. Сегодня ему в заслугу приписывают тот факт, что не были разрушены здания и сооружения монастыря.

Икона Собора Святогорских отцов

Это действительно так, но сделано это было отнюдь не из уважения к духовному наследию, а просто из практической целесообразности — там, где совсем недавно жили, молились и несли духовный подвиг монахи, в 1922 году был основан Дом отдыха для советских трудящихся Донбасса. Этот год можно считать годом полного крушения обители.

Интересно! Зная о печальной участи монастыря в советские годы, несколько абсурдно сегодня выглядит памятник Артему, который возвышается совсем недалеко от святых мест и хорошо просматривается рядом с обителью.

Восстановление

После распада СССР вновь о духовном значении Святых гор заговорили в 1992 году. Именно тогда сюда пришли подвязаться первые монахи, а также священник, известный сегодня всем как архимандрит Серафим.

Территория и строения монастыря были в ужаснейшем состоянии. Оскверненные храмы, в пределах которых были расположены общественные уборные, были совершенно непригодны для богослужений. Обитель требовала длительных и капитальных восстановительных и реставрационных работ.

Об иконах Богородицы:

К 1995 году количество насельников и братии постепенно увеличивается и начинаются масштабные действия по приведению монастыря в надлежащий вид. Только к 2003 году удалось вернуть во владение все строения, которые до этого были в собственности самых разных организаций и ведомств.

Когда удалось хотя бы немного привести в порядок обитель и наладить в нем монашескую жизнь, стали поднимать вопрос о присвоении ему статуса лавры. С учетом того, что монастырь был очень древним, имел богатое духовное и историческое наследие, активно развивался, стал излюбленным местом для православного паломничества, патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым было подписано решение о присвоении обители статуса лавры.

Церковь Николая Чудотворца в Святогорской лавре

Это знаменательное событие произошло 9 марта 2004 года, и с тех пор на украинской земле находится целых три лавры — Святогорская, Киево-Печерская и Почаевская. Богата Святогорская земля и святым: в 2008 году состоялось торжественное прославление Собора святых, которые провели свою жизнь и сподобились Небесной славы во Святых Горах. Тогда православный мир пополнился сразу 17-ю святыми, среди которых были и юродивые, и святители, и преподобные.

Современное состояние и деятельность лавры

На сегодняшний день Свято-Успенская Святогорская лавра — значимый и влиятельный православный центр для всей Украины и ближайших регионов России. К сожалению, братоубийственная война на Донбассе, а также создание новой раскольнической украинской церкви не могло не оказать негативного влияния на развитие православия в этих землях.

Но, тем не менее, лавра мужественно выстаивает в непростом политическом и духовном кризисе, тут не смолкает молитва о мире на Донбассе и прекращении кровопролития.

Богослужение в Святогорской Лавре

Помимо духовного делания, Святогорская лавра стала важным центром социальной помощи: в 2014 году, когда на Донбассе начались активные военные действия, именно тут нашли приют и убежище около 1000 беженцев, среди которых было множество детей.

На сегодняшний день лавра вернула в свое владение все постройки и земли, по праву ей принадлежавшие. Среди важнейших отреставрированных объектов можно отметить:

  • Успенский Собор, который можно назвать основным центром всей лавры;
  • Покровский храм и колокольня монастыря;
  • храм Антония и Феодосия Киево-Печерских, который является древнейшим действующим храмом обители. В ските этого храма, по особому благословению правящего архиерея, вся братия облачается в древние монашеские одеяния;
  • на вершинах меловых гор полностью восстановлены и действуют храмы в честь Николая Чудотворца и Алексия, человека Божия;
  • Всехсвятский деревянный скит, который несет не только духовную ценность, но и является настоящим памятником архитектуры, уникальным примером деревянного зодчества;
  • многие пещеры, келии монахов, небольшие пещерные храмы и скиты. Многие и них сегодня открыты к посещению, в них пускают как туристически группы, так и верующих паломников, желающих помолиться в древних пещерах.

Отдельно о святогорских пещерах

Свято-Успенская Святогорская лавра, помимо святынь и подвижников благочестия, славится на весь православный мир своими меловыми пещерами. Вырытые первыми монахами и поселенцами в этих местах, эти пещеры помнят самое начало зарождения монашеской жизни на Святых Горах.

Сегодня Святогорские пещеры вызывают и духовный, и культурно-исторический интерес. В духовном смысле древние кельи и храмы, расположенные глубоко в недрах меловых гор, могут поведать нам о жизни, быте, благочестии и молитве самых первых подвижников, которые осмелились поселиться тут много веков назад.

Святогорские пещеры

Некоторые подземные храмы действуют и сегодня, поэтому можно попасть на богослужение в пещерах. Кроме того, хорошо сохранились келии монахов, которые жили и подвязались в монастыре в самые разные века.

Общая протяженность всех пещер составляет около километра. Точная дата из возникновения достоверно неизвестна. Некоторые исследователи говорят об очень раннем появлении меловых пещер (примерно 8-9 века), и что копали их не русские монахи, а переселенцы из других стран. По другим данным, пещеры возникли в 11-12 веке и использовались как убежища во время частых тогда набегов татар и других недругов.

Среди наиболее древних пещерных помещений, дошедших до наших дней, можно выделить:

  • храм Рождества Иоанна Предтечи;
  • церковь во имя святых Антония и Феодосия Киево-Печерских;
  • монашеские кельи;
  • несколько бытовых и подсобных помещений;
Интересно! Существует легенда, согласно которой есть некий тайный подземный ход, соединяющий монастырь и противоположный берег реки Донец. Достоверно это неизвестно, но, учитывая оборонное значение монастыря, такой ход действительно мог существовать.

Пещера, в которой жил в затворе преподобный Иоанн, не сохранилась до наших дней. К сожалению, мел является довольно хрупким минералом, поэтому многие древние пещеры обвалились. Сохранность подземных ходов Святогорской лавры на сегодняшний день является актуальным вопросом.

О святынях лавры

Как и любое другое святое место, Свято-Успенская Святогорская лавра имеет свои, особенные святыни, прикоснуться к которым стремятся многие верующие христиане. Из всего многообразия святынь на Святых Горах, паломники особенно стремяться помолиться перед чудотворной Святогорской иконой Божьей Матери, а также посетить могилу преподобного Иоанна.

Святогорская икона Богородицы

Кроме любых других православных праздников, общих для всей полноты нашей Церкви, в Святогорскую лавру едет огромное количество паломников еще в один день — 30 июля. Именно в эту дату происходит торжественное богослужение, проводимое в честь иконы Божьей Матери «Святогорская», которая является чудотворной и почитается как на Донбассе, так и за его пределами.

До начала революционных волнений в обители было две подобные иконы. Первый древний образ, к сожалению, не сохранился и был утерян во времена разорения монастыря. Другая икона, которая является списком с древней, хранится в лавре до сих пор. К ней и едут паломники.

Святогорская икона Божией Матери

Нынешняя Святогорская икона датируется 19 веком. По преданию, приехавший на Святые Горы афонский старец увидел окружающую его красоту и стал сильно скорбеть о том, что не может оставить никакого дара. Тогда он написал икону, которую и передал в обитель. Образ хранился длительное время в древней пещерной церкви в честь Иоанна Предтечи.

Интересно! Неоднократно икона чудесным образом спасалась от уничтожения водой и пожарами. Несмотря на все негативные воздействия, образ оставался неповрежденным.

В советские годы икону прятали благочестивые верующие, а в 1992 году крестным ходом образ был торжественно доставлен в Успенский собор. После этого сюда стали приезжать многие паломники, и по искренним молитвам получали исцеление. На образе можно увидеть множество подвесок, украшений, цепочек — это те дары, которые люди приносили к иконе в благодарность Пресвятой Богородице за то, что услышала молитвы и ответила на них.

Могила преподобного Иоанна затворника

Преподобного Иоанна в миру звали Крюков Иван. Он родился в конце 18 века в городе Курске. С самого раннего детства будущий святой тянулся к монашеской и затворнической жизни, однако воплотить свою мечту особого служения Господу смог не сразу. Сначала ему пришлось пройти множество жизненных испытаний — и голодное безрадостное детство, и нежеланный, по принуждению родителей, брак.

Уже будучи взрослым мужчиной, будущий подвижник овдовел. Безропотно пронеся крест житейских испытаний, он смог, наконец, приблизиться к тому, что наиболее дорого было его сердцу — к жизни в монастыре. Иван поступает в Глинску пустынь. С самого начала своего иноческого пути он отличается особым усердием в молитве, чистотой и искренностью своей души.

Через 7 лет постоянных трудов принял постриг в мантию под именем Иоанникий. Вскоре начал восстанавливаться Святогорский монастырь, и некоторые монахи из Глинской пустыни перешли на жительство в него. Среди них были и монах Иоанникий. Тут он занимал должность эконома, и принес много практической пользы восстанавлиювающемуся монастырю.

Икона преподобного Иоанна, Затворника Святогорского

Подвижника манили пещеры монастыря, и по благословению отца-настоятеля он ушел в затвор в одну из меловых пещер. После этого он принял постриг в великую схиму под именем Иоанн.

Быт подвижника был крайне скуд и аскетичен. Спал он в открытом деревянном гробу, где вместо постели было постелено немного соломы. Пещера его была низкой, маленькой и холодной, а свет попадал из небольшой расщелины в скале. К тому же, подвижник носил вериги и власяницу, которые еще больше утруждали его тело, но возвеличивали дух. Постоянно пребывая в молитве, строгом посте и усилиях по обузданию своей плоти, святой лишь ненадолго позволял себе короткий отдых.

17 лет провел подвижник в подвиге затвора, за что еще до своей кончины сподобился многих духовных дарований от Господа. Почил святой мирно и спокойно, с радостью отдав свою душу в руки Всемилостивого Господа, которому верой и правдой служил всю свою сознательную жизнь.

Похоронен преподобный на территории лавры, и к его могиле не уменьшается поток паломников. Сразу же после его смерти многие получали исцеления и другие чудесные дары по молитве. Вскоре преподобный Иоанн был причислен к лику святых, сегодня ему служат торжественные службы и молятся многие верующие люди, получая ощутимую помощь.

Информация для туристов и паломников

Все, кто желает приехать и помолиться в лавре, найдут место, где можно остановиться. Прямо на территории обители находится гостиница для паломников, остаться в которой можно бесплатно. Кроме того, можно найти аренду жилья у местных жителей, которые проживают в ближайшем районе. Рядом с лаврой расположено множество магазинов, кафе, столовых и других элементов инфраструктуры.

Интерьер Покровской церкви в Святогорской Лавре

Важным моментом, о котором не должны забывать все приезжающие в лавру (даже если это светские туристы, а не верующие паломники) — это внешний вид. На территории монастыря строго запрещено находится в открытой, вульгарной, вызывающей одежде.

На женщинах должны быть надеты длинные юбки, блузы или кофты с рукавом, голова покрывается платком или шарфом. Мужчины не должны тут находится в коротких шортах, майках и тому подобных предметах одежды.

Богослужения в лавре начинаются очень рано — в 6 утра уже читается Полунощница и утренние молитвы. Затем служатся молебны разным святым, и далее начинается литургия.

Важно! В лавре постоянно читается Неусыпаемая Псалтирь, кроме того служатся панихиды, множество молебнов. Молитва в этом святом месте не смолкает никогда.

Особо торжественные богослужения проходят в дни больших церковных праздников и престольных дат, а именно:

  • в день почитания Святогорской иконы Богородицы, 30 июля. В этот день кроме торжественной литургии можно поучаствовать в праздничном Крестном ходе;
  • в день почитания преподобного Иоанна Затворника, 24 августа. Также можно присоединиться к Крестному ходу, побывать на могилке подвижника;
  • в праздник Успения Пресвятой Богородицы, в честь которого и был назван весь монастырь. Празднуется 28 августа.

Находится Свято-Успенская Святогорская Лавра по адресу: Донецкая область, город Святогорск, улица Заречная, 1.

Документальный фильм о Свято-Успенской Святогорской Лавре

molitva-info.ru

Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь / Монастырский вестник

Судьба обители значительно переменилась в XVIII столетии, когда граница России отодвинулась к берегам Балтики, и особенно после указа Екатерины II 1764 года, по которому монастырь был зачислен в третьеразрядные, а его земли и прочие угодья отошли в казну. Однако он оставался известным в народе своими святынями и богатствами ярмарок, приуроченных к престольным праздникам - Девятой пятнице по Пасхе и Покрову Пресвятой Богородицы.

С XIX века обитель оказалась неразрывно связанной с именем Александра Сергеевича Пушкина. Живя в Михайловском, поэт приходил сюда в моменты творческих исканий и на поклон могилам предков, памятью которых он свято дорожил.

Монастырь окружен старинной каменной оградой. В него ведут двое ворот - Святые, или Пятницкие, прежде находившиеся у утраченной Пятницкой церкви, и Анастасьевские (по названию несохранившейся Анастасьевской часовни, находившейся у входа в монастырь). Рядом со Святыми воротами находится дом наместника, построенный в 1911 году. Никольские ворота (по названию утраченной Никольской церкви) ведут со Святого на черный (торговый) двор монастыря. К Анастасьевским воротам примыкает старинная каменная светелка для привратника. Две каменные лестницы ведут к Успенскому собору и фамильному кладбищу Ганнибалов-Пушкиных. К древнему Успенскому храму в XVIII веке пристроены два придела - Покровский и Одигитриевский. В Одигитриевском приделе стоял гроб с телом А.С.Пушкина в ночь перед погребением. Здесь же находится его могила. Спустя 4 года на могиле был установлен мраморный памятник в виде пирамиды с изображением вызолоченного креста и звездочки. На памятнике следующая надпись: «Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года, скончался в С.-Петербурге 29 генваря 1837 года».

В 1924 году монастырь был закрыт. 17 марта 1922 года постановлением Совета Народных Комиссаров могила Пушкина в Святогорском монастыре была включена в государственный заповедник. С 1936 года ансамбль Святогорского монастыря полностью вошел в Пушкинский музей-заповедник. Это во многом способствовало сохранению целостности ансамбля монастыря. В Успенском соборе была размещена музейная экспозиция, посвященная истории Святых гор.

Многие монастырские строения серьезно пострадали во время Великой Отечественной войны, иные, как Никольский храм, оказались полностью разрушены.

Успенский собор был восстановлен в 1949 году.

В 1992 г. Свято-Успенский Святогорский монастырь был возвращен в бессрочное и безвозмездное пользование Русской Православной Церкви. 29 мая при участии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II торжественно возобновлены службы в его Успенском соборе.

monasterium.ru

Пушкинские Горы: Святогорский монастырь - Елена Хорватова — LiveJournal

Первое место, которое надо посетить, приезжая в Пушкинские Горы - Святогорский монастырь. Здесь похоронен Пушкин.
Монастырь древний, построен по указу Ивана Грозного в 1569 году. Выполнял задачу охраны границ Московского царства. Пушкин часто бывал здесь, читал летописи, собирал материал для "Бориса Годунова". Агенты III  отделения, следившие за поэтом, сообщали Бенкендорфу: "От Игумена Ионы узнал я следующее: Пушкин иногда приходит в гости к Игумену Ионе, пьет с ним наливку и занимается разговорами".
При советской власти монастырь закрыли. Храм превратили в клуб. Потом здесь была типография и даже хлебозавод. В 1992 года монастырь вернули Православной церкви.

Находится Святогорский монастырь в центре поселка Пушкинские Горы (прежде поселок назывался Святые Горы).

monastir-0104


monastir-0084
2.Это Научно-культурный центр Пушкинского заповедника в поселке Пушкинские Горы. Здесь можно купить карту-схему всех пушкинских мест. А самое главное, здесь продают пропуск для автомобиля на территорию заповедника. Только не подумайте. что с пропуском можно спокойно разъезжать по Михайловскому или Тригорскому. Совсем нет, только заехать под шлагбаум и поставить машину на парковке на краю усадьбы, или подъехать к гостевому домику. Работает центр до 19 часов. Найти его легко.
- Увидите большой мраморный дворец, - так меня сориентировала по телефону работница центра.
Действительно, для поселка с населением пять тысяч жителей - это огромное сооружение, местечковая пирамида Хеопса. Не знаю, как оно тут используется, кроме дней пушкинских праздников. Это примета советских времен - помпезность и гигантомания.

monastir-0123
3. А сам поселок мне понравился. Есть такие милые домики с роскошными кустами роз и гортензии в палисадниках.

monastir-0124
3. Великолепный куст гортензии.

monastir-0088
4. В кафе "Святогор"напротив монастыря. Там неплохо кормят и можно посидеть за массивными столами из бревен вот в этом дворике.

monastir-0096
5. Памятник Александру Сергеевичу рядом с монастырем. Почему-то здесь у меня выскочила фраза: "Великий внук дедушки-гастарбайтера".

monastir-0098
6. Вход в Святогорский монастырь. Скажу сразу, размерами он не впечатляет.

monastir-0101
7. Монастырский двор. Живут здесь мужчины-монахи. В эту часть монастыря туристов не пускают. Для туристов открыт только проход к Успенскому собору, где похоронен Пушкин.
А в прежние времена на территории монастыря устраивались ярмарки, съезжались торговцы со всей округи. Так монастырь зарабатывал себе на существование. Некоторым образом традиция сохранилась. У входа сегодня работает монастырская лавка: продают мед, чай, сбитень. Мы купили мед и бутылку сбитня. Мед очень хорош. Цены очень высокие - налог на монастырские нужды.

monastir-0122
8. Колокольня. Когда мы с женой уже выходили из монастыря, на колокольню поднялся звонарь и минут пять звонил в колокола и колокольчики. Красиво звонил.

monastir-0130
9. Успенский собор. Знаменит тем, что здесь хранится древняя икона Богоматери. Ее в 1563 году нашел на этой горе, которая называлась Синичья, какой-то блаженный отрок. Потому именно на этом месте и построили монастырь.

monastir-0107
10. Не смог удержаться, чтобы не сфотографировать: крест так красиво горел в лучах заходящего солнца и от него солнечная дорожка на скате крыши.
monastir-0110
11.

monastir-0118
12. Вот эта лестница ведет к стенам собора и к могиле Пушкина.

monastir-0116
13. Ступени лестницы крутые, выложены из массивных гранитных камней.

monastir-0114
14. Последний приют поэта.
В 1829 году он написал:

"И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне все б хотелось почивать"

Так и вышло. Николай I запретил хоронить Пушкина в Москве и Петербурге.  И тело поэта привезли сюда, на фамильное кладбище Ганнибалов. Сопровождали тело Пушкина из Петербурга три жандарма, писатель Тургенев и старый слуга Пушкина Никита Козлов.

"Жена моя возвращалась из Могилева и на одной станции неподалеку от Петербурга увидела простую телегу, на телеге солому, под соломой гроб, обернутый рогожею. Три жандарма суетились на почтовом дворе, хлопотали о том, чтобы скорее перепрячь курьерских лошадей и скакать дальше с гробом.
- Что это такое? - спросила моя жена у одного из находившихся здесь крестьян.
- А бог его знает что! Вишь, какой-то Пушкин убит - его мчат на почтовых в рогоже и соломе, прости господи - как собаку". (из дневника современника, А.В.Никитенко).

Памятник в 1841 году поставила Натали Пушкина.

eho-2013.livejournal.com

Познай свой край родной: Святогорский монастырь

Свято-Успенский Святогорский монастырь


    Виртуальная экскурсия в Свято-Успенский Святогорский монастырь 

   Свято-Успенский Святогорский монастырь был основан по повелению царя Ивана IV в 1569 году и издревле входил в ряд самых почитаемых на Руси. Среди многих даров царей и вельмож, хранившихся в монастыре, были пожалованный Иваном Грозным 15-пудовый колокол, прозванный в народе Горюном, и Евангелие - дар царя Михаила Федоровича.

    С XIX века обитель оказалась неразрывно связанной с именем Александра Сергеевича Пушкина. Живя в Михайловском, поэт приходил сюда в моменты творческих исканий и на поклон могилам предков, памятью которых он свято дорожил.

    Монастырь окружен старинной каменной оградой. В него ведут двое ворот - Святые, или Пятницкие, и Анастасьевские (по названию несохранившейся Анастасьевской часовни, находившейся у входа в монастырь).


 

     Рядом со Святыми воротами находится дом наместника, построенный в 1911 году. Никольские ворота (по названию утраченной Никольской церкви) ведут со Святого на черный (торговый) двор монастыря. К Анастасьевским воротам примыкает старинная каменная светелка для привратника. Две каменные лестницы ведут к Успенскому собору и фамильному кладбищу Ганнибалов-Пушкиных. К древнему Успенскому храму в XVIII веке пристроены два придела - Покровский и Одигитриевский. В Одигитриевском приделе стоял гроб с телом поэта в ночь перед погребением.


    В монастыре на фамильном кладбище Ганнибалов-Пушкиных похоронены: дед поэта Осип Абрамович Ганнибал (1806), бабушка Мария Алексеевна (1818), мать Надежда Осиповна (1836) и отец Сергей Львович (1848). 

   Младший брат Платон, умерший в 1819 году похоронен, видимо, в Успенском соборе.

     Святогорский монастырь стал последним земным приютом Пушкина. 6/18 февраля 1837 года после заупокойной панихиды в южном приделе Успенского собора, отслуженной архимандритом Геннадием, тело поэта было предано земле у алтарной стены.


Могила А.С. Пушкина

     Спустя четыре года на могиле был установлен мраморный памятник, выполненный по заказу вдовы Пушкина и опеки петербургским мастером монументальных дел А. М. Пермогоровым.


    На нем надпись: «Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года, скончался в С.-Петербурге 29 января 1837 года».

При подготовке информации использованы материалы сайта «Музей-заповедник А.С. Пушкина "Михайловское" : http://pushkin.ellink.ru/2.asp

www.pskovkid.ru

Святогорский монастырь. Немецкие оккупанты, защитники православия

Владимир Дергачев
image001.jpg
http://www.september-t.ru/upload/september/location/16640.jpg

Свято-Успенский Светлогорский мужской монастырь основан в 1569 году по приказу царя Ивана Грозного как один из православных форпостов Русского государства. При монастыре возникла слобода, ставшая селом Святые Горы (Пушкинские горы с 1925 года).
В конце 16 века монастырь пострадал от войск польского короля Стефана Батория и к 18 веку окончательно утратил оборонное  значение. Ежегодно при монастыре проводили ярмарки, которые во время ссылки посещал Александр Пушкин.

К 1917 году на территории Свято-Успенского Светлогорского монастыря, кроме храмов, находились училище, книжная и иконная лавка, гостиница. В монастыре кроме управляющего игумена было 11 монахов и 22 послушника. 6 июня 1918 года монахи в одиночестве, без прихожан служили панихиду на могиле поэта. В  феврале 1918 года «освобожденные» крестьяне, разграбив соседние усадьбы, прибежали в Светлогорский монастырь, опрокинули надгробный памятник на могиле Пушкина и сбили крест.

В 1924 году губернская власть, руководствуясь наставлением вождя всемирного пролетариата, что «религия – опиум для народа» и «принимая во внимание контрреволюционную агитацию монашествующих, вредное влияние их на окружающее население…» признала необходимым закрыть Святогорский монастырь.  Основанием послужил сфабрикованный  донос Опочецкого уездного исполкома о «контрабанде» и «повальном пьянстве» и «бесчинствах» монахов[1].

Местный народ рвения власти не оценил и просил  сохранить службу в Успенском храме, вблизи которого находится могила великого поэта. Но храм закрыли и  передали в 1928 году как музейное имущество в распоряжение Главнауки.

В годы Великой Отечественной войны услышали народ немецкие оккупанты,  и на праздник Святой Троицы 1942 года состоялось освещение Успенского храма.

Настоятелем монастыря стал член Псковской Православной миссии священник Владимир Толстоухов (1914 - ?). В день 106-й годовщины гибели поэта 10 февраля 1943 года жители Пушкинских Гор и окрестных деревень собрались на панихиду на могиле Александра Сергеевича Пушкина. Однако полностью возродить монастырь не удалось, а при  отступлении в 1944 году немцы взорвали верхний ярус колокольни, которую можно было использовать как наблюдательный пункт,  и заминировали могилу Александра Пушкина.

К 1949 году Святогорский монастырь как музейный объект был восстановлен, а в 1978 году на колокольню Успенского собора подняли 14 колоколов, в которые разрешалось звонить только в памятные пушкинские даты. Все годы советской власти создавался образ Пушкина как поэта-атеиста, и руководство Пушкинского заповедника было категорически против начала богослужений в монастыре.

В 1992 году после возвращения монастыря Русской Православной Церкви возобновился вседневный колокольный звон и состоялся первый после семидесятилетнего перерыва крестный ход.  29 мая того года при участии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II были торжественно возобновлены службы в Успенском соборе. Патриарх совершил панихиду на могиле поэта и обратил внимание, что Александр Пушкин желал быть похороненным не в музее, а в православном монастыре. Сегодня ежедневно в соборе звучит молитва о рабе Божием Александре и сродственниках его. В храме  зажжена лампада от Священного огня в Иерусалиме.

В монастыре трудится около 25 послушников и монахов (в пушкинское время в монастыре жило 10 человек).
image003.jpg
http://i.ytimg.com/vi/WZzV3iV7nQI/maxresdefault.jpg

Бюст поэта во дворе Светлогорского монастыря
image005.jpg
Фотография Владимира Дергачева, 1968 год



dergachev-va.livejournal.com

Прогулки по монастырям: Святогорский Свято-Успенский монастырь


Святогорская обитель (прошу не путать с одноименной Лаврой на Донбассе) издревле является одной из почитаемых не только в своем крае, но и во всей Русской земле.

Рассказывая о пушкинских местах на Псковщине, я уже очень кратко упомянул о ней, а теперь хотел бы рассказать об обители более подробно, поскольку она того достойна…



Расположен Святогорский Свято-Успенский мужской монастырь (Псковской епархии) в 110 километрах к югу от г. Пскова, почти в центре пгп. Пушкинские Горы, на возвышенной красивой холмистой местности, на горе, издревле называвшейся Синичьей, а после построения монастыря переименованной в «Святую».

Древние летописцы связывают основание монастыря с легендой о явлении чудотворной иконы Божией Матери «Одигитрия» (впервые упоминается в Псковской III летописи в 1566 году) на Синичьей горе местному пастуху Тимофею Терентьеву.

На месте обретения иконы по приказу царя Ивана Грозного псковским наместником князем Юрием Токмаковым в 1569 году на средства из царской казны был основан монастырь. Создание обители не только подтверждало святость данного места, но должно было укрепить подступы к городу Вороничу – одному из опорных пунктов на западной границе псковской земли. С тех времен монастырь стал входить в ряд самых почитаемых на Руси.

Первоначально на месте обретения Иконы была возведена часовня, а в ознаменование открытия обители Иваном Грозным был прислан 15-пудовый колокол, прозванный в народе «Горюном» (ибо «пел он жалостно»). В последующем монастырь не единожды жаловали своими дарами вельможные лица, среди которых был и первый из царей династии Романовых – Михаил Федорович, передавший обители Евангелие и колокол (с надписью: «Лит сей колокол в лето 7445 (1638) при благоверном князе Михаиле Федоровиче в обитель Пресвятыя Богородицы на Святые Горы»).

Вплоть до времен царствования Екатерины II монастырь относился к перворазрядным и являлся довольно зажиточным.

Монастырь владел перевозом на р. Сороти (у подножия городища Воронич), рыбными ловлями на вблизи протекающих реках, имел ярморочные выгоды (все пошлины и денежные сборы со знаменитых святогорских ярмарок шли в казну монастыря).

К середине XVIII века за обителью числилось 957 крестьян, а среди принадлежащих ей пустошей и деревень были и ныне существующие Бугрово (там была монастырская мельница), Кириллово и другие.

Кроме того, к монастырю были приписаны несколько ближайших обителей, в том числе Николаевский монастырь в г. Ворониче и Николаевский мужской в Опочке.

Первый настоятель обители (Зосима Завалишин) представлял псковское духовенство в 1598 году в Москве на Земском соборе, который избрал на царство Бориса Годунова…

Судьба обители значительно переменилась в XVIII столетии, когда границы России отодвинулись к берегам Балтики, и особенно после указа Екатерины II (1764) о секуляризации церковных земель, согласно которому монастырь был причислен к третьему разряду, а его земли и прочие угодья отошли в казну.

Однако и после этого он оставался известным в народе своими святынями и богатствами ярмарок, приуроченных к престольным праздникам – Девятой пятнице по Пасхе и Покрову Пресвятой Богородицы.
При этом у монастыря имелось свое подворье в г. Пскове с каменной церковью Великомученицы Варвары.

С XIX века обитель оказалась неразрывно связанной с именем Александра Сергеевича Пушкина. Живя в Михайловском, поэт приходил сюда в моменты творческих исканий и на поклон могилам предков, памятью которых он свято дорожил.

Здесь же в начале февраля 1837 года после заупокойной панихиды в южном приделе Успенского собора, отслуженной архимандритом Геннадием (столетним старцем), тело поэта было предано земле у алтарной стены, а спустя четыре года на могиле был установлен памятник…

После революционных событий, в 1924 году Святогорский монастырь был закрыт, и до начала Великой Отечественной войны здесь располагались клуб, типография, хлебопекарня.

Годы Великой Отечественной войны принесли монастырю страшные разрушения (многие монастырские строения серьезно пострадали, а иные, как Никольский храм, оказались полностью разрушены), он вместе с могилой Пушкина был заминирован и чудом не взорван.

После войны, сохранившиеся монастырские сооружения были переданы Академии наук (1945), восстановлены (1949) и в них открылась музейная экспозиция, посвященная истории монастыря и творчеству А.С.Пушкина.

Возродилась духовная жизнь в обители только в 1992 году, когда Свято-Успенский Святогорский монастырь (как мужская обитель) был возвращен в бессрочное и безвозмездное пользование РПЦ, причем торжественный молебен по его открытию прошёл при участии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

В настоящее время в обители проживает около 25 послушников и монахов (в пушкинское время в монастыре жило 10 человек). Монахи обрабатывают монастырские земли, занимаются сельским хозяйством. По благословению наместника они принимают паломников.

Ежедневно утром и вечером, в соответствии с монастырским уставом, здесь проходят службы, где монашеская братия поминает А.С. Пушкина «со сродники».

При монастыре работает воскресная церковная школа, имеется гармоничный братский хор (звучание которого вы можете послушать, нажав кнопку прикрепленного к данному посту акафиста), а также устроен скит (в дер. Столбушино), о котором расскажу чуть ниже.

Теперь, как обычно, несколько слов об архитектурном ансамбле обители.

Как уже говорилось, территория монастыря раскинулась на холмистой местности, что наложило свой отпечаток на его размещении. Хотя территория не столь велика (я бы даже сказал, скромна), но её ландшафтные возможности были использованы, на мой взгляд, органично и в полной мере.

Сооружения обители включают в себя:

собор в честь Успения Пресвятой Богородицы (1569) по

bin63.livejournal.com

admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о