Самые старые города подмосковья: Старинные города Подмосковья, что посетить и как добраться
Самые старые города России: описание и фото
Сказать точно, когда именно появился в России первый город, не сможет ни один историк. Даты расходятся в зависимости от источника, а предметы, которые находят археологи, часто доказывают, что город мог существовать еще задолго до указанного в летописях периода. Часто название города менялось по несколько раз, поэтому найти первые упоминания о том или ином населенном пункте бывает крайне трудно. Однако по собранным историческим материалам, исследователи все же смогли выяснить, какие города являются самыми старыми в России:
Дербент
Одним из древнейших городов не только России, но и мира, считают Дербент. Он расположен в южной части России и входит в Республику Дагестан. Об этом городе в своих трудах писал еще Гекатей Милетский. На основании этих рукописей, можно считать, что Дербент возник еще в бронзовую эпоху, то есть четыре тысячелетия до нашей эры.
Город имеет богатую историю – он соединяет Кавказ с Каспийским морем, поэтому был очень популярным и даже служил пунктом, через который проходил Великий Шелковый Путь.
Великий Новгород
Об этом городе историкам многое известно, и даже дата его официального основания – 859ый год. Однако некоторые исследователи спорят: в Никоновской летописи указана не только это цифра, но и то, что в этом же году умер старейшина Новгорода – Гостомысл. Это означает, что город уже был заложен и вел свое существование.
Современные жители Великого Новгорода уверены, что его стоит считать самым древним городом. Ведь именно на этих землях правил князь Рюрик, с именем которого связано основание Древнерусского государства, и именно в Новгород было привезено христианство.
Муром
Этот город, как и Новгород, был во власти Рюрика. И судя по Повести Временных Лет, он основан на три года позже – в 862ом году. Однако известно, что эти земли еще до прихода славян населяло финно-угорское племя, от названия которого и произошло имя города.
В 13ом веке Муром разорила татарская орда, а после этого два масштабных пожара уничтожили практически все древние постройки, ведь до 16ого века здания в Муроме были только деревянными.
Ростов Великий
Считается, что Ростов Великий был основан примерно в одно и то же время, что и Муром. В Повести Временных Лет указано, что он также находился во власти Рюрика и первое время был населен людьми, принадлежащими к племени меря. Ростову Великому присвоен статус города-музея.
Этот город хранит более трехсот памятников культуры, некоторые из них признаны объектами федерального значения.
Смоленск
Еще один город, который также упоминается в Повести Временных лет — Смоленск. Как указано в этом историческом документе –
В 1812ом году Смоленск серьезно пострадал от рук французов и был сожжен. В этом городе сосредоточено огромное количество зодческих памятников, среди которых Успенский кафедральный собор.
Псков
Согласно одним историческим документам, Псков основан в одно время с Новгородом — в 859ом году. Однако из Лаврентьевской летописи следует, что он появился только в 903ем году – и именно с этой даты ведется летоисчисление города.
Считается, что город построили благодаря княгине Ольге. Однажды она смотрела на реку Великая и увидела, что на другом берегу появились три луча, которые сошлись в одной точке. Именно там Ольга приказала построить Троицкий собор. Если верить этой истории, то первый христианский храм появился еще задолго до крещения Руси.
Псковская крепость хорошо защищала город от нападения много лет. До основания Санкт-Петербурга, Псков был одним из главных центров торговли страны.
Углич
Еще один древний город – Углич. Историки не могут выяснить точную дату его основания. Археологические находки указывают на то, что первые поселения на этом месте существовали еще в пятом и шестом веке.
В некоторых материалах указано, что город был основан Яном Плесковичем в 937ом году. Однако другие исторические документы говорят о том, что это могло произойти позже – в 947ом или 952ом году. В летописях Углич впервые упоминается с 1148ом году. Несмотря на то, что за долгую историю город пережил немало испытаний, в нем сохранилось двадцать три церкви и три монастыря.
Владимир
Одним из самых красивых древних городов считается Владимир. Территорию, где сейчас расположен город, люди начали населять еще в 25ом тысячелетии до нашей эры. Дата основания Владимира вызывает самые оживленные споры. В летописных материалах указано, что город заложен в 1108ом году Владимиром Мономахом. Однако известно, что бояре из Ростова и Суздаля не могли смириться с тем, что город сразу обрел огромное значение для государства. Именно поэтому, а также основываясь на поздних летописях, владимирские историки попросили передвинуть официальную дату основания на 990ый год.
Некоторое время Владимир носил титул столицы Северо-Восточной Руси. Огромное количество храмов и других зданий были построены во Владимире в 12ом веке, однако уже в 1238ом году город был сожжен татаро-монгольским игом. Владимир тщательно восстанавливали, а также возводили новые здания, поэтому сейчас в нем сосредоточено огромное количество исторических памятников.
Суздаль
Суздаль появился примерно в одно время с Владимиром. По одним источникам в 999ом году, по другим – в 1024ом. В 11ом веке он завоевал себе звание крупного торгового центра, активно в нем развивались и ремесла.
Юрий Долгорукий сделал этот город главным в Ростово-Суздальском княжестве, однако, спустя всего несколько десятилетий по велению князя Андрея Боголюбского столицей стал Владимир, а княжество переименовалось во Владимиро-Суздальское. Несмотря на это, город активно развивался, в шестнадцатом веке в нем появилось огромное количество каменных церквей и монастырей, многие из которых сохранились до сих пор. Храмы Суздаля ЮНЕСКО включило в список всемирного наследия.
Самые старые церкви в Москве и Подмосковье: топ-10
Москва – город с тысячелетней историей (основан в 1147 году). Здесь сохранилось очень много старинных зданий и памятников архитектуры, в частности церквей и храмов – несчетное количество. Именно по этой причине Москву называют «златоглавой». В какой бы точке города вы не находились, всегда увидите купола церквей.
Столица России давно уже привлекает внимание паломников со всего мира. Здесь находятся самые известные святыни и небольшие церквушки – разнообразие религиозных объектов поразит даже бывалых туристов. В этой статье мы расскажем вам о самых старых церквях в Москве и Московской области. Их стоит увидеть даже тем людям, которые не относят себя к верующим, ведь прежде всего – это история нашей страны.
Церковь Положения Ризы Божией Матери во Влахерне, 1486 год
Церковь построена в память о спасительном чуде. Татарское войско осадило город. У жителей не было выхода, оставалось только молиться. Наутро татары ушли, оставив все награбленное добро. Правда, первая деревянная церковь сгорела, а эта была построена вместо нее.
Церковь долгое время была домовой (расположенная в учреждении или частном доме) для митрополитов, позже для патриархов. В 1635 году ее передали государю. Тогда же был построен переход, который соединял церковь с покоями царицы.
На данный момент она является одним из самых красивейших зданий Москвы. Это самая маленькая церковь в составе архитектурного ансамбля Кремля. Сейчас службы в ней не проводят. В 1965-м году она получила статус музейного экспоната.
Последующие реставрационные и восстановительные работы
В 1547 году Успенский собор вновь был охвачен огнем пожара и получил множество повреждений. Незамедлительно началось его восстановление. Как и два с лишним века назад, необходимые для проведения работ средства собирались всем миром. Завершив реставрацию, кровлю храма покрыли позолоченными медными листами, придав зданию изысканность и благолепие, а внутри к имевшимся ранее образам добавили присланные из Великого Новгорода четыре иконы древнего письма. Так самая старая церковь в Москве принимала знакомые нам всем очертания.
В 1624 году по повелению первого государя из рода Романовых – царя Михаила Федоровича – своды Успенского собора, угрожающе покрывшиеся трещинами, разобрали и, чтобы устранить опасность обрушения, выложили заново, укрепив железным армированием и дополнив особыми подпружными арками. Были внесены также некоторые изменения в конструкцию кровли и системы водостоков.
Собор Успения Божией Матери, 1479 год
Один из самых важных соборов в истории России. Его построили по указу московского князя Ивана III. Здесь проходили значимые события: венчания на царство, коронация императоров, оглашение государственных актов, молебны перед военными походами.
Успенский собор имел первенствующее положение. Главы государства следили за тем, чтобы убранство его соответствовало статусу. Расписывать стены и писать иконы могли только самые выдающиеся художники со всей страны. Внутреннее убранство собора – это уникальное собрание памятников русского средневекового искусства. В 1917 году собор стал музеем. С 1990 года здесь возобновлены богослужения.
Успенский собор Московского Кремля
Успе́нский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля, Патриарший кафедральный собор Патриарха Московского и всея Руси (с 1991 года).
Сооружён в 1475-1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Русского государства.
Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.
Современный статус
Открыт как музей в 1955. В феврале 1960 передан в ведение Министерства культуры СССР. С 1991 года входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» .
С 1990 совершаются богослужения в отдельные дни по благословению Патриарха; именуется «Патриаршим кафедральным».
Адрес:
Россия, г. Москва, Андроньевская пл., д. 10, стр. 5
Проезд:
Метро «Площадь Ильича», «Римская».
Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, 1422 год
Главный соборный храм, самое старое из всех сооружений Троицкого монастыря. Его построили в честь Сергия Радонежского. Там же хранятся его мощи. Здесь всегда много желающих приложиться к святыне.
Троицкий собор – выдающийся памятник архитектуры. Внутренним убранством занимался Андрей Рублев. К сожалению древняя роспись не сохранилась. Все, что вы там увидите – это иконография, проще говоря точная копия.
Собор действующий, здесь регулярно совершаются богослужения и молебны, принимают постриг братия обители.
Казанский собор
Адрес: ул. Никольская, 3
Какой самый знаменитый храм Москвы? Казанский Собор известен даже детям. Его постройка посвящена победному походу Пожарского и Минина на польских интервентов. Княжеское войско отправились в поход, веря в защиту и помощь Казанской Божьей Матери, и вернулось с победой. В 1625 году князь возвел церковь из дерева на собственные средства, а после пожара, уничтожившего строение дотла, приказал сотворить на ее месте каменный собор, просуществовавший до 1936 года и снесенный по распоряжению властвующих большевиков.
Лишь в начале 90-х годов XX столетия пришедшее новое правительство распорядилось возродить Казанский собор. Архитектор Олег Журин буквально воскресил былой храм, создав его точной копией разрушенного религиозного строения.
Новый Казанский собор был построен на денежные средства, которые пожертвовали православные горожане.
Сегодня Казанский собор стал одним из самых известных и величественных соборов современной Москвы. Это настоящий шедевр храмовой архитектуры. В его стенах хранится почитаемая икона Казанской Богоматери с рамкой для хранения святых мощей.
Ближайшая станция метро – Охотный ряд.
Собор Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре, 1405 год
Инициатором строительства монастыря стал звенигородский князь Юрий Дмитриевич, основан монахом Саввой. Собор Рождества – первое каменное здание ансамбля, один из немногих сохранившихся образцов московского зодчества начала XV века. Четырехстолпный одноглавый соборный храм построен из белого кирпича, его особенность – минимум декора, скромность и строгость. Внутренне убранство – результат кардинальной реконструкции, которая была проведена в XVI веке. Есть информация, что первоначально оформлением собора занимались мастера круга Андрея Рублева. В 1913 году реставраторы обнаружили остатки фресок, относящихся к XV веку.
Как уже было отмечено выше, собор находится на территории монастыря, действующий.
Церковь Николая Чудотворца
Адрес: ул. Льва Толстого, 2
Для жителей Хамовников этот храм является настоящим сокровище. С момента возведения в Хамовничьей слободе в XVII веке, которая тогда была окраиной столицы, а сегодня считается центральным районом, церковь Николая Чудотворца практически не подвергалась реконструкции. Стиль его постройки вполне типичен для посадских церквей, однако мастера многое позаимствовали и у ярославских зодчих: каменные стены с поливными изразцами ярко расписаны, впечатляет своей пестротой зеленая краска на крышах и красная в оформлении окон на фоне белых стен.
Главной святыней церкви считается чудотворная икона Богоматери «Споручница грешных». Прихожане имеют возможность молиться перед ликами Николая Угодника, Иоанна Воина, святителя Алексия. Здесь ежедневно совершаются и дневные, и вечерние службы.
К московской святыне можно дойти от станции метро Парк культуры.
Храм Успения в Звенигороде, 1399 год
История этого храма перекликается с историей Собора Рождества Богородицы. Его построили по приказу князя Юрия Дмитриевича в честь удачного похода на волжских булгар. Стиль – ранняя московская школа русского зодчества. Его также расписывали Андрей Рублев и Данила Черных, но до наших времен дошла только малая часть фресок. Белокаменная церковь – кажется, что в России таких сотни, но нет. Его удалось сохранить почти в первозданном виде, а ведь это самый древний храм Звенигорода. Действующий, его не закрывали даже в советское время.
Древние храмы
- Владимирская область
- Костромская область
- Москва
- Московская область
- Новгородская область
- Псковская область
- Тверская область
- Ярославская область
Москва
Название церкви | тип | Округ | Район | Век | Год | Монастырь | Адрес |
Троицы Живоначальной в с. Хорошево на р. Москве | церковь | Северо-западный | Хорошево-Мневники | XVI | 1598 | Карамышевская наб. , 15 | |
Успения Божией Матери | собор | Центральный | Китай-город | XV | 1479 | Кремль | Кремль, Соборная пл. |
Положения Ризы Божией Матери во Влахерне | церковь | Центральный | Китай-город | XV | 1486 | Кремль | Кремль, Соборная пл. |
Благовещения Пресвятой Богородицы | собор | Центральный | Китай-город | XV | 1489 | Кремль | Кремль, Соборная пл. |
Зачатия Праведной Анны что в углу | церковь | Центральный | Китай-город | XV | 1493 | Москворецкая наб., 3 | |
Архистратига Михаила | собор | Центральный | Китай-город | XVI | 1508 | Кремль | Кремль, Соборная пл. |
Иоанна Лествичника что под колоколами | церковь | Центральный | Китай-город | XVI | 1508 | Кремль | Кремль, Соборная и Ивановская пл. |
Покрова Божией Матери на Рву или церковь Василия Блаженного | собор | Центральный | Китай-город | XVI | 1561 | Красная пл. | |
Трифона Мученика в Напрудной слободе | церковь | Центральный | Мещанский | XV | 1492 | Трифоновская ул., 38 | |
Рождества Пресвятой Богородицы посреди монастырского двора | собор | Центральный | Мещанский | XVI | 1505 | Рождествен-ский | ул.Рождественка, 20 |
Спаса Нерукотворного Образа посреди монастырского двора | собор | Центральный | Таганский | XV | 1428 | Спасо-Андроников | Андроньевская пл., 10 |
Всех Святых на Кулишках | церковь | Центральный | Таганский | XVI | Славянская пл., 2 | ||
Воскресения Словущего | церковь | Центральный | Таганский | XVI | 1516 | Крутицкое подворье | Крутицкая ул. , 11/13 |
Великомученика Никиты за Яузой на Швивой горке | церковь | Центральный | Таганский | XVI | 1595 | Гончарная ул., 6 | |
Петра Митрополита посреди монастырского двора | собор | Центральный | Тверской | XVI | 1517 | Высоко-петровский | ул.Петровка, 28/2 |
Антипы Пергамского на Колымажном дворе | церковь | Центральный | Хамовники | XVI | Колымажный пер., 8 | ||
Смоленской иконы Богоматери в центре монастырского двора | собор | Центральный | Хамовники | XVI | 1525 | Новодевичий | Новодевичий пр., 1 |
Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове | церковь | Южный | Даниловский | XVI | 1509 | Восточная ул., 6 | |
Донской Иконы Божией Матери старый соборный храм посреди южной части монастырской территории | собор | Южный | Донской | XVI | 1593 | Донской | Донская пл. , 1 |
Георгия Победоносца храм в с. Коломенском на р. Москве | коло-кольня | Южный | Нагатинский затон | XVI | просп. Андропова, 39, с юго-запада от храма Вознесения Господня | ||
Вознесения Господня в с. Коломенском на р. Москве | церковь | Южный | Нагатинский затон | XVI | 1532 | просп. Андропова, 39, стр. 1 | |
Усекновения Главы Иоанна Предтечи в с. Дьяково на р. Москве близ с. Коломенского | церковь | Южный | Нагатинский затон | XVI | 1554 | просп. Андропова, 39, стр. 7 |
Перестроенные древние храмы Москвы
… в начало страницы
Московская область
№ | Название церкви | тип | Район | Нас.пункт | Век | Год | Монастырь | Адрес |
Воскресенский | собор | Волоколамский | г.Волоколамск | XV | Кремль | |||
2 | Рождества Богородицы | церковь | Волоколамский | Возмище | XVI | 1537 | ||
3 | Богоявленская в трапезной | церковь | Волоколамский | Теряево | XVI | 1530 | Иосифо-Волоцкий | |
4 | Успенский | собор | Дмитровский | г. Дмитров | XVI | 1533 | Кремль | Историческая пл. |
5 | Бориса и Глеба | собор | Дмитровский | г.Дмитров | XVI | 1537 | Борисоглебский | Большевистская ул. |
6 | Никольский | собор | Дмитровский | п.Луговой | XVI | I четв | Николо-Пешношский | |
7 | Богоявленская в колокольне | церковь | Дмитровский | п.Луговой | XVI | I пол | Николо-Пешношский | |
8 | Рождества Богородицы | церковь | Дмитровский | Пустынь | XVI | 1547 | Медведева пустынь | |
9 | Троицкий | собор | Сергиево-Посадский | Сергиев Посад | XV | 1422 | Троице-Сергиева лавра | |
10 | Духовская | церковь | Сергиево-Посадский | Сергиев Посад | XV | 1476 | Троице-Сергиева лавра | |
11 | Успенский | собор | Сергиево-Посадский | Сергиев Посад | XVI | 1585 | Троице-Сергиева лавра | |
12 | Введенская | церковь | Сергиево-Посадский | Сергиев Посад | XVI | 1547 | бывш. Пятницкий | просп.Красной Армии |
Успенский «на Городке» | собор | Звенигород | г.Звенигород | XIV | 1400 | Кремль | ||
14 | Рождества Богородицы | собор | Звенигород | г.Звенигород | XV | 1405 | Саввин-Сторожевский | |
15 | Рождества Христова | церковь | Истринский | Юркино | XVI | нач | ||
16 | Успенская | церковь | Клинский | г.Клин | XVI | сер | ул.Папивина, 16а | |
17 | Успенская | церковь | Коломенский | г.Коломна | XVI | 1552 | Кремль, Брусенский | ул.Лажечникова, 12 |
18 | Иоанна Предтечи на Городище | церковь | Коломенский | г.Коломна | XIV | 60-70е | Городищенская ул. | |
19 | Ильинская | церковь | Коломенский | Прусы | XVI | 1578 | ||
20 | Рождества Христова | церковь | Ленинский | Беседы | XVI | кон | ||
21 | Преображенская | церковь | Ленинский | Остров | XVI | II пол | ||
22 | Михаила Архангела | собор | Лотошинский | Микулино | XVI | 1550 | ||
Старо-Никольский | собор | Можайский | г. Можайск | XIV-XV | ул.Бородинская, 8 | |||
24 | Иоакима и Анны | церковь | Можайский | г.Можайск | XIV | кон | ул.Крупской | |
25 | Рождества Богородицы | собор | Можайский | г.Можайск | XVI | 1542 | Лужецкий | ул.Герасимова, 1 |
26 | Никольская | церковь | Наро-Фоминский | Каменское | XIV | II пол | ||
27 | Преображения (Троицкая) | церковь | Одинцовский | Большие Вяземы | XVI | кон | ||
28 | Введенский | собор | Серпуховский | г.Серпухов | XVI | кон | Владычный | |
29 | Трапезная с Георгиевской | церковь | Серпуховский | г.Серпухов | XVI | 1599 | Владычный | |
30 | Воскресенская | церковь | Ступинский | Городня | XVI | 1578 | ||
31 | Покровская | церковь | Ступинский | Чиркино | XVI | I пол |
Перестроенные древние храмы Московской области
… в начало страницы
Спасский собор Андроникова монастыря 1399 – 1427 год
Об этом соборе мало что известно. Монастырь основал митрополит Алексий. Было предпринято две попытки строительства, но соборы постигла печальная участь. Первый сгорел, данные о втором здании и вовсе отсутствуют. Третий Спасский собор строили с 1399 года.
Первые упоминания о нем датированы 1763 годом. В 50-х годах XIX века собор претерпел значительные изменения – неудачная реконструкция. Долгое время храмом никто не интересовался. Его считали поздней постройкой, но в 1933 году было проведено исследование, которое показало истинный возраст сооружения. В 60-х годах ХХ века храму вернули первозданный вид, все наслоения сняли, а верхние формы восстановили «по наитию».
Храм действующий.
Храм Христа Спасителя (Москва)
Кафедра́льный собо́рный храм Христа́ Спаси́теля в Москве — кафедральный собор Русской православной церкви. Существующее сооружение — осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке.
Храм является коллективным кенотафом воинов Русской императорской армии, погибших в войне с Наполеоном — на стенах храма начертаны имена офицеров, павших в Отечественной войне 1812 года и Заграничных походах 1797—1806 и 1814—1815 годов.
Оригинал храма был воздвигнут в память о наполеоновском нашествии по проекту архитектора К. А. Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года. Здание храма было разрушено в разгар сталинской реконструкции города 5 декабря 1931 года. Заново отстроен в 1994—1997 годах.
Храм имеет статус Патриаршего подворья.
Адрес:
ул. Волхонка, 15, Москва, Россия, 119019
Телефон:
+7 495 637-12-76
Благовещенский собор в Кремле (первый этаж), 1390-е годы
Благовещенский собор расположен в историческом центре столицы. Его построили по приказу владимирского князя Андрея Александровича. Сначала это была небольшая одноглавая домовая церковь княжеской семьи. В начале в XV века здание заменили новым, более просторным. На протяжении двух веков собор дополняли постройками. Современный облик он приобрел в 60-годах XVI века.
Отличительной особенностью храма является высокий иконостас, древнейший в России.
Собор доступен для осмотра, богослужения здесь совершаются, но только по особым случаям или в престольные праздники.
Новодевичий монастырь
Адрес: Проезд Новодевичий, 1
Новодевичий монастырь – впечатляющий ансамбль архитектурных памятников, появившийся на рубеже XVI-XVII веков. Этот объект, основателем которого называют князя всея Руси Василия III, внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО и до сегодняшнего дня сохранил свой первоначальный облик. Новодевичий монастырь поражает красотой архитектуры. Сегодня здесь проходят православные службы богослужения, а также приглашают гостей залы Исторического музея.
В монастырский комплекс входят 14 зданий. Из них 8 – храмы, а 6 – постройки для хозяйственных нужд. На землях монастыря стоит шестистолпный Смоленский собор. Его стены украшают уникальные фрески XVI века, здесь же расположена икона с чудотворным ликом Одигитрии – работа евангелиста Луки. В Преображенской церкви находится резной иконостас, удивляющий тонкостью письма и росписи икон. Здесь также построена красивейшая 6-ти ярусная колокольня, окружная белокаменными балюстрадами.
Монастырь известен и своим кладбищем – Новодевичьим. Его старая часть располагается на территории, а новая – за стеной. Это настоящая достопримечательность для иностранных туристов, ведь здесь находятся могилы Ельцина, Надежды Аллулиевой, Агнии Барто, Антона Чехова, Людмилы Гурченко и множества других политических и культурных деятелей, композиторов, ученых.
Добраться до Новодевичьего монастыря можно от станции Спортивная.
Храм Рождества Богородицы «на сенях», 1394 год
Храм расположен в Московском Кремле. Построили его по приказу княгини Евдокии (вдова Дмитрия Донского). Есть предположение, что его заложили в честь Куликовской битвы. Храм не сохранился полностью, верхняя половина пострадала при пожаре. Здание много раз перестраивали и увидеть, каким оно было прежде, можно только на старом чертеже. Сейчас оно представляет собой одноглавую белокаменную церковь.
Храм не действует, попасть туда не представляется возможным. Доступ в него закрыт, музейные экспозиции отсутствуют.
События XVIII и XIX веков
Пожары, являющиеся настоящим бедствием всех русских городов, не щадили ни жилых домов, ни храмовых сооружений. Один из них, случившийся в Москве в 1737 году, вновь повредил стены Успенского собора и уничтожил значительную часть внутренней росписи. Взошедшая на престол тремя годами позже императрица Елизавета Петровна, отличавшаяся, как известно, глубокой набожностью, повелела незамедлительно начать его реставрацию.
Что же касается пострадавших от огня фресок, то их восстановление было осуществлено уже при Екатерине II по приказу ее ближайшего сподвижника и фаворита − князя Григория Потемкина. Им же было передано в храм много драгоценной церковной утвари. Во время нашествия наполеоновских войск здание самой древней в Москве церкви не пострадало, но из него было похищено большое количество золотых и серебряных изделий, а также вынесены многие иконы, представлявшие историческую и художественную ценность.
Церковь Зачатия Иоанна Предтечи в Коломне, 1320-е годы
Церковь называют жемчужиной древнерусского зодчества. Располагается в центральной части села Городище. На данный момент оно входит в городскую черту Коломны. До наших дней сохранилась лишь часть церкви, в результате многочисленных исследований было установлено, что храм был перестроен еще в XVI. Большие изменения во внешнем и внутреннем облике церкви произошли в 1780 году. В 1965 году церковь снова отреставрировали, на этот раз попытавшись вернуть ей первоначальный облик. Правда, он всего лишь «предполагаемый XVI века». Выдающаяся святыня — икона «Иоанн Предтеча Ангел пустыни». Хранится она не в церкви, а в Третьяковской галерее.
Храм действует, на его территории совершаются богослужения и работает воскресная школа.
Московская Соборная мечеть
Адрес: пер. Выползов, 7
Лазурные купола с золотыми полумесяцами и высокие минареты не заметить сложно. В Выползовом переулке находится красивейшая Московская Соборная мечеть, которую считают главным мусульманским религиозным местом в столице. Даже в период глобального уничтожения церквей и храмов ее не тронули власти – она имела международный статус, ведь сюда постоянно приезжали главы государств Ближнего Востока. В СССР именно это религиозное учреждение стало единственным исламским храмом в городе.
Здание мечети возвели в 1904 году. Однако к началу XXI века оно очень обветшало, несущие конструкции износились и находились в аварийном состоянии. В 2011 году мусульманский храм полностью разобрали и из новых материалов возвели огромный классический собор с минаретами и интерьером, выполненном в византийском стиле и традиционных для ислама колерах: изумрудном, голубом, белом, зеленом. От старинного сооружения здесь остались лишь некоторые элементы фасада, а купола украшены старыми золотыми полумесяцами.
Специально приглашенные художники из Турции, используя арабскую вязь, расписали внутреннюю часть главного купола аятами из Корана. Здесь регулярно проводятся торжественные богослужения при участии известнейших имамов России.
До Московской Соборной мечети удобно добираться от станции метро Проспект мира. Вход бесплатный.
Церковь Вознесения в Коломенском
Адрес: пр. Андропова, 39
Этот храм уже давно находится под охраной ЮНЕСКО, как объект, имеющий огромную историческую ценность. Его купола возвышаются над берегом Москвы-реки в окрестностях села Коломенское. Это достойнейший памятник русского зодчества XVI столетия, выполненный из кирпича и камня. Граненая пирамида шатра устремлена ввысь и украшена белокаменными бусами, фасады выделяются пилястрами и узенькими окошками.
Церковь Вознесения была построена в честь рождения сына Василия III Ивана IV Грозного рядом с целебным источником, который исцелял от бесплодия. Она была предназначена для посещения только членами царской семьи, поэтому внутренние помещения имеют небольшие размеры. Здесь не сохранились ни иконостас, ни настенная роспись – все, что видят люди, приехавшие на экскурсии, является восстановленным обликом, созданным по примеру других храмов.
Чтобы попасть на территорию старинной церквушки, нужно на метро доехать до станции Коломенская и пройтись пешком, либо добраться на автобусах № 701 или 263 до пункта «Музей «Коломенское»».
Храмы Москвы на фото не выглядят столь же величественно и ярко как в реальности. В них царит непередаваемая атмосфера, почувствовать которую можно лишь душой. Пребывая в столице России, обязательно посетите познавательные экскурсии по самым знаменитым церквям и соборам златоглавой Москвы, которые познакомят с неожиданными тайнами истории государства.
Старейший город Московской области
Впервые упоминается в Лаврентьевской летописи под 1177 годом.
Коломна — один из старейших городов Подмосковья. Город возник на живописном высоком берегу Москвы-реки при впадении в нее реки Коломенки. С экономической точки зрения место основания города было выбрано очень удачно: место слияния рек Москвы и Оки было перекрестком важнейших водных торговых путей. А расположение города на стыке Владимиро-Суздальской и Рязанской земель было чрезвычайно выгодно стратегически и позволяло контролировать территории верхнего и нижнего течения Оки с бассейном Москвы-реки.
Название города связано с общеславянским корнем «коло» (круг, круг) или восходит к тюркскому слову «колм» (могила, кладбище). Историки считают, что пограничный город-крепость Коломна был основан рязанским князем Глебом с целью укрепить свои границы и укрепить экономическое, политическое и стратегическое положение Рязани. С этого времени многие товары с юга во Владимир стали идти через Коломну. Владимирский князь не мог мириться с усилением Рязанского княжества. Именно из-за вражды между двумя князьями в Лаврентьевской летописи город Коломна впервые упоминается под 1177 годом, который условно считается датой основания города.
Во второй половине 19 — начале 20 века, после строительства в городе машиностроительного завода, Коломна стала одним из крупнейших промышленных центров России. В марте 1869 года завод выпустил первый паровоз, в 1903 году — трехтысячный. Кроме того, завод изготавливал мосты, в том числе Бородинский, Краснохолмский, Москворецкий и Крымский в Москве, Литейный и Дворцовый в Петербурге, мост через Днепр в Киеве, выпускал вагоны, речные суда, паровозы, землечерпалки, ткацкие станки.
Сегодня Коломна — самостоятельный современный город, промышленный, транспортный и культурный центр Московской области. Здесь созданы все условия для комфортной и цивилизованной жизни населения. Развитая инфраструктура представляет собой сочетание элементов школьного, дошкольного и высшего образования; торговля, медицина, спортивные сооружения. Жилые комплексы включают в себя не только комфортабельные квартиры, но и паркинги, спортивные и рекреационные зоны. Именно поэтому многие граждане, решившие приобрести жилье в Подмосковье, делают выбор в пользу Коломны.
Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить ваше взаимодействие с нашим веб-сайтом. Продолжая просматривать эту страницу, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Узнайте больше о нашей «Политике использования файлов cookie».
Разрешить маркетинговые файлы cookie (Рекомендуемые)
Отклонить маркетинговые файлы cookie (Вы увидите случайную рекламу)
В 12 веке земля впервые упоминается как Украина. России не было — UaPost
Впервые Украина упоминается в Ипатьевской летописи. Не Малая Русь или что-то другое, а Украина. О Москве и России в то время никто не слышал.
Летопись включает в себя несколько составных частей: Лаврентьевскую летопись, Повесть временных лет, Черниговскую, Киевскую, Галицко-Волынскую летописи, в которых описаны события с 860-х по 129 г.2 с. Источники летописей разнообразны: палатинские летописцы, палатинские письма, отчеты послов, военные рассказы, рассказы очевидцев, греческие хроники и т.д.
Поле битвы Игоря Святославича с половцами, Виктор Васнецов. Кредиты wikipedia.org
Многие источники отождествляют Киевскую Русь с Украиной. В некоторых версиях, таких как Ермолаевский список (1189 г.-1213 г.), Украина называется Краиной (страна), в киевских летописях – Галицкой Украиной.
Также название «Украина» упоминается в связи со смертью Переяславского князя Владимира Глебовича, позднее в описании событий при Галицко-Волынском князе Даниле Романовиче полку. Что-то вроде того.
Какие исторические данные помогут прояснить историю Украины и России.
Высшие учебные заведения: Российская академия наук основана в 1724 г., Московский университет – в 1755 г. Острожская академия основана в 1576 г. на Украине, Киево-Могилянская академия – в 1615 г., Львовский университет – в 1661 г.
Первый печатный букварь на Украине был издан в 1574 году во Львове, а в Царстве Российском это произошло на 60 лет позже, в 1634 году.
Религия: Киевская митрополия основана в 988 году, а Московский Патриархат – только в 1458 году. Киевская митрополия на 460 лет старше московских.
Столицы: Киев — один из древнейших городов Европы, основанный в 482 году, а Москва была основана в 1147 году Юрием Долгоруким, сыном Владимира Мономаха. Итак, Киев старше Москвы на 665 лет.
Первым монархом, коронованным в Царстве Русском, был Иван Грозный в 1547 году, а на украинских землях — первый царь Руси Даниил Галицкий в 1253 году.
Первая изданная украинская книга. Львов, 1574 г. Изображение предоставлено izobretenie.biz
Монгольское иго: Киев потерял монгольское иго в 1363 году после битвы у Голубых Вод; Москва потеряла иго в 1480 году после великого противостояния на реке Угре, и Московия платила дань крымскому хану до 1700 года, включая первые годы царствования Петра Великого.
Название: Впервые термин «Украина» встречается в летописях в 1187 году. Термин «Россия» встречается только при Иване Грозном спустя 400 лет.
И наконец, знаменитый украинец Пилип Орлик — автор одной из первых конституций в мире. 5 апреля 1710 г. избран гетманом. В тот же день он объявил «Пакты и конституции прав и свобод Войска Запорожского». Стоит отметить, что конституция США была принята в 1787 году. Во Франции и Польше она была принята в 179 году.1.
Какие исторические факты нужно знать о происхождении Украины и России
1. Государство под названием Московия Петр Великий переименовал в Россию в 18 веке, в 1721 году.
2. Племя мокшан назвало свою реку Москва, а перевод названия с мокшанского языка звучит как «грязная вода». Ни на каких других языках мира нет перевода слова «Москва». Слово «Кремль» имеет татарские корни и обозначает укрепления на холме.
3. В Средние века все европейские картографы проводили и отмечали границу Европы по границам Руси (Русь — территория современной Украины). Московия – это Улус, с ее финским народом, всегда входила в состав Орды, а Европой относилась к Азии.
4. Московия (Россия) платила дань крымскому хану, своему государю-правителю и господину, являвшемуся правопреемником Золотой Орды, до 1700 года. Царь Московии встретил крымского посла на Поклонной горе, посадил его на коня, прогулялся сам пешком ведя коня с крымским послом в Кремль, посадил его на свой трон и встал перед ним на колени.
5. В 1610 году в Московии Борисом Годуновым (Мурза Гудун) закончилась династия Чингизидов (родственник Чингисхана), и на престол был возведен Алексей Кошка из финского рода Кобылиных, и церковь дала ему фамилию Романовы, якобы выходцы из Рима управлять Московией.
6. Екатерина Великая, после оккупации Великого княжества Литовского (территория Белоруссии), последнего свободного государства Киевской Руси, в 1795 году повелела назвать финно-угорские племена Московии великороссами, а украинцев (истинными горожане) – малороссы.
7. Никто никогда не видел оригинала договора о воссоединении Московии с Украиной, якобы подписанного Б. Хмельницким и царем А. Романовым.
8. Несколько столетий археологи ищут артефакты, подтверждающие подлинность Куликовской битвы, но пока безуспешно. Но байку о победе Дмитрия Донского над Мамаем плетут до сих пор.
9. Псковская, Новгородская, Смоленская области России — бывшие славяно-русские княжества, и финно-угорская Московия не имела к этому никакого отношения, пока Московия-Орда не заняла их в 1462, 1478 и в 1654 гг. И в других областях на Руси (Московии) никогда не жили славянские племена и народы.
10. Золотая Орда и ее дочь Московия — единственные страны в мире, поработившие собственный народ. Это объясняет, почему богатая природными ресурсами Московия уступает европейским странам с их недостатком. Ведь эффективность свободных людей намного выше, чем у рабов.
Украинские земли в VIII – XIII вв. Кредиты Washington Post
Мифам русского национального самосознания нанесен новый удар! Во-первых, изучение генофонда русского народа, проведенное российскими учеными в 2000-2006 годах, показало, что генетически русские — это не славяне, а чистокровные финны, ничем не отличающиеся от мордвы.
По информации московского Центра Льва Гумилева, российские ученые впервые в истории провели исследование генофонда России и были шокированы результатами! Эти исследования также полностью подтвердили, что русские не славяне, а только русскоязычные финны.