Музеи для молодежи в москве: 30 лучших музеев Москвы
Необычные экскурсии для школьников по Москве. Уникальные музеи для детей
Представляем Вашему вниманию самые необычные экскурсии для школьников по Москве, а также множество эксклюзивных и уникальных музеев в столице. Сегодня мы с удовольствие организуем восхождение для школьников на Останкинскую телебашню, проведем школьную экскурсию по Звездному Городку, который более известен как Центр Управления Полетами. Вместе с детьми мы вернемся в прошлое в музее Советских игровых автоматов и научимся вкусно готовить в Театре Вкуса во время мастер-классов от лучших поваров! Ждем Вас на экскурсиях в необычные музеи для детей.
Туроператор МАЙС (ООО «МАЙС») — ведущий туроператор по экскурсиям для школьников в Москве
|
Экскурсии в 1 классе | Экскурсии для 3 класса |
Экскурсии во 2 классе | Экскурсии для 4 класса |
Экскурсии для 5 классов | Экскурсии для 6 классов |
Экскурсии в 7 классе | Экскурсии в 8 классе |
Экскурсии для школьников в Москве | Экскурсии к Дню Победы |
+7 (495) 665-65-57 WhatsApp
+7 (926) 172-09-05 Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Название | Программа |
Посвящение в Москвичи | Уникальная экскурсия , адаптированная для младших школьников и детей по Москве с вручением именных грамот и дипломов. Рекомендуем для школьников 1-5 классов. |
Фабрика Елочных Игрушек | Экскурсия для школьников и детей в музейную фабрику елочной игрушки с мастер классом по декорированию новогоднего шарика. Лучший подарок к Новому году. |
Московский Планетарий | Экскурсия по халам Урании с просмотром фильма в Большом Звездном Зале. Рекомендуем для школьников всех возрастов. |
Усадьба Деда Мороза | Новогодние экскурсионные программы в усадьбу Деда Мороза в Кузьминках включает посещение теремов на территории, интерактивную экскурсию, мастер класс по росписи и чаепитие. Путешествие пользуется большой популярностью особенно в ноябре и декабре. |
Музей Анимации | Экскурсия на студию мультфильмов – это настоящий праздник для Вашего ребенка. Опытный экскурсовод подробно расскажет школьникам о процессе создания мультиков. Школьники узнают, как двигаются неживые предметы в мультфильмах, своими глазами увидят макеты, куклы, эскизы, декорации, которые использовались киностудией Союзмультфильм при создании всем известных мультиков. Посещение музея — это познавательный и интересный экскурс в историю нашей анимации! После просмотра музея школьников ждет самая увлекательная часть программы – создание собственного мультфильма, который школьники смогут забрать с собой. Также в музей можно организовать школьные праздники и детский день рождения! |
Мосфильм |
Ребята совершат маленькое путешествие в кино. Посмотрят на знакомые декорации и костюмы, в которых снимались и играли знаменитые актеры и артисты в наших самых любимых фильмах. На территории музея автомобилей представлен очень большой автопарк советского кино, среди которых автозвезды фильмов «Место встречи изменить нельзя», «Кавказская Пленница» и многие другие. Во время посещения Мосфильма ребята смогут посетить гримерный цех актеров, увидеть декорации старой Москвы под открытым небом и многое другое. |
Звездный Городок | Представляем Вашему вниманию уникальную Звездный Городок, во время которой ребята смогут посмотреть тренировочный зал космонавтов, в котором используются настоящие космические аппараты. Далее, мы пройдем в гидролаборатория, где космонавты тренируются работать и жить в условиях невесомости и осмотрим большую центрифугу, различные предметы и снаряжения космонавтов. Кроме того, школьники смогут посетить орбитальную станцию Мир, космический корабль Союз, увидеть награды и мундиры Гагарина, Комарова и Беляева, в которых они в свое время работали. Во время путешествия ребята услышат историю пилотируемого космического полета, историю жизни Юрия Гагарина и, конечно же, наш экскурсовод напомнить о великом подвиге нашего первого космонавта. |
Музей каллиграфии | Современный музей каллиграфии является самым первым в России музеем искусства письма и не имеет аналогов в России. Экспозиция музея составлена из прекрасных образцов европейской и славянской письменности, отечественных и зарубежных книг по каллиграфии, редких экземпляров рукописных изданий, выпущенных в единичных экземплярах. На программе ребята смогут насладиться письменными приборами прошлого и утонченными работами современных школ каллиграфии. Основу музейной экспозиции составляют картины каллиграфов из разных стран мира. После экскурсии возможно организовать мастер-класс для школьников по навыкам письма! |
Музей ледяных скульптур | Программа разрабатывается для того, чтобы родители смогли провести досуг со своими детьми познавательно и с пользой. Во время экскурсии Вы познакомитесь с работами лучших и талантливых скульпторов. На территории Вы сможете увидеть великолепный детский музей изо льда с ледяным замком, динозавром, фантастическими насекомыми и героеми мультфильмов. В музее льда возможно организовать красочные детские шоу, представления, спектакли, которые создаются специально для школьников и детей. Также Вы увидите самую примечательную композицию — ледяную комнату, которая создана со всеми деталями настоящего интерьера: камин, кресла, картины и ледяной бар с ледяной посудой. |
Музей советских игровых автоматов | Все мы хорошо помним игровые автоматы советского времени, когда сутки напролет мы проводили в местных парках и играли на автоматах. Поездка будет интересна и необычна не только для современного школьника, но и для родителей, для которых это будет замечательная возможность вернуться в детство. В музее все можно не только руками трогать, но также играть на любых игровых автоматах советского времени.В музее представлены практически все игровые автоматы прошлых времен — Морской бой, Скачки, Зимняя Охота, Гонки, Дорожные Знаки, Силомер и многие другие. |
Подпольная типография | Экскурсия в подпольную типографию рассказывает историю деятельности и создания нелегальной типографии, которая работала во времена русской революции под прикрытием торговой лавки, где продавались фрукты. Школьная экскурсия станет отличным дополнением урока истории по темам российских политических партий, движение декабристов, Россия в начале 20 века. |
Экспериментариум | Посещение музея поможет ребятам изучить научные законы, явления природы и окружающий мир. В музее возможно проводить различные эксперименты, а также в интерактивной форме взаимодействовать со всеми экспонатами. В экспозиции музея выставлены около 200 объектов, при помощи которых школьники усвоят знания по основным разделам физики, химии и анатомии. |
Ретро-поезд | Предлагаем уникальную поездку на ретро-поезде для школьников и взрослых. Во время экскурсии будет весело и ребятам, и родителям. По Вашему желанию мы организуем двух либо трех часовую прогулку на ретро-поезде по Москве |
Музей метро |
Уникальная прогулка по метро станет интересным и познавательным времяпровождением. Ребятам ответят на вопросы о строительстве метро, о том, как оно работает, объяснят различия между старыми и новыми поездами, расскажут о работе эскалатора, объяснят принцип движения поездов и многое другое. |
Музей авиации |
Музей авиации является единственным авиационным музеем в стране, в экспозицию которого входят настоящие самолеты, планеры, вертолеты и другая авиационная техника. Музей авиации располагается в красивейшем месте Подмосковья. Экспозиция музея авиации развернута в шести залах и двух ангарах. Площадь всех закрытых ангаров и помещений музея более 5 тысяч кв.м. Экскурсия в музей авиации станет замечательным подарком для ребят и запомнится на всю жизнь. |
Музей танков |
Представляем Вашему вниманию увлекательную поездку в музей танков и техники, который является самым секретным музеем мира. Наши лучшие экскурсоводы расскажут интересную историю об истории танкового музея и подробно познакомят школьников с богатой и разнообразной коллекцией танков и другой военной техники. |
Подводная лодка |
Во время посещения музея подводной лодки и флота ребята узнают интересные факты о первой подводной лодке, о лодках Первой Мировой войны и о подводных лодках современности. Экскурсовод расскажет интересную историю о зарождении подводного кораблестроения. Экспозиция музея, которая размещается в настоящей подводной лодке, располагает фотографиями, чертежами подводных лодок и старыми печатными материалами. |
Заказать программы Вы можете у наших менеджеров.
Стоимость указана без учета транспорта.
По Вашему желанию предоставим комфортабельный автобус, который будет подан к школе либо в другое место Москвы и Подмосковья по Вашей просьбе, а также организуем мастер-класс, питание, развлекательную программу многие другие услуги.
Огромная просьба уточнять цены и наличие мест на экскурсии для детей в Москве при бронировании!
+7 (495) 665-65-57 WhatsApp
+7 (926) 172-09-05 Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Музей городского хозяйства Москвы | КОРПОРАТИВНЫЙ МУЗЕЙ
Расположен в павильоне №5 на ВДНХ. Открыт 7 апреля 2022 года.
Музей городского хозяйства Москвы – это яркое, динамичное и доступное каждому пространство, где можно наглядно изучить работу городских служб и посмотреть на жизнь мегаполиса с новой, необычной стороны. В экспозиции увлекательно рассказывается о сложнейшем Комплексе городского хозяйства Москвы простым и понятным языком.
Сегодня Музей городского хозяйства Москвы – единственный в мире публичный интерактивный музей, который рассказывает об устройстве мегаполиса с точки зрения городского хозяйства для широкой аудитории.
Интерактивная экспозиция Музея городского хозяйства Москвы разместилась на двух этажах на площади почти 2 000 квадратных метров. Три пространства – «Управление», «Квартира» и «Город» – содержат 19 тематических зон, для создания которых использовано более 90 оригинальных экспонатов.
Разделы экспозиции:
- диспетчерская
- водоотведение
- водоснабжение
- эксплуатация и капитальный ремонт
- электроснабжение
- мосты и тоннели
- благоустройство
- дорожное хозяйство
- безопасность и ЧС
- озеленение
- городское освещение
- теплоснабжение
- уборка улиц
- город
- газоснабжение
- инженерные сети
- городская навигация
- сбор и утилизация мусора
- квартира
Различные интерактивные приемы, заложенные в основу экспозиции, позволяют задействовать все каналы коммуникации и обеспечить максимальное погружение в изучение тематик разделов.
В экспозиции можно смотреть видео, слушать истории, трогать интерактивные экспонаты, играть в мультимедийные игры, отвечать на вопросы и изучать макеты.
Целевые аудитории музея:
- школьники 1-11 классов,
- студенты профильных средне-специальных и высших учебных заведений,
- родители с детьми,
- взрослые,
- профессиональное сообщество (сотрудники организаций Комплекса городского хозяйства Москвы),
- посетители с ОВЗ,
- туристы.
Посещаемость: за 2022 год – более 150 000 человек
Музеем разработаны и проводятся:
- квест «Жизнь города» (10+), где можно в игровой форме узнать о работе служб городского хозяйства;
- квест «Хранители города» (7+), где школьники младших классов в игровой форме погружаются в работу городских служб и ищут в экспозиции материалы для составления справки руководству города о жизни города.
В музее регулярно проводятся тематические экскурсии и лекции по выходным дням, где специалисты организаций городского хозяйства рассказывают о своей работе. Музеем проводятся праздничные программы для семейной аудитории, которые приурочены к значимым датам городского хозяйства Москвы (Энергичный праздник, День газовика, День эколога, День химика, День рождения московского водопровода, День работника дорожного хозяйства и т.д.). Музей также является участником межумзейного проекта «Ночь в музее».
Музей участвует в проектах Департамента образования и науки города Москвы «Профессиональная среда» и «Профессии мегаполиса». В рамках проектов проводятся тематические экскурсии по экспозиции, которые знакомят с работой ведущих организаций Комплекса городского хозяйства Москвы.
Также музей является участником образовательно-туристического проекта Москвы для школьников и молодежи «Город открытий», который проводится Комитетом по туризму города Москвы. Музеем специально для проекта были разработаны 2 программы по урбанистике и городской экологии.
Иммерсивная выставка Анны Имхоф, запланированная в Москве и отмененная из-за войны на Украине, открывается в Амстердаме
В начале марта этого года немецкая художница Анне Имхоф наконец согласилась с тем, что ее персональная выставка в Музее современного искусства «Гараж» в Москве, открытие которой запланировано на этот месяц, не состоится. Прошло два дня с тех пор, как Россия начала вторжение в Украину. «Я надеялся, что ситуация разрешится. Я все еще верил в силу дипломатии. Теперь я в этом не уверен», — говорит Имхоф. Она выступала на пресс-конференции по случаю открытия своей выставки Youth (до 29 января) в Stedelijk Museum в Амстердаме, который изначально должен был стать второй и последней остановкой шоу.
Молодость — Первая институциональная выставка Имхоф почти за десятилетие, в которой не используется элемент живого исполнения, — это всего лишь шаг в сторону от амбициозных хореографических произведений, которые принесли ей мировую известность в искусстве в 2017 году, когда она получила Золотого льва на 57-й Венецианской биеннале за загадочную и строгую работу Фауст в Немецком павильоне.
Перформансы — обычно с участием труппы худощавых, неулыбчивых андрогин в дизайнерской спортивной одежде — были центральными в различных музейных выставках, которые она устраивала с тех пор, включая получившую признание критиков gesamtkunstwerks в галерее Тейт Модерн в Лондоне, Художественном институте Чикаго и Пале-де-Токио в Париже.
Вид инсталляции Youth Анны Имхоф в Stedelijk Museum Предоставлено Stedelijk Museum; Фото: Peter Tijhuis
Теперь Имхоф предлагает зрителям то, что она называет «иммерсивной средой» звуковых и видеоинсталляций, в которых она поднимает идеи, часто исследуемые в ее работах, такие как изоляция, свобода, андеграундные культуры и желание исказить границы изобразительного искусства. Тем не менее, Имхоф не считает это отсутствие живых выступлений разрывом в своей практике: она долгое время утверждала, что думает о своих выступлениях и ставит их как «серию образов». Это шоу, добавляет она, также неизбежно отмечено ее «оплакиванием» ситуации в Украине, процессом, который привел к «разочарованию» и «потере веры» в определенные аспекты человечества.
Выставка разделена на два больших зала, каждый из которых заполнен конструкциями, препятствующими движению зрителя в пространстве. Первый, залитый резким красным светом, видит такие объекты, как цистерны с водой, стопки шин и пустые пластиковые ящики, блокирующие большую часть центрального пространства. Они устроены так, что образуют плотную структуру, похожую на лабиринт, напоминающую свалку, в которую зрители могут заглянуть, огибая ее по окружности. В разных секциях размещены инсталляции, которые функционируют как картины, но принципиально лишены людей, что предполагает остатки диких вечеринок и незаконных действий: матрас, помеченный баллончиком с краской и заваленный пивными банками; мотоцикл, припаркованный рядом с мешком для белья, наполненным пустыми коробками из-под бензина. Каждая сцена свидетельствует об усердно прохладной эстетике, которую Имхоф сделала своей торговой маркой.
Инсталляция Youth Анны Имхоф в музее Стеделийк а также музыканты Arca и Ufo361. Созданные для того, чтобы сбить с толку, треки иногда сливаются в то, что Имхоф описывает как «конгломерат звука».
Во второй, меньшей комнате, ряды серых шкафчиков очерчивают проходы, через которые может пройти зритель; Здесь представлены три новые видеоработы — одна анимация и две короткометражки.
Картина Анны Имхоф AI Winter (2022) Предоставлено художником, Galerie Buchholz & Sprüth Magers.
Подготовка к сорванной московской выставке повлияла не только на атмосферу, но и на само оформление выставки Stedelijk. «Нам пришлось изменить конфигурацию выставки в Амстердаме, она не могла оставаться прежней», — говорит куратор Беатрикс Руф.0003 Художественная газета. Руф также был в Москве этой зимой, организовывая музейный этап выставки «Гараж». Прежде всего, выставка Stedelijk стала «намного плотнее», так как кураторам пришлось разместить на ней гораздо больше работ. Среди них большие граффити из туринского стекла, перекликающиеся с шестиугольником музея «Гараж» — шестигранным разрушенным зданием, на которое на протяжении многих лет наносили надписи известные российские граффити-художники, говорит Руф.
Оба фильма были сняты в Москве, хотя ни один из них не содержит явного намека на надвигающийся конфликт. На одном из них табун лошадей скачет по жилому многоквартирному дому советской эпохи в Москве; на другом изображен Дуглас, идущий топлесс по заснеженному двору ветхого неоклассического здания возле Музея «Гараж».
Фото: Кабир Джала
Вид инсталляции Youth Анны Имхоф в Stedelijk Museum
Отказ Имхоф от живых элементов сопровождается повышенным вниманием к цифровой практике. С тех пор как ее выступления стали популярными, художница также задумалась о том, как участие публики и социальные сети информируют о жизни работы, часто в режиме реального времени. «В моем спектакле множество людей собираются вместе, чтобы прочувствовать момент, и не могут удержать этот момент. Я долго думала о том, как поймать момент, который кажется искусственным», — говорит она.
Имхоф ответила на этот вопрос, создав то, что она называет «аватарами»: трехмерные версии Дугласа с цифровой анимацией, которые появляются на экранах на протяжении всего шоу; большинство из них встроены в инсталляции; в одном случае аватар появляется как привидение в конце узкого коридора со шкафчиками. Использование Имхоф аватаров также позволяет ей рассматривать фундаментальные вопросы о природе человечества и нашем отношении к тем, кого считают нечеловеческими. Эти опасения, по ее словам, уже существовали до войны на Украине, но с тех пор только усилились.
Экземпляры материальной практики Имхоф также представлены на выставке, которая включает в себя ряд недавних картин, рисунков и работ по стеклу, похожих на серии, которые были показаны на двух коммерческих выставках, которые она организовала в этом году: одна в Galerie Buchholz в Нью-Йорке, которая закрылась в мае, другая, которая только что открылась в Sprüth Magers в Лондоне (до 23 декабря). На обоих шоу были ряды шкафчиков, образующих лабиринт. «Все эти шоу связаны между собой, — говорит Имхоф. «Выходишь из одной раздевалки и входишь в другую». Поддержка обеих галерей обозначена этикетками, прикрепленными к стенам. Ряд работ Имхофа был приобретен соорганизаторами выставки, недавно созданным Фондом искусств Хартвиг, который закупает работы для государства Нидерландов и в котором Руф также является директором.
Говоря о названии шоу Youth , Имхоф говорит, что она выбрала это название отчасти как намек на элементы молодежной культуры, которые так часто ассоциируются с ее работой. Но прежде всего речь идет о том, как юность — период, «когда вещи еще не там, где они становятся» — связана с текучестью и неопределенностью. Столкнувшись с геополитической ситуацией, которую, как и многие другие, она ранее считала невыполнимой, Имхоф теперь пересматривает многие вещи, которых она когда-то придерживалась. И именно это отсутствие уверенности, которое она чувствует, лучше всего отражает ее текущее эмоциональное состояние и состояние окружающих. «Когда ты молод, кажется, что все или ничего», — говорит она. Действительно, на данный момент ставки как никогда высоки.
200 лет Музеям Московского Кремля
История старейшего музея России, ныне именуемого Историко-культурным музеем-заповедником «Московский Кремль», имеет долгую историю. Его многочисленные коллекции возникли в XIV — начале XV веков, в период правления первых великих князей Московских — Ивана Калиты, Дмитрия Донского и Василия I. Они в своих завещаниях завещали своим потомкам золотые шапки, сабли, посуду и украшенные драгоценными камнями пояса, которые вскоре стали рассматриваться современниками как родовые реликвии, «охранявшие род» и символизировавшие его политическую власть.
Шапка Владимира Мономаха. Восток, конец XIII – начало XIV вв.
На рубеже конца XV – начала XVI вв. в Москве, столице мощного централизованного Русского государства, выросшего из разрозненных княжеств на северо-востоке Руси, произошел всплеск строительства. Русские и итальянские зодчие строили крепкие валы и башни Московского Кремля, возводили соборы и великолепные дворцы, величественная красота которых поражает и сегодня. Именно в это время обнаруживаются первые упоминания о сокровищницах нового «царского двора» — Фиск (или, Общественная казна), Оружейная палата, Конюшенная казна, Государева личная казна и другие. Кремль был хранилищем главных сокровищ страны: фиска, официальных регалий великих князей, а затем и царей, драгоценной посуды, роскошных одежд, оружия и парадной конской упряжи. Все те предметы, которые так поражали публику во время величественных церемоний, использовались повседневно и, самое главное, представляли в глазах общественности образ России и ее правителей.
В начале 18 века деятельность кремлевских сокровищниц и мастерских пошла на убыль, так как сотни лучших мастеров, включая художников, резчиков по дереву, ювелиров и оружейников, были переселены в новую столицу, Санкт-Петербург. Административные офисы также часто реструктурировались. В 1727 г. все они были объединены в единое учреждение — Мастерскую и Оружейную палату под надзором Сената. Палата стала хранилищем исторической памяти страны, ее реликвий и древних символов, которые на протяжении 18-19 вв.го века регулярно выставлялись на самых важных официальных церемониях.
В истории старинных московских сокровищ началась новая эпоха, когда они стали частью знаменитого музейного собрания. Этому периоду посвящена основная юбилейная выставка Музеев Московского Кремля «Императоры российские и Оружейная палата». Выставка охватывает огромный период, с начала 18 века до начала 20 века, рассказывая историю создания правителями России первого музея русской национальной истории и культуры.
Выставка состоит из двух разделов, размещенных в двух залах музея. Первая часть находится в Одностолпной палате Патриаршего дворца и посвящена XVIII веку.
Когда столица была перенесена в Санкт-Петербург, Москва перестала быть главным политическим центром Российского государства. Москва и ее исторический центр Кремль приобрели новый статус — старой столицы, хранительницы национальных, политических и государственных традиций. Москва была выбрана великим реформатором местом проведения ключевой церемонии нации — коронации императора. Новую традицию ввел Петр I, короновав себя и свою супругу Екатерину 7 мая 1724 года в Успенском соборе Московского Кремля, «по обычаям, принятым во всех христианских народах».
Новый титул российских правителей Император потребовал изменения всего набора символов власти, а именно государственных регалий. При первой коронации в России к скипетру и глобусу были добавлены корона и плащ, которые были непременными атрибутами при интронизации в России еще с XVI-XVII веков. В указе, изданном Комиссией по коронации императрицы Елизаветы Петровны от 16 апреля 1742 г., наряду с короной, скипетром, глобусом и плащом упоминались меч и народное знамя. Меч был выбран из Оружейной палаты — лучший из «хранящихся там». Знамя с изображением государственного герба с «печатями» (символами) всех земель, принадлежащих империи, было изготовлено из желтого атласа и украшено бахромой с золотым шитьем и кистями. Интересно, что честь нести первое в России государственное знамя во главе шествия удостоилась «генерала-повара», кавалера ордена Святого Александра Невского, «директора» Мастерской и Оружейной палаты Михаила Волкова. В отличие от других императорских регалий, государственное знамя и меч хранились в Мастерской и Оружейной палате, а не в Санкт-Петербурге. В 18 и 19го века Палата была местом, где после завершения официальных церемоний размещались различные королевские коронационные одежды, одежда и аксессуары.
Перестраивая деятельность кремлевских мастерских и казначейств, русские правители стремились не только сохранить, но и приумножить накопленные за многие века коллекции. В 1709 году по приказу Петра I в Московский Кремль были отправлены военные трофеи с полей Лесной и Полтавской битв, где русские сражались со шведами. Еще раньше, в 1705 году, из Спасо-Преображенского дворца в хранилище Кремля было отправлено одеяние самого монарха. В марте 1723 года Кремль получил маскарадный костюм, который Елизавета I надела на празднество в Москве, посвященное годовщине Ништадтского мирного договора. Царским указом, изданным Анной Иоанновной 20 декабря 1737 г., предписывалось присылать в Палату сабли украшенные драгоценностями и золотым и серебряным окаймлением, ружья, конскую сбрую, украшения «из алмаза и других камней», потому что «палате подобает хранить предметы любопытные».
Уже в 18 веке были предприняты первые попытки сделать некоторые коллекции доступными для всеобщего обозрения. В 1718 году по указу царя Петра I кремлевские древности (венцы, украшенные драгоценностями шейные украшения, украшенные религиозными изображениями, глобусы, скипетры, украшения и вышедшие из употребления царские парадные одежды) впервые были выставлены в Мастерской Фиска в витринах, что позволило знатной публике увидеть их «такими, какие они есть». Работы по демонстрации сокровищ и украшению интерьера продолжались и в царствование императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Екатерина II повелела изготовить новые шкафы из ольхи для коронационных платьев и футляры для хранения старинных государственных регалий, которые должны были разместиться в Мастерской и Оружейной палатах. Кроме того, были изготовлены деревянные муляжи для демонстрации древних доспехов. Манекены были сделаны «в пропорции человека», в разных позах и высотой не менее 2,25 аршина (63 дюйма), потому что «карлики не носят корсетов». В старых документах есть многочисленные упоминания о дворянах, совершающих экскурсию по сокровищницам.
Однако, несмотря на усилия по охране и отслеживанию сокровищ, многие проблемы продолжали сталкиваться с руководителями Мастерской и Оружейной палаты. Помещения находились в неудовлетворительном состоянии, в результате чего хранящиеся предметы были повреждены. Пожар, случившийся 29 мая 1737 г., нанес кремлевской коллекции большие потери. Часть древностей будет изъята, отправлена в Петербург и даже передана в личное пользование как правителям, так и их фаворитам.
Такая ситуация не могла не ударить по совести россиян, прекрасно осознававших огромное национальное, историческое и художественное значение предметов, хранящихся в Мастерской и Оружейной палате.
Первым, кто попытался изменить ситуацию, был А.М. Аргамакова, будущего декана Московского университета и коллежского советника, — он направил в Сенат рапорт о «ненадлежащем содержании сокровищ и архива». Он предложил научную систематизацию фондов, издание иллюстрированного каталога (также на русском и других языках) и устройство в Кремле специальной галереи для коллекций древностей, куда посетителей допускали бы не реже одного раза в неделю. Иными словами, идея заключалась в том, чтобы создать в Московском Кремле настоящий музей. По проекту известного русского архитектора Д.В. Ухтомского, строительство галереи началось в конце 1756 года у Благовещенского собора. Однако едва построенное здание было снесено в 1768 году из-за планов построить новый грандиозный дворец по проекту Василия Баженова. Только в начале 19ХХ века были предприняты последние шаги по охране коллекций кремлевских древностей и превращению их в музей.
Истории создания и развития музея в XIX веке посвящен второй раздел выставки, расположенный в Успенской звоннице.
В 1801 году энергичный администратор П.С. Валуев был назначен председателем Кремлевской строительной дирекции, в состав которой в 1805 году вошли Мастерская и Оружейная палата. В то же время, с одобрения Государя, Валуев закладывал основы реформы Оружейной палаты, в результате которой был принят императорский указ от 10 марта 1806 года «О правилах управления и содержания в порядке и сохранности древностей, хранящихся в Мастерской и Оружейной палате». В том же году на участке у Троицкой башни по проекту архитектора И.В. Еготова началось строительство здания Палаты, которое должно было быть закончено в 1810 г. Уставом 1806 г. предписывалось начать реставрационный проект «без малейшего промедления». План состоял в том, чтобы сделать новую инвентаризацию владений и составить «исторический каталог», который будет финансироваться Императорским кабинетом. Эта задача была возложена на А. Ф. Малиновского, почетного члена Оружейной палаты и хранителя архива Форин-офиса. В 1810 году Валуев представил «описание комнат» будущего музея императору Александру I, который ознакомился со всеми предложениями, одобрил и утвердил их.
Вторжение армии Наполеона сорвало планы музея. За день до Бородинского сражения все палатные коллекции были оперативно упакованы в ящики и отправлены автомобильным транспортом в Коломну, откуда по воде проследовали в Нижний Новгород, перед окончательным вывозом во Владимир. В 1813 году коллекция была возвращена в Москву.
Устройство первой постоянной музейной экспозиции в Оружейной палате, а также ремонт разрушений, нанесенных французами Кремлю, производились под руководством графа Николая Юсупова, который в 1814 году был назначен начальником Строительного управления Кремля и Мастерской и Оружейной палаты. Именно при нем были заложены традиции организации работы музея, выставочной деятельности и приема посетителей.
Любая экскурсия по музею, начиная с октября 1814 года, как правило, начинается с Тронного зала, где экспозиция регалий предков подтверждает идею о том, что власть царя дается Богом и прослеживается в политическом и духовном отношении до византийских императоров. Также на выставке был представлен оригинал Кодекса Собора 1649 года. За показом регалий последовала выставка «венцов покоренных царств», на которой прослеживалась история роста и расширения России. Положение России в мире стало темой следующего зала, где были представлены посольские дары, сгруппированные по дарителям и получателям. Раздел «Вооружение» музея был посвящен военной мощи страны, демонстрируя главные военные регалии России – меч, щит и государственные знамёна. Отдельно были выставлены военные трофеи самых известных побед. Так, Мастерская и Оружейная палата в первой четверти XIX в.ХХ века стал первым в России национальным историческим музеем, каждый экспонат которого отражал идею «вечной славы и могущества» Отечества.
В 1831 г. императорским указом вводились новые правила, по которым музей отныне именовался Оружейной палатой, и вводилась должность директора музея, который должен был обладать если не специальным образованием, то хотя бы «знакомством» с исторической наукой. В 1840-1880-е годы директорские посты занимал ряд выдающихся личностей в русской науке и культуре — писатели М.Н. Загоскин и А.Ф. Вельтман, историк С.М. Соловьев. В 1837 г. собрание документов Палаты по судебным управлениям начал разбирать И.Е. Забелин, ставший впоследствии одним из виднейших исследователей русской дворцовой жизни и основателем Исторического музея.
В 1851 году архитектор Константин Тон построил новое здание музея на юго-западном углу Кремля, у Боровицких ворот, где музей находится и по сей день. Здание является частью Большого Кремлевского дворца; Высокие пересекающиеся своды парадных залов, стройные колонны с красивыми капителями и огромные двухэтажные окна придают интерьеру музея торжественный и величественный вид. Когда в середине XIX века в Оружейной палате была создана новая экспозиция, она была выполнена в соответствии с традицией прошлого. Было организовано девять тематических залов. На втором этаже располагались Доспеховый, Оружейный, Добычный, Коронный и Серебряный залы, на первом этаже — Молитвенный, Портретный, Каретный и Хозяйственный залы (последний также назывался Иконным залом). Концептуальным центром выставки стал Коронный зал, представивший синтезированный образ Российской монархии, где образы русских правителей, государей и императоров соседствовали с «древними атрибутами наследственного царствования и священной интронизации Государей Российских». Современные исследователи считают, что пространство зала, жестко организованное и насыщенное символами, выполняло функцию сакрального места русской истории. Не случайно с 1855 года этот зал служил парадным залом, где за день до коронации на царя освящалось государственное знамя России.
Во второй половине XIX века музей стал одним из важнейших научно-методических центров России. В состав группы исследователей входили видный археолог и искусствовед Г. Д. Филимонов, специалист по вооружению Л. П. Яковлев, археограф А. Е. Викторов. В начале ХХ века музей возглавляли два хранителя, известный искусствовед, археолог и нумизмат В.К. Трутовский и историк Ю.В. Арсеньев. В 1860–1880-х годах музейщики осуществили беспрецедентный для того времени проект — составление и издание Описи Московской Оружейной палаты, которая и по сей день остается авторитетным источником.
К музею проявили живой интерес москвичи и туристы. Посетители допускались три раза в неделю в будние дни и одно воскресенье каждого месяца на два часа. Музей посещали учащиеся Строгановского художественного училища; когда он был закрыт для посетителей, в нем работали художники. Многие экспонаты музея послужили моделями для картин Константина Маковского, Василия Сурикова, Виктора Васнецова и Ильи Репина, скульптур Михаила Антокольского. В книге почетных гостей Оружейной палаты есть автографы великих русских писателей Ивана Тургенева, Федора Достоевского и Льва Толстого.
С наступлением 20 века начался период мировых войн и революционных смут, в которых Кремлевскому музею предстояло сыграть заметную роль. В годы Первой мировой войны Оружейная палата, носитель древней традиции присмотра за дворцовыми сокровищами, приняла на хранение многие тысячи уникальных предметов и коллекций, эвакуированных из царских дворцов и музеев Санкт-Петербурга. В первую очередь туда были перемещены государственные регалии и коронные регалии российской царской семьи. После Октябрьской революции в музей поступили также реликвии и артефакты русского православного искусства из монастырей и соборов Московского Кремля и Патриарших ризариев, ценные предметы из закрытых или снесенных церквей и монастырей. Когда нация страдала от голода и разрухи, молодая Советская республика нуждалась в деньгах. Предметы искусства были конфискованы в пользу Фонда помощи голодающим, а драгоценности короны и другие ценности были переданы в распоряжение Наркомата финансов, который приказал их переделать или продать с аукциона. Был реальный шанс, что многие уникальные архитектурные памятники Московского Кремля будут снесены. В те смутные годы сотрудники музея оказались настоящим достоянием Кремля. Небольшая команда под руководством первых директоров Михаила Сергеева и Дмитрия Иванова сделала все возможное для защиты вверенных им объектов. В 1920 Оружейная палата более чем усердно работала над возвращением в Эрмитаж и Русский музей коллекций, эвакуированных в Москву с началом Первой мировой войны. Особенно трудной была задача сортировки коронных драгоценностей, в состав которых входили государственные регалии, украшения, драгоценные камни, имеющие историческое значение, и украшения. Последний раздел выставки посвящен подвигам сотрудников музея по спасению регалий императорской короны.
В музее началась новая эпоха. При советской власти Оружейная палата уже не могла существовать как музей, ориентированный на историю государственной власти Российской империи, и вся ее концепция была изменена. С тех пор функция музея заключалась в том, чтобы представлять историю русского и зарубежного изобразительного и прикладного искусства, подчеркивая их мастерство, а не историческую значимость.
При советской власти Музеи Московского Кремля претерпели множество изменений. Было время, когда они были практически закрыты для посетителей, но с 1960-х по 1990-е годы в них наблюдался всплеск всех видов деятельности. Сегодня тысячи москвичей и гостей города приезжают сюда, чтобы увидеть лучшие образцы русской и мировой культуры. Переходя из одного зала в другой, от одной витрины к другой, они лакомятся уникальными по своей красоте предметами, которых нет нигде, кроме Московского Кремля, предметами, неразрывно связанными с историей России, ревностно охраняемыми нашими предками в самые трудные годы истории.
Иллюстрации
Национальные цвета России. Россия, 1896 год
Сабля в ножнах
Подарок императрицы Екатерины II великому князю Александру Павловичу. Россия, Санкт-Петербург, конец 18 века
Шлем царя Михаила Федоровича. Оружейная палата Кремля, 1621
Никита Давыдов
Корона императрицы Анны Иоанновны. Санкт-Петербург, 1730
Готлиб Вильгельм Дункель (?)
Бармасы (украшенные драгоценностями шейные украшения с религиозными изображениями) из клада, найденного близ г. Рязани. Конец XII–XIII вв.
Хранится в Оружейной палате по приказу императора Николая I
Жезл Карла (Карла) XII с вензелем Густава II Адольфа. Швеция, начало XVII века
«Филофеевская ставротека» (Реликвия «Честный и Животворящий Крест от Патриарха Филофея Коккина»)
Константинополь, 12 век
Пантера – декоративный сосуд. Лондон. 1600–1601
Коронационное платье императрицы Екатерины I. Россия, 1724
Дмитрий СТРУКОВ. Витрина в Коронном зале Оружейной палаты. Акварель. Вторая половина 19 века
Табакерка . Париж, 1773–1774
Из личного кабинета императора Николая II
Тарелка «Коронование Екатерины I». Москва, 1724–1727
Петр ГЕРАСИМОВ.