Музеи для детей 6 лет в москве: Лучшие музеи Москвы для детей от 3 до 14 лет
Интерактивные экскурсии для детей
Программы
Контакты
Расписание
+7 995 887-92-87
Про нас
Режим работы: с 10:00 — 21:00
Обратный звонок
+7 995 887-92-87с 10:00 — 21:00
[email protected]
По вопросам сотрудничества
Москва, переулок Сивцев
Вражек 15/25
Выбрать экскурсию |
Топовые музеи и площадки города. Baby-friendly гиды. Путешествия, которые дарят незабываемые впечатления!
Выбрать экскурсию
Программы
Контакты
Расписание
Про нас
Режим работы: с 10:00 — 21:00
Обратный звонок
+7 995 887-92-87
TelegramWhatsAppVkontakteSkypePhoneОтправляемся в город Великого Петра!
Город мостов! Город дворцов! Город гранитных набережных! Нас ждут его тайны и загадки.Три дня мы будем путешествовать и исследовать этот удивительный город. Пройдемся по его улицам в поисках удивительных историй. Перешагнем двери Эрмитажа и Русского музея, чтобы окунуться в мир искусства. За большими круглыми столами будем собираться, чтобы играть в арт-игры и делиться впечатлениями!
арт-завтракиТоповые музеи Санкт Петербурга (Русский музей и Эрмитаж)
экскурсии по самым интересным историческим местам города!
миллион вопросов и два миллиона ответов
сопровождение наших Топ- гидов: Марии и Ольги
фото -репортаж наших путешествий
И все это в сопровождении наших топ-гидов: Ольги и Марии!
Смотреть презентацию
ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С НАШИМИ ПРОГРАММАМИ!
Как проходят наши программы?
Интерактивная экскурсия «Сказки Алладина»
Интерактивная экскурсия «По тропинкам парка Юрского периода»
Уже были c нами в путешествиях?
Будем рады, если вы поделитесь
своими впечатлениями!
Tilda Publishing
Оставить отзыв
МЫ PRO
Интерактивные программы
Авторские программы- путешествия! Задания, головоломки, сценарий!
Baby-friendly команду
Наша команда — это квалифицированные гиды, имеющие большой опыт работы с детьми и обожающие свое дело!
Мини — группы
Группы до 10 деток! Плед для комфортного путешествия и внимание каждому юному гостю
Click to order
Ваш заказ
Total:
ТелефонПроверьте правильность указанного номера, за день до экскурсии на него придет смс со всей информацией
Имя и возраст ребенкаВзрослый билет вы можете купить в кассах музея самостоятельно или у оператора при подтверждении заказа
Ответы на вопросы
Наши контакты
Телефон: +7 995 887-92-87
Email: main@pro-muzey. ru
Москва, переулок Сивцев Вражек 15/25
Государственный Дарвиновский музей
- Главная
- Теги
- Актуальные
- Прошедшие
3-7 лет 360 3d 3d аватар IoT National Geographic ONLINE ONLINE занятия айтрекинг Акция Андерсен Андерсон архив бельканто бельканто и новая опера бесконечная конечность биеннале биониклаб в дар музею вечер в музее виртуальная выставка виртуальные выставки волонтеры вопрос-ответ выставка выставка2022 выставочная программа выходной всей семьей герасимов голос севера день всех влюбленных день матери день отца день рождения в музее день эволюции ДеревА детям дискуссия доступный музей дошкольная академия животные Заметки о музее занятие занятия заповедники знакомьтесь заповедники игра изобретательская лаборатория Иллюстрации интерактив интерактивная экспозиция исследование посетителя каникулы квест квест для дошкольников кинозал коллекции конкурс конкурсы конференция концерты кошки красная книга круглый стол курсы повышения квалификации лаборатория лекторий лекция летающие млекопитающие любимый_посетитель м.
Лучшие детские музеи Европы
Учиться может быть очень весело, если знать, куда идти! Мы составили список лучших детских музеев Европы. Каких нам не хватает?
Tropenmuseum Junior
http://museums.eu/museum/details/1047/tropenmuseum
Tropenmuseum Junior первый детский музей в Европе . Он был основан в 1975 году как часть Tropenmuseum в Амстердаме, Нидерланды.
Tropenmuseum Junior разрабатывает интерактивные выставки и программы для различных целевых групп, ориентируясь на детей в возрасте от 6 до 13 лет . Каждые два с половиной года музей создает новую выставку, предлагающую иммерсивные впечатления, направленные на то, чтобы сделать детей любознательными и открытыми для разных культур.
Tropenmuseum Junior в настоящее время проводит выставку MixMax Brasil . Сотрудники бразильских музеев проведут вас по выставке.
Эврика! Национальный детский музей
http://museums.eu/museum/details/425/eureka-the-national-childrens-museum
Эврика! является ведущим детским музеем в Великобритании и предлагает детям веселый день.
Сотни интерактивных экспонатов созданы для того, чтобы вдохновить детей в возрасте от 0 до 11 лет узнавать о себе и окружающем мире посредством игр и открытий. Они регулярно проводят специальные тематические мероприятия для всей семьи, а также образовательные занятия для школ и групп.
Лабиринт Детский музей
http://museums.eu/museum/details/8812/labyrinth-childrens-museum
Детский музей «Лабиринт» — один из ведущих детских музеев Германии. В охраняемом памятниками сборочном цеху для зажигательных спичечных машин или на «Фабрике на Ослоер-стрит» детей в возрасте от трех до двенадцати лет могут принять участие в постоянно меняющихся выставках. Будь то сказки, права детей, здоровье, мировая культура или другое — трогать, пробовать, играть и веселиться здесь определенно разрешено!
Интерактивные выставки призваны пробудить радость обучения и тем самым вдохновить детей открывать для себя мир всеми органами чувств. Обучение здесь происходит «в действии» — на примере, любознательности и активном опыте.
Научный центр NEMO
http://museums.eu/museum/details/1042/science-center-nemo
Откройте для себя мир: это философия NEMO. Для каждого посетителя, молодого или старого, есть множество сюрпризов, наполненных веселыми и полезными знаниями о науке и технике . Удивляйтесь окружающему миру, пробуждайте свое любопытство и развивайте свои собственные представления о том, как устроен мир.
Ознакомившись с их интерактивными экспонатами, вы сможете узнать о самых разных вещах: например, о том, как работают мосты, как возникает молния и почему вы иногда видите вещи, которых нет. Есть также семинары, фильмы и демонстрации, чтобы сделать ваш день в NEMO завершенным. Потрескивающий свитер или радуга: побывав в NEMO, вы взглянете на мир новыми глазами.
Вы можете обнаружить NEMO издалека: просто посмотрите на нос огромного медно-зеленого корабля , поднимающегося из вод над амстердамским туннелем IJ. NEMO также имеет самую большую террасу на крыше во всем Амстердаме , откуда открывается великолепный вид на исторический центр города с высоты 22 метра над уровнем воды. В отеле есть очаровательное кафе и достаточно места, чтобы расслабиться и насладиться напитком. Летом дети могут играть в своем интерактивном водном аттракционе.
Музей Zeeuws
http://museums.eu/museum/details/2229/zeeuws-museum
Музей Zeeuws расположен в аббатстве в центре Мидделбурга, Нидерланды и включает крупнейших коллекций Зеландии. наследие в мире . Ключевые экспонаты включают всемирно известную серию гобеленов 16-го века, прекрасные коллекции серебра и картин, впечатляющий набор модных и традиционных костюмов Зеландии, а также шкафы с произведениями искусства с Востока и Запада.
В музее проводятся вдохновляющие видеоэкскурсии, посвященные не только основным моментам, но и конкретным темам, включая животных и страсть. Экскурсии могут быть организованы, и музей также предлагает специальные программы и мероприятия для детей.
Музей Deutsches
http://museums.eu/museum/details/641/deutches-museum
Опыт мира науки и технологии , от их происхождения до настоящего дня, в 50 областях экспонирования. общей площадью около 50 000 квадратных метров. Большое количество ценных оригинальных экспонатов делает Немецкий музей одним из самых важных музеев науки и техники в мире. Коллекции включают объекты от добычи полезных ископаемых до атомной физики, от пещеры Альтамира до увеличенной модели человеческой клетки. Они простираются от каменного века до настоящего времени.
Среди особых основных моментов (помимо многих других!) — первый моторизованный самолет, построенный братьями Райт, подводная лодка U1, первый компьютер с программным управлением (Z3 Конрада Цузе) и оригинальный двигатель Дизеля на острове; первый автомобиль Карла Бенца в музее транспорта; Douglas DC3 в Шлайсхайме; и первая настенная розетка Fischer в Бонне.
Экскурсии для детей проводятся не только в Немецком музее на Museumsinsel — Flugwerft Schleissheim и Verkehrszentrum на Терезиенхёэ также могут предложить детям интересные темы.
Город науки и промышленности
http://museums.eu/museum/details/662/city-of-science-and-industry
Город наук расположен на северо-востоке Парижа, в культурно-развлекательный комплекс Parc de la Villette. Он представляет собой множество аттракционов, сочетающих научных и развлекательных мероприятий , с выставками, мультимедийной библиотекой, лекциями и форумами, культурными мероприятиями, освещением последних научных новостей, ресурсными центрами и непревзойденными возможностями для детей.
С момента своего открытия Cité связывает науку с основными проблемами, с которыми сталкивается общество, сосредоточив внимание на экологических, геоэкономических и этических вопросах, возникающих в связи с технологическим прогрессом и инновациями. Чтобы проиллюстрировать эту связь, эксперты во всех частях Сите проводят семинары, научные игры, форумы и лекции, посвященные актуальным проблемам.
Национальный музей Финляндии
http://museums.eu/museum/details/1012/national-museum-of-finland
Национальный музей Финляндии иллюстрирует финскую историю с доисторических времен до наших дней .
Постоянная экспозиция разделена на шесть отделов на четырех этажах: в «Сокровищницах» представлены музейные коллекции монет, медалей, орденов, наград, серебра и оружия; «Предыстория Финляндии» — крупнейшая в Финляндии археологическая выставка; Царство рассказывает об истории финской культуры и общества от средневековья до начала 20 века; «Земля и ее люди» представляет сельскую жизнь Финляндии до индустриализации; Суоми Финляндия 1900 новая постоянная экспозиция о Финляндии и финнах ХХ века. Workshop Vintti — интерактивная выставка, открыта вт-вс с 12 до 16.
Временные выставки, экскурсии, мероприятия и учебные программы дополняют постоянную экспозицию.
FRida & freD – Детский музей Граца
http://museums.eu/museum/details/16261/frida-fred-the-graz-childrens-museum
Frida & freD – это дом для всех детей в центр Граца, Австрия, предлагающий захватывающие выставки, театральные постановки и программы на 9 человек.0005 детей в возрасте от 3 до 12 лет .
Своими программами музей надеется помочь детям узнать о разнообразии мира и лучше понять его сложности. Под девизом « на руки – мысли на » компания FRida & freD разрабатывает выставки, в которых особое внимание уделяется непосредственному контакту с дисплеями. Дети, посещающие выставки, имеют возможность исследовать различные миры всеми органами чувств и без временных ограничений.
Музей и исторический центр Роальда Даля
http://museums.eu/museum/details/16263/the-roald-dahl-museum-and-story-centre
Этот небольшой музей расположен в деревне Бакингемшир Великий Миссенден, Великобритания, где Роальд Даль жил и писал 36 лет.
В музее для детей от 6 до 12 лет есть три интерактивные галереи. В галерее для мальчиков представлены школьные годы Роальда Даля, а в галерее Solo выставлена его оригинальная «Писательская хижина». Story Center выводит ваше воображение на передний план с фантастическими заданиями, которые вдохновят вас на создание писателя.
В музее вы найдете различные предметы и архивные материалы, на которые можно посмотреть, посмотреть и послушать, а также интерактивные задания, которые помогут вам узнать больше об историях, стоящих за историями.
Computerspielemuseum
http://museums.eu/museum/details/16264/computerspielemuseum
Computerspielemuseum в Берлине, Германия первый европейский музей видео и компьютерных игр 9000 6 .
Здесь вы можете встретить их всех — лучших исполнителей, таких как легендарные Pong-Machine, Nimrod, PainStation или Giant Joystick. Исторические сокровища, такие как «PolyPlay», а также игры для танцев и движения: всего более 300 объектов. Среди них редкие оригиналы, классика в рабочем состоянии и уникальные произведения искусства. С вами на борту может начаться увлекательное путешествие во времени на тему играющего человека 21 века.
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО — Тайный мир шпионажа
http://museums.eu/museum/details/16265/top-secret-the-secret-world-of-espionage
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО предлагает заглянуть в шпионаж прошлое и настоящее . В захватывающей среде, охватывающей более 2000 м2, вы узнаете все, что нужно знать о легендарном секретном мире, включая технологические достижения секретных служб, легенды, окружающие опытных шпионов и их организации, и текущий шпионаж данных. Вы сможете просмотреть коллекцию шпионских гаджетов разных веков, услышать истории о шпионах и узнать об успехах и неудачах. Миф о шпионаже повсюду, и в TOP SECRET вы можете испытать его на собственном опыте и в интерактивном режиме. Но будьте начеку. Шпионаж никогда не спит — даже здесь!
Новая интерактивная выставка для всей семьи в Нойен-Митте-Оберхаузен, Германия, прямо в CentrO захватывающая, информативная и интерактивная.
Вильнюсский музей игрушек
http://museums.eu/museum/details/16267/vilnius-toys-museum
В старом городе Вильнюса, недалеко от Кафедрального собора, находится первый в Литве Музей игрушек . открыт. Пространство музея разделено на археологическое пространство, в котором хранятся древнейшие игрушки, и этнографическое пространство, в котором представлены 19игрушки 20-го века, а третье пространство знакомит с современными игрушками.
Коллекция содержит как оригиналы, так и копии. Копии заслуживают особого внимания, так как на выставке они позволят реализовать основную идею музея – потрогать-взять-узнать об экспонатах.
Центр детских историй Discover
http://museums.eu/museum/details/16268/discover-childrens-story-centre
Центр детских историй Discover is Единственный в Лондоне детский музей и первый в Великобритании практический центр творческой грамотности для детей в возрасте от 0 до 11 лет лет, их семей, опекунов и учителей.
Посетите их закрытый маршрут и дайте волю своему воображению. Исследуйте секретную пещеру, сделайте куклу из ложки, устройте чаепитие, найдите ноги великана, спуститесь по волшебной башне, станцуйте в шумный горошек и наденьте странный и чудесный костюм. Отправляйтесь в приключение на открытом воздухе и скользите вниз по языку монстра, поднимайтесь на космический корабль, уплывайте на пиратском корабле, наслаждайтесь историей на поляне историй и играйте на гигантских музыкальных инструментах.
«Семь историй», Национальный центр детской книги
http://museums.eu/museum/details/15994/seven-stories-national-centre-for-childrens-books
«Семь историй» — единственное место в Великобритании, посвященной искусству детских книг , и одному из всего лишь нескольких таких мест в мире. Все, что они делают, вдохновляет детей и взрослых выбирать, делиться, читать и наслаждаться лучшей детской литературой.
Выставки тщательно разработаны, чтобы погрузить детей и семьи в книги и истории, поощряет исследования и вдохновляет творческое воображение юных посетителей .
Seven Stories можно найти на переоборудованном викторианском складе в Ньюкасл-апон-Тайн, Великобритания. Семь этажей были тщательно отреставрированы, чтобы в них разместились галереи для выставок, перформансов и творческих пространств, специализированный детский книжный магазин и кафе.
Центр открытий Continium
http://museums.eu/museum/details/16269/discovery-center-continium
Центр открытий Continium открыл свои двери в июне 2009 года.как первый центр открытий в Нидерландах . Обладая обширной коллекцией промышленного наследия и огромным количеством экспонатов, Continium сочетает в себе лучшее от музея и научного центра. Посетители могут узнать, как наука и технологии влияют на их повседневную жизнь не только в настоящее время, но и в прошлом и будущем. Они могут путешествовать во времени, экспериментировать с наукой и создавать собственные технические устройства. Discovery Center Continium регулярно представляет новую временную выставку на актуальную тему.
С помощью широкого спектра мероприятий, от выставки до поездки на научном грузовике, Discovery Center Continium хочет стимулировать участие своих посетителей в создании устойчивого будущего.
Стамбульский музей игрушек
http://museums.eu/museum/details/16270/istanbul-toy-museum
Стамбульский музей игрушек был основан в 2005 году. с 1700-х годов по сегодняшний день , расположенный в историческом особняке.
Музей предлагает посетителям историю мира с более увлекательными и запоминающимися методами обучения. Попытка добраться до Луны в разделе космических игрушек и игрушки промышленной революции в разделе игрушек-поездов описаны языком игрушек.
Источник: сайты отдельных музеев/страницы Facebook
Пугающая фашистская молодежь России – отрывок из книги Яна Гарнера разрушенный промышленный город в Уральском регионе России.
Когда она не учится на степень в области графического дизайна, она делает все то же, что и любой другой человек ее возраста. Она тусуется со своим бойфрендом Сергеем и ходит в местный кинотеатр, чтобы посмотреть последние голливудские блокбастеры, которые теперь пиратят, чтобы обойти западные санкции. В местных барах они выпивают ужасающие количества алкоголя. Она мечтает переехать в Москву, чтобы работать в столичной индустрии высоких технологий.Девятнадцатилетняя Алина живет в Нижнем Тагиле, полуразрушенном промышленном городе Уральского региона России. Когда она не учится на степень в области графического дизайна, она делает все то же, что и любой другой человек ее возраста. Она тусуется со своим бойфрендом Сергеем и ходит в местный кинотеатр, чтобы посмотреть последние голливудские блокбастеры, которые теперь пиратят, чтобы обойти западные санкции. В местных барах они выпивают ужасающие количества алкоголя. Она мечтает переехать в Москву, чтобы работать в столичной индустрии высоких технологий.
Алина, как и большинство молодых людей в России, зависима от своего смартфона. Все атрибуты обычной подростковой жизни она выложила на свою страницу в ВК, российской версии Facebook. Она показывает фотографии пляжного отдыха в Египте и делится видео о дизайне ногтей, моде, фильмах и телевидении. Она большая поклонница персонажа Мэйси Уильямс из сериала «Игра престолов » (), которую Алина называет «жестоким» образцом для подражания современной женщины.
Но с 24 февраля 2022 года, когда Россия ввела в Украину массированные силы вторжения, страница Алины в ВК стала другим миром. Исчезли всякие мелочи потребительской жизни. Как и сотни тысяч других россиян, Алина присоединилась к десяткам правительственных и продвигаемых онлайн-групп с такими названиями, как «НАСТОЯЩАЯ Украина», «Антитеррор Z», «Z для победы», «Русская весна» и «Ztrength in». Правда.» Независимо от того, скрывается ли она в своей спальне или пишет сообщения из класса, на заднем сиденье автобуса или в баре, болтая с друзьями, жажда Алины к миру войны России против Украины кажется неутолимой.
Алина начала с того, что поделилась постами военных группировок, к которым присоединилась. В этом подпитываемом заговорами мире каждый день раскрываются новые «правды» о предполагаемых украинских пороках, Россия находится под постоянной угрозой со стороны теневых сил США и НАТО, и Украина должна быть уничтожена, чтобы спасти себя — и Россию — от призрачной нацистской угрозы. . Стена Алины в ВК пестрит апокалиптическими изображениями горящего Белого дома в «Фасингтоне, округ Колумбия», православных священников, благословляющих войска на фронте, и президента России Владимира Путина в образе «спасителя». В этой альтернативной реальности священная Россия окружена врагами, стремящимися к ее полному уничтожению.
Адаптированный отрывок из Поколение Z: В самое сердце российской фашистской молодежи , Ян Гарнер, Hurst Publishing, 256 стр. , 25 фунтов стерлингов, май 2023 г.
По мере того, как разворачивалась война на Украине, Алина начала добавить свой комментарий. «украинцы — придурки», — написала она, унизительно назвав украинцев. «Белый цвет нашего российского флага означает чистоту»; «Укрофашисты, вы БЕШЕНЫЕ СОБАКИ»; «Если бы я был [главным], вы, ублюдки, получили бы по заслугам»; «Украинцы, лучше не говорите по-украински, это просто звучит глупо, как пиздец по-русски». Путин, как написала Алина, — это «подарок от Бога. Мы все Путины». Алина не просто повторяет пропаганду своего правительства и групп в социальных сетях, к которым она присоединилась. Она научилась говорить на языке насилия — на языке русского фашизма.
Алина не одна. Тысячи россиян сегодня участвуют в этом публичном проявлении ненависти и воинственности в Рунете — русскоязычном Интернете, в котором есть свои социальные сети, поисковые системы, блоги и множество приложений. Молодые российские интернет-пользователи выставляют напоказ свою ярость, доводя друг друга до антиукраинского безумия, поскольку новости о войне — или, скорее, теории заговора — поглощают все слои российского общества.
Мальчик в футболке с буквой «З» — тактической эмблемой российских войск в Украине — и с флагом самопровозглашенной Донецкой Народной Республики, сепаратистского региона на востоке Украины, стоит у входа в посольство в Москва
Мальчик в футболке с буквой «З» — тактическим знаком отличия российских войск в Украине и с флагом самопровозглашенной Донецкой Народной Республики, восточноукраинского самопровозглашенного региона, стоит у въезда в посольство в Москве, 23 сентября 2022 г. Александр Неменов/AFP через Getty Images
Молодые русские фанатики вроде Алины — это что-то новое на постсоветском пространстве. Для Алины публично выступать с агрессивными националистическими выражениями, делиться конспирологическими мемами и демонстрировать поддержку войны России в Украине — это искренне.
Для нее Россия заслуживает быть великой нацией, но окружена угрозами. Алина быстро теряет интерес к западным фильмам и телевидению, поскольку она замечает все более ужасающие заговоры, скрытые внутри троянского коня американской культуры. Она и все, кто моложе ее, может когда-либо знать только Россию, почти полностью отрезанную от Запада, Россию, движимую мессианскими, апокалиптическими и духовными целями евразийского господства. Это Россия, в которую они хотят погрузиться, Россия, которая обещает более глубокие, духовные награды, чем поверхностный, но опасный образ жизни «проснувшегося» Запада. Это фашистская Россия.Россия в 2022 году кажется воплощением самых мрачных элементов фашизма 20-го века. Во главе с якобы чудесным лидером это место, где множество антиисторических и квазирелигиозных мыслей, образов и мифов поддерживают полную милитаризацию государства, отвоевание утраченной империи и миссию по уничтожению расового врага. — украинский народ. Доносы и подавление свободы слова становятся все более публичными и жестокими.
Нация ведет колониальную агрессивную войну за контроль над тем, что стало известно как русский мир — «русский мир» — иллюзорная сфера контроля над всем, что культурно, лингвистически или иным образом считается русским. Это значит ликвидировать Украину. Исчезла культура многонациональности и гуманизма, которая, по крайней мере внешне, определяла советскую жизнь. Бывший президент Дмитрий Медведев публично призвал к стиранию Украины и украинцев: «Я их ненавижу. Они ублюдки и уроды. Они желают нам, русским, смерти. Пока я жив, я буду делать все, что в моих силах, чтобы они исчезли». Слова Медведева повторяют государственные пропагандисты в Интернете и в вещательных СМИ: «Военный успех… не будет окончательным решением. Денацификация Украины достижима только путем стирания истории ее последних 30 лет». Культурный геноцид — стирание украинского языка, культуры и традиций — уже отражает физический геноцид, осуществленный в таких местах, как Буча, Украина.
Видения территориальной экспансии подпитываются широкими намеками на великие исторические империи. Точно так же, как нацистский лидер Адольф Гитлер мечтал о 90 258 Lebensraum 90 259 для арийских немцев, так и Путин и его пропагандисты говорят о воссоздании утраченных империй прошлого. Иногда они даже обещают завоевать Европу в военном отношении и Китай и Соединенные Штаты в экономическом плане. Излишне говорить, что эти представления о завоеваниях, жертвах и государственности, лежащие в основе этого проекта, непоследовательны, нелогичны и антиисторичны, больше похожи на сказку, чем на реальность.
Россия наводнена образами единообразной мужественности, религиозности и национальности, вызванными тем, что война вышла из-под контроля российских военных. Образы из советского и царского прошлого страны, смешанные с религиозной символикой, вышиты на солдатских куртках, летают с автомобилей и намалеваны на окнах классов. «Z», загадочный правительственный символ войны, повсюду. По телевидению показывают военные парады и «стихийные» провоенные демонстрации. Бесконечные мемы, видеоролики и лозунги, восхваляющие военное прошлое и настоящее России, расклеены по всему Интернету. Этот бриколаж столь же неуместен и неисторичен, как имперская и религиозная поза, которая лежит в основе публичного оправдания Путиным вторжения в Украину.
Тем временем в военизированных молодежных отрядах для детей, на обязательных занятиях в школах и вузах, в постоянном рационе фильмов и передач о войнах прошлых и настоящих, на военных парадах и через призывы молодых россиян готовят разыгрывать исторически предопределенная роль нации как спасителя человечества. Любой, кто моложе 19-летней Алины, вырастет с оксюморонной фразой borba za mir — «битвой за мир», лозунгом советской эпохи, который сейчас неиронично возвращается — звенит в ушах. В сегодняшней России война — не последнее средство. Это неотъемлемая часть жизни и, как это ни парадоксально, необходимо для мира.
Дети забираются на танк во время прогулки по парку «Патриот», своего рода военному Диснейленду в Подмосковье, призванному продемонстрировать военную мощь России, в 2022 году. Военная мощь России, 24 июля 2022 года. Наталья Колесникова/AFP via Getty ImagesУ термина «фашизм» может быть неприятная история, но этот парадокс — война есть мир — занимает центральное место в его политической философии. Умберто Эко, итальянский философ, отмечал, что одной из ключевых граней фашизма была постоянная война, которую необходимо было вести, чтобы доказать, что нация всегда находится на пути к очищающему возрождению. «Пацифизм — это плохо; жизнь — это постоянная война», — писал он в середине 1990-е годы. Но почему Путин, самодержец 21-го века, казалось бы, не имеющий реальных внутренних угроз своей власти и управляющий страной, подпитываемой доходами от обильных природных ресурсов, должен быть привязан к такому видению?
Британский ученый Роджер Гриффин утверждает, что фашизм стремится возродить нацию посредством войны. Он направлен на разрушение элементов современности, чтобы создать новый мировой порядок в ответ на «дегенеративные силы консерватизма, индивидуалистического либерализма и материалистического социализма». Уничтожение морально выродившихся врагов и моральных порядков этнонационалистическим обществом, полностью преданным этой цели, должно открыть новую эру в истории. Эта новая эпоха, однако, всегда воссоздает якобы утраченное прошлое: время мифической, чудесной гармонии, когда нация и ее подданные были могущественны в культурном и военном отношении. Для России эта эпоха фэнтези разбирает и собирает куски средневекового, царского и советского прошлого, где символы и мифы выходят за пределы исторической реальности. Вожделенная утопия может существовать только как вымышленный спектакль, разыгрываемый для публики и для публики. Это чистая сказка.
Фашизм, говорит нам Гриффин, постоянно обещает заменить посредственность и слабость «молодостью, героизмом и национальным величием». Гитлеровский арийской сверхчеловек должен был представлять упорядоченный, очищенный идеал, свободный от болезней, слабости, анархии и упадка. Фашистский проект направляет всю свою военную, религиозную и культурную энергию на достижение этого возрождения — даже если это означает принесение в жертву собственного народа, уничтожение его экономических ресурсов или любые другие иррациональные действия. Фашистские режимы должны увековечивать насилие, чтобы втягивать общество в постоянную чистку — постоянное увековечение насилия против избранного врага. Это путинская Россия сегодня.
Если мы хотим понять русский фашизм, мы должны посмотреть, как государство внушает эту идеологию своим самым молодым поколениям и как они взаимодействуют и распространяют опасные, мифические видения глобального беспорядка и национального возрождения. Путинская Россия — хлипкое, потемкинское государство. Его народ не добился больших успехов за 22 года его правления. Не имея реальных достижений, кроме обеспечения богатства и положения небольшой элиты, российские правители должны смотреть дальше массовой материальной выгоды, чтобы насытить население, жаждущее чувства собственного достоинства и уважения.
Подросток осматривает автомат, разработанный в Советском Союзе, в интерактивном музее Guns Dungeon в Москве в 2023 году. Позади него вывеска с кириллическими буквами и музейные экспонаты с изображением различного оружия.
Подросток осматривает пулемет, разработанный в Советском Союзе, в интерактивном музее Guns Dungeon в Москве, 18 марта. Влад Карьков/SOPA Images/LightRocket via Getty Images культура. Современная фашистская культура, утверждает датский ученый Миккель Болт Расмуссен, распространяется не через формальные политические партии и институты — нацистские партии 21-го века или коричневорубашечники, — а через популярную и интернет-культуру. Нет закрытых дверей, за которые не могла бы выйти фашистская идеология. Партии больше не нужны для создания массовых движений, когда группы в социальных сетях можно создавать, присоединяться и ликвидировать одним щелчком мыши. Фашистские правительства и их подданные постоянно строят и реконструируют себя — и делают прямо противоположное своим врагам — в сети и в «реальной жизни». В онлайн-пространствах, где перформанс и публичная демонстрация легко перевешивают повседневную реальность, фашизм способен инсценировать то, что Болт Расмуссен называет «симулякром общества».
Даже апатичные и сопротивляющиеся неизбежно втягиваются. Ночью или днем Алина может окунуться в тепло коллективной принадлежности и очарование фашистского зрелища. Фашистский митинг — блестящий, манящий, упорядочивающий — всегда доступен одним росчерком большого пальца. Театрализованное, всегда активное зрелище социальных сетей заставляет людей постоянно участвовать в политических выступлениях и определять себя по отношению к ним.
Интернет-комментарии или мемы, поддерживающие военные преступления, — это не просто одноразовые идеи. Даже те, которые распространяются правительственными ботами, формируют мир, в котором эти преступления нормализуются и поощряются, что делает их реальное совершение более вероятным. Раздробленное население, усиленное кликбейтом и пиццей в социальных сетях, уступает место бурлящему как снежный ком потоку фашистского негодования и утопизма. В свою очередь, синтетические миры нарративов, созданных в социальных сетях и популярной культуре, формируют реальные политические решения: вымышленное, второстепенное, эфемерное и хаотичное становится реальностью. Пустая болтовня в сети о геноциде и травле украинских мемов становится реальностью.
Именно в часто противоречивой, пантомимической и омерзительной популярной и молодежной культуре российская молодежь провела более 20 лет, сталкиваясь и вновь сталкиваясь с идеологическими побуждениями государства. В этом пространстве мифическое мышление легко ускользает от обрывков внешней реальности, создавая отчетливо современный русский фашизм. Идеологически слабый и непоследовательный до крайности, но русский фашизм здесь присутствует — он прослеживается в амбициях государства и в сознании многих его подданных.
Мужчина проезжает на одноколесном велосипеде мимо дома, украшенного фреской с изображением участников Российского патриотического молодежного движения «Юнармия» в Москве в 2022 году. Нарисованные дети носят красные береты и коричневую форму. Одна приложила руку ко лбу в военном приветствии.Мужчина проезжает на одноколесном велосипеде мимо дома, украшенного фреской с изображением участников Российского патриотического молодежного движения «Юнармия», в Москве, 6 августа 2022 года. Юрий Кадобнов/AFP via Getty Images
И это есть в социальных сетях. Если и есть чему-то, чему нас научила современная политика на Западе — феномены Дональда Трампа, Брексита, движения против прививок, так это тому, что реальность формируется в социальных сетях. Социальные сети — это реальная жизнь. Интернет-я Алины — это ее настоящее я.
Путин редко проявлял себя последовательным идеологом. Он часто просматривает русские националистические философские сочинения, собирая вместе идеи и бесконтекстные цитаты в своих речах, делая категоричные заявления, а затем отказываясь от них в пользу заключения сделки, чтобы быстро заработать или унизить своих западных оппонентов. Он — вместе с ностальгирующим населением — лирически воспевает стабильность, безопасность и культуру советской эпохи.
В детальной трактовке вопроса о российском фашизме, опубликованной за год до ее вторжения в Украину, Марлен Ларюэль утверждала, что «у России нет идеологии расового уничтожения или господства, которая позволила бы проводить параллели с нацизмом. Он также не демонстрирует идеологическую доктрину, насильственно внедряемую населению, успешную массовую мобилизацию вокруг проекта утопического возрождения, высокий уровень репрессий или диктаторское функционирование». В 2022 году ничего из этого не соответствует действительности. Российское общество, особенно онлайн, пронизано идеологией разрушительной войны, мотивированной расовой неприязнью и русской исключительностью. Идеология противоречива, слаба и нелогична, но постоянно транслируется в массовой культуре.
Цели связаны с моралью и психологией — внутренней трансформацией — так же, как и с геополитикой. Для их достижения требуется усвоить параноидальное, ультранационалистическое мировоззрение; старое я должно быть переписано государственной политической культурой по мере очищения общества от всего нерусского. Эта внутренняя борьба находит внешнее отражение в расистской, империалистической войне против этнического Другого в Украине. Русский мессианизм — знакомый по истории клише, утверждающий, что Россия играет особую роль в втягивании мира в утопию посредством разрушения, мученичества и самопожертвования, — сочетается с фашистской идеей самоочищения и очищения общества.
Сегодня эти фашистские идеи открыто поднимаются не только в темных уголках Рунета, но и в центре национального политического дискурса. Возможно, не каждый россиянин спешит открывать государственные газеты или включать безостановочную пропаганду, извергаемую государственными телеканалами с начала войны на Украине. Но в водовороте Рунета идеи быстро просачиваются из центра на периферию и обратно. Фашистское мышление исходит от кремлевской армии попутчиков и медиа-экспертов, которые представляют экстремистские идеологии небольшими порциями поколению социальных сетей.
Весь этот контент неизбежен. Если вы решите не потреблять его, ваши друзья и семья будут капать его на ваш смартфон через свои собственные каналы социальных сетей. Противостоять — значит не быть достаточно русским, а значит, по умолчанию быть предателем. Я посылаю Алине репортаж о враче лет 30, который уехал из России, чтобы помогать украинским беженцам в Польше, и спрашиваю ее: «Что вы думаете по этому поводу? Разве она не просто помогает людям?» Ответ Алины однозначен: «Она предательница. Не возвращайся». Мир, в который погрузились она и многие другие русские, не допускает ни нюансов, ни гибкости, ни понимания альтернативных взглядов.
Подростки в пухлых зимних пальто на церемонии празднования 20-летия музыкального противостояния Норд-Ост с захватом заложников чеченскими повстанцами возле театра на Дубровке в Москве в 2022 году. чеченскими повстанцами возле Театра на Дубровке в Москве, 26 октября 2022 г. Юрий Кадобнов/AFP via Getty Images
В апреле 2022 г. Алина повторно поделилась видео, на котором группа русских в Курске приветствует свои войска, отправляющиеся на фронт. На видео автомобили отмечены латинскими буквами «Z» и «V», которые обозначают поддержку войны. Их владельцы стоят у обочины, размахивая российскими флагами и приветствуя проезжающую мимо колонну российских грузовиков и военной техники. Через несколько секунд видео в поле зрения камеры попадает мужчина лет 30 в ретро-советской спортивной куртке. Он вскидывает правую руку в нацистском приветствии. Дальше в толпе маленький мальчик лет пяти-шести в камуфляжной форме цепляется за своего отца, который поднимает руку в очередном нацистском приветствии. Мальчик вытягивает правую руку наружу в подражании. Как и импровизированные посты Алины в социальных сетях, эти фигуры делают нечто большее, чем просто проявление патриотизма или появление на митинге, потому что они должны. Они охватывают коллаж символизма, который обозначает их верность советскому прошлому (куртка советского образца), милитаристскому настоящему (боевая форма) и идеологии расового превосходства (нацистский салют и знаки Z/V, которые символизируют война на этническое уничтожение). Старшие поколения поощряют своих детей вписываться в эту смешанную реальность.
Российские зрители проглотили видео, выражая свою поддержку комментариями в Telegram-каналах с сотнями тысяч пользователей: «Ребята, вы только держитесь!»; «Смерть укронацистам»; «Да спасет тебя Бог». Символы и поведение русского фашизма усиливаются снова и снова за счет повторения, включая театрализованное шествие размахивающих солдат, представление толпой салютов и публичной верности, перформанс оригинального плаката с записью и распространением видео, дальнейшее исполнение каналов Telegram хорошее гражданство, повторно поделившись им, и комментарии пользователей к этим повторным публикациям. Каждый вызов не вызывается или только скрытно запрашивается государством.