Монастыри ленинградской области действующие – Ленинградская область (монастыри) — Азбука паломника
Топ10 | Монастыри Ленинградской области
Отечественное православие (да и заморское тоже) к туристам относится крайне недружелюбно, но занимает иногда весьма интересные и даже впечатляющие с архитектурной точки зрения здания, зачастую окруженные оборонительной стеной и украшенные златоглавыми куполами. Ниже мы приводим список из десяти наиболее любопытных обителей Ленинградской области, где, потревожив покой паствы, можно получить эстетическое удовольствие.
Монастырь с древней историей и очень трудной судьбой. На советское время был почти уничтожен, и сейчас переживает, по сути, новое рождение.
Формально монастырь давно распущен, но оставшиеся строения обладают полным набором необходимых признаков.
Монастырь долгое время простоял в заброшенном состоянии, но сейчас становится все более опрятным, хотя до сих пор выглядит бедненько.
Шикарный барочный комплекс, к созданию которого приложил руку, карандаш и циркуль сам Растрелли.
Появившийся на рубеже XIV и XV веков, монастырь давал приют подвижникам мужского пола, но после возрождения в постсоветскую эпоху стал исключительно женским. Ансамбль пока еще не выглядит полностью целостным, но ракурсами обладает отменными.
Совсем свеженький монастырь, созданный в лихие 90-е (на деньги раскаявшихся бизнесменов?). Удачно выбранное место на холме, возвышающемся над речкой, делают его очень милым, даже несмотря на то, что с архитектурной точки зрения он получился достаточно невыразительным.
Красивый (даже несмотря на откровенно уродские жилые строения) монастырь с разнородными по архитектуре содержимым. Ремонт старинного собора Николая Чудотворца затянулся, но ведь закончится же он когда-нибудь.Добраться до этого монастыря не является такой уж тривиальной задачей, но оно того стоит — и центральный комплекс, и многочисленные скиты в окружении карельской природы смотрятся отменно.
Потрясающий монастырь, состоящий из двух частей — Троицкой и Преображенской. Первая древнее, зато вторая — просторнее.
Тихвинский монастырь обладает необычайно фотогеничным видом со стороны реки Тихвинки, но и попавших в пределы стен не разочарует. Обязательно нужно подняться на звонницу и прогуляться по стенам — мало где православие позволяет так развлекаться на своих территориях.
Данный список составлен исключительно только на основании собственных поездок редакции, является абсолютно субъективным и ни в коем случае не претендует на полноту. По мере накопления опыта, после посещения дополнительных объектов или из-за смены настроения список может быть откорректирован в любой момент.
fotomania.org
Действующие монастыри Ленинградской области: женские, мужские, чтобы уйти на послушание, со святым источником
Несколько действующих монастырей Ленинградской области готовы принять на своей территории людей для ознакомления с жизнью святых, чудотворными реликвиями. Не только богатство природы покоряет сердца людей на этой земле, но и христианские святыни, которым поклоняются христиане всего мира не одну сотню лет. Все это хранится и оберегается на территории монастырей России.
Содержание статьи:
Список действующих монастырей Ленинградской области
Действующие монастыри, в том числе в Ленинградской области, принимают посетителей, но прежде чем приехать туда, важно поставить цель: короткий визит для просмотра достопримечательностей либо пожить длительный срок.
- Коневский Рождество-Богородичный монастырь.
Свою историю монастырь начал на острове Коневец (XIV в) в Ладожском озере. Основным населением острова были карело-язычники, предметом поклонения которых был огромный валун, по своей форме похожий на голову лошади.
В 1393 г. преподобный Арсений Коневский заложил основание обители. Основным его желанием было обращение язычников к христиансткой религии. Привезенная Арсением из Афона икона Божьей Матери, стала основной реликвией собора. Лучшие времена для храма пришлись на XIX век. Долетевшая до столицы слава позволила монахам приступить к строительству колокольни (3 этажа), собора с колокольней (2 этажа).
- Николо-Медведский монастырь.
В 1704 г по распоряжению Петра 1 началось строительство города Новая Ладога, где река Волхов впадала в Ладожское озеро. В планах царя было наладить кораблестроение. Для судоходства Ладожское озеро, как оказалось, было непригодно, так как гибло большое количество судов. Это и стало причиной рытья канала, соединяющего реки Волхов и Неву.
Основание города началось на территории полуострова Медведец в 14 в., на котором расположилась Николо-Медведская обитель. Для укрепления обороноспособности территории по периметру территории была возведена стена и вырыт земляной вал.
До наших дней сохранились Никольский собор и церковь Иоанна Богослова, на территории которых начались реставрационные работы. С давних времен красота, царящая на этой территории, привлекала художников и обычных путешественников.
- Введено-Оятский монастырь.
Строение не имеет точной даты своего основания. Но по мнению специалистов-исследователей, это событие приближается к рубежам XIV и XV веков. Это одна из многочисленных женских обителей, которая пользуется своей известностью, благодаря имеющемуся на ее территории святого источника. И даже в условиях сегодняшнего времени это наиболее посещаемый центр паломниками.
Храм был основан на прибрежной части реки Ояти около 200 км восточнее Санкт-Петербурга. Проведенные раскопки прибрежных курганов позволили засвидетельствовать наличие христианской культуры еще в XI веке. Уже в XII-XIII вв. для большей части местного населения (карелов) основной религией стало христианство.
- Староладожский Свято-Успенский Девичий монастырь.
Один из древнейших монастырей расположился недалеко от реки Волхов, на территории первой столицы русского государства, основанной в 753 г. – города Ладоги. Проведенные исследования не могут показать точной даты основания обители.
Некоторые версии предполагают, что строительство храма было проведено супругой князя Ярослава Мудрого, которой земли Старой Ладоги были преподнесены в качестве приданого.
В XVII в., вследствие нашествия шведских войск, монастырь был разрушен (разрушения не коснулись главной церкви), но со временем, в 1917 г., он был восстановлен. Согласно историческим данным, на его территории, в период с 1718 по 1725 гг. проживала насильно постриженная в монахини супруга Петра I – Евдокия Лопухина, которая подозревалась в заговоре.
В качестве кого посетить монастырь
Монастыри Ленинградской области, действующие в настоящее время, принимают разных посетителей:
- Трудника — человека, желающего в дальнейшем принять постриг. В обязанности входит посещение богослужений (молитва и труд), участие в жизни монастыря. Должны проявлять смирение и послушание.
- Паломника — человека, желающего получить отдых посещением церковных памятников, исповедаться и так далее.
- Волонтера — человека, желающего оказывать помощь в хозяйстве. Волонтер не подчиняется воле старшего и не обязан нести церковную службу. Помощь оказывается безвозмездно.
- Туриста — человека, пожелавшего ознакомиться с обителью, окружающей природой. При посещении обители, турист должен уважительно относиться к действующим обычаям.
Основные правила, которые нужно соблюдать в монастырях паломникам
Определившись в своем решении посещения той или иной обители, необходимо ознакомиться с основными требованиями и правилами, действующими на их территории.
Самые основные требования:
- Глубокая вера в Бога, крепкое состояние здоровья и понимание правил проживания на территории монастырей.
- Необходимый пакет документов.
- Сменная одежда для нахождения в обители (для женщин обязательно закрытая одежда с длинной юбкой, платок).
В любой православный монастырь девушкам входить можно только в юбке в пол и платке, вне зависимости Ленинградская область или другая страна
- Запрещено при себе иметь средства современной техники (телефон, планшет, ноутбук).
- Предоставление бесплатного питания.
- Запрещено сквернословие, употребление алкосодержащих напитков, курение.
Информация к соблюдению
Монастыри Ленинградской области, действующие сегодня, принимают на своей территории трудников, приехавших отдать свой труд во имя веры, то есть, не требуя за него оплату. На этом этапе на него не возлагаются обязательства и у него есть возможность в любой момент вернуться в мир – это не считается грехом.
Проживание трудника на территории обители должно соответствовать действующему распорядку, выполнять послушание. Со своей стороны, монастырь предоставляет ему жилье и пищу.
Требования, предъявляемые к труднику:
- Прием трудников ведется на срок, определяемый руководством монастыря.
- Необходимо быть православным.
- Перед получением благословения на трудничество у руководства монастыря, сначала нужно получить его у своего духовника, но окончательное решение остается за руководителем.
- Возраст от 18 лет до 55.
- Отсутствие ограничений (физических, психических), которые могут стать препятствием для выполнения монастырского послушания.
- Наличие действующего паспорта с постоянной регистраций на территории РФ, полис медстрахования.
- При желании трудничества свыше 1 месяца потребуется сбор обязательных справок с медучреждений.
- Не допускаются к трудничеству нарко-, алкозависимые, а также с психическими расстройствами. При обнаружении этих моментов, человеку придется покинуть территорию обители.
- Отказ в трудничестве выдается лицам нетрадиционной ориентации, а также негативно высказывающихся и настроенных против церкви, в сторону других народов.
- Отказ лицам, скрывающимся от закона, пытающимся уклониться от армии, налогов и так далее. При обнаружении данного факта, руководство монастыря будет обязано оповестить соответствующие органы.
- Трудник должен иметь набор одежды (для работы), обувь, медикаменты, средства гигиены.
- Иметь необходимую сумму денег на проезд к обители и обратно.
- При нарушении режима такой человек вынужден будет досрочно покинуть его территорию. Повторный прием нарушителя возможен только при наличии рекомендательного письма из другой обители об отсутствии нареканий и нарушений. Такая рекомендация действительна 14 дней.
- При наличии всего необходимого и желания для получения благословения на трудничество подается заявка в письменном виде.
Правила для трудников
Монастыри Ленинградской области, действующие для посещения, обязывают каждого трудника соблюдать действующие правила на территории обители. В случае его нарушения человек подлежит выселению из монастыря в течение 24 ч.
Не благословлено на территории монастыря и запрещено | В неукоснительное соблюдение распорядка дня входит |
• Издевательства и насилие. • Грубость и ненормативная лексика. • Прием различных одурманивающих, галлюциногенных веществ и иных запрещенных средств. • Прием легко-спиртных и горячительных напитков. • Курение. • Хранение любого вида оружия. • Не бережное обращение к имуществу обители. Возмещение причиненного ущерба взыскивается с виновного. • Недопустимы крики, нарушающие умиротворение и спокойствие. • Отсутствие в обители без разрешения. • Пропагандировать иные верования. | • Посещение праздничных всенощных бдений, по воскресеньям и в праздники – Божественной литургии. • Каждодневное утреннее правило и молебен прп. Александру Свирскому. • Регулярное исповедование и причащение. |
На территории монастыря требуется соблюдение всех указаний «старшего», утвержденного благочинным монастыря. Необходимо своевременно оповещать благочинного монастыря о возникновении любой проблемной ситуации.
Куда можно приехать пожить женщинам
Монастыри Ленинградской области, действующие в настоящее время, объединяют в себе женские обители.
Когда-то они открывались для предоставления приюта молодым женщинам и девушкам, для получения помощи в различных ситуациях, чтобы была возможность определить смысл бытия, избавиться от страданий. Женщина уходила в монастырь либо по призванию, либо после жизненных испытаний, страданий.
На территории таких храмов действуют утвержденные правила и каноны для неукоснительного выполнения и единый для всех устав. Приняв постриг, любая послушница облачается в соответствующую одежду и посвящает себя служению и верованию Богу.
- Покрово-Тервенический монастырь.
Свою историю женская обитель начала с июня 1991 г на территории с. Тервеничи. Уже в сегодняшние дни он принимает не только туры паломников, но и простых путешественников, желающих пожить размеренной и духовной жизнью монахинь.
Здесь нет затворников, насельницы с гостеприимностью открывают свои двери посетителям. Обязательным условием проживания будет ежедневная работа и посещение служб. Каждому человеку гарантировано питание. С собой потребуется взять паспорт, одежду для работ и средства, защищающие от насекомых.
- Тихвинский Введенский женский монастырь.
История храма началась в небольшом тихом городке Тихвин в XVI в. Основание этого здания для женщин-послушниц совпало с основанием (1560 г.) Богородичного Успенского монастыря для мужчин по указанию Ивана Грозного.
По окончании революции 1917 г территорию монастыря заняла исправительная колония для несовершеннолетних. Спустя некоторое время в соборе, в главном его храме, открывали спортивный зал. И только в 2005 г. приступили к восстановлению монастыря и регулярное богослужение возобновлено в 2009 г.
Куда можно приехать пожить мужчинам
- Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.
История действующей в наши дни мужской обители начинается с 1560 г. Основанием для его существования стал царский указ Ивана Грозного. А его волеизъявление было выполнено на прибрежной части реки Тихвинки в городе Тихвине архиепископом Пименом, который взял на себя административные и хозяйственные заботы.
Основной реликвией обители является Тихвинская икона Божией Матери Одигитрии, явление которой датируется 1383 г. Сегодня, к стенам святой обители съезжаются паломники, путешественники, а также люди, стремящиеся отойти от мирского существования и отдать себя на служение Богу.
- Свято-Троицкий Преподобного Александра Свирского Мужской Монастырь.
Территория обители расположилась недалеко от Лодейного Поля (21 км). Основание строения приходится на конец XV века, а в наши дни — это исторический памятник архитектуры. Это были места глухого Олонецкого края, территорией языческого населения.
Сегодня – в этом живописном месте недалеко от реки Свирь, занимающее территорию высокого берега Рощинского озера собираются люди, ищущие умиротворения и тишины.
Святые источники в Ленинградской области
Святая вода наделена удивительными свойствами и церковью признана ее целебная сила, бьющаяся из источников в святых местах.
- Источник в пещере Кузовница в Лужском районе (деревня Клескуша).
Мнение исследователей склоняется к тому, что этот источник, расположенный на территории Ленинградской области, имеет самую древнюю историю. Это удивительное место, затаенное в лесной чаще недалеко от реки Луги, знакомо с языческими временами и потаенными службами Старой веры.
Паломничество к этому святому роднику началось с XV века. Чтобы получить Божественную благодать, достаточно побыть в этом месте всего несколько минут.
- Источник святоводный Кушела (Сланцевского района).
Еще с XVIII века стало известным это святое место. На территорию этого села, согласно преданию, произошло явление Божьей Матери. На месте чудесного события был образован грот, в котором стали пробиваться два небольших родника.
Над одним из них стоял деревянный сруб, не сохранившийся до нашего времени, а над другим родником была выстроена из дерева церковь, стены которой также были разрушены. Только в 60-е годы над этим местом силами местного населения был воздвигнут металлический крест.
- Рукотворный колодец Александра Свирского.
Колодец со святой водой вместе с часовней находятся в пределах мужской Свято-Троицкой обители. Легенда датирует появление колодца началом 16 в. Привлекательность этого места, согласно легенде, лежит в том, что источник был выкопан собственноручно самим святым. Это совпало со строительством церкви на прибрежной территории реки Свирь.
- Источник святоводный Змеева Новинка.
Источник святой воды наделен своей легендой, которая рассказывает, как один крестьянин в момент половодья реки Шарьи стал обладателем святой иконы. И в этом месте забил родник.
Такое действие было расценено как знамение, что стало толчком для строительства храма. К сожалению, война не позволила сохранить его. И только в 1998-2000 гг. на ее месте была построена из дерева новая церковь. Сегодня сюда стремятся попасть огромное число паломников и брачующихся.
- Источник святоводный в честь Святой Параскевы Пятницы (Старая Ладога).
Относится к древнейшим местам, находящимся на территории Ленобласти и даже всей Руси. Это подтверждается проведенными исследованиями высеченных крестов в находящейся неподалеку пещере.
В сегодняшние дни место пользуется огромной популярностью. Огромное число паломников приезжают за святой водой. Над источником местные жители установили крест с нанесенной на него молитвой к св. Параскеве Пятнице. Неподалеку от родника находится оборудованная купель с раздевалками.
Построенные много лет назад монастыри Ленинградской области которые действуют и сегодня – это не только красивые строения, ставшие культурным достоянием всего мирового православия. Это места, в которых тщательно оберегаются и хранятся святые реликвии.
Оформление статьи: Владимир Великий
Видео о монастырях Ленинградской области
Монастыри Ленинградской области:
touristam.com
Монастыри Ленинградской области — на карте, путеводитель и фотографии с названием и описанием популярных
Александро-Свирский монастырь
Рекомендовать место
63
11
Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь — одно из благодатных мест Ленинградской области. Обитель расположена в довольно глухом месте недалеко от границы с Карелией. Но здесь всегда много паломников.
Преподобный Александр Свирский основал монастырь в здешнем сосновом лесу в 1508 году, после явления ему божественного знака. В 16-17 века здесь сформировался целый комплекс с двумя центрами — Троицким и Преображенским. Он выглядит очень живописно и хранит в своем облике сокровенные, исконно русские черты.
Древнейшая постройка монастыря — церковь Покрова Святой Богородицы 16 века. Всего на территории комплекса шесть храмов. В Троицком соборе сохранились иконы и настенные росписи 18 века.
После революции и во время Великой Отечественной войны монастырь был разграблен и разрушен. В 1997 году обитель была возвращена церкви. В это же время сюда вернулись святые мощи Александра Свирского. В наши дни все постройки монастыря требуют реставрации, но даже в обветшалом виде он выглядит величественно и оставляет необыкновенное впечатление.
Антониево-Дымский монастырь
Рекомендовать место
28
4
Антониево-Дымский Свято-Троицкий мужской монастырь расположен в деревне Красный Броневик неподалеку от Тихвина, Ленинградская область. Он был основан преподобным Антонием в 1200 году. В 1611 году обитель подверглась разорению шведов, а в 1687 году Дымский монастырь сгорел, но вскоре был отстроен заново. Начиная с 1709 года при нем существовала церковно-приходская школа, в которой проходили обучение дети из близлежащих деревень. Также в монастырском пользовании были огороды, пашня, озеро, лес и луговая земля.
К началу 1990-го года от комплекса обители сохранились келейный двухэтажный корпус, остов четырехъярусной соборной колокольни, небольшой корпус приюта для бездомных, несколько деревянных хозяйственных построек и здание церковно-приходского училища. В 1919 году монастырь упразднили. В 2000 году начали восстановление главного собора обители, которое продолжается до сих пор. В 2003 году благодаря игумену Евфимию в Антониево-Дымский монастырь были перевезены мощи преподобного Антония. В наши дни обитель принадлежит Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви.
Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь
Рекомендовать место
41
5
Тихвинский мужской монастырь, расположенный в одноименном городе на берегу реки Тихвинки, был основан еще в 1560 году по указу Ивана Грозного. Главная святыня монастыря, которой приезжают поклониться, — чудотворная Тихвинская икона Божией Матери Одигитрии.
После закрытия храма в советское время икона «странствовала» по миру – она была в Риге, Германии, Чикаго. Вернулась святыня в Россию только при полном возрождении монастыря в 2004 году.
На сегодня монастырь состоит из Успенского собора, Покровской церкви с трапезной палатой, колокольни, келейных корпусов конца XVI — начала XVII века и ограды с башнями.
Доехать до монастыря можно из Санкт-Петербурга с автовокзала на Обводном канале или на поезде с Ладожского вокзала.
Коневский Рождество-Богородичный монастырь
Рекомендовать место
38
13
Мужской православный Коневский Рождество-Богородичный монастырь находится на острове Коневец в Ладожском озере. Он был основан в 1393 году. Основателем монастыря стал Арсений Коневский, уроженец Великого Новгорода. Он долго искал на Ладожском озере место, где можно было образовать монастырь. Остров Коневец пришелся как раз для этого назначения.
Отец Арсений имел цель сделать из карелов-язычников православных. Этому и были отданы все его силы во время жизни в монастыре. В 1421 году в монастыре был построен собор Рождества Богородицы, где находилась Чудотворная икона Коневской Богоматери, которую Арсений привез с Афона.
За время своего существования монастырь подвергался нашествию врагов, в частности шведов, монахам приходилось уходить из обители. После победы Петра Первого над шведами монастырь опять вернули монахам.
XIX век стал для монастыря «золотым веком». Монастырь посетил император Александр Второй, многие видные деятели искусства.
В XX веке монастырь пережил революцию и войны, монахи покинули его, уйдя в Финляндию. Только в девяностые годы 20 века монастырь опять вернули Православной церкви. Сейчас это известное место посещает много туристов и паломников.
Константино-Еленинский женский монастырь
Рекомендовать место
55
14
Константино-Елененский православный женский монастырь расположен в поселке Ленинское, неподалеку от знаменитых курортных поселков Комарово и Репино. В поселке «Ленинское» в 1998 году создали первую православную общину. Строительство храма планировалось производить на средства Константина Вениаминовича Голощапова. Летом 1998 года основали церковь в честь равноапостольных святых Елены и Константина. Первая служба состоялась здесь в 1999 году, а начиная с мая 2000 года богослужения стали проводиться постоянно. В 2001 году храм освятил Святейший Патриарх Алексий.
Несколько лет церковь Елены и Константина действовала как приходская. Но 6 октября 2006 года на заседании Священного Синода удовлетворили прошение санкт-петербургского митрополита Владимира о благословении на открытие Константино-Еленинского женского монастыря. Первые сестры прибыли сюда из Санкт-Петербургского Новодевичьего монастыря. Настоятельницей обители была назначена монахиня Илариона (Феоктистова). Сейчас на территории монастыря расположено три храма: во имя святителя Николая Чудотворца, во имя равноапостольных святых Елены и Константина, а также крестильный храм во имя Рождества Христова. Старшим священником Константино — Еленинской обители является отец Феоктист.
Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь
Рекомендовать место
29
7
Иоанно-Богословский Череменецкий мужской монастырь расположен посреди изумительного по красоте Череменецкого озера, в двадцати километрахк югу от старинного городка Луги и в 130 от Санкт-Петербурга.За более чем пятисотлетнюю историю своего существования Иоанно-Богословский Череменецкий мужской монастырь не раз переживал разорения, и каждый раз снова возрождался. Вот и сейчас активно реставрируется.
Никольский мужской монастырь
Рекомендовать место
43
8
В Старой Ладоге, на правом берегу Волхова расположен Никольский монастырь. Это не только духовный архитектурный памятник, но и памятник славы русских воинов.
Основан был монастырь в XIII веке Александром Невским после победы в сражении со шведскими захватчиками. Правда, существует версия, что на месте обители уже существовал храм, построенный в XII веке.
Современный монастырь для монашеской жизни был возобновлен в 2002 году. А в 2003 году из города Бари (Италия) в дар монастырю была передана великая реликвия – часть мощей святого Николая Чудотворца.
Основные храмы монастыря – храм Николая Чудотворца и храм Иоанна Златоуста.
www.openarium.ru
Санкт-Петербург (монастыри) — Азбука паломника
Санкт-Петербург
Адрес: г. Санкт-Петербург, наб. реки Монастырки, д. 1.
Сайт: lavra.spb.ru
Петр I основал лавру в установление исторической связи между собой и героем Невской битвы. Александр Невский разбил шведов в устье Невы, а Петр I разбил и изгнал шведов с невских берегов и основал в устье Невы новую столицу России – Петербург. Основан монастырь в 1710 г. В 1723 Петр I повелел перенести мощи князя Александра из Владимира в новую столицу. В настоящее время, по установившейся традиции, в день Перенесения мощей, 12 сентября, по окончании Литургии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский в сопровождении духовенства крестным ходом выходит из монастыря на площадь Александра Невского на Невском проспекте.
После революции, в 1922 г. монастырь лишился своей главной святыни. Мощи святого князя были изъяты и долгое время находились в музее атеизма. Драгоценная рака оказалась в Эрмитаже, где находится и поныне. Только летом 1989 г. мощи св. Александра Невского были возвращены Церкви. Ежедневно перед мощами совершаются молебны, поются акафисты, звучат молитвы.
Действующие храмы Александро-Невской лавры:
- Свято-Троицкий собор.
- Крестильный храм в честь Иоанна Предтечи в крипте Свято-Троицкого собора.
- Храм святителя Николая Чудотворца на Никольском кладбище.
- Храм Благовещения Пресвятой Богородицы и святого благоверного князя Александра Невского (занят Музеем городской скульптуры).
- Надвратный храм иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».
- Домовый храм святого преподобного Серафима Вырицкого.
- Домовый храм святителей Иннокентия и Софрония Иркутских.
Святыни Александро-Невской лавры:
- Мощи святого благоверного князя Александра Невского.
- Чудотворная икона Пресвятой Богородицы Невская Скоропослушница.
- Мощи блаженного Матфея Татомира (в алтаре Никольского храма).
Богослужения в Александро-Невской лавре:
Ежедневно совершаются ранние и поздние литургии (в 7:00 и в 10:00) и вечернее богослужение в 17:00. В воскресение литургия совершается также в 9:00 в Никольском храме и в храме преподобного Серафима Вырицкого (попеременно). С понедельника по субботу служатся братский молебен и полунощница (в 6:00).
Пустынь основана архимандритом Варлаамом (Высоцким) в 1732г, настоятелем Троице-Сергиевой лавры под Москвой. Императрица Анна Иоанновна, духовником которой был Варлаам, подарила для обители бывшее владение своей сестры — царевны Екатерины Иоанновны, герцогини Мекленбург-Шверинской. В 1764 монастырь отделился от лавры и стал управляться собственным архимандритом. Перед переворотом в октябре 1917 в монастыре было 7 храмов и жило около 100 человек братии, из среды которых по традиции выбирались судовые священники для русского военного флота. Со времен Екатерины Второй на кладбище хоронили умерших из знатных и родовитых семей Санкт-Петербурга: Апраксиных, Мятлевых, Нарышкиных, Чичериных, Строгановых, Дурасовых и других. Здесь погребены дочери и внуки Суворова и Кутузова, канцлер Горчаков, архитекторы Штакеншнейдер и Горностаев. Кладбище считалось одним из наиболее красивых в Европе.
Наместником Приморской пустыни в 1834—1857 гг. был архимандрит Игнатий (Брянчанинов), будущий святитель Кавказский. Именно в этот период начался расцвет монастыря.
В 1919 году пустынь была закрыта, хотя богослужения в некоторых храмах продолжались ещё 10 лет. Затем братия была в основном разогнана: осталось около десятка стариков, живших среди учреждённой здесь детской колонии.
В 1930 году колонию сменила школа подготовки начсостава РККА им. Куйбышева. Во время Второй мировой войны пустынь находилась на оккупированной территории около двух с половиной лет. Огромное кладбище, на котором были погребены многие видные деятели русской истории, было снесено окончательно, когда в оставшиеся помещения въехала в 1964 г. средняя школа милиции, сравнявшая могилы петербуржцев с землёй и превратившая кладбище в плац для маршировок. Сейчас на бывшем кладбище имеются могилы канцлера Горчакова (последнего лицеиста и учителя Бисмарка) и архитекторов Штакеншнейдера и Горностаева. В 1973 то, что осталось от обители, было поставлено под государственную охрану. 29 марта 1993 года было принято решение о поэтапной передаче комплекса епархии. В настоящее время немногие сохранившиеся остатки зданий восстановлены.
Адрес: Санкт-Петербург, Стрельна, Санкт-Петербургское шоссе, д. 15 (на выезде из Санкт-Петербурга в сторону Стрельны).
Телефон: +7 (812) 647-07-30
Сайт: pustin.spb.ru
Действующие храмы:
Святыни
Вступив на престол в 1741 году, Императрица Елизавета Петровна пожелала воздвигнуть в новой столице Девичий монастырь. Считалось, что она намеревалась удалиться в него в старости. Летний дворец государыни, именуемый «Смольный», был отдан под монастырь. Новодевичьим Воскресенский монастырь стали называть из-за того, что его первые насельницы прибыли в Петербург именно из Новодевичьих монастырей Москвы и Смоленска. Название за монастырем закрепилось.
Екатерина II при монастыре учредила училище для воспитания благородных девиц, которое переросло в Смольный институт. С кончиной последних монахинь монашеская жизнь в стенах Смольного монастыря угасла. Возобновлением Воскресенского Новодевичьего монастыря занялся Император Николай I. Государь утвердил положение о строительстве обители на новом месте. Игуменией была назначена монахиня Феофания из Горицкого монастыря, известная своей подвижнической жизнью.
3 ноября 1849 года Митрополитом Никанором произведена закладка каменного соборного храма Воскресения Христова с пятью приделами.
Церковь в честь Афонской (Ватопедской) иконы Божией Матери, где часто молилась матушка Феофания, освятили в 1854 году. Список Ватопедской иконы «Отрада и Утешение» был прислан старцем Серафимом Святогорцем со Святой Горы Афон (автором известной книги «Письма святогорца»). Перед Афонской иконой инокини круглосуточно читали псалтырь, совершали акафисты и молитвы, панихиды о русских воинах, погибших в Крымскую, Русско-Турецкую и Первую мировую войну. Афонская церковь соединялась с монастырскими корпусами специальными переходами, имела три выхода – один центральный и два боковых. Церковь считалась келейной, из своих покоев игуменья могла выйти прямо на правый клирос.
В апреле 1855 года в монастыре состоялась освящение второй церкви в северном корпусе – в честь Трех Святителей Вселенских: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Эту церковь, как и другие расписывали монахини под руководством Г.И.Яковлева. Одновременно он же обучал иконописи послушниц и монахинь обители. Позже живописец занимался росписью главного Воскресенского собора. Летом 1861 года состоялось освящение главного монастырского собора.
При игумений Антонии (Рейнбот) 8/21 июня 1908 года по проекту В.А. Косякова был заложен каменный храм-усыпальница во имя Казанской иконы Божией Матери. Строительство закончили в 1912 году и приступили к отделке. Расписать храм предложили Ф.Р. Райляну. Величественный храм, задуманный в русско-византийских традициях, создает впечатление самобытности и глубоко созвучен нашему времени. У стен этого храма в 1918 году был погребен и сам зодчий В.А. Косяков.
В 1927 году монастырь стал центром епархиальной жизни. Здесь находилось официальная резиденция митрополита Серафима (Чичагова). В Новодевичьем монастыре впоследствии находились покои Алексия I (Симанского) митрополита Ленинградского и Новгородского. 2-го февраля 1945 года Владыка Алексий I на Поместном Соборе был избран Патриархом Московским и Всея Руси.
В 1935 году матушку Феофанию, вслед за арестованными раннее в 1931-1932 гг. монахинь Новодевичьего монастыря, отправили в ссылку в Башкирию. В разоренном монастыре остались одни больные и престарелые, которых закрыли в подвале, обрекая их на смерть. Афонская церковь была закрыта последней в апреле 1938 года. Разграбили монастырский собор, взорвали колокольню. Одно из самых живописных кладбищ Петербурга подверглось надругательству. Сильно пострадал некрополь, где погребены многие выдающиеся государственные, общественные и военные деятели, поэты, композиторы, литераторы: Ф. Тютчев, М. Врубель, Э. Направник, Н. Некрасов, Н. Римский-Корсаков, А. Майков, А. Лядов, М. Чигорин, П. Багратион, С. Боткин, А. Краевский, П. Демидов, Г. Невельской — гордость и слава Отечества. Поныне сохранились погребения сестер обители. Среди дорогих могил и праведница XIX столетия, блаженная Дарьюшка (инокиня Исидора). На Новодевичьем кладбище сохранилась одна из немногих могил новомучеников. Эта могила архиепископа Илариона Троицкого. Когда архиепископа отправляли из Соловков на вечное поселение в Среднюю Азию, по дороге он заболел и скончался в Ленинграде в тюремной больнице.
Рождественским постом 1996 года с первыми насельницами началось возрождение монашеской жизни в Воскресенском Новодевичьем монастыре. К этому времени была обретена могила приснопамятной основательницы. 29 декабря 1996 года, в день ее тезоименитства, духовником Санкт-Петербургской Епархии архимандритом Кириллом (Начисом) была отслужена Божественная Литургия и освящен крест на могиле петербургской подвижницы. При благоустройстве территории в 2003 году были обретены ее честные останки.
Адрес: Санкт-Петербург, Московский пр., 100 (ст. метро «Московские ворота»)
Телефон: +7 (812) 387-53-64
Сайт: novodev.spb.ru
Святыни Воскресенского Новодевичьего монастыря:
- Чудотворная икона Божией Матери «Ахтырская»
- Казанская икона Божией Матери
- Икона Божией Матери «Отрада и Утешение»
- Афонская икона Божией Матери 15 века с частицами мощей
- Ковчег с частью Пояса Пресвятой Богородицы и частицами мощей св. прав. Иоакима и Анны
- Частица Честного Животворящего Креста Господня
- Ковчег с мощами свщмуч. Илариона (Троицкого)
- Облачение свщмуч. Илариона (Троицкого)
- Крест с частицами мощей Апостола Павла, св. мученицы Цицилии, св. прав. Анны и частицей колонны Бичевания
- Шуйца (левая рука) прп. Иоанна Дамаскина
- Ковчег с мощами блаж. Старицы Матроны Московской
- Ковчег с мощами прп. Марии Гатчинской
- Ковчег с мощами св. равноап. вел. кн. Ольги
Действующие храмы Новодевичьего монастыря:
- Храм Казанской иконы Божией Матери.
- Храм Афонской иконы Божией Матери «Отрада и Утешение».
- Храм Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому.
- Домовый храм преподобного Серафима Вырицкого.
- Домовая церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
- Часовня преподобного Сергия Радонежского и святой равноапостольной Нины.
Богослужения в Новодевичьем монастыре:
С понедельника по субботу с 7:00 совершаются утренние богослужения. В субботу литургия с 9:00, в праздничные и воскресные дни — с 9:40. Начало вечерних Богослужений в 17:00.
В честь своего небесного покровителя, преподобного Иоанна Рыльского, святой праведный Иоанн Кронштадтский на набережной реки Карповки в Санкт-Петербурге основал монастырь. Здание было построено в 1900-1902 гг. по проекту архитектора Никонова. Первой настоятельницей обители была духовная дочь о. Иоанна, игумения Ангелина (Сергиева) (1867-1927). Сам о. Иоанн любил называть себя «Божией милостью строитель Иоанновского монастыря». Здесь располагались его покои, в которых он останавливался во время посещения Северной столицы. Батюшка завещал похоронить себя в монастыре, где и был погребен 22 декабря 1908 года.
После революции монастырь закрыли (в 1923 году), а имущество вывезли и разграбили, здание монастыря заняло множество организаций. В последующие годы почти все сестры подверглись арестам и были сосланы в тюрьмы и лагеря.
В 1989 году началось возвращение монастыря Русской Православной Церкви. За 70 лет, что монастырь не действовал, здание пришло в сильный упадок. Храмы и все помещения были перестроены. Через годы интенсивных ремонтно-восстановительных работ монастырю возвратили его первоначальный облик.
В обители ежедневно совершаются службы. В храме-усыпальнице святого праведного Иоанна Кронштадтского создан небольшой музей, посвященный Батюшке и истории монастыря. В 1992 год монастырь получил статус ставропигиального и с того момента находится в непосредственном подчинении Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси.
Адрес: Санкт-Петербург, наб. реки Карповки, д. 45
Телефон: +7 (812) 234-24-27
Сайт: www.imonspb.ru
Храмы Иоанновского монастрыря:
- Собор Двенадцати Апостолов
- Храм-усыпальница в честь Илии Пророка и Феодоры царицы, небесных покровителей родителей святого Иоанна Кронштадтского.
- Храм Иоанна Рыльского
- Часовня Покрова Божией Матери
Святыни Иоанновского монастыря:
- Мощи святого праведного Иоанна Кронштадтского.
- Икона Покрова Божией Матери, обновившаяся в Иоанновском монастыре.
- Частицы ризы, покрова и пояса Пресвятой Богородицы.
- Икона Спасителя с частицей ризы Господней.
- Икона святого праведного Иоанна Кронштадтского с его епитрахилью.
- Распятие с частицей Животворящего Креста Господня.
- Икона вмч. Пантелеимона с частицей мощей.
- Икона святой блаженной Матроны Московской с частицей мощей.
- Икона святителя Луки (Войно-Ясенецкого) с частицей мощей.
- Икона святых благ. князей Петра и Февронии Муромских с частицами мощей.
- Икона святителя Нектария Эгинского с частицей мощей.
- Частицы мощей двенадцати апостолов, великомученицы Варвары, святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, Глинских святых, святителя Спиридона Тримифунтского, мученика Трифона и многих других святых.
- Частица Туринской Плащаницы.
Богослужения в Иоанновском монастыре:
Начало вечернего Богослужения — ежедневно в 17:00.
Начало литургии по будням в 8:30, по воскресениям — в 9:00, исповедь с 8:15.
Ежедневно по окончании литургии в храме-усыпальнице совершаются молебны.
Панихиды совершаются ежедневно по окончании Литургии в верхнем соборе Двенадцати апостолов.
В 16:00 во вторник и среду — в храме-усыпальнице молебен с акафистом св. прав. Иоанну Кронштадтскому.
В четверг в 16:00 — молебен с акафистом свт. Нектарию Эгинскому в храме преподобного Иоанна Рыльского.
Монастырские подворья
Подворье Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря
Подворье Зеленецкого монастыря — храм-часовня Божьей Матери Всех Скорбящих Радость «с грошиками», находится на проспекте Обуховской обороны (д. 24). На территории подворья захоронена блаженная старица Матронушка Босоножка, помогающая при недугах и болезнях, скорбях и напастях. На могилке Матронушки Босоножки происходят исцеления обратившихся к ней за помощью людей. Чудеса исцеления Матронушки Босоножки известны не только в Санкт-Петербурге, но и далеко за пределами России. На поклон и за различной помощью к могилке блаженной старице Матронушке Босоножке ежедневно приезжают десятки паломников.
Телефон монастыря: +7 (812) 365-03-00 Адрес: Монастырь: Ленинградская область, Волховский район, Усадищенская волость, станция Зеленец.
Подворье: Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны д. 24 Сайт: www.zelenets.ru
Подворье Валаамского монастыря
В начале XX века земли на углу Нарвского и Петергофского пр., где располагается подворье, принадлежали Староладожскому Успенскому женскому монастырю. В 1903 г. обитель получила разрешение Святейшего Правительствующего Синода на использование этой территории под строительство подворья. В июле 1905 г. преосвященным Антонином, епископом Нарвским, была освящена закладка каменной пятиглавой церкви.
Подворье представляет собой комплекс зданий,объединяющий пятиглавую церковь со звонницей и жилым домом. В нижнем этаже колокольни расположена часовня.
В 1989 г. здание возвратили Церкви, в нем разместилось подворье Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря. 2 апреля 1994 г. было совершено освящение главного престола церкви. Патриархом Всея Руси Алексием II. Часовня освящена во имя Николая и Александры Царственных страстотерпцев.
На подворье была оборудована крестильня с полным погружением, действует детская воскресная школа.
Подворье Оптиной Пустыни
В 1990 году наместник монастыря Оптина пустынь архимандрит Евлогий (Смирнов) (ныне архиепископ Владимирский и Суздальский) обратился к властям Санкт-Петербурга с просьбой передать один из храмов города для открытия монастырского подворья. Свято-Введенский монастырь Оптина пустынь ещё до революции рассматривал вопрос о создании своего подворья в г. Санкт-Петербурге.
Это осуществилось только в конце ХХ века.
В июне 1991 года монастырю Оптина пустынь было передано подворье бывшей Киево-Печерской Лавры. Это место на берегу Невы исторически всегда принадлежало монастырским подворьям. С 1721 по 1766 гг. здесь находилось подворье Троице-Сергиева монастыря (ныне Лавра), Псковского Архиерейского Дома (с 1766 по 1875 гг.), Киево-Печерской Лавры (с 1875 по 1933 гг.).
Когда представители монастыря Оптина пустынь ознакомились с состоянием подворья, то сложилось впечатление, что восстановить его практически невозможно. Бывшие братские корпуса были заняты коммунальными квартирами, а в храме находился ледовый каток.
Подворье Коневского монастыря
История Санкт-Петербургского подворья Коневского Рождество-Богородичного монастыря неотделима от истории главной святыни обители — чудотворной Коневской иконы Божией матери, которую преподобный Арсений Коневский принес со Святой Горы Афон. В 1617 г.по Столбовскому мирному договору вместе со всем северным и западным Приладожьем Коневец отходит к Швеции, и братия, взяв Коневскую икону, вынуждена была переселиться в Новгородский Деревяницкий монастырь. Только в 1799 году митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил (Петров) благословил возвратить святыню в монастырь. По пути на Коневец икона на два месяца задержалась в Петербурге, пока для неё изготовлялась позолоченная серебряная риза. В это время по молитвам перед образом Пресвятой, который за отсутствием подворья приходилось хранить в частных домах, совершилось множество чудесных исцелений, восемь из которых были документально зафиксированы
Подворье Константино-Еленинского монастыря
Создание храма и его дальнейшая история связаны с темой новомучеников Российских. Поводом для сооружения церкви стал чудесный случай спасения царской семьи и будущего царя-страстотерпца Николая при крушении поезда 17 октября 1888 года у станции Борки (в 60км южнее Харькова). Из-за технических неисправностей железнодорожных путей поезд, шедший со скоростью 70 км в час, сошел с рельсов и потерпел крушение, свалившись с насыпи. Число всех погибших в царском поезде составило 21 человек. Вся царская семья (императорская чета Александр Александрович, Мария Федоровна и их дети: Наследник Николай, Георгий, Ксения, Михаил и Ольга) чудом не пострадали, получив только ушибы и царапины.
Подворье Александро-Свирского монастыря
Подворье Александро-Свирского монастыря на сегодняшний день располагается в Весёлом поселке Невского района города Санкт-Петербурга.
Подворье Покрово-Тервенического монастыря
У Покрово-Тервенического женского монастыря есть свое подворье в Санкт-Петербурге – храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Подворье так же молодо, как и сам монастырь. Храм этот в полном смысле слова можно назвать «народным», т. к. все в нем сделано руками прихожан и монашествующих сестер. Ощущение храма как места собрания всей Церкви, любого дела в нем – как участия в Общем Деле — всегда было и сейчас остается характерной чертой жизни прихода.
Кроме того, что наиболее важно, именно через храм-подворье осуществляется связь монастыря и большого города, как и практически-бытовая, так и духовная.
Подворье Тихвинского Богородичного Успенского монастыря
Подворьем монастыря является храм свт. Димитрия митрополита Ростовского. Первая литургия в храме была совершена 14 августа 2003г. С этого времени регулярно (но не ежедневно) проводятся богослужения, в один из дней недели (обычно по средам) служится молебен с Акафистом перед Тихвинской иконой Божией Матери. При храме на подворье сложилась довольно крепкая община, насчитывающая порядка 50 человек, организуются интересные лекции и встречи, поездки в паломничества и походы, функционирует скромная приходская воскресная школа для детей, два раза в год проводятся детские праздники.
Подворье Введено-Оятского женского монастыря
Подворьем Введено-Оятского женского монастыря является храм в честь св. Анны Кашинской, расположенный при подворье Кашинского Сретенского монастыря.
Двухъярусная часовня была освящена 11 ноября 1907 г. Часовня была построена на месте ранее существовавшей часовни, возведенной в память чудесного спасения цесаревича Николая при покушении на него в Японии.
В феврале 1908 г. освящен нижний храм во имя Спаса Нерукотворного Образа. После восстановления церковного почитания святой благоверной княгини Анны Кашинской главный престол храма освятили во имя Анны Кашинской. Верхний придел двухэтажного храма освящен в 1911 г. во имя Николая Чудотворца и во имя Святителя Алексия митрополита Московского.
При строительстве храма архитектор использовал образы новгородской и псковской архитектуры. Монолитный объем здания имеет трехлопастные завершения фасадов. Храм увенчан шлемовидным куполом на высоком барабане. Фасады были украшены майоликами, выполнеными в мастерской П. К. Ваулина, и росписями в арочных нишах, но ныне декор утрачен. Четырехъярусная высокая колокольня — высотная доминанта комплекса. Чуть позже во дворе был построен жилой флигель для монахинь, примыкающий к храму и обнесенный каменной оградой.
Подворье Череменецкого монастыря
Череменецкое Подворье – бывшая киновия Александро-Невской Лавры.
В 1820 г. по инициативе лаврского наместника архимандрита Товии и Санкт-Петербургского митрополита Михаила (Десницкого) было решено начать в этом живописном и уединенном месте строительство: разместить летнюю дачу — загородный архиерейский дом. Там Владыка намеревался поселиться после ухода на покой. В 1821 г. был освящен во имя Всех Святых деревянный храм, но строительство прекратилось в связи с внезапной кончиной митрополита. Впоследствии храм достроили.
С 2001 г. началась передача здания собора Санкт-Петербургской епархии под подворье Иоанно-Богословского Череменецкого мужского монастыря (настоятель – игумен Митрофан /Осяк/). Разобраны перегородки в верхнем этаже здания, где с 2002 г. начались регулярные богослужения. На гранях барабана частично сохранились изображения святых Апостолов. Храм окружен промышленной зоной и не имеет удобного транспортного сообщения, нет средств на ремонт отопления, перекрытие кровли. Но неторопливое богослужение в присутствии немногочисленных прихожан в этом отдаленном уголке Санкт-Петербурга, словно возводит нас ко временам уединенного бытия лаврского скита и создает умиротворенное, молитвенное настроение.
Подворье Важозерского монастыря
Подворье Важеозерского монастыря Петрозаводской епархии — храм Успения Пресвятой Богородицы. Участок для подворья пожертвовала Е. А. Ганлевич. Владелец соседнего участка, петербургский городской голова В. А. Ратьков-Рожнов пожертвовал дополнительно 400 сажен для постройки церкви.
Сначала была устроена часовня. Потом построили каменное здание, дом трудолюбия, в котором неимущие получают пищу и временное жилье. 23 ноября 1895 г. о. Иоанн Кронштадтский совершал освящение подворья с деревянной церковью в северном стиле.
Афонское подворье
На углу Дегтярного переулка и 5-й Рождественской улицы (ныне пока еще — Советской) стоит храм, который представлял в столице Российской Империи Святую Гору Афон — Старо-Афонское подворье в Петербурге. Афонские монахи, привезшие в этом году в Петербург честную главу св.Пантелеимона, заинтересовались судьбой Афонского подворья и нашли время посетить и осмотреть его. История подворья в Петербурге связана со строительством Андреевского скита на Афоне. В 1841 г. иноки русского Пантелеимонова монастыря приобрели на Афоне келью св. патриарха Афанасия, которую вскоре при содействии известного духовного писателя А.Н.Муравьева обратили в Скит Св. Первозванного Апостола Андрея. К началу ХХ века этот Скит стал крупнейшим монастырем на Святой Горе Афон, насчитывая десять храмов и около 600 насельников.
Подворье Антониево-Сийского Свято-Троицкого монастыря
Открытие подворья Антониево-Сийского монастыря в г. Санкт-Петербурге благословено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и зарегистрировано 14 сентября 2000 года.
За 13 лет много сделано для его становления: построен деревянный храм во имя преподобного Антония Сийского, закладку которого 25 октября 2004 года совершил епископ Архангельскиий и Холмогорский Тихон, с 2005 года в храме регулярно проходят богослужения, действуют воскресная школа и библиотека.
Подворье также духовно окормляет ряд дошкольных, школьных и медицинских учреждений. На сегодняшний день ведется подготовка к строительству каменного храма, при котором предполагается открытие православного духовно-просветительского центра.
azbyka.ru
Монастыри Ленинградской области
Ленинградская область
Приозерский район
Введно-Оятский монастырь находится в двухстах километрах от Петербурга. Место расположения обители славится древней христианской историей.
Лужский район
Иоанно-Богословский монастырь располагается в Лужском районе Ленобласти. Год основания обители — 1478.
Приозерский район
Коневский Рождественский мужской монастырь располагается на острове Коневец. Остров лежит на западе Ладоги, в пяти километрах от материковой части.
Сланцевский район
Покровский Поречский женский монастырь располагается вблизи деревни Козья Гора (Сланцевский район Ленобласти).
Тихвинский район
Большой Богородично-Успенский мужской монастырь построен в городе Тихвине во второй половине XVI в. Он был рублен из дерева, но славился своей крепостью и просторностью.
Бокситогорский район
Антониево-Дымский Свято-Троицкий монастырь относится к числу старейших достопримечательностей Северо-Западного региона. Построена община монахом Антонием Дымским в XIII веке.
Лодейнопольский район
Свято-Троицкий Александра Свирского Мужской Монастырь расположен вблизи Рощинского озера в 260 километрах от Северной столицы.
Санкт-Петербург
Завтра
сплошная облачность
+4°C
ночью +5°С
oblast47.ru
Женские Монастыри Ленинградской Области Действующие с Проживанием
Монастыри Ленинградской области
История Ленинградской области как территории, заселенной разумными людьми, уходит своими корнями в глубины среднего каменного века. Природа этого края тоже весьма богата, как и разнообразны культура и этнос заселяющих эти земли людей. Однако всех их объединяет единая религия, что можно с легкостью отследить по обилию православных монастырей и скитов, о которых мы расскажем в этом материале.
Александро-Свирский монастырь
Эта православная мужская обитель Ленинградской области расположена в 21 километре от города Лодейное поле. Основана она была в XV веке силами Александра Свирского в местечке, где до того проживали лишь язычники чудь, вепсы и карелы. Довольно быстро у Свирского появились ученики и последователи, и уже в XVI веке, при жизни самого Александра, на деньги Василия III к приходу были пристроены каменная Покровская церковь и трапезная. В советские годы в зданиях обители располагался детский инвалидный дом. Сегодня она является действующим монастырским подворьем и памятником архитектуры, где можно увидеть мощи самого Александра Свирского, копию Туринской плащаницы, мощи некоторых святых и испить воды из священного целебного источника.
Введено-Оятский монастырь
Женская православная обитель Ленинградской области, расположенная примерно в двух сотнях километров к востоку от Санкт-Петербурга. Есть множество предположений о дате ее основания, но мнения специалистов по большей части сходятся на рубеже XIV и XV веков. Деревянные церкви и постройки обители в начале XIX века были переложены из камня, а к началу XX века территория ее владений простиралась на 500 гектаров, несмотря на довольно скромное количество послушников. В то время приход был полностью мужским, а статус женского приобрел лишь в 1993 году. Здесь в XVI веке была написала икона Богородицы Одигитрии, которая сегодня хранится в Русском музее.
Зеленецкий Троицкий монастырь
Первые сооружения на месте будущей мужской обители на берегах реки Россоха в Ленинградской области появились еще в 1564 году стараниями монаха Мартирия и знатного рода строителя Федора Сыркова. Первые деревянные здания вместе с оградой были сожжены при набеге шведов, после чего восстановлены уже большей частью из камня к 1690 году. С приходом советской власти приход закрыли, частично разрушили, а оставшиеся постройки использовали для хозяйственных нужд. Сегодня обитель вновь функционирует, но местами до сих пор ведутся восстановительные работы.
Староладожский Никольский монастырь
Располагается в селе Старая Ладога Ленинградской области. История его уходит корнями вглубь XIII века, когда Александр Невский велел заложить в тех местах новую обитель имени Николая Чудотворца в честь своей сокрушительной победы над шведами. Мощи святого Николая Чудотворца до сих пор хранятся в этом приходе. В смутное время в обители скрывались от шведов монахи Валаамского монастыря, взявшие с собой мощи его основателей Сергия и Германа. В советские годы здания обители использовались под мото-тракторную станцию и начали восстанавливаться лишь в 2002 году.
Коневский Рождество-Богородичный монастырь
Эта православная обитель Ленинградской области ведет свою историю с XIV века, и многими рассматривается как двойник знаменитого Валаамского монастыря, тем более что расположены они на одном и том же Ладожском озере.
Укроют от житейских невзгод женские монастыри России, куда можно приехать пожить
На острове, где была поставлена обитель, в средние века располагалось финское языческое святилище, где поклонялись огромному валуну в форме лошадиной головы, от которого и пошло название острова. Основал обитель преподобный Арсений Коневский, хотевший принести христианство карелам. После шведского нашествия приход был вынужден эвакуироваться в Новгород, а после войны 1812 года отошел финнам. Обитель посещали многие святые, а также известные в свете писатели и художники. В ХХ веке там базировались финские войска, а после войны монастырь снова вернулся в Россию. Сегодня там можно увидеть мощи самого Арсения Коневского, старинный иконостас и библиотеку.
Староладожский Успенский монастырь
Наверное, самая древняя обитель на территории Ленинградской области, так как официальной датой начала возведения на этом месте православного храма считается 1156 год. Главная церковь обители – Успения Пречистой Богоматери – является самым старым православным сооружением домонгольской Руси. В XVII веке архитектурный ансамбль был почти полностью (за исключением главной церкви) разрушен при нашествии шведских войск, затем восстановлен. Здесь с 1718 года и до смерти Петра Великого жила его супруга Евдокия Лопухина, насильно постриженная в монахини за несогласие с царем. С 2005 года идет активное восстановление помещений обители и хозяйственных построек, а в уже восстановленных зданиях располагается городская больница.
У вас отключен JavaScript.
Монастыри и храмы Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Монастыри и подворья
go2dream.ru
Действующие православные монастыри (страница на стадии разработки — некоторые ссылки неактивны)
| |
1. Монастыри Ленинградской области | |
Введено-Оятский женский монастырь Святой источник Иконы Божьей Матери «Живоносный Источник» в Введено-Оятском (Введенском Островском) монастыре. (Санкт Петербург, Лениградская область) Один из самых сильных исцеляющих источников. Имеет духовную силу: бесы боятся этой воды. Вода в святом источнике минеральная, йодисто-радоновая, и относительно теплая круглый год ( + 12 С). |
|
Александро Свирский монастырь Колодец Св. Александра Свирского в Свято-Троицком Александро Свирском мужском монастыре (Санкт Петербург, Лениградская область) Колодец, выкопанный Св. Александром Свирским подле своей отходной Преображенской пустыни, где Св. Александр отдыхал от наплыва посетителей в Троицкую пустынь . колодец распологается на территории Северной Лавры — Свято-Троицкого монастыря возле озера Рощинского, издревна славного чудесами (свечениями на месте нынешнего монастыря). |
|
Успенский девичий монастырь Святой источник и купель во имя Св.Параскевы Пятницы в Старой Ладоге (Санкт Петербург, Лениградская область) Источник во имя Св.Параскевы Пятницы в Старой Ладоге является древнейшим из известных святых источников на территории Ленинградской области да и, пожалуй во всей России. Судя по сохранившемся на обнажении породы над источником вытесанных изображений поклонных крестов, источник этот служил местом поклонения как минимум с IX века. Об этом говорит характерное изображение варяжского креста и крестов X-XII веков и более поздних — XVI века. |
|
Староладожский Никольский монастырь . (Страница монастыряв разработке) . |
|
Тервеничи Святой источник и купель Покрово-Тервеничского женского монастыря (Санкт Петербург, Лениградская область) Новоявленный святой источник открывшийся духовнику Покрово-Тервеничского женского монастыря. В начале зимы 1992 года во сне основателю и духовнику обители явилась Божия Матерь. У ее ног лежала икона, подобная Касперовской, из-под которой струилась вода. Божия Матерь указывала рукой на лежащую икону. Это событие отображено на иконе «Явление Божией Матери в Тервеничах». Весной того же года на месте указанном Божией Матерью обнаружили родничок. |
|
Свято-Троицкое женское подворье в Сенно Святой источник и купель во имя Св. Николая в Сенно. (Санкт Петербург, Лениградская область) новоявленный святой источник открывшийся в по молитве настоятельницы Свято-Троицкого женского подворья Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря (Троицкого скита) в 1999 году — через два года после основания скита. Святой источник открылся под услоном, где находился дом пресвитера Василия Канделяброва, который был замучан большевиками в 1937 году. В 2000 году Василий Канделябров был канонизирован как новомученик. В храме Св. Троицы в ските находится единственная пока его икона. В скиту уже имеются свидетельства о помощи новомученика Василия страждущим. |
|
Дыми Святое озеро, камень и крест Преп. Антония Великого. (Санкт Петербург, Лениградская область) В 1243 году в поисках молитвнного уединения, Антоний ушел искать себе пустыньку, которую обрел на берегу Дымского озера, названного так из-за густых туманов — дымей, бывавшим над озером. Антоний Здесь он поставил себе кущу (шалаш), а вскоре выкопал и пещерку для зимнего пребывания. Однако уже на следующий год срубил и келию на холме, а на озере обрел большой камень — валун, едва выглядывающий из воды. Святой приплывал к камню на лодке, и долго молился на нем, осуществляя подвиг столпничества на водах. |
|
Череменецкий монастырь . (страница монастыряв разработке) . |
|
Мужской Тихвинский Богородичный Успенский монастырь православный мужской монастырь, расположен в городе Тихвине, на берегу реки Тихвинки. Основан по указу Ивана Грозного от 11 февраля 1560 года новгородским архиепископом Пименом.
Главной реликвией монастыря является чудотворная Тихвинская икона Божией Матери Одигитрии. |
|
остров Коневец Коневский монастырь и Конь-камень на острове Коневец на Ладоге (Санкт Петербург, Лениградская область) На острове Коневец расположен древнейший Коневский монастырь 14 века, основанный Св. Арсением Коневским. Монастырь на острове Коневец представляет собой чудесный заповедный святой уголок земли, подгобный тому, каким был остров Валаам, до того как святыню Валаама превратили в доходный туристический бизнес. Остров Коневец и его святыни обладают огромной очищающей душу от скверны силой. Это то место в Ленинградской области, которое обязательно стоит посетить паломнику. |
|
Подсобное хозяйство подворья Оптиной Пустыни в Санкт-Петербурге Восстанавливаемая и действующая церкви, монастырское хозяйство, зоопарк и гостиница. (Санкт Петербург, Лениградская область) Образец идеального монастрского «совхоза» — какими мы бы могли быть фермерские и крестьянские хозяйства, если бы не… Монастырю удалось преодолеть эти «если» и создать уютное и привлекательное место для отдыха с детьми. |
|
2. Монастыри Псковской области | |
Крыпецы Святой источник и купель преподобного Саввы Крыпецкого в Савво-Крыпецком монастыре подо Псковом. Чудотворное святое озеро XV века в Иоанно-Богословском Савво-Крыпецком монастыре. Паломнику,не пожалевшему времени на дорогу в монастырь откроется совершенно удивительное место. Савво-Крыпецкий монастырь — редкий образец сохранившихся древних благочестивых укладов монастырской жизни, гаромонично вписавшихся в современное окружение. |
|
Творожково Свято-Троицкий женский монастырь, Быстреевский погост, остров Молитв и Ильинский святой источник блих Красных Струг подо Псковом. Обитель возникла благодаря усилиям матушки Англелины, положившей всю свою жизнь и все средства на учреждение и постройку женского монастыря в своей усадьбе в Творожково. Могилки матушки, блаженной Ольги и юродивого Терентия Ивановича привлекают многчисленных паломников. |
|
Елизарово Пречистенский святой источник во имя иконы божией Матери «Цареградская» и купель близ Спасо-Елизаровского монастыря подо Псковом. История возникновения святого источника такова: Преподобный Евфросин получил в подарок в Констаниополе Цареградскую икону Божией Матери. Когда преподобный Ефросин возвращался из Константинополя с иконой, братия встречала святую икону, выйдя на дорогу, ведущую в Псков. На этом месте и забил святой источник, именуемый Пречистенским. |
|
Заянье Древнерусское село Заянье подо Гдовом. В селе Заянье при храме Святителя и Чудотворца Николая возникла Никольская обитель, которая по сути своей является православным монастырем. С 1975 года священником в Николькой обители в Заянье служит игумен Роман (Загребнев). Батюшка отличается многими талантами, пишет книги и стихи, издает православную газету, рисует и отличается духовной прозорливостью. |
|
Никандрова пустынь Святой источник и купель преподобного Александра Свирского в Свято-Благовещенской Никандровой пустыни подо Псковом. Своей популярностью Никандрова пустынь обязана памяти преподобного Никандра считавшегося чудотворцем, целителем и прорицателем, а также наличию в монастыре издавна почитавшихся на Руси святых источников, святых камней-следовиков и могучего дуба. |
|
3. Монастыри России | |
Песочное Святой источник и купель Богородицкого Игрицко-Песоченского монастыря в Песочном Богородицкий Игрицко-Песоченский мужской монастырь расположен в окрестностях Костромы, при речке Песочне. Святая икона Богоматери, именуемая Игрицкая, была явлена в 1624 году в местности Игрица у реки Песочни, недалеко от города Костромы. Местные крестьяне нашли икону в старой полуразрушенной церкви, бывшей в течение 50 лет в полном запустении после моровой язвы. |
|
Петропавловский монастырь Святой источник и купель Петропавловской пустыни под Раненбургом (Чаплыгином) Святой источник во имя Тихвинской иконы Божией Матери открылся в прошлом веке. Сюда стекается много паломников и страждущих от недугов душевных и телесных. Наверху на монастырском кладбище находится священное дерево с источником воды в корнях. Вода в нем также почитается святой. Святой водой принято кропить себя или своих близких или осенять себя крестным знамением. Считается, что вода из корня дерева особенно хорошо помогает при лечении бесплодия. |
|
Кирилло-Белозерский монастырь . (страница монастыряв разработке) . |
|
Горицкий монастырь . (страница монастыря в разработке) . |
|
Белозерский кремль . (страница монастыряв разработке) . |
|
Ипатьевский монастырь . (страница в разработке) . |
www.town812.ru