Метеоры на летней пристани кронштадта фото – Восточная часть Кронштадта — Россия,Украина,Беларусь,только вместе мы Святая Русь! — LiveJournal

Восточная часть Кронштадта — Россия,Украина,Беларусь,только вместе мы Святая Русь! — LiveJournal

Кстати эта часть Кронштадта наименее известна туристам, потому как они все попадают на остров с запада, со стороны дамбы. И гуляют обычно не дальше Якорной площади с Морским собором. А зря, тут много интересного.
Но так было не всегда, а только после 1984 года, когда открыли движение по северному участку дамбы. До этого без малого 300 лет, главная морская дорога вела в Кронштадт именно через восточную часть острова, наиболее близкую к Санкт-Петербургу часть острова Котлин, на котором размещалась морская крепость и главная база ВМФ.
Правда как пишут, был еще и период, когда в Кронштадт добирались как и по дамбе, так и морским путем.
У военных кстати была своя паромная переправа, Ораниенбаум (Ломоносов) — Кронштадт. Я был в 2014 году на южном бывшем ораниенбаумском причале. Где они приставали к берегу в Кронштадте не знаю.

1. Стадион советской постройки на восточной оконечности острова Котлин. Не знаю что тут было до революции.


2. Эта площадь называется Яхтенная. Долгие десятилетия, именно она была воротами Кронштадта на водном пути из Ленинграда.
Сюда подходили все местные кронштадские автобусы. Было ли на острове такси мне неизвестно.
К бывшему Ленинградскому причалу, который находится тут,  мы еще вернемся.

3. Около стадиона находится также и местный пляж. В морозный день 23 февраля он выглядел вот так.
Это северный берег острова Котлин. Вернее его самая восточная оконечность.

4.

5. Вид на пляж со льда.

6. В непосредственной близости находится бывший Пороховой погреб морского ведомства, имеющий очень богатую сторию. Построен в 1861 году.
До него конечно можно было попробовать пройти по льду, но времени было в обрез.

7. Мемориал трагическому Петергофскому десанту 1941 года, который перед тем как уйти в вечность, грузился на плавсредства именно в этом месте Кронштадта.

8. Десант этот в силу ряда причин потерпел полное поражение. Я писал нем уже много раз.
Почему так вышло, при полном господстве в здешней акватории нашей артиллерии и флота, вопрос к военным архивам.

9.

10. Отсюда хорошо видна Заводская гавань и восточная часть кронштадского Морского завода.
Завод пережил очень тяжелые времена после 1991 года, но кажется выжил. Кстати тут «Аврору» ремонтировали в 2014-16 годах.

11. Вот он и есть — бывший Ленинградский причал. Его должны помнить все, кто бывал в Кронштадте при СССР.
Сам причал оставлен, видимо на всякий случай. Ведь дамбу теоретически в случае войны можно разрушить в любой точке, всего лишь одним попаданием крылатой ракеты.

12. Загорожено, но проход есть. Раньше тут стояла будка, где проверяли документы у всех прибывшим из Ленинграда.

13. Сам Ленинградский причал немаленький, готов принять несколько судов.

14. «Передний створный маяк фарватера Летней пристани». Так на морском языке называется эта штуковина.

15. На данной карте наш фарватер, идущий к этому причалу, имеет номер 15.

16. Из-за дымки видимость неважная, а в ясную погоду отсюда хорошо виден южный берег залива и даже немного Санкт-Петербург.

17. «Маяк Кронштадский Задний», расположенный на юго-восточной оконечности острова, на территории морского завода.

18.

19. Пассажирская гавань, где стоит вот такое старое судно. Что это, кто знает?

20. Так выглядела дамба в 1984 году, когда остров Котлин впервые получил сухопутную связь с материком.
Думаю, что водное сообщение с островом при такой вот дороге, существовало до 1991 года, а может и позже.

21. Фотографии 80-70-х годов, сделанные пассажирами этого рейса в закрытый город Кронштадт.

22. Вид на Ленинградский причал с борта теплохода. Начало 80-х годов. Хорошо видна доминанта — купол Морского собора.

23. А это уже немного в стороне, немного ближе к центру острова и города.

24. Старая башня городского водопровода с флигелем, 1836-1839 годы. Расположена в восточной части города и это был первый настоящий кронштадский водопровод.

25. Деталь солнечных часов Кронштадта, которые расположены на холмике позади водопроводной башни. Построено в 2005 году.

26.

27. Так они выглядят.

28. И современный памятник «Кронштадский водовоз».

29. Сквер у башни городского водопровода.

30. Тут жде рядом находится площадка, где расположена специфическая выставка современного искусства.
Тут есть: «дерево, марсианские чудища, крокодил, Архимед в ванне, пират, Ё-мобиль, птица, рыба, комар. А в центре — огромной величины пегас.»

31. Скажем так — на любителя.

32.

33. Вид на фасад водопроводной башни. Это одно из красивейших зданий в Кронштадте.

34. Очень изящная часовня церкви Богоявления Господня, 1903-1904 годы. Часовня пристроена к старому зданию бывшей гауптвахты.

35. «Святой Николай спасает на водах.»

36. Монумент донским казакам, которые успешно дрались в этих краях со шведами еще в допетровскую эпоху. Оказывается и такая война была в 1656 году, за полвека до Северной войны. У допетровской России тогда не было сил ее выиграть, тем более в условиях, когда на юго-западе назревала война с Польшей.

37. Здание бывшего лютеранского храма Святой Елизаветы, 1834-1836 годы. Стоит прямо напротив водопроводной башни. После 1917 года, в связи с исчезновением лютеранской общины Кронштадта перестал быть действующим.
В настоящее время здание используется для нужд водопровода.

38. Жилые дома XIX века в этой части города. Название улицы уже не помню.

39.

flackelf.livejournal.com

Тулонская аллея — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Тулонская аллея — улица в Кронштадте. Является продолжением Ленинградской улицы, начинается в месте ответвления от последней улицы Газовый Завод. Протяжённость магистрали — 480 метров.

Тулонская аллея — самая восточная улица Кронштадта, магистраль представляет собой две проезжие части, разделённые пешеходной зоной с тополиной аллеей. В апреле 2008 года часть аллеи была вырублена, так как многие деревья оказались больными или усыхающими[2].

25 июля 2010 года на Тулонской аллее был открыт памятник петергофскому десанту[3][4]. Позже, в том же 2010 году, площади у восточной оконечности аллеи было присвоено название Яхтенной[5][6].

Улица заложена 26 октября 1893 года как Тополевая аллея, однако в день торжественного открытия (25 июня 1894 года) ей было присвоено название Новый бульвар[7]. В 1998 году улица получила своё нынешнее название в честь города-побратима Кронштадта — Тулона.

  • д. 3 — яхт-клуб[8];
  • д. 11 — стадион Санкт-Петербургского государственного учреждения «Кронштадтский оздоровительно-спортивный центр»;
  • памятник петергофскому десанту;
  • сквер;
  • памятный камень в честь изобретения радио в 1895 году А. С. Поповым;
  • хозяйственные постройки;
  • городской пляж;
  • пристань.

Кольцо для всех внутренних кронштадтских маршрутов:

  • автобусы: № 1Кр, 2Кр, 3Кр[9].

Конечная остановка этих маршрутов находится в начале улицы, на Яхтенной площади.

До 1997 года от Летней пристани (Ленинградская пристань) отправлялись метеоры по маршруту Санкт-Петербург (Тучков мост) — Кронштадт и паромы до Ломоносова. В течение примерно 10 лет после переноса водного транспорта на Зимнюю пристань деревянное здание билетной кассы сохранялось, правда, в очень запущенном состоянии (копия этого здания, только белого цвета, обслуживает водный транспорт на Зимней пристани и сейчас). Пирс, с которого осуществлялась посадка, существует до сих пор, теперь там находится прокат катеров/катамаранов, помимо этого, им пользуются местные рыбаки.

Вход на городской пляжКонечная остановка автобусовПамятник Петергофскому десантуЛенинградская пристань

с запада на восток:

ru.wikipedia.org

Прогулка по Кронштадту — aik’s blog — LiveJournal

? LiveJournal
  • Main
  • Ratings
  • Interesting
  • Disable ads
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)
aikarpov

aikarpov.livejournal.com

Петровская пристань (Зимняя пристань) в Кронштадте

Пройдя через Петровский парк, мы выйдем к Петровской, или Зимней пристани Кронштадта. Именно сюда прибывают все теплоходы из Санкт-Петербурга, а часть пристани занята кораблями Балтийского флота. Петровская пристань является парадными морскими воротами города.

Пристань называют Зимней, поскольку корабли здесь стоят круглый год (в зимнее время лед взрывается ледоколами).

История этого строения началась еще при Петре Первом. Основав город на острове Котлин — Кронштадт, царь приступил к строительству гаваней. Первая из них Котлинская была возведена в 1714 году. На ее строительстве работали солдаты, пленные шведы и крестьяне из многих губерний России. Для защиты гавани почти перпендикулярно берегу был возведен мол-пристань.

Первоначально стенки гавани были деревянными. В 1836 году сооружается пристань, обшитая досками. Сюда водным путем добирались высокопоставленные особы из Санкт-Петербурга.

Так, в 1913 году к Петровской пристани прибыл Николай II, чтобы открыть возведенный в Кронштадте Морской собор.

Во второй половине XIX века сооружение было перестроено в камне. Современный вид Петровская пристань приобрела в 1882 году.

Сейчас здесь можно увидеть старинную пушку середины XIX века, установленную на месте орудия, производившего полуденный выстрел. По этому сигналу с 1872 года до революции проверяли точное время, также выстрел предупреждал об угрозе наводнения.  Здесь же Вы увидите две чугунные вазы, установленные в 1875 году во время перестройки причала.

Среди достопримечательностей Кронштадта, расположенных на Петровской пристани, особого внимания заслуживают якоря катеров, участвовавших в Петергофском десанте 1941 года.

Напомним, что десант, сформированный в Кронштадте, был высажен в Петергофе 5 октября 1941 года. В его задачу входило – закрепиться в районе Нижнего Ново-Петергофского парка, занятом фашистами, а затем

во взаимодействии с другими частями окружить и уничтожить группировку противника. Почти все участники десанта к 7 октября 1941 года погибли.

Петровская пристань (Зимняя пристань) славится тем, что от нее уходили в походы многие прославленные русские корабли и отсюда начинались многие кругосветные путешествия.

www.spb-guide.ru

Кронштадт, ч.3 — Вдоль причалов города

Так как Кронштадт является одним из городов, где базируется наш военно-морской флот, то именно здесь вдоль причалов можно увидеть множество кораблей. До 1996 года город даже был закрытым и, чтобы сюда попасть, нужно было постараться. В третьей части рассказа мы пройдёмся по пирсам, заглянем в Петровский парк и по Макаровской улице выйдем к проспекту Ленина, откуда и начиналась наша прогулка.

С улицы Аммермана, на которой мы закончили прогулку в прошлой части, я попал на Петровскую улицу — здесь находится здание проходной на Кронштадтский морской завод. Изначально он назывался Кронштадтский пароходный завод и был торжественно открыт 4 (16 марта) 1858 года императором Александром II. Современное название получил уже в 1929 году.

Капал дождь, но даже в непогоду рабочие трудились над восстановлением былой красоты комплекса зданий Морского завода — и не спроста — в 2015 году сюда должны окончательно переехать Адмиралтейские верфи с территорий в устье Большой Невы.

Я думал в Кронштадте вся хорошая архитектура уже закончилась, но тут натолкнулся на прекракрасный образец модерна — фасад Машинной школы Балтийского флота с громадным полукруглым окном. Ещё в 1905 году здесь, на улице Петровской, был выстроен целый комплекс зданий Машинной школы Балтийского флота — с учебными классами, с машинными залами, с мастерскими. На фото — одно из помещений школы. После Великой Отечественной войны Машинная школа превратилась в Морской техникум.

Ещё раз пересечём Обводной канал:

В Летнем саду, куда я зашёл со стороны Петровской улицы, находится памятник погибшим членам экипажа клипера «Опричник». Монумент был открыт ещё в 1873 году. Так шёл дождь, дальше в сад, который показался мне обычным лесом, я углубляться не стал, дабы не затеряться.

А это комплекс Губернских домов, так называемая «Образцовая казарма», выстроенные ещё в 1717-1725 годах по проекту архитектора И.Ф.Браунштейна, после чего неоднократно перестраивавшихся:

Если бы мы с Макаровского моста направились прямиком по Красной улице, то непременно упёрлись в здание Морского Артиллерийского арсенала, которое было выстроено в 1832-1836 годах по проекту архитектора И.Г.Гомзина. Кстати, можно заметить, что на фасаде здания до августа висят плакаты, поздравляющие жителей с 9 мая. Неужели здесь в городе на самом деле остановился ход истории?

На пересечении Макаровской и Красной улиц в 1984 году была установлен памятный знак в память о награждении Кронштадта Орденом Красного Знамени — город, за свои трудовые и боевые заслуги перед Родиной удостоился высокой награды, в связи с 40-летием полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады.

Вскоре мы попадём в Петровский парк. Ещё в 1752 году были созданы две главные площади города — Якорная и Арсенальная, названная так потому, что располагалась напротив Арсенала. На Арсенальной площади регулярно проводились парады, смотры, учения. После назначения в 1839 году губернатором Беллинсгаузена Арсенальная площадь исчезла и возник небольшой сад.

После революции 1917 года парк переименовали в Парк Свободы, историческое название было возвращено в 1991 году.

Губернатора Беллинсгаузена появившийся сад не устроил и он решил разбить парк в голландской манере, центром которой должен был стать памятник Петру. В 132-ю годовщину Полтавской победы — 27 июня 1841 года в центре парка был торжественно открыт монумент основателю Кронштадта — Петру I (работы французского скульптора Теодора Жака, отливку выполнил российский мастер П.Клодт). Гранитный постамент памятника по низу был обнесён якорными цепями, прикреплёнными к орудиям, вкопанным в землю.

Монумент, установленный в Кронштадте, стал тогда третьим в России памятником в честь государя-реформатора. После установки памятника площадь и пристань стали называться Петровскими. Здесь встречали прибывающих в Кронштадт морем императора, членов царской семьи, морского министра или командующего флотом.

В хорошую погоду можно совершить водную прогулку. Кассы находятся здесь же, в парке. Но так как капал дождь, я даже не стал интересоваться, работают они или нет.

Скорее всего в ясную солнечную погоду виды, открывающиеся с причалов Петровского парка, были бы не такие мрачные, которые мне довелось видеть тогда. Может быть корабли и наша гордость, но вот всё, что их окружало, заставляло призадуматься.


Все гавани, как и положено, защищены насыпями, которые ослабляют силу волн, накатывающихся на город.



Вместе с боевыми кораблями здесь причалены и частные яхты.



Есть здесь вот такие спуски к воде:

А есть и такие:

Из Петровского парка направимся к Петровскому доку, построенному в 1719-1752 годах по проекту и указу самого Петра I. Может быть когда-нибудь здесь и становились на ремонт суда, но сейчас сюда даже страшно взглянуть.

Полная разруха всего и вся.

Прежде чем отправиться дальше по Макаровской улице, свернём на пирс.

И сразу натолкнёмся на памятный знак «В честь 150-летия установления дружественных отношений между Россией и Японией». Он был открыт 7 июля 2005 года у Итальянского пруда.

Сам Итальянский пруд был устроен по замыслу Петра I для того, чтобы торговые суда могли по каналу войти сюда из Купеческой гавани и встать в безопасном месте под разгрузку.

На берегу пруда в 1804 году было выстроено каменное здание, получившее название Голландская кухня. Здесь многие десятилетия готовили еду для команд торговых судов, так как на деревянных парусниках, стоявших в гавани, разводить огонь строго запрещалось. Став в 1913 году городской электростанцией, постройка претерпела существенные изменения. Сейчас это больше похоже на обычный склад.

Сам пирск заканчивается маяком.



И ещё немного нашего военно-морского флота:

Пока я любовался маяком, какой-то сухогруз проскочил мимо и отправился в дальнее плавание:

На набережной Итальянского пруда в ряд выстроились пушки XVIII-XIX веков:

Спуск к воде:

Памятник русскому мореплавателю Петру Кузьмичу Пахтусову — уроженцу Кронштадта и руководителю первой экспедиции на Новую Землю был открыт 19 октября 1886 года. Его авторы — скульптор Н.А.Лаверецкий и архитектор А.Силин.


Моя прогулка по Кронштадту закончилась в

yakaev.livejournal.com

Поездка в Кронштадт — Фотография, путешествия, автомобили и что-то еще. — ЖЖ

? LiveJournal
  • Main
  • Ratings
  • Interesting
  • Disable ads
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)
neshitoff

neshitoff.livejournal.com

Как я съездил на метеоре в Кронштадт: что посмотреть, советы туристам

Кронштадт – это не Петергоф, не Стрельна и не прочие подобные дворцовые ансамбли. Если хочется посмотреть на красоту, вам определенно стоит выбрать другую экскурсию. В Кронштадт едут те, кто интересуется историей российского государства и флота. Ведь маленький остров Котлин в Финском заливе Балтики не просто так отняли у шведов в XVIII веке. По замыслу Петра I здесь должен был находиться передний край обороны Санкт-Петербурга от поползновений балтийских государств.

Попасть в Кронштадт можно двумя путями. Первый – классический – по морю. Второй – по дороге, что идет на Выборг. В нужном месте надо повернуть налево, проехать по знаменитой дамбе, которая защищает Петербург от наводнений.

Дорога по морю на Метеоре занимает примерно 30 минут. По суше – вдвое больше.

В принципе, можно обойтись и без экскурсии. Просто сесть в рейсовый автобус (от станции метро Старая деревня) и осмотреть достопримечательности Кронштадта, гуляя «сам по себе». Я уже делал так пару лет назад. В самостоятельном посещении есть свои плюсы и минусы. К примеру, у меня было время подняться на колокольню Никольского Морского собора, побродить по Якорной площади, Петровскому парку, выставке образцов торпедно-минного вооружения на одном из пирсов.

Но при этом я не увидел знаменитого Петровского дока, не нашел Футшток — нулевую отметку нивелирной сети России, не посмотрел на лабораторию А.С.Попова, где впервые был осуществлен сеанс радиосвязи. Почему? Да просто потому, что даже не знал, что здесь есть эти и многие другие достопримечательности.

Более того, из автобуса, на котором я ехал в Кронштадт, невозможно было осмотреть величественные форты, заметные только с воды.

Одним словом, когда мне представилась возможность поехать на экскурсию в Кронштадт на Метеоре, я согласился, предчувствуя новую порцию впечатлений и интересных фотографий.

Метеор в Кронштадт отправлялся с пристани у Троицкого моста. Несмотря на немалую стоимость билетов, все места во всех трех салонах были заняты. Поскольку я уже не первый раз путешествую на Метеоре, побывал в разных салонах, в этот раз я решил пойти на смелый эксперимент и занял самое непрестижное пассажирское место. То, что находится в самом конце третьего салона. Прямо над винтами. Считается, что сидеть здесь очень-очень плохо. Главным образом из-за сильного шума и вибрации от винтов.



Это примерно то же самое, что лететь в самолете Ил-18! Знаете такой? У него 4 турбовинтовых двигателя. Диаметр каждого пропеллера около 5 метров. Мне довелось «отведать» этот деликатес. Помню, когда эта штуковина взлетала, все вокруг тряслось и ревело так, что не у меня одного возникла мысль о том, что сейчас старая колымага просто развалится на куски.

В третьем салоне Метеора тоже шумновато. Не так, как на Ил-18, но прилично. Если сравнивать с первым салоном, куда ворвались самые прыткие пассажиры, то сравнение будет явно не в пользу хвостовой части.

Но даже если вам достались эти непрестижные и шумные хвостовые места, не стоит расстраиваться и пробовать договориться с пассажирами из носового салона, чтобы поменяться местами. Во-первых, ехать всего 30 минут. Более чем уверен, ничего плохого с вами за это время не случится. Во-вторых, не знаю, как будете действовать вы, но я предпочитаю плыть на Метеоре стоя. Да-да. Именно стоя на открытой палубе. Виды оттуда не в пример тем, что открываются через узенькие окна салонов. На открытой палубе – ширь, простор, свежий ветер… даже слишком свежий: кораблик летит со скоростью 60-70 километров в час. Так что, как говорится, держите ваши шляпы, очки и прочую фурнитуру. Может сдуть.

Именно отсюда, с открытых палуб, можно сделать гораздо более удачные снимки. Стадион Зенит-Арена, высокий вантовый мост КАД, Самое высокое в Европе здание Лахта-центра, проплывающие навстречу и попутно Метеоры и огромные, как многоэтажные дома, круизные океанские лайнеры… Разве все это можно увидеть, сидя в салоне. Даже в носовом!



Одним словом, какое бы место ни досталось вам при поездке на Метеоре, не стоит огорчаться. Лучше давайте приготовимся к встрече с легендарным городом Кронштадт.

Если посмотреть на остров Котлин сверху (например, в Яндекс-картах), можно увидеть, что все южное побережье представляет собой череду гаваней. Самая первая гавань, которую вы увидите, подплывая к острову – Военная. Далее последует Лесная. Метеор заходит в Среднюю гавань, но если бы он прошел дальше, мы увидели бы Купеческую и Каботажную гавани.


В гаванях стоят настоящие военные корабли и даже подводные лодки. Да уж, это вам не Петергоф. Здесь нет парадных пристаней, дворцов и фонтанов. Красота этого места в другом.

Наша группа сошла на берег у арсенала – здания, построенного практически одновременно с основанием города. С виду это далеко не Эрмитаж, но в этих старинных стенах из красного кирпича есть что-то притягательное. Даже несмотря на то, что часть помещений теперь заняты сувенирными лавками, кафешками и магазинами, а на крыше растут деревья.


Рядом расположился Петровский парк. Самый первый памятник, который мы встречаем на его аллее – небольшой монумент участникам Цусимского сражения. Экскурсовод кратко рассказал, кто с кем бился, кто выиграл, но если вы хотите почитать об этом подробнее, найдите книжку Валентина Пикуля «Три возраста Окини-сан». Там все описано в виде художественного произведения в мельчайших подробностях.


Затем мы двинулись вдоль набережной. Справа от нас продолжался парк, слева можно было любоваться военными кораблями. Признаться, сначала я опасался открыто наводить на них свой фотоаппарат. Боялся, что подойдет какой-нибудь строгий дяденька в погонах и предложит пройти куда следует. Однако, наблюдая за поведением остальных участников группы, которые совершенно открыто снимали селфи на фоне боевых кораблей, я решил, что и мне можно сделать несколько снимков.


Тут мы попали на импровизированный перекресток. Если свернуть вправо, попадешь к памятнику Петру Первому. Слева остается парадная пристань. Экскурсовод повела нас к памятнику, но я более чем уверен, что большая часть группы лучше отправилась бы на пристань.


Но, как говориться, с экскурсоводом не спорят. Так мы оказались в центре парка перед памятником императору. Здесь он изображен во всем величии, в военной форме, со шпагой. Именно таким нам и хотелось бы видеть государя. Ведь по историческим сведениям он выглядел несколько иначе. При росте 204 см он имел всего 39 размер ноги, ходил широкими шагами, наклоняясь вперед, имел лысину, которую прятал под париком. Это по одним сведениям. Согласно рассказу экскурсовода с другой экскурсии, Петр Первый обладал роскошной шевелюрой и париков никогда не носил. И таких разночтений в рассказах гидов встречается довольно много. Особенно это заметно, если несколько дней подряд ездишь на разные экскурсии. Кому верить?

В любом случае памятник Петру Первому в Кронштадте выглядит гораздо величественнее, чем бронзовая фигура, находящаяся в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Там он изображен именно таким, как описывают историки. Но… похоже, это как раз тот случай, когда народ с большим решпектом относится к неправде, чем к истине.

Наша следующая остановка – Макаровская улица. Двигаясь по ней, мы подошли к дому, который внешне выглядел заброшенным. Во дворе сохранилась настоящая булыжная мостовая. Оказывается, именно здесь в офицерских минных классах преподавал изобретатель радио А.С.Попов. Во дворе здания находится небольшой отдельная постройка – лаборатория ученого. Именно здесь в апреле-мае 1895 года проводились испытания первого в мире радиоприемника.



Сеанс был организован между лабораторией и зданием офицерских минных классов. Расстояние между ними – не более сотни метров. По нынешним временам это вызывает улыбку, но тогда успешный сеанс радиосвязи был настоящим прорывом, обещающим настоящий переворот в науке и технике. Ведь до изобретения радио военные корабли «переговаривались» между собой с помощью «флажковой азбуки». Насколько это было удобно, несложно догадаться. Особенно в темное время суток или в туман.

Следующим интересным объектом на нашем пути оказался «Петровский док». Император не только повелел создать это сооружение, чтобы ремонтировать поврежденные в боях корабли, но и лично принял участие в проектировании сухого дока. Сейчас объект находится в полузаброшенном состоянии. По словам экскурсовода здесь планируется создание музея затонувших кораблей.


Переходим через Доковый мост над Петровским каналом и видим слева Итальянский пруд. На самом деле на «пруд» в полном понимании этого слова данный водоем совсем не похож. Он имеет строгую прямоугольную форму, берега закованы в гранит, с одной стороны – выход в Финский залив, с другой – в обводный канал.

Справа находятся два памятника – художнику-маринисту И.К.Айвазовскому и П.К.Пахтусову. А еще чуть далее – одно из выдающихся и знаковых мест для всей России. Правда, оно настолько неприметное, что если не знать, запросто можно пройти мимо. Хорошо, экскурсовод остановил группу в нужном месте.


Кронштадтский футшток – нулевая отметка над уровнем моря. Именно она является основой всей нивелирной сети России. На опоре синего моста имеется соответствующая бронзовая плитка. В тот день уровень моря был чуть ниже отметки, поэтому мы имели удовольствие любоваться ей.

На этом же синем мосту есть отметка от 1824 года. Тогда вода в Финском заливе поднялась на 3.67 метра выше ординара. Был затоплен не только Кронштадт, но и сам Петербург.


Сейчас от наводнений защищает гидротехническое сооружение – знаменитая петербуржская дамба. Ее створки закрываются, когда сильные западные ветры гонят в залив воду из Балтийского моря. Как видим, Кронштадт и сегодня стоит на страже спокойствия Санкт-Петербурга.

Далее наша группа поворачивает на проспект Ленина и останавливается на Соборной площади. Здесь имеется целая мемориальная композиция. Она начинается с котелка. По преданию, когда русские корабли пришли захватывать остров Котлин, шведские воины как раз готовились обедать. Завидев русских моряков, бравое воинство убралось с острова столь поспешно, что даже оставило котелки с приготовленной едой на радость завоевателям. Не отсюда ли пошло знакомое каждому понятие «шведский стол».


Помимо котелка здесь имеется гранитная плита в форме острова, а на фасаде здания – множество мемориальных табличек. Через дорогу на берегу обводного канала есть еще одна достопримечательность Кронштадта – дерево желаний. Как и другие подобные символы, она исполняет желания, стоит только попросить о чем-то и прикоснуться к стволу. По словам экскурсовода у дерева нельзя просить чего-то материального, например, денег или новый Мерседес. Этого оно делать не умеет. Оно же дерево! Но такие вещи, как удачное замужество для дам, или защита докторской диссертации для джентльменов растению из бронзы вполне по силам. Так что, если ваши дела совсем разладятся, поезжайте в Кронштадт. Найдите Дерево желаний, попросите его о помощи и можете смело отправляться домой. Ни о чем не беспокойтесь. Все остальное дерево сделает за вас само )


После Соборной площади наша пешая экскурсия продолжается по Екатерининскому парку. Правда, название «парк» здесь вряд-ли уместно. На самом деле это всего одна длинная аллея среди вековых деревьев. Справа тянется Обводный канал. Он отгорожен от парка высоким металлическим забором, чтобы отдыхающие не решили «обводниться». Слева – Советская улица. Общая длина парка – километр с небольшим при ширине всего 20-25 метров.


Мы прошли примерно половину парка и вышли к Советскому мосту. Именно по нему можно попасть на Якорную площадь, где находится знаменитый Никольский Морской собор.

Его золотой купол мы видели при подходе нашего Метеора к городу. Его видно из Петергофа и даже из Санкт-Петербурга. Особенно, если смотреть из окон верхних этажей домов на берегу Финского залива.

По плану нам предстояло посещение Морского собора, однако надолго задержаться там не удалось. Иначе мы не успели бы на обратный Метеор. Между тем, и фасады собора, украшенные богатыми барельефами, и внутреннее убранство заслуживают гораздо большего внимания.

Никольский Морской собор не просто большой, а очень большой. Высота от основания до вершины купола – 52 метра, диаметр купола достигает 27 метров. Высота креста на куполе – 7 метров. В настоящее время собор используется и как туристический объект, и как место для богослужений.

Не стану утомлять вас долгим и подробным описанием, лучше покажу фотографии. Однако, как вы сами понимаете, ни один снимок не сможет передать реальную атмосферу этого особого места. Лучше увидеть все своими глазами.

На самом деле, Никольский Морской собор – это одна из достопримечательностей, ради которой люди и едут на экскурсию в Кронштадт. Если бы было побольше времени, можно подняться с отдельной экскурсией на колокольню и убедиться, что белые линии на якорной площади – это не простой абстрактный рисунок, а изображение гигантского якоря. Он настолько огромен, что узнать его размер можно с помощью измерителя расстояний сервиса Яндекс-карты. У меня получилось – 61 метр в длину и 44 метра с ширину. И это только сам якорь, не считая дополнительных декоративных линий.


Неудивительно, что, находясь на земле, можно исходить всю Якорную площадь вдоль и поперек, но так и не понять смысл этих белых плит. Картинка видна только сверху. Например, с колокольни Морского собора.

В этот раз сделать соответствующие фото не представилось возможным, но вот снимок двухлетней давности. Считаю, что вы должны это увидеть.


Помимо собора на якорной площади есть и другие места, где можно и должно остановиться. Например, как вам понравится чугунная мостовая? Готов поспорить, что вы такого еще не видели.


Кроме того, здесь есть памятник великому флотоводцу адмиралу Степану Осиповичу Макарову. Небольшая, разделенная на части, гранитная пирамида – памятник героям Кронштадтского восстания. Памятник выдающемуся флотоводцу, адмиралу Федору Федоровичу Ушакову, причисленному Русской православной церковью к лику святых.


Якоря и пушки с кораблей Балтийского флота, кусок брони боевого крейсера, Макаровский мост и Петровский овраг – все это нельзя посмотреть как следует на бегу во время экскурсии. Конечно же, сюда надо приезжать на целый день, чтобы как следует познакомиться и историей легендарного города и острова.


Свободного времени после окончания экскурсии почти не осталось. Если опоздать на пристань, Метеор уйдет без нас. С одной стороны, можно остаться и добраться обратно в Петербург на автобусе. Но тогда мы не увидим известных кронштадских фортов.

Перед возвращением, Метеор сделал небольшой крюк и прошел мимо наиболее значимых из них. Форты — оборонительные сооружения, находящиеся на островах и защищающие фарватер от иноземных захватчиков.

На первый взгляд ситуация кажется абсурдной: залив достаточно широк, можно было бы пройти на корабле в обход фортов и спокойно прорваться в Петербург. Но не все так просто, как кажется нам, «сухопутным крысам».

Дело в том, что Финский залив достаточно мелкий. Его глубина колеблется от 2 до 4 метров. Более того, есть отмели, где можно встать на дно и стоять в воде всего лишь по шейку. Правда, есть и довольно глубокие места – более 100 метров!

Это нам с борта Метеора кажется, что залив широкий – где хочешь, там и плыви. На самом деле чтобы попасть из Петербурга в Кронштадт и дальше в Финляндию-Швецию, надо знать, где именно можно плыть, чтобы не сесть на мель.

Эта водная дорога, именуемая фарватером, в Финском заливе очень узкая. Всего порядка 150-200 метров. Да-да! Именно «всего». Ведь по фарватеру корабли идут в обе стороны, как по шоссе с двумя встречными полосами. Если навстречу идут два Метеора, все в порядке. Но когда там встречаются два исполинских круизных лайнера или каких-нибудь огромных океанских сухогруза, от капитанов требуется вся их выучка, чтобы не устроить ДТП с последующей пробкой из кораблей. Фарватер проходит как раз в районе острова Котлин. Следовательно, стоит построить здесь оборонительные сооружения и подступы к Санкт-Петербургу будут достаточно надежно защищены.

Самый первый форт, с которого и началась история города Кронштадта, был воздвигнут зимой в 1703-1704 годах по высочайшему повелению Петра Первого. Он был сооружен на искусственном насыпном острове и стал называться Кроншлот, что в переводе означало «королевский замок». В смысле не Замок — дворец, а Замок — запорное устройство.

Самое любопытное, что возведение крепости произошло в тот промежуток времени, когда шведский флот, который обычно хозяйничал в Финском заливе, ушел на зиму в свои незамерзающие порты. Каково же было удивление шведов, когда весной они вернулись в Финский залив, который до того времени считали своим, и обнаружили там русскую крепость, преграждающую путь кораблям.

Со временем появились и другие форты. К сожалению, не все они сохранились до наших дней. От некоторых остались руины. Но некоторые выглядят вполне целыми и боеспособными .

Перед тем, как двинуться в обратный путь в Санкт-Петербург, наш Метеор прошел совсем близко от нескольких фортов.


Мы надеялись, что он подойдет поближе к створкам дамбы, чтобы разглядеть ее как следует, но, не доходя до них примерно километр, наше судно развернулось и «попылило» в обратный путь.


Так и закончилась эта длинная и очень интересная экскурсия в Кронштадт. Все-таки, как ни крути, прибывать сюда надо так же, как это делали в давние времена – по морю. Пусть это получается чуть дороже, но заряд положительных эмоций от водного путешествия, необычные фотографии, новые знания безусловно являются теми самыми удовольствиями, за которые и заплатить не грех.

Полезный и интересный рассказ о поездке в Кронштадт на метеоре и экскурсией по городу с посещением Морского собора

ticketstour.ru

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *