Какими горными породами сложен царев курган: Царев Курган – памятник природы регионального значения

Царев курган

Он стоит, словно часовой, почти у самого створа Жигулевских ворот (ныне это территория Красноярского района). У его подножия река Сок впадает в Волгу, радом раскинулось село Большая Царевщина (бывший поселок Волжский), а за селом шумит Царевщинский бор. Со склона горы открывается прекрасный вид на Волгу, на лежащее на ее противоположной стороне село Ширяево, и на две горные вершины – левобережную Тип-Тяв и правобережную Серную (рис. 1-5).

Этот каменный купол, поднимающийся в устье реки Сок, в начале ХХ века красовался на фотографиях в учеб­никах, на почтовых открытках, на конвертах, и так далее. В старину его именовали не иначе, как «страж парадного входа главной улицы России», то есть Жигулевских ворот. До сих пор помнит народ и былую красоту, и богатейшую историю Царева кургана. Кочевые племена несметными полчищами проходили у его подножия. С его вершины первый российский император Петр I осматривал красоту здешних мест.

Помнит курган казацкую вольницу и волжских бурлаков, первые колесные пароходы и революционные сходки. С курганом связаны имена таких великих людей, как Илья Репин, Максим Горький, Тарас Шевченко, поэт Абрамов (Ширяевец). В мае 1890 года на вершину Царева кургана поднимался молодой студент Владимир Ульянов, который в то время жил в Самаре и готовился сдавать экстерном экзамены в Санкт-Петербургский университет.

Пожалуй, ни с одной нашей природной достопримечательностью не связано столько легенд и народных преданий, как с Царевым курганом. Его необычная куполообразная форма издавна заставляла людей задуматься: не человеком ли создано это дивное сооружение?

Первые сведения о Царевом кургане мы находим в книге секретаря голштинского посольства Адама Олеария, который посетил эти места в 1636 году во время путешествия по Волге из Москвы в Персию. В его книге, где рассказывается об этом путешествии, есть такие строки: «… Мы увидели на левой стороне, недалеко от берега, круглую, голую, песчаную гору, лежащую на совершенно гладкой равнине и называемую русскими Царев курган.

Нам рассказывали, что под этой горой погребен один татарский князь по имени Мамаон, который с семи татарскими царями плыл по Волге вверх и хотел пройти и покорить всю Россию, но здесь умер и похоронен, и будто бы воины его, которых было несчетное множество, сносили сюда на его могилу землю шапками и щитами и оттого образовалась гора».

Голландский путешественник Ян Стрейс, проплывший через Среднее Поволжье в 1669 году, в своей книге приводит другое предание. По его записям, славянскими дружинами в этом месте было разбито бесчисленное войско кочевых монголо-татарских племен, которые пришли на Волгу, чтобы овладеть Русью. Кости уничтоженной орды и образовали Царев курган.

Проезжавшему по нашему краю в 1768 году с отрядом Оренбургской физической экспедиции академику Ивану Лепехину местные крестьяне рассказывали, что курган соорудил сам Стенька Разин, и во многих случаях он служил ему защитой и опорой.

Наконец, существует еще один вариант той же легенды, который гласит, что Царев курган у подножия Сокольих гор появился незадолго до битвы, произошедшей на Кондурче в 1391 году между войсками самаркандского эмира Тамерлана и золотоордынского хана Тохтамыша. Перед решающим сражением Тамерлан приказал каждому из своих воинов принести не это место по одному камню. И настолько велика оказалась его армия, что из отдельных камней в результате сложилась величественная гора.

Но легенды – это всего лишь народная фантазия. Нет, вовсе не человек, а природа смогла себе позволить создать такое яркое произведение. Геологическая наука уже давно установила, что Царев курган является осколком бывшего когда-то единым горного массива Жигулей, отделенным от него водами Волги и Сока. Эта скала – оригинальный кусочек горных пород каменноугольной системы, уцелевший от размыва этими реками. По минеральному составу и по характеру встречающихся в нем органических остатков курган совершенно однороден с массивами Сокольих и Жигулевских гор, отличаясь от последних только обратным наклоном пластов.

Эти слои каменноугольной системы возникли около 300 миллионов лет назад. Они говорят о том, что породы, из которых сложен Царев курган, а также Жигулевские и Сокольи горы, в те времена были дном обширного и глубокого моря. Здесь можно видеть многочисленные горные слои с окаменевшими остатками давно исчезнувших видов беспозвоночных животных – морских лилий, морских ежей, мшанок, плеченогих, моллюсков и других. Все это – неоспоримые свидетельства громадного возраста здешних геологических обнажений, которые является одними из самых древних на всей территории европейской части России (рис. 6-8).

Казалось бы, огромное историческое и научное значение Царева кургана должно было подразумевать бережное отношение человека к этому уникальному памятнику природы. Однако сейчас уже мало кто помнит, что еще в середине прошлого столетия высота его купола составляла около восьмидесяти метров. Но в результате непродуманного решения советских властей в начале 50-х годов ХХ века, в период строительства Куйбышевской ГЭС, курган был использован как месторождение строительного камня и лишился своей верхушки. С того времени он имеет лишь половину своей прежней высоты. Вот так в результате безграмотной, экологически необоснованной хозяйственной деятельности гора потеряла свое былое величие.

Еще в советские времена были предложены различные варианты восстановления Царева кургана, однако, по мнению специалистов, этот памятник природы воссоздать в прежнем виде ныне вряд ли возможно (рис.9-11).

Валерий ЕРОФЕЕВ.

 

Список литературы

Бородин И.П. 1914. Охрана памятников природы. – Зап. Симб. естест.-ист. музея, вып.2. Пг. тип. М.Фроловой, стр. 24.

Виноградов А.В. 1990. О научном значении природного комплекса Самарской Луки. – В сб. «Социально-экологические проблемы Самарской Луки». Тезисы докладов второй научно-практической конференции (1-3 октября 1990 г., Куйбышев). Куйбышевск. гос. пед. ин-т им. В.В. Куйбышева, Жигулевский гос. заповедник им. И.И. Спрыгина, Куйбышев, стр. 15-17.

Емельянов М.А. 1956. Самарская Лука и Жигули. Куйб. кн. изд-во, 150 с.

Ерофеев В.В. 1985. Страницы каменной книги. – В сб. «Зеленый шум». Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. :29-47.

Ерофеев В.В. 1990. Открытие подземных кладовых. – В сб.

«Самарский краевед». Историко-краеведческий сборник. (Сост. А.Н. Завальный). Куйбышев. Кн. изд-во, стр. 311-338.

Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А. 2007. Самарская губерния – край родной. Т. I. Самара, Самарское книжное изд-во, 416 с., цв. вкл. 16 с.

Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А. 2008. Самарская губерния – край родной. Т. II. Самара, изд-во «Книга», — 304 с., цв. вкл. 16 с.

Ерофеев В.В., Захарченко Т.Я., Невский М.Я., Чубачкин Е.А. 2008. По самарским чудесам. Самара, изд-во Самарский дом печати. 168 с., цв. вкл.

Захаров А.С. 1971. Рельеф Куйбышевской области. Куйб. кн. изд-во: 1-86.

Захаров А.С. 1986. Каталог памятников природы Куйбышевской области. Куйбышев: 1-77.

«Зеленая книга» Поволжья. Охраняемые природные территории Самарской области. / Сост. А.С. Захаров, М.С. Горелов. – Самара, Кн. изд-во, 1995. 352 с.

Лепехин И.И. 1795. Дневные записки путешествия академика Лепехина. т.1. изд-во Импер. АН. стр. 199.

Мельченко В.Е. 1992. Ландшафты Самарской Луки. – В сб. «Бюллетень «Самарская Лука» № 1/91. Самара», стр. 45-62.

Мильков Ф.Н. 1953. Среднее Поволжье. Физико-географическое описание. Изд-ва АН СССР. 263 с.

Обедиентова Г.В. 1953. Происхождение Жигулевской возвышенности и развитие ее рельефа. – Мат-лы по геоморфологии и палеогеографии СССР. М., изд-во АН СССР: 1-247.

Обедиентова Г.В. 1988. Из глубины веков. Геологическая история и природа Жигулей. Куйб. книжное изд-во. 213 с.

Павлов А.П. 1887. Самарская Лука и Жигули. – Тр. геол. ком-та, т.2. вып.5. СПб. стр. 33.

Паллас П.С. 1773. Путешествие по разным провинциям Российской империи. ч.1. СПб. 160 с.

Памятники природы Куйбышевской области. / Составители В.И. Матвеев и М.С. Горелов. Куйбышев. Куйб. кн. изд-во. 1986. 160 с.

Природа Куйбышевской области. Куйбышевоблгосиздат, 1951, 405 с.

Природа Куйбышевской области. Куйб. кн. изд-во, 1990, 464 с.

Сокровища волжской природы. Заповедные и памятные места Куйбышевской области. Под ред. А.П. Копылова, В.А. Киселева. Куйб. кн. изд-во. 1972. 134 с.

Сукачев В.Н. 1914. Об охране природы Жигулей. – Зап. Симбир. обл. естест.–историч. музея, вып.2. стр. 35.

Сукачев В.Н. 1991. Об охране природы Жигулей. – В сб. «Бюллетень «Самарская Лука» № 2/91. Самара», стр. 22-29.

Тезикова Т.В. 1975. Самарская Лука. Краткая физико-географическая характеристика восточной части. В сб. «Краеведческие записки». Выпуск III. Куйбышев, Куйбышевское книжное изд-во, с. 16-38.

Учайкина И.Р., Александрова Т.А. 1987. География Куйбышевской области. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 112 с.

Храмков Л.В. 2003. Введение в самарское краеведение. Учебное пособие. Самара, изд-во «НТЦ».

Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 1988. Край самарский. Учебное пособие. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 128 с.

 


Просмотров: 6578


Авторизация через социальные сервисы:

Отправляя данные через форму, Вы автоматически соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Царёв курган до и после строительства ГЭС: honzales — LiveJournal

О Царёве кургане — значительной первоначальной высоты известняковом останце, остатки которого, существенно срытого карьерами во время строительства Куйбышевской ГЭС, еще заметно возвышаются у впадения в Волгу реки Сок — сложено множество легенд, как старинных, так и современных.

К относительно современным следует отнести и версию о том, что на курган всходил Пётр I — об этом вы можете прочесть в любом современном описании Царёва кургана:

С вершины кургана Петр I осматривал здешние места.

Однако ни один из просмотренных мной дореволюционных путеводителей по Волге ни словом о Петре Великом на Царёвом кургане не обмолвился — хотя легенд об истории кургана упоминают там множество.
Первое упоминание о Петре у Царёва кургана встретилось мне у Павла Александровича Преображенского в его «Очерке истории Самарского края», изданном Средне-Волжским кооперативным издательством в Самаре в 1919 году:

В середине июня 1722 Г. по Волге проехал Петр Великий и останавливался в Жигулевских горах, у Царева Кургана и в Самаре.

На дореволюционных фотографиях сохранился первоначальный облик Царёва кургана:


Т. Г. МАСЛЕНИЦКИЙ в книге «ТОПОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СИМБИРСКОГО НАМЕСТНИЧЕСТВА», 1780 г., рассказывает о Царёве кургане следующее:

. .. по луговой стороне, подле слободы Царева Кургана на ровном месте круглая гора, называемая Царев Курган (Описание сей горе заимствовано из книги путешествия господина профессора Лепехина в прошлых 1765 — 1766 годах), с западной стороны обросшая лесом, а с восточной каменистая и на нее отлогий вход, по-видимому сделаный человеческими руками, вышиною, считая по отлогости, до 60 сажен.

На ней видны признаки бывшего в прежние времена жила и вокруг по вершине обведенного вала. Название сего бугра происходит, как сказывают, от некоего касимовского царевича, который при сем месте имел свою усадьбу, почему и доднесь оный и находящееся при нем село Царевщиной называется.

В окружности своей при основании будет до 200 сажен. Верх сего кургана плоский; сам он собою представляет высокую стену, основание которой составляет огромное четвероугольное каменье, которое по внешнему виду кажется быть утесано и взворочено нарочно.

Некоторые утверждают, что разбойник Стенька Разин сооружал сию достопамятную громаду, которая ему во многих случаях, а особливо в полую воду служилa защитою и убежищем.

Самое важное их доказательство состоит в том, что Царев Курган будучи одно возвышенное место и отдаленное от других гор водами реки Сока, не могло быть воздвигнуто действием естественных сил.

Сейчас курган выглядит совершенно иначе, ибо от его первоначального облика осталось немногое.
Невозможно ныне судить и о наличии или отсутствии на кургане остатков жилья или оборонительного вала.
Не дают на этот вопрос ответа и сохранившиеся фотографии кургана.

Проф. А.П. Боголюбов в путеводителе «Волга От Твери до Астрахани» (изд. о-ва «Самолёт», СПб, 1862), однако, не согласен с мнениями относительно рукотворности происхождения кургана, хотя и приводит интересную легенду о его происхождении :

При впадении Сока, на низменной плоскости левого берега, лежит деревня Царевщина, а подле нее находится заметная возвышенность, называемая Царев Курган.

Курган этот или холм, имеет продолговато-круглую форму, с крутыми боками, завершающимися голою остроконечностию. Окружность основания его до полуверсты, а высота до 20 саж. С двух сторон, его окружает р. Сок, а с западной стороны протекает перепруженная речка Курум. Царевщина расположена по северную его сторону.

С этой стороны курган порос деревьями, которыя с прочих сторон растут только при его подошве. Он состоит из сераго известковаго камня, разбросаннаго большими глыбами с едва заметными окаменелостями.

Есть много сказок о происхождении кургана. Между ними любопытно одно предание: говорят, будто бы в старинные времена, мимо этого места проходило многочисленное войско, котораго предводитель, желая увековечить своё могущество, велел каждому воину принести по полной шапке земли и сыпать в кучу — от чего будто бы и составился Царёв курган. Разбирая сущность сказки, нельзя не подивиться ея нелепости, потому что глыбы и камни, составляющие курган так велики, что и сказочным богатырям не под силу стронуть их с места без пособия искуства.

Ближе предположить, что круглая его поверхность образовалась от движения вод во время весенних разливов, составныя же его части совершенно сходны с Жегулёвскими горами.

Читая про «круглую поверхность» Царева кургана, те. кто видел его воочию в наши дни, с трудом могут себе представить, как он выглядел раньше.

Валерий Ерофеев пишет:
…еще в середине прошлого столетия высота его купола составляла около восьмидесяти метров. А в результате непродуманного решения советских властей в начале 50-х годов ХХ века, в период строительства Куйбышевской ГЭС, курган был использован как месторождение строительного камня и лишился своей верхушки.
С того времени он имеет лишь половину прежней высоты.

Именно таким, более напоминающим формой остатки ударного кратера, чем «круглую поверхность», мы и знаем Царёв курган, таким он и выглядит сейчас с противоположного берега Волги, с вершины скалы на горе Верблюд:

Еще большее сходство нынешнего кургана с ударным кратером заметно на космоснимке:

Г.П. Демьянов в «Иллюстрированном путеводителе по Волге», изданном в 1898 году в Нижнем Новгороде,  пишет:
Около 50 в. ниже Ставрополя, на луговой стороне, южнее д. Царевщины возвышается курган, носящий название Царев-Курган. С этим именем связано много легендарных рассказов.
Очень распространенный рассказ, заимствованный из мордовских песен, заключается в том, что будто-бы царь Иоанн Грозный имел столько войска, что во время похода, когда он остановился в Жегулевских горах, желая как-то узнать о численности, велел каждому воину сыпать в известное место по горсти земли, и вот от этих горстей образовался целый курган.

Вряд ли современная форма кургана могла бы сподвигнуть сказителей на сравнение Царёва кургана с насыпными курганами древности.

Г. Москвич в «Иллюстрированном ПРАКТИЧЕСКОМ ПУТЕВОДИТЕЛЕ ПО ВОЛГЕ», изданном в Одессе тип. Л. Нитче в 1902 году, рассказывает свою версию легенды о происхождении кургана, в которой причудливо переплетаются обе уже упомянутые выше:

О происхождении кургана, в числе прочих, сохранилась следующая легенда. «В стародавнее время проходило здесь несчетное воинство неведомого царя. Место, где стоит курган, пусто было гладью расстилалось. Захотелось неведомому царю показать свое могущество, оставить памятник отдаленнейшему потомству. Повелел он каждому воину принести на эту гладь по шапке земли и высыпать в одну кучу. Так и вырос Царев курган. Много веков спустя, проходил этим местом Иоанн Грозный. Завидно ему стало и велел он каждому солдату своему снять с вершины кургана по шапке земли; чья де сила верх возьмет? Долго работала его рать, только верхушку кургана сняла и прочь ушла – не могла осилить…»

У многих современных исследователей встречается упоминание о том, что сейчас от кургана осталось менее половины его высоты — однако меня всегда интересовала больше не количественная, а качественная сторона этого сравнения — и потому. обнаружив вот эту дореволюционную открытку, снятую, судя по всему, с борта парохода:

… я начал перелопачивать свои архивы,. пытаясь найти фотографию современного кургана примерно в том же ракурсе.
Наиболее близкой оказалась фотография, сделанная с берега Волги у подножия г. Верблюд:

Осталось дело за малым — совместить фотографии, подобрав увеличение, обеспечивающее примерно одинаковый масштаб.

И вот что получилось — Царёв курган до начала карьерных разработок:

… и после их окончания:

Наложив полупрозрачную современную фотографию на первоначальное изображение Царева кургана, воочию убеждаемся, сколь много от него «отъела» цивилизация, и какова плата за относительно дешевую гидроэлектроэнергию:

Ныне Царёв курган (вернее, то, что от него осталось) включен в «Реестр ООПТ регионального значения Самарской области» :

112. Памятник природы регионального значения «Царев курган»

Утвержден постановлением Правительства Самарской области от 31.12.2009 №722.
Площадь 13,7 гектара.
Расположен в границах городского поселения Волжский, с южной стороны поселка Волжский, на территории Красноярского лесничества, Большецаревщинского участкового лесничества, лесной квартал 83.

Перечень основных объектов охраны: геоморфологическое образование: «курган» — останец, отделенный от массива Жигулевских и Сокольих гор долиной р. Волга и р. Сок;
восстановившиеся природные сообщества: каменистая степь, культуры хвойных и лиственных пород;
места обитания видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Самарской области: астрагал Цингера, ковыль перистый и красивейший, истод сибирский; улома кулинарная.

Основные черты природы: куполообразный останец Жигулевско-Сокской горной системы. Сложен в основном теми же позднепалеозойскими известняками, что и Жигулевские горы, от которых он отделен долиной р. Волга.
На кургане обнаружены разнообразные минералы (гипс, доломит, кальцит, кремень), горные породы (алевролиты, светлые красные глины, серые известняки, светлые кавернозные известняки, серые и бурые мергели, песчаники) и остатки ископаемой фауны (фораминиферы, брахиоподы, остракоды, кораллы).

Искусственные обнажения появились на нем из-за изъятия части породы в качестве стройматериала.
На обнажениях хорошо выражены геологические пласты. Почвенный покров представлен глинистыми и суглинистыми подзолами, из-за интенсивного поверхностного стока типичные подзолы встречаются только у подножия склонов, а в верхней части склонов преобладают слабоподзолистые выщелоченные почвы.

В качестве подпочв широко распространены пески. Растительность кургана представлена каменистой степью, а также искусственными древесно-кустарниковыми насаждениями, появившимися здесь в результате рекультивационных работ в 80-х годах прошлого века на насыпном грунте на месте бывших карьеров.

Для рекультивации были использованы как лиственные (береза повислая, осина), так и хвойные (сосна обыкновенная, ель обыкновенная, лиственница европейская) породы. За исключением ели обыкновенной все породы достаточно хорошо развиваются в насаждениях. Каменистые степи сохранились только на наиболее трудодоступных крутых склонах.

Склоны южной и смежных экспозиций заняты полынно-житняковыми степями, где на фоне общей флористиической обедненности сообществ доминируют житняк гребенчатый и полынь равнинная, а субдоминируют тимьян клоповый и полынь австрийская. Северозападный и северо-восточный склоны покрыты кустарниковой степью. Густой кустарниковый ярус представлен спиреей городчатой и чилигой, среди травянистых растений преобладают ковыли — волосатик и Лессинга, разнообразно разнотравье (мордовник настоящий, ластовень степной, коровяк метельчатый), повсеместно внедряются сорные растения (вьюнок полевой, молокан татарский, икотник серозеленый).

Что имеем — не храним, а потерявши — плачем…

Двадцать лет спустя

: 14 апреля 2014 г., Грифоны на страже золота, том 37, N1

В 1993 году на плато Укок в Горном Алтае новосибирские археологи исследовали курган пазырыкской культуры, в котором была захоронена мумифицированная женщина. Изучение этой культуры относится ко второй половине XIX в., когда академик В.В. Радлов раскопал Берельский и Катадинский курганы в Центральном и Юго-Восточном Алтае. Уникальность находки Укок заключается в том, что впервые за более чем сто лет исследований обнаружено неповрежденное, «замороженное» захоронение представителя пазырыкской знати

Замерзшие могилы — замечательное археологическое явление. Наиболее древние и выдающиеся захоронения с такого рода захоронениями находятся в Горном Алтае и относятся к пазырыкской культуре, представители которой населяли эту территорию с V по III вв.

ДО Н.Э. Это явление стало возможным благодаря уникальному сочетанию местных природных условий и пазырыкских культурных традиций.

Согласно пазырыкскому погребальному обряду, на дне могильной ямы сооружали лиственничный сруб, а поверх него клали мумифицированного усопшего, лежащего на плахе или на деревянной кровати. Курган, возведенный над могилой, состоял из камней, валунов и гальки и был водопроницаемым. Летние и осенние дожди и грунтовые воды заливали лиственничные склепы; вода замерзала зимой и часто не таяла летом.

Термин Пазырыкская культура используется в археологии для обозначения культуры народа, населявшего Горный Алтай в скифскую эпоху. Оно происходит от названия самой известной пазырыкской группы курганов, расположенной в долине реки Улаган.
Выдающиеся археологи М.П. Грязнов и С.И. Руденко исследовали здесь пять «царских» курганов, разграбленных в древности. В этих курганах были найдены мумии четырех человек (двух мужчин и двух женщин), ныне хранящиеся в Эрмитаже.
Мы не знаем, как называли себя люди, жившие в то время в горных долинах Алтая.

Известно, что вечномерзлые породы, встречающиеся в районе Укока, существовали там веками; они носят прерывистый и островной характер и распространены примерно на 60—80% всей площади. Глубина вечномерзлых грунтов около трех метров, такая же глубина могильных ям. Глубже яму выкопать было невозможно — даже современные железные лопаты отскакивают от промерзшей земли.

В Укоке в вечной мерзлоте сделаны склепы. Погребенные тела были как бы помещены в холодильник, где и сохранились до наших дней. Возможно, пазырыкцы делали это намеренно: они наверняка знали о способности холода предотвращать гниение — знания, полученные ими из повседневной жизни.

Благодаря сохранению в неприкосновенности предметов, обычно разрушающихся в первую очередь, такие захоронения дают полную картину древней культуры – исключительно редкое явление в археологии. К уцелевшим предметам относятся вещи из органических материалов: сама погребальная камера, блоки, погребальные ложа, всевозможные ткани и меха, резное дерево и кожа. Сохранились также растения и травы, краски и пигменты, остатки поминальной трапезы, желудки, шерсть и хвосты лошадей, сопровождавших умерших, и человеческие мумии. Такие археологические комплексы гораздо информативнее обычных археологических памятников. Они наглядно показывают, насколько мала часть древней культуры, доступная археологам.

Неудивительно, что этот мир, неожиданно пришедший к нам из небытия, оставляет неизгладимое впечатление. Прикоснувшись к нему однажды, вы навсегда будете очарованы его реальностью и хрупкой нетленностью. Действительно, это «замороженное время».

Когда проводишь день за днём в ледовом своде, в ледяной массе постепенно появляются то одно, то другое, как на картинке в переводе — сначала их не узнаешь, потом видишь всё яснее и, наконец, они дают тебе радость открытий… Тебя тянет в этот чужой мир, продолжаешь думать о нем, возвращаешься ночью к кургану, чтобы посмотреть, как он там, впитываешься его запахами и на какое-то время становишься его частью.

В то лето у нас было две реальности: продуваемый всеми ветрами, заброшенный Укок и квадрат древней могилы размером 5х4 метра, в которой происходило чудо возрождения.

За прошедшие с тех пор годы открытие породило множество домыслов и легенд.

Что же произошло на самом деле?

Курган как курган

Курган 1 могильника Ак-Алаха 3, сложенный из камней, имел диаметр 18 метров. Такие курганы считаются в пазырыкской культуре средними (малые курганы примерно 5—12 м, а большие могут достигать 60 м). Курганные камни использовались для современных строительных работ; следовательно, курган был разрушен. Рядом с ним находился курган меньшего размера, курган которого также был поврежден. Его исследование показало, что он относится к тюркскому времени.

Как обычно, вся работа по удалению остатков кургана и расчистке территории кургана выполнялась вручную. В менее поврежденной восточной части удалось проследить строение кургана: в основание был заложен плотный слой крупных камней, а более мелкие камни и галька образовали верхнюю часть погребальной конструкции. Края кургана были густо покрыты травой; как только трава была удалена, появилась круглая стена из больших камней.

В целом курган представлял собой типичный погребальный памятник пазырыкской культуры. Единственная отличительная черта заключалась в том, что он стоял одиноко, тогда как пазырыкские могильники, как правило, представляют собой цепочку курганов, протянувшуюся с севера на юг.

В центре расчищенного участка кургана легко прослеживалось захоронение 5х4 метра, а над ним еще одно, почти квадратное, сделанное расхитителями могил. Это было явным доказательством древнего грабежа и, конечно, не прибавило нам оптимизма. Но это было в первых числах июня, полевой сезон только начинался; поэтому мы знали, что, исследовав этот курган, мы сможем спуститься к другому.

Уже на небольшой глубине (чуть более полуметра) в могильной яме были обнаружены конские черепа. Шаг за шагом мы расчистили три полных скелета лошадей, два из которых лежали на боку вдоль северной стены ямы, направляясь на восток, а третий лежал на животе вдоль западной стены, также направляясь на восток. Скелеты лошадей не были потревожены, у всех троих в зубах были железные удила; мы иногда находили тонкую золотую фольгу в сгнивших деревянных украшениях уздечки.

Очевидно, лошадей похоронили взнузданными. Они были убиты ударом кирки по голове; судя по расположению костей ног, они были связаны. Обычного человека не хоронили с тремя лошадьми; количество лошадей указывало на то, что человек, погребенный в этой могиле, имел особый статус.

Погребальная камера располагалась прямо под конскими погребениями. Он был оригинальной, а не пазырыкской конструкции и состоял из деревянного «каркаса» трапециевидной формы длиной 2,20 метра, шириной 1 метр в изголовье и 70 сантиметров в основании. Гнилое дерево означало, что в конструкции мог быть деревянный пол. Поперек «каркаса» лежали две небольшие дощечки — одна у изголовья, другая у ног, а по центру «каркаса» помещался длинный тонкий шест. Эти дополнительные детали должны были поддерживать потолок из тонких каменных плит.

К изголовью южной стены деревянного «каркаса» примыкала треугольная пристройка из двух каменных плит. Потолок, покрывающий как погребальную камеру, так и пристройку, был поврежден грабителями. Грабители, проникшие через северную часть потолка, отодвинули несколько плит и вытащили тело погребенного за ноги так, что половина тела оказалась вне погребальной камеры.

Судя по расположению костей скелета в анатомическом порядке, грабители имели дело с трупом или мумией. Никаких предметов рядом с трупом обнаружено не было. Упавшие плиты и земля серьезно повредили череп. В пристройке были обнаружены разбитый глиняный сосуд без орнамента и два железных ножа с кольцевым навершием. Последнего, должно быть, затолкали в кусок мяса (остались только кости), лежавший на несуществующем деревянном блюде.

Два ножа могли означать, что в могиле похоронены два человека. Изучение антропологического материала подтвердило эту гипотезу — были найдены фрагментарные кости другого человека, вероятно, подростка. Имеющийся антропологический материал недостаточен для всестороннего изучения второго погребенного, но его останки в настоящее время изучаются методами палеогенетики, и вскоре могут появиться новые данные.

Антропологический материал, принадлежащий взрослому человеку, был тщательно изучен доктором исторических наук Т.А. Чикишева (Институт археологии и этнографии СО РАН). Она установила, что это был мужчина около 25 лет, убитый ударом тупого предмета по затылку (в черепе имелось контрольное отверстие диаметром около 5 см). Кроме того, у него была Spina bifida (буквально расщепленный позвоночник), которую легко диагностировать по костям (в нашем случае по крестцовым костям). Эта врожденная аномалия характеризуется неполным закрытием позвоночного канала и порочным развитием спинного мозга и его мозговых оболочек. Судя по костям, болезнь должна была привести к мышечной дистрофии ног, тогда как руки и плечи человека были развиты нормально.

Спутницы в «иной» мир

Насколько нам известно, это двойное захоронение было устроено сразу после основного захоронения мумифицированной женщины в лиственничном склепе.

После раскопок кургана все внимание явно было приковано к мумии женщины, а разграбленное захоронение и погребенные в нем люди оказались в ее тени. Пришло время им выйти из нее, поскольку они были частью одной истории и были связаны (хотя еще не ясно, каким образом) с той женщиной, чье перерождение вызвало такой интерес.

Каменно-деревянный ящик разграбленного захоронения был помещен на потолок женского склепа. Было окончательно установлено, что один из погребенных был убит – по всей вероятности, он должен был сопровождать умершую женщину в «тот» мир, как и найденный в том же погребении подросток. Это не характерно для пазырыкской культуры. На самом деле, судя по раскопкам «царских» погребений Пазырыкского могильника, в могилах часто находились два человека — мужчина и женщина, и вряд ли это был случай прожить вместе долгую и счастливую жизнь и умереть на одной и той же земле. день. Несомненно, один из двоих был убит, чтобы сопровождать мертвого.

Что интересно в этой истории, так это то, что люди, похороненные на потолке склепа, спасли главное захоронение и мумию женщины от ограбления и осквернения. Разбойники, проникшие в курган (это могли быть хунны, сменившие на этой территории пазырыков в начале III – конце II вв. до н.э.), добрались до первого захоронения, ограбили и осквернили его. Им и в голову не могло прийти, что в этом же кургане есть еще одно захоронение, хотя захоронение было совсем рядом. Проверив один из курганов и убедившись, что там нет ничего достойного их усилий, грабители не попытали счастья в других курганах, расположенных поблизости. Таким образом, для археологии сохранился целый комплекс нетронутых, часто уникальных, «замороженных» могил укоков-пазырыкцев.

Считается, что мумия гораздо более информативна о внешности человека, чем скелет, но это не так. Например, детальное антропометрическое исследование женской/женской мумии из Пазырыкского кургана 1 могильника Ак-Алаха 3 стало возможным только потому, что не все тело умершего сохранилось в одинаковой степени и некоторые кости скелета, в том числе череп был доступен для измерений

В конце концов, люди, захороненные на потолке Пазырыкского склепа, выполнили свою миссию: спасли и сохранили нетленное тело уважаемой женщины. Но какие они были, неполноценные и надежные? И какой она была?

Погребение на потолке пазырыкского склепа отличается от типично пазырыкских погребений погребальным обрядом, но не погребальным инвентарем — он был похож, но беднее. Общая картина, которую мы имеем сегодня, позволяет говорить о том, что внутри пазырыкской общины была надежная часть населения, которая хоронила умерших в каменных ящиках. В академической литературе они именуются кара-кобинами.

На пути к вечной жизни

Похоронили женщину во второй половине июня. Доказательством тому является желудочное содержимое захороненных вместе с ней лошадей, убитых в день похорон. В одном из желудков находились половозрелые личинки конского овода ( Гастерофилус кишечный ). Стадия развития этого паразита характерна для высокогорной весны, которая в этом районе приходится на июнь.

Этот вывод подтверждается результатами исследования растительных остатков, обнаруженных в желудочном содержимом лошади, — фрагментов побегов ивняка, ее последней трапезы. В годичных кольцах ивняка появились новые ячейки, характерные для этого времени года. То, что захоронение происходило в природно-климатических условиях, близких к весеннему периоду высокогорья Алтая, подтвердил анализ пыльцы. (Содержимое желудка лошадей было исследовано В. Шохом, руководителем Лаборатории исследований четвертичных деревьев в Адлисвилле, Швейцария; энтерозоны, обнаруженные в желудке лошади, были идентифицированы профессором В. Шедлом из Ботанического института Университета Инсбрука. , Австрия). Женщина, должно быть, умерла не раньше января. По мнению патологоанатомов, состояние кожи мумии свидетельствует о том, что тело консервировалось от трех до шести месяцев.

Обратите внимание, что Укок всегда был зимним пастбищем. Люди приходили сюда вместе со стадами лошадей и овец в конце октября и уходили на летние пастбища в июне. Должно быть, в это время хоронили тех, кто не пережил зиму. Пазырыкцы оставили захоронения своих родственников в Укоке, тем самым закрепив за собой эту территорию.

Погребенная женщина от 28 до 30 лет, рост около 154 см, светлая кожа, синие татуировки на обеих руках. Причины ее смерти не ясны. Учитывая, что средний возраст смерти пазырыкских женщин, судя по материалам укокских погребений, составлял 30 лет, смерть женщины могла быть следствием естественных причин. На ее теле нет никаких признаков болезней или травм. Рентгенологическое исследование не выявило патологических изменений в костях скелета. Поскольку при мумификации были удалены все внутренние части тела, нельзя сделать вывод об их жизненных заболеваниях. Единственным отклонением от нормы, по мнению патологоанатомов, является отсутствие двух премоляров, утраченных прижизненно. ( посмертное исследование мумии выполнено в 1993 г. в Институте археологии и этнографии СО РАН доктором Р. Хаури-Бионда и ассистентом В. Блатером из Института судебной медицины Университета Цюрих-Ирхель.)

На макушке женщины антропологи обнаружили слегка уплощенный участок, округлой формы, который мог возникнуть в результате дефекта нервно-вазомоторной системы в этой части головы. С другой стороны, причиной могла быть особая прическа, когда волосы были стянуты в тугой пучок. Действительно, хотя голова женщины была обрита для ношения парика, вместе с париком на ней была прядь волос.

Тело женщины было мумифицировано. Для этой процедуры кости черепа и некоторые позвонки были отделены от тела. В нижней части затылочной доли обнаружено трепанационное отверстие (около 4,5 см в диаметре), через которое был удален головной мозг. Тонкие кости между глазницами были сломаны; имеется отверстие диаметром около 2 см, соединяющее полость носа и верхнечелюстную пазуху. По мнению патологоанатомов, через это отверстие могли быть удалены глазные яблоки и слизь носа и носовых пазух. Хрящевые части ребер и грудины были удалены; брюшная полость вскрыта и очищена от внутренних органов.

Методы мумификации тела аналогичны методам бальзамирования – утраченный объем тела восстанавливается с помощью гигроскопичных материалов. Все освободившиеся после вскрытия полости (череп, грудь, живот, таз, шея и руки) были забиты сухой травой, произрастающей на Укоке: осокой и злаками, сросшимися с корнями (ароматическими семенами, травами и растениями из погребения и из начинки мумии были идентифицированы в Гербарии Ботанического сада СО РАН Е. Котолюком, И. Артемовым и М. Ломоносовой), шерсть, мелкие корешки и черное вещество, напоминающее по консистенции торф. Это вещество, исследованное старшим научным сотрудником Института биоорганической химии СО РАН В. Степановым, оказалось переработанной тканью внутренних органов. Таким образом, внутренние органы погребенной женщины возвращались внутрь тела после того, как они превратились в однородную массу.

Однако всех вышеперечисленных действий недостаточно для мумификации и сохранения тела, так как ни один из этих компонентов не обладает антибактериальными или консервирующими свойствами. Рентгенофлуоресцентный анализ фрагмента кожи мумии, проведенный в Институте катализа им. Борескова СО РАН (эти и другие исследования вещественного состава находок проводили д.х.н. В.В. Малахов, А.А. Власов, Л.М. Плясова и кандидат физ.-мат.

Застывшее время

Методы мумификации, используемые пазырыкцами, были разнообразны. В более легких случаях вскрывали только брюшную полость, через которую удаляли все внутренние органы, а освободившиеся полости даже не заполняли. Эта методика применена при мумификации мужчины из могильника Верх-Калгин 2 (Укок, раскоп В.И. Молодина, 1995 г). Если бы вместо мумии был обнаружен только скелет человека, было бы невозможно сказать, кто был похоронен.

На левом плече женщины есть татуировка с изображением мифического животного. Это копытное с птичьим клювом; у него полуабстрактные рога козерога и оленя, увенчанные головами грифона. Такая же голова помещается на спину животного. Само животное изображено с «скрученным» телом. Это изображение характерно для пазырыкских татуировок, основной темой которых является борьба хищников с копытными. Оба могут быть изображены реалистично или причудливо; подобные изображения встречаются и в других образцах пазырыкского искусства; резьба по дереву и аппликация из фетра

Эти факты дают веские основания полагать, что мумификация была частью пазырыкской культуры. Все трупы были мумифицированы, но до наших дней сохранилось очень мало. Причина такой удивительной сохранности в том, что все пазырыкские мумии, в том числе и женщина из кургана Ак-Алаха, были обнаружены во льду. Именно лед «застывших» могил Горного Алтая отвечает за их сохранность, а не техники мумификации, которые были далеки от совершенства.

Мумифицированное тело женщины из кургана Ак-Алаха более 2000 лет провело в кубе льда, образованном срубом лиственницы размером 3,60×2,30×1,12 метра. По мнению патологоанатомов, степень сохранности тела свидетельствует о том, что его замороженное состояние было постоянным, т. е. время от времени оно не оттаивало.

Мумификация трупов может быть связана с пазырыкскими представлениями о том, что жизнь человека после смерти тесно связана с состоянием и жизнью тела. Для всех практических целей мумификация была необходима для сохранения трупов в течение длительного периода времени между их смертью и их похоронами.

Останки женщины повторно законсервированы в 1993—1994 годах в научно-исследовательской лаборатории при Мавзолее Ленина (при непосредственном участии проф. В.Л. Козельцева) по новой технологии, разработанной в Московском научно-методическом центре биомедицинских технологий. Этот уникальный метод долговременного сохранения человеческих останков не мешает научным исследованиям и позволяет держать мумию открытой для публики.

Сокровища Ак-Алахи

Впервые за всю историю изучения пазырыкской культуры нам удалось обнаружить «замороженное» целое нестандартное захоронение, которое, подобно огромному холодильнику, сохранило все, что было в его внутренностях.

Во льду был найден лиственничный свод, за северной стеной которого лежали шесть лошадей в прекрасной упряжи, украшенной многочисленными деревянными изображениями грифонов, обтянутыми золотой фольгой, с войлочными чепраками и кистями, сотканными из шерстяных нитей. На полу погребальной камеры, покрытом войлочным ковром, стояли два деревянных стола с кусками мяса (в один из них был вбит железный нож), а также керамические, роговые и деревянные сосуды, наполненные напитками – погребенные направлялась на пир богов.

Тело женщины лежало в лиственничной колоде, украшенной кожаными аппликациями с изображением оленей с огромными ветвистыми рогами; крышка блока крепилась бронзовыми гвоздями. Сам блок был доверху заполнен непрозрачным льдом.

Женщина лежала на толстом мягком войлоке, в позе сна на правом боку, со слегка согнутыми ногами. Она была одета в длинную шелковую рубашку золотистого цвета с красной отделкой, тяжелую шерстяную юбку, сшитую из красных и белых полос, подпоясанную толстым шнурком с кистями, сплетенным из шерстяных нитей. На ногах были белые войлочные высокие сапоги-чулки с красной аппликацией по голенищу. На голове у нее был парик и резное украшение из дерева, покрытое золотой фольгой. На шее у нее был деревянный нагрудник с резными фигурками крылатых барсов, у талии – войлочный мешочек с маленьким зеркальцем в деревянной раме, украшенным резным изображением оленя, горстью синих стеклянных бусин и несколькими бусинами покрупнее. .

Перед лицом погребенной стояло небольшое каменное блюдце, наполненное обугленными семенами кориандра, используемыми в качестве благовоний: их запах считался «мостом в рай». Все деревянные изделия изначально были покрыты золотой фольгой. (Золотая фольга и бронзовые изделия из погребения исследованы доктором геолого-минералогических наук Ю.Г. Щербаковым и кандидатом геолого-минералогических наук Н.В. Росляковой в Институте геологии и минералогии СО РАН.)

Одно из важнейших открытий в Укоке был пазырыкский костюм, о котором практически ничего не было известно. До изучения погребения с мумифицированной женщиной никто не мог предположить, что пазырыкские женщины носили длинные полосатые ярко окрашенные шерстяные юбки, рубашки и парики. (Природа текстильных волокон исследовалась и определялись красители в Лаборатории физических методов ИОХ им. В.И. Ворожцова СО РАН под руководством В.И. Маматюка.) Это стало фактом только после открытия реальных объектов. Одним из главных сокровищ женщины, погребенной в кургане 1 могильника Ак-Алаха 3, была шелковая рубашка. Он был сделан из ткани, сотканной из дикого шелка — этот шелковый артефакт из захоронения древних кочевников — отдельный класс.

Важным открытием стало не только то, что было одето на женщине, но и то, как она это носила. Рубашку надевали поверх юбки; юбка по щиколотку завязывалась на талии, с большим отворотом, поясом-завязками; рукава рубашки закрывали руки; сама рубашка была заштопана.

Женщина, которой выпала честь быть погребенной в отдельном кургане вместе с шестью богато украшенными лошадьми, несомненно, была выше обыкновенного забега человечества. Об этом свидетельствуют татуировки на ее руках, полностью закрытые длинными рукавами рубашки. Эти татуировки не уступают татуировкам на руках женщин из пазырыкских «царских» курганов, хранящихся в Петербургском Эрмитаже, ни по мастерству исполнения, ни по количеству зооморфных изображений. Ее статус мог быть даже выше: женщины из пазырыкских курганов сопровождали умерших вождей племени, а женщина, захороненная в Укоке, сопровождала себя и была похоронена с почестями, предназначенными только для нее. Надо полагать, что она была обязана этому своим личным качествам.

Мумифицированные тела, найденные в Укоке, показали, что татуировка была важной чертой пазырыкской культуры. Постоянные изображения животных, нанесенные на кожу болезненными манипуляциями, делали человека равноправным членом общества, посвященным в его мистические тайны.

Давным-давно Лев Гумилев в порыве гнева писал: «Чужую культуру измерять количеством охраняемых памятников совершенно неправильно. Может быть великолепная цивилизация, построенная на основе непостоянных материалов, таких как кожа, меха, дерево и шелк, и примитивная, использующая камень и благородные металлы. Первые не оставят следов, а вторые будут изобиловать артефактами». Хорошим примером этого утверждения являются находки из «замороженных» могил Горного Алтая: если бы не они, что бы мы нашли даже в самом большом и богатом из пазырыкских могил? Глиняные сосуды, кусочки золотой фольги, железные уздечки, пряжки и ножи, простые серьги, иногда немногочисленные бусы, каури, бронзовые зеркала и плохо сохранившиеся железные кинжалы в мужских могилах… Собственно, ничего, что составляет сущность этой культуры.

Найденное в кургане 1 Ак-Алха 3 женское погребение важно не только тем, что в нем есть уникальные предметы из органических материалов (такие артефакты в достаточном количестве обнаружены в крупных Пазырыкском, Башадарском, Туэктинском и Берельском курганах, а также как и в рядовых погребениях Юго-Западного Алтая, исследованных В. Д. Кубаревым), но и благодаря их сохранности взаимосвязи. Именно последнее обстоятельство делает этот могильник таким заметным, информативным и отличным от других. Это «замороженное» захоронение дало нам возможность буквально войти в пазырыкский мир, как в чужой дом, и без спешки оглядеться вокруг. Это всего лишь одна жизнь одной женщины, но она – достойная представительница древней культуры, пришедшая к нам с определенной миссией – рассказать нам о своем народе. Этот могильник был первым, археологические материалы которого, относящиеся к пазырыкской культуре, были исследованы с использованием современного оборудования и новых, адаптированных к материалу методов. Нам представилась замечательная возможность изучить все имеющиеся объекты и вещества методами естественных и точных наук в научно-исследовательских институтах Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН). Полученные результаты превзошли все наши ожидания и дали достаточно материала для нескольких книг. Опираясь на новые данные, мы добились больших успехов в изучении всей пазырыкской культуры.

Бывает, что уникальный случай — «замороженная» могила мумифицированной женщины на плато Укок — помогает собрать воедино различные факты, полученные в результате многолетних раскопок десятков могильников, и увидеть то, что как бы исчезло для блага.

Литература

Молодин В.И., Полосьмак Н.В., Чикишева Т.А. и др. Феномен алтайских мумий. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2000. 318 с.

Полосьмак Н. В. Всадники Укока. Новосибирск: ИНФОЛИО. 2001. 336 с.

Полосьмак Н. В., Баркова Л. Л. Костюм и текстиль пазырыкцев Алтая (IV—III вв. до н. я.). Новосибирск: ИНФОЛИО. 2005. 232 с.

Полосьмак Н. В., Кундо Л. П., Королюк Е. А. и др. Текстиль из «замерзших» могил Горного Алтая IV—III вв. дон. дже. (опыт междисциплинарного исследования). Новосибирск: Изд-во СО РАН. 2006. 267 с.

: 14 апреля 2014 г., Грифоны на страже золота, том 37, N1

Пиритовый комплекс, Адирондакская низменность | Государственный музей Нью-Йорка

Пиритовый комплекс, Адирондакская низменность

A Шавиниганский офиолит

Пиритовый комплекс представляет собой фрагмент океанической коры и пород верхней мантии возрастом 1200 и 1160 млн лет, которые были вытолкнуты на континент во время Шавиниганского орогенеза. Открытие этой неполной офиолитовой плиты имеет важные палеотектонические последствия; это дало нам новое понимание геологии докембрия, способствовавшее лучшему пониманию геологической истории и эволюции Адирондакских гор, особенно Адирондакской низменности.

Краткая региональная геология

В горах Адирондак в штате Нью-Йорк область Адирондакская низменность содержит толщи мелководных карбонатов, эвапоритов и тальковых сланцев (Формация Верхнего Мрамора), «сидящих» на гнейсе Поппл-Хилл, который включает метаморфизованные сланцы, аргиллиты, песчаники и вулканогенные толщи. Гнейс Поппл-Хилл залегает на нижней мраморной формации, состоящей из кальцитовых мраморов, известково-силикатов, кварцитов, гнейсов и богатых турмалином отложений. Разнообразные магматические породы внедрили мраморы и гнейсы ок. 1150—1200 млн лет назад (млн лет назад). Различные основные породы распространены по всей низменности в пределах всех трех основных породных свит. Породы были деформированы и метаморфизованы между ок. 1190—1140 млн лет при температуре 600—650°С и давлении 6—7 кбар.

Пиритовый комплекс

Метаморфизованные ультраосновные породы (пиритовый комплекс) были обнаружены в структурном контакте с пиритсодержащими гнейсами в Пирите, Адирондакская низменность, штат Нью-Йорк, в качестве анклава в формации Нижнего Мрамора. Пиритовый комплекс является частью неполного, сильно деформированного и метаморфизованного офиолита, образовавшегося во время Шавиниганского горообразования между 1200 и 1160 млн лет назад, и переслаивается с метаморфизованными осадочными породами. Комплекс состоит из расслоенного, измененного и метаморфизованного лерцолитового до пироксенового роговообманкового перидотитового ядра с периферическим образованием габбро, переходящим в амфиболитовые и роговообманковые сланцы. Толща прорезана недеформированной дайкой флогопитового лампрофира (шириной 2 м). Слои бугристого выветрелого пироксенита от дециметрового до метрового масштаба, а также от массивного до слабослоистого перидотита являются основной структурной особенностью керна. Площадь обнажения, занимаемая пиритовым комплексом, невелика, но гравиметрические измерения Revetta and McDermott (2003) указывают на большой объем плотных пород, залегающих на глубине.

Минеральный состав комплекса фиксирует реликты авгита (до 1,25 мас. % Cr2O3), диопсида и магнезиогастингсита. Большая часть исходных минералов была заменена богатыми магнием водными вторичными минералами, такими как серпентин (до 1,56 мас. % Cr2O3), тремолит, тальк, хлорит и доломит. Акцессорными минералами являются магнетит, хромит, местами с каймой магнетита, ильменит, фторапатит.

Геохимически породы варьируются от 33,74 до 52,09 мас. % SiO2, с ультраосновными кумулатами, содержащими 25—33 мас. % MgO и до 4243 частей на миллион Cr и 1588 частей на миллион Ni. Нормализованные спектры РЗЭ и несовместимых элементов показывают обогащение легкими редкоземельными элементами и снижение содержания Nb, Ta и Zr по отношению к хондритам и примитивной мантии в результате контаминации земной коры.

Петрографические наблюдения в шлифах и с помощью сканирующей электронной микроскопии выявили появление некоторых крошечных кристаллов циркона. Цирконы были проанализированы с помощью катодолюминесценции (КЛ), чувствительного ионного микрозонда высокого разрешения (SHRIMP) и масс-спектрометрии с лазерной абляцией и индуктивно-связанной плазмой (LA-ICP-MS) и дали две возрастные группы: а) 1202 ± 20 млн лет; б) 1140 ± 7 млн ​​лет (SHRIMP) и 1197 ± 5 млн лет (LA-ICP-MS).
Некоторые образцы были проанализированы на изотопную систематику Rb-Sr и Sm-Nd. Неодим 9Возраст 0194 T DM колеблется от 1450 до 2620 млн лет.

Образцы кальцита, отобранные из недеформированных жил, дают значения от -6,975 до -7,358 (δ13CPDB) и 15,629 и 15,668 (δ18OSMOW).

Происхождение

Предполагается, что комплекс Пиритов возник как часть задугового бассейна Транс-Адирондак, образовавшегося между террейном Фронтенак и южным Адирондаком. Он представляет собой очень хороший пример океанической коры и пород верхней мантии, наложенных на континент и чередующихся с надкоровыми метаосадочными породами.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *