Г выборг достопримечательности: Достопримечательности Выборга. Что посмотреть за 1–2 дня

Содержание

Топ 25 — достопримечательности Выборга

В Выборге не покидает ощущение, что находишься где-то на просторах Северной Европы. Это неудивительно, ведь город на протяжении многих веков принадлежал шведам, а до середины XX столетия входил в состав Финляндии. Фасады каменных зданий, крепости, средневековые башни, брусчатка мостовой – все это совсем не характерно для типичной русской архитектуры, только привычные купола православных церквей напоминают, что все же это не Скандинавия.

В Выборге сохранилось большое количество архитектурных памятников XIV–XVII веков. К сожалению, некоторые находятся в удручающем состоянии, так как в советский и ранний российский периоды городским властям, видимо, было не до достопримечательностей. Главное место притяжения путешественников – Выборгский замок – лучшая площадка для исторических реконструкций и рыцарских турниров.

Самые интересные и красивые места для прогулок. Фотографии и краткое описание.

Выборгский замок

Средневековая шведская крепость, основанная при регенте Торгильсе Кнутссоне после военного похода на карельские и финские земли.

В XVIII веке он был взят войсками Петра I и с тех пор принадлежал России, исключая период 1917–40 годов. Центральным сооружением укрепления является дозорная башня Св. Олафа, названная в честь крестителя Скандинавии. Это мощная вышка со стенами 4 метра в толщину долгое время считалась самым высоким донжоном в Северной Европе.

Отели на Ostrovok.ru

Библиотека Алвара Аалто

Центральная библиотека города, построенная в 1930-х годах по проекту архитектора А. Аалто. В то время Выборг еще принадлежал Финляндии. В архитектурном плане здание является переходом от неоклассицизма к региональному модернизму. В 2014 году сооружение было отреставрировано в соответствии с оригинальными чертежами, после чего стало шедевром современного градостроительства.

Отели на Ostrovok.ru

Парк Эспланада

Центральный городской парк, разбитый в 1862 году на месте бывших оборонительных сооружений. На его территории произрастают несколько десятков видов деревьев.

Аллеи украшают статуи «Лось», «Лесной мальчик», «Святое семейство», памятник Агриколе. Фигура «Лося» была создана финским скульптором Ю. Мянтюненом в 1928 году, ее копии есть также в Хельсинках, Лахти и Турку.

Отели на Ostrovok.ru

Круглая башня

Боевая башня Выборгской крепости, построенная в XVI – XVII столетиях, единственная сохранившаяся до наших дней. После взятия Выборга русскими войсками сооружение утратило свое военное значение и стало использоваться в качестве арсенала. В XX веке до передачи Выборга Советскому союзу здесь находились залы для заседаний городских обществ, библиотека и ресторан. Ренессансный зал башни был расписан сюжетами на исторические темы. Эта роспись восстановлена в 1970-х годах.

Отели на Ostrovok.ru

Башня Ратуши

Постройка XV века, входившая в систему оборонительных сооружений Выборга. После утраты военного значения в XVII столетии она выполняла функции колокольни доминиканского монастыря, позже – звонницы храма Выборгского сельского прихода, ныне лежащего в руинах. В советское время вплоть до 1993 года она разрушалась и приходила в упадок. С 1997 года на ее территории размещается церковный музей.

Отели на Ostrovok.ru

Часовая башня

Самая высокая башня на территории старого города, доминирующая над остальными постройками. В XV веке она была возведена в качестве колокольни кафедрального собора, уничтоженного в ходе Советско-финской войны. Последняя реставрация проводилась в 1980-х годах, но она была достаточно поверхностной, поэтому, сегодня сооружение пребывает в аварийном состоянии.

Отели на Ostrovok.ru

Выборгский рынок

Крытый павильон, сооруженный по проекту шведского архитектора К. Х. аф Сегерштадта в начале XX века. Архитектурный стиль строения – строгий и сдержанный северный модерн. В то время выборгский рынок считался самым крупным в Скандинавии, поэтому и здание под него было построено не маленькое – с центральным фасадом 20 метров в ширину и боковыми стенами более 130 метров в длину. После реставрации в 1970-х годов многие элементы сооружения утратили исторический облик.

Отели на Ostrovok.ru

Памятник Торгильсу Кнутссону

Монумент в честь основателя Выборгского замка Торгильса Кнутссона – работа скульптора В. Валльгрена. Он был установлен на площади Старой Ратуши в 1908 году и стал первым городским памятником. В 1948 году скульптуру демонтировали, при этом сильно повредив, но не уничтожив окончательно. Памятник восстановили в 1993 году в 700-летнюю годовщину строительства Выборгской крепости.

Отели на Ostrovok.ru

Памятник Фёдору Апраксину

Памятник 2010 года, установленный в честь генерал-адмирала Ф. М. Апраксина, который командовал русским флотом во время Северной войны и Персидского похода. Монумент создали по проекту группы скульпторов. Он представляет собой бюст полководца, укрепленный на гранитном постаменте в виде колонны. Адмирал целеустремленно вглядывается вдаль, зажав в руке подзорную трубу.

Отели на Ostrovok.ru

Памятник Петру I

Статуя первого российского императора находится на территории Петровского парка. Ее установили в 1910 году по указу Николая II в честь 200-летия взятия города русской армией. После того, как в 1918 году финские войска заняли город, памятник убрали и собирались отправить на металлолом, но вместо этого поместили в музейное хранилище. Окончательно монумент вернулся на свое место только в 1954 году.

Отели на Ostrovok.ru

Выставочный центр «Эрмитаж-Выборг»

Отделение Государственного Эрмитажа, открытое в 2010 году на месте средневековой крепости Панцерлакс. С 1930-х годов здесь располагались культурный центр и музей изящных искусств, закрытые после окончания Советско-финской войны. Сегодня в галерею привозят коллекции из главного филиала Эрмитажа в Петербурге, устраивают здесь тематические лекции и развивают образовательные программы.

Отели на Ostrovok.ru

Военный музей Карельского перешейка

Частная выставка, посвященная Советско-финской (Зимней) войне и ее продолжению в 1941–44 годах. Экспозиция состоит из архивных документов, фотографий, предметов, обнаруженных на местах боев, образцов военной формы и оружия, которое можно подержать в руках. Коллекция размещается на территории Центральных казарм. Музей был создан по инициативе Б. К. Иринчеева – военного писателя и предпринимателя.

Отели на Ostrovok.ru

Историко-культурный центр «Варяжский двор»

В выборгском районе находится туристический комплекс «Сваргас» – историческая реконструкция княжеской усадьбы XI столетия, созданная в 2005–2008 годах группой добровольцев. Сегодня это место является площадкой для всевозможных реконструкций. Больше всего она подходит для эпохи викингов и периода Раннего Средневековья, однако уделяется внимание и другим этапам от античности до Новейшего времени.

Отели на Ostrovok.ru

Спасо-Преображенский собор

Православный храм, расположенный на Соборной площади. На данный момент он является кафедральным собором города. Здание начали возводить в XVIII столетии по указу Екатерины II. Над первым проектом работал архитектор Н. А. Львов. Позже сооружение неоднократно меняло облик в результате реконструкций. Храм не тронули во время войн и в период Советской власти, поэтому он достаточно хорошо сохранился.

Отели на Ostrovok.ru

Собор Святых Петра и Павла

Лютеранская церковь Выборга, единственная дошедшая до наших дней. Ее возвели в 1799 году, в 1839 году из немецкого Ганновера сюда доставили орган, который заменили спустя 60 лет. В конце XIX столетия под руководством Я. Аренберга провели реставрационные работы. На протяжении всего времени существования храм действовал. Сейчас приход посещают примерно 300 человек. Службы проводятся на русском и финском языках.

Отели на Ostrovok.ru

Свято-Ильинский храм

Православная церковь на Ильинской горе, построенная в конце XVIII века по проекту И. Брокмана на пожертвования прихожан. В ходе Советско-финской войны сооружение пострадало, позже его приспособили под клуб и общежитие. Однако после 1945 года церковь разобрали. Восстановление произошло в 1999 году по инициативе верующих. Сегодня храм является действующим, в нем регулярно проходят службы.

Отели на Ostrovok.ru

Собор доминиканского монастыря

Некогда в Выборге существовал доминиканский монастырь, который был основан в XIV столетии. Спустя два века после Реформации главный собор обители стал лютеранским, остальные сооружения разобрали. Храм был разрушен во время Северной войны, но позже его восстановили и поддерживали на средства немецкой общины. В XX столетии в ходе боевых действий здание пострадало, а в конце 1980-х годов в результате пожара превратилось в руины.

Отели на Ostrovok.ru

Драккары викингов

Деревянные ладьи установлены на городской набережной. Они являются копиями лодок викингов, изготовленных в 1984 году для исторического фильма «И на камнях растут цветы». До 2009 года здесь стояли использовавшиеся на съемках корабли, но они почернели от времени и были заменены.

Прообразом судов стали настоящие корабли северных завоевателей, а конкретнее – Гокстадский корабль, расположенный в одном из музеев Норвегии.

Отели на Ostrovok.ru

Костёл Гиацинта

Небольшое здание в готическом стиле, самую старую часть которого построили в XVI столетии. В XVII веке здесь располагался Рыцарский дом. В 1799 году по указу Павла I постройку передали Мальтийскому ордену и приспособили под церковь. Храм просуществовал до окончания Советско-финской войны. В 1970 году сооружение отреставрировали и разместили в нем художественную школу. В настоящее время здесь работает картинная галерея.

Отели на Ostrovok.ru

Усадьба бюргера

Памятник каменного строительства шведского периода, представляющий собой дом зажиточного горожанина. Усадьба много раз меняла владельцев – ими всегда были богатые купцы и состоятельные ремесленники. Свой современный облик дом обрел после реставрации 1979 года. В наши дни на его территории находится выставочный зал, где гостей угощают выборгским кренделем и кружкой эля.

Отели на Ostrovok.ru

Дом купеческой гильдии Святого Духа

Городской дом в готическом стиле, предположительно построенный в XIV веке. Это самое старое гражданское здание в городе. Сооружение является одним из четырех бюргерских домов – частных построек XIV–XVII столетий. Архитектурные формы такого типа в России можно увидеть только в Выборге. Изначально усадьба была двухэтажной – на первом этаже располагались жилые комнаты, второй использовался для переговоров.

Отели на Ostrovok.ru

Бастион Панцерлакс

Средневековая крепость XVI столетия, расположенная на побережье Выборгского залива. Она имела стратегическое военное значение до начала XIX века, потом стала мешать дальнейшему разрастанию города, но ее все равно не снесли, как другие оборонительные сооружения. В начале XX века бастион передали гражданским властям. В 1930-х годах на его фундаменте построили здание для музея и школы искусств, преобразованное в 2010 году в филиал Эрмитажа.

Отели на Ostrovok.ru

Анненские укрепления

Оборонительные сооружения XVIII столетия на острове Твердыш, которые тянутся вдоль Выборгского залива. Их возвели для защиты города от нападения шведской армии с севера. До наших дней укрепления дошли в хорошем состоянии. Сегодня на их территории проводятся рыцарские турниры, танцевальный фестиваль, исторические реконструкции и другие культурные мероприятия.

Отели на Ostrovok.ru

Батарейная гора

В XIX веке Батарейная гора была частью Восточно-Выборгских укреплений, сегодня на ее территории находится городской Центральный парк. Необходимость построить еще одну линию обороны возникла в связи с тем, что после сноса старых крепостных стен Выборг оказался не защищенным с востока, а время было неспокойное. До наших дней сохранились остатки каменных стен, ворота и тоннели.

Отели на Ostrovok.ru

Парк Монрепо

Ландшафтный парк в северной части Выборга, созданный в XVIII–XIX веках на месте частных владений. В этом живописном месте гармонично сочетаются красота природы и элементы пространственного дизайна. Среди деревьев и огромных валунов можно заметить симпатичные беседки и скамейки, мостики и прочие архитектурные сооружения. Главной постройкой является усадьба эпохи классицизма.

Отели на Ostrovok.ru

Достопримечательности Выборга, что посмотреть в городе

Поделиться

Выборг — город с впечатляющей природой и большим количеством красивых мест для запоминающегося отдыха. Он расположен недалеко от Санкт-Петербурга. Город известен богатым историческим прошлым, хорошо развитой инфраструктурой и большим количеством возможностей для незабываемого отдыха.

История Выборга началась уже с 11 века, когда на месте парка Монрепо возникло первое поселение. Современный город — это крупный промышленный, исторический, туристический и культурный центр. В Выборге проходит большое количество интересных фестивалей и праздников, например, фестиваль, посвященный российскому кино, рыцарские турниры и разные музыкальные, танцевальные фестивали.

Ночной Выборг

К основным достопримечательностям Выборга относятся знаменитый парк Монрепо, Выборгский замок, библиотека Алвара Аалто. В центре сохранились черты средневекового старого города, старинные усадьбы и парковая зона 19 века. Общее количество памятников и объектов культурного наследия в Выборге — около трехсот. В целом город считается одним из самых красивых в Ленинградской области. Расстояние до Петербурга составляет 130 км.

1. Выборгский замок

Главная достопримечательность города и его главный символ, конечно же, выборгский замок. Он был построен в 13 веке шведскими рыцарями крестоносцами во время их третьего военного похода на земли Карелии, которые в те времена формально числились в собственности новгородцев. Замок был заложен в 1293 году.  Эта же дата считается датой основания города.

Главная достопримечательность города — выборгский замок

Первые попытки завоевать карельские земли были неудачными. Но позже в 1293 году шведы высадились на берегу финского залива под руководством маршала Торгильса Кнутссона, потеснили карел и начали возводить замок. Таким образом, шведы завладели стратегически важным пунктом, откуда на Руси открывался единственный выход к балтийскому морю. Позже шведами были захвачены еще и земли южной Карелии.

И на протяжении многих веков эти земли принадлежали шведскому королю, пока в 1710 русские войска под командованием Петра Первого не освободили Выборг от шведов. Правда замок сильно пострадал. По приказу царя его отреставрировали, и он стал опорным пунктом и границей для защиты русских земель. Через несколько веков, потеряв военное значение, замок начал разрушаться. Его несколько раз восстанавливали, и в середине прошлого века в нем разместили исторический музей, открывший свои двери для посетителей в 1970 году.

2. Часовая башня

Изначально часовая башня служила колокольней кафедрального храма, возведенного здесь в 15 веке и спустя сто лет укрепленного каменными стенами за счет средств города. В 1600 году на баше установили часы. В начале 18 века случился разрушительный пожар, уничтоживший 9 колоколов и шпиль башни. Позже часы сменили и сооружение не раз перестраивали. Новый часовой механизм, существующий и по наше время, установили в 1848 году. В советское время здесь создали смотровую площадку, благодаря чему часовая башня популярна и в наше время.

3. Музей-заповедник «Монрепо»

Представляет собой уникальный природный заповедник национального значения. На его территории собрано большое количество природных и классических архитектурных памятников 18-19 века. Музей-заповедник расположен на живописном берегу Финского залива, где красиво и гармонично вырисовываются высокие грубые деревья и тихая морская гавань.

В прошлом на этом месте находился торговый путь, куда приплывали корабли, где работали ремесленники, а торговцы продавали свой товар

Кроме архитектурных памятников, зеркальной глади залива и деревьев здесь можно еще полюбоваться невероятными ландшафтами и скальными пейзажами. Если перенестись в далекое прошлое, то здесь располагалось первое карельское поселение, во время шведского господства здесь находились хозяйственные помещения Выборгской крепости. Общая площадь музея-заповедника составляет около 163 гектаров. В 2010 году парку Монрепо исполнилось 250 лет.

4. Городской рынок Выборга

Считается необычным памятником архитектуры. В прошлом он являлся самым крупным крытым рынком стран Прибалтики и Скандинавии. Благодаря удобному географическому положению, город получил статус свободной таможенной зоны, и здание рынка стало центральным местом в коммерческой жизни города. Со временем, когда город начал терять свою оборонительную и военную роль, стало появляться больше места для возведения торговых и рыночных построек. На первом этаже рынка ведется торговля продовольственными и хозяйственными товарами, фруктами и овощами. На втором этаже продается посуда, одежда, сувениры. Как и сотню лет назад, здесь можно купить продовольственные товары, оригинальные сувениры и многое другое.

На рынке можно купить и попробовать свежие фермерские продукты

5. Выборгский краеведческий музей

Музей расположен в средневековом Выборгском замке. В нем представлены экспозиции, повествующие о жизни города в разные исторические эпохи. здесь же проводятся выставки из других крупных музеев, отмечаются национальные и городские праздники, проводятся музыкальные и театрализованные представления и рыцарские турниры. В музее создано 6 тематических экспозиций, среди которых отдельная часть посвящена истории древнего города, его строительству, периоду возникновения выборгского замка.

6. Дом творчества «Вересковая усадьба»

Дом творчества расположен в бывшей финской усадьбе на берегу залива. Здесь есть ремесленный дом, где можно посмотреть мастер-классы по ткачеству, резьбе по дереву, бисероплетению и многим другим не менее интересным русским ремеслам. Иногда тут проводятся тематические ярмарки, народные праздники с обрядами.

7. Дом на скале

Представляет собой дом Бюргера. Точно неизвестно, кем он был на самом деле: или богатым купцом или обычным городским жителем. Дом, построенный в средневековом стиле, вот уже много веков возвышается над городом. По своим размерам он не такой уж и большой, но зато крепкий, как скала. Он пережил много пожаров, войн, но ничто не смогло его разрушить. Необычный облик дома популярный среди туристов, специально для гостей города в доме работает сувенирная лавка. 

В Рождественские праздники во дворе усадьбы устраивают шоу со средневековой музыкой, дегустацией глинтвейна и выборгским кренделем

8. Историко-культурный центр «Варяжский двор»

Представляет собой музей под открытым небом, созданный по образу усадьбы викингов 7-11 века. Расположен он на девятом километре Светогарского шоссе. На территории музея проводят мастер-классы, театральные представления и этнографические экскурсии. А также тут проводят лекции, исследования, воссоздают забытые ремесла и промыслы с далекого прошлого. Ранее средневековье еще интересно тем, что это период становления Руси и время, когда были известны непобедимые викинги совершавшие набеги на многие земли Европы.

Для туристов тут создана хорошая возможность погрузиться в жизнь раннего средневековья и на себе ощутить все особенности прошлой эпохи.

9. Выборгский музей ретроавтомобилей

Музей открыт летом 2010 года и сейчас считается одним из крупнейших во всей Европе. Его экспонаты расположены на площади в 6 тысяч квадратных метров. Основная часть автомобилей представлено моделями из автомобильных клубов, другие модели были предоставлены владельцами ретро автомобилей. Есть также экспонаты клуба Ретро-Юнион, за средства которого и создан музей. В данное время здесь представлено около 150 ретро автомобилей. Среди них есть автомобили знаменитостей – Мерлин Монро, Элвиса Пресли, Юрия Гагарина, Владимира Высоцкого, императора Японии Хирохито, ЗИЛ Леонида Брежнева.

10. ЦПКиО имени М.

И. Калинина

В 1864 году рядом с этим местом размещался бастионный фронт, две батареи, рвы, редуты, подземные переходы и другие сооружения. Позже, когда укрепления утратили свое военное значение, здесь создали городской парк. В советское время его назвали Центральным парком культуры и отдыха имени Калинина. С середины прошлого века на его территории стали проводить культурно массовые мероприятия, праздники, концерты, спортивные соревнования, народные гуляния. Со временем тут установили детские аттракционы, проложили спортивные дорожки и создали спортивный стадион. До наших дней сохранилась часть разрушенных военных укреплений.

11. Круглая башня

Круглая башня, созданная в 1547 году, входила в состав средневекового оборонительного укрепления. Толщина ее стен составляет 3-4 метра, диаметр 21 метр. В 1609 году именно тут был подписан важный военный документ о предоставлении военной помощи шведским королем Карлом IX русскому царю Василию Шуйскому.

Со временем башня потеряла военное значение и ее начали использовать для хранения военного арсенала и как таможенный пункт, где приезжие платили государственную пошлину. В 19 веке ее хотели снести, но сооружение спасло то, что крупная компания арендовала его для хранения муки.

12. Ладьи-драккары

Появились в 1984 году после съемок исторического фильма «И на камнях растут деревья», благодаря кинорежиссеру Станиславу Ростоцкому. Таким образом, он сделал подарок городу в виде двух драккар, с помощью которых викинги из фильма совершали свои набеги.

По своему виду они напоминают две ладьи, название же получено, потому что судна напоминали собой драконов. Правда, в изначальном виде они не сохранились

Ладьи, установленные сейчас, были созданы в 2010 году петровской судостроительной компанией. Позже ладьи стали одной из главных достопримечательностей Выборга и эмблемой кинофестиваля «Окно в Европу».

13.

Выборгский порт

Еще в 1527 году Выборг получил право принимать иностранные суда. Порт возник в стратегически важном месте между озером Сайма, рекой Вуокса и Финским заливом. Благодаря этому он быстро стал крупным торговым портом, где шла торговля с иностранными купцами. В 19 веке флот Выборга состоял из 126 кораблей. Также осуществлялось пассажирские перевозки.

Сохранившиеся до наших дней здание управления портом было построено в 1899 году. Его еще называют универсальным портом, поскольку тут перевозится много разных видов груза. В наше время порт имеет 12 причалов для обработки грузов, и один для пассажирских перевозок и круизов.

14. Старый город Выборга

Приезжая в Выборг на один день, многие туристы стремятся побывать в средневековой части Выборга, расположенной на небольшом полуострове, который протянулся между бухтой Салакка-Лахти и Выборгским заливом. Оба залива связаны между собой Крепостным проливом, посреди которого находится небольшой Замковый остров, где расположен Выборгский замок.

Исторический район Выборга

15. Анненские укрепления «Аннекрон»

Цель создания укреплений, построить своего рода крепость, после завершения Северной войны. Как известно, именно после удачного окончания северной войны в далеком 1722 году Выбор удалось вернуть в состав Российской империи. После победы, город укрепляли крепостями и защитными стенами, чтобы защититься от шведского вторжения.

Анненские укрепления считались наиболее важными военными укреплениями Выборга. Состояли они из 4х бастионов, расположившихся по ломаной линии, и трех фронтов в форме короны. Несмотря на то, что укрепления создавались для защиты города, они никогда не участвовали в военных сражений и благодаря чем хорошо сохранились. В прошлом на территории укреплений были квартиры офицеров, казармы, амбары. Сейчас здесь расположены теннисные корты.

Поможем Вам спланировать путешествие!

Подпишитесь на рассылку, и мы будем присылать полезные путеводители каждую неделю*

Поделиться

28. 12.2021

Санкт-Петербург | Карта, достопримечательности и история

Санкт-Петербург , русский Санкт-Петербург , ранее (1914–24) Петроград и (1924–91) Ленинград , город и порт, крайний северо-запад России. Крупный исторический и культурный центр и важный порт, Санкт-Петербург находится примерно в 400 милях (640 км) к северо-западу от Москвы и всего в 7° к югу от Полярного круга. Это второй по величине город России и один из крупнейших городов мира. Санкт-Петербург играл жизненно важную роль в истории России с момента своего основания в 1703 году. В течение двух столетий (1712–1919 гг.)18) это была столица Российской империи. Город запомнился как место проведения Февральской (Мартовской, по новому стилю) и Октябрьской (ноябрьской, по новому стилю) революций 1917 года, а также его ожесточенной обороной во время осады во время Второй мировой войны. С архитектурной точки зрения он считается одним из самых великолепных и близких по духу городов Европы. Его исторический район был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1990 году. Площадь города составляет 550 квадратных миль (1400 квадратных километров). Поп. (2010) 4 879 566; (оценка 2012 г.) 4 953 219.

Характер города

Санкт-Петербург – мекка культурных, исторических и архитектурных памятников. Основанный царем Петром I (Великим) как российское «окно в Европу», он носит неофициальный статус культурной столицы России и самого европейского города, и этот статус он стремится сохранить в своем вечном соперничестве с Москвой. Привлекают внимание три отличительные черты Санкт-Петербурга. Во-первых, это гармоничное сочетание в городе западноевропейской и русской архитектуры. Во-вторых, в Санкт-Петербурге отсутствует однозначный центр города, который в других русских городах средневекового происхождения определяется Кремлем и его окрестностями. Третьей характерной чертой города является множество водных путей. Короткие, но полноводные притоки и каналы Невы, тянущиеся к побережью Балтийского моря, неотделимы от петербургской панорамы. Многие из самых известных архитектурных объектов города тянутся вдоль исторических набережных Невы. Более того, мосты и естественные каналы реки принесли Санкт-Петербургу прозвище «Северная Венеция». Из-за северного расположения Санкт-Петербурга в городе царят «белые ночи» с 11 июня по 2 июля, когда световой день длится почти до 19 часов.часов — еще одна из самых известных характеристик Санкт-Петербурга. Среди культурных мероприятий, посвященных празднованию Белых ночей, — фестивали, организованные Мариинским и Эрмитажным театрами, Санкт-Петербургской государственной консерваторией им. Римского-Корсакова. Каждую ночь во время белых ночей мосты через Неву разводят, чтобы пропустить судно. После распада Советского Союза Санкт-Петербург впитал в себя новую энергию: обветшавшие фасады, дороги с выбоинами и культурные достопримечательности были отремонтированы.

Ландшафт

Городской участок

Санкт-Петербург расположен в дельте реки Невы, в истоке Финского залива. Город раскинулся на 42 островах дельты и прилегающих частях материковой поймы. Очень низкое и изначально заболоченное место подвергало город периодическим затоплениям, особенно осенью, когда сильные циклонические ветры гонят воды залива вверх по течению, а также во время весенней распутицы. Исключительно сильные наводнения произошли в 1777, 1824 и 19 гг.24; последние два были самыми высокими за всю историю наблюдений и затопили большую часть города. Чтобы контролировать разрушительные паводковые воды, город построил в 1980-х годах дамбу длиной 18 миль (29 км) через Финский залив. Ряд каналов также был прорезан для облегчения дренажа.

Большой Санкт-Петербург — сам город с его городами-спутниками — образует подковообразную форму вокруг истока Финского залива и включает в себя остров Котлин в заливе. На севере он тянется на запад вдоль берега почти на 50 миль (80 км), включая Зеленогорск. Это северное продолжение представляет собой район спальных городков, санаториев, санаториев и детских лагерей, расположенных среди обширных хвойных лесов и окаймленных прекрасными пляжами и песчаными дюнами. У некоторых петербуржцев из высшего сословия также есть дачи в этом районе. На южной стороне залива границы мегаполиса простираются на запад, включая Петергоф и Ломоносов. На восток Большой Санкт-Петербург простирается вверх по Неве до Ивановского.

Britannica Quiz

39 самых сложных мировых столиц в истории

Климат

Смягчающее воздействие Атлантического океана обеспечивает Санкт-Петербургу более мягкий климат, чем можно было бы ожидать для его крайнего севера. Тем не менее, зимы довольно холодные, со средней температурой января около 21 ° F (-6 ° C), что на несколько градусов теплее, чем в Москве. Однако зимние температуры могут опускаться ниже -40 ° F (-40 ° C). Снежный покров держится в среднем около 132 дней. Нева начинает нормально замерзать примерно в середине ноября, а к началу декабря лед становится твердым; распад начинается в середине апреля и обычно завершается к концу месяца. Ледоколы продлевают навигацию. Лето умеренно теплое, средняя температура июля составляет 65 ° F (18 ° C). Среднее годовое количество осадков составляет около 25 дюймов (634 мм), причем лето является самым влажным периодом.

Между государством и общественностью: «Сколько времени в Выборге?», проект Лиизы Робертс

В настоящее время живет в Хельсинки и Санкт-Петербурге, Лииза Робертс родилась в Париже в 1969 году и получила степень бакалавра искусств в Школе Род-Айленда Дизайн, США. С начала 1990-х Робертс выставлялся на международном уровне, включая групповые выставки в Artists Space в Нью-Йорке; Helsinki Kunsthalle и Музей современного искусства, Хельсинки, Финляндия; Музей современного искусства, Оксфорд, Англия; PS1, Лонг-Айленд-Сити, Нью-Йорк; Центр кураторских исследований Бард-колледжа, Аннандейл-на-Гудзоне, Нью-Йорк; и Bildmuseet Umeo, Швеция. Персональные выставки проходили в Музее американского искусства Уитни в Нью-Йорке и Художественном музее Майами в Майами, Флорида. Участвовала в 1997 Documenta X в Германии и Венецианской биеннале 1999 г. . Ее работы были представлены на выставке Музея Уитни The American Century в 2000 году, Музея современного искусства Kiasma в Хельсинки на выставке Faster Than Histor в 2004 году и предстоящей Биеннале Уитни .

 

Б.М. – Заметили ли вы на этой Манифесте зарождение каких-то новых течений в европейском искусстве?

И.Б. – Может быть, сегодня можно говорить об объективации искусства. Художники снова хотят создавать произведения искусства. То, что было важно для середины 9-го0s, арт-активизм, сегодня отходит на второй план. Активизм сопротивляется регистрации. Что остается после него? Документация? Вот почему сегодня мы снова можем наблюдать интерес к произведению искусства, объекту. Это, безусловно, касается и видео, которого на выставке предостаточно.

Из интервью Богдана Мамонова с Ярой Бубновой, куратором Манифесты, Международная биеннале искусств во Франкфурте-на-Майне, 2002. В: рН. №1. Калининград, Центр современного искусства, 2003. С.41

Основная задача для меня — попытаться создать форму, в которой фильм или документ, например, не были бы готовым кадром, в который можно было бы вписать повествование или изображение. Скорее — в процессе создания собственного образа и на каждом этапе его процесса — это потенциальная основа для будущих действий. Эта форма должна быть той, которая происходит и документируется одновременно.
Лииса Робертс. Анкета художника: 21 Ответы: Робертс. В октябре. MIT Press, весна 2002 г., стр. 50.

«Исчезновение пространства» — возможно, именно так можно определить психологический эффект от художественных выставок в эпоху глобализации и что, в конечном счете, объясняет главный недостаток глобализации, который Пол Вирилио проницательно охарактеризовал как конец эпохи двигателей (Эта идея выражено в книге: Пол Вирилио, Скорость и политика, Очерк дромологии, Серия иностранных агентов, Нью-Йорк, Semiotext(e), 1986, стр. 40.).

Искусствовед Ким Левин сформулировала подобные явления как «вакуум власти» применительно к последней Венецианской биеннале. Главным следствием этого бессилия и бессилия является отсутствие точки возврата в длинных круговых гонках арт-предприятий мирового масштаба. Большой арт-проект становится той «плавучей машиной», которая избавляется от всех признаков двигателя и имитирует собственные обломки, подобно подводной лодке, которая выбрасывает фальшивые обломки и топливо, чтобы убежать от преследователей, ожидая собственного исчезновения.

Сегодня многие институции современного искусства, работающие на мировом уровне, в том числе знаменитые международные биеннале, можно сравнить с той стратегической подводной лодкой, у которой нет пункта назначения, их содержание и цель мотивированы правом на управление воображаемым территории современного искусства до их очередного исчезновения.

В самом деле, кто может сейчас вспомнить, по какой именно причине Венеция стала местом главного события мирового искусства, кроме ее роли одной из главных туристических достопримечательностей? И какие связи с местными сообществами строят такие крупные институты, как Гуггенхайм в Бильбао или Beacon Dia Center, недавно открытый в депрессивном промышленном городке в штате Нью-Йорк? Их локализация так же произвольна и необъяснима, как внезапный смерч или космический корабль пришельцев, спустившийся в пустое поле.

Исследователи, мореплаватели и пассажиры – кураторы, учреждения, торговцы и зрители – в поисках неведомых территорий постоянно сталкиваются с проблемой изобретения новых маршрутов для осуществления абсолютных, бесконечных, круговых путешествий, поскольку их навигации не предполагают никакой точки отправления или назначения а означают лишь символическое освоение территории современного искусства.

Внутри этой ситуации проекты отдельных художников заметно компенсируют недостаток артикулированных нарративов локации и предлагают свои модели проектно-институционального производства таких нарративов и развертывания их в зонах конфликтов или местах с неоднозначной идентичностью пограничной территории .

Более того, поиск локации, которая может сразу подсказать и параметры, и содержание для будущих проектов, стал одной из важнейших тенденций текущего момента. Отчетливые формы она получает в проектах сетевого и медиа-арта, которые прилагают большие усилия, работая в цифровом пространстве, для нахождения виртуальных «зон» в физической реальности, а также возможности использования коммуникационных технологий в целях описание и исследование идентичностей конкретных территорий. (Например, среди проектов в Восточной Европе был создан Центр информационной культуры на заброшенном пространстве бывшей военной базы в Каросте, недалеко от города Лиепал, Литва ( на границе Литвы, Белоруссии и России. В июле 2003 года там проходил фестиваль нет-арта, во время которого художники исследовали территорию средствами нет-арта.)

Но те произведения искусства, которые предпринимают этот поиск в рамках традиционных изобразительных искусств и способов демонстрации, неизбежно попадают под огонь критики, которая склонна обвинять их в отсутствии общепринятых репрезентативных моделей.

Прошлым летом мне посчастливилось участвовать в мероприятиях проекта, инициатором и руководителем которого является финско-американская художница Лииса Робертс. Проект «Выборг: городская библиотека в Выборге» (2000 г.), включающий семинар «Который час в Выборге» (инициированный в 2001 г.), проходил в маленьком российском городе Выборг, на границе Финляндии и России.

Программа Роберта на летние мероприятия в Выборге состояла из серии перформативных (театральных) экскурсий по городу, подготовленных группой подростков (местных жителей и недавних выпускников школ). Экскурсии стали кульминацией многолетнего сотрудничества Лийзы и ее коллег с юными выборгчанами по созданию нарративного сценария Выборга из дискуссий и действий, которые Лииса инициировала в городе последние три года.

Основным мотивом этого проекта было, с одной стороны, желание Роберта исследовать, как город Выборг, который за свою многолетнюю историю несколько раз подвергался реидентификации в пределах территорий Финляндии и России, а в последний раз – после присоединения к СССР Финляндии в 1944 – воспринимается его жителями, и в первую очередь, его молодым поколением; с другой стороны, насколько индивидуальное восприятие места отличается от идеологических канонов и кодов, вписанных в архитектуру города, которая, в свою очередь, служит вместилищем «памяти народов».

Задача команды Робертса, таким образом, стала противоположной музеологическому образу города: исследование идентичности Выборга в его современности и создание соответствующих форм его представления. С самого начала проект Робертса подразумевал гораздо больше, чем просто экскурсии по городу. Это социальный эксперимент художника, всегда занимавшегося проблемами восприятия, психофизиологическими и гуманитарными аспектами имиджмейкинга. Ее ранние работы часто принимали форму фильмов, которые исследуют изображения по отношению к восприятию зрителей, часто связывая реальное время со временем представления, исследуя возможности производства и проекций изображений.

Исследования такого типа привели Робертса к размышлениям о времени создания произведения искусства, о разрыве между представлением художника о том, как произведение должно функционировать, и его восприятием публикой, о предсуществовании образов в коллективной памяти и в конечном счете, на повествовательных тенденциях, которые формируют настоящее время художественного произведения. 61, 2001. С.177-181.)

Таким образом, по первоначальному замыслу Робертс, результатом акции в Выборге должен был стать фильм как наилучшее воплощение ее концепции времени художественного произведения, предполагавшей одновременность события и его фиксации, что определенный способ осуществляет кинопроизводство.

Однако сразу после приезда в Выборг в конце 2000 года Робертс, обдумывая возможный визуальный проект, погрузилась в текущие дебаты о новом плане реставрации публичной библиотеки, построенной Алваром Аалто в Выборге в 1930-е годы как проявление глобального модернизма в новом независимом государстве Финляндия.

Реставрация библиотеки, которая во время Второй мировой войны была лишена всех своих функций и деталей по замыслу Аалто, началась в 1955 году советскими архитекторами и продолжается до сих пор под эгидой Финского комитета по восстановлению Выборгской библиотеки. (Виипури — финское название города).

Робертс выступал за включение в историю библиотеки советского периода, который на тот момент полностью игнорировался финским планом реставрации. Ее аргумент состоял в том, что советский дизайн 50-х годов должен был быть переосмыслен как важный этап в изучении библиотеки Аалто, потому что библиотека связана с историей Выборга не меньше (если не больше), чем с историей западного модернизма.

Такие дискуссии стали формой участия Робертса в архитектурных симпозиумах и встречах, организованных Комитетом по реставрации Финляндии, что является редким примером художественного вмешательства в зону между государственной властью и общественной сферой в дискуссиях вокруг гражданской архитектуры в России.( Например, Лийза принимала участие в архитектурном семинаре в Хельсинки, посвященном реконструкции библиотеки Аалто в 2003 г., дискуссия с одним из членов Реставрационного комитета Финляндии была формой ее участия в выставке «Фундаментализмы нового порядка». Шарлоттенбург-центр, Копенгаген, 2002 г. Робертс был приглашен на семинар критиков, архитекторов и историков DOCOMOMO – Документация консервации модернистских зданий и городских проектов – Выборг, сентябрь 2003 г.)

Помимо постоянных дискуссий с финскими архитекторами, Робертс в течение двух лет руководила писательской мастерской, организованной для выборгских школьников в актовом зале библиотеки Аалто. Для участия в этом семинаре она пригласила профессионалов из разных областей, таких как журналисты, студенты-архитекторы, поэт, театральный режиссер и художник, тесно сотрудничая на его первоначальном этапе с Ольгой Масловой, психологом из Санкт-Петербурга, и Эдгарасом Плателисом. молодой переводчик из Вильнюса. Вместе с подростками эта группа импровизировала создание повествовательного сценария, раскрывающего их чувства и переживания по отношению к городу.

Место для мастерской – актовый зал библиотеки Аалто – было выбрано сознательно: в соответствии с идеей Аалто по оформлению этого помещения: его архитектура, волнообразный потолок и большие окна символизировали демократические перемены в новой независимой Финляндии. Волнообразный потолок был рассчитан на равномерное демократичное звучание во всем пространстве, а большое окно обеспечивало панорамный вид на главную площадь города, перенося это живое городское пространство в архивное время библиотеки.

При создании «Сколько времени в Выборге?» в этом пространстве также начиналась современная реконструкция. Дети, выражая свое отношение к Выборгу через сочинения в мастерских (в которых русский поэт Алексей Паршиков также сыграл важную каталитическую роль), использовали архитектуру зрительного зала как отправную точку в своих размышлениях. (Эти эссе опубликованы на сайт: www.auditorium.vbg.ru.)

Таким образом, коллективные размышления о формах времени, в которых существует город, стали основой проекта Робертс, расширив ее первоначальный план по созданию фильма до разнообразия. действий в городе. С тех пор производство фильма перестало рассматриваться как формирующий процесс, а стало одной из последовательных частей проекта.

Робертс практически перешла в своем творчестве от рассуждений о формах визуализации к потоку дискуссий, общения и живых событий, не столько заботясь о том, насколько эстетически правильно эти события будут соответствовать условностям современной практики инсталляций и хорошо документированных проекты арт-активизма.

Другими словами, проблемы, поднятые работой в Выборге, имеют мало общего с проблемами визуализации, хотя действия, спровоцированные Робертсом, направлены на семантические коды, вписанные в архитектуру города и его эстетические облики. Скорее, в ее беспредметной и открытой работе каждое событие — организованное ею самой, детьми Выборга или финскими архитекторами — становилось частью непрерывного повествования, в котором одно действие и его результат обеспечивают возможность для другого.

Одним из ключевых моментов вмешательства Роберта в архитектурные дебаты в Выборге была экскурсия под руководством Александра Швера – одного из главных деятелей, руководившего послевоенной советской реставрацией библиотеки Аалто – для Финского комитета по реставрации Выборгской библиотеки. .

Швер, в основном сохранивший большую часть первоначального замысла Аалто при реставрации, подробно рассказал о своей работе в 50-е годы, а также о своих воспоминаниях об общем виде библиотеки на момент переезда в Выборг из Ленинграда в 1957 и начали проводить реставрацию. После этой экскурсии произошли существенные изменения в идеологии финского архитектурного замысла, в связи с чем советский период истории библиотеки Аалто попал в издание «ПТАХ» (теоретический ресурс Академии Алвара Аалто).

Окончательным достижением этой художественной интервенции стала договоренность между Робертсом и архитекторами, предполагавшая удаление построенной в советское время сцены в зрительном зале библиотеки, что позволило бы освободить больше места в помещении, предназначенном «для публичных дебатов» для разнообразные мероприятия, например, кинопоказы.

Работа Робертса в Выборге обладает необычайной способностью обращаться во время проекта к различным темпоральным факторам территории; эти темпоральности перекрываются, но не обязательно совпадают с тем, что мы часто понимаем под настоящим временем местоположения. Здесь необходимо остановиться на понимании времени, в пользу которого рассуждает Робертс в своих размышлениях о текущей идентичности Выборга. Это понимание, очевидно, исключает деление на настоящее, прошлое и будущее, а, скорее, применяет положение Делеза о слиянии «мягкой» формы завершенного прошлого с «твердой» формой текущего настоящего. (Жиль Делёз. Логика смысла , глава «Фарфор и вулкан»). сформировалась между 1917 и 1939 годами – до аннексии, когда модернистский проект Выборгской библиотеки Аалто стал символом идеи национальной усиленной национальной идентичности в международном контексте.

В современном Выборгском контексте это чувство уже не действует, тем не менее оно не перестает существовать и присутствует в коллективной памяти финнов, регулярно совершающих свои сентиментальные поездки через границу, чтобы вернуться к утраченной территории и воспоминаниям. Для финского сознания (независимо от возраста) прошлое Выборга выражает не отдаленность и завершенность, а переход в настоящее, которое, в свою очередь, играет здесь роль прошлого, выражая уход от всего бытийного содержания, и прежде всего, от реального существования самого Выборга. Действительно, Выборг как объект исчезает из этих ностальгических дискуссий.

Для российского «твердого настоящего» работа Робертса в Выборге важна своей интенцией занять место как дискурсивное пространство, которое в идеологической и постидеологической реальности России было полностью скомпрометировано, если не уничтожено. С другой стороны, это попытка локализовать дискурс о времени в параметрах одной территории и исследовать, что делает географическое место местом во всей совокупности всех аспектов его исторического прошлого и настоящего, а также субъектности людей. Другими словами, вовремя возвращать обсуждениям их цель.

Актуализация концепции локации «Сколько времени в Выборге?» особенно важно сегодня, когда идея «глобального города» скомпрометирована, поскольку аннулирует разные уровни и формы коллективного сознания и памяти в рамках единого глобального нарратива.

Стоимость отдельных территорий в этом нарративе сводится к цене, определяемой их рейтингом на мировом рынке и устанавливаемой в соответствии с фетишизированной географией коммерческих проектов, а также господствующими идеологиями. В России одним из таких проектов стало празднование 300-летия Санкт-Петербурга (не случайно мероприятия в Выборге, организованные Робертсом, совпали с прошедшими летними гуляниями в Санкт-Петербурге, а также с празднованием 600-летия Выборга). ), что выявило вопиющее несоответствие государственно-имперского отношения реальным чувствам петербуржцев, предпочитавших во время крупных городских событий преимущественно временное отселение в деревню.

Отсюда постсоветское презрение к историчности мест, выраженное в Выборге в полном отказе от уникального средневекового центра города и большинства его старых улиц и дворов, с одной стороны, и финской ностальгии, с другой – в диалоге с В этих двух параллельных, постоянно пересекающихся формах сознания Робертс реализует свой «поиск» настоящего времени и вектора, который в итоге приведет к распознаванию будущего.

Цель, поставленная Лиизой Робертс и ее молодыми соавторами (Диной Григорьевой, Яной Кличук, Любой Мухоровой, Юлией Поповой, Ольгой Федотовой и Аней Яскиной) в своих турах, заключалась в том, чтобы сделать – с помощью персонажей, созданных в писательской мастерской в роли которого девушки решили исследовать город – связи между различными кодами и часовыми поясами, ранее неузнаваемыми в городском ландшафте.

Перформансы девушек в Выборге на первый взгляд напомнили ситуационистские проекты конца 50-х с их акцентом на перформансе как способе получения реального опыта в городе. Но экскурсии в Выборге отличаются от своих ситуационистских предшественников тем, что далеки от намерения конструировать «ситуации» — своего рода универсальные формулы поведения, призванные помочь распознать модели будущей социальной жизни, — а также от практики «дрифтинга». », маршрут которого был ориентирован на джунгли стандартного промышленного города.

Ситуационистской вере в общую формулу, по которой можно создать любую локацию по заказу, молодые проводники Выборга предпочли субъективизм тех, кто вовлечен в игру, и сосредоточились на истории и особенностях мифологии города.

Проект Робертс не оставляет сомнений в последовательности ее исследования нового жанра, который вряд ли можно определить в терминах визуального проекта, а скорее как построение параллельной реальности – разрушительной, интерпретационной, игровой – которая разворачивается как постоянное обмен и диалог внутри (и с) существующего.

Тем не менее, Лийза Робертс была приглашена для участия в ряде международных выставок, и одна из них – «Быстрее, чем история», которая откроется в музее Киасма – Музей современного искусства, Хельсинки, в январе 2004 года. Выборгский проект в репрезентативном контексте выставки (в фокусе которого миф о «быстром развитии» с его ускорением концепции будущего в дискуссиях о социальной истории так называемых «периферийных» зон Европы за последние 15 лет) – несомненно, эксперимент, который создаст возможность продолжения этих дискуссий и процесса изготовления контробраза Выборга на финской территории, в тесном сопоставлении его «реального» времени с воображаемым, несомым финским сознанием.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *