Двор артуса – описание, история, экскурсии, точный адрес
2018.08.12/3 — Старый Гданьск — двор Артуса и Ратуша Главного города.
И снова Старый город Гданьска. В этой статье напишу о достопримечательностях описание которых не попали в статью об улицах Длуга и Длуги Тарг, хоть там и находятся. Это великолепное архитектурно здание Двора Артуса, место вечерних встреч знати Средневекового Гданьска и Ратуша Главного города с музеем Истории Гданьска и башней со смотровой площадкой.
Двор Артуса в Гданьске.
Прекрасное здание на площади Длуги Тарг, уже попадавшее в кадр наших фотоаппаратов при съемке фонтана Нептуна — это Двор Артуса (Dwór Artusa). Фактически нынешний комплекс Двора Артуса включает в себя большой зал на первом этаже двух объединённых домов, называемых Домом Старых скамей, собственно Двор Артуса и Новый дом.
По нашему Двор Артуса означает дом Артура, а точнее короля Артура, того самого с Туманного Альбиона с рыцарями и круглым столом. Король Артур — символ рыцарства и мужества и легенда о нём была весьма популярна в средние века. Сначала в Англии, а затем и на территории германских земель его именем стали называть себя сообщества рыцарей и знати.
Более всего информации о здании Двора Артуса относится к периоду расцвета общества в XVI — XVII веках, но его история восходит к более раннему периоду. Первое упоминание здания как «curia regis Artus» относится к 1348-1350 годам в одной из муниципальных записей касающихся аренды земли.
Финансировало строительство Двора Артуса братство Святого Иржи, в рядах которого состояли так называемые юнкеры (молодые рыцари) из богатых немецких семей. Устав братства предполагал элитарность, требовал от своих членов благородного происхождения и предъявлял те же требования и к гостям Двора Артуса.
Нынешнее здание Двора Артуса было построено к 1552 году, а в 1617 году у него был реставрирован фасад. Здание было украшено великолепными статуями из римского пантеона — покровителя торговли бога Меркурия, богини удачи Фортуны, а так же древних героев, аллегорий власти и справедливости. По обе стороны входного портала размещены медальоны с изображениями польских королей.
История Двора Артуса
К моменту появления общества короля Артура в Гданьске, понятие рыцарство постепенно сходило на нет и его основными членами стали представители богатой буржуазии. Помимо братства Святого Иржи, Двор Артуса был местом сбора и других гданьских сообществ или братств, называемых так же Ława (Скамья) — «Скамья святого Рейнольда», «Мальборская скамья», «Скамья Три короля».
Братства собирали элиту Гданьска, представителей знатных семейств и богатых буржуа. Присутствие ремесленников и тех кто занимался работой по найму было исключено. Члены братств и приглашенные иностранные гости собрались в помещениях Двора Артуса по вечерам, внеся заранее некоторую плату (в XVII веке в размере трех шиллингов).
Первоначально на собраниях братств были запрещены деловые разговоры, а вечерние посиделки предназначались для неспешного ужина, сопровождаемого выступлениями музыкантов, певцов, акробатов и фокусников, давались балы-маскарады.
Но в торговом городе, которым все время был Гданьск, информация всегда играла решающую роль. И Двор Артуса стал прекрасным местом для обмена информацией. Рыцарское братство Святого Иржи постепенно теряло влияние во Двре Артуса, а власти Гданьска и торговые гильдии напротив укрепляли позиции. Таким образом, Двор Артуса принял на себя роль официального купеческого дома, клуба, как сказали бы сейчас, а впоследствии и места для суда.
Несмотря на официальный запрет, гости часто проводили время за азартными играми в кости и карты. К XVII веку празднования во Дворе Артуса стали затягиваться и длиться по несколько дней и ночей соответственно, вызывая все больше и больше жалоб на уровень нравственности членов братств.
Из положительных моментов — из стен Двора Артуса в XVII веке пошло распространение печатных книг, созданных в Гданьске и работ местных художников, так им и торговцам книгами не запрещалось входить сюда.
К XVIII веку братства в прежнем виде перестают существовать и в 1742 году, по инициативе торговых компаний, городской совет Гданьска размещает в здании Двора Артуса фондовую биржу.
В 1945 году Двор Артуса был разрушен, на восстановление здания и большей части интерьеров понадобилось более двадцати лет. Обстановка была частично воссоздана, а частично пополнена за счет возврата предметов, вывезенных перед разрушением здания и города.
Внутри Двора Артуса.
В настоящее время Двор Артусса открыт для посетителей — в здании находится экспозиция филиала Исторического музея города Гданьск.
Интерьеры Двора Артуса представлены в большом зале, оформленном в готическом стиле. Стены зала покрыты облицовкой и фризами на мифологические и исторические сюжеты. Впечатление дополняет богатая мебель и многочисленные художественные полотна.
Большинство из них работы местных художников, начиная со второй половины XV века, а так же несколько работ Ганса Вредимана де Вриса (Hans Vredeman de Vries) художника из Антверптена, работавшего в Гданьске в 1592-1595 годах.
Так же зал Двора Артуса украшает картина «Страшный Суд» Антона Мёллера (Anton Möller), вызвавшая в свое время много споров. Автор использовал на полотне реальные изображения Гданьска и реальных персонажей своего времени для образов на картине.
Кроме художественных полотен стены комнаты украшены гербами, зеркалами, гобеленами ручной работы, так же можно полюбоваться на коллекцию моделей старинных кораблей, рыцарские доспехи и экзотических птиц в красивых клетках. Отдельного упоминания стоит изразцовая печь высотой более десяти метров, созданная в 1545-1546 годах. Её украшают плитки с портретными изображениями самых выдающихся европейских правителей, а так же гербов, планет и мифических персонажей.
Ратуша Главного города Гданьска.
Ратуша Старого города Гданьска (Ratusz Głównego Miasta) находится в месте перехода улицы Длуга в площадь Длуги Тарг. Её высокая шпилевидная башня видна из любой точки Старого города.
Из истории Ратуши Главного города Гданьска.
Первая ратуша в Гданьске появилась в Гданьске после получения городом привилегии короля Владислава I (Władysław I Łokietek) в 1298 году. В качестве Ратуши стали использовать одно из существующих зданий Старого города. Однако это было слишком маленькое здание и некоторые муниципальные службы находились за его пределами. Первая Ратуша просуществовало до 1336 года.
В XIV веке произошли существенные перестройки в пределах Главного города Гданьска, кроме того в 1346 году была существенно изменена система городского управления (законы Хелмно — Prawo chełmińskie), включающая, среди прочего, разделение функций. Городской совет, осуществляющий непосредственное управление городом и судебные органы должны были занимать независимые помещения.
Первое здание Новой Ратуши Главного города было построено в 1378-1382 годах, появляется большой зал Городского совета (теперь Белый зал) и зал Суда (теперь Красный зал). От этих времен до сегодняшнего дня сохранилась передняя часть здания со стороны улицы Длуга. Ратуша этого времени, по идеологическим соображениям не могла быть слишком роскошной.
Расширение здания Ратуши произошло в 1454-1457 годах при короле Казимеже Ягелончике, после освобождения Гданьска от власти Тевтонского ордена. В 1486-1488 годах была построена башня Ратуши.
При короле Сигизмунде I Старом (Zygmunta I Starego) к 1526 году общее развитие города, расширение городского самоуправления приходом третьего сословия из числа купеческих и ремесленных гильдий, привела к необходимости дальнейшего расширения Ратуши.
В октябре 1556 года в Ратуше вспыхнул большой пожар, причиной которого стал огонь из камина. Устранение последствий пожара продолжалось шесть лет и привело к реконструкцию Ратуши в стиле Ренессанс.
Гданьск сильно потерял в статусе после вхождения в состав Пруссии, город стал беднее, масштабы обязанностей муниципалитета также уменьшились. В 1823-1824 годах Ратуша Гданьска была отремонтирована, при этом были потеряны старинные фрески, они были заменены новыми. В 1846 году у Ратуши появляется четвертый этаж. Между двумя Мировыми войнами в Ратуше было установлено центральное отопление и реконструирован дымоход.
В марте 1945 года пожар полностью уничтожил шпиль башни и деревянные перекрытия, а так же сильно повредил стены. Согласно предварительной оценки остаток здания Ратуши не был пригоден для восстановления и подлежал сносу, но этого, к счастью, не произошло.
Реконструкция Ратуши, начатая в 1946 году, была трудной задачей — она считается одним из выдающихся достижений польского послевоенного природоохранного искусства.
Внутри Ратуши Главного города Гданьска.
Становясь все более богатой буржуа Гданьска стремились подчеркнуть положение города, великолепием интерьеров Ратуши. В их создании приняли участие такие мастера, как Исаак ван ден Блок (Izaak van den Block), Ганс Вредеман де Врис (Hans Vredeman de Vries), Виллем ван дер Меер (Willem van der Meer), Антон Мёллер (Anton Möller) и Шимон Херле (Szymon Herle).
Готические окна Ратуши были заменены ренессансными, а интерьеры были изменены по примеру Венеции. Например орнаменты Красной комнаты напоминают декоры Дворца Дожей.
Каменный зал (Komora palowa) является самой старой частью ратуши. Известно, что здесь было казначейство и место сбора муниципальных налогов. Интерьеры зала не сохранились, лишь в 2016 году была найдена одна фреска первой половины XV века с изображением распятого Христа, позволяющая предположить что здесь была часовня. Анализ деревянных балок показал, что древесина может быть датирована 1378/1379 годами.
Белый зал (Sala biała) был представительским помещением в Ратуше. Здесь располагался суд, находился королевский представитель и давались королевские аудиенции, а так же проводились городские церемонии, такие как предоставление гражданства. Именно в Белом зале были подписаны большинство международных соглашений и контрактов Гданьска.
Белый зал украшают портреты польских королей, в центре большой мраморный камин. До Прусского периода Гданьска в Белом зале размещалась картина Кшиштофа Богушевского, изображающая сцены из битвы при Грюнвальде. Картина была изъята прусскими властями и пропала, вероятно была уничтожена. Во время послевоенной реконструкции из интерьера Белого зала были удалены элементы реконструкции 1841 года, изображающие историю Пруссии.
Красный зал (Sala czerwona) был не менее представительным, чем Белый зал. И роль Красного зала пожалуй была более важной для внутренней жизни Средневекового Гданьска. Здесь проходили заседания Городского совета. В 1942 — 1943 годах интерьер был частично утрачен, частично сильно поврежден. К 1970 году Польше удалось добиться возвращения картин и мебели Красного зала.
Стены Красного зала украшают картины на тему «Гражданские добродетели» голландского художника Ганс Вредемана де Вриса. В рамках этого цикла были написаны картины Правосудие, Мудрость, Благочестие, Согласие, Свобода, Стабильность и Страшный Суд. Эти прекрасные образцы стиля голландский маньеризм и под большим влиянием античной культуры.
Потолочную роспись Красного зала выполнил ученик де Вриса — Исаак ван ден Блок. Персонажи его картин более динамичны, цвета их нарядов более яркие. Потолок Красного Зала разделен на 25 сцен с центральной «Апофеоз Гданьска».
Башня Ратуши Главного города Гданьска.
Башня Ратуши была построена в 1486-1488 годах, в сентябре 1561 года на шпиле башни Ратуши была установлена позолоченная статуя короля Сигизмунда II Августа (Zygmunta II Augusta). Высота башни 82 метра. Это один из лучших точек обзора в Гданьске, как для всего старого города, так и для окружающих районов.
По некоторым данным на смотровую площадку башни Ратуши ведут 400 ступенек. Опытным путем это подтвердить не удалось. Дело в том, что подъем на площадку осуществляется в несколько приемов. Сначала несколько пролетов лестницы внутри Ратуши, ведут на третий или четвертый уровень Исторического музея города Гданьска. Сколько здесь ступенек сосчитать не удалось, все время отвлекаешься.
Здесь находится отдельная касса для оплаты подъема на башню. И отсюда уже начинается подъем на башню и около двухсот ступенек. Подниматься непросто, лестница не слишком широка и подъем довольно крут. Зато наверху красота.
Кроме смотровой площадки и фигуры короля на башне Ратуши установлены часы и колокола. Первый карильон на четырнадцать колоколов был установлен на башне Ратуши в 1561 году. Этот исторический карильон погиб в 1945 году, сохранилось лишь три колокола, которые висят у входа в башню Ратуши.
В 2000 году на башне Ратуши был установлен новый 37-колоколовый карильон, выполненный в Голландии. Инструмент звучит в среднем диапазоне в стиле звука исторических колоколов. Колокольные концерты проводятся каждую субботу в 12.05, кроме того карильон каждый час с 08.00 до 20.00 звучит отбивая время.
www.allyestate.com
Двор Артуса (Dwor Artusa) описание и фото. Польша: Гданьск
Двор Артуса в городе Гданьске был возведен на Ратушной площади в 1350 году. Он являлся резиденцией самых уважаемых горожан – купцов, ремесленников, входящих в состав братств, членов семей патрициев. Здесь кипела деловая и общественная жизнь всего города, охраняемая скульптурами львов, которые держали в лапах герб. Здание украшали статуя Меркурия — покровителя купеческого сословия, и фигуры-символы Силы, Справедливости и Фортуны. Здание пострадало в пожаре 1476 года, Двор восстановили в 1477 году в готическом стиле, таковым он сейчас и предстаёт перед нами. Абрахам ван дер Блоке перестроил фасад, а на медальонах портала в стиле маньеризма появились изображения королей. Георг Штельцнер украсил интерьер дома 12-метровой кафельной печью (самой крупной в мире), облицованной и расписанной изображениями гербов, планет, мифических персонажей и королей Европы мастером Йостом. Респектабельный интерьер Двора Артуса также богато украшен картинами, моделями парусников, доспехами рыцарей, различными украшениями. В 1742 году дворец стал биржей. В марте 1945 г. дворец был уничтожен, но восстановлен в послевоенные годы, и до сих пор является местом проведения торжественных городских церемоний. Перед Двором Артуса с 1633 года находится символ Гданьска – Фонтан Нептуна, установленный по инициативе тогдашнего бурмистра Бартoломея Шахманна. Проектировал его Абрахам ван дер Блоке, а изготовили фонтан Иоган Рогге и Петер Гусен из Аугсбурга. Атлетическая фигура символического бога подчёркивает связь города с морем. Годом позже его стала окружать роскошная ограда. В 1761 году чашу и цоколь фонтана изменил Иоганн Карл Штендер, поместив на них множество морских обитателей и чудовищ. Согласно легенде, Нептун разгневался на то, что в фонтан на счастье бросают монетки. Трезубцем ударил он о воду, разбив золотые монеты на тонкие нити. Именно они блестят в знаменитой гданьской наливке и травяном настое.esliustal.ru
Двор Артуса (Dwor Artusa) описание и фото. Польша: Гданьск
Двор Артуса в городе Гданьске был возведен на Ратушной площади в 1350 году. Он являлся резиденцией самых уважаемых горожан – купцов, ремесленников, входящих в состав братств, членов семей патрициев. Здесь кипела деловая и общественная жизнь всего города, охраняемая скульптурами львов, которые держали в лапах герб. Здание украшали статуя Меркурия — покровителя купеческого сословия, и фигуры-символы Силы, Справедливости и Фортуны. Здание пострадало в пожаре 1476 года, Двор восстановили в 1477 году в готическом стиле, таковым он сейчас и предстаёт перед нами. Абрахам ван дер Блоке перестроил фасад, а на медальонах портала в стиле маньеризма появились изображения королей. Георг Штельцнер украсил интерьер дома 12-метровой кафельной печью (самой крупной в мире), облицованной и расписанной изображениями гербов, планет, мифических персонажей и королей Европы мастером Йостом. Респектабельный интерьер Двора Артуса также богато украшен картинами, моделями парусников, доспехами рыцарей, различными украшениями. В 1742 году дворец стал биржей. В марте 1945 г. дворец был уничтожен, но восстановлен в послевоенные годы, и до сих пор является местом проведения торжественных городских церемоний. Перед Двором Артуса с 1633 года находится символ Гданьска – Фонтан Нептуна, установленный по инициативе тогдашнего бурмистра Бартoломея Шахманна. Проектировал его Абрахам ван дер Блоке, а изготовили фонтан Иоган Рогге и Петер Гусен из Аугсбурга. Атлетическая фигура символического бога подчёркивает связь города с морем. Годом позже его стала окружать роскошная ограда. В 1761 году чашу и цоколь фонтана изменил Иоганн Карл Штендер, поместив на них множество морских обитателей и чудовищ. Согласно легенде, Нептун разгневался на то, что в фонтан на счастье бросают монетки. Трезубцем ударил он о воду, разбив золотые монеты на тонкие нити. Именно они блестят в знаменитой гданьской наливке и травяном настое.esliustal.ru
Двор Артуса, DwórArtusa, ArtusCourt — Гданьск
- Адрес: Гданьск, Длинный Рынок 43/44 (Gdańsk, DługiTarg 43/44)
- Тел.: +48 789 449 654
- Сайт:www.mhmg.pl
- Начало строительства: 1348 г.
- Открытие: 1350 г.
- Архитектор: Абрахам ванн ден Блок
- Архитектурный стиль: готика
Дух свободы, вековые традиции, неповторимая атмосфера – так описывают путешественники морскую столицу Польши город Гданьск. Отличительная его черта – потрясающая архитектура, придающая ему особое величие и уникальность. Достойной достопримечательностью Гданьска является двор Артуса, в котором на протяжении веков вершились судьбы многих людей.
История двора Артуса
Название это было позаимствовано из легенды о главном символе галантности и рыцарства – короле Артуре. Традиция называть дом в честь царственной особы, началась в Англии, после ее подхватили и другие европейские страны. Пик популярности дворов Артуса пришелся на XVI– XVIIвв. В Гданьске этот двор появился в 1348 г. Здесь проводились встречи представителей власти и именитых граждан, заседали суды и купеческие союзы. Часто устраивались театральные постановки, пиршества и праздники с концертами. Одновременно это был и светский салон, и центр торговой жизни высшего уровня. В период Второй мировой войны двор Артуса в Гданьске был уничтожен.
Описание достопримечательности
Гданьский двор Артуса – это средневековый архитектурный ансамбль построек в готическом стиле, украшающий главную Ратушную площадь города. Красивые здания носят следующие названия: «Дом Артуса», «Старый дом Скамьи» и «Новый дом Скамьи». Вход ко двору охраняют великолепные каменные статуи львов, удерживающие герб Гданьска. Еще одним характерным символом достопримечательности является фонтан Нептуна, установленный перед двором в 1633 г.
Дом Артуса выделяется на фоне остальных зданий особой пышность и помпезностью. Его фасад украшен тремя нефами, несколькими изящными колоннами и статуями королей. Переднюю стену здания украшает символ освобождения от нацистов – мемориальная доска, установленная в 1965 г. После полной реконструкции зданий двор Артуса стал филиалом исторического музея города.
Внутреннее убранство
В настоящее время каждый желающий может посетить двор Артуса в Гданьске, интерьер которого поражает роскошью и богатством. Здесь собраны сотни предметов ремесел и искусства, в их число входит:
- Изразцовая печь – главное достояние двора. Сделана она в XVIв. Высота ее – 12 м. Состоит из 5 ярусов, отделанных кафельной расписной плиткой (520 плиток выполнены вручную). Совершенное творение детализированных и ярких изображений ангелов, портретов королей, выдающихся личностей, девизов, гербов, мифических фигур и небесных тел. Особенностью центра печного цоколя является одна плитка, изображающая обнаженную филейную часть насмешника Дыля Совизджала. Этот пафос придумали горожане, хвастаясь размером печи – гости, обмеривая охватом рук печь, непременно в упор лицезреют данную часть тела пана Совизджала.
- Фризы исторического и мифического характера в центральном зале, которыми покрыты стены. Украшают комнату мраморные камины, позолоченная лепнина и роскошные предметы мебели.
- Коллекции предметов искусства тоже впечатляют – модели парусников, рыцарские доспехи и оружие, символы экономического богатства и успешной торговли. К примеру, здесь можно увидеть барную стойку из олова, сделанную XVI в. или скульптуру Св. Георгия, побеждающего дракона.
- Картины, выставленные в зале с деревянными скамьями, это копии (оригиналы утрачены в военный период). Наиболее выдающиеся работы художников XV в. – «Корабль Церкви», «Осада Мариенбурга», и «Страшный суд» Антона Мёллера. Последнее произведение вызвало много споров, т.к. художник использовал значимых фигур города в качестве персонажей, таких как Неверие и Гордость. Помимо картин, залы украшены гобеленами и гербами.
Особенности посещения
Двор Артуса можно посетить в любой день недели, кроме понедельника. Режим работы такой:
- вторник с 10:00 до 15:00;
- со среды по субботу с 10:00 до 16:00;
- по воскресеньям с 11:00 до 16:00.
Стоимость входного билета:
- взрослые – $2,66;
- льготные категории – $1,33;
- семейный – $5,31;
- группа – $2,39;
- группа людей льготных категорий – $1,06.
Как добраться?
Двор Артуса расположен в самом центре Гданьска на ул. Длинной 43/44 (Dluga). Добраться от вокзала можно пешком,если идти в южном направлении по ул. Валы Ягеллонские (WalyJagiellonslie), а далее через 300 м свернуть. Можно доехать на автобусе №100, выйти на остановке «DługiTarg».
womanadvice.ru
Двор Артуса | Места | Гданьск
СтраныПольшаГданьскМестаДвор АртусаВ самом центре Гданьска, неподалеку от Городской ратуши, расположился монументальный комплекс средневековых построек — Двор Артуса. Он назван так в честь короля Артура, с именем которого связано множество красивых легенд. Двор Артуса считают одной из главных достопримечательностей Гданьска, а его изображение широко тиражируется на сувенирной продукции, связанной с городом. Это один из десяти сохранившихся объектов на побережье Балтийского моря, который был создан в начале XVI векатом, что он был сооружен в 1350 году. На протяжении нескольких столетий это место являлось торговым центром города: здесь свою продукцию предлагали польские и зарубежные купцы, ремесленники, а по субботним и воскресным вечерам устраивались всевозможные представления, в которых принимали участие гданьские певцы, музыканты, цирковые артисты и театральные актеры.
В 1476—1481 годах во дворе была построена усадьба, состоящая из нескольких построек. Большой урон ее внешнему облику нанесла Вторая мировая война. Реставрация комплекса продолжалась вплоть до 1997 года, и сегодня он являет собой результат труда архитекторов того времени.
На фасадах строений, что расположились во Дворе Артуса, красуются скульптурные изображения польских королей авторства известного архитектора и ваятеля Абрахама ван ден Блока. Здания декорированы изысканными колоннами, которые придают им чувство легкости и невесомости. В 1630-х во дворе был установлен фонтан Нептуна, который спроектировал также Абрахамом ван ден Блоком. Его украшает массивная фигура бога морей и потоков, в руках у которого находится знаменитый трезубец. Говорят, что если кинуть в фонтан монетку, то вы непременно вернетесь сюда вновь.
Но основное великолепие сосредоточилось внутри комплекса. Здесь можно увидеть и картины гданьских художников, и предметы интерьера XV—XVI вв. еков, и множество других интереснейших самобытных экспонатов. Так, тут сохранилась самая большая изразцовая печь в Европе, которая была сооружена в XVI веке местным умельцем Жоржем Стелцнером. Ее высота составляет более 10,5 м, а облицована она 520 плитками с изображением самых выдающихся европейских правителей, как протестантов, так и католиков, среди которых особый интерес представляют образы императора Священной Римской империи Карла V и его супруги Изабеллы Португальской, отличающиеся красочностью и изящностью.
Несомненно, Двор Артуса — это одна из главных достопримечательностей Гданьска, поэтому если вам посчастливилось оказаться в этом волшебном городе, не премините насладиться красотой этого средневекового комплекса.
Адрес: Gdańsk, Długi Targ, 43-44Как добраться: самый центр Главного Города
Стоимость билета: взрослый — 10 PLN, детский — 5 PLN, семейный (2 взрослый + до 6 детей) — 20 PLN, по понедельникам вход бесплатный
Сайт: mhmg.pl
enjourney.ru
Двор Артуса: средневековые традиции, самая большая в Европе кафельная печь и Барышня в окошке
В городе это один из немногих архитектурных объектов, который возник в 14 веке. В 15 веке случился большой пожар и строения были восстановлены. Именно в таком виде они сохранились и до наших дней. Тут принимались важные гости, проводились пиры, концерты, театральные представления. Встречи во Дворе Артуса в те времена чем-то напоминали легендарный Круглый стол рыцарей Короля Артура.
В 1742 году тут возникла биржа и Двор Артуса становится центром купеческой жизни. Но вместе с тем Двор продолжал использоваться для наиболее важных городских мероприятий.
Двор Артуса – это соединённые друг с другом каменные дома. Среди них: Старый дом Скамьи, Двор Артуса и Новый дом Скамьи. Это характерные для архитектуры Гданьска мещанские дома с узкими фасадами.
Внутри роскошных интерьеров хранятся сотни ценнейших произведений искусства. Однако в наше время увидеть тут можно далеко не всё. Многие шедевры были вывезены во время Второй Мировой войны и до сих пор не нашлись. Однако хранители коллекций надеются, что однажды эти экспонаты вернутся. И чтобы показать посетителям, как выглядели, например, стены ещё век назад, на месте, где находились исчезнувшие произведения, сейчас воссозданы копии картин – нарисованные или напечатанные при помощи широкоформатной печати.
Особое внимание среди экспонатов привлекает шедевр резьбы по дереву – позднеготическая фигура Святого Георгия, сражающегося с Драконом. Другие жемчужины – созданная в 16 веке оловянная пивная стойка, считающаяся старейшим в Польше баром!
А ещё во Дворе Артуса хранится одна из самых ценных в мире коллекция старинных моделей кораблей. Некоторым из них – почти 500 лет! Неудивительно, что такая коллекция разместилась именно в Гданьске – ведь он издавна был портовым городом.
Причём ещё недавнего времени большинство моделей были подвешены под потолок, а потому посетители могли видеть их только снизу. Однако несколько лет назад Гданьским Политехническим музеем был разработан механизм, который позволяет аккуратно опускать экспонаты таким образом, чтобы они оказывались на уровне глаз.
Одной из главных достопримечательностей Двора Артуса является кафельная печь – самая большая в Европе. Её высота – более 10 метров! Она имеет пять уровней и сложена из 520 плиток ручной работы. На них можно увидеть польских королей, правителей других европейских стран… А на одной из плиток изображён легендарный шутник Дыль Совизджал. Гостям предлагали измерить обхват печи у основания руками. И подчас такое измерение могло закончиться … случайным поцелуем голых ягодиц Дыля, ведь плитка эта расположена на высоте примерно один метр!
Ещё одна интересная деталь Двора Артуса – Барышня в окошке. Каждый день в 13.03 (а летом ещё и в 15.03 и 17.03) в окне одного из домов, прилегающего к Двору Артуса, появляется молодая девушка, которая словно перенеслась из 17 века. На самом деле это манекен, автором которого является художница Эва Тополян. Конструктор механизма – Тадеуш Новосельски.
Идея этого образа основана на историческом романе Деотимы (Ядвиги Лущевской) «Барышня», впервые опубликованном в Варшаве в 1893 году. В центре сюжета – отношения молодой девушки из Гданьска и польского моряка. Этот роман был основан на впечатлениях от путешествия 24-летней Деотимы с её родителями по Висле до Гданьска.
Второе издание романа – уже под названием «Барышня в окошке» — увидело свет в 1898 году. В 1959 году был поставлен спектакль по этому произведению, а в 1964 году появился фильм.
Именно из этой книги, а впоследствии и фильма, и был взят образ молодой девушки, выглядывающей из окна дома и ожидающей своего моряка.
Время от времени фигуру отправляют на реставрацию – как шутят сотрудники расположенного во Дворе Артуса музея, Барышня ездит на спа-процедуры.
polomedia.ru
TuristUA.com : Двор Артуса, Гданьск, Польша
Двор Артуса — это комплекс зданий отдела Исторического музея города Гданьска, находящийся в черте Главного города и являющийся фрагментом презентабельного городского тракта, называемого Королевской дорогой. Длуги Тарг, расположенный неподалеку от исторического порта над рекой Мотлавой, является частью тракта. Комплекс Двор Артуса включает следующие объекты: первый этаж двух соединенных зданий, именуемых Старым домом Скамьи, Двор Артуса и Новый дом Скамьи, являющиеся характерными для Гданьска мещанскими особняками с узкими фасадами.
Происхождения Дворов Артуса восходят к средневековью и европейскому рыцарскому эпосу. Общее название дворов происходит от имени легендарного вождя кельтов Артура, который жил в Бретании в V и VI в н.э. Для тогдашних людей он являлся образцом рыцарского достоинства, а Круглый стол, при котором заседал со своими храбрыми рыцарями, символом равенства и братства. Именно эта идея вдохновила прибалтийские мещанские союзы к постройке Дворов Артуса. Круглые столы организовывались согласно установленной церемонии, а именно: турнир, трапеза при круглом столе и танцы. Их генезис можно искать во встречах бардов, труверов и пиршествах, происходивших сначала в Британии, а затем и в Валии. Уже в конце XII в. подобные пиршества организовывались в северной Италии, а в XIII столетии на Ближнем Востоке, Англии и других странах Европы. Жители богатых городов просто соревновались с рыцарством в показе изысканных артурианских обычаев для поднятия престижа как целого общества, так и собственного имени.
Название здания «curia regis Artus» (Королевский двор Артура), построенного в Гданьске в 1348-1350 гг., первый раз появляется в 1357 г. в городских записях об оплате земельного оброка от 1350 г. Другой документ с 1358 г. именует его «curia sancti Georgi» /Двор св. Георгия/, перечисляя при этом похожие прибалтийские дворы в Торуне, Хелмне, Ельблонге, Браневе, Кролевце (Калининград), Ревале (Таллин), Риге и Штральзунде.
Первый двор собственными силами и за свой счет, на принадлежащeм городу участке от 1344 г. построило Братство св. Георгия, которое состояло из происходящих из богатых немецких семей юнкеров /рыцарей/. Мы почти ничего не знаем о деятельности этого элитного Братства в первом столетии его существования. Известно только, что оно носило религиозно-рыцарский характер и, вероятно, организовывало военные учения граждан Гданьска и турниры по образцу родственных братств в Браневе и Риге. По обычаю Круглого стола, члены тех обществ были обязаны принимать участие в конных поединках на копьях. С самого начала Братство св. Георгия старалось сохранять элитарность, оно требовало от своих членов благородного происхождения и такие же требования выдвигало гостям Двора Артуса.
Со временем Двор Артуса принимал не только мещанские обычаи, но и роль официального купеческого дома. В профессии купца решающую роль всегда играла информация. Двор был идеальным местом для обмена информацией. Здесь также доносили до сведения граждан распоряжения городских властей. Торговым интересам он служил двойным образом: легально, способствуя личным встречам и дружеским отношениям местных и заграничных купцов, а также нелегально, когда заключались торговые сделки, запрещенные в этом городе.
Влияние Братства св. Георгия со временем почти полностью исчезло, оно потеряло право собственности на Двор, сохраняя только почетное первенство во время торжественных церемоний. С тех пор заседало вместе с судьями, рядом с другими пользователями в Большом Зале. Наиважнейшие изменения состояли в создании следующих обществ из отдельных групп посетителей, как совместных организаторов этого учреждения. Сдружившиеся участники заседаний садились на одной скамье, которая становилась местом объединения лиц, создающих со временем братство. Сформированные таким образом новые братства приняли общее название – скамьи Двора Артуса. Первоначально люди объединялись на основании культурно-географического происхождения, профессии, интересов, характеров и т.д. Семейные традиции Рейнланда объединили членов Братства св. Рейнхольда (Reinholda), основанного уже в 1481 г. Учрежденная в 1482 г. Любекская Скамья объединяла гданьчан, ведущих дела в Любеке. Личные дружеские отношения легли в основу учрежденного в 1483 г. Братства св. Трех Волхвов. Генезис Мальборкской Скамьи, основанной в 1487 г., следует искать в традиции обществ ветеранов тринадцатилетней войны, которые принимали участие в осаждении Мальборка в 1457 г. и в 1460 г. Голландскую Скамью, основанную в 1492 г., сформировали гданьские и голландские купцы, торгующие с Нидерландами. Основу создания Братств Шкиперов и Судей составляла профессиональная связь.
С 20-х гг. XVII в. войны и эпидемии опустошали город, меняя образ жизни его жителей. Вместе с шумом войны навсегда ушло время великолепия Двора. Его неоднократно закрывали и открывали, собираясь вернуть прежнее предназначение. Но оказалось, что старые добрые обычаи, хотя и с налетом фамильярности, однако сохраняющие меру, остались в прошлом. Наконец, 31.10.1742 г. Совет принял решение о преобразовании Двора в биржу, а вместе с ним прекратились пиршества братьев в Большом зале. Решение Совета преобразовало Двор в местонахождение гданьской биржи. Купечество получило необыкновенно красивое здание, а Двор стал действовать в новом качестве, повторно становясь центром купеческой жизни. Время от времени, кроме регулярных биржевых сессий, разнообразие в жизнь Большого зала вносили визиты монархов, значительные культурные события и международные встречи. Уже в конце XVII в. достоинства Большого зала регулярно использовались при организации концертов.
sightseen.turistua.com