Янтарная комната в санкт петербурге где находится – Янтарная комната в Екатерининском дворце

Содержание

Янтарная комната в Екатерининском дворце: билеты, часы работы 2019

Янтарная комната — настоящее сокровище музея-заповедника «Царское село». Комната получила свое название за отделку: все ее стены покрыты панелями из янтаря. Кроме того, в интерьере присутствуют панно и украшения из этого камня.

Янтарная комната

Само по себе создание комнаты из янтаря уникально – янтарь, очень капризный в обработке камень. Он плохо переносит перепады влажности и температуры, в природе редко встречаются большие и однородные куски этого камня. Отличается между собой и их цвет. Тем удивительнее создание комнаты площадью 100 кв. метров и высотой потолков 7.8 метра, облицованной этим камнем. Обладает она и удивительной историей. Созданная прусскими мастерами в 18 веке, Янтарная комната (или как тогда ее называли Янтарный кабинет) была подарена России. За три столетия она оказывалась во владении то Германии, то России. Сегодня Янтарная комната украшает интерьеры Большого Екатерининского дворца.

Как купить билет в Янтарную комнату

Посмотреть шедевр к Екатерининскому дворцу приезжают одиночные туристы и экскурсионные группы. В хорошую погоду здесь собираются большие очереди, поэтому ожидание иногда растягивается на несколько часов. Приобрести билеты в Янтарную комнату можно исключительно в кассе при Екатерининском дворце. Онлайн продажи билетов нет.

Купленные билеты действительны только час после получения. Поэтому вы не сможете оплатить билет заранее и прийти в другой день. Также вам нужно помнить, что музей не работает по вторникам и закрывается на обслуживание в последний понедельник каждого месяца.

Рекомендуем воспользоваться экскурсией в составе организованной группы. В составе группы вы минуете очередь и сможете насладиться залами Екатерининского дворца и Янтарной комнатой в сопровождении лицензированного гида. В цену экскурсии включены билеты в Екатерининский дворец и парк, экскурсионное обслуживание и трансфер «Санкт-Петербург – Царское село – Санкт-Петербург» на комфортабельном автобусе.

Экскурсии с посещением Янтарной комнаты

История создания

Интерьер для кабинета из янтаря был придуман немецким архитектором И.-Ф Эозандером для прусского короля Фридриха I. Король, в свою очередь, планировал подарить этот шедевр супруге — Софии-Шарлотте. Предполагалось, что комната будет находиться во дворце королевы в Берлине.

Фридрих I

Над проектом с 1701 года работал не только И.-Ф Эозандер, но и датский художник Вольфрам (он специализировался на резьбе по слоновой кости и янтарю). После разработки проекта к созданию шедевра привлекли польских мастеров — Шлахта и Турау. Они приступили к отделке помещения в 1707 году.

К сожалению, королева не дождалась окончания работ. Они были остановлены после ее смерти. Наследник Фридриха I, Фридрих Вильгельм I, тоже не стал продолжать работу над кабинетом. Он был достаточно скуп, поэтому посчитал прихоть своего предшественника слишком дорогостоящей и никому не нужной забавой. Однако готовые панно король поместил в своем берлинском дворце.

В 1712 году Пруссию посетил Петр I. Он был в восторге от увиденных панелей из янтаря. Заметив это, Фридрих Вильгельм I решил сделать дипломатический дар российскому императору. Уже в 1717 году все панно были переданы в Санкт-Петербург. Там их получил Александр Меньшиков.

Елизавета Петровна

После открытия груза было обнаружено отсутствие нескольких компонентов коллекции. Узнав об этом, Петр I не стал оформлять комнату. Ею занялась уже его дочь — Елизавета Петровна. В 1743 году она привлекла к работе знаменитого архитектора Растрелли и мастера Мартелли. Под руководством архитектора мастер заменил недостающие компоненты росписями, зеркальными пилястрами, резьбой по дереву и мозаичными картинами из яшмы и агата. На тот момент комната располагалась в Третьем Зимнем дворце. Она использовалась для торжественных приемов.

В 1745 году новый король Пруссии Фридрих II решил также сделать дипломатический дар и прислал Елизавете Петровне панно с ее изображением. Летом 1755 года содержимое кабинета было перенесено в Екатерининский дворец, но на этом работы не завершились. К 1770 году императрица Екатерина II внесла окончательные изменения в интерьер комнаты. Она заказала филенки под пилястры, плоские панели для нижнего яруса и другие детали. Их изготовление заняло 4 года. За это время мастера потратили 450 кг янтаря.

После этого несколько раз проводилась реставрация помещения. Ее трижды делали в 19 веке и один раз — в 20 (перед Великой Отечественной войной). Реставрация была необходима для восстановления янтарных поверхностей, поврежденных перепадами температуры и сквозняками, вызванными печным отоплением.

Утрата Янтарной комнаты

Когда началась Великая Отечественная война, все ценные вещи из дворца были срочно вывезены в Новосибирск. К сожалению, это не коснулось Янтарной комнаты. Ее отделку и предметы интерьера посчитали слишком хрупкими для перевозки (что не помешало немцам похитить ценности). Поэтому кабинет был просто законсервирован. Его панно покрыли бумагой, ватой, марлей и деревянными панелями для защиты от взрывов.

Захватив Царское село, немцы ворвались в Екатерининский дворец и демонтировали все содержимое Янтарного кабинета. На это у них ушло 2 дня. Панно и предметы интерьера были отправлены в Кёнигсберг и установлены там в королевском замке. Выбранное для отделки помещение было меньше Янтарной комнаты в России, поэтому некоторые компоненты хранились отдельно.

Коллекция находилась в королевском дворце с 1942 года по 1944. Затем она была разобрана и вывезена прямо перед наступлением советских войск. В настоящее время местонахождение подлинной коллекции неизвестно. Некоторые исследователи считают, что она до сих пор хранится в пещерах возле Дрездена или в туннелях в Польше.

Из оригинальных компонентов кабинета в Россию вернулись только янтарный комод и флорентийская мозаика. Эти элементы были украдены немецким офицером во время вывоза ценностей из Екатерининского дворца.

Восстановление Янтарной комнаты

Реконструкцией этого шедевра начали заниматься еще в советское время (с 1981 года). Работами руководил реставратор Журавлев. Под его руководством работали искусствоведы, криминалисты, реставраторы, химики, историки. Специалисты несколько лет воссоздавали утраченные рецепты и технологии обработки янтаря. К 1990 году возникли сложности с финансированием, поэтому реконструкция была приостановлена, но затем работы продолжились.

Для изготовления компонентов коллекции использовался калининградский янтарь (на одну только облицовку ушло 6 тонн). На его обработку были выделены большие деньги из российского бюджета. Также финансовую помощь реставраторам оказал немецкий концерн «РурГаз». Воссозданный кабинет был открыт к 2003 году. Площадь помещения составила примерно 100 кв. м, а высота его потолка — 7,8 м. Теперь сюда приезжают туристы со всего мира, чтобы посмотреть на этот шедевр искусства. Они возвращаются домой под глубоким впечатлением от увиденного великолепия.

Фотогалерея Янтарной комнаты


Янтарная комната

tsarskoe-selo.ru

Екатерининский дворец и Янтарная комната

Екатерининский дворец, также известный как Большой Царскосельский, — бывшая резиденция императорской семьи и один из самых крупных дворцовых особняков пригородной территории Санкт-Петербурга. Находится в городе Пушкине (Царском селе). Екатерининский дворец неразрывно связан с российской историей и загородной жизнью вельмож XVIII-XIX века. В 2017 году исполнилось 300 лет с момента закладки первого камня в фундамент исторического сооружения.

История основания Екатерининского дворца

Усадьба проектировалась как летняя резиденция супруги Петра I — Екатерины. Строительство продолжалось в течение 7 лет и в 1724 году состоялось торжественное праздничное открытие. Изначально новые хоромы царицы были весьма скромны и ничем не выделялись из ряда других аналогичных архитектурных сооружений. В своём «скромном» виде особняк простоял около 20 лет, пока на трон не взошла дочь Петра — Елизавета.

Императрица активно взялась за перестройку дворца, поручив мероприятие известным русским архитекторам. Сменяя друг друга, зодчие пытались довести царские палаты до того образа, который желала видеть Елизавета. Тем не менее результат работ не особо удовлетворил императрицу, которая по-прежнему считала здание скромным и несовременным. Тогда в 1752 году она пригласила вести реконструкцию известного заграничного мастера Бартоломео Растрелли.


Работа итальянца, тяготевшего к роскоши и золотым элементам, пришлась как нельзя кстати. Поощряемый императрицей, Растрелли довёл размах дворцового строительства до нешуточных по тем временам масштабов. Одного золота на декор и украшения внешних фасадов было потрачено более ста килограммов. Четыре года Растрелли перестраивал в стиле позднего барокко царские палаты и окультуривал ландшафтную зону вокруг них. Потраченные Елизаветой деньги, подкрепившие авторские задумки архитектора, дали свои плоды. В день презентации новой резиденции приглашённые были просто ошеломлены величием и роскошью нового дворца. Перед гостями предстал особняк длиною более 300 метров в длину, сияющий небесной голубизной стен и золотой отделкой деталей. Дворец окружал роскошный парк с идеальной планировкой ландшафта.

После смерти Елизаветы её более экономная сноха пыталась выполнить завещание предшественницы и позолотить парковые скульптуры. Узнав о стоимости проекта, Екатерина свернула отделочные работы почти в самом начале процесса. Все годы своего правления и пребывания в имении Екатерина II пыталась адаптировать роскошные территории дворцово-паркового ансамбля к реальной жизни. Поминая расточительство свекрови, она старалась упростить внешний антураж Большого Царскосельского.

Залы и комнаты Екатерининского дворца

В многометровом Екатерининском дворце расположено большое количество залов, каждый из которых оформлялся в индивидуальном стиле и предназначался для определённых мероприятий и торжеств. Растрелли расположил парадные помещения анфиладным способом по всей длине дворца. На тот момент анфилад такой протяжённости в России нигде не было.

Одни из самых известных комнат и помещений:

Но есть ещё один зал, о котором ходят легенды. Янтарная комната в Екатерининском дворце — самое знаменитое помещение. Известна она не только роскошью убранства, но и своим таинственным исчезновением.

Янтарная комната

Первоначально Янтарная комната возводилась в Германии, и автором её стал немецкий архитектор Шлютер. Помещение, полностью отделанное янтарём, проектировалось для королевского дворца Германии. Янтарных залежей в немецких землях было предостаточно, и в коллекции германских королей значились не только самородки, но и готовые изделия, среди которых было несколько зеркал в янтарных рамах. Но ни во дворце, ни в замке Шарлоттенбург, где строился подобный кабинет, «янтарная» идея не прижилась. Работы были свёрнуты, а интерьеры разобрали и увезли на хранение.

Начало российского пути

Неизвестно, сколько бы пришлось авторским деталям из роскошного камня томиться не у дел, если бы о янтарном эксклюзиве не узнал царь Пётр. Император загорелся желанием получить удивительные интерьеры для сооружений Петербурга, и вскоре прусский король преподнёс Петру янтарную комнату в качестве международного презента. Подарок до Санкт-Петербурга из Германии везли два десятка телег. По прибытии оказалось, что многих частей не хватает и процесс застопорился. Петру так и не удалось при жизни увидеть кабинет в собранном виде. Он хранился в загородном имении, пока про дарованный немцами янтарь не вспомнила его дочь Елизавета.

Императрица решила украсить янтарным декором одно из помещений Зимнего дворца, чем и занялся Бартоломео Растрелли. Отсутствующие детали были заменены в интерьере другими элементами, а комната стала служить местом для праздничных приёмов. Позднее Янтарная комната была перенесена в Большой Царскосельский дворец, где реконструировалась и дополнялась экспонатами ещё в течение нескольких десятилетий.

Итог многолетнего труда не прошёл даром. Янтарную комнату в Екатерининском дворце Царского села называли «восьмым чудом света». Сочетание тёмного и светлого янтаря позволило добиться объёмного звучания декора. Центральный ярус Янтарной комнаты состоял из восьми панно, в половину из которых были вставлены цветные картины флорентийской мозаики. Каждая из них имела своё название. Комнату украшали комоды ручной работы, янтарный столик, зеркальные пилястры. Тёплый, солнечный янтарь в сочетании с искусственным освещением, изумительной резьбой и позолотой, производил неизгладимое впечатление.

Тайна исчезновения

За время своего существования в Янтарной комнате несколько раз проводились реставрационные работы. Янтарь — хрупкий камень, подверженный негативному внешнему воздействию, склонный к пересыханию и растрескиванию. Именно поэтому в годы Второй мировой войны, когда немцы подошли к Ленинграду, янтарные стены не стали разбирать и эвакуировать Комнату лишь бережно закрыли упаковочными материалами и оставили на месте.

Когда в Пушкин вошли оккупанты, то первым делом они разобрали и вывезли из Екатерининского дворца Янтарную комнату. Ценный трофей установили в музее Кёнигсберга, в книге которого была зафиксирована дарственная надпись. Но радоваться немцам пришлось недолго — наступление советских войск заставило очередной раз разобрать мировой шедевр. С тех пор Янтарную комнату больше не видел никто. Она тщетно разыскивалась по всей Пруссии и близлежащим странам. Существует большое количество домыслов и легенд, согласно которым следы ценной реликвии всплывают то тут, то там, но тайна так и остаётся тайной.

Воссоздание

С конца 60-х гг. в СССР около двадцати лет существовала комиссия по розыску Янтарной комнаты. После многолетних безуспешных поисков советское правительство вынесло распоряжение своими силами восстановить историческую ценность. При дворце была открыта янтарная мастерская, где по имеющимся эскизам мастера создавали вновь драгоценный интерьер. За 13 лет Янтарная комната была восстановлена почти наполовину. Приятным сюрпризом на рубеже веков стало то, что нашлись некоторые фрагменты реликвии — часть флорентийской мозаики и янтарный комод. Полностью работы были завершены в 2003 году. Янтарная комната вновь ожила в преддверии празднования 300-летия Петербурга.

Увидеть величие и роскошь Янтарной комнаты Екатерининского дворца Пушкина, а также других залов резиденции, даст возможность самостоятельная или организованная экскурсия в Царское село. 

Если вас интересует история всей Северной столицы – рекомендуем ознакомиться с разделом экскурсий по Санкт-Петербургу у нас на сайте. Приобретая экскурсию на сайте онлайн, вы сэкономите свои средства и обеспечите полноценный тур с насыщенной программой.

www.sputnik8.com

экспозиции, адрес, телефоны, время работы, сайт музея

Янтарная комната (Пушкин, Россия) — экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

Янтарная комната в Пушкине — великолепное произведение мирового искусства с яркой и интересной судьбой. Над созданием трудились настоящие мастера — архитекторы и скульпторы, художники и камнерезы, а позже — реставраторы, скрупулезно восстанавливая утраченный шедевр.

История этой комнаты начинается в Пруссии — стране, которая издавна использовала «золото» Балтийского моря как материал для драгоценностей — отсюда и название. В 1701 г. король Пруссии Фридрих I потребовал сделать ему уникальный по красоте и убранству кабинет. Кто его проектировал до сих пор неизвестно, по одной версии замысел принадлежал Иоганну Эозандеру, любимцу королевы, по другой — известнейшему архитектору Андреасу Шлютеру. Невозможно сказать, сколько длились работы, точно известно лишь то, что к смерти монарха в 1713 г. комнату еще не завершили. Пришедший на трон Фридрих Вильгельм I закрыл все дорогие проекты отца, а те янтарные панно и украшения, что успели создать, украсили кабинет на главном этаже Большого королевского дворца в Берлине.

Путешествие Янтарной комнаты туда и обратно

В 1716 г. Пруссия и Россия заключили союз, и Фридрих Вильгельм I подарил в знак уважения Янтарный кабинет Петру I, который уже давно хотел себе такую диковинку. Неизвестно, где великий самодержец поставил янтарные подарки, вспоминают о них только в 1743 г., уже во время царствования Елизаветы Петровны, при создании нового Зимнего дворца. Строительством руководил Бартоломео Растрелли — русский архитектор итальянского происхождения. Создавая из разрозненных деталей единый ансамбль, Растрелли поместил между тремя янтарными рамами зеркальные пилястры в рамках из позолоты. Потом, чуть позже, к коллекции присоединилась четвертая рама с императорской символикой — подарок императрице от прусского короля. Долгое время комната служила для аудиенции послов и знатных вельмож в столичной резиденции, пока ее не перенесли в Царское Село, причем для транспортировки потребовалось 18 повозок. В летней резиденции места оказалось больше — Растрелли заполнил свободное пространство флорентийскими картинами из агата и яшмы, изящными фигурками амуров и золоченной деревянной резьбой.

В 60-70 гг. 18 века комнату дополняет художественный паркет из цветных пород дерева и мозаичные картины. Такой она простоит еще 200 лет, вызывая восхищение у посетителей. Комнату множество раз реставрировали — янтарь разрушался из-за многочисленных перепадов температур. В первую неделю Великой Отечественной Войны из Екатерининского дворца стали вывозить самые ценные экспонаты, но Янтарную комнату законсервировали прямо на месте — слишком много было хрупких предметов. 18 сентября 1941 г. Пушкин оккупировали немцы и комнату отвезли в Кёнигсберг. При наступлении Советов в 1944 г. большую часть упаковали и увезли неизвестно куда — шедевр пропал.

Наши дни

Совет РСФСР в июле 1979 г. постановил восстановить комнату — работа закипела в 1983 г. под руководством А. А. Кедринского. В стремлении максимально точно воссоздать оригинал, реставраторы даже добыли в Германии часть мебели и несколько флорентийских мозаик — они входили в первоначальное убранство. Кропотливый труд реставраторов закончился только к 300-летию Санкт-Петербурга и с 2003 г. возродившаяся Янтарная комната радует тысячи гостей из разных стран, решивших ее осмотреть.

Практическая информация

Янтарная комната — часть Екатерининского дворца, который расположен в 25 км к югу от города, в ГМЗ «Царское Село». Адрес: Санкт-Петербург, Пушкин, ул. Садовая, 7.

Доехать можно несколькими путями:

Электропоездом от Витебского вокзала до станции «Царское село», затем автобусом или маршрутками №№ 371, 382.

От станций метро «Звездная» и «Купчино» г. Санкт-Петербурга автобусом № 186.

От станции метро «Московская» маршрутками №№ 286, 287, 342 или 347. Непосредственно к дворцу транспорт не подъезжает — нужно будет пройти полкилометра.

Екатерининский дворец работает с 10:00 до 18:00 всю неделю, кроме вторника и понедельника последнего месяца, но билеты продаются только до 16:45.

До 16 лет вход бесплатный, билеты для студентов, школьников и пенсионеров РФ — 350 RUB, взрослые билеты — 700 RUB. Также можно купить аудиогид, он стоит 150 RUB. В кассах принимают карты Visa, MasterCard, UnionPlay и Maestro. Фотографировать в зале Янтарной комнаты запрещено. Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

tonkosti.ru

Янтарная комната: история создания, цифры, факты и тайны

Комната была расположена на площади 100 кв метров, а 40 кв метров янтаря разместились среди зеркал. Интерьер украшала мраморная флорентийская мозаика.

Неожиданно в 1745 году часть недостающих деталей декора нашлась — прусский король подарил Елизавете Петровне четвертую раму янтарного кабинета, сделанную по проекту архитектора Рейха. Собранная таким образом комната с 1746 года стала служить местом для официальных приемов. Но через девять лет императрица приказала перенести Янтарную комнату в Большой дворец Царского Села, что и было исполнено.

Свой окончательный вид Янтарная комната приобрела лишь к 1770 году, когда согласно воле Екатерины II в отделку комнаты были внесены некоторые изменения. Реставрация кабинета в последующем проводилась пять раз. Всерьез взяться за комнату намеревались в 1941 году.

Во время Великой Отечественной войны Янтарная комната оказалась не вывезенной в тыл в ряду других наиболее ценных экспонатов ввиду хрупкости деталей. Ее законсервировали, оклеив бумагой, марлей и ватой. Но спасти все-таки не удалось. Оккупанты вывезли ее в Кенигсберг. Похищенные янтарные панно и двери были смонтированы в одном из залов Кенигсбергского замка и стали лучшим украшением работавшего там музея. При отступлении немецких войск комната была демонтирована и не позднее 6 апреля 1945 года вывезена в неизвестном направлении.

Восстановление Янтарной комнаты

В конце 1970-х годов Совет Министров РСФСР распорядился восстановить Янтарную комнату. В 1983 году в России начались работы по восстановлению Янтарной комнаты, к ноябрю 1996 года они были  завершены примерно на 40%. На этих работах было занято 40 специалистов, руководил  работами Александр Журавлев.

За это время федеральный бюджет смог перечислить музею в общей сложности немногим более 7 млн долл., причем деньги поступали весьма нерегулярно.

6 сентября 1999 года в Царском селе был подписан договор между Министерством культуры РФ и германским концерном «Рургаз» о выделении 3,5 млн долларов на восстановление Янтарной комнаты.

29 апреля 2000 года в Екатерининском дворе Царского Села министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал и.о. президента РФ В.В. Путину фрагмент подлинной Янтарной комнаты. В Россию вернулись два фрагмента комнаты, обнаруженные в Германии, — флорентийская мозаика «Обоняние и осязание», одна из четырех, изготовленных в 1787 году по заказу Екатерины, и янтарный комод, изготовленный в 1711 году берлинскими ремесленниками и занимавший одно из центральных мест в меблировке Янтарной комнаты. 

В 1997 году немецкие власти конфисковали эту мозаику у некоего нотариуса, которому передал ее на временное хранение немецкий офицер, участвовавший в вывозе Янтарной комнаты из Царского Села. Нотариус попытался ее продать, но его судили, а право владения мозаикой признали за его дочерью. Она же отказалась от претензий на янтарную панель, передав все права на нее городу Бремену, который и передал ее музею-заповеднику «Царское Село». В итоге у реставраторов оказались две одинаковые картины. Одна из них была восстановлена из  уральского камня, другая, подлинная, вернулась из Германии. При сравнении двух мозаик ‑ найденного оригинала и сделанной реставраторами копии ‑ выявились лишь незначительные расхождения. Мастера из Царскосельской янтарной мастерской сумели практически воссоздать школу флорентийских мозаичников XVIII века. 

ria.ru

история и виртуальная прогулка по залам и Янтарной комнате

Дворцовый Царскосельский парковый ансамбль в городе Пушкине – достопримечательность пригородов Санкт-Петербурга. Жемчужина ансамбля – Екатерининский дворец, расположенный в 26 километрах к югу Северной столицы.

Экскурс в прошлое

В XVII веке на месте Екатерининского дворца стояла усадьба шведского магната, окруженная небольшим парком. Петр I, изгнав шведов, подарил дом Марте Скавронской, ставшей супругой императора под именем Екатерины I.

На территории усадьбы императрица приказала заложить двухэтажный каменный дворец с 16 комнатами. В 1717 году немецкий архитектор Иоганн Фридрих Браунштейн начал строительство летней резиденции Екатерины I, в честь которой назван дворец.

В 1724 году торжественно праздновали открытие Каменных палат, сооружения в голландском стиле. Деловитая практичность и красота внешнего убранства дворца сочеталась с внутренним уютом и неприхотливостью интерьеров.

Преобразования Екатерининского дворца

Официальная резиденция трех российских монархов: Екатерины I, Елизаветы Петровны, Екатерины II, – дворец перестраивался и реконструировался, чтобы соответствовать архитектурным веяниям и личным пристрастиям владельцев. Неоднократно менялись названия резиденции: Царскосельский дворец, Старый дворец.

Взошедшая на престол императрица Елизавета Петровна, дочь Петра I, любительница роскоши, признала сооружение старомодным и маленьким. Архитектор Растрелли получил приказ перестроить здание.

30 июля 1756 года изумленным и восхищенным вельможам и иностранным гостям представили обновленный дворец – результат четырехлетнего демонтажа и перестройки. Парадный дворец с двух сторон окружили двухэтажными флигелями и соединили галереями.

100 килограммов золота потратили на позолоту изощренной отделки нового фасада и многочисленных статуй на кровле. Перед 325-метровым фасадом красовался величественный парк с позолоченными статуями, прямыми аллеями и многочисленными деревьями.

Дворец во время Екатерины II

Екатерина Великая, не оценив парадности и роскоши резиденции, перестроила и парк, и дворец. Возведенный в стиле барокко, дворец восхищал размерами, пространственной динамикой, живописностью декора.

Архитектурные особенности внешнего убранства

К корпусам, расположенным по торцам, примыкают одноэтажные служебные помещения. Здание сияет небесной голубизной стен и золотой отделкой деталей. Фасад, выполненный с шиком, украшают белые колонны с позолотой, лепнина и изящные декоративные статуи – герои мифов, придавая торжественный и праздничный вид.

Фигуры атлантов и кариатид, львиные маски дополняют картину изящества и роскоши. Окна, расположенные в нишах, создают игру светотени. Роскошь и великолепие вызывают трепет и восхищение. Главный фронтон украшен картушами, не до конца развернутыми свитками, с вензелями императрицы Екатерины I и короной.

В северной части строения возвышается пятиглавая дворцовая церковь с позолоченным куполом. Южное крыло сияет позолотой звезд, расположенных на шпиле. Торжественно выглядит парадный плац, окруженный дворцовыми флигелями. Кованая чугунная решетка с «золотыми» воротами и гербом России завершает внешнее убранство.

Залы Екатерининского дворца

Интерьеры Екатерининского дворца оформляли знаменитые архитекторы: Франческо Растрелли, Чарльз Камерон, Василий Стасов, Ипполит Монигетти. На втором этаже – Золотая парадная анфилада – залы для приемов, украшенные золотой резьбой. Расположенные на одной оси по всей длине дворца, парадные залы создают впечатление легкости и бесконечности пространства. Масштаб залов увеличивается к центру.

Светлая галерея (Тронный зал, Большая галерея) – самый большой зал Екатерининского дворца. Предназначен для официальных приемов и торжеств, парадных обедов, балов и маскарадов. Площадь зала, расположенного в ширину здания, – 860 квадратных метров. Зал размером 47 х 17 построен без единого перекрытия, что дает ощущение легкости.

Оптический эффект окон и зеркал архитектор Растрелли рассчитал так, что помещение кажется бесконечным. Через большие окна, выходящие на обе стороны здания, солнечные лучи пронизывают помещение днем, а вечером зажигаются свечи, обрамляющие зеркала.

В сиянии свеч роскошно смотрится паркет из мореного дуба, золоченая резьба на стенах и роспись на потолке. Акустический эффект такой, что звук повторяется 32 раза. Сделано для того, чтобы голос императрицы звучал грозно и властно.

Арабесковый зал с изящным элегантным интерьером оформил архитектор Чарльз Камерон, создавший жилые комнаты для императрицы в южной части дворца. Привлекает сдержанность, изысканность интерьера. Стены комнат украшают панно с орнаментами (арабесками) – изображения мужчин и женщин в римском одеянии.

Панно со жрицами у жертвенников, танцующими грациями и амурами создают неповторимый колорит зала. На полу – ковер, прославляющий победы над турками светлейшего князя Потемкина. Здесь императрица принимала гостей, играла с придворными в шахматы и шашки.

Картинный зал. Стены зала покрывают живописные полотна испанских и итальянских, голландских и французских художников – современников Петра I и Елизаветы Петровны. Картины подобраны так, что создается впечатление мозаики, потому что отделены тонкими позолоченными рамами. Жемчужина коллекции – картина «Полтавская битва», которую Петр I приказал написать в честь победы в этом сражении. Здесь устраивали дипломатические приемы и встречи.

Другие помещения

Кавалерская столовая – рядом с Тронным залом. Стены украшают картины с резными золотыми узорами. Многоярусная изразцовая печь и обеденный стол, драпированный скатертью и изящно украшенный лентами, создают домашний уют. Здесь принимали близких гостей и устраивали небольшие балы.

В белой парадной столовой обедала императорская семья. На стенах – картины со сценами охоты, натюрморты. Здесь проводились официальные обеды, празднества с роскошной и сложной сервировкой столов, с фонтанами из вина и шампанского.

Парадная лестница из белого мрамора. Вдоль стен – вазы и блюда из китайского и японского фарфора. Оригинально украшают лестницу большие часы и барометр.

Официантская выполнена в строгом стиле, украшена столиками и стульями из красного дерева. На стенах – картины с горными пейзажами.

Зеленая столовая с нежно-зелеными стенами, покрытыми лепным орнаментом на античные мотивы.

Малиновая и Зеленая Столбовые комнаты отличались оригинальным оформлением стен. Украшали помещения стеклянные «столбы», внутри которых цветная фольга имитировала драгоценный камень. Цвет фольги определял название комнат. В Малиновой Столбовой играли в настольные игры. В Зеленой Столбовой хранилось столовое серебро и фарфор.

В Портретном зале картины с парадным изображением царских особ. Оформление Парадного кабинета посвящено прославлению блестящих побед, одержанных русской армией в войне 1812 года. Отделка Турецкой комнаты посвящена экспонированию царского оружия.

Утонченной красотой, строгостью оформления и изяществом отделки отличались:

  • Лионская гостиная.
  • Китайский зал.
  • Купольная столовая.
  • Серебряный кабинет.
  • Синий кабинет (Табакерка).
  • Опочивальни.

Интерьеры, любимые Екатериной II, представлены:

  • Зеленой столовой.
  • Официантской.
  • Парадной голубой.
  • Китайской голубой гостиной.

Янтарная комната

Жемчужина Екатерининского дворца – янтарная комната, предмет гордости Петра I и Елизаветы Петровны. Екатерина II внесла в интерьер изменения, потратив 450 килограммов янтаря.

Комната использовалась как кабинет для уединения и размышления. Помещение, отделанное янтарем, возводилось в Германии для королевского дворца. Прусский король преподнес «восьмое чудо света» Петру I.

Особенности янтарной комнаты

Площадь янтарной комнаты – 100 квадратных метров, высота – 7,8 метра. На облицовку стен потрачено 6 тонн янтаря из Калининградского месторождения. Янтарь – податливый в обработке материал, но малопригодный для отделки стен: при изменении температуры и влажности отслаивается.

Интерьеры янтарной комнаты

Янтарным убором оформлены три стены комнаты. На средней – восемь вертикальных панно с композицией из цветных камней работы флорентийского камнереза Луи Сириеса. Картины, созданные из яшмы и кремния, изображают аллегории пяти чувств: зрения, вкуса, слуха, осязания, обоняния.

Комната обильно украшена деревянной золоченой резьбой и бронзовыми светильниками тонкой работы, зеркалами и живописным плафоном, паркетом из драгоценных пород дерева. В центре потолка – огромная картина неизвестного автора, изображающая Мудрость, которая охраняет Юность от соблазнов Любви.

Дополнительное убранство янтарного кабинета

Янтарный кабинет освещался 565 свечами, вставленными в бронзовые стенники. 24 зеркальных пилястры – вертикальных выступов стены – и зеркала в простенках между окнами делают комнату торжественной и парадной. Дополнительное убранство – комоды ручной работы и китайский фарфор.

Янтарный угловой столик на изящно изогнутой ножке, с часами в виде пастуха и пастушки, сидящими под цветущим деревом, крона которого поддерживает циферблат часов, уютно вписался в интерьер кабинета. Позолоченная бронза изделия сочетается с красочно расписанными фарфоровыми цветами.

В застекленных витринах – коллекция янтарных изделий. Здесь хранятся кресты и распятия, шахматы с футляром и шашки, ларцы и настольные украшения. Резные безделушки и табакерки, пудреница и коробочки, подсвечники работы русских мастеров дополняют коллекцию.

Парк Екатерининского дворца

Парковая зона дворца обустраивалась по моде времени. Недалеко от здания создали Зверинец, закрытую часть леса для царской охоты. Из парадных залов Екатерининского дворца в полной красе открывается верхний сад, в центре которого установлены две мраморные скульптуры «Мир» и «Великолепие».

Екатерина распорядилась построить оранжереи и провести каналы от бьющих неподалеку ключей. Так образовалось в парке пять прудов. Парк украшают зеленые боскеты – стены из стриженых деревьев и кустарников с нишами для статуй.

Цветочные партеры и плодовые деревья, березовая роща и зеленый театр, карусели и 37 беседок, концертный зал украшали парк. Дубы и липы, ясени и клены, вязы и березы, орешник и ива навевают «русский» дух.

В парке много фигурных водоемов, архитектурных сооружений и павильонов. Гармонируют с общим пейзажем два симметрично вырытых пруда, названных Зеркальными. На берегу одного из них – «Мыльня их Высочеств». «Кавалерская мыльня» – мужская баня для придворных, скрыта за стеной подстриженных кустов.

На берегу Большого пруда – изящное бело-голубое здание, Грот, место уединения и отдыха. Рядом насыпан берег и устроена пристань, украшенная бронзовыми статуями «Гладиатор» и «Умирающий галл». Внутри Грота – статуя Екатерины Великой.

Расположение аллей, прудов, боскетов строго симметрично. От главного дворца к малому дворцу (Эрмитажу) ведет Эрмитажная аллея, вдоль которой возвышаются скульптуры античной мифологии: Персея, Андромеды, Галатеи, Геракла.

Амазонка, опирающаяся на щит, олицетворяет противостояние России и Швеции. На щите – символическое изображение двух стран – орел и лев. Величественная статуя Геркулеса – символ победителя Петра I.

В Эрмитаже, уменьшенной копии дворца, собирались избранные. Роскошь интерьеров дополняли инженерные хитрости: запутанные тайные ходы, подъемные устройства.

Архитектурные сооружения в парке

Между Эрмитажем и дворцом – Холодная баня, двухэтажная постройка с купальным залом, русской парной и теплой ванной. Здесь расположены агатовы комнаты, стены которых отделаны яшмой (агатом). Самоцветы, мрамор, бронза дополняют интерьер.

Часть дворцового комплекса – Скрипучая Китайская беседка, чайный домик, место для созерцания и размышлений. Императрица, любившая китайское искусство, повелела построить павильон с флюгерами в виде китайского флага. Флюгера, вращаясь на ветру, скрипели. Отсюда название беседки.

От города парк отделен Каскадным каналом с гранитной набережной и литой оградой. Чугунные ворота, украшенные решеткой и надписью императора Александра I: «Любезным моим сослуживцам», поставлены в честь победы над Наполеоном. Высота колонн 5,7 метра, вес 100,6 тонн. На берегу канала – Эрмитажная кухня, или Придворная булочная.

Исторические факты

  • После свержения царской власти в Екатерининском дворце организовали детский летний лагерь и Дом отдыха НКВД.
  • Во время Великой Отечественной войны фашисты разрушили 80% интерьеров дворца. Янтарная комната, которую немцы вывезли в Кенингсберг, бесследно исчезла.
  • Екатерининский дворец называют памятником терпения русскому народу, сумевшему восстановить здание, разрушенное в годы войны. Реставрация продолжается.
  • Восстановление янтарной комнаты, начатое в 70-е годы XX века, длилось 24 года.7,85 млн долларов выделено на возрождение шедевра из бюджета России и 3,5 млн – из Германии. Потрачено 6 тонн янтаря. В мае 2003 года в присутствии руководителей Российского и Германского государств к 300-летию Санкт-Петербурга торжественно открыта возрожденная, строго научно, по чертежам, Янтарная комната Екатерининского дворца.
  • Дворец превращен в музей. Из 58 разрушенных комнат восстановлено 32. Работы проводятся Ленинградской школой реставраторов на строго научной основе. Дворец – объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
  • Ежедневно залы посещают тысячи туристов. Популярна Янтарная комната.

Видео: прогулка по залам дворца

Загрузка…

Ещё интересные сооружения

architectureguru.ru

Янтарная комната в Царском Селе

Янтарная комната – это жемчужина Екатерининского дворца и один из самых известных интерьеров, созданных в XVIII веке. История Янтарной комнаты с самого начала была овеяна тайной и являлась необычным символом отношений между Россией и Германией. Созданная в Пруссии она была подарена Петру Первому, а во время Великой Отечественной войны ее похитили немецкие захватчики. К 300-летию Санкт-Петербурга благодаря мастерству и терпению реставраторов уникальный интерьер был вновь воссоздан.

Посетить Янтарную комнату можно во время экскурсии по Екатерининскому дворцу в Царском селе.

Янтарная комната — описание

Высота Янтарной комнаты составляет 7,8 метра, а ее площадь ‑ около 100 кв. метров. На облицовку трех стен ушло 6 тонн янтаря из Калининградского месторождения. Самый большой самородок весом в один килограмм был приобретен у московского коллекционера за тысячу долларов.

Для справки: Янтарь относится к самым податливым в обработке природным минералам и трудно найти материал менее пригодный для отделки стен. В природе он крайне редко встречается большими кусками и поэтому используется для изготовления мелких сувениров, а также самых разных ювелирных изделий.

Янтарь можно обрабатывать резцом, а для изменения цвета — вываривать в меду или льняном масле, а также прокаливать в песке. Вместе с тем, выполнить набор пластинок из янтаря очень сложно из-за малого его размера, а также из-за большого разнообразия оттенков и прозрачности материала. Кроме того, минерал очень чутко реагируют на изменение температуры и влажности – он начинает отслаиваться и осыпаться от основы.

Янтарный кабинет – это единственный интерьер, оформленный с помощью этого удивительного минерала, имеющего такие поэтические названия, как слезы моря и дар солнца. Повторить пример создания мозаики Янтарной комнаты больше никто не пытался — слишком дорогим, трудоемким и непрочным оказалось это «изделие».

Отличительной особенностью интерьера Янтарной комнаты является то, что в его основе господствует материал, а содержательный компонент сведен к минимуму.

Создание уникального убранства было завершено при Екатерине II в 1770-х годах. Янтарный убор располагался на трех ярусах, занимая три стены комнаты. Средний ярус отведен под восемь вертикальных панно, на четырех из которых установлены композиции из цветных камней, выполненных в 1752 году во Флоренции выдающимся камнерезом и гравером Луи Сириесом по эскизам художника Джузеппе Дзокки.

Картины, созданные в технике флорентийской мозаики из сицилийских яшм и маремских кремниев, изображают аллегории пяти чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние. В промежутках размещены высокие зеркальные пилястры.

Прямоугольные янтарные панно установлены в нижнем ярусе комнаты. Также Янтарную комнату украшал маленький янтарный столик на изящно изогнутой ножке, наборные комоды русской работы и китайский фарфор. В застекленных витринах хранилась одна из самых значительных в Европе коллекция янтарных изделий XVII–XVIII веков.

Янтарная комната была предметом гордости каждого из русских царей – Петра I и Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II, а начиналась ее история в конце XVII – начале XVIII века в Пруссии.

Янтарная комната – из истории

Король Пруссии Фридрих III, взойдя на престол, решил перестроить для своей супруги Шарлотты-Софии небольшой летний дворец в Литценбурге. Автором интерьера одной из комнат стал любимый архитектор королевы И.Ф. Эозандер. В помощь ему из Копенгагена пригласили придворного художника, резчика по янтарю и слоновой кости Г. Вольфрама. После смерти королевы работы по созданию янтарных панно были остановлены и во дворце Литценбурга их так и не установили.

Взошедший на престол король Фридрих Вильгельм I отличался скупостью и все дорогостоящие работы по обустройству дворца прекратил. Вместе с тем, созданные панно он поместил в один из кабинетов Берлинского королевского замка.

Петр Первый, увидевший янтарные панели, восхитился их красотой и не скрывал, что хотел получить бы их для Кунсткамеры.

По одной из легенд, император был так впечатлён коллекцией, что якобы выпросил ее у Прусского короля. Этот миф говорит скорее не об унижении Петра Первого, а о красоте панно.

В действительности же, позже стало известно, что император получил эту коллекцию, а также яхту Либурнику от Прусского короля в качестве дипломатического дара. Это был дорогой подарок — ведь каждый кусочек необработанного янтаря весом от 75 граммов стоил столько же, сколько кусочек серебра. В качестве ответного дара император послал в Пруссию для службы в Потсдамской гвардии 55 высокорослых гренадеров.

Эта легенда стала доказательством красоты и великолепия подаренных панно.

В России ценный груз принял Александр Меншиков, но по каким-то причинам в коллекции не хватало нескольких деталей и Янтарный кабинет при Петре Первом так и не был установлен.

Императрица Елизавета Петровна вспомнив о хранившейся в Летнем дворце панелях, поручила архитектору Бартоломео Растрелли установить их в строящемся Третьем Зимнем дворце. Недостающие детали мастер дополнил зеркальными пилястрами и росписями под янтарь. В 1745 году прусский король Фридрих II, желая расположить к себе Елизавету Петровну, подарил ей еще одно янтарное панно, изображения которого прославляли императрицу. Янтарная комната стала залом официальных приемов в Третьем Зимнем дворце.

В июле 1755 года янтарное убранство было размещено в Екатерининском дворце в Царском селе.

Окончательный вид Янтарная комната приобрела в 1770 году, когда Екатерина II решила внести в нее изменения. Были изготовлены восемь плоских панелей нижнего яруса, восемь филенок под пилястры и множество других деталей, на что за четыре года ушло 450 килограммов янтаря.

Во время Великой Отечественной войны немецкие оккупанты вывезли коллекцию в Кенигсберг и несколько лет она экспонировалась в одном из залов Кенигсбергского музея. 6 апреля при отступлении немецких войск янтарные панно были демонтированы и отправлены в неизвестном направлении. Существуют множество версий о ее нахождении, но разгадать эту тайну до сих пор ученым не удалось.

Восстановление шедевра началось в конце 70-х годов и длилось почти 24 года, на эти цели было выделено 7,85 млн. долларов из бюджета России и 3,5 млн. долларов направил германский концерн «РурГаз». В мае 2003 года Янтарная комната, которую часто называют восьмым чудом света, была торжественно открыта и посетители увидели этот уникальный янтарный интерьер.

www.spb-guide.ru

Екатерининский дворец. Янтарная комната — Энциклопедия Царского Села

 

Фотоальбом Янтарная комната (на плане 35)

 

 

Самой замечательной комнатой в Екатерининском дворце, дивившею современников, была, бесспорно,Янтарная комната. Её вполне обоснованно называют одним из чудес света. Возникновение этого уникального интерьера овеяно легендами и мифами; его исчезновение в годы войны до сих пор волнует воображение, а воссоздание удивляет и восхищает.

 

 

Курфюрсты Бранденбургские, владевшие Пруссией — европейским центром янтарного промысла — с 1618 года, использовали золото» Балтийского моря, как издавна именовали янтарь, в качестве материала для драгоценных дипломатических подарков другим князьям. Это дало толчок к стремительному развитию искусства обработки янтаря, одной из вершин которого и стала Янтарная комната. Период ее создания совпадает с общим расцветом немецкого и, в частности, прусского искусства на рубеже XVII и XVIII веков.

Курфюрст Фридрих III (1657-1713), в 1701 году коронованный как король Пруссии Фридрих I, сразу после вступления на престол взялся за перестройку своей столицы и прежде всего королевской резиденции — комплекса зданий XVI—XVII столетий.  

 

 

 

Его супруга София-Шарлотта еще до этого вынашивала планы относительно принадлежавшего ей небольшого летнего дворца Литценбурга (будущий Шарлоттенбург), построенного в 1695-1699 годах И.-А. Нерингом и М. Грюнбергом. Следуя ее воле, придворный архитектор И.-Ф. Эозандер превратил загородный дом  во дворец по версальскому образцу. Сегодня известно, что именно Эозандер является автором проекта оформления Янтарного кабинета, долгое время считавшегося созданием Шлютера.

Два любимых дворца прусского короля, с которыми связана судьба Янтарной комнаты, — Литценбург (с 1709 — Шарлоттенбург) и Ораниенбург — стали с 1707 года, после ухода Шлютера с поста дворцового зодчего, исключительно сферой деятельности Эозандера. Первоначально комната с янтарными панелями предназначалась для дворца Литценбург — личной резиденции королевы; к мысли о ней, по всей видимости, королевскую чету подтолкнул не только визит по случаю коронации Фридриха I в Кенигсберг — столицу янтарного промысла, но и преподнесенный ему тогда подарок — две большие янтарные рамы.

Возможно, замысел родился у самой Софии-Шарлотты, отличавшейся широкими познаниями, разносторонними интересами, глубоким пристрастием к искусству и музыке. Проект Янтарного кабинета наверняка должен был исполнить ее любимый зодчий Эозандер, который руководил всеми работами по расширению Литценбургского дворца. Для реализации амбициозной идеи в сентябре 1701 года был приглашен из Копенгагена резчик по янтарю и слоновой кости Г. Вольфрам. Однако летом 1706 года между ним и Эозандером вспыхнул конфликт: по словам придворного архитектора, Вольфрам работал слишком медленно и не придерживался утвержденного проекта. Датчанина сменили мастера из Данцига (нынешний Гданьск) Э. Шахт и Г. Турау, приступившие к работе над янтарными панелями в 1707 году и в течение шести лет трудившиеся над уникальной отделкой.

При жизни королевской чете не удалось увидеть комнату завершенной. В 1709 году, когда  уже София-Шарлотта скончалась (1705), и Янтарная комната еще не была завершена,  Фридрих I остановил работы и принял решение украсить янтарными панелями галерею в другом дворце — Ораниенбурге. Судя по всему, король прекратил строительство в Литценбурге, чтобы сохранить дворец таким, каким он был при жизни его супруги. Стены зала, предназначавшегося для янтарных панелей, украсили дамастом и золотым галуном; Красную дамастовую комнату можно видеть во дворце и сегодня. Именно с тех пор в память о Софии-Шарлотте Литценбург стал называться Шарлоттенбургом.

 

 

Тем временем король поручил Эозандеру расширение дворца в Ораниенбурге с устройством Янтарной галереи, превосходящей по размерам предыдущий проект (30 метров длиной). Инвентарная опись Ораниенбургского дворца за 1743 год содержит конкретные сведения о внешнем виде задуманной галереи, а обнаруженный немецкими исследователями рисунок 1700-х годов изображает ее часть, в декоре которой узнаются многие элементы будущей Янтарной комнаты. Однако, несмотря на продолжавшиеся работы, галерея не была завершена до смерти Фридриха I (1713), и в Ораниенбурге янтарные панели также не были установлены.

Российский император не скрывал своего восхищения и желания иметь подобное уникальное творение у себя на родине. Наследник первого прусского короля Фридрих-Вильгельм I (1688-1740, правил с 1713), вошедший в историю как «фельдфебель на троне», ввел строгую дисциплину, ориентированную на практическую пользу, и прекратил все дорогостоящие работы во дворцах отца. Однако восхищение гостей, видевших янтарные панели, побудило его после вступления на престол вмонтировать их в один из кабинетов парадных покоев Берлинского королевского замка. Таков последний и единственный точно подтвержденный эпизод пребывания янтарного чуда в Берлине до отправки в Санкт-Петербург. Ни в Шарлоттенбурге, ни в Ораниенбурге панели не были установлены, хотя в каждом из дворцов для них было отведено специальное помещение.

Еще при жизни Фридриха l готовые панели для Янтарной галереи осмотрел во время одного из своих визитов в Берлин (в 1712 или 1713 году) Петр I. При встрече  с  сыном короля в ноябре 1716 года в связи с заключением союза между Россией и Пруссией прусский король преподнес российскому императору подарки, среди которых был и Янтарный кабинет. Петр I писал тогда императрице Екатерине: «К(ороль) подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чем давно желали».

 

1917. Янтарная комната. Автохром А. Зееста. Коллекция ГМЗ Царское Село

 

По свидетельству Георги, она была прислана императрице Анне Иоановне прусским королем; вот что он говорит про нее: «Знатная комната обита вместо обоев янтарными дощечками и украшена четырьмя досками, на которых пять чувств изображены мозаической работой. Король прусский Фридрих-Вильгельм I подарил императрице Анне Иоановне сия янтарные дощечки, а императрица ему обратно восемьдесят больших рекрут.»

Старший архивариус К.Шевченко проверял указание Георги относительно янтарной комнаты и нашел, что оно не верно. «Янтарная камора» прислана января 13-го 1717 года в дар Петру I   прусским королем Фридрихом Вильгельмом I . Пётр оценил подарок: «Получил преизрядный презент…» — писал он жене Екатерине. Император Петр I отправил к королю за эту комнату с камер-юнкером Толстым, в июле месяце 1718 года, не 80, а 55 гренадер исполинского роста и собственноручно исполненный кубок из слоновой кости.

Согласно сохранившейся описи, разобранный Янтарный кабинет был доставлен в Санкт-Петербург через Мемель и Ригу в 18 больших и малых ящиках, содержавших наряду с готовыми панелями большое количество ранее не использовавшихся фрагментов. К документам прилагались наставления по поводу того, каким образом следовало распаковать янтарные украшения перед монтажом. 2 июля 1717 года А. Д. Меншиков осмотрел доставленные и распакованные в соответствии с инструкцией панно в Летнем дворце и сообщил царю об их состоянии: «Кабинет янтарный Вашему величеству от короля прусского подаренный я пересматривал и поставлен в ящиках тех, в коих привезен, в большой палате, где собираются гости, в котором гораздо немного или почти мало, чтоб попортилось. Некоторые маленькие штучки повыпадали, однако ж заклеить, а хотя б иных и не было, то можно вновь ставить. Истинно сказать, что самая диковина, которой на свете подобной не видал».

 

 

Поскольку нет свидетельств о том, где Петр I велел установить панели и велел ли вообще, все предположения об их использовании в Зимнем дворце беспочвенны. Документально подтверждено, что его дочь, Императрица Елизавета Петровна, вскоре после вступления на престол нашла применение дра¬гоценному подарку из Берлина в строившейся для нее новой зимней резиденции —Третьем Зимнем дворце, где в 1743 году и было приказано разместить янтарный убор. Для починки и исправления янтарных деталей пригласили итальянского мастера А. Мартелли.

В 1746 году под руководством гениального Ф. Б. Растрелли в зале официальных приемов в Зимнем дворце разместился преображенный Янтарный кабинет. Однако готовых элементов для украшения нового интерьера не хватало, поэтому архитектор Ф.-Б. Растрелли решил поставить в нем зеркальные пилястры и расписать «под янтарь» дополнительные панно. В 1745 году Фридрих II подарил Елизавете Петровне еще одну янтарную раму, исполненную по проекту А. Рейха, в декоре которой использованы аллегории, прославлявшие русскую императрицу. Собранная в 1746 году Янтарная комната стала служить для официальных приемов, хотя по мере реконструкции Зимнего дворца ее не раз переносили с места на место.

 

1917. Янтарная комната. Автохром А. Зееста. Коллекция ГМЗ Царское Село

 

Однако через двенадцать лет, в июне 1755 года, императрица приказала Ф.-Б. Растрелли создать Янтарную комнату в Царском Селе. Начальнику канцелярии Императорского кабинета В. Фермору поручили бережно разобрать панели в Зимнем дворце и уложить их в ящики. Из Царского Села была прислана специальная команда, которая вручную перенесла ящики из столицы в загородную резиденцию. Так началась новая, почти двухсотлетняя эпоха славы «восьмого чуда света» в России — на своей второй родине. У Яковкина имеется свидетельство, что 1-го августа 1755 года начата уборка янтарем одной комнаты, которая названа потом янтарной.

Отведенный для нее дворцовый зал площадью 96 квадратных метров значительно превышал прежние размеры, поэтому архитектор разместил панели в среднем ярусе трех стен, разделив их пилястрами с зеркалами и обильно украсил комнату деревянной золоченой резьбой. Там, где янтаря не хватало, стены были затянуты холстом и расписаны «под янтарь» художником И. И. Вельским. Для установки панно на стены вновь пригласили мастера Мартелли. Усилив интерьер позолоченной резьбой, великолепными бронзовыми светильниками, зеркалами, живописным плафоном и паркетом из драгоценных пород дерева, Растрелли блестяще справляется с поставленной задачей.

В центре потолка находилась огромная картина неизвестного венецианского мастера XVIII века, изображающая Мудрость, охраняющую Юность от соблазнов любви.

Центральный (средний) ярус составили восемь больших вертикальных панно, в четырех из которых установили мозаики из цветных камней, исполненные в 1750-х годах во Флоренции, изображавшие аллегории пяти природных чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние. Специалисты М. Г. Колотов и Л. В. Хайкина, что мозаики были выполнены с полотен мастера Джузеппе Дзокки (1711—1763 гг.) и изготовлены в знаменитой флорентийской мозаичной мастерской. Затем мозаики попали в Австрию, где находились во дворце в Хофбурге. По гипотезе исследователей, именно оттуда они попали в Петербург в качестве дара Елизавете Петровне от императрицы Марии-Терезии.

 

 

В юго-западном углу поставили маленький янтарный столик на изящно изогнутой ножке.

Янтарный кабинет освещался 565 свечами, вставленными в деревянные и бронзовые стенники. Незабываемое впечателение, производимое этим парадным помещением, усиливалось благодаря 24 зеркальным пилястрам и полупилястрам, расположенным в углах и высоким зеркалам в простенках между окнами .

За сохранностью янтарной комнаты тщательно следили, для чего в 1758 г. учредили специальную должность «надзирателя за янтарем». Учитывая хрупкость материала, специальный смотритель постоянно выполнял небольшие реставрационные работы. В 1758 году на эту должность был приглашен из Пруссии Ф. Роггенбук, возглавивший работы по созданию новых янтарных изделий в мастерской Царского Села.

Дополнительное убранство комнаты составили наборные комоды русской работы и китайский фарфор. Здесь же, в застекленных витринах, хранилось одно из самых значительных в Европе собраний янтарных изделий XVII—XVIII веков работы немецких, польских и русских мастеров. Со временем  возник музей янтарных вещей, где находились янтарные ларцы, шахматы, шашки. Янтарные изделия в XVIII веке, оставались, как правило, предметом дипломатических подарков и продолжали высоко цениться. Личные предметы из этого необычного, пронизанного солнцем и светом материала имела и Елизавета Петровна: трудно представить, чтобы императрица, инициировавшая янтарный интерьер, оставалась равнодушной к изделиям из этого «камня».

С середины XVIII столетия в Царское Село, где в это время появились первоклассные мастера по обработке янтаря, из Камерцалмейстерской кладовой стали поступать для ремонта предметы, принадлежавшие членам императорской семьи. Документы фиксируют, что в 1765 году в царсокселъскую мастерскую привезли для починки более 70 янтарных изделий, среди которых была мебель (кабинеты, поставцы и шкафы), предметы культа (кресты и распятия), а также предметы повседневного обихода. Из личных вещей Елизаветы Петровны между 1788 и 1794 годами из Кабинета Ее Величества поступил футляр с шахматной доской, а позднее — барельефный медальон с ее портретом.

Назидательность, характерная для времени, усиливалась включением в декор предмета надписей к гравированным картинкам. Особую группу предметов елизаветинского времени представляют настольные украшения в виде створки раковины неправильной формы, по краю шпорой идут упругие барочные волюты и акантовые листья.

Нарядные резные безделушки поступили в Царское Село в 1765 году, в составе первой партии вещей. Все раковины украшены резными композициями: в одной изображена аллегорическая группа «Милосердие» в виде женской фигуры и двух детей, в другой — «Женщина и сатир», в третьей — спящая женщина и собака — аллегория богини Дианы, в двух других раковинах запечатлены обнимающиеся пары. Подобные изделия, характерные для работ кассельской мастерской И. и И.-К. Лабхардов, видимо, были представлены на праздничном столе Елизаветы Петровны во время парадных приемов, которые устраивала императрица для своих гостей.

Пудреница изящной формы в виде раковины из светлого непрозрачного янтаря и лоточек прозрачного янтаря, выполненные немецкими мастерами, принадлежали Елизавете Петровне, которая в повседневном обиходе пользовалась различными табакерками, пудреницами, коробочками для кремов и мушек, а также подсвечниками и наборами для настольных игр, выполненными из янтаря.

Новая императрица продолжила в летней резиденции все ранее начатые работы.

Большое внимание было уделено Янтарной комнате: кроме установки паркета была проведена работа по реконструкции интерьера: в 1763 году Екатерина II издала указ о замене всех расписанных «под янтарь» холстов на настоящую янтарную мозаику.

4 декабря 1763 года подтверждено распоряжение убирать настоящим янтарём разрисованные пустые места в Янтарной комнате: И. Бецкой сообщил Царскосельской конторе, что «Ея императорское величество высочайше соизволила указать, в Селе Царском, в янтарном покое все пустые места убрать настоящим янтарем. Во исполнение сего, оной Конторе предлагается о скорейшем убрании того покоя и в приготовлении янтаря приложить крайнее старание».

Вместе с прусским янтарных дел мастером Ф. Роггенбуком к работе приступил В. Неелов, который занимался обмерами воспроизводимых в янтаре частей интерьера — десюдепорта, панелей, столика и т. п. Вероятно, ему было поручено снять размеры «гнезд», в которые должны были вставить «каменные картины» — флорентийские мозаики; возможно также, что он мог исполнить рисунки для рам, которые служили обрамлениями. Заказчицей выступала императрица Екатерина:

«1. Рисунок для сделания четырех картин Флорентийской работы в янтарный кабинет Царскаго Села, которые иметь Ваше Императорское Величество желать изволили.
2. Описание, во сколько оные коштовать имеют.
3. Звание крепких камней, которые потребны для оной работы.
4. Мера, данная в Царском Селе для картин янтарного кабинета, по которой вышеупомянутый рисунок сделан».

 

Вместе с Роггенбуком к работе приступили его сын Иоганн, а также ранее приглашенные в Россию К. и Г. Фриде, И. Вельпендорф и их русские ученики. В это время было изготовлено восемь плоских щитов нижнего яруса с наборным рисунком, восемь филенок под пилястры, а также десюдепорт к средней двери и резные детали карниза, в которые включили фрагменты берлинской работы. На эти панели за четыре года ушло 450 килограммов янтаря.

Работы в интерьере Янтарной комнаты были завершены в 1770 году, и Екатерина II проводила вечернее время за играми и развлечениями в зале каждый раз, когда посещала резиденцию.

Именно в эти годы в интерьере появился угловой столик, на котором были установлены часы в виде бронзовых пастуха и пастушки, беседующих под цветущим деревом, крона которого поддерживает циферблат часов. Полиматериальные и полихромные часы, в которых позолоченная бронза сочетается с красочно расписанными фарфоровыми цветами, раскрашенными ветвями и листьями, являются не только прибором для измерения времени, но одновременно канделябром на четыре свечи. Автор этих часов-канделябра — Георг Козар (Georges Causard) — работал в Париже более тридцати лет, с 1755 года по 1789-й. А.Л. Бенуа, одним из первых обративший внимание на уникальные часы, называл их «грациозными и занятными» и датировал временем Людовика XV. 

Одним из самых старых предметов интерьера не только Янтарной комнаты, но и всего дворца, являются фрацузские часы 1745-1749 гг., которые до сих пор украшают угловой столик комнаты. 

 

1745-1719. Часы в виде цветущего дерева. мастер Эдм-Жан Козар. Бронза, металл, фарфор, эмаль: литье, чеканка, золочение, тонировка, полнхромная роспись 103 х 70 х 43. Подробнее о часах 

 

1770-е. Янтарная комната, комод 

 

 

Екатерина II уделяла большое внимание развитию русского мебельного дела. При ней в Россию приглашались иностранные мастера, а местные исполнители поддерживались крупными заказами двора. Именно в это время сложилась меблировка петербургских дворцов, включавшая и корпусную мебель: комоды, бюро, секретеры и шкафы.

Согласно описи Д. Григоровича, в конце XIX века в Большом Царскосельском дворце имелось большое количество наборной мебели, главным образом комоды и столы различных конфигураций. Согласно его атрибуции, это была преимущественно мебель французского происхождения; в тех случаях, где место изготовления не отмечено, речь, судя по всему, шла о русских изделиях. Предположение, что во дворце находилась мебель, изготовленная в России, подтверждается сохранившимися экземплярами, которые удалось идентифицировать с предметами, отмеченными в описи.

Среди этих экспонатов — комод из Янтарной комнаты, представляющий несомненный интерес прежде всего как элемент убранства одного из самых знаменитых царскосельских интерьеров. Необычная судьба этого комода, а также парного к нему, заслуживает внимания: оставленные в годы войны во дворце, они были вывезены оккупантами в Германию, и спустя более полувека один из них вернулся на свое историческое место. Оба комода зафиксированы на довоенных фотографиях Янтарной комнаты и включены в музейные описи 1938-1940 годов. Возвращенный предмет имеет маркировку, соответствующую номерам в дворцовых учетных документах. Обнаруженный в 1990-х годах в частной коллекции в Берлине, этот комод был выкуплен у владельца по инициативе журнала «Spiegel» и в 2000 году вновь поступил в ГМЗ «Царское Село».

Помимо необычной истории бытования, комод интересен как характерный образец русской наборной мебели 1770-х годов — времени становления отечественного мебельного дела, когда в Петербурге работали мастера из Европы, главным образом немцы, в мастерских которых обучались и трудились отечественные ремесленники.

Этот комод можно считать одним из первых опытов русской мебели, заимствовавшей формы французских изделий конца 1760-х годов — переходного периода от рококо к классицизму. Хотя изогнутые ножки и пре¬рванная линия фасада напоминают о стиле Людовика XV, в предмете уже отчетливо заметна тенденция к ясности и чистоте пропорций, характерным для классицистической мебели следующих десятилетий.

Показательно, что при французской форме рисунок набора на ящиках и верхней доске вдохновлен английскими наборными композициями, которые не использовались парижскими мастерами, но имели успех в России в конце XVIII века. Сочетание французской конструкции и английского декора в одном предмете могло состояться только в Петербурге, на раннем этапе освоения русскими мастерами европейских традиций. Об отечественном происхождении комода ясно свидетельствует отсутствие бронзового декора — тяг, уголков и каблучков, непременных элементов французской мебели, а также довольно грубое исполнение скрытых столярных частей и некоторая наивность орнаментального набора. («Царскосельская мебель и ее коронованные владельцы»)

В Янтарной комнате, Портретном зале, Зеленой Столбовой, Малиновой Столбовой и Парадной столовой Большого дворца до 1857 года плафонов не было.  Архитектор А.И. Штакеншнейдер сделал обмеры потолков второго этажа Екатерининского дворца и одновременно — акварельные рисунки оформления потолков, в которые планировалось вмонтировать картины, — «Украшения плафона для помещения картины», в том числе архитектор составил проект плафона в Янтарной комнате.

 

 

 Почти два века интерьер просуществовал в Царском Селе.

В Царском Селе было несколько сценических площадок — Китайский театр, залы, приспособленные под театральные постановок в Александровском и Большом Екатерининском дворцах. В Екатерининском дворце артистам для трапезы выделялся один из залов. Об одном курьезном случае, свидетельствующем о снисходительном отношении государя к мелким прегрешениям артистов, рассказывает Ф.А. Бурдин: «Однажды после спектакля во дворце в Царском Селе два маленьких артиста Годунов и Беккер выпили лишнее и поссорились между собою. Ссора дошла до того, что Годунов пустил в Беккера бутылкой; бутылка пролетела мимо, разбилась о стену и попортила ее. Ужинали в янтарной зале; от удара бутылки отскочил кусочек янтаря. Все страшно перепугались; узнав это в страхе прибежати: директор, министр двора князь Волконский; все ужасались при мысли, что будет, когда государь узнает об этом. Ни поправить скоро, ни скрыть это нельзя. Государь, проходя ежедневно по этой зале, должен был непременно увидеть попорченную стену. Виновных посадили под арест, но это не исправляло дела, и министр и директор ожидали грозы. Такой проступок не мог пройти безнаказанно и ни у такого строго государя. Министр боялся резкого выговора, директор — отставки, а виновным все предсказывали красную шапку (арестантскую роту -Л.В.). Действительно, через несколько дней государь, увидя испорченную стену, спросил у князя Волконского: «Что это значит?» Министр со страхом ответил ему, что это попортили артисты, выпившие лишний стакан вина. — «Так на будущее время давайте им больше воды», -сказал государь; тем дело и кончилось».

 

 

Поскольку резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушали янтарь, только в XIX веке трижды проводилась реставрация Янтарной комнаты: в 1833, 1865, 1893-1897 годах.

В статье, помещенной в журнале «Старые годы», № 11 за 1912 год, «Янтарь и его применение в искусстве», ее автор, барон Фелькерзам, немец, находившийся в то время при посольстве в Петербурге, так описывал Янтарную комнату: «Она… является настоящим чудом не только по большой ценности материала, искусной резьбе и изяществу форм, но, главным образом, благодаря прекрасному, то темному, то светлому, но всегда теплому тону янтаря, придающему всей композиции комнаты невыразимую прелесть. Все стены зала сплошь облицованы мозаикой из неравных со форме и величине кусочков полированного янтаря, почти однообразного желтовато-коричневого цвета».

 

1917. Янтарная комната. Автохром А. Зееста. Коллекция ГМЗ Царское Село

 

В 1907 г. братья Люмьер разработали мозаичный трехцветный растр и выпустили пластинки «автохромы» — одни из первых цветных изображений в истории фотографии. В 1917 г. П.К. Лукомский,  возглавлявший Художественно-историческую комиссию, организованную Временным правительством и работавшую в пригородных дворцах, получил разрешение на проведение съемки во дворцах Царского Села. Фотографирование было необходимо для каталогизации музейных предметов и осуществлялось бывшим конюшенным полковником фотографом А.А. Зеестом. Съемки в Екатерининском дворце начались в июне, а в Александровском дворце — с 14 августа 1917 г., сразу после того, как семья последнего императора России Николая II была отправлена в Тобольск. К 11 октября 1917 г. П.К. Лукомский принял сто сорок снимков. Среди них был и автохром, запечатлевший Янтарную комнату. Он является ее единственным цветным изображением, выполненным до 1941 г.

В 1933-1935 годах, небольшие реставрационные работы велись скульптором И. Крестовским.

 

Утрата интерьера

На лето 1941 года была намечена масштабная реставрация этого шедевра мировой культуры, но Великая Отечественная Война вмешалась в эти планы. Янтарную комнату предполагалось эвакуировать, для чего мозаики заклеили тонким слоем папиросной бумаги. Однако пробное снятие одного из панно показало, что янтарный набор осыпается большими участками. Чтобы не разрушать драгоценное произведение искусства, было принято решениепровести консервацию Янтарной комнаты на месте. Для этого панно дополнительно заклеили марлевой тканью,  заложили ватиновыми чехлами, и закрыли деревянными щитами.

Когда в город Пушкин ворвались немецкие части, включавшие специалистов команды «Кунсткомиссион», которая занималась вывозом художественных ценностей, янтарные панно были сняты и отправлены в Кенигсберг. В дарственной книге Кенигсбергского музея под № 200 сохранилась запись о том, что Янтарная комната подарена музею Германским государственным управлением дворцов и садов.

 

 

13 ноября 1941 года немецкая газета “Кенигсберг альгемайне цайтунг” сообщает, что в Кенигсберге искусствовед Альфред Роде организовал в помещении Прусского художественного музея выставку ценных камней и некоторых образцов Янтарной комнаты, которая укрыта в безопасном месте.

В Кенигсберге она и находилась до весны 1945 года. Похищенные янтарные панно и резные позолоченные двери были выставлены в одном из залов Кенигсбергского замка, где находился музей янтаря. Его директор А. Роде в 1944 году писал, что Янтарная комната, вернувшись на свою родину, является лучшим украшением Кенигсберга. Это было последнее место, где демонстрировалась уникальная отделка. В 1944 году, при отступлении немцев, панели снова были разобраны, упакованы в ящики и вывезены в неизвестном направлении. С этого времени следы Янтарной комнаты теряются. Ее поиски пока не дали результатов.

 

Возрождение шедевра

В июле 1979 года Совет Министров РСФСР принял решение о воссоздании янтарных панно, работы над которыми нвчалиоь в 1983 году по проекту архитектора А.А. Кедринского. Уже через год в Янтарной комнате появился живописный плафон, верхний ярус комнаты, расписанный «под янтарь», и наборный паркет. Участки, занимаемые янтарными панно, временно затянули холстом.

Так же, как в XVIII веке, расписан «под янтарь» фриз, восстановлен золоченый резной декор стен, из ценных пород дерева набран узорный паркет. По эскизу неизвестного художника итальянской школы XVIII века, хранящемуся в Эрмитаже, Я. А. Казаков и Б. Н. Лебедев исполнили живописный плафон «Свадьба Хроноса».

Лишь в 1982 году, когда работы были переданы Ленинградскому СНПО «Реставратор», за восстановление комнаты взялись всерьез.

В 1983 году было открыто финансирование работ, и началось возрождение утраченного шедевра.

Этому предшествовал сложнейший комплекс научных изысканий. Удалось отыскать 86 фотографий и негативов Янтарной комнаты. Приведя их к единому масштабу, специалисты воссоздали ее общий вид, элементы отделки в деталях, выяснили точные размеры панелей и другого декора. Для определения высоты рельефа была произведена фотограмметрия янтарных панно, что позволило определить высоты рельефов с точностью до 1 мм.

В 1994 году были установлены первые янтарные панели нижнего яруса и угловой столик, воссозданные реставраторами Царскосельской янтарной мастерской. Еще через два года мастера завершили работу над первой флорентийской мозаикой «Зрение».

 

И.Саутов о воссоздании Янтарной комнаты:

В 1998-м «Рургаз» подписал с «Газпромом» выгодный контракт и захотел сделать в России благотворительный жест. На церемонии присутствовал генконсул Германии в Петербурге, он и навел на мысль о Янтарной комнате. Звонит: «Вам интересно было бы встретиться с представителями «Рургаза?» Я сразу смекнул, к чему он клонит. На следующий день представители приехали, ознакомились с комнатой, янтарной мастерской. «Хотим сделать вам коммерческое предложение, мы выделяем 2,5 миллиона долларов на завершение работ при условии, что становимся эксклюзивным спонсором, вы отказываетесь от бюджетного финансирования и другой помощи». Деньги колоссальные, но у нас был сметно-финансовый расчет, из которого следовало, что нужно гораздо больше. Я поблагодарил и — отказался. 

Вскоре они нашли меня в Берлине. А мы там уже более десяти лет делаем выставки, которые берлинцы полюбили (немцы приносили и отдавали нам вещи с инвентарными номерами нашего музея!). Звонят из «Рургаза» и приглашают за их счет в штаб-квартиру в Эссене на переговоры. Я опять был вынужден отказаться, потому что на следующий день уезжал домой, да еще за рулем нашего музейного автобуса: часто сам шоферю, потому что за границей мы всегда стараемся для музея что-нибудь закупить. Тогда они попросили сделать небольшой крюк — 60 километров — и заехать в Гамбург, куда прилетят их представители. Потом мы с коллегами смеялись, что крюк стоил немцам миллион долларов, потому что в Гамбургском аэропорту мы и договорились о финансировании в 3,5 миллиона долларов.

6 сентября 1999 года в Екатерининском дворце было подписано соглашение. Но немцы поставили еще одно условие: чтобы с этой суммы не брали налога в казну, чтобы вся она пошла на реставрацию. Наши утрясали вопрос семь месяцев! Не знаю, как бы мы успели к сроку, если б немцы не сделали жест доброй воли — еще до подписания соглашения выделили деньги на закупку нового оборудования для мастерской. И вот опять сажусь я за руль, беру с собой директора янтарной мастерской Бориса Павловича Игдалова, переводчицу, и мы едем в Эссен, откуда совершаем радиальные поездки по заводам и фабрикам. Когда все оборудование свезли на склад, получилась такая гора, что стало ясно — в автобус не поместится. Сняли все сиденья, погрузку начали с пятисоткилограммовой станины шлифовального станка, от упаковки оборудования пришлось избавляться, набили салон так, что спиной я упирался в коробки и боялся, что при торможении они свалятся на голову. Но зато мы начали работать, а потом численность мастеров увеличили с 25 до 75. Что они будут делать после открытия Янтарной комнаты? На очереди реставрация Агатовых. 

В апреле 2000 года в музей-заповедник вернулись обнаруженные в Германии наборный комод русской работы конца XVIII века и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние», входившие в первоначальное убранство комнаты.

 

 

В июне 2003 года, в год 300-летия Санкт-Петербурга,  была торжественно открыта возрожденная  Янтарная комната Екатерининского дворца в присутствии руководителей Российского и Германского государств.  Работа над воссозданием «восьмого чуда света» продолжалась 24 года. Магия шедевра прусского искусства, овеянного множеством легенд, вызвала к жизни «девятое чудо света» — возрожденную Янтарную комнату. Началась новейшая история этого удивительного произведения искусства! 

 

Источники:

  • Фомин Н. Детское Село. Л., 1936.
  • Воронов М.Г., Кучумов А.М. Янтарная комната. Шедевры декоративно-прикладного искусства из янтаря в собрании Екатерининского дворца-музея. Л., 1989.
  • Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Данини / Альбом, под ред. И. Ботт. — СПб.: Аврора, 2010. — 303 с.
  • Город Пушкин. Историко-краеведческий очерк — путеводитель. Сост. Г. К. Козьмян. СПб., 1992.
  • Царское Село – любимец двух столетий. Каталог выставки./ Под ред. И.К. Ботт. СПб., 2004.
  • Императрица Елизавета Петровна и Царское Село. К 300-летию со дня рождения». Альманах «Сокровища России», вып. 91, 2010 г.
  • Царское Село. Путеводитель по дворцам и паркам. СПб, Изд-во Аврора, 2007 г., 256 с.
  • Епаринова Е. Штакеншнейдер. Сборник Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Данини / Альбом, под ред. И. Ботт. — СПб.: Аврора, 2010. — 303 с.
  • Колотов М. Г. Хайкина Л. В. Мозаики Янтарной комнаты // Ленинградская панорама. 1987. № 5. С. 36,37.
  • Хайкина Л. В. Янтарь в истории художественной культуры: доклад на международном семинаре для специалистов по изучению истории художественной обработки янтаря на базе Царскосельской янтарной мастерской. 2005.
  • Хайкина Л. В. Янтарная комната. Второе рождение. СПб., 2003.
     

 

Ссылки на материалы об Янтарной комнате:

 

Читайте так же о мастерах Янтарных мастерских:

 

У Вас остались вопросы? Или появился комментарий  или уточнение к данной статье? Напишите их в комментарии под статьей — мы ответим Вам в течение суток!

 

tsarselo.ru

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *