Янтарная комната в москве в кремле: В Москве появится своя Янтарная комната

Янтарная комната стала виртуальной

В Екатерининском дворце «Царского Села» представили виртуальную версию Янтарной комнаты, созданную в VR-формате.

Точная интерактивная модель всемирно известного интерьера Екатерининского дворца, созданная в формате виртуальной реальности — уникальное событие в мировом музейном мире. Рисунок янтаря передан максимально точно с учетом отражающих свойств камня. Проект реализован при поддержке ПАО «Газпром» компанией Stereoforma.

Рассмотреть интерьер Янтарной комнаты в мельчайших подробностях, приблизить предметы декоративно-прикладного искусства и элементы отделки, изучить флорентийские мозаики и резьбу можно с помощью специальных очков. В отличие от посещения музея вживую, в виртуальном пространстве экспонаты можно трогать руками и рассматривать с максимально близкого расстояния, а также ознакомиться с интересной информацией об истории интерьера, техниках исполнения, материалах.

Янтарная комната в VR-формате.

Изображение: Государственный музей-заповедник «Царское село»

«Царское Село — один из самых посещаемых музеев России, но далеко не каждый имеет возможность своими глазами увидеть это произведение искусства. Благодаря слаженной работе реставраторов, фотографов и операторов, специалистов по трёхмерному моделированию и цифровизации создан VR-проект — без таких изюминок юбилейный год, посвящённый 350-летию Петра Великого, был бы не полным, — говорит директор департамента музеев и внешних связей министерства культуры РФ Александр Воронко. — Множество людей в разных городах нашей страны смогут увидеть интерьер Янтарной комнаты, не посещая Петербург, — сначала VR-версия отправится в Калининград, уже летом — в Воронеж и Псков. Затем выставочный путь экспозиции будет продолжен в других городах России». «Янтарная комната — наш главный бренд и главная цель приезда в Царское Село миллионов туристов со всего мира. Но для многих увидеть ее вживую — несбыточная мечта. Впервые мы всерьез задумались о создании VR-версии во время локдауна, когда музей был закрыт», — уточняет директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова.

Как говорят создатели VR-версии, пока аналогов ей в мире не существует. Похожие проекты музеев в виртуальной реальности представлены в Версале и Смитсоновском музее естественной истории, но на данный момент они уступают VR-версии Янтарной комнаты по степени детализации. Как поясняет руководитель студии Stereoforma Дмитрий Мачача, с технологической точки зрения это был очень сложный проект, поскольку 70% Янтарной комнаты состоит из поверхностей, наиболее сложных для сканирования и переноса в VR — полупрозрачных, зеркальных и позолоченных. Над созданием VR-версии Янтарной комнаты трудились около года. «Мы фактически повторили работу реставраторов, воссоздавших интерьеры, но проделали все это в виртуальном пространстве. Могу смело сказать, что на сегодняшний день это один из лучших в музейном мире интерьеров, воссозданных в VR», — говорит Дмитрий Мачача. При создании VR-проекта был использован совмещенный подход для сохранения уникального рисунка янтаря и фотореалистичности объекта — фотограмметрическое сканирование с последующим ручным скульптингом объектов.

Янтарная комната в VR-формате. Изображение: Государственный музей-заповедник «Царское село»

Фактически специалисты повторили работу реставраторов, только они кропотливо работали не с камнем и деревом, а в 3D с каждым объектом. «В 2003 году мы завершили работу над Янтарной комнатой. Каждый шаг этой кропотливой научной работы по воссозданию уникального интерьера был обоснован и мотивирован. Мы многому научились за эти годы, — констатирует директор Царскосельской янтарной мастерской Борис Игдалов. — Большой сильный коллектив работал над проектом — специалисты Царскосельской янтарной мастерской, музея-заповедника „Царское Село“, архитекторы, художники, камнерезы. Прошло почти двадцать лет, и мы видим, что жизнь идет вперед. И благодаря технологиям теперь оценить наш труд и легендарный интерьер могут те, у кого нет возможности посетить Царское Село».

В Москве появится копия Янтарной комнаты

https://radiosputnik. ria.ru/20200309/1568354220.html

В Москве появится копия Янтарной комнаты

В Москве появится копия Янтарной комнаты — Радио Sputnik, 09.03.2020

В Москве появится копия Янтарной комнаты

Трехмерная панорама Янтарной комнаты появится в Москве в Музее Победы на Поклонной горе, сообщил «Петербургскому дневнику» автор трехмерных панорам о Великой… Радио Sputnik, 09.03.2020

2020-03-09T20:28

2020-03-09T20:28

2020-03-09T20:28

75 лет победы — радио sputnik

общество

санкт-петербург

москва

янтарная комната

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/102479/22/1024792266_0:140:3143:1908_1920x0_80_0_0_a71ac4220f19bdda952ada8ea6e6317e.jpg

МОСКВА, 9 марта/ Радио Sputnik. Трехмерная панорама Янтарной комнаты появится в Москве в Музее Победы на Поклонной горе, сообщил «Петербургскому дневнику» автор трехмерных панорам о Великой Отечественной войне в команде «Невского баталиста» Дмитрий Поштаренко. Экспозиции должны появиться в честь 75-й годовщины Великой Победы.Поштаренко уточнил, что к 9 Мая в московском музее появятся три эпизода, посвященные Великой Отечественной войне: один из них посвящен обороне Брестской крепости, второй расскажет о преступлениях фашизма против историко-культурного, духовного наследия Советского Союза на оккупированных территориях. Замысел построен на наглядной демонстрации примеров понесенных потерь: разорение Великого Новгорода и вывоз Янтарной комнаты из Екатерининского дворца в Царском Селе.По его словам, отдельной темой будет представлена экспозиция разграбления памятника тысячелетия России в Великом Новгороде.В свою очередь, Брест будет показан многоэтажной панорамой. С большим количеством живописных полотен: за одним из окон будет показано начало войны, бегущая в укрытие семья командира крепости и так далее. Общий объем экспозиции трех сцен в музее – 750 квадратных метров.»Поскольку места немного, эти сцены будут максимально насыщены деталями, даже больше, чем панорама в Петербурге. Например, в Новгороде будет момент, где фашисты из различных дивизий, включая солдат из «голубой», испанской дивизии добровольцев, сидят у костра, делая подарки и сувениры из оклада икон, украденных из храма», – говорит Поштаренко.Открытие экспозиции запланировано к 9 Мая, но работы должны быть завершены уже к апрелю.Ранее радио Sputnik сообщило, что в Подмосковье стартовал приуроченный к юбилею Победы конкурс граффити.Радио Sputnik – самая цитируемая радиостанция России. Будьте с нами в Telegram и Яндекс.Дзен.

https://radiosputnik.ria.ru/20200227/1565273929.html

санкт-петербург

москва

Радио Sputnik

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2020

Радио Sputnik

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://radiosputnik. ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

Радио Sputnik

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/102479/22/1024792266_207:0:2938:2048_1920x0_80_0_0_fd7ff97ba8ddda7d1674f60f0ebf67d2.jpg

1920

1920

true

Радио Sputnik

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Радио Sputnik

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

общество, санкт-петербург, москва, янтарная комната

75 лет Победы — Радио Sputnik, Общество, Санкт-Петербург, Москва, Янтарная комната

МОСКВА, 9 марта/ Радио Sputnik. Трехмерная панорама Янтарной комнаты появится в Москве в Музее Победы на Поклонной горе, сообщил «Петербургскому дневнику» автор трехмерных панорам о Великой Отечественной войне в команде «Невского баталиста» Дмитрий Поштаренко.

Экспозиции должны появиться в честь 75-й годовщины Великой Победы.

Поштаренко уточнил, что к 9 Мая в московском музее появятся три эпизода, посвященные Великой Отечественной войне: один из них посвящен обороне Брестской крепости, второй расскажет о преступлениях фашизма против историко-культурного, духовного наследия Советского Союза на оккупированных территориях.

Замысел построен на наглядной демонстрации примеров понесенных потерь: разорение Великого Новгорода и вывоз Янтарной комнаты из Екатерининского дворца в Царском Селе.

«

«Мы обратились в музей и воссоздали по архивным фотографиям, слепкам архитектурного убранства Янтарную комнату. При помощи пластика и различных колеров воспроизвели Янтарную комнату, разграбленную фашистами. Там же будут багеты с мерцающими картинами, утраченными в ходе этого грабежа», – сказал Поштаренко.

По его словам, отдельной темой будет представлена экспозиция разграбления памятника тысячелетия России в Великом Новгороде.

В свою очередь, Брест будет показан многоэтажной панорамой. С большим количеством живописных полотен: за одним из окон будет показано начало войны, бегущая в укрытие семья командира крепости и так далее. Общий объем экспозиции трех сцен в музее – 750 квадратных метров.

«Поскольку места немного, эти сцены будут максимально насыщены деталями, даже больше, чем панорама в Петербурге. Например, в Новгороде будет момент, где фашисты из различных дивизий, включая солдат из «голубой», испанской дивизии добровольцев, сидят у костра, делая подарки и сувениры из оклада икон, украденных из храма», – говорит Поштаренко.

Открытие экспозиции запланировано к 9 Мая, но работы должны быть завершены уже к апрелю.

Ранее радио Sputnik сообщило, что в Подмосковье стартовал приуроченный к юбилею Победы конкурс граффити.

Все ветераны получат выплаты к 9 мая вне зависимости от проживания

27 февраля 2020, 12:45

Радио Sputnik – самая цитируемая радиостанция России. Будьте с нами в Telegram и Яндекс.Дзен.

Россия возвращает два сокровища Янтарной комнаты

МОСКВА — 

В знак справедливости и доброй воли Германия вернула два остатка бесценной Янтарной комнаты России во дворец под Санкт-Петербургом в субботу, спустя почти 60 лет после разграбления украшенной драгоценностями комнаты. нацистами.

Но еще неизвестно, вызовут ли обнаруженные сокровища — мраморная мозаика 18-го века и лакированный сундук — достаточно благосклонности, чтобы ослабить власть России над собственной добычей времен Второй мировой войны.

Для протокола:

00:00 6 мая 2000 г. Для протокола
Los Angeles Times Суббота 6 мая 2000 г. Домашнее издание Часть A Часть A Страница 5 Foreign Desk 2 дюйма; 48 слов Тип материала: Исправление
Янтарная комната. В статье от 30 апреля, посвященной возвращению остатков заветной Янтарной комнаты из Германии в Россию, газета «Таймс» исказила статус города Калининграда во время Второй мировой войны. Город, бывшая столица Восточной Пруссии Кенигсберг, был территорией Германии, пока не стал частью Советского Союза и не был переименован в конце войны.

«Сегодня у меня, как и у многих моих соотечественников, насыщенный эмоциями день. Благодаря усилиям наших немецких друзей возвращено одно из наших самых сокровенных богатств», — сказал избранный президент Владимир Путин, принимая произведения искусства на церемонии во дворце Екатерины Великой.

Тот факт, что мозаика и сундук всплыли на поверхность в последние годы, вселил в россиян надежду на то, что остальная часть комнаты, которую иногда называют Восьмым чудом света, когда-нибудь может быть восстановлена.

Янтарная комната была подарена первому российскому императору Петру Великому прусским королем Фридрихом Вильгельмом I в 1716 году. В ней было шесть тонн янтаря, вылепленного в виде 129 панелей, покрывающих полы, стены и потолки. В 1755 году он был включен в состав летнего дворца Екатерины Великой под Санкт-Петербургом, где его нашли нацисты.

В ответ на возвращение Германией двух произведений искусства Россия разрешила немецким чиновникам забрать домой 101 рисунок западных мастеров, в том числе Делакруа, Гойи, Дюрера и Мане, которые были украдены солдатами Красной Армии из Бремена. музейная коллекция в 1945.

Некоторые приветствовали эти шаги как признак того, что тупиковая ситуация с репатриацией так называемого трофейного искусства может выйти из тупика. Нацисты и Красная Армия систематически грабили произведения искусства, перемещаясь по Европе.

«Это первый шаг в процессе переговоров, который, безусловно, приведет к разрешению спорных вопросов между нашими двумя странами», — сказал министр культуры Германии Михаэль Науманн, получивший в пятницу лицензию на экспорт рисунков.

Но, несмотря на субботние теплые рукопожатия и тосты с шампанским, мало признаков того, что Россия намерена отказаться от примерно 200 000 произведений искусства, захваченных ею на бывшей нацистской территории в последние дни Второй мировой войны.

На самом деле все наоборот. Российская общественность категорически против возвращения этих произведений в Германию, считая их частичной компенсацией огромных потерь России во время войны. На прошлой неделе российский парламент принял закон, согласно которому все подобные произведения искусства переходят в собственность государства и разрешают их экспорт только в ограниченных случаях.

«Это не должно рассматриваться как жест, который может иметь какое-то символическое значение в отношении пересмотра нашего законодательства о вытесненном искусстве. Ничего подобного не будет», — сказала Эмина Кузьмина, многолетний член Государственного комитета России по реституции, имея в виду возвращение рисунков.

В целом между Россией и Германией теплые отношения, но тема трофейного искусства постоянно раздражает. Обе страны утверждают, что справедливость на их стороне.

Министр культуры РФ Михаил Юрьевич Швыдкой заявил, что ответные жесты прошлой недели не означают смены политики Москвы.

— Об обмене речь не идет, — сказал он. «То, о чем мы говорим, это . . . взаимный возврат предметов, которые были юридически неправомерно вывезены из двух стран».

Это может показаться мелочью, но это различие важно для российских чиновников. Все произведения искусства, возвращенные на прошлой неделе, были переданы частным лицам, которые незаконно владели ими; ни один не был выпущен из официальной государственной коллекции.

Что касается рисунков, то они были анонимно доставлены в посольство Германии в Москве в 1993 году отставным офицером российской армии, которого взяла верх совесть. Он сказал, что украл их из замка в Германии, куда они были помещены на хранение.

Мраморная мозаика Янтарной комнаты была обнаружена в прошлом году, когда сын бывшего немецкого офицера выставил ее на продажу в Бремене, очевидно, не зная о ее происхождении. Известная как одна из флорентийских мозаик, она входит в число четырех, украшавших стены камеры. Сундук — один из двух, изначально установленных в комнате — был идентифицирован в 1997 году немецким реставратором мебели, который прочитал описание пропавшей мебели и узнал в ней предмет, который он когда-то реставрировал. Хозяин нашелся и согласился вернуть.

Из всего вреда, причиненного нацистами России, утрата Янтарной комнаты, пожалуй, ощущается наиболее остро.

После вторжения в 1941 году нацисты отправили его в портовый город Кенигсберг, бывшую столицу Пруссии, оккупированную Германией. Большая часть помещения была устроена там в замке, но по мере отступления фашистов в 1944 году ее снова запаковали и спрятали где-то за городом, теперь это российский порт Калининград.

С тех пор Янтарную комнату никто не видел. Одни считают, что он распался и рассеялся; другие говорят, что он все еще в значительной степени цел, спрятан в шахте или бункере. Это считается главной целью охотников за сокровищами.

Не удовлетворившись ожиданием обнаружения и возвращения настоящей вещи, советские чиновники в 1979 году решили воссоздать ее. С тех пор советские и российские художники кропотливо собирают, шлифуют и строят новые панно, руководствуясь архивными и фотодокументами. Дорогостоящая работа замедлилась из-за нехватки средств, но в прошлом году она получила импульс, когда немецкая газовая компания Ruhrgas выделила на проект 3,5 миллиона долларов, что уже сделано примерно наполовину.

Янтарная комната имеет огромное символическое значение для россиян и возглавляет список национальных достояний, которые они хотят восстановить. Со стороны Германии, среди тысяч экспонатов, хранящихся в российских музеях, наиболее важными, пожалуй, являются 260 золотых монет, которые, как считается, были добыты в древнем городе Троя и которые были обнаружены немецким исследователем Генрихом Шлиманом в 1873 году. заявили, что не намерены отказываться от золота.

В соответствии с новым законом о трофейном искусстве, который, скорее всего, будет подписан Путиным, «неагрессивные» страны, разграбленные Германией, такие как Франция, могут подать заявку на репатриацию произведений искусства, которые впоследствии оказались в России. Но произведения искусства, захваченные у «агрессивных» стран, таких как Германия, Австрия и Венгрия, будут считаться законными военными трофеями.

Тем не менее, закон оставляет некоторую гибкость в случае «обмена», что позволит российским лидерам обменивать имеющиеся у них предметы на те, которые они хотят вернуть из Германии.

В этом смысле, поскольку российское законодательство не требует от правительства возврата награбленного, атмосфера дружелюбия и доброй воли, царящая в Санкт-Петербурге, может иметь решающее значение для будущего прогресса в спорах о трофейном искусстве.

«То, что наши немецкие друзья привезли сегодня в Санкт-Петербург фрагмент Янтарной комнаты. . . для нас очень много значит», — сказал Путин. «Мы считаем, что очень сложные вопросы, в том числе и национальные культурные ценности, можно решить, если подходить к ним конструктивно, спокойно, с чувством полной ответственности и доброжелательности».

Янтарный фасад | Art

Событие было настолько экстраординарным, что «Правда» подробно описала его в интернет-трансляции: «31 мая 2003 года, 15. 30: Владимир Путин и Герхард Шредер прибывают в Екатерининский дворец под Санкт-Петербургом и поднимаются по лестнице Монигетти». Вслед за ними по лестнице поднялись первые леди Дорис Шредер и Людмила Путина. За ними следовали еще 40 мировых лидеров, в том числе Тони Блэр, Сильвио Берлускони, Жак Ширак, Кофи Аннан и Романо Проди.

Вип-персоны собрались на саммит Россия-ЕС. Однако их первой встречей стала историческая церемония открытия в Екатерининском дворце, построенном Петром Великим для своей невесты в 15 милях к югу от Санкт-Петербурга, в месте, которое стало известно как Царское село, ныне переименованное в Пушкин.

Окружение прошло мимо шкафов с пострадавшими войной херувимами, хрустальными слезинками и осколками Севра, мимо черно-белых фотографий советских реставраторов, снова склеивающих и связывающих все вместе, и в портретный зал, где маленькая табличка указывала что оригинальная мебель была украдена нацистами.

Наконец, кульминацией дня, группу провели по полу, инкрустированному редкими породами дерева, в занавешенную комнату, освещенную свечами.

«Правда» сообщила: «15.35 часов. Шторы откинуты. Легендарная Янтарная комната России снова ослепляет. Двадцать лет работы русских мастеров вернули то, что называлось «восьмым чудом света», на свое место в Екатерининском дворце».

Первоначальная Янтарная комната — целая комната, обшитая панелями и украшенная янтарем, — была подарена Петру Великому в России в 1717 году королем Пруссии Фридрихом Вильгельмом в качестве подарка, скрепляющего дружбу между двумя государствами. В то время янтарь стоил в 12 раз дороже золота. Пятьдесят лет спустя новая императрица Екатерина Великая отреставрировала и дополнила Янтарную комнату, которая к тому времени была установлена ​​в Екатерининском дворце, где она принимала свой легион любовников.

Там он оставался, чудо для посетителей, пока он не был демонтирован немецкими войсками зимой 1941 года, панели были вырублены из стен. Комната была тайно перевезена на запад, в Кенигсберг на Балтийском море, затем в нацистскую столицу. Восточной Пруссии.

С войны пропал без вести.

Орды охотников за сокровищами из Европы, США и России породили десятки противоречивых теорий о местонахождении Янтарной комнаты. Группа экспертов по спасению обыскала катакомбы под немецким городом Веймар, полагая, что комната была перевезена туда нацистскими агентами в конце войны. Дайверы регулярно исследуют ржавые обломки немецкого лайнера «Вильгельм Густлофф», торпедированного 19 января.45, когда он эвакуировал из Кенигсберга 10 582 раненых немца, а также, по теории, Янтарную комнату. Между тем российские, американские и британские горные эксперты предполагают, что, поскольку нацисты использовали шахты и пещеры для сокрытия произведений искусства из Кенигсберга, Янтарная комната тоже могла быть спрятана где-то в подземном туннеле.

Работа над репликой Янтарной комнаты началась в 1999 году, когда вмешалась немецкая компания с подарком в размере 2 миллионов фунтов стерлингов. На торжественном открытии в 2003 году, поскольку это было российское мероприятие, было доступно множество материалов для чтения, в том числе 300-страничный каталог произведений искусства, украденных или утерянных во время Второй мировой войны и все еще разыскиваемых дворцом.

Обложка была иллюстрирована большой, раскрашенной вручную фотографией оригинальной Янтарной комнаты, которая, как говорят, является самым ценным недостающим произведением искусства в мире, стоимостью — заочно — 140 миллионов фунтов стерлингов. Профессор Иван Саутов, директор дворца, писал в предисловии, что, будучи в восторге от новой Янтарной комнаты, он и его сотрудники «убеждены, что [оригинал] не погиб и будет найден в результате правильно организованных поисков».

Мы начали расследование судьбы пропавшей Янтарной комнаты в декабре 2001 года. Сначала мы прилетели в Санкт-Петербург в серый и утомительный день и медленно продвигали наши запросы по официальным каналам. Друзья в университете предложили другую, более латеральную стратегию. Они помогли нам собрать воедино сеть второстепенных персонажей, ветеранов Красной Армии, старых товарищей, действующих и отставных музейных хранителей. Постепенно мы раскопали рассказы тех, кто имел непосредственное отношение к Янтарной комнате.

Бумажный след привел нас в параллельные миры КГБ и восточногерманской Штази, и, наконец, три года спустя — через несколько месяцев после торжественного открытия в Екатерининском дворце — мы раскопали дерзкую русскую ложь: мошеннический трюк времен холодной войны, который 31 мая 2003 года одурачил мировых лидеров.

22 июня 1941 года из Москвы поступил срочный приказ: все ценное в городе Ленинграде (так тогда назывался Санкт-Петербург) было эвакуировано. Нацисты вторглись в 4 часа утра без объявления войны. Через Советский Союз прошла самая большая сила вторжения в истории: четыре миллиона немецких солдат; 207 дивизий Вермахта; 3300 танков. Коллекции ленинградских дворцов и музеев нужно было спасать. Но в Эрмитаже было 2,5 миллиона экспонатов, и еще сотни тысяч выставлены в Александровском, Екатерининском и Павловском дворцах, расположенных в маленьком городе-спутнике Пушкин и его окрестностях.

Анатолий Кучумов, молодой куратор, работающий в Пушкине, записал в своем дневнике: «22 июня. Пролетели вечером по залам, упаковали, что можем». Но дел было слишком много: «24 июня. Не останавливались 24 часа. У товарищей кровь из носа из-за того, что они наклонялись над упаковочными ящиками. Кончились коробки и бумага… наши сокровища».

К 1 сентября немцы окружили Ленинград, изолировав два миллиона горожан, которые не увидят внешнего мира почти 900 дней. Семнадцать вагонов, набитых дворцовыми сокровищами, направлялись в Сибирь, а внутри Екатерининского дворца продолжала работать горстка хранителей. Курьеры отнесли отчеты городским властям. Последний прибыл в 5 часов утра 17 сентября. «Парк и север города ведут упорные бои. Все движутся на запад. Мы взяли даже пишущие машинки. Ничего им не оставим».

Кроме Янтарной комнаты. Кучумов столкнулся со страшной дилеммой: «Пробное перемещение одной из панелей привело к катастрофе. Янтарная облицовка сошла с крепления и полностью разбилась. Мы не можем перенести Янтарную комнату. делать?» Его решение состояло в том, чтобы спрятать его там, где оно было, построив над ним еще одну, более простую комнату. Янтарные стены были обтянуты марлей и ватой Пушкинской швейной фабрики, затем оклеены обоями. Он надеялся, что если гитлеровцам удастся прорваться в Екатерининский дворец, они будут обмануты.

План провалился. Через несколько часов после захвата Екатерининского дворца 17 сентября 1941 года немецкие войска разоблачили Янтарную комнату, разобрали ее и упаковали в ящики, которые были доставлены в замок Кенигсберг в Восточной Пруссии, откуда они и исчезли.

Мы решили начать поиски с Анатолия Кучумова, последнего хранителя Янтарной комнаты. Письма, факсы и телефонные звонки оставались без ответа. В государственных домах престарелых под Санкт-Петербургом его никто не знал. Потом мы нашли некролог в последнем номере «Правды». Кучумов умер в 1993. Мы связались с руководством музея в Пушкине, где работал Кучумов. Через неделю нас вызвали к профессору Ивану Петровичу Саутову, директору Екатерининского дворца.

Пушкин засыпало снегом, когда подъехали наши машрутки. Мы спрыгнули в мягкий белый порошок и пошли через парк. В этом городе было так много историй о Саутове, что можно было предположить, что некоторые из них он сам затеял. Могло ли быть правдой то, что в свой 50-й день рождения он выстроил длинный путь во дворец с пажами, несущими чашки водки? Проведенные в его кабинет, мы стояли по стойке смирно перед фотографиями Саутова, сделанными с президентами Путиным и Клинтоном и королевой Елизаветой II.

Костюм Саутова был глянцевым. У его авторучки, которой он постукивал по столу, была янтарная застежка. Улыбающаяся женщина лет шестидесяти сидела в другом конце офиса, ее лицо обрамляла платиновая шапка «Zsa Zsa». Это была Лариса Бардовская, главный хранитель. «Какая информация вам нужна?» она спросила. Есть ли какие-нибудь бумаги Кучумова в дворцовом архиве? Она наклонилась к нам, покачав головой: «Что получает Екатерининский дворец?» Саутов зевнул, а затем прогремел: «Мы не благотворительное предприятие. Почему вы должны делать деньги на том, что мы знаем? Драгоценные знания. Дорогие знания».

«Все подписывают контракт, — вмешалась Бардовская. — Стивен Спилберг подписал контракт и заплатил полмиллиона за аренду зеркального бального зала. Элтон Джон устроил вечеринку и подписал контракт за 140 000 фунтов стерлингов. найди Янтарную комнату, — сказала она, вытаскивая из сумочки желтовато-коричневый конверт. Она показала нам материалы, в том числе страницы мемориальных открыток в черной рамке с нацарапанным на них RIP, анонимно отправленные во дворец после немецкой выставки о пропавшей Янтарной комнате. На одном листе были зернистые фотографии мест преступлений, разорванных взрывами домов, автокатастроф, тела, лежащего под опавшими березовыми листьями. Мы спросили, были ли убиты люди, искавшие Янтарную комнату. — Это конфиденциальный материал, — отрезала она. «Не для публикации».

Через два дня мы получили письмо: «Большое спасибо за проявленный интерес. Все материалы, которые у нас есть, являются результатом нашей собственной работы, на сбор которой ушли годы и годы; крохи информации. физические силы, чтобы ответить на ваши вопросы или выполнить предложенную вами схему. С уважением…» Нас оскорбили. Екатерининский дворец не собирался делиться своими материалами, если они у него были.

Далее с помощью одного из подружившихся с нами пожилых хранителей музея мы получили читательский билет в Центральный государственный архив литературы и искусства. Нас повели вверх по широкой лестнице, изношенной легионами клерков. — Доброе утро, — возразила маленькая пожилая женщина со скульптурными волосами. — Александра Васильевна Истомина, директор архива. Не думаю, что смогу вам помочь. Мы пришли вооруженными. Мы подсунули рекомендательное письмо через ее стол. Накрашенный указательный палец Александры Васильевны водил за каждым словом. Его написал руководитель петербургского издательства, фирма которого субсидировала издание ее каталогов, и он настоятельно рекомендовал нам допустить нас. Директор посмотрел на нас, улыбаясь. Она принесла три чашки черного чая и коробку. Из него посыпались шоколадные конфеты, завернутые в блестящую фольгу с тиснением советской символики. «Нам еще нужно привыкнуть к тому, чтобы впускать людей — к этой открытости, как бы вы это назвали, — сказала она, добавив: «За все файлы придется платить». Ну хоть файлы были. «Начните завтра», — весело постановила она. В России его никогда не было сегодня.

Папка, перевязанная лентой, лежала на отведенном нам столе. Наши имена были первыми, написанными на читательской пластинке, которая была наклеена на нее так недавно, что слюна, смачивающая клей, была еще влажной. Это был первый из дюжины ящиков с личными бумагами Анатолия Кучумова. Мы осторожно открыли крышку и обнаружили пачку страниц, вырванных из школьной тетради, исписанных аккуратными кириллическими буквами. Это была выписка из дневника за март 1944 года, мысли Кучумова по возвращении в Екатерининский дворец после трехлетней оккупации его фашистами. Кучумов писал: «Скульптуры без голов. Паркет и камины разбиты и разбиты. Если бы стены могли говорить». Перебираясь по «кучам обожженных балок, кирпичей и железа», Кучумов, должно быть, затаил дыхание. Где сокровище, которое он кропотливо спрятал 19 июня?41? «Каждый шаг просто убивает меня», — написал Кучумов. «Эти звери превратили дворец-музей в конюшню нашей гордости».

Янтарная комната исчезла.

Следующим документом была еще одна выписка из дневника, написанная пурпурными чернилами и датированная Кенигсбергом, март 1946 года. Он подтверждал, что менее чем через год после окончания войны Кучумов был направлен Совнаркомом, Советом Народных Комиссаров, для расследования судьбы сокровище, которое он не смог эвакуировать. Миссия была совершенно секретной, и Кучумову было приказано сообщить своим коллегам, что он уходит в отпуск.

19 марта 1946 года, приехав в Кенигсберг, Кучумов писал: «Устояли только одиночные хаты в конце улиц, дачи среди развалин, занятые ныне Центральной комендантской и наркоматами [ представители Наркомата]. Было около 25 000 немецких беженцев, которых мы могли видеть живущих в подвалах и разрушенных домах в пригородах». Это было все, что осталось от города 2,2м. Самый важный восточный оплот Гитлера был окружен и разгромлен Красной армией в одном из самых ожесточенных боев весной 19-го года.45.

Кучумов направился прямо к Кенигсбергскому замку, где годом ранее полковник Красной Армии нашел нацистскую бухгалтерскую книгу, подтверждающую, что Янтарная комната прибыла туда в декабре 1941 года. Была ли она все еще там? Лишь один угол замка со средневековым Рыцарским залом уцелел относительно невредимым. Кучумов прополз на четвереньках по каменным глыбам и деревянным балкам и обнаружил, что и здесь был ад. Он также обнаружил следы Янтарной комнаты.

Кучумов доложил в Москву: «Покрытые тремя слоями пепла, полностью обгоревшие и обесцвеченные, мы нашли три каменные мозаичные картины… некогда украшавшие Янтарную комнату». Эти небольшие сюжеты, изображенные на цветных камнях, были заказаны Екатериной Великой для украшения янтарных панно. Но их должно было быть четыре. Отсутствие одного из них дало Кучумову надежду, что оно хранилось в другом месте. Он уже знал из сообщений немецких газет, что панели Янтарной комнаты были разобраны и упакованы в ящики. Возможно, эти ящики и пропавшая мозаика хранились вместе и не сгорели.

Кучумов взволнованно писал в Москву, что тайник с частично сгоревшими немецкими письмами, извлеченными из-под завалов, раскрывает план нацистов по эвакуации Янтарной комнаты после того, как союзники начали бомбить регион в августе 1944 года. Одно письмо в Министерство культуры в Берлине, от 12 января 1945 г. сообщалось, что Янтарная комната упакована и что выделен замок в западной Саксонии, далеко от восточного фронта. Нацистская операция состоялась? Кучумов сверился с картой и нацарапал: «К середине января железнодорожное сообщение между Кенигсбергом и остальной Германией было прекращено. Последний поезд отправился 22 января. Перевезти Янтарную комнату в Германию по воздуху или по морю можно было до середины января. -Марш, но это было невероятно опасно, учитывая близость фронта и господство нашей авиации». Он пришел к выводу: «Если бы нацисты пользовались дорогами, они могли бы довезти неуклюжие и тяжелые ящики только до какого-то места в Восточной Пруссии».

Четыре года спустя, в декабре 1949 года, Кучумов получил разрешение на раскопки в Калининграде, так как Кенигсберг был переименован, когда эта территория после войны вошла в состав Советского Союза. В течение следующего десятилетия он руководил группами, которые копали тайно, уклоняясь от любых расследований, заявляя, что они занимались разведкой нефти. Но было множество потенциальных укрытий: тевтонские руины, бункеры и заброшенные шахты. Кучумов не мог их всех осмотреть. Очевидно, разочарованный отсутствием результатов, он рекомендовал новый подход — выход на биржу.

6 июля 1958 г. советская газета «Калининградская правда» опубликовала сенсационную статью: «Продолжаются поиски пропавшей Янтарной комнаты». Выяснилось, что тайные советские поисковые группы охотились за Янтарной комнатой в поисках улик, указывающих на то, что нацисты спрятали ее в секретном бункере.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *