Янтарная комната где находится: куда делось «восьмое чудо света»?

куда делось «восьмое чудо света»?

За те долгие в масштабах истории 75 лет, что «Янтарная комната» числится «без вести пропавшей», тысячи людей стремились раскрыть ее тайну. Были те, кто считал розыски «янтарного призрака» делом своей жизни, а были даже и те, кто положил свою жизнь на алтарь поисков. «Смерть при невыясненных обстоятельствах» — самый частый «диагноз» тех, кто ближе всех подошёл к разгадке. 

Судьба самого известного исследователя, Георга Штайна, сложилась трагично. В 1987 году его нашли мертвым. В полиции заявили, что это самоубийство. Но друзья Штайна утверждали, что как раз накануне смерти исследователь заявил, что наконец вплотную подошел к разгадке тайны Янтарной комнаты — так что же заставило бы его свести счеты с жизнью в шаге от успеха? Вызывал недоумение и способ самоубийства: получалось, что Штайн сначала нанес себе несколько ран (на теле обнаружены следы от них), а затем вспорол живот.

Следы «восьмого чуда света», как именовали Янтарную комнату, теряются в Кёнигсберге (ныне Калининград) весной 1945 года. Но как она, собственно, попала в Восточную Пруссию и почему немцы называли русское чудо своим национальным достоянием?

Янтарная комната — такое название получила коллекция декоративных настенных панно, отделанных янтарём, — была создана в XVIII веке в Германии для короля Фридриха I, затем была подарена Петру I. Главным украшением дворца российских императоров Янтарный кабинет стал при Елизавете Петровне. Разместить подарок прусского короля в Зимнем дворце императрица поручила Бартоломео Растрелли. Это было непросто: зал, предназначавшийся для «комнаты» изначально, был намного меньше, чем тот, куда решила поместить панно Елизавета. Так что, архитектору пришлось дополнить интерьер новыми мозаичными панно и зеркалами. Через 10 лет — к 1755 году — Елизавету посетила еще одна идея: перенести Янтарную комнату из Зимнего в специально созданный парадный зал Екатерининского дворца в Царском селе, что и было сделано с помощью «76 гвардейцев, силачей и аккуратистов». Со временем в Янтарной комнате стали накапливаться вещицы из «солнечного камня» (так называли янтарь славяне) — песочные часы, табакерки, солонки, кубки, ларцы, шашки, шахматы, чернильные приборы. Немцы в 1941 году, оккупировав Ленинград и его пригороды, захватили Янтарную комнату и перевезли ее в Королевский замок в Кенигсберге. В 1945 году, при взятии Кёнигсберга силами Красной армии, она бесследно исчезла. Раскопки руин фундамента замка на предмет поиска Янтарной комнаты ведутся и поныне.

Четыре версии судьбы Янтарной комнаты

Исследователь Георг Штайн, подводя итоги многолетним поискам, сформулировал четыре главных версии возможного местонахождения Янтарной комнаты.

Версия первая, «Кёнигсбергская»: Бернштайнциммер осталась в Кёнигсберге или его окрестностях.
Версия вторая, «Морская»: Янтарная комната утонула вместе с судном, на котором ее пытались вывезти из Восточной Пруссии.
Версия третья, «О шахтах»: Бернштайнциммер благополучно довезли (морем или сушей) до Германии и спрятали в шахтах Саксонии.
Версия четвертая, «Заморская»: Прибыв в один из портов Германии, Янтарная комната была перехвачена американцами и отправилась в заокеанское плавание.

Янтарная комната сегодня

Несмотря на трагическую судьбу оригинала, ценители великого творения могут лицезреть его и сегодня. С 2003 г. Янтарная комната, как и в прежние времена, во всем своем великолепии предстает перед посетителями отреставрированного дворца Екатерины в Пушкине: три стены высотой 8 м, на отделку которых ушло десят тонн редчайшего природного материала. Чтобы это стало возможным, пришлось по крупицам возрождать и сам интерьер, и «янтарную школу». Ведь от прежних знаний не сохранилось практически ничего. Современным мастерам потребовалось более двадцати лет на восстановительные работы. Примерно половина этого времени ушла лишь на подготовку: создание станка для обработки янтаря, поиск подходящих составов клея и красителей, «изобретение» технологии, применявшейся в XVIII веке и утраченной позднее. И сегодня можно восхищаться уникальным дворцовым залом вдвойне: и как культурным наследием, и как примером профессионализма современных художников-реставраторов. Внешний вид убранства комнаты они восстанавливали почти интуитивно, пользуясь лишь несколькими черно-белыми снимками 1917-1918 г.г. и воспоминаниями очевидцев. Однако обнаруженный в 1997 г. в Германии фрагмент флорентийской мозаики из оригинальной комнаты подтвердил, что мастерам удалось поразительно точно воссоздать прежний облик. Благодаря их таланту, Янтарная комната получила «вторую жизнь». Периодически на черном рынке всплывают отдельные фрагменты янтарной комнаты, но их судьба остается до конца неясной.

 

Янтарная комната :: Музей янтаря

В.М. Попова

Самым грандиозным произведением из всех когда-либо созданных из янтаря является, конечно, знаменитая Янтарная комната Екатерининского дворца, утраченная в годы Великой Отечественной войны и возрожденная в наши дни. В ней нашли свое наивысшее выражение все достижения мастеров прошлого в области художественной обработки янтаря.

Богатая событиями история комнаты восходит к самому началу XVIII века. В 1701 году, после восшествия на престол, прусский король Фридрих I пожелал иметь у себя что-нибудь такое, чего нет ни у одного из монархов Европы. Вполне естественно, что для этой цели был выбран янтарь – символ земли прусской. Им решено было украсить целый парадный зал.

Существуют разные версии относительно автора проекта янтарного убранства. По одной из них замысел принадлежит Андреасу Шлютеру, известному прусскому архитектору и скульптору, который во времена Фридриха I занимался постройкой многих дворцовых сооружений. По другой – инициатором идеи был Иоганн Фридрих Эозандер, любимый архитектор королевы Софии-Шарлотты, руководивший строительством ее личной резиденции в Шарлоттенбурге, а позднее сменивший А. Шлютера на посту главного придворного архитектора. Никаких документальных свидетельств, говорящих в пользу какой-либо из этих версий, не сохранилось.

Намного больше известно о мастерах, создававших янтарную облицовку. В 1701 году для выполнения работ по янтарю был приглашен из Копенгагена датский придворный мастер Готфрид Вольфрам. Он трудился над созданием янтарных панно до 1707 года, затем из-за разногласий с новым придворным архитектором Эозандером фон Гете, был уволен. Продолжили работу янтарные мастера Эрнст Шахт и Готфрид Турау, приглашенные из Данцига.

Определить точное время окончания работ очень сложно из-за того, что при жизни Фридриха I несколько раз менялись планы размещения убранства из янтаря. Из янтарных панелей намеревались собрать галерею то во дворце Шарлоттенбург, то во дворце Ораниенбург, и в соответствии с этим в проект постоянно вносились изменения. Работа, таким образом, затягивалась.

Наконец, после смерти Фридриха I в 1713 году, его сын Фридрих Вильгельм I прекратил все дорогостоящие работы во дворцах своего отца. Готовые части янтарной облицовки поместили тогда же на стенах кабинета Табачной коллегии на главном этаже Большого королевского дворца в Берлине. Размеры этого помещения составляли приблизительно 4,5 х 5 м. Берлинский дворец является последним и, пожалуй, единственным точно установленным местом пребывания Янтарного кабинета перед его путешествием в Петербург.

В 1716 году, во время встречи Петра I c Фридрихом Вильгельмом, на которой речь шла о заключении союза между Россией и Пруссией, прусский король в знак дружбы и уважения преподнес русскому царю «изрядный презент» – Янтарный кабинет. Его привезли в Петербург (кстати, через Кёнигсберг, Мемель и Ригу) в 1717 году, и долгое время янтарные панно вместе с отдельными резными деталями, из которых состояло убранство кабинета, находились в Летнем дворце Петра, в домашней «куншкаморе», где хранились многие курьезы и редкости, собранные за границей.

О кабинете вспомнили только в царствование императрицы Елизаветы Петровны. В 1743 году при создании новой столичной резиденции – Зимнего дворца, третьего по счету, – янтарную облицовку решили использовать для убранства одного из парадных покоев императрицы. Строительством руководил придворный архитектор Франческо Бартоломео Растрелли, а для работы непосредственно с янтарем был приглашен итальянский мастер «лепного и штукатурного дела» Александр Мартелли.

Создавая янтарный покой в Зимнем дворце, Растрелли сразу столкнулся со многими трудностями. Все убранство кабинета состояло из отдельных панно, выполненных в технике мозаики. Их было 22 штуки: 12 верхних разной ширины и 10 нижних цокольных. Чтобы украсить ими выбранное помещение, требовалось ввести дополнительные детали, которые объединили бы панно в единый архитектурный ансамбль. Для этого Ф. Б. Растрелли использовал прием, широко распространенный в европейском декоративном искусстве XVIII века – он поместил между янтарными панно зеркальные пилястры в резных золоченых рамах.

Затруднения возникли также при компоновке панно на стенах. Их композиционными центрами являлись три большие резные янтарные рамы с зеркалами, выполненные в Кёнигсберге в XVII веке, еще до создания кабинета. Для их симметричного расположения не хватало четвертой рамы. Узнав о недовольстве императрицы Елизаветы Петровны, прусский король Фридрих II, добивавшийся ее дружеского расположения, заказал янтарную раму в Кёнигсберге и преподнес её императрице в 1745 году.

В роскошной резьбе, украшавшей раму, была специально использована российская императорская символика: раму венчала российская корона, а скульптурные композиции по бокам и внизу символизировали победы России на суше и на море.

Таким образом, все затруднения были разрешены, и янтарная облицовка в новом обрамлении из зеркал и золоченой резьбы появилась в парадных покоях Зимнего дворца. Известно, что янтарный покой, находившийся рядом с опочивальней императрицы, служил местом аудиенции иностранных послов и знатных вельмож.
Но «похождения» Янтарного кабинета на этом не прекратились. В 1755 году по приказу императрицы его перенесли (буквально – на руках) в

Царское Село, где по проекту Ф. Б. Растрелли создавалась летняя резиденция. В Большом Царскосельском дворце было решено устроить парадный янтарный зал. Площадь зала была больше, чем в Зимнем дворце, – она составляла 96 кв. м, при высоте стен 7,5 м (общая высота янтарных панно была всего 4,75 м). Опять потребовались дополнительные детали.

Растрелли сохранил использованный им еще в Зимнем дворце ритм из чередующихся янтарных панно и сдвоенных зеркальных пилястр в резных золоченых рамах, добавив к последним еще шесть. Свободное пространство между панно и плоскостью потолка, а также между пилястрами, было заполнено живописью, имитирующей янтарную мозаику. Роспись верхнего яруса декорировали объемной золоченой резьбой по дереву в виде гирлянд с канделябрами и фигурок амуров, поддерживающих вазы. Декор верхнего яруса дополняли десюдепорты, выполненные также по рисункам Растрелли, на которых из причудливых завитков рокайля вырастали изящные женские головки. И такие же головки служили завершением каждой зеркальной пилястры.

В центре четырех самых больших панно в янтарные рамы поместили четыре мозаичные картины, выполненные из агатов и яшм во Флоренции по эскизам итальянского художника Джузеппе Дзокки в 1750-х годах XVIII века. Они представляли собой аллегорические изображения человеческих чувств – «Вкус», «Зрение», «Слух», «Осязание и Обоняние».

Последний этап в истории отделки Янтарной комнаты проходил уже при Екатерине II. В 1763 году она издает указ о замене расписанных частей комнаты на янтарную мозаику. Для этого специально были приглашены мастера опять же из Кёнигсберга – Фридрих и Иоганн Роггенбуки, К. и Г. В. Фриде и Иоганн Готлиб Велпендорф. Вместе с кёнигсбергскими янтарными мастерами работали и их русские ученики – Герасим Козловский, Никита Савин и Александр Михайлов. В это время были сделаны из янтаря промежутки между пилястрами, филенчатые панели под ними, угловой столик, один десюдепорт и гирлянды под карнизом, завершающие и объединяющие все панно в единое целое. Несколько позднее в комнате выполнили художественный паркет по рисункам архитектора В. И. Неелова – его набрали из цветных пород дерева: палисандра, ореха, красного сандала и клена. Работы были завершены примерно к 1770 году.

Благодаря творческим усилиям мастеров самых разных специальностей небольшой, камерный по характеру Янтарный кабинет, каким он был в Берлине, превратился в роскошный парадный зал, который и получил название Янтарной комнаты. Все великолепие янтарного убранства комнаты представало перед глазами зрителей в свете 565 свечей, отражавшихся в 24 пилястрах и двух больших зеркалах, помещенных между окнами. Комната вызывала неизменное восхищение у всех, кому посчастливилось ею любоваться.

В таком преображенном виде Янтарная комната находилась в Екатерининском дворце Царского Села (ныне г. Пушкин) примерно 200 лет. В годы Великой Отечественной войны она была вывезена фашистами в Кёнигсберг (ныне Калининград), где ее установили в одном из залов Королевского замка. И здесь ее следы теряются. Многолетние поиски Янтарной комнаты до сих пор никаких положительных результатов не дали.

Новая страница в ее истории открывается в конце XX века, и она тесно связана с Калининградским музеем янтаря. Еще до открытия, для создания экспозиции «Янтарь в XVII – XVIII веках» Музей стал заказывать копии изделий этого периода, хранящихся в музеях России и за рубежом. Центральным комплексом экспозиции должна была стать модель Янтарной комнаты в 1/5 натуральной величины. Проект модели разработал ленинградский художник-архитектор Г. С. Хозацкий, автор художественного решения всего Музея янтаря.

В 1977 – 78 годах была выполнена модель одной панели комнаты в технике и материале оригинала. Она рассматривалась советом Художественного фонда РСФСР, ее смотрела правительственная комиссия, и 10 апреля 1979 года Совет Министров РСФСР принял Постановление о воссоздании Янтарной комнаты в Екатерининском дворце г. Пушкина уже в натуральную величину. Главными аргументами в пользу того, что этот проект может быть осуществлен, явились модель панели комнаты и более 50-и копий и научных реконструкций изделий XVII – XVIII веков, выполненных современными художниками по заказу музея янтаря. В ходе этой работы осваивалась технология художественной обработки янтаря, составлялись научные методики, которые и легли в основу проекта воссоздания панелей Янтарной комнаты.

Сам проект был разработан группой специалистов под руководством А. А. Кедринского, главного архитектора Государственного музея-заповедника «Царское Село», который занимался возрождением всего Екатерининского дворца.

Над воссозданием интерьера Янтарной комнаты трудились художники различных специальностей – скульпторы, живописцы, резчики по дереву, паркетчики. Но наибольшую трудность представляло восстановление самого янтарного декора. Как когда-то в XVIII веке, в Екатерининском дворце была создана янтарная мастерская, основу коллектива которой составили мастера-камнерезы, работавшие над созданием изделий для Музея янтаря – А. Журавлев (руководитель мастерской до 1995 года), А. Крылов, А. Ванин, В. Жирнов, В. Домрачев и другие. Эта мастерская стала центром, куда стекалась вся информация о Янтарной комнате, проводились научные эксперименты, изучалось «поведение» янтаря, решались трудные технологические вопросы, связанные, например, с восстановлением цвета мозаичных панно или с высотой рельефа орнаментов. Здесь также были воссозданы мозаичные картины из твердых камней, собранных по всей территории бывшего СССР, – в наборе флорентийских мозаик использованы уральская яшма, алтайский каргонский порфир, белореченский кварцит, подмосковные и казахстанские кремнии, забайкальский лазурит и итальянские мраморы. А янтарь на всем протяжении работ поставлял Калининградский янтарный комбинат.
Новая Янтарная комната, возрожденная современными российскими мастерами после более чем 20 лет кропотливых поисков и упорного труда, предстала перед зрителями в 2003 году. Ее открытие стало одним из центральных моментов в церемонии празднования 300-летия Петербурга.

Назад На главную

Тайна пропавшей Янтарной комнаты — HeritageDaily

Янтарная комната, которую часто называют «восьмым чудом света», была одним из самых бесценных произведений искусства России, пока не была разграблена нацистской Германией и утеряна после заключения Второй мировой войны.

Янтарная комната была спроектирована для дворца Шарлоттенбург Андреасом Шлютером, немецким скульптором эпохи барокко и известным архитектором. Строительство началось в 1701 году мастером Готфридом Вольфрамом и мастерами по янтарю Эрнстом Шахтом и Готфридом Турау.

Хотя Янтарная комната предназначалась для Шарлоттенбурга, она была установлена ​​в Берлинском городском дворце, где ею восхищался Петр Великий из России во время государственного визита в 1716 году. Чтобы заключить русско-прусский союз против Швеции, Фридрих Вильгельм I подарили Янтарную комнату Российской империи, чтобы укрепить свои новые отношения.

В течение десяти лет Янтарная комната была переработана и установлена ​​в летнем доме императорской семьи в Екатерининском дворце в современном Пушкине, недалеко от Санкт-Петербурга. Его поверхность покрыла более 55 квадратных метров с более чем 6 тоннами янтаря, который сегодня имеет денежную стоимость около 240 миллионов фунтов стерлингов.

Екатерининский дворец — Изображение предоставлено: Sergey_Bogomyako — Shutterstock

Комната содержала декоративные архитектурные элементы, такие как позолота, резьба, янтарные панели, сусальное золото, драгоценные камни, статуи ангелов и детей, а также зеркала, которые освещали комнату светом свечей.

Во время Второй мировой войны немецкое вторжение в Советский Союз (также известное как операция «Барбаросса») поставило произведения искусства под угрозу разграбления немцами. Кураторы попытались разобрать Янтарную комнату для вывоза в Ленинград, но обнаружили, что янтарь высох и стал ломким, поэтому они попытались скрыть Янтарную комнату за обыденными обоями в надежде, что их уловки будет достаточно, чтобы предотвратить ее кражу.

Адольф Гитлер считал, что работы немецкого происхождения, и был полон решимости репатриировать Янтарную комнату как символ немецкой гордости. Он отправил отряд солдат из группы армий «Север» в Екатерининский дворец, где они обнаружили Янтарную комнату под ее плохой маскировкой, вывезя ее для перевозки в Кенигсбергский замок (современный Калининград в России).

Реконструкция Янтарной комнаты — Изображение предоставлено: Сергей_Богомяко — Shutterstock

Он оставался выставленным в Кенигсберге в течение следующих двух лет, но когда ход войны изменился в пользу союзников, Гитлер приказал перевезти награбленное имущество и предметы культурной ценности из Кенигсберга в безопасные места в глубине немецких границ.

В 1944 г. Кенигсберг подвергся сильным бомбардировкам Королевскими ВВС, а в 1945 г. был нанесен дополнительный ущерб артиллерией наступающей Красной Армии.

Рассекреченные документы Российского национального архива, написанные Александром Брюсовым Советская группа, занимающаяся поиском утерянных произведений искусства), пришла к выводу, что Янтарная комната, скорее всего, была уничтожена в результате повреждения замка. В его отчете также говорилось, что три из четырех флорентийских мозаик Янтарной комнаты были обнаружены поврежденными и сожженными в подвале замка.

Несмотря на это, Советы продолжали обширные поиски Янтарной комнаты на территории замка. Было высказано предположение, что это было средством пропаганды ранней холодной войны, чтобы скрыть тот факт, что они несут ответственность за его разрушение во время артиллерийского обстрела (возлагая вину на нацистов), или что они просто расследовали его уничтожение своими солдатами. (хотя с тех пор это было опровергнуто российскими официальными лицами).

Напротив, несколько неподтвержденных свидетелей утверждали, что видели Янтарную комнату, загружаемую на борт корабля «Вильгельм Густлофф», который покинул Гдыню в 1945, который затем был торпедирован и потоплен советской подводной лодкой, но его обломки несколько раз исследовались без каких-либо материальных доказательств того, что Янтарная комната когда-либо находилась на борту.

Позже, в 1997 году, части четвертой флорентийской мозаики из Янтарной комнаты были обнаружены властями Германии, когда она была обнаружена у сына немецкого солдата, который утверждал, что украл ее во время вывоза комнаты либо в 1941 году, либо 1945.

Столь противоречивые события породили множество теорий относительно судьбы Янтарной комнаты, но ни одно расследование не дало никаких окончательных доказательств ее местонахождения.

Наиболее вероятным объяснением является то, что он действительно был разрушен в Кенигсберге, или его части могут все еще оставаться спрятанными под замком в скрытом хранилище, однако в 1968 году генеральный секретарь СССР Леонид Брежнев приказал разрушить Кенигсбергский замок, таким образом сделав любой объект на месте исследование последнего известного места упокоения Янтарной комнаты почти невозможно, чтобы узнать правду.

В 1979 году советское правительство заказало реконструкцию Янтарной комнаты на основе современных фотографий и архитектурных памятников. На этот процесс у мастера ушло 24 года, а новую Янтарную комнату посвятили президенту России Владимиру Путину и канцлеру Германии Герхарду Шредеру на праздновании 300-летия города Санкт-Петербурга.

Изображение заголовка – Реконструкция Янтарной комнаты – Изображение предоставлено: Shutterstock

Что случилось с Янтарной комнатой в России?

Фотогалереи

Польские дайверы обнаружили затонувший корабль, который, по сообщениям СМИ, может содержать остатки легендарной Янтарной комнаты царской эпохи. Бесценное сокровище таинственным образом исчезло после того, как оно было разграблено нацистскими войсками во время Второй мировой войны.

1

Янтарная комната России, фото 1917. Ослепительное пространство было украшено тоннами тонко вырезанного янтаря, золота и драгоценных камней. Комната была подарена Петру Великому Пруссией в 1716 году и названа некоторыми «восьмым чудом света».

2

Янтарь — это окаменевшая древесная смола, которая превратилась в драгоценные камни за десятки миллионов лет под землей. С доисторических времен он высоко ценился за свою полупрозрачную карамельную красоту.

3

Янтарная комната находилась в Екатерининском дворце, бывшей царской резиденции под Санкт-Петербургом, до 1941.

4

Во время вторжения Германии в Советский Союз (на фото) кураторы Екатерининского дворца пытались разобрать и защитить Янтарную комнату от натиска нацистов. Но после того, как в руках рабочих рассыпалось несколько хрупких янтарных панелей, было принято решение спрятать клад за наспех сооруженными фальш-стенами.

5

Попытка спрятать русское сокровище была быстро раскрыта мародерствующими нацистами, которые перевезли его в Кенигсберг в сегодняшнем Калининграде — тогда немецком регионе — для хранения в городском замке (на фото).

6

Вскоре ход войны изменился, и советские военные двинулись на территорию, удерживаемую нацистами. Во время наступления Красной Армии на Кенигсберг при поддержке массированной авиации союзников большая часть города была разрушена.

7

Кенигсберг после войны

Многие эксперты, изучавшие судьбу Янтарной комнаты, считают, что бесценные панели были уничтожены во время огненной бури, которая выпотрошила большую часть города, но ходили слухи, что бегущие немцы взяли панели Янтарной комнаты с собой на борт пароход.

8

Лодки спасаются от наступления Красной Армии в Балтийском море в начале 1945 года. Пароход под названием «Карлсруэ» был одной из 158 лодок, потопленных во время массовой морской эвакуации. Судно затонуло с 1058 людьми и большим грузом.

9

30 сентября группа польских дайверов объявила, что они нашли обломки «Карлсруэ» у берегов Польши.

10

Фотография внутри лодки, которая, как сообщается, была потоплена советскими военными самолетами. Польские водолазы опубликовали заявление, в котором говорится, что корабль «практически цел. В его трюмах мы обнаружили военную технику, фарфор и множество ящиков, содержимое которых до сих пор неизвестно».

11

Фото изнутри Карлсруэ. Ожидается, что содержимое груза корабля будет раскрыто в ближайшие дни.

12

После исчезновения клада во время Второй мировой войны советские власти поручили группе мастеров, в том числе Вячеславу Куракину (на фото), реконструировать Янтарную комнату в Екатерининском дворце.

13

Мастер использует историческую фотографию для справки во время реконструкции. Работа по воссозданию Янтарной комнаты заняла 24 года.

14

Реконструированная Янтарная комната в современном виде.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *