Времена года муром – Пальто Времена Года купить в Муроме в интернет магазине 👍

Выставка «Ближний космос. Эволюция мечты»

3 ноября 2019 года в Выставочном центре Муромского историко-художественного музея открылась выставка «Ближний космос. Эволюция мечты». 

Проект реализуется победителем грантового конкурса музейных проектов «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина. 

Выставка поддержана департаментом культуры администрации Владимирской области как региональная часть национального проекта «Культура». Ее героями стали уроженцы Владимирской земли, благодаря которым стало возможным освоить космическое пространство: основоположник аэродинамики Н. Е. Жуковский, наставник первого отряда космонавтов генерал-полковник Н. П. Каманин, космонавт В. Н. Кубасов, инженер-изобретатель Н. Н. Луковников, астроном С. А. Спасский, изобретатель системы электронного телевидения В. К. Зворыкин. 

В экспозиционном ряду личные вещи героев выставки, макеты спутников и автоматических межпланетных станций, космический скафандр, часть Сихотэ-Алинского метеорита, дневники Н. П. Каманина, фотографии с автографами космонавтов. Предметы для экспонирования предоставили Мемориальный музей космонавтики (Москва), Киржачский районный историко-краеведческий и художественный музей, Мемориальный Дом-музей усадьба Н. Е. Жуковского, Координационно-методический центр культуры и народного творчества (Меленки), Муромский планетарий, музей Якиманско-Слободской средней школы. 

На выставке пройдут кураторские экскурсии, лекции популяризаторов космоса, занятия творческой лаборатории – созданные во время них арт-объекты станут частью выставки. Эксперты лаборатории: заслуженный художник России скульптор Игорь Черноглазов (Владимир), художник современного искусства Олег Тыркин (Москва), куратор и преподаватель истории фотографии в московской Школе фотографии и мультимедиа им. Родченко Михаил Сидлин. 


Выставка продолжит работу до 15 декабря 2019 года.


Другие выставки:

www.museum-murom.ru

Муром. Прогулка по городу. Архитектура. Достопримечательности.

город Муром, города России

Город Муром известен всем, читавшим русские сказки. Именно на этой земле, лёжа долгое время на печи, и накопил силушку огромную самый знаменитый русский богатырь. Современный человек, уставший от упрёков в малоподвижном образе жизни, не может не заинтересоваться этим ценным опытом. Как определить, где заканчивается накопление сил и потенциальной энергии, и начинается обычная лень? Как убедить супругу, что лёжа на диване занимаешься важным делом, чтобы потом…
У вокзала прибывших в город туристов встречает памятник Николаю Гастелло, командиру самолёта, совершившего таран колонны немецкой боевой техники во время Великой Отечественной войны. Николай несколько лет жил в Муроме.

город Муром, города России

В городе находится много промышленных предприятий. Одно из них выпускает известные железнодорожные локомотивы. Во время войны прославился бронепоезд «Илья Муромец».

город Муром, города России

Команда которого прошла с боями пол-Европы.

город Муром, города России

Несколько старых муромских домов.

город Муром, города России

город Муром, города России

город Муром, города России

город Муром, города России

Известно, что в Муроме много храмов. И они не заставляют долго себя ждать. Вознесенская церковь.

город Муром, города России

В компании единомышленников.

город Муром, города России

город Муром, города России

Включая и небольшую часовню.

город Муром, города России

Аттракционы в местном парке не очень-то изменились со времён знаменитого Ильи Муромца.

город Муром, города России

Муром — город со старыми полицейскими традициями.

город Муром, города России

Поэтому, когда поймал на себе строгий взгляд главного чекиста, защемило сердце. (Ох, не зря…)

город Муром, города России

Архитектурной доминантой центра является водонапорная башня. Водопровод в Муроме, кстати, проведён одним из первых в регионе.

город Муром, города России

У башни можно набрать вкусной и холодной воды.

город Муром, города России

Этот район предполагает осмотр его туристами. Потому выглядит чисто и весело.

город Муром, города России

город Муром, города России

О правильном понимании семейных ценностей горожанами говорят вывески на домах. Здесь ценят домашнее тепло.

город Муром, города России

И его составляющие. Счастье наших любимых.

город Муром, города России

И непродолжительный отдых уставших на работе мужчин.

город Муром, города России

Вывеска на таких зданиях в небольших городках нужна только для того, чтобы отличать Банк России от Сбербанка.

город Муром, города России

Косвенное напоминание туристам о возрасте города.

город Муром, города России

В Муроме много памятников. Жертвам политических репрессий

город Муром, города России

и погибшим в локальных конфликтах.

город Муром, города России

Есть Аллея знаменитых земляков. На которой увековечены горожане, отмеченные наградами. Некоторые фамилии даже запомнились. Герой Советского Союза Филатов В.И. упомянут также и в воинском мемориале

город Муром, города России

И в парке. Всё это замечательно. Но появилась мысль. А как же те, кто был убит в первом же бою, и поэтому, по уважительным причинам, не смог дожить до наград? Где их имена? Или высекать в камне фамилии павших бойцов — дело нерентабельное в нашей стране?

город Муром, города России

Муром, в наше время, знаменит своими монастырями. Время от времени то одна, то другая знаменитость бывает замечена в городе среди их посетителей. В связи с резким ростом населения Москвы, а вместе с ним и грешников, московские храмы перестали справляться с важной государственной и духовной задачей по отпущению грехов, покаянию и др . Тут Муром и оказался как нельзя кстати.
Благовещенский мужской монастырь.

город Муром, города России

Внутри заканчивается ремонт. Правила нахождения в монастыре вполне демократичные. Персонал доброжелательный.

город Муром, города России

Главный храм монастыря — Благовещенский собор.

город Муром, города России

Рядом с ним построен женский Свято-Троицкий монастырь.

город Муром, города России

Здесь дела обстоят ещё лучше. Всё уже отремонтировано. Уютно, чисто, красиво.

город Муром, города России

город Муром, города России

город Муром, города России

город Муром, города России

Вся обстановка располагает к человеческому общению.

город Муром, города России

Свято-Троицкий собор возведен в 1643 году.

город Муром, города России

Персонал не чурается разговоров с посетителями (при такой красоте на территории это объяснимо. Но, если и гордятся собой, то вполне заслуженно). Меня заинтересовала детская площадка, еле видная сквозь заросли зелени. Объяснили. В монастыре устроили приют для детей. Здесь они живут и учатся. Молодцы, вот, если бы и другие подобные организации поддержали этот почин!

город Муром, города России

На берегу Оки сохранились интересные развалины. Местные жители о происхождении здания ничего сказать не смогли, но похоже на остатки барского дома.

город Муром, города России

Немного лучше выглядят два интересных дома поблизости. Будет ли сокращаться разница между ними, зависит от жителей.

город Муром, города России

город Муром, города России

Неподалёку Николо-набережная церковь. Вид от неё шикарный.

город Муром, города России

Здесь же, на берегу Оки, восстанавливается Воскресенский женский монастырь. Часть помещений пока похожа на дачный посёлок.

город Муром, города России

Послушницы, совсем, как начинающие дачницы, возились с кучей картошки. («На Бога надейся, да сам не плошай!»)

город Муром, города России

На его территории две церкви. Воскресенская.

город Муром, города России

И Введенская. Ремонт которых пока не закончен.

город Муром, города России

Медлить слишком нельзя, т.к. кругом территория активно застраивается частными домами. Прогуливающаяся бабушка грустно заметила, что скоро её козочкам негде будет щипать траву.

город Муром, города России

В Муроме есть Историко-художественный музей.

город Муром, города России

И Выставочный зал.

город Муром, города России

Торговые ряды почти 200 лет простояли без ремонта. Но, похоже, что на пути к мировому рекорду в этой номинации произошёл срыв.

город Муром, города России

В конце улиц стала проблескивать водная гладь.

город Муром, города России

Выходим к Оке. В Муроме всё ещё есть Речной вокзал, но уже нет регулярного речного сообщения. Впрочем, не только в Муроме. Пассажирские речные перевозки быстро отмирают почти везде.

город Муром, города России

Зато в городе появилась шикарная набережная. И, судя по её пустынности, не все жители об этом знают.

город Муром, города России

Город с реки почти не заметен. За исключением церквей. Вверху Смоленская, главная на сегодняшний день в Муроме. А внизу ремонтируется миниатюрная Козьмодемьянская. По легенде, она построена на том месте, где когда-то стоял шатёр Ивана Грозного.

город Муром, города России

Почти отовсюду виден Илья Муромец.

город Муром, города России

На другую сторону Оки (в момент моего пребывания) можно было перебраться по понтонному мосту.

город Муром, города России

Рядом с ним песок  почему-то  закрывали бетонными плитами.

город Муром, города России

Готовился к сдаче новый и очень красивый вантовый мост, находящийся чуть поодаль.

город Муром, города России

Последним пунктом в моих планах был Спасо-Преображенский мужской монастырь.

город Муром, города России

На самом видном месте посетители могли ознакомиться с важной информацией.

город Муром, города России

Проходя мимо таблички я не перешёл на строевой шаг, и, наверное, поэтому услышал в свой адрес «Эй! Мужик!…» от сотрудника милиции. Пропустил мимо ушей, потому как «Что с мента взять?». Но когда примерно то же самое услышал от молодого человека в гражданском, то пришлось подсказать ему, что к старшим у нас принято обращаться на «Вы». Тут же был отдан приказ находящимся рядом милиционерам «Досмотреть его! Проверить документы!» На мою просьбу юноша (по сравнению со мной, конечно) предъявил удостоверение офицера ФСБ. Всем было ясно, что в моём рюкзачке ничего интересного для них нет, и понятно, что цель была одна — унизить обыском при всех. Милиционеры рылись в моих вещах с небывалым рвением.Спустя некоторое время стала понятна причина ментовского усердия. Оказывается, следом за мной подъехала кавалькада дорогих машин, привезшая самого барина. А тот, выходец из МВД-шной среды мог заметить ребят, их старательность служить не защите граждан, а ему лично, пусть и в ущерб остальным. И через месяц эти парни могли бы тоже стоять в пиджачках и покрикивать «Эй! Ты…» Степашина подхватили под белы рученьки монастырские работники и повели внутрь. А там, вдоль дороги, ведущей к храму, уже стояли маленькие дети небольшого росточка, чтобы, если придётся целовать руки хозяину, то не приходилось нагибаться ( в этом случае процедура может показаться недемократичной). Смотреть на всё было противно. Думаю, что Степашин, являясь главным счетоводом страны, мог бы без труда сосчитать, во сколько государству обходятся его вояжи сюда в рабочее время. Но жаль, что у него для этого маловато времени, т.к. постоянная работа мысли «…Этого считаем, а этого пока нет…» отнимает много сил. Так вот, вместо Степашки познакомился с его Хрюшами. Чего, в принципе, достаточно. Короля играет его окружение.

город Муром, города России

Внутри монастыря чистота была просто неестественной. Я бы сказал, нежилой.

город Муром, города России

город Муром, города России

На этом решил с Муромом попрощаться. Убедившись, что жители его любят. И калачи здесь вкусные.

город Муром, города России

                                           Перейти к другим рассказам

boris-mavlyutov.livejournal.com

О компании | Мастер Медиа

  • Рекламно-производственная фирма
  • г. Муром, ул. Коммунистическая, 45
  • +7 (49234) 2-20-10
  • Продукция
    • Вывески
      • Баннер на фасаде
      • Вывески на ПВХ
      • Панель-кронштейны
      • Световые короба
      • Объемные буквы
      • Крышные установки
      • Псевдообъемные буквы
    • Печать на материалах
      • Широкоформатная печать
      • Интерьерная печать
    • Оперативная полиграфия
      • Визитные карточки
      • Дисконтные карты
      • Листовки, флаеры, буклеты
      • Карманные календари
      • Квартальные календари
    • Офсетная печать
      • Листовки, флаеры, буклеты
      • Визитные карточки
    • Таблички, штендеры, указатели
      • Табличка на дверь
      • Домовые знаки
      • Знаки по ОТ и ТБ
      • Штендеры
      • Режимы работы
    • Информационные стенды
      • Настенный стенд с карманами
      • Пресс-волл
      • Мобильный стенд X-баннер
      • Мобильный стенд Ролл ап
    • Интерьерная реклама
      • Интерьерные буквы
      • Тонкие световые панели
      • Оклейка витрин
      • Ростовые фигуры
    • Транспортная реклама
      • Внутрисалонная реклама в автобусах
      • Оклейка (брендирование) транспорта
      • Реклама на задних стеклах автобусов
      • Реклама на бортах автобусов
    • Наружная реклама
      • Реклама на билбордах
      • Реклама на скамейках
    • POS-материалы
      • Изделия из оргстекла и ПЭТ
      • Сувенирные магниты
      • Бейджи
      • Номерки для гардероба
  • Услуги
    • Дизайн
    • Монтаж вывесок

www.murom-media.ru

Муром — соль земли русской

Муром один из немногих городов, который, наряду с Новгородом и Киевом упоминается в Повести Временных Лет под 862 годом. Это один из старейших русских городов. По нему мы сегодня с вами и прогуляемся.

Название города происходит от финно-угорского племени мурома, которое впервые упоминается в Повести временных лет под 862 годом.

Муром VII-IX вв. был двойным городом: административный и ремесленный центр находился на Чаадаевском городище, а торговая крепость – на месте современного города. Стремление отделить торг от главного города мы видим у всех ранних цивилизаций.


Первое упоминание Мурома относится к 862 г.  «в лето 6370 (862)… перьвии насельницы в… Муроме мурома» — так упомянул летописец о городе.

Муром. Былинный камень

Есть основания усомниться в справедливости этой точки отсчета. С учетом изложенной версии о происхождении названия города уже не так однозначно читаются слова о том, что «перьвии насельницы… в Муроме Мурома». Сомнений в присутствии муромы на берегу Оки не возникает. Вопрос в другом: был ли Муром ко времени первого упоминания о нем городом в полном смысле этого слова, или существовала только местность с таким названием?

Муром.

Вопрос не праздный, поскольку данные археологии на сегодняшний день не позволяют говорить о Муроме IX в. как о городе. В местах, указанных городским преданием и письменными источниками как места расположения города, слоев IX в. не обнаружено, как и в двух других городах, указанных в том же месте летописи – Новгороде и Белоозере.

Мурома и славяне

По местным преданиям, некогда сюда явилось племя «панфила” (этнографы признают его за племя азиатского происхождения на том основании, что их звали «киргизы” даже в 20 в.; они еще в историческое время жили в селе Панфилово). Около 479 года (если пересчитать цифры, приводимые в народных легендах на современное счисление) к ним из Азии присоединился некто Карачай, давший название деревни Карачарово. Интересно, что какое-то рациональное зерно в легенде есть, поскольку рудиментарная вражда между потомками «этносов” Панфила, Карачи и Мурома существовала до 20 в.: тут и драки «стенка на стенку”, и устойчивое именование жителей Карачарово «куркулями”. «Куркуль” – это, вообще говоря, человек, который ценит богатство превыше всего. Но то – позднее толкование, мол, жители Карачарова «слишком богатые”. На деле – слово восточного происхождения, и его первоначальный смысл можно реконструировать из древнебулгарского, может быть, как «кара-кул”, то есть «черный всадник” (кул”=”запрягать”).

Мурома

Хорошее вооружение и устойчивый характер племенной организации муромы сыграли немаловажную роль в мирной адаптации славян в муромскую среду в X-XI веках: свидетельства о военных конфликтах дославянского периода в землях Поочья не известны. Причинами были близость этносов на окских территориях, плодородность земли и ее природные богатства, редкие вторжения иноземцев. Окский путь представлял собой стабильную артерию, связывавшую арабский мир через посредство Волжской Булгарии со славянскими землями и Западной Европой.

К XII веку мурома уже не упоминались в летописях, так как были ассимилированы и полностью вошли в состав Древнерусского государства, составив основу населения нижнеокских земель, имевших для Руси важнейшее стратегическое и экономическое значение.

Археологически установлено, что переселение славян на земли Нижней Оки, начавшееся в X веке, проходило в несколько этапов. Вначале новгородские словене и кривичи селились на окраинах муромских селищ, активно смешивались с автохтонами, создавая синтетическую славяно-финскую культуру, о чем свидетельствуют материалы раскопок. Причины этого были в общности жизненного уклада и способа ведения хозяйства, сходство религий и культов, юридических норм общества и военного устройства.

Появление славян на территории муромы относится к Х в. В это время в могильниках муромы появляются погребения с западной ориентировкой и набором славянских вещей. К концу XI в. процесс ассимиляции муромы славянами был в основном завершен.

Городище на Кремлевской горе (Воеводская гора, Кремль, Окский сад, Окский парк, парк им. Ленина). На Кремлевской горе были раскопаны остатки деревянных построек муромы, появившиеся здесь до переселения славян или на самом раннем его этапе.

В 20 саженях от алтаря Богородицкого собора и в 4 саженях от каменного дома духовного правления (сохранился до наших дней), на глубине 2 аршин в остатках деревянного сруба, под белым камнем, были найдены красноглиняный гончарный кувшин cо сливом и медный шаровидный кувшин с узким горлом, содержавшие 11 077 куфических серебряных дирхемов и 14 фунтов их обрезков, общим весом 2 пуда 23 фунта, отнесенными ИАК к VIII — IX вв.

DSC_0792

Обнаруженные дирхемы датировались временем с 715 по 935 гг. (а по сведениям В.А. Калинина и П.Н. Петрова младшая монета относится к 939 г., а 91 % клада – монеты Саманидов).

Данный комплекс в целом напоминает городецкое святилище на Северном мысу городища Старая Рязань, функционировавшее с I тыс. до н.э. до последней четверти I тыс. н.э., а основные его элементы схожи с рязано-окским святилищем IV – начала VIII вв. на Шатрищенском могильнике. Расположение «тарелок» — жертвенников, их конструкция, размеры и конфигурация близки, но не идентичны городецкой аналогии.

Сейчас на Воеводской горе разбит парк.

DSC_0786

Окский парк — один из самых древних парков России. Это место поистине имеет важное историческое значение. Немногие из современных горожан знают, что ныне излюбленное место отдыха — Окский сад, переименованный в годы советской власти в парк культуры и отдыха им. Ленина, в древности являл собой мощную крепость — Кремль. Его стены десятки, если не сотни раз, спасали от неминуемой смерти тысячи и тысячи наших пращуров. В древности муромская крепость была деревянной, и после того, как Иваном Грозным в 1552 году было завоевано Казанское ханство и граница отодвинулась от Мурома, кремль перестали ремонтировать за ненадобностью и в конце концов при Екатерине Великой вовсе разобрали. Впоследствии на Кремлевской горе разбили городской парк. В парке сейчас располагается аллея героев города Мурома и парк аттракционов и развлечений.

DSC_0787

Здесь же в парке есть еще одно историческое место. Вот оно.

DSC_0788

Чаадаево городище. Неподалеку от нынешнего города располагается городище Чаадаевское, куда внушительней Кремлёвского. Его-то муромские археологи и считают Муромом 862 года. Он был там, где старица Оки делает петлю. Из сельской фольклорной традиции (по Добрынкину) следовало, что городище принадлежало мордве, а из городской, – что сюда был перенесен город Муром во время эпидемии моровой язвы после битвы с булгарами в 1088 г.

Муромский р-н Чаадаево городище

В 1895 г. городище посетил А.А. Спицын, также упомянувший о легендарном нахождении здесь старого Мурома, упомянувший об остатках какой-то кирпичной постройки и подобравший на распаханной поверхности городища бронзовый прорезной наконечник ножен меча. Этот наконечник с зооморфным изображением, шведского происхождения, 2-й пол. X – XI вв

С IX в. мурома платит дань Рюрику и входит в состав его империи. Находки скандинавских древностей в муромском крае крайне выразительны, будь то фибулы, которые в подобной сохранности редко обнаруживаются даже в самой Скандинавии, или мечи, что уж вовсе фиксирует наличие среди здешних жителей носителей дружинной идеологии. Находки керамики Волжской Булгарии так многочисленны, что не оставляют сомнений в тесной связи с могучим восточным соседом. Фрагменты весов, гирек и шиферных пряслиц южного происхождения говорят о полноценном участии муромы в торговых операциях тогдашнего мира.

С 964 года летописи фиксируют ряд походов киевских князей по Оке и Волге против вятичей, которых вырвали у Хазарского каганата и подчинили себе, а потом и против Булгарии. Уже в экспедиции 964 года по Оке в сторону Волги, когда Святослав Игоревич «налезе вятичей”, ему было Мурома не миновать. Возможно, подчинение Мурома Киеву относится как раз к этому времени.

В XI веке был построен деревянный муромский кремль, и с этого момента город приобрел значение крупного центра ремесла, торговли и христианизации окских земель.

В 1054 году Муром уже подчиняется не Киеву, а Чернигову, его князю Святославу Ярославичу.

Князь Черниговский Давид Святославич. 1076 – 1093 гг.

В 1006 году Владимир Святославич заключил с волжскими булгарами договор, дав им право «торговать без опасения» в городе Муроме.

Не сдерживаемые твердою княжескою властью, муромцы принялись за разбои по pекам Оке и Волге. К началу XI в. Муром успел уже сделаться важным торговым пунктом Северо-Восточной Руси и вел торговые сношения с волжскими болгарами. Многоводная Ока давала болгарам возможность являться в Муром целым караваном судов: местный пушной товар, мед и воск обменивались в Муроме на произведения Востока — шелковые ткани, бисер, бусы и различные металлические изделия. Кроме болгар сюда наезжали торговые люди из Киева и Чернигова. Вот этих-то купцов и грабили муромцы.

В 1088 году город Муром подвергся захвату со стороны волжских булгар.

Интересные результаты дали раскопки 1980-х годов на Кремлевской горе. Обнаружены постройки и сооружения домонгольского и более поздних периодов, следы крупных пожаров, первый из которых, видимо, был связан с сожжением города в 1088 году, а второй, более поздний — с пожаром 1239 года.

В 1094 году из Курска в город пришел князь Изяслав Владимирович, и привел своего посадника Олега. «И приняли их муромцы”, говорит летопись, что нельзя рассматривать иначе, как попытку создать самостоятельное княжество. Не случаен и выбор нового князя: Курск, южный город, имел большой опыт общения со «своими погаными”, куманами, который мог пригодиться в контактах с Булгарией. Эта акция вызвала быструю реакцию черниговского князя Олега Святославича, который подошел к Мурому и схватился с Изяславом. Последний был убит, но город легко отделался, поскольку признал власть черниговского князя.

Знаменитый Илья Муромец, воспетый в 13 народных былинах, происходил из села Карачарово, которое сегодня входит в черту Мурома. Богатырь служил на заставе возле стен Киева. В конце жизни, израненный, он удалился в Печерский монастырь и, приняв иноческий сан, скончался там предположительно в 1188 г. е возрасте 50-60 лет. Уже в XIII в. его слава разошлась далеко за пределы Руси. Он упоминается в германской саге об Ортните и в норвежской Тидрек-саге. В 1643г. Илья Муромец был канонизирован православной церковью. На его мощах обнаружены раны на левой кисти и на груди. День его памяти отмечается 1 января.

Илья Муромец

На смотровой площадке в 1999 году был установлен памятник богатырю Илье Муромцу. Скульптор Вячеслав Клыков (самая известная его работа – памятник маршалу Г.К.Жукову в Москве) изобразил его в двух ипостасиях — как воина и как монаха: в поднятой руке святой держит меч, а в другой — крест.

DSC_0791

Воинственный жест Ильи Муромца не случаен − здесь, на берегу Оки, проходила в древности граница русских земель. У постамента памятника находятся фигуры сидящих грифонов. Левой лапой сказочные птицы опираются на щит. Высота памятника от постамента до меча 21 метр. Совсем еще недавно памятник встречал приезжающих в Муром по наплавному мосту с Нижегородской области.

На одном из красивейших мест Мурома расположен Спасский монастырь (первоначально «Спасский, что на бору»), основанный по преданию благоверным князем Глебом Муромским.

DSC_0691

Эта обитель упоминается в летописи еще в 1096 г., ее считают первым оплотом христианства в мордовском языческом крае.

DSC_0693

Главный собор монастыря — Спасо-Преображенский был выстроен вскоре после возвращения Ивана Грозного из Казанского похода 1552 г.

DSC_0704

Простые и вместе с тем выразительные формы храма делают его одним из лучших памятников храмовой архитектуры XVI в. Здание перестраивалось в XIX в., но теперь луковичные купола вновь заменены золочеными шлемовидными, собору отчасти возвращен его первоначальный облик.

DSC_0724

Спасо-Преображенский собор о пяти главах считается одним из древнейших сооружений в городе. В нем можно увидеть чудотворную икону Божией Матери «Скоропослушница», которую привезли в 19 веке со святой горы Афон.

Сохранились на территории обители уникальная двухэтажная церковь Покрова Пресвятой Богородицы и старинные жилые и хозяйственные постройки.

DSC_0699

В середине XVII в. в монастыре возведена колокольня, а в 1687 г. — двухэтажные покои архимандрита — самая старая гражданская постройка Мурома.

DSC_0734

К началу 90-х гг. относится постройка Покровской церкви с трапезной.

DSC_0733


Живописна территория монастыря — зеленые лужайки, цветущие клумбы вокруг рукотворного пруда с лотосами,

DSC_0738

завораживающий вид на заокские дали от надвратного храма преподобного Сергия Радонежского (2006).

DSC_0721

После возрождения монастыря в 1996 году (был закрыт с 1918 года) его территорию пришлось перепланировать: в северо-восточную часть перенесено кладбище.

DSC_0726

Определить места прежних захоронений было невозможно. Чтобы почтить память некогда похороненных здесь монахов и вкладчиков монастыря, в конце XX века была устроена поминальная часовня-костница,

DSC_0703

куда перенесли все найденные на старом кладбище останки.

DSC_0712

В советский период, по некоторым данным, здесь был устроен один из первых концлагерей, затем территорию передали воинской части, теперь обитель возвращена церкви.

Непрерывный поток паломников направляется к женскому Троицкому монастырю, в котором хранятся мощи известных святых покровителей любви и брака – Петра и Февронии. Прекрасный ансамбль монастыря, выдержанный в стиле узорочья, составляют Троицкий собор 17 века с колокольней, надвратная Казанская церковь , настоятельский корпус. Все это окружает стена с башенками.

DSC_0762

К старейшим зданиям монастыря относятся Казанская надвратная шатровая церковь и стоящая с ней на одном фундаменте колокольня.

DSC_0758

Следующий по старшинству храм — деревянная церковь преподобного Сергия Радонежского 1715 года постройки. Этот храм не «муромского происхождения». Он был перевезен сюда в 1980-е годы из соседнего Меленковского района, когда Троицкий монастырь был уже закрыт, а его территорию планировалось использовать для создания музейной экспозиции. Но музей так и не занял эти площади, а в 1991 году возродился Троицкий монастырь, первый из женских монастырей Владимиро-Суздальской епархии. Богуслужения в храме преподобного Сергия Радонежского совершаются нечасто, так как храм холодный. Служат в нем летом и в день памяти преподобного Сергия — 8 октября (по нов. ст.).

DSC_0766


Окружающие монастырь стены с шатровыми башенками были возведены после пожара 1805 года. К XIX столетию относится и строительство келейных корпусов вдоль стен, корпуса церковно-приходской школы.

DSC_0769

Самая почитаемая святыня Троицкого монастыря — мощи святых благоверных супругов князя Петра и княгини Февронии Муромских. В День празднования их памяти — 8 июля (по нов. ст.) отмечается государственный праздник — День семьи, любви и верности. Святые были канонизированы в 1547 году, но в Муроме их почитали задолго до церковного прославления. Предания об их удивительной жизни передавались на Муромской земле из века в век из уста в уста.

DSC_0756

Напротив расположен внушительный мужской Благовещенский монастырь. Его пятиглавый белостенный Благовещенский собор построен в 17 веке по обету Ивана Грозного. В нем хранятся мощи канонизированных князей Михаила, Федора и Константина, которые принесли в муромские земли христианство.


DSC_0745В 1643 году «тщанием и снисканием» Тарасия Цветнова на месте деревянного храма был возведен Свято-Троицкий каменный собор, сохранившийся до настоящего времени.

DSC_0748

Главным украшением Свято-Троицкого собора являются кованные золоченые кресты — шедевры кузнечной работы муромских умельцев XVII века, — и поливные изразцы того же столетия с разнообразными орнаментами. Изразцы придают Троицкому собору особое изящество и неповторимое своеобразие, отличающее его от других муромских храмов.

DSC_0749

В Благовещенском соборе сохранился главный иконостас в барочном стиле 1797 года, а также старинные иконы середины XVI-XVII века: на западной стене храма — икона «Страшный Суд» и рядом с ней образы святителя Николая и святого Иоанна Воина. Эти образы были написаны в самом Муроме, в иконописных мастерских при Благовещенском монастыре. В них работал один из известных муромских изогрфов XVII — начала XVIII века, Александр Иванович Казанцев. Его иконы хранятся сейчас в собрании Муромского историко-художественного музея.

DSC_0742

Сохранить убранство Благовещенского собора удалось благодаря тому, что в советскую эпоху храм не был закрыт, за исключением 1940-1942 годов, и являлся единственным действующим храмом Мурома. Сам же Благовещенский монастырь, как и все другие монашеские обители города, в советское время был закрыт. Это случилось в 1921 году. В его келейных корпусах располагались квартиры горожан, а в надвратном Стефаниевском храме середины XVII века находился архив.

DSC_0753

Владимир Зворыкин — это самый известный муромлянин (после Ильи Муромца), основоположник современного телевидения. Родился в Муроме в семье купца первой гильдии Козьмы Зворыкина. Недавно здесь ему установили памятник.

Идея композиции памятника: студент петербургского «политеха» начала 20-го века Владимир Зворыкин, сидящий на скамейке возле родного дома.

DSC_0784

Монумент установлен у стен дома выдающегося муромского изобретателя телевидения на улице Первомайская, 4 (здание муромского музея) . Именно он изобрел кинескоп.

milutkin.livejournal.com

История древнего Мурома


Название города Муром происходит от финно-угорского племени мурома. Впервые Муром упоминается в Повести временных лет под 862 годом:   
«…в лето 6370 (862) … И по тем городам… перьвии насельници в Новегороде словене, в Полотьсте (Полоцке) кривичи, в Ростове меря, в Беле-озере весь, в Муроме мурома…»


Первым удельным муромским князем считается Глеб Владимирович. 

 

Племя мурома «сидело» на реке Оке, самом большом притоке Волги, еще в VI-VII веке и к IX веку имело уже большое поселение. Племя рано завязывает торговые связи со своими соседями — славянами и булгарами. Мурома продают мех куницы и белки, соболя и лисицы, пчелиный воск, рыбу, а взамен берут ремесленные изделия, изготовление которых у племени было развито слабо. 

 

Постепенно в поселение проникают славянские ремесленники, а затем и дружинники: Муром становится славянским городом со всеми присущими ему особенностями того периода. Строятся укрепления, возводятся деревянные стены. Славянская дружина занимает главенствующее положение, город превращается в крайний восточный форпост Руси. На высокой горе, там, где сейчас находится Окский парк, дружина устраивает крепость. 

 

Долгое время Муром был крайним восточным форпостом Руси. Он располагался на перепутье торговых путей между Русью и Булгарией. Киевский князь Владимир завещал Муром своему сыну Глебу. По преданию князь Глеб, получив город Муром в удел, предпринял попытку обратить его население в христианство, но потерпел неудачу и был вынужден спасаться от недовольства в укрепленном дворе. Со временем Муром все более и более приобретает значение как торговый центр.


Неоднократно нападали на Муром булгары, пока здесь не закрепилось превосходство русичей, чему способствовали победы над булгарами князя Святослава Игоревича (в 964 году) и его сына князя Владимира (в 981, 982 и 985 годах). 

 

Относительно длительные мирные периоды способствовали развитию ремесел и торговли. Муром все больше укреплял свое значение видного русского города на Оке. Вместе с тем разгоралась борьба русских князей за обладание городом. Они стали смотреть на Муром, как на вотчину, которая наследовалась сыновьями в семье.


Так, киевский князь Владимир завещал Муром старшему сыну Глебу. По преданию князь Глеб предпринял попытку обратить население города в христианство, но потерпел неудачу и был вынужден спасаться от недовольства в укрепленном дворе. 

 

Очень скоро город Муром становится одним из торговых центров северо-восточной Руси. Он славится ремеслами: гончарным, кузнечным, косторезным, металлообрабатывающим. В Муроме процветает торговля с булгарами, Рязанью, Черниговым. Народные предания, былины свидетельствуют о том, что после принятия Владимиром христианства на Руси верховный киевский жрец Перуна — Богомил стал предводителем разбойников под именем Соловья-разбойника. Вот и приходилось муромским купцам ехать в Черниговскую Русь не прямо, а по Оке, Волге, волоком до Днепра, а с него в ладьях на Десну. Народное предание не случайно связало с Муромом былинного героя, сына крестьянского Илью Муромца, сумевшего победить Соловья-разбойника во время поездки в Киев.   

Крепнувшие связи с Черниговской Русью решили дальнейшую судьбу Мурома.
С 1054 года он становится владением черниговских князей, которые превращают его в центр Муромо-Рязанского удела. После княжеских распрей и съезда русских князей в Любече в 1097 году Муром попал в удел Ярославу. Князь угрозами и посулами заставил муромцев принять христианство и крестил народ в Оке. Это событие он отметил строительством церкви Благовещенья, на месте которой впоследствии был основан монастырь. 

 

Сыновья Ярослава после междоусобной войны разделили княжество на два самостоятельных — Муромское и Рязанское, чем сильно ослабили положение Мурома, из-за чего он не раз становился добычей булгар. Лишь после того, как Муром стал вотчиной владимиро-суздальских князей, он укрепил свое значение и продолжал стоять на страже восточных рубежей Руси. В 1160 и 1172 годах муромцы разгромили булгар. Но лишь после основания в 1221 году Нижнего Новгорода времена набегов булгар для Мурома миновали. 

 

Монголо-татарское нашествие не обошло стороной город. Когда в 1237 году татарский хан Батый вторгся в Рязанскую землю и потребовал десятую часть имущества, муромский, рязанский и пронский князья гордо ответили: «Коли нас не будет, то все ваше будет». Через два года один из татарских отрядов сжег город до тла. Людей в Муроме переписали и обложили данью. Защищать город было некому. Русские князья по-прежнему вели междоусобную борьбу. Сыновья Александра Невского — Андрей, правивший в Городце, и Дмитрий, живший в Муроме, никак не могли поделить власть. Более коварный Андрей в 1281 и 1293 годах приводил к Мурому татарское войско, и оно легко расправлялось с жителями, унося с собой все ценное и сжигая дома. В конце концов, город опустел. Князь и все его люди покинули Муром и основались в Борисоглебском монастыре.


Летописные данные свидетельствуют, что почти полвека Муром был безлюден и возродился лишь в 1351 году. Но через два года некий Федор Глебович, выпросив ярлык на муромское правление у татарского хана, изгнал Юрия. 

 

Появлялись на русских землях новые силы, укреплялось Московское княжество, объединившее вокруг себя всех, кому были дороги интересы Руси. В 1380 году в битве на Куликовом поле принимали участие и муромские воины, сражаясь в засадном полку, который и решил исход сражения. В 1392 году московский князь Василий, сын Дмитрия Донского получает ярлык на владение Муромом. Вскоре после этого город фактически входит в Московское княжество, как один из пунктов на восточной границе. Принимаются меры к укреплению муромского Кремля. Но татары еще не раз появляются у стен города. Когда в 1537 году у стен Мурома появился казанский хан Сафа-Гирей, он не смог проникнуть в город. 

 

В одном из залов краеведческого музея хранятся серебряные трубы муромского полка. Надо сказать, что муромская дружина всегда отличалась храбростью.


В 1552 году царь Иван Грозный пошел на Казань. Один из путей его многочисленной рати лежал через Муром. В июле того года Муром походил на военный лагерь. На улицах стояли шатры под боевыми флагами, взад и вперед сновали ратники, с берега Оки раздавался стук топоров, готовились плоты и струги для переправы. Предание гласит, что в Муроме царь устроил смотр своему войску. С высокого левого берега, будто бы на том месте, где сейчас стоит Козьмодемьянская Церковь, из своего шатра он наблюдал, как ратники переправляются на правый берег Оки. Отсюда войско пошло на Саканский лес и далее. В его рядах навстречу бою шла и муромская дружина, которая отличилась в битве под Казанью.
Решающее значение муромская рать сыграла во время осады Казани в 1552 году, когда казанцы сделали неожиданную вылазку. Как писал Карамзин «Казанцы еще не уступили своих трофеев, но явились муромцы, дети боярские, стародавним племенем и доблестью: ударили, сломили неприятеля, втиснули в ров. Победа решилась…» Царь дал обет, если возьмет Казань, поставить в Муроме каменный храм. И сдержал свое слово. В 1555 году по его указу в городе были воздвигнуты Благовещенский собор и несколько церквей.


Однако в результате моровой язвы в 1570 году и начавшегося после нее голода город надолго захирел. Население города Муром, гонимое голодом, пожарами, боясь введенной Иваном Грозным опричнины, рассеялось по окрестным деревням и селам. Как сообщает летопись Шешилова 1574 года, на посаде осталось всего 149 жителей, проживающих в 111 домах. 

 

В период Смутного времени жители Мурома — патриоты Руси — приняли участие в борьбе с иноземными захватчиками. В 1611-1612 годах муромцы в числе первых откликнулись на призыв князя Дмитрия Пожарского и нижегородского купца Козьмы Минина, послав свои дружины в ополчение, освобождавшее Москву от поляков. Врага изгнали из столицы, но польские отряды еще хозяйничали на русской земле. В 1616 году отряд под предводительством пана Лисовского напал на Муром, вырезал много жителей, разграбил дома дворян, купцов, опустошил монастыри и церкви. 

 

Регулярный муромский 21 пехотный полк появился в русской армии в 1727 году и просуществовал без малого два века. Дважды, в 1760 и в 1813 годах, победным маршем полк входил в Берлин, а в 1815 г. — в Париж. Свой первый подвиг полк совершил в семилетней войне 1756-1763 годов против прусского короля Фридриха II. За участие в штурме и взятии Берлина он был награжден двумя георгиевскими трубами. Муромский полк участвовал почти во всех походах А.С.Суворова.


Так в 1787 году Муромский пехотный полк под командованием А.В.Суворова решил победный исход сражения с турками под Кинбурном. Он ходил на штурм Очакова, пробивался с ним через Альпы. Во время войны с Наполеоном он в составе пехотной дивизии Коновницына в армии Барклая де Толли прошел путь от Смоленска до Москвы. Вот что доносил генерал Коновницын 19 сентября 1812 года главнокомандующему М.И.Кутузову : «… пехотные полки третьей дивизии — Черниговский, Муромский, Ревельский и Селенгинский — были употреблены сейчас же к завладению важной высоты, занимаемой неприятелем. Сие было исполнено с совершенным успехом. Сказанные полки, презирая всю жестокость неприятельского огня, пошли на штыки и со словами «Ура!», опрокинув неприятеля, привели в крайнее замешательство его колонны и заняли высоту с самого начала упорно защищаемую.» Позднее, за защиту Севастополя в 1855 году, воины полка получили восемь георгиевских крестов, а полк — георгиевские знамена. 1300 солдат и 32 офицера остались лежать на Малаховом кургане. 

 

Но постепенно жизнь в Муроме приходила в нормальное русло. Развивались ремесла, оживлялась торговля. Появились искусные мастера по выделке кож и металлических изделий. Сотная книга свидетельствует о том, что в Муроме жили и трудились кожевники, скорняки, сапожники, хлебники, кузнецы, калачники, серебренники, портные и другие умельцы. Особенно славились кузнецы, оружейных дел мастер Никита Давыдов, рыбаки — поставщики красной рыбы для царского стола. В XVII-XVIII веках они прославились на всю страну умением приготовить пластованную рыбу. С того времени началась слава и муромских калачей. Слава настолько громкая, что калач в качестве символа вошел в герб города.


Появились предприниматели, которые приобрели вес не только в Муроме, но и в Москве. Таковыми стали Мяздриковы, Железниковы и другие. Наиболее состоятельные — Богдан Цветной (Тарасий Борисов), Савва Болховитин, Семен Черкасов, Федор Веневитин в 20-ых годах XVII века по указу царя Михаила Федоровича переезжают в столицу. Реформаторская деятельность Петра I вызвала к жизни ряд промышленных предприятий, особенно текстильных фабрик и чугунолитейных заводов.


После отмены крепостного права в Муроме стала развиваться капитализация производства. Постепенно мануфактурные мастерские уступили место механизированным предприятиям. Открываются маслобойные, механические заводы, льнопрядильные фабрики. Большой толчок развитию капиталистического производства и торговли дало применение паровой силы на речных судах и появление железной дороги. 

 

Первый пароход появился в городе Муроме в 1845 году, а в 1858 году пароход «Москва» связал Муром регулярными рейсами с другими городами, расположенными на Оке. В 1880 году по железнодорожной ветке Муром — Ковров, давшей выход к Нижнему Новгороду и Москве, пошли первые поезда. Консерватизм муромской власти в тот период проявился в том, что Савве Морозову, французскому автопромышленнику Рено, русско-германскому акционерному обществу было отказано в строительстве заводов. В 1916 году паровозо-ремонтные мастерские Московско-Казанской железной дороги выпустили первые паровозы. Это предприятие работает до сих пор. В 1914 году на промышленных предприятиях города Мурома работало всего 3976 человек.

promurom.ru

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *