Венеция сан марко – Собор Святого Марка — Википедия

Содержание

Собор Святого Марка — Википедия

Собо́р Свято́го Ма́рка (итал. Basilica di San Marco — «базилика Сан-Марко») — кафедральный собор Венеции (до 1807 года — придворная капелла при дворце дожей), представляющий собой редкий пример византийской архитектуры в Западной Европе. Располагается на площади Святого Марка, рядом с Дворцом дожей. Имеет статус патриархальной базилики.

Собор, украшенный многочисленными мозаиками, выполненными в византийском стиле, является местом нахождения мощей апостола Марка и множества ценных предметов искусства, вывезенных из Константинополя в ходе крестовых походов. В 1987 году собор в числе прочих венецианских памятников вошёл в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Первая базилика[править | править код]

Похищение мощей апостола Марка из Александрии
(мозаика пресбитерия, XI век)

Базилика была построена для размещения мощей апостола Марка, которые 31 января 829 года были перевезены из Александрии в Венецию. Мощи привезли венецианские купцы Буоно и Рустико, которые в 828 году, прибыв в Александрию, узнали, что мусульмане начали разрушение христианских храмов для возведения мечетей[1]. Поскольку предание связывает проповедь христианства в городах Венецианской лагуны с апостолом Марком

[2], то купцы решили спасти мощи святого от осквернения и привезти их в свой город. Чтобы перенести реликвию на корабль, торговцы прибегли к хитрости: тело евангелиста было положено в большую корзину и сверху покрыто свиными тушами, к которым не могли прикоснуться сарацины даже при таможенном досмотре. Для большей надёжности корзину спрятали в складках паруса одного из судов (событиям, связанным с перенесением мощей, посвящены мозаики пресбитерия и одной из люнет центрального фасада). После перенесения мощей в город, апостол Марк заменил святого Феодора в роли небесного покровителя Венеции, а символом города стал знак этого евангелиста — крылатый лев.

Строительство было начато дожем Джустиниано Партечипацио в 829 году, а завершено в 832 году его братом дожем Джованни Партечипацио. Поскольку здание первой базилики не сохранилось, то о её облике можно судить лишь по археологическим раскопкам, выполненным в ходе реставрации крипты собора, когда была обнаружена древняя кладка стен. Считается, что церковь была построена в форме латинской базилики типа равеннских (Сан-Витале) и занимала место нынешней крипты

[3]. Купол, установленный над её центральной частью, находился над местом захоронения мощей апостола Марка.

Базилика была повреждена пожаром, возникшим в 976 году в ходе дворцового переворота, когда дож Пьетро Кандиано был смещён дожем Пьетро Орсеоло. Пожар, начавшийся во Дворце дожей, перекинулся на северо-западную часть собора и нанёс ей серьёзные повреждения. К концу X века базилика была восстановлена, но исследователи считают, что эта была реставрация здания, а не новое строительство[3][4].

Современная базилика[править | править код]

Реконструкция изначального фасада второй базилики (акварель, XIX век)

Строительство современной базилики было начато в 1063 году при доже Доменико Контарини. В 1071 году в ещё недостроенном соборе был возведён в должность дожа Доменико Сельво, при котором в 1071—1084 годах был начат первый цикл создания мозаичного убранства базилики. Освящение храма состоялось в 1094 году при доже Витале Фальере, который был захоронен в галерее на месте современного нартекса собора[5].

Крестовокупольная пятиглавая церковь была возведена по образцу константинопольского храма Апостолов[6]. На протяжении последующих столетий церковь непрерывно расширялась и украшалась: в 1159 году начались работы по облицовке собора мрамором, в XII веке были выполнены мозаики центральных куполов и сводов, в 1343—1354 годы были пристроены баптистерий и капелла святого Исидора, в XV веке — капелла Масколи и сакристия (1486—1493 годы), в 1504—1521 годах капелла Дзен. Внешнее убранство собора было завершено к концу XV века, о чём свидетельствует его изображение на картине Джентиле Беллини «

Процессия реликвии Святого Креста на площади Сан Марко» (1493 год). Титул главного строителя собора в разное время носили такие архитекторы, как Якопо Сансовино и Бальдассар Лонгена[7].

Множество древних реликвий попали в собор после разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году. К ним относятся квадрига на западном фасаде, «золотой алтарь» византийской работы, образ «Мадонна Никопея».

Базилика играла значимую роль в истории Венецианской республики. По сложившейся традиции глава республики должен был предстать перед горожанами и публично провозглашается дожем из преголы, правой кафедры, специально устроенной для этой цели в соборе. Несмотря на то, что базилика до 1807 года была лишь дворцовой капеллой, в ней проходили крупные официальные церемонии (благословение войска перед войной, в том числе перед четвёртым крестовым походом, демонстрация захваченных у врагов знамён). В базилике состоялась покаянная встреча Фридриха Барбароссы с папой Александром III. Собор полностью находился в юрисдикции дожей и имел собственный причт, независимый от местного епископа

[8]. В 1807 году по приказу Наполеона в собор Сан-Марко из церкви Сан-Пьетро ди Кастело была перенесена кафедра патриарха Венеции (титул принадлежит епископу Венеции с 1451 года) и храм стал кафедральным собором Венеции.

В настоящее время собор является действующим храмом. Будничные богослужения проводятся в капелле святого Исидора. Кроме мощей апостола Марка среди реликвий базилики выделяется глава апостола Иакова Младшего, мощи мученика Исидора[9] и образ Богородицы «Никопея», что делает её центром христианского паломничества

[10].

Характеристика архитектурного стиля[править | править код]

Длительное строительство базилики оказало влияние на её архитектурный стиль. Построенный как классическая греческая базилика с суровым романским фасадом, собор за годы перестроек приобрёл свой современный образ, в котором смешались различные стили. Это объясняется также тем, что в его убранстве использованы привезённые в различное время в Венецию восточный мрамор, колонны различных ордеров, греческие и романские барельефы, византийские и итальянские скульптуры, готические капители. Все это было соединено мастерами в гармоничной архитектонике собора.

Ряд исследователей затрудняются чётко выделить архитектурный стиль собора и пишут про его особенности:

Я не знаю, существует ли ещё в мире собор, на который можно было бы поставить четырёх бронзовых коней без риска не только испортить художественное впечатление, но и профанировать здание. Не таков собор св. Марка. Фантастическое смешение всех настроений и вкусов, всех стилей и эпох… Это здание своего рода unicum, неповторимая индивидуальность в мире церквей. Его стиль считается византийским, но, мне кажется, это верно только до известной степени: из массы влияний, создавших собор, византийское было преобладающим. Ему принадлежит общий очерк здания, купола, мозаики. Но готические башенки главного фасада, готические стрелы, сплетённые из статуй, античный лес разноцветных колонн, восточная пестрота и позолота, наконец, широкая терраса вокруг куполов — какой стиль образует все это вместе взятое, если не стиль венецианского св. Марка, у которого нет ни предков, ни подражаний.

[11]

П.Н. Перцов. «Венеция», 1905 год.

Общие особенности[править | править код]

Собор построен в форме греческого креста и является типичной византийской крестовокупольной базиликой, построенной по образу константинопольской церкви Святых Апостолов

[12], но не является его точным повторением. В конце XII века к базилике был пристроен просторный нартекс, а в последующие века ряд других помещений (несколько капелл, баптистерий, сакристия). За исключением алтарной части, заканчивающейся апсидой, рукава креста разделены аркадами на три нефа, хоры (второй этаж боковых нефов) отсутствуют[13]. Размеры базилики составляют 76,5 (длина вместе с алтарной частью) на 62,5 метров. Высота базилики (по центральному куполу) составляет 43 метра.

Алтарная преграда

Алтарная часть (пресвитерий) по восточному образцу отделена от центрального нефа готическим иконостасом, созданным в 1394 году мастерами Пьетро Паоло и Якобелло Делле Масенье. Алтарная преграда создана из цветного мрамора и увенчана большим крестом, по сторонам от которого установлены четырнадцать статуй (двенадцать апостолов, Дева Мария и апостол Марк). В алтарной части установлен киворий (V век), под которым находится главный алтарь храма с мощами святого Марка, перенесёнными в собор из крипты в 1835 году. Он высечен из цельного куска зелёного восточного мрамора и поддерживается четырьмя колоннами из известкового алебастра (XIII век). На каждой колонне в девять рядов расположены рельефы с историей Девы Марии и Иисуса, в которых нашли своё отражение, помимо канонических, апокрифические истории.

Наборный мраморный пол базилики создан в XII веке и гармонирует с наружным и внутренним мраморным убранством собора. Он выполнен из плит полихромного мрамора со вставками мозаичных изображений (созданы в период до XV века), выполненных из маленьких кусочков мрамора различной формы и размера. Среди мозаик пола присутствуют как геометрический орнамент (круги, квадраты, восьмиугольники), так и изображения животных, растительный орнамент. Часть орнаментов были созданы в 1425 году флорентийским художником Паоло Уччелло.

Собор имеет отдельно стоящую звонницу высотой около 100 метров. Она была построена в 1514 году и кроме церковных функций служила также маяком для кораблей, входивших в лагуну. Колокольня полностью разрушилась в 1902 году, но была восстановлена в изначальном виде в 1912 году.

Фасады[править | править код]

Изначально внешний облик собора соответствовал суровым канонам романского стиля[14]. Более роскошная мраморная облицовка фасада собора была выполнена в XIII веке. Идея более пышного убранства фасада возникла после четвёртого крестового похода, когда в Венецию были вывезены колонны и капители из константинопольских дворцов и храмов.

  • Главный фасад (западный)

Облицован мраморными плитами, украшен колоннами, увенчанными капителями коринфского ордера. Имеет пять входов, оформленных в виде порталов с колоннами в два яруса. Архивольты центрального портала украшены композициями с аллегорическими образами искусств и ремёсел[13]. Арки порталов и расположенных над ними люнет украшены мозаикой. Люнеты украшены готическим венцом, выполненным в XIV—XV веках тосканскими мастерами. Между арками венца, украшенными растительным орнаментом, установлены башенки с фигурами святых. В крайних башнях фасада изображена сцена Благовещения (архангел Гавриил в крайней левой башенке, Дева Мария — в крайней правой). Между ними в четырёх башенках установлены фигуры евангелистов с их символами.

ru.wikipedia.org

Площадь Сан-Марко в Венеции — подробно с фото

Площадь Сан-Марко

История возникновения

Площадь названа в честь апостола Марка благодаря усердию двух венецианских купцов, которые в 829 году похитили мощи Святого в Александрии, тайком доставив их в Венецию. Хитрецы обложили саркофаг свиными тушами, поэтому арабы, будучи мусульманами, не смогли тщательно обследовать груз. Вернувшись домой, купцы поместили мощи в базилике Святого Марка, которая специально была построена для этой цели. Но в результате дворцового переворота здание было сильно повреждено пожаром. На его месте в 1063 году начато возведение Собора Сан-Марко. Площадь перед зданием постепенно расширялась, достигая своих нынешних размеров. На ней проводились праздничные шествия, карнавалы, бои быков и даже казни.

Площадь Сан-Марко в 18 веке

Архитектурные достопримечательности

Площадь Сан-Марко состоит из двух частей: Пьяцетты и Пьяццы. Пьяцетта – это площадка от Гранд-канала до колокольни, а Пьяцца – непосредственно сама площадь перед Собором Святого Марка.

Достопримечательности Пьяцетты:

Колонны Св. Марка и Теодора. Сойдя с вапоретто, перед взором путешественника предстают две мраморные колонны. Одну из них венчает скульптура святого Теодора – бывшего покровителя города, а вторую – скульптура крылатого льва, который является символом Святого Марка. Эти колонны представляют собой условные ворота, но ни один венецианец между ними не проходит. Раньше тут казнили простолюдинов, и местные жители утром частенько наблюдали очередного повешенного, болтающегося на верёвке, поэтому идти между колоннами считается плохой приметой и дурным тоном.

Колонна Св. МаркаКолонна на площади Сан-МаркоКолонна Теодора Дворец дожей
Колокольня Сан-Марко

Дворец дожей. Дож – правитель Венеции. Свою резиденцию в готическом стиле, сохранившуюся в идеальном состоянии до наших дней, дожи возвели между XIV-XV веками по проекту архитектора Филиппо Календарио. Во дворце правители работали и жили. Здесь действовал Верховный суд, заседал сенат и Большой совет, а надстроенный вверху балкон служил в качестве трибуны, с которой дож произносил речи, являя себя народу. Кроме административно-правовых учреждений во Дворце дожей находилась тюрьма, из которой в 1756 году бесстрашно бежал Джакомо Казанова. На втором этаже здания размещается колоннада, где между 9-й и 10-й колоннами заключенным вельможам приводился в исполнение смертный приговор. Эти колонны резко выделяются среди остальных грязно-розовым цветом. Согласно преданию, со временем они изменили окрас от стыда и горя.

Колокольня Сан-Марко. Знаменует окончание Пьяцетты. Это самая высокая постройка в Венеции, с которой весь город виден как на ладони. Сегодня туристов на высоту в 96 метров доставляет скоростной лифт. Колокольня выполнена в стиле Раннего Возрождения и раньше служила в качестве маяка для кораблей.

Достопримечательности Пьяццы:

Собор Святого Марка. Площадь Сан-Марко с трёх сторон окружена зданиями, поэтому с первого взгляда производит впечатление огромного спичечного коробка. Здесь находится самое восхитительное сооружение Венеции – кафедральный собор. Он начал возводиться в 11 веке и с тех пор часто реконструировался. Здание выполнено в венецианском стиле. В нем хранятся мощи евангелиста Марка и множество предметов искусства, привезенных во времена Крестовых походов из Константинополя. Сегодня Собор Святого Марка является достоянием ЮНЕСКО.

Собор Святого Марка

Время работы и цены на билеты

1. Собор Сан-Марко

В высокий сезон базилика открыта с 9.45 до 17.00. В воскресенье и религиозные праздники с 14.00 до 17.00. Вход свободный.

Сокровищница принимает посетителей в это же время. Входной билет стоит 3 евро.

Музей Святого Марка работает с 9.45 до 16.45. Цена билета – 4 евро.

Пала д`Оро в будние дни открыт с 9.45 до 17.00. А в выходные и праздничные – с 14.00 до 17.00. Входной билет обойдется в 2 евро.

В низкий сезон время закрытия всех учреждений осуществляется на час раньше.

Площадь Сан-Марко
2. Дворец дожей

С апреля по октябрь Дворец дожей доступен для посещения с 8.30 до 19.00. А с ноября по март достопримечательность работает по сокращенному графику – с 8.30 до 17.30. Цена комбинировано билета составляла 17 евро. Он действителен также для входа в Археологический музей, Музей Коррер и Национальную библиотеку Сан-Марко.

Колонны Дворца дожей
3. Колокольня Сан-Марко

С июля по сентябрь колокольня работает с 9.00 до 21.00. В марте, апреле, октябре – с 9.00 до 19.00. В ноябре и на Пасху по короткому графику – с 9.30 до 15.45. Входной билет стоит 8 евро.

Где вкусно поесть

После насыщенной экскурсии разыграется аппетит. Но не рекомендуем обедать в одном из многочисленных кафе на площади Сан-Марко. Только за чашку кофе тут просят 10 евро. А счет за основные венецианские блюда, такие как Moleche, Risotto nero и Fegato alla veneziana может составить 100 евро. Поэтому лучше отойти подальше от туристического центра. Ведь дорого не всегда означает вкусно. Заведения на площади привыкли к большому наплыву туристов и не всегда готовят на совесть. Владельцам ресторанов не столь важно, понравится клиентам еда или нет: через день-два те уедут, а на их место придут новые. Чтобы поесть вкусно и экономно, лучше отправиться в жилые кварталы, где расположены недорогие рестораны, посещаемые местными жителями. Они находятся в районе Castello на Via Giuseppe Garibaldi, а также в квартале Canareggio вдоль Fondamenta della Misericordia и Fondamenta degli Ormesini.

Кафе на площади Сан-Марко

Интересные факты

Прогулка по площади Сан-Марко в скором времени может стать платной. Согласно заявлению бывшего советника мэрии Аугусто Сальвадори, он добивается, чтобы при входе были установлены кассы и турникеты. Кроме того, политик считает, что цена за проезд по Большому каналу в 7,5 евро слишком низкая, рассматривая повышение стоимости до 10 евро. Это поможет немного облегчить жизнь горожанам, так как остановки, заполненные приезжими, немного опустеют.

НаводнениеСнег на площади Сан-Марко в 2008 годуВид сквозь арки

На своем сайте власти Венеции опубликовали обращение к гостям города. Они просят не использовать чемоданы с пластмассовыми колёсиками, которые громыхают по брусчатке под окнами венецианцев в любое время дня и ночи, из-за чего мэрия получает многочисленные жалобы от горожан. Туристы должны отказаться от «шумных» сумок, используя наполненные воздухом или жидкостью колёсики. Вполне возможно, что вскоре эта просьба будет утверждена в качестве местного закона, за нарушение которого введутся штрафные санкции.

wikiway.com

Площадь и собор Сан Марко в Венеции: интересные факты, лайфхаки

Отправляясь в путешествие по Венеции, сложно обойти вниманием знаменитую площадь Сан Марко. Помимо того, что это самое просторное место во всем плавучем городке, площадь очень величественна и романтична, поэтому относится к самым популярным среди туристов местам в Италии (и в Instagram:)). Здесь собрано столько интересных объектов, что на знакомство с ними может уйти целый день. Давайте разберемся, на что из достопримечательностей Сан Марко лучше потратить свое время, особенно, если оно ограничено. А заодно узнаем много интересных фактов о знаменитой площади и сооружениях, которые ее украшают.

Содержание:

Площадь Сан Марко

Собор святого Марка: история, архитектура, интерьер

Другие интересные места на площади San Marco

Интересные факты

Практическая информация для туристов, лайфхаки и советы по посещению

Площадь Сан Марко

Исторические упоминания о площади Сан Марко в Венеции появляются еще в IX веке. В тот период она представляла собой площадку небольшого размера у парадного входа в базилику. До нынешних масштабов площадь расширилась лишь в XII столетии.

Площадь Сан Марко славится не только выдающейся архитектурой (только посмотрите на фото!), но и тем, что стала местом съемок многочисленных кинофильмов. И это не удивительно – простор и особая атмосфера позволяют снимать здесь завораживающие кадры!

Местные жители называют эту площадь уважительно – «Пьяцца». Все остальные площадки именуются более скромным – «кампо». Условно пространство площади разделяется на два участка: Пьяцетта (своеобразный коридор, который идет от Гранд-канала мимо Дворца Дожей и Библиотеки Сан-Марко до Кампанилы), и непосредственно сама Пьяцца (остальная часть площади).

Пьяцетта Сан Марко

Особое развлечение для туристов – кормление голубей, которых здесь целая крылатая армия! На месте можно купить и корм для птиц. Эту традицию нарушил только птичий грипп, разгулявшийся в 2008 году. Чтобы избежать большого скопления птиц, на площади прекратили продажу корма, что не остановило детишек и охотников за красивыми кадрами.

Обратите внимание и на мостовую, выложенную из камня. Предполагают, что рисунок на мостовой, который образуют светлые полосы, когда-то играл важную практическую роль и служил ориентирами для процессий, участвовавших в различных церемониях.

Собор Сан Марко: история, уходящая в глубь веков

Собор Сан Марко – религиозный центр Венеции и самый посещаемый храм города. К тому же, один из самых старинных – строительство здания закончилось еще в 832 году. Храм возводили специально для мощей святого апостола Марка, покровителя Венеции и венецианцев. Кстати, с появлением мощей в городе связана очень интересная история.

Когда-то мощи святого апостола и евангелиста Марка находились в Александрии. Венецианские купцы Буоно и Рустико, путешествовавшие в те края, услышали, что мусульмане собираются разрушить христианские церкви и возвести на их месте мечети. И придумали хитрый план. Они выкрали святыню и спрятали ее под свиными тушами, зная о том, что мусульмане не прикасаются к этому животному. Благодаря этой хитрости мощи оказались на корабле и были благополучно перевезены в Венецию. Кстати, на центральном фасаде Собора есть рисунок из мозаики, иллюстрирующий старинное предание.

Конечно, за такую долгую историю старинная базилика претерпела много изменений и повидала много событий. В 976 году здание горело. А в 1063 году на прежнем месте началось возведение нового грандиозного собора, а уже в 1094 его освятили. Венецианцы не поскупились на украшение своей главной базилики! На протяжении веков храм рос, хорошел и богател. Сегодня перед восхищенными туристами предстают удивительные мозаики, прекрасные барельефы и необыкновенные архитектурные формы. А внутри собора Сан Марко кроме культурных и архитектурных сокровищ хранятся и важные христианские святыни – кроме мощей святого Марка это главы апостолов Иакова Младшего и Тита, мощи мученика Исидора, древний образ Пресвятой Богородицы «Никопея», частица Животворящего Креста, на котором был распят Иисус Христос, и другие христианские реликвии, которые привлекают в базилику паломников.

Архитектура и оформление базилики Сан Марко

В облике собора преобладает византийский стиль, что несвойственно для храмов Италии. В меньшей степени здесь встречаются элементы готики, романской и восточной архитектуры, образуя причудливое смешение стилей.

В нижней части фасада базилики находится 5 арочных пролетов, украшенных яркими мозаиками, пространство между арками украшено византийскими барельефами. А с западной стороны Сан Марко украшает знаменитая квадрига – бронзовые фигуры четырех коней. Этот трофей попал в Венецию в 1204 году, после Крестового похода на Константинополь. Оригинал скульптуры был позолоченным, выполненным греческим мастером Лисиппом. Сегодня он бережно хранится в музее базилики, а здание украшает бронзовая копия.

Собор Сан Марко внутри

Интерьер собора поражает великолепием и роскошным убранством. Стены и потолки базилики покрывает удивительная позолоченная византийская мозаика с изображениями сюжетов из Священного Писания.

Под главным алтарем хранятся мощи святого Марка, главная святыня Венеции. А за алтарем красуется жемчужина храма – Пала д’Оро, или Золотой иконостас. Этот шедевр изготовлен искусными константинопольскими ювелирами и содержит 80 небольших икон, богато украшенных золотом и декоративными камнями. Только представьте, на создание такого шедевра ушло почти 500 лет!

Одну из капелл украшает чудотворная византийская икона ХI или XII века Мадонна Никопея. Эту святыню (как, кстати, и многие другие) доставили в собор Сан Марко после одного из крестовых походов.

Особого внимания заслуживает Сокровищница базилики, в которой хранятся христианские реликвии, мощи святых, а также византийские древности, ценные предметы церковной утвари, предметы обихода византийских императоров и знати. Всё это было привезено венецианцами с Востока, подарено византийскими императорами или римскими папами, или же добыто в результате крестовых походов.

Мозаика на фасаде собора Сан Марко

Другие интересные места на площади Сан Марко

Собор святого апостола Марка – конечно, не единственная достопримечательность площади. Здесь каждое здание имеет интересную и богатую историю. Вот некоторые из них.

Дворец Дожей

Дворец Дожей в Венеции

Один из символов Венеции. Этот причудливый шедевр готической архитектуры на протяжении веков служил резиденцией венецианских правителей вплоть до оккупации республики Наполеоном в 18 веке. Первый вариант этого здания был сооружен еще в 810 году. С тех пор постройка не раз перестраивалась, пока в ХVI веке не приобрела свой современный облик. Прекрасный трехэтажный дворец примыкает в базилике Сан Марко и дополняет удивительный архитектурный ансамбль элегантной площади.

Библиотека святого Марка (Biblioteca Marciana)

Библиотека Сан Марко

Ренессансное здание Библиотеки Марчиана стоит напротив Дворца Дожей, а его фасад обращен в сторону Большого канала. Постройку украшают скульптурные экспонаты и декоративная лепнина. А сама библиотека славится богатой историей и уникальной коллекцией старинных книг и рукописей (более 13 тысяч ценных рукописных работ!) Среди книжных ценностей, которые здесь хранятся – списки «Илиады» V и VI века и первая книга, которая была издана в Венеции.

Кампанила, или колокольня Сан Марко (Campanile di San Marco)

Колокольня на площади Сан Марко

Грандиозная колокольня возвышается на 99 метров над площадью Сан Марко. История этого сооружения уходит корнями еще в 9 век. Но оригинальное здание рухнуло в 1902 году, а через 10 лет было восстановлено. На колокольне находилось 5 колоколов, каждый из которых имел свое предназначение. Например, один из них предназначался для призыва жителей отправляться на работу. Вот это забота!

Лоджетта Сансовино

Лоджетта на площади святого Марка

На месте этого здания когда-то была конюшня. Позже в Лоджетте знать проводила торжественные приемы или использовала в качестве караульного поста Дворца Дожей. После того, как в 1902 году на Лоджетту обрушилась Колокольня Сан Марко, сооружение было отстроено в его современном виде.

Старая и Новая Прокурации

Эти здания обрамляют площадь Сан Марко в западной ее части, украшая ее изящными аркадами. Когда-то в них размещались прокураторы, основной задачей которых было управление государственным недвижимым имуществом. Поскольку здание собора Сан Марко входило в контролируемый список, то и построили Прокурации прямо рядом со святыней.

Часовая башня (Torre dell’Orologio)

Часовая башня Оролоджио Сан Марко

Башня Оролоджо украсила площадь в конце XV века. На фасаде башни примечательны большие старинные астрономические часы, покрытые позолотой и эмалью и украшенные знаками Зодиак. Они не только отображают 24 часа, но и показывают положение планет, а также солнца и луны в Зодиаке. Из небольшой ниши над циферблатом на нас взирает статуя Богородицы. А на самом верху часовую башню Сан Марко венчают гигантские бронзовые фигуры, которые каждый час бьют молотком по колоколу.

Интересные факты о площади и соборе Сан Марко

  • Главную достопримечательность Венеции, собор Сан Марко, называют «Церковью из золота» (Chiesa d’Oro). Это название связано не только с роскошным оформлением и обилием позолоты внутри и снаружи, но и со значимостью постройки. На протяжении веков базилика Сан Марко являлась символом венецианского богатства и могущества.
  • Наполеон удивительно метко назвал площадь Сан Марко “самой элегантной гостиной Европы”.
  • Первое, что встретит вас на мостовой у Пьяцетты – колонны Святых Марка и Теодора. Это трофеи, которые Венеция получила за помощь в войне с царем Тиром. Сейчас на Пьяцетте можно увидеть только две колонны. Третья из них во время разгрузки корабля упала в воду и до сего дня «отдыхает» на илистом дне Гранд Канала.
  • Еще один любопытный факт о двух колоннах на Пьяцетте. В Средние века две прекрасные колонны, украшающие площадь, нередко использовались для повешения преступников. А потому суеверные венецианцы никогда не проходят между этими колоннами.
  • Знаменитый крылатый лев, который является символом Венеции, всегда служило аллегорическим изображением святого евангелиста Марка. После того, как его мощи попали в Венецию, святого «назначили» главным покровителем города, а потому его символ стал и символом Венеции.
  • В осеннее и весеннее время, в период «высокой воды» (aqua alta), когда в Венецию приходят ливневые дожди, прекрасная площадь Сан Марко затапливается водой. Зрелище удивительное! Чтобы передвигаться в таких условиях, нужны высокие резиновые сапоги. В Венеции для таких случаев продают специальную одноразовую обувь. Кроме этого, для передвижения в период наводнения власти города предусмотрели деревянные помосты. Когда улицы сухие, конструкция выглядит нелепо, но стоит подняться уровню воды, сразу становится понятно ее назначение.

Как много других интересных фактов мы приготовили для вас в нашей экскурсии “Шкатулка с драгоценностями” с аудиогидом Travelry!

Сан Марко: практическая информация для туристов

Как добраться

Чтобы попасть на площадь Сан Марко, нужно или воспользоваться водным транспортом, или идти пешком (наземного транспорта в этой части города просто нет!) Старинная часть Венеции не так велика, а пешие прогулки по ней очень приятны, так что не пренебрегайте таким вариантом, если располагаете временем и силами. Если же спешите – езжайте до главной достопримечательности Венеции на вапоретто (речном трамвайчике – этот вид транспорта в Венеции выполняет функцию общественного).

От Пьяццале Рома (Piazzale Roma), где высаживаются гости, приезжающие на автобусах или автомобилях до площади Сан Марко ходят маршруты 1 (едет около 40 минут), 51 direct (20 минут в пути) и 2 direct (30 минут в пути). Пешком идти примерно 40 минут.

От железнодорожного вокзала Санта-Лючия (Santa Lucia), куда приезжают туристы, путешествующие поездом, пешком идти 30-45 минут, в зависимости от выбранного маршрута. Доехать можно на тех же вапоретто: №1 идет около 35 минут, маршруты 51 direct и 2 direct – около 25 минут.

Вапоретто ходят часто, каждые 10 минут. Выходить нужно на остановке San Marco.

Также, конечно, всегда можно взять водные такси.

Посещение музеев Сан Марко

Существует единый билет для посещения 4х музеев, расположенных на площади Сан Марко: Дворца Дожей, Музея Коррер, Национального археологического музея и Монументальных залов Библиотеки Марчиана. Купить билеты онлайн можно здесь. Если нужно бронирование на русском, то здесь.

Также можно приобрести Museum Pass на посещение 11 венецианских музеев.

Режим работы достопримечательностей

Собор Сан Марко

Базилика работает в будние дни с 9.45 до 17.00, в воскресенье и праздники – с 14.00 до 16.30 или 17.00, в зависимости от сезона. Вход в Музей и Сокровищницу заканчивается раньше.

Вход в базилику бесплатный, но если вы хотите отдельно посетить алтарь с мощами апостола Марка и осмотреть Пала д’Оро, сокровищницу, музей базилики, колокольню, то нужно будет заплатить от 2 до 5 Евро.

Официальный сайт собора Сан Марко: www.basilicasanmarco.it

Посещение собора Сан Марко: лайфхаки
    • Хотя вход в саму базилику бесплатный, не все туристы хотят терять время в огромных очередях на вход. Их можно избежать, купив специальный билет на официальном сайте.
    • Внутри базилики запрещена фото- и видеосъемка.
    • Внутри собора обычно довольно темно, что может затруднить осмотр роскошных фресок. Мало кто знает, что храм полностью освещается только в определенные часы: с 11.30 до 12.45 в будние дни и целый день в воскресные дни и в церковные праздники.
    • На осмотр интерьера базилики Сан Марко выделяется около 10 минут – долго задержаться внутри не получится (этот лимит не относится к помещениям Сокровищницы и Золотого иконостаса).
Дврец Дожей

Часы работы: 8.30– 19.00 (вход до 18.00)
Официальный сайт: http://palazzoducale.visitmuve.it/

Посетить Дворец дожей можно, только приобретя единый билет на посещение 4х музеев на площади Сан Марко или Museum Pass.

Колокольня Сан Марко

Режим работы: с 5 по 18 сентября 8.30–20.15; с 19 по 30 сентября 8.30-19.45; с 1 по 9 октября 9.30-19.00, с 10 по 31 октября 9.30-17.30; с 1 ноября по 31 марта 9.30-17.30; с 9 по 27 января закрыто; с 1 по 30 апреля 9.00-17.30; с 1 мая по 4 сентября 8.30 – 21.00. При плохих погодных условиях (туман, сильный ветер или холод) доступ на колокольню закрыт. Билеты можно приобрести здесь.

Популярные кафе на площади Сан Марко

Кафе и ресторанов на площади святого Марка предостаточно. Самыми знаменитыми являются «Флориан» и «Квадри». Легендарное кафе «Флориан» – одно из старейших в Италии. Считается, что оно ведет свою историю еще с 18 века! Его богатая история и роскошные интерьеры всегда привлекали изысканную публику, среди которой были многие известные личности. Сегодня любой состоятельный турист может прикоснуться к истории и роскоши «Флориана». Столики для клиентов выставлены прямо на улице. Традиционно сюда приходят, чтобы за чашечкой ароматного кофе понаблюдать за заходом солнца, которое постепенно прячется за куполами собора Сан Марко. Но за это удовольствие придется заплатить немалые деньги – кафе дорогие.

Вечерняя площадь Сан Марко

Советы туристам, посещающим Сан Марко

  • Для экскурсии на площадь Сан Марко стоит выбрать удобную обувь, поскольку вам придется много ходить пешком и, возможно, перемещаться на катере. Как вы понимаете, это не очень удобно делать на каблуках.
  • А при посещении собора не забывайте про дресс-код: одежда должна закрывать плечи, не приветствуются шорты и мини-юбки.
  • Площадь Сан Марко славится большим количеством голубей. Кормить их можно только специальным голубиным кормом со стерилизующим препаратом. За несанкционированную продажу корма здесь штрафуют.
  • Многие приезжают в Венецию всего на один день, и сразу с вокзала спешат в сердце города – на площадь Сан Марко. В этом случае возникает вопрос с багажом. Для удобства туристов при соборе апостола Марка предусмотрена камера хранения – она расположена со стороны северного фасада и площади Piazzetta dei Leoncini. В саму базилику не пускают с большими сумками, рюкзаками и чемоданами.
  • Как правило, на площади Сан Марко цены на сувениры сильно завышены, но отойдите немного дальше от площади, и сможете купить все то же самое по более низкой цене.
  • Если есть возможность, советуем посещать San Marco рано утром, пока площадь не наводнили туристы. В это время на ней царит совершенно особенная атмосфера, и можно насладиться красотой площади, не проталкиваясь через толпы любителей селфи.
  • Также советуем изучать площадь и собор святого Марка, а также окружающие достопримечательности с нашим увлекательным аудиогидом по Венеции. В мобильном приложении Travelry доступны экскурсии по самым интересным маршрутам. Изучайте город с вдохновением!
Счастливых путешествий!

Читайте также:

Венеция самостоятельно: советы и секреты

Районы Венеции: что посмотреть и где остановиться

mytravelry.com

Площадь Святого Марка — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 мая 2018; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 мая 2018; проверки требуют 4 правки. У этого термина существуют и другие значения, см. Сан-Марко. Площадь святого Марка, работы Каналетто, 1730. Площадь выглядит так же, как и в наши дни.

Площадь Святого Марка (итал. Piazza San Marco) — главная городская площадь Венеции, Италия. Логически состоит из двух частей: Пьяцетты — площадки от Гранд-канала до колокольни, и непосредственно Пьяццы (площади).

План площади 1831 года Гравюра с ведуты Чезаре Вечеллио (XVI век)

Площадь образовалась в IX веке как небольшое пространство перед собором Святого Марка. В 1177 году по случаю встречи Фридриха Барбароссы и папы Александра III она была расширена до своих нынешних размеров. Именно на этой площади традиционно проходили основные городские празднества, включая венецианский карнавал. В конце XVII века русский путешественник П. А. Толстой записал в своём дневнике[1]:

На той же площади по вся дни поутру и ввечеру сходятся венецыяне, шляхта и чесные люди гуляют и о всяких делех друг з другом говорят. И розделена та площадь, которая блиско моря, на три части: подле княжескаго двора — тут ходят шляхта и честные всякие люди венецыяне поутру, для того что полаты дому венецкаго князя от востоку от солнца тое площадь застеняют; а против того, на другой стороне, подле полат прокураторских — тут ходят те ж венецыяне честные люди ввечеру, для того что при захождениа солнца прокураторские полаты тое площадь застеняют; а между тех двух частей, тое площади срединою, ходят все невозбранно, всяких народов люди.

На средней части тое площади сидят острологи, мужеска и женска полу, на подмосках высоко в креслах з жестеными долгими трубами; и кто похочет чего ведать от тех острологов, те им дают ине по сколку денег, и острологи через те трубы шепчут приходящим в ухо. На той же площади многие бывают по вся дни забавы: куклы выпускают, сабаки учёные пляшут, также обезьяны пляшут; а иные люди бандерами, то есть знаменами, играют; иные блюдами медными играют на одной палке зело изрядно и штучно: высоко мечет то блюдо палкою вверх, и сверху паки упадает то блюдо на тое ж палку; и иные люди огонь едят; иные люди каменья немалые глотают и иные всякие многие щтуки делают для забавы народу.

Архитектурной доминантой площади является Дворец дожей и находящаяся на некотором расстоянии колокольня базилики Святого Марка с лоджеттой. Вокруг площади, если смотреть против часовой стрелки от Большого канала, высятся:

В конце XIII века площадь была вымощена кирпичами «в ёлку». При этом полосы светлого камня укладывались параллельно длинной оси площади. Эти линии, вероятно, использовались как маркеры при организации частых церемониальных процессий. Эта оригинального вида мостовая запечатлена на полотнах Средневековья и Ренессанса, например на Процессии на Площади Святого Марка работы Джентиле Беллини 1496 года.

Голуби перед собором св. Марка Голуби пл. Святого Марка, Венеция

Бесчисленное количество голубей, разгуливающих по площади, стали неотъемлемой частью городского пейзажа. Существует легенда, повествующая о появлении голубей на Сан Марко[2]:

В Венеции существовала традиция подносить дожу раз в год дары от каждого района города и религиозных братств. Обычно это были продукты питания — фрукты, сладости, дичь и тому подобное. Однажды, в год завершения строительства базилики Сан Марко, среди даров была обнаружена клетка с двумя голубями. Птиц выпустили из клетки и они вылетели наружу и уселись на арке фасада только что освященной базилики. Это было истолковано как очередное чудо святого Марка, который таким образом дал знать, что желает, чтобы голуби стали священными птицами, которым покровительствует сам святой. Дож подписал декрет, по которому Сиятельнейшая обязалась кормить за свой счёт эту пару голубей и всё их потомство… этот декрет впоследствии подтверждался Сенатом, даже когда птиц стало слишком много.

Лишь в декабре 2008 года, в разгар эпидемии птичьего гриппа, городскими властями было принято решение запретить продажу на площади Сан Марко корма для голубей.

  • Janson, Alban & Thorsten Bürklin. (2002). Auftritte Scenes: Interaction with Architectural Space: the Campi of Venice. Basel: Birkhauser. ISBN 3-7643-6585-4
  • Lien, Barbara. (May 2005). The Role of Pavement in the Perceived Integration of Plazas: An Analysis of the Paving Designs of Four Italian Piazzas. unpublished M.S. thesis. Washington State University Department of Horticulture and Landscape Architecture. PDF
  • Norwich, John Julius, Tudy Sammartini, and Gabriele Crozzoli (1999). Decorative Floors of Venice. London: Merrell Publishers. ISBN 1-85894-108-3
  • Puppi, Lionello. (2002). The Stones of Venice. New York: Vendome Press. ISBN 0-86565-245-7
  • Williams, Kim. (1997). Italian Pavements: Patterns in Space. Houston: Anchorage Press. ISBN 0-9655268-2-8

ru.wikipedia.org

Собор Святого Марка, Венеция — подробно с фото и видео

Видео: Собор Святого Марка

Новая базилика – специально для хранения мощей

Собор Святого Марка в Венеции

В этом храме уже много веков бережно сохраняются останки евангелиста Марка. Для их размещения он, собственно, и был возведен. Датой основания считается 829 год, когда мощи апостола были доставлены в Венецию. Прежде тело ученика Христа пребывало в одном из соборов Александрии, но в 828 году его выкрали венецианские торговцы Буоно и Рустико. Они были движимы благими намерениями: спасти останки Марка от вандализма мусульман, разрушавших в то время христианские храмы с целью возведения мечетей. Провоз реликвии был сопряжен с определенным риском, и, чтобы не быть пойманными, они пошли на хитрость. Останки Марка поместили в большую корзину, а сверху накидали свиных туш. Они были уверены, что сарацины (население Арабского халифата в V-XIII веках) при досмотре путников к такой «нечистоте» и не прикоснутся вовсе. Но для пущей надежности запрятали корзину в парусных складках.

Предшественником базилики был скромный по своим масштабам храм Святого Теодора, носивший имя изначального покровителя города. Когда в 829 году доставили тело апостола, дож (глава республики) Партечипацио и распорядился построить другой храм – величественный и роскошный. Он должен был соответствовать высокому предназначению хранилища мощей покойного евангелиста, ставшего новым покровителем Венеции.

Процессия реликвии Святого Креста на площади Сан Марко, Джентиле Беллини, 1496 год

Весть о появлении святыни быстро разнеслась по Европе, и собор Сан-Марко стал в ряд особо почитаемых христианами святых мест. Однако в 976 году случилось несчастье – пожар. После этого храм неоднократно перестраивали. Завершающую реконструкцию освятили в 1094 году. В том виде, практически без изменений, здание собора Святого Марка дошло до наших дней, возвышаясь поблизости от Большого канала (Canal Grande), главной «улицы» современной Венеции, протянувшегося на 3800 метров.

Вид на собор через площадь Сан-МаркоВнутри базиликиКвадрига святого Марка

Архитектура собора Сан-Марко

Прообразами собора Сан-Марко стали два православных храма: церковь Святых Апостолов, существовавшая в Константинополе с 330 по 1461 год, и ныне функционирующий стамбульский Софийский собор. Венецианская базилика имеет вид греческого креста и на пересечении увенчана большим куполом. Всего куполов пять: остальные высятся над «ветвями» креста. Порталы центрального фасада, их пять, украшают мозаичные тимпаны XVIII века, установленные вместо устаревших аналогов XVI столетия. В результате многих реконструкций в облике собора Сан-Марко соединились различные стили. Его удивительно гармоничная архитектоника совмещает восточный мрамор и барельефы в романском и греческом стиле, колонны самых разных ордеров и капители в стиле готики, не говоря уже о византийских и итальянских скульптурах. Вместе с тем он остается классической византийской крестовокупольной базиликой.

Купола собора Сан-Марко с видом на Венецию

Что посмотреть в базилике Святого Марка

Деталь центрального фасада собора, где расположены статуи апостола Святого Марка с ангелами, а под ними крылатый лев — символ святого Марка и Венеции

Здание собора потрясает воображение своими масштабами. В высоту оно простирается на 43 метра, в длину – на 76,5 м, в ширину – на 62,5 метра. Общая площадь – 4000 кв. метров. Главный фасад (он же западный) являет собой произведение искусства: здесь представлены шедевры разных эпох начиная от античных и заканчивая Средними веками. В южной стороне – той, что ближе к резиденции бывших глав республики – находятся две колонны, доставленные из Сирии. Их украшает византийская резьба V века. Привезенные из Турции изваяния четырех тетрархов (IV в.) стоят на внешнем углу казначейства. Верхнюю часть главного фасада украшают тонкие башенки, их добавили шесть веков назад.

Интерьер собора

Алтарная часть и центральный неф отделены друг от друга. Между ними находится иконостас конца XIV века. Большим крестом увенчана изготовленная из цветного мрамора алтарная преграда. По сторонам от него, помимо изваяний евангелиста Марка и Девы Марии, находятся статуи всех двенадцати учеников Христа. Главный соборный алтарь, где, собственно, и покоятся мощи апостола, находится под киворием. Они были перенесены туда из крипты в 1835 году. Наборный пол храма (XII век) тоже мраморный, отлично сочетается с его внешним и внутренним убранством. Главный алтарь, более известный как Пала д’Оро («Золотой алтарь»), бесценен. Он создавался на протяжении почти пятисот лет византийскими ювелирами. В высоту простирается на 2,51 метра, в длину – на 3,34 м. Его, состоящего из 80 икон-миниатюр, называют в числе главных сокровищ города. Иконы изготовлены в технике перегородчатой эмали, инкрустированы драгоценными камнями и украшены золотом. Некоторые сокровища в 1797 году были украдены Наполеоном. Большинство же сохранилось, их можно видеть и сегодня. Вообще, сокровищница собора богата: бесценные реликвии привезены еще крестоносцами, разграбившими Константинополь.

Встреча Авраама и МелхиседекаИскушение ХристаТайная вечеря Центральный фасад собора Святого Марка

Старейшие мозаики, датированные XIII веком, сберегаются в атрии, это сразу за входом. На них воспроизведены сюжеты Торы (ветхозаветного Пятикнижия), в то время как мозаики внутри храма Сан-Марко показывают нам библейские сюжеты из Евангелия. Купол, который ближе всех к основному входу, одновременно и самый старый. Украшающая его мозаика иллюстрирует, как в Пятидесятницу сошел Святой дух в виде голубя. Могила правителя Венеции Орделафа Фольера и еще двух правителей республики тоже находится неподалеку от главного входа. А сразу за ним видим памятный знак в честь исторического примирения в 1177 году римского понтифика Александра III и императора Священной Римской империи Фридриха I Барбароссы.

В музее при храме Святого Марка хранится квадрига из позолоченной бронзы. Это единственный дошедший до нас образец античной конской скульптуры, изготовленный греческим мастером Лисиппом. Когда-то, примерно в IV веке до н. э., она венчала арки Траяна. Бронзовые копии коней можно видеть на лоджии главного фасада. В музее также хранятся образцы ранних мозаик. Над центральным входом имеется балкончик, с которого можно полюбоваться панорамой площади Сан-Марко. Но планируя посетить храм, не забывайте, что он является действующим, поэтому есть определенные требования к одежде. Нельзя входить с большими сумками, громко разговаривать, фотографировать и снимать на видео.

Старейшая из мозаик фасада (XIII век) «Процессия переноса мощей святого Марка в собор»Мозайка «Прибытие мощей апостола Марка в Венецию» 1660 год

Время работы

В будние дни базилика открыта с 9:45 до 17:00. По воскресеньям и в праздники работает с 14:00 до 17:00, в зимнее время до 16:00. Вход бесплатный. Музей собора Святого Марка принимает посетителей с 9:45 до 16:45. На колокольню можно попасть летом с 9:00 до 21:00, зимой – до 15:45.

Как добраться

До Венеции есть рейс «Аэрофлота» из Москвы. В Санкт-Петербурге можно сесть на борт итальянского авиаперевозчика AirOne.

Другой вариант: добираться поездом Москва – Ницца. Он идет через Верону, от которой до Венеции, если пересесть на поезд-экспресс, всего час пути.

От местного железнодорожного вокзала Santa Lucia до собора Сан-Марко ходит водный автобус (маршруты №№ 1, 2 и 51). Время в пути примерно 25 минут. Можно пройтись пешком, но это дольше – 30-45 мин.

Собор Святого МаркаСводы собора

wikiway.com

Площадь Сан Марко (Святого Марка) в Венеции. Италия

Площадь Сан Марко в Венеции (Piazza San Marco) – обязательное место для посещения любого туриста.
Знаменитая фраза, небрежно брошенная когда-то Наполеоном, сегодня на устах многих экскурсоводов Венеции — «Эта площадь – самая элегантная гостиная Европы». Именно о площади Святого Марка говорил полководец.

И действительно, она похожа на светский салон. Три её стороны окружают галереи, а с четвертой вы увидите удивительно красивый собор Святого Марка.

Вид на собор Святого Марка с одноименной площади

Стоит помнить, что приставка «сан» во многих языках обозначает слово «святой». В нашем случае Сан Марко означает Святой Марк. Поэтому и собор, и площадь можно называть и «Сан Марко» и «Святого Марка».

С наступлением сумерек по периметру площади зажигаются огоньки электрических ламп. Со стороны старинных кафе долетают звуки скрипки. В воздухе летает невероятная атмосфера, и просто нельзя не согласиться с великим Бонапартом.

Площадь Сан Марко вечером

На площади Сан Марко расположены легендарные кафе. Но самым известным является заведение под названием «Флориан». Его открытие датируется 1720 годом. С тех пор за столиками этого старинного кафе побывали многие великие личности не только Италии, но и других стран мира. Сегодня точно так же, как и несколько столетий тому назад, люди здесь отдыхают на старых стульях, наслаждаются звучанием музыкальных инструментов и запахом ароматного кофе. Цена небольшой чашечки изысканного ристретто может приближаться к 10 евро. А все потому, что именно здесь в свое время пили кофе Джордж Байрон и Эрнест Хемингуэй.

Примечательно, что эта площадь — самое низкое место Венеции. При паводках площадь Святого Марка становится неглубоким озером. Чтобы попасть в кафе, местным жителям и туристам нужно надевать резиновые сапоги и передвигаться по специальным деревянным настилам.

Интересный факт – Площадь Сан Марко – единственное место Венеции, которое называется именно piazza (по-итальянски «площадь»). Все остальные называют campo (в переводе «поле» или «площадка»)

Вид на Пьяцетта Сан Марко со стороны набережной

Пьяцетта Святого Марка (Piazzetta San Marco)

Площадь Святого Марка в южной части имеет ответвление, которое называют пьяцетта (дословно «маленькая площадь»). Раньше на месте Пьяцетты Святого Марка (Piazzetta San Marco) была гавань. Она была внутренней для площади Сан-Марко. Но её засыпали и присоединили к основной площади в качестве атриума.

Пьяццетта ограничена с востока Дворцом Дожей. С запада возвышается библиотека Марчиана, спроектированная архитектором Якопо Сансовино. Южную часть омывает Канале-ди-Сан-Марко (или Bacino San Marco).

Итак, чтобы вы понимали, Пьяцетта Сан Марко — это небольшая территория, которая начинается от Кампанилы собора Святого Марка и заканчивается у Гранд-канала.

Вид сверху на площадь Сан Марко и Пьяцетта Сан Марко

Украшают Пьяцетту две большие колонны (Святого Марка и Святого Теодора), прибывшие в Венецию в 1125 году. Они стали трофеями с востока. Венеция, будучи мощной морской державой, в 1099 году предоставила военную помощь Константинополю, откуда в виде военных трофеев и прибыли колонны.

Слева колонна Святого Марка, справа колонна Святого Теодора

Интересный факт – на самом деле было три колонны. Но третья затонула при разгрузке и затерялась в илистом дне Венецианской лагуны. Поднять её оказалось нереально, так как вес каждой колонны порядка 100 тонн. Кстати, эту колонну не нашли до сих пор.

На левой колонне высится крылатый бронзовый лев, датируемый 4-м веком н.э. Его считают символ Святого Марка. Другую колонну венчает изваяние с мраморной головой Митридата Понтийского, водружённой на торс римлянина времён императора Адриана. Это фигура символизирует Святого Теодора.

слева Святой Теодор, справа статуя символизирующая Святого Марка (птица на голове льва в композицию не входит)

Интересный факт – В старину между этими колоннами приводились казни и приводились в исполнение более мягкие наказания (например, преступников заковывали в колодки). И теперь считается плохой приметой ходить между колоннами.

Колонна Святого Теодора

Колонна Святого Теодора (Colonne di San Todaro) – один из трех гранитных монолитов, захваченных в ходе военных походов на восток.

Как вы помните, третья колонна затонула. Но две другие были благополучно переправлены на берег, где и находились невостребованными до 1196 года.

Что-либо делать с такими огромными монолитами никто не брался, пока, наконец, не отыскался архитектор Никколо Баратьери. Он обязался установить колонны, однако потребовал себе за это особую плату. Баратьери стал получать доход от азартных игр, проходящих непосредственно у колонн, на специальных столиках.

Обе колонны были установлены только в конце 12-го века.

Колонна Святого Теодора, установленная ближе к западу, имеет капитель с мраморной скульптурой. Это фигура воина Феодора Тирона, или Святого Теодора.

Статуя Святого Теодора

Сейчас на колонне установлена копия, а оригинальная скульптура находится на хранении во Дворце Дожей.
Сам оригинал неоднороден: голова – от скульптуры Митридата Понтийского. Её доставили из Константинополя, как и колонны. А торс взят от статуи римского полководца, о котором известно только то, что он жил во II веке. Символом морского могущества Венеции служит крокодил. Он размещён у ног Святого Теодора.

А это оригинал статуи Святого Теодора во Дворце дожей

Сам же Святой Теодор воспринимался раньше как покровитель Венеции. В давние времена неподалёку от того места, где сегодня стоит Собор Святого Марка, существовал более старый храм, посвящённый святому Теодору.

До сих пор, невзирая на признание нового покровителя Венеции, Святого Марка, прежний венценосный рыцарь остаётся самым почитаемым святым в городе. Кстати, кроме Венеции, такого почитания Святого Теодора не наблюдается в других католических странах.

Колонна Святого Марка

Колонна Святого Марка (Colonne di San Marco) – вторая из двух оставшихся монолитных колонн на Пьяцетта Сан Марко.

Эта колонна установлена с восточной стороны. На её верху, на капители, расположилась статуя льва с крыльями, выполненная из бронзы. О её происхождении достоверных данных нет. Одни считают, что её привезли из Китая. Другие – что это бывшая персидская химера, ставшая в результате переделки крылатой. Третьи усматривают в бронзовой статуе искусство ассирийское, византийское или сасанидское. А Джон Рёскин, английский искусствовед, склонялся к мысли о том, что это – творение местных венецианских мастеров-литейщиков 13-го века.

Статуя льва на колонне Святого Марка

Одно время бронзовый лев обитал в Париже и сторожил Дом Инвалидов, по повелению императора Наполеона I. Однако впоследствии всё-таки был возвращён в Венецию. Но путешествие не прошло для льва бесследно — его разбили на 84 куска. Куски подверглись переплавке. Архитектор Бартоломео Феррари, который собрал все эти куски, в итоге представил конструкцию, состоящую фрагментарно из разных видов металлических частей (латуни, свинца и бронзы). Они были соединены в одно целое посредством многочисленных швов и болтов. А одна лапа вообще оказалась цементной.

Впоследствии льва не раз реставрировали, и от подлинника остались только голова с гривой и два фрагмента лап. При последней реставрации, в 1985 году, льва взвесили – оказалось, что его вес 2,8 тонны.

Что касается возраста статуи, то его определили в 2 500 лет. Мнение учёных всё-таки склонилось в сторону Ассирии, города Тарс. Там такие вещи делали в 5 веке до н. э.

Реставрация завершилась в 1991 году, и с тех пор лев вернулся на своё законное место на гранитной стеле.

Лев на колонне Сан Марко

Интересный факт — На постоянное место «жительства» льва торжественно сопровождали жители города в венецианской гондоле, украшенной цветами, в сопровождении нарядного кортежа гондол.

cattur.ru

Площадь и собор Сан Марко в Венеции

Площадь Святого Марка (Сан Марко, Piazza San Marco) – главная площадь Венеции. Это единственное место в городе, которое сами венецианцы называют пъяцей – площадью.

Оставшиеся площади жители города называют campo или campiello – полем или маленьким полем. В IX веке это была небольшая площадка возле Собора Святого Марка. В 1777 году площадь обрела свои сегодняшние размеры. В наши дни площадь Святого Марка имеет форму трапеции с длиной – 175м, шириной в широкой части – 82м, а в узкой – 56м.

Северную сторону площади занимает здание Старых Прокураций, южную – здание Новых Прокураций. К Старым Прокурациям пристроена часовая башня с колоколом, по которому каждый час бьют бронзовые статуи, а циферблат украшен знаками зодиака. Эти здания в западной части соединяют аркады Фабрике Нуове, благодаря чему площадь имеет вид огромного двора эпохи Возрождения. В юго-восточном углу возвышается колокольня Сан-Марко. Высота колокольни – 99м.

Собор Святого Марка

Однако главной достопримечательностью площади является Собор Святого Марка – кафедральный собор Венеции, который и дал площади ее название. До 1807 года собор был придворной капеллой при дворце Дожей (Palazzo Ducale).

Совет: попасть в собор без очереди можно купив билет заранее онлайн за 5 евро.

По легенде в 828 году два венецианских купца Рустико и Буоно украли тело Святого Марка и вывезли его из Александрии, предварительно спрятав в свиных тушах. Для хранения мощей Святого Марка и была возведена базилика, которая была освящена в 832 году. В 976 году пожар практически уничтожил базилику, но к концу X века ее реставрировали. Новое строительство собора по византийскому образцу (Константинопольская церковь Двенадцати апостолов) было начато в 1063 году, а в 1094 собор был освящен. В течение следующих веков собор украшался и расширялся. Каждый иностранный корабль, приходивший порт, должен был предоставить в собор драгоценный подарок. Много реликвий оказалось в церкви после разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 году.

Дорогой читатель, для поиска ответа на любой вопрос по отдыху в Италии, воспользуйтесь страницей ПОИСКА. Я отвечаю на все вопросы в комментариях под соответствующими статьями минимум раз в сутки. Ваш гид в Италии Артур Якуцевич.

Собор Сан-Марко становится религиозным и политическим центром Венецианской республики. В соборе проводились грандиозные официальные церемонии: коронация и представление горожанам нового дожа, благословление войск перед войной (в частности перед 4-м крестовым походом). Здесь же получил свое благословление перед отплытием капитан Марко Поло.

Более 4-х веков собор строился и достраивался. Это сказалось на архитектурном стиле. Собор представляет собой гармоничную смесь эпох и стилей.

Преобладающий стиль – византийский, но это верно для общего вида и куполов. Добавление античных колон и барельефов, готических башен и стрел, облицовки восточным мрамором – все это дает основание сделать вывод, что Собор Сан-Марко – уникальный архитектурный памятник, выполненный в своем, венецианском стиле.

Здание собора построено в форме греческого креста размерами 76,5м на 62,5м, высота по центральному куполу – 43м. Интерьер церкви представлен разнообразным иконостасом, статуями апостолов и многочисленной мозаикой.

В наши дни Собор Сан-Марко является действующим храмом, где проводятся богослужения. А такие реликвии как мощи Святого Марка, мощи мученика Исидора, образ Богородицы «Никопея», делают Собор Сан-Марко центром христианского паломничества.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

italy4.me

admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о