Велосипедист в городе: Езда на велосипеде: правила и штрафы за нарушения ПДД

ПДД для велосипедистов

15.06.2017

ПДД для велосипедистов

Если решили ездить по городу на велосипеде, не поленитесь изучить основные правила дорожного движения. Должен же хоть кто-то их знать!

Говорят, что велосипедисты правил не соблюдают, ПДД не читают, поэтому нужно поскорей их запретить. Хотя если понаблюдать за некоторыми другими участниками движения, то возникает подозрения, что с правилами не знакомы как раз они. В последние несколько лет в ПДД внесли несколько поправок, которые как раз касаются велосипедов. Кто-то мог их пропустить, а кто-то, наверно, думает, что он и так всё знает лучше всех. Так или иначе, единственный достойный аргумент в любом споре — точное знание, как всё устроено на самом деле. Мы выбрали самые распространённые утверждения по поводу велосипедов, сопоставили их с действующими ПДД и добавили советы, которые помогут соблюсти закон (или нарушить его со знанием дела).


Что говорят

Велосипед — такое же транспортное средство, как и машина.

Как на самом деле

В п. 1.2 указано, что велосипед это «транспортное средство», а вот о его одинаковости с автомобилями там нет ни слова. Машина, если говорить в терминах ПДД, — механическое транспортное средство. Чувствуете разницу? Некоторые положения правил распространяются на все виды транспортных средств (например, обязанность уступать пешеходам на переходах), но есть пункты, которые касаются только машин или только велосипедов.

Разговоры про одинаковость обычно ведут к тому, что велосипедисты тоже должны получать права и платить дорожный налог, а штрафовать их надо по всей строгости закона. Это, конечно же, полная ерунда. Часто в вашем городе машины давят людей насмерть? А велосипеды? То-то же! Машина — транспортное средство повышенной опасности. Велосипед — нет, потому что он легче и медленней. Влияние велосипедов на состояние дорожного полотна тоже минимально.

При этом сам велосипедист более уязвим в сравнении с теми, кто путешествует внутри металлического кузова. Поэтому во многих странах велосипедистов рассматривают как промежуточное звено между пешеходами и машинами. Им дают законодательные послабления, например, разрешают ездить на красный, и сквозь пальцы смотрят на некоторые мелкие нарушения.

Что говорят

Кто-то говорит, что по тротуару ездить нельзя, а кто-то — что велосипеду не место на проезжей части. Известны случаи наложения штрафов и за то, и за другое.

Как на самом деле

Местоположение велосипеда на дороге регулирует п. 24.2. Заучите эти цифры, чтобы бросить их в лицо очередному таксисту, который станет кричать, чтоб вы немедленно убрались с проезжей части на тротуар. Краткое содержание пункта: если на улице нет велоинфрастуктуры или пользоваться ей невозможно, разрешается ехать по правому краю проезжей части. Если невозможно ехать по проезжей части, надо двигаться по обочине.
Поездки по тротуару — это крайнее средство на случай, когда невозможно ехать где-либо ещё.

Правда, многие трактуют это «невозможно» широко и в свою пользу. Мол страшно, значит невозможно. #velonation направил на этот счёт запрос в ГИБДД. Ответ был таким же неконкретным как и сама формулировка в ПДД: чиновники сообщили, что в каждом случае вопрос о том, было ли нарушение, рассматривается отдельно. Так что действуйте по своему разумению, но сперва прочите следующий пункт.

Что говорят

Если велосипедист на тротуаре мешает или создаёт опасность для пешеходов, он должен слезать с велосипеда и катить его рядом.

Как на самом деле

Всё верно — см. п. 24.6. Сторонники езды по тротуару конечно же скажут, что они с этим полностью согласны и ездят мимо пешеходов аккуратно и со всем уважением. Иногда так и есть, но иногда велосипедист на тротуаре напоминает собаковода, выпускающего во двор любимого пса без ошейника со словами: «Он же не кусается!» Выезжая на тротуар, помните не только о собственной безопасности, но и о том, что есть люди, для которых по разным причинам сам факт присутствия велосипеда на тротуаре — уже стресс и помеха.


Что говорят

С детьми по тротуару можно.

Как на самом деле

Можно и нужно — об этом тоже говорится в п. 24.2. Дети до 7 лет, сопровождающие их взрослые, а также люди, которые везут ребёнка на детском сидении, должны ехать только по тротуару. Возить детей без специального места на велосипедах запрещено (см. п. 24.8). С 7 до 14 лет можно ездить ещё и по велодорожкам.

Постановлением № 832 от 12 июля 2017 года Правительство утвердило изменения в ПДД. Внесёнными изменениями разрешается движение велосипедистов по тротуару или пешеходной дорожке в случае сопровождения взрослым велосипедиста в возрасте до 14 лет.

Что говорят

На велополосе на Бульварном конце велосипедисту придётся спешиваться через каждые 50 метров. В таком духе высказывался в прошлом году депутат госдумы Вячеслав Лысаков.

Как на самом деле

Судя по всему, на эту мысль депутата навели знаки с изображением перечеркнутого велосипеда. Что ж, Лысаков плохо разбирается в знаках. Перечёркнутый велосипед обозначает конец велодорожки — дальше вы едете на велосипеде на общих основаниях, но ни о каком спешивании речи не идёт. Запрет для велосипедов выглядит почти как «кирпич» — кружок с красной окантовкой и велосипедом посредине. Такие знаки в изобилии расставлены вокруг Красной площади. Есть ещё треугольный знак с велосипедом и красной окантовкой, он предупреждает автоводителей, что впереди их ждёт встреча с велоинфрастуктурой.

Что говорят

В интернете идут споры, должен ли водитель машины перед поворотом направо уступать велосипедистам, которые едут прямо. А если должен, то при каких условиях.

Как на самом деле

По одной из версий, уступать нужно только при наличии велодорожки. Это заблуждение, но его ещё понять можно — так было написано в прошлой версии ПДД. Сложнее понять людей, которые спорят с текущим вариантом п. 13.1. Цитируем: «При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает». Вроде, все понятно. Но нет, кто-то настаивает, что уступать надо только тем, кто спешился и пересекает улицу по зебре. Автомобилистам вообще очень нравится, кода велосипедисты спешиваются и превращаются обратно в пешеходов, но к правилам это отношения не имеет.

В любом случае, количество людей, которые не знают или вольно трактуют правило, выглядит несколько пугающе — нет никакой гарантии, что вас действительно пропустят. Лучшее, что вы можете сделать — встать на перекрёстке впереди машин. Так, во-первых, вас будет лучше видно. Во-вторых, велосипед стартует с места чуть быстрее чем машина, и у вас будет небольшая фора, чтоб поскорей проехать перекрёсток.

Что говорят

Пешеходы обнаглели, они должны научиться уважать велосипедистов и слезать с велодорожек.

Как на самом деле

Пешеходы обнаглели ничуть не больше, чем велосипедисты, которые едут по тротуару. П. 4.1 разрешает им ходить по велодорожкам, если по тротуару идти невозможно.

Конкретики, как водится, в правилах нет, каждый трактует, как умеет.

Что говорят

На велосипеде можно ехать по выделенным полосам общественного транспорта.

Как на самом деле

П. 18.2 ввели в ПДД в 2015 году, и не все о нем знают, однако ездить по выделенкам ОТ действительно можно. Выделенным полосам далеко до настоящих велодорожек, но это все-таки лучше, чем ехать в потоке с машинами. Узнать выделенную полосу легко — на ней есть разметка в виде буквы, А (очевидно, от слова автобус), а также табличка с пиктограммой в виде автобуса и ещё одна табличка, на которой указан режим работы. По выходным и в праздничные дни приоритет общественного транспорта и велосипедов обычно не действуют, по выделенкам могут ездить машины.

Что говорят

На велосипеде должны быть фары.

Как на самом деле

Мало прикрепить на велосипед фары, надо не забывать их включать «в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях» — как того требует п.  19.1. Недостаточная видимость бывает, например, во время дождя. Человек, который едет в темноте на велосипеде без фонарей, превращается в невидимку и становится опасен для себя и окружающих. Самый простой способ не промахнуться — поставить динамо-фонари вроде тех, что используются в прокатных велобайках. Они включаются автоматически и горят всё время, пока вы крутите педали. Передняя фара должна быть белая, а задняя красная. Это важно, иначе вы введёте в заблуждение других участников движения.

Вроде, все просто, но есть один подвох в виде п. 19.5, который требует, чтобы на всех транспортных средствах днём включались фары ближнего света и дневные ходовые огни. Предположительно, этот пункт просто забыли отредактировать после того, как в ПДД внесли отдельные требования для велосипедов, поэтому его можно игнорировать.

Что говорят

Нельзя выезжать на велосипеде без шлема и светоотражающие элементов на одежде. По слухам, были ситуации, когда велосипедистов штрафовали за отсутствие шлема.

Как на самом деле

Носить шлем или нет — только ваш выбор. В правилах про шлемы нет ни слова, а п. 24.10 лишь рекомендует, но никак не обязывает велосипедистов носить светоотражающие элементы в темное время суток — что бы не кричали вам по этому поводу водители, умирающие от безделья в пробке. В ответ можете посоветовать им освежить на досуге ПДД — явно не помешает.

Что говорят

Велосипедисты должны спешиваться на зебре.

Как на самом деле

Это вольный пересказ одного из положений п. 24.8. Точная формулировка звучит так: «Велосипедистам запрещается пересекать дорогу по пешеходным переходам». Это одно из самых неоднозначных нововведений в ПДД. Если добросовестно исполнять это правило на улице с большим количеством пересечений, поездка на велосипеде превращается в кошмар. С другой стороны, сторонники спешивания говорят, что автомобилист может не заметить мчащийся по зебре велосипед и не успеет вовремя затормозить.

Надо иметь ввиду, что п. 24.8 касается прежде всего тех, кто движется по велосипеде по тротуару — по проезжей части перекрёсток можно проезжать в общем потоке, без всяких спешиваний. Безоглядно гонять по тротуарам — в любом случае очень плохая идея. Тем более, на перекрёстках. С точки зрения #velonation, вы соблюдёте дух закона, если при подъезде к зебре сбросите скорость до пешеходной. Но имейте ввиду, что в глазах противников велотранспорта вы всё равно останетесь злостным нарушителем и живым доказательством того, что велосипеды нельзя пускать дальше парков. И в случае аварии виноваты окажетесь вы.

Что говорят

Велосипедисты должны предупреждать о своих манёврах с помощью жестов.

Как на самом деле

Ну, а как иначе? У автомобилистов для этого есть специальные фары, у велосипедистов таких фар нет, поэтому п. 8.2 требует, чтобы вы сигналили руками. Есть два способа сообщить окружающим о намерении повернуть — они на картинке. Знак надо подавать до начала манёвра, а прекращать сразу после или даже в процессе выполнения (делать повороты надёжней, держась за руль обеими руками). Если вы хотите остановиться, поднимите вверх левую руку. Это очень просто. Подавать сигналы руками надо, в том числе, во время поездки по велодорожкам. Люди, которые едут на велосипеде следом за вами, должны быть в курсе ваших планов.

П. 8.2 — один из самых важных, наряду с требованием прикрепить на велосипед фары. Соблюдение этих двух правил сделает вас предсказуемым и заметным участником дорожного движения. Если бы силы, которые тратятся на разговоры о спешивании, вкладывались в пропаганду фонарей и знаков руками, порядка на дорогах стало бы больше.

Что говорят

Поворачивать налево на велосипеде нельзя.

Как на самом деле

Это почти верное утверждение — в п. 24.8 говорится, что велосипедам нельзя «поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении». Правило принято в целях безопасности — перестраиваться налево в потоке машин может быть действительно рискованно. В некоторых странах эту проблему решают — с помощью велосветофоров, велобоксов и так далее. Наши ПДД пока борются с опасностями по большей части запретительными мерами. Так что стопроцентно легально повернуть налево пока можно, лишь спешившись и двигаясь по пешеходном переходу.

В этом материале перечислены далеко не все правила, имеющие отношение к велосипедам. Вы не ошибётесь, если прочтёте ПДД целиком — это не долго и не сложно. Текущую версию можно найти по ссылке. Выезжая из дома на велосипеде, будьте внимательны и вежливы к окружающим. В ПДД об этом ничего не сказано, но это одно из самых важных правил.

Ещё про правила

Для продолжения работы нам нужна ваша поддерджка!

ПОДДЕРЖАТЬ

ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ

Добиваемся создания удобной и безопасной велоинфраструктуры для массового использования велотранспорта в городах России.

МЫ ДЕЛАЕМ

Требования к велосипедистам для езды в городе

Велосипедист в городе является полноценным участником движения, а это означает не только равные права, но и равные обязанности. Общие ПДД относятся в равной мере к велосипедам, как и к другим категориям транспортных средств. Расскажем о них подробнее, а также напомним и другие требования к велосипедистам для езды в городе.

 

Избежать аварийных ситуаций на дороге помогут следующие правила:

 

  • Передвижение: райдер должен передвигаться по правому краю дороги попутно остальному движению. Если проезжая часть оснащена велодорожкой или специальной велополосой, лучше отдать предпочтение этой части дороги. В случае если такой, выделенной специально для велосипедистов инфраструктуры нет (что сегодня не редкость во многих городах), то разрешается передвигаться по тротуару или обочине дороги. Юным велосипедистам выезжать на проезжую часть запрещено. Для малышей до семи лет предназначены тротуары, пешеходные зоны, велопешеходные дорожки, для детей в возрасте 7-14 лет этот список дополняется велодорожками.
  • Передвигаясь по дорожкам, паркам, пешеходным зонам и тротуарам, велосипедист не должен мешать другим лицам. Если велосипед создает помехи другим участникам движения, велосипедист обязан спешиться и двигаться по проблемному участку как пешеход.
  • Правила, несоблюдение которого часто является причиной аварий: пересекать пешеходный переход на байке запрещается. Нужно спешиться и перейти «зебру» пешком, ведя байк рядом с собой.

 

Большой выбор велосипедов. Доставим мерида велосипеды в ваш регион. Гарантия лучшей цены.

Аккуратность и предсказуемость

 

Кроме официальных правил, существуют также правила вежливости и аккуратности во время передвижения по тротуарам. Здесь у велосипедиста и пешехода равные права и обязанности, но, все же, не стоит подвергать риску пешеходов. Например, не нужно сильно разгоняться, если по тротуару идут пешеходы. Идущий впереди спиной к велосипедисту человек может совершить резкое движение в сторону, быть в наушниках или погруженным в свои мысли. Это нужно учитывать при обгоне. Обгонять лучше на расстоянии метра-двух, чтобы при необходимости успеть среагировать на резкое движение пешехода. В плотном пешеходном потоке, конечно же, лучше спешиться.

В наличии горные велосипеды с доставкой до вашего региона! Большой выбор. Гарантия лучшей цены.

 

Не забывайте подавать сигналы, если собираетесь выполнить поворот, вытягивая в сторону правую или левую руку, в зависимости от направления вашего маневра. Поднятая вверх левая рука будет означать, что вы намерены остановиться. Сигнальте также, если передвигаетесь по велодорожкам – так велосипедисты, едущие сзади, будут в курсе ваших планов.

 

Требования к оснащению велосипедов

 

В темное время суток важно, чтобы на велосипеде или экипировке были светоотражающие элементы, и чтобы они были максимально видимыми для водителей авто.

 

А теперь подробнее о требованиях к световому оборудованию. Фара спереди должна быть белого цвета, а сзади – красного. Важно соблюдать это правило, чтобы не вводить в заблуждение водителей других транспортных средств. Помните, что оборудовать велосипед фарами мало – их необходимо еще и включать. Требования гласят, что делать это нужно в темное время суток, в сумерках, а также в условиях недостаточной видимости, например, во время дождя или тумана. Если вы забываете включать фары, поставьте на байк фары-динамо, которые горят, пока вы крутите педали.

 

По бокам велосипед нужно оборудовать светоотражателями оранжевого или красного цветов. Главное – будьте максимально заметны на дороге, чтобы кататься ответственно и безопасно!

NYC DOT — Велосипедисты — Езда на велосипеде по городу

Велоспорт в городе дает всесторонний взгляд на велосипедные тенденции в нашем городе.

DOT Нью-Йорка использует данные местных и национальных опросов, чтобы определить, как часто жители Нью-Йорка ездят на велосипеде и как эта частота меняется со временем.

С октября 2022 года это будет доступно в виде серии интерактивных графиков.

Основные моменты

  • По состоянию на 2021 год в Нью-Йорке установлено 1456 миль велосипедных дорожек
  • По состоянию на 2021 год в Нью-Йорке установлено 590 миль защищенных велосипедных дорожек
    По данным опроса американского сообщества, проведенного десятилетней переписью населения США:
  • В обычный день в Нью-Йорке совершается более 550 000 велосипедных поездок
    Согласно опросу общественного здравоохранения Департамента здравоохранения и психической гигиены города Нью-Йорка (NYC DOHMH):
  • 30% взрослых жителей Нью-Йорка (приблизительно 1,9 миллиона человек) ездят на велосипеде
  • Приблизительно девятьсот тысяч (880 000) жителей Нью-Йорка регулярно ездят на велосипеде
Процент взрослых жителей Нью-Йорка, которые ездят на велосипеде

Тенденции с течением времени

Источник: Опрос американского сообщества, проведенный десятилетней переписью населения США

Велосипедисты (на работу) по районам

На этом графике показан ежегодный рост числа пассажиров, пользующихся велосипедом в Нью-Йорке.

Выберите местоположение

Выберите диапазон дат:
до

+104% Рост

в ежедневной езде на велосипеде с 2011 по 2021 год

+20% Рост

в ежедневной езде на велосипеде с 2016 по 2021 год

Мужчины и женщины, пользующиеся велосипедами (на работу)

На этом графике показан ежегодный прирост числа мужчин и женщин, пользующихся велосипедами в Нью-Йорке.

Выберите диапазон дат:
до

8%

Среднегодовые темпы роста женского пригородного велосипедного движения за десять лет

Оценки ежедневных поездок на велосипеде по годам

В этой таблице показаны ежедневные поездки на велосипеде в Нью-Йорке.

Велосипедисты (на работу) Поездки на велосипеде (на работу) Всего ежедневных поездок на велосипеде Общее количество велосипедных поездок за год (в миллионах)
2008 23 500 47 000 240 000 87,6
2009 24 400 48 800 240 000 87,6
2010 25 000 50 000 250 000 91,3
2011 26 900 53 800 270 000 98,6
2012 31 500 63 000 320 000 116,8
2013 37 600 75 200 380 000 138,7
2014 41 800 83 600 420 000 153,3
2015 45 000 90 000 450 000 164,3
2016 45 800 91 600 460 000 167,9
2017 48 800 97 600 490 000 178,9
2018 50,900 101 800 510 000 186,2
2019 52 700 105 400 530 000 193,5
2021 55 000 110 000 550 000 200,8

Типы данных, источники и ограничения (pdf)

Архив городских отчетов

Велоспорт в городе — 2021 (pdf)Велоспорт в городе — 2020 (pdf)Велоспорт в городе — 2019 (pdf)Велоспорт в городе — 2018 (pdf)Велоспорт в городе — 2018 (pdf)Велоспорт в городе – январь 2017 г. (pdf)Велоспорт в городе – май 2016 г. (pdf)Велоспорт в городе – март 2013 г. (pdf)

20 самых благоприятных для велосипедистов городов на планете

Тенденции приходят и уходят, а простой дизайн стоит испытание временем. И нигде это так не очевидно в наши дни, как в городской мобильности. Все, начиная от автономных автомобилей и заканчивая погостиками без док-станции, претендует на то, чтобы стать следующей большой вещью, велосипед продолжает сиять как самое эффективное, практичное и надежное решение для городской мобильности. Многие города принимают это к сведению, строят инфраструктуру и расширяют возможности для использования велосипеда в качестве повседневного средства передвижения, одновременно улучшая условия жизни в городе.

Некоторые больше, чем другие.

Чтобы отслеживать усилия и инициативы в области велосипедного движения, предпринимаемые городами по всему миру, мы представляем Copenhagenize Index, всеобъемлющий и целостный рейтинг городов мира, наиболее благоприятных для велосипедистов. Для этого пятого издания индекса, публикуемого раз в два года с 2011 года, мы оценили и ранжировали более 115 городов со всего мира, используя 14 параметров, которые сосредоточены на амбициях, культуре и дизайне городских пейзажей. (Читайте о нашей методологии здесь.)

Скачки на трех лошадях как никогда близки, и хотя Копенгаген сохраняет первое место, Амстердам выбил Утрехт со второго места недавними смелыми шагами. Все трое остаются образцами для подражания для всех товарищеских соревнований ниже. И не только датские и голландские города серьезно относятся к велосипедам. Во втором пакете наблюдается сокращение разрыва между Антверпеном, Страсбургом и Бордо. За ними Осло резко поднялся в рейтинге за последние четыре года, а новички Индекса, такие как Богота, Бремен, Тайбэй и Ванкувер, показывают другим городам, насколько возможно сделать городские центры лучше для велосипедистов. Сразу за пределами топ-20 находится ряд городов, находящихся на пороге прорыва, каждый из которых требует постоянных инвестиций и внедрения велосипедных инноваций, чтобы улучшить рейтинг в 2021 году9. 0003

А до тех пор это 20 самых благоприятных для велосипедистов городов мира.

1. Копенгаген

Подноготная: Цифры упрощают задачу: 62 процента жителей добираются до работы или учебы на велосипеде. Копенгагенцы проезжают 894 000 миль каждый день. Инвестиции в велосипедную инфраструктуру составляют более 45 долларов на душу населения. Четыре велосипедных моста построены или строятся. Сто четыре мили новых региональных велосипедных дорог. И, как мы видели на муниципальных выборах 2018 года, у партий, выступающих за автомобильную платформу, нет шансов. Теперь нам просто нужно, чтобы кто-то напомнил лорд-мэру.

Исправления: Ряд политических решений любого масштаба поставили под вопрос будущее велосипедной репутации Копенгагена. Ограничения муниципальных расходов, установленные национальным правительством, повлияли на расширение инфраструктуры и будут продолжать это делать. Между тем, сильное политическое лидерство в области устойчивой мобильности отсутствовало после последних выборов, что привело к снижению приоритета инвестиций в велоспорт. Более низкий приоритет даже, чем автомобильная парковка. Городу нужно будет найти выход из этого беспорядка, если он хочет служить глобальным источником вдохновения в ближайшие годы.

Copenhagenize

2. Амстердам

Подноготная: На дворе 2019 год, и Амстердам снова в игре. Опустившись на третье место в прошлый раз, столица Нидерландов показывает нам, как город может распознать, когда что-то идет не так, и восстанавливать себя. После последнего индекса город опубликовал амбициозный новый план на 2022 год, в котором основное внимание уделяется улучшению велосипедных парковок и существующей велосипедной инфраструктуры. С 11 000 новых жителей каждый год Амстердам создает новые «королевские маршруты», чтобы вместить больше велосипедов. Чтобы уменьшить стресс в час пик, они расширяют существующие велосипедные дорожки до более чем восьми футов, строят больше улиц для низкоскоростных велосипедистов и перепроектируют основные перекрестки, чтобы обеспечить более защищенное велосипедное пространство.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *