Валаамский монастырь на ладожском озере – Валаам и его святыни / Православие.Ru

Валаам † Официальный сайт Валаамского монастыря

Песнопение «Разбойника благоразумнаго». Исполняют Дивна Любоевич и ансамбль «Мелоди» из Сербии на V Международном фестивале «Просветитель», который проходил на острове Валаам 27-28 июля 2019 года.

† † †

Песнопение исполняется на службе Утрени Великой Пятницы с чтением двенадцати фрагментов Евангелия, рассказывающих о Страстях Христовых (совершается вечером в Великий Четверг).

Восьмое чтение повествует о двух разбойниках, распятых справа и слева от Спасителя. Один из них проклинал Господа, говоря Ему: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас» (Лк 23:39). Другой же, напротив, унимал богохульника: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И затем он обратился к Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» И ответил ему Христос: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк 23:40-43).

После чтения Евангелия и трипеснеца (канона, состоящего из трёх песней) торжественно трижды поется Ексапостиларий (или светилен) великой Пятницы «Разбойника благоразумнаго».

«Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи» («Разбойника благоразумного в одном часу рая удостоил, Господи»)

Действительно в один час Господь удостоил Рая злодея, сделав его самым первым из вступивших в Его Царство. Удивительна история такого спасения, свидетельство слов Христа «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк 2,17). Разбойник уверовал в распятого, униженного, оставленного учениками Спасителя и исповедовал его как Бога перед всеми, совершив тем самым первый мученический подвиг христианской истории: «Полное раскаяние в своих грехах и преступлениях, глубокое смирение, твердая вера в отдавшего Себя на страдание Распятого Господа Иисуса Христа и исповедание его тогда, когда весь мир был против Него, – вот из чего сплелся венец, венчавший главу бывшего разбойника, как победителя и подвижника, вот из чего сковался ключ, отворивший ему двери рая» (святитель Иоанн Шанхайский).

«И мене древом крестным просвети и спаси мя» («и меня крестным древом просвети и спаси»).

Пример спасенного разбойника обращен ко всем последующим поколениям христиан, о чем напоминает нам в этом тропаре Церковь. Мы просим Господа просветить нас Его Крестными Страданиями и спасти наши души, как в последний миг Он спас разбойника. «Слыша это, возлюбленный, никогда не отчаивайся, но, представляя неизреченное величие человеколюбия Божия, поспеши исправлением от грехов. Если Он разбойника, бывшего на кресте, удостоил столь великой чести, то тем более удостоит нас Своего человеколюбия, если мы захотим исповедаться в наших прегрешениях» (святитель Иоанн Златоуст, беседы о Кресте и разбойнике).

Православный журнал «ФОМА».

valaam.ru

Валаам: petr_kosyh — LiveJournal

Фоторепортаж об одном из самых больших и красивых островов Ладожского озера.

Репортаж на «Моей Планете»

Для многих людей остров Валаам ассоциируется с монастырем, который ежегодно посещают тысячи паломников. Для меня же этот остров – это прежде всего потрясающе красивая северная природа и необыкновенные пейзажи с великолепными монастырями и часовнями.

Некоторые мне говорят, что в своих репортажах я уделяю мало внимания рассказам о достопримечательностях, истории, создании и судьбе тех или иных объектов… Я сразу оговорюсь, что констатировать факты и переписывать справочники я не буду, для этого есть другие интернет ресурсы и официальные издания. Желающие углубленно изучить материалы могут воспользоваться поисковыми системами. Моя основная цель – показать красоту посещаемых мест. Итак, поехали:

Первый раз я побывал на Валааме 4 года назад. Тогда это была поездка одного дня из г. Сортавала. Надо признать, что та поездка была «ни о чем». Мы не посмотрели и десятой части острова.

В этом году мы решили поехать туда на пару дней, но уже из г. Приозерск.

Утренняя субботняя дорога до приозерского причала, большая часть которой – это новая четырех-полоска, много времени не отняла. Там нас уже ждали крылатые метеоры. Час с небольшим в пути и на горизонте появились каменистые берега Валаама.

Изначально планировали поехать с палаткой «на подольше», но не получилось. Было решено остановиться в гостинице, коих на острове насчитывается несколько.

Пообедав в трапезной около Спасо-Преображенского мужского монастыря, мы отправились вдоль монастырского залива к северной части острова.

Это главный пешеходный маршрут острова. Именно по нему водят экскурсионные группы одного дня. Чтобы полюбоваться необыкновенной природой, я советую свернуть с основной дороги и прогуляться вдоль берега.

Вместо обычной сельской дороги, тут можно полюбоваться небольшими красивыми островками, отвесными скалами и уютными бухтами.

Венчает этот маршрут скит во имя святителя Николая Чудотворца.

Около него находится крошечная деревянная часовня.

Погода стремительно начала меняться, откуда-то налетели грозовые тучи. Едва мы добрались до гостиницы, как начался ливень.

Ближе к вечеру распогодилось и я, взяв напрокат велосипед, отправился в западную часть острова к мысу Новый Иерусалим. Крутить педали пришлось около 6 километров.

Оставив велосипед у Красного скита, я спустился к Ладоге.

Солнце было уже достаточно низко и мне удалось сделать несколько интересных кадров в закатном свете.

Далее вдоль Большой Никоновской бухты я направился сначала к Крестовому мысу,

а затем к мысу Красному. Это вид на Красный залив.

Следующим местом где я оказался, стала гора Елеон. Последние лучи заходящего солнца я ловил здесь. Великолепный вид на красивейший Валаамский фьорд, у берегов которого уже вовсю шла рыбалка.

Начинало смеркаться. Сделав остановку на Игуменских озерах, я решил срезать путь и направился в сторону Скита во имя всех Святых.

Выбрал короткую тропинку через Московский остров и сильно об этом пожалел. После ветровала она стала практически непроходима и тем более не проезжаема.

Пришлось тащить на себе велосипед более километра. В конце пути меня ждал еще один сюрприз, 2 обозначенных на карте моста были разрушены. Пришлось перебираться вброд.

За Скитом во имя всех Святых, оставив велик, я свернул в лесную чащу и направился к мысу Выволок. Гулять после заката по непроходимым дебрям не очень приятно. Еще более жутко было услышать впереди, громкий треск и хруст. Какого-то большого зверя я поднял с лежанки. Сейчас мне думается, это был лось. Но тогда думать было некогда, я взял ноги в руки и преодолел обратный путь, как мне кажется за несколько десятков секунд.

К мысу Выволок я отправился уже на рассвете, но другой дорогой.

К сожалению, рассветные картины мне испортила низкая облачность.

Вид скита Святителя Николая чудотворца получился не столь впечатляющим.

Также, впрочем, как и вид Монастырского залива. Жалко, конечно, но что поделать.

Пасмурное утро сменилось солнечным днем. И мы продолжили прогулку по острову.

Поскольку вечером предстояла обратная дорога, забираться далеко не стали.

Валаамские таксисты и кошки встречают у входа в монастырь.

В самом монастыре как обычно многолюдно.

В этом подъезде расположены кельи для пристарелых.

Надо отметить, что со времени первого посещения остров преобразился в лучшую сторону. Многие объекты уже отреставрированы или находятся в процессе реконструкции.

Два дня на Валааме – это тоже очень мало. Зато будет повод еще не один раз сюда вернуться.

В следующий раз постараюсь доехать до южной и восточной частей острова.
А сейчас пришло время прыгать по волнам штормовой Ладоги на крыльях метеора обратно в Приозерск.

petr-kosyh.livejournal.com

География монастыря † Валаамский монастырь

Есть в русской земле обители, чей дивный свет влечет к себе паломников со всего мира: Троице-Сергиева лавра, Оптина Пустынь, Дивеево… В этом ряду Валаам занимает особое место. Окруженный со всех сторон водой, удаленный от мирской суеты он словно создан для тихой, созерцательной иноческой жизни.

Расположенный в северной части Ладожского озера, в 22 км от материка, Валаамский архипелаг насчитывает около 50 островов общей площадью 36 кв. км, самый крупный из них — остров Валаам (27,8 кв. км.), рядом с ним расположены о. Скитский, о. Предтеченский, о. Емельяновский и еще множество малых островов. Расстояние до ближайшего карельского города Сортавала (старое название Сердоболь) — 42 км, до Приозерска — около 60 км, до Санкт-Петербурга — более 220 км.

Береговая линия Валаама изрезана многочисленными проливами, каналами и заливами, что придает ему особую привлекательность, выделяя его из множества других ладожских островов. Акватория архипелага в связи со структурой течений озера в наименьшей степени подвержена влиянию вод притоков и может рассматриваться как эталонная для центральной части Ладоги.

Поразительной природы подобно Валаамской, по словам гидрографа А. П. Андреева, «не встретишь нигде в Европе: множество совершенно отвесных скал, идущих и в высоту и на глубину, — островки, мыски, бухточки… Проливы, озерки между густой растительностью и угрюмыми гранитными скалами отражают на лазури все предметы, а стройный хвойный лес дополняет общую картину, придавая всему чудный, восхитительный вид».

Валаамский архипелаг обладает редкой и удивительной по красоте природой. На сравнительно небольшой территории насчитывается около 480 видов растений, присущих различным природным ареалам, встречается более 200 видов птиц, обитают лоси, зайцы, белки, лисы. На безлюдных островах архипелага можно увидеть лежбища занесенной в Красную Книгу ладожской нерпы, здесь ловится лосось, палия, сиг, хариус и другие ценные виды рыб.

Отвесные скалы, принимающие на себя могучие ладожские волны, и тихий покой внутренних озер, вековые ели и сосны, противостоящие холодным ветрам, и неброская красота светлых аллей и садов, суровое величие первозданной северной природы и своеобразие архитектурных ансамблей — все это придает Валааму неповторимый облик одного из красивейших островов мира.

Но земная красота здешних мест есть также и зримое отражение красоты неземной, духовной. Для всех православных людей Валаам немыслим без его древней иноческой обители, которая на протяжении веков являлась духовным центром Православной Руси и по праву называлась Северным Афоном.

Современные историки датируют первые упоминания об острове Валаам 800 г. до Рождества Христова. В то время на острове было огромное идольское капище, где приносились человеческие жертвы богам Велесу и Перуну. Таким и мог застать древний Валаам апостол Андрей Первозванный. Монастырское предание гласит, что святой апостол Андрей Первозванный, просветитель скифов и предков славян, прибыв из Киева в Новгород, по реке Волхов достиг Ладожского озера, а затем — Валаама, где благословил горы на островах крестом или апостольским жезлом. Это предание занесено на первые страницы «Повести временных лет» или Летописи преподобного Нестора (начало XII в.).

Предание говорит нам, что именно языческие жрецы первые выслушали проповедь апостола и приняли крещение, а после разрушили капища своими собственными руками. На месте разрушенных идолов ученики апостола Андрея установили каменный крест, и уже через века на свой «крестный» путь вступила братия Валаамского монастыря.

valaam.ru

Летопись † Валаамский монастырь

Песнопение «Разбойника благоразумнаго». Исполняют Дивна Любоевич и ансамбль «Мелоди» из Сербии на V Международном фестивале «Просветитель», который проходил на острове Валаам 27-28 июля 2019 года.

† † †

Песнопение исполняется на службе Утрени Великой Пятницы с чтением двенадцати фрагментов Евангелия, рассказывающих о Страстях Христовых (совершается вечером в Великий Четверг).

Восьмое чтение повествует о двух разбойниках, распятых справа и слева от Спасителя. Один из них проклинал Господа, говоря Ему: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас» (Лк 23:39). Другой же, напротив, унимал богохульника: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И затем он обратился к Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» И ответил ему Христос: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк 23:40-43).

После чтения Евангелия и трипеснеца (канона, состоящего из трёх песней) торжественно трижды поется Ексапостиларий (или светилен) великой Пятницы «Разбойника благоразумнаго».

«Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи» («Разбойника благоразумного в одном часу рая удостоил, Господи»)

Действительно в один час Господь удостоил Рая злодея, сделав его самым первым из вступивших в Его Царство. Удивительна история такого спасения, свидетельство слов Христа «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк 2,17). Разбойник уверовал в распятого, униженного, оставленного учениками Спасителя и исповедовал его как Бога перед всеми, совершив тем самым первый мученический подвиг христианской истории: «Полное раскаяние в своих грехах и преступлениях, глубокое смирение, твердая вера в отдавшего Себя на страдание Распятого Господа Иисуса Христа и исповедание его тогда, когда весь мир был против Него, – вот из чего сплелся венец, венчавший главу бывшего разбойника, как победителя и подвижника, вот из чего сковался ключ, отворивший ему двери рая» (святитель Иоанн Шанхайский).

«И мене древом крестным просвети и спаси мя» («и меня крестным древом просвети и спаси»).

Пример спасенного разбойника обращен ко всем последующим поколениям христиан, о чем напоминает нам в этом тропаре Церковь. Мы просим Господа просветить нас Его Крестными Страданиями и спасти наши души, как в последний миг Он спас разбойника. «Слыша это, возлюбленный, никогда не отчаивайся, но, представляя неизреченное величие человеколюбия Божия, поспеши исправлением от грехов. Если Он разбойника, бывшего на кресте, удостоил столь великой чести, то тем более удостоит нас Своего человеколюбия, если мы захотим исповедаться в наших прегрешениях» (святитель Иоанн Златоуст, беседы о Кресте и разбойнике).

Православный журнал «ФОМА».

valaam.ru

Ново-Валаамский монастырь — Википедия

Но́во-Валаа́мский Спа́со-Преображе́нский монастырь (фин. Valamon Kristuksen kirkastumisen luostari или Новый Валаа́м, фин. Uusi Valamo) — единственный православный мужской монастырь Финляндской архиепископии Константинопольского патриархата, расположенный в усадьбе Папинниеми в Хейнявеси, в Финляндии.

В 2019 году вошёл в десятку самых посещаемых туристами церквей Финляндии[1].

Здание «старой церкви» (в бывшем амбаре)

Интерьер «старой церкви»

В 1939 году в связи с эвакуацией в период советско-финской войны около 190 монахов из Валаамского монастыря, были предприняты попытки создания новой православной обители в Восточной Финляндии[2].

24 июля 1940 года руководство эвакуированного валаамского братства оформило покупку усадьбы XIX века «Папинниеми», принадлежавшей Юрьё Саастомойнену и расположенной в сельской местности Хейнявеси, а выбор места был обусловлен обнаружением в главном здании усадьбы небольшой иконы святых Сергия и Германа Валаамских. Новый монастырь получил названием «Ново-Валаамский», а первая Преображенская церковь была устроена из двух переоборудованных под храм амбаров. В убранстве храма были использованы иконы и утварь, вывезенные с Валаама: иконы нижнего ряда иконостаса первоначально находились в трапезной церкви Валаамского монастыря, иконы второго яруса — из праздничного ряда иконостаса главного храма, а царские врата — из нижнего храма. Игуменское кресло, находящееся в настоящее время в левом углу храма, было изготовлено в 1869 году для игумена Дамаскина (Кононова).

Позднее в состав Ново-Валаамского братства влилась монашеская община эвакуированного Печенгского монастыря (настоятель которого игумен Паисий (Рябов) попал в руки советских спецслужб и 12 декабря 1940 года был расстрелян). В 1956 году в монастырь переселились монахи Коневецкого монастыря, привезя с собой чудотворную Коневскую икону Божией Матери (в настоящее время вместе с Валаамской иконой Богоматери (иконописец — иеромонах Алипий, в миру — Алексей Константинов) находится в каменном Преображенском соборе обители).

После окончания Второй мировой войны митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) воссоединил валаамскую братию, включив обитель в юрисдикцию Московского Патриархата. В 1957 году Русская православная церковь вернула монастырь в духовное и административное подчинение Финляндской архиепископии, а часть братии, не принявших введение в монастыре нового стиля, получив разрешение, переехала в Псково-Печерский монастырь.

В 1977 году в связи с празднованием 800-летия православия в Финляндии в монастыре по проекту архитектора Ивана Кудрявцева был построен каменный Преображенский собор.

В 1984 году в монастыре был возведён культурный центр, объединивший помещения монастырской библиотеки и архива, конференц-зал, а также центр по реставрации икон и произведений живописи. С 19 по 27 июня 1988 года здесь проводилась пятая пленарная сессия Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу, её темой стало обсуждение вопроса «Таинство священства в таинственной структуре Церкви, в частности важность апостольского преемства для освящения и единства народа Божия»

[3].

В 1989 году рядом с Преображенским собором было возведено здание Валаамского народного училища.

В 1997 году на берегу озера, у монастырской пристани, была построена и освящена часовня во имя святителя Николая Чудотворца, а на другом берегу бухты было устроено братское кладбище, где в 1979 году была возведена часовня в карельском стиле в честь святого преподобного Германа Аляскинского. На монастырском кладбище помимо братии Ново-Валаамского монастыря погребены также насельники и насельницы Коневского, Печенгского и Линтульского женского монастырей (находится в 18 км от Нового Валаама). Летом 2006 года рядом с оградой кладбища была построена и освящена часовня во имя святого Иоанна Крестителя.

Современное положение[править | править код]

В настоящее время в братии монастыря состоят несколько человек, являющихся этническими финнами. Богослужения в монастыре совершаются по новому григорианскому календарю (включая празднование Пасхи). Основным источником дохода для монастыря являются туризм и ретрит

[4]. Для этих целей на территории обители возведена гостиница, а также приспособлены для приёма гостей некоторые старые здания усадьбы.

Дополнительный доход монастырю приносит производство столового вина и изготовление виски на основе ячменного солода[5]. При этом, по новому законодательству 2019 года, красное вино, произведённое в самом монастыре, обитель должна заказывать у государственного винного монополиста Alko, а сам напиток проделывать сотни километров, чтобы быть использованным для совершения богослужений[6].

В 2012 году, в связи с возросшим интересом к Новому Валааму со стороны российских туристов, руководство монастыря для централизации туристических потоков заключило договор с российской паломнической службой «Радонеж»[7]. В год обитель посещает до 15 тысяч паломников из России, что составляет 1/7 всех посетителей

[8], а гильдией финских журналистов, пишущих о туризме, монастырь признан лучшим туристическим объектом Финляндии 2012 года[9][10]. На 2013 год монастырь предоставлял 33 рабочие ставки для гражданского населения[11].

9 ноября 2011 года решением архиепископа Карельского Льва (Макконена) многолетний настоятель монастыря архимандрит Сергий (Райаполви) (1997—2011) был отстранён от исполнения своих обязанностей, а временным управляющим обителью назначен епископ Йоэнсуйский Арсений (Хейккинен)[12]. 8 ноября 2012 года заместитель канцлера юстиции Финляндии[en] Микко Пуумалайнен вынес замечание архиепископу Льву, который, согласно закону, не имел права единолично отстранять от должности настоятеля Валаамского монастыря, пост которого является пожизненным[13]. 22 ноября архиепископ Лев восстановил архимандрита Сергия в должности настоятеля обители[14].

В 2019 году монастырь оказался в центре внимания общественности в связи с уголовным делом по отношению к паре из Куопио, которая в ходе выставки-продажи Via Finlandia, проходившей в монастыре, продавала поддельные произведения искусства. Сам монастырь отрицает свою причастность к афёре

[15].

Дом настоятеля[править | править код]

Дом настоятеля после пожара в 2012 году

18 марта 2012 года в монастыре произошёл сильный пожар, в котором сгорел верхний этаж настоятельского корпуса. Ущерб был оценен в 1,6 млн евро[16].

Пострадавшее здание было запланировано к восстановлению,[17][18] в связи с чем летом 2012 года начались подготовительные работы.

Центром экономического развития, транспорта и окружающей среды Южного Саво (ELY) и Музейным ведомством Финляндии администрации монастыря было рекомендовано отреставрировать сохранившиеся при пожаре бревенчатый каркас и печи старого здания усадьбы, дополнив их новыми строительными материалами, но данный проект не нашёл поддержки у руководства монастыря, коммерческий директор которого Вейкко Халонен настаивает на полной замене всех конструкций здания

[19].

Ангар[править | править код]

В ночь с 22 на 23 января 2014 года возникло возгорание хозяйственных построек, находящихся при въезде в монастырь, близ жилого здания «Sillankorva», используемого как VIP-гостиница[20]. Имуществу монастыря был нанесён значительный ущерб[21].

25 января в Липери, в Северной Карелии, в связи с подозрением в поджоге, полиция задержала сорокалетнего жителя Оутокумпу, который признался в совершении двух поджогов в Южном Саво на этой неделе[22].

  • Преображенский храм
  • Подкупольное пространство

  • Новый иконостас

ru.wikipedia.org

история основания, описание, архитектура и фото

Валаамский монастырь расположился на архипелаге Валаам, находящемся в северной части Ладожского озера. Эта древняя мужская обитель пережила много невзгод и лишений, но, несмотря на трудности, продолжает действовать до сих пор.

Спасо-Преображенский монастырь и его судьба

Точной даты основания Валаамского монастыря никто не знает. По одной из летописных историй место для обители было обозначено апостолом Андреем Первозванным в I веке. Ученик Христа проповедовал православную веру и, преодолев территорию Руси от юга до севера, оказался в водах Ладоги. Зайдя на горы Валаама, он водрузил там крест. Через 9 столетий паломники из Греции Сергий и Герман добрались до архипелага и основали там братство монахов.

Другая история связана с жизнью Авраамия Ростовского и датируется X-XI в. В жизнеописании упоминается посещение преподобным Валаамской обители в X в. В некоторых летописных историях существует информация, что в XII в. святые мощи преподобных перенесли в Великий Новгород.

История основания монастыря

Первые документальные сведения о Валаамском монастыре в истории Руси датируются XVI в. Он упоминается в летописях о житии Савватия Соловецкого. По документальным источникам основание монастыря произошло в 1407 г. Об этом написано в истории Валаамского монастыря. Если же верить Софийскому свитку, то годом создания можно считать 1329 г. Письменный источник гласит, что в XIV в. на архипелаг явились паломники во главе с Германом и Сергием. Они решили отречься от житейских благ и стали жить на Валаамском острове. Там иноки проповедовали христианскую религию среди местного населения и заложили обитель с общежитием для монахов.

Обитель и ее расцвет

Основатель Спасо-Преображенской обители был мудрым и сильным духом человеком, и поэтому она изначально процветала и привлекала к себе множество паломников не только Руси, но и всех стран мира. Особый расцвет приходится на XV-XVI века. В те времена число монахов в обители достигало 600 человек. Они трудились на благо монастыря и усердно молились в своих кельях и скитах.

Многократные войны России со Шведами не прошли даром для Валаамского монастыря. Много раз он подвергался набегам шведов. Некоторые монахи мужественно защищали обитель и приняли мученическую смерть. Но многие спасались бегством, бросив монастырь на произвол судьбы.

В начале XVII века Валаамский архипелаг стал территорией Швеции, и монастырь был полностью разорен. Возрождение обители началось после Северной войны, когда остров вновь вернулся России. По указанию Петра Великого в 1715 году началось восстановление монастыря, и произошла закладка Успенского собора.

К 1730 г. были готовы деревянный храм и ограда вокруг обители. Но им не суждено было долго простоять. В 1754 году случился пожар, и все постройки сгорели. Государыня Елизавета всячески содействовала и помогала в воссоздании обители, но, несмотря на это в 1765 г. здесь жили только 11 монахов.

К 1774 г. количество построек в монастыре увеличилось. Возвели и освятили собор Преображения Господня, построили большие помещения для келий и две отапливаемые церкви: Никольскую и Успенскую.

В 1781 году началось строительство зданий из камня. Это произошло после принятия управления монастырем игуменом Назарием. В 1805 году закончилось строительство церкви при местной больничке, построенной в северной части обители, а также надвратного храма во имя Петра и Павла в южной части. В то же время в монастыре возвели свою колокольню, высота которой равна 72 метрам. Вес большого колокола достигал 1000 пудов. Его отливали немного позже, чем построили здание колокольни.

Судьба монастыря в XIX веке

С 1811 года местность, на которой располагался монастырь, перешла в подчинение Финляндского Княжества. Губерния стала называться не Финляндской, а Выборгской. Но до 1892 года обитель оставалась под началом Петербургской епархии, а затем отошла к митрополитам Финляндии.

К XIX столетию Валаамская обитель вновь расцвела. Многие архитектурные строения были построены именно в это время. Они дошли до наших дней и считаются памятниками архитектуры. В 1839 г. сменился игумен монастыря. Церковная Епархия назначили на эту должность Дамаскина. За 42 года пребывания во главе монастыря он построил много зданий, проектами которых занимались только известные опытные архитекторы. Академик Алексей Горностаев первым был приглашен из Петербурга.

При игумене Дамаскине монахи жили в особой строгости, и была возвращена традиция старчества. Молодые монахи находились на попечении опытных старцев, совершая многочасовое послушание путем благотворного труда и беспрекословного посещения богослужений. За благословением и советом от мудрых старцев многие паломники приезжали издалека. Члены царской семьи были частыми гостями в Валаамской обители, приезжая сюда отдохнуть от житейских проблем и суеты и постигнуть сущность бытия. Многие известные писатели, художники, композиторы также любили посещать святое заповедное место.

При игумене Дамаскине было запланировано возведение огромного Спасо-Преображенского храма вместительностью на 3 тыс. человек. Но Дамаскин не успел воплотить в жизнь свои начинания. После его кончины монастырь возглавил игумен Ионафан II, при котором величественный собор был достроен.

По задумкам подвижников Валаама монастырь должен был стать вторым Иерусалимом. В связи с этим к началу XX века в обители и ее окрестностях стали встречаться названия из Нового завета. К началу XX века количество монахов в обители достигало тысячи человек.

Советские годы и их влияние

В советские годы Валаамскому монастырю удалось избежать закрытия и разрушения, чему подверглось большинство церквей России, так как территория принадлежала Финляндии. Но действия новой власти значительно изменили жизнь обители. В Финляндии православная вера была в меньшинстве, основная религия страны была лютеранская. В связи с этим власти негативно и предвзято относились к монастырю и его обитателям.

По приказанию финских чиновников архиепископ Серафим (Лукьянов) должен был читать богослужения на финском языке. Для заучивания ему дали три месяца. На экзаменационные испытания священнослужитель не пришел. За это его наказали, отправив в ссылку на остров Коневец.

Скоординировав свои действия с эстонскими властями, которые также была противником православия, финские чиновники решили дерусифицировать Валаамский монастырь. Для этого из Эстонии был приглашен священник Герман Аав. С ноября 1923 года он был назначен епископом Карельским. При Германе Ааве для монастыря наступили тяжелые времена. Финляндия оборудовала Валаамские остров оборонительными укреплениями на случай войны с СССР. Службы в храмах обители стали проводить строго на языке финнов.

Епархия Православной церкви в Финляндии по принуждению власти приняла западную Пасхалию. Обитель Валаама тоже была вынуждена перейти на григорианский календарь. Это стало причиной нарушения спокойного хода жизни в монастыре. «Старостильные» монахи противились нововведениям и отказывались подчиняться новому архиепископу. Десятилетнее противостояние закончилось появлением в обители финского спецназа. Многие монахи были вынуждены тайно покинуть монастырь, бежав в европейские страны.

В 30-е годы обитель переживала тяжелые времена. Денег катастрофически не хватало, служители жили в нищете и голоде. Всего в монастыре проживало около 400 человек: 300 монахов и 100 наемных рабочих и трудников.

В ходе Советско-финской войны монастырь был в эпицентре военных событий. Многие жители обители были подданными Финляндии и в начале 1940 г. бежали в свою страну. С собой они унесли из обители много ценных вещей. 18 марта с колокольни Спасо-Преображенского собора раздались двенадцать прощальных ударов благовеста, возвещавших о закрытии обители. Впоследствии бежавшие монахи основали на территории Финляндии новый монастырь, в котором соблюдались прежние правила и уставы.

Осенью 1940 года в монастырских корпусах создали военно-морское училище, выпускающее юнг и боцманов. Первый выпуск молодых специалистов в 1941 г. был отправлен на защиту блокадного Ленинграда. В конце войны на острове был построен Питкярантский целлюлозный завод, возобновили работу метеостанция, было организовано лесничество.

После Советско-Финских военных действий Валаамский архипелаг снова перешел во владение России. Здания обители советские власти стали использовать для гражданских потребностей. В 1950 году его отдали под дом инвалидов, который просуществовал до 1984 года. Сюда принудительно привозили людей с ограниченными способностями. В 60-х годах власти стали организовывать экскурсионные туры для туристов, желающих увидеть Валаам. Музей-заповедник начал работать с 1979 года, позднее начались первые работы по реставрации памятников.

Восстановление монастыря

Прежняя жизнь в обители стала возрождаться с 1989 г. 18 сентября основные здания монастыря были возвращены Ленинградской епархии. Первые монахи пришли на Валаамский остров 13 декабря. Их было 6 человек. Они поселились в здании, где был изолятор дома инвалидов. Монахи старались придерживаться прежних обычаев обители, проводили службы строго по Уставу, возрождали знаменитый распев. Службы во имя преподобных проводились постоянно.

В 1991 г. обители присвоили статус старопигиальной. В январе 1993 г. архимандрит Панкратий по указу главного патриарха страны становится во главу монастыря. Часовня была возвращена монастырю 27 февраля 1994 г., и в тот же день прошло ее освящение. Первый колокольный звон тысячепудового колокола местные жители услышали 13 декабря 2005 года.

Значимое событие произошло в монастыре в 2007 году: в сентябре здесь в течение трех дней гостил патриарх Алексий II. В рамках визита он провёл торжественное освящение храма в честь иконы Божьей Матери и провел там первую литургию. Наместник Панкратий в честь двадцатилетнего срока службы был удостоен ордена II степени.

10 июля 2009 года монастырь отпраздновал 20-летие со дня возрождения. В ознаменование этого события в одном из помещений Свято-Владимирского скита был создан музей.

Современное состояние

В настоящее время на территории Валаамского монастыря восстановлены все архитектурные сооружения. Плохое воздействие на целостность зданий оказывают особые климатические условия. В связи с этим реставрационные работы приходится проводить постоянно. С марта 2018 года ведутся восстановительные работы в Авраамиевском ските. Одиннадцать из тринадцати скитов уже полностью восстановлены.

Ежегодно 22 мая открывается сезон массового посещения обители паломниками. Если погодные условия на Ладожском озере позволяют, то открытие происходит раньше. Переправа паломников осуществляется водным путем.

На территории монастыря работает пекарня, где выпекается хлеб для жителей монастыря. В 6 км от обители находится молочная ферма и рыборазводный завод. При монастыре для православных гостей есть гостиница «Игуменская».

По данным на 2011 г. количество обитателей в монастыре насчитывало 217 монахов. Кроме того, в обители постоянно задействовано около полусотни трудников.

Святыни Валаамского монастыря

Основной святыней Валаамской обители, ради которой на остров тянутся бесконечные потоки паломников, являются мощи преподобных Сергия и Германа. Святые останки хранятся в Спасо-Преображенском храме. 

Не меньшее значение имеет Валаамская икона Божией Матери, обладающая чудотворной силой. Это рукописная работа инока Алипия, написанная в 1878 г. 

Чудесным воздействием на женщин обладает образ святой Анны: прислонившись к святыне, христианка избавляется от бесплодия. Икона является точной копией афонского подлинника.

Интересные факты

  • Валаамский монастырь имеет собственную эмблему, разработанную в 2015 году.
  • Около 100000 паломников ежегодно посещают монастырь, 90% которых являются туристами.
  • Гостиница обители способна вместить сразу около 200 человек.

pravednik.info

Валаам: остров Преображения | Православие и мир

«Вспоминается слово, сказанное нам схимником о. Сысоем, в скиту Коневском, неосознанное тогда, теперь, для меня, раскрывшееся: “Дай вам Господь получить то, за чем приехали”. Тогда подумалось – а за чем мы приехали? Так приехали, ни за чем… проехаться. И вот определилось, что – за чем-то, что было надо, что стало целью и содержанием всей жизни, что поглотило, закрыло жизнь, – нашу жизнь». С этими словами писателя Ивана Шмелева согласится большинство тех, кто когда-либо приезжал на Валаам. Об острове тишины и молитвы рассказывает Евгения Новосельцева.

История, природа и искусство – три мощные воспитательные силы в нашем обществе. На Валааме они соединены с необычайной прочностью.

Д. С. Лихачев

Есть места, которые удивляют, потрясают или просто не оставляют равнодушными большинство их посетителей. Есть и такие удивительные места, которые преображают душу, оставляя в ней глубокий след. В такие уголки нашей планеты хочется вернуться вновь и вновь, они словно манят к себе изумленного человека. И это является удивительной тайной. Одним из таких мест, на мой взгляд, является остров Валаам, который недаром монастырский гимн называет дивным.

Сегодня Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный монастырь отмечает один из престольных праздников своего главного храма – день преподобных Сергия и Германа Валаамских. Центральный собор обители расположен на горе Фавор. На Руси существовала благочестивая традиция называть географические пункты по аналогии со Святой землей, чтобы и на родине были места, которые бы напоминали о земной жизни Христа. Наряду с Троице-Сергиевой лаврой, Новым Иерусалимом на Истре, Соловками, Валаам не стал исключением: здесь путешественник, не выезжая из России, может взойти на вершину горы Сион, чтобы посетить храм, построенный по подобию храма Гроба Господня, пройти через поток Кедрон к Гефсиманскому саду, побывать в Иосафатовой долине…

Спасо-Преображенский собор

Монастырь: центральная усадьба, скиты и подворья

Монастырь имеет сложную структуру. Главный собор, основной корпус общежитий обители, хозяйственные постройки расположены в Центральной усадьбе острова Валаам, давшего название всему архипелагу. По островам разбросаны многочисленные скиты. Само слово скит произошло от названия пустыни в Северной Африке Шиит. Это форма монашеской жизни, более уединенная, чем общежительная, когда иноки живут по несколько человек (существует еще отшельническая форма жизни, на Валааме еще в XIX веке она была, теперь уже нет). До революции на Валааме было 13 скитов, сейчас после советского 50-летнего запустения восстановлено 9 из них и построен один новый.

Гефсиманский скит

Всехсвятский, Предтеченский, Коневский и Святоостровский скиты были построены для монахов подвижнической жизни. Ранее и устав их был более строг, чем в Центральной усадьбе, а сейчас во всём монастыре он одинаков. Сергиевский и Германовский скиты связаны с хозяйственной деятельностью монастыря: они были построены в местах, где находились каменоломни и шла добыча красного и серого гранита. Есть на острове также Воскресенский и Гефсиманский скиты, которые свидетельствуют о местах, связанных с земной жизнью Спасителя. Свято-Владимирский скит был построен последним как патриаршая резиденция (Валаамский монастырь относится к типу ставропигиальных, подчиняющихся не епархии, а непосредственно Патриарху).

Свято-Владимирский скит

Гости острова, даже паломники, не могут посетить все скиты: далеко не все открыты путешественникам. Предтеченский закрыт для всех, Всехсвятский открывает свои двери лишь раз в год на престольный праздник, Святоостровский посещают некоторые паломнические группы, Воскресенский осматривают почти все прибывающие группы. На материке в Сортавале, Приозерске, Петербурге, Москве и даже в Сочи открыты подворья монастыря.

Воскресенский скит

Переменна судьба Валаама

Существуют разные точки зрения о происхождении топонима Валаам. Но всё же большинство ученых сходятся во мнении, что название архипелага связано с финно-угорским топонимом Valamo, где valo – это «свет», «клятва», или с финским valаа – «отливать из металла», впоследствии под влиянием библейской традиции это название трансформировалось по созвучию с именем ветхозаветного прорицателя Валаама.

Время основания обители остается исторической загадкой. Среди историков популярны две точки зрения. Согласно первой из них, монастырь был создан во времена Крещения Руси – X-XI вв., вторая группа ученых считает, что это произошло позже – в XIV в. Может быть, мы уже и не узнаем, в каком веке это случилось, но зато у историков есть уверенность, кто именно основал монастырь – преподобные Сергий и Герман, выходцы «от восточных стран», как сказано в летописях. Вероятнее всего, имелась в виду Греция, то есть святые были греками или переселенцами из этой страны.

В летописных источниках сохранилась меткая фраза об истории острова и обители: «Переменна судьба Валаама». И это является абсолютной правдой. Сегодня мы мало знаем о средневековой истории обители в первую очередь из-за того, что монастырь не раз был разрушен и сожжен до основания соседями-шведами. Монахи не хотели брать в руки оружие и принимали мученическую смерть. Но, как птица Феникс, обитель многократно восставала из пепла.

Тебя не раз опустошала
Толпа неистовых врагов;
Но ты лишь мужество являла
Средь всех лишений и тревог,

И после долгих испытаний,
Опустошений и борьбы,
Как властелин своих желаний,
Во всей красе явилась ты! –

Смиренных иноков обитель!
Приют трудящихся рабов,
В духовный мир путеводитель,
От силы вражией покров!

(Из монастырского гимна)

Из-за шведских опустошительных набегов на Валааме не сохранилось средневековых сооружений, а самые ранние архитектурные постройки относятся к XVIII веку, две из которых встречают путешественников уже на причале – Благовещенская часовня и Каретно-конюшенный дом.

Ранее паломники добирались на остров с большими трудностями, чем сейчас, не все доплывали (Ладога известна своенравным характером и по-настоящему морскими штормами). Ступив на землю, счастливые валаамские гости служили в Благовещенской часовне благодарственный молебен, а из Каретно-конюшенного дома их вещи послушники поднимали вверх, к гостинице и собору. Сейчас в здании Каретно-конюшенного дома располагается валаамский музей.

Сердце обители

Множество валаамских храмов и часовен стоит на возвышенных местах, и чтобы до них добраться, нужно совершить некоторое усилие. Пройдя от причала путь в 66 ступеней на тридцатиметровую гору Фавор, гости монастыря могут оценить прекрасный вид на Спасо-Преображенский собор, главный монастырский храм.

Собор поражает своим величием. Высота колокольни – 73 м, в куполе – 42 м (аналогична высота шпиля петербургского Адмиралтейства).

Свой современный облик он приобрел к 1896 году. Удивительно, что собор возводили монахи своими силами, строительством руководили три профессиональных архитектора – А. Я. Силин, Г. И. Карпов, Н. Д. Прокофьев.

Стиль, в котором построен храм, соединяет в себе два основных направления русской храмовой архитектуры второй половины XIX века – византийское и русское. И интерьер храма также совмещает аналогичную эклектику: нижний храм, освященный в честь преподобных Сергия и Германа (престольные праздники 11 июля и 24 сентября), является по стилю греческим, верхний (Преображенский) – русским.

Остров тишины

Один из оплотов русского православия расположен в удивительной природной среде… Есть что-то в самом ее характере умиротворяющее душу, она будто бы иллюстрирует слова Лермонтова о том, как «пустыня внемлет Богу». «В обители глухая тишина: дремлет Валаам под усыпляющий шепот сосен, под всплески Ладоги; а здесь уж не тишина, а глуше и глубже тишины: покой», – писал о своих ощущениях после поездки на остров И. С. Шмелев.

Валаам – таинственный остров Божественной тишины. Путешествуя по богатым природным красотам, посещая храмы, скиты, валаамский путешественник, будь то паломник или даже простой турист, ощущает: это необычное место, здесь присутствует что-то особенное, порой трудно выразимое в словах. Один экскурсовод рассказывал о своих переживаниях, что на острове действительно входишь в тайну Великой Субботы, когда «молчит всякая плоть человеча».

Феноменальная природа

Д.И.Менделеев, совершая путешествие по «Северному Афону», справедливо отметил, что характер валаамской природы является феноменальным. На сегодняшний день природные особенности островов хорошо изучены. Их площадь составляет 36 кв. км, а на долю главного острова, дающего название всему архипелагу, приходится примерно 2/3 – 28 кв. км. Ежегодно Валаам посещают 100 тысяч путешественников, из которых примерно 10% являются паломниками, остальные – туристы. Для природы острова такое обилие приезжающих порой является непосильной нагрузкой. Охраной «феноменальной природы» «дивных островов» занимается Валаамское лесничество и созданный в 1999 г. правительством Карелии Природный парк.

Острова архипелага имеют тектоническое происхождение, они сформировались на месте встречи двух гигантских геологических структур – с севера Балтийского кристаллического щита и с юга Русской платформы. Подъем магмы в районе разлома на поверхность и внедрение ее в земную кору привели к образованию интрузии (от латинского intrusus – «вытолкнутый») – дугообразной возвышенности, тянущейся по дну северной Ладоги с запада на восток. Ее вершиной и является Валаамский архипелаг.

На островах архипелага встречается 500 видов высших сосудистых растений и более 200 видов лишайников, что составляет 45% от общего количества видов флоры Карелии. По своему географическому положению Валаам лежит на самой границе подзоны южной тайги, и на его территории происходит стык ареалов обитания растений разных климатических зон. Рельеф островов неравномерен, и на островах встречается не только лесная и скальная флора, но также водная, луговая и прибрежная. 80% территории острова занимает лес, который, между прочим, очень богат на грибы – их здесь не менее 700 видов.

Животный мир архипелага не так разнообразен, как растительный. Любопытный факт: на Валааме почти не водятся хищники. Зимой по льду на острова изредка заходят волки и рыси, а постоянно живут только лисы, куницы и горностаи. Самым крупным обитателем островов является лось. Но, к сожалению, архипелаг может прокормить лишь 3-4 взрослые особи, а их количество порой достигает 50, поэтому сотрудникам лесхоза приходится ежегодно их отстреливать. Очень богат мир валаамских птиц: учеными отмечено 222 вида, из которых гнездятся только 120.

Самым экзотическим обитателем «дивных островов», занесенным в Красную книгу России, является ладожская кольчатая нерпа – разновидность пресноводного тюленя. Подобные ей виды сохранились на Земле только в двух озерах – на Байкале и в финском озере Сайма. На Валааме нерпы облюбовали плоские, лежащие на северо-восточной оконечности архипелага Крестовые острова, здесь у нее релаксационные залежки (она отдыхает после охоты) и большой выбор питания: в водах Ладоги близ Валаама встречается 58 видов рыб.

Ладожское озеро, омывающее острова архипелага, – одно из 253 великих озер мира, крупнейший пресноводный водоем Европы. Его площадь – 18 тыс. кв. км – сравнима с площадью Израиля. Один ученый, говоря о Ладоге, приводил интересный образ: если всё человечество разом опустится в озеро, уровень воды поднимется всего-то лишь на 3 см. Именно Ладожское озеро влияет на климат, сглаживая сезонные проявления. Огромные массы воды медленно нагреваются и медленно остывают, что приводит к задержке времен года примерно на 14-15 дней. Зимой на архипелаге не холодно (средняя температура самого холодного месяца – февраля – 8 градусов мороза), а летом – не жарко (средняя температура – всего 17-18 градусов).

Как добраться

Навигация на Валаам длится с мая по сентябрь. Маршруты и программы путешествий по острову можно выбрать на любой вкус. Туристы обычно приплывают на теплоходах на полдня либо на один день, посещают одну-две продолжительные экскурсии. Паломнические поездки чаще всего длятся от трех дней. Есть свои программы для тех, кто хочет бесплатно потрудиться на благо обители – для трудников и волонтеров. Поле деятельности в монастыре обширно: сады, огороды, помощь в гостиницах. До революции братия насчитывала 1000 человек, сейчас – более чем в 4 раза меньше, поэтому своими силами монашествующим сейчас трудно справиться.

Паломники и волонтеры добираются в основном на малом флоте («метеорах» – теплоходах на подводных крыльях или теплоходах типа «ОМ»). При желании на остров можно приплыть не с паломнической группой, а своим ходом из Приозерска или Сортавалы. Выбранная программа пребывания и вид транспорта влияет на стоимость поездки.

Призывающий остров

В дореволюционное время на остров любили приезжать представители творческой интеллигенции: художники (И.Шишкин, Джогин, Гинэ, Васильев, А.Куинджи, П. Балашов, Н.Рерих), писатели (Н.Лесков, А.Дюма, И.Шмелев, Б.Зайцев), поэты (Ф.Тютчев, Н.Апухтин), композиторы (А.Глазунов, П.Чайковский), Д.Менделеев, философ В.Соловьев, В.Немирович-Данченко (популярный публицист, родной брат основателя МХАТа) и многие другие. Также известно, что Валаам посещали некоторые церковные деятели (свт. Игнатий Брянчанинов, Патриарх Алексий II), цари и представители династии Романовых (Александр I, Александр II с семьей, Великий князь Дмитрий Константинович – внук императора Николая I, Александр III и другие). И для многих путешественников валаамское паломничество становилось событием, перевернувшим жизнь, хотя его смысл открывался порой не сразу.

Так, например, И. С. Шмелев во многом благодаря посещению «дивного острова» выбрал для себя писательский путь: «Думал ли я тогда, у лесной часовни, что всё это как-то отзовется в жизни, как-то в нее вольется и определится? И вот, определилось. Связал меня Валаам с собой. Вспоминается слово, сказанное нам схимником о. Сысоем, в скиту Коневском, неосознанное тогда, теперь, для меня, раскрывшееся: «Дай вам Господь получить то, за чем приехали». Тогда подумалось – а за чем мы приехали? Так приехали, ни за чем… проехаться. И вот, определилось, что – за чем-то, что было надо, что стало целью и содержанием всей жизни, что поглотило, закрыло жизнь, – нашу жизнь».

Всехсвятский скит

Коневский скит

Смоленский скит

Евгения Новосельцева
Фото экскурсоводов Ольги Паутовой,
Данилы Колесникова, Кирилла Блинова

www.pravmir.ru

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *