Усадьба знаменка – Знаменка (усадьба) — Википедия

Знаменка (усадьба) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Знаменка.

Знаменка (ранее также мыза Знаменская, Знаменская дача) — бывшая усадьба на Петергофской дороге (современный адрес — г. Петергоф, Санкт-Петербургское шоссе, 115). Прилегает к парку «Александрия» с востока. С запада прилегает усадьба «Михайловка». С севера ограничена Финским заливом, с юга — Петергофской дорогой. Занимает площадь 74 гектара[1]. Территория парка относится также к государственному природному заказнику регионального значения Южное побережье Невской губы.

После революции в усадьбе находились советские учреждения. С конца 1970-х годов в усадьбе был расположен пансионат «Усадьба Знаменка».

При графе Алексее Разумовском в 1760—1770-х годах были сооружены двухэтажный дворец и церковь святых апостолов Петра и Павла. Церковь была возведена в 1771 году на месте старой деревянной (1722), проект в старину приписывался Растрелли. При сенаторе Мятлеве был надстроен третий этаж дворца. Сенатор был настолько привязан к имению, что купил ещё и другую усадьбу на Петергофской дороге, дав ей имя Ново-Знаменка. В 1835 году у наследников Мятлева усадьбу приобрёл для своей супруги Николай I.

Перестройка дворца под руководством архитектора А. И. Штакеншнейдера началась при великом князе Николае Николаевиче. Были заново оформлены Греческий зал и Рафаэлиева галерея. В 1857—1859 годах дворец был ещё раз полностью перестроен по проекту архитектора Г. А. Боссе; на этот раз фасады и интерьеры были выполнены в стиле русского барокко. Одновременно (в 1853—1855) по проектам Боссе были построены конюшенный двор на 100 лошадей, кухонный корпус, дом смотрителя, оранжереи, два дома садовых мастеров, перестроена церковь. Церковь святых апостолов Петра и Павла была также частично перестроена в 1877 году. В 1867 году по проекту архитектора Н. Л. Бенуа на Петергофской дороге построена часовня преподобного Иосифа Песнопевца.

Во время Великой Отечественной войны в Знаменке были расположены немецкие войска, усадьба пострадала и большей частью восстановлена лишь в 1970-х годах под руководством архитектора М. М. Плотникова. Однако конюшни так и остались в руинах, а церковь Петра и Павла с часовней Иосифа Песнопевца восстановлены были только в 1990-х.

Знаменка представляет собой памятник садово-паркового искусства XVIII—XIX веков. Садовые мастера — Дж. Буш, Эрлер и другие[1]. Парк разделяется на Верхний и Нижний сады. В посадках преобладают лиственные деревья. В Верхнем саду расположены Большой и Малый пруды.

  • «Знаменский дворец близ Петергофа». Литография К. К. Шульца с оригинала И. И. Мейера. 1845.

  • Церковь Петра и Павла, старейший из действующих храмов Петергофа

  • Часовня Иосифа Песнопевца, июнь 2013

  • Дом садовых мастеров, август 2018

  • Нижняя дорога в парке Знаменка

ru.wikipedia.org

Прекрасная Усадьба «Знаменка» в Петергофе.

Как и у всех, у меня есть любимые места для прогулок, как в черте города, так и за его пределами. Одним из таких мест является Усадьба Знаменка с прилегающим старинным парком. Находится Знаменка (или дворец великого князя Николая Николаевича) немного не доезжая до Петергофа, прилегает к парку Александрия в нем же. Подробности, где именно, будут в конце статьи.

Почему же мне нравится тут бывать? Причин много. Сама великолепная Усадьба, заброшенные царские конюшни, сами смахивающие на дворец, старинные здания оранжерей, красивые уютные аллеи, пруд, финский залив рядом, к которому можно легко прогуляться. А также немаловажно отсутствие толп народа. Здесь не бывает столпотворений, царят тишина и спокойствие, витают дух истории и та самая романтика заброшенности, которая многим не по душе, но меня к себе манит. Не могу описать свои ощущения от пребывания в этом месте, но они особенные.

Но обо всем по-порядку.

В Знаменке, к своему стыду, я не была, когда жила в Петергофе. Посетила я ее впервые в прошлом году (в 2017). Это было начало марта. Солнышко уже пригревало по-весеннему, небо было ясным, идеально голубым. Словом, все сошлось.

Весеннее небо.

Первое, что видишь, когда оказываешься на территории, это вот эту аллею, ведущую к небольшой церкви. Это Храм святых апостолов Петра и Павла, старейший храм из действующих в Петергофе. Во время войны он пострадал, но был восстановлен.

Храм святых апостолов Петра и Павла.

По пути справа увидим этот дом — это дом работников оранжерей. Старые оранжереи находятся тут же.

Дом садовников. Рядом находятся оранжереи.

Дом садовников.

Дойдя до храма, поворачиваем налево к пруду, идем вдоль него, любуясь несколько мистически выглядящими верхушками конюшен.

Этот вид на конюшни сразу замечаешь, когда подходишь к пруду.

Пройдя немного дальше, вдоль пруда, мы видим многолетние деревья на берегу пруда и само здание Конюшенного корпуса. Оно полуразрушено, заколочено, и я не нашла лазеек, как попасть внутрь. Но его можно обойти вокруг и полюбоваться былой роскошью. Великий князь Николай Николаевич, сын императрицы Александры Федоровны, питал страсть к лошадям, отсюда такое шикарное здание. Здесь регулярно проводились выставки самых ценных пород лошадей, поэтому сюда приезжали знатные люди, любители лошадей.

Слева пруд, справа конюшни.

Конюшенный корпус.

Конюшенный корпус.

Детали. Конечно, близко лучше не подходить, т.к. опасно.

Было величие читается в деталях здания.

Рядом находится дом, где скорее всего жили работники конюшен.

Смотрительский дом. Возможно, здесь жил обслуживающий персонал конюшен. Эти руины находятся рядом с ними.

Руины смотрительского дома. Фото изнутри.

Руины внутри. Зайти можно, но нужно быть очень осторожным!

Руины. Остатки бывшей лестницы.

Мрачноватый силуэт.

Осмотрев конюшенный корпус, отправляемся к самой усадьбе.

Усадьба Знаменка.

История усадьбы богата. Давным-давно здесь находились многочисленные дачи. Затем, в 1755 году, имение купил Алексей Разумовский. Именно тогда дворец и построили. Интересно, что изначально усадьба была двухэтажная, третий надстроили позже, уже при другом владельце, сенаторе Мятлеве. В 1835 году Знаменку купил император Николай I и подарил своей жене, императрице Александре Федоровне, которая впоследствии презентовала ее своему сыну Николаю, тому самому, кто очень любил лошадей. А при Николае I дворец был перестроен в стиле барокко Штакеншнейдером и стал более шикарным. Его красоту мы можем видеть и сейчас. Мне нравится рассматривать лепные элементы, детали дворца. Со всех сторон он прекрасен. Настоящая царская загородная резиденция!

Усадьба Знаменка великолепна!

Позже в Знаменке чего только не было: и общежитие сельскохозяйственного института, и база отдыха после войны. Кстати говоря, в войне дворец был разрушен, но потом восстановлен.

Как я недавно узнала, еще 10 лет назад здесь был пансионат. Моя знакомая отмечала во дворце новый год. По ее словам, центральная часть усадьбы очень красива, в окна можно увидеть большую люстру. А боковые части потеряли свой великолепный вид. Это также видно сквозь окна – советские непримечательные обои, горшки с цветами.

Последние несколько лет усадьба пустует и охраняется, туда никого не пускают. Об экскурсиях внутрь я тоже не слышала, но с удовольствием побывала бы внутри, полюбовалась бы с верхних этажей шикарным видом на парк и залив. Что станет с усадьбой, остается только гадать. Сейчас она принадлежит Управлению делами президента.

В интернете можно найти фото современного внутреннего убранства. Приведу здесь парочку (взяты из группы https://vk.com/spb_travel Автор Алена Токарева). А также картинку, как выглядела усадьба в царские времена (взято с сайта wikipoint.ru).

Наверное, это главный зал. (Источник https://vk.com/spb_travel)

Усадьба находится на возвышенности, поэтому и залив сверху хорошо видно.

Вид с балкона. Неплохо, да?) (Источник https://vk.com/spb_travel)

Старое фото Усадьбы Знаменка. (Источник wikipoint.ru)

Обходим усадьбу и видим ее такой. Здесь сохранились каменные вазы перед дворцом.

Усадьба Знаменка. Вид на северную часть дворца.

Усадьба Знаменка. Вид на северную сторону дворца. Именно здесь можно увидеть в окна люстру.

Что касается парка, то он был совершенно в другом виде, чем предстает перед нами сейчас. Когда-то здесь были скульптуры, вазы, павильоны, фонтаны. Ничего не сохранилось. Парк делится на Верхний (вокруг дворца) и Нижний (что можно увидеть позади здания). Верхний парк ранее переходил в Ропшинское шоссе. Если ехать по Ропшинскому шоссе в сторону проспекта, то прямо по курсу будет видна башенка дворца.

В Нижнем парке находится участок нижней Петергофской (царской) дороги, что вела от фонтанов Петергофа до Стрельны. Дорога до сих пор существует, просто местами перекрыта различными строениями и закрытыми территориями.

Поворачиваемся ко дворцу спиной и видим спуск к Нижнему парку. Спуститься вниз можно, пройдя вниз от усадьбы. Вам встретится забор, но мы проходили в открытую калитку. Если встать спиной ко дворцу, то калитка будет справа от центра.

Петергофская (царская) дорога.

Весна вступила в свои права.

Весенние пейзажи.

Весеннее солнышко.

По аллеям доходим до Финского залива.

Залив, камыш и я.

Исторический кадр. Вид на еще строящийся Лахта центр. Фото сделано в марте 2017 года.

Вдали Петербург. Виден наш новый стадион.

Лед крепкий. А мне радостно, ведь погода шикарна!

Всем привет! 🙂

Здесь на самом деле очень красиво.

Парк. Справа — уже залив.

Кажется, это дуб. Шикарное дерево находится у залива.

Природа оживает.

Можно долго бродить по аллеям парка, дышать морским воздухом и фантазировать, как здесь было 150-200 лет назад. Очень хочется верить, что усадьба Знаменка с окружающими ее территориями не придет в окончательное запустение.

Как добраться до Усадьбы Знаменка.

Проще всего доехать до нее можно на машине или автобусе (маршрутке) от Автово или Ленинского проспекта.

Если на машине: едем по Петергофскому, а затем по Санкт-петербургскому шоссе в сторону Петергофа. Доезжаем до поворота на Ропшинское шоссе. Слева вдоль дороги будет зеленый забор (территория усадьбы огорожена). Почти сразу за поворотом на Ропшинское ш-се видим небольшую часовенку красного цвета, кстати, тоже памятник истории (фото прилагаю). Поворачиваем (ворота открыты) и оказываемся на территории парка. На КПП сейчас никого нет. Немножко проезжаем по дороге и слева видим парковку (она всегда свободна). Оставляем машину тут и идем гулять!

Часовня.

Если на автобусе (маршрутке): выходим на остановке «Ропшинское шоссе». Она сразу за часовней.

prowalk.ru

Усадьба Знаменка

Усадьба Знаменка. Одно из старинных имений Петергофской дороги.

Знаменка стала нашим новым маленьким открытием прошлых выходных, и я с огромным удовольствием делюсь им с вами. Про такие находки я обычно говорю: слышала раз сто — вижу впервые. То, что по слухам не особо интересовало, в итоге захватывает и не хочет отпускать.

«Там пусто все, ничего интересного. Голые стены, старые обои и грязные окна — смотреть не на что», — говорит охранник.

Ему, конечно, не на что. Насмотрелся за столько лет, каждый камень знает. А я, задрав голову, разглядываю пыльные стекла на деревянном бельведере, и представляю, какой оттуда открывается прекрасный вид. С одной стороны — Петергофские окрестности, с другой — синяя гладь Финского залива.

Усадьба Знаменка в Петергофе.

Усадьба открыта, хотя со стороны Санкт-Петербругского шоссе стоит длинный металлический забор с воротами, надпись на которых гласит, что движение по парку на авто, велосипедах и пешком запрещены.

К какому парку это относится осталось неясным, потому что по усадьбе Знаменка можно гулять совершенно спокойно. Охранник, который нам встретился во время прогулки (приветливый мужичок лет 50-ти), не только не стал нам запрещать расхаживать по парку, но и с явным желанием поделился своими знаниями об этом месте.

Знания оказались так себе и относились, в основном, к советскому времени, но мы поняли, что пешие прогулки здесь точно не возбраняются.

В центре усадьбы Знаменка — старинный дворец, построенный еще в 1755 году на месте, где долгое время находились прибрежные дачи. Первым его владельцем был граф Алексей Григорьевич Разумовский.

Изначально здание было двухэтажным, но с течением времени и сменой хозяев он достраивался и видоизменялся.

Главный фасад, вид со стороны Петербургского шоссе. Дворец в усадьбе Знаменка. Главный вход. Следы времени. Это не старинные занавески. Они обветшали за шесть лет бездействия.

Пока мы разговаривали, я, между делом, попросилась внутрь, но охранник сказал, что начальник смены под страхом увольнения запрещает пускать таких вот любопытствующих. Правда, добавил, что с другим начальником смены договориться можно, но приезжать надо в другой день.

Рассказав нам не совсем правильную историю имения, в одном мужичок не ошибся. Внутри действительно почти пусто — это я заметила через окна. Дощатые полы, розетки, обычные обои, а в окнах второго этажа видны листья каких-то крупных комнатных растений.

Но снаружи, несмотря на явную запущенность и обшарпанность, дворец — настоящий красавец.

Усадьба Знаменка Усадьба Знаменка Детали декора. Здание действительно очень большое. Задний двор, выходящий к заливу.

Кстати, с заднего двора к заливу можно спуститься и сейчас. Если обойти дворец с южного торца, то в заборе есть калитка, а за ней тропинка к берегу.

Часть заднего двора. Когда-то здесь был ухоженный сад, стояли статуи и был спуск к дороге.

Такая красота неудивительна, ведь последними владельцами Знаменки до революции были члены императорской семьи, начиная с семьи Николая I. В 1835 году император купил усадьбу для своей жены Александры Федоровны, и территориально Знаменка присоединилась к Александрии, что находится по соседству.

В это время благодаря перестройкам архитектора Андрея Штакеншнайдера главный усадебный дом приобрел действительно царский облик в стиле русского барокко.

Через 20 лет сын императорской четы князь Николай, новый владелец Знаменки, затеял новую перестройку здания и обустройство усадьбы Знаменка. Архитектор Геральд Боссе добавил фасадам и интерьерам еще больше барочной пышности.

Задний фасад здания. Сохранился даже герб Российской империи.

Усадебный двор и парк в то же время дополнились Кухонным корпусом и Конюшенным двором с оранжереями и домом смотрителя.

Конюшенный двор практически стал руинами, хотя раньше был очень красив. Кухонный корпус, который в советское время служил столовой, сохранился гораздо лучше. Некогда прекрасный парк во французском стиле сегодня выглядит ухоженно, но очень скромно.

Часть парка и кухонный корпус. Дорожка в парке, ведущая от главного входа в сторону Петербургского шоссе. Вся аллея, что видна впереди — кусты сирени. Так что во время цветения, наверное, выглядит шикарно

На территории усадьбы Знаменка стоит старинная церковь Петра и Павла, построенная еще в середине 18 века при Разумовском. Совсем недавно тут закончилась реставрация, и многие жители приезжают сюда на службы.

Церковь Петра и Павла в Знаменке.

Усадьбу можно назвать местом скорее атмосферным, нежели эстетически ценным. Для ценителей ухоженной пышности и изящества Знаменка вряд ли будет интересна.

Но для тех, чья фантазия способна дорисовывать визуальный образ собственными представлениями о том, как тут все было или могло быть раньше, усадьба станет очередной находкой, сближающей давно минувшие времена с днем сегодняшним.

Задний двор. Ступеньки на одном из торцов. Кусты барбариса. Качели. Возможно, сохранились здесь со времен дома отдыха. Если честно, барбарис был для меня удивлением. Я не знала, что он растет в этих местах. Старая дверь и деревянный филин на выходе из парка.

После революции советская власть зачесала вихры елизаветинского барокко под одну гребенку с прочими историческими зданиями, приспособленными под нужды новой развивающейся эпохи. Не буквально конечно.

Архитектурное исполнение осталось нетронутым, но балы, приемы и шелест платьев сменились на более прозаический быт постреволюционной жизни. Сначала здесь была детская трудовая комната, затем Ленинградский сельскохозяйственный институт.

Война тоже не обошла Знаменку стороной — дворец был разрушен. Восстановили его только в 70-х годах и передали Глававтотрансу под базу отдыха.

С 2010-го года здание пустует. Какие сейчас у него перспективы, я точно не знаю, но по словам все того же охранника, сейчас усадьба Знаменка передана Совету Федерации.

В прошлом году сюда приезжала оценочная комиссия, чтобы решить ее дальнейшую судьбу. Музей здесь вряд ли откроют, но возможно, прекрасное здание начнет функционировать в качестве кадетского корпуса.

Ну а нам пока остается только любоваться тем, что донесло до нас время и надеяться, что однажды прекрасная усадьба Знаменка вновь будет наполнена жизнью, сохранив при этом свою историческую атмосферу и красоту.

walkday.ru

Википедия — свободная энциклопедия

Избранная статья

Первое сражение при реке Булл-Ран (англ. First Battle of Bull Run), также Первое сражение при Манассасе) — первое крупное сухопутное сражение Гражданской войны в США. Состоялось 21 июля 1861 года возле Манассаса (штат Виргиния). Федеральная армия под командованием генерала Ирвина Макдауэлла атаковала армию Конфедерации под командованием генералов Джонстона и Борегара, но была остановлена, а затем обращена в бегство. Федеральная армия ставила своей целью захват важного транспортного узла — Манассаса, а армия Борегара заняла оборону на рубеже небольшой реки Булл-Ран. 21 июля Макдауэлл отправил три дивизии в обход левого фланга противника; им удалось атаковать и отбросить несколько бригад конфедератов. Через несколько часов Макдауэлл отправил вперёд две артиллерийские батареи и несколько пехотных полков, но южане встретили их на холме Генри и отбили все атаки. Федеральная армия потеряла в этих боях 11 орудий, и, надеясь их отбить, командование посылало в бой полк за полком, пока не были израсходованы все резервы. Между тем на поле боя подошли свежие бригады армии Юга и заставили отступить последний резерв северян — бригаду Ховарда. Отступление Ховарда инициировало общий отход всей федеральной армии, который превратился в беспорядочное бегство. Южане смогли выделить для преследования всего несколько полков, поэтому им не удалось нанести противнику существенного урона.

Хорошая статья

«Хлеб» (укр. «Хліб») — одна из наиболее известных картин украинской советской художницы Татьяны Яблонской, созданная в 1949 году, за которую ей в 1950 году была присуждена Сталинская премия II степени. Картина также была награждена бронзовой медалью Всемирной выставки 1958 года в Брюсселе, она экспонировалась на многих крупных международных выставках.

В работе над полотном художница использовала наброски, сделанные летом 1948 года в одном из наиболее благополучных колхозов Советской Украины — колхозе имени В. И. Ленина Чемеровецкого района Каменец-Подольской области, в котором в то время было одиннадцать Героев Социалистического Труда. Яблонская была восхищена масштабами сельскохозяйственных работ и людьми, которые там трудились. Советские искусствоведы отмечали, что Яблонская изобразила на своей картине «новых людей», которые могут существовать только в социалистическом государстве. Это настоящие хозяева своей жизни, которые по-новому воспринимают свою жизнь и деятельность. Произведение было задумано и создано художницей как «обобщённый образ радостной, свободной творческой работы». По мнению французского искусствоведа Марка Дюпети, эта картина стала для своего времени программным произведением и образцом украинской реалистической живописи XX столетия.

Изображение дня

Рассвет в деревне Бёрнсте в окрестностях Дюльмена, Северный Рейн-Вестфалия

ru.wikipedia.green

Петергофская дорога. Усадьба Знаменка.: babs71 — LiveJournal

babs71 (babs71) wrote,
babs71
babs71
Categories: Еще одной усадьбой в окрестностях Петергофа является усадьба Знаменка. Совершим небольшую прогулку по ней.

У дороги, ведущей на территорию усадьбы гостей встречает небольшая часовня:

Она была построена в 1867-м году.


Ее автор — архитектор Н. Л. Бенуа.


Двигаясь по дороге в глубину участка, по правую руку мы увидим комплекс оранжерей (в довольно запущенном состоянии):



Комплекс оранжерей был построен в 1853-1855 годах Гарольдом Боссе.


К оранжереям примыкают два дома для садовников. Дом садовых подмастерьев:



И дом садового мастера:





Аллею замыкает церковь:


Ее композиция с тремя куполами не слишком характерна для наших мест, зато характерна для Украины.


Как известно, Россия традиционно угнетала Украину. Но императрице Елизавете Петровне было мало угнетать Украину целиком. Она взяла юного украинца Алексея Разумовского и принялась угнетать конкретно его (зачастую каждую ночь).


Бедный угнетенный Разумовский приобрел усадьбу Знаменка и построил (возможно, автором проекта был Растрелли) в ней в 1766-67 годах церковь в украинском духе.



Разумовский также построил себе в Знаменке дворец в духе раннего классицизма.


Для нового владельца, великого князя Николая Николаевича (Старшего) дворец был перестроен в 1857-59 годах уже упомянутым Гарольдом Боссе:





Дворец был оформлен в модном стиле необарокко.

























Внутрь мне заглянуть не удалось, поэтому предлагаю взглянуть на пару фотографий из книги:
Вестибюль
Лепной декор падуги Гостиной
Танцевальный зал.
А вот чертежи отделки:
Проект лестницы
Проект отделки Приемного зала
Справа от дворца стоит кухонный корпус (1856-59 гг):


Кот ученый:

Теперь переходим через мост-плотину:




Мы направляемся к конюшенному двору.



Построен он был в 1853-55 годах



Именно с него Боссе начал работать в имении:


Увы, но сейчас он в катастрофическом состоянии (его частично восстановили в 1970-е годы, но потом средства кончились и он снова начал разрушаться):




Эта руина, судя по всему, дом смотрителя (построен Боссе между 1859 и 1861 годами):


И еще какое-то служебное строение:
  • Remove all links in selection

    Remove all links in selection

    {{ bubble.options.editMode ? ‘Save’ : ‘Insert’ }}

    {{ bubble.options.editMode ? ‘Save’ : ‘Insert’ }}

Photo

Hint http://pics.livejournal.com/igrick

babs71.livejournal.com

Знаменка (усадьба) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Знаменка.

Знаменка (ранее также мыза Знаменская, Знаменская дача) — бывшая усадьба на Петергофской дороге (современный адрес — г. Петергоф, Санкт-Петербургское шоссе, 115). Прилегает к парку «Александрия» с востока. С запада прилегает усадьба «Михайловка». С севера ограничена Финским заливом, с юга — Петергофской дорогой. Занимает площадь 74 гектара[1]. Территория парка относится также к государственному природному заказнику регионального значения Южное побережье Невской губы.

Владельцы

После революции в усадьбе находились советские учреждения. С конца 1970-х годов в усадьбе был расположен пансионат «Усадьба Знаменка».

Постройки

При графе Алексее Разумовском в 1760—1770-х годах были сооружены двухэтажный дворец и церковь святых апостолов Петра и Павла. Церковь была возведена в 1771 году на месте старой деревянной (1722), проект в старину приписывался Растрелли. При сенаторе Мятлеве был надстроен третий этаж дворца. Сенатор был настолько привязан к имению, что купил ещё и другую усадьбу на Петергофской дороге, дав ей имя Ново-Знаменка. В 1835 году у наследников Мятлева усадьбу приобрёл для своей супруги Николай I.

Перестройка дворца под руководством архитектора А. И. Штакеншнейдера началась при великом князе Николае Николаевиче. Были заново оформлены Греческий зал и Рафаэлиева галерея. В 1857—1859 годах дворец был ещё раз полностью перестроен по проекту архитектора Г. А. Боссе; на этот раз фасады и интерьеры были выполнены в стиле русского барокко. Одновременно (в 1853—1855) по проектам Боссе были построены конюшенный двор на 100 лошадей, кухонный корпус, дом смотрителя, оранжереи, два дома садовых мастеров, перестроена церковь. Церковь святых апостолов Петра и Павла была также частично перестроена в 1877 году. В 1867 году по проекту архитектора Н. Л. Бенуа на Петергофской дороге построена часовня преподобного Иосифа Песнопевца.

Во время Великой Отечественной войны в Знаменке были расположены немецкие войска, усадьба пострадала и большей частью восстановлена лишь в 1970-х годах под руководством архитектора М. М. Плотникова. Однако конюшни так и остались в руинах, а церковь Петра и Павла с часовней Иосифа Песнопевца восстановлены были только в 1990-х.

Парк

Знаменка представляет собой памятник садово-паркового искусства XVIII—XIX веков. Садовые мастера — Дж. Буш, Эрлер и другие[1]. Парк разделяется на Верхний и Нижний сады. В посадках преобладают лиственные деревья. В Верхнем саду расположены Большой и Малый пруды.

Галерея

  • «Знаменский дворец близ Петергофа». Литография К. К. Шульца с оригинала И. И. Мейера. 1845.

  • Церковь Петра и Павла, старейший из действующих храмов Петергофа

  • Часовня Иосифа Песнопевца, июнь 2013

  • Дом садовых мастеров, август 2018

  • Нижняя дорога в парке Знаменка

Примечания

Ссылки

wikipedia.green

Усадьба Знаменка на Петергофской дороге

В окрестностях Петергофа — дачи Петра I, в первой четверти 18 в появляются дачи высшего знати. В 1710 г мызу Знаменскую Пётр I пожаловал И.И.Ржевскому. В своей усадьбе Ржевские в 1722 г строят деревянную церковь.

В конце 1740-х гг. бывшие здесь дачи стали имением Ивана Ивановича Шувалова. При нём был построен дворец, предположительно по проекту Ф.-Б. Растрелли. Позже дворец много раз перестраивался, менялась планировка парка.

В 1755 году мызу купил генерал-фельдмаршал А. Г. Разумовский. В 1761 г при графе Разумовском была построена каменная церковь апостолов Петра и Павла.

С первой половины 1790-х годов и до 1835 года «Знаменка» принадлежала сенатору И. В. Мятлеву. В эти годы продолжалось благоустройство усадьбы и появились новые элементы в ее композиции. Дворец был надстроен третьим этажом; перед его южным фасадом распланировали Верхний сад, а перед северным — обширный приморский Нижний сад.

У последних владельцев, Мятлевых, усадьбу вместе с соседней деревней Поэзи (Шуваловка) в 1835 г покупает император Николай I и, как раньше Александрию, дарит жене. В течение ряда лет архитектор А. Штакеншнейдер вел работы по изменению интерьеров дворца. Архитектор заменил деревянные флигели дворца каменными, отделал фасад в стиле барокко, придав ему более пышный вид. Обширными работами по обогащению зеленого массива парка, его благоустройству и планировке руководили мастера П. И. Эрлер и Г. Бетцих.

Императрица Александра Фёдоровна не жила здесь, но устраивала иногда в Знаменском дворце балы для избранных.

В 1856 году Знаменка переходит сыну Николая I — великому князю Николаю Николаевичу, как подарок к свадьбе: великий князь женился на принцессе Ольденбургской, Александре Петровне. Здесь они стали жить с весны до поздней осени. В первый же год совместной жизни в Знаменке великая княгиня Александра Петровна устроила медицинский пункт для крестьян деревни Знаменки.

В 1856 — 1860 годах архитектор Г. Боссе перестраивает усадьбу, используя стилистические принципы и элементы декора барокко: сближенные колонны, пилястры, раскрепованный антаблемент, изгибающиеся валютообразные наличники и сандрики, разнообразные лепные детали. Эффектное по соотношению объемов центральной и боковых частей, изысканное по декору, привлекающее внимание разнообразием деталей, здание Знаменского дворца всем своим обликом отвечает назначению парадной загородной резиденции. К 1859 году была закончена отделка эффектного, изысканного по декору барочного фасада дворца.
На территории Верхнего парка на площадке перед дворцом появились фонтаны.

В 1891 г после смерти великого князя Николая Николаевича старшего имение Знаменка переходит к его младшему сыну Петру Николаевичу, женатому на дочери короля Черногории Милице Николаевне. Будучи мистически настроенной, великая княгиня Милица Николаевна принимала у себя в загородном дворце, как и в Петербургском, разных магов, спиритов, мистиков и т.п. людей. Любила она приглашать к себе и всяких Божьих людей. Бывал во дворце Милицы Николаевны и инспектор Петербургской Духовной Академии епископ Феофан, который как-то рассказал ей о Божьем человеке Григории. Заинтересовавшись им, княгиня через епископа Феофана пригласила его к себе. Так Григорий Распутин появился во дворце великой княгини Милицы. А вскоре стал частым гостем, как в Петербурге, так и в Знаменке.

Зал первого этажа.

Центральная анфилада.

Северный фасад дворца, обращённый к морю.

Дворец имеет очень большую протяжённость главных фасадов, так что их невозможно сфотографировать целиком. Похоже, что архитектор Г.Боссе, перестраивавший дворец, соединил сам дворец с флигелями.

Разрушенная лестница, соединявшая пологий спуск от дворца с нижней аллеей.
border=0>

Пологий спуск от дворца или пандус.

Вид от дворца на море. Центральная просека, устроенная специально в Нижнем парке для хорошего обзора сильно заросла.

Нижняя аллея, ведущая в Александрию.

Левая аллея Нижнего парка, ведущая к морю. Здесь пел соловей.

Выход к морю.

Правая морская аллея.

Водокачка у морского берега.

Пруд в Верхнем парке и Конюшенный корпус.

Конюшенное каре, построенное архитектором Г.Боссе в 1856-60 гг по своей наружной отделке мало чем отличалось от дворцов. Великий князь Николай Николаевич, будучи инспектором кавалерии, питал пристрастие к лошадям. В конюшне содержались лошади всех наиболее известных пород в мире. Конюшни включали в себя манеж, кузницы, лазарет, а в угловых башнях — жилые помещения для слуг. В усадьбе устраивались ежегодные выставки чистокровных лошадей, на которые съезжались владельцы конных заводов и любители коневодства.

Церковь апостолов Петра и Павла построена в 1761 г при графе Разумовском.
border=0>

В декоре фасадов Кухонного корпуса архитектор также использовал детали, присущие архитектуре барокко, что связало облик здания с дворцом и придало ансамблю стилистическое единство.

Двухэтажный Кухонный корпус связан оградой с одноэтажным домом смотрителя.

Восточный фасад Кухонного корпуса.

Дом садовника и оранжерея.

Дом охотников.

Расположеная у шоссе, часовня прп Иосифа Песнописца отмечает главный въезд в усадьбу. Она возведена в 1867 году в память о спасении императора Александра Второго 4 апреля 1866 г при покушении Д.Каракозова.Строительство часовни осуществлялось за счет собственных средств уроженца деревни Знаменской унтер-офицера Морского Кадетского Корпуса Ивана Васильева по проекту архитектора Н.Бенуа.

Виды Нижнего парка.

Старая лестница, ведущая из Верхнего в Нижний парк.

Несмотря на то, что в усадьбе располагается пансионат, который берёт за проживание немалые деньги, выглядит она не очень хорошо. Конюшенный корпус — это настоящая руина. Правда, в настоящий момент на втором этаже центральной части дворца, где находится главный парадный зал, ведутся реставрационные работы, поэтому сейчас туда не пускают. Может быть потом отреставрируют и дворцовые фасады…

Часть сведений взята: http://al-spbphoto.narod.ru/prig/znamenka.html

nedovolnay.livejournal.com

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *