Учиться надо: Чародеи – Учиться надо весело — слушать детские песни
«УЧИТЬСЯ НАДО ПО-ДРУГОМУ…» | Петербургский театральный журнал (Официальный сайт)
Беседу с Татьяной Сержан ведет Нора Потапова
Татьяна Сержан окончила Санкт-Петербургскую консерваторию как дирижер-хоровик (1992 г.) и как вокалистка (1996 г.). На сцене театра оперы и балета Консерватории спела Виолетту в «Травиате», Мюзетту в «Богеме» и Фиордилиджи в «Cosi fan tutte» Моцарта.
Когда пришло время делать артистическую карьеру вне стен Консерватории, родила сына и надолго «выпала из обоймы». Прослушивания в Академию молодых певцов Мариинского театра ни к чему не привели — Татьяну там «не услышали». Между тем, голос ее очень неординарный: теплый, плотный, объемный, со своим особым чувственным и нежным тембром. Актерски Таня очень податлива, но только если достучаться до ее души и найти в ней отклик. Просто так, как автомат, она на сцене ничего делать не будет. Татьяна — человек с характером и с большим внутренним достоинством. Пробиваться, расталкивая локтями соперниц, не станет. Потому так важно, что эту певицу-актрису оценила не только публика питерского «Зазеркалья», ставшего ее театральным домом (премия «Золотой софит» — 2001 за партию Мими в «Богеме»), но и московские зрители во главе с жюри «Золотой маски» — 2002.
Нора Потапова. Таня, я знаю, что ты приехала на спектакль «Богема», номинированный на «Маску», из Италии, где сейчас проходишь стажировку. Как ты туда попала и когда?
Т.Сержан. Фото из архива Н.Потаповой
Татьяна Сержан. Это произошло в 2001 году после конкурса им. Виотти, куда я поехала по настоятельному совету друзей. Все мне говорили — покажись за границей. Листая проспекты конкурсов, я остановилась на городе Верчелли. Отправилась. Там было много певцов из миланской вокальной академии — город Верчелли недалеко от Милана. В конкурсе три тура, на последний проходит семь человек, из них формируется заключительный концерт — он и есть третий тур. Я участвовала в концерте и получила диплом.
Тогда была сделана запись на компакт-диск.
Его прослушали в Туринской академии, заинтересовались, и в конце ноября (а конкурс закончился четвертого ноября) мне позвонили домой из Турина и предложили поучиться у них. Все подробности сообщили факсом. С января я приступила к занятиям — сроком до тридцатого июля. Но я вот приехала на «Маску», так что срок моего обучения сократился.Н. П. Расскажи, как проходит обучение в Туринской академии.
Т. С. В учебный план Академии включены все предметы — сольфеджио, фортепиано, актерское мастерство, изучение партий со специальным концертмейстером, вокал. Я занималась вокалом один раз в неделю в академии, остальные — дома у преподавателя. Ее зовут Франка Маттиучи. Она — известное в Италии меццо-сопрано, очень долго пела в театрах Италии, в частности в Ла Скала, в Америке, в Европе. Фотографии в ее доме — со всеми мировыми звездами.
Так как у меня два диплома о высшем музыкальном образовании, я не занимаюсь в академии ничем, кроме пения. У меня два предмета — спартито (изучение партий) и вокал.
Н. П. Как строятся занятия по вокалу? Так же, как у нас, — распевка, а потом работа над фрагментами партий?
Т. С. Ну, в общем, так же. Только распевка, пожалуй, разнообразнее — сегодня так, завтра чуть иначе. Мне с распевкой просто. Педагог считает, что у меня все на месте, только есть нюансы, над которыми надо задумываться, чтобы их правильно выполнять. Ни педагог, ни концертмейстер при изучении партий практически меня не переделывают. Очень осторожно относятся к голосу.
Н. П. Можно сказать, что ремонт идет косметический?
Т. С. Скажем так, они просто обращают мое внимание на то, что может быть лучше. Вот это ты так поешь — а можешь иначе? Можешь пьяно? И предлагают что-то из техники пения.
Н. П. А в отношении дыхания что-то новое подсказывают?
Т. С. Ничего, что бы мне не подсказывал Георгий Васильевич Заставный, у которого я сейчас консультируюсь в России. Это педагог, своей методой близкий итальянцам. В этом мне повезло. В Италии очень удивились, что я пою «близко». Там привыкли, что русские поют «глубоко». Я думаю, что русские певцы в этом не виноваты. У нас язык такой. Ни один иностранец не в состоянии спеть звук «ы». А у итальянцев слово особенно «близкое».
Туринские педагоги добиваются, чтобы мое пение итальянской музыки было в настоящей итальянской манере. И чтобы интонация точно выражала то, что заложено в тексте. Мои педагоги сразу слышат, понимаю ли я до тонкостей, о чем пою.
Н. П. Что ты почувствовала, прозанимавшись около двух месяцев?
Т. С. Я почувствовала, что мне доверяют, что не прошло даром мое образование на хоровой кафедре — им это тоже, наверное, слышно. Я почувствовала, что стала свободнее — вначале зажималась, потому что приезжаешь в страну, поешь ее музыку, на ее языке, ее композиторов, и свое — только ты сама со своим голосом… Сейчас стала увереннее.
Стажировка закончится концертом. Возможно, и прослушиванием в театре, если будет готова целиком какая-то партия.
Н. П. У тебя в Турине уже есть, наверное, друзья?
Т. С. Я там, кроме педагогов, мало с кем общаюсь. Даже гуляю мало, настроение другое — работа, работа… Когда отдыхаешь, совсем иное состояние, все легко воспринимается. Тогда мне нужны музеи, горы, море. А здесь настрой конкретный: времени мало, успеть надо очень много.
Н. П. Как же тебя родной театр отпустил почти на полгода?
Т. С. Отпустили меня с добром — и Александр Васильевич Петров, и Павел Аронович Бубельников. Он сказал — хуже не сделают!
Н. П. После окончания Консерватории твоя творческая жизнь складывалась не слишком гладко. Сейчас (тьфу-тьфу, не сглазить) пошла полоса везения. С чего это началось?
Т. С. Я бы сказала, полосы невезения не было. Была полоса накопления. Она продолжалась, пока не созрела моя голова. А потом, в двухтысячном году, я пришла в «Зазеркалье». Узнала, что будет постановка «Богемы», легко договорилась о прослушивании. Ждала ответа недолго — только успела чай выпить в буфете, как Петров уже позвал в свой кабинет. Все это так не похоже было на прослушивания в других театрах!
Мне предложили Мими в «Богеме» и Антонию в «Сказках Гофмана». В то время я была на контракте в театре Консерватории, но ушла в штат «Зазеркалья». Вместо Антонии волею случая спела Джульетту, а Антонию только репетировала.
Н. П. Как ты себя чувствовала в роли Джульетты в сильно осовремененном варианте «Сказок Гофмана»?
Т. С. Я вводилась в спектакль настолько стремительно, что некогда было осознавать: удобно — неудобно… За неделю надо было выучить партию на французском языке, на оркестровой репетиции еще по нотам пела. Кажется, весь театр с интересом наблюдал, справлюсь ли я. Меня сразу все зауважали, когда спела спектакль… (Смеется.) Ну не было выхода — если не выучу, спектакль не состоится. Такое в театре бывает.
Н. П. Ну а с мизансценами как, с движением, которого в этом спектакле много?
Т. С. Даже танец быстренько выучила! Правда, это было самое меньшее из зол.
Но помогали все! Хочу сказать, что коллектив «Зазеркалья» уникальный. Действительно, все подсказывали, старались, чтобы мне было удобно. Тот спектакль вообще был трудный — сразу шесть вводов. Но здесь все происходит доброжелательно и организованно. Актеры со стороны удивляются: надо же, во сколько репетиция назначена, во столько и начинается, во сколько написано окончание, во столько и кончается!Н. П. Какие пар¬тии тебе еще хочется спеть в этом театре?
Т. С. Конечно, Ан¬тонию. А если честно, то все три женские партии в этой опере. Если этим как следует заняться, можно осилить. Во всяком случае, можно пробовать. Из мирового репертуара очень хочется спеть Турандот.
Н. П. А как ты работала над Мими, которая принесла тебе успех и признание?
Т. С. Александр Васильевич Петров жестко не навязывал свое понимание роли. Он создавал драматургическую канву, а все исполнительницы играли разное.
Для меня самое главное в Мими, что она очень естественная. У нее есть свой безумный мир, в который она иногда улетает.
Н. П. А что тебе это подсказывает? Жизненный опыт? Интуиция?
Т. С. Все отмычки к партии-роли есть у композитора. Если все спеть, что он написал, получится то, что надо. А сценически я могу еще высказать свое. Мне интересно самой найти что-то и рассказать зрителю.
Еще мне очень помогает хороший партнер. В ансамбле с Женей Акимовым мы как аккумуляторы — подпитываем друг друга. Другая «подпитка» — это то, на что обращают внимание в музыке Петров и Бубельников. Они это делают деликатно, воспитывая актера.
Е.Акимов (Рудольф), Т.Сержан (Мими). «Богема». Фото из архива театра «Зазеркалье»
Н. П. У вокалистов, особенно молодых, всегда должно быть рядом «ухо», т.е. музыкант, которому вокалист доверяет и который помогает ему дальше развиваться в правильном направлении. Кто был в последние годы твоим «ухом»?
Т. С. Это два замечательных и абсолютно бескорыстных человека: концертмейстер Валентина Витальевна Обидина и вокальный педагог, солист Мариинского театра, доцент Консерватории, преподаватель Академии Мариинского театра Георгий Васильевич Заставный. С Валентиной Витальевной я познакомилась в классе камерного пения в Консерватории. С ней я пела и свою выпускную программу. Она понимала, что у меня есть серьезные проблемы с вокальной техникой, в частности с дыханием. Осторожно мне об этом говорила. А потом привела в класс Георгия Васильевича, где тоже работает концертмейстером, посоветовала послушать уроки, а потом и самой показаться. Георгий Васильевич — педагог очень корректный, он стал мне кое-что подсказывать, кое-что исправлять. Его замечания мне очень помогли, а сейчас выяснилось, что они почти на сто процентов совпадают с методой итальянских педагогов.
Н. П. Ты продолжала консультироваться с Георгием Васильевичем Заставным до самого последнего времени, уже работая в «Зазеркалье»?
Т. С. Да, я ему полностью доверяю. Консультации у него не носят характера постоянных занятий, но вот уже три года каждая встреча приносит явную пользу и вселяет в меня уверенность. К моему величайшему удивлению, эти два человека приняли участие в моей судьбе совершенно бескорыстно. И, что главное, тогда, когда я уже к Консерватории не имела никакого отношения.
Хочу сказать тем, кто там еще учится: пока мы студенты, от нас все чего-то хотят, чего-то ждут, куда-то тянут — на уроки, на репетиции. И мы думаем, что так будет всегда. А как только двери вуза за нами закрываются, наступает жуткая пустота, ты вдруг никому не нужен, и никому от тебя ничего не надо. Если сунешься куда-то прослушаться, тебе говорят: это не так, вы не то поете, голос у вас вообще не там, а где ваши верха — и так далее. Когда человека огрела по голове действительность, начинается повторный круг образования. Все, что было хорошо в Консерватории, было хорошо для студента, рядом с преподавателем, который следил за каждым шагом. А здесь начинаешь по-другому мыслить, многое переоценивать. Отметки, маленькие победы на экзаменах — все это домашние радости. Еще пока учишься, надо чаще прослушиваться, петь любому дирижеру, показывать все, что ты можешь. Забыть, что от тебя что-то кому-то нужно. Брать все, что можно, потому что это надо тебе. Учиться нужно по-другому, не так, как мы это делаем. Особенно я поняла это в Италии.
Н. П. Таня, что ты испытала, получая «Маску»?
Т. С. Чувство тревоги — все выступления теперь куда ответственнее… Чувство, что от тебя теперь ждут чего-то большего… За доверие и за радость победы надо платить.
Июнь 2002 г.
P.S. Лауреатом «Золотой маски»—2002 стал и любимый партнер Татьяны Сержан — солист «Зазеркалья» и Мариинского театра Евгений Акимов.
«Учиться нужно для себя» — интервью с восьмиклассницей Анной Якимчук
«Учиться нужно для себя» — интервью с восьмиклассницей Анной Якимчук
Ещё один вдохновляющий пример, как спорт мотивирует хорошо учиться. Москвичка Анна Якимчук профессионально занимается бадминтоном, и сама предложила родителям перейти на домашнее обучение.
- Text Link
Почему ты сменила обычную школу на домашнюю онлайн-школу «Фоксфорда»?
Четыре года назад я начала заниматься бадминтоном. Сначала это было просто увлечение и не занимало много времени. Но когда пошли первые результаты, нужно было больше тренироваться.
Из-за тренировок я не успевала делать уроки и нормально питаться. Вообще ни на что не хватало времени.
Я узнала про «Домашнюю школу Фоксфорда» и предложила родителям уйти из школы. Поначалу они были против, но я их убедила, что так будет лучше.
Как сейчас строится твой день?
Подъём в 9:00. До 13 часов смотрю уроки и выполняю задания. Здорово, что учиться можно в любое время и в любом месте. Даже во время соревнований. Ведь мне довольно часто приходится уезжать из дома.
Удобно, что в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» наставник помогает сориентироваться в материале. Мне наставник скидывает, что я прошла, а что пропустила. Это помогает ничего не забыть и не упустить.
В 16 часов у меня начинается тренировка.
<<Форма демодоступа>>
Переход на домашнее обучение позволил мне уделять больше времени любимому спорту — минимум два-четыре часа в день.
Вечером досматриваю и доделываю то, что не успела днём.
Теперь у Ани две тренировки в день
Какие спортивные достижения у тебя уже есть и что в планах?
На сегодняшний день я серебряный призёр всероссийских соревнований в двух разрядах из трёх.
Копилка наград Ани
Моя цель ближайших лет — попасть на Чемпионат Европы по бадминтону и войти в там в тройку лучших.
Остаётся ли у тебя время на общение с друзьями?
Я интроверт, много общения мне не надо. Вполне хватает поговорить с ребятами в чате перед началом урока или на переменках. Кроме того, я встречаюсь с друзьями на тренировках.
Зачем спортсмену хорошо учиться?
По-моему, ответ очевиден — чтобы быть умным. 🙂
Только очень важно понимать, что учишься для себя. Не для родителей, не для наставника и даже не для красивых оценок.
Раньше я часто получала плохие отметки просто потому, что не успевала подготовиться. Было обидно. Не хотелось дальше заниматься. В «Домашней школе Фоксфорда» не ставят оценки за домашние задания, и мне это очень нравится.
Помимо спортивной карьеры, Аня хочет получить профессию переводчикаОсознание, что я учусь не ради оценок, а для своего будущего, даёт мне мотивацию смотреть занятия и делать домашние задания. Ведь помимо спортивной карьеры, я хочу стать переводчиком. Сейчас изучаю английский и испанский языки, а потом хочу ещё заниматься немецким.
Узнайте больше о реальном опыте семейного обучения!
Если у вас остались вопросы о домашнем образовании и вы хотите получить советы опытных хоумскулеров, оставьте заявку. Наши специалисты свяжутся с вами для бесплатной консультации.
Выберите класс1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Принимаю условия соглашения и политики конфиденциальностиЗаписали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.
Упс 🙁 Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту [email protected].
Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.
Упс 🙁 Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту [email protected].
Обучение тому, как учиться: мощные умственные инструменты, которые помогут вам освоить сложные предметы
Об этом курсе
1 021 794 недавних просмотров
Этот курс дает вам легкий доступ к бесценным методам обучения, используемым экспертами в области искусства, музыки, литературы, математики, науки, спорта и многих других дисциплин. Мы узнаем о том, как мозг использует два совершенно разных режима обучения и как он инкапсулирует («фрагментирует») информацию. Мы также расскажем об иллюзиях обучения, методах запоминания, борьбе с прокрастинацией и передовых методах, которые, как показали исследования, наиболее эффективны для того, чтобы помочь вам овладеть сложными предметами.
Карьерные результаты учащегося
Направление карьеры12%
начал новую карьеру после прохождения этих курсов
Карьерный эффект14%
получил ощутимую карьерную выгоду от этого курса
Гибкие срокиГибкие сроки 90 005
Сброс сроков в соответствии с твое расписание.
Общий сертификатОбщий сертификат
Получите сертификат по завершении
100% онлайн100% онлайн
Начните сразу и учитесь по собственному графику.
Coursera LabsCoursera Labs
Включает практические учебные проекты.
Узнайте больше о Coursera Labs Внешняя ссылка Начальный уровеньНачальный уровень
Часов для завершенияПрибл. 15 часов
Доступные языкиАнглийский
Субтитры: тамильские, арабские, французские, бенгальские, украинские, португальские (европейские), сербские, китайские (упрощенные), греческие, итальянские, португальские (бразильский), вьетнамские, голландские, корейские, Эстонский, немецкий, русский, тайский, турецкий, английский, иврит, испанский, румынский, персидский, венгерский, польский
Навыки, которые вы приобретете
- Подготовка к экзаменам
- Обучение обучению
- Техника Помидора
- Мета-обучение
Карьерные результаты учащегося
Направление карьеры 900 02 12%начал новую карьеру после окончания этих курсов
Пособие по карьере14%
получили ощутимую пользу в карьере от этого курса
Гибкие срокиГибкие сроки
Сбрасывайте сроки в соответствии с вашим графиком.
Совместно используемый сертификатСовместно используемый сертификат
Получите сертификат по завершении
100% онлайн100% онлайн
Начните сразу и учитесь по собственному графику.
Coursera LabsCoursera Labs
Включает практические учебные проекты.
Узнайте больше о Coursera Labs Внешняя ссылка Начальный уровеньНачальный уровень
Часов для завершенияПрибл. 15 часов
Доступные языкиАнглийский
Субтитры: тамильские, арабские, французские, бенгальские, украинские, португальские (европейские), сербские, китайские (упрощенные), греческие, итальянские, португальские (бразильский), вьетнамские, голландские, корейские, Эстонский, немецкий, русский, тайский, турецкий, английский, иврит, испанский, румынский, персидский, венгерский, польский
Инструкторы
Барбара Окли
Профессор технических наукПромышленная и системная инженерия, Оклендский университет
4 494 942 Учащиеся 15 КурсыДоктор Терренс Сейновски
Фрэнсис Крик Профессор Института Солка для биологических исследованийЛаборатория вычислительной нейробиологии
4 474 641 Учащиеся 13 КурсыПредложено
Deep Teaching Solutions
Deep Teaching Solutions, LLC — это команда, которая производит высококачественные образовательные материалы с использованием последних достижений нейробиологии.
Отзывы
4.8
Заполненная ЗвездаЗаполненная ЗвездаЗаполненная ЗвездаЗаполненная Звезда 24082 отзывов5 звезд
85,95%
9 00484 звезды
12,27%
3 звезды
1,27%
2 зв. КАК НАУЧИТЬСЯ: МОЩНЫЕ МЕНТАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ВАМ ОСВОИТЬ СЛОЖНЫЕ ПРЕДМЕТЫ Заполненная звездаЗаполненная звездаЗаполненная звездаЗаполненная звездаЗаполненная звезда
JROct 23, 2017
Этот курс потрясающий, он дал мне новый взгляд на то, как работает мой мозг, и на то, что мне действительно нужно делать перерывы, и, вероятно, поэтому я расстраиваюсь. Я взволнован, чтобы применить то, что я узнал на практике.
Заполненная звездаЗаполненная звездаЗаполненная звездаЗаполненная звездаЗаполненная звездаby RSS7 сентября 2015 г.
Благодаря этому курсу я стал более эффективно учиться. Это также, на удивление, увеличило мое удовольствие от обучения. Спасибо Барбаре и Терри за хорошо представленную и информативную продукцию.
Filled StarFilled StarFilled StarFilled StarStarот DD10 июля 2020 г.
Этот курс необходим для оттачивания навыков обучения и техники прохождения тестов. Объем курса позволяет студенту разработать эффективные стратегии лидерства, избегая при этом плохих.
Заполненная звездаЗаполненная звездаЗаполненная звездаЗаполненная звездаЗаполненная звездаby AKA18 августа 2017 г.
Это было замечательное путешествие, в котором мы научились учиться. Просто и эффективно. Жаль, что я не столкнулся с чем-то вроде этого немного раньше в жизни. Но лучше поздно, чем никогда. Продолжайте хорошую работу. Спасибо.
Просмотреть все отзывыЧасто задаваемые вопросы
Еще вопросы? Посетите Справочный центр для учащихся.
Чему дети должны научиться, чтобы добиться успеха в 2050 году | Юваль Ной Харари
Чему дети должны научиться, чтобы добиться успеха в 2050 году | Юваль Ной Харари | Опубликовано в·
90 004 · 13 сентября 2018 г. Иллюстрация: Benedikt LuftЧеловечество стоит на пороге беспрецедентных революций, все наши старые истории рушатся, а на смену им пока не появилось ни одной новой истории. Как мы можем подготовить себя и своих детей к миру таких беспрецедентных преобразований и…
Написано Ювалем Ноем Харари
9,93 тыс. подписчиков
·Писатель дляИсторик и автор бестселлеров Sapiens, Homo Deus и 21 Lessons for the 21st Century.
Еще от Юваля Ноа Харари и Форге
Би Джей Фогг
в
Простое уравнение, чтобы начать или сломать любую привычку
Каждое поведение имеет место быть к трем переменным
· чтение за 5 мин. · янв. 1, 2020Никлас Гёке
в
Вы не ленивы, не скучны и не мотивированы
И лекарство от того, что вас действительно беспокоит, можно найти в рекламном слогане, который вы слышали раньше
900 96 · 9 мин чтения ·15 августа 2019 г.Райан Холидей
в
50 очень коротких правил хорошей жизни от стоиков
·Чтение через 3 минуты·19 мая 2021 г.Лаура Вандеркам
в
Ментальный Уловка, чтобы сделать любую задачу менее пугающей
Все, что вам нужно сделать, это представить себя с другой стороны
·4 минуты чтения·19 февраля 2021 г.Просмотреть все от Ювала Ноа Харари Weel
в
Лучший совет
10 вещей, которые можно сделать вечером вместо просмотра Netflix
Привычки без устройств, которые повысят вашу продуктивность и счастье.
·5 минут чтения·15 февраля 2022 г.Alex Mathers
14 вещей, которые я хотел бы знать в 25 лет (сейчас мне 38)
Я пишу вскоре после своего 38-летия. Пришло время задуматься.
·4 мин чтения·27 декабря 2022 г.Списки
Регламент ИИ
6 историй·1 сохранение
How to Lead Well as a New Manager
14 историй·80 сохранений
Как найти наставника
11 историй·75 сохранений
истории, которые помогут вам стать дизайнером
11 рассказов·84 сохранения
Непристойный
10 секунд, положивших конец 20-летнему браку
В Северной Вирджинии август, жарко и влажно.