Туристический маршрут по калининграду – Калининград. Карта с достопримечательностями, маршруты подробно, экскурсии, цены
достопримечательности, карта прогулки, как добраться
Калининград (1247 км от Москвы) интересен туристам тем, что это бывшая столица Восточной Пруссии — Кенигсберг. Здесь сохранились старинные памятники и кирхи.
Как добраться до Калининграда
На самолете. Из аэропортов «Домодедово», «Шереметьево» и «Внуково» рейсами «Москва — Калининград». Время в пути — 1,55 ч.
На автобусе. От Белорусского вокзала на автобусе «Москва — Калининград». Время в пути — 18,40 ч.
На поезде дальнего следования. От Белорусского вокзала на поезде «Москва — Калининград». Время в пути — 21,20 ч.
На автомобиле. По трассам М-1 «Беларусь» и Р-53. Время в пути — 19,20 ч.
Прогулка по Калининграду
Начать пешую прогулку по Калининграду надо с посещения кирхи памяти королевы Луизы. Это одна из главных достопримечательностей бывшего Кенигсберга, раньше здесь была лютеранская церковь.
Кирха памяти королевы Луизы
Большой популярностью у туристов пользуется памятник барону Мюнхгаузену. Эту скульптуру подарили городу к 750-летию со дня основания. Монумент считается самым веселым в Калининграде, ведь барон столько раз попадал в разные непростые, а иногда и смешные ситуации.
Памятник барону Мюнхгаузеуну
Следующая достопримечательность Калининграда — это большой зоопарк, в котором собраны млекопитающие, пернатые, есть даже террариум и дельфинарий. Ежедневно калининградский зоопарк посещает более 6 тысяч человек.
После зоопарка надо посетить центр современного искусства, в котором собраны работы наиболее известных современных живописцев и скульпторов.
Обязательный пункт посещения — это музей янтаря, который находится на площади маршала Василевского. В нем собраны сотни различных экспонатов, есть даже скульптуры, целиком сделанные из янтаря.
Музей янтаря
Затем турист должен пройти на улицу Фрунзе и осмотреть королевские ворота. Раньше здесь были Гумбинненские ворота, но в 1811 году их поменяли на новые, которые и нарекли королевскими.
Королевские ворота
После этого можно выйти на Клиническую улицу и посетить калининградский областной историко-художественный музей. Он был создан в 1946 году, значительная часть экспозиции посвящена Великой Отечественной войне.
Калининградский областной историко-художественный музей
Популярностью пользуется расположенная на Московском проспекте
После посещения галереи надо выйти на Советский проспект и дойти до кафедрального собора Кенигсберга. Это настоящая визитная карточка города, построенная в классическом готическом стиле.
Кафедральный собор Кенигсберга
Недалеко от собора установлен памятник знаменитому философу Иммануилу Канту. Это самый известный уроженец Кенигсберга.
Следующий пункт осмотра — это музей «Блиндаж» . По названию понятно, что основная часть экспозиции посвящена Великой Отечественной войне.
Музей «Блиндаж»
После «блиндажа» надо выйти на набережную Петра Великого и зайти в музей Мирового океана. В нем есть экспозиции, посвященные судоходству, гидрологии, геологии, морской фауне и флоре.
Музей Мирового океана
Затем можно осмотреть музей «Фридрихбургские ворота» . В нем около 400 экспонатов, посвященных истории Восточной Пруссии.
Музей «Фридрихбургские ворота»
Завершить пешую прогулку по Калининграду можно в железнодорожном музее, посвященный истории железной дороги и поездов, работает выставка старинных паровозов.
Железнодорожный музей
Достопримечательности по пути в Калининград
Основная часть достопримечательностей по дороге в Калининград расположена в городе Багратионовск. Одна из главных достопримечательностей — это
Кирха Мюльхаузена
В Багратионовске надо посетить храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Несмотря на то, что храм построен относительно недавно — в 1995 году — он уже входит в список достопримечательностей города.
Храм святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии
Многие туристы заглядывают в музей истории города, где собрано около тысячи экспонатов, рассказывающих об истории края и наиболее памятных страницах истории Багратионовска.
Интерес представляет кирха Велау или, как ее называют, церковь Святого Якова. Здесь оборудована смотровая площадка, кирха официально считается объектом культурного наследия.
Кирха Велау
Нельзя не посетить в Багратионовске кирху Телау. В настоящее время она разрушается, до 2016 года планируется провести реставрационные работы.
Повышенной популярностью у путешественников пользуется форбург (укрепление) замка Прейсиш-Эйлау. Сам замок был основан в начале XIV века, сейчас в плачевном состоянии, лучше всего сохранилось как раз укрепление.
Форбург (укрепление) замка Прейсиш-Эйлау
www.domotdiha.ru
Окраины Калининграда
/ / / Окраины КалининградаНа северные окраины Калининграда (Ленинградский район) вдоль Верхнего озера и далее можно попасть трамваем № 1, маршрутками № 1 и 19. Главный объект — парк Юность, один из лучших зелёных уголков города. Там вы увидите искусственный полуостров, выполненный в форме старинного крепостного бастиона, окружённого рвом. В центре же стоит красивый дворец (Центр русского языка), выстроенный в духе питерских дворцов XVIII века. В парке есть беседки и сооружения в духе русских народных сказок. Это проект самых последних лет, который курировала уроженка Калининграда Людмила Путина (Шкребнева). Детская площадка в парке работает без выходных с 11 до 19 часов, аттракционы — только по выходным и праздникам. Проехав дальше трамваем, вы переезжаете по маленькому мосту край Верхнего озера и оказываетесь в бывшем предместье Марауэнхоф, где сохранились виллы начала XX века (по улице Тельмана). Выйдя на остановке ул. Гоголя и перейдя ж/д линию, вы можете посетить университетский Ботанический сад на улице Молодёжная (14 га, 2500 растений).
Если от вокзала пойти по проспекту Калинина вправо от выбранного в пешеходном маршруте направления, то вскоре справа от вас будет Южный парк с множеством прудов. Пройдя его весь, вы выйдете к Фридландским воротам (1857—1862), где располагается Музей найденных вещей, основанный краеведом Александром Новиком. Коллекция основана на раскопках в Южном парке в 80-е годы, предлагается также «виртуальная прогулка по улицам старого Кёнигсберга», сеансы с 12 до 17 часов каждый час. Сами ворота украшены скульптурами магистров Тевтонского ордена. Пройдите от ворот по трамвайным путям налево, вскоре вы окажетесь у Высокого моста. Загляните на соседнюю Песочную улицу — там интересный старонемецкий плоский дом, на улицу Хмельницкого — там католическая кирха Святого семейства (№ 61а, 1907, архитектор Фридрих Хайтманн), ныне филармония. Можно также от ворот прокатиться на трамвае 5 до конечной (в другую сторону от моста) — вы попадёте в предместье Розенау, где в здании бывшей кирхи располагается сейчас православная Покровская церковь (1914—1926, архитектор Пфлаум, ул. Клавы Назаровой, 24).
На западной окраине Калининграда, во-первых, интересна Юдиттен-Кирха, построенная в 1288 году в стиле раннегерманской готики и являющаяся самой старой постройкой города. Ныне в ней — православный Свято-Никольский храм (ул. Тенистая Аллея, 39б, автобусом до остановки «ул. Менделеева», далее пешком). Кирха практически не перестраивалась, во время войны почти не пострадала и была последовательно католическим (XIII—XVI века), протестантским (XVI век—1945) и православным храмом (с 1985 года). Рядом с кирхой похоронены в том числе фельдмаршал Левальд, командовавший прусскими войсками в сражении при Гросс-Егерсдорфе (1768), и скульптор Станислав Кауэр (1943). Конечная троллейбуса № 6, автобусов № 35, 5,8 — это посёлок Александра Космодемьянского (бывший Метгетен или посёлок Лесное), где находится новый автозавод «Автотор» (1996), где собирают автомобили по лицензиям БМВ, КИА и «Дженерал моторс». Есть мемориал на братской могиле советских солдат (1971).
Отдельная тема — кольцо старых фортов в окрестностях Кёнигсберга, построенных немцами в конце XIX века (всего их было 15). Особо примечательными их не назовёшь, но будучи автотуристами, посетить их по дороге можно. Форт № 1 находится у въезда в город с востока, из Москвы (трасса А229). Форт окружён рвом с водой, а внутри него проживает обычная семья. Хозяин-литовец Станислав с удовольствием проводит экскурсии. Остальные форты для посещения закрыты, но у форта № 5, что на северо-западной окраине (у дороги на Светлогорск), устроен небольшой мемориал.
В северо-восточном пригороде Калининграда, формально самостоятельном городе Гурьевск (Нейхаузен), смотреть, в общем, особо нечего, если не считать замок XVI века, в котором умерли в 1568 году отравленная герцогиня Анна-Мария Брауншвейгская, а потом и её сын, сумасшедший последний герцог Пруссии Альбрехт Фридрих (1553—1618). Замок, правда, пребывает в унылом состоянии, его занимает авторемонтная мастерская. В 6 км к востоку от Калининграда в посёлке Родники (Марьино), рядом с шоссе А229 на Черняховск находится кирха Арнау XIV века, где сохранилось около двухсот фресок XIV века. Кирха недавно передана РПЦ, против чего протестовала общественность. В Восточной Пруссии ныне это повсеместная практика, когда кирхи переделываются под православные церкви, и происходит это очень просто — на острый шпиль насаживается луковичный купол.
Смотрите также:
trave-l.ru
Путешествия по Калининградской области с клубом Идем пешком
Активный отдых — это не только сплавы по рекам, гонки на внедорожниках, верховая езда, дайвинг или страйкбол. Это и обычная ходьба. Ведь движение — одна из основных потребностей человека, а тяга к путешествиям — одно из самых мощных человеческих стремлений. О пеших путешествиях как виде активного отдыха — наш разговор с основателями клуба «Идем пешком» Вячеславом Летовым и Юрием Зимовым.
Когда и как у вас возникла идея создать клуб?
В.Л. Мы познакомились с Юрием три с половиной года назад, на работе. Подружились, он пригласил меня совершить пеший кросс на 50 км. Понравилось, стали раз в месяц ходить по разным маршрутам. Так ходили целый год. И я настолько проникся Юриной идеей — обычной ходьбой пешком на природе, вдали от города и автомобилей, без особых затрат на снаряжение и переезды, что решил — мы не можем больше молчать, надо привлекать людей. Для этого организовали группу ВКонтакте «Активный отдых с клубом «Идём пешком» и начали ходить чаще — два раза в месяц.
Сколько людей набиралось в группу?
Ю.З. В среднем, восемь человек. Сейчас чуть больше.
В.Л. Но это средний показатель. Иногда бывает три человека, иногда — двадцать.
Ю.З. Мы не даем нигде рекламу, оповещение идет через группу ВКонтакте и личное общение. Поэтому сейчас набирается порядка 8-10 человек. Это существенно, потому что мы практически не прикладываем никаких усилий для раскрутки группы. Люди сами потихонечку подтягиваются.
В.Л. У нас появились постоянные участники. Даже, бывает, пропадают на некоторое время, но потом возвращаются. Именно те, кого мы не знали до появления клуба.
Ю.З. Мы хотели бы наше движение оставить таким, какое оно есть — без социального окраса, отвечающим простой, естественной человеческой потребности в ходьбе. Поэтому клуб называется «Идем пешком».
А как вы пришли к этой идее?
В.Л. Жизнь заставила (смеется). Иной раз смотришь — человек по улице бежит, значит что-то у него происходит.
Ю.З. Да, жизнь интересная штука, к ней нужно относиться философски. И тогда она так же относится к тебе, начинает отдавать. Потому что все мы — люди между собой, природа с людьми — глубоко взаимодействуем.
А началось все в раннем подростковом возрасте, лет в 10-12. Когда к концу тяжёлой учебной недели я понимал, что мне нужен отдых, я в субботу собирал портфель на все 6 уроков и выходил из дома. Говорил всем, что иду в школу, а сам выбирал маршрут по городу и накручивал километры. С 8 утра до 2 часов дня — получалось что-то около 6 часов. После таких переходов, возвращаясь домой уставший, на вопрос родителей: «Ну как, тяжело сегодня было?» мог с чистой совестью ответить: «Да!» Я не обманывал, отвечал честно на конкретный вопрос. Я понял, что психологическую разгрузку можно получать с помощью таких пеших прогулок — у меня была возможность думать о своем, меня никто не трогал, не заставлял что-то делать. Соблюдал правила дорожного движения, двигался среди людей, но не принимал их в расчет, потому что был весь в себе и решал какие-то важные для себя задачи. Я не мог это делать в школе, дома, на тренировках, с друзьями — мне не хватало времени или просто не мог сосредоточиться из-за отвлекающих факторов.
Так я отдыхал не часто, но достаточно долго, пока не закончил школу. После этого пересел на велосипед. А потом возникла необходимость решать очень сложные и важные жизненные задачи. И если кто-то при этом «садится» на стакан или иглу, начинает все вокруг крушить, впадать в истерику, то мне просто надо было идти. Опыт имелся, идеи в голове — тоже, и я снова начал ходить. По выходным, с работы и на работу, либо брал отгул и ехал в Светлогорск или Зеленоградск, потому что люблю море. Знакомый город, приятная атмосфера, никто не мешает — наматывал себе круги.
Потом такого прогулочного движения мне стало недостаточно, захотелось решать вопросы психофизического плана, через определенную волевую работу, например, с помощью ходьбы на большие расстояния в уже достаточно экстремальных условиях. И я стал ходить пешком зимой. Маршрут выбрал самый приятный для себя — по Куршской косе. Чисто, безопасно, благоприятная атмосфера, населенные пункты поблизости, на всякий случай. Выходил из Зеленоградска около 6 вечера, пешком добирался до границы, разворачивался и шел назад.
Ночью?
Ю.З. Да, ночью. Приблизительно за 20 часов я преодолевал дистанцию в 100 километров. Первые 30-35 километров шел в расслабленном состоянии, созерцая, отдыхая, снимая накопившееся напряжение, несмотря на то, что в рюкзаке были еда, вода на сутки и другие необходимые вещи, килограммов 10. В течение следующих 30 километров начиналась внутренняя работа, приходило понимание того, что ты вошел в определенный ритм, тебя несет так называемая несущая частота. Наступало время заглянуть в себя, подумать, что да как. После 60 километров начинался этап физический — к этому времени уже чувствовалась натёртость ног, появлялась легкая усталость. Подключалось терпение, создавалась внутренняя установка на дальнейшее движение, уходили философские размышления и мысли о прекрасном. Начиналась работа над собой — проявлялись внешние раздражители (машина проехала, забрызгала, поскользнулся), надо было с этим работать, иначе не дойдешь. Своеобразный тренинг, результаты которого можно было применять в обычной жизни. Так проходили еще 40 километров.
Все это время вы шли без отдыха?
Ю.З. Через некоторые промежутки времени я делал остановки. Организм каждый раз работает по-разному, поэтому и остановки бывали реже или чаще, по-всякому. По 5, 10, 15 минут, в зависимости от обстоятельств. Не было задачи согнуть себя в бараний рог, важно было пройти всю дистанцию.
Я всегда говорю своим коллегам, что все должно быть разумно, необходим трезвый взгляд на свои силы, внутренняя уверенность — это приведет к успеху.
Это и помогало после 80 километров?
Ю.З. Где-то после 80-и километров (в разные моменты бывает по-разному) ты начинаешь понимать — все, идти уже трудно. В ногах тяжесть, обувь подмокла, сильно чувствуются натёртости. На этом этапе остается одно — собрать волю в кулак. Идешь и терпишь, никаких мыслей, ничего вокруг не видишь. Смотришь себе под ноги, идёшь размеренно и терпишь, терпишь.
В.Л. Сейчас мы проводим такой марафон два раза в год.
Ю.З. Благодаря Славе идея вышла в массы. Я немного противился — не был уверен, что людям это будет интересно, что они поймут, для чего все это нужно.
Вы решаете психофизические задачи, работаете над собой — зачем вам нужны партнеры, ведь они только отвлекают?
В.Л. Мы поняли, что можно ходить вместе — в процессе каждый решает свои задачи.
Ю.З. Если людям нравится ходить, если у них есть желание, а у нас есть возможности, почему не поддержать? Появилась другая интересная грань — нам очень приятно общаться, мы получаем эмоциональную разрядку, знакомимся с новыми людьми.
В.Л. Мы разработали четкую программу.
Ю.З. Мы хотели сделать наше движение клубом, но не самодеятельным, а чтобы мы, как инструкторы, могли разрабатывать маршруты, составлять планы мероприятий и проводить их, устанавливать правила и отвечать за безопасность. В общем, полностью организовывать работу клуба. Это организует и нас, и участников, это понятно, доступно и надежно.
В.Л. Целый год, вдвоём мы ходили пешие кроссы на дистанции от 25 до 100 км, но потом, решили расширить круг участников, и добавили к кроссам пешие путешествия с меньшей дальностью. Простые, ненапряжные, в хорошо известные места. Или, наоборот, в неизвестные. На шлюзы, форты, по интересным дорогам.
Ю.З. Таким образом, сейчас у нас два вида мероприятий — пешие кроссы на дистанции от 25 и до 100 км. и пешие путешествия длинной не более 20 км. В пеших путешествиях мы ходим по разным красивым местам, знакомимся с городами и населёнными пунктами Калининградской области, посещаем исторические места, памятники культуры.
В.Л. Любителям ходить пешком ничего не надо придумывать. Прочитал в нашей группе ВКонтакте, что в такое-то время нужно прийти на место сбора — пришел, вместе со всеми сел на транспорт, поехал, а дальше путешествуешь пешком. В августе мы начали устраивать велосипедные мероприятия, но они пока редкие и внеочередные.
Недавно мы сделали статистику — самому младшему участнику наших мероприятий было 10 лет, самому старшему — 78. Мужчина многим молодым еще даст фору по части переходов.
Ю.З. Некоторые люди, регулярно участвующие в наших пеших кроссах, физически окрепли. И если раньше они сомневались, что одолеют расстояние в 15 км, то сейчас уверенно ходят по 30-35 км.
Ваши мероприятия обычно занимают один-два дня?
Ю.З. Один. Это активный отдых в выходной день. Чтобы любой человек мог в них участвовать. Формат наших мероприятий такой, что ни на пеший кросс, ни в пешее путешествие не надо брать какого-либо снаряжения. Единственное, что необходимо, это желание идти пешком.
Где вы уже побывали, что посмотрели?
В.Л. Так как путешествие длится один день, то мы стараемся не тратить больше 2 часов на дорогу. Ведь чтобы доехать, например, до Советска, надо очень рано встать, сесть на шестичасовой автобус, дорога займет около трех часов — это тяжело. Да и расписание не всегда бывает удобным. Поэтому у нас получился такой радиус от центра Калининграда — в 80 км. Полесск, Гвардейск, Железнодорожный мы обошли.
Ю.З. Вся западная часть области нами очень плотно исхожена.
Как узнать о новых мероприятиях клуба «Идем пешком»?
В.Л. В группе Активный отдых с клубом «Идем пешком» мы регулярно размещаем объявления о планирующихся мероприятиях. Там же можно оставить сообщение о желании участвовать в ближайшем мероприятии. Или позвонить инструктору 8 911 488 88 74.
Большое спасибо и доброго пути!
day-off39.ru
Русская Пруссия. Большая прогулка по Калининграду: ervix — LiveJournal
Калининград — самый западный областной центр России, столица одного из самых удивительных субъектов РФ. Я уже подробно описывал красоты Калининградской области, но теперь давайте рассмотрим и сам город.Знаете, чем интересен Калининград? Тем, что по нему можно гулять бесконечно и на каждом шагу можно наткнуться на что-то интересное. Наверное, именно столкновение эпох, российско-советские ростки на обильной немецкой почве и делают его таким привлекательным.
Впрочем, давайте обо всем по порядку.
Крайний мой приезд в столицу Восточной Пруссии пришелся на новогодние каникулы. Хотя ничего зимне-новогоднего встретить в Калининграде не удалось, температура в течение недели колебалась между 2 и 8 градусами тепла, поэтому виды города в этом репортаже скорее соответствуют поздней осени или ранней весне.
Всем, кто еще никогда не был в Калининграде, советую начать осмотр города банально — с Кафедрального собора, что находится в самом центре города на острове Канта.
Помимо собственных архитектурных достоинств будет нелишним зайти внутрь: во-первых, тут регулярно проводятся концерты органной музыке, а, во-вторых, в соборе очень недурной музей И.Канта. Но для начала его нужно обязательно осмотреть кругом, благо окружающий собор сквер и соседний мост очень подходят для неспешных прогулок.
Нельзя не забыть и тот факт, что именно в соборе (вернее, около него) находится могила философа Иммануила Канта, который прожил в Кенигсберге всю свою почти 80-летнюю жизнь.
Но все же лучший ракурс на могилу открывается несколько сбоку, метрах в 30 от нее. Вечером тут красиво.
Напротив Собора, на другом берегу реки Преголя, находится комплекс Рыбная Деревня, ставший одним из символов города.
В Рыбной деревне находится множество кафе, ресторанов, есть и гостиницы, салоны красоты и прекрасная набережная — место тут престижное, даже слегка пафосное.
Около Рыбной Деревни (или будучи частью ее, кто знает) находится гостиница «Кайзерхоф». В ней самой ничего необычного нет, кроме невероятного сходства с новопостроенным в Сочи комплексом «Роза Хутор».
Не, ну правда, наверное, та же команда архитекторов трудилась…
В самом городе достаточно много немецких архитектурных артефактов. Во-первых, это ворота. Несколько столетий назад Кенигсберг представлял собой хорошо укрепленную крепость (и оставался ей до середины ХХ века), но дороги из города оборудовались воротами. Их и сейчас осталось немало, они находятся в прекрасном состоянии и обойти их всех можно часа за 3-4. «Живой журнал» позволяет сократить время осмотра до нескольких минут, потому начнем с Фридландских ворот.
Какая красота, какое внимание к деталям у немецких строителей:
Неподалеку от Южного ЖД-вокзала находятся ворота Бранденбургские.
К северу от них — Росгартенские, где ныне находится престижный ресторан.
Ну и завершая обзор городских ворот Кенигсберга нельзя не отметить ворота Закхаймские…
… и самые интересные — Королевские.
Приятно, что городские власти всерьез задумались о навигации для туристов. Около каждого серьезного с исторической точки зрения объекта находится специальный стенд, где можно не только узнать историю постройки, но и скачать подробности, а так же узнать, что есть посмотреть рядом.
Но не только ворота интересны в Калининграде, но и бастионы. Самый известный среди них — башня «Дона», где расположен музей янтаря. Туда идти нужно обязательно, и не только потому, что там действительно интересный музей, но и затем, что около музея работает янтарный рынок, где за небольшие деньги можно купить всякие янтарные поделки разного уровня сложности.
Необычный вид на «Дону»:
Бастионов в городе тоже несколько, вот еще один, Астрономический:
Кроме ворот и бастионов отдельного внимания заслуживают кирхи. Правда, кирхами они, скорее, являются по форме строения, а не по сути. Вот тут, например, располагается театр кукол:
А эта, что на Киевской улице, — просто православная церковь. РПЦ тут решило не скромничать и просто отжала бывшее имущество конкурирующей религиозной корпорации:
Вообще, Киевская улица Калининграда достойна отдельного разговора, настолько там много всяких интересностей. Во-первых, она выглядит в одном месте как небольшая улочка маленького городка в области, например, Черняховска.
И вдруг, в двух шагах от нее — современный жилой комплекс с очень веселой внешней отделкой.
И советское наследие тут, что называется, не только в ассортименте, но и в полном порядке!
Но еще в районе Киевской улицы есть что-то совсем очаровательное — развалины какого-то немецкого завода (я, если честно, забыл его название, ибо рядом с ним есть недурственная пивоварня)
Какая красота!
Городская (или областная, могу перепутать) администрация тоже находится в по-немецки аккуратном здании, и, — редкий случай — местные чиновники не испортили его ремонтом.
Вообще немецкое тут просто на каждом шагу. Вот, например, гидрант. Стоял в советское время и стоит сейчас, зачем его убирать?
В очень живописном районе в западной части города до сих пор живут в немецких многоквартирных домах, сохранившихся после английских бомбежек.
Некоторые дома очень недурно реконструируют:
Немецкая брусчатка тут до сих пор лежит, хотя, к сожалению, ее постепенно снимают в разных районах города и области. Не потому что плохая, а потому, что очень качественная, говорят, цена у ценителей доходит до 2 евро за камушек.
К сожалению, не все удалось сохранить, даже то, что типа под охраной. Ребенка, например, обезглавили.
Обидно… Это — Россия.
Забавно, но в Калининграде, вероятно по немецкой традиции, номера присваиваются не домам целиком, а подъездам! Потому один дом тут может иметь несколько номеров. Эта местная традиция так сильна, что перекинулась и на современные дома.
А другая традиция начала массово проявляться только в последние годы — люди массово украшают свои дома альпинистами-Санта-Клаусами. Евроинтеграция, что поделать…
Что это я все о немецком наследии… Тут и советское наследие есть. Например, парк Победы очень даже неплохой, чистый.
Памятники тут просты и красивы, уж не чета каким-нибудь шемякино-церетелевским креативам
И без памятника покорителям космоса тоже не обошлось
На привокзальной площади с надежной в глазах в сторону Москвы смотрит основатель города Калининград всесоюзный староста М.И.Калинин.
И, конечно, тут прокопали подземные переходы:
Что может загадить даже советские хрущевки? Визуальный мусор на фасадах домов. А что украсит любой центр города? Конечно, брусчатка!
А вот эпоха т.н. «свободной России» не дала городу, по большому счету, ничего, кроме торговых центров…
И гигантского православного собора…
Вот: на старой брусчатке собор да ТЦ… Ну и елка еще фальшивая.
Северный ЖД-вокзал опустел, теперь электрички на побережье тут следуют только транзитом сразу с Южного вокзала.
Эх, но никакой власти не удалось сделать Калининград непривлекательным…
Ранее о Калининграде и Калининградской области:Галопом по Калининграду в 2009 году
Серия репортажей Русская Пруссия
ervix.livejournal.com