Тунис эль джем: Недопустимое название

Содержание

Римское наследие Туниса – знаменитый Колизей Эль–Джема

На Средиземноморском побережье с незабываемым ароматом жасмина, теплого моря и восхитительных пляжей, находится сказочная страна – Тунис.

Но, было бы неправильно думать, что в Тунис едут только для того, чтобы полежать на золотистом песке и отведать свежевыловленной рыбы. Это страна с необыкновенной культурой и древнейшей историей.

Когда — то амфитеатр Эль-Джем вмещал более 300 тыс. зрителей, это больше, чем все население города. Это была третья по величине постройка после Капуи и Римского амфитеатров.

Вокруг амфитеатра Эль – Джема бурлил огромный базар, процветавший благодаря продаже оливкового масла.

Сегодня здесь также полно народа, но это уже толпы туристов, а прилавки завалены в основном сувенирами.

История.

Амфитеатр строился исключительно для проведения гонок на колесницах и гладиаторских боев. Кстати сказать, фильм с Расселом Кроу «Гладиатор» снимали именно в амфитеатре Эль – Джем.

Тунисский Колизей был построен около 238 года н. э. и до VII в. оставался почти нетронутым. Позже его постепенно стали разбирать для строительства Большой Мечети в Кайруане, а в XIX в. Амфитеатр пострадал еще больше от обстрелов.

Строительство амфитеатра было начато проконсулом провинции Африка — Марком Аврелием Гордианом. Позже он объявил себя независимым императором, но его независимость просуществовала всего 36 дней, а строительство амфитеатра было прекращено из –за восстания, которое жестко было подавлено римской армией.

Амфитеатр был овальной формы с тремя надземными этажами. Внутри находилась крытая лестница, по которой можно было подняться на любой зрительский этаж. Под тунисским Колизеем находится подземный город с двумя ходами. Здесь находились животные в клетках, были каморки для гладиаторов, рабов – все ожидали своего часа выхода на сцену для кровавых боев.

Размеры амфитеатра поражают даже сейчас. Его длина – 148 м, ширина – 122 м и 36 м – высота.

Если подняться на самый верх зрительного ряда, то можно услышать какая здесь замечательная акустика – здесь слышен любой шорох, долетающий со сцены.

Сегодня Амфитеатр Эль – Джема находится под охраной ЮНЕСКО, как объект культурного наследия.

Легенды.

Существует легенда, что в знаменитом амфитеатре провела свои последние дни африканская воительница Эль – Кахена. Ее еще называют берберской принцессой, так как она возглавляла берберское сопротивление против династии Аглобитов. Помощь в осажденное строение поступала из Махдии по подземным ходам. Согласно легенде, эти хода такие большие, что по ним может спокойно пройти груженый слон.

Местные жители верят, что где – то в подземных тоннелях спрятаны несметные сокровища берберской принцессы.

Также считается, что кирпичики амфитеатра заговорены от скорпионов и поэтому каждый, кто здесь бывает, старается взять с собой небольшой камушек, чтобы уберечь свой дом от змей.

Археологи думают, что рядом с амфитеатром находятся еще строения, датируемые Римской эпохой, но пока они все засыпаны толстым слоем песка.

Лучше всего амфитеатр Эль – Джем посещать после обеда, чтобы увидеть, как на закате солнце освещает каждый камень этого уникального места.

Добраться до амфитеатра можно на такси (луаже), автобусе или поезде из городов Сусс, Кайруан или Сфакс.

Амфитеатр в Эль-Джеме. Все о колизее в Тунисе с фото и видео

Эль-Джем – древний город в Тунисе привлекает туристов своим римским амфитеатром. Его часто называют ошибочно Колизей Эль Джем. Но Колизей всего один – в столице Италии Риме. Амфитеатр в Эль-Джеме  четвертый по величине в Римской империи. Он послужил прототипом для декораций фильма «Гладиатор». В этой статье разберем, как добраться до Эль-Джема самостоятельно и какие достопримечательности там посмотреть.

Колизей в Эль Джеме Тунис

Как добраться до колизея в Эль Джеме

В амфитеатр Эль-Джема завозят туристов на экскурсии в Сахару, и на экскурсии «Кайруан, Эль-Джем, Монастир». Но обычно во время таких сборных экскурсий дают всего 40 минут на осмотр амфитеатра, а в музей не завозят вообще. Подробнее обо всех экскурсиях в Тунисе читайте здесь.

Чтобы вдоволь полазить по стенам римского театра и рассмотреть мозаики и раскопки в музее, лучше съездить в Эль-Джем самостоятельно. Тем более что это несложно, так как он находится недалеко от Махдии, Монастиря и Сусса.

Из этих городов до Эль-Джема можно добраться на поезде. Но не перепутайте: не на электричках Метро Сахель, а на обычном поезде по железной дороге. Из Сусса путь займет примерно час, из других городов – чуть подольше. Билет на поезд лучше покупать сразу туда-обратно – так дешевле. Где находятся ж/д вокзалы, и как уточнить расписание читайте в статье «Транспорт в Тунисе».  

От вокзала в Эль-Джеме прямая улица приводит прямо ко входу в амфитеатр.

История Эль-Джема

Прежде чем рассказывать о главной достопримечательности города, стоит коснуться истории самого Эль-Джема.

Впервые на этом месте город возник в 46 году до н.э. на месте финикийского поселения, существовавшего здесь еще за двести лет до этого. Город был основан Цезарем и назван Тиздр.

Эти места славились богатыми оливковыми плантациями, а оливковое масло в то время было очень востребовано — его употребляли не только в пищу, но и использовали для освещения. Вскоре Тиздр стал настоящим оливковым центром Северной Африки и вторым по значению, после Карфагена. В это время его население насчитывало 20-30 тысяч человек. В городе был построен амфитетатр, который мог вместить абсолютно все население.

Эль Джем Тунис

Тиздр разрастался, но так и не был до конца достроен из-за восстания Гордиана, начавшегося в начале III века уже нашей эры. Восстание было подавлено, но город утратил свое статус, был разграблен и уже никогда больше не смог восстановить былое величие.

В 699 году в городе возникло новое столкновение — берберы противостояли арабскому завоеванию. Но и это восстание не имело успеха, а лишь привело к еще большему разрушению и падению города. Жители, потерпевшие поражение, постепенно оставляли Тиздр.

Поселение Эль-Джем возникло на месте бывшего города уже в колониальную эпоху.

Амфитеатр Эль-Джема

Римская империя славилась гладиаторскими боями. Здесь в Эль-Джеме сохранился огромный амфитеатр — место, где шли кровавые шоу и вершились судьбы гладиаторов. Посетите колизей в Эль-Джеме, чтобы пропитаться духом великой Римской империи!

Амфитеатр в Эль-Джеме — четвертый по величине амфитеатр в мире, после римского Колизея и гладиаторских арен в Вероне и Капли. Его колоссальность и правда впечатляет. Вместимость арены 30 000 зрителей.

Колизей в Эль-Джеме строили около 8 лет, но так и не завершили окончательно. Тем не менее он успел принять несколько гладиаторских боев и гонок на колесницах.

В дальнейшем, амфитеатр долгое время не использовался, пока берберы не превратили его в крепость — укрытие от арабских захватчиков.

Постепенно местные жители разбирали амфитеатр на материалы для строительства нового Эль-Джема. Часть камня также ушла на постройку Большой мечети в Кайруане.

В настоящее время у амфитеатра сохранилось две трети стен, а из 90 арок до наших дней дожили 68. Тем не менее, он считается самым сохранившимся колизеем в мире.

Колизей Эль Джем Тунис

Устройство колизея в Эль-Джеме

Амфитеатр в Эль-Джеме впечатляет своими размерами. Его вместимость 30 000 зрителей.  Когда-то он мог вмести на свои трибуны все население города.

Стены амфитеатра высотой 40 метров. Овал строения имеет длину 149 метров, а ширину 122 метра, а размеры непосредственно арены 65х39 метров. Для сравнения Колизей в Риме имеет размеры 188 х 156 метров.

Под ареной были обустроены подвальные помещения, где располагались камеры для пленников, клетки с животными и комнаты для охраны. Из подвала на арену поднимались гладиаторы, чтобы поучаствовать в кровопролитном сражении. Сейчас можно спустить в подвалы и погулять по сохранившимся помещениям.

Подвалы колизея в Эль-Джеме

Арену окружали многочисленные ряды для зрителей. Впереди сидела городская знать, чуть повыше богатые холостяки. Сюда же разрешалось входить и богатым дворам, чтобы во время боев они могли присмотреть себе нового спутника жизни из числа состоятельных горожан. Самые верхние ярусы занимали горожане, желавшие и имевшие возможность посмотреть зрелище или послушать оратора. На свои места можно было подняться по лестницам и пройти через коридоры и балконы амфитеатра. Сейчас туристы могут повторить путь какого-нибудь вельможи или военачальника, прогулявшись мимо уцелевших арок.

По некоторым данным императорская ложа размещалась над ареной как раз над главным входом. Отсюда он наблюдал за боем или скачками и вершил судьбы поверженных гладиаторов. Это одно из любимых мест туристов для фотографирования.

Фильм «Гладиатор» и амфитеатр в Эль-Джеме

Несмотря на то, что римский Колизей наиболее известен, да и действия фильма по сюжету происходят в Риме, все же снимать фильм «Гладиатор» в его стенах не пришлось. Локацией для съемок выбран как раз амфитеатр в Эль-Джеме. Если пересмотрите фильм, то по аркам легко опознаете его.

Впрочем, по некоторым данным, в самих исторических руинах съемочная группа не работала. Для фильма якобы был создан макет в натуральную величину на Мальте, где и происходили съемки.

Колизей афитеатр в Эль Джеме

Одна из трибун амфитеатра реконструирована и сейчас здесь проходят музыкальные фестивали.

Билет в амфитеатр стоит 12 динар и по нему также можно сходить в Археологический музей, расположенный неподалеку.

Видео Колизея Эль-Джем

Археологический музей Эль-Джема

Чтобы найти музей, нужно при выходе из амфитеатра выйти на дорогу к вокзалу и тут же свернуть направо на улицу Рю де Ла Гранде Москви.  Получается, что музей стоит у железной дороги справа от вокзала, если стоять спиной к амфитеатру. Дорога до музея займет минут 10 пешком.

Чтобы не заблудиться лучше воспользоваться навигатором в телефоне. Как подключить местную симку и сэкономить читайте в статье «Связь и интернет в Тунисе».

Музей открыт в реконструированной древнеримской вилле.  Здание представляет собой двор, окруженный со всех сторон колоннадой (перистиль).  В анфиладе комнат  можно посмотреть  не только элементы быта в древнеримской вилле — мозаики, скульптуры, керамику.  В отдельном крыле выставлена коллекция предметов, демонстрирующая разнообразие ремесел в Древнем Риме.

Пройдя сквозь музей, вы увидите панораму раскопок. Здесь когда-то был древнеримский город Тиздр. Сейчас можно осмотреть реконструкцию жилища богатого патриция, две хорошо сохранившиеся римские виллы «Дом Павлина» и «Дом Соллертиана» и мозаичные тротуары.

Карта достопримечательностей

загрузка карты…





фото и отзывы — НГС.ТУРИЗМ

Прогуливаясь по городу Эль-Джем в Тунисе можно неожиданно набрести на Древнеримский Колизей. Его считают третьим по величине во всем мире, и первым по целостности. Ощущение будто этот Колизей является «сердцем» Эль-Джема – все главные дороги ведут именно сюда. Большое количество сувенирной продукции с изображением Древнеримской достопримечательности можно увидеть на прилавках в магазинах.

«Эль-Джем» с арабского переводится как «перекресток». Столь «говорящее» название город получил благодаря удачному местоположению — на пересечении торговых путей стран Африки к Средиземноморскому побережью. Как известно, благоприятное местоположение сразу же положительно сказывается на экономике населенного пункта. Эль-Джем уже в I веке смог позволить себе строительство Колизея на несколько ярусов и вместимостью 30 тысяч человек.

Колизей открыт для посещения. Пройтись по арочным переходам, постоять на арене или насладиться акустикой – всё это в полной мере позволит посетителям прикоснуться к истории. Интересно осмотреть подземные помещения, которые в свое время служили «местом ожидания» для участников боев: гладиаторов и диких животных. С верхних ярусов достопримечательности открывается великолепный вид на округу, даже ради этого стоит посетить это место.

Южная часть строения дошла до наших дней практически в первозданном виде, а вот на северной части отразились турецкие завоевания – она почти полностью разрушена.

В городе часто проводятся различные музыкальные фестивали. Ареной для мероприятий в большинстве случаев служит Древнеримский Колизей, ведь акустика этого места придает музыке особую звучность, магию и заставляет «сердце» Эль-Джема снова «стучать».

34 просмотра за март, 233 за февраль, 9926 всего

  • Отдых на Алтае. Без авто. рыбалка.

    Здравствуйте. Хотим отдохнуть на Алтае, совмещая с рыбалкой. Нет ни автомобиля, ни лодки. Подскажите места, или может какие то маршруты, где можно спокойно поставить палатку, пожить дней…

    Olesko, Сообщений: 0

  • Моё первое одиночное велопутешествие по Алтаю

    Часть 5 — “Дождь”. Всю ночь шел дождь. Спал я головой к выходу, спал плохо и потихоньку начал сомневаться, что встану рано утром и быстро доберусь до озера. К 9-ти утра ничего не изменилось…

    MikhailShestakov, 16.01.21 20:39 Сообщений: 4

  • Чемал, комфортабельный отдых с детьми, где ?

    По ценам кто-нибудь соориентируйте на сентябрь 2020. Поднялись в сравнении с прошлым годом, нет. Слышал поток туристов большой. ательеры задрали цены.

    Eugene2B, 20.09.20 20:47 Сообщений: 4

Амфитеатр Эль Джем в Тунисе

Самой большой достопримечательностью Туниса является гигантский, златокаменный амфитеатр Эль Джем, который во времена римского правления был ареной кровавых гладиаторских боев.

Даже у тех туристов, которые приехали в Тунис только за пляжным отдыхом посещение этого объекта всемирного наследия ЮНЕСКО считается хорошим тоном. Эль Джем находится на полпути между Суссом и Сфаксом.

Бродя по аркадам Эль Джема, затем спускаясь вниз, в подземные проходы и клетки под ареной туристы проникаются не только духом и энергетикой этого сооружения, но также могут ощутить величие и мощь Римской империи.

История Эль Джема

Само поселение в этой местности было основано еще в третьем веке до нашей эры, в пунический период, однако известность приобрело уже после того как Цезарь основал на этой земле город Тиздр в 46 году нашей эры.

Тиздр находился в оливковом регионе и поскольку, оливковое масло пользовалось большим спросом в то время в Риме, город начал быстро процветать и стал «оливковым» центром всей Северной Африки.

При населении от 20 000 до 30 000 человек, город очень быстро накопил огромные богатства, большая часть которых, как и в других римских городах, тратилась  на возведение общественных зданий и жилых домов.

Амфитеатр, который начали строить примерно в 230 году нашей эры, был призван стать символом величия и богатства города Тиздр. Однако судьбе было угодно сделать его не символом, а своеобразным надгробием.

В 238 году нашей эры из-за деспотичной налоговой политики местного прокуратора в городе поднялось восстание, в дальнейшем оно распространилось и на весь Тунис.

Молодые люди из местной знати с помощью рабов убили императорского прокуратора и провозгласили императором 80-летнего проконсула Гордиана.

Позже восстание было жестоко подавлено, многие из тех, кто поддержал его, были убиты, а город Тиздр был разграблен, и ему больше никогда не было суждено вернуть былое величие.

Возведение амфитеатра продолжалось 8 лет, и хотя сооружение было уже на стадии отделки, строительство его было остановлено, и полностью оно достроено никогда не было.

Позднее амфитеатр был преобразован в крепость, а в 699 году он служил убежищем для берберского лидера Аль Кахины во время ее борьбы с арабскими захватчиками. После их победы город был заброшен, и вновь бы заселен только во время французского колониального периода, но уже под названием Эль Джем.

Амфитеатр в Эль Джеме

Амфитеатр Эль Джем являлся четвертым по величине в римской империи после Колизея, и амфитеатров Капуи и Вероны. Благодаря колоссальному размеру и отличной сохранности его прозвали Африканский Колизей.

Овальный по форме амфитеатр имеет размеры 149 метров на 122 метра (для сравнения римский Колизей 188 на 156 метров). Так же впечатляет и высота около 40 метров, которая могла быть еще больше, если бы были установлены конструкции, защищающие от солнца.

Амфитеатр мог вмещать до 30 000 человек. К слову сказать, весь город едва мог насчитать столько жителей, поэтому историки приходят к выводу, что такой размер был обусловлен желанием произвести впечатление и показать уровень процветания города.

Вплоть до седьмого века нашей эры сооружение стояло не тронутым, но далее и на протяжении многих веков оно использовалось как источник строительного камня. Однако даже при таком варварстве амфитеатр сумел сохраниться очень хорошо.

Практически полностью сохранились две трети стен, а вот северо-западной стороне повезло гораздо меньше. Она была взорвана в 1695 году по приказу Османской империи, чтобы предотвратить использование строения  в качестве оплота берберов-повстанцев.

Каждая из трех сторон включала в себя 30 арок, из которых до наших дней дожили 68.

Немного осталось от ярусов для зрителей, но под ареной посетители могут увидеть два пересекающихся подземных прохода, через которые дикие животные и жертвы выходили на арену. По обеим сторонам проходов находились клетки для заключенных и животных.

На входе находится пролет ступеней ведущих к верхним ярусам, с которых открывается прекрасный вид на амфитеатр и город.

Если среди наших читателей есть поклонники фильма «Гладиатор», то они должны знать, что этот фильм снимали именно в этом амфитеатре.

Музей археологии в Эль Джеме

Не смотря на то, что главной достопримечательностью Эль Джема является амфитеатр недалеко от центра города (по дороге в Сфакс) находится археологический музей, который станет достойным дополнением экскурсии.

В музее представлены экспонаты римского периода (масляные лампы, монеты, терракотовые горшки), а так же ряд тонких мозаик с геометрическими, растительными и животными сюжетами которые были обнаружены в этом районе и когда-то украшали виллы богатых римских землевладельцев.

Интересные места в Эль Джеме

Непосредственно за музеем находятся те объекты, где были обнаружены мозаики. Некоторые мозаики остались на своих местах.

В частности, в доме Павлина (Maison du Paon) и в доме Соллертиана есть прекрасные мозаики все еще находящиеся на своих этажах.

На противоположной стороне улицы, за железной дорогой, находится небольшой амфитеатр (вернее то, что от него осталось), датируемый первым веком до нашей эры. Именно между двумя амфитеатрами находятся останки вилл и банных комплексов древнего величественного города Тиздр.

СЕЗОН 2019! Отправляем туристов в любую точку мира!

Если вы хотите:
  • Узнать о самых выгодных ценах на туры в Тунис
  • Получить полную профессиональную консультацию менеджера по туризму
  • Подобрать и забронировать тур не только в Тунис, но и по всему миру
Вы можете обратиться к партнерам сайта «Едем в Тунис» — туристическое агентство LJ Tours позвонив по телефону:+7(965)261-12-90 или в WhatsApp/Viber Анжелика Компания работает с туристами по всей России. Мы гарантируем Вам, что цены в нашем турагентстве будут дешевле чем у туроператоров.

Кровь и камень Эль-Джема: едем в тунисский Колизей

В мире архитектуры правят бал исторические бренды. Когда мы путешествуем, то мечтаем увидеть Нотр-Дам, Тадж Махал или Биг-Бен. Нечто не менее великое при этом легко может остаться в стороне. 

Так, многие построенные римлянами амфитеатры находятся в тени итальянского Колизея. Если вы специально не интересуетесь темой, то вряд ли назовете следующие за ним по значимости постройки. Попав же, например, в Тунис, узнаете, что самый сохранившийся амфитеатр находится именно здесь. При этом расположенный в Эль-Джеме архитектурный памятник — третий по величине в мире и крупнейший за пределами Европы.

Забегая вперед отметим, что «тунисский Колизей»  настолько хорош, что не нуждается в званиях «самый», «первый», «крупнейший». Но, для понимания его места в истории, сравнения не помешают. 

Так кто самые-самые?

Общепринятого рейтинга римских амфитеатров нам найти не удалось, поэтому мы заморочились и составили свой ТОП по размерам и вместимости, который подтверждает приведенные выше регалии театра в Эль-Джеме.

1. Колизей в Риме: 50 000 зрителей.

Внешние размеры: 187,77×155,64 м., длина окружности  527 м. Арена: 86×54 м. Высота четырех этажей: 57 м. 

2. Амфитеатр в Капуе: 40 000 зрителей.

Внешние размеры: 170×139 м., длина окружности  487 м. Арена: 69×39 м. Высота четырех этажей: 50 м. 

3. Амфитеатр в Эль-Джеме: 35 000 зрителей.

Внешние размеры: 148×122 м., длина окружности 427 м. Арена 65×39 м. Высота трех этажей: 36 м. 

4. Амфитеатр Флавия в Поццуоли: 25 000 зрителей.  

Внешние размеры: 149×116 м; длина окружности 420 м. Арена: 72×42 м. По другим оценкам вместимость до 40 000.

5. Арена-ди-Верона: 22 000 зрителей.

Внешние размеры:  138,77×109,52 м, включая несохранившееся четвёртое кольцо. По другим источникам 152х123 м. Арена 73,68×44,43м. 

Как видим, постройка в Эль-Джеме  немногим уступает лидеру в Риме. Амфитеатры возводились по типовым проектам — фишка римлян, позволившая строить быстро и сокращать издержки. Объекты отличались лишь размерами, в зависимости от статуса места, в котором строились. Зданию в Тунисе достался дизайн-проект в три этажа.

Амфитеатр — античная постройка, в названии которой греческое άμφι означает «вокруг». Театр с рядами для зрителей расположенными вокруг овальной арены. Имеет два входа. 

Почему здесь и где это?

Эль-Джем находится на месте античного города Тиздр. Он же, как и другие римские поселения в Тунисе, расположился на месте бывшего финикийского поселения. 

Возраст этого поселения, в отличие от столицы финикийского царства — Карфагена, основанного в 814 году до н.э., ученые назвать затрудняются. Но предполагается, что после разрушения последнего, Римская Империя продвигаясь на юг и основала Тиздр (лат. Thysdrus) — будущий Эль-Джем. Предположительно, это произошло в 46 году до н.э..

Пик процветания Тиздра пришелся на II век. Основой его экономики было производство оливкового масла, которое римляне использовали в пищу, для производства мыла, а также для освещения. Климат в то время был более влажным и выращивание оливок в этих местах было оправдано. Сельское хозяйство в целом было основой процветания Рима.

К началу III века Тиздр стал одним из важнейших городов Северной Африки. Примерно равным по значению Хадрумету (современный Сус) и вторым после Карфагена. Но даже при такой значимости его население было не велико и очевидно, что у города не было необходимости в сооружении такого масштаба, как амфитеатр. 

На чьи деньги и зачем?

Распоряжение начать строительство отдает проконсул провинции Африка Марк Антоний Гордиан в 230 году н.э.. И строит на свои средства, не взяв у Рима ни копейки. Империю в это время лихорадит и Гордиану требуется чем-то занять и развлечь население латифундий, где в тот период жило до 80% населения.

Крестьяне в Северной Африке производили продукцию и сдавали ее перекупщикам. Все как как и сейчас, но без намека на развлечения — без телевидения и смартфонов, поэтому в разы скучнее. Что приводило к поиску приключений — термы, театры, цирки, женщины с низкой социальной ответственностью. Для лечения усталости от будней все способы хороши. 

Именно крестьяне должны были стать основным потребителем кровавых зрелищ. Это важный момент: потребители — не граждане города, граждане зарабатывали на играх. Театр сдавался в аренду тем, кто устраивал игры. Гладиаторами же становились военнопленные, заключенные, искупавшие свою вину и должники, избегавшие таким образом заточения.

На играх действовал тотализатор, с которого губернатор получал процент. Нелегально, конечно. Тотализатор был запрещен, но средства были столь колоссальные, что удержаться просто нереально. 

Какая же самая весомая причина строительства? Там, где большие массы электората, грех не использовать их в своих политических целях. Когда у тебя трибуна для агитации на три десятка тысяч человек — ничего не стоит привлечь их на свою сторону, реализуя принцип «хлеба и зрелищ». 

Губернатор в итоге получил профит?

Cам Гордиан использовать театр как трибуну не успел. В 238 году в Тиздре вспыхнуло восстание, которое объявило его императором вместо непопулярного Максимина Фракийца. Но оно быстро потерпело поражение, а Гордиан I свел счеты с жизнью. Город же после этого больше никогда не смог восстановить свое влияние. 

Строительство амфитеатра спустя 8 лет с момента его начала остановилось. Но даже в недостроенном виде он прослужил до 400 года, пока римская община не запретила сражения. И еще существовал в нетронутом виде до VII века. 

В 699 году Тиздр стал центром еще одного восстания — царицы берберского государства Аль-Кахины против арабских завоевателей. После поражения восстания жители надолго покинули здешние места.

Город с современным названием Эль-Джем, что в переводе с арабского — «перекрёсток», возникнет здесь только в начале XVII века. Но для амфитеатра возрождение поселения не сулило ничего хорошего. В Северной Африке уже обосновались арабы и им для строительства мечетей был нужен камень. Постройка становится донором для Большой Соборной мечети в Кайруане — северная стена амфитеатра исчезает. 

Окончательно разрушен театр в 1850 году. Использовавшийся как крепость, он сильно пострадал в результате пушечных обстрелов Османской Империей. В 1979 году включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Теперь по закону в зоне 300 метров вокруг нельзя строить здания высотой более 5 метров.

А последние стали первыми?

Трехэтажный амфитеатр к 238-му году выглядел настоящим чудом света. Стены превышали высоту в 30 метров, изнутри их украшала пестрая мозаика. Песчаную арену окружали арочные галереи, над восточным входом располагалась ложа императора. В дальнем конце арены размещался лифт, поднимавший гладиаторов и диких зверей. Глубокий колодец снабжался водой по подземному акведуку длиной 15 километров.

Вход в амфитеатр был свободным, а чтобы не создавать давку на местах поступали следующим образом. У ворот выдавали медный жетон с изображениями птиц, животных, скорпионов. В секторах была мозаика с изображением того, что на жетоне. Сектора шли параллельно, выдающие знали количество мест в секторе. Благодаря двум входам не нужно было возвращаться — движение массы зрителей шло в одном направлении. 35 000 зрителей размещались за полтора часа. Кто последний входил — первый выходил. Отсюда и пошел афоризм, вынесенный в заголовок. 

Почему стоит ехать в Эль-Джем?

В Эль-Джеме, пережившем несколько расцветов и падений, сегодня снова бурлит жизнь. На рынке вокруг амфитеатра, как и в былые времена, идет торговля, только уже не для собирающихся с округи зрителей, а для любопытных путешественников. 

По сравнению с римским Колизеем туристов  не много — при желании вполне можно сделать безлюдные кадры и в полной мере впечатлиться постройками. А с верхнего этажа открыть для себя вид на уходящие за горизонт равнины.

Если же вы хотите особых ощущений—  не поленитесь скачать саундтрек Ханса Циммера из «Гладиатора». Включите его и в наушниках прогуляйтесь по арене и подвалам. Полумрак коридоров, по которым «идущие на смерть» выходили на бой и тематичная музыка принесут особые чувства и образы. 

В подвалах под ареной сохранились помещения для рабов и гладиаторов. Там же размещались клетки с дикими животными. Отверстия над головой обеспечивали циркуляцию воздуха, а фигурные проемы служили стоками для крови. Это был целый подземный город, не имевший аналогов в мире и сейчас он доступен для посещения. Только в камерах и коридорах, некогда наполненных стонами потерпевших поражение и боевыми возгласами идущих на арену, сейчас царит тишина. 

Образ Рассела Кроу не может не возникнуть у поклонников фильма, оказавшихся в стенах Эль-Джема. Однако, не ведитесь на рассказы в местных путеводителях — съемки проводились отнюдь не здесь, а на Мальте. Впрочем, ни «Гладиатор», ни Эль-Джем, не становятся от этого хуже. Совместив картинки в своем воображении, вы получите отличное представление о тех временах. 

Устройство мира жестоко, но зачастую справедливо. Муки обреченных, погибающих ради утехи жаждущей зрелищ толпы обернулись катастрофой для самих зрителей. Великий Рим пал от рук нетехнологичных варваров, империя прекратила свое существование. Тиздр на сотни лет засыпало песком. Лишь амфитеатр прошел через смены эпох и выстоял. Чтобы каждый нашел среди его камней свою историю. 


Адрес: El Jem, L’Amphiteatre.

Время работы: с 1 мая по 15 сентября с 7:30 до 19:00, зимой — с 8:00 до 17:30.

Стоимость билета: 10 TND (~ 3,5 USD), детям до 12 лет вход бесплатный. Билет дает возможность неограниченно гулять по всему пространству амфитеатра а также действителен для посещения Археологического музея Эль-Джема. 

При наличии фотокамеры на входе нужно оплатить разрешение на фотосъёмку: 1 TND. Съемка на планшеты и смартфоны оплаты не требует.


Traveling.by выражает благодарность за легкое путешествие по Тунису туроператору ИНТЕРСИТИ, Тунисскому Национальному офису по туризму и компании Carthage Tourism & MICE.

описание, фото, где находится на карте, как добраться

Амфитеатр Эль-Джем, Тунис: описание, фото, где находится на карте, как добраться

Амфитеатр Эль-Джем — один из самых прославленных амфитеатров в мире, расположенный в Тунисе на месте античного города Тиздр (ныне Эль-Джем). Это третий по величине древнеримский Колизей. Расположенный на пересечении важных торговых путей, Эль-Джем когда-то был местом массовых развлечений. До тридцати тысяч зрителей посещали этот амфитеатр в ожидании захватывающих зрелищ. Он внесен в 1000 лучших достопримечательностей мира по версии нашего сайта.

Строили его исключительно для гладиаторских состязаний примерно в 238 году н.э. Стены, выложенные мозаикой, содержали изображения скачущих всадников, охотников и зверей. На ступенях амфитеатра собирались многочисленные зрители, а ложе императора было на высоте восточного входа. Под стометровой ареной располагались комнаты гладиаторов, помещения, куда складывали тела поверенных бойцов и клетки с кровожадными хищниками.

Кстати, именно на территории Эль-Джема снимался знаменитый фильм «Гладиатор». Спустя века римское государство пало под натиском варваров, древний город опустел. С тех пор в нем остался один амфитеатр в окружении несвойственной, дикой природы. В VII столетии его стали разбирать на постройку мечети, а после он подвергался мощным обстрелам. Со временем он превратился в каменоломню для жителей города.

Несмотря ни на что, амфитеатр сохранился в самом лучшем виде и в его окрестностях есть на что посмотреть. Вокруг него всегда многолюдно, благодаря местной торговле. По слухам в подземелье амфитеатра спрятаны драгоценности и сокровища, а подземные пути ведут к древнему городу Махдия. Лучшее время для посещения Колизея — это вторая половина суток. Добраться до него можно на поезде из Сусса или Хаммамета. Также, из Сусса, Махдии или Монастира в сторону Эль-Джема отправляются местные маршрутки под названием «луаж». Время в пути от 30 минут до 1 часа.

 

Фото достопримечательности: Амфитеатр Эль-Джем

 

Амфитеатр Эль-Джем на карте:

отчёт о поездке в Эль-Джем

Путешествие в Северную Африку без турфирм позволило мне добраться до Эль-Джема, увидеть самый известный римский амфитеатр Туниса, осмотреть дом Африки, Большую мечеть и другие достопримечательности Эль-Джема, выяснить, что из себя представляют луажи, и вообще хорошо провести время

 

Идею добраться до Эль-Джема, чтобы осмотреть римский амфитеатр, внесенный в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО как выдающийся объект античной культуры, я вынашивал много лет, с тех пор, как не смог провернуть экскурсию во время первого посещения Туниса. Второй заход выдался более плодотворным и, после того, как нам удалось поочерёдно увидеть достопримечательности столицы, Карфагена, Монастира и Махдии, настало время отведать главное блюдо всей поездки.

 

 

 

Естественно, такая жемчужина, как построенное две тысячи лет назад колоссальное сооружение, привлекает внимание массы туристов, и местные агентства этим обстоятельством беззастенчиво пользуются. В зависимости от аппетитов принимающей стороны, туристы из России, Германии и Польши, кто чаще всего отдыхает в Тунисе, выкладывают от 50 до 60 динар за длящуюся несколько часов поездку. Названная цена, мягко говоря, несусветна, потому что реально, чтоб съездить в Эль-Джем, надо потратить в три раза меньше денег даже тем, кто завалиться на пляж в Сусе или Монастире. Если же речь идёт про Махдию, тогда расходы составят ровным счётом 16 динар.

 

Дорога к амфитеатру началась для нас с разминки, сиречь прогулки вдоль моря уже знакомым маршрутом. Только теперь вместо того, чтобы идти по набережной в исторический центр города, мы свернули на одну из улиц и побрели сквозь застройку. Проще всего из курортной зоны добраться до района Ezzahra, где находится автовокзал Махдии, по проспекту Ali Belhouane, начинающемуся от приметной статуи меч-рыбы. Но мы предпочли более короткий, пусть и замысловато извивающийся путь, и, заодно, посмотрели, как и чем живут арабы. Под конец, правда, мне пришлось спрашивать дорогу, но это я, натурально, «заблудился» в трёх соснах, как те пошехонцы – вышел к автостанции с тыла и не опознал её. Впрочем, первый же встреченный абориген в ответ на вопрос «гар луаж» сразу указал направление в обход, и вскоре мы уже стояли возле ворот неприметного здания.

 

Здесь надо заметить, что официальный автовокзал Махдии, «Гар рутьер» и та станция, что была нам нужна, находятся хоть и по соседству, но в разных местах. Я предпочёл «луажи», как по-арабски называются маршрутки, посколько при коротких поездках они обычно удобнее в плане логистики, так как они ходят чаще и быстрее, нежели большие «ле бюсы». С другой стороны, ехать часа три-четыре, сколько обычно длится переезд из Монастира, Суса с других курортов в столицу Туниса, удобнее на автобусе, нежели скрючившись в кресле «микрика». Опять-таки, хоть ишаков и курей в салон североафриканские арабы не прут, но если желающих уехать будет чересчур много, в ход пойдут откидные сиденья, и тогда поездка вполне может стать кошмаром. Про багаж я уж молчу, ибо в луаже его разместить попросту негде…

 

Раз мы ехали налегке, дело удалось провернуть, как говорится, без шума и пыли. Едва заявившись на автостанцию маршруток, я заметил, что секции-стойла огромного гаража подписаны на французском и арабском – сразу было ясно, куда направиться. Высмотрев, что справа транспорт ждёт желающих добраться из Махдии до Сфакса и Туниса, я посмотрел налево и в первом же отсеке засёк вожделенную надпись «El Jem». Едва мы подошли к стоящему под ней микроавтобусу, как нас тут же взял в оборот его водитель, жестами предложивший поторапливаться, мол, самое время уезжать. Стоимость проезда в Эль Джем из Махдии составила 5,5 динаров за двоих, эти деньги мы выложили сразу при посадке. Нам последние два места в салоне, хорошо, что рядом. Убедившись, что свободных сидений не осталось, араб влез за руль, включил музыку и ловко вклинился в поток, двигавшийся по окружному шоссе.

 

Чтобы доехать до Эль Джема из Махдии, нам потребовалось около сорока минут с учётом нескольких остановок для посадки и высадки пассажиров. За окном всю дорогу мелькал довольно-таки унылый пейзаж Северной Африки — примерно таким я и запомнил регион ещё по прошлой поездке. Наконец, полупустыня сменилась многоэтажной застройкой, слева пронёсся железнодорожный вокзал, и через пару минут мы въехали в неприметный двор, оказавшийся местной автостанцией.

 

Высадившись, я перво-наперво занёс свои координаты в навигатор, потому что так просто отыскать место, куда прибывают и откуда отправляются маршрутки в Эль-Джеме, не получится: никаких объявлений или указателей в округе нет вообще. И если человек, допустим, решил съездить из Суса посмотреть самый большой римский амфитеатр Туниса на поезде, ему, пожалуй, придётся поездом и уезжать, коли он не узнает заранее, где находится автовокзал луажей. К вашему счастью, дорогие читатели, я позаботился насчёт точной информации и, значит, чтобы уехать из Эль-Джема, нужно придти на угол Rue De La Grande Mosquee и Avenue Taieb Mhiri, и далее, раз амфитеатр за спиной, повернуть направо – искомый объект будет первым же проездом по правую руку.

 

 

Железнодорожный вокзал Эль-Джема расположен удачнее: амфитеатр виден сразу из его дверей, и, главное, к нему ведёт прямая улица. В то же время, добраться до жемчужины римского зодчества легко можно и от станции луажей, благо Rue De La Grande Mosquee всё равно заканчивается на площади перед громадиной. Заодно во время прогулки можно, следуя нашему примеру, уделить внимание такой достопримечательности Эль-Джема, как Большая мечеть. Ну, то есть здание так официально называется, на самом деле сравнения с аналогичными постройками Монастира, Суса и Махдии оно не выдерживает. Это типичная архитектура Северной Африки, слегка украшенная цветочным орнаментом, и разве что минарет квадратный, а не восьмиугольный, как чаще всего бывает в Тунисе.

 

Добраться от автовокзала до амфитеатра Эль-Джема можно минут за десять, максимум пятнадцать, если ещё рассматривать витрины мелких частных магазинчиков, которыми центр города набит весьма плотно. Однако, на мой взгляд, торговцы ничего архиполезного не предлагают, и незачем терять время на всякое барахло. В конце концов, если хочется привезти из Туниса необычные сувениры на память, лучше пошарить по лавкам на прилегающей к амфитеатру площади. Вот там и впрямь раздолье для любителей всякой всячины…

 

Как магазины, так и сам по себе город выглядит неважно, даром, что обладает богатой историей и при другом раскладе мог бы стать туристической Меккой. Его ведь основали римляне и сделали они это больше двух тысяч лет назад на месте ещё более старинного финикийского поселения. В античную эпоху Тиздр или Тиздрус, как раньше назывался Эль-Джем, являлся одним из крупнейших промышленных и культурных центров провинции. Однако, позже, со вступлением Римской империи в период упадка, экономические связи оказались разорваны, и местным жителям пришлось забыть о былом величии своей малой родины. От наступившей в раннем средневековье разрухи городок так и не смог оправиться, и, в конце концов, обезлюдел. Новое поселение на старом месте основали европейцы, оценившие как важность района, так и наличие уникальных памятников времён римского владычества, самым важным из которых является, конечно, неплохо сохранившийся амфитеатр Эль-Джема. Он, к слову, мог бы сохраниться ещё лучше, кабы не разрушения, нанесённые ему в конце XVII века при подавлении восстания одного из берберских племён.

 

 

Размеры сооружения поистине ошеломительны – мы это поняли даже не глядя на цифры, сразу, как только вышли на прилегающую площадь и окинули взором парадный фасад. Затем настала пора заглянуть в путеводитель по Тунису, который нам подсказал, что здание имеет эллиптическую форму, его длина составляет почти 150 метров, а ширина 125 метров. Приняв во внимание, что самая высокая трибуна вымахала до отметки 36 метров, учёные смогли подсчитать примерное число зрителей, посещавших арену ради хлеба и зрелищ, и оценили вместимость в тридцать тысяч. Это вывело амфитеатр Эль-Джема в число самых крупных построек античной эпохи, хотя лично на меня его коллеги в Риме, Вероне и Арле произвели куда большее впечатление. Зато североафриканский образец, по-моему, более аутентичен, так как фоном ему служит полупустынный антураж, практически напрочь лишённый современных деталей.

 

Цена билета в амфитеатр Эль-Джема невелика, 10 динаров, и ещё динар требуется отдать ради права вести съёмку. Мы, признаюсь, заплатили требуемую монету, но смело пользовались двумя фотоаппаратами и видеокамерой, причём никто у нас ничего не спрашивал. Добавлю, что при входе устроен пункт довольно поверхностного досмотра; воду проносить можно, колющие и режущие предметы, ясное дело, запрещены.

 

Осмотр громадного комплекса занял у нас примерно часа полтора, хотя, по правде говоря, главной достопримечательности Эль-Джема вполне достаточно выделить час, и всё равно удастся побывать везде. Дело в том, что одними трибунами, как в Колизее, дело не ограничивается: посетители могут выходить прямо на арену и спускаться в подземелья, где римляне обычно держали диких зверей, заключённых и гладиаторов. Как мы убедились, под амфитеатром устроены две просторные галереи, по которым запросто может проехать повозка. Неплохо смотрятся и трибуны, соединённые многочисленными лестницами. Я честно добрался до самой-пресамой верхотуры, откуда поснимал не только шедевр римской архитектуры, но и панорамы города.

 

 

Добавлю, что внутри амфитеатра есть туалеты и небольшой магазин, где можно купить сувениры из Эль-Джема по низким ценам – некоторые магнитики, к примеру, стоили всего 1 динар. Ассортимент, увы, невелик, поэтому желающим привезти из Туниса что-нибудь оригинальное, лучше обратиться в лавки, занимающие периметр прилегающей площади.

 

На выходе, уже прощаясь с амфитеатром, мы обнаружили афишу с изображением симфонического оркестра. Заинтересовавшись, я выяснил, что до недавних пор громадная арена практически никак не использовалась, ну разве что снимали на ней пеплумы, типа «Гладиатора», но с недавних пор главной достопримечательности Эль-Джема досталось право регулярно принимать культурные мероприятия. Стало быть, тем, кто собрался отдыхать в Тунисе летом или ранней осенью, рекомендуется проверять информацию о концертах — глядишь, удастся посетить что-нибудь интересное.

 

Стоит отметить, что билет в амфитеатр Эль-Джема даёт право прохода в Археологический музей, то есть и без того невысокая цена в 10 динар должна делиться напополам. Хотя второй по значимости объект города не так известен, как первый, его обязательно надо посетить, ибо данный золотник именно из тех, про которые говорят: «Малы, да дорог».

 

Добраться до музея Эль-Джема от амфитеатра проще простого – можно пойти по уже упоминавшейся Rue De La Grande Mosquee, а можно сделать крюк, сперва продвинувшись к вокзалу, после чего поворот вправо приведёт аккурат куда нужно. Последний путь чуть дольше, зато пролегает через местный продуктовый рынок и выводит в район гостиницы «Julius», где можно выгодно поменять валюту в Эль-Джеме, ежели вдруг возникла в том надобность. Вдобавок, на Rue Habib Bourghiba и в окрестностях железнодорожного терминала есть арабские кафе, подающие тунисские закуски, чай и кофе. Солидных ресторанов я что-то не припомню, но забегаловки встречаются в этой части города часто.

 

Попав на развилку, где на карте обозначен Археологический музей Эль-Джема, мы некоторое время не могли решить, куда направиться: слева красовалась постройка с античным фронтоном и колоннами, справа торчал невзрачный белёный параллелепипед. Оказалось, он, несмотря на убогий внешний вид и был музеем. Поразившись данному факту, мы зашли внутрь здания, и там поразились ещё раз. Путеводитель по Тунису, рекомендовавший обязательно выделить время этой достопримечательности Эль-Джема, на этот раз оказался прав — за скромным фасадом скрывается огромная коллекция римских древностей.

 

 

Мне довелось посетить известный музей Бардо, и тамошняя экспозиция произвела на меня большое впечатление. Однако, в куда менее раскрученном месте я увидел ещё более впечатляющие культурные ценности – одни только античные мозаики чего стоят. Реально, некоторые из панно, выполненные в реалистичной манере занимают высоченную стену. Страшно подумать, сколько человеческого труда потребовалось, чтобы сложить из мельчайших деталей столь красивые изображения. В одном месте, например, в обрамлении тончайших узоров фигурировали античные музы; мы ещё принялись соображать, кто из них кто, и, к своему стыду, назвали только шесть из девяти имён. В другом нам попалась композиция из сцен охоты. Как ни удивительно, а среди орнаментальных узоров попадались и свастики: как известно, данный символ с незапамятных времён ассоциируется с удачей, и часто попадается на глаза в Индии, Иране и прочих странах Востока, но тот факт, что свастику использовали в Древнем Риме, стал для меня откровением.

 

Короче говоря, я настоятельно рекомендую посетить музей Эль-Джема – в нём не так уж много залов, но они заполнены настоящими шедеврами искусства, плюс в тыловой части комплекса воспроизведена обстановка типичной римской виллы. Дом Африки, как называется этот чудный уголок, создан на основе настоящей усадьбы, выстроенной примерно во время правления императора Марка Аврелия. Название комплекс получил из-за мозаики, изображающей Африку в виде женщины, чья голова украшена слоновьими бивнями. Внутри него всё устроено как положено, от атриума до триклиния. Бонусом являются статуи, найденные археологами и расставленные по комнатам. Лично мне эта часть музея понравилась ничуть не меньше, чем основная экспозиция.

 

Остаётся добавить, что помимо реконструированных интерьеров рядом с музеем можно также увидеть фундаменты других вилл, которым не так повезло.

 

 

Что можно посмотреть в Эль-Джеме ещё? Строго говоря, достопримечательности исчерпаны, хотя местный турофис хорохорится и предлагает посетить ещё несколько объектов. Так, где-то за амфитеатром есть частный музей города, к северу от него расположен некий Дом культуры, а неподалёку от Археологического музея, примерно в районе автозаправки «Total», по другую сторону железной дороги, можно увидеть малый амфитеатр. Не удивляйтесь: та громадина, ради которой люди приезжают в затерянный посреди пустыни городок, является всего лишь второй версией развлекательного центра. Первый вариант был, судя по всему тоже немаленький, но он не сохранился, и его мало кто посещает.

 

Путеводитель по Эль-Джему также упоминает развалины римских вилл, которые можно отыскать в окрестностях города, но надо быть очень крупным любителем древностей, чтобы разыскивать невесть что бог знает где. Лично меня район римских вилл, что расположен возле Карфагена, совершенно не вдохновил, и повторять опыт мне не хотелось, тем паче, что презентабельный Дом Африки дал достаточно сведений о том, как выглядел дом состоятельного римлянина в эпоху империи.

 

Теперь, когда программа экскурсии в Эль-Джем была исчерпана, следовало позаботиться о возвращении домой, на побережье. Где-то я вычитал информацию, что, дескать, последняя маршрутка из Эль-Джема в Махдию уходит около шести вечера, однако в арабщине никогда нельзя полагаться на расписание. Куковать за тридевять земель от родного курорта нам никак не хотелось, и мы решили придти на место отправления луажей загодя, ради чего побрели по уже знакомой, залитой солнцем Rue De La Grande Mosquee в сторону центра. Казалось бы, раз известно, куда идти, значит дело не стоит выеденного яйца, но попасть на автовокзал Эль-Джема нам было не суждено. Хоть это и покажется странным, нас «похитил» побитый жизнью микроавтобус, притёршийся к обочине при виде явных туристов. Его водитель поинтересовался, не надо ли нам, часом, доехать до Махдии и, получив утвердительный ответ, не только предложил садиться, но и вылез наружу, чтобы открыть дверь. Я так и не понял, то ли мужик хотел подхалтурить в частном порядке, то ли ещё что… Во всяком случае, денег он взял строго «по счётчику», 5.50 за двоих, сколько стоит проезд в Эль-Джем из Махдии.

 

 

В итоге, мы ехали в гордом одиночестве, и только на трассе подвезли от одного селения к другому какую-то тётку с ребёнком, да уже на подступах к курорту в салон подсела компания подростков, причём две девицы уселись парой, а сопровождавшие их парни целомудренно пристроились на другом сидении. Я-то ожидал, что молодёжь будет шуметь и резвиться, но всё прошло тихо-мирно. К слову, во время поездки из Эль-Джема в Махдию луаж остановил дорожный патруль, однако как только полицейский увидел загорелых туристов, то сразу дал сигнал водителю ехать дальше.

 

Финал экскурсии в Эль-Джем подарил нам незаурядный опыт. До этого я как-то не обращал особого внимания на поведение таксистов, и потому был им несказанно изумлён. Как выяснилось, если такси в Тунисе помечено красным огоньком, значит, оно свободно, а зелёный же обозначает «занято», в противовес привычному образу действий. Мы не сразу сообразили, что к чему, и ещё на автостанции Махдии желающих уехать в разные места города собралось хоть отбавляй. Хорошо, что мне через несколько минут удалось захватить машину, только-только высадившую пассажиров. Водитель изначально хотел пять динаров за поездку в курортную зону, но легко согласился на четыре. Не прошло и десяти минут, как мы уже пили кофе в ресторане гостиницы «Primasol» и наслаждались видами моря.

 

Подводя итоги дня, могу сказать следующее: съездить в Эль-Джем из Махдии не составляет никакого труда. Из Суса, к слову, тоже всё проще некуда, благо между городами регулярно ходит прямой автобус – время в пути 1 час, цена вопроса 4 динара. Так вот, зачем переплачивать турфирме, если можно добраться до амфитеатра самостоятельно буквально за гроши?! Нам ведь путешествие обошлось на двоих в 36 динаров с учётом такси, тогда как агентство требовало вдвое больше с каждого. На мой взгляд, экскурсия в Эль-Джем стала лишним доказательством того, что ездить везде надо самому – без вариантов.

 

Именно так, не прибегая к услугам турфирм, мы поступили чуть позже, когда настало время посетить волшебный городок Сиди-бу-Саид.

Изучение Эль-Джема: Путеводитель

Могущественный амфитеатр Эль-Джема — четвертый по величине в римском мире , он находится только после Римского Колизея; амфитеатр Поццуоли недалеко от Неаполя; и тот, что в Карфагене, от которого мало что сохранилось.

Его колоссальные размеры и прекрасная сохранность дали ему прозвище Африканский Колизей.

Амфитеатр имеет овальную форму, 149 метров в длину и 122 метра в поперечнике (по сравнению с римским Колизеем, который имеет размеры 188 на 156 метров).

Это также впечатляющая высота (40 метров), которую можно было бы еще увеличить за счет парусиновых парусов (vela), защищающих публику от солнца.

Вид на арену

Здесь было размещено более 30 000 зрителей (по некоторым оценкам 60 000), которые были свидетелями спортивных соревнований, кровавых гладиаторских состязаний и организованных на арене убийств преступников дикими животными.

Таким образом, он был слишком большим для города размером с Тисдр и, очевидно, предназначался для демонстрации силы и процветания города.

Хотя амфитеатр веками использовался как карьер строительного камня, он сумел пережить века лучше сохранившихся, чем римский Колизей.

Сохранились только две трети контура стен с их трехэтажными аркадами. Северо-западная сторона была взорвана в 1695 году по приказу османского бея, чтобы не допустить использования ее в качестве цитадели берберскими повстанцами, которые часто закреплялись в ее стенах.

В каждом из трех этажей изначально было 30 арок, из которых в общей сложности осталось 68.

От входа вы поднимаетесь по лестнице, ведущей на верхние ярусы аркад. Хотя от сидячих мест мало что осталось, отсюда открываются великолепные виды на амфитеатр и равнины за его пределами.

Вернувшись на землю, вы можете исследовать территорию под ареной (размеры 65 на 37 метров).

Здесь посетители могут увидеть два пересекающихся подземных перехода (раскопанных в 1908 году), через которые дикие животные и гладиаторы попадали на арену.В коридорах установлены клетки и камеры, в которых содержались животные и люди до того, как начались римские развлечения.

Амфитеатр Панорама

Амфитеатр Эль-Джема (Тунис)

Категория веб-сайта : Границы Римской империи

Площадь : 0,3 км 2

Зарегистрирована : 1979

Критерий : (iv) символ эпохи (vi) связь с системой убеждений

Расположение и стоимость : Амфитеатр Эль-Джем расположен в небольшом городке Эль-Джем в центральной части Туниса, примерно в 60 км к югу от Сусса.Это, несомненно, самый впечатляющий римский памятник в Африке, его массивная часть видна на километры вокруг, затмевая крошечные дома города вокруг его основания. Он вмещает около 30 000 человек, имеет высоту 30 метров и диаметр более 100 метров, почти такой же размер, как Колизей в Риме. Считается, что он датируется примерно 230 годом нашей эры и был построен местным проконсулом Гордианом. Амфитеатр был капитально отремонтирован, и теперь можно подняться на верхнюю часть третьего яруса для сидения и исследовать коридоры и комнаты под арками и полами.

Слайд-шоу амфитеатра Эль-Джема: Слайд-шоу представляет собой подробный «фоторепортаж» об этом месте, включая виды на амфитеатр снаружи и закулисные фотографии комнат и пространств за арками и под ними. главная арена, где содержали животных, пленных и гладиаторов до наступления своего часа.

Слайд-шоу амфитеатра Эль-Джема:

Google Earth View : Чтобы просмотреть спутниковые снимки амфитеатра Эль-Джема в Google Earth, щелкните здесь.Это открывает новое окно, поэтому, когда вы закончите, просто закройте страницу Google Планета Земля, и вы сразу вернетесь сюда, чтобы продолжить просмотр.

Ссылки на другие места, показывающие границы Римской империи: Джемила I Тимгад I Типаза I Кирена I Лептис Магна I Сабрата I Карфаген I Дугга I Волюбилис

Другие ссылки : Подробная информация об официальном сайте ЮНЕСКО

Тунис Тунис

Амфитеатр Эль-Джем, один из наиболее хорошо сохранившихся и крупнейших во всей Римской империи, является главным символом высоты Римской Африки, что внесло свой вклад в римскую культуру.Он также является ярким примером лучшей римской архитектуры и проливает ценный свет на те моменты коллективного безумия, которые составляли римские игры.

Большой амфитеатр Эль-Джем, расположенный в самом сердце засушливого и однообразного плато, в окружении небольших зданий, всегда шокировал путешественников своими размерами.

Амфитеатр был частично разрушен в 17 и 19 веках тунисскими беками, чтобы не дать мятежным племенам укрыться там.Говорят, что Дихья , знаменитая берберская королева, была осаждена здесь во время арабского завоевания 7 века.

Внушительное сооружение

Амфитеатр Эль-Джема — единственный в римском мире, построенный полностью из обработанного камня , без использования кирпичей. Используемая единица измерения, пунический локоть, является еще одной местной характеристикой.

Огромный эллипс, наибольшая ось которого составляет 148 метров в диаметре , амфитеатр Эль-Джема сохранил неповрежденными свою арену, подземные помещения, а также большую часть фасада и террасные трибуны.

Он полностью построен из песчаника дюны . Этот камень цвета теплого песка, хрупкого и хрупкого, навязал массивную архитектуру, глубокие и узкие аркады, которые создают завораживающую игру света и тени .

Внушительный фасад сдержанно акцентирован за счет зацепленных колонн.

В отличие от Римского Колизея, в котором представлены три классических ордена — дорический, ионический и, наконец, коринфский, — в El Jem’s используются колонны двух стилей: коринфский и композитный.Это стремление к простоте подчеркивает красоту камня, придавая монументу гармоничные качества, которые уже давно вызывают восхищение путешественников и историков.

Амфитеатр Эль-Джем, построенный в начале 3-го века года нашей эры, также опирался на многолетний опыт римских архитекторов и инженеров .

По своей конструкции, где равное количество сводов и аркад нейтрализует механические силы, действующие на фасад; По оригинальному расположению входов и коридоров, позволяющих быстро входить и выходить тридцати тысячам зрителей, он на сложнее, чем на , чем его аналог в Риме.

Таким образом, многочисленные входы и лестницы, характерные для каждого этажа, позволяют публике иметь прямой доступ к различным трибунам.

Цирковые игры

Служебные коридоры, раздевалки и камеры для диких животных являются еще одним примером прогресса, достигнутого в проектировании амфитеатров.

Расположенные под ареной, когда конструкция была спроектирована, они значительно облегчили организацию представлений. Таким образом, диких зверей можно было поднимать прямо на арену с помощью лифтов, а слуги могли свободно перемещаться по подземным галереям, покрытым съемным полом, не пересекая процессий, которые открыли игру .Они воспользуются парадными входами на каждом конце амфитеатра.

Постановочные бои с дикими зверями пользовались особой популярностью у жителей римской Африки. Менее заинтересованные в гладиаторских боях, они любили «venationes», шоу диких зверей, нападающих на свою добычу, или реконструкцию охоты, герои которых, звери, обожались публикой.

Эти сцены широко представлены в тунисских мозаиках , особенно тех, которые были обнаружены на территории Эль-Джема и вокруг нее.

Город Тисдр

Этот амфитеатр был жемчужиной древнего города, известного как Тисдр , где можно было найти такие же большие и роскошные виллы, как и в Карфагене; виллы, украшенные роскошной мозаикой с тонкими оттенками, точно отражают жизнь и заботы своих современников.

Thysdrus разбогател благодаря торговле оливковым маслом. Земля, где с пунических времен выращивали оливковых дерева и деревьев, Тунис стал основным поставщиком Рима.

Тисдр также занимал стратегическое положение на пересечении шести римских дорог, между обширными оливковыми рощами центрального Туниса и прибрежными портами. Город пережил быстрое расширение и стал эфемерным региональным мегаполисом, прежде чем исчезнуть из памяти после 3-го века.

Золотой век Тисдра — примерно во II и III веках нашей эры — был также периодом всей Римской Африки , влияние которого можно увидеть в разных местах, от искусства мозаики, которое достигло своей наиболее престижной формы в Тунисе, до литературы, особенно с христианскими писателями Тертуллианом и святым Августином.

Обладая исключительными размерами и архитектурным совершенством, амфитеатр Эль-Джем является главным признаком исключительного положения Древнего Туниса.

Достопримечательности:

Арена и подземные помещения исключительно хорошо сохранились. Замечательно функциональные и монументальные, кельи и служебные коридоры были устроены под ареной при проектировании здания (старые амфитеатры размещали их снаружи или под трибунами, что менее удобно для организации игр).

Провинция Визакена — область Тисдрус (Эль-Джем) и Хадрумет (Сусс) — преуспела в искусстве мозаики . Это начало «цветочного» стиля, обогащенного растительными мотивами и арабесками. Среди его любимых тем можно найти бои диких зверей и процессию Диониса, очень популярного бога, который в детстве получил силу приручить диких животных.


Подобно современным футбольным стадионам, амфитеатры должны были обеспечивать мирный вход и выход возбужденной толпы из десятков тысяч зрителей.Поток зрителей переливается в галереи и , а затем в разные части трибун через отверстия, известные как вомитории.


Гармоничный характер фасада отличает его от . Он основан только на двух архитектурных ордерах по сравнению с тремя в Колизее в Риме: коринфским (с листьями аканта) на первом и третьем этажах и композитным (объединяющим завитки и листья аканта) на втором этаже и, вероятно, на верхнем этаже; больше не стоит.

© Г. Мансур, «Тунис, родовая вселенная», Dad Editions, 2016

Амфитеатр Эль-Джема был объявлен объектом всемирного наследия ЮНЕСКО .
Подробнее об объектах всемирного наследия в Тунисе

Тур в Монастир и Эль-Джем из Туниса

Знаете ли вы, что Тунис является домом для одного из крупнейших римских амфитеатров в мире ? Откройте для себя это во время экскурсии по увлекательным историческим городам Монастир и Эль-Джем .

Рибат Монастира Амфитеатр Эль-Джема Мавзолей Хабиба Бургибы в Монастире Изучение амфитеатра Эль-Джема.

Маршрут тура по Монастиру и Эль-Джему

В 8:00 в день вашего тура ваш гид заберет вас из вашего отеля в Тунисе, и вы отправитесь в трехчасовую поездку к своей первой остановке: археологическим раскопкам Эль-Джем или Эль Джем, где находится самых впечатляющих римских останков в Африке .

Добравшись до древнего города, первое, что привлечет ваше внимание, будет Амфитеатр Эль-Джема , один из наиболее хорошо сохранившихся римских каменных руин в мире и третий по величине амфитеатр после Колизея в Риме и Арены Вероны. .

Изучив древнее сооружение, вмещающее более тридцати тысяч человек, вы углубитесь в археологические раскопки Эль-Джема, узнав все об истории города и доримских корнях карфагенского поселения.Около 13:00 вас угостят вкусным типичным обедом , а затем вы снова сядете на борт своего туристического автомобиля и отправитесь в путешествие к Monastir , расположенному чуть более чем в часе езды.

Прибыв в прибрежный город Монастир, вы начнете свой тур по центру, посетив мавзолей Хабиба Бургибы , место последнего упокоения первого президента Тунисской Республики . Продолжите свой тур, открывая для себя Рибат Монастира , огромную историческую крепость, построенную в 8 веке.С его точки зрения у вас будет захватывающий вид на Средиземное море, и вы поймете, как море контролировалось из форта. Величественный Рибат также служил местом съемок таких фильмов, как «Жизнь Брайана» Монти Пайтона.

После экскурсии по Монастиру вы вернетесь в Тунис, где ваш тур закончится около 16:00.

Меры по борьбе с Covid-19

Все наши поставщики соблюдают местное законодательство и применимые рекомендации по охране здоровья в отношении защитных материалов и безопасности, чтобы помочь избежать распространения Covid-19.

Посмотреть полное описание

Дополнительная информация

Язык

Мероприятие проводится с гидом, говорящим на английском языке.

Включено

Встреча в отеле и высадка.

Русскоговорящий гид.

Перевозка на автомобиле с кондиционером.

Вход в посещенные памятники.

Обед.

Когда бронировать?

Вы можете забронировать за 24 часа до мероприятия , если еще есть места.Забронируйте сейчас, чтобы гарантировать себе место.

Цифровой ваучер

Покажите ваучер на телефоне, чтобы принять участие в мероприятии.

Доступность

Нет, не подходит для людей с ограниченными физическими возможностями.

Часто задаваемые вопросы

  • Q — Как забронировать?

    A — Чтобы зарезервировать мероприятие, выберите дату и заполните форму на этой странице.Вы сразу же получите подтверждение.

    Q — Требуется ли минимальное количество участников?

    A — Для этого упражнения требуется минимум 2 участника.Если это число не будет достигнуто, мы свяжемся с вами, чтобы предложить альтернативные варианты.

Если у вас есть другие вопросы, свяжитесь с нами.

Сокровища Туниса: Колизей Кайруан и Эль-Джем

«Кайруан» звучит как название планеты в далекой-далекой галактике.На самом деле, это легкая однодневная поездка из столицы Туниса, но это похоже на другой мир, охватывающий историю от римских времен до Звездных войн.

Большая мечеть в Кайруане

Из нашего отеля в Тунисе наш водитель выехал на шоссе в сторону Ливии. Вдоль дороги стояли стойла для верблюжьих мясников и импровизированные бензозаправочные станции с канистрами дешевого топлива, которые переправляли через ливийскую границу.

Одна из крупнейших мечетей мира находится в Кайруане, Тунис.

Нашей целью была Большая мечеть, которая по пятницам заполняется тысячами верующих.Построенный в 670 году, нынешний комплекс зданий был построен в основном в 9 веке. Считается шедевром исламской архитектуры.

Современный насос теперь забирает воду из древнего колодца в центре двора. Ряд других святынь в городе добавили Кайруану место в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Как и в любой мусульманской культуре, для посещения святых мест женщинам следует иметь при себе головной платок.

На оживленном рынке поблизости мы отведали местную еду, сделали покупки для сувениров и сфотографировали верблюда, перемалывающего зерно. Нам повезло больше, чем обреченным животным, которых мы видели на шоссе.

El Jem Coliseum

Построенный в 3 веке, этот внушительный амфитеатр мог вместить 35 000 зрителей для гладиаторских боев и гонок на колесницах. Амфитеатр — правильный термин, хотя вы заметите определенное архитектурное сходство с Колизеем в Риме. Но здесь вы сможете свободно бродить по укромным уголкам и закоулкам в одиночестве с несколькими преградами и людьми на вашем пути.

Дайте время погрузиться в историю в амфитеатре в Эль-Джеме, который может соперничать с Колизеем в Риме.

Без вмешательства крупных современных туристических групп посетители Эль-Джема (иногда его называют Эль-Джем) имеют возможность прикоснуться к истории этого места. Конечно, также можно посетить Колизей в Риме без толпы, как я объясняю в этом посте.

Во время прогулки найдите время, чтобы прочитать некоторые из граффити, выгравированных на камнях посетителями на протяжении веков, в том числе военнослужащими с близлежащей базы во время Второй мировой войны. В пыльном городке поблизости не на что посмотреть, поэтому мы направились обратно в Тунис.

Звездные войны Татуин

Мы решили не посещать места съемок «Звездных войн» в этой поездке просто из-за нехватки времени. После спада в туризме отдаленные районы были брошены в запустение в пустыне. Настоящий город под названием Татауин по-французски вдохновил имя вымышленной планеты Джорджа Лукаса, но сцены там не снимались. Несгибаемые поклонники могут проверить этот пост, чтобы найти в Google самые разные съемочные площадки в окрестностях. Дом Люка Скайуокера был превращен в отель.Имейте в виду, что это не роскошный 5-звездочный отдых, поэтому просмотрите отзывы на Trip Advisor, чтобы убедиться, что это именно то, что вам нужно.

Торг за «дизайнерские» часы в медине Кайруана, Тунис.

Terry’s Travel Tips

Как добраться до Кайруана и Эль-Джема: Аренда автомобиля с водителем, который заботился о нашей безопасности, позволила нам упаковать много достопримечательностей в один день. Это был также очень ПОЛНЫЙ день, требовавший раннего отъезда из Туниса, чтобы вернуться в отель ко сну.На самом деле мы не останавливались на обед, но пробовали местные угощения, гуляя по медине.

Культура и безопасность: С уважением относитесь к святым местам, которые вы посещаете. Хотя вы можете быть там, чтобы полюбоваться искусством и архитектурой, другие пришли помолиться. Женщинам в мечетях и святынях требуется головной платок, но также неплохо прикрыть непослушные волосы, чтобы не привлекать нежелательное внимание в медине.

Другие достопримечательности Туниса: Посмотрите этот пост, чтобы увидеть видео о нашей поездке и советы по посещению Туниса и близлежащего Карфагена.Еще одна однодневная поездка привела нас к обширным трассам ЮНЕСКО в Дугге и подземным виллам в Bulla Regia.

Хотите исследовать больше мест с добротой незнакомцев? Присоединяйтесь ко мне на Trip Advisor @strangersblog. Поставьте лайк @strangersinthelivingroom на Facebook и подпишитесь на периодические сообщения электронной почты, когда появляется новое сообщение. Закрепить этот пост? Получите больше идей для путешествий от «Незнакомцы в гостиной» на Pinterest.

Священные бассейны восходят к династии Аглабитов в 9 веке.

Амфитеатр Эль-Джема / Римская империя |

В городе Эль-Джем, расположенном в 210 км к югу от Туниса в мухафазе Махдия, также известном как Тисдрус во времена Римской империи, в Тунисе находится знаменитый и один из крупнейших амфитеатров в римском мире и самое большое здание в римской Африке.

Город был основан римлянами в 46 г. до н.э. на месте первоначального пунического поселения. Этот район славился количеством и качеством оливок, что быстро привело к его процветанию.Процветание привело к программе общественных и частных строительных работ, амфитеатр был одним из них.

Это был третий амфитеатр, построенный в городе римлянами, два более ранних амфитеатра были построены неподалеку. Он был построен в конце 2 годов или в начале 3 века нашей эры как демонстрация силы и процветания города и мог быть последним амфитеатром, построенным в Империи.

Амфитеатр был построен из красного известняка и был третьим по величине амфитеатром в Римской империи после Колизея в Риме и Амфитеатра в Капуе и вмещал 30 000 зрителей.

Трехэтажное сооружение имеет размеры 149 метров в длину, 124 метра в ширину и 36 метров в высоту. Внешняя окружность составляет около 427 м, что на 100 м короче Колизея. Рассказы состоят из серии арок, образованных составными соединенными колоннами, которые были римским развитием, сочетающим элементы коринфских и ионических колонн. Внутренняя лестница ведет к крытому переходу, который проходит вокруг каждого уровня, обеспечивая доступ к сидячим местам.

Амфитеатр имеет подвальное помещение под ареной, которое было обнаружено в 1904 году археологами.Подвал не поврежден и дает представление о том, как могла бы функционировать арена. Его длина составляет шестьдесят пять метров, и он разделен на две сводчатые галереи с кельями и комнатами для содержания диких зверей и гладиаторов, принимавших участие в играх.

В полу арены все еще есть отверстия, которые позволяли поднимать и опускать диких животных из этих камер с помощью лифта. Съемная полоса также проходила по центру арены, которая служила кровлей подвальных камер.Его поднимали, когда арена не использовалась для проветривания замкнутых пространств.

Римляне разработали систему перемещения больших и тяжелых камней, вырезая в камнях треугольные прорези, в которые вставлялись зажимы, позволяющие поднимать камни. Затем зажимы прикрепляли к крану — треугольной деревянной раме с веревкой или цепью, свисающей с ее центральной точки.

Амфитеатр был достроен до тех пор, пока у него не отняли камни, чтобы построить современную деревню Эль-Джем в 17 веке.Его упадок был затем усугублен пушечным огнем в 1695 году и снова в 1850 году, когда войска под командованием тунисского бея подавили силы повстанцев, удерживавшиеся в амфитеатре. Британская атака нанесла дополнительный урон во время Второй мировой войны, когда амфитеатр служил убежищем для немецких солдат. Несмотря на все это, он остается относительно законченным сооружением. С одной стороны сохранились три этажа с лестницами и галереями.

Сегодня в амфитеатре проходят концерты, а в 2012 году там пройдет Тунисский фестиваль симфонической музыки.Это идеальное место для исполнения классической музыки.

Амфитеатр находится под защитой ЮНЕСКО и является одной из самых посещаемых достопримечательностей Туниса.

Ресурсов:

ЮНЕСКО, Список всемирного наследия: Эль-Джем. Доступ 26 апреля 2013 г.

Амфитеатр Эль-Джема | Американская тунисская ассоциация

Кредит на фото

Впечатляющие руины самого большого Колизея в Северной Африке, огромного амфитеатра, вмещающего до 35 000 зрителей, находятся в небольшой деревне Эль-Джем.Этот памятник III века иллюстрирует величие и размах имперского Рима.

Источник: телевидение ЮНЕСКО / © NHK Nippon Hoso Kyokai

Выдающаяся универсальная ценность

Краткое описание

Амфитеатр Эль-Джема является выдающимся свидетельством римской архитектуры, особенно памятников, построенных для зрелищных мероприятий в Африке. Этот амфитеатр, расположенный на равнине в центре Туниса, полностью построен из каменных блоков, без фундамента и отдельно стоящий.В этом отношении он построен по образцу Римского Колизея, но не является точной копией конструкции Флавиев. Его размер (большая ось 148 метров и малая ось 122 метра) и его вместимость (оценивается в 35 000 зрителей), без сомнения, делают его одним из крупнейших амфитеатров в мире. Его фасад состоит из трех уровней аркад в коринфском или композитном стиле. Внутри монумента сохранилась большая часть поддерживающей инфраструктуры для многоярусных сидений. Стена подиума, арена и подземные переходы практически целы.Это архитектурное и художественное произведение, построенное примерно в 238 году нашей эры, является важной вехой в понимании истории римской Африки. Амфитеатр Эль-Джема также свидетельствует о процветании небольшого города Тисдрус (нынешний Эль-Джем) во времена Римской империи.

Критерий (iv): Амфитеатр Эль-Джема — один из редких и уникальных памятников в своем роде в Африке. Он построен не на склоне холма, а на ровной поверхности и поддерживается сложной системой арок.Памятник Эль-Джему — один из наиболее совершенных образцов римской архитектуры амфитеатра, почти равный римскому Колизею.

Критерий (vi): Строительство в далекой провинции сложного и сложного здания, предназначенного для популярных зрелищ, характерно для имперской римской пропаганды.

Целостность (2009)

Памятник сохранил без изменений большинство архитектурных и архитектурных элементов.

Подлинность (2009 г.)

Реставрационные работы, проведенные с течением времени, не повлияли на существенную функциональную и структурную аутентичность объекта. Однако аутентичности декорации угрожает появление новых построек вокруг амфитеатра.

Требования к защите и управлению (2009 г.)

Амфитеатр Эль-Джема защищен Законом 35-1994 об охране археологического и исторического наследия и традиционных искусств, а также Указом, ограничивающим высоту зданий до 5 метров на площади 300 метров от центра. амфитеатра.Кодекс наследия предусматривает право проверять все вмешательства вокруг памятника (контролируемой зоны), в то время как план развития города Эль-Джем определяет конкретные области вокруг памятника, археологические и контролируемые зоны и конусы обзора для сохранения городских перспектив.

Управление этой собственностью осуществляется смешанным подразделением по консервации, реставрации и презентации Амфитеатра Эль-Джема; в его состав входят Институт национального наследия, ответственный научно-технический орган, и Агентство по представлению наследия и популяризации культуры, отвечающее за коммерческое использование культурного наследия и его презентацию.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *