Театр ла фениче: Театр «Ла Фениче» (La Fenice)

Оперный театр Ла Фениче в Венеции: история, билеты, время работы

Ла Фениче (La Fenice) – оперный театр XVIII века, который является главным в Венеции (Venice) и одним из самых престижных в мире. На его сцене состоялись премьеры произведений великих композиторов, таких как Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi), Джоакино Россини (Gioachino Rossini), Винченцо Беллини (Vincenzo Bellini), Гаэтано Доницетти (Gaetano Donizetti).

Содержание

История появления

Известно, что первый публичный оперный театр под именем Teatro San Cassiano появился в Венеции в 1637 году. Его архитектурный план и структура в последующем определили традиции возведения музыкальных театров, как в Италии, так и во всей Европе.

В конце XVIII века в Венеции существовала два оперных театра, при этом один из них — Театр Сан-Бенедетто (Teatro San Benedetto) был самым роскошным из всех, включая семь античных и два драматических театра города.
Слава Сан-Бенедетто закатилась, когда в результате судебных тяжб в 1780 году здание театра перешло в собственность владельца земли, на которой он стоял, богатой семье Венье. Незадолго до этого, в 1774 г., театр горел, после чего он находился в плачевном состоянии.

Компания, управляющая Сан-Бенедетто, приняла решение построить новый и больший по размеру театр, который будет называться Gran Teatro La Fenice. Название стало символом изменчивой судьбы театра и его способностью «возрождаться».

В первую очередь была приобретена земля в районах Сант-Анджело и Санта-Мария-Зобениго, а также объявлен конкурс на проект здания театра, которое бы было приятно для глаз и слуха зрителей.

Из девяти претендентов, представивших всего 28 проектов, победителем стал архитектор Джаннантонио Сельва (Giannantonio Selva). Он продемонстрировал восхитившую жюри деревянную модель театра, которая, кстати, сохранилась до наших дней.

16 мая 1792 г. Gran Teatro La Fenice был торжественно открыт оперным спектаклем Джованни Паизиелло (Giovanni Paisiello) «Игры в Аргидженто» (Giuochi d’Agrigento).

Проект

Архитектор Джаннантонио Сельва воплотил свой проект с учётом требований, заранее оговоренных заказчиком по 14 пунктам. Они заключались, в основном, в сохранении общего стиля итальянского оперного театра, который появился в Венеции ещё в середине XVI века.

В театральном зале были построены пять ярусов, расположенных в традиционной форме подковы. Выбор в пользу «маленьких лож по обычаю Италии» как нельзя лучше соответствовал двум основным требованиям – хороший обзор сцены и превосходная акустика. Кстати, все 174 ложи были совершенно одинаковые, подчёркивая тем самым идеал республиканского театра в равенстве для всех зрителей.

В таком уникальном городе, как Венеция, привилегированная публика не шла, а подплывала к театру. Архитектор предусмотрел достаточно широкий второй вход со стороны небольшого канала Рио Менуо (Rio Menuo), по которому могла бы зайти гондола.

Одним из главных пожеланий заказчика была защита от пожара или хотя бы возможность быстрого восстановления повреждённых огнём конструкций.

Премьеры и яркие события

С 1792 по 1814 год в Ла Фениче состоялась серия мировых премьер. Только в 1807 году публике были представлены:

  1. «Черуски» (I cherusci) Стефано Павези (Stefano Pavesi),
  2. «Умение выбрать достойного супруга, то есть настоящую любовь и заинтересованную любовь» (Sapersi scegliere un degno sposo ossia Amor vero e amor interessato) Стефано Павези,
  3. «Метаморфозы» (Le metamorfosi) Винченцо Лавиньи (Vincenzo Lavigne),
  4. «Красивые разговоры и грустные факты» (Belle ciarle e tristi fatti) Иоганна Симона Майра.

Джоакино Россини поставил в Ла Фениче два знаменитых спектакля: «Танкреди» в 1813 г. и «Семирамида» в 1823 г.

Не менее ярким событием для театра стал визит Наполеона в декабре 1807 года. В честь знаменитого гостя театральный зал был оформлен в небесно-голубых и серебристых тонах, присущих стилю ампир, а на сцене исполнена кантата «Суд Юпитера» (Il giudizio di Giove) Корниани д’Альгаротти Лауро (Corniani d’Algarotti Lauro).

Так как после визита Бонапарта Ла Фениче взял на себя по существу роль государственного театра, то стало очевидно о необходимости создания правительственной сцены и отдельной ложи для суверена.

Первые реконструкции

В результате проведённой реконструкции в 1822 году интерьер зала обновился. Во время премьерного исполнения оперы Майера «Возвращение Улисса» (Il ritorno di Ulisse) публика уже могла созерцать новые имперскую ложу и декор сцены. В оформлении последней участвовали итальянские живописцы Джузеппе Борсато (Giuseppe Borsato) Канал Джамбаттиста (Giambattista Canal), Костантино Седини (Costantino Cedini), Пьетро Моро (Pietro Moro).

Более серьёзная реконструкция была проведена в период с 1825 по 1828 по заказу правившей власти, которая сочла, что непогода и копоть от свеч привели театр к ненадлежащему виду.

Руководил работами вновь Джузеппе Борсато – официальный сценограф Ла Фениче. В это время на своде театрального зала появилась великолепная хрустальная люстра, в украшении сцены – циферблат часов, показывающих полночь, а в декоре парапетов лож – орнамент из листьев аканта, изображения музыкальных инструментов, масок и гениев.

Пожары

Как показал опыт истории, театры, построенные с применением деревянных конструкций и использующие опасные способы освещения, часто сгорали от случайного огня. К сожалению, этой участи не избежал и новый театр Венеции.

Пожар 1836 года. Восстановление

Театр Ла Фениче горел дважды. Первое драматическое событие произошло 13 декабря 1836. Пожар вспыхнул из-за неисправности только что установленного австрийского обогревателя. В газетах того времени писали, что на тушение пожара ушло три дня, но и позже кое-где ещё наблюдались языки пламени. В результате от полного разрушения удалось спасти только фойе и Залы Аполлонии (и Sale Apollinee).

Восстановление театра до первоначального дизайна было проведено по проекту братьев-архитекторов Томмазо и Джан Баттиста Медуна (Tommaso e Giovanni Battista Meduna). Изящное внутренне убранство, в том числе и оформление потолка зрительного зала, выполнил Транкильо Орси (Tranquillo Orsi). Обновлённый декор появился также в атриуме, главной ложе и частично на фасаде здания.

Уже через год, 26 декабря 1837 г. Ла Фениче вновь засиял роскошью убранства, возродившись, как птица Феникс из пепла. В честь этого события состоялась мировая премьера оперы Джузеппе Лилло (Giuseppe Lillo) «Росмунда в Равенне» (Rosmunda in Ravenna).

В обновлённом театре вновь стала звучать музыка великих композиторов. С 1844 по 1858 год на сцене Ла Фениче состоялись премьеры оперных спектаклей Джузеппе Верди – «Эрнани» (Ernani), «Аттила» (Attila), «Риголетто» (Rigoletto), «Травиата» (La Traviata) и «Симон Бокканегра» (Simon Boccanegra).

Пожар 1996 года. Восстановление

Второй пожар, случившийся в ночь на 26 января 1996 г., был неслучайным. Компании, проводивший в это время технический ремонт здания, грозил большой штраф за невыполнения своих обязательств по срокам работ.

Двое её работников выступили в роли поджигателей, надеясь, что пожар станет уважительной причиной для продления контракта без уплаты неустойки.

Здание театра сгорело за два часа, а огонь только чудом не перекинулся на ближайшие дома. Повреждения оказались значительными, а вода, сброшенная пожарниками с вертолёта, окончательно обрушила хрупкие конструкции. Сохранился только фасад и голые стены по периметру.

Тендер на строительные работы стоимостью 90 млн евро выиграла компания ATI Holzmann с проектом архитектора Альдо Росси (Aldo Rossi). Атмосферу старинного театра воссоздавала команда более чем из 200 человек, среди которых были художники, штукатуры, плотники и другие мастера. В своём проекте Альдо Росси руководствовался девизом реконструкции Собора Сан-Марко (Basilica di San Marco): «Как это было, где это было».

Подробную информацию о дизайне театра архитектор смог получить также по фотографиям первых сцен фильма 1954 г. «Чувство» (Senso) режиссёра Лукино Висконти (Luchino Visconti), который снимался в Ла Фениче до пожара.

14 декабря 2003 года торжественные звуки концерта под руководством маэстро Риккардо Мути (Riccardo Muti) возвестили весь мир о том, что Ла Фениче очередной раз победил огонь.

Театр сегодня

Все реконструкции театра, как после пожара, так и просто с целью обновления интерьера, всегда проводились с максимальной бережностью к уцелевшим фрагментам. Такой подход позволяет прочитать историю строительства Ла Фениче в его нынешнем облике, который определяют в первую очередь фасад, зрительный зал и  красивые публичные пространства.

Фасад

Театр расположен в районе Сан-Марко с главным входом на Кампо-Сан-Фантин.

Фасад в стиле неоклассики, построенный в 1792 году по проекту архитектора Джаннантонио Сельвы, – единственный элемент здания, который уцелел после двух пожаров. В его центре находится эмблема театра – феникс, поднимающийся из языков пламени выполненный в 1837 году по проекту Джамбаттисты Медуны.

Статуи в нишах изображают музу трагедии Мельпомену и музу танца Терпсихору, а театральные маски над ними – Комедию и Трагедию.

Театральный зал

Театральный зал на 1 тыс. мест впечатляет роскошным убранством в стиле рококо. Главное пространство театра стало результатом восстановления на основе тщательного фотографического изучения его старинного дизайна, а также подробного тракта о реконструкции 1836 года, составленного братьями Медуна.

Сегодня все ложи одинаково украшены материалами XIX века — золотой лепниной, папье-маше и деревом. Сценический эффект усиливают 22 нериды на карнизе и четыре путти в королевской ложе.

Потолок имитирует купольный свод, на голубом фоне которого изображены музы и грации. Великолепная хрустальная люстра является репродукцией английского оригинала из позолоченной бронзы, которая была заказана братьями Медуна у мастеров из Ливерпуля в 1854 году.

Над первым уровнем лож изображены профили классических поэтов, над вторым – шесть аллегорий (история, поэзия, философия, комедия, трагедия и музыка), а над третьим – таблички с выгравированными именами авторов и названиями 14 важнейших опер, поставленных в Ла Фениче.

Занавес в тёмно-зелёных тонах также является отсылкой к оригиналу. Он изготовлен из огнестойкого синтетического бархата, украшенного цветами из золочёной кожи.

Залы Аполлонии

Пять парадных залов Ла Фениче названы в честь бога Аполлона – отца муз и покровителя искусств. Залы Аполлонии (Sale Apollinee) наполняются публикой во время перерывов в спектаклях, а ранее они использовались также как репетиторская комната, балетный зал, кафе и бильярдная.

Главный Зал Гранде (Sala Grande) камерной музыки, презентации книг и других важных культурных мероприятий. В настоящее время он полностью восстановлен в соответствии с оригиналом.

В Зале Данте (Sala Dante), открытом в 1865 г. в честь 600-летия великого итальянского поэта, находится главный бар театра. Он украшен фресками художника Джакомо Каса с сюжетами из произведений Данте.

Как добраться

Театр Ла Фениче находится в историческом центре Венеции по адресу Campo S. Fantin, 1965, 30124 Venezia VE, Italy. Расстояние от площади San Marco составляет 400 метров. Прогулка пешком займёт 5 минут.

Время работы и билеты

Для туристов Оперный театр Ла Фениче открыт ежедневно с 09:30 до 18:00. Взрослый билет стоит 13 евро,Семейный билет (2 взрослых +1 ребенок) обойдется в 24 евро. Можно избежать очереди, если позаботиться о билетах заранее и купить их онлайн.

Оперные представления и симфонические концерты проводятся несколько раз в неделю и начинаются обычно в 20:00. Билеты желательно резервировать минимум за месяц, стоимость от 77 до 150 евро.

Ознакомиться с расписанием концертов, а также купить билеты можно на официальном сайте театра в разделе календарь www.teatrolafenice.it/calendario/

Ла Фениче живёт не только классическими постановками прошлого. Репертуар театра постоянно пополняется современными произведениями.

Замечательной традицией стал Новогодний концерт (или Венецианский новогодний концерт), состоявшийся первый раз 1 января 2004 г. в честь восстановления театра после пожара. С тех пор он проходит ежегодно с прямой трансляцией в несколько стран мира и заканчивается тостом из «Травиаты» Джузеппе Верди – «Поднимем мы кубки веселья (Libiamo ne lieti calici).

Эти слова напоминают о том, что предназначение театра – дарить людям радость и наполнять их душу музыкой.

Билеты и поездки в театр Ла Фениче в Венеции

Мы рады предложить поклонникам театра билеты в театр Ла Фениче (Teatro La Fenice) и организацию тур поездки в Венецию с посещением знаменитого венецианского театра

Театр  «Ла Фениче»  (итал.  Teatro La Fenice, буквально — «Феникс»

В самом названии театра заключена его способность «восставать из пепла». Начиная со своего открытия, театр дважды горел, но каждый раз был восстановлен.
Театр  «Сан Бенедетто», который был ведущим оперным театром Венеции больше сорока лет, в 1774 году сгорел дотла. Как только театр был  восстановлен, вспыхнул юридический спор между управляющей театром компанией и владельцами театра, семьей Веньер. Спор был решен в пользу семьи Веньер. В результате театральная компания решила построить новый собственный оперный театр. К маю 1792 года строительство было закончено. Театр назвали «Ла Фениче»  (La Fenice), так  как, труппа, пройдя многие перипетии, все же выжила, сначала после пожара, а затем после потери своего прежнего театра.
6 февраля 1813 года Джоаккино Россини дебютировал на сцене «Ла Фениче» своей оперой «Танкред» — первой из трёх, написанных им специально для этого театра.
Две из 10 опер Винченцо Беллини также были специально написаны для театра «Ла Фениче»: «Капулетти и Монтекки» (1830) и «Беатриче ди Тенда» (1833).
В декабре 1836 году театр «Ла Фениче» снова пострадал от пожара. Здание было быстро восстановлено по проекту архитекторов и инженеров братьев Томмасо Медуна и Джамбаттиста Медуна  и 26 декабря 1837 года  театр «Ла Фениче»  снова  «восстал» из пепла.
В 19 веке в театре «Ла Фениче»  прошло много громких премьер. Среди них произведения Россини («Танкред»  в 1813,  «Семирамида»  в 1823),  Беллини («Капулетти и Монтекки»  в 1830,  «Беатриче ди Тенда»  в 1833), Верди («Аттила»  в 1846,  «Риголетто»  в 1851,  «Травиата»  в 1853). Интересно, что именно в  «Ла Фениче»   премьера  Верди  «Травиата» была освистана публикой.
В 1937 году в театре была проведена реставрация.
В 1996 театр снова был почти полностью уничтожен пожаром. 8 лет продлились работы по восстановлению театра в его прежнем виде.
Торжественное открытие восстановленного театра «Ла Фениче»   состоялось 14 декабря 2003 года. В программе торжеств по случаю возрождения «Ла Фениче»   участвовали лучшие музыкальные коллективы мира, в том числе — оркестр Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова, который исполнил произведения Чайковского и Стравинского.

Театр  «Ла Фениче»  считается продолжателем лучших традиций итальянской классической школы.

Teatro La Fenice

Scopri la programmazione di questo mese.

Vai alla data di oggi

Календарио lista

01 givedì

18:00

evento in Collaborazione

Il folclore fra mito e realtà: omaggio a György Ligeti

900 02 Распродажа Apollinee

ACQUISTA

19:00

Опера 2022/ 23

Триумф темпа и музыки

Театр Малибран

АКВИСТА

02 venerdì

17:00

77 лет

Teatro La Fenice

Su invito

03 sabato

15:30

Опера 2022/ 23

Триумф Темпо и Дизинганно

Театр Малибран

9 0002 АКВИСТА

04 domenica

20:00

Festival Galuppi

L’Annina del Prete rosso

Продажа Apollinee

ACQUISTA

06 martedì

20:00

Фестиваль Галуппи

Неортодоксальный квартет

Распродажа Apollinee

ACQUISTA

07 mercoledì

20:00

Musikàmera

Milena Vukotic, Mario Ancillotti и Alessandro Marangoni in Concerto

Sale Apollinee 9 0003

АКВИСТА

08 джоведи

20:00

Musikàmera

Милена Вукотич, Марио Анчиллотти и Алессандро Марангони в концерте

Продажа Apollinee

ACQUISTA

09 venerdì

20:00

Concerti 2022/ 23

Concerto diretto da Alpesh Chauhan

Teatro Malibran

АКВИСТА

10 sabato

17:00

Concerti 2022/ 23

Concerto diretto da Alpesh Chauhan

Teatro Malibran

АКВИСТА

18:30

Evento in Collaborazione

Il mondo incantato

Sale Apollinee

Ingresso libero

11 domenica

20:00

Musikàmera

Анджела Хьюитт на сольном концерте

Teatro La Fenice

ACQUISTA

12 lunedì

20:00

Festival Galuppi

Duo Nordio Lovato

Распродажа Apollinee

АКВИСТА

13 martedì

20:00

Musikàmera

Mark Padmore & Imogen Cooper

Sale Apollinee

ACQUISTA

14 Mercoledì

20:00

Musikàmera

Mark Padmore & Imogen Cooper

Продажа Apollinee

Acquista

15 givedì

18:00

Musica con le ali

Quadri sonori

Продажа Apollinee

ACQUISTA

16 venerdì

18:00

conferenze

Incontro con l’opera: Der fliegende Hollander

Sale Apollinee

Ингрессо либеро

18 Domenica

18:30

Evento в Collaborazione

Premio Elena Cornaro

Teatro Malibran

Ingresso Libero

20:00

Музыкамера

Джованни Андреа Занон и Леонора Армеллини в концерте

Продажа Аполлина

ACQUISTA

21 mercoledì

18:00

Danza

Percorsi della danza – La Danza rinascimentale tra il XV e il XVI secolo

Sale A pollinee

Ingresso libero

22 givedì

19:00

Опера 2022/ 23

Летучий Голландец

Театр Ла Фениче

АКВИСТА

23 venerdì

19:00

ДЖАЗ

Омар Соса

Продажа Apollinee

ACQUISTA

21:00

ДЖАЗ

Омар Соса

Продажа Аполлина

ACQUISTA

25 domenica

11:00

conferenze

Salotto veneziano in ricordo di Toti Dal Monte

Продажа Apollinee

Ингрессо либеро

17:00

Опера 2022/ 23

Летучий Голландец

Театр Ла Фениче

ACQUISTA

28 mercoledì

19:00

Опера 2022/ 23

Летучий Голландец

Театр Ла Фениче

9 0002 АКВИСТА

29 givedì

19:30

JAZZ

Daniel Garcia Trio

Продажа Apollinee

ACQUISTA

30 venerdì

20:00

Concerti 2022/ 23

Concerto diretto da Markus Stenz

Teatro La Fenice

ACQUISTA

Teatro La Fenice

Ознакомьтесь с расписанием на этот месяц.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *