Святые места подмосковья: Карта храмов и монастырей Московской области

Содержание

Карта храмов и монастырей Московской области

Это крупнейший мужской монастырь с многовековой историей и особым значением для Русской православной церкви, объект всемирного наследия ЮНЕСКО.

Основал обитель преподобный Сергий Радонежский. В 1337 году он поселился на холме Маковец. Постепенно к нему присоединились сподвижники, начали строиться храмы и здания. Первое каменное сооружение было заложено в начале XV века — Троицкий собор.

Патриарх Никон основал эту обитель в 1656 году с целью воссоздать недалеко от Москвы комплекс святых мест Палестины. Для этого местность была значительно переделана — часть леса вырублена, холм укреплен. Никон повелел называть селения и возвышенности вокруг него библейскими именами: гора Сион, Фавор, Елеонский холм. Реку Истру переименовали в Иордан. Появился и Гефсиманский сад, где расположился скит патриарха. Воскресенский собор был создан по образу и подобию храма Гроба Господня.

В 1515 году преподобный Давид и несколько послушников пришли в эти места, нашли большую поляну и построили дом. Рядом преподобный посадил липы. Позже здесь вырос мужской монастырь. Обитель переживала взлеты и падения, была разорена после революции, но стойко переносила все невзгоды. Сегодня в монастырь приходят сотни паломников, чтобы помолиться у святынь.

Основан монастырь был в 1361 году учеником Сергия Радонежского — преподобным Мефодием. Он искал уединенной жизни и поселился в одиночестве в келье за Яхромой. Постепенно к нему начали присоединяться другие люди, желающие отдаться монашеской скромной жизни. Сергий Радонежский помог выбрать место для будущего монастыря, и началось его строительство. Преподобный Мефодий сам носил бревна для строительства обители, отсюда ее название — Пешношный («пеш ноша»).

Обитель основана в 1398 году учеником Сергия Радонежского монахом Саввой по просьбе и при поддержке князя Юрия Дмитриевича. Для себя Савва выкопал пещеру недалеко от монастыря, в которой много времени проводил в молитве.

В XV-XVII веках обитель была любима российскими правителями и их семьями. Чтобы царственным особам было удобно совершать паломничество, был проложен Звенигородский тракт, который соединил Москву и монастырь.

Впервые документально обитель упоминается в 1578 году. Однако есть свидетельства о том, что монастырь основали князь Дмитрий Донской и его воевода Боброк по благословению преподобного Сергия Радонежского – в 1381 году в честь победы русского воинства в Куликовской битве.

По преданию, обитель в Дмитрове была основана князем Юрием Долгоруким в XII веке, однако точных данных об этом нет — в пожаре 1610 года был уничтожен весь монастырский архив. Современные исследователи относят создание обители к более позднему периоду — XV веку. Старейшим зданием на территории монастыря является храм Бориса и Глеба — белокаменная церковь была построена в середине XVI века.

Успенский Брусенский монастырь расположился на территории Коломенского кремля. Он основан в 1552 году и изначально был мужским. В XVII веке монастырь оказался частично разрушен и восстановлен как женский.

Это один из самых древних русский монастырей — он был основан в 1360 году митрополитом Московским святителей Алексием. По преданию, священнослужителю явилась Божия Матерь, которая и попросила основать эту обитель: «Подобает тебе монастырь поставити имени Моему, купно же и себе в память…».

Это один из старейших на Руси и в Подмосковье монастырей. Он был основан в 1374 году князем Владимиром Храбрым. Он обратился за помощью и благословением к преподобному Сергию Радонежскому, который пришел пешком в Серпухов, чтобы выбрать место для будущей обители. Этот монастырь часто посещали знатные особы и даже члены царской семьи.

Обитель основана в 1479 году преподобным Иосифом во имя Успения Божией Матери. В этот же год был построен деревянный собор, который спустя несколько лет заменили на каменный. Основные сохранившиеся постройки относятся к XVI—XVII векам. Интересно, что в эту обитель в XVI веке приезжали молиться цари, а в его стенах заточали врагов государевых и еретиков.

Точных данных о дате создания монастыря нет — считается, что обитель была основана в 1413 году князем Андреем Дмитриевичем Можайским (сыном Дмитрия Донского) на месте явления Чудотворной иконы Божией Матери Колочской.

Монастырь был основан в 1408 году учеником преподобного Сергия Радонежского — святым Ферапонтом Белозерским по просьбе князя Андрея Можайского. Первые постройки не дошли до наших дней, а вот каменный собор в честь Рождество Богородицы, построенный в XVI веке, сохранился.

Монастырь был основан в 1380 году князем Дмитрием Донским. По преданию, на месте обители остановилось его войско на пути к Куликову полю, и князю явилась икона Николая Чудотворца, которая наполнила его сердце верой и надеждой.

Точная дата основания монастыря неизвестна, однако первые упоминания о нем относятся к 1308 году. Изначально это был небогатый женско-мужской монастырь. Известен тем, что в 30-х годах  XIV века здесь приняли постриг родители Сергия Радонежского — преподобные Кирилл и Мария. В обители они скончались и были похоронены.

Точная дата основания монастыря не известна. Большинство исследователей склоняются к 1385 году и связывают появление монастыря с именами преподобного Сергия Радонежского и князя Дмитрия Донского. Предание утверждает, что преподобный Сергий сам лично участвовал в закладке, строительстве и освящении первого монастырского храма — Богоявленского собора. 

Основателем монастыря называют преподобного Владимира Белопесоцкого, а датой основания — 1498 год. Новая обитель расположилась на Оке и выполняла вместе с другими крепостями оборонительную функцию. Изначально монастырь был мужским.

С Успенским собором неразрывно связано имя Андрея Рублева. Именно тут в 1918 году был найден так называемый Звенигородский чин — три иконы кисти великого мастера. Сейчас они выставлены в Третьяковской галерее.

Предположительная дата постройки храма — 1309 год. . Впервые в письменных источниках каменная церковь в Каменском упоминается в 1612 году, а спустя 17 лет в Писцовой книге Боровского уезда говорится о ее обветшалости: «В селе Каменском храм каменный Николы Чудотворца стоит пуст обвалился… Двор поповский пуст…». Вскоре храм восстановили, в XVIII веке в нем «…был устроен придел во имя мученика Уара тщанием московского купца Бобылева при пособиях приходских людей».

Строительство церкви началось в 1802 году. Считается, что проект разработал архитектор Алексей Бакарев — ученик известного Матвея Казакова. Новый храм стал прекрасным образцом русской готики. Есть легенда, что Наполеон, проходя мимо собора в 1812 году, выразил сожаление, что не может забрать этот храм с собой во Францию. 

Архитектурный ансамбль Волоколамского кремля — краснокирпичный с белыми деталями Никольский собор XIX века, пятиярусная колокольня XVIII века, Воскресенский собор ХV века, элегантная ограда с башенками в неорусском стиле конца XIX — начала XX веков. Все здания находятся в прекрасной сохранности, впечатляют монументальностью.

По преданию, неотапливаемую церковь Рождества Божией Матери у Рудни в XV веке выстроил митрополит московский Фотий, он же оставил тут чудотворную икону Божией матери. Местные жители утверждают, что с той поры в церкви сохранились некоторые элементы, однако официально датой постройки считается 1782 год.

Церковь в селе Быково известна с XVII века, изначально она была деревянной. А в 1704 году на дворцовые средства здесь возвели каменный храм во имя Рождества Христова. Новый владелец имения Михаил Измайлов, генерал-губернатор Москвы и тайный советник Екатерины II, которому она и подарила эти земли, задумал построить новую церковь и в 1789 году осуществил свое намерение. Согласно самой распространенной версии, проект создал известный скульптор Василий Баженов.

Усадьба и храм на высоком берегу Пахры хорошо известны местным молодоженам — все локальные свадебные торжества совершаются именно тут. Впервые Дубровицы упоминаются в переписных книгах Перемышльской церковной десятины за 1627 год как вотчина боярина Ивана Морозова. Основной корпус усадебных зданий был заложен в конце XVII века — строительство затеял Борис Алексеевич Голицын, воспитатель и сподвижник Петра I.

Однокупольный храм в стиле московского барокко находится в селе Софрино, на месте бывшей одноименной усадьбы. Главными святынями храма являются иконы Смоленская и Боголюбская. Каждый четверг здесь служится молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу. 

Черниговский Скит является подворьем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Он был основан в 1844 году.  В 1847 году при ските основано Пещерное отделение блаженным схимонахом Филиппом. Уединенная живописная местность привлекала монахов, жаждущих безмолвия, и скит вскоре стал местом тихого пристанища для более чем 400 человек. После революции 1917 года скит, как и большинство храмов и монастырей России, был закрыт. Монашеская жизнь вновь возродилась только в 1990 году.

Николо-Берлюковская пустынь – монастырь в деревне Авдотьино в Богородском округе Подмосковья. История обители началась в XVII веке. Она переживала различные периоды, расцвет пустыни пришелся на конец XIX – начало XX века.

В 1829 году Николаевская Берлюковская пустынь обрела великую святыню — чудотворную икону «Лобзание Иисуса Христа Иудою».

Святыни Подмосковья — Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 18 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Сегодня в Московской области свыше полутора тысяч действующих храмов и 24 монастыря. Чтобы рассказать обо всех них, потребовалось бы несколько томов. Поэтому мы решили остановиться только на тех святынях Подмосковья, которые, с нашей точки зрения, обладают наибольшей исторической, культурной, духовной значимостью. Полагаем, в этих местах будет интересно побывать всем — и воцерковленным людям, и тем, кто только ищет свою дорогу к храму.

1.  Успенский Колоцкий женский монастырь

Деревня Колоцкое, Можайский район

Летопись связывает основание монастыря с событиями 1413 года. Колоцкая обитель связана с двумя важными событиями. Первое — обретение чудотворной иконы Богородицы. Второе — пребывание штаб-квартиры Михаила Кутузова в стенах монастыря незадолго до Бородинской битвы.
В 1413 г. в в этих краях крестьянин Лука нашел на дереве икону Богородицы. Он принес икону домой, и от нее исцелился его больной родственник. Новость о чуде узнали все в округе. В Можайске навстречу иконе вышел с крестным ходом сам князь Андрей Дмитриевич. Вернувшись домой, Лука построил для иконы церковь, а для себя — богатые хоромы. Нанял слуг и стал проводить дни в разгульном веселье. Вскоре крестьянин тяжело заболел, недуг вразумил его — он покаялся и распродал все свое имущество. На вырученные деньги был построен монастырь рядом с тем самым местом, где явилась икона. Первым монахом обители стал Лука.

Успенский Колоцкий монастырь. Фото С. М. Прокудина- Горского, 1911 год

В советские годы монастырь закрыли, разрушили многие монастырские постройки. Некоторых монахов расстреляли. Верующие прятали Колоцкую икону Божией Матери на частной квартире. Потом след ее потерялся, сохранились только копии — сейчас одна из них в монастыре. Только в 1990-х годах монастырь возродили.

2. Спасо-Бородинский женский монастырь

Село Семеновское, Можайский район

Обитель была основана в 1830-х годах. Спасо-Бородинская обитель — живое напоминание о тяготах народа, отражавшего нападение «Великой армии» Наполеона.
Монастырь основала вдова генерал-майора А. А. Тучкова Маргарита Михайловна. Во время русско-шведской войны она сопровождала любимого мужа, жила в палатке, помогала раненым бойцам — была одной из первых российских сестер милосердия. Во время антинаполеоновских кампаний она также была с мужем.

Спасо-Бородинский монастырь. Фото Владимира Ештокина

После гибели супруга в Бородинском сражении Маргарита Михайловна искала его тело среди десятков тысяч трупов, но найти не смогла. А. А. Тучков был сражен близ Семеновских высот. Маргарита Михайловна решила поставить на этом месте храм. Она продала драгоценности и выкупила несколько десятин земли на поле битвы. Здесь в 1820 году был освещен построенный ее трудами Спасский храм. Главной его святыней стал образ Спаса Нерукотворного, полковая икона Ревельского полка.
Шесть лет спустя умер сын Маргариты Михайловны Николай. Она навсегда поселилась в сторожке близ Спасского храма. Вокруг нее за несколько лет образовалась небольшая община вдов и сирот. В 1836 году святитель Филарет Московский благословил безутешную вдову на принятие иночества. А в 1837—1838 годах ее община была преобразована в монастырь. Инокиня Мария, бывшая генеральша, стала его игуменией.

3. Черниговский  мужской скит Сергиева Посада

Город Сергиев Посад,  улица Гефсиманские пруды, дом 1

Основан в 1840-х годах. На кладбище Черниговского скита похоронены великие русские писатели и философы — К. Н. Леонтьев (инок Климент) и В. В. Розанов. Судьба скита связана с именами двух больших святых. Святитель Филарет Московский немало способствовал его учреждению. Святой блаженный схимник Филипп стоял у истоков его основания.

Черниговский мужской скит Сергиева Посада. Фото APL

Черниговский скит — подворье Троице-Сергиевой Лавры — стоит на берегу пруда в трех километрах от монастыря. Скит вырос из серии келий-пещерок. Первым сюда, в Исаковскую рощу, переселился московский юродивый Филиппушка. Одно время он жил при Лавре, а в 1847 году ему разрешили «выкопать погребок» наподобие тех, что копали себе насельники Киево-Печерской Лавры. Так Филиппушка основал Черниговский скит. Его примеру последовали другие монахи — пещеры копали еще в течение пяти лет. Простота и строгость были заповеданы основателями скита. Облачениям, украшению церкви, самой обстановке скита надлежало подражать «нищете» великих святых — преподобных Сергия и Никона Радонежских. Пещерки и скитский святой источник открыты для посещения.

4. Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь

Город Коломна, улица Голутвинская, дом 11.

Обитель возникла в 1370-х — 1380-х годах.

Богоявленский монастырь стоит на окраине Коломны, на месте слияния Оки и Москвы. По одной из версий монастырь этот обетный: как считают некоторые исследователи, его основал святой благоверный князь Дмитрий Донской после Куликовской битвы.
Великий святой пешком пришел в Коломну и подарил будущей обители икону Богоявления из своей домашней церкви, в серебряном окладе, а также ризы и аналойный крест.
Есть легенда, что именно Сергий Радонежский заложил первый камень в основание Богоявленского собора. Сегодня от того, первого, здания, сохранилось немногое — фундамент и цокольная часть. Они находятся в подклете второго Богоявленского собора, построенного над ними в XVII веке. Эти древние реликвии называют «камушками Преподобного».

Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь. Фото конца XIX века.

В честь подворья Старо-Голутвина монастыря в Москве назвали Голутвинскую слободу и Голутвинские переулки.
В 1799 году жизнь обители прервалась: монахов отсюда перевели в здания Коломенского архиерейского дома, где возникла Ново-Голутвина обитель. Однако вскоре монастырь возродился: сюда отправили иноков из другой древней обители — Богородице-Рождественского Бобренёва монастыря.
В советское время монастырь закрывался, здания его пострадали, иноки оказались изгнанниками. Но начало 1990-х стало временем возрождения монастыря. С 1996 года здесь же находится и Коломенская духовная семинария. Десятью годами позже сюда перенесли святые мощи священноисповедника святителя Феодосия (Ганицкого).

5. Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь

Город Ступино,  улица Белопесоцкая

Обитель основана во второй половине XV века. вято-Троицкая Белопесоцкая обитель — одна из старейших на земле Московской Руси.
Монастырь основан иноком Новгородского Варлаамо-Хутынского монастыря Владимиром в месте, именуемом с древних времен Белые Пески, на левом берегу Оки, напротив города Каширы. Неподалеку от этого места в древности процветал город Кремична. Впервые монастырь упоминается в документах в конце 1490-х годов.

Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь. Гравюра второй половины XIX в.

В Белопесоцкой обители хранился чудотворный список с иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Существовала традиция носить этот образ по окрестным деревням.  В 1871 году Богородица спасла от холеры село Малино. После падения советской власти икону долгое время не отдавали, но в 2012 году она все же вернулась в обитель.

6. Можайский Лужецкий Рождества Богородицы Ферапонтов мужской монастырь

Город Можайск, улица Сергея Герасимова, дом 1.

Обитель возникла в 1370-х — 1380-х годах.

Своим появлением Лужецкий Ферапонтов монастырь обязан двум людям — преподобному Ферапонту Можайскому и можайскому удельному князю Андрею Дмитриевичу. Обитель стоит на правом берегу реки Москвы; это место в древности называли Лужками, отсюда название монастыря — Лужецкий.
Рождеству Пресвятой Богородицы обитель посвятил преподобный Ферапонт, основатель Богородице-Рождественского Ферапонтова монастыря близ Белозерска, а также сооснователь Кирилло-Белозерской обители. Он же стал первым игуменом Лужецкого монастыря. Святой прожил почти до ста лет, похоронили его у стен монастырского собора.

Можайский Лужецкий Рождества Богородицы. Ферапонтов мужской монастырь. Фото С. М. Прокудина-Горского, 1911

Спустя век, в 1547 году, настоятеля причислили к лику святых, а над его могилой построили храм. Сегодня от храма Ферапонта Можайского остался лишь фундамент. Сложен он из белокаменных надгробий со старинными вилообразными крестами.
Лужецкий монастырь славен не только отсветом деяний преподобного Ферапонта, но и блистательным архитектурным ансамблем. Здесь сохранились три храма XVI века, а также множество построек XVII и XVIII столетий.

7. Монастыри и церкви Коломенского кремля XVI-XIX века

    Город Коломна, Кремль.

Первый раз город на пересечении трех рек — Оки, Москвы и Коломенки — упоминается в летописях в 1177 году. В XVI веке Коломна — один из главных оплотов русской обороны от набегов крымцев. Здесь возник могучий кремль, по некоторым параметрам превосходящий даже московский. Ныне от кремля уцелели семь башен и два прясла стен.
На Соборной площади стоят храмы и монастырские постройки. Например, собор Успения Пресвятой Богородицы, история которого уходит ко временам Дмитрия Донского. По соседству — Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь. В храме Воскресения Словущего венчался святой благоверный князь Дмитрий Донской.

Монастыри и церкви Коломенского кремля XVI-XIX века. Фото Петра Шмелева

Неподалеку от площади, на улице Лажеч­никова, расположен Брусенский Успенский женский монастырь. От его ограды дошла до наших дней кирпичная стена с изящными башенками в стиле русской готики, одна из которых многие годы простояла покосившейся — горожане называли ее Пизанской. Обитель выросла вокруг шатровой церкви Успения Пресвятой Богородицы XVI-го века по приказу Ивана Грозного — в честь взятия Казани. Здесь хранилась древняя копия Казанской иконы Божией Матери, которую, по преданию, писали прямо с явленного образа.

8.  Серпуховской Владычный  женский монастырь

Город Серпухов, улица Октябрьская, дом 40.

Летопись относит учреждение обители к 1360 году. Основание монастыря связано с именем святого митрополита Московского Алексия. Его келейник, преподобный Варлаам, стал первым игуменом обители и вскоре поставил тут каменный храм.

Серпуховской Владычный женский монастырь. Фото Дмитрия Вильгоша

Именно в этом монастыре в 1878 году крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии явилась чудотворная икона Богородицы «Неупиваемая Чаша». Сейчас ее копия хранится в Серпуховском Высоцком мужском монастыре; перед ней верующие молятся об избавлении от греха пьянства. Судьба первого образа неизвестна, он потерялся из виду в 1920-х годах, после закрытия Владычного монастыря. Как говорят серпуховские старожилы, скорее всего, ее сожгли коммунисты на берегу реки Нары.

9. Серпуховской Высоцкий  мужской монастырь

 Город Серпухов, улица Калужская, дом 5/3
Обитель основана в 1370-х годах

Основателем монастыря стал знаменитый полководец, серпуховской князь Владимир Андреевич по прозвищу Храбрый. Монастырь располагается на холме — отсюда и название.
Высоцкая обитель долгое время была главным духовным центром в узловом пункте обороны русского юга.

Серпуховской Высоцкий мужской монастырь

В XVIII веке тут действовало семь каменных церквей. Во второй половине XIX — начале XX веке, по отзывам современников, это одна из самых благоустроенный обителей империи.
В советское время монастырь пережил чудовищное разорение, но после исчезновения СССР возродился. Сейчас это один из самых значительных архитектурных памятников всего Подмосковья. Здесь находятся мощи преподобного Афанасия Серпуховского Младшего — второго игумена обители.

10. Николо-Угрешский мужской монастырь

Город Дзержинский, площадь Святителя Николая, дом 1.

Основание монастыря легенда возводит к 1380 году. Обитель основал Дмитрий Донской. По пути на Куликово поле войско остановилось на привал, и Бог явил князю икону Николая Чудотворца. Чудо воодушевило Дмитрия. В порыве благодарности Господу и св. Николаю он произнес: «Сия вся угреша сердце мое» («Это все согрело мне сердце»).

Николо-Угрешский мужской монастырь

Но никаких древних построек тут не осталось. В Синодальный период обитель влачила жалкое существование. Неожиданный взлет принесло ей игуменство прп. Пимена Угрешского. Он преобразовал быт монастыря. Во-первых, ввел в обычай большую строгость иноческой жизни. Во-вторых, он прославился как великий строитель, его даже ласково именовали «кирпичником». При нем появились гостиницы, больницы, новые храмы. Он правил обителью более четверти века. Она превратилась в один из величайших иноческих центров России. Тогда возвели Спасо-Преображенский собор, обнесли территорию кирпичной стеной с восемью воротами и шестнадцатью башнями. До наших дней сохранился интереснейший северный участок стены. Его называют Палестиной, или Иерусалимской стеной. На стене запечатлены образы Страстного цикла — иконографические сюжеты, посвященные последним дням земной жизни Христа. Мощи прп. Пимена пребывают сейчас в обители и пользуются большим почитанием.
В 1920 году обитель закрыли, разорили и разместили в ней колонию для беспризорников. А позже стали селить в корпуса простых горожан. В 1940-м был уничтожен уникальный Никольский собор XVI-XIX веков. В 1990-х годах началось долгое и трудное восстановление монастыря от большевистского варварства. Сейчас туда притекает множество паломников и еще того больше — туристов.

11. Саввино-Сторожевский мужской монастырь

   Город Звенигород,  Городок, дом 5
    Обитель основана  в 1390-х годах. Обитель стоит на берегу Москвы-реки. Основана преподобным Саввой Сторожевским. В самом конце XIV века князь Юрий Дмитриевич попросил своего духовника — отца Савву — основать монашескую общину. Так в местности под названием Сторожа появилась обитель. Очень скоро в ней появился первый каменный храм, дошедший до наших дней. Это одна из древнейших построек всего Подмосковья — Рождественский собор начала XV века. Паломники приезжают сюда, чтобы помолиться у мощей преподобного Саввы.

Саввино-Сторожевский мужской монастырь. Фото Bernadetta

Интересно, что колокол на гербе Звенигорода — уникальный 35-тонный большой благовестный колокол монастыря, разрушенный во время Великой Отечественной войны в 1941 году. Как говорили старые люди, в свое время его звон был слышен до самой столицы.

 12. Покровский Хотьков женский монастырь

Город Хотьково, улица Кооперативная, дом 20.
Точное время основания неизвестно. Предпо­ло­жительно относят его к началу XIV века, но обитель может быть и древнее. Из ныне действующих монастырей Подмосковья этот — самый древний. Первый раз он упоминается в исторических источниках под 1308 годом.
По легенде, в монастыре приняли постриг родители преподобного Сергия Радонежского: ростовский боярин Кирилл и его жена Мария (в старину на Руси допускалось существование обителей где могли жить праведной жизнью как мужчины, так и женщины). В 1992 году Русская Православная Церковь причислила их к лику святых. Теперь паломники могут приложиться к гробнице святых Кирилла и Марии, которая находится в Покровском храме. Здесь же, вероятно, начинал монашествовать и брат преподобного Сергия — Стефан.

Покровский Хотьков женский монастырь. Фото APL

Эпоха расцвета наступила в XIX веке. Число инокинь умножилось чрезвычайно, появился величественный Покровский собор, а затем — громадный Никольский.
В Хотьков монастырь верующие часто заезжают по пути в Троице-Сергиеву Лавру. После почти семидесяти лет забвения обитель активно возрождается. Монахини построили сиротский приют, служат сестрами милосердия в местных детских больницах и доме престарелых.
Кроме того, это очень красивое место: монастырь расположен на холме, в обрамлении рощи.

13. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах

 Поселок Дубровицы, Подольский район

Храм строился, а затем был освящен в 1693—1704 годах. Знаменская церковь в древней усадьбе Дубровицы стоит у слияния рек Пахры и Десны, на окраине города Подольска, в 40 км от Москвы.
Нигде в Подмосковье не найти здания, хоть немного похожего на это. Храм украшен множеством элементов: белокаменная резьба, статуи, барельефы и горельефы на евангельские сюжеты. Интересно, что надписи в храме изначально были на латыни, и лишь в XIX веке их заменили на кириллические.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах

Сохранился деревянный иконостас с резным орнаментом. В плане церковное здание представляет собой равноконечный крест с закругленными краями. Главка его устроена в виде короны.
Как считают специалисты, в строительстве храма участвовали иноземные мастера — итальянские или швейцарские. Их в Россию выписал князь Борис Алексеевич Голицын, воспитатель Петра I и основатель церкви в Дубровицах.

 14.  Собор Новомучеников и исповедников Российских в Бутове

    Поселок Бутово, улица Юбилейная, дом 2, Ленинский район.

Строительство храма совершалось в 2004—2007 годах. На Бутовском полигоне стоят две церкви, посвященных памяти новомучеников и исповедников Российских. Одна из них — большая шатровая, похожая на белоснежный корабль, — была достроена и освящена совсем недавно, в 2007 году.
Бутовский полигон называют «Русской Голгофой». В Подмосковье это самое крупное место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. С августа 1937 по октябрь 1938 года здесь были убиты и сброшены в рвы более двадцати тысяч человек. Но расстрелы начались здесь еще в 1935 году, а прекратились в 1950-х, и общее число жертв больше названного. Около тысячи из общего числа бутовских жертв подверглись казни за православную веру. Более трехсот из них Русская Православная Церковь прославила в лике святых.

Собор Новомучеников и исповедников Российских в Бутове

В притворе храма расположена небольшая экспозиция — личные вещи пострадавших на Бутовском полигоне. Под стеклом можно увидеть иконы и облачения новомучеников. Письма, которые заключенные писали родным на свободу. Ботинки, ложки, фотографии расстрелянных.
Уже более десяти лет каждый год в четвертую субботу после Пасхи на Бутовском полигоне совершается патриаршее богослужение под открытым небом.

15. Соборный комплекс города Бронницы

 Город Бронницы, улица Советская, дом 61.

Создавался на протяжении долгого времени — с конца XVII по вторую половину XIX века. Храмы города Бронницы стоят особым «островком» прямо у Новорязанского шоссе, близ Бельского озера. Туристы, едущие из столицы в Рязань, неизменно выходят здесь из автобусов и любуются чудесной красотой этого архитектурного комплекса. Собор Архистратига Михаила с высокой колокольней — самый яркий символ подмосковных Бронниц. Главный его объем возвели между 1696 и 1705 годами, соблюдая особенности уже уходящего, но еще любимого нашими зодчими стиля «московское барокко».

Соборный комплекс города Бронницы

Позднее к нему пристроили трапезную. Многоярусная колокольня красного кирпича (1853), возведенная архитектором М. И. Бове в русском стиле, — одна из самых высоких во всем Подмосковье, 73 метра. С весны 2010 года на колокольне вновь действуют часы с боем. Здесь же, рядом, стоит церковь иконы Божией Матери Иерусалимской середины XIX столетия.

16. Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Абрамцеве

    Село Абрамцево, Сергиево-Посадский район.

Храм строился  в 1881—1882 годах. Абрамцевский храм — великолепный памятник национального и религиозного возрождения, совершавшегося во второй половине XIX столетия. Известные художники специально изучали традиции древнерусской архитектуры и иконописи, чтобы создать памятник, который всем видом своим показывал бы: современный русский православный человек нерасторжимо связан с жизнью древней Руси.

Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Абрамцеве

Церковь Спаса Нерукотворного Образа — это усадебный храм, искусно вписанный в сельский пейзаж. Своим появлением он обязан Савве Ивановичу Мамонтову — блистательному меценату, создавшему творческое сообщество русских живописцев. Строительство храма в его усадьбе стало общим делом его друзей-художников: В. М. Васнецова, В. Д. Поленова, И. Е. Репина, М. А. Врубеля, скульптора М. М. Антокольского.
В храме находится могила Саввы Мамонтова. Сейчас усадьба Абрамцево — это музей-заповедник. Храм открыт для посещения, а богослужения в нем проходят в дни церковных праздников.

17. Иосифо-Волоцкий Успенский мужской монастырь

   Село Теряево, Волоколамский район.

Монастырь возник в 1479 году. Обитель в конце XV века основал преподобный Иосиф Волоцкий. В годы жизни преподобного Иосифа здесь с исключительной суровостью соблюдались правила монашеской жизни. Средства на учреждение обители дал волоцкий удельный князь Борис Васильевич.

Иосифо-Волоцкий Успенский мужской монастырь. Фото А. Шипилина

Обитель стала крупным духовным центром. Здесь возникла большая библиотека. Постриженики этой обители становились архиереями, возглавляли Русскую Церковь. В XVI веке здесь пребывал в заключении святой Максим Грек, обвинявшийся в ереси.
В 2001 году археологи обнаружили в монастыре мощи преподобного Иосифа Волоцкого. На глубине больше двух метров, именно там, где, по преданию, был похоронен святой основатель обители. Ученые подтвердили — мощи подлинные. Святыню положили в ковчег в нижнем храме Успенского собора, сейчас к ней может приложиться любой паломник. Здесь же, в обители, обретаются и вериги преподобного Иосифа.
Монастырь окружен стенами и башнями XVI века. Здесь сохранились первоклассные постройки времен допетровской России, среди которых первенствует Успенский собор XVII столетия.

18. Церковь Преображения Господня в селе Остров

Село Остров, Ленинский район

Храм, скорее всего, построен в конце XVI — начале XVII веках. Преображенский храм — загадка для историков. Некоторые исследователи считают, что он построен в память какого-то важного события, но никто не знает, какого. Неизвестна даже точная дата его основания. По традиции, церковь относят к эпохе Ивана Грозного.

Церковь Преображения Господня в селе Остров

Архитектурно храм повторяет сюжет иконы Преображения Господня. Богато украшенный каменными «кокошниками», он возвышается на горе подобно преобразившемуся Спасителю. Боковые приделы освящены в честь Моисея и Илии. А в основании шатра расположены 12 декоративных главок, которые символизируют апостолов. Смешную колоколенку в стиле русской готики пристроили к величественному храму через несколько веков после его воздвижения.

19. Церковь Михаила Архангела в Микулине

Село Микулино, Лотошинский район

Храм возведен в 1550-х годах. У самой окраины Московской области, на живописной поляне в обрамлении древних земляных валов стоит Михайло-Архангельская церковь. Ее величественные пропорции и лаконичный архитектурный наряд создают образ храма-богатыря.

Церковь Михаила Архангела в Микулине. Фото Ильи Шафранова

Древний город Микулин на реке Шоша впервые упоминается в летописях в 1363 году. Им правили крупные политические деятели, здесь чеканилась собственная монета, существовали монастыри. Духовным центром города стал собор в честь Михаила Архангела. Древнейшее здание храма не сохранилось. Пятиглавый собор, который стоит сейчас в селе Микулино, возвели в XVI веке. Тогда этой землей владел князь Семен Иванович Микулинский, военный гений Московского государства. Он умер в 1559 году от ранения в шею, полученного во время похода на земли Ливонии, и похоронен в созданном на его средства соборе.

20. Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь

 Город Истра,  улица Советская, дом 2

Обитель основана в 1656 году.  Возникла обитель благодаря Святейшему Патриарху Никону, а его могила, которая расположена в северном приделе Воскресенского собора, — одна из главных святынь этого места.

Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь. Фото Екатерины Вахе

Монастырь строился по уникальному замыслу — перенести на нашу землю образ иерусалимского храма Гроба Господня. Причем архитектор использовал деревянную разборную модель иерусалимского храма. Соседствующие постройки и даже названия водных потоков, холмов, урочищ близ монастыря напоминали русскому человеку XVII столетия о святых древностях Иерусалима.
Неподалеку от Воскресенского собора стоит уединенный скит, где долгое время жил сам Никон.
Строительство велось с большим размахом. Оно то останавливалось, то вновь продолжалось и продлилось с перерывами тридцать лет. Завершилась великая архитектурная эпопея лишь при Святейшем Патриархе Иоакиме (1685).
Сейчас «подмосковный Иерусалим» открыт для посещения паломниками. После развала СССР здесь восстановили почти все монастырские постройки: Воскресенский собор, подземную церковь Константина и Елены, крепостную стену с башенками и старинный некрополь. Не удалось сохранить только большую ярусную звонницу XVII века.

21. Собор Успения Пресвятой Богородицы  на Городке

    Город Звенигород, Городок.

Храм строился в 1390-х годах.Успенский собор считается одним из древнейших и, весьма вероятно, самым древним из дошедших до наших времен памятников Московской Руси.

Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке. Фото Ludvig14

Его также прославили три великие иконы: Спас Вседержитель, архангел Михаил и апостол Павел. Искусствоведы связывают эти работы с именем иконописца Андрея Рублева. Иконы из Успенского собора весь мир знает под названием «Звенигородский чин». Византийская иконописная традиция перемешалась в них с русской. Святыни хранятся в Третьяковской галерее. А в храме на Городке осталась еще одна доска, которую тоже иногда относят к «Звенигородского чину», — образ Иоанна Предтечи, переписанный в XVIII веке.

22. Церковь Преображения Господня и памятник преподобному Сергию Радонежскому

Село Радонеж,  Сергиево-Посадский район.

Храм достроен в 1842 году,  памятник установлен в 1988 году. Древнее село Радонеж стоит  на берегу реки Пажи, в пятнадцати километрах от Сергиева Посада. Около 1328 года здесь поселились ростовский боярин Кирилл, его жена Мария, а также их сыновья: Стефан, Петр и Варфоломей — будущий преподобный Сергий Радонежский, основатель Троице-Сергиевой Лавры. Преображенскую церковь в селе возвели в 1836—1842 годах.

Церковь Преображения Господня и памятник преподобному Сергию Радонежскому. Фото Александра Бурого

Сейчас рядом с ней — недавно построенная часовня с крестом Матроны Московской и святой источник. Архитектура храма простая и добротная, память о святом Сергии является главным украшением этого места. К торжествам, связанным с 1000-летием Крещения Руси, в Радонеже появился памятник работы В. М. Клыкова, посвященный чуду, которое произошло с преподобным Сергием в отрочестве. Это фигура старца высотой 3 метра, в средней части которой — рельефное изображение мальчика с иконой Троицы в руках.

 

6 Интригующие религиозные места России

Если вы отправляетесь в религиозное паломничество, Россия может и не занимать первое место в списке направлений, но с таким количеством красивых и исторических религиозных мест Россия должна быть на первом месте в списке мест паломничества. Россия имеет долгую и разнообразную религиозную историю, от греческих и кельтских религиозных влияний до христианства. Хотя сегодня христианство является наиболее распространенной религией в России, оно не является единственной религией, процветающей в России. Буддизм стоит крепко и уже некоторое время. Россия полна религиозных и исторических чудес, что делает ее обязательной для посещения религиозной страной.

Свято-Троицкая Лавра

Свято-Троицкая Лавра или Свято-Троицкий монастырь начинался как небольшая деревянная церковь, основанная преподобным Сергием Радонежским в 1345 году, но вскоре превратилась в самый богатый монастырь в России. В 1422 году Сергий был объявлен покровителем Русского государства и погребен в Троицком соборе монастыря. Иван Грозный тоже приложил руку к истории монастыря. В 1559 году Иван Грозный заказал Успенский собор будет построен в качестве покаяния за убийство его сына, и строительство заняло 26 лет.

С годами к монастырю пристраивалось еще много зданий, а в 1742 году была основана семинария. Монастырь был закрыт в 1917 году во времена Советского Союза, но был вновь открыт как Русская православная церковь в 1945 году, а в 1993 году ЮНЕСКО объявила монастырь объектом Всемирного наследия. Свято-Троицкий монастырь — самый важный монастырь в России и сердце русского православия. Расположенный в Сергиевом Посаде, всего в 45 минутах езды к северо-востоку от Москвы, Свято-Троицкий монастырь является обязательным для посещения религиозным объектом в России.

Свято-Троицкая Лавра

Храм Спаса-на-Крови

Храм Спаса-на-Крови , также известный как Храм Спаса-на-Крови и Храм Воскресения Христова Христос , был заказан в 1883 году Александром III как дань уважения его отцу, убитому на этом месте в 1881 году. Строительство не было завершено до 1907 года, когда царствовал сын Александра III, Николай II. Церковь была закрыта в 1930-е годы при СССР и церковь подверглась разграблению, повредив внутреннее убранство. Использовавшаяся во время Второй мировой войны как склад для хранения овощей, церковь получила прозвище «Спас на картофеле».

В 1970 году управление храмом перешло к Исаакиевскому собору, и начались реставрационные работы. После 27 лет реставрации храм Спаса-на-Крови вновь открылся в 1997 году. Хотя храм не является постоянным местом поклонения, его история и архитектура заслуживают внимания. Храм Спаса-на-Крови с более чем 7 500 квадратных метров мозаики и произведений искусства Виктора Васнецова, Михаила Нестерова и Михаила Врубеля привлекает людей со всего мира в Санкт-Петербург, чтобы увидеть его красоту.

Храм Спаса-на-Крови

  Собор Василия Блаженного

Собор Покрова Пресвятой Богородицы у Рва , или, как его чаще называют, Собор Василия Блаженного 90 введен в эксплуатацию Иваном Грозным в честь взятия крепости в Казани. Строительство собора началось в 1555 году и продолжалось до 1560 года. Об зодчих собора известно мало, кроме их имен Барма и Постник Яковлевы. Согласно легенде, когда собор был построен, Иван Грозный ослепил зодчих, чтобы они больше никогда не смогли построить ничего столь прекрасного, хотя многие историки считают, что это неправда.

В Соборе Василия Блаженного расположено девять часовен, а Святой Василий похоронен в Троицком соборе, на вершине которого был построен Собор Василия Блаженного. Во времена Советского Союза говорили о разрушении собора, потому что сталинские войска не могли массово уйти с Красной площади, но архитектор Петр Барановский отказался снести собор, и Сталин уступил. Сегодня Собор Василия Блаженного является музеем, и люди устремляются в Москву, чтобы увидеть красивую и необычную архитектуру.

Собор Василия Блаженного

Иволгинский дацан

Иволгинский дацан — буддийский монастырь в России, расположенный в Восточной Сибири. Монастырь состоит из семи храмов, буддийского университета, домов священников, музея буддийского искусства и гостиницы. Главный храм охраняют искусно украшенные тигры, а внутри храм — взрыв красок. В то время как архитектура и ландшафт Иволгинского дацана красивы и интригуют, главная достопримечательность буддийского храма — прекрасно сохранившееся тело 12 Хамбо Лама: Даши-Доржо Итигилов. Итигилов родился в 1852 году и начал свое религиозное образование в возрасте 16 лет. В 1911 году он был назначен 12-м -м Хамбо-ламой, и ему приписывают начало буддийского возрождения в России. За помощь в уходе за ранеными воинами в Первую мировую войну Итигилов был награжден орденом Святой Анны, а в возрасте 75 лет Итигилов вошел в глубокую медитацию и скончался.

По его желанию Итигилов был похоронен в деревянном ящике в позе лотоса. В 1955 и снова в 1973 году тело Итигилова было эксгумировано, и буддийские монахи были поражены сохранностью тела. В 2002 году тело Итигилова было перевезено в Иволгинский дацан и выставлено на всеобщее обозрение, хотя тело доступно для осмотра только 7 дней в году по буддийским праздникам. Буддисты рассматривают сохранение как знак веры, и тысячи людей стекаются, чтобы увидеть тело Итигилова в дни просмотра. Тайна тела Итигилова сбила с толку ученых и поразила верующих, сделав Иволгинский дацан обязательным для посещения религиозным объектом в России.

Иволгинский дацан

Петропавловский собор

Петропавловский собор — старейший храм Санкт-Петербурга и второе по высоте здание. Строительство собора началось через месяц после основания города Санкт-Петербурга. Первоначальный собор был деревянным, но нынешний собор был построен из камня в 1712 году. Архитектура церкви была настоящим шоком, поскольку в ней предпочтение отдавалось стилю раннего барокко, а не традиционной православной архитектуре.

Еще одной уникальной особенностью собора является шпиль на вершине колокольни. Шпиль достигает высоты 404 фута и имеет ангела, держащего крест в качестве флюгера на вершине шпиля. Интерьер собора хранит множество прекрасных произведений искусства, переживших множество трагедий и стихийных бедствий. Собор Святых Петра и Павла также известен как место последнего упокоения большинства русских правителей, начиная с Петра Великого. Собор является старейшей достопримечательностью Санкт-Петербурга, и его стоит посетить, находясь в России.

Алтарь Петропавловского собора

Архангельский собор

Архангельский собор построен в 1505 году и закончен в 1508 году. Иван Великий ввел в эксплуатацию собор, но умер до его завершения. Итальянский архитектор Алевизио Нови отвечал за проект, и он смешал итальянскую и русскую архитектуру, чтобы создать дизайн собора. Фрески в церкви были написаны между 1652 и 1666 годами более чем 100 художниками под руководством живописцев Симона Ушакова, Степана Резанца и Федора Зубова.

Собор является местом упокоения всех русских правителей вплоть до 14 века, когда Петр I перенес столицу из Москвы в Санкт-Петербург. В соборе 46 гробниц, в том числе Ивана Великого и Ивана Грозного. В 1955 году собор был открыт как музей для публики. Являясь местом последнего упокоения многих известных правителей и домом для множества прекрасных фресок, Архангельский собор привлекает тысячи людей, чтобы увидеть историю и чудеса, которые он хранит.

Архангельский собор

Россия имеет долгую и разнообразную религиозную историю, от кельтских и греческих влияний до буддизма и христианства, что делает ее идеальным местом для религиозных путешествий. Эти места являются лишь шестью из многих религиозных направлений, найденных по всей России, поэтому обязательно помните о России в своей следующей поездке. Хотя это и не традиционное религиозное направление, вы не будете разочарованы красивыми и историческими местами, которые откроете для себя. Россия с богатой историей, искусством, архитектурой и религией поразит вас.

Обязательно посетите религиозные места в Москве

  • Собор Василия Блаженного на… @ Зейнель Чебеджи

    Собор Василия Блаженного

    Также известный как Собор Василия Блаженного, этот храм, несомненно, является одной из самых знаковых достопримечательностей Москвы.

    Посмотреть на карте

  • Храм Христа Спасителя

    Храм Христа Спасителя — русский православный собор в Москве, Россия, на северном берегу Москвы-реки,…

    Посмотреть на карте

  • Успенский собор

    Успенский собор, также известный как Успенский собор или Успенский собор, является русской православной церковью…

    Посмотреть на карте

  • Казанский собор в… @ кастор

    Казанский собор

    Казанский собор, официально известный как «Собор Казанской иконы Божией Матери», является русской православной церковью, расположенной на северо-западном углу…

    Посмотреть на карте

  • Клоше д’Иван ле Гранд

    Колокольня Ивана Великого

    Колокольня Ивана Великого — колокольня в комплексе Московского Кремля.

    Посмотреть на карте

  • Благовещенский собор

    Благовещенский собор — русский православный храм, посвященный Благовещению Пресвятой Богородицы.

    Посмотреть на карте

  • Католический собор,… @ НВО

    Собор Непорочного Зачатия

    Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии — неоготический католический храм в центре Москвы, служащий…

    Посмотреть на карте

  • Московская соборная… @ Макиви

    Московская Соборная мечеть

    Здесь была построена мечеть более ста лет назад, но ее пришлось снести, и на том же месте построили новую.

    Посмотреть на карте

  • Усадьба «Коломенское» … @ МОКБА08

    Вознесенская церковь

    Этот красивый собор, посвященный рождению царя Ивана IV, возвышается над центром Москвы издалека.

    Посмотреть на карте

  • Храм Покрова Пресвятой… @ Николай Найденов (1834-1905)

    Церковь Покрова в Филях

    Церковь Покрова в Филях — нарышкинская церковь в стиле барокко, построенная по заказу боярина Льва Нарышкина в его подмосковном имении Фили;…

    Посмотреть на карте

  • Это фото одного… @ Н.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *