Святой стефан: Стефа́н, первомученик: житие, иконы, день памяти

Стефа́н, первомученик: житие, иконы, день памяти

Жизнь и труды апостолов – Святой апостол Стефан, первомученик и архидиакон

Краткое житие первомученика и архидиакона Стефана

Святой апостол первомученик и архидиакон Стефан был старшим среди семи диаконов, поставленных самими апостолами, поэтому его называют архидиаконом. Он был христианским первомучеником и пострадал за Христа в возрасте около 30 лет. По выражению Астерия, это был «начаток мучеников, учитель страданий за Христа, основание доброго исповедания», ибо прежде Стефана никто не изливал крови своей за Евангелие.

Будучи исполнен Духа Святого, святой Стефан с дерзновением убедительно проповедовал христианское учение и побеждал иудейских законоучителей в спорах. За это иудеи оклеветали Стефана, будто бы он произносит хулы на Бога и на Моисея. С таким обвинением святой Стефан предстал перед синедрионом и первосвященником. Он произнес пламенную речь, в которой изложил историю еврейского народа и смело обличил иудеев в гонениях на пророков и в казни ожидавшегося ими Мессии, Иисуса Христа. Во время речи святой Стефан вдруг увидел небо отверстым и Иисуса Христа во славе, стоящего одесную Бога. Он громко провозгласил об этом. Тогда иудеи, затыкая уши, набросились на него, повлекли его за город и побивали камнями, а святой мученик молился за своих убийц. Вдали, на возвышении, стояла Матерь Божия со святым апостолом Иоанном Богословом и усердно молилась за мученика. Перед смертью Стефан произнес: «Господи Иисусе, приими дух мой, Господи, не вмени им это во грех», – и затем радостно предал Христу свою чистую душу. Тело святого первомученика Стефана, оставленное на съедение зверям, тайно взял известный еврейский учитель Гамалиил с сыном своим Авивом и предал погребению в своем имении. Впоследствии они оба уверовали во Христа и приняли Святое Крещение.

Полное житие первомученика и архидиакона Стефана

Святой Стефан происходил из евреев, живших за границей, т. е. вне Святой Земли. Такие евреи назывались эллинистами, так как в них чувствовалось влияние греческой культуры, доминировавшей в Римской империи. После сошествия Святого Духа на апостолов Церковь стала быстро расти, и возникла необходимость заботиться о сиротах, вдовах и бедных вообще, принявших Крещение. Апостолы предложили христианам выделить семь достойных мужей для опеки нуждающихся. Посвятив этих семь человек в диаконы (что значит помощники, служители), апостолы сделали их своими ближайшими помощниками. Среди диаконов выделялся своей крепкой верой и даром слова молодой Стефан, называемый архидиаконом, т. е. первым диаконом. В скором времени диаконы, кроме помощи бедным, стали принимать ближайшее участие в молитвах и богослужениях.

Стефан проповедовал в Иерусалиме слово Божие, подкрепляя истинность своих слов знамениями и чудесами. Успех его был очень большой, и это возбудило против него ненависть ревнителей закона Моисея – фарисеев. Они схватили его и повлекли в синедрион – высшее судилище у евреев. Здесь фарисеи представили ложных свидетелей, которые утверждали, что он в своих проповедях оскорбляет Бога и пророка Моисея. В свое оправдание святой Стефан изложил перед синедрионом историю еврейского народа, показывая на ярких примерах, как евреи всегда противились Богу и убивали посланных Им пророков. Члены синедриона слушая его, все более разгорались гневом.

В это время Стефан увидел, как над ним раскрылось Небо, и он воскликнул: «Я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян.7:56). Услышав это, члены синедриона пришли в великую ярость. Затыкая свои уши, они бросились на Стефана и повлекли его за город. Здесь, как закон повелевал, свидетели, первые обвинившие Стефана, первыми стали побивать его камнями. При этом присутствовал юноша, именем Савл, которому было поручено стеречь одежды побивающих камнями. Он одобрял убиение Стефана. Падая под градом камней, Стефан воскликнул: «Господи Иисусе! Не вмени им греха сего и прими дух мой». Событие это и речь Стефана в синедрионе описал евангелист Лука в книге Деяний апостолов, главы 6-8.

Так архидиакон Стефан стал первым мучеником за Христа в 34 году после Р. Х. После этого началось в Иерусалиме преследование христиан, от которого они вынуждены были бежать в разные части Святой Земли и в соседние страны. Так христианская вера стала распространяться в разных частях Римской империи. Кровь первомученика Стефана не пролилась даром. В скором времени Савл, одобрявший это убийство, уверовал, крестился и стал знаменитым Павлом – одним из самых успешных проповедников Евангелия. Много лет спустя Павел, посетив Иерусалим, был тоже схвачен разъяренной толпой иудеев, хотевших побить его камнями. В своей беседе с ними он вспомнил о невинной смерти Стефана и о своем участии в ней (Деян.22).

Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомученика архидиакона Стефана

Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей святого первомученика архидиакона Стефана было около 428 года. После того, как святой первомученик архидиакон Стефан был побит иудеями камнями, святое тело его бросили без погребения на съедение зверям и птицам. Однако на вторую ночь знаменитый иудейский законоучитель Гамалиил, начавший склоняться к вере в Иисуса Христа как в Мессию и защитивший апостолов в синедрионе (Деян. 5:34-40), послал преданных ему людей взять тело первомученика. Гамалиил предал его погребению на своей земле, в пещере, недалеко от Иерусалима. Когда скончался тайный ученик Господа, Никодим, приходивший к Нему ночью (Ин.3:1-21,7:50-52,19:38-42), Гамалиил также похоронил его близ гроба архидиакона Стефана. Затем и сам Гамалиил, принявший Святое Крещение вместе со своим сыном Авивом, был погребен при гробе первомученика Стефана и святого Никодима. В 415 году мощи святых были чудесным образом обретены и торжественно перенесены в Иерусалим архиепископом Иоанном вместе с епископами Елевферием Севастийским и Елевферием Иерихонским. С того времени от мощей начали совершаться исцеления.

Впоследствии, при святом благоверном царе Феодосии Младшем (408–450), мощи святого первомученика Стефана были перевезены из Иерусалима в Константинополь и положены в церкви в честь святого диакона Лаврентия, а по создании храма в честь первомученика Стефана перенесены туда 2 августа. Десница первомученика хранится в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры.

См. также: «Страдание святого первомученика и архидиакона Стефана» в изложении свт. Димитрия Ростовского.

См. также: «Перенесение мощей святого первомученика и архидиакона Стефана» в изложении свт. Димитрия Ростовского.

СТЕФАН ПЕРВОМУЧЕНИК — Древо

Первомученик и архидиакон Стефан
Стефан (ок. 4 — ок. 34), апостол от 70-ти, архидиакон, первомученик

Память 27 декабря, 15 июня (Греч. [1]), 2 августа (перенесение мощей в Иерусалим ок. 428 года), 15 сентября (обретение мощей в 415 году) и в Соборе семидесяти апостолов.

Святой Стефан, апостол от семидесяти, происходил из евреев, живших за границей, т. е. вне Святой Земли. Такие евреи назывались «эллинистами», так как находились под большим влиянием греческой культуры, доминировавшей в Римской империи. Служение и мученичество Стефана описал Евангелист Лука в книге Деяний Апостолов, главы VI-VIII.

После сошествия Святого Духа на апостолов Церковь стала быстро расти, и возникла необходимость заботиться о сиротах, вдовах и бедных вообще, принявших крещение.

Двенадцать апостолов предложили христианам выделить семь достойных мужей для опеки нуждающихся. Святые Стефан, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен, Филипп и Николай были посвящены во диаконов (что значит «помощники», «служители»), став ближайшими помощниками апостолов от двенадцати. Среди диаконов выделялся своей крепкой верой и даром слова молодой Стефан, называемый архидиаконом, т. е. первым диаконом. В скором времени диаконы, кроме помощи бедным, стали принимать ближайшее участие в молитвах и богослужениях.

Стефан проповедовал в Иерусалиме слово Божие, подкрепляя истинность своих слов знамениями и чудесами. Успех его был очень большой, и это возбудило против него ненависть фарисеев. Они схватили его и повлекли в синедрион. Здесь фарисеи представили ложных свидетелей, которые утверждали, что он в своих проповедях оскорбляет Бога и пророка Моисея. В свое оправдание святой Стефан изложил перед синедрионом историю еврейского народа, показывая на ярких примерах, как евреи всегда противились Богу и убивали посланных Им пророков.

Члены синедриона слушая его, все более разгорались гневом.

Мученичество перводиакона Стефана
В это время Стефан увидел, как над ним раскрылось Небо, и он воскликнул: «Я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян. 7, 56). Услышав это, члены синедриона пришли в великую ярость. Затыкая свои уши, они бросились на Стефана и повлекли его за город. Здесь, как закон повелевал, свидетели, первые обвинившие Стефана, первыми стали побивать его камнями. При этом присутствовал юноша, именем Савл, которому было поручено стеречь одежды побивающих камнями. Он одобрял убиение Стефана. Вдали, на возвышении, стояла Матерь Божия со святым апостолом Иоанном Богословом и усердно молилась за мученика. Падая под градом камней, Стефан воскликнул: «Господи Иисусе! Не вмени им греха сего и прими дух мой».

Так архидиакон Стефан в возрасте около 30 лет стал первым мучеником за Христа около 34 года. По выражению мученика III века Астерия, это был «начаток мучеников, учитель страданий за Христа, основание доброго исповедания, ибо прежде Стефана никто не изливал крови своей за Евангелие».

Часть главы первомученика и архидиакона Стефана. Монастырь Ватопед. Афон

Мощи и почитание

После кончины мученика в Иерусалиме началось преследование христиан, от которого они вынуждены были бежать в разные части Святой Земли и в соседние страны. Так христианская вера стала распространяться в разных частях Римской империи. Кровь первомученика Стефана не пролилась даром и его молитва о невменении греха побивающим его была услышана. В скором времени Савл, одобрявший это убийство, уверовал, крестился и стал знаменитым Павлом — одним из самых успешных проповедников Евангелия. Много лет спустя Павел, посетив Иерусалим, был тоже схвачен разъяренной толпой иудеев, хотевших побить его камнями. В своей беседе с ними он вспомнил о невинной смерти Стефана и о своем участии в ней (Деян. 22, 19) [2].

Десница святого первомученика и архидиакона Стефана. Свято-Троице-Сергиева Лавра. Серапионова палата
После того, как святой первомученик архидиакон Стефан был побит иудеями камнями, его святое тело бросили без погребения на съедение зверям и птицам. Однако на вторую ночь знаменитый иудейский законоучитель Гамалиил, начавший склоняться к вере в Иисуса Христа как в Мессию и защитивший апостолов в синедрионе (Деян. 5, 34-40), послал преданных ему людей взять тело первомученика. Гамалиил предал его погребению на своей земле, в пещере, недалеко от Иерусалима. Когда скончался тайный ученик Господа, Никодим, приходивший к Нему ночью (Ин. 3, 1-21; Ин. 7, 50-52; Ин. 19, 38-42), Гамалиил также похоронил его близ гроба архидиакона Стефана. Затем и сам Гамалиил, принявший крещение вместе со своим сыном Авивом, был погребен при гробе первомученика Стефана и святого Никодима.

Перст св. ап. первомученика архидиакона Стефана Киево-Печерская Лавра. Свято-Успенский собор. центральный придел
В 415 году мощи святых были чудесным образом обретены и торжественно перенесены из деревни Кафаргамала в Иерусалим архиепископом Иоанном вместе с епископами Севастийским и Иерихонским [3]. С того времени от мощей начали совершаться исцеления. В церквях Святой Земли это перенесение мощей поминается 2 августа.

Около 428 года, при благоверном императоре Феодосии II Младшем, мощи святого первомученика Стефана были перевезены из Иерусалима в Константинополь и положены в церкви во имя святого диакона Лаврентия, а по создании храма во имя первомученика Стефана перенесены туда 2 августа.

На начало XXI века значительная часть мощей святого Стефана пребывала в Греции, особенно в обителях Святой Горы Афон. В монастыре Ватопед находились части честной главы [4] и плеча [5] первомученика. Части десницы апостола — дар императора Феодосия Младшего — хранились в монастыре Констамонит, посвященном первомученику [6]. Другие небольшие частицы его мощей находились в афонских монастырях Зограф и Ставроникита [7]. Также в Греции, в Метеорском женском монастыре первомученика Стефана, находилась другая часть главы первомученика подаренная монастырю одним из представителей правящих домов Дунайских княжеств [8].

В Русской Православной Церкви также сохраняются части мощей святого.

Частица десницы пребывается в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры, а перст — в Киево-Печерской Лавре, в раке с изображением святого [9].

Среди чтимых икон святого известна чудотворная икона в Констамонитском монастыре датируемая VIII веком.

Молитвы

Величание

Величаем тя,/ страстотерпче святый Стефане,/ и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа претерпел еси.

Тропарь, глас 4

Царским венцем венчася / твой верх от страданий, / яже претерпел еси по Христе Бозе, / мучеников первострадальче Стефане, / ты бо иудейское обличивый неистовство. / видел бо твоего Спаса одесную Отца, / Того убо моли о душах наших.

Ин тропарь, глас 3

Апостолом совсельник / и страдальцем первострадалец, / Христов служитель, прехвальне Стефане, / первее бо совершив мучения течение, / безчисленныя роды человек равно Подвигоположнику Христу приведе. / Темже яко апостола и страдальца верховнаго / чтуще тя, молим: / моли Христа Бога / даровати нам велию милость.

Ин тропарь, глас 4

Подвигом добрым подвизался еси,/ первомучениче Христов и апостоле, и архидиаконе Стефане, / и мучителей обличил еси нечестие. / Камением бо побиен от рук беззаконных, венец от яже свыше десницы приял еси, / и к Богу взывал еси вопия: / Господи, не постави им греха сего.

Кондак, глас 6

Первый сеялся еси на земли небесным Делателем, / всехвальне Стефане, / первый на земли за Христа кровь излиял еси, блаженне, / первый от него победы венцем увязлся еси на небесех, / страдальцев начало, / венечниче мучеников, первострадальне.

Ин кондак, глас 1

Владыка вчера нам плотию прихождаше, / и раб днесь от плоти исхождаше; / вчера Царствуяй плотию родися, / днесь раб камением побивается: / Того ради и скончавается первомученик и божественный Стефан.

Использованные материалы

  • http://days.pravoslavie.ru/Life/life3185.htm
  • http://days.pravoslavie. ru/Life/life4365.htm
  • http://days.pravoslavie.ru/Life/life6858.htm
  • Статья энциклопедии Mertens, А., Who was a Christian in the Holy Land:
    • http://www.christusrex.org/www1/ofm/sbf/escurs/wwc/j.html
  • Полный Тропарион. — Издательство «Троица», 2006. Т. 1. С. 43-44.


[1]  «Οἱ Ἅγιοι Ἀχαϊκός, Στεφανᾶς καὶ Φουρτουνάτος οἱ Ἀπόστολοι ἐκ τῶν Ἑβδομήκοντα» // Греческий сайт Μεγασ Συναξαριστησ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, Μεγασ Συναξαριστησ (Епископ Фанарийский Агафангел, «Синаксарь Православной Церкви»), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, https://www.synaxarion.gr/gr/sid/3803/sxsaintinfo.aspx.

[2]  Свт. Амвросий Медиоланский видит в обращении Павла действие молитвы св. Стефана. См. его О покаянии две книги, кн. I, гл. 10, http://www.pagez.ru/lsn/0106.php

[3]  В энциклопедии Мертенса они названы Евсфон (Eusthonus) Севастийский и Елевфер (Eleutherus) Иерихонский, см. Mertens, А., Who was a Christian in the Holy Land, http://www.christusrex.org/www1/ofm/sbf/escurs/wwc/j.html. На http://days.pravoslavie.ru/Life/life4365.htm оба епископа названы именем Елевферий.

[4]  «Ватопед», Православная энциклопедия, т. 7, с. 307-331, http://www.pravenc.ru/text/149927.html

[5]  «Ватопедский, Монастырь, Святая Гора, Афон», сайт сервиса Go-Athos, http://go-athos.com/Монастыри-Скиты-Келии-Святая-Гора-Афон-В…tml

[6]  «Кастамонит», Православная энциклопедия, т. 31, с. 585-594, http://www.pravenc.ru/text/1681303.html

[7]  «Первомученик и архидиакон Стефан (†ок.34)», официальный сайт Мариупольского Свято-Троицкого храма Лампада, 14 августа 2018, http://lampada.in.ua/2018/08/pervomuchenik-arhidiakon-stefan/

[8]  В источнике указан «родственник румынского правителя Драгомита по имени Влахия Владислав». См. «Монастырь св. Первомученика Стефана», сайт Православные молитвы, 27 октября 2011, https://www. molitva.gr/2011/10/monastyr-sv-pervomuchenika-stefana/

[9]  «Перст первомученика и архидиакона Стефана — среди особо почитаемых святынь Киево-Печерской Лавры», Православная жизнь, 14 декабря 2017, https://pravlife.org/ru/content/perst-pervomuchenika-i-arhid…koy

Святой СтефанПраздник: 26 декабря

Сразу после Рождества католическая церковь вспоминает своего первого мученика и одного из своих первых дьяконов Святого Стефана. Римские католики отмечают его праздник 26 декабря, а восточные католики чтят его на день позже.

 

В Деяниях Апостолов св. Лука восхваляет св. Стефана как «мужа, исполненного веры и Святого Духа», который «творил великие чудеса и знамения в народе» в первые дни существования Церкви.

 

История Луки того периода также включает трогательную сцену смерти Стефана, свидетелем которой был св. Павел до его обращения, от рук тех, кто отказался принять Иисуса как еврейского Мессию.

 

Сам Стефан был евреем, который, скорее всего, уверовал в Иисуса во время земного служения Господа. Возможно, он был среди 70 учеников, посланных Христом в качестве миссионеров, которые проповедовали приход Царства Божьего, путешествуя почти без имущества.

 

Этот дух непривязанности к материальным вещам сохранялся и в ранней Церкви, в которой, по словам св. Луки, верующие «имели все общее» и «продавали свое имущество и имущество, а вырученные средства раздавали всем, кто имел нужду».

 

Но такая радикальная благотворительность столкнулась с культурным конфликтом между евреями и язычниками, когда группа греческих вдов почувствовала, что их потребности пренебрегают по сравнению с нуждами еврейского происхождения.

 

Репутация Стефана как человека святости побудила Апостолов выбрать его вместе с шестью другими мужчинами для оказания им официальной и уникальной помощи при возникновении этого спора. Через сакраментальную власть, данную им Христом, апостолы рукоположили семерых мужчин в дьяконы и поставили их на работу, помогающую вдовам.

 

Будучи диаконом, Стефан также проповедовал о Христе как об исполнении ветхозаветного закона и пророков. Не имея возможности опровергнуть его послание, некоторые члены местных синагог привели его к своим религиозным властям, обвинив в стремлении разрушить их традиции.

 

Стефан ответил речью, записанной в седьмой главе Деяний Апостолов. Он описал сопротивление Израиля Божьей благодати в прошлом и обвинил нынешние религиозные авторитеты в «противодействии Святому Духу» и отвержении Мессии.

 

Перед казнью Стефану было видение Христа во славе. «Смотрите, — сказал он суду, — я вижу отверстые небеса и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога!»

 

Собор, однако, утащил дьякона и побил его камнями до смерти.

 

«Когда Стефана побивали камнями, он молился: „Господи Иисусе, прими дух мой“, — пишет святой Лука в 7-й главе Деяний.

 

Первое христианское мученичество совершил фарисей по имени Савл, позже Павел, а еще позже Св. Павел, чей собственный опыт Христа превратил его в верующего, а позже и самого мученика.

Святитель Стефан, первомученик — Информация о святом дня

Святой Стефан (© БАВ, Барб. лат. 487, ф. 102р)

И я увидел того, кто склонился
Смерть до земли, но сделал
Его глаза, развернутые вверх, вратами в Небеса,     
Моля о прощении у Всемогущего Сира,                                       
Среди этого жестокого сражения, на своих врагов,
Взглядом, что вызывает сострадание к их цели.

В «Божественной комедии» Данте смотрит трогательную сцену: смерть от забивания камнями молодого человека, который, умирая, просит прощения за своих преследователей. Великого христианского поэта поразила кротость святого Стефана, о мученичестве которого во всей красе рассказывается в Деяниях апостолов. Когда его побивали камнями, святой Стефан воскликнул: «Господи, не вмени на них этого греха».

Юноша, наполненный Святым Духом

Стефан был одним из первых последователей Апостолов. Считается, что он был либо греком, либо евреем, воспитанным в греческой культуре. Не вызывает сомнений то, что иерусалимская община высоко ценила его за то, что его имя стоит первым среди семи мужчин, избранных в качестве дьяконов для помощи апостолам в их миссии. Человек, «исполненный веры и Духа Святого», творил чудеса и чудеса, — но некоторые члены синагоги возбудили против него народ, при этом старейшины и книжники говорили, что он хулит на Моисея и на Бога. Через несколько дней после Пятидесятницы Стефан предстал перед синедрионом, и лжесвидетели обвинили его в том, что он проповедовал, что Иисус «разрушит это место и изменит обычаи, которые передал нам Моисей».

Мученичество и молитва за своих гонителей

Затем святой Стефан произнес речь – самую длинную из записанных в Деяниях апостолов, – в которой он рассмотрел историю спасения. Он сказал, что Бог приготовил пришествие Иисуса, Праведника, но вожди народа противились Святому Духу, как их отцы преследовали пророков.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *