Святогорская – Святогорская лавра — Википедия

Святогорск — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 октября 2016;
проверки требуют 16 правок.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 октября 2016;
проверки требуют 16 правок.

У этого термина существуют и другие значения, см. Святогорск.

Николаевская церковь на меловой скале

Святого́рск (укр. Святогі́рськ; до 1964 года посёлок Ба́нное, в 1964—2003 годах Славяного́рск) — город в Донецкой области Украины, подчинён Славянскому городскому совету города Славянска.

Расположен на реке Северский Донец, возле границы трёх областей — Донецкой, Харьковской и Луганской вблизи железнодорожной станции Святогорск. Является самым северным городом Донецкой области. Входит в Краматорскую агломерацию.

Поселение основано в XVI веке казаками и беглыми крестьянами с территорий современных Центральной России и Правобережной Украины. Ранее здесь был построен Успенский монастырь на противоположном правом высоком берегу Донца. И хотя первое упоминание о нём относится к 1624 году, когда духовенству была пожалована царская грамота на право владения этой землёй, но благодаря археологическим исследованиям можно твёрдо говорить, что пустынь существовала ранее XIII века. В 1679 году монастырь захвачен и разграблен крымскими татарами. Впоследствии восстановлен и во второй половине XVIII века утратил оборонное значение, став крупным феодалом. В 80-х годов XVIII века в его владении находились 27 000 десятин земли, около 2000 крепостных крестьян.

В 1788 году Екатерина II закрыла Святогорскую обитель, её имущество и угодья перешли в казну. Спустя некоторое время эти места стали собственностью Григория Потёмкина и его наследников. На одной из меловых гор на правом берегу Северского Донца граф построил дворец, на берегу озера в пойме реки — купальни для гостей. Отсюда происходит название озера и селения на его берегу — Банное. К 1797 году в Банном насчитывалось 287 жителей.

В 1844 году Святогорский монастырь восстановлен указом Николая I. В конце XIX века граф Г. И. Рибопьер завёл в Банном конный, скипидарный и лесопильный заводы. Тогда тут проживало 638 человек. Местность и открытые здесь минеральные источники пользовались славой лечебных. Сюда приезжали богатые люди с лёгочными заболеваниями, болезнями суставов. В мае 1887 года Антон Чехов писал[3]:

Место необыкновенно красивое и оригинальное: монастырь на берегу реки Донца, у подножия громадной белой скалы, на которой, теснясь и нависая друг над другом, громоздятся садики, дубы и вековые сосны. Кажется, что деревьям тесно на скале и что какая-то сила выпирает их вверх и вверх… Сосны буквально висят в воздухе и того и гляди свалятся. Кукушки и соловьи не умолкают ни днем ни ночью… При мне, ввиду Николиного дня, стеклось около 15 000 богомольцев, из коих 8/9 старухи. Еда монастырская даровая для всех 15 000: щи с сушеными пескарями и кулеш. То и другое, равно как и ржаной хлеб, вкусно. Звон замечательный. певчие плохи. Участвовал в крестном ходе на лодках.

После установления Советской власти он был закрыт. В 1922 году в бывшей монастырской гостинице открыт дом отдыха. Это положило начало освоению местности для загородного отдыха и лечения жителей Донбасса и других областей страны. В 1929 году в Банном создан колхоз. С 27 октября 1938 года село Банно-Татьяновка стало числиться посёлком городского типа Банновский. Накануне Великой Отечественной войны тут построен мост, проведено радио, работали амбулатория, больница, детские ясли, школа, клуб. Вместимость учреждений отдыха составила 2860 человек. В пещерах бывшего монастыря был оборудован антирелигиозный музей. С 1950-х годов здесь стремительно развивается курортное хозяйство. 3 апреля 1964 года посёлок приобретает статус города районного подчинения с названием Славяногорск, с 15 мая 2003 года это город Святогорск.

С целью сохранения на территории Святогорска памятников культурного наследия Украины, в 1980 г. постановлением правительства УССР создан Святогорский государственный историко-архитектурный заповедник (СГИАЗ).
Основой заповедника является комплекс памятников истории и культуры XVII-XIX вв. Святогорской Свято-Успенской Лавры, памятник монументального искусства — памятник Артёму (Сергееву Ф. А.) (1927, скульптор И. П. Кавалеридзе), Мемориальный комплекс периода Великой Отечественной войны на горе Артёма, памятник на могиле лейтенанта В. М. Камышева (Дуб Камышева). В 2011 году к территории заповедника добавлено, с целью восстановления, место, где ранее находилась так называемая «Дача Потёмкиных»

В 1992 году возобновил свою деятельность Успенский мужской монастырь. Появились иеромонахи, иноки, послушники. В бесплатное пользование монастырю возвращены Успенский собор, Свято-Николаевская церковь, пещерная церковь преподобных Антония и Феодосия, комплекс пещерных сооружений, восточная и западная башни, Кирилло-Мефодиевская лестница, нижний и верхний павильоны паломников. В 2004 году монастырь получил статус лавры.

Количество на начало года.

В Святогорске расположены пищевые предприятия. Более половины общего количества занятых в народном хозяйстве работает в рекреационных учреждениях, в промышленности — около 10 %.

До 1941 года в городе функционировал конный трамвай — «Конка»,

  • Бойко И. А. Славяногорск.:Путеводитель. — Донецк: Донбасс, 1981.

ru.wikipedia.org

СВЯТОГОРСКАЯ УСПЕНСКАЯ ЛАВРА — Древо

Святогорская лавра

Святогорская Лавра в честь Успения Божией Матери Донецкой епархии Украинской Православной Церкви

Самое первое письменное упоминание о местности «Святые Горы» относится к 1526 году. Встречается оно в записках германского посла Сигизмунда Герберштейна, который писал о том, что русские воины сообщили ему о наличии возле места Великий Перевоз, у Святых Гор, каких-то мраморных и каменных статуй и изваяний. Несомненно, что святость живших здесь еще до XVI века иноков и подвижников стяжала и соответствующее название самому этому месту — Святые Горы.

В документах XVI и XVII веков Святогорский монастырь неоднократно упоминается в Московской и других русских летописях в качестве южного сторожевого поста Российского государства.

Одна из Святогорских челобитных XVII века говорит о разорении монастыря в 1628 году: «Государское жалование, церковное строение, ризы и стихари, и книги, и сосуды церковные, и то у них все церковное строение поймали татарове, как приходили ко Святым Горам». Один из немногих избежавших татарского плена старец Александр просил Великого князя Михаила Федоровича выделить для разоренной обители различной церковной утвари и богослужебных книг.

Помимо годового денежного и хлебного жалования обитель была обеспечена царской милостью и различными земельными угодьями, порохом и свинцом для пушек, находившихся в Святогорском гарнизоне.

С древних времен монастырь жил своими трудами. Главным источником доходов был перевоз через реку Северский Донец, который находился в монастырских урочищах выше Святогорской обители. В XVI веке этот перевоз, согласно заметке С. Герберштейна, носил название «Великий Перевоз» и был, по существу, единственной переправой в этих краях. Поэтому им пользовались не только промысловики, охотники, солевары, но даже и послы иностранных государств, из-за чего и проходившая здесь дорога носила название «Посольский шлях». В середине 60-х годов XVII в. перевоз был переведен в новопостроенный городок Маяцкий, а вместо него государство выплачивало обители ежегодную компенсацию.

Пещеры и храмы монастыря

Карта пещер Святогорской Лавры

К пещерным сооружениям, принадлежащим самому первому периоду жизни обители, которые сохранились до нашего времени, относятся пещерная часовня, две усыпальницы, находящиеся на разных ярусах, пещерный храм, освященный в XIX веке в честь Рождества Иоанна Предтечи, храм святителя Николая на скале, подземная церковь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, келии внутри скалы и келарня (место хранения продуктов).

По преданию, в древние времена, когда в пещерах велись работы, иноки собирались в пещерной часовне и прочитывали монашеское правило.

Еще в XIX веке в усыпальнице находились кости погребенных 17 иноков — одних из первых насельников обители.

Усыпальница возле Алексеевского храма имеет 12 продолговатых ниш, которые снаружи закрывались меловыми блоками. Все они сейчас разорены, но в XIX веке 4 из них еще сохранялись заложенными. Некоторые ниши имеют малые размеры и вмещают лишь по нескольку черепов — такая традиция погребения (отдельно складываются черепа и отдельно — кости) существует во многих монастырях Палестины, а также на Святой горе Афон.

Изучение архитектурных особенностей храма Рождества Иоанна Предтечи (серединный несущий столп, аркообразная ниша в восточной стене) приводит к выводу, что в древности первоначальное помещение не предназначалось для храма, а служило монастырской трапезной. Подтверждением этого служит и находящаяся неподалеку келарня, где хранились продукты и стояла печь. Подобного рода архитектура трапезных палат известна в монастырском зодчестве с середины XV века. По свидетельству святителя Филарета (Гумилевского), в древности здесь, на меловом столпе, был обретен иноками чудотворный образ святителя Николая. С закрытием монастыря в 1787 г. пещеры в скале были в запустении, и только столп, на котором была обретена икона, привлекал многих богомольцев. В 1851 г., после расчистки пещер архимандритом Арсением, освященный в 1848 г. Никольский пещерный храм был переименован в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, небесного покровителя ктитора храма, помещика Ивана Васильевича Малиновского, много усердствовавшего на украшение этой древней святыни.

Свидетельством того, что храм святителя Николая в древности был пещерным, до сих пор является его сохранившаяся алтарная часть, вырубленна я в меловой породе. Согласно с одним из предположений, это — сохранившийся алтарь Успенского храма, который был ископан в меловой горе, по свидетельству архимандрита Иоиля, в 1637 г. вместо утерянной, вероятно, вследствие обвала скалы, первоначальной церкви Успения Пресвятыя Богородицы. В конце XVII в. после разрушения верхней части утеса к оставшемуся меловому алтарю была искусно пристроена из кирпича новая церковь, очевидно, тогда же освященная в честь святителя Николая.

В конце XVII в. иноки заложили первые наземные храмы у подошвы скалы: в 1679 г. был построен храм в честь апостолов Петра и Павла, а в 1708 г. — новый каменный Успенский собор.

В 1787 г. по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднен, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 г. новым владельцем Святогорья стал князь Таврический — Григорий Потемкин. По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале обращены в приходские, а прочие (деревянный храм свв. Петра и Павла и неосвященный храм в («Святом месте») разобраны и увезены. В упраздненном состоянии обитель находилась почти 57 лет.

В 1844 г. по указу императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии.

В 1845 г. был обретен подземный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, утерянного в XVIII в. Его местоположение было указано одним столетним старцем, который еще в своей молодости слышал предание, будто там имеется подземная церковь. В 1846 г. вновь обретенный храм был освящен в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских, — так как народное предание сохраняло память о связи пещерного хода из меловой скалы к найденной церкви с пещерами преподобных Антония и Феодосия. Деятельное участие в расчистке и расширении этого храма принимал сам преподобный Иоанн Затворник, руками которого в алтаре был высечен меловой Престол.

В 1861 г. братией был ископан новый пещерный храм в честь преподобного Алексия, человека Божия.

Расцвет обители пришелся на 2-ю половину XIX в. и начало XX в. Число насельников ее доходило до 700 человек, во всем она изобиловала, возросла, обстроилась прочно и красиво новыми храмами и зданиями. Вместо ветхих и полуразрушенных были заново построены следующие корпуса: иеромонашеский, просфорнический, кузнечный, экономический, казначейский и настоятельский. На южном склоне Святых Гор был устроен отдельный экономический хутор, на котором находилось монастырское хозяйство, рядом — больница с церковью и пчелиная пасека. В самой обители братья завели много полезных мастерских: столярную, слесарную, малярную, кузнечную, портную, сапожную, живописную и другие. В 1879 г. в монастыре начала работать своя собственная фотостудия.

В окрестных селах (Голая Долина, Банное и Пришиб) были заведены школы, в которых святогорцы преподавали грамоту, церковное пение, прикладное искусство и прочее. Число учеников в них превышало 300 человек. Много способствовали процветанию обители странноприимство и гостеприимство, которые привлекали благочестивых верующих людей всякого сословия: монастырь кормил и поил бесплатно, принимая всех, кто бы ни посещал его.

В 60 км от Святогорского монастыря, на хуторе Гаражовка, в подаренном вдовой Марфой Правицкой имении был открыт в 1868 г. скит и устроена деревянная церковь, посвященная иконе Божией Матери «Неопалимая Купина».

В годы первой мировой войны, будучи одним из крупнейших и обеспеченных монастырей Харьковской епархии, Святогорский монастырь оказывал помощь раненым воинам и беженцам. В 1915 г. на средства обители был построен лазарет для раненых на 60 человек, а также принято на постой около 700 человек беженцев.

Кроме того, в Святогорской пустыни в это же время была размещена монашеская братия Свято-Успенской Почаевской Лавры, эвакуированная с Волыни ввиду военных действий, а также часть монашествующих Киевских монастырей. В это время некоторые иеромонахи Святогорской обители несли службу полковыми священниками в действующей армии и на флоте.

Советское время

Разграбление которого началось с января 1918 года. В смутное время гражданской войны, когда монастырь занимала Белая Армия, Особая следственная комиссия составила 17 июля 1919 г. в г. Екатеринодаре Акт расследования о злодеяниях большевиков, совершенных в это время в Святогорской обители:

2 января, около 3 с половиной часов дня, на 16 подводах приехали к монастырю красноармейцы числом до 60 человек. На груди и на винтовках у них были красные ленты. С гиканьем ворвались они через ворота гостинницы и, обругав площадной бранью заведующего гостинницей монаха, избили его прикладом и рассеялись по корпусам монастыря. Начался грабеж с самыми невероятными издевательствами. В это время шло богослужение в Покровской церкви. Несколько красноармейцев ворвались в храм в шапках, громко требуя настоятеля и выдачи ключей от монастырских хранилищ… потом они разбились на мелкие партии с целью повального обыска и грабежа монастырских помещений. У настоятеля монастыря, архимандрита Трифона, разбросали всю обстановку и вещи, с бранью и угрозами оружием требуя денег. Обыски, грабежи и издевательства шли одновременно во всех кельях. У монахов отнималось их имущество до последней рубашки и сапог включительно. Разламывались и бросались на пол иконы, монахи принуждались курить и танцевать в коридорах. От одного из них (монах Иосиф) под угрозой расстрела требовали, чтобы он ругал Господа и Божию Матерь, а после отказа заставили курить, побоями принуждая затягиваться глубже.

Избитая, ограбленная и поруганная братия стала собираться во главе с архимандритом в храме для богослужения. Но и туда все время врывались красноармейские банды, в шапках и со свечами в руках, осматривая ноги молящихся и отнимая казавшиеся им годными сапоги. Около 2 часов ночи, когда, казалось, наступило некоторое затишье, приступлено было к совершению Литургии. Литургию служил архимандрит в соборе с другим духовенством. Во время ектений в храм ворвалась партия красноармейцев. Один из них вбежал на амвон и с криком: «Довольно вам молиться, целую ночь топчетесь, долой из церкви!» — повернул назад за плечи провозгласившего ектению иеродиакона. По усиленным просьбам архимандрита и братии дано было позволение окончить Литургию. Но красноармейцы не покинули храма. Во время пения Херувимской песни они входили к престолу и продолжали осмотр сапог молящихся. Братия, ожидая дальнейших страданий и даже смерти, причастились Святых Таин. К концу обедни в храм ворвалась новая банда красноармейцев. Один из банды, держа в руках ножницы, крикнул: «Стой, ни с места, подходи по очереди, буду стричь всех!» — и немедленно отрезал волосы одному из монахов. Монахи пытались бежать. Другой красноармеец вбежал в алтарь, открыл царские двери и, стоя в них, закричал: «Не выходи, стрелять буду!» [1]

Весной 1919 года в монастыре была размещена колония детей из Петрограда. Постепенное вытеснение монашеской общины завершилось в 1922 году полной ликвидацией монастыря, вместо которого был образован Дом Отдыха для трудящихся Донбасса.

Часть братии, во главе с настоятелем архимандритом Трифоном, была привлечена к суду Донецким ГубРевТрибуналом по обвинению в сокрытии церковных ценностей, вещей и продуктов. Вынесенный приговор был на удивление мягок для того времени: все осужденные монахи, кроме одного иеродиакона Дисидерия, по причине преклонных лет, получили условное наказание.

Большевиками были сбиты главы с церквей, изуродованы росписи и благолепие архитектуры. Соборный храм перестроен под кинотеатр, а в церкви Покрова Божией Матери устроена водолечебница, причем грязевая ванна стояла в алтаре на месте Престола — самого святого места в храме. Позже были разрушены до основания церкви Преображения Господня, преподобного Арсения Великого в «Святом месте», Ахтырской иконы Божией Матери на больничном хуторе и Всех святых на монастырском кладбище.

В подземной церкви преподобных Антония и Феодосия Печерских было устроено овощехранилище, просуществовавшее до 1986 года, а в храме преподобного Алексия, человека Божия, в 30-х годах власти открыли музей антирелигиозной пропаганды, бесследно исчезнувший в годы Великой Отечественной войны. Во время реставрационных работ 80-х годов на стенах храма специалисты обнаружили следы живописи, относящейся ко времени функционирования музея. По воспоминаниям очевидцев, росписи были антирелигиозного содержания. Вместе с соответствующими изображениями весь интерьер храма был приспособлен советскими идеологами под «комнату пыток»: ризница и пономарка выдавались за камеры-одиночки, а остатки железных крюков для крепления иконостаса — за дыбу.

Восстановление монастыря

Святогорская лавра

В 1992 году обитель была вновь открыта. Первым монастырю был передан его соборный храм Успения Божией Матери, разграбленный и оскверненный: 70 лет в нем размещался Дворец культуры — «культуры», позволившей себе устроить в алтарях сцену, гримерную и санузлы.

Первая Литургия в Успенском соборе была отслужена 20 августа 1992 года, в день памяти святителя Митрофана Воронежского, одного из трех святителей, которым посвящен левый придел собора.

Несмотря на проводившуюся реставрацию, за неимением другого обширного помещения, службы на великие праздники поначалу проводились в соборе прямо посреди битого кирпича. За время реставрационных работ (1995-2000 гг.) из храма было вывезено около 40 вагонов мусора (2600 тонн).

В 2000 году была закончена реставрация Успенского собора, и 8 октября 2000 года собор был освящен.

В 2001 году в обители был создан скит возле подземной церкви преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских: построена колокольня с оградой, домик для скитян, восстановлен фасад церкви.

Рядом с садами Лавры идет строительство — неподалеку от фундамента взорванного в 1947 году Всехсвятского храма возведен новый деревянный храм в честь Всех святых, в земле Русской просиявших, и другие постройки из бревен: домик для будущих насельников скита, трапезная, хозяйственные помещения, ограда с угловыми башнями. Все это в традициях древнерусского деревянного зодчества ХVI-ХVII вв.

В конце 2003 года Святогорскому монастырю были окончательно переданы находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и санатория «Святые Горы» жилые и хозяйственные строения.

9 марта 2004 года, на очередном заседании, Священный Синод Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира принял решение о присвоении Свято-Успенскому Святогорскому монастырю статуса Лавры.

Лавра сегодня

Каждый день в обители начинается с 6 часов утра чтением утренних молитв и Полунощницы. В это время в алтаре вынимаются частицы о здравии и упокоении православных, за которых были поданы соответствующие поминовения перед Литургией. После Полунощницы во вторник служится соборный молебен с акафистом святителю Николаю, в среду — Божией Матери (Покрову и Успению попеременно), в четверг — преподобному Иоанну Затворнику. В субботу — панихида по усопшим. В воскресные дни (если не случается Всенощное бдение) после окончания вечернего богослужения — соборный молебен с акафистом Божией Матери перед чудотворной Ея иконой Святогорской. В 2 часа дня ежедневно служится молебен святителю Николаю в храме на скале, посвященном этому угоднику Божию (в зимнее время молебен служится в пещерном храме преподобного Алексия, человека Божия). В Великом Посту по вторникам со 2-й по 6-ю седмицу в обители совершается маслособорование.

Кроме того, в Покровском храме ни днем, ни ночью не умолкает чтение Неусыпаемой Псалтири, являя собой неугасимую молитвенную лампаду. Особо торжественные богослужения бывают в праздничные дни, в честь Святогорской иконы Божией Матери, преподобного Иоанна Затворника, Успения Богородицы, а также в дни святых, в честь которых освящены Престолы монастырских храмов — святителя Николая Чудотворца, преподобного Алексия, человека Божия, преподобного Арсения Великого и др. В летнее время в праздники совершаются многочисленные крестные ходы, на которые в самые торжественные дни собирается до 10000 паломников.

Ежедневно, как в будние, так и в праздничные дни, всех приезжающих в обитель паломников кормят бесплатно, по возможности предоставляя гостиницу.

Настоятели и наместники

Использованные материалы

  • Страница сайта Донбасс православный
  • «Святогорская Общежительная Успенская пустынь», Альбом видов Святогорской пустыни Харьковской губернии, СПб.: Лит. Поля Пети, 1840-50-е:


[1]  http://www.ortodox.donbass.com/lavra_new/history/akt.htm

drevo-info.ru

Святогорская Лавра в Донецкой области

В самом начале рассказа хотелось бы отметить, что поездку в Святогорскую Лавру мы не планировали. В очередной раз проведывая нашего дедушку в Харьковской области решили, что будний погожий денек приятно провести где-нибудь в интересном месте. Так как по «родной» Харьковской области в 2011 году мы катались довольно много, то в этот раз приняли решение начать осматривать соседнюю — Донецкую. Свое знакомство с этим регионом Украины мы начали со Святогорска. И надо сказать, что мы ни разу не пожалели о своем выборе: Святогорская Лавра — удивительное по красоте и атмосфере место, в котором обязательно нужно побывать. Святогорский историко-архитектурный заповедник находится на территории национального природного парка «Святые горы» и включает в себя 30 памятников истории и культуры, первые упоминания о которых относятся к 16 веку. По одной из версий обитель основали монахи из Киево-Печерской лавры, по другой — монахи святой горы Афон. Существует и красивая легенда о том, что монастырь лавры сам вырос из-под земли. Лавра пережила и набеги крымских татар, и польскую войну. Дважды обитель упраздняли. Первый раз во времена Екатерины II — монастырь был превращен в дачу графа Потёмкина. Второй раз советская власть организовала тут санаторий для рабочих. Богослужения возобновились лишь в 1992 году, а статус лавры обитель получила совсем недавно, в 2004 году.

Свято-Успенская Святогорская Лавра находится в одноименном городе Святогорске, на берегу реки Северский Донец. Если Вы добираетесь на автомобиле, то вам нужна улица Заречная. Но даже не зная точного адреса, вы вряд ли заблудитесь — даже в будний день в сторону лавры идет большой поток автобусов и машин с паломниками. Из Харькова до Святогорска можно добраться на поездах, которые идут в сторону Донецка, Мариуполя или Луганска, а затем на такси или автобусе до самой Лавры. Дорога займет чуть больше трех часов. Тем, кто планирует посетить Святогорско-Успенскую Лавру в качестве паломника, будет полезен сайт Православного Донбасса, на котором указано расписание служб и молебнов. Для туристов же стоит знать, что музей на территории Святогорской Лавры работает с 9 утра до половины пятого вечера. Цена билета всего 8 гривен (0,68 евро), а вход в саму Лавру — бесплатный.

Еще на подъезде к Святогорску, на вершине «Лысой Горы», можно заметить памятник революционеру Артему. Появился он на территории монастыря в 1927 году. Высота памятника 27 метров, вес 1000 тонн. Возводился он в течение двух лет, так как много работ проводилось вручную. Детали памятника отливались на террасе монастыря, а затем грузовиками поднимались на гору, где с помощью автокрана устанавливались на свои места.

По специальной лестнице можно подняться на гору Артема, чтобы увидеть монумент с близкого расстояния. Рядом находится мемориал Великой Отечественной войны — там захоронены советские бойцы, которые погибли при обороне Святогорья. Мы не стали тратить время на подъем на «Лысую Гору», а отправились сразу в Лавру.

Визитной карточкой Святогорской Лавры считается храм святителя Николая Мерликийского, который был возведён в XVII веке на обрыве меловой скалы. До посещения Святогорска мы никогда не видели ничего подобного: практически невозможно увидеть место, где храм переходит в гору. Создается впечатление, что церковь выросла из горы. Только ради того, чтобы увидеть это своими глазами стоит посетить Святогорск.

Парковка для гостей располагается достаточно далеко от входа в заповедник, поэтому придется прогуляться пешком. Но именно по дороге к Святогорской Лавре открываются самые красивые виды на храм Святого Николая, Северский Донец и меловые горы.

Как и в большинство других православных монастырей и лавр, вход для женщин — только в юбках и только с покрытой головой. Для тех, кто забыл об этом, в сентябре 2011 года на входе можно было приобрести платки за 10 гривен (0.84 евро).

Свято-Успенская Святогорская Лавра получила свой статус только в 2004 году, возродив славу Святых гор. В честь этого события у входа на территорию заповедника была установлена мраморная скульптура Богородицы.

Налюбовавшись видом Николаевской церкви, мы решили ее посетить. Но нам, к сожалению, не удалось побывать внутри храма святителя Николая — он был закрыт на частичную реставрацию. Кстати, именно здесь находится самая известная из местных святынь — икона Николая Чудотворца. По преданию икона появилась на меловом столбе, когда обитель только начинали возводить. Среди туристов и паломников ходит легенда, что если погрызть мел с этого столба, то никогда не будет зубной боли. 🙂

На территории архитектурно-музейного заповедника Святогорская Лавра находится несколько интересных и очень красивых церквей. Самой «громкой» церковью Святогорья считается Покровская церковь, построенная в 1850 году по проекту А. Тона. Под церковью расположены Святые врата — парадный вход в монастырь, украшенный росписью.

Во время закрытия Святогорского монастыря в стенах Покровской церкви находилась сначала водолечебница, а потом, после войны, разместился зал лечебной физкультуры и библиотека.

Над церковью располагается колокольня с восьмью колоколами. Звон Покровской церкви слышно на 10 километров вокруг, поэтому ее называют «самой громкой».

Самое монументальное сооружение Святогорской Лавры — Успенский собор, построенный в 1859-1868 годах. Его купола покрыты настоящим золотом 999-й пробы. В Успенской церкви находится главная святыня Святогорья — икона Божьей Матери Святогорской.

По преданию ее написал паломник со святой горы Афон в Греции и подарил монастырю. В праздники и выходные дни очередь к святыне несколько раз опоясывает храм. В будний же день мы потратили всего несколько минут, чтобы прикоснуться к всемирно известной святыне.

Перед храмом фонтан в виде креста.

А рядом с Успенским храмом — импровизированный зоопарк с домашними птицами и вход в монастырские пещеры, в которые нам посчастливилось попасть совершенно случайно: дело в том, что на экскурсию приехала группа из Донецка, а мы за небольшую денежку попросили экскурсовода взять нас в пещеры вместе с ними. Если Вы собираетесь посетить заповедник, то лучше заранее заказать сюда экскурсию на официальном сайте Святогорской лавры.

В пещерах, к сожалению, фотографировать нельзя, как и часовню, находящуюся на вершине меловой скалы. Длина этих пещер — более 800 метров. Со свечкой в руках и в полной тишине группа туристов поднимается на самый верх меловой скалы в храм Иоанна Предтечи.

По пути мы побывали в пещерной церкви святого Алексея, в монашеских кельях и посмотрели усыпальницы. Это очень необычная и интересная экскурсия и если вам представится шанс на нее попасть — ни в коем случае не упускайте его.

Свято-Успенская Святогорская Лавра — удивительное и необыкновенно красивое место, в котором хоть раз обязательно стоит побывать.

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…

Святогорская Лавра на карте

codepeople-post-map require JavaScript

Поделиться «Святогорье, Святогорская Лавра в Донецкой области»

Святогорье, Святогорская Лавра в Донецкой области 2012-02-03T13:29:00+03:00 2019-07-30T14:37:24+03:00 Natalya ‘Poznamka’

poznamka.ru

Святогорская лавра Википедия

Монастырь
Свято-Успенская Святогорская лавра
Страна Украина
Донецкая область Святогорск
Конфессия Украинская православная церковь (Московского патриархата)
Епархия де-факто Донецкая
Тип Мужской
Первое упоминание 1526 (письменное)
Дата основания XV век
Известные насельники Иларион (Григорович)
Реликвии и святыни Святогорская икона, мощи святых насельников
Настоятель Митрополит Арсений (Яковенко)
Статус Действующий монастырь
Состояние действующий
Сайт svlavra.church.ua
 Медиафайлы на Викискладе

Свято-Успе́нская Святого́рская ла́вра (укр. Свято-Успенська Святогірська лавра) — православный монастырь Украинской православной церкви (Московского патриархата) в городе Святогорске Донецкой области. Из числа монахов, подвизавшихся в монастыре, 17 были прославлены в лике святых. В 2004 году получил статус лавры.

До 1918 года — Святогорская Успенская пустынь, общежительная Харьковской епархии. С 2007 года после разделения Донецкой епархии лавра, хотя и стоит на территории Горловской епархии, приписана к

ruwikiorg.ru

Святогорская Лавра Википедия

Монастырь
Свято-Успенская Святогорская лавра
Страна Украина
Донецкая область Святогорск
Конфессия Украинская православная церковь (Московского патриархата)
Епархия де-факто Донецкая
Тип Мужской
Первое упоминание 1526 (письменное)
Дата основания XV век
Известные насельники Иларион (Григорович)
Реликвии и святыни Святогорская икона, мощи святых насельников
Настоятель Митрополит Арсений (Яковенко)
Статус Действующий монастырь
Состояние действующий
Сайт svlavra.church.ua
 Медиафайлы на Викискладе

Свято-Успе́нская Святого́рская ла́вра (укр. Свято-Успенська Святогірська лавра) — православный монастырь Украинской православной церкви (Московского патриархата) в городе Святогорске Донецкой области. Из числа монахов, подвизавшихся в монастыре, 17 были прославлены в лике святых. В 2004 году получил статус лавры.

До 1918 года — Святогорская Успенская пустынь, общежительная Харьковской епархии. С 2007 года после разделения Донецкой епархии лавра, хотя и стоит на территории Горловской епархии, приписана к Донецкой епархии.

Монастырь на правом высоком меловом берегу Северского Донца (на т. н. Святых горах, в одноимённом национальном парке). Кроме наземных строений, имеются меловые пещеры.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Древний монастырь
    • 1.2 Возрождение монастыря в XIX веке

ru-wiki.ru

СВЯТОГОРСКАЯ ЛАВРА — Древо

Святогорская лавра

Святогорская Лавра в честь Успения Божией Матери Донецкой епархии Украинской Православной Церкви

Самое первое письменное упоминание о местности «Святые Горы» относится к 1526 году. Встречается оно в записках германского посла Сигизмунда Герберштейна, который писал о том, что русские воины сообщили ему о наличии возле места Великий Перевоз, у Святых Гор, каких-то мраморных и каменных статуй и изваяний. Несомненно, что святость живших здесь еще до XVI века иноков и подвижников стяжала и соответствующее название самому этому месту — Святые Горы.

В документах XVI и XVII веков Святогорский монастырь неоднократно упоминается в Московской и других русских летописях в качестве южного сторожевого поста Российского государства.

Одна из Святогорских челобитных XVII века говорит о разорении монастыря в 1628 году: «Государское жалование, церковное строение, ризы и стихари, и книги, и сосуды церковные, и то у них все церковное строение поймали татарове, как приходили ко Святым Горам». Один из немногих избежавших татарского плена старец Александр просил Великого князя Михаила Федоровича выделить для разоренной обители различной церковной утвари и богослужебных книг.

Помимо годового денежного и хлебного жалования обитель была обеспечена царской милостью и различными земельными угодьями, порохом и свинцом для пушек, находившихся в Святогорском гарнизоне.

С древних времен монастырь жил своими трудами. Главным источником доходов был перевоз через реку Северский Донец, который находился в монастырских урочищах выше Святогорской обители. В XVI веке этот перевоз, согласно заметке С. Герберштейна, носил название «Великий Перевоз» и был, по существу, единственной переправой в этих краях. Поэтому им пользовались не только промысловики, охотники, солевары, но даже и послы иностранных государств, из-за чего и проходившая здесь дорога носила название «Посольский шлях». В середине 60-х годов XVII в. перевоз был переведен в новопостроенный городок Маяцкий, а вместо него государство выплачивало обители ежегодную компенсацию.

Пещеры и храмы монастыря

Карта пещер Святогорской Лавры

К пещерным сооружениям, принадлежащим самому первому периоду жизни обители, которые сохранились до нашего времени, относятся пещерная часовня, две усыпальницы, находящиеся на разных ярусах, пещерный храм, освященный в XIX веке в честь Рождества Иоанна Предтечи, храм святителя Николая на скале, подземная церковь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, келии внутри скалы и келарня (место хранения продуктов).

По преданию, в древние времена, когда в пещерах велись работы, иноки собирались в пещерной часовне и прочитывали монашеское правило.

Еще в XIX веке в усыпальнице находились кости погребенных 17 иноков — одних из первых насельников обители.

Усыпальница возле Алексеевского храма имеет 12 продолговатых ниш, которые снаружи закрывались меловыми блоками. Все они сейчас разорены, но в XIX веке 4 из них еще сохранялись заложенными. Некоторые ниши имеют малые размеры и вмещают лишь по нескольку черепов — такая традиция погребения (отдельно складываются черепа и отдельно — кости) существует во многих монастырях Палестины, а также на Святой горе Афон.

Изучение архитектурных особенностей храма Рождества Иоанна Предтечи (серединный несущий столп, аркообразная ниша в восточной стене) приводит к выводу, что в древности первоначальное помещение не предназначалось для храма, а служило монастырской трапезной. Подтверждением этого служит и находящаяся неподалеку келарня, где хранились продукты и стояла печь. Подобного рода архитектура трапезных палат известна в монастырском зодчестве с середины XV века. По свидетельству святителя Филарета (Гумилевского), в древности здесь, на меловом столпе, был обретен иноками чудотворный образ святителя Николая. С закрытием монастыря в 1787 г. пещеры в скале были в запустении, и только столп, на котором была обретена икона, привлекал многих богомольцев. В 1851 г., после расчистки пещер архимандритом Арсением, освященный в 1848 г. Никольский пещерный храм был переименован в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, небесного покровителя ктитора храма, помещика Ивана Васильевича Малиновского, много усердствовавшего на украшение этой древней святыни.

Свидетельством того, что храм святителя Николая в древности был пещерным, до сих пор является его сохранившаяся алтарная часть, вырубленна я в меловой породе. Согласно с одним из предположений, это — сохранившийся алтарь Успенского храма, который был ископан в меловой горе, по свидетельству архимандрита Иоиля, в 1637 г. вместо утерянной, вероятно, вследствие обвала скалы, первоначальной церкви Успения Пресвятыя Богородицы. В конце XVII в. после разрушения верхней части утеса к оставшемуся меловому алтарю была искусно пристроена из кирпича новая церковь, очевидно, тогда же освященная в честь святителя Николая.

В конце XVII в. иноки заложили первые наземные храмы у подошвы скалы: в 1679 г. был построен храм в честь апостолов Петра и Павла, а в 1708 г. — новый каменный Успенский собор.

В 1787 г. по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднен, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 г. новым владельцем Святогорья стал князь Таврический — Григорий Потемкин. По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале обращены в приходские, а прочие (деревянный храм свв. Петра и Павла и неосвященный храм в («Святом месте») разобраны и увезены. В упраздненном состоянии обитель находилась почти 57 лет.

В 1844 г. по указу императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии.

В 1845 г. был обретен подземный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, утерянного в XVIII в. Его местоположение было указано одним столетним старцем, который еще в своей молодости слышал предание, будто там имеется подземная церковь. В 1846 г. вновь обретенный храм был освящен в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских, — так как народное предание сохраняло память о связи пещерного хода из меловой скалы к найденной церкви с пещерами преподобных Антония и Феодосия. Деятельное участие в расчистке и расширении этого храма принимал сам преподобный Иоанн Затворник, руками которого в алтаре был высечен меловой Престол.

В 1861 г. братией был ископан новый пещерный храм в честь преподобного Алексия, человека Божия.

Расцвет обители пришелся на 2-ю половину XIX в. и начало XX в. Число насельников ее доходило до 700 человек, во всем она изобиловала, возросла, обстроилась прочно и красиво новыми храмами и зданиями. Вместо ветхих и полуразрушенных были заново построены следующие корпуса: иеромонашеский, просфорнический, кузнечный, экономический, казначейский и настоятельский. На южном склоне Святых Гор был устроен отдельный экономический хутор, на котором находилось монастырское хозяйство, рядом — больница с церковью и пчелиная пасека. В самой обители братья завели много полезных мастерских: столярную, слесарную, малярную, кузнечную, портную, сапожную, живописную и другие. В 1879 г. в монастыре начала работать своя собственная фотостудия.

В окрестных селах (Голая Долина, Банное и Пришиб) были заведены школы, в которых святогорцы преподавали грамоту, церковное пение, прикладное искусство и прочее. Число учеников в них превышало 300 человек. Много способствовали процветанию обители странноприимство и гостеприимство, которые привлекали благочестивых верующих людей всякого сословия: монастырь кормил и поил бесплатно, принимая всех, кто бы ни посещал его.

В 60 км от Святогорского монастыря, на хуторе Гаражовка, в подаренном вдовой Марфой Правицкой имении был открыт в 1868 г. скит и устроена деревянная церковь, посвященная иконе Божией Матери «Неопалимая Купина».

В годы первой мировой войны, будучи одним из крупнейших и обеспеченных монастырей Харьковской епархии, Святогорский монастырь оказывал помощь раненым воинам и беженцам. В 1915 г. на средства обители был построен лазарет для раненых на 60 человек, а также принято на постой около 700 человек беженцев.

Кроме того, в Святогорской пустыни в это же время была размещена монашеская братия Свято-Успенской Почаевской Лавры, эвакуированная с Волыни ввиду военных действий, а также часть монашествующих Киевских монастырей. В это время некоторые иеромонахи Святогорской обители несли службу полковыми священниками в действующей армии и на флоте.

Советское время

Разграбление которого началось с января 1918 года. В смутное время гражданской войны, когда монастырь занимала Белая Армия, Особая следственная комиссия составила 17 июля 1919 г. в г. Екатеринодаре Акт расследования о злодеяниях большевиков, совершенных в это время в Святогорской обители:

2 января, около 3 с половиной часов дня, на 16 подводах приехали к монастырю красноармейцы числом до 60 человек. На груди и на винтовках у них были красные ленты. С гиканьем ворвались они через ворота гостинницы и, обругав площадной бранью заведующего гостинницей монаха, избили его прикладом и рассеялись по корпусам монастыря. Начался грабеж с самыми невероятными издевательствами. В это время шло богослужение в Покровской церкви. Несколько красноармейцев ворвались в храм в шапках, громко требуя настоятеля и выдачи ключей от монастырских хранилищ… потом они разбились на мелкие партии с целью повального обыска и грабежа монастырских помещений. У настоятеля монастыря, архимандрита Трифона, разбросали всю обстановку и вещи, с бранью и угрозами оружием требуя денег. Обыски, грабежи и издевательства шли одновременно во всех кельях. У монахов отнималось их имущество до последней рубашки и сапог включительно. Разламывались и бросались на пол иконы, монахи принуждались курить и танцевать в коридорах. От одного из них (монах Иосиф) под угрозой расстрела требовали, чтобы он ругал Господа и Божию Матерь, а после отказа заставили курить, побоями принуждая затягиваться глубже.

Избитая, ограбленная и поруганная братия стала собираться во главе с архимандритом в храме для богослужения. Но и туда все время врывались красноармейские банды, в шапках и со свечами в руках, осматривая ноги молящихся и отнимая казавшиеся им годными сапоги. Около 2 часов ночи, когда, казалось, наступило некоторое затишье, приступлено было к совершению Литургии. Литургию служил архимандрит в соборе с другим духовенством. Во время ектений в храм ворвалась партия красноармейцев. Один из них вбежал на амвон и с криком: «Довольно вам молиться, целую ночь топчетесь, долой из церкви!» — повернул назад за плечи провозгласившего ектению иеродиакона. По усиленным просьбам архимандрита и братии дано было позволение окончить Литургию. Но красноармейцы не покинули храма. Во время пения Херувимской песни они входили к престолу и продолжали осмотр сапог молящихся. Братия, ожидая дальнейших страданий и даже смерти, причастились Святых Таин. К концу обедни в храм ворвалась новая банда красноармейцев. Один из банды, держа в руках ножницы, крикнул: «Стой, ни с места, подходи по очереди, буду стричь всех!» — и немедленно отрезал волосы одному из монахов. Монахи пытались бежать. Другой красноармеец вбежал в алтарь, открыл царские двери и, стоя в них, закричал: «Не выходи, стрелять буду!» [1]

Весной 1919 года в монастыре была размещена колония детей из Петрограда. Постепенное вытеснение монашеской общины завершилось в 1922 году полной ликвидацией монастыря, вместо которого был образован Дом Отдыха для трудящихся Донбасса.

Часть братии, во главе с настоятелем архимандритом Трифоном, была привлечена к суду Донецким ГубРевТрибуналом по обвинению в сокрытии церковных ценностей, вещей и продуктов. Вынесенный приговор был на удивление мягок для того времени: все осужденные монахи, кроме одного иеродиакона Дисидерия, по причине преклонных лет, получили условное наказание.

Большевиками были сбиты главы с церквей, изуродованы росписи и благолепие архитектуры. Соборный храм перестроен под кинотеатр, а в церкви Покрова Божией Матери устроена водолечебница, причем грязевая ванна стояла в алтаре на месте Престола — самого святого места в храме. Позже были разрушены до основания церкви Преображения Господня, преподобного Арсения Великого в «Святом месте», Ахтырской иконы Божией Матери на больничном хуторе и Всех святых на монастырском кладбище.

В подземной церкви преподобных Антония и Феодосия Печерских было устроено овощехранилище, просуществовавшее до 1986 года, а в храме преподобного Алексия, человека Божия, в 30-х годах власти открыли музей антирелигиозной пропаганды, бесследно исчезнувший в годы Великой Отечественной войны. Во время реставрационных работ 80-х годов на стенах храма специалисты обнаружили следы живописи, относящейся ко времени функционирования музея. По воспоминаниям очевидцев, росписи были антирелигиозного содержания. Вместе с соответствующими изображениями весь интерьер храма был приспособлен советскими идеологами под «комнату пыток»: ризница и пономарка выдавались за камеры-одиночки, а остатки железных крюков для крепления иконостаса — за дыбу.

Восстановление монастыря

Святогорская лавра

В 1992 году обитель была вновь открыта. Первым монастырю был передан его соборный храм Успения Божией Матери, разграбленный и оскверненный: 70 лет в нем размещался Дворец культуры — «культуры», позволившей себе устроить в алтарях сцену, гримерную и санузлы.

Первая Литургия в Успенском соборе была отслужена 20 августа 1992 года, в день памяти святителя Митрофана Воронежского, одного из трех святителей, которым посвящен левый придел собора.

Несмотря на проводившуюся реставрацию, за неимением другого обширного помещения, службы на великие праздники поначалу проводились в соборе прямо посреди битого кирпича. За время реставрационных работ (1995-2000 гг.) из храма было вывезено около 40 вагонов мусора (2600 тонн).

В 2000 году была закончена реставрация Успенского собора, и 8 октября 2000 года собор был освящен.

В 2001 году в обители был создан скит возле подземной церкви преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских: построена колокольня с оградой, домик для скитян, восстановлен фасад церкви.

Рядом с садами Лавры идет строительство — неподалеку от фундамента взорванного в 1947 году Всехсвятского храма возведен новый деревянный храм в честь Всех святых, в земле Русской просиявших, и другие постройки из бревен: домик для будущих насельников скита, трапезная, хозяйственные помещения, ограда с угловыми башнями. Все это в традициях древнерусского деревянного зодчества ХVI-ХVII вв.

В конце 2003 года Святогорскому монастырю были окончательно переданы находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и санатория «Святые Горы» жилые и хозяйственные строения.

9 марта 2004 года, на очередном заседании, Священный Синод Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира принял решение о присвоении Свято-Успенскому Святогорскому монастырю статуса Лавры.

Лавра сегодня

Каждый день в обители начинается с 6 часов утра чтением утренних молитв и Полунощницы. В это время в алтаре вынимаются частицы о здравии и упокоении православных, за которых были поданы соответствующие поминовения перед Литургией. После Полунощницы во вторник служится соборный молебен с акафистом святителю Николаю, в среду — Божией Матери (Покрову и Успению попеременно), в четверг — преподобному Иоанну Затворнику. В субботу — панихида по усопшим. В воскресные дни (если не случается Всенощное бдение) после окончания вечернего богослужения — соборный молебен с акафистом Божией Матери перед чудотворной Ея иконой Святогорской. В 2 часа дня ежедневно служится молебен святителю Николаю в храме на скале, посвященном этому угоднику Божию (в зимнее время молебен служится в пещерном храме преподобного Алексия, человека Божия). В Великом Посту по вторникам со 2-й по 6-ю седмицу в обители совершается маслособорование.

Кроме того, в Покровском храме ни днем, ни ночью не умолкает чтение Неусыпаемой Псалтири, являя собой неугасимую молитвенную лампаду. Особо торжественные богослужения бывают в праздничные дни, в честь Святогорской иконы Божией Матери, преподобного Иоанна Затворника, Успения Богородицы, а также в дни святых, в честь которых освящены Престолы монастырских храмов — святителя Николая Чудотворца, преподобного Алексия, человека Божия, преподобного Арсения Великого и др. В летнее время в праздники совершаются многочисленные крестные ходы, на которые в самые торжественные дни собирается до 10000 паломников.

Ежедневно, как в будние, так и в праздничные дни, всех приезжающих в обитель паломников кормят бесплатно, по возможности предоставляя гостиницу.

Настоятели и наместники

Использованные материалы

  • Страница сайта Донбасс православный
  • «Святогорская Общежительная Успенская пустынь», Альбом видов Святогорской пустыни Харьковской губернии, СПб.: Лит. Поля Пети, 1840-50-е:


[1]  http://www.ortodox.donbass.com/lavra_new/history/akt.htm

drevo-info.ru

Святогорская лавра: чудотворные святыни обители

Есть красивая легенда о том, что монастырь на горе над Северским Донцом сам по себе появился из-под земли, — так гармонично его постройки дополняют пейзаж этого старинного места. Однако не только своим великолепием известна Свято-Успенская Святогорская лавра. Ее вырубленные в горе пещеры хранят немало секретов, а о великой силе чудотворных святынь этой обители знают православные всего мира.

Старинное прибежище

Первое официальное упоминание о Святогорском монастыре Донецкой области в исторических документах датировано началом XVI века, однако, согласно преданиям, иноческая жизнь в горах над Северским Донцом зародилась гораздо раньше.

Легенда гласит, что именно здесь нашли прибежище монахи, бежавшие из Византийской империи в VIII веке, во времена иконоборчества. Переселенцы прорубили в горе над рекой первые пещеры, дабы укрываться там от преследователей и воинственных кочевников. Именно там были устроены скрытые от посторонних глаз первые часовни и храмы. Они и положили начало будущей обители. Спустя несколько столетий в монастыре поселились насельники из Киево-Печерской лавры, разрушенной во времена нашествия Батыя. Считается, что тогда горы над Северским Донцом были названы Святыми, и это имя закрепилось за ними навсегда.

Однако существует и другая легенда, объясняющая это название. Когда монахи из Византии копали в горе первые пещеры, в одном из меловых столбов они нашли образ Николая Чудотворца. Икона стала главной святыней этого места, а ее многочисленные чудеса прославили место обретения образа на века.

Что скрыто в «Фаворе»

Ныне монастырская гора (прозванная монахами и паломниками «Фавором») представляет собой поистине удивительное место. Дело в том, что в своих недрах она скрывает старинную усыпальницу обители, кельи монахов-затворников, несколько храмов, часовни и множество проходов, которые пронизывают гору сверху донизу.

Одно из самых интересных «горных» сооружений, без сомнения, — Успенская церковь, находящаяся на самом верхнем ярусе. Дело в том, что ее основание, южный притвор и алтарь располагаются в пещере, высеченной из мела, а вот купола и крыша — наземные постройки, они венчают «Фавор» Святогорья. Этот главный храм лавры был известен еще в XVII веке, но за свою долгую историю пережил немало реставраций и даже не раз менял месторасположение, а нынешний облик приобрел лишь в 1868 году после глобальной перестройки всего здания.

Ярусом ниже в горе располагается храм Иоанна Предтечи, основанный еще в середине XVI столетия, в центре которого — массивный меловой столп. Согласно преданию, именно здесь много веков назад и был обретен чудотворный образ святителя Николая, а потому многочисленные паломники, посещавшие обитель, годами старались отколоть от столпа кусочек мела, так как верили, что такой «трофей» обладает целебными свойствами. Да и сам храм изначально был посвящен Святому Угоднику. Но после реконструкции в середине XIX века был переосвящен в честь Иоанна Предтечи — небесного покровителя мецената Ивана Малиновского, так как ремонтные работы проходили на его средства. Однако в то же самое время в честь Николая Чудотворца была освящена огромная наземная церковь, построенная на соседней горе.

По афонскому обычаю

На самом нижнем ярусе святогорского «Фавора» расположены Алексеевская церковь, усыпальница, где покоятся останки 17 иноков — первых насельников обители, — и часовня Святителя Николая. Считается, что именно отсюда берет свое начало Святогорская лавра. Часовня — самая первая ее постройка, и именно здесь собирались на молитву монахи, рубившие в горе первые пещеры. От Алексеевского храма извилистый ход ведет в особое помещение-усыпальницу, где еще сто лет назад находилось несколько ниш (многие из них были разрушены в советское время) разного размера. Дело в том, что много лет назад монахов в Святогорье хоронили по афонскому обычаю. Сначала тело умершего погребали на обычном кладбище, а через 3-4 года — «когда кости очищались от плоти» — останки извлекались из земли и переносились сюда, в заранее приготовленные ниши. Причем черепа хоронили отдельно от скелета.

Изучив этот погребальный обычай, принятый в монастырях Афона и Палестины, ученые, исследовавшие Святогорскую лавру, выдвинули гипотезу, что основателями обители могли быть монахи-подвижники с греческого полуострова Ашан-Орос (он же Афон). Однако других подтверждений этой версии пока не найдено.

 

Подвиг Затворника

Надо сказать, что сегодня к лику православных святых причислены семнадцать монахов, подвизавшихся в Святогорской лавре в самое разное время. А самым почитаемым из них является Иоанн Затворник.

Этот подвижник, принявший постриг в середине XIX столетия, изначально нес в Святогорском монастыре послушание эконома, и именно он обнаружил и расчистил в горе кельи монахов-затворников прошлых веков. После этого он тоже решил нести подвиг затворничества в одной из древних келий, где провел в полном одиночестве долгих 17 лет. Жил будущий святой в крохотной, высеченной из мела пещерке, большую часть которой занимал гроб, служивший подвижнику кроватью. Ежедневно он совершал 100 поясных и 700 земных поклонов, не снимая при этом грубой власяницы и тяжелых вериг, которые были выкованы для него в монастырской кузнице. Еду и воду Затворнику подавали через специальное окошечко, проделанное в двери кельи. Раз в неделю Иоанн по тайному ходу отправлялся в храм Иоанна Предтечи, где в алтаре принимал святое причастие.

От неизбежной сырости в келье одежда подвижника быстро истлевала и превращалась в лохмотья, но он неохотно менял ее на новую. В келье и в гробу кишели мириады насекомых, но Иоанн стойко переносил посланные ему испытания.

И лишь когда от постоянного сумрака Затворник стал терять зрение, он согласился принять помощь молодого послушника, читавшего ему по нескольку часов в день Святое Писание.

За несколько дней до своей смерти подвижник был перевезен в больничный скит монастыря, где и скончался 24 августа 1867 года. Согласно завещанию Иоанна Затворника, он был похоронен в том же самом гробу, который служил ему ложем на протяжении 17 лет. Также он не позволил снимать со своего тела вериги и власяницу, которые стали невольными свидетелями его подвига.

Иоанн был похоронен у больничной церкви Ахтырской Богоматери, а вскоре на его могиле стали происходить многочисленные чудеса исцеления. Однако после 1917 года больничный скит был закрыт и разрушен, место погребения святого утрачено. Мощи Иоанна Затворника были обретены вновь в 1988 году, и сегодня они покоятся в Успенской церкви Святогорской лавры, куда ежегодно приезжают несколько тысяч паломников, чтобы попросить святого избавить их от неизлечимых болезней.

Благодать чудотворных икон

Приезжают в Святогорскую лавру и многочисленные посетители, чтобы поклониться чудотворным иконам обители.

Одна из них — образ Святого Николая Чудотворца с частицей его мощей. Считается, что эта икона является копией, написанной в XVII веке с образа, некогда обретенного в скале Святогорья. В годы Великой Отечественной войны святыня была вывезена в Германию, но в 1999 году ее выкупил в одном из антикварных магазинов неизвестный меценат и преподнес в дар Святогорской лавре.

Сегодня чудотворный образ находится в Покровском надвратном храме обители, и известно немало случаев его благодатной помощи. Так, несколько лет назад в лавру привезли маленького мальчика с обваренными кипятком ногами. По прогнозам врачей, ребенка ожидала ампутация поврежденных конечностей, но после молитвы его бабушки у чудесной иконы несчастный получил полное исцеление.

Немало чудес произошло в лавре и у иконы Богоматери Святогорской, дарящей бесплодным женщинам счастье материнства. Она была написана в середине XIX века афонским монахом. Считается, что этот образ был укрыт в 1918 году иноками обители в доме одного прихожанина по подсказке самой Богородицы. После открытия монастыря в 1992 году икона вернулась в обитель — в храм Иоанна Предтечи, где она хранилась до революции.

 

Похожее

am-world.ru

admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о