Святогорье монастырь: Свято-Успенский Святогорский монастырь — Официальный сайт

Святогорский монастырь в Пушкинских горах

Главная  /  Россия  /  Пушкинские горы  /  Святогорский монастырь


Русские православные монастыри основывались по-разному. Обычно они возникали по воле власть имущих людей или религиозных авторитетов. Но есть особая категория монастырей, место для постройки которых выбиралось не людьми. Такие монашеские обители строились там, где происходили чудесные явления. Чаще к ним относили обретения нерукотворных икон Божьей Матери. К этой категории святых обителей относится Святогорский монастырь в Пушкинских горах.

Псковщина — исконно русская земля, область, где православие укрепилось ещё в X веке. Здесь в 1563 г произошло знаменательное событие, блаженный юноша по имени Тимофей стал свидетелем явления нерукотворной иконы. Обретенное изображение Богоматери вошло в историю под названием «Умиление».

Места, воспетые впоследствии в гениальных пушкинских стихах, явили ещё одно знамение — чудотворную икону Богоматери «Одигитрия». Обретение произошло вблизи Синичьей горы, названной позже Святой горой. Каждая икона «Одигитрия», что в переводе с древнегреческого означает Путеводительница, считается списком с первоначальной иконы с таким же названием, написанной самим евангелистом Лукой. Обретение такой редкости привлекло внимание Ивана IV. Он приказал наместнику Пскова построить на месте явления церковь. Царь прислал в дар храму колокол весом в 15 пудов. За особое звучание народ прозвал его «Горюном».

В те неспокойные времена монастыри выполняли не только религиозную, но и оборонительную функцию. По указу царя в 1569 году в районе Синичьей горы и построенной церкви заложили мужской монастырь. Ему вскоре пришлось исполнить военную роль в общей системе обороны против нашествия войск Стефана Батория.

Монастырь постоянно строился, деревянные постройки заменялись каменными строениями. Первым в камне возвели главное здание монастыря — Успенский собор. Это образец псковской архитектуры. Приземистое однокупольное здание с мощными стенами двухметровой толщины сделано из плит известняка и дикого камня.

Вплоть до XVIII века стены и все остальные постройки, в том числе церкви св. Параскевы Пятницы и Николая Чудотворца, были деревянными. В 1770 году начали возводить кирпичные пристройки (приделы) к собору, работы продолжались 6 лет.

Замена деревянного ограждения каменными стенами проводилась в последнее десятилетие XVIII века. Материалом служил булыжник, его достаточно в окрестных лесах, и гранит. Из них же построены лестницы от подножия Святой горы к храму на вершине.

В царское время монастыри владели солидными земельными наделами, где монахи занимались сельским хозяйством. Излишки продукции реализовывались на ярмарках. Святогорский монастырь регулярно устраивал их, для этой цели были даже построены торговые ряды.

Советская власть закрыла монастырь в 1924 году. Без должного ухода здания ветшали, вдобавок серьёзный урон нанесли немецко-фашистские оккупанты. Помещения подверглись разрушениям, к тому же при отступлении немцы монастырь заминировали.

Сегодня Святогорский Успенский монастырь — действующее учреждение Российского Патриархата.

Пушкин и Святогорский монастырь

Не будь в монастыре погребён А.С. Пушкин, судьба монастыря в годы советской власти сложилась бы гораздо печальнее. Имя великого поэта работало во благо даже после его смерти. Благодаря тому, что окрестные сёла: Тригорское, Михайловское, связаны с жизнью и творчеством поэта, здешние места и сам монастырь вошли в состав Пушкинского музея-заповедника. Только поэтому монастырские строения восстановили после войны, реставрацию провели в 1949 году. В дальнейшем средства выделялись именно на содержание в должном виде тех зданий, которые непосредственно связаны с Пушкиным. Поскольку Александр Сергеевич не только часто посещал монастырь, но и похоронен на его территории, то сохранность и благоустройство этого места приобрело государственное значение.

Интересно, что поэта сослали в родовое имение с формулировкой «за атеизм». Сам же поэт с удовольствием посещал обитель, подолгу беседовал с игуменом Ионой. Считается, что старец стал прообразом Пимена в «Борисе Годунове».

Монастырские земли граничат с родовым имением предков Пушкина — Ганнибалов. Жизнь семьи и предков поэта была тесно связана с псковской землей. В пределах монастыря похоронен младший брат Александра Сергеевича, его дед и бабушка, мать.

После трагической гибели Пушкина на дуэли, Николай I распорядился хоронить поэта подальше от Петербурга и Москвы. 6 февраля 1937 года гроб с телом поэта опустили в могилу возле Успенского собора Святогорского монастыря. В том же году прах Пушкина перенесли в специально построенный склеп.

Знаменитый мраморный обелиск работы А. Примагорова установили над могилой поэта в 1841 году. С тех пор Святогорский монастырь в Пушкинских горах стал местом паломничества почитателей поэта.

Святогорский монастырь на карте Пушкинских гор

Смотрите также:

  • Пушкинские Горы
  • Михайловское
  • Тригорское
  • Петровское

экскурсии в Пскове 2023, цены от 1900₽

Купите самую интересную из 10 экскурсий в Пскове на 2023 год по теме «Святогорский монастырь», 435 ⭐ отзывов, цены от 1900₽. Сегодня можно забронировать на 📅 июль, август и сентябрь

🚗 На машине

Индивидуальная

8 часов

52 отзыва

6 июля

7 июля

8 июля

11 июля

9 750₽ за всё до 5 чел.

🚗 На машине

Индивидуальная

9 часов

17 отзывов

Завтра

6 июля

9 июля

10 июля

8 500₽ за всё до 10 чел.

🚗 На машине

Индивидуальная

9 часов

22 отзыва

Завтра

6 июля

7 июля

8 июля

7 500₽ за всё до 20 чел.

🚗 На машине

Индивидуальная

9 часов

43 отзыва

14 июля

17 июля

18 июля

19 июля

12 800₽ за всё до 19 чел.

🚌 На автобусе

Групповая

11 часов

15 июля

20 июля

22 июля

27 июля

1 900₽ за человека

🚌 На автобусе

🚐 На микроавтобусе

Групповая

9 часов

12 июля

22 июля

26 июля

29 июля

3 970₽ за человека

🚌 На автобусе

Групповая

10 часов

20 отзывов

8 июля

15 июля

22 июля

29 июля

2 100₽ за человека

🚗 На машине

Индивидуальная

8 часов

98 отзывов

28 июля

29 июля

30 июля

1 авг

9 100₽ за всё до 10 чел.

🚌 На автобусе

Авторский тур

7 июля

14 июля

21 июля

28 июля

16 700₽ за человека

Другие экскурсии Пскова

  • В

    Валерия

    20 июня 2023

    В Пушкинский заповедник из Пскова

    Замечательная экскурсия и великолепный экскурсовод Лариса Никандровна! Знание темы и подача материала просто поразили нас! Один из лучших экскурсоводов в моей туристической жизни! Историческая ценность, красота ландшафтов поражают! Очень рекомендую посетить эти потрясающие места! Природа и виды конкурируют с общеизвестными красотами Тосканы и Швейцарии! Надо видеть и познавать нашу прекрасную Родину!

  • Т

    Татьяна

    19 июня 2023

    «Приветствую тебя, пустынный уголок!» — поездка в Пушкинские горы

    Уникальное путешествие совершили с экскурсоводом Дарьей во времена Пушкинские. Съездить в гости к Пушкину, ходить по тропам, по которым хаживал сам поэт. Прошлись по Пушкинск­ому заповеднику- зае­хали в село Михайлов­ское, где Пушкин про­вел в уединении два года незаметно. Про­гулялись по парку. Увидели тот самый дуб у Лукоморья. Прошли­сь по аллее цветов. Вошли в дом поэта. Прошлись по его комна­там. Увидели предпол­ожительный портрет няни, которая была ря­дом во время его ссы­лки. Познакомились с родителями Пушкина. Увидели рукописи по­эта с невероятными его рисунками. Увидели как поэт ра­ботал над своими про­изведениями. И увиде­ли оригиналы предмет­ов времён Пушкина: шары от бильярда, кий, ручка от кареты, подробная скамеечка Анны Петровны Керн… Прогулялись по дому вместе с другом Ива­ном Пущиным, который посетил его в изгна­нии. Прошлись по большой еловой аллеи, увиде­ли пейзажи, которые описывал Пушкин в ст­ихотворении Деревня. Увидели Аллею Анны Петровны Керн и остр­ов уединения. Святогорский монаст­ырь и могила Пушкина. возложила цве­ты на могиле Пушкина. Зашли в храм. Помол­ились чудотворным ик­онам. Приехали в Тригорск­ое. Место встречи Пу­шкина с друзьями (Пущин был первым). Пушкин стал ближе, роднее и строки его стихотворения теперь воспринимаются с особым смыслом, пропитанные духом, временем и событиями жизни поэта.

    Прав Пушкин! Путешествия мне необходимы и нравственно, и физически.

  • Ю

    Юрий

    19 июня 2023

    Михайловское, Бугрово и Святогорский монастырь за 1 день

    Это был третий день во земле Псковской и третья экскурсия. До этого обзорная по Пскову и Изборск — Печерский монастырь. Я не знаток поэтических искусств, но впервые встретил как органично вписана поэзия Александра Сергеевича Пушкина в рассказ о Михайловском и Пушкине. Оказывается стихами можно говорить и это лучшее на мой вкус чтение поэзии. Спасибо Дарье нашему экскурсоводу. Мы бывали в этнографических комплексах, поэтому Бугров нас не очень впечатлило, лучше бы больше времени провели в Михайловском. Посещение монастыря, собственно, с целью поклонится могиле великого поэта. Можно было бы найти (оставить) темы для поговорить на обратном пути в Псков.

  • А

    АННА

    18 июня 2023

    По местам Михайловской ссылки Пушкина

    Анна прекрасный экскурсовод, благодарны ей за хорошую организацию и яркие впечатления.

  • Е

    Елена

    16 июня 2023

    Групповая автобусная экскурсия в Пушкинские Горы

    Огромное спасибо команде Атмосфера путешествий. Всё чётко согласно заявленной программы. Отличный автобус, питание. Отдельный восторг гид — Мария Павловна — потомственный экскурсовод, исключительный профессионал, любящая родной край и, конечно, ВСЁ, что связано с Пушкиным:)))

  • М

    Мария

    15 июня 2023

    Групповая автобусная экскурсия в Пушкинские Горы

    Экскурсия была очень интересная, но главное, автосферу создала сама экскурсовод. Она увлекательно рассказывала, читала стихи и просто погрузила нас в атмосферу Пушкинского времени. Сразу захотелось перечитать Онегина и другие произведнния великого поэта. Спасибо за прекрасную экскурсию!

  • О

    Ольга

    15 июня 2023

    Групповая автобусная экскурсия в Пушкинские Горы

    Хотелось бы выразить огромную благодарность экскурсоводу Богдановой Марии🤩 Такой яркий и зажигательный человек сделает любую поездку интересной,увлекательной и познавательной Ездили с ней на экскурсию в Пушкинский горы 14. 06.2023г Отличная организация программы👍 подача материала на высшем уровне Видно как человеку нравится его работа и от поездок получает большое удовольствие и заряжает своей энергетикой путешественников🤩 Так же спасибо прекрасному водителю Андрею за хорошее вождение и комфортные автобусы

  • М

    Марина

    11 июня 2023

    «Приветствую тебя, пустынный уголок!» — поездка в Пушкинские горы

    многознающий,интеллигентный экскурсовод Светлана. чудесный русский язык и море Пушкинских отрывков

  • С

    Светлана

    4 июня 2023

    По местам Михайловской ссылки Пушкина

    В начале мая побывали на экскурсии «По местам Михайловской ссылки Пушкина» с Анной. Понравилось все — начиная с высокого и заканчивая прозой жизни. Высокая поэзия Гения в прочтении Анны- супер. Много фактов из жизни Гения (жизнь его- не сахар по разным причинам), которых к сожалению мы не знали, но рады что узнали благодаря Анне. Экскурсия хорошо спланирована, в удобном нам темпе, успели много посмотреть, перекусить, на всё было время. Если вы на авто- то только с Анной Удачи. Спасибо

  • Е

    Екатерина

    4 июня 2023

    «Приветствую тебя, пустынный уголок!» — поездка в Пушкинские горы

    Казалось бы про Пушкина известно всё. Но после экскурсии поймала себя на том, что раньше воспринимала его как памятник, а Светлана как будто познакомила с живым человеком. Спасибо за увлекательное путешествие.

Монастыри Святой Горы Афон

Гора Афон, также называемая Святой Горой (Агион Орос), в конце 10-го века является важнейшим центром восточно-православного монашества. Афоном называется самая северная выступающая часть полуострова Халкидики длиной 45 км и шириной 5-10 км, а также вершина (2033 м), возвышающаяся над этим скалистым пальцем земли. Он связан с материком узким перешейком шириной 2 км. На полуострове есть леса, пастбищные луга и небольшие участки земли, подходящие для виноградников, фруктовых садов, оливковых рощ и садов. Афон был практически заброшен, когда монахи начали селиться здесь, вероятно, в конце VIII или начале IX в. век.
Согласно историку 10-го века Генесиосу Афону, уже в 843 году это была крупная монашеская община, но к его свидетельствам следует относиться с осторожностью. Теории о том, что самые ранние монахи Афона были беженцами от арабских завоеваний восточных провинций Византии или иконопочитателями, спасавшимися от преследований императоров-иконоборцев, теперь потеряли популярность. Первые прибыли, по-видимому, прибыли из близлежащих регионов, и их привлекло незапятнанное одиночество полуострова. Однако монашество развивалось на Святой Горе медленно из-за ее изоляции, пересеченной местности и опасности со стороны арабских пиратов. Первые монахи жили как отшельники-одиночки или небольшими группами; пионерами на Афоне были Петр Афонский — фигура полулегендарная — и Евфимий Младший, прибывший в 859 г..

Первым общежительным монастырем в окрестностях Афона был Колобу, основанный близ Иериссоса незадолго до 883 года. Фрагментарный сигиллион Василия I является самым ранним сохранившимся имперским актом, касающимся Святой Горы; он защищал афонских монахов от вторжений местных пастухов. Дату первого появления общежительного («общежития») монашества на самом Афоне установить невозможно, но к середине X в. засвидетельствованы некоторые коинобии (например, Ксиропотамский монастырь). В 963 Афанасий Афонский при поддержке Никифора Фоки основал Великую Лавру, которая вскоре заняла первое место в афонской иерархии и сохраняла это положение навечно. К концу 10 века были основаны многие из наиболее важных афонских монастырей (например, Иверский, Хиландский, Эсфигменский, Пантелеимоновский, Ватопед, Ксенофонт и, возможно, Зографу); к 1001 г. существовало 46 монастырей.
Монахи из негреческих земель стали приезжать на Святую Гору в 10 веке. Грузинский монастырь Иверский был основан в 9 в.79/80, за которым вскоре последовал итальянский монастырь амальфитанцев. Православные армяне (халкидонцы) были многочисленны в Эсфигмену. В XII веке полуостров стал привлекать больше славянских монахов: Пантелеимона переняли монахи из Руси, а Хиландар был восстановлен как сербский монастырь.
В 13 веке Зограф был заселен преимущественно болгарскими монахами. Организация Афона в 10 в. была относительно простой: монахи посещали три ежегодных собрания в Протатоне в Карее и избирали питуроса, который представлял общину в ее отношениях с церковными и светскими властями. К концу X века кажется, что это собрание было заменено нерегулярным «советом», который собирал в среднем 15 участников, но иногда и до 40. Более крупные монастыри стали независимыми от Протатона, с игуменами Великого. Лавра приобретает более престижное положение в местной иерархии, чем прото.
В 10-м и 11-м веках Афон привлек значительное внимание императора. Роман I Лакапин учредил ежегодную стипендию ( рогу ) для афонских монахов и приказал провести демаркацию пограничной границы, вероятно, в 941/2 г. Быстрый рост Лавры под покровительством Никифора Фоки вызвал недовольство многих афонских монахов, особенно отшельников, опасавшихся за свой образ жизни. Издание Иоанном I Цимисхием типикона для Афона, Трагос между 970 и 972 годами, было попыткой найти компромисс, признав права игуменов, келлиотов (духовных лидеров анахоретических групп) и отшельников-одиночек посещать собрания в Кариесе. И Никифор II, и Иоанн I видели в Афоне оплот «бедного монашества», но при Василии II некоторые монастыри стали приобретать земли за пределами Святой Горы и постепенно превращались в крупных землевладельцев. Общежитие стало преобладающим в ущерб скитам. В XI-XII вв. продолжали основываться новые монастыри (Кастамониту, Дохиариу, Кутлумусиу), а более старые расширяли свои владения. Возросла хозяйственная деятельность на Афоне, например, продажа древесины из афонских лесов и излишков сельскохозяйственной продукции (фрукты, овощи, вино), выращенной в монастырских поместьях. Многие монастыри владели лодками для перевозки этих товаров и ввоза необходимых провизий; этим лодкам часто предоставлялось освобождение от таможенных пошлин. Несмотря на запрет Иоанна I на присутствие на полуострове евнухов, безбородых юношей, женщин и даже самок животных, в XI веке значительные группы влахских пастухов поселились со своими семьями на Афоне и снабжали монахов молочными продуктами. «Влахский вопрос» вызвал такой скандал, что около 1100 г. Алексиос I был вынужден изгнать пастухов с Афона.
Хризобулла Константина IX Мономаха 1045 года проливает свет на административное развитие Афона. Увеличилась самостоятельность отдельных койнобий; Лавра, Ватопед и Иверон были высшими монастырями, имевшими приоритет над центральной администрацией протосов. Рост землевладения спровоцировал конфликты между монастырями из-за имений, а также столкновения с местными землевладельцами, особенно в Иериссосе; с половцами, поселившимися в южной Македонии; и с имперскими чиновниками. С другой стороны, патриаршество пыталось установить свою юрисдикцию (хотя бы частичную) над Афоном, который считался подчиненным только императору.
Падение Константинополя во время Четвертого крестового похода в 1204 году и создание Латинской империи привели к периоду трудностей для Афона, поскольку Македония была обеспокоена латинской оккупацией, растущим могуществом болгар и соперничеством между Никейской империей и Эпир. Афон перешел под власть Франкского королевства Салоники с 1204 по 1224 год, и монастыри потеряли часть своей собственности за пределами полуострова, которую они стремились вернуть после греческого завоевания Константинополя в 1261 году. Правление Михаила VIII Палеолога было, однако крайне непопулярен на Афоне из-за преследований монахов, отказавшихся принять Лионскую унию 1274 г.
В начале 14 века Афон пострадал от набегов великой каталонской компании, но затем пережил период процветания, во время которого было основано несколько новых монастырей (Дионисий, Пантократор, Симопетра). Документы, фиксирующие различные привилегии, дарованные императорами афонским монастырям (практика, восходящая к IX веку), особенно многочисленны с первой половины XIV века. Если привилегии, предоставленные правительством в X веке, были прежде всего Solemnia (стипендии из государственной казны), а хризобуллы XI века в основном устанавливали монашеские exkausseia (неприкосновенность от налогов), то документы XIV века были прежде всего пожертвованиями земли и пароикои.
Имущество Афона представляло собой поля, виноградники, пастбища, мельницы, рыбные пруды, целые деревни, городскую арендуемую недвижимость и мастерские. Эти владения были сосредоточены в Македонне (включая Салоники), особенно на полуострове Халкидики и в долине Стримона, но простирались до Фракии, Тасоса, Лемноса, Сербии и Валахии. Основная часть актов Афона касается этих поместий и включает в себя практику, грамоты купли-продажи, обмена и дарения, а также императорские хризобуллы, подтверждающие права монастырей на их собственность и гарантирующие фискальную неприкосновенность. Все чины, от простого крестьянина до императора, стремились делать благочестивые пожертвования афонским монастырям; кроме императоров в Константинополе благотворителями Афона были великие Корнены Трапезунда, правители Сербии и Болгарии и воеводы Валахии.
В 14 в. на Афоне развивалось идиоритмическое монашество, койнобион пришел в упадок. К середине века турецкие пираты напали на полуостров, вынудив некоторых монахов бежать в Парорию или Метеору. Османская угроза привела к правительственному ограничению роста монастырских владений и конфискации некоторых афонских имений во второй половине 14 века. Так, после победы турок при Марике в 1371 г. половина подворий, принадлежавших Афону, была преобразована в пронои и передана солдатам. Эта политика была продолжена в 15 веке. После непродолжительного занятия Афона в 1387 г. и с 139 г.С 3 по 1403 г. османы установили постоянный контроль над Святой Горой в 1430 г. Турки признали автономию Афона в обмен на уплату ежегодной дани, но монастыри лишились своей неприкосновенности и своих владений во Фракии и Македонии.
Отношение к интеллектуальной жизни было разным. Келлиотаи и отшельники, делавшие упор на духовность и аскетизм, мало пользовались книгами. Многие афонские монахи были выходцами из деревень и были неграмотными. Тем не менее в койнобиях, основанных на модели студитов, больше внимания уделялось интеллектуальным занятиям, особенно с 13 века. Монастыри накопили важные коллекции рукописей, некоторые из которых были созданы в их собственных скрипториях (например, в Филотку, Хиландаре и Ивероне). Среди афонских монахов были композиторы (Иоанн Кукузелис), агиографы (Иосиф Калофет), богословы (Григорий Палама), церковные писатели (Феолепт Филадельфийский). С его международным собранием монахов культурный обмен был неизбежен: Хиландар, Зографу, Пантелеемон и Иверон стали центрами передачи византийской религиозной литературы в Сербию, Болгарию, Россию и Грузию соответственно.
Как Святая гора по преимуществу с 10 века, Афон привлекал византийских монахов на протяжении шести столетий. Многие святые мужи, имевшие обычай кочевать из одного монастыря или Святой Горы в другой, прежде чем отправиться дальше, проводили время на Афоне, тем самым уменьшая культурную обособленность афонских монастырей. Из-за своей географической близости Салоники, а не Константинополь, имели самые тесные связи со Святой Горой. Для некоторых монахов, таких как Палама, игуменство на Афоне было трамплином к епископскому сану. Для других это могло привести к Константинопольскому патриархату, как это было для Нифонта, Каллиста и Филофея Коккина.
Именно один из странствующих святых, Григорий Синаит, ввел на Афоне в XIV веке «Иисусову молитву», принятую небольшим числом монахов. Из этого нового метода молитвы развилась форма мистической духовности, новый акцент на исихазме, который отстаивал Палама. После многих перипетий паламизм распространился по всему византийскому миру и в конце концов был объявлен православным на местном Константинопольском соборе 1351 года. стены по периметру. Самые ранние афонские церкви обычно имели крестообразный план с центральным куполом, треугольной апсидой, двойным притвором и боковыми часовнями на западе. Учрежденная в Лавре, эта схема была принята в Ивероне и Ватопеде и оставалась практически неизменной до тех пор, пока двойной притвор не был заменен единым прямоугольным пространством (иногда называемым лите) для певчих в Хиландаре. Эта схема, в свою очередь, получила широкое распространение, например, в Кутлумусиу около 1400 года. В 14 веке произошло расширение старых монастырей, добавление башен (пиргой) и других укреплений, а также создание новых институтов, которые, как правило, следовали устоявшийся «афонский тип». Большинство часовен, а также жилых и служебных помещений, которые сейчас можно увидеть на Афоне, датируются XV веком или позже.

В церквях мозаичное убранство сохранилось только в Ватопеде и Ксенофонте (сейчас обособлено и хранится в «новом католиконе»). Самые старые сохранившиеся фрески находятся на келлионе Рабдушу, а фрески 1312 года сохранились в Ватопеде, но сильно закрашены. Хорошо сохранившаяся программа на Протатоне относится к тому же времени. Однако после этого, за исключением фрагментов в монастыре св. Павла, почти не сохранилось настенной росписи периода между серединой 14 и началом 16 века. Начиная с 10 века, афонские монастыри получали в дар богослужебное серебро, кресты, ткани, иногда книги в богатом переплете и особенно иконы (которых в Лавре 3000, в основном поствизантийские), которые сегодня составляют ядро ​​их сокровищ. Несколько предметов являются пожертвованиями щедрых правителей и других покровителей периода до 1453 года, но, как и физическая структура монастырей, подавляющее большинство сокровищ датируются задолго до основания учреждений, в которых они сейчас размещаются. Было высказано предположение, что по крайней мере в 14 веке художники-фрески приехали из Салоников и, возможно, из Константинополя. Однако имя или эпитет zographos монаха 10-го века предполагает, что некоторые художники поселились; также выдвигается гипотеза о мастерской XIV века по изготовлению окладов для икон. Конечно, масоны были вызваны из внешнего мира в 10 веке. Многие иллюминированные рукописи монастырских библиотек попали на Афон спустя много времени после их создания в других местах, точно так же, как многие книги афонского происхождения сегодня можно найти в библиотеках и музеях за пределами Святой Горы.

Владимир Путин: внутри его паломничества на Святую гору

  • Восточно-православный монастырь Симонопетра, основанный в 13 веке, расположенный на скале над Эгейским морем в монашеском государстве Афон, на севере Греции, 30 мая 2016 г.

    Юрий Козырев — Noor for TIME

    1 из 16 Предыдущий Следующий
  • Президент России Владимир Путин позирует фотографу со своим греческим коллегой Прокописом Павлопулосом, рядом со старшими православными монахами и другими высокопоставленными лицами на лестнице административного центра Афона, самоуправляемой монашеской общины на севере Греции, 28 мая 2016 года.

    Юрий Козырев—НООР для ВРЕМЕНИ

    2 из 16 Предыдущий Следующий
  • Украинский бизнесмен Андрей Борисов улыбается греческому православному монаху в скиту на горе Афон, полуострове в северной Греции, который многие православные считают одним из самых святых мест в мире, 28 мая 2016 года. Борисов зарабатывает зарабатывал на жизнь организацией туров на Афон для состоятельных паломников, прежде всего из России и Украины. Такие футболки, как та, что на нем, с изображением президента России Владимира Путина иногда продаются приезжим паломникам в сувенирных магазинах на Святой Горе Афон.

    Юрий Козырев—НООР для ВРЕМЕНИ

    3 из 16 Предыдущий Следующий
  • православных монаха несут икону Богородицы с младенцем в греческом монастыре Ватопед, одном из старейших и крупнейших из 20 монастырей на Афоне, самоуправляемой общине православных монахов на севере Греции, 29 мая 2016 г.

    Юрий Козырев—НООР для ВРЕМЕНИ

    4 из 16 Предыдущий Следующий
  • Монахи и миряне стоят возле Протатона, древнейшего храма на Афоне, самоуправляемой монашеской общины на севере Греции, 28 мая 2016 г.

    Юрий Козырев — NOOR for TIME

    5 из 16 Предыдущий Следующий
  • Агенты российских спецслужб и греческие полицейские окружают черный внедорожник Mercedes с президентом России Владимиром Путиным, который прибывает в Кариес, столицу автономной общины православных монахов на Святой Горе Афон на севере Греции, 28 мая 2016 года.

    Юрий Козырев—НООР для ВРЕМЕНИ

    6 из 16 Предыдущий Следующий
  • Православные монахи идут от главного храма к трапезной, или трапезной, в греческом монастыре Ватопед на горе Афон, Греция, 29 мая 2016 г.

    Юрий Козырев—НООР для TIME

    7 из 16 Предыдущий Следующий
  • Мужской хор поет во время литургии в главном храме греческого монастыря Ватопед, одного из старейших и крупнейших из 20 монастырей на Святой Горе Афон, самоуправляемой общины православных монахов на севере Греции, 29 мая., 2016.

    Юрий Козырев—НООР для ВРЕМЕНИ

    8 из 16 Предыдущий Следующий
  • Патриарх Кирилл (сидит), глава Русской Православной Церкви, принимает участие в молебне в Свято-Пантелеймоновском монастыре на Афоне, на севере Греции, 27 мая 2016 г. Из 20 монастырей, входящих в состав и управляющих монашеская община Святой Горы Афон св. Пантелеимона — единственная, связанная с Русской Православной Церковью.

    Юрий Козырев—НООР для ВРЕМЕНИ

    9 из 16 Предыдущий Следующий
  • Патриарх Русской Православной Церкви Кирилл стоит перед реликварием, украшенным драгоценностями ларцом, содержащим святые мощи, в главном храме св. Пантелеймона, русского монастыря на горе Афон, в северной Греции, 27 мая 2016 г. настоятель монастыря архимандрит Иеремия (в центре), которому 100 лет.

    Юрий Козырев—НООР для ВРЕМЕНИ

    10 из 16 Предыдущий Следующий
  • Русские православные монахи зажигают свечи в преддверии прибытия Патриарха Кирилла, главы Русской Православной Церкви, в Свято-Пантелеймоновском монастыре, также известном как Россикон («Русский»), 27 мая 2016 г.

    Юрий Козырев — NOOR для TIME

    11 из 16 Предыдущий Следующий
  • Фреска с изображением святых Православной Церкви внутри Андреевского скита, близ Кариеса, столицы Святой Горы Афон, на севере Греции, 27 мая 2016 г.

    Юрий Козырев—NOOR for TIME

    12 из 16 Предыдущий Следующий
  • Православные монахи пьют сладкое вино после вечерней молитвы в скиту отца Макария (в центре), греческого православного священника на Афоне, Греция, 26 мая 2016 г.

    Юрий Козырев — NOOR for TIME

    13 из 16 Предыдущий Следующий
  • Учащиеся Афонской духовной академии, школы-интерната для мальчиков в православном монашеском государстве Афон на севере Греции, завтракают в школьной столовой, 30 мая 2016 г.

    Юрий Козырев — NOOR for TIME

    14 из 16 Предыдущий Следующий
  • Греческие монахи и паломники собираются на вечернюю молитву в скиту на горе Афон, самоуправляемой общине православных монахов на севере Греции, 28 мая 2016 г.

    Юрий Козырев—НООР для ВРЕМЕНИ

    15 из 16 Предыдущий Следующий
  • Отец Павел, 32-летний православный монах из российского города Нижнего Новгорода, покоится на территории греческого монастыря Ватопед на Святой Горе Афон, самоуправляемой общины православных монахов на севере Греции, 29 мая. 2016. Переехав на Афон из России четыре года назад, отец Павел не может присоединиться к монашескому братству в Ватопеде, крупнейшем греческом монастыре на полуострове, отчасти потому, что, по его словам, русских монахов «боятся» и дискриминируют. на горе Афон.

    Юрий Козырев—НООР для ВРЕМЕНИ

    16 из 16 Предыдущий Следующий

Целый раздел путеводителя по Святой Горе Афон посвящен теме фотографии, и, если подытожить ее суть, фотографии запрещены. Мы узнали об этом немного поздно в нашей поездке. Юрий Козырев, контрактный фотограф TIME, уже вылетел из Москвы, чтобы встретиться с остальными участниками нашей троицы на севере Греции. Отис, наш греческий переводчик, приехал из Афин. Я приехал из Берлина. А через несколько дней на Святую Гору с паломничеством должен был прибыть президент России Владимир Путин.

Фотографирование его посещения одного из самых священных мест православия было довольно важной частью нашего задания. Так что Юрий застонал, когда Отис перевел правила — ни купаться, ни загорать, ни шорт, ни фотографировать, и понеслось. Это было в конце мая, и мы стояли у того места, где граница Святой Горы Афон отмечена каменной стеной. «Вход запрещен для всех», — гласила табличка с другой стороны. «Нарушители будут привлечены к ответственности по всей строгости закона».

Мы начали сомневаться в наших шансах. Гора Афон, или, как ее официально называют, Автономное Монастырское Государство Святой Горы, представляет собой клочок земли размером примерно в пять раз больше Манхэттена, выступающий из северной Греции в Эгейское море. Примерно последнюю тысячу лет ею управлял совет православных монахов, и, как следует из названия их микрогосударства, они пользуются значительной автономией от остальной Греции. Согласно статье 105 греческой конституции, монахам гарантируется «древний привилегированный статус» самоуправления, и только они могут решать, кто входит на Афон.

В этом отношении их правила особенно строги. Женщинам вход воспрещен. Самки животных также запрещены, за редким исключением кошек и певчих птиц, которых слишком трудно держать подальше. Формальная причина таких правил та же, что и причина монашеских обетов безбрачия: они должны хранить верность только Деве Марии, которая, по их мнению, получила гору Афон в дар от Христа для использования в качестве частного сада. Как далее гласит статья 105 греческой конституции, «иноверцам или раскольникам» — иными словами, неверующим — запрещено там жить. Мужчинам, не крещенным в православную веру, не рекомендуется даже посещать храм, как мы узнали при предъявлении документов в Афонском паломническом офисе.

Эта бюрократическая странность, единственная в Европейском Союзе и, возможно, во всем мире, состояла из подвального помещения в греческой деревне Урануполис, которая граничит с Афоном на севере. Если не считать висевших на стенах православных икон, он напоминал зал ожидания провинциального полицейского участка со стеклянной перегородкой между монашескими бюрократами и заявителями. Увидев мой американский паспорт, люди за стеклом начали громко обсуждать что-то на греческом, прежде чем передать документ своему начальнику, который оглядел меня с ног до головы.

«Какова ваша религия», — сказал мужчина. Со стороны матери течет русская православная кровь, а в моем паспорте место рождения указано как Россия, самая густонаселенная православная страна в мире. Очевидно, этого было достаточно, чтобы заработать мне диамонитирион, разрешение посетителя с изображением Девы Марии. (Юрий и Отис, добросовестные православные христиане, были допущены более охотно.)

Но у нас по-прежнему не было разрешения фотографировать многое, а Кремль, похоже, не желал помогать. По телефону его пресс-служба объяснила, что этот визит будет личным для Путина — скорее духовным, чем политическим, — поэтому они не будут организовывать пресс-пул, который обычно сопровождает президента в его поездках. «Если вам удастся добраться туда, — сказал представитель, как бы бросая вызов, — мы посмотрим, что мы можем сделать для вас».

Читать далее: Помощник Путина Владислав Сурков бросил вызов ЕС. Разрешение на паломничество в Грецию

Мы приехали на два дня раньше. Из порта Дафни, где наш паром причалил к берегу, мы втиснулись в автобус, полный паломников, священников и монахов со всей южной и восточной Европы, в основном греков, русских, болгар и сербов. Многие из них казались такими же растерянными, как и мы, когда добрались до древнего города Кариес, столицы Святой Горы.

Это крохотная деревушка, состоящая из автовокзала, средневековой церкви и нескольких административных зданий, а также нескольких кафе и сувенирных лавок, где футболки с изображением Путина продавались рядом с четками и иконами православные святые. Владелец магазина сказал, что рубашки продаются бойко, и посоветовал нам, как добраться до места, где мы остановились.

В течение следующих четырех дней мы встретили на Афоне десятки монахов, и кроме того, что они бородаты и одеты в черное, о них сложно делать какие-либо обобщения. Как и в любом большом сообществе людей, они бывают всех типов, включая изрядную долю фанатиков. Некоторые были ограничены или даже ненавистны в своих взглядах на грешников внешнего мира. Но в процентном отношении к населению на Афоне было, по-видимому, необыкновенное количество мужчин, производивших впечатление глубокого спокойствия и проницательности, как будто они могли угадывать ваши мысли еще до того, как вы произносили слово. Наш хозяин, отец Макариос, один из них.

Исхудавший почти до истощения, он встретил нас у входа в свою камеру в выгоревшей на солнце черной мантии, которая расходилась по швам. Если это еще не ясно, мои взгляды на организованную религию сильно склоняются к скептицизму, и гора Афон не привела к моему обращению. Но когда Макариос подошел пожать мне руку, произошло нечто странное. На какое-то мгновение мой разум стал пустым, и вместо своего имени я мог только вспомнить, что пробормотал что-то похожее на «лосось». Он принял это с улыбкой и показал нам внутрь.

Вокруг затененного двора его келья, или келлия, включала в себя комплекс каменных и деревянных домов с крошечной церковью у входа и большой трапезной сзади, стены которой были покрыты фресками с изображением православных святых. На один из столов он поставил типичную еду: вареный картофель и стручковая фасоль, хлеб, вода и незнакомая листовая зелень, которая по вкусу немного напоминала хвою. Затем он оставил нас одних, чтобы поесть и спланировать остальную часть поездки.

Украинский бизнесмен Андрей Борисов улыбается греческому православному монаху в скиту на Афоне. Борисов зарабатывает на жизнь организацией туров на Афон для состоятельных паломников, в основном из России и Украины.

Юрий Козырев—NOOR for TIME

Передвигаться будет непросто. На Афоне 20 монастырей – 17 из них греческие, один болгарский, один сербский и один русский, каждый из которых представляет собой один из традиционных центров православной веры. Пешком все они занимают часы, чтобы добраться по тропам, которые петляют через горы. Поэтому, чтобы не отставать от путинского окружения, потребуется машина. А вот такси на Афоне очень мало, а автобусы до большинства монастырей обычно ходят раз в день. После захода солнца монахи закрывают свои ворота, и никому не разрешается ни входить, ни выходить.

Наш спаситель пришел в образе дородного монаха по имени отец Иоанникий, который владеет старым пикапом и был готов возить нас примерно за 100 долларов в час. У нас не было выбора, кроме как согласиться. По гравийным дорогам и отвесным скалам горы нам потребовалось около часа, чтобы добраться до Русского Пантелеймоновского монастыря на следующий день, так как приготовления к визиту Путина подходили к концу. Десятки российских силовиков остановились в гостевых домах, а некоторые из них даже надели гидрокостюмы, чтобы заняться дайвингом в поисках угрозы катеру президента.

У главных ворот мы подошли к группе репортеров российского телеканала и присоединились к их осмотру территории. Первая остановка называлась костницей, или «костяной комнатой», стены которой были от пола до потолка увешаны человеческими черепами. На лбах у многих из них были начертаны имена монахов и годы их смерти, некоторые датировались несколькими столетиями ранее.

Один из монахов указал на черепа с датой 1913 года, трагического для святого Пантелеймона года. Тем летом несколько кораблей Российского императорского флота прибыли для подавления богословского мятежа среди монахов, учение которых Русская православная церковь считала еретическими. Не сумев убедить их изменить свои взгляды на природу Бога, русский епископ позволил царским войскам взять монастырь штурмом. Сотни русских монахов были взяты в плен и возвращены в Российскую империю для наказания за свою ересь.

Неудивительно, что наша просьба сфотографировать комнату с костями была отклонена. Таковы были попытки Юрия сфотографировать дворы св. Пантелеймона и его трапезную. По большей части случайно ему удалось заснять внутри древнегреческого монастыря Ватопед ближе к концу нашего путешествия. Когда мы однажды утром подъехали к его воротам на рассвете, они распахнулись, и из них вышла большая процессия монахов, несущих икону Девы Марии, которая была защищена от солнца замысловатым зонтиком. Позже мы узнали, что эта церемония проходит всего несколько раз в году, и было так много паломников, которые снимали ее на свои смартфоны, что запрет на фотосъемку казалось невозможным. В конце концов монахи уступили.

Читать далее: Президент России Путин выдает себя за защитника веры

С Путиным нам почти так же повезло. В день его приезда многие дороги вокруг Афона были перекрыты для проезда его кортежа, а вокруг святого Пантелеймона было выставлено несколько кордонов охраны. Первые два были укомплектованы греческой полицией, и Отис каким-то образом убедил их пропустить нас. Но у последних ворот русский солдат, одетый в камуфляж, приказал нам уходить; это было, по его словам, частным случаем.

Путин еще не приехал. По пути в русский монастырь его черный внедорожник «Мерседес» сделал остановку в столице Карьесе для церемонии с управляющими монахами. Мы прибыли туда как раз вовремя, чтобы увидеть, как он поднимается по мраморной лестнице в их административное здание. Сцена была беспокойной. На крыше здания расположились снайперы. Десятки агентов кремлевской службы безопасности слонялись вокруг в блестящих костюмах, потея и пытаясь контролировать толпу монахов в черных рясах и иностранных сановников. В конференц-зале с Путиным пара официантов принесла два серебряных подноса с стопками ципуро — ликера, который афонские монахи умеют варить сами.

Но Президент отказался от напитка. Он выглядел скучающим и беспокойным в своем кресле под иконой Богородицы, как будто стремился выслушать речи греческих монахов и перейти в русский монастырь. Через несколько часов он ушел, проведя на полуострове всего полдня, и мы направились в единственный ресторан на Афоне, чтобы отведать фасолевый суп и ципуро.

За столом позади нас группа из шести русских паломников как раз произносила тост, когда вошел мужчина, чтобы продать святое масло. Тембром карнавального зазывалы он перечислил кости святых, которые использовались для освящения его бутылок с маслом. «У меня левая нога святой Аны», — сказал он. «У меня есть голова святого Прокофия. У меня правая рука Иоанна Богослова». Принимающих не было.

К тому времени, как мы вернулись в дом Макариоса, солнце уже садилось. На скамейках в его дворе сидели несколько греческих паломников и смотрели на своих телефонах кадры визита Путина. Еще десять лет назад на Афоне было официально запрещено даже радио. В то время электричества было мало, и в крупных монастырях было всего несколько стационарных телефонов, которыми мог пользоваться каждый. Сейчас в большинстве камер есть Wi-Fi, и многие монахи держат айфоны в карманах мантий.

Когда стало слишком темно, чтобы сидеть во дворе, Макариос пригласил нескольких из нас в свою библиотеку, где стол был накрыт стаканами и бутылкой шнапса со вчерашнего вечера. Вместо благословения или молитвы он ходил по комнате, хватал каждого из нас за голову и резким движением ломал кости на шее, чтобы выпустить напряжение. Это был трюк, который он использовал, чтобы разрушить предубеждения людей о том, как должен вести себя монах.

Садясь, он упомянул, что приехал на Афон подростком, надеясь «жить уединенной жизнью». Это было 48 лет назад. Сейчас ему 65. И жизнь его вряд ли можно назвать одинокой. Будь то паломники, репортеры, смартфоны или главы иностранных государств, внешний мир имеет способ вторгнуться на Афон, сколько бы стен и правил ни возводили монахи, чтобы уединиться.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *