Собор спаса в чернигове – Спасо-Преображенский собор (Чернигов) — Википедия

Содержание

Спасо-Преображенский собор (Чернигов) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Спасо-Преображенский собор — пятиглавый восьмистолпный храм в Чернигове, действующий храм-музей. Старейший сохранившийся памятник древнерусского зодчества, на протяжении веков неоднократно перестраивался[1]. Служил главным храмом Чернигово-Северского княжества и усыпальницей местных князей (Ольговичей). Входит в состав национального архитектурно-исторического заповедника «Древний Чернигов». Памятник архитектуры, согласно Постановления Совета министров УССР от 24 августа 1963 года #970 [2].

Заложен черниговским князем Мстиславом Владимировичем предположительно в начале 1030-х гг. После его смерти в 1036 г. (согласно Повести временных лет по Ипатьевскому списку) со стройки собора, имевшего высоту стен около 4 метров, мастера были сняты для постройки храма св. Софии Новгородской, а окончен черниговский собор был только в середине века. Возможно, строители Спасо-Преображенского собора в какой-то мере повторили схему Десятинной церкви. Раппопорт высказал предположение, что мастера, создававшие черниговский собор и Софию Киевскую, были из одной и той же столичной византийской артели.

В плане собор представляет собой большой по древнерусским меркам (18,25 х 27 м.) трехнефный храм с шестью столбами и тремя апсидами. Раскопки показали, что к восточным углам были пристроены небольшие часовни, которые не сохранились. Фасады здания сложены чрезвычайно нарядной кирпичной кладкой со скрытым рядом. Фасады также оформлены пилястрами, в первом ярусе плоскими, а во втором профилированными.

Спасо-Преображенский собор сохранился до наших дней почти целиком, но отчасти перестроенным: он подвергся переделкам после разрушительного пожара 1756 года. Все внутренние помещения выгорели. Сгоревшие деревянные хоры не были восстановлены. Была сломана крещальня в юго-западном углу храма, а вместо неё построена круглая башня, симметричная левой древней башне с лестницей на хоры. На обе башни были установлены шпили огромной величины, что исказило древний облик церкви. В довершение ко всему, перед порталами устроили тамбуры.

Постепенное возвышение масс храма кверху было утрачено с западной стороны. Пирамидальный рост собора виден с востока. Древнее покрытие храма было позакомарным, что также работало на эффект пирамидальности верхней части постройки. Главы имели по-византийски параболическую форму.

Собор неоднократно подвергался перестройке. В XVIII—XIX веках, в частности, были надстроены две башни, после чего здание приобрело нынешний вид. В 1967 году во время реставрационных работ на южном фасаде Спасского собора обнаружили граффити ХІІ — начала ХІІІ века[3]. С 1989 года собор числится среди кандидатов на включение в список Всемирного наследия[4].

В интерьере Спасского собора превалирует строгое и торжественное сочетание вертикалей и горизонталей. Здесь явственно акцентирована удлиненность здания, что сочетается с внутренними двухъярусными аркадами, уходящими в подкупольное пространство. Вдоль них изначально шли деревянные настилы северных и южных хор, усиливавших горизонтальное членение интерьера. Подобные аркады свойственны византийскому зодчеству той эпохи, но редки в Киевской Руси.

О некогда богатом внутреннем убранстве собора свидетельствуют остатки фресок, резные плиты хоров, пола, колонны. По великолепию убранства храм Спаса не уступал первопрестольным киевским церквам. Пол храма устилали резные шиферные плиты с инкрустацией из цветной смальты. Стены и своды украшали древние фрески, погибшие в пожаре 1756 года.

В Спасо-Преображенском соборе покоится прах князя Игоря Святославича (воспетого в «Слове о Полку Игореве»), Игоря Ольговича и других черниговских князей той эпохи.

ru.wikipedia.org

Спасо-Преображенский собор Чернигова | Православная Жизнь

Главный храм древнерусского города и Чернигово-Северского княжества, самый древний из сохранившихся храмов Чернигова собор Преображения был возведен в ХІ в.

Собор представляет собой уникальный образец византийско-киевской школы зодчества и храмостроительства расцвета Киевской Руси. В храме покоятся мощи святых.

Заложен Спасо-Преображенский собор в 1030г. Мстиславом, князем черниговским, братом великого князя русского Ярослава Мудрого. Согласно древним сказаниям, храм был построен на месте древнего языческого капища, на котором вначале, еще во времена Владимира, Крестителя Руси, была возведена деревянная церковь. В конце ХІ в. возле собора была построена новая княжеская резиденция, известная как «красный терем».

Интересно, что архитектурно Спасо-Преображенский собор отличается от многих древнерусских храмов. Строение уникально тем, что подобной конструкции не имеет ни один из известных древнерусских храмов. Однако, некоторые исследователи утверждают, что наиболее подобна по архитектурному решению была Десятинная церковь в Киеве, разрушенная еще в ХІІв. В планировании пространственного решения  объединена схема византийского крестово-купольного храма  с элементами романской базилики. Такие храмы были преимущественно в Малой Азии и Закавказье. Возможно, на возведение черниговского храма князь Мстислав, княживший когда-то Тьмутаракане, мог пригласить мастеров с восточных земель в помощь столичным и местных зодчим.

Архитектурно-конструктивное решение превосходно четкое и законченное, все оправданно и имеет свое предназначение, нет ничего лишнего. Первоначально фасады храма были суровыми, собор имел ярко выраженный  пирамидальный вид, который усиливался  низкими структурами усыпальниц, крещален, лестничной башни. Фасады собора были украшены орнаментными  узорами, выложенными из кирпича при строительстве, – менадрами, переплетениями, крестами. Некоторые участки были окрашены в розовый цвет. Такое соединение узоров из кирпича, рядов плинты, натурального камня придавали фасадам особую живописность и одновременно торжественность.

Интерьеры собора поражают своим величием. Пространственное решение воплощает тяготение души человека к небу, к Богу. Все внутренние поверхности стен, потолков и столпов имели фресковые росписи. Богатая цветовая палитра интерьеров подчеркивалась и ярким полом, сделанным из цветного камня, керамических плиток,  смальты.

Около девятисот лет Спасо-Преображенский храм был главным кафедральным собором Черниговщины, центром общественной и государственной жизни. Именно в этом месте княжеские договоры укреплялись целованием креста.

 

В Спасо-Преображенском соборе похоронены князь Мстислав с семьей, князь Святослав, его убитый сын — муч. Глеб, другие князья, также славные иерархи Черниговской епархии – Лазарь Баранович, Амвросий Дубкевич и др. Главный престол Собора освящен в честь Преображения Господня. До середины ХІХ в. существовали еще два боковых престола — Трех святителей и Покрова Богородицы. С 1857 южный престол был переосвящен в честь Черниговских мучеников Михаила и Феодора.

В 1246г. князь Михаил Всеволодович  вместе со своим боярином Федором уехал в ставку Батыя по ярлык на Черниговское княжество. В орде их убили за неподчинение исполнить языческий обряд очищения – пройти между двух огней и поклонится идолу Чингисхана. «Христиане поклоняются  Создателю, а не тварям, я христианин и согласен поклонится Хану потому, что Бог вручил ему долю царств, но не поклонюсь тому, чему поклоняются жрецы», — были последние слова князя. После мученицкой смерти, их тела бросили в поле на съедение псам. Но тела продолжали оставаться нетронутыми. Христиане забрали мощи мучеников и отвезли в Чернигов, где и хранились в Спасо-Преображенском соборе (В 1572г. по приказу царя Ивана Грозного перенесены в Москву). Князь Михаил и боярин Федор были признаны православной церковью как мученики. Поступок князя, который в отличие от многих других русских князей получивших за покорность княжества был бескомпромиссным верующим и  погиб за свои христианские убеждения, настолько впечатлил сына хана – Сартака, что они принял христианство, а в 1261г. в Орде была создана Сарайская православная епископия!

В серебряной раке хранились  в соборе мощи прп. Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского. Имя святителя Феодосия стоит в ряду тех немногих лиц и имен, которые являются украшением и славой всей Церкви Российской. До 1921г. мощи пребывали в Спасо-Преображенском храме, после возвращения из Санкт-Петербурга некоторое время пребывали в Воскресенском храме, ныне хранятся в Свято-Троицком соборе. С Феодосием Углицким связана история «ленинградской дороги жизни», когда в блокадном Ленинграде его образ стал надеждой для спасения умирающих людей. Также Феодосий Углицкий считается  покровителем «чернобыльцев». Есть свидетельства, что в ночь на 26 апреля в сновидениях женщины святитель Феодосий молился незримому Творцу. Ни одно смертоносное облако не пошло на Чернигов, замечены удивительные исцеления от лучевых болезней у чудотворных мощей. Поэтому митрополит Черниговский и Нежинский Антоний благословил для Дарницкого чернобыльского храма в Киеве древнюю икону святителя с частицей его мощей. В День памяти святителя Феодосия икона во время литургии в Чернигове лежала на мощах чудотворца, и после акафиста святитель Феодосий как бы сам «дал» часть мощей: частица чудесным образом отслоилась от нетленного тела.

В Соборе под спудом находятся мощи святых блаженных — князя Игоря Ольговича и митрополита Константина.

Митрополит киевский Константин – один из немногочисленных русских святых домонгольского периода. Незадолго до своей кончины митрополит. Константин вручил Черниговскому епископу Антонию свое запечатанное завещание и взял с него клятву, что завещание будет выполнено. В этом завещании он просил не погребать его тела, а выбросить за город на съедение псам, т. к. считал себя виновником всех смут, связанных с киевской митрополией и недоразумением с двумя действующими  митрополитами – Климом – самовластно поставленный князем Изяславом и Константином, присланным из Константинополя по просьбе сына Владимира Мономаха — князя Георгия. В итоге Константинопольский патриарх по просьбе князей, дабы не сеять смуты среди народа, прислал другого митрополита – Федора. Связанный клятвой, преосвященный. Антоний выполнил завещание святителя. В течение трех дней тело находилось за городом. В эти дни, как отмечают летописцы, в Киеве была страшная буря и гроза. После трех дней тело святителя было найдено невредимым и с честью погребено в Черниговском Спасо-Преображенском кафедральном соборе. После погребения буря в Киеве прекратилась и наступила тишина.

Киевский князь Игорь Ольгович, при крещении Георгий, был правнуком Ярослава Мудрого, сыном Олега Святославича. Его старший брат, умирая, завещал Игорю Ольговичу свой престол на киевское княжество. Однако  князья были благосклонны к принятию на престол князей из рода Мономаха, а именно внука Владимира — Изяслава. Они попросили прийти его и взять престол. В ходе такого «приглашения» состоялась битва, где Игорь Ольгович потерпел поражение и четыре дня провел в болотах Дорогожичей (ныне район г. Киева — Куреневка). Его посадили в тюрьму – срубе переяславского монастыря Святого Иона. Там князь Игорь принял монашество, но не имел права выходить из монастыря. Как не просил его брат Святослав отпустить схимника  к себе в Чернигов, Изяслав был непреклонен, что еще больше распалило вражду между Ольговичами и Мономахами. Когда князь Изяслав пошел с войной на Чернигов, то киевские бояре и враждебно настроенный люд сами решили расправится с князем-монахом. Как не пытался защитить несчастного и митрополит Климентий, и брат Изяслава – Владимир, Игоря Ольговича придали долгой и мучительной смерти. Сразу на площади возле растерзанного мертвого тела стали происходить чудеса, а люди брали себе  его кровь и кусочки оставшейся одежды как реликвии. Брат Святослав забрал мощи к себе в Чернигов и положил их у Святого Спаса в усыпальнице.

Когда-то в соборе хранилась икона Одигитрия, которую привезла дочь византийского императора Константина – Анна. Когда ее сын – Владимир Мономах стал княжить в Смоленске, чудотворную икону перевезли в новопостроенный храм. Считается, что благодаря именно этой иконе Божьей Матери хан Батый не смог взять Смоленск.

По материалам Рilgrims.in.ua

pravlife.org

Википедия — свободная энциклопедия

Избранная статья

Первое сражение при реке Булл-Ран (англ. First Battle of Bull Run), также Первое сражение при Манассасе) — первое крупное сухопутное сражение Гражданской войны в США. Состоялось 21 июля 1861 года возле Манассаса (штат Виргиния). Федеральная армия под командованием генерала Ирвина Макдауэлла атаковала армию Конфедерации под командованием генералов Джонстона и Борегара, но была остановлена, а затем обращена в бегство. Федеральная армия ставила своей целью захват важного транспортного узла — Манассаса, а армия Борегара заняла оборону на рубеже небольшой реки Булл-Ран. 21 июля Макдауэлл отправил три дивизии в обход левого фланга противника; им удалось атаковать и отбросить несколько бригад конфедератов. Через несколько часов Макдауэлл отправил вперёд две артиллерийские батареи и несколько пехотных полков, но южане встретили их на холме Генри и отбили все атаки. Федеральная армия потеряла в этих боях 11 орудий, и, надеясь их отбить, командование посылало в бой полк за полком, пока не были израсходованы все резервы. Между тем на поле боя подошли свежие бригады армии Юга и заставили отступить последний резерв северян — бригаду Ховарда. Отступление Ховарда инициировало общий отход всей федеральной армии, который превратился в беспорядочное бегство. Южане смогли выделить для преследования всего несколько полков, поэтому им не удалось нанести противнику существенного урона.

Хорошая статья

«Хлеб» (укр. «Хліб») — одна из наиболее известных картин украинской советской художницы Татьяны Яблонской, созданная в 1949 году, за которую ей в 1950 году была присуждена Сталинская премия II степени. Картина также была награждена бронзовой медалью Всемирной выставки 1958 года в Брюсселе, она экспонировалась на многих крупных международных выставках.

В работе над полотном художница использовала наброски, сделанные летом 1948 года в одном из наиболее благополучных колхозов Советской Украины — колхозе имени В. И. Ленина Чемеровецкого района Каменец-Подольской области, в котором в то время было одиннадцать Героев Социалистического Труда. Яблонская была восхищена масштабами сельскохозяйственных работ и людьми, которые там трудились. Советские искусствоведы отмечали, что Яблонская изобразила на своей картине «новых людей», которые могут существовать только в социалистическом государстве. Это настоящие хозяева своей жизни, которые по-новому воспринимают свою жизнь и деятельность. Произведение было задумано и создано художницей как «обобщённый образ радостной, свободной творческой работы». По мнению французского искусствоведа Марка Дюпети, эта картина стала для своего времени программным произведением и образцом украинской реалистической живописи XX столетия.

Изображение дня

Рассвет в деревне Бёрнсте в окрестностях Дюльмена, Северный Рейн-Вестфалия

ru.wikipedia.green

Спасо-Преображенский собор в Чернигове | Православная Жизнь

Собор имеет многовековую историю и является одним из древнейших памятников архитектуры в Украине. Строительство святыни было начато в ХІ веке.

Изначальный вид здания разительно отличается от его современного облика. Увидеть изменения храма можно, обойдя его со всех сторон. Святыня сочетает в себе элементы романской базилики. Храм имеет византийский крестово-купольный тип строения. Его стены возведены из природного камня, сочетание материалов можно объяснить не только смешанным типом постройки храма, но и его перестройка в период практически тысячелетней истории, берущей свое начало с 1036 года.

Следующий момент в жизни духовной святыни связан с именем Святослава Ярославича. В тот период была проведена реконструкция. Стены храма были подняты, претерпел изменение и облик фасада, он, как и другие архитектурные элементы, вобрал в себя традиции каменного зодчества его современников.

Ученые считают, именно здесь был похоронен князь Игорь, о котором упоминается в тексте летописи «Слово о полку Игореве». В 1246 году в храм были доставлены мощи мучеников – князя Михаила и боярина при его дворе Федора. Спустя более чем 300 лет святыни были вывезены в Москву по указу царя Ивана Грозного.

Внутреннее убранство Спасо-Преображенского собора соединяет в себе множество элементов разных стилей. Все это объясняется ужасными пожарами и сражениями, которые стерли истинный облик храма и стали причиной его восстановления. В 1239 году собор был частично разрушен и разграблен монголо-татарскими войсками.

В 1675 году храм был восстановлен под предводительством епископа Лазаре Барановиче, но в 1750 году здание серьезно пострадало при пожаре, который стер с его стен уцелевшие древнерусские фрески и полностью изменил внутреннее убранство храма, возвращенное святыне в 1783 году.

Реконструкция собора связана с именем Потемкина, который был проездом в Чернигове и заинтересовался историей величественного храма, чей облик был практически стерт многовековой историей и сильным пожаром. Потемкин приказал восстановить собор, в ходе ремонтных работ к зданию церкви были пристроены остроконечные башни, которые позволяют сравнить здание с костелом.

На протяжении 900 лет с момента своего основания церковь принадлежала Черниговской епархии. Современная история храма начинается с 1818 года, когда художник Я. Юринов расписал маслом стены внутри собора, изображая сцены из жизни храма, святых и исторические события. В 1891 году купола собора были позолочены. Оригинальная позолота до сих пор украшает здание. В советские времена собор был переоборудован в музей истории края, спустя некоторое время здание вернули церкви. На сегодняшний день храм является действующим.Он является центром  духовной жизни жителей города.

По материалам ua.igotoworld.com

pravlife.org

история, фото и отзывы туристов

В самом центре города, на Черниговском валу, возвышается величественный белоснежный храм. Он увенчан пятью куполами и башнями конусообразной формы. Этот уникальный памятник начала одиннадцатого столетия — Спасо-Преображенский собор в Чернигове.

Интересные даты

Долгое время этот православный храм считали самым старым среди аналогичных сооружений еще с княжеских времен. Конечно, речь шла о тех, которые сохранились до наших дней. Однако последние исследования показали, что старейшим является Софийский собор, сотрудники которого еще в 2010 году заявили, что последний основан в 1011 году. И в доказательство они привели многочисленные надписи на его стенах. Хотя данная версия пока еще окончательно не доказана, однако некоторые исследователи уверены, что год, когда был заложен Спасо-Преображенский собор в Чернигове, – 1036-й.

История создания

В 1024 году известный черниговский князь Мстислав Владимирович Храбрый одержал победу в долгих междоусобных войнах и принялся значительно расширять свои владения. Его земли простирались от Сиверщины до Северного Кавказа. В это время на территории Днешнего Града, или Детинца, как его сейчас называют, стали сооружать очень большой княжеский двор. В этом комплексе центральным строением стал именно Спасо-Преображенский собор в Чернигове, история которого неразрывно связана с историей Киевской Руси.

Известно, что в том же году его основатель умер. На момент его смерти стены храма, как свидетельствуют летописцы, были уже подняты на высоту, равную четырем метрам.

Достроенный уже в годы правления Святослава Ярославича, удивительно красивый Спасо-Преображенский собор в Чернигове стал главной святыней этой земли. Именно здесь хранятся многие редкие чудотворные иконы, покоятся мощи святых.

После смерти князя Храброго, его основателя, со стройки собора сняли всех мастеров. Они были переброшены на возведение храма св. Софии Новгородской. Поэтому достроен Спасо-Преображенский собор в Чернигове был только в середине одиннадцатого века.

Значение

На протяжении почти девяти столетий он являлся кафедральным для местной епархии. Его считали центром государственной и общественной жизни. Под его сводами похоронены многие князья и духовные владыки. Здесь покоятся мощи князя Мстислава Храброго, а также Святослава Ярославовича и его сыновей Глеба и Олега. В 1246 году здесь были похоронены святые мученики Михаил и Федор. Однако в 1572-м, по указу царя Ивана Грозного, мощи были перевезены в Москву.

Некоторые исследователи считают, что именно здесь был погребен князь Игорь — герой «Слова о полку Игореве». Он правил Черниговом с 1198-го по 1201-й гг. Здесь же похоронены иерархи местной епархии Лазар Баранович и Амвросий Дубкевич. В эпоху древней Руси в соборе находилась одна из самых, пожалуй, почитаемых на Руси икон – Смоленская икона Божьей Матери, или Одигитрия. Правда, спустя время Владимир Мономах перевез святыню в Смоленск.

Общий вид

Спасо-Преображенский собор в Чернигове, план которого демонстрирует достаточно большое по древнерусским меркам — 18,25х27 метров — трехнефное строение с тремя апсидами и шестью столбами, неоднократно перестраивался. В восемнадцатом и девятнадцатом веках, например, у него были надстроены две башенки. И только после этого Спасо-Преображенский собор в Чернигове получил свой нынешний вид.

Фасад по периметру сложен чрезвычайно нарядной кладкой, сделанной из кирпича скрытым рядом. Он оформлен оригинальными пилястрами, причем в первом ярусе – практически плоскими, тогда как во втором — профилированными.

Пространственная планировка, которую имеет Спасо-Преображенский собор в Чернигове (фото его привозит домой каждый человек, приезжающий в город), поистине уникальна. Такой оригинальной конструкцией не обладает ни один древнерусский храм.

В результате раскопок было выявлено, что по восточным углам к основному зданию были пристроены небольшие часовенки, которые до сегодняшнего дня не сохранились. И сегодня Спасо-Преображенский собор в Чернигове, фото которого является тому доказательством, стоит без них.

Не сохранилась и круглая башня, прилегающая с северной стороны к притвору. От нее вела на хоры лестница. А с юга была изначально пристроена трехапсидная церковка, которая была крещальней. Кроме того, когда в 1239 году собор во время нашествия монголо-татар был практически разрушен, упали купола и своды.

Архитектурное решение

Спасо-Преображенский собор в Чернигове, стиль которого представляет собой соединение схемы крестово-купольного византийского храма с некоторыми элементами романской базилики, необычайно красив. В процессе его строительства мастера использовали технологию смешанной кладки. При этом одновременно с плинфой -характерным для древнерусского зодчества тонким обожженным кирпичом — был использован природный камень. Архитекторы, изучавшие принцип и технологии возведения, с восхищением отмечают, что конструктивное решение собора удивительно четкое, практически идеальное.

Влияние времени

За свою почти тысячелетнюю историю этот древний памятник культуры претерпел многочисленные разрушения и перестройки. В годы, когда Чернигов в 1239 году был взят войском хана Менгу, собор подвергся полному разграблению. По преданию, именно здесь закрылись, обороняясь, последние защитники павшего города. Оборону Чернигова возглавлял князь Мстислав. Его жена, для того чтобы не оказаться в руках врага, выбросилась из окон красного терема собора.

Епископская кафедра была перенесена из Чернигова в город Брянск. И только в 1675 году — при архиепископе Лазаре Барановиче — начали проводиться восстановительные работы. Тогда и были надстроены апсиды.

Реконструкции

Следующую основательную перестройку храма осуществляли в 1791-1798 годах, после пожара, когда здание сильно пострадало. Именно в это время были утрачены многие древнерусские фрески.

Летописцы пишут, что в 1783-м в Чернигове был проездом Потемкин, который очень сильно заинтересовался этим собором. И в результате его ходатайства на ремонт было выделено достаточно средств. Однако, к большому сожалению, перестройка больше навредила храму. Она причинила такой вред, который не смогли нанести даже все предшествующие разрушения.

Тогда по бокам собора были пристроены две остроконечные башни. Это стало придавать собору определенную схожесть с костелом. Кроме того, они служили в качестве солнечных часов.

Интерьер

Во внутреннем убранстве собора чувствуется торжественное и строгое сочетание вертикалей с горизонталями. Особенно стоит отметить очень древние реликты, такие как фрески и рельефы на парапетах хоров, а также первоначально заложенные колонны. К сожалению, далеко не всё из домонгольского убранства храма сохранилось, а то, что дошло до нас, спасено фрагментарно и выглядит далеко не лучшим образом. Основную часть росписей интерьера уничтожил пожар в середине восемнадцатого века.

Знаменитую фреску «Равноапостольная Фекла» сняли еще в 30-е годы большевики, затем она была уничтожена в годы Второй мировой. Остальные немногочисленные, но очень древние росписи пятнами выделяются из-под плохо различимого рисунка фресок девятнадцатого столетия. Оказывается, интерьер собора был снова расписан в 1820-м, а спустя полвека обновлен. Именно тогда и погибли древние рисунки.

В результате исследований внутри собора были обнаружены остаточные куски пола, сделанного в разное время. Оригинальное покрытие состояло из шиферных плит, на которых был врезанный рисунок, заполненный мозаикой. Одним из главных его элементов являются концентрические круги. Первоначально внутри алтаря пол был выложен керамическими поливными плитками. Однако уже в двенадцатом веке его заменили гладкими шиферными блоками. Особую ценность в культурном и историческом аспекте имеют шиферные рельефы на парапетах хоров.

В интерьере удлиненное помещение великолепно сочетается с двухъярусными внутренними аркадами, которые взмывают в подкупольное пространство. По всей их длине изначально были обустроены деревянные настилы для северных и южных хор. Они усиливали горизонтальное членение внутреннего убранства. Подобные аркады более характерны для византийского зодчества той эпохи. Однако они были редкими во времена Киевской Руси. И это одна из характерных особенностей, которыми славится Спасо-Преображенский собор в Чернигове, который по великолепию своего убранства нисколько не уступал известным первопрестольным церквям.

Особенности

Существует мнение, что строители храма повторяли в некоторой степени схему церкви Десятинной – первого каменного храма Древнерусского государства. Кроме того, высказывалось предположение, что мастеровые, создавшие собор в Чернигове и киевскую Софию, были членами одной византийской артели.

Издавна существовал старинный обычай: в храме вывешивали флаги защитников города. С начала прошлого столетия здесь выставлены и казацкие флаги, а также восемнадцать стягов черниговского ополчения при войне с Наполеоном и одиннадцать времен Крымской войны.

Святыни

В ризнице до сих пор сохранилось много богослужебных предметов. Некоторые из них подарены церкви горожанами и имеют большую ценность. Среди них оклад Евангелия — уникальная ювелирная работа, имеющая рельефные изображения.

Известно, что в алтаре был серебряный с позолотой двухъярусный саркофаг весом в шестнадцать килограмм. Во время пребывания в Чернигове в 1787 году императрица Екатерина II подарила храму старинный крест и соборное кресло, а также много старинных риз.

Главными святынями, которые хранились здесь до 1917 года, были мощи митрополита Константина и князя Игоря Ольговича. Они были погребены под стенами храма. Кроме того, здесь же хранились и мощи святителя Феодосия Углицкого — черниговского архиепископа, которые лежали открытыми в серебряной раке, весящей около двух с половиной центнеров.

Здесь же хранилась и одна из самых чтимых на Черниговщине икон — Божьей Матери Рипкинской. Но самой знаменитой считается Одигитрия. Во времена Киевской Руси эту святыню в Спасо-Преображенский собор в Чернигове привезла дочь императора Константина, которая была замужем за князем Всеволодом. Рожденный в этом браке Владимир Мономах с 1097 года был правителем Смоленска, где он отстроил храм. Закончив его, он перевез эту икону из Чернигова. И с тех пор она стала зваться Смоленской. Рассказывают, что благодаря ей хан Батый в 1239 году не смог взять город.

Храм сегодня

На протяжении всего своего существования Спасо–Преображенский собор в Чернигове, расписание богослужений в котором знают сегодня все прихожане, был местом, которое почитали не только простые рядовые христиане, но и аристократы, члены царской семьи, которая управляла Российской империей, когда в ее состав еще входила Украина. Храм относится к культурно-историческим охраняемым памятникам. Изучение его истории и архитектурных особенностей продолжалось вплоть до недавнего времени. В настоящее время Спасо–Преображенский кафедральный собор является действующим и охраняется государством, это часть исторического заповедника под названием «Чернигов древний».

fb.ru

Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Фото, архитектура, история, описание, как добраться

Содержание статьи:

Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Описание, история

Чернигов – уникальный город, на долю которого выпало так много тайн, событий и перемен, что немногие города могут похвастаться подобным. Это один из самых больших исторических архитектурных комплексов на территории Украины.

Здесь сосредоточено рекордное количество исторических достопримечательностей:

  • пять храмов XI в.,
  • множество памятников стиля казацкого барокко,
  • образцы первых каменных храмов на Руси.

Именно одним из таких храмов является Спасо-Преображенский собор.

Происхождение названия и его значение

Праздник Преображения Господня это один из важнейших праздников для православной церкви. Он относится к двунадесятым праздникам, которые по важности занимают следующее место после Пасхи, и празднуется 19 августа.

Сам праздник учрежден в воспоминание о Преображении Господнем на горе Фавор, когда Он явился своим избранным ученикам в своей небесной славе, теперь совмещая в себе и человеческое, и духовное начало. Его празднует и восточная, и западная церковь, но для русского человека его празднование имеет особо важный статус.

Второе название праздника – Яблочный Спас, и оно есть только в русском языке, так как только на Руси в этот день освящаются яблоки, а не виноград, как было принято в Константинополе. Русская церковь оплела Преображение отдельными традициями. В этот день ослаблялся строгий пост, разрешалась рыба и масло, а еще до этого дня были под запретом любые фрукты и овощи, позволялись только огурцы.

Для празднования Преображения яблоки завозились везде и продавались нарасхват. Каждый, кто имел свои яблоки или мог купить их, считал великим счастьем возможность раздать освященные в церкви яблоки своим слугам, бедным или больным людям.

Особый статус праздника, его причисление к числу величайших и добрые традиции угощения вместе с позволением теперь есть все, что растет на огороде, приводило к строительству соборов и больших церквей в честь этого церковного празднования.

История Спасо-Преображенского собора

Спасо-Преображенский собор в Чернигове был задуман и построен Мстиславом Владимировичем, князем Чернигова. Мстислав был одним из сыновей великого князя Владимира, крестителя Руси.

После успешных военных действий в 1024 г. князь расширил собственные территории, укрепил княжество и в «Днешнем Граде» соорудил княжескую резиденцию, комплекс зданий, центром которого и должен стать новый собор.

Точная дата начала стройки неизвестна и варьируется между 1030 – 1034 г.

В 1036 г. князь умер во время охоты, и мастера были сняты с недостроенного храма и переведены на постройку новгородского собора.

Около 10-ти лет черниговский собор представлял собой только несколько стен, высотой под «рост всадника на коне», пока стройка не была возобновлена уже при Святославе Ярославиче, следующем черниговском князе.

Собор был закончен примерно к 1050 г. На момент постройки он был центральным собором не только лишь для Чернигова, но и для всего Чернигово-Северском княжества. Почти 900 лет храм беспрерывно носил статус кафедрального собора. Вместе с этим он имел важное политическое значение, так как вокруг него сосредотачивалась и духовная, и политическая жизнь княжества.

На территории собора была обустроена усыпальница для князей, и здесь же были похоронены архиереи, окормлявшие Чернигов. Именно в соборе, по словам летописцев, заключались договора, скрепленные присягой на библии и целованием епископского креста. С амвона собора оглашались людям различные царские указы.

Нашествие монголов под предводительством хана Батыя в 1239 г. привело к тому, что собор был разграблен и частично разрушен. Его своды и купола были разбиты. Это вынудило перенести епископскую кафедру. Полное восстановление храма началось только в XVII в., в 1675 были начаты работы по реконструкции и перестройке, в которых храм стал несколько отличаться от своего первоначального вида.

Следующая радикальная перестройка была проведена в 1791-1798 г. До этого собор перенес серьезный пожар. Согласно историческим данным, граф Потемкин лично выделил средства на реконструкцию собора, и ходатайствовал о его скорейшем восстановлении. Но благие мотивы графа навредили храму и полностью изменили его.

Многие исследователи сходятся во мнениях, что это восстановление собора принесло больше вреда, чем пожар и все монгольские разрушения вместе взятые. На тот момент храм был полностью разрушен изнутри, все деревянные части были уничтожены, не сохранилось ни одной первоначальной фрески.

При реконструкции весь внешний вид был полностью перестроен: вместо сгоревшей небольшой крестильни достроили еще одну симметричную башню. На них разместили шпили, достроили острые верхи башен по принципу костелов.

Спасо-Преображенский собор в Чернигове фото 1898

Позже надстроили лестничную башню и провели другие косметические работы: сменили купола, позолотили их, побелили фасады. К 1818 г. собор стал таким, каким находится сейчас.

Советская власть закрыла собор в 1926 г., передав его как помещение склада в «Главросмасложирсбыт». Ни о каких богослужениях и речи не шло, а в 1936 г. храм передали историческому музею. В военное время, в 1942 г., храм снова был открыт для совершения Литургии. Богослужения продолжались вплоть до 1961 г, пока собор снова не сделали частью музея.

Спасо-Преображенский собор в Чернигове фото 1905 года

В 1980-х храм был насильно захвачен представителями Украинской православной церкви Московского патриархата. Из него выбросили всю музейную утварь, вернули священника. Богослужения возобновились на регулярной основе. Подобное поведение спровоцировало конфликт, и часто поднимаются вопросы о законности таких действий.

Современный статус Спасо-Преображенского собора

Спасо-Преображенский собор в Чернигове является частью архитектурно-исторического заповедника, в который входят 29 сохранившихся зданий древних времен.

Этот заповедник один из наиболее исторически важных, так как в нем 6 зданий считаются самыми ранними постойками сохранившимися в Восточной Европе. Заповедник «Чернигов древний» предлагает экскурсии, проводит необходимые работы по реставрации и занимается изучением памятников.

Храм является действующим храмом-музеем, а также внесен в список всемирного наследия «Юнеско».

Архитектура Спасо-Преображенского собора

Архитектура собора представляет собой искусное смешение византийских традиций и романских базилик. От базилик здесь конструкция, ориентация на стороны света, символизм вида ноева ковчега. От византийского стиля – существование купола и особых трехгранных парусов, что придавали конструкции храма визуальную легкость.

Спасо-Преображенский собор это пятикупольный храм на шести столбах и трех апсидах. Его длина составляет около 35 м, ширина – 22 м, высота 30 м, а толщина массивных стен – 1,4 м. Сам храм мастерски сочетает ровные углы, вертикали и горизонтали, а его вытянутость еще сильнее акцентируется разделением колонн.

Подобное строительство не характерно для русского зодчества, но есть предположения, что храм в себе отчасти повторяет Десятинную церковь в Киеве. Схожесть этого храма и Софии Киевской, а также то, что строительство этих двух соборов отделяют какие-то пары десятков лет, подтверждают теорию, что мастера были из одной византийской артели.

Спасо-Преображенский собор в Чернигове был одним из самых богато украшенных соборов того времени. Исторические свидетельства говорят о мраморных полах, колоннах и смальтовых полах с узорами.

К сожалению, все это великолепное убранство не сохранилось из-за пожара и работ по реконструкции. Единственная сохранившаяся фреска XI века была утеряна во время отечественной войны, когда сгорел хранивший ее музей.

Иконостас Спасо-Преображенского собора

Удивительным образом в соборе сохранился в полной ценности иконостас, устроенный уже после великого пожара. Известно, что иконостас был создан в г. Нежин, местными мастерами Саввой Волощенко и Степаном Белопольским. Проект иконостаса создал Иван Ясныгин, губернский архитектор. Для росписи был назначен священник из Борзны Тимофей Мизко.

Сам иконостас представляет собой липовый каркас высотой в 12 м и шириной в 20 м, полностью украшенный росписью и резьбой. Работы над ним затянулись и продолжались более 2-х лет. Иконостас занимает всю высоту и ширину храма, он разделен на три отдела – для каждого из приделов храма.

В нем два яруса икон, фон иконостаса серебряный, а выступающие колонны, карнизы и прочее – отделаны золотом. Для центрального придела в иконостасе особенно выделены и украшены Царские врата: овальные открывающиеся створки с просветом между ними и остальной частью иконостаса.

Высота врат примерно 7 аршин, это около 5 м. В просвете над вратами расположено фигурное изображение святого Духа в виде голубя. Всего для иконостаса было написано 63 иконы.

Сложность, длительность и внимание к деталям в такой работе привела к тому, что выделенной на иконостас суммы полностью не хватало.

По сведениям того времени, денег оставалось впритык на оплату работы мастеров, не более.

Тогда местный епископ продал хранившиеся иностранные монеты, которые были здесь из пожертвований в уже закрытые и упраздненные монастыри.

Этой суммы хватило на оплату остальных расходов, и работа над иконостасом была завершена.

Для современных историков и культуроведов иконостас представляет собой интерес и имеет несомненную культурную важность. Им регулярно занимаются исследователи древности, как в Украине, так и за рубежом.

Иконостас дошел до нашего времени без единой переделки и является таким же, каким был изначально, за исключением проводившейся реставрации икон.

Святыни Спасо-Преображенского собора

Во время всего существования храма здесь хранились различные православные святыни. Здесь с 1246 г. по 1572 г. были мощи Черниговских мучеников, князя Михаила и боярина Федора, которые были убиты ордой. Князь поехал к хану для получения княжеского ярлыка, но отказался пройти языческий обряд огненного очищения и поклониться идолам.

Они были немедленно убиты, тела брошены на съедение диким животным, но чудным образом животные к ним не прикоснулись. Христиане тайно забрали тела и перевезли их в Чернигов. Для поклонения их разместили в Спасо-Преображенском соборе. Так же здесь покоились мощи и других князей и святых: блж. князя Игоря, митр. Константина.

До 1921 г. в соборе покоились мощи местного святителя, прп. Феодосия Углицого. Он был Черниговским архиепископом и с его жизнью связывают большое количество чудес. Для сбережения мощей они были перевезены в Ленинград, и образ святого поддерживал людей во время блокады. Есть свидетельства о совершенных чудесах, о заступничестве преподобного, о его помощи.

В соборе долгое время размещалась чудотворная икона Репкинской Божией Матери, иначе называемая Любечская. Она была обретена в XI в., и известна многими совершенными от нее чудесами, ей молятся при различных духовных и физических недугах.

Так же именно здесь находилась икона, теперь почитаемая как Смоленская. Ее привезла сюда греческая принцесса Анна, мать Владимира Мономаха. Икону, подаренную ему матерью, Владимир и перевез с собой в Смоленск, когда был поставлен там на княжество. Эта икона является одной из самых почитаемых и самых известных в православном мире.

Интересные факты и легенды

  1. Спасо-Преображенский собор в Чернигове знаменит не только своей древностью, но и множеством легенд, преданий и различных историй. Например, по одному из преданий, на месте расположения собора раньше была временная церковь, а прежде на этой земле было расположено одно из важных языческих капищ. Возможно, что одной из частей фундамента и является старый фундамент капища.
  2. Частица мощей святителя Феодосия Углицкого находится в Чернобыльском храме: во время совершения одного из богослужений на мощи возложили древнюю икону, и в то же время от тела отделилась частица мощей. Святитель был связан с Чернобылем: по словам одной женщины, в ночь совершения трагедии ей являлся святитель, молившийся за людей. При мощах были зафиксированы случаи исцелений от лучевой болезни.
  3. С обретением мощей митрополита Константина так же связана подобная легенда. Святой, будучи уверен, что именно он виновник и вынужденный участник смут внутри киевской митрополии и конфликта между митрополитами, взял с князя клятву о выполнении его завещания в точности. После его смерти документ был открыт: святой просил не подвергать его погребению, но бросить вне городских стен, что и было сделано. Три дня его тело было за городом, а в Киеве все время бушевала гроза и великая буря. Когда же после этого времени князь послал людей за телом святителя, его нашли нетленным и захоронили в соборе с великими почестями. Тогда буря прекратилась.
  4. Наличие в храме подклета, нижнего яруса, в свое время создало множество легенд о подземных ходах под храмом и о наличии там разнообразных склепов.
  5. Некоторые исследователи называют собор Черниговским Стоунхенджем, поскольку в его кладке зашифрованы различные символы. Так, в орнаментах башни скрыты знаки зодиака, в расположении окон храма – солнечные часы, отображающие времена начала богослужений.

Адрес, как добраться до Собора

Удобнее всего доехать до Чернигова из Киева: оттуда регулярно ходят маршрутные автобусы и электрички. И те, и другие ходят с интервалом не более получаса. От автовокзалов к собору можно добраться на общественном транспорте, автобусами 12, 30, 33, 39, 44. Автобусы ездят каждые 6-10 мин., а суммарное время прибытия к собору на любом маршруте – 30-40 мин.

При необходимости можно заказать и такси, адрес собора – г. Чернигов, ул. Преображенская, 1. Храм открыт для посещения ежедневно, с 10:00 до 19:00 там могут проводиться экскурсии по договоренности, так же работает церковная лавка.

Расписание богослужений

Храм является действующим: в нем проводятся регулярные богослужения.

ежедневно, кроме понедельника Литургия 8:00
воскресенье Литургия 7:00, 10:00
ежедневно, кроме воскресения вечерня 16:00
праздничные дни среди недели Литургия 7:00, 10:00, вечерня накануне 16:00

При необходимости в храме можно заказать индивидуальные требы и таинства.

Чернигов не просто так имеет звание одного из самых гармоничных, древних и прекрасных городов. Удивительная сохранность уникальных культурных памятников делает его обязательным местом туризма и привлекает к нему регулярные паломнические группы. Спасо-Преображенский собор является едва ли не самым важнейшим памятником древнего зодчества, наравне с Киевской Софией.

Автор: Катя Волкова

Оформление статьи: Мила Фридан

Видео о Спасо-Преображенском соборе в Чернигове

Уникальность Спасо-Преображенского собора в Чернигове:

touristam.com

Спасо-Преображенский собор в Чернигове | Украина Инкогнита

Долгое время Спасо-Преображенский (Спасский) собор считали старым храмом Княжеских Времен, конечно, из тех что сохранились. Но последние исследования историков доказали, что старейшим является Софийский собор. Научные сотрудники Софии Киевской в ​​2010 году заявили, что Софийский собор основан в 1011 году и это подтверждают многочисленные граффити. Возможно с 1011 они погорячились… Эта версия пока не доказана, но практически доказано что в 1017 году собор уже строился, ну а Спасо-Преображенский собор заложили около 1030 года (по одной летописи в 1034-м, по другим — в 1036-м). Ну а что для нас, через тысячелетия, какие-то два десятка лет?..

Спасо-Преображенський собор

Основателем Спасского собора был один из самых известных черниговских князей, сын Владимира Великого и брат Ярослава Мстислав Храбрый. С 990-го года он княжил в Тмутаракани, а в 1024-м, после победы над войском своего брата Ярослава Мудрого, занял княжеский престол в Чернигове.

Мстислав за свою жизнь прославился как выдающийся полководец и непобедимый воин. Летописцы воспевали его победу в поединке с касожским (касоги — племя из северного Прикавказья) князем Редедей. Некоторое время Мстислав вел войну с Ярославом, но не за Киевское княжество, а за Черниговское (потому что Ярослав хотел прихватить его в свое государство). Но позже братья примирились, и в 1030 году выступили в совместный поход в Красную Русь (Галицию). Красная Русь была тогда присоединена к Русскому государству, а Мстислав, вернувшись в Чернигов, начал возведение большого собора.

Первісний собор у розрізі (реконструкція)

План первісного собору

Собор у радянський період

Строительство шло медленно. Мстислав не дожил до его завершения — в 1036 году он «пошел на охоту, заболел и умер». В то время стены достигали примерно лишь трехметровой высоты («столько можно достать рукой сидя на коне»), но князя похоронили в недостроенном храме. Ну а Чернигов без боя перешел Ярославу Мудрому.

Строили собор мастера, приглашенные из Тмутаракани. Они подражали в строительстве не только византийской традиции, но и традиции Малой Азии и Закавказья. Возможно именно этим объясняется форма собора и его планировочно-пространственное решение. А оно уникально, ведь сочетает типичную византийскую крестовую схему с элементами романских базилик. Ни один из других древнерусских храмов такого планирования не имел.

Спасский собор достраивали уже после вхождения Черниговского княжества в Русское государство Ярослава и при последующем правлении его сына Святослава, который был первоначально черниговским, а затем Великим киевским князем. Святослав Ярославич тоже был похоронен в Спасском соборе (в 1076 г.).

В Чернигово-Северской земле не было храма более величественного чем Спасский собор. Сразу после постройки он стал кафедральным собором Черниговской епархии и выполнял эту функцию почти девять веков. В храме похоронили жену и сына князя Мстислава, князей: Глеба Святославовича (1078 г.), Олега Святославовича (1115 г.), Владимира Давидовича (1161 г.), Святослава Ольговича (1165 г.), Всеволода Святославича (1196 г. ) черниговских епископов: Лазаря Барановича и Амвросия Дубкевича. Также здесь почил черниговский святой Игорь Ольгович.

Первоначально собор окружали часовни-усыпальницы, на севере к притвору прилегала круглая башня с лестницей на хоры, с юга была пристроена трехапсидная одноверха церковка-крещальня. Но в 1239 году, во время монголо-татарского нашествия собор был сильно разрушен — упали своды и купола.

Інтер’єри собору

Восстанавливали храм уже в казацкий период в 17 веке. Тогда надстроили апсиды и возвели барочные купола.

В 18 веке Спасский собор претерпел значительные перестройки, особенно после большого черниговского пожара 1750-го года. В 1792-1798 гг вновь произошли достройка и ремонт: с северо-западного фасада (слева от центрального входа) надстроили высокую лестничную башню. Такая же башня была возведена на месте крещальни (с другой стороны от входа). Сейчас без этих башен собор представить невозможно.

Законченный (современный) вид собор приобрел в конце 19 века — тогда позолотили его верхи. А через каких-то полвека, или меньше собор закрыла советская власть. Произошло это в 1926 году. Храм был передан на баланс организации, название которой даже прочитать сложно (не то что произнести) — «Главросмасложирсбыт». Так на могилах князей в одном из древнейших и величайших древнерусских храмов начали хранить масло и жир.

В 1937 году Спасский собор передали историческому музею Чернигова. При фашистской оккупации Чернигова богослужение в храме было восстановлено (1942 года). Храм функционировал до 1961 года. Затем его вновь передали историческому музею.

В конце 80-х годов прошлого века религиозная община УПЦ МП самовластно захватила храм, выкинув из него музейную утварь. С того времени Спасский собор стал к своей работе, хотя во времена, когда его строили, не было даже Москвы, не говоря о ее Патриархате.

Отдельное слово стоит сказать о внутренней планировке и отделке храма. Это что-то невероятное. Хотя мне никогда не удавались описания интерьеров, поэтому лучше не буду…

Спасский собор имеет достаточно большие размеры. Его длина (с апсидами) 35 метров, ширина — 22,4, высота от пола до свода — 30 метров (это высота девятиэтажки), а толщина стен — 1,4 метра

Можно было бы еще долго рассказывать о росписи и фрески собора, о его иконы и мощи, ну и т.д. Но это уже тема для большой книги и не мне ее писать.

Текст и фото Романа Маленкова

ukrainaincognita.com

admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о