Сейды карелии: Карельские сейды и лабиринты: факты и гипотезы
Карельские сейды и лабиринты: факты и гипотезы
Марьяна Косенко
3 мин. чтенияСеверная Карелия – край с первозданной природой и богатой историей, окутанной множеством легенд. Круглый год сюда стремятся туристы, которые ценят красивейшие места, неизбитые маршруты и отдых, захватывающий дух от впечатлений и незабываемых эмоций. Одно из самых загадочных явлений, которые можно увидеть в Карелии, – это сейды и каменные лабиринты.
Ученые до сих пор спорят об их истинном происхождении и предназначении, но от этого каменные конструкции не становятся менее привлекательными для любителей древней истории и необычных тайн (часто граничащих с мистикой).
Карельские сейды
У слова «сейд» есть два значения: во-первых, так называется священное место у некоторых северо-европейских народностей, а во-вторых, это уникальное сооружение из камней, сложенных особым образом друг на друга. Нередко такие конструкции располагаются определенным образом, например, по кругу или так, что каждый последующий сейд можно заметить только после подхода к предыдущему.
В Карелии древние сейды сохранились в Кемском районе на островах архипелага Кузова, в Лоухском районе на горе Кивакка, которая находится на территории национального парка «Паанаярви», а также в Муезерском районе на горе Воттоваара. По одной из версий об их происхождении, считается, что саамы, проживающие в Карелии до прихода славян, пользовались этими каменными конструкциями для поклонения духам. Язычники верили, что каждый сейд – это посмертное материальное воплощение шаманов-ньодов. Общаться с духами просветленных предков и приносить им жертвы в виде убитых животных, целебных трав и табака, пестрых лент и лоскутов ткани имели право только мужчины. В случае, когда сейд долгое время оставался без внимания, в саамском племени обязательно случалось горе. Другая легенда о предназначении сейдов гласит, что они использовались саамами для проведения языческих ритуалов.
Ученые установили, что сооружения из камней в виде башен и пирамид были созданы 4-6 тыс. лет до н.э. Все они расположены в местах геологических разломов возле водоемов. Их искусственное происхождение не вызывает сомнений, но до сих пор остается загадкой, каким именно образом древним людям удалось без специальных знаний и приспособлений сложить друг на друга огромные валуны. Еще больше вопросов возникает, если учесть, что карельские сейды идентичны с инаксуитами – древними памятниками культуры индейских этносов, проживающих на северо-востоке Северной Америки.
Многовековые каменные сооружения карельских саамов могут иметь следующие формы:
- пирамиды из валунов;
- плоские камни, лежащие на 3-4 каменных «подставках»;
- многоуровневые пирамиды, в которых каждый горизонтальный камень поддерживают другие каменные «подставки»;
- обломки горных пород, стоящие на ребре;
- валуны, на плоской поверхности которых находятся пирамиды из камней на «подставках» и без них.
Каменные лабиринты
Выложенные в форме лабиринта камни вызывают у туристов не менее живой интерес, чем сейды. Эти каменные сооружения можно встретить на Соловецких островах, на архипелаге Кузова и на территории устья р. Кереть. Всего в Карелиии насчитывается более сорока таких спиралеобразных дорожек.
О происхождении и предназначении каменных и каменно-дерновых лабиринтов так же, как и о сейдах, ходит немало легенд. В одной из них утверждается, что сферическая каменная дорожка – это портал в мир «дивьих людей», живущих под землей карельских островов и охраняющих эти края от чужаков. В другой говорится, что лабиринты служили язычникам ритуальным местом. Третья, наиболее прагматичная, гласит, что подобные конструкции сооружались древними людьми для ловли рыбы: во время приливов рыба заплывала на территорию лабиринта, а при отливе оставалась между каменных «стен».
Приехав в Карелию, стоит обязательно выделить время, чтобы увидеть сейды, лабиринты и попытаться разгадать все их тайны. Туристы, которые уже побывали в этих загадочных местах, отмечают, что посещение данных артефактов вызывает живой интерес к местным мифам, преданиям и фольклору, а также доставляет массу положительных эмоций и незабываемых впечатлений.
185035, Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул.Свердлова, д.8 тел/факс: +7 (8142) 59-51-31 | Главная / Направления деятельности / Популяризация / Статьи об объектах культурного наследия / Объекты археологического наследия / Новый взгляд на историю карельских сейдов Карельские сейды – достаточно известные в нашей республике объекты историко-культурного наследия. О них много информации как научно-просветительского, так и туристско-рекламного характера. Однако исследования, проведенные карельскими археологами в последние годы, кардинально меняют устоявшиеся представления об этих памятниках, начиная с их названия и заканчивая предназначением. Культ сейдов в прошлом был общим для всей территории, занимаемой саамами. Он многократно описан в литературе разными авторами. Сейдами могли быть сложения из нескольких камней, скалы антропоморфного вида и обычные валуны, а также пни, деревья, деревянные столбы. При этом почитались не сами объекты, а обладающий сверхъестественной силой дух, живущий в них и покровительствующий саамам в разных видах деятельности. Для того, чтобы дух не покинул камень, его нужно было кормить, то есть приносить жертвы в виде частей животных, птиц или рыбы, а позднее – в виде денег, пуль, бисера, бус, лоскутков материи. Пространство вокруг сейда считалось священным, его нельзя было напрасно тревожить. Для каждой саамской семьи или рода существовали свои сейды, но были и такие, которым поклонялись целые селения. Многие авторы связывают сейды с культом предков. Множество легенд и сказок рассказывают о происхождении сейдов, как о внезапном превращении людей в камень. Возможно, это объясняет антропоморфные черты многих сложений в виде «головок» и «ножек». Сейды ставили в местах промысловой деятельности саамов, на путях сезонных миграций оленя и морского зверя. В Карелии известно три места скопления сейдов: на островах Кузова в Белом море (Кемский район), на горе Кивакка в национальном парке «Паанаярви» (Лоухский район) и на горе Воттоваара недалеко от п.Суккозеро (Муезерский район). Все они включены в списки объектов культурного наследия Карелии в качестве комплексов древних саамских святилищ, для чего предварительно были произведены обследования этих памятников специалистами-археологами и подготовлены соответствующие заключения. К сожалению, в то время в Карелии исследовательского опыта по таким объектам было недостаточно. Начиная с 2008 года Карельским научным центром РАН в рамках ряда реализуемых российских и международных проектов были организованы научно-исследовательские экспедиции по обследованию природного комплекса горы Воттоваара, природных и культурно-исторических памятников Белого моря, включая культовые комплексы с сейдами. В них участвовали археологи из Норвегии и Швеции, являющиеся признанными авторитетами в деле изучения саамских памятников. Несколько неожиданным даже для самих исследователей были результаты их работы. Ни на обследуемых, ни на окружающих территориях не было обнаружено никаких следов исторического пребывания саамов. Вокруг каменных сложений не было найдено ничего, что говорило бы о традиции жертвоприношений. По заключению геологов, которые принимали участие в экспедициях, большинство камней, именуемых сейдами, имеют природное происхождение и возникли в результате таяния ледника, а часть рукотворных каменных сооружений создано в период позднего средневековья и нового времени, т.е. в 17-20 вв., когда саамов на территории Карелии уже не было. В то же время в число сейдов неоправданно включается большое количество так называемых «подделок», сложенных любителями уже в наше время. Отдельно надо сказать о горе Воттоваара в Муезерском районе. На основании проведенных исследований участники комплексной научной экспедиции сделали вывод, что эту территорию нельзя считать археологическим комплексом. Никаких следов деятельности древнего или средневекового населения здесь не выявлено. По-другому обстоит дело с каменными сложениями на Кузовах. Большинство из них несомненно имеют рукотворное происхождение. Но на главный вопрос: кто и зачем их сооружал – пока четкого ответа нет. Большинство специалистов сходится во мнении, что средневековые каменные сооружения в Беломорье — дело рук оседлого, занимающегося морским промыслом населения, т.е. поморов. Не исключается заимствование поморами традиций строительства каменных сооружений у более раннего охотничье-рыболовного населения этой территории Карелии. При обследовании специалисты выявили, что многие сооружения имеют явно хозяйственное или бытовое назначение. Вместе с тем, вопрос о культовом предназначении части сооружений остается пока открытым. Уходить от образа карельских сейдов, ставших одним из туристских брендов нашей республики, трудно. Надеемся, что дальнейшие исследования карельских ученых помогут написать новую историю этих памятников, не менее интересную и в то же время научно достоверную. Версия для печати Гора Воттоваара Каменные сложения на Кузовах | |
сейдов Воттоваара — подробное описание и фотографии. Карта мест, туристические маршруты
Гора Воттоваара, Карелия, Северо-Запад
На горе посетители могут увидеть знаменитые саамские сейды Воттоваара . Это большие камни, стоящие на маленьких «ножках» (3-4 маленьких камня). В некоторых источниках говорится, что на Воттовааре насчитывается более 1600 сейдов, но это явное преувеличение.
Научное объяснение появления сейдов относится к периоду оледенения. Ледниковые массы двигали огромные валуны и по законам физики большие валуны всегда оказывались поверх мелких камней. Это легко проверить, если положить в корзину камни разного размера и встряхнуть ее. Все большие камни будут вверху, а все маленькие внизу.
После отступления ледника под большими камнями оказались мелкие камни. Со временем лед и почву смыло, но большой камень продолжал стоять на маленьких камнях. Таких естественных сейдов много по всему миру, много их и на Воттовааре.
Гигантский сейд-мегалит весом более 50 тонн на горе Воттоваара, который может иметь природное происхождение
Сейд на горе Воттоваара, завернутый в ветки мертвого дерева
Также существуют версии об антропогенном происхождении сейдов на Воттоваара. Согласно этим источникам, сейды были установлены древними саамскими племенами в религиозных целях. На Воттовааре два десятка сейдов, происхождение которых действительно больше похоже на искусственное, чем на естественное.
Вес этих сейдов от 3 до 10 тонн. Они установлены на более крупных валунах (весом в десятки тонн), между ними очень острые камни-ножки. Совсем не похоже, чтобы эти камни вместе двигались в ледниковых массах.
Сейды — крупные валуны весом до 10 тонн, установленные на небольшие камни, похожие на ножки
Знаменитый сейд на горе Воттоваара, рядом с искривленной елью
Систематические исследования Воттоваары стали проводиться только в 1978 местного исследователя Сергея Симоняна. Он говорит, что в те годы сейдов на горе было гораздо больше. Увы, в последующие годы работники лесхозов уничтожили большую часть из них ради забавы. Сергей Симонян также говорит, что в то время на горе стояла геодезическая вышка, так как Воттоваара – одна из самых высоких гор Карелии. По этой башне было видно, что сейды установлены не хаотично, среди групп сейдов прослеживались геометрические фигуры. Это также может быть подтверждением их антропогенного происхождения.
Сергей Симонян также рассказывает, что, когда он впервые увидел сейды Воттоваары в 1978 году, многие из них имели небольшие камни, лежащие пирамидами. Ледник не мог сделать это точно.
Пирамиды из камней в нижней части лавового поля Древнего вулкана Гирвас
Пирамиды из камней в нижней части лавового поля Древнего вулкана Гирвас
При этом следов найти не удалось поселений или любой человеческой деятельности на Воттовааре или вблизи нее. Если действительно на Воттовааре находился один из крупнейших в Карелии саамских культовых комплексов, то почему здесь не обнаружено никаких следов хозяйственной деятельности людей? Если бы здесь проводились какие-то ритуалы или жертвоприношения, то сохранились бы какие-то следы. К тому же почвенный покров здесь очень мал, поэтому масштабных раскопок для поиска следов деятельности человека не потребовалось бы. Вообще загадок на Воттовааре много, и получить на них однозначный ответ вряд ли получится.
Активный тур в Карелию — путешествие в Национальный парк Паанаярви
Новый
Карелия
В окружении Карельских гор
СложностьВозраст
6 лет
Размер группы
от 4 человек
Продолжительность
4 дня
Проживание во время поездки
3 ночи
Языки
гидЖивописные лесные озера, стремительные реки с шумными порогами в окружении огромных сосен и елей — эти пейзажи знакомы многим путешественникам, уже побывавшим в Карелии. Однако не каждый может похвастаться тем, что видел карельские горы. А между тем в Карелии действительно есть горы, и самые высокие вершины находятся на территории национального парка Паанаярви — именно туда мы собираемся в поход этим летом. Присоединяйтесь к нам!
Пеший туризм Новый СемейныйНовый
Карелия
В окружении Карельских гор
СложностьВозраст
от 6 лет
Размер группы
от 4 человек
Продолжительность
4 дня
Проживание во время поездки
3 ночи
Языки
гидВпечатления
Национальный парк Паанаярви – один из самых живописных и труднодоступных уголков Северо-Запада Карелии. Здесь на площади более 100 тысяч гектаров расположены девственные леса, разделенные горными вершинами и ущельями, многочисленные озера и бурные реки с шумными порогами и водопадами. Необыкновенные пейзажи Паанаярви завораживают — вы будете любоваться ими, исследуя самые живописные уголки национального парка во время этого пешего тура.
Этот тур не требует специальной подготовки и подходит для семейного путешествия с детьми. Группу на маршруте сопровождает автомобиль, поэтому не бойтесь преодолевать большие расстояния пешком — все пешие маршруты будут легкими и пройдут по оборудованным тропам национального парка Паанаярви.
За 4 дня пути вы:
- подниметесь на 2 горные вершины Карелии: Киваккатунтури (высота 499 м) и Пяйнур (высота 486 м)
- увидеть необычные «висячие болота» и таинственные каменные сейды на склонах горы Киваккатунтури
- полюбоваться красотой порога Киваккакоски — самого мощного водопада Карелии с перепадом высот 12 метров
- совершить прогулку на моторной лодке по озеру Паанаярви — это настоящая жемчужина парка и одно из самых глубоких малых озер в мире
- посетить место глубокого тектонического разлома, где сохранились следы крупного землетрясения, произошедшего много лет назад на территории парка Паанаярви
Маршрут
Путешествие начинается со встречи на вокзале Лоухи, куда нужно добраться своим ходом в первый день программы. Групповой трансфер ориентирован на прибытие поезда №016А «Арктика» (отправление из Москвы в 00:41 накануне, прибытие в Лоухи в 03:42 в первый день программы). Для возвращения в Москву выбирайте поезд №015А «Арктический» (отправление со станции Лоухи в 4:08, прибытие в Москву на следующий день в 7:07).
Готовы помочь с покупкой билета, при необходимости оставьте отзыв в заявке.
1 день Поход на гору Киваккатунтури
Встретят на станции Лоухи и отвезут в поселок Пяозерский (в пути 2,5 часа). Здесь вы позавтракаете и отправитесь в визит-центр Национального парка Паанаярви, где пройдёте регистрацию и посетите музейную экспозицию.
Далее на внедорожнике или УАЗике вы отправитесь к началу пешего маршрута на гору Киваккатунтури. Тропа на вершину (499 м) оборудован деревянным настилом и специальными местами для отдыха. По пути можно наблюдать лесные ландшафты, которые затем сменяются лишайниками и нагромождениями огромных валунов, называемых «сейдами». Один из них напоминает по форме голову старухи. По одной из версий, этот огромный сеид и дал название горе, так как слово «Кивакка» в переводе с саамского означает «хранитель камня».
Склоны горы изобилуют небольшими озерами и необычными «висячими болотами», образовавшимися в тектонических разломах. С вершины горы открывается великолепный вид на озеро Пяозеро, реку Олангу, водопад Киваккакоски, а также на вершину самой высокой горы Карелии — горы Нуорунен (высота 576,7 м).
После спуска с горы вас ждет пикник в живописном месте. Затем вы разместите палатки в уютном месте на берегу озера. Вечером вас ждет горячая туристическая баня с купанием в озере, ужин и отдых в палатках.
Протяженность пешего маршрута 8 км.
День 2 Восхождение на гору Пяйнур
Утром после завтрака вы отправитесь на внедорожнике к подножью горы Пяйнур. По пути остановка на смотровой площадке в Боровском ущелье, откуда открывается великолепный вид на гору и озеро Ципринга.
Далее вы подниметесь на вершину горы Пяйнур (высота 486 м). Несмотря на то, что она ниже горы Киваккатунтури, подъем на ее вершину немного сложнее, так как проходит по неподготовленному маршруту. По дороге у вас будет пикник в живописном месте на берегу озера. С вершины горы открываются живописные панорамы окрестностей национального парка Паанаярви.
После спуска с горы вы переместитесь в бывшую деревню Вартиолампи. Здесь начинается оборудованная тропа, ведущая к водопаду Киваккакоски. Маршрут проходит по берегу реки Оланга, местами удаляясь в лес или подходя к скалистому берегу. По пути вы увидите огромные валуны – следы прошлых землетрясений, когда формировался ландшафт парка.
Водопад Киваккакоски – самый мощный нерегулируемый порог Карелии с перепадом высот 12 метров. Рев водопада слышен издалека. В начале XX века, когда местные жители сплавляли по реке бревна, здесь была построена каменная дамба, сохранившаяся до наших дней.
У вас будет достаточно времени, чтобы полюбоваться красотой водопада и сделать фотографии, после чего вы вернетесь к внедорожнику и двинетесь дальше. Вечером вы разобьёте лагерь, поужинаете и отдохнете в палатках.
Пеший маршрут составляет 13 км.
День 3 Морская прогулка по озеру Паанаярви
Утром вы позавтракаете, соберете палатки и отправитесь к озеру Паанаярви, которое считается жемчужиной национального парка. Внедорожники доставят вас на его восточный берег, откуда начнется водная прогулка по озеру (продолжительность около 6-7 часов).
Паанаярви — одно из самых глубоких озер Северной Карелии. Его берега окружены вершинами холмов Муткатунтури (438 м) и Тироваара (357 м). Во время экскурсии вы увидите необычные Красные скалы и живописный каскадный водопад Мянтюкоски (высота 9 м).м). Посетив все основные достопримечательности озера, вы вернетесь на его восточный берег и сойдете на берег. Затем вы выбираете место для кемпинга, ставите палатки, идете в баню и ужинаете.
День 4 Выезд
Сегодня после завтрака вас ждет легкая прогулка по необычному редко посещаемому туристами месту в этом парке. Лесная тропинка приведет вас к тектоническому разлому, где можно увидеть следы землетрясения, произошедшего много лет назад на территории Паанаярви.
На этом ваше знакомство с Национальным парком Паанаярви закончится, и вы отправитесь обратно в поселок Пяозерский. По прибытии вас разместят в общежитии, где вы сможете немного отдохнуть перед ночным переездом на железнодорожный вокзал Лоухи, откуда вы отправитесь в Москву.
Протяженность пешеходного маршрута 2 км.
Проживание во время тура
На протяжении всего тура вы будете ночевать в двухместных палатках на территории национального парка Паанаярви. При желании и за дополнительную плату можно выбрать одноместное размещение в палатке.
Общие вопросы
+ Максимизировать – МинимизироватьКто будет моим гидом +
Опытный инструктор будет с Вами на протяжении всего тура.