Самарская линия крепостей: Новая страница (1)
Крепости Самарской линии — Great Steppe Тartariya
Военные оборонительные линии. > Крепости Самарской линииСорочинская крепостьОтправлено 12 февр. 2012 г., 09:44 пользователем Oleg Sergeev
Переволоцкая крепостьОтправлено 12 февр. 2012 г., 09:39 пользователем Oleg Sergeev [ обновлено 12 февр. 2012 г., 09:41 ]
Новосергиевская крепостьОтправлено 12 февр. 2012 г., 09:27 пользователем Oleg Sergeev
Бузулукская крепостьОтправлено 12 февр. 2012 г., 09:00 пользователем Oleg Sergeev
Борская крепостьОтправлено 12 февр. 2012 г., 06:01 пользователем Oleg Sergeev [ обновлено 8 июл. 2014 г., 12:31 ]
Тоцкая крепостьОтправлено 12 февр. 2012 г., 05:49 пользователем Oleg Sergeev [ обновлено 12 февр. 2012 г., 10:04 ]
|
ПОГРАНИЧНЫЕ УКРЕПЛЁННЫЕ ЛИНИИ • Большая российская энциклопедия
Авторы: А. М. Плеханов
ПОГРАНИ́ЧНЫЕ УКРЕПЛЁННЫЕ ЛИ́НИИ, система оборонительных укреплений, состоявшая из фортификац. сооружений, построенных на границе государства. Строились в Древнем Египте, Древнем Риме, Древнем Китае, в зап.-европ. странах (до 17 в.), в России (до нач. 20 в.). С помощью П. у. л. Россия обеспечивала свою защиту от нападений монголо-тат., крымско-тат. войск и горцев на Сев. Кавказе, а также в качестве опоры при наступлении на противника. В России создание П. у. л. началось ещё в 9–11 вв. с возведения оборонит. укреплённых линий Др.-рус. гос-ва. В процессе усиления Московского великого княжества в 14 в. была создана сторожевая пограничная линия по рекам Хопёр, Воронеж и Дон. В 16–17 вв. на юж., юго-вост. и вост. границах Рус. гос-ва создана система П. у. л., получившая назв. засечных черт. По мере расширения территории России в 18–19 вв. на основе опыта оборонит. линий и засечных черт возникла система П. у. л., состоявшая из крепостей и укреплённых городов, между которыми создавались полевые укрепления обычно в виде земляного вала выс. ок. 4,5 м, иногда с дерев. тыном наверху, рва шириной 4,5–5 м и глубиной 2–4 м. Перед рвом устанавливались засеки и ставились рогатки против конницы. Через каждые 200–600 м вал имел выступы, что позволяло оборонять подступы к валу ружейным огнём. Устраивались сигнальные вышки, на которых находились бочки с горючим, поджигавшимся при приближении противника. В лесах делались засеки. Охранявшие П. у. л. отряды линейных войск и казаков (см. Казачество) располагались в башнях или земляных укреплениях за валом. В нач. 18 в. появились новые П. у. л.: в 1706–08 на зап. границе по рубежу Псков – Смоленск – Брянск; после взятия Азова возведена укреплённая линия от устья р. Орель на Таганрог и Азов, изменившая своё направление после 1711 на устье р. Дон и продолженная до Калача. Волго-Донской перешеек в 1718–23 пересекла Царицынская П. у. л. В 1724 имп. Пётр I ввёл крепостную систему обороны границ (в осн. на западе), но полностью отказаться от П. у. л. Россия не могла ввиду большой протяжённости границы на юге и востоке. В 1731–35 для защиты от крымских татар построена Украинская П. у. л. от устья р. Орель до Изюма протяжённостью св. 400 вёрст. Она проходила по юж. стороне Харьковской и Полтавской губерний, имела 17 крепостей, снабжённых земляными брустверами, рвами с водой, палисадами и пр. Система обороны отличалась от ранее существовавшей Белгородской черты. Крепости Украинской П. у. л. возводились на совершенно открытой, ровной местности в виде земляных городков четырёхугольной формы, между которыми размещались редуты; они соединялись валами и рвом. Редуты имели форпосты, размещённые в блокгаузах – дерев. домиках, верхние этажи которых приспосабливались для ведения ружейного огня. Украинская П. у. л. потеряла значение после постройки позднее Днепровской (Новой Украинской) П. у. л. в 1770 впереди Украинской на 150 км. Днепровская линия прикрывала своими крепостями и земляными сооружениями Крымскую степь, охранялась гусарскими, поселенными полками (см. Поселенные войска) и казаками. Западнее, от Днепра до Буга, пограничную службу несли запорожские казаки (см. Запорожская Сечь). В 1735 постройкой крепости Кизляр положено начало созданию Кавказской П. у. л., позднее продолженной до устья р. Кубань. Затем были возведены П. у. л.: Черноморская (береговая) (1737–1739), Моздокская (1763), Азово-Моздокская (Азовско-Моздокская; 1777–80), Черноморская (кордонная; 1792), Кубанская (1794). Для закрепления заволжской территории в 1731–36 построена Новая Закамская П. у. л. в 35–85 км впереди старой засечной черты, частично смыкаясь с ней. В 1739 закончено строительство Оренбургской П. у. л., которая так же, как и сибирская и среднеазиатская линии, состояла из отд. укреплений и крепостей без сплошного вала. Она была разделена на неск. дистанций: Нижнеуральскую, Самарскую, Сакмарскую, Красногорскую, Орскую, Кизильскую. Затем были построены Уральская и Уйская П. у. л. К западу от Оренбургской П. у. л., к Волге, шла Самарская П. у. л. (1736–42), на юг до Каспия – Нижнеяицкая, на северо-восток – Верхнеяицкая, Верхняя и Нижняя Уйские П. у. л. (1739). Общая протяжённость этих линий составила 1300 вёрст. На них было возведено 114 крепостей и редутов. Между опорными пунктами связь поддерживалась конными разъездами. В дополнение к ним в 1736 возведена Екатеринбургская и в 1810–22 Новоилецкая П. у. л. Во время Кавказской войны 1817–64 Кавказская П. у. л. была продвинута до р. Сунжа и построен ряд новых линий: Сунженская (1817–21), Лезгинская (1830), Лабинская (1840), Черноморская (береговая; 1837–39), Белореченская (1860). После присоединения Крыма (1783) и Кавказа (1864) к России южные П. у. л. утратили своё значение. Ещё в 1716 началось строительство Сибирской П. у. л. Затем она делилась на др. линии и появились новые П. у. л. как в Сибири, так и в Ср. Азии: Старая Ишимская (1737), Иртышская (1745–50), Тоболо-Ишимская (1752–54), Колывано-Кузнецкая (1747–1768), Бухтарминская (1760). Сибирская П. у. л. постепенно выдвигалась на юг и восток и в сер. 19 в. достигла на востоке форта Верный и на западе устья р. Сырдарья. Были построены восточнее оз. Балхаш Новая Сибирская (1847–54), Эмбинская (1826), Акмолинско-Кокчетавская (1837), Сырдарьинская (1853–64), Кокандская (1864) П. у. л. После присоединения Ср. Азии (1868) все эти П. у. л. упразднены, но в Вост. Сибири существовали до 1-й мировой войны Нерчинская и Селенгинская П. у. л., службу на которых несли казаки, охраняя границу от контрабандистов и хунхузов (вооруж. маньч. банд) и ловя беглых каторжников. Появление новых фортификац. форм укрепления границы привело к тому, что П. у. л. во 2-й пол. 19 в. утратили своё значение. В Рос. империи всюду утвердилась крепостная система прикрытия границ, которая (как и в др. государствах) просуществовала до 1-й мировой войны, а затем в СССР была заменена системой укреплённых районов.
В 21 в. к тактике П. у. л. обратился Израиль, создав Израильский разделительный барьер, который отделяет Израиль от зап. берега р. Иордан (исторические Иудея и Самария). Представляет собой забор (96%) и стену (4%). Б. ч. преграды (св. 700 км) состоит из металлич. забора с колючей проволокой, траншеи, забора с датчиками движения, песчаной полосы для наблюдения за следами и асфальтированной патрульной дорожки.
|
История Самары – от крепости на Волге до города-миллионника
- Дом
- Россия
- Самара
- Самара История
Официальная история Самары начинается с 1586 года, со строительства крепости «Самарский городок» на Волге. Приказ о строительстве заставы на южных границах России издал царь Федор I Блаженный. Хотя дипломаты сообщали соседнему Ногайскому ханству, что крепость нужна для всеобщей защиты от воров и казаков, на самом деле она предназначалась для контроля за Волгой, которая была перекрестком многих торговых путей.
Однако достоверно известно, что первые поселения здесь возникли еще в XIV веке. Здесь была малонаселенная торговая набережная, которая уже была нанесена на карты венецианских купцов того времени. Его звали Самар. Кстати, название крепости, а позже и города произошло от одноименной реки Самара, впадающей в Волгу.
Первоначально крепость «Самарский городок» была заселена только солдатами, но постепенно в ней развивалась торговля и строились дома за ее оборонительными стенами. Так в 1688 году Самара получила свое нынешнее название и была преобразована в уездный город. В начале XVIII века он насчитывал более 200 дворов, населённых несколькими тысячами человек, не считая различных купцов, привозивших товары с Востока. В этот период город был центром двух крестьянских восстаний, которые, однако, были жестоко подавлены.
В 1780 г. в Самаре были открыты различные государственные учреждения: казна, суды, городское управление и другие учреждения. А чтобы наладить развитие города, в 1782 году городские управы утвердили генеральный план строения.
Город рос: в 1850 году Самара с населением 15 тысяч человек стала центром новой Самарской губернии. Через полвека население увеличилось до 90 000, а еще через 15 лет — до 150 000 человек. Каждую неделю в городе были рынки, а три раза в год проводились большие торговые ярмарки, на которых продавались всевозможные сельскохозяйственные продукты. В 1877 году через город была проложена Оренбургская железная дорога. Самарская пристань, принимавшая до 1000 судов в год, стала одной из лучших на Волге. В то время как на окраинах Самары помимо хорошо налаженной торговли развивалось пшеничное хозяйство, благодаря чему город стал крупнейшим производителем муки во всей России.
В ХХ веке Самара продолжила свое развитие. В 1917-1918 годах, после Февральской и Октябрьской революций, сюда пришла Советская власть. В 1935 году город был переименован в Куйбышев, в честь известного советского государственного деятеля. Это название сохранялось до 1991 года, вплоть до распада Советского Союза.
В годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) Самара принимала людей и заводы, эвакуированные сюда с западных рубежей. Город, став центром военного авиастроения, строил более 80 процентов Ил-2, одного из основных штурмовиков против немецкой авиации «Люфтваффе». Благодаря предприятиям, эвакуированным в Самару, ее производство увеличилось в 5 раз, а население выросло с 400 до 600 тысяч человек. В годы войны Самара внесла неоценимый вклад в победу над фашистской Германией.
В послевоенные годы Куйбышев подтвердил свой статус промышленного центра СССР. Здесь развивалась авиационная промышленность, а вскоре была создана и ракетная промышленность: Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества космический полет на ракете, собранной Самарским аэрокосмическим предприятием «ЦКБ «Прогресс».