Рейтинг стран по уровню развития: Индекс человеческого развития (ИЧР)

Индекс человеческого развития – Гуманитарный портал

Индекс человеческого развития (Human Development Index) — это комбинированный показатель, характеризующий развитие человека в странах и регионах мира, который выпускается Программой развития Организации Объединённых Наций (ПРООН) и используется в рамках специальной серии докладов о развитии человека.
Наиме­но­ва­ние: Индекс человеческого развития / Human Development Index.
Тематика исследо­вания: Страны и регионы  Социальное развитие  Уровень и качество жизни
Направ­ление исследо­вания: Общество  Изучение социальных процессов.
Отрасль исследо­вания: Управление  Государственное управление.
Дата исследо­вания: 1990 год — настоящее время.
Перио­дич­ность исследо­вания: Регулярно (ежегодно).
Органи­зация исследо­вания: Программа развития Организации Объединённых Наций (ПРООН) / United Nations Development Programme (UNDP).
Сайт исследо­вания: http://hdr.undp.org/
Послед­нее исследо­вание: Human Development Report 2021–2022.

Индекс человеческого развития (ИЧР) / Human Development Index (HDI) — это комбинированный показатель, характеризующий развитие человека в странах и регионах мира. Индекс ежегодно рассчитывается экспертами Программы развития Организации Объединённых Наций (ПРООН) совместно с группой независимых международных экспертов, использующими в своей работе, наряду с аналитическими разработками, статистические данные национальных институтов и международных организаций.

Используется в изданиях специальной серии докладов Организации Объединённых Наций (ООН) о развитии человека. Доклады о развитии человека подготавливаются на региональном, национальном и международном уровне, поэтому помимо глобальных докладов о развитии человека, регулярно публикуются региональные и национальные доклады по данной проблематике.

Концепция развития человеческого потенциала является одним из наиболее известных интеллектуальных продуктов, разработанных ПРООН. Основными программными элементами проекта являются: концепция развития человеческого потенциала как таковая, а также глобальные, национальные и региональные доклады по этой теме. В 1990 году ПРООН опубликовала первый доклад с оценкой экономического и социального прогресса стран мира, в котором было сформулировано

понятие человеческого развития: «Развитие человека является процессом расширения спектра выбора. Наиболее важные элементы выбора — жить долгой и здоровой жизнью, получить образование и иметь достойный уровень жизни. Дополнительные элементы выбора включают в себя политическую свободу, гарантированные права человека и самоуважение». Данная система взглядов ориентирована на повышение качества жизни человека, расширение и совершенствование его возможностей во всех областях. Концепция человеческого развития сменила так называемые «классические» теории экономического развития, которые базировались на показателе валового национального продукта, рассматривали человека только в качестве движущей силы экономического развития и провозглашали экономический рост главной целью общественного прогресса.

В докладе о человеческом развитии 2010 года определение понятия «развитие человека» было существенно дополнено. По мнению авторов проекта, определение развития человека как расширения возможностей человеческого выбора является основополагающим, но недостаточным. Развитие человека предполагает сохранение позитивных результатов в течение длительного времени и противодействие процессам, которые ведут к угнетению людей и усиливают структурную несправедливость. Поэтому ключевыми являются и такие принципы, как социальная справедливость, устойчивость и уважение к правам человека. Исходя из этого, эксперты организации предложили новое,

уточнённое определение, соответствующее практике и научным исследованиям по проблемам человеческого развития: «Развитие человека представляет собой процесс расширения свободы людей жить долгой, здоровой и творческой жизнью, на осуществление других целей, которые, по их мнению, обладают ценностью; активно участвовать в обеспечении справедливости и устойчивости развития на планете».

В свете данного определения развитие человека имеет три компонента:

  1. Благосостояние: расширение реальных свобод человека таким образом, чтобы люди и общество в целом могли процветать.
  2. Права, возможности, агентность: возможность людей и групп действовать и получать ценные результаты.
  3. Справедливость: повышение социальной справедливости и уважение прав человека, а также обеспечение устойчивости полученных результатов во времени.

Основным стратегическим инструментом концепции человеческого развития является Индекс человеческого развития (ранее: Индекс развития человеческого потенциала), который был разработан в 1990 году пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком (Mahbub ul-Haq). Исходная идея исследования, которая в то время считалась радикальной, была довольно простой: общественное развитие следует оценивать не только по национальному доходу, как это долго практиковалось, но также по достижениям в области здоровья и образования, которые поддаются измерению в большинстве стран. Предполагалось, что этот ряд параметров, имеющий непосредственное статистическое выражение, влияет на качество жизни, а следовательно, отражает его состояние. В основу Индекса положены не субъективные оценки экспертов, а реальные числовые показатели, взятые из официальных источников, поэтому считается, что он относительно объективен и поддаётся верификации. ИЧР имел свои недостатки, что откровенно признавали его составители: в частности, он опирался на усреднённые национальные показатели, которые скрывали фактическую асимметричность распределения благ, и поэтому во многих случаях мог не отражать реального положения дел в исследуемых странах.

Тем не менее, в целом он успешно выполнял свою задачу. Высокий уровень доверия к ООН и к её специализированным структурам, включая ПРООН, а также методологические основания сделали ИЧР одной из самых авторитетных классификаций, характеризующих общественное развитие.

Индекс человеческого развития представляет собой комплексный показатель уровня жизни человека в той или иной стране, поэтому иногда его используют в качестве синонима таких понятий как «качество жизни» или «уровень жизни». Индекс измеряет достижения страны с точки зрения состояния здоровья, получения образования и фактического дохода её граждан, по трём основным направлениям, для которых оцениваются свои индексы:

  1. Индекс ожидаемой продолжительности жизни: здоровье и долголетие, измеряемые показателем средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении.
  2. Индекс образования: доступ к образованию, измеряемый средней ожидаемой продолжительностью обучения детей школьного возраста и средней продолжительностью обучения взрослого населения.
  3. Индекс валового национального дохода: достойный уровень жизни, измеряемый величиной валового национального дохода (ВНД) на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности (ППС).

Эти три измерения стандартизируются в виде числовых значений от 0 до 1, среднее геометрическое которых представляет собой совокупный показатель ИЧР в диапазоне от 0 до 1. Затем государства ранжируются на основе этого показателя.

В 2010 году семейство индикаторов, которые измеряют ИЧР, было расширено, а сам Индекс подвергся существенной корректировке. В дополнение к используемому ИЧР, который является сводным показателем, опирающимся на среднестрановые статистические данные и не учитывающим внутреннего неравенства, были введены три новых индикатора: Индекс человеческого развития, скорректированный с учётом социально-экономического неравенства (ИЧРН), Индекс гендерного неравенства (ИГН) и Индекс многомерной бедности (ИМБ).

При подготовке исследования также учитывается множество факторов, характеризующих политическую, экономическую, социальную и экологическую ситуацию в странах и регионах, охваченных исследованием, таких как положение в области прав человека и гражданских свобод, возможность участия в общественной жизни, социальная защищённость, степень территориальной и социальной мобильности населения, показатели уровня культурного развития, доступа к информации, здоровья, уровня безработицы, состояния преступности, охраны окружающей среды, экологической нагрузки и другие.

В итоговом рейтинге все государства ранжируются на основе ИЧР и классифицируются четырьмя категориями в соответствии с принятой градацией:

  1. Страны с очень высоким уровнем ИЧР (более 0.9).
  2. Страны с высоким уровнем ИЧР (от 0.8 до 0.9).
  3. Страны со средним уровнем ИЧР (от 0.5 до 0.8).
  4. Страны с низким уровнем ИЧР (менее 0.5).

Наибольшие трудности при расчёте Индекса связаны с необходимостью получения сравнимых показателей при отсутствии необходимой социальной статистики во многих развивающихся странах, а по ряду разделов — и в некоторых странах с переходной экономикой. Следует также отметить, что та часть данных, которая предоставлена национальными статистическими организациями, не всегда достоверна, поскольку некоторые правительства сознательно приукрашивают ситуацию в своих странах.

В настоящее время Индекс охватывает страны-члены ООН, а также ряд административных территорий с особым статусом, при этом из-за отсутствия достоверных статистических данных по тем или иным показателям рейтинговая таблица часто насчитывает меньшее число государств. Страны, которые не желают или не могут предоставить статистику по компонентам ИЧР, не включаются в рейтинг, а рассматриваются отдельно. Отчёты с данными ООН о развитии человека, как правило, запаздывают на один-два года, так как требуют международного сопоставления после публикации данных национальными статистическими службами.

В этом разделе представлен актуальный (периодически обновляемый в соответствии с последними результатами исследования) список стран мира и административных территорий без государственного статуса, упорядоченных по Индексу человеческого развития. Текущие данные представлены по состоянию на 2021 год и опубликованы в сентябре 2022 года.

отношение к ESG в мире

Устойчивое развитие стран: отношение к ESG в мире

Главная

/

ESG

/

Контекст

/

Устойчивое развитие стран: отношение к ESG в мире

На сегодняшний день ни одна страна не может похвастаться абсолютным прогрессом в достижении целей устойчивого развития. Большинство государств предпочитает публиковать добровольные национальные отчеты об устойчивом развитии. Для оценки достижений стран был создан специальный Индекс прогресса по Целям устойчивого развития (SDG Index — Sustainable Development Goals Index). О лидерах в области достижения ЦУР, реальных действиях и программах государств в авторской колонке рассуждает Светлана Бик.

24.08.22

4K

Cодержание статьи

Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

В монографии профессора Иллинойского университета США Говарда Боуэна «Социальная ответственность бизнесмена», изданной в 1953 г., сформулирована концепция корпоративной социальной ответственности (КСО) как политики бизнеса, обязующегося учитывать интересы общества в своей деятельности. К началу XXI в. кодексы КСО были приняты в большинстве крупнейших компаний стран ОЭСР, концепция нашла применение и в России. Однако находились и критики (как левых, так и неолиберальных позиций), упрекавшие концепцию КСО в декларативности и отсутствии внешнего контроля за ее реализацией. Следующим этапом развития КСО стала ESG-повестка, появившаяся в 2004 г. под давлением климатического тренда.

Прогресс в направлении устойчивого развития является более трудной задачей, чем борьба с изменением климата, просто потому, что последнее включено в его концепцию. Даже если все захотят, чтобы меры по содействию устойчивому развитию были приняты более эффективным образом, чем те, которые все еще продолжаются в связи с изменением климата, реальность отличается. Вот уже более 30 лет ученые и политические деятели обсуждают вопросы изменения климата, но практически безрезультатно или с небольшим практическим успехом.

Концепция устойчивого развития имеет прямое экономико-технологическое обоснование, сущность которого описывается так называемыми «5 R» принципами экономики замкнутого цикла:

  1. Ограничение энерго- и материалоёмкости (Reduction)
  2. Замещение невозобновляемых ресурсов возобновляемыми (Replacement)
  3. Восстановление нужных компонентов из переработанных отходов (Recovery)
  4. Рециркуляция отходов (Recycling)
  5. Многократное использование продукции (Reuse)

Индексы устойчивого общества

Важным вопросом в реализации концепции устойчивого развития, особенно в связи с тем, что она часто рассматривается как эволюционирующая, стало выявление его измеряемых индикаторов, которые могли бы отражать экономические, социальные и экологические аспекты устойчивого развития общества и связывать их воедино. С этой целью по инициативе нидерландских исследователей Гёрта ван де Керка (Geurt van de Kerk) и Артура Мануэля (Arthur Manuel) под эгидой Фонда устойчивого общества в 2006 году был разработан Индекс устойчивости общества. В редакционный совет издания Индекса входят представители ряда исследовательских центров и независимые международные эксперты, использующие в своей работе аналитические разработки и статистические данные международных организаций. Аудит структуры и методологии Индекса проводит Объединённый исследовательский центр Европейской комиссии (Joint Research Centre of the European Commission).

Индекс устойчивости общества измеряет достижения страны с точки зрения устойчивости общественного развития по шкале от 0 (наименьшая степень устойчивости) до 10 (наивысшая степень устойчивости) на основе 24 показателей в трёх базовых категориях.

Индекс прогресса по Целям устойчивого развития рассчитывается для 162 стран мира на основе 100 показателей, связанных с выполнением 17-ти ЦУР. За 100 принимается полное достижение цели, а за 0 — отсутствие достижений. Итоговая цифра отражает средний уровень страны по всем Целям.

Карта уровней устойчивого развития стран мира (2019 год)

При подсчете Индекса SDG России специалисты отметили Цель №1 (Ликвидация бедности) как достигнутую, поставив ей 100 баллов. Также к этой отметке почти приближается Цель №4 (Качество образования). Самая низкую оценку специалисты поставили Цели №14 (Сохранение морских экосистем).

Индекс SDG Российской Федерации

Рейтинг стран в докладе об устойчивом развитии

Финляндия занимает первое место в рейтинге стран мира по индексу устойчивого развития. Престижный рейтинг ООН и Фонда Bertelsmann составляется ежегодно.

Швеция заняла второе место, Дания – третье. Эстония заняла 10 место, Беларусь – 24, Украина – 36, Россия – 46, Грузия – 56. Всего в списке 165 стран. Последней в списке значится Центральноафриканская Республика.

Мы приложили большие усилия, чтобы обеспечить финансирование и поддерживать развитие человека, создание необходимой инфраструктуры, а совсем недавно – достижение климатических целей. Многосторонние банки развития, двусторонние официальные доноры и кредиторы, растущее участие частного сектора заслуживают похвалы за важные достижения. Тем не менее, ответ на сегодняшний день просто не соответствует масштабу, который необходим. Эксперты оценивают потребность в финансировании в триллионы, а мы до сих пор работали в миллиардах. Нам нужно развивать систему финансирования, включая Всемирный банк и региональные банки, мобилизовать частный капитал. Однако многостороннее развитие одних только банков никогда не уложатся в масштабы финансирования, поэтому нам также необходимо пересмотреть наши стратегии и заставить рынки капитала работать на людей в развивающихся странах

Особое внимание уделяется разделу, который посвящен политическим усилиям и обязательствам по достижению ЦУР.

Каждый год SDSN мобилизует свою глобальную сеть экспертов для отслеживания публичных заявлений правительств и стратегического использования общественных практик в поддержку ЦУР. Исследование этого года охватывает 60 стран (на 13 больше, чем в 2021 году) – Европейский Союз, включая все страны G20 и большинство членов ОЭСР, а также многие страны с населением более 100 млн. жителей.

В большинстве стран было назначено ведущее подразделение или учреждение, отвечающее за координацию реализации ЦУР. При этом менее трети опрошенных стран разместили это подразделение в центре правительства (канцелярии президента или премьер-министра, или кабинеты министров).

Многие страны также разработали мониторинг стратегии достижения ЦУР: 46 из 61 охваченного правительства в опросе адаптировали структуру ЦУР к их контексту и определил набор национально значимых индикаторов. В среднем такие национальные наборы составляют около 135 индикаторов. Несколько стран также разработали онлайн-платформы для сообщения о прогрессе в ЦУР.

За последние 12 месяцев чуть более половины опрошенных стран укрепили свою приверженность ЦУР в контексте официальной речи или заявления, сделанного главой государства (президентом или премьер-министром).

Усилия национального правительства по реализации ЦУР

Примеры:

По мнению финского правительства, победный результат связан с тем, что страна достигла (или приблизилась к достижению) целей по сокращению бедности и неравенства, обеспечению доступа к здравоохранению, образованию и чистой воде, переходу на возобновляемые источники энергии, поддержанию мира и верховенства закона.

Мы уделяем особое внимание экологически устойчивому развитию. Наше правительство поставило четкую цель, согласно которой Финляндия будет нейтральной по выбросам углерода к 2035 году. Кроме того, мы сделаем все возможное, чтобы предотвратить дальнейшую утрату биоразнообразия

Для Японии ЦУР — это национальная идея. Премьер-министр страны создал и возглавил целую штаб-квартиру по продвижению ЦУР. В Японии есть специальная премия для частных компаний, способствующих прогрессу в устойчивом развитии.

Олимпийские медали к Играм в Токио изготовлены из подержанных гаджетов благодаря ЦУР

Во Франции в 2022 г. член парламента составил всеобъемлющую оценка пробелов и приоритетов ЦУР страны (Провандье, 2022).

Материал подготовлен с использованием изображений с сайта terra-ecology.ru

24.08.22

4K

Чтобы ничего не пропустить, подпишитесь на наш дайджест. Каждый понедельник, среду и пятницу делимся подборками самых интересных материалов по охране труда, экологической безопасности и ESG.

Нажав кнопку, вы даете согласие на обработку
персональных данных и соглашаетесь
с политикой конфиденциальности

Список из 152 развивающихся стран

Развивающиеся страны – это страны, уровень жизни, доходов, экономического и промышленного развития которых остается более или менее ниже среднего. Дальнейшее понижение происходит по отношению к наименее развитым странам четвертого мира.

Согласно определению МВФ, существует 152 развивающиеся страны с населением около 6,77 миллиарда человек. 85,49 процента, что составляет значительную долю населения мира. Он включает в себя всю Центральную и Южную Америку, всю Африку, почти все азиатские страны и множество других островных государств.

‘+ttData[2]} if(ttData[3]){tt+=’

Ø Годовой доход:

‘+ttData[3]+’ USD’} if(ttData[4]){tt+=’

Долги :

‘+ttData[4]+’%’} вернуть tt; } вернуть название страны; }

9 0028 40,1 M 9002 6 52,0 900 26 0,812 Белиз 90 026 Боливия 9026 3 214,3 млн долларов США 900 26 47,9 9 0468 7 790 долларов США 90 024 9 0111 0,1 м 9002 6 78,5 900 24 90 026 Гондурас 9002 6 0,705 900 26 Кирибати 90 026 Лесото 9002 4 909 56 28,9 М 90 026 0,512 90 024 9004 6 900 26 53,5 9 0024 913 60 11 610 долл. США 90 026 67,6 9 0026 Сент-Люсия Сейшел лес 91 512 17,1 млн 90 026 0,508 90 013 9 Уругвай
Страна Население ВНД на душу населения Индекс человеческого развития Индекс человеческого капитала
Афганистан 390 долл. США 0,478 42,0
Албания 2,8 M 6 110 USD 0,796
Алжир 44,2 M 3 660 USD 9002 7 0,745 90,2
Ангола 34,5 М 1710 долл. США 0,586
Антигуа и Барбуда 0,1 млн 15 780 долларов США 0,788 96,4
Аргентина 45,8 М 9 960 долл. США 0,842 97,6
Армения 2,8 М 4 850 долл. США 0,759 94 .6
Аруба * 0,1 млн 29 390 долларов США
Азербайджан 10,1 млн 9 0027 4 900 долл. США 0,745 93,0
Багамы 0,4 М 26 490 долл. США 90,3
Бахрейн 1,5 М 22 950 долл. США 0,875 97,9
Бангладеш 169,4 М 2 570 долл. США 0,661 75,3
Барбадос 0,3 млн 16 900 долл. США 0,790 0,4 М 6 070 долл. США 0,683 89,3
Бенин 13,0 млн. 49,4
Бутан 0,8 млн 3 040 долл. США 0,666 79,5
12,1 M 3 290 долл. США 0,692 88,5
Босния и Герцеговина 3,3 M 6, 810 долларов США 0,780
Ботсвана 2,6 M 6 430 долл. США 0,693 83,1
Бразилия 7 740 долл. США 0,754 95,9
Бруней 0,4 млн 30,3 20 0,829 93,8
Болгария 6,9 М 11 200 долларов США 0,795
Буркина-Фасо 22,1 М 830 0,449 56,0
Бурунди 12,6 M 220 0. 426 53,9
Камбоджа 16,6 млн 1 580 долл. США 0,593 74,3 900 27
Камерун 27,2 М 1 590 долл. США 0,576 61,2
Кабо-Верде 0,6 М 3 190 долл. США 0,662 91. 2
Central African Republic 5.5 M 480 USD 0.404 27.4
Chad 17.2 M 640 USD 0.394 18.3
Chile 19.5 M 14 780 долл. США 0,855 99,1
Китай 1 425,7 M 11 880 долл. США 0,768 95,7
Колумбия 51,5 М 6 190 долл. США 0,752 93,9
Коморские острова 0,8 М 1 580 долл. США 0,558 67,2
Коста-Рика 5,2 млн 12 310 9002 долл. США 7 0,809 97,3
Демократическая Республика Конго 95,9 M 550 долл. США 0,479
Джибути 1,1 М 3 080 долл. США 0,509 61,9
Доминика 0,1 М 0,720 93,5
Доминиканская Республика 11,1 М 8 100 долларов США 0,767 90,9
Восточный Тимор 1,3 млн 1 140 долл. США 0,607 69,5
Эквадор 17,8 M 5,960 USD 0,740 90,3
Египет 109,3 M 3350 USD 0,731 9 0027 83,3
Сальвадор 6,3 млн 4 260 долл. США 0,675 88,2
Экваториальная Гвинея 1,6 М 5 150 долл. США 0,596 67,1
Эритрея 3 .6 М 600 долл. США 0,492 57,2
Эсватини 1,2 М 3650 долл. США 0,597 77,1
Эфиопия 120,3 М 940 долл. США 0,498 55,3
Федеративные Штаты Микронезии 3 980 долл. США 0,628 83,3
Фиджи 0,9 м 4 500 долл. США 0,730 94,2
Габон 2,3 млн 6 440 долларов США 0,706 78,5
Гамбия 2,6 м 740 долл. США 0,500 63,8
Грузия 3,7 м 4700 долл. США 9002 7 0,802 98,4
Гана 32,8 млн 2 280 долларов США 0,632
Гренада 0,1 М 8,590 USD 0,795 96,5
Гватемала 17,1 M 4940 USD 0,627 69,3
Гвинея 13,5 млн 1020 долл. США 0,465 39,8
Гвинея-Бисау 2,1 млн 760 долл. США 0,483 44,0
Гайана 0,8 млн 9002 7 9 410 долл. США 0,714 89.8
Гаити 11,4 M 1 430 долл. США 0,535 66,2
10,3 M 2 490 долл. США 0,621 83,4
Индия 1 425. 8 М 2 150 долл. США 0,633 74,3
Индонезия 273,8 М 4 180 долл. США 83,3
Иран 87,9 M 3 530 долл. США 0,774 91,4
Ирак 43,5 M 4 ,760 долл. США 0,686 75,3
Кот-д’Ивуар 27,5 M 2 420 долл. США 0,550 53,0
Ямайка 2,8 млн 5 190 долларов США 0,709 91,3
Иордания 11,1 M 4 170 долл. США 0,720 90,4
Казахстан 19,0 М 8 880 долл. США 0,811 9 8,3
Кения 53,0 млн 2 080 долл. США 0,575 73,2
0,1 м 2 750 долл. США 0,624 81,5
Косово 1,8 м 5 130 долл. США
Кувейт 4,3 М 34 290 долл. США 0,831 97,5
Кыргызстан 6,7 М 1, 180 долларов США 0,692 94,5
Лаос 7,4 М 2500 долларов США 0,607 900 27 72,8
Ливан 5,6 млн 5 110 долл. США 0,706 88,2
2,3 млн 1 210 долл. США 0,514 62,6
Либерия 5,2 млн 630 долл. США 0,481 45,2
Ливия 6,7 млн ​​ 8 700 долларов США 0,718 83,6
Мадагаскар 490 0,501 60,7
Малави 19,9 М 620 55,5
Малайзия 33,6 млн 10 710 долл. США 0,803 89,5
Мальдивы 0,5 млн 9002 7 9 600 0,747 89,4
Мали 21,9 M 820 0,428 45,6
Маршалловы Острова 0,0 М 6 780 долл. США 0,639 79,6
Мавритания 4,6 М 1,950 USD 0,556 54,1
Маврикий 1,3 M 9 920 USD 0,802 94,1
Мексика 126,7 M 9 590 долл. США 0,758 94,9
Молдова 2,6 млн 5 370 долл. США 0,767
Монголия 3,3 млн 3 730 долл. США 0,739 95,3
Черногория 0,6 М 9 340 долл. США 0,832
Марокко 37,1 М 3620 долл. США 0,683 83,1
Мозамбик 32,1 млн 480 долл. США 0,446 53,9
Мьянма 53,8 M 1 170 долл. США 0,585 73,9
Намибия 2,5 М 4 650 долл. США 0,615 83,5
Науру 0,0 М 16 920 долл. США 92,0
Непал 30,0 М 1 220 долл. США 0,602 74,9
Никарагуа 6,9 млн 1950 долларов США 0,667 85,3
Нигер 25,3 млн 590 долл. США 0,400 35,6
Нигерия 213,4 M 2 080 долл. США 0,535 43,5
Северная Македония 9002 7 2,1 M 6 190 долларов США 0,770
Оман 4,5 M 17 950 долларов США 9002 7 0,816 93,1
Пакистан 231,4 M 1 470 долл. США 0,544 57,6
Палау 0,0 М 12 790 долл. США 0,767 92,1
Панама 4,4 м 13 920 долл. США 9002 7 0,805 89,1
Папуа-Новая Гвинея 9,9 M 2 460 долл. США 0,558
Парагвай 6,7 млн ​​ 5 740 долл. США 0,717 90,7
Перу 33,7 млн ​​ 6 460 долл. США 0,762 92,7
Филиппины 113,9 M 3 550 долл. США 0,699 84,3
Польша 37,7 млн ​​ 16 850 долларов США 0,876
Катар 2,7 млн ​​9 0027 62 310 долл. США 0,855 96,2
Республика Конго 5,8 млн 1 970 долл. США 0 .571 68,7
Румыния 19,1 млн 14 160 долл. США 0,821
Россия 143,4 млн 0,822
Руанда 13,5 млн 840 долл. США 0,534
Сент-Китс и Невис 0,0 M 18 820 долл. США 0,777 96,1
0,2 М 9,520 USD 0,715 93,3
Сент-Винсент и Гренадины 0,1 M 8,720 USD 0,751 94,1
Самоа 0,2 млн 3 810 долл. США 0,707 96,1
Сан-Томе и Принсипи 0,2 млн 2 260 долл. США 0,618 89,4
Саудовская Аравия 36,0 М 21 540 9 долл. США0027 0,875 95,6
Сенегал 16,9 М 1 570 долларов США 0,511 0,1 M 14 540 0,785 92,4
Сьерра-Леоне 8,4 M 500 9002 долларов США 7 0,477 41,7
Соломоновы Острова 0,7 М 2 320 долл. США 0,564 73,8
Сомали 430 долл. США 24,3
Южная Африка 59,4 млн 6 530 долл. США 0,713 86,2
Южный Судан 10,7 млн ​​ 460 долларов США 0,385 2 2,0
Шри-Ланка 22,2 М 4,030 0,782 93,2
Судан 45,7 М 650 61,9
Суринам 0,6 M 4 410 долл. США 0,730 91. 2
Сирия 21,3 М 760 долл. США 0,577 77,2
Таджикистан 9 .8 М 1 150 долл. США 0,685 88,7
Танзания 63,6 M 1 100 долларов США 0,549 61,1
Таиланд 71,6 М 7 090 долл. США 0,800 94,0
Того 8,6 М 960 0,539 58,8
Тонга 0,1 млн 4930 0,745 98,4
Тринидад и Тобаго 1,5 М 15 000 долл. США 0,810 94,6
Тунис 12,3 М 3 540 долл. США 0,731 90,8
Турция 84,8 М 9 900 долл. США 0,838 97,1
Туркменистан 6,3 млн 6 970 долл. США 0,745 92,4
Тувалу 0,0 М 7 200 долл. США 0,641 82,8
Уганда 45,9 M 760 долл. США 0,525 3,4 М 16 080 долл. США 0,809 98,1
Узбекистан 34,9 М 1 960 900 долл. США 27 0,727 95,7
Вануату 0,3 млн 3 240 долл. США 0,607 77,5
Венесуэла 28,2 млн 13 080 долларов США 0,691 91,3
Вьетнам 97,5 M 3 590 долларов США 0,703 88,0
Йемен 33,0 М 670 долл. США 0,455 57,7 90 027
Замбия 19,5 М 1030 9 долл. США0027 0,565 67,1
Зимбабве 16,0 M 1530 долларов США 0,593 9002 7 70. 4

Пояснение термина «развивающаяся страна»

Определение развивающейся (или развитой) страны не всегда понятно. Хотя Организация Объединенных Наций определяет, какие страны относятся к числу наименее развитых стран, она сама не приняла критериев для развивающихся стран. Тем не менее, с «Индексом человеческого развития» они обеспечивают важную базовую ценность. Этот индекс объединяет базовые условия повседневной жизни, такие как питание, медицинское обслуживание, образование и доход, в сопоставимый индекс.

Вероятно, наиболее распространенная интерпретация термина «развивающаяся страна» — это интерпретация Международного валютного фонда (МВФ). Здесь государства классифицируются по трем критериям:

  • Средний доход на душу населения
  • Диверсификация экспортных товаров (некоторые страны экспортируют много, но лишь несколько различных товаров. В частности, в некоторых странах Персидского залива более половины весь экспорт состоит из нефтепродуктов. Если экономика страны основана только на одном промышленном секторе, это не стабильная ситуация, по данным Международного валютного фонда.)
  • Степень участия в международной финансовой системе

Еще одна классификация, которая иногда приравнивается к развивающейся стране, была создана Всемирным банком с чистой классификацией в соответствии со среднегодовым доходом. Это уровни:

  • Доход ниже 995 долларов США: страны с низким уровнем дохода
  • Доход ниже 3895 долларов США: страны с уровнем дохода ниже среднего
  • Доход ниже 12 055 долларов США: страны с уровнем дохода выше среднего
  • Доход выше 12 056 долларов США: страны с высоким уровнем дохода

Отнесение к странам третьего мира

В просторечии развивающиеся страны также называют странами «третьего мира», особенно в богатых промышленно развитых странах. В самих заинтересованных странах эта классификация часто считается диффамационной. Содержание этого обозначения также спорно, поскольку модель трех миров изначально использовалась для выражения политической принадлежности после окончания холодной войны. Первый мир представлен государствами НАТО, второй мир включает государства Восточного блока, а третий мир включает все остальные государства с политической точки зрения.

Ключевые цифры для сравнения

(Все цифры взвешены в соответствии с долей населения.)

900 24
  Развивающиеся страны Мир США
Всего населения 6,8 млрд 7,9 млрд 331,9 m
ВНП на душу населения 5 580 долл. США 12 026 долл. США 70 930 долл. США
Государственный долг (% от ВВП) 9 0027 54,8 % 93,9 % 115,3 %
Расходы на образование (% от ВВП) 4,0 % 4,3 % 6,1 %
Уровень безработицы 6,7 % 6,2 % 5,3 %
Уровень грамотности 83,4 % 86,8 % 0,0 %
Доступ к электричеству 89,0 % 90,4 % 100,0 %
Рождаемость 18,5 ‰ 17,2 ‰ 10,9 ‰
Ожидаемая продолжительность жизни 70,9 лет 72 . 3 года 77,3 года

* Аруба не независимая и суверенная страна, а территория Королевства Нидерландов. Дополнительную информацию об определении страны можно найти в нашей статье Что такое страна?

США становятся «развивающейся страной» в глобальных рейтингах, измеряющих демократию, неравенство

Соединенные Штаты могут считать себя «лидером свободного мира», но индекс развития, опубликованный в июле 2022 года, ставит страну намного дальше в списке.

В своем глобальном рейтинге Управление устойчивого развития Организации Объединенных Наций опустило США на 41-е место в мире, по сравнению с предыдущим рейтингом на 32-м месте. Согласно этой методологии — обширной модели из 17 категорий или «целей», многие из которых сосредоточены на окружающей среде и справедливости — США занимают место между Кубой и Болгарией. Обе считаются развивающимися странами.

США теперь также считаются «ущербной демократией», согласно индексу демократии The Economist.

Как политический историк, изучающий институциональное развитие США, я признаю эти мрачные рейтинги неизбежным результатом двух проблем. Расизм лишил многих американцев права на здравоохранение, образование, экономическую безопасность и окружающую среду, которых они заслуживают. В то же время, по мере того как угрозы демократии становятся все более серьезными, приверженность «американской исключительности» удерживает страну от откровенных оценок и корректировок курса.

«Другая Америка»

Рейтинги Управления устойчивого развития отличаются от более традиционных показателей развития тем, что они больше сосредоточены на опыте обычных людей, включая их способность наслаждаться чистым воздухом и водой, чем на создании богатства.

Таким образом, хотя гигантский размер американской экономики учитывается в ее оценке, не меньшее значение имеет и неравный доступ к богатству, которое она производит. Если судить по общепринятым показателям, таким как коэффициент Джини, неравенство доходов в США заметно выросло за последние 30 лет. По оценке Организации экономического сотрудничества и развития, США имеют самый большой разрыв в уровне благосостояния среди стран G-7.

Эти результаты отражают структурные различия в Соединенных Штатах, которые наиболее ярко выражены среди афроамериканцев. Такие различия сохранились и после отмены движимого рабства и отмены законов Джима Кроу.

Ученый В.Е.Б. Дюбуа впервые выявил этот вид структурного неравенства в своем анализе жизни чернокожих на севере городов в 1899 году «Филадельфийский негр». Хотя он отмечал различия в достатке и статусе в черном обществе, Дюбуа обнаружил, что жизнь афроамериканцев представляет собой мир, отличный от белых жителей: «город в городе». Дюбуа проследил высокий уровень бедности, преступности и неграмотности, преобладающих в чернокожем сообществе Филадельфии, к дискриминации, лишению инвестиций и жилой сегрегации, а не к степени амбиций или таланта чернокожих.

Более чем полвека спустя с присущим ему красноречием Мартин Лютер Кинг-младший аналогичным образом осудил упорство «другой Америки», где «жизнерадостность надежды» превратилась в «усталость отчаяния».

Чтобы проиллюстрировать свою точку зрения, Кинг сослался на многие из тех же факторов, которые изучал Дюбуа: состояние жилья и благосостояния домохозяйства, образование, уровень социальной мобильности и грамотности, показатели здоровья и занятость. По всем этим показателям у чернокожих американцев дела обстояли хуже, чем у белых. Но, как заметил Кинг, «в этой другой Америке живет много людей разного происхождения».

Критерии развития, на которые ссылаются эти люди, также широко представлены в книге «Другая Америка» 1962 года, написанной политологом Майклом Харрингтоном, основателем группы, которая впоследствии стала Демократическими социалистами Америки. Работа Харрингтона настолько встревожила президента Джона Ф. Кеннеди, что, как сообщается, побудила его сформулировать «войну с бедностью».

Преемник Кеннеди, Линдон Джонсон, вел эту метафорическую войну. Но бедность привязана к дискретным местам. Сельские районы и изолированные районы оставались бедными даже после того, как федеральные усилия середины 20-го века.

Camp Laykay Nou, лагерь для бездомных в Филадельфии. Высокое и растущее неравенство является одной из причин, по которой США занимают низкие позиции в некоторых международных рейтингах развития. Кори Кларк/NurPhoto через Getty Images

Согласно моему исследованию, в значительной степени это связано с тем, что федеральные усилия в то критическое время скорее приспосабливались, чем противостояли силам расизма.

В ряде областей политики постоянные усилия сегрегационных демократов в Конгрессе привели к неполной и лоскутной системе социальной политики. Демократы с Юга сотрудничали с республиканцами, чтобы обречь на провал усилия по обеспечению всеобщего здравоохранения или объединению рабочей силы в профсоюзы. Отвергая предложения о сильном федеральном вмешательстве, они оставили пестрое наследие местного финансирования образования и здравоохранения.

Сегодня, много лет спустя, влияние государства всеобщего благоденствия, адаптированного к расизму, очевидно — хотя, возможно, менее заметно — в неадекватной политике в области здравоохранения, которая привела к шокирующему снижению средней продолжительности жизни в Америке.

Упадок демократии

Существуют и другие способы измерения уровня развития страны, и по некоторым из них США лучше.

В настоящее время США занимают 21-е место в индексе Программы развития Организации Объединенных Наций, который измеряет меньше факторов, чем индекс устойчивого развития. Хорошие результаты по среднему доходу на человека — 64 765 долларов США — и средняя продолжительность обучения в школе 13,7 лет помещают Соединенные Штаты прямо в развитые страны.

Однако его рейтинг страдает из-за оценок, которые придают большее значение политическим системам.

Индекс демократии The Economist теперь относит США к «несовершенным демократиям» с общим баллом, который находится между Эстонией и Чили. Ей не хватает «полной демократии» с самым высоким рейтингом в значительной степени из-за раздробленной политической культуры. Этот растущий разрыв наиболее заметен в расходящихся путях между «красными» и «синими» государствами.

Хотя аналитики The Economist приветствуют мирную передачу власти перед лицом мятежа, призванного ее сорвать, в их отчете сетуют на то, что, согласно опросу, проведенному в январе 2022 года, «только 55% американцев считают, что Байден победил на законных основаниях». на выборах 2020 года, несмотря на отсутствие доказательств массовых фальсификаций на выборах».

Отрицание выборов несет в себе угрозу того, что сотрудники избирательных комиссий в юрисдикциях, контролируемых республиканцами, отклонят или изменят подсчет голосов, которые не благоприятствуют Республиканской партии на предстоящих выборах, что еще больше поставит под угрозу рейтинг США по индексу демократии.

Красная и голубая Америка также различаются по доступности современной репродуктивной помощи для женщин. Это наносит ущерб рейтингу гендерного равенства в США, одному из аспектов индекса устойчивого развития ООН.

С тех пор, как Верховный суд отменил решение по делу Роу против Уэйда, в штатах, контролируемых республиканцами, были приняты или предложены крайне ограничительные законы об абортах, которые угрожали здоровью женщины.

Я считаю, что в сочетании со структурным неравенством и раздробленной социальной политикой ослабление приверженности республиканцев демократии придает вес классификации США как развивающейся страны.

Американская исключительность

Чтобы ответить на неудовлетворительные результаты Соединенных Штатов в различных глобальных опросах, нужно также поспорить с идеей американской исключительности, верой в превосходство Америки над остальным миром.

Обе политические партии уже давно продвигают это убеждение дома и за границей, но республиканцы трактуют «исключительность» более формально. Это была первая строчка национальной платформы Республиканской партии 2016 и 2020 годов («мы верим в американскую исключительность»). И это послужило организационным принципом обещания Дональда Трампа восстановить «патриотическое воспитание» в американских школах.

Во Флориде, после лоббирования со стороны губернатора-республиканца Рона ДеСантиса, совет по образованию штата в июле 2022 года утвердил стандарты, основанные на американской исключительности, но запретил преподавание критической расовой теории, академической основы, обучающей тому структурному расизму, который давно разоблачил Дюбуа.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *