Принципы правильного поведения в буддизме: правильная речь, правильное поведение, правильный заработок — Study Buddhism

Содержание

правильная речь, правильное поведение, правильный заработок — Study Buddhism

Содержание

  • Повторение
  • Восьмеричный путь
  • Речь
  • Другие примеры неправильной речи
  • Правильные границы действия (поведения)
  • Заработок
  • Резюме

Другие языки

  • العربية
  • বাংলা
  • བོད་ཡིག་
  • Deutsch
  • English
  • Español
  • فارسی
  • Français
  • עִבְרִית‎
  • हिन्दी
  • Indonesia
  • Italiano
  • 日本語
  • ខ្មែរ
  • 한국어
  • ລາວ
  • Монгол
  • मराठी
  • မြန်မာဘာသာ
  • नेपाली
  • پنجابی
  • Polski
  • Português
  • සිංහල
  • தமிழ்
  • ไทย
  • Türkçe
  • اُردو
  • Tiếng Việt
  • 简体中文
  • 繁體中文

Повторение

Три упражнения в этической дисциплине, сосредоточении и распознавании направлены на то, чтобы помочь нам преодолеть наши проблемы и страдания.

Метод состоит в том, чтобы определить причины наших трудностей и применить три упражнения для устранения этих причин.

Исключительно полезно практиковать три упражнения в повседневной жизни, когда мы общаемся с другими.

Этическая дисциплина – важно следить за тем, как мы себя ведём с окружающими и что мы им говорим, чтобы воздерживаться от любых поступков, которые могут быть вредными или разрушительными.

Сосредоточение необходимо при общении с окружающими, чтобы понимать, что с ними происходит и в чём они нуждаются. Если наш ум повсюду блуждает и мы постоянно отвлекаемся на телефон, это сильно затрудняет общение.

Если мы внимательно слушали другого человека, распознавание поможет понять, какая реакция будет уместной. Это также приводит к мышлению, действиям и словам, которые уместны в отношениях с другими.

Три упражнения идут рука об руку, поддерживая друг друга, – вот почему их важно практиковать одновременно. Когда мы остаёмся наедине с собой, они также очень полезны:

  • они помогают нам не действовать саморазрушительно;
  • наш ум сосредоточен, поэтому мы можем успешно сделать всё, что хотим;
  • мы используем интеллект, чтобы отличать уместное от неуместного.

Таким образом, это очень простые принципы, которые можно применять в повседневной жизни как в личных ситуациях, так и во время общения с людьми.

Восьмеричный путь

Одно из объяснений того, как практиковать три упражнения, называется «восьмеричным путём». Простыми словами, это восемь практик, благодаря которым мы развиваем эти три аспекта.

Упражнение в этической дисциплине включает три практики:

  • правильная речь – то, как мы общаемся;
  • правильные границы действия – наше поведение;
  • правильный заработок – как мы зарабатываем на жизнь.

Упражнение в сосредоточении тоже включает три части:

  • правильное усилие – усилие к тому, чтобы избавлять ум от потока разрушительных мыслей и развивать состояния ума, способствующие медитации.
  • правильное памятование – не забывать об объекте сосредоточения и о нашей мотивации.
  • правильное сосредоточение – сосредоточиваться на созидательном.

Упражнение в распознавании состоит из двух аспектов:

  • правильное воззрение касается того, что мы считаем истинным, верно отличая правильное от неправильного или вредное от полезного;
  • правильное намерение (правильный мотивирующий помысел) – созидательное состояние ума, к которому приводит правильное воззрение.

В более сложном объяснении каждую из восьми практик можно выполнять неправильным образом, от которого мы намерены отказаться, или же правильным образом, которому мы хотим следовать.

Речь

Речь отражает состояние нашего ума. Она влияет на чувства других людей, на их мнение о нас и на то, как они к нам относятся. Значит, необходимо понимать, какая речь будет полезной, а какая вредной.

Неправильная речь

Неправильная речь – это речь, которая приводит к несчастью и проблемам:

  • Ложь – когда мы говорим неправду и обманываем других. Если про нас известно, что мы врём и обманываем, говоря неправду, никто не будет нам верить и доверять, никто даже не станет слушать, что мы говорим. Это приводит к несчастью.
  • Сеяние раздоров – когда мы плохо отзываемся о людях в присутствии их друзей и партнёров, пытаясь разрушить их отношения. В этом случае другие начинают сомневаться, не говорим ли мы о них плохо за их спиной, и это приносит вред нашим собственным отношениям.
  • Грубые слова – когда мы говорим в грубой манере, кричим на других или сквернословим. Если мы пытаемся задеть других словами, они тоже начнут грубо с нами говорить и не захотят быть рядом с человеком, который постоянно на них кричит, если только они не мазохисты.
  • Бессмысленная болтовня – постоянная болтовня, которой мы отрываем других от дел, перебиваем их или просто ведём бесполезные разговоры и сплетничаем. Из-за этого никто не воспринимает нас всерьёз и людям сложно с нами общаться. Мы тратим впустую и своё время, и время других людей.

Правильная речь

Воздерживаться от перечисленных четырёх типов неправильной речи нам помогает конструктивная речь. Первый уровень дисциплины – когда нам хочется сказать неправду, накричать на кого-нибудь или посплетничать, мы осознаём, что это разрушительно и ведёт к несчастью, и изо всех сил стараемся так не делать.

Это непросто, ведь нам нужно заметить, что происходит, когда нам только захотелось это сделать, ещё до того, как мы начнём компульсивно говорить. Например, мы хотим съесть кусок торта. Иногда у нас есть возможность взять второй кусок, но ещё до того, как мы импульсивно потянулись за ним, мы думаем: «Пусть даже мне хочется его съесть, необязательно это делать. Мне не нужно есть этот торт: я просто наберу вес, хотя мне нужно сбросить». Вот что имеется в виду под дисциплиной.

Когда нам хочется сделать нечто подобное, древнеиндийский мастер Шантидева советует застыть как бревно. Нам хочется накричать или сказать что-нибудь неприятное, но мы осознаём, что из-за этого и мы, и другой человек расстроимся, поэтому не говорим этого, застыв как бревно. Нам хочется глупо пошутить или сделать глупое замечание, но мы осознаём, что это просто пустая болтовня, поэтому молчим. Речь идёт о подобных действиях.

Второй уровень дисциплины – когда мы, напротив, делаем что-либо созидательное, то есть говорим то, что полезно. Мы так поступаем, поскольку осознаём, что это приносит счастье и делает любую ситуацию более гармоничной. Для этого нужно мыслить с точки зрения причинно-следственной связи.

Практика правильной речи требует больших сознательных усилий и твёрдой решимости говорить правдиво, вежливо, по-доброму, когда это уместно, не больше, чем уместно, и только то, что имеет смысл:

Важно стараться не отвлекать людей, названивая им или постоянно отправляя текстовые сообщения, особенно без повода, например, чтобы сказать, что мы ели на завтрак, или просто поболтать.

«Не больше, чем уместно», означает, что, разговаривая с другими, мы не говорим слишком много и не пытаемся навязчиво их в чём-либо убедить, особенно если они уже с нами согласились.

Разумеется, нужно практиковать распознавание. Например, что касается правдивой речи, когда кто-нибудь надел некрасивую футболку или платье, не нужно говорить: «Это выглядит отвратительно», если это заденет другого человека. Важно быть осторожными, но в целом это зависит от человека. Недавно меня навещала сестра, и, когда мы пошли гулять, она надела блузку, которая была немного растянута и плохо сидела. Поскольку это моя сестра, я, конечно, мог сказать ей, что блузка выглядит ужасно. Но с посторонними людьми это сложно! Вы не скажете своей новой девушке: «Ты надела уродливую блузку, переоденься!» – даже если это правда.

Что касается грубых слов, иногда нужно говорить строго, например если ваш ребёнок играет со спичками или зажигалкой. Это не относится к грубой речи, потому что вами движет не гнев. Таким образом, самое главное – мотивация.

Другие примеры неправильной речи

Можно продолжить список разрушительных действий на уровне речи, включив в него не только слова в адрес других, но и сказанное самим себе. Можно размышлять о разрушительной речи в намного более обширном ключе.

Ложь может включать и то, что мы говорим неправду о своих чувствах или намерениях в отношении других. Мы можем очень хорошо относиться к другому человеку и говорить, что мы его любим, и даже обманывать самих себя, но на самом деле мы хотим от него только денег или чего-нибудь ещё. В некотором смысле, это обман. Разумеется, решение не в том, чтобы подойти и сказать: «На самом деле я тебя не люблю, мне просто нужны твои деньги» – это довольно неуместно. Но важно проверять себя: насколько мы честны в своих чувствах и намерениях.

К сеянию раздоров можно отнести неприятные слова, из-за которых наши друзья не хотят быть с нами рядом. Некоторые люди всё время жалуются или говорят только о плохом, что отталкивает других. Если мы будем вести себя так же, кто захочет проводить с нами время? Или если мы непрерывно говорим, не оставляя собеседнику возможности ничего сказать, это тоже отпугивает других. Все мы встречали таких людей, и вряд ли нам хочется видеться с ними очень часто. Лучше говорить о других хорошо и быть как можно более позитивными.

Мы можем говорить грубые слова не только другим, но и себе. Конечно, жестоко говорить другим, что они глупые или ужасные люди, поэтому точно так же не стоит говорить это себе. Определённо, это не сделает нас счастливее, так что важно относиться к себе хорошо, обращаться и разговаривать с собой по-доброму.

Что касается бессмысленной болтовни, не нужно говорить всем подряд о своей личной жизни, о своих сомнениях, беспокойствах и так далее. О некоторых вещах не нужно говорить вообще. Например, если кто-нибудь вам сказал, что он гей или что у него рак, и попросил держать это в тайне, важно никому об этом не говорить. Если мы предаём доверие других, обычно это относят к пустой болтовне.

Правильная речь означает, что мы говорим то, что уместно, в правильное время и в подходящих обстоятельствах. Иногда нужно говорить формально, иногда неформально. Нужно говорить так, чтобы другие чувствовали себя удобно. Объясняя что-либо ребёнку, важно говорить так, чтобы он понял, но то же самое касается и взрослых, представителей другой культуры и так далее.

Правильные границы действия (поведения)

Вторая составляющая восьмеричного пути – «правильные границы в поведении», таков технический термин. Под границами имеется в виду некоторый предел: «Я буду действовать до такой-то границы, но не выйду за её пределы».

Неправильное поведение

Под выходом за пределы границ имеется в виду три типа разрушительного поведения:

  • отнимать жизнь – убивать живое существо;
  • брать то, что не дано, – брать то, что нам не принадлежит, воровать;
  • практиковать неуместное сексуальное поведение.
Убийство

Простыми словами, это отнятие жизни другого существа. Речь идёт не только о людях, но и о любых зверях, рыбах, насекомых и так далее.

Я думаю, большинству из нас нетрудно отказаться от охоты и рыбалки. Возможно, труднее не убивать насекомых. Здесь есть много подходов, не требующих размышлений о прошлых и будущих жизнях: «Эта муха в прошлой жизни была моей матерью». Основной смысл в том, чтобы, когда нас кто-либо раздражает, убийство не было нашей первой, инстинктивной реакцией. В обратном случае у нас появится привычка хотеть жестоко уничтожить всё, что нам не нравится, которая будет распространяться не только на муху, жужжащую около лица. Вместо этого нужно искать мирные методы взаимодействия с тем, что нас раздражает. Например, когда мухи и комары садятся на стену, их можно накрыть стаканом, подсунуть лист бумаги и выпустить на улицу. Во многих ситуациях, когда мы имеем дело с чем-либо неприятным, можно найти намного более мирное, ненасильственное решение.

Живя в Индии, как я в прошлом, вы учитесь жить с насекомыми. Там нельзя от них избавиться. Я часто воображал рекламу для торговых агентов: «Если вам нравятся насекомые, вы полюбите Индию!» Впервые приехав в Индию, я не слишком любил насекомых, но был большим поклонником научной фантастики. Я представлял, как было бы ужасно, если, оказавшись на далёкой планете, где местная форма жизни напоминала бы насекомых, я бы хотел всех прихлопнуть! Поставив себя на место насекомого – в конце концов, они просто живут своей жизнью, – мы учимся уважать их как живых существ.

Конечно, есть вредоносные насекомые, точно так же как есть люди, причиняющие вред, и иногда для борьбы с ними разумно прибегать к силовым методам. Но лучше всего сначала попробовать мирный способ, говорим ли мы о конфликте между людьми или о нашествии муравьёв или тараканов.

Но представьте саранчу, которая поедает ваш урожай. Самое главное – мотивация. Например, в одной из прошлых жизней Будда был штурманом корабля. Один из людей на корабле собирался убить всех остальных, и Будда видел, что мирным способом предотвратить массовое убийство невозможно. Единственным решением было убить этого человека. Будда его убил, но из мотивации сострадания, а не гнева или страха – чтобы спасти жизнь пассажиров и предотвратить создание этим человеком огромного количества отрицательной кармы. Но Будда осознавал, что это убийство, и оно, независимо от мотивации, всё же является разрушительным действием. Поэтому он принял решение: «Ради других я готов принять кармические последствия на себя».

Поэтому, если необходимо убить вредителей, например саранчу, чтобы спасти урожай, лучше делать это не из гнева, страха или желания заработать денег, продав урожай, а из сострадания. В этом случае последствия будут намного меньше. Тем не менее, важно, как Будда, признать, что это отрицательное действие, и принять на себя все возможные последствия.

Воровство

Большинство людей намного больше привязаны к своей жизни, чем к собственности, но, тем не менее, взяв чужие вещи, мы причиним немало несчастья и себе, и другим. В частности, у вора появляется назойливое чувство: «Поймают меня или нет?»

Мы хотим избежать собственных проблем. Конечно, убив рыбу или насекомое, мы навредим им. Но и для нас это тоже становится проблемой: если нас сильно беспокоят насекомые, мы будем постоянно волноваться о том, не захватят ли нашу комнату комары, просыпаясь по ночам, чтобы на них охотиться. Это неспокойное состояние ума. Если в целом мы будем в подобных случаях прибегать к мирным методам, наш ум будет гораздо спокойнее.

Это касается и воровства: вору нужно проявить хитрость, а затем приходится волноваться, не поймают ли его. Это основано на сильном желании, из-за которого люди недостаточно терпеливы, чтобы заработать достаточно денег самостоятельно и приобрести желанную вещь, и они просто крадут её у других.

Есть также примеры убийства и воровства с противоположной мотивацией:

  • Можно убить из привязанности и жадности, например потому, что вы хотите съесть животное или рыбу. Если кроме этого нет вообще ничего, что можно было бы употребить в пищу, – это одно, а если есть другие варианты – другое.
  • Можно украсть из гнева, взяв чужую собственность, чтобы причинить её владельцу страдания.
Неуместное сексуальное поведение

Это трудная тема, потому что сексуальное поведение для большинства из нас мотивировано сильным страстным желанием. В буддизме приводятся общие наставления о том, чего следует избегать. Это:

  • причинение другим вреда своим сексуальным поведением, включая изнасилование и сексуальное оскорбление;
  • давление на людей, даже на собственного партнёра, когда мы заставляем их заняться сексом, даже если они этого не хотят;
  • секс с чужим партнёром или измена своему партнёру, если у нас он есть: даже если мы предельно осторожны, это всегда приводит к проблемам, не правда ли?

Есть много других разновидностей неуместного полового поведения, но основная мысль в данном случае – не вести себя как животные. Одно животное запрыгивает на любое другое, как только оно захочет, независимо от того, кто находится поблизости. Животные полностью находятся во власти вожделения. Именно этого мы хотим избегать.

Для этого нужно установить некоторые границы – принять решение ограничить своё сексуальное поведение, не выходить за те или иные пределы. Границы могут быть связаны с частотой, типом сексуального поведения, позициями и так далее. Это нужно, чтобы установить определённые правила в нашей сексуальной жизни: мы не делаем всё, что захотим, в любое время, в любом месте, с любым партнёром, как животные. Это по-настоящему важно с точки зрения этической самодисциплины, смысл которой в том, чтобы не выходить за установленные нами границы, понимая, что это основано на страсти, которая приносит бесчисленные проблемы.

Употребление опьяняющих веществ

Употребление опьяняющих веществ не включено в этот список разрушительных действий, но отказаться от них очень важно для нашего развития.

Если мы хотим развивать сосредоточение, нужно практиковать дисциплину. Напившись, мы полностью теряем дисциплину, не правда ли? Употребляя психоделики или марихуану, мы утрачиваем сосредоточение. Наш ум начинает блуждать и наполняется фантазиями. Если мы рассмотрим эффект от различных наркотиков или алкоголя и сравним его с тем, к чему мы стремимся в своём личностном развитии, то увидим, что вызываемое ими состояние полностью противоположно желаемому результату. Это не только создаёт препятствия во время опьянения, но и приводит к нежелательным последствиям, например к похмелью! Поэтому, конечно, очень полезно ограничить употребление этих веществ, а лучше всего полностью от них отказаться.

Правильные границы действия (правильное поведение)

Один из аспектов самодисциплины – воздерживаться от разрушительного поведения. Другая грань – практиковать созидательные действия, которые называются «правильным поведением».

Таким образом, вместо того чтобы лишать других жизни, вы активно помогаете сохранять жизнь. Более широкое применение – не уничтожать окружающую среду, а заботиться о ней, чтобы звери и рыбы могли жить на воле. Если вы содержите свиней и кормите их не для того, чтобы съесть, когда они растолстеют, а чтобы они хорошо себя чувствовали, – это забота об их жизни. Если вы кормите свою собаку, это тоже защита жизни! Сюда также относится забота о больных и помощь пострадавшим.

Представьте, что в вашей комнате жужжит муха или пчела. Она сама не хочет здесь находиться. Она хочет выбраться, но не знает как. Если вы убьёте её за то, что она просто ошиблась, залетев в вашу комнату, это не очень хороший поступок, не правда ли? Вы можете помочь ей выбраться, открыв окно и сказав «кыш», тем самым сохранив ей жизнь. Пчела хочет жить! Если в вашу комнату случайно влетит птица, вы ведь не пойдёте за ружьём, чтобы её пристрелить? Разница между пчелой и птицей только в размере, форме и издаваемом звуке. Если вы не хотите, чтобы в вашу комнату влетали мухи, – не открывайте окно или установите сетки.

Что касается воровства, противоположное правильное действие – защищать собственность других людей. Если вам что-нибудь дали на время, постарайтесь не сломать. Помогайте другим обзаводиться хорошими вещами.

Вместо неуместного полового поведения, нужно быть добрыми и внимательными, а не как разгорячённый пёс. Это может относиться не только к сексу с другими людьми, но и к сексу с самим собой.

Другие примеры правильного и неправильного поведения

Сделав выводы из этого обсуждения, можно увидеть, что упомянутые три типа поведения включают и многие другие аспекты.

Например, «не убивать» также может включать то, что мы не применяем в отношении других физическую грубость. Здесь имеется в виду не только не бить их, но и не вынуждать работать сверх меры и не заставлять делать то, что может принести им физический вред. Это относится и к нам самим: не нужно плохо с собой обращаться, заставляя себя слишком много работать, не давая себе правильно питаться или спать. Часто мы думаем о своём поведении в отношении других, но важно применять всё это и к самим себе.

Воровство – это не только кража чужой собственности, но и пользование чужими вещами без спроса. Например, мы берём чужой телефон и делаем с него дорогой звонок или без разрешения берём из чужого холодильника еду, пробираемся в кино, не заплатив, или – и об этом людям особенно не нравится слышать – не платим налоги. Это воровство. Можно возразить: «Я не хочу платить налоги, потому что они идут на войны и покупку оружия». Но в действительности эти деньги также идут на строительство дорог, больниц, школ и так далее. Если вы хотите этим пользоваться, нужно платить налоги.

Как насчёт скачивания нелицензионных или пиратских программ или фильмов: это воровство? Думаю, что да, особенно если там в явной форме указано: «Не скачивайте, не заплатив» – тогда это вполне очевидно. Мы никак не можем сказать, что это не воровство. Однако основной принцип – установить границы. Есть целый спектр, начиная с того, что мы делаем всё что хотим, не думая о последствиях, и заканчивая тем, чтобы не делать ничего вообще. Например, можно сказать: «Я не собираюсь грабить банки или воровать в магазине, но прямо сейчас не могу отказаться от скачивания без оплаты». Это по крайней мере создаёт некоторые границы. Тем не менее, важно признавать, что, скачивая не заплатив, мы воруем. Также есть большая разница между тем, когда мы можем заплатить и когда такой возможности нет. Намного хуже, если мы можем заплатить, но не платим из скупости или вредности. Этого важно избегать.

Здесь тоже можно рассмотреть отношение к самим себе: мы прекращаем тратить деньги на ненужные вещи. Например, азартные игры – пример неправильного использования собственных средств. Также не следует жалеть денег для самих себя, если мы можем себе что-либо позволить. Например, у вас достаточно денег, чтобы правильно питаться, но вы скупитесь и покупаете самую дешёвую пищу худшего качества. Это всё равно что украсть у себя!

Неуместное сексуальное поведение – это не только навязывать себя другим или их партнёрам: важно также отказаться от половых связей, которые могут поставить под угрозу наше физическое или эмоциональное здоровье. Например, вы встречаете человека, который вам очень нравится, и хотите заняться с ним или с ней сексом. Но проблема в том, что у человека много эмоциональных и других трудностей, и вы осознаёте, что, связавшись с ним, вы окажитесь в тяжёлом положении. Тогда ради собственного здоровья вы отказываетесь от контакта. Не нужно уступать страсти просто потому, что другой человек хорошо выглядит!

Что делать, если мы выходим за установленные границы

Время от времени мы неизбежно будем нарушать установленные нами границы, поэтому для таких случаев буддизм предлагает несколько противодействующих методов:

  • Признайте, что вы это сделали; будьте честны с собой.
  • Сожалейте об этом действии: «Было бы лучше, если бы я этого не делал». Это отличается от вины, когда вы думаете о себе как об ужасном человеке и не можете об этом забыть.
  • Примите решение попробовать не повторять это действие.
  • Подтвердите свою мотивацию: «Я не хочу выходить за эти пределы, потому что это ведёт к несчастью и создаёт проблемы».
  • Примите противодействующую меру. Например, если вы на кого-нибудь накричали, вы можете искренне извиниться, объяснив, что были в плохом настроении.

Заработок

Речь идёт о способе, которым мы зарабатываем на жизнь: он может быть этичным или нет.

Неправильный заработок

Это касается избегания работы в той или иной вредоносной индустрии, а также способов заработка, которые вредят нам и другим. Например, сюда относится:

  • изготовление или продажа оружия;
  • убийство животных на бойне, охота, рыбалка и уничтожение насекомых;
  • изготовление и продажа алкоголя или наркотиков, а также связанное с этим обслуживание;
  • работа в казино;
  • публикация и распространение порнографии.

Эти виды заработка приносят другим вред или, как в случае с порнографией, увеличивают страсть и вожделение. Даже когда мы занимаемся обычной работой, важно избегать нечестных поступков:

  • брать с клиентов слишком много денег, пытаясь заработать на них как можно больше;
  • присваивать фонды и тратить их на собственные нужды;
  • вымогать деньги, угрожая другим;
  • брать или давать взятки;
  • эксплуатировать других;
  • сообщать ложные сведения в рекламе;
  • разбавлять пищу или иным образом модифицировать товары, чтобы получить больше денег.

Есть столько нечестных способов заработка! Чтобы их избегать, нужно практиковать этическую самодисциплину.

Правильный заработок

Мы должны стараться зарабатывать честно и приносить своей работой пользу обществу, например, занимаясь:

  • медициной,
  • социальной работой,
  • честным бизнесом,
  • изготовлением и продажей товаров и услуг, которые полезны другим.

Хорошо то, что делает общество здоровым и способствует благополучию других. Помимо этого важно:

  • не обманывать, не завышать цены;
  • устанавливать честную цену, чтобы мы могли получить доход, но в рамках разумного;
  • хорошо платить тем, кого мы нанимаем, не эксплуатировать их.

Здесь часто возникает вопрос, связанный с вынужденной необходимостью. Однажды я переводил тибетского учителя в Австралии, где очень много овец, и один человек спросил: «В моём городе единственная работа – выращивать овец, которых затем используют для шерсти и мяса. Что делать? Я не могу переехать в другой город, чтобы найти там другую работу». Тибетский лама ответил: «Самое главное – быть в своей профессии честным и не обманывать других, и в вашем случае – не обходиться с овцами дурно, проявлять к ним доброту, хорошо их кормить и заботиться о них». Вот что самое главное – быть добрыми и честными.

Видео: Геше Таши Церинг — «Что такое правильный образ жизни?»
Чтобы включить субтитры, кликните на иконке «Субтитры» в правом нижнем углу окна с видео. Сменить язык субтитров можно, кликнув по иконке «Настройки».

Резюме

Рассматривая советы восьмеричного пути, не нужно воспринимать их как ограничивающие правила: это границы, освобождающие нас от отрицательных поступков, которые в результате лишь навредят нам и окружающим.

Буддизм: краткое описание религии | Ashaindia

Содержание:

  1. Кратко об истории возникновения буддизма
  2. Основные понятия и идеи буддизма
  3. Неотъемлемые четыре истины, лежащие в основе буддизма
  4. В буддизме выделяют три драгоценности
  5. Кратко о философии буддизма
  6. Направления буддизма

Идеи буддизма стали основой для возникновения одного из религиозных направлений. Для его последователей характерно желание достичь просветления, несмотря на расу или национальность. Буддизм относится к философским учениям, охватывающим различные направления человеческого мышления. Он подходит для людей с любым происхождением, вероучением и не требует знания определенного языка.


Кратко об истории возникновения буддизма

Согласно мнениям большинства историков, буддизм появился в середине первого тысячелетия до н. э. Изначально это учение было противопоставлением лидирующему в тот момент индийскому брахманизму. Его специфика заключалась во взаимосвязи между политикой и духовностью.

Известно, что появлению нового философского учения предшествовало кризисное состояние культуры и экономики страны. В родственных и политических связях индийского социума стали происходить изменения. Этот период характеризуется становлением взаимоотношений между различными классами общества.

Вскоре образовалось несколько групп и одиночных монахов, странствующих по Индии в целях распространения буддизма и обретения Дхармы (истины). Обычно они отказывались от мирских удовольствий и соблюдали аскезу. Странствующие монахи (шраманы) обычно имели собственное мировоззрение, которым делились с непросвещенными. 

Большинство исследователей сходится во мнении, что основоположником новом религии стал Сиддхартха Готама (Гаутама), иначе называемый Буддой Шакьямуни, что переводится как «Просветленный мудрец из рода Шакья». Есть и другие его имена:

  • Джина – Свободный;

  • Саттхадева-Мануссанам – Учитель истины для людей и богов;

  • Саммасамбуддхо – Пробужденный полностью;

  • Локавиду – Знаток миров;

  • Арахам – Достойный уважения и почитания;

  • Виджья-чарана-сампано – Обладатель великих знаний и идеального нрава.

Авторы священных писаний говорят, что Сиддхартха родился в ночь майского полнолуния и сразу стал творить чудеса. Согласно легендам, младенец после появления на свет разом встал и объявил, что пришел спасти людей от мучений. Затем он сделал несколько шагов в направлении каждой из четырех сторон света. Под его ногами вырастали красивейшие цветы, позже названные лотосами.

Будде предрекали великое будущее, но один из предсказателей сообщил, что принц может стать царем или святым. Отец Сиддхартхи старался оберегать сына от внешнего мира в течение всей юности. Он окружал сына роскошью своих дворцов и не выпуская за их пределы. Будда стремился к получению знаний, поэтому у него было прекрасное образование. 

Сиддхартха женился в 16 лет и через несколько лет обзавелся сыном. Но это не остановило его стремления познать мирскую жизнь. В 29 лет он тайно выбрался из дворца с помощью слуги Чанны, с которым они были друзьями. 

Согласно легендам, Гаутама увидел за пределами дома реалии, от которых защищал его отец. Принц встретил на улицах родного города больных, нищих и старых людей. Затем он наблюдал похороны, после которых увидел отшельника, остававшегося спокойным и безмятежным.

Сиддхартха познал ранее не виденные реалии жизни. После этого царевичу стало понятно, что на Земле существуют неизменные вещи – старость, бедность, болезни и смерть. Но его не оставляла мысль о безмятежности встреченного монаха. Она привела Готаму к выводу, что можно избавиться от мучений, если идти по пути просветления.

Сиддхартха долгое время странствовал и осваивал новые техники для саморазвития. Он соблюдал строгую аскезу, проходил обучение у наставников по йоге, медитации. В своих экспериментах по самопознанию царевич использовал техники умерщвления плоти, из-за которых был на грани гибели. После этого он изменил отношение к своему пути. Сиддхартхе стало ясно, что строгие ограничения только изнуряют тело и мешают развитию духа.

При сообщении Буддой Гаутамой нового знания соратники по аскезе покинули его, считая, что он дал слабину и оставил свой путь к нирване. Царевич стал снова странствовать в одиночестве. Однажды в изнурении он оказался возле г. Гая региона Мадагха, где увидел дерево Бодхи. Он сел медитировать под его крону, дав обет, что не встанет, пока не испытает просветления. 

Сиддхуртху искушали демоны и приспешники злых духов, но царевич был непоколебим. Через 49 дней с начала медитации Готама Будда достиг своей цели, а затем еще несколько суток размышлял о будущих деяниях. После этого Сиддхартха отправился в мир, проповедуя новое знание о Дхарме, нирване и сансаре.

Следует упомянуть, что Будда предупредил учеников о своей предстоящей смерти. Он попросил их задать любые интересующие вопросы. Но ни один из последователей не нашел в себе сомнений или непонимания. Более подробную информацию можно найти в книгах соответствующей тематики, которые продаются в магазине «Ашанти».


Основные понятия и идеи буддизма

Буддизм – древнее философское учение, построенное на отсутствии расового разделения. Его основатель Сиддхартха Гаутама не хотел делать из своих достижений культа и не требовал поклонения. Но в итоге учение стали называть мировой религией благодаря его широкому распространению и своеобразному пониманию каждым адептом.

Буддизм считают мировой религией, популярной благодаря своей многогранности. В его основе лежит принятие всех людей с их хорошими и плохими мыслями, отрицаниями:

  • атеизм – отсутствие веры в высшие силы и божества;

  • агностицизм – истина о невозможности познать весь мир;

  • скептицизм – сомнение в существовании Дхармы.

Главная цель буддизма – вступление (в том числе – наставление других) на кратчайший путь, ведущий к нирване. Она является высшей точкой пробуждения и осознания своей души. Согласно легендам, просветления достигают те, кто прошел через самоотречение и отказ от внешнего комфорта. Путь аскезы считают наиболее подходящим для достижения просветления. Важно пройти его с опытным наставником, помогающим придерживаться золотой середины, а не крайностей. 

Благодаря долгим и глубоким размышлениям в медитативном состоянии Сиддхартха смог прийти к самосознанию. Гаутама Будда определил для себя, что люди зависят от мнения других и очень привязаны к благам этого мира. От этого и появляются страдания, ведь из-за таких размышлений дух человека деградирует и теряет свою уникальность. 

Неотъемлемые четыре истины, лежащие в основе буддизма

Одним из основных учений буддизма считают «Четыре благородные истины», которые были составлены Гаутамой Буддой. Эти принципы житпришли к нему во время просветления. Будда сообщил своим последователям, что они сложны для восприятия, так как доступны только мудрецу. 

Сиддхартха считал, что большинство людей околдованы страстями и желаниями. Поэтому они не смогут осознать условность существующих в мире вещей. По словам разных монахов, Готама считал, что есть люди, способные прийти к самосознанию, так как они еще не погрузились в жажду жизни. Краткая формулировка четырех истин, на которых основан буддизм:

Существует понятие дукхи, включающее негативные переживания (злость, страх, страдания), которые влияют на каждого человека. Они связаны не только с несчастьями или болезнями, но и с радостными событиями (рождение ребенка, погоня за счастьем, стремление к богатству). Но Сиддхартха пришел к мысли, что нет возможности избежать старения, болезни, смерти. Это приводит к выводу, что потеря любимых и близких людей, здоровья, богатства неизбежна.

Дукхи имеют причины, способствующие возникновению зависимости. Ее основой служит невежество, ведущее к желанию иметь все мирские и духовные богатства. Согласно мнению Сиддхартхи, люди стремятся обладать властью над всеми органами чувств. Это становится основой для привязанности к собственному телу и материальным вещам. Также человек стремится к бессмертию, но в нем неискоренимо самоуничтожение. В буддизме люди подобны огню – в своем желании стать значительнее, они сами себя поглощают и в итоге становятся пеплом. 

От любых негативных переживаний и причин их появления можно избавиться. Сущность буддизма подразумевает, что важно отказаться от страстей и жажды всех проявлений физической жизни. Это значит, что необходимо отказаться от бездумных помыслов и сосредоточиться на добродетели. Важно осознать, что все желания непостоянны, поэтому они принесут только временное удовлетворение. 

Освобождение от страстей помогает достичь нирваны. Если человек погасит огонь своих желаний, то он сможет остановить колесо сансары. Это приводит к остановке цикла перерождений, а значит, и избеганию страданий – болезней, старения, смерти. В этом случае дух человека приходит к умиротворенности, безмятежности и не испытывает страданий. 

Будда Шакьямуни считал, что нужно держаться срединного пути, то есть отыскать золотую середину между роскошью и аскезой. Благодаря такому мышлению Сиддхартха сумел достичь просветления. Этот способ достижения нирваны и стал четвертой истиной, высказанной Буддой.


В буддизме выделяют три драгоценности

Все буддистские направления объединяют Три Драгоценности, представляющие их основы. В некоторых учениях говорится о том, что они являются более уникальными, чем другие богатства всех миров. В этих трех ценностях адепты во время медитации или молитвы находят убежище от мирских страстей. Основы буддизма:

  • Дхарма – истина, лежащая у корней учения;

  • Будда – достигший пробуждения создатель или последователь знания;

  • Сангха – буддийская община, живущая по законам учения.

Шакьямуни считал, что есть вероятность возрождения человека в любом теле. Благодаря кармическому закону душа может пройти колесо сансары и появиться на Земле среди плохих людей или получить более низкий статус. Также человек, в тело которого вселяется дух, может обладать несчастной судьбой. 

Начинающие и опытные буддисты верят, что для достижения драгоценностей и последующего пробуждения нужно бороться с невежеством. Оно вызывает страсти, желания и неспособность принять истину. Избавление от этих качеств помогает достижения нирваны.

Кратко о философии буддизма

На основе определения википедии, буддизм не является полноценной религией, а больше относится к философии, так как не ставит в центре учения создателя мира (Бога). Он помогает человеку встать на путь самосознания и развития. В буддизме нет идеи о вечности души, которая искупает свои грехи. Общие истины учения Сиддхартхи:

  1. Жизнь – это страдание. Все составные вещи временны. После того, как возникают, рано или поздно они уничтожаются. Любое существование в буддизме символизируют огнем, который сам себя поглощает.

  2. Страдания появляются из-за страстей. Люди сильно привязаны к материальным вещам, поэтому жаждет жизни во всех ее проявлениях. Страдания соразмерны желаниям.

  3. Спасение от мучений возможно через отказ от страстей и жажды. В нирване человек достигает блаженства, освобождающего от мирских желаний и колеса сансары.

  4. Для спасения от страстей прибегают к восьмеричному пути. Именно такой способ избавления от страданий считают золотой серединой, так как он позволяет избежать крайностей. 

Буддизм проповедует истину о том, что каждое деяние человека к нему вернется. Все поступки находят свой отклик и оставляют отпечаток на карме. Идеи буддизма говорят, что для спасения души нужно следовать Восьмеричному пути. Он включает в себя правильное понимание вещей и следование канонам. Восьмеричный путь рассказывает о этапах постижения истины:

  • осознать наполненность мира страданиями;

  • ограничить страсти и желания, основанные на эгоизме;

  • следить за речью – она не должна нести зла и соответствовать канонам буддизма;

  • совершать добродетельные деяния и избегать плохих поступков;

  • вести правильную жизнь без вреда окружающему миру;

  • прикладывать усилия – настроиться на добро, избавиться от гнева, алчности, гордыни;

  • развивать верное памятование – уйти от мирских страстей, желаний и мыслей, несущих зло;

  • тренировать сосредоточенность и заниматься медитацией до ощущения полнейшего спокойствия.

Первые два этапа пути предполагают приход к мудрости и называют «праджня». Следующие три ступени – «шила» – правила поведения для выработки подходящей для просветления нравственности. Шестой, седьмой и восьмой этап пути воплощают «самадху» — дисциплину помыслов и ума.


Направления буддизма

Первые последователи Будды объединились в сангху (общину) и странствовали 8 месяцев в году, проповедуя Дхарму. Во время сезона дождей они собирались в монастырях, продолжая рассказывать о новом знании всем желающим. Буддисты отказывались от своих денег и собственности, брили голову налысо и одевались в простые одежды (обычно – желтых цветов). 

Они придавали большое значение аскезе и согласны были жить даже в пещерах. На месте их захоронений помещали ступы – полусферические монолитные сооружения. Иногда они имели внутреннее помещение, входы в которые замуровывали.

После ухода Шакьямуни из земного тела его последователи канонизировали буддистские положения. Но большая часть учения и жизнеописания Будды была записана через 3-4 столетия после его смерти. В результате постепенно образовалось несколько школ, описывающих пути к пробуждению.

Основные направления буддизма


Название

Описание

Махаяна

Учение говорит, что любой человек может прийти к просветлению и спасению духа. В нем сказано о тройственной природе Будды – реальная, нематериальная и великие качества.

Первое воплощение является той частью, которая участвует в перерождениях (сансара). Второе представляет собой возвышенные или божественные формы, а третье – набор черт, делающих Будду великим.

Благодаря этому учению появился пантеон бодхисаттв, помогающих людям на пути к пробуждению. В основе махаяны лежит знание, что поддержка ближнего помогает достичь нирваны.

Тхеравада

Для достижения просветления последователи этого учения строго соблюдают каноны буддизма. Основной смысл тхеравады – саморазвитие. Человек должен придерживаться аскезы и самостоятельно стремиться к просветлению.

Ваджраяна

Это направление учит техникам медитации и контролю сознания с помощью гуру, дакини, йидам. Первый термин обозначает наставника, передающего свое мастерство последователю.

Дакини – это женщины или энергетические формы, которые владеют таинством различных буддистских практик. Характеристика Йидам представляет описание живого божества или высшего существа, выбранного учеником для помощи в достижении нирваны.

Ламаизм

Это учение практикуют тибетские монахи. Оно названо в честь основателя Далай-ламы. Учение объединяет каноны Ваджраяны, Тхеравады и Махаяны. Основное его отличие от других направлений заключается в способе передачи власти. Ламаисты считают, что личность правителя может получить свой титул снова после перерождения.

Хинаяна

Идеальным образом учения считают монаха – единственного, кто способен выйти из колеса сансары. В хинаяне нет бодхисаттв, божеств и других высших созданий, помогающих человеку достичь просветления.

Учение говорит о том, что каждый должен самостоятельно идти к нирване, придерживаясь аскетичного или простого образа жизни. В некоторых источниках есть информация о существовании многих мест, где люди блаженствуют (Рай) или подвергаются мучениям (Ад). 

Основой философии буддизма, если говорить кратко, является знание о том, что мир наполнен страстями, зависимостями и страданиями. Для достижения блаженства человек стремится к спасению от них, чтобы прийти к пробуждению. Освободившись от мирских желаний, можно достичь спокойствия и безмятежности.

Особенность буддизма в том, что он стал философским учением, популярным во всем мире. Его причисление к классу религий ошибочно, так как в нем нет общепризнанных догм о божественном происхождении мира. В центре буддизма нет всепрощающего и всемогущего существа свыше. Божества здесь воспринимаются иначе, чем в других вероучениях. 

Цель буддизма состоит в просветлении, достижении спокойствия и безмятежности. Его сходство с всемирными религиями заключается в отказе от страстей, негативных мыслей и совершении хороших поступков. Такой путь ведет к добродетели, постижению высшей истины и окончательном избавлении души от любых мучений.

Будда запрещал создание скульптур в свою честь. Но после его смерти учение постепенно набрало популярность, поэтому статуи и храмы для поклонения стали возводить повсеместно. Одна из известнейших скульптур отлита из бронзы и установлена на острове Лантау (Гонконг). Ее высота 34 м, а вес – 250 т.

Видео: Буддизм — краткая суть

Буддийская этика — Институт семи столпов

Буддизм — это духовная традиция, основанная в Индии около 500 г. до н. э. принцем Сиддартой Гаутамой, позже ставшим Гаутамой Буддой («Будда» означает «пробудившийся» на санскрите). Большинство буддийских традиций (двумя основными из которых являются Тхеравада и Махаяна) имеют общий этический кодекс для мирян, в то время как монашеские кодексы, как правило, различаются в зависимости от региона и традиции.

Общие этические принципы буддизма были сформулированы Гаутамой Буддой. Они включают в себя Пять Заповедей (или добродетелей) и три из восьми пунктов Благородного Восьмеричного пути к просветлению. Эти императивы следует рассматривать не как заповеди, как в иудео-христианской традиции, а скорее как руководство для достижения просветления. Просветление, или нирвана на санскрите, — это состояние ума или бытия, в котором человек одновременно осознает свою истинную сущность (которая бесконечна и вечна), иллюзорную природу мира и совершенное блаженство и невозмутимость. В господствующем буддизме нет отдельного «Бога», который является судьей или арбитром этических действий. Скорее, это общий психо-духовный «закон», согласно которому определенные действия способствуют просветлению и уменьшают страдания, в то время как другие препятствуют просветлению и вызывают страдания. Именно в этих терминах действие или серия действий обычно считаются этичными или неэтичными. Этическое поведение ведет к просветленному уму и вытекает из него.

В «Пяти заповедях» Будда советует воздерживаться от: (1) причинения вреда живым существам, (2) принятия вещей, которые не даются даром, (3) сексуальных проступков, (4) лживой речи и (5) опьяняющих напитков и наркотиков, вызывающих беспечность ( Книрим). Хотя существует до десяти заповедей для практикующих мирян, а иногда и сотни для посвященных монахов, эти пять являются самыми основными и важными.

Благородный восьмеричный путь к просветлению состоит из развития следующего: (1) Правильный взгляд, (2) Правильное намерение, (3) Правильная речь, (4) Правильное действие, (5) Правильный образ жизни, (6) Правильное усилие, (7) Правильная осознанность и (8) Правильная концентрация. Эти добродетели обычно делятся на три категории. Первые два направлены на взращивание мудрости, три средних — на этическое поведение, а последние три — на умственное развитие.

Будда рассматривал Правильную Речь как воздержание от лжи, обмана, клеветы и пустой болтовни. Говоря в положительном ключе, он выступал за то, чтобы говорить только тогда, когда это необходимо, и с честностью, внимательностью и любящей добротой. Правильное действие обычно влечет за собой первые три пункта пяти заповедей, перечисленных выше. Акцент делается на том, чтобы вести себя так, чтобы не причинить вреда

Вред можно объяснить несколькими способами. В основном, и бесспорно, это связано с телесными повреждениями. Человеку также может быть причинен вред, если его интересам нанесен ущерб или ущерб, или если имеет место нарушение чьих-либо прав (см. Права).

«Не навреди» означает, для большинства моральных систем это центральный принцип.

Можно провести различие между причинением вреда и позволением вреда, хотя с моральной точки зрения отвечает ни за то, ни за другое. Если, например, школьный учитель бьет ребенка, мы бы сказали (…)

«>наносить вред любому разумному существу физически, эмоционально или духовно. Правильные средства к существованию вытекают из правильных действий в том смысле, что человек должен зарабатывать на жизнь мирным путем. Будда перечислил четыре занятия, которых следует избегать из-за их поощрения или потворства вредному поведению. , Это (1) торговля оружием, (2) торговля живыми существами (включая рабство, проституцию и разведение животных на убой), (3) производство мяса, такое как бойня, и (4) торговля опьяняющими веществами и ядами.

Библиография

Книрим, Томас. thebigview.com. 1995 – 2010

http://www.thebigview.com/buddhism/

Исваран, Экнат (переводчик и редактор). Дхаммапада. Нилгири Пресс.

« Назад к Глоссарию Указатель

Этические принципы

Введение

Общественная жизнь Дзен-центра в Сан-Франциско является неотъемлемой частью нашей практики и основана на шестнадцати заповедях бодхисаттвы. Чтобы помочь создать в нашей сангхе благоприятную, гармоничную и безопасную среду для практики каждого, мы обрисовали в общих чертах важные способы, которыми эти наставления направляют и информируют нашу жизнь в сообществе.

Шестнадцать буддийских заповедей являются настолько интимной частью дзенской практики, что их традиционно называют «кровяной жилой» линии предков. Заповеди можно понимать и интерпретировать на многих уровнях. Их можно понимать как опору для практики пробуждения, как арену этой практики и как выражение самого пробуждения. В то время как заповеди Махаяны иногда понимаются с относительной, а иногда и абсолютной точек зрения (например, что заповеди никогда полностью не выполняются или они всегда выполняются), ни одна практика дзен не может существовать без того, чтобы основывать свои действия на шестнадцати заповедях бодхисаттвы.

Есть четыре предостережения, которые помогут понять предполагаемую область действия этого утверждения. Во-первых, эти принципы были разработаны в ответ на конкретные исторические проблемы и заботы, возникшие в сангхе. По мере того, как наше сообщество меняется и развивается, может возникнуть необходимость изменить или добавить эти принципы. Во-вторых, это заявление не пытается охватить вопросы личного поведения, которые не имеют прямого отношения к сообществу. В-третьих, эти принципы не предназначены для ограничения нашего понимания или для окончательного прочтения заповедей. В-четвертых, эти принципы не заменяют конкретных руководств центра практики; скорее они предназначены для дополнения и поддержки их.

Для справки: Разрешение конфликтов, неофициальные и формальные жалобы и процессы этической проверки

Шестнадцать заповедей бодхисаттвы

Шестнадцать заповедей бодхисаттвы являются неотъемлемой частью практики дзен, помогая создать благоприятную, гармоничную и безопасную среду в нашей сангхе для всех.
 

Три Прибежища

Мы принимаем прибежище в Будде

Принимая прибежище в Будде, мы признаем природу Будды во всех существах. Хотя в Дзен-центре существуют разные уровни религиозной и административной власти, сангха признает, что в основе своей каждый в равной степени является выражением Природы Будды.

Мы принимаем прибежище в Дхарме

Принимая прибежище в Дхарме, мы признаем мудрость и сострадание образа жизни бодхисаттвы. Именно через эту Дхарму мы воплощаем, выражаем и делаем доступными учения Будды, переданные нам через линию передачи Школы Сото Дзен основателем Сюнрю Судзуки Роши и другими учителями. Понимая, что наше понимание и практика буддизма — это один из многих подходов, мы также признаем и уважаем все другие проявления Дхармы.

Мы принимаем прибежище в сангхе

Принимая прибежище в сангхе, мы признаем центральную роль, которую играет жизнь сообщества в нашей практике. Поскольку частью принятия прибежища является предложение прибежища, мы стремимся создать инклюзивную среду для участия каждого в Пути Бодхисаттвы. Когда нам кажется, что наше разнообразие разделяет нас, наша практика состоит в том, чтобы тщательно распознавать, понимать и ценить наши различия. При этом мы подтверждаем и уважаем наши различия и сходства в отношении пола, возраста, расы, этнической принадлежности, сексуальной ориентации, политических убеждений, физических способностей и внешности. При создании инклюзивной сангхи важно, чтобы мы поощряли открытое, постоянное общение между всеми членами сангхи, проживающими и не проживающими, и чтобы любые возникающие этические проблемы или конфликты были полностью выслушаны и рассмотрены сообществом Дзен-центра на соответствующем форуме. Чтобы облегчить это, членам Дзен-центра Сан-Франциско рекомендуется изучать религиозные и общинные контексты, причины и ограничения власти и принятия решений в Дзен-центре Сан-Франциско.

Три чистых обета

Три чистых обета неотделимы от практики бодхисаттвы, которой обучают в Дзен-центре Сан-Франциско. Они представляют устремление каждого бодхисаттвы.

Не делать зла:

Не делать зла означает воздерживаться от причинения вреда себе, другим, животным, растениям, земле, воде и воздуху.

Делать добро:

Делать добро означает раскрывать и действовать из любящей доброты, сострадания, сочувственной радости и невозмутимости нашей пробужденной природы. Стремясь жить этично, мы принимаем и полагаемся на освященные веками практики Махаяны исповеди, покаяния, искупления и примирения.

Спасти всех существ: 

Спасти всех существ означает дать людям возможность открыть и выразить свою пробужденную природу. Создавая эту возможность, мы осознаем важность поддержания баланса между индивидуальным поиском пути и коллективными религиозными и институциональными потребностями Дзен-центра в Сан-Франциско. Когда между ними возникает предполагаемый конфликт, процесс открытого общения и прояснения представляет собой практику «спасения всех существ».

Десять основных заповедей

Десять основных заповедей неотделимы как от Природы Будды, так и от наших взаимоотношений друг с другом. Это нити Сети Индры.

1. Ученик Будды не убивает, а взращивает и поощряет жизнь.

Это наставление выражает намерение бодхисаттвы жить с состраданием и без вреда. Если понимать в самом широком контексте, отказ от убийства также можно понимать как непричинение вреда, особенно не причинение вреда телу или психике другого человека.

Таким образом, физическое насилие и оскорбительное поведение (включая физические угрозы, крайние проявления гнева и злобы) являются своего рода «убийством». Совершенствуя жизнь, мы поощряем открытое исследование и обсуждение дхармы, а также источников религиозной и институциональной власти в Дзен-центре Сан-Франциско.

В соответствии со стремлением к безвредности всему огнестрельному и другому оружию, предназначенному в основном для убийства, не место в этих тренировочных центрах.

Мы также признаем свою роль, прямо или совместно с другими, в убийстве других форм жизни. Как сангха, когда возникают институциональные вопросы об убийстве животных, растений и насекомых, мы должны тщательно обдумать наши настоящие потребности и наши вдохновленные бодхисаттвой обязанности работать на благо всех существ.

2. Ученик Будды не берет того, что не дано, а взращивает и поощряет щедрость.

Это наставление выражает обязательство бодхисаттвы жить от щедрого сердца, а не от жадного ума. На личном уровне алчное поведение вредит тому, кто ворует; на уровне сообщества воровство может повредить или даже разрушить возможности и среду для практики дзен. Те, кто распоряжается фондами сангхи или другими активами, также несут особую ответственность за то, чтобы заботиться о них и избегать их преднамеренного неправильного использования или незаконного присвоения, которые являются институциональными формами воровства.

Кроме того, мы понимаем, что злоупотребление властью и статусом является формой взятия того, что не дано. В сложной жизни сангхи различные иерархические уровни власти и старшинства играют роль в одних ситуациях, но не в других. Особенно важно, чтобы лица, пользующиеся доверием, не злоупотребляли своим статусом или властью для получения особых привилегий и уважения или иным образом контролировали или ненадлежащим образом влияли на других.

3. Ученик Будды не злоупотребляет сексуальностью, а культивирует и поощряет честные и заботливые отношения.

Руководство Центра дзен в Сан-Франциско осознает, что сексуальность является такой же частью практики, как и любой другой аспект нашей жизни. Признание и уважение нашей сексуальности является частью создания среды, в которой можно культивировать сознательные, осознанные и сострадательные отношения.

Каждый, кто приходит в Дзен-центр в Сан-Франциско в любом качестве, имеет право не подвергаться сексуальным домогательствам*, в том числе не подвергаться пристыжению за свою сексуальную жизнь или ориентацию. «Злоупотребление сексуальностью» наносит вред себе или другим тем, как мы выражаем свою сексуальную энергию. Чтобы избежать непреднамеренного вреда, мы стремимся понять влияние нашего сексуального поведения не только на нас самих и наших сексуальных партнеров, но и на все наши социальные отношения и отношения в сангхе. Продолжение выражения сексуального интереса после того, как ему сообщили, что такой интерес не приветствуется, является «злоупотреблением сексуальностью».

Поскольку мы признаем интимные отношения частью практики дзен, мы ожидаем, что студенты, проживающие в Дзен-центре в Сан-Франциско, будут обсуждать с учителями-интернатами любое намерение начать новые эксклюзивные/романтические/сексуальные отношения.

Руководство Центра дзен в Сан-Франциско придерживается следующих правил, чтобы избежать вреда и путаницы, которые могут возникнуть в результате отношений, которые влекут за собой неравенство сил. Консультация с руководством требуется, когда люди с неравным статусом или властью рассматривают возможность вступления в романтические или сексуальные отношения. Сексуальные или эксклюзивные отношения, в которых участвуют учителя в сообществе со своими учениками, редко бывают здоровыми, и поэтому они настоятельно не приветствуются.

(1) Взрослый в Дзен-центре Сан-Франциско, вступающий в сексуальные отношения с несовершеннолетним (младше 18 лет), злоупотребляет сексуальностью*. Полная ответственность за избежание таких отношений лежит на взрослом.

(2) Любой учитель или руководитель практики, у которого сложились отношения между учеником и учителем, в которых возник риск романтических отношений, должен приостановить отношения между учителем и учеником на период консультации с старшим руководством.

(3) Любой старший учитель дхармы, настоятель или настоятельница, приглашенный учитель, танто или должностное лицо корпорации, обнаружившие, что их привлекают и рассматривают возможность действовать или выражать свое влечение к проживающим или не проживающим в общежитии студентам или гостям SFZC, должны обсудить аттракцион со своим учителем, а также с группой настоятелей (центральный настоятель, постоянные настоятели фермы и центра города Грин-Галч и постоянный учитель в Тассахаре). Рекомендуемые действия или последствия, определенные Abbots Group, будут считаться окончательными.

(4) Руководитель практики Дзен-центра Сан-Франциско, священник или старший сотрудник, который рассматривает возможность установления сексуальных отношений или выражения этого интереса с кем-то, кто живет или практикует в Дзен-центре Сан-Франциско, где отношения влекут за собой неравные уровни власти и влияния. , должны обсудить возможные отношения не только со своим учителем, но и с практическим руководством храма, в котором они проживают. Рекомендуемые действия или последствия, определенные руководством практики, будут считаться окончательными.

(5) Шестимесячное руководство: Ограничение сексуального поведения для новых студентов поддерживается правилом не вступать в интимные или эксклюзивные отношения в течение первых шести месяцев проживания. Старшеклассникам предлагается следовать этому правилу, которое позволяет новому студенту устроиться на практику по месту жительства, не сталкиваясь с проблемами романтических отношений. Любые студенты, которые обнаруживают, что их привлекает другой студент в течение этого времени, должны поговорить с руководителями практики. Рекомендуемые действия или последствия, определенные руководством практики, будут считаться окончательными.

Штат Калифорния Определение «сексуальных домогательств» *

Законы штата Калифорния определяют сексуальные домогательства как нежелательные сексуальные домогательства или визуальное, словесное или физическое поведение сексуального характера. Это определение включает в себя множество форм оскорбительного поведения и включает в себя домогательства по признаку пола в отношении лица того же пола, что и преследователь. Ниже приводится неполный список запрещенного поведения:

  • Визуальное поведение: ухмылка, сексуальные жесты, демонстрация объектов или изображений сексуального характера, карикатур или плакатов.
  • Вербальное поведение: высказывание или использование уничижительных комментариев, эпитетов, оскорблений и шуток. Словесные оскорбления сексуального характера, графические словесные комментарии о теле человека, сексуально унижающие слова, используемые для описания человека.
  • Физическое поведение: прикосновение, нападение, препятствие или блокирование движений.
  • Предложение пособий по трудоустройству в обмен на сексуальные услуги.
  • Применение или угроза возмездия после получения отрицательного ответа на сексуальные домогательства.

*Кроме того, сексуальные отношения с несовершеннолетними могут быть нарушением раздела 261. 5 Уголовного кодекса штата Калифорния, и лицо, осужденное за такое преступление, подлежит уголовному и гражданскому наказанию.

4. Ученик Будды не лжет, а культивирует и поощряет правдивое общение.

Заповедь «не лгать» особенно важна для общественной жизни практикующей сангхи. В то время как этические нарушения могут быть связаны с любым из предписаний, многие из этих трудностей не возникли бы, если бы не было элемента обмана. Ложь себе, другому или своему сообществу затемняет природу реальности и препятствует намерению практики бодхисаттвы. В нашей общественной жизни ложь может также повлечь за собой преднамеренное утаивание информации.

Открытое и прямое общение имеет важное значение в нашей совместной работе и практике. Каждый из нас имеет право на получение прямой и полной информации, когда мы запрашиваем отзыв о нашем поведении, положении или работе в сообществе. Мы можем ожидать, что по запросу это будет предоставлено соответствующими людьми в духе честности и сострадания.

Студенты Центра дзен в Сан-Франциско должны чувствовать, что они могут тщательно исследовать дхарму и изучать себя в атмосфере доверия. Учителя и лидеры практики не должны разглашать информацию, которую они получают в докусане или во время обсуждения практики, когда запрашивается и согласовывается конфиденциальность, за исключением случаев, когда неразглашение информации может нанести серьезный вред отдельным лицам или сангхе.

Даже если нет особого запроса на конфиденциальность, такая информация не должна быть случайно разглашена ни при каких обстоятельствах ни одним из людей, участвующих в разговоре. Однако в процессе совместного обучения в Дзен-центре в Сан-Франциско могут быть уместны консультации между учителями по вопросам, не являющимся строго конфиденциальными, особенно в тех случаях, когда участвуют студенты-интернаты. Все, кто участвует в таких консультациях, должны приложить все усилия, чтобы обеспечить их деликатное, справедливое и уважительное отношение.

5. Ученик Будды не опьяняет себя или других, а скорее взращивает и поощряет ясность.

Практика бодхисаттвы происходит в контексте ясного присутствия и внимательности, а также в состоянии ума, которое не обусловлено никакими опьяняющими веществами. Когда теряется достаточно ясности, слишком легко нарушить другие заповеди. Кроме того, мы хотим, чтобы Дзен-центр в Сан-Франциско стал средой, поддерживающей тех, кто пытается жить без интоксикантов.

Таким образом, алкогольное или наркотическое опьянение в Дзен-центре Сан-Франциско неуместно и является поводом для беспокойства и возможного вмешательства. Когда какой-либо житель причастен к оскорбительному или вызывающему привыкание употреблению интоксикантов, важно помнить, что освобождение от всех привязанностей лежит в основе буддийской практики, и ожидается, что он или она обратится за помощью к руководителю практики. Поскольку отрицание часто является симптомом зависимости, сангху поощряют помогать зависимым людям осознать необходимость помощи.

6. Ученик Будды не клевещет на других, а культивирует и поощряет уважительную речь.

Это наставление вытекает из усилий бодхисаттвы построить социальное согласие и понимание. Ложные и злонамеренные заявления сами по себе являются актами отчуждения от себя и других.

Последствием клеветы часто является боль для других и разногласия в обществе. Там, где возникает намерение злословить, стремление понять его корни является выражением этой заповеди.

7. Ученик Будды не восхваляет себя за счет других, а скорее взращивает и поощряет себя и других пребывать в своей пробужденной природе.

В то время как радость своим благотворным качествам и поступкам является освященной веками буддийской практикой, восхваление себя или поиск личной выгоды за счет других возникает из-за непонимания взаимозависимой природы себя. В учреждении Дзен-центра Сан-Франциско иногда необходимо критиковать действия определенных лиц или групп; при этом следует обращать особое внимание на свой мотив и на конкретное содержание того, что говорится и кому говорится.

8. Ученик Будды ничем не владеет, а скорее взращивает и поощряет взаимную поддержку .

Все должности, включая должность аббатисы или аббата, предназначены для поддержки практики и пробуждения каждого. Ни ресурсы Дзен-центра Сан-Франциско, ни какая-либо должность в организации не принадлежат ни одному человеку. Никому, особенно учителю, не подобает использовать свои связи с Дзен-центром Сан-Франциско для личной выгоды или славы за счет сангхи или намерений практики ее членов.

В духе отсутствия собственничества органы, принимающие решения, должны принимать решения вместе в духе сотрудничества и подотчетности, а также искренне стараться учитывать все точки зрения. Особенно важно, чтобы финансы организации, структура принятия решений и протоколы основных органов, принимающих решения, были доступны в доступной и понятной форме.

9. Ученик Будды не питает злобы, а скорее культивирует и поощряет любящую доброту и понимание.

Затаивание недоброжелательности — это яд для отдельных людей и общества. Еще более разъедающим является укрывательство идей мести. Члены сангхи Дзен-центра Сан-Франциско, имеющие конфликты или напряженность с другими людьми или с органами, принимающими решения, должны попытаться решить их с любым, кто непосредственно участвует, в духе честности, смирения и любящей доброты. Однако, если неформальное урегулирование невозможно, следует прибегнуть к посредничеству, чтобы прояснить проблему.

10. Ученик Будды не злоупотребляет Тремя Сокровищами, а скорее культивирует и поощряет пробуждение, путь и учение пробуждения и сообщество, которое находит прибежище в пробуждении.

Поскольку три сокровища неотделимы друг от друга, пробуждение формирует нашу практику и нашу общественную жизнь, практика формирует нашу общественную жизнь и наше пробуждение, а наша общественная жизнь формирует наше пробуждение и нашу практику. Злоупотребление одним из сокровищ вредит двум другим. Признание наших проступков, поиск примирения и возобновление нашей приверженности обетам — это работа Природы Будды, которая восстанавливает наше место в сангхе.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *