Православные святыни ленинградской области – Паломничество в Ленинградскую область – Азбука паломника
Святые места Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Богата на святые места ленинградская земля. Древних монастырей, величественных храмов и святых источников здесь не счесть. Верующие часто приезжают в Санкт-Петербург и областные города, чтобы посетить знаменитые Исакиевский и Казанский соборы, храм Спаса-на-Крови, помолиться Ксении Петербургской, побывать у Святого источника Трифона Городецкого.
За один день посетить все святые места Санкт-Петербурга и Ленинградской области невозможно, да, наверное, и не нужно. Главное, идти туда, куда велит душа. И искренне верить, что молитвенное прошение услышат.

Верующие часто приезжают в Санкт-Петербург и областные города, чтобы посетить знаменитые Исакиевский и Казанский соборы
Святые места для исцеления
Славится своей исцеляющей силой Святой источник Казанской Божией Матери, который находится в Волховском районе на берегу реки Сясь. На протяжении нескольких веков он помогает страждущим вернуть здоровье. Говорят, что вода из источника особенно помогает при кожных заболеваниях.
Христиане приезжают сюда, чтобы почувствовать, как сама Дева Мария окутывает их своими Покровами. Очевидцы утверждают, что стоит несколько раз облиться живой водой из источника — и можно тут же ощутить небывалый прилив сил.

Славится своей исцеляющей силой Святой источник Казанской Божией Матери
Есть и ещё один Святой источник, родник преподобномученика Трифона Городецкого в Лужском районе. Из святых мест Санкт-Петербурга и Ленинградской области это место — одно из самых посещаемых. Верующие не сомневаются: целебная вода источника излечивает от болезней и придает сил.
Рядом с родником также находится небольшая часовенка Лужского чудотворца Трифона с его мощами. Люди молятся ему об исцеление при глазных заболеваниях, проблемах с печенью, позвоночником и ногами, просят избавить от тяги к алкоголю, излечить от ранений.

Рядом с родником также находится небольшая часовенка Лужского чудотворца Трифона с его мощами
Молят о здоровье Святую Параскеву Пятницу, чудотворная икона которой находится в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре. Её образ в древние времена даже устанавливали рядом с колодцами, чтобы наделить воду целебной силой. Великомученица помогает избавиться от душевных и физических недугов.
В Александро-Невской лавре икона Параскевы — далеко не единственная святыня. Так, например, здесь находится икона Божией Матери «Невская скоропослушница», которая уже помогла многим верующим побороть недуги. У раки с мощами Александра Невского здесь же, в лавре, тоже происходят чудесные исцеления больных.

Иоаннавский ставропигиальный женский монастырь — место паломничества сотен тысяч верующих со всех уголков ближнего и дальнего зарубежья. Здесь столько святынь: усыпальницы, гробницы, частицы мощей святых, чудотворные иконы. Сестры обители уже долгое время собирают реальные истории о невероятных исцелениях людей, побывавших здесь.
Страждущие молятся Иоанну Кронштадтскому, основавшему монастырь, и прикладываются к его мощам. Будучи целителем при жизни, Святой Иоанн и после смерти продолжает лечить больных.Сегодня христиане уверены, что Ионнавский монастырь — это святое место в Санкт-Петербурге, действительно помогающее исцелиться.
Главнейшая православная святыня Санкт-Петербурга, Казанская икона в Казанском кафедральном соборе, помогает вылечить любые болезни. Говорят, она способна даже исцелить от слепоты. Главное по-настоящему уверовать, что Пречистая Дева поможет.
Для долгожданной беременности
Среди святых мест в Санкт-Петербурге, помогающих забеременеть — часовня Святой блаженной Ксении Петербургской — самое почитаемое место среди петербуржцев. Она находится на Смоленском кладбище северной столицы России, где похоронена блаженная. Святую Ксению чаще просят о даровании детей, о благополучии в личной жизни. Помогает блаженная и в других делах, исцеляет. Ей нужно оставить записку с просьбой о помощи и поставить свечу, а потом трижды обойти часовню.
В Свято-Троицкий Измайловский собор приходят молиться о даровании детей. Здесь находится икона Богородицы «Помощь в родах».

В Свято-Троицкий Измайловский собор приходят молиться о даровании детей
Преподобный Александр Свирский также может помочь бездетным, мечтающим о малыше. Удивительные истории исцеления от бесплодия после молитвы Святому сегодня можно в свободном доступе найти в Интернете. Интересно, что Александру Свирскому можно молиться тем, кто хочет, чтобы родился именно мальчик.
Загрузка …К нетленным мощам (они сохранились в идеальном состоянии и мироточат, когда происходят важные события) Преподобного игумена можно приложиться в Свято-Троицком Александра Свирского мужском монастыре в Лодейнопольском районе. Точнее, они находятся при храме монастыря, названного в честь Святых Захария и Елисаветы. Их тоже можно просить о прибавлении, ведь они сами стали родители поздно, в преклонном возрасте, после того, как их молитвы были услышаны.
Кстати, икона Святого Александра Свирского есть и в церкви Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище, там ему тоже можно помолиться о материнстве.
Для личного счастья
Святые Петр и Феврония Муромские считаются покровителями семьи, верности и любви. У них можно просить не только семейного благополучия, но и личного счастья, удачи в поиске спутника жизни. Поклониться Святым люди приезжают в Собор Святой Живоначальной Троицы, где находятся мощи благоверных.
В январе этого года в Санкт-Петербурге открылся малый храм Петра и Февронии, храм благодарных князей Петра и Февронии есть также в г. Тосно Ленинградской области. Здесь также можно просить о замужестве. Искренняя молитва без внимания не останется.
Святые места в Санкт-Петербурге, помогающие выйти замуж, — вышеупомянутые часовня Ксении Петербургской и Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, где молятся Параскеве Пятнице. Её икона испокон веков считается истинно женской. Именно с ней связывают все сердечные женские ожидания и надежды, которые в большинстве своём — о счастье в любви, об удачном замужестве.
Читайте также: Молитва Богоотцам Иоакиму и Анне о даровании детей
В Санкт-Петербурге, у Тучкова моста, расположилась церковь Святой Екатерины, в которой сейчас продолжаются реставрационные работы. Святая очень помогает в сердечных делах. Помолиться ей можно также в Мурино, где находится церковь Екатерины Великомученицы, и в Новосаратовке (церковь Святой Екатерины).
molitvy.online
Свирский монастырь Монастыри Ленинградской области
Для многих Санкт-Петербург и прилежащие к нему территории ассоциируются с прекрасными садами и роскошными дворцами времен XVIII века. Но этот город может открыться с другой стороны, если вам удастся посетить его святые места. К ним относится не только известный Храм Спаса-на-Крови, построенный на месте убийства царя, но и множество монастырей, расположенных в Ленинградской области. Одним из удивительных мест является Свирская обитель, построенная по наставлению преподобного Александра.
Житие святого
Преподобный Александр Свирский был одним из немногих избранных, кому явился сам Господь в виде Святой Троицы. Бог возвестил святого о том, что в скором времени среди девственных лесов, через которые проходил преподобный, направляясь в монастырь, будет основана святая обитель. Данный исторический эпизод был запечатлен на одной из именных икон святого.
Преподобный родился в XV веке в семье благочестивых верующих крестьян и был назван Амосом. Уже с детства он помышлял о том, чтобы стать иноком. Родители не знали о великой цели своего сына, и к тому моменту, как он вырос, решили женить его.
В это время преподобному встретились иноки Валаамского монастыря, о котором он так много мечтал. Монахи рассказали Амосу об уставе обители и трех иноческих чинах. После этого преподобный твердо решил посвятить себя монашеству и отправился на Валаам. По пути к обители Амосу было явление Господа на месте будущего Свирского монастыря. Когда юноша пришел в обитель, он был принят и пострижен в монахи под именем Александр. Вскоре родители Амоса также стали иноками благодаря его великому увещеванию служить Господу.
Зарождение монастыря
Александр Свирский строго соблюдал монастырский устав. После нескольких лет служения преподобный решает жить отшельником на Святом острове. Его домом становится узкая сырая пещера, в которой святой проводит время в посте и молитвенном служении. Через 10 лет такой суровой жизни Александру Свирскому во время молитвы был дан глас свыше о том, что он должен отправляться на берег реки Свирь и основать там хижину. Не смея ослушаться, он идет к указанному месту. Прожив там несколько лет и получив от Бога дар прозорливости и врачевания, Александр Свирский стал лечить душевные и физические болезни людей, толпами приходивших в Свято-Свирский монастырь. Уже при жизни преподобного славили как русского святого.
Однажды к Александру явилась Пресвятая Троица, повелевшая создать храм в честь Отца, Сына и Святого Духа. На этом месте через некоторое время построили часовню.
Вскоре преподобный вознамерился построить каменный храм в честь Божьей Матери. После того как фундамент церкви был заложен, в ту же ночь Александру явилась сама Пресвятая Дева, восседающая на алтаре с Младенцем Иисусом, и пообещала хранить Свято-Троицкий Свирский монастырь от всех бед.
За год до смерти преподобный указал на несколько иноков, среди которых должен быть выбран будущий настоятель монастыря. Александр Свирский был погребен около храма Преображения Господня, а через 14 лет его причислили к лику святых.
Расцветы и падения
После кончины великого святого положение обители стало возвышаться еще больше. Во время правления Иоанна Грозного Свирский монастырь получал разные привилегии, способствующие его процветанию. В Смутное время положение обители значительно ухудшилось. Особенно плачевными для нее оказались 1613, 1615 и 1618 годы, в которые монастырь грабили и поджигали. В то время между Россией и Швецией завязалась кровопролитная война, под ударом которой была и Свирская обитель, находившаяся близко к границе.
К 1620 году монастырь начали восстанавливать, а через 20 лет по воле Божьей были обретены мощи преподобного Александра Свирского, которые поместили в драгоценный ларец — подарок царя Михаила — первого из династии Романовых. С этого времени обитель становится главным духовным центром северо-запада России. В тот период вовсю шло каменное строительство: была возведена новая колокольня и Троицкий собор, расписанный тихвинскими художниками. По периметру монастыря выстроили ограду. Во время дворцовых переворотов обитель потеряла свое положение среди духовных центров России, многие ее земли были отозваны.
Испытания ХХ века
После свершения революции 1918 года монастырь разграбили, иноков расстреляли, а на месте обители был организован концлагерь. Во время Второй мировой войны Александра Свирского мужской монастырь сильно пострадал. После смерти Сталина в обитель стали отправлять душевнобольных людей.
Положение монастыря немного улучшилось к 70-м годам двадцатого века, когда больницу на его территории было решено закрыть. В это же время удалось отреставрировать колокольню и некоторые малые постройки.
К концу ХХ века вновь были обретены мощи Александра Свирского, некогда утраченные в период революции. Монастырь стал возрождаться благодаря Божьей помощи и усердию новых насельников.
Новомученики обители
Особого внимания заслуживают монахи, жившие в обители в период революции 1918 года, пострадавшие за свою веру. После того как царская семья была расстреляна, власть большевиков начала набирать обороты. Уже в январе 1918 года они стали контролировать жизнь монастырей, запретив устраивать колокольный звон, который мог быть расценен как контрреволюционное действие.
Свирский монастырь являлся одним из самых крупнейших в районе Петербурга, поэтому новая власть сразу же устремилась именно в эту обитель. Приходив туда шесть раз, большевики полностью разграбили монастырь, желая забрать и мощи преподобного. Чекисты посмели достать их из святого ларца и глумиться над святой реликвией. Монахи упросили не увозить святыню, и большевики пошли на уступки, забрав драгоценную раку и несколько предметов церковной утвари. Каждый раз, приходя грабить Свято-Троицкий монастырь Александра Свирского, новая власть устраивала дебоши, пьянея от церковного вина, предназначенного для причастия.
Но на этом все не заканчивалось. Чекисты расстреляли братию, выведя ее из монастыря в парк огорода. Дух иноков не был сломлен, и они достойно приняли смерть, пропев Тропарь Воскресения Христа. Братия, убитая большевиками, была причислена к лику святых. Еще долгое время на место их убийства люди приносили цветы и венки в память о доблестных духовных рыцарях Господних, отдавших жизнь за веру.
Святая реликвия
Главной святыней монастыря остаются мощи Александра Свирского. Они находятся в Преображенском соборе. Тот, кто хочет приложиться к святыне, может это сделать в будние дни до 6 часов вечера или в выходные после литургии. Тем, кто действительно верит в великую силу Божьего подвижника, Господь дарует здоровье, избавление от хвори и печали. Около гроба Александра Свирского за все время существования монастыря случилось немало чудес. У мощей преподобного излечивались бесноватые, безнадежно больные и бездетные.
Особенно запоминающимся является случай исцеления у гроба Александра Свирского женщины, не поблагодарившей Господа за свое спасение. Страдавшая умопомешательством, она была вмиг исцелена около мощей преподобного. Дав обет вернуться в храм на великий праздник сошествия Святого Духа и поблагодарить Всевышнего и Святого, она забыла об этом. Преподобный Александр, будучи мертв телом, но жив духом, решил проучить неблагодарную. В этот же день в обещанный час он пришел к ней в дом. Разразилась буря, женщина упала навзничь, словно кто-то схватил ее за руку. Услышав осуждающий глас преподобного, она взмолилась, прося помощи, так как не могла пошевелиться. Александр Свирский повелел женщине пойти в храм Святой Троицы и получить там исцеление. С трудом добравшись до церкви, женщина почувствовала себя лучше у гроба преподобного. Желая отблагодарить святого не только за физическое, но и за духовное выздоровление, она вместе с семьей заказала большой молебен и впредь славословила Господа и своего покровителя — отца Александра.
Небольшая экскурсия
Осмотр храмов обители лучше начать с Троицкого собора, построенного в 1695 году. Идет дивная молва, будто фрески на его стенах и иконах не меркнут, а, наоборот, обновляются и становятся ярче. Основным мотивом святых изображений стали картины рая и преисподней, а также библейские сюжеты.
Войдя в храм, вы окажетесь перед фреской «Благословение Авраама». Использование данного сюжета неслучайно. Как уже было сказано, монастырь был возведен на месте явления Александру Свирскому Пресвятой Троицы, которую до этого времени во всей полноте смог лицезреть только праведный Авраам.
Следующие фрески открывают Ветхозаветную историю от начала сотворения мира до самого рождения Спасителя. И вся это панорама оканчивается картиной «Страшный суд», в которой всех людей разделяют на праведников, сыновей Авраама, и грешников.
Фрегат души
Преображенский собор построен в форме корабля — символа духовного спасения в море житейских нужд и печали. Увенчанный зелеными куполами на шатрообразной кровле, он всецело устремляется вверх, к небесам и к Богу, как когда-то и сам Александр Свирский. В этом храме находятся мощи преподобного, к которым вы можете приложиться и попросить молитвенного заступничества.
Неподалеку от Преображенского собора находится храм, построенный в честь Захария и Елисаветы — родителей Иоанна Предтечи.
Самое древнее место
На территории монастыря при жизни преподобного была возведена церковь Пресвятой Богородицы. На этом месте и состоялось явление Божией Матери с младенцем Александру Свирскому. Именно здесь до начала строительства собора он беспрестанно молился святой обители. Храм, похожий на царские палаты, имеет шатрообразную крышу.
Святые источники
На территории монастыря находится целебный родник Александра Свирского. Вода в источнике ярко-голубого цвета. Родник имеет необычайное свойство — вне зависимости от погодных условий его температура всегда составляет 6 градусов выше нуля. Эту целебную воду можно испить из источника или взять с собой в обратный путь. Все, кто когда-либо ее пробовал, говорят о необычайной силе родника. Недалеко от самой обители находится еще один святой источник, названный в честь Божьей Матери. Ранее на его месте находилась часовня, разрушенная в годы революции. В наше дни, расчищая место бывшей постройки, насельники обнаружили доску для иконы, а затем случилось чудо — на месте часовни из-под земли заструился родник.
Как добраться
Свирский мужской монастырь находится в 21 км от г. Лодейное поле. Карта-путеводитель вам не понадобится, так как вы просто можете сесть в автобус, идущий от автовокзала Санкт-Петербурга до деревни Свирское. Весь путь займет около 6 часов.
Еще один вариант, как можно добраться до обители, — доехать на электричке по маршруту «Санкт-Петербург — Лодейное поле». Карта-схема монастыря продается на его территории в одной из церковных лавок. Так как в обители находится около 30 объектов, включая хозяйственные корпуса, такая подсказка вам непременно пригодится.
Другие святые места Ленинградской области
Свирский монастырь — не единственный в своем роде православный комплекс окраин Петербурга. Среди основных обителей Ленинградской области выделяют следующие:
- Введено-Оятский женский монастырь. В начале своего основания обитель считалась мужской, ранее она была территориально причислена к Свирскому монастырю. Именно здесь находятся мощи родителей преподобного, ушедших вслед за сыном в монашескую жизнь. В конце ХХ века после периода упадка обитель была возрождена и переименована в женскую.
- Покровский Тервенический женский монастырь. Обитель была основана 17 лет назад сестричеством одной из церквей Санкт-Петербурга. Монастырь располагается в районе г. Лодейное поле (Ленинградская область).
- Введенский Тихвинский монастырь, построенный в 1560 году, является таким же древним комплексом, как и Свирская обитель. На его долю выпало разорение и разрушение шведами. Так же, как и другие монастыри Ленинградской области, действующие в то время, он был закрыт после революции, а некоторые его здания разобрали. В настоящий момент частично восстановлены отдельные постройки на территории обители.
- Зеленецкий Троицкий мужской монастырь построен одновременно с Введенской обителью тем же архитектором. Судьба монастыря так же трагична, как и других православных комплексов Ленинградской области (он действует с 1991 года). На территории обители среди значимых объектов можно выделить собор, построенный в честь Святой Троицы, и церковь Пресвятой Богородицы.
Как удалось установить, в окрестностях Петербурга была двадцать одна обитель. Не все монастыри Ленинградской области действующие — среди них есть те, которые не сохранились до наших дней. Например, Вохоновский Мариинский монастырь был разрушен в начале Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлен. Николо-Беседная обитель имела ту же трагическую участь. На ее месте был установлен крест в честь некогда существовавшего православного комплекса.
Таким образом, в районе Петербурга насчитывается 6 разрушенных и не восстановленных обителей, закрытых для посещения. Но в монастыри Лениградской области, действующие по настоящий день, вы можете прийти в удобное для вас время. Они обычно открыты для посещения как в будни, так и выходные.
Паломничество и поездки по монастырям — дело богоугодное. Открывая новые страницы в истории православия, вы не только расширяете свой кругозор и обогащаетесь новыми знаниями, но и становитесь ближе к Господу и вере, уходя от мирских скитаний и хлопот, просветляясь и духовно окрыляясь. Не раздумывая, отправляйтесь в район города Лодейное поле. Свирский монастырь ждет каждого паломника.
nlo-mir.ru
Святыни Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Библиотека
- Календарь
- Молитвы
- Церковь
- Аудио
- Видео
- Библия
- Схемы
- Словарь
- Родителям
- Знакомства
- Фоторассказы
- Худ. литература
- Паломнику
- Форум
- Иисус Христос – Бог явился во плоти
- Тест на знание основ христианства
- О смысле жизни
- Спасение
- Жизнь после смерти
- Пресвятая Богородица
- Основное богословие
- Нравственное богословие
- Иконопочитание
- Учение о человеке
- Катехизис
- Катехизис 2
- Молитва «Отче наш»
- Практика церковной жизни
- О молитве
- Милосердие
- Церковный этикет
- Патрология
- Святые отцы
- Монашество
- Устройство православного храма
- Христианская символика
- Священная история
- Церковный календарь
- Катехизация
- Богослужебный Устав
- Наука и Церковь об абортах
- Христианин и политика
- Биоэтика
- Церковь и деньги
- Церковные Таинства
- Таинство Миропомазания
- Таинство Евхаристии
- Таинство Крещения
- Таинство Покаяния
- Таинство Брака
- Таинство Елеосвящения (Соборования)
- Таинство Священства
- Литургия — главная служба Церкви
- Всенощное бдение
- Тест на знание церковных богослужений
- Богослужение Русской Церкви: история и современность
- Богослужения Страстной Седмицы
- Богослужебные книги
- Тропари и кондаки
- Литургика
- История русского церковного пения
- Октоих
- Тест 1 на знание Великого канона
- Тест 2 на знание Великого канона
- Тест 3 на знание Великого канона
- Тест 4 на знание Великого канона
- Великий канон свт. Андрея Критского
- Литургия Преждеосвященных Даров
- Основы аскетики
- Добродетели
- Грехи, страсти и покаяние
- Первородный грех и его последствия
- Проявления восьми главных страстей
- Православные посты
- Великий Пост
- Апостольский пост
- Успенский пост
- Рождественский пост
- Символ веры
- Догматическое богословие. Вводная часть
- О Боге в Самом Себе
- О Боге Творце и Промыслителе
- О Святой Троице
- Христология
- Православное Догматическое Богословие
- Ветхий Завет
- Творение мира и человека
- Заповеди Божии
- Крылатые фразы Библии
- Книга Исход
- Книга Чисел
- Книга Иисуса Навина
- Псалтирь
- Библейские пророки
- Читая Евангелие…
- Книга Деяния святых Апостолов
- Послания Апостольские
- Послание к Галатам
- Апокалипсис
- Чтение Св. Писания в храме
- Тест на знание Библии
- Изречения Иисуса Христа
- Слова Спасителя
- Чьи это слова?
- Чудеса
azbyka.ru
Самые красивые монастыри Ленинградской области
Православные монастыри, расположенные на территории Ленинградской области, издавна привлекают паломников и туристов. Каждый по-своему величественен и красив. Богата событиями – трагическими и светлыми – их история, притягательны своды храмов и стозвонные – многоголосые – колокола.
Введено-Оятский женский монастырь

Фото: Дарья Якунина, группа ВК «Введено-Оятский монастырь»
Монастырь на реке Оять в Лодейнопольском районе, в 250 километрах от Санкт-Петербурга – один из самых древних на Северо-Западе. Никто из историков не возьмется назвать точную дату его основания, предположительно на рубеже XIV–XV столетий.
Рядом когда-то находилось село Мандера – родина преподобного Александра Свирского. Родители святого, местные селяне Стефан и Васса (церковные имена – Сергий и Варвара), были погребены рядом друг с другом в обители.
До XIX столетия монастырь был полностью деревянным. Первое каменное здание – соборный Введенский храм с теплым приделом в честь Тихвинской иконы Божией Матери был построен в 1817 году. Позже, в 1910-м, вместо ветхого деревянного храма, стоявшего над могилами родителей Александра Свирского, был построен собор Богоявления Господня с тремя приделами.
Советские годы стали временем забвения и разрушений. На территории монастыря расположился совхоз «Ильич». Во Введенском храме устроили клуб, а церковь Богоявления не только разобрали до основания и уничтожили фундамент, но и перекопали землю на метр вглубь – чтобы полностью уничтожить гробницу Сергия и Варвары.
В 1990-е годы обитель начала новую жизнь. Женский монастырь был открыт здесь 27 декабря 1993 года и с тех пор остается действующим. Был восстановлен Введенский храм, а на месте захоронения преподобных Сергия и Варвары, которых к тому времени причислили к лику святых, появились новые каменные гробницы, над ними возвели часовню. На воссозданной колокольне в 2005 году вновь зазвонили колокола, самый большой из них весит 364 кг.
Введено-Оятский монастырь, кроме прочего, знаменит своим целебным минеральным источником, вода из которого, по преданию, лечит от многих болезней.
Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь

Фото: Ксения Казанкова
Чуть позже Введено-Оятского, в 1586 году, был построен православный мужской монастырь в лесном Олонецком крае – в 21 километре от города Лодейное Поле, на берегу Рощинского озера, среди поселений карелов, вепсов и чуди. История его возникновения связана с именем преподобного Александра Свирского – именно он основал на берегу Рощинского озера «отходную пустынь». Мощи святого – самая ценная святыня обители. В советские годы мощи были вывезены отсюда чекистами, а в конце 1990-х вернулись и с тех пор привлекает паломников со всего мира.
Монастырь разделен на две части, связанные дорогой: Троицкую и Преображенскую. Самое старое строение – небольшая каменная Покровская церковь, построенная еще при участии Александра Свирского на пожертвования царя Василия III.
Историки XIX века называли Александро-Свирский монастырь Северной лаврой, ему подчинялось 27 монастырей и пустыней этого края.
В годы советской власти обитель использовали под концентрационно-трудовой лагерь Свирьлаг, один из самых страшных сталинских концлагерей, а также под детский и инвалидный дома. Некоторое время здесь располагался техникум, а в Троицком комплексе с 1953 по 2009 год находилась Свирская психиатрическая больница.
Восстановление монастыря началось в 1997 году. Приведены в порядок храмы, часть корпусов и территория обеих комплексов монастыря, налажена богослужебная жизнь.
Тихвинский Богородицкий мужской монастырь

Фото: Ксения Казанкова
Еще одно сильнейшее место притяжения паломников и туристов в Ленинградской области – Тихвинский Богородицкий монастырь, в котором хранится знаменитая чудотворная Тихвинская икона Божией Матери Одигитрии (в переводе с греческого – «путеводительница», «указующая путь»).

Фото: tihvinskii-monastyr.ru
По преданию, образ был написан святым апостолом Лукой при жизни Девы Марии. В V веке икона оказалась в Константинополе и хранилась там несколько столетий. А в 1383 году волшебным образом и «манием Божием», по воздуху перенеслась из Царьграда на Русь. Образ Одигитрии сперва явился рыбакам над Ладожским озером, рядом с древнейшей столицей Руси Старой Ладогой, а чуть позже «переместился» на берег реки Тихвинки. Тут же было построено для нее пристанище – церковь Успения, в дальнейшем ставшая основой и главным украшением тихвинской обители.
Монастырь был основан по указу Ивана Грозного в 1560 году. Чего только не повидали его стены за несколько веков! Обитель захватывали и хозяйничали в ней шведы; ее грабили польско-литовские войска; в 1920-х годах свои порядки наводили здесь большевики, а в годы Великой Отечественной войны она стала ареной ожесточенных боев с немецко-фашистскими захватчиками. При отступлении гитлеровцы забрали с собой все иконы, в том числе и Тихвинскую икону Богоматери. Ее перевезли в оккупированный Псков, оттуда – в Ригу, а в конце концов она оказалась в Яблонцах, американской оккупационной зоне в Германии, откуда епископ православной церкви в Америке Иоанн (Гарклавс) вывез ее в Чикаго. Умирая, владыка Иоанн оставил завещание, по которому возвращение святыни в Россию становилось возможно только при полном возрождении Тихвинского монастыря.
В 1945 году находившуюся в западной башне монастырской ограды церковь Тихвинской иконы Божией Матери, получившую в народе название «Крылечко», предоставили в пользование православной общине (более 40 лет это был единственный действовавший храм на территории Тихвинского и Бокситогорского районов). В середине 1990-х годов монастырь был передан Русской православной церкви, Успенский собор восстановлен и освящен. В 2004 году икона была торжественно возвращена в монастырь.
Тихвинский Введенский женский монастырь

Фото: wikimedia.org
Действующий Тихвинский Введенский православный женский монастырь тоже находится в Тихвине. Строился он одновременно с Тихвинским Богородичным Успенским монастырем и тоже по указу Ивана Грозного новгородским архиепископом Пименом. История их настолько тесно переплетена, что женскую обитель называют сестрой мужского монастыря. В 1924 году она была закрыта, а в 2009-м по решению Священного синода Русской православной церкви вновь открылась.
Антониево-Дымский мужской монастырь

Фото: группа ВК «Антониево-Дымский мужской монастырь»
Монастырь, основанный преподобным Антонием Дымским в начале XIII века, находится в деревне Красный Броневик (старое название – Дыми) Бокситогорского района, в 17 километрах от Тихвина и в 20 – от Бокситогорска, на берегу Дымского (Святого) озера.
За почти восемь столетий обитель пережила и нашествия иноплеменников, и периоды разорения и запустения, и времена расцвета и славы. Трижды монастырь закрывался, трижды был полностью разрушен и трижды – возрожден.
Третье закрытие и разорение монастырь пережил после революции 1917 года. А в 1994 году на Дымском озере, у камня, на котором, по преданию, молился святой Антоний, был установлен четырехметровый деревянный крест. Это событие было приурочено к 770-летию со дня преставления Антония (1224 год) и 200-летию второго восстановления монастыря в 1794 году.
30 октября 1997 года Антониево-Дымский монастырь был передан Русской православной церкви.
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь

Фото: группа ВК «Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь»
Монастырь, расположенный неподалеку от Луги, на полуострове у Череменецкого озера, был построен на рубеже XV и XVI веков. По легенде, крестьянину по имени Мокий из деревни Русыня явилась икона Иоанна Богослова, который велел воздвигнуть на этом месте обитель.
Монастырь не раз переживал нападения врагов. Например, в конце 16 века его захватили польско-литовские войска, часть братии попала в плен, а часть была убита. Однако позже обитель была восстановлена.
После революции 1917 года она пришла в запустение. Спустя без малого 80 лет, ставших годами забвения и разрухи, постановлением Священного синода от 9 июня 1996 г. был утвержден статус монастыря. А в 1999 году из Казанского собора Луги в обитель перенесли ее главную святыню – явленную икону святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Здание центральной доминанты монастыря – пятиглавого собора Иоанна Богослова, а также церковь Преображения Господня в 2012 году отстроили практически заново. Зимой 2013-го на главный храм были водружены шесть куполов, кресты и колокола.
Староладожский Никольский мужской монастырь

Фото: группа ВК «Экскурсионные туры»
Еще один древний монастырь находится в селе Старая Ладога, на левом берегу Волхова, в 500 метрах от Рюриковской крепости.
По преданию, он был основан еще в 1240 году, после победы Александра Невского над шведами. Правда, впервые был упомянут лишь в 1401 году в переписи Водской пятины. Тогда сюда бежали во время смуты монахи Валаамского монастыря, сюда же они переносили мощи святых.
По окончании смутного времени монастырь отстроили заново. Потом его перевели в подчинение Александро-Невскому подворью. Самостоятельность обитель вновь получила только в 1811-м. В советское время ее закрыли. Заново монастырь был открыт в 2002 году.
В общей сложности на территории Ленинградской области насчитывается более 5200 памятников истории и культуры, в том числе уникальные культовые объекты – часовни, церкви, соборы. Особое место занимают ансамбли 16 монастырей, большинство из которых имеют многовековую историю.
Евгения ДЫЛЕВА
online47.ru
Святые места | Online47.ru
Добро пожаловать в Ленинградскую область — открытую, радушную и по-настоящему духовную!
Несколько сотен объектов религиозно-исторического культурного наследия с каждым годом представляют все больший интерес не только для паломников и ученых-исследователей, но и для тысяч обычных туристов, посещающих 47-й регион.
По данным народного каталога религиозной архитектуры, только православных святынь – церквей, монастырей, соборов и часовен – в Ленинградской области насчитывается свыше 900. А если добавить памятники других конфессий, наследие европейской культуры, царившей на территории некоторых районов почти до середины прошлого столетия – число зданий-святынь перевалит за тысячу. А кроме них, есть святые источники, поклонные кресты, объекты поклонения древних язычников и коренных малых народов, потомки которых до сих пор относятся к ним с трепетом и почтением.
Что отрадно, большая часть религиозных объектов открыта для посещения. Конечно, не всем из них удалось по прошествии веков сохранить свой первозданный облик. Немало храмов требуют серьезной реставрации, и их осмотр возможен только со стороны. Но все же гораздо больше отремонтированных (некоторые буквально восстановлены из руин), и в них проводятся службы, есть настоятели и приход.
В Ленинградской области нет установленных приоритетов, чья святыня требует более пристального внимания. Здесь бок о бок живут православные, католики, лютеране и мусульмане. И каждый может найти что-то свое. Без споров об истине и вере. Сюда приезжают в поисках своего Бога, чтобы поклониться святым местам, найти отраду для души или привести мысли в порядок. Или для того, чтобы погрузиться в богатейшую историю нашего края, всей России и даже зарубежья, впитывая отголоски прошлого, дошедшие до наших дней. Испытать безграничное восхищение гением старинной архитектуры, великолепием интерьеров или, напротив, монументальным аскетизмом наших предков.
Монастырей стозвонные колокола
Особое место а ряду областных памятников истории и культуры занимают ансамбли 16 монастырей, большинство из которых имеют многовековую историю.
Каждый из этих православных монастырей по-своему величественен и красив. Богата событиями – трагическими и светлыми – их история, притягательны своды храмов и стозвонные – многоголосые – колокола.
Несколько самых красивых монастырей на территории Ленобласти — Введено-Оятский женский монастырь, Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь, Тихвинский Богородицкий мужской монастырь, Тихвинский Введенский женский монастырь, Антониево-Дымский мужской монастырь, Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь, Староладожский Никольский мужской монастырь.
Об их истории, прошлом и настоящем читайте ЗДЕСЬ.

Антон Сиверс
Коневец: новая жизнь многовековой обители
Одна из старейших святых обителей Ленинградской области – Коневский Рождество-Богородичный монастырь – в этом году отмечает свое 625-летие.
Остров Коневец на Ладоге выбрал для монашеской жизни в далеком 1393 году преподобный Арсений Коневский, который приехал сюда после трехлетнего паломничества на святую гору Афон. Игумен на Афоне благословил его иконой Богородицы, которая в наши дни известна как чудотворная Коневская икона Божией Матери.
Мощи святого Арсения покоятся в обители и привлекают паломников из Ленинградской области и других уголков России и даже мира. Сюда с удовольствием приезжают паломники и туристы из Финляндии. Кстати, именно в стране Суоми сейчас хранится Коневская икона Божией Матери. Святыня находится в Новом Валааме – единственном финском православном мужском монастыре.
Корреспондент Онлайн47 побывала на острове Коневец в знаменитом монастыре и рассказала в своей СТАТЬЕ о жизни современных монахов и о том, как реставрируют обитель в преддверии юбилея.

Ксения Казанкова
Деревянные кружева Присвирья
Есть в Ленинградской области удивительные шедевры деревянного зодчества с многовековой историей. Особенно славятся те, что находятся в Подпорожском районе. Существует проблема их сохранения, и маршрутов, проложенных к ним, пока немного, но есть надежда, что со временем это туристическое направление обретет заслуженную популярность.
Один из таких маршрутов знакомит жителей и гостей региона с деревянным зодчеством «страны лесов» – именно так называют Присвирье. Десятичасовая поездка включает в себя посещение подпорожских деревень Гоморовичи и Родионово, поселка Вознесенье, переправу на пароме через Свирь и далее – заезд в деревни Щелейки и Гимрека. По пути несколько шедевров деревянной архитектуры: Никольская часовня, церковь Сретения Господня, Георгиевская церковь, церкви Дмитрия Солунского и Рождества Богородицы.
Пройтись по маршруту вместе с нашим корреспондентом, полюбоваться деревянными церквями и узнать их историю можно ЗДЕСЬ.

wikimedia.org
Заветное место вепсов
Подпорожский район — не только кладезь древней архитектуры, но и родина малого коренного народа — вепсов. Здесь есть места, священные для них, к которым не протоптаны тропы. И попасть сюда можно лишь по благословению лесного духа. В одном из таких тайных мест нам удалось побывать.
…Рядом с высоким Святым камнем над Чурручьем в заповедном Вепсском лесу человек кажется маленьким. Поднимаешь голову вверх – скала. Кажется холодной, а прикоснешься – тепло. Камень рельефный, со стороны напоминает голову доброго великана. Сбоку – полукруглая глубокая ниша.
Знатоки говорят, что обычаи вепсов крепко связаны с сохранением исторических и природных ценностей. С оберегом старинных, в XIV–XVII веках построенных без единого гвоздя церквей и часовен (иные уже безвозвратно утрачены – погорели). И с сохранением в долине реки Чурручей, неподалеку от ее устья Святого камня, к которому со стародавних времен люди приходят «по завету» и оставляют «жертвы» – полотенца, иконки, свечи, обереги.
Подробностям похода к заветному вепсскому камню посвящен наш отдельный МАТЕРИАЛ.

Евгения Двлева
История, замешанная на вере: неправославные храмы Ленобласти
История нашей земли неразрывно связана с культурой и религией огромного количества народов. Во многих районах области можно встретить удивительные памятники архитектуры, пережившие не одно столетие. Их уникальность в том, что они позволяют прикоснуться к душе европейского Средневековья и узнать что-то новое об истории своей родной земли и предков, которые на ней жили.
О нескольких храмах разных конфессий, их богатой истории и непростой судьбе читайте ЗДЕСЬ.

Кирха Святой Марии Магдалины в Приморскеwikimedia.org
Батюшка-байкер Вячеслав Харинов: «Настоящий путешественник – тот, кто ближе к дороге»
Внутреннюю силу и свободу путник чувствует в полной мере, если пропускает увиденное через себя. В этом уверен протоирей, настоятель двух храмов – Успения Божией Матери в деревне Лезье Мгинского городского поселения Кировского района Ленобласти и храма иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Шпалерной улице в Санкт-Петербурге, духовник петербургской Духовной академии Вячеслав Харинов – человек, известный как в церковном сообществе, так и в миру. В том числе его знают как мотоциклиста и путешественника – на своем байке отец Вячеслав преодолел сотни тысяч километров.
В ИНТЕРВЬЮ нашему корреспонденту батюшка-байкер рассказал о том, что с его точки зрения важно для человека путешествующего, готового созерцать, познавать и приобщаться к святыням.
Фото: Храм Апостола Андрея Первозванного на Вуоксе в Приозерском районе – настоящее чудо. Он построен на выступающей из воды скале и фигурирует в книге рекордов Гиннеса как единственная в мире церковь, стоящая на крохотном острове.Фото: Эдуард Гордеев
online47.ru
Куда пойти и кому помолиться
1. ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «НЕВСКАЯ СКОРОПОСЛУШНИЦА»
Где: Александро-Невская лавра, Набережная реки Монастырки, 1
Была записана на святой горе Афон. Все дни блокады находилась в Ленинграде – в Князь-Владимирском соборе. В день этой иконы – 22 октября 1941 года в город отправились первые машины с продуктами. Самое название «Скоропослушница» говорит о смысле иконы – «внимающая молитвам скоро». Считается, что она помогает найти правильное решение в растерянности и смятении, выносить и родить здорового ребенка, излечиться от болезней.
2. МОЩИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

Рака с мощами Невского. Фото: lavra.spb.ru
Александр Невский считается одним из покровителей Петербурга. Его мощи привезли в молодую столицу еще при Петре I – в 1723 году, и с тех пор они ни разу покидали невские берега. Существует поверие, что пока святыня находится в городе, с ним ничего не случится.
Мощам принято молиться о защите и покровительстве, просить об укреплении веры и даровании мужества. Считается, что мощи особенно помогают в делах военных: благополучном служении и защите Отечества.
Где: Александро-Невская лавра, Набережная реки Монастырки, 1
3. ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ»
Где: Спасо-Преображенский собор, Преображенская площадь, 1.
Икона «Всех скорбящих Радость» была написана на кипарисовой доске в середине XVII века. Ее начали славить после чудесного исцеления родной сестры патриарха Иоакима Евфимии. У нее была рана в боку такого размера, «что все внутренности видны», которая зажила после молитвы. Узнав о случившемся, к святыне потянулись немощные, скорбящие и болеющие.
В молодой Петербург икону привезли из Москвы. В новой столице она стала одной из первых святынь и сначала находилась в храме на Шпалерной улице. В Советские времена ее перенесли в Спасо-Преображенски й собор.
У иконы просят об исцелении, утешении в скорби и обереге в поездках.
4. МОЩИ ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО
Усыпальница Иоанна Кронштадтского. ФОТО: imonspb.ru
Где: Иоанновский женский монастырь, Набережная реки Карповки, 45.
При жизни святой пророк исцелял много больных. И в наши дни к нему идут за избавлением от неизлечимых заболеваний и душевных мук. Считается, что Иоанн Кронштадтский способствует детям в обучении, помогает при наркомании, алкоголизме и других вредных зависимостях. Часто ему молятся о защите семейного очага.
5. КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ
Где: Казанский собор, Казанская площадь, 2.
Перед этой святыней молятся об исцелении любых телесных недугов, но прежде всего – об избавлении от слепоты и проблем с глазами. Часто икону называют «Путеводительницей». Она направляет на пути к благой цели, помогает принять верное решение в сложной ситуации. Верующие рассказывают, что после молитв этой иконе к ним во сне являлась Богоматерь и советовала, как поступить.
6. ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ МИЛУЮЩАЯ
Где: Храм Смоленской иконы Божией матери, Камская улица, 24.
Перед образом просят о прощении всех грехов, в том числе даже самых страшных – смертных грехов. В православии к ним относятся чревоугодие, любодеяние, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость.
7. МОЩИ СВЯТОГО ИЛАРИОНА ТРОИЦКОГО
Где: Новодевичий монастырь, Московский проспект, 100.
При жизни архиепископ подвергся гонениям со стороны советской власти. В 1923 году его отправили на Соловки. И даже это тяжелое место он смог наполнить своей любовью и теплотой. Не озлобился, а напротив, относился с милосердием к сокамерникам и даже охранникам. В 1929 году архиепископа повезли по этапу в Среднюю Азию. В дороге он заразился сыпным тифом, был отправлен в Петербург и скончался в больнице имении Гааза. Последними его словами была фраза: «Как хорошо, что теперь мы далеки от…»
Сейчас у святого просят об исцелении от болезней, финансовом благополучии и помощи в сложных жизненных ситуациях.
8. МОГИЛА КСЕНИИ БЛАЖЕННОЙ
Где: Часовня Ксении Петербургской на Смоленском кладбище, Васильевский остров, Камская улица, 24.
Ксения Петербургская прославилась еще при жизни. В 26 лет она потеряла мужа, и это стало для нее большим ударом. Все свое имущество и дом Ксения отдала бедным, а сама, облачившись в костюм супруга, бродила по Васильевскому острову. Ночью таскала кирпичи к строящейся церкви на Смоленском кладбище. Милостыню тут же раздавала нуждающимся. Как могла, помогала тем, кто просил о помощи.
Сейчас на месте ее могилки стоит часовня, тропинка к которой протоптана и зимой и летом. Ксению просят о счастливом браке, семейной гармонии, молятся о появлении детей. Есть поверие, что священное масло из часовни обладает силой исцеления.
Верующие часто делятся историями своих чудес, которые свершились благодаря молитвам Ксении Блаженной. Кому-то она помогла излечиться от болезней, кому-то даровала мужа, а кому-то помогла найти достойную работу, или даже решить жилищный вопрос.
9. ИКОНА «СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ»
Где: Спасо-Преображенский собор, Преображенская площадь, 1.
Любимая икона Петра I. Ее создал иконописец Сергей Ушаков для царя Алексея Михайловича.
Первый российский император практически не расставался со святыней. Она сопровождала его при закладке Петербурга и во время Полтавской битвы. Отпевали его тоже вместе с этой иконой. Симметричность образа символизирует гармонию и завершенность всего, что создает Бог.
Перед иконой принято просить о милости для себя и близких, укреплении духовных и физических сил, избавлении от болезней, глупых мыслей и жизненных бед.
10. ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ТРОЕРУЧИЦА»
Где: Николо-Богоявленский Морской собор, Никольская площадь, 1/3.
По преданию, икону принесло на паперть во время наводнения 1777 года. Она была украшена чеканной из серебра ризой с множеством драгоценностей. Долгое время святыня хранилась в церкви святого праведного Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. Когда храм закрылся, ее передали в Морской собор.
Именно перед такой иконой молилась царская семья в Ипатьевском доме накануне расстрела.
Считается, что молитва перед этой иконой помогает защитить от врагов себя и свою семью и исцелиться от болезней.
www.spb.kp.ru
Святые подвижники Ленинградской области | Литературный Санкт-Петербург
Жизненное самоопределение — исходный момент жизненного пути личности. Жизненные ориентации проявляются во всех поступках человека в мире и отношении к нему, в различных способах решения вопроса о человеческом предназначении, в зависимости от которых формируется личность. Развитие личности — это, прежде всего, развитие духа, отражающееся на всей жизни человека. В России личность традиционно относили к высшему уровню бытия человека. Исходя из этого, полнота ее описания возможна только с учетом духовно-нравственных оснований, несводимости человека к своей природе, сознательного совершенствования в направлении к нравственному идеалу.
Мы очень различаемся как личности, и это естественно, т. к. для людей значимы различные стороны бытия. Зрелая же личность, ее гармоничность, целостность, востребованная современным обществом, может быть сформирована только при условии развития духовно-нравственных качеств. Обладая двойственной природой, телесной и духовной одновременно, человек может в большей мере реализовать первое или второе. В первом случае человек, словами русского мыслителя В. И. Несмелова, уподобляется «зоологическому экземпляру», во втором — Божественному началу. Другой выдающийся русский мыслитель П. А. Флоренский развитие личности характеризует как возрастание личности — нарастание ее ценности, обожение, сознательное приближение к подобию Божиему, т. к. образ Божий человеку дается изначально, а подобием Божиим человек обладает потенциально.
Мера «стремливости» — стремительности развития — может быть разной. Изменениям личности в течение жизни нет предела, личность может в своем развитии как подниматься вверх, так и спускаться вниз. Рост личности зависит от ее свободной воли, и вместе с тем возможность духовного возрастания связана с понятием святости как даром Божиим, когда с помощью благодати Божией человек интегрирует в себе все уровни бытия.
Жизненный путь как история развития личности в разной мере приближает человека к своему предназначению. В процессе жизни человек в любой точке жизненного пути может сделать выбор в пользу духовно-нравственного развития и подняться до духовных вершин. В человеческой истории немало примеров тому.
Где бы мы ни жили, среди нас всегда были и есть люди, которые подвигом своей жизни служат высоким образцом и жизненным ориентиром для нас. Каждый город имеет своих небесных покровителей. Так, духовными покровителями Санкт-Петербурга являются святой апостол Петр, святой праведный Александр Невский, святитель Митрофан Воронежский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, святая блаженная Ксения Петербургская. Ленинградская область также славна своими великими подвижниками.
Разве может оставить равнодушным удивительное житие преподобного Александра Свирского? Святой преподобный Александр Свирский (в миру Амос, 1448 — 1533) родился в приладожском селе Мандеры, на правом берегу реки Ояти, в семье вепсских крестьян Стефана и Вассы, по молитвам долго не имевших детей благочестивых родителей, которые впоследствии, как и сын, приняли монашеский постриг. С юных лет он подвизался в посте и молитве, чуждаясь житейских удовольствий и праздности. В юности Амос тайно ушел на Валаам, где через семь лет принял монашеский постриг с именем Александр. На уединенном острове, впоследствии названном Святым, Александр подвизался около семи лет в пещере. На этом острове сейчас находится Александро-Свирский скит Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Позже Александр ушел на Святое озеро, расположенное неподалеку от Олонца и реки Свирь. Со временем здесь образовалась обитель, ныне известная как Александро-Свирский монастырь, а преподобный Александр стал его игуменом.
Преподобный Александр Свирский прославлен праведным образом жизни, 25-летним затворничеством, чудесными исцелениями, прозорливостью и благодатной помощью в житейских делах. Он единственный из русских святых удостоился видеть Самого Бога, явившегося ему в трех Лицах, и беседовать с Ним, поэтому его называют «новозаветным Авраамом». Ангел же указал ему место для постройки храма.
Преподобный Александр Свирский был прославлен и канонизирован вскоре после кончины во времена правления Ивана Грозного.
Согласно архивным документам, в 1918 году мощи святого преподобного Александра Свирского увезли из Александро-Свирского монастыря под конвоем ЧК «в целях беспощадной борьбы с врагами коммунистической идеи и социалистической мысли», помещены в музей Военно-Медицинской Академии и сокрыты втайне сотрудниками ВМА. Второе обретение мощей и передача их Церкви по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира состоялись в 1998 году: обильно мироточившая святыня стала открыта для поклонения.
Есть и другие высокие примеры, более близкие к современности.
Кто не знает сегодня о преподобном Серафиме Вырицком, более двадцати лет подвизавшемся в поселке Вырица? Наш современник святой преподобный Серафим Вырицкий в прошлом был преуспевающим купцом пушниной, но презрел земные богатства ради небесных и при жизни был наделен дарами Святого Духа. (Филимонов В. П., 2010). Преподобный Серафим Вырицкий (Василий Николаевич Муравьев, 1866- 1949), уроженец Рыбинского уезда, жил в Петербурге, стал рассыльным, потом приказчиком, наконец, благодаря своим выдающимся способностям, крупным мехоторговцем, имеющим свое дело и прочные торговые связи. Значительная часть товара поставлялась за границу. Еще мальчиком он узнал от монаха-схимника о том, как сложится его жизнь. Его духовником стал старец Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеромонах Варнава (Меркулов). В 1920 году Василий становится послушником Александро-Невской Лавры, а в 1926-1929 годах — уже духовником ее братии. Духовный путь избирает и его жена. Все имевшееся Муравьевы пожертвовали на нужды обителей. Примерно в 1930 году преподобный Серафим по болезни переехал в поселок Вырица, где прожил до кончины, принимая приходящих к нему. Подвиги поста, бдения и молитвы, которые в течение двух десятилетий смиренно нес вырицкий старец, можно сравнить лишь с подвигами древних аскетов-отшельников.
Он духовно и практическими советами помог большому количеству людей. Преподобный Серафим Вырицкий прославлен и канонизирован в 2000 году. В русской истории были примеры и других преуспевающих купцов, которые совершили духовный подвиг и стяжали святость. Так, святой праведный Прокопий Устюжский, один из первых русских Христа ради юродивых, первоначально удачливый немецкий купец, прибыв однажды в Великий Новгород, был потрясен красотой монастырского богослужения. Русская земля стала его второй Родиной.
Блаженный инок Владимир, Важеозерский чудотворец, подвизавшийся в начале XX века (Владимир Алексеевич Алексеев, 1862-1927), также из купеческого сословия, родился в городе Луге в купеческой семье. С детства он отличался простотой сердца и нестяжательностью. По благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского в юности он обошел тридцать шесть губерний России, трижды побывал в Иерусалиме, готовясь к монашеской жизни. За свою кротость, простоту и строгую жизнь инок Владимир был удостоен благодатных духовных даров. Главным в нем было любвеобильное сердце. Обладая благодатными дарами — силой молитвы и прозорливостью, инок Владимир совершал духовное окормление народа Божия в богоборческие годы, когда православные храмы и монастыри были закрыты, а духовенство подвергнуто репрессиям. Помощь блаженного старца ощущают на себе и ныне те, кто обращаются к нему, прося молитвенной помощи. Недавно вышла книга к канонизации блаженного инока Владимира, составленная по воспоминаниям современников и их потомков. Обществом памяти игумении Таисии был снят фильм «Инок Владимир», в котором впервые собран богатый материал о многосодержательной и добродетельной жизни блаженного инока Владимира, Важеозерского чудотворца, и его благодатной молитвенной помощи страждущему народу в годину тяжелых испытаний. Образ инока Владимира подает нам пример постоянного подвига благочестия и беззаветного служения человека Богу и ближнему.
На территории Ленинградской области расположено много святых мест, храмов, монастырей, которые восстанавливаются в последние годы. Александро-Свирский мужской монастырь неподалеку от города Лодейное Поле, был основан в XV веке преподобным Александром Свирским, нетленные мощи которого находятся в монастыре. Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь, основанный в 1560 году по указу Ивана Грозного, хранит одну из самых почитаемых в России икон — Чудотворную Тихвинскую икону Божией Матери Одигитрии (то есть «указующей путь»), которая по преданию была написана святым апостолом Лукой еще во время земной жизни Девы Марии. Существует легенда, согласно которой икона перенеслась в Старую Ладогу из Византии по воздуху. Во время Великой Отечественной войны икона была вывезена в США, и через 63 года вернулась в Тихвинскую обитель. С явлением Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы связано и возникновение Введено-Оятского женского монастыря. В монастыре погребены родители святого Александра Свирского. Зеленецкий-Троицкий мужской монастырь, или Мартириева Зеленая пустынь, основан в XVI веке монахом Мартирием. На территории монастырского подворья захоронена блаженная старица Матронушка Босоножка, помогающая верующим исцелиться от различных болезней и преодолеть жизненные трудности. Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь расположен на острове Коневец в западной части Ладожского озера. Он был основан в 1393 году преподобным Арсением Коневским. В нем находится чудотворная икона, привезенная преподобным Арсением с Афона. Также в обители хранятся мощи преподобного Арсения Коневского. На всем протяжении человеческой истории вера была стержнем, скрепляющим народы, способствуя их духовному и культурному развитию и процветанию. В последние годы можно заметить рост интереса к религиозным святыням даже у тех, кто не относит себя к верующим.
Люди все больше понимают, что это прекрасный способ понять страну, ее уникальную историю, культуру, систему ценностей. Наше время отличается размыванием и утратой жизненных ориентиров, и потому необходимо особые усилия сосредоточить на духовно-нравственном просвещении современников.
Елена Коржова, доктор психологических наук, профессор
litgazeta.dompisatel.ru