Порт анаклия: Пропускная способность нового порта Анаклия в Грузии составит 7,8 млн тонн в год
что известно об этом проекте — Центр транспортних стратегій
Аналітика
Facebook1 Twitter
01
Зачем Грузии глубоководный порт
Проект Анаклия задумывался как комплексный, поэтому причин для его строительства тоже несколько. Во-первых, после Революции роз в Грузии началось масштабное реформирование экономики, проводилась активная работа по привлечению иностранных инвестиций. Для этого стране был нужен имиджевый проект. Город-порт Анаклия/Лазика должен был стать одним из них. К тому же, местность, где планируется соорудить порт, находится в непосредственной близости от границы с самопровозглашенной Абхазией. Михаилу Саакашвили нужно было создать новый успешный город с динамичным портом, чтобы «привлечь в Грузию абхазов». При этом проект задумывался для сдерживания России и как конкурент Новороссийску. «Этот порт [Анаклия] – защита от русских. Мы должны сдерживать Россию портами и городами», – заявлял несколько лет назад Саакашвили.
Во-вторых, порт Анаклия задумывался как современный глубоководный порт, которому нет аналогов в Грузии, да и конкурентов в Черноморском регионе не так много. Новый порт мог привлечь транзитные грузы, в результате Грузия могла стать участником Нового шелкового пути из Китая в Европу и повысить свой статус как транзитного государства. Создание порта должно было подстегнуть развитие транспортных коридоров на Кавказе и в Черноморском регионе. Да и для самой Грузии, особенно для региона Самгрело, новый город-порт мог стать ключевым стимулом развития.
Строительство глубоководного порта, считает экономический эксперт и бывший президент Нацбанка Грузии Роман Гоциридзе, задумывалось с учетом важных военно-политических событий в Азии. Речь идет о выводе американских войск из Афганистана. «Благодаря новому порту Грузия могла получить много грузов из Азии, особенно американские военные грузы из Афганистана.
К сожалению, мы потеряли три года», – заявил эксперт в комментарии порталу ЦТС. Подобную точку зрения на днях озвучил и сам Михаил Саакашвили. «Большая часть стартовых преимуществ этого большого проекта утеряна. Я хотел его открыть к пику вывода войск и техники из Афганистана, чтобы забрать военные грузы, которые традиционно являются самыми прибыльными и в свое время привели к быстрому развитию Сингапурского порта», – отметил экс-президент в комментарии изданию «Грузия Online».02
В чем особенность порта Анаклия
Порт Анаклия станет самой глубоководной гаванью Грузии, его глубина будет достигать 20,5 м. В действующих портах этот показатель гораздо меньше: в Батуми – 14 м, в Поти – 8,5 м. Новый порт займет площадь в 400 га и будет способен принимать суда класса «Панамакс» и «Постпанамакс». В Анаклие будет сооружены 32 причала длиной 12,3 км. Пропускная способность порта будет достигать 100 млн тонн грузов в год.
Кроме строительства порта, проект Анаклия предполагает и создание свободной индустриальной зоны на прилегающей территории площадью в 600 га. В отличие от планов Михаила Саакашвили, сейчас возведение города не является задачей проекта, только порт и прилегающая территория.
Финансовая составляющая является спорным моментом проекта. Ранее Теймураз Карчава озвучивал цифру в 5,5 млрд долларов. Эти деньги бизнесмен намеревался привлечь у инвесторов из Южной Кореи и США. Сейчас сумма необходимых инвестиций изменилась вместе с корректировкой проекта. Предполагается, что строительство порта обойдется инвестору в 2,5 млрд долларов, правительство Грузии обязалось вложить в проект 100 млн долларов.
03
Почему строительство порта затянулось на несколько лет
О разработке проекта заговорили еще в конце 2009 года, а строительство только началось в сентябре 2012 года. Была проведена торжественна церемония, стартовали подготовительные работы, но дальше дело не сдвинулось. Прошло более трех лет, и только сейчас правительство Грузии определило консорциум, который займется реализацией проекта. То есть несколько лет проект не имел надлежащего инвестора.
Вначале разработкой порта Анаклия занималась компания Теймураза Карчавы – ООО «Анаклия-порт». Она вела переговоры о привлечении инвесторов из разных стран (ОАЭ, Сингапур, Иран и другие). Компания не смогла найти необходимые инвестиции. К тому же, между ООО «Анаклия-порт» и правительством Грузии возник земельный спор. В результате земля была возвращена в собственность государства.
«С изменением политической власти началась ревизия многих инфраструктурных проектов, в том числе и Лазики. Но впоследствии новое правительство вернулось к этой идее», – сообщил порталу ЦТС экономический эксперт Роман Гоциридзе. Сейчас инвестор найден, однако некая неопределенность сохраняется. Начало строительства запланировано на конец этого года. «Я не думаю, что это возможно, потому что не все детали контракта уточнены. Сам контракт еще не подписан. Я думаю, что строительство начнется в начале 2017 года», – считает Роман Гоциридзе.
Среди других причин затягивания строительства порта можно назвать изъяны самого проекта. Во-первых, непосредственная близость к Абхазии в той или иной мере отпугивает инвесторов. Ряд экспертов считают цифры, заложенные в проект, необоснованными. Экономический эксперт Гия Хухашвили утверждает, что грузооборот в 100 млн тонн возможен только в долгосрочной перспективе из-за ограниченной пропускной способности железных дорог. «Грузы в порты попадают в основном по железной дороге. Возможности железнодорожного грузооборота ограничены, к тому же не только в Грузии, но и в Азербайджане. Средний объем железнодорожных перевозок между Грузией и Азербайджаном не превышает 30 млн тонн. Когда говорят о 100 миллионах тонн, это очень далекая перспектива», – считает Хухашвили.
04
Почему тендер на строительство выиграл американо-грузинский консорциум
В августе 2014 года Министерство экономики Грузии объявило тендер на строительство порта Анаклия.
Долгое время фаворитом считался грузино-китайский консорциум. Но результаты тендера показали противоположное. «Мы смогли представить лучшее предложение с точки зрения развития этого порта и его свободной индустриальной зоны», – уверенно заявил Мамука Хазарадзе после оглашения результата.
Вместе с тем, поражение китайцев вызвало некоторое удивление. Наилучшим объяснением такому действию правительству может служить личность Теймураза Карчавы. Именно так считает эксперт Романа Гоциридзе. «Китайские инвесторы проиграли, потому что они выбрали местного партнера с сомнительной репутации – Теймураза Карчаву. Да, это бизнесмен грузинского происхождения, проживает в Англии, но судимый в России. «Привлекательность» этого партнера для китайской стороны заключалась в том, что он якобы выкупил всю территорию будущей Анаклии, но затем она была возвращена в собственность государства в соответствии с законодательством», – отметил он.
05
Какова судьба других портов Грузии после открытия Анаклии
Консультант ЦТС-Консалтинг Андрей Исаев утверждает, что глубоководный порт в Восточном Причерноморье востребован. Что касается самой Грузии, то ей явно не хватает мощностей для обработки сухих грузов.
Схожего мнения придерживается и Роман Гоциридзе. По словам эксперта, Анаклия и действующие порты Грузии будут иметь разную специфику деятельности: они способны принимать разные типы судов и направлены на обработку разных грузов. Анаклия сможет обслуживать больший спектр грузов, нежели другие порты страны. «Конкуренция маловероятна, да и то только в первые годы деятельности порта. Анаклия ориентирована на другие грузы. Порты Поти и Батуми имеют свою специфику – контейнеры и нефть. Если говорить о конкуренции, то, например, порту Батуми нужно всерьез опасаться строительства железной дороги Тбилиси – Карс в Турцию. Этот маршрут возьмет на себя часть грузов, которые идут сейчас через Батуми», – отметил эксперт.
06
Какие страны выиграют от создания порта Анаклия
Изначально порт Анаклия задумывался как транзитный. Эксперты солидарны, что он станет важным логистическим центром в контексте развития новых транспортных маршрутов. По мнению Романа Гоциридзе, особо заинтересованы в проекте азиатские страны, особенно Китай, Индия, государства Ближнего Востока. «В контексте развития Нового Шелкового пути этот проект приобретает особую значимость. Да и для Украины он также важен. Недавно был запущен поезд по Транскаспийскому коридору, Грузия и Украина являются его частью. Благодаря Анаклие маршрут получит еще один стимул для развития», – утверждает эксперт.
Консультант ЦТС-Консалтинг Андрей Исаев солидарен с мнением Романа Гоциридзе, однако делает акцент на Грузии и ее соседях: «Основными поставщиками грузов могут стать Грузия и страны-соседи, не имеющие выхода к Черному морю – Азербайджан и Армения».
07
Станет ли Анаклия конкурентом для украинских портов
Порт Анаклия неспроста проектировался вблизи Абхазии, поддерживаемой Россией. По мнению тогдашнего президента Грузии Михаила Саакашвили, новый порт должен стать важным элементом в противостоянии России. Вопрос о возможной конкуренции с Украиной даже не возникал. «Порт Анаклия не является конкурентом украинским портам, поскольку расположен в другом регионе Черного моря и через него не могут проходить грузопотоки украинских портов», – считает Андрей Исаев. Более того, в контексте обострения отношений России и Украины может стать точкой взаимодействия между Киевом и Тбилиси. По мнению Романа Гоциридзе, политика России в отношении своих соседей приводит их к отторжению, что вынуждает эти страны искать новые маршруты для перевозки грузов. Поэтому между украинскими портами и Анаклией возможно только партнерство.
- 01 Зачем Грузии глубоководный порт
- 02 В чем особенность порта Анаклия
- 03 Почему строительство порта затянулось на несколько лет
- 04 Почему тендер на строительство выиграл американо-грузинский консорциум
- 05 Какова судьба других портов Грузии после открытия Анаклии
- 06 Какие страны выиграют от создания порта Анаклия
- 07 Станет ли Анаклия конкурентом для украинских портов
Facebook1 Twitter
Популярні статті
Порти
Море санкцій в сухому залишку Глобальні тенденції розвитку транспорту: оцінка українських фахівців Орієнтація на вітчизняне: П’ять ключових трендів розвитку наземного електротранспорту Чехії «Тесла» серед автобусів. Досвід німецького Золінгена, який можна втілювати й в УкраїніПорти
Посилити роль США і НАТО в Чорноморському регіоні: Які ініціативи пропонують американські сенатори П’ять питань про державний фонд страхування цивільних морських суден Зійшов з колії. Перші думки щодо відставки Олександра Камишіна з посади голови «Укрзалізниці» Однакові правила для всіх або відкрите море: Що буде з українськими портами?Авто
Глобальні тенденції розвитку транспорту: оцінка українських фахівців (2 частина) П’ять питань про роботу Державного агентства відновлення та розвитку інфраструктури Хибні пріоритети: Що не так з наземним електротранспортом Києва Як змінилася експортна логістика компаній ГМК у 2022 роціПередрук матеріалів тільки за наявності гіперпосилання на cfts. org.ua.
Передрук, копіювання, відтворення або інше використання матеріалів, які містять посилання на агентство «Iнтерфакс-Україна», суворо заборонено.
Правительство Грузии объявило о выражении заинтересованности в строительстве глубоководного порта Анаклия – Civil Georgia
Новости
20/02/2023 — 20:02
76 2 minutes read
Министерство экономики и устойчивого развития Грузии сообщило 20 февраля, что правительство объявило о выражении заинтересованности в привлечении частного партнера на 49% акций в строительстве глубоководного порта Анаклия. Государству будет принадлежать 51% акций проекта. Заинтересованные компании будут иметь 2-месячный период для подачи заявок.
«Наша задача должна состоять в том, чтобы в этом же году начать строительство порта Анаклия. Также активно продолжается строительство дорог и автомагистралей, мы активно работаем над расширением аэропорта и другими концепциями. Так что у нас есть позитивные новости по всем направлениям», — заявил сегодня перед началом заседания правительства премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили.
Сегодня же на брифинге в Канцелярии правительства министр экономики и устойчивого развития Леван Давиташвили уточнил, что ожидает, что отбор партнера будет завершен в течение текущего года.
Дальнейшие шагиПосле завершения процесса выражения заинтересованности отобранные кандидаты перейдут ко второму этапу, где будут приниматься предложения и уточняться детали.
По словам министра экономики, «в ближайшее время» правительство создаст государственную компанию и начнет процесс строительства после оформления всех документов и получения обновленных разрешений на строительство.
По его словам, в этом году должно начаться строительство морской инфраструктуры, а в конце года-начале следующего – строительство автомобильного и железнодорожного компонента.
ПредысторияРазногласия по поводу проекта строительства глубоководного порта Анаклия продолжаются уже несколько лет. Последнюю попытку построить порт предпринял Консорциум развития Анаклия — право на реализацию проекта получил совместный консорциум TBC Холдинга и американской Conti International в 2016 году.
Однако консорциум столкнулся с рядом проблем, в том числе с обвинениями в отмывании денег, выдвинутыми против Хазарадзе и Джапаридзе в 2019 году. После того как прокуратура предъявила им обвинения, Conti International выступила с заявлением о выходе из консорциума.
Хазарадзе и Джапаридзе назвали выдвинутые против них обвинения политически мотивированными, что, по их мнению, было попыткой сорвать строительство порта.
В январе 2020 года правительство Грузии расторгло контракт с Консорциумом развития Анаклия после того, как консорциуму не удалось привлечь нового инвестора для проекта.
В декабре 2022 года премьер-министр Гарибашвили объявил, что государству будет принадлежать 51% акций в проекте порта Анаклия, и заявил, что будет объявлен международный конкурс для отбора партнеров и компаний, участвующих в проекте. Он напомнил о контракте, который правительство подписало с Консорциумом развития Анаклия в 2016 году на строительство порта, заявив, что консорциум «не выполнил свои обязательства».
Консорциум ответил на обвинения премьер-министра уже на следующий день, заявив, что премьер-министр «озвучил много ложной информации» о проекте Анаклия и его прошлой истории, а также представил «будущий план, связанный с проектом, которому не светит успех». Консорциум также напомнил премьер-министру, что арбитражный спор между консорциумом и правительством Грузии находится на рассмотрении в Женевской международной торговой палате и что ему «придется ответить за все ложные заявления».
По теме:
- Суд признал Хазарадзе, Джапаридзе и Церетели виновными, но арестовывать их не будут
- Консорциум развития Анаклия подал иск в Арбитражный суд на Грузию
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)
Read Next
28/04/2023 — 20:26
Министр иностранных дел Франции находится с визитом в Тбилиси
28/04/2023 — 18:51
Страсбургский суд принял решение по делу «Грузия против России»
28/04/2023 — 17:15
Джин Шахин: В Грузии идет внутренняя борьба между автократией и демократией
28/04/2023 — 16:30
В Эргнети состоялось 112-е заседание МПРИ
28/04/2023 — 13:32
По сообщению Минобороны, на одном из объектов ведомства найден мертвым сержант
28/04/2023 — 13:26
Российский банк будет проводить валютные операции и в лари
მსგავსი/Related
Все внимание Грузии на Черноморскую мечту
Грузия хочет построить глубоководный порт в Анаклии на восточном побережье Черного моря. Запад должен следить за тем, кто им владеет и управляет.
Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили заявил, что Грузия планирует построить долгожданный порт Анаклия на Черном море. Это стратегически и коммерчески важное предприятие для региона. Проект стоимостью 2,5 миллиарда долларов станет первым глубоководным портом на восточном побережье Черного моря, способным принимать большие контейнеровозы. Анаклия улучшит региональную связность и повысит транзитный потенциал Грузии. Это также могло бы помочь укрепить безопасность Черного моря.
Если, то есть действительно построен.
Грузия не в первый раз пытается вдохнуть жизнь в проект. В 2016 году строительную сделку возглавил Консорциум развития Анаклиа, грузино-американское предприятие с эксклюзивным правом на строительство и эксплуатацию порта. Он рухнул на фоне споров и политических споров. Основатель консорциума Мамука Хазарадзе, грузинский банкир, который сейчас возглавляет оппозиционную политическую партию, утверждает, что грузинские власти саботировали проект. Хазарадзе столкнулся с самым богатым человеком Грузии Бидзиной Иванишвили, бывшим премьер-министром и основателем правящей партии «Грузинская мечта», который, по широко распространенному мнению, остается во главе правительства. Власти Грузии отрицают какие-либо правонарушения.
Премьер-министр в настоящее время говорит, что государство теперь будет строить Анаклию, получив 51% акций инициативы и объявив международный конкурс для выбора дополнительных партнеров. Консорциум развития Анаклии, в котором находится арбитражное дело против правительства Грузии, утверждает, что ни одно уважаемое финансовое учреждение или компания не решит инвестировать, если государство имеет большинство, особенно с учетом опыта Грузии в управлении проектом. Это создает риск того, что из-за сдерживания заслуживающих доверия инвесторов могут появиться сомнительные иностранные участники с нефинансовыми мотивами, что вызовет обеспокоенность Запада.
США, Россия и Китай внимательно следили за проектом с самого начала. У всех троих есть причины для беспокойства. Для США эта инициатива могла бы сблизить Грузию с Западом и, улучшая ее экономику, помочь стране защитить себя от чрезмерного экономического влияния России и Китая. Посол США в Грузии недавно вновь заявил о поддержке США строительства порта, утверждая, что это поможет экономике Грузии и «ориентации на Черном море». Предлагаемое предложение Конгресса США, определяющее стратегию США в отношении Черного моря, занимает аналогичную позицию. Согласно этому документу, США должны увеличить помощь причерноморским государствам, ограничить экономическое проникновение России и Китая и укрепить деловые связи США с регионом.
Получайте последние новости
Получайте регулярные электронные письма и будьте в курсе нашей работы
Тем временем Китай рассматривает проект как возможное средство для закрепления на Черном море и улучшения связи через инициативу «Один пояс, один путь» (ОПОП). . Грузия, расположенная между Черным и Каспийским морями, находится на коридоре Восток-Запад, что делает страну воротами в Европу в обход России и Ирана. Грузия является жизнеспособной альтернативой для стран Центральной Азии, желающих диверсифицировать маршруты поставок и ограничить экспортную зависимость от России и Китая. В связи с продолжающейся агрессивной войной России против Украины резко возрос интерес к транзитному потенциалу Грузии.
Средний коридор, морской путь из Китая в Европу через Казахстан, Азербайджан, Турцию и Грузию, сейчас находится в центре внимания. Строительство порта Анаклиа может значительно повысить потенциал Среднего коридора и улучшить сообщение между Азией и Европой. Этот маршрут конкурирует с Северным маршрутом через Россию, который является самым быстрым и имеет наибольшую транзитную пропускную способность. Однако поставки через Россию находятся под сильным давлением из-за широкомасштабных санкций Запада против Кремля. Порт Анаклиа позволит Китаю укрепить свои позиции на Черном море и поможет в развитии ОПОП. Несколько лет назад китайская компания проявила интерес к ныне отмененной сделке с Анаклия, но позже вышла из конкурса. Такой шаг, безусловно, соответствовал бы китайской дипломатии долговой ловушки, в результате которой страны с бедным капиталом обременены непосильным долгом, что может привести к последующей передаче ключевых активов. (Некоторые эксперты оспаривают это нисходящее объяснение китайского кредитования, но общая сумма его кредитов невероятно высока, а условия часто неясны.)
Фото: Маршрут среднего коридора. Предоставлено: Средний коридор (2020 г.) https://middlecorridor.com/en/routeРоссия получит наименьшую выгоду от проекта, если Кремль не возьмет полный контроль над портом. Учитывая экономическое и стратегическое значение Анаклии, Россия в прошлом выступала против этого проекта. Анаклия будет конкурировать с российским портом Новороссийск на Черном море, и участие Запада в грузинских портах беспокоит Кремль. Будучи первым глубоководным портом Грузии, Анаклия также может использоваться в военных целях, включая учения НАТО и стоянку западных военных кораблей и подводных лодок. Кремль яростно сопротивляется сдерживанию доминирования России на Черном море.
В то время как грузинские власти готовятся перезапустить проект глубоководного порта Анаклия, сохраняется опасность того, что он может в конечном итоге оказаться в руках России или Китая. США могут получить значительные выгоды, если порт будет создан и будет эксплуатироваться с инвестициями, благоприятными для западных интересов. За любыми изменениями в строительной сделке нужно следить с пристальным вниманием.
Ирина Арабидзе — стипендиат Джеймса С. Дентона CEPA 2022, приглашенный лектор Кавказского университета в Тбилиси и постоянный автор онлайн-издания Tabula. Как получатель стипендии Фулбрайта, Ирина имеет степень магистра в области международных отношений Школы управления и государственной службы им. Буша Техасского университета A&M и степень магистра международных отношений и европейских исследований Центральноевропейского университета.
Грузия начнет строительство глубоководного порта Анаклия в декабре
Строительство порта Анаклия в Грузии начнется в конце декабря 2017 года, сообщает «Коммерсантъ Грузии» со ссылкой на министра регионального развития и инфраструктуры Зураба Алавидзе.
«Строительство этого порта позволит нам полностью использовать наш транзитный потенциал. Правительство участвует в этом процессе, потому что это государственно-частное партнерство. Министерство регионального развития и инфраструктуры будет контролировать этап строительства», — сказал Зураб Алавидзе.
Анаклия — новый амбициозный проект Грузии по строительству первого в стране глубоководного порта на восточном побережье Черного моря. Бывшая в советское время небольшая военно-морская база Анаклия должна была стать курортом с пристанью для яхт и множеством отелей, но в 2013 году это решение было изменено на многоцелевой порт грузоподъемностью 100 млн тонн, который, как ожидается, станет частью нового китайского Шелкового пути. Дорога, соединяющая Китай с Европой.
В октябре 2016 года правительство Грузии подписало инвестиционное соглашение с Консорциумом развития Анаклиа (ADC), совместным предприятием TBC Holding из Грузии и Conti International из США, в соответствии с которым ADC будет разрабатывать, строить, эксплуатировать и обслуживать Анаклия. порт.
В марте 2017 года ADC представила 50-летний план развития порта, который задуман как ворота в не имеющий выхода к морю регион Кавказа и Центральной Азии с общим населением около 100 млн человек. Порт будет развиваться на площади 400 га, закрепленной за АДЦ на 49договор аренды на год. Дополнительные 600 га будут выделены под Свободную индустриальную зону. Строительство порта включает дноуглубительные работы по углублению бассейна для приема судов вместимостью до 10 000 TEU.
Портовый проект стоимостью 2,5 млрд долларов США будет реализован в 9 этапов, при этом 586 млн долларов США уже выделено ADC на этап I, когда будут построены контейнерный терминал и железнодорожная станция.
Контейнерный терминал Анаклиа станет третьим в стране, помимо APM Terminals Poti и ICTSI в Батуми.
Правительство Грузии выделило 100 миллионов долларов США на развитие автомобильной и железнодорожной инфраструктуры нового порта.
По данным ADC, ввод в эксплуатацию Фазы I мощностью 7 млн тонн запланирован на 2020 год.