Подводная лодка санкт петербург: Музей подводная лодка С-189
модернизировать или сдать в музей? / Вооружения / Независимая газета
Борца с охотниками-убийцами рано списывать со счетов
«Санкт-Петербург» – самая малошумная среди наших дизель-электрических подлодок. Фото Натальи Семеновой
Проходящая опытную эксплуатацию подводная лодка Б-585 «Санкт-Петербург» вышла из Североморска в Кронштадт на плановое техническое обслуживание и модернизацию, сообщила 7 апреля пресс-служба Северного флота ВМФ России. Отправка самой малошумной среди отечественных дизель-электрических подлодок (ДЭПЛ) на Балтику – вынужденная мера, которая сильно скажется на защищенности атомных подводных крейсеров стратегического назначения (АПКСН) Северного флота на этапах выхода на простор Мирового океана и возвращения к месту постоянной дислокации.
Обладающий колоссальной разрушительной мощью стратегический крейсер – носитель межконтинентальных баллистических ракет нуждается в защите от иностранных многоцелевых субмарин (на Западе их называют hunter-killer – охотники-убийцы), часто подкарауливающих стального монстра на подступах к базе, где высоки шансы его обнаружения средствами гидроакустики. Если удача на стороне заморского капитана, он постарается маневром сесть на хвост, записать гидроакустический портрет своей добычи и в случае получения соответствующего приказа атаковать.
Задача сил ближней морской зоны – предотвратить подобный сценарий. Остающиеся в распоряжении североморцев ДЭПЛ проекта 877 способны справиться с задачей защиты АПКСН не столь эффективно, как «Санкт-Петербург», ведь тот в разы тише и обладает гораздо более мощной гидроакустикой. Как известно, «Санкт-Петербург» оснащен опытным образцом ГАК Л-01 «Лира» разработки ЦНИИ «Электроприбор» с квазиконформной шумопеленгаторной антенной большой площади и буксируемой гидроакустической антенной. По своему техническому уровню он существенно превосходит серийные гидроакустические комплексы семейства МГК-400 «Рубикон», что используются на ДЭПЛ предыдущих проектов 636 и 877 семейства «Варшавянка».
Остается надеяться, что в ближайшее время на Север выдвинется «Кронштадт» – вторая лодка, построенная АО «Адмиралтейские верфи» по проекту 677 «Лада» и проходящая заводские испытания в балтийских водах. Третий корпус – «Великие Луки» – достраивается, еще пара будет заложена в 2021–2023 годах. Сроки сдачи: 2020.2021 и 2025–2027 годы соответственно. Словом, подводных лодок-охотников у нас мало как сегодня, так и в обозримой перспективе, что требует грамотного распределения и использования имеющихся ресурсов.
Слагаемое морской мощи
Как и «Кронштадт», «Санкт-Петербург» проходил первый этап испытаний на Балтике. В ходе военно-морских учений против него действовали как надводные корабли Балтийского флота, так и ДЭПЛ предыдущего поколения, построенные по проекту 877 для отечественного флота и 636.1 для наших партнеров по военно-техническому сотрудничеству. Благодаря уникальному гидроакустическому комплексу и малым размерам в дуэльной ситуации «Санкт-Петербург» первым обнаруживал условного противника и в зависимости от обстановки мог уклониться от боя либо занять выгодную позицию и атаковать.
Летом 2013 года «Санкт-Петербург» совершил переход на Север для испытаний в глубоководных полигонах Баренцева и Белого морей. Здесь лодка действовала хорошо не только против условного, но и вероятного противника. В одном из походов она обнаружила американскую атомную субмарину типа Virginia и, оставаясь незамеченной, скрытно следила за ней в течение нескольких часов. А потом непрошеного гостя отогнали с пути следования наших стратегических крейсеров, он получил «импульсом по корпусу» – сигнал-требование убраться из занимаемого района.
Словом, повторилась история головной тихоокеанской «Варшавянки», которая в своем первом выходе «поймала лося» – средствами гидроакустики обнаружила и взяла в сопровождение американскую атомную субмарину типа Los Angeles.
Отечественные дизельные подлодки не единожды на деле демонстрировали свою ценность как важного слагаемого морской мощи государства. Они были и остаются лучшим средством в арсенале отечественного флота по противодействию атомным многоцелевым субмаринам блока НАТО, развернутым по периметру наших морских границ.
Межфлотский переход
Если переход на Север выполнялся скрытно – в подводном положении – с желанием выяснить, смогут ли противолодочные средства стран НАТО обнаружить и провести наш корабль, то обратно «Санкт-Петербург» движется на плаву в сопровождении судов вспомогательного флота. «Подводная лодка совершает межфлотский переход из Баренцева в Балтийское море. Она вышла из базы на Кольском полуострове в сопровождении спасательного буксирного судна «Памир», – говорится в сообщении пресс-службы СФ. – В настоящее время лодка идет в северной части Норвежского моря, ее сопровождает спасательный буксир «Николай Чикер».
Факт, что подлодка выполняет межфлотский переход в надводном положении, – не сенсация, подобные случаи отмечались и ранее. Смысл воздержания от ухода в глубину в том, чтобы вероятный противник не смог снять шумовой портрет «Санкт-Петербурга» в подводном положении, а в надводном таковой не представляет большой ценности. Вместе с тем экипаж получает возможность отработать задания по навигации, а также проверить работу бортового оборудования в режиме длительного пребывания в море, ведь переход продлится недели две. Кроме прочего в условиях пандемии COVID-19 командование может быть уверено: если все подводники отправились в поход здоровыми, то и сойдут на берег без вируса в легких. А ближе к майским праздникам пик заболеваемости в городе на Неве, как ожидается, пойдет на спад.
Ремонт скорее всего пройдет на АО «Кронштадтский морской завод» с привлечением специалистов конструкторского бюро «Рубин» и АО «Адмиралтейские верфи». Проводить работы на заводе – строителе корабля не представляется возможным: все цеха заняты различными заказами, включая заказы на строительство новых подлодок по проектам 636.3 и 677 для Тихоокеанского и Северного флотов.
Неизбежность ремонта
Как правило, подводные лодки третьего послевоенного поколения получали назначенный срок службы в четверть века при условии прохождения на мощностях специализированного предприятия восстановительного ремонта не реже одного раза за десятилетие (его проведение обычно занимает пару-тройку лет). «Санкт-Петербург» спустили на воду в 2004 году, а через шесть лет над ним взвился Андреевский флаг, началась опытная эксплуатация. Словом, необходимость ремонта назрела давно, оттягивание начала работ объясняется желанием флотского командования и промышленности провести как можно больший объем всевозможных испытаний до вынужденного перерыва. Подобный подход позволяет быстрее выявить конструктивно-производственные недостатки и устранить их – не только на головном корабле проекта, но и на серийных корпусах, пока те находятся на этапе строительства.
Как правило, ремонт в условиях специализированного предприятия начинается с постановки корабля в док для тщательного обследования стальных конструкций и корпусного насыщения с составлением подробного перечня работ по устранению отмеченных слабых мест. Пока Б-585 находилась на Балтике, она проходила докование по мере необходимости, а порой и возвращалась на завод-строитель для доработок. Из-за удаленности на Севере береговая инфраструктура менее развита, чем на Балтике, а боевых кораблей там базируется гораздо больше. За почти семь лет пребывания новейшей подлодки в Баренцевом море накопилась статистика эксплуатации и наполнился лист отказов различного оборудования. Отремонтировать его, а при необходимости заменить на более совершенное лучше всего в условиях ремонтного предприятия, расположенного вблизи конструкторского бюро и завода-строителя корабля.
Заметим: до недавних пор больше всего поводов для критики проекта 677 давал факт комплектации головного корабля несерийным оборудованием, включая множество единичных опытных образцов. Некоторые вышли из строя, другие – выработали ресурс, третьи – устарели морально и физически. «Санкт-Петербургу» требуется большой по объему ремонт, который может затянуться на несколько лет. Вместе с тем есть и элементы оборудования, сохранившие работоспособность, которые можно переставить на строящиеся корабли, тем самым ускорив их сдачу главному заказчику.
ВМФ нужны исправные боевые единицы, особенно столь продвинутые в техническом отношении борцы с охотниками-убийцами, как «Лада». Наличие в составе действующих сил флота передовых образцов военно-морской техники важно даже в единичных экземплярах, ибо они своим качеством меняют расклад сил в противостоянии с вероятным противником.
Строить или модернизировать?
Вскоре за сообщением флотской пресс-службы об отправке «Санкт-Петербурга» в ремонт отдельные аналитики поспешили с предложениями «больше не мучить» его, а сдать в музей. Логика следующая: многие из головных кораблей, построенных для советского флота, списывались в утиль раньше серийных по различным причинам: широкое использование в их конструкции и корпусном насыщении уникальных (несерийных) элементов, разрушение/повреждение корпуса, энергетической установки и систем в ходе интенсивной начальной эксплуатации. Среди прочих сопутствующих факторов сказывалось и плохое состояние ремонтной базы на Севере и Тихом океане.
Усиленно практиковавшийся в постсоветское время подход по досрочному списанию не старых еще кораблей из-за нехватки средств на поддержание их в надлежащем состоянии нашел отражение в обвальном сокращении количества ходовых субмарин отечественного флота. Среди разделанных на металл оказались представители не только первого и второго послевоенных поколений, но и более позднего третьего. Это побудило общественность открыть дискуссию, а не слишком ли мы разбрасываемся, отправляя на слом дорогостоящую военно-морскую технику? Тем паче что подводных атомоходов третьего поколения промышленность построила не так уж и много – всего 38 кораблей пяти базовых проектов с 1975 по 2009 год.
Приводились следующие аргументы в обоснование программы модернизации сохранившихся кораблей. Многие из них обладают большим запасом ресурса по энергетической и другим системам, который еще можно выбрать в ходе последующей эксплуатации. А если длительный ремонт проводится в условиях судостроительного или судоремонтного завода, появляется возможность перевооружить старые корабли новейшими средствами поражения, тем самым значительно повысив их ударный потенциал. Именно по такому пути сейчас идет Министерство обороны применительно к подлодкам проектов 949А, 971.945 и др.
Опытовый корабль
Аналогичный подход можно применить и в отношении «Санкт-Петербурга», переоснастив его новейшим ракетным оружием («Калибр-М», «Циркон», «Буревестник» и т.д.). Что будет логично для уникального корабля, за большую новизну и экспериментальный характер бортового оборудования порой относимого отечественными аналитиками к опытовым. Это, конечно, преувеличение: «Лада» разрабатывалась как боевой корабль с главной задачей поиска и уничтожения вражеских субмарин.
Вместе с тем головной корабль проекта 677 уже фактически выполнил свое основное предназначение, послужив платформой для всесторонних испытаний опытных образцов перспективных систем. Согласно уверениям руководителей бюро «Рубин», «Санкт-Петербург» прошел все основные виды испытаний, подтвердив заложенные в него характеристики. Помимо уже упомянутого ГАК «Лира» среди оттестированного на его борту оборудования присутствуют следующие образцы, впервые опробованные на отечественных неатомных подлодках: необыкновенно малошумный гребной электродвигатель на постоянных магнитах СЭД-1; устройство быстрого заряжания торпедных аппаратов, позволяющее за считаные минуты выпустить по врагу весь боезапас из 18 ракет и торпед; боевая информационная система «Литий» на основе современных сетевых технологий повышенной надежности; инерциальный навигационный комплекс «Апассионата»; высокоавтоматизированный миниатюрный комплекс связи «Дистанция»; перископный комплекс непроникающего типа «Парус-98», дизель-генераторы постоянного тока; система азотного пожаротушения.
Интересным вариантом дальнейшего использования корабля станет оснащение воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ). Смысл таков: дооснащение субмарины дополнительным отсеком с ВНЭУ дает возможность увеличить продолжительность подводного плавания на малом ходу (3–5 узлов) в 2–3 раза, что повышает скрытность действий подводников на коммуникациях противника и вблизи его побережья. За прошлое десятилетие специалисты «Рубина» серьезно продвинулись по программе создания перспективной анаэробной энергетической установки для подводных лодок, построив и протестировав демонстратор технологий и береговой стенд. Следующим этапом должна стать установка опытного образца ВНЭУ на корабль-носитель, которым вполне может и «Санкт-Петербург».
Опробование ВНЭУ может пройти с использованием существующей свинцово-кислотной батареи, однако специалисты конструкторского бюро считают более продуктивным испытать ее в связке с перспективным йонлитиевым аккумулятором, выгодно отличающимся повышенной емкостью и способностью выдерживать повышенные токи заряда и разряда. Разумеется, для подобной комбинации потребуется подходящий по параметрам дизель-генератор. Словом, «Санкт-Петербург» еще очень рано списывать со счетов.
модернизировать или сдать в музей? / / Независимая газета
Борца с охотниками-убийцами рано списывать со счетов
«Санкт-Петербург» – самая малошумная среди наших дизель-электрических подлодок. Фото Натальи Семеновой
Проходящая опытную эксплуатацию подводная лодка Б-585 «Санкт-Петербург» вышла из Североморска в Кронштадт на плановое техническое обслуживание и модернизацию, сообщила 7 апреля пресс-служба Северного флота ВМФ России. Отправка самой малошумной среди отечественных дизель-электрических подлодок (ДЭПЛ) на Балтику – вынужденная мера, которая сильно скажется на защищенности атомных подводных крейсеров стратегического назначения (АПКСН) Северного флота на этапах выхода на простор Мирового океана и возвращения к месту постоянной дислокации.
Обладающий колоссальной разрушительной мощью стратегический крейсер – носитель межконтинентальных баллистических ракет нуждается в защите от иностранных многоцелевых субмарин (на Западе их называют hunter-killer – охотники-убийцы), часто подкарауливающих стального монстра на подступах к базе, где высоки шансы его обнаружения средствами гидроакустики. Если удача на стороне заморского капитана, он постарается маневром сесть на хвост, записать гидроакустический портрет своей добычи и в случае получения соответствующего приказа атаковать.
Задача сил ближней морской зоны – предотвратить подобный сценарий. Остающиеся в распоряжении североморцев ДЭПЛ проекта 877 способны справиться с задачей защиты АПКСН не столь эффективно, как «Санкт-Петербург», ведь тот в разы тише и обладает гораздо более мощной гидроакустикой. Как известно, «Санкт-Петербург» оснащен опытным образцом ГАК Л-01 «Лира» разработки ЦНИИ «Электроприбор» с квазиконформной шумопеленгаторной антенной большой площади и буксируемой гидроакустической антенной. По своему техническому уровню он существенно превосходит серийные гидроакустические комплексы семейства МГК-400 «Рубикон», что используются на ДЭПЛ предыдущих проектов 636 и 877 семейства «Варшавянка».
Остается надеяться, что в ближайшее время на Север выдвинется «Кронштадт» – вторая лодка, построенная АО «Адмиралтейские верфи» по проекту 677 «Лада» и проходящая заводские испытания в балтийских водах. Третий корпус – «Великие Луки» – достраивается, еще пара будет заложена в 2021–2023 годах. Сроки сдачи: 2020.2021 и 2025–2027 годы соответственно. Словом, подводных лодок-охотников у нас мало как сегодня, так и в обозримой перспективе, что требует грамотного распределения и использования имеющихся ресурсов.
Слагаемое морской мощи
Как и «Кронштадт», «Санкт-Петербург» проходил первый этап испытаний на Балтике. В ходе военно-морских учений против него действовали как надводные корабли Балтийского флота, так и ДЭПЛ предыдущего поколения, построенные по проекту 877 для отечественного флота и 636.1 для наших партнеров по военно-техническому сотрудничеству. Благодаря уникальному гидроакустическому комплексу и малым размерам в дуэльной ситуации «Санкт-Петербург» первым обнаруживал условного противника и в зависимости от обстановки мог уклониться от боя либо занять выгодную позицию и атаковать.
Летом 2013 года «Санкт-Петербург» совершил переход на Север для испытаний в глубоководных полигонах Баренцева и Белого морей. Здесь лодка действовала хорошо не только против условного, но и вероятного противника. В одном из походов она обнаружила американскую атомную субмарину типа Virginia и, оставаясь незамеченной, скрытно следила за ней в течение нескольких часов. А потом непрошеного гостя отогнали с пути следования наших стратегических крейсеров, он получил «импульсом по корпусу» – сигнал-требование убраться из занимаемого района.
Словом, повторилась история головной тихоокеанской «Варшавянки», которая в своем первом выходе «поймала лося» – средствами гидроакустики обнаружила и взяла в сопровождение американскую атомную субмарину типа Los Angeles.
Отечественные дизельные подлодки не единожды на деле демонстрировали свою ценность как важного слагаемого морской мощи государства. Они были и остаются лучшим средством в арсенале отечественного флота по противодействию атомным многоцелевым субмаринам блока НАТО, развернутым по периметру наших морских границ.
Межфлотский переход
Если переход на Север выполнялся скрытно – в подводном положении – с желанием выяснить, смогут ли противолодочные средства стран НАТО обнаружить и провести наш корабль, то обратно «Санкт-Петербург» движется на плаву в сопровождении судов вспомогательного флота. «Подводная лодка совершает межфлотский переход из Баренцева в Балтийское море. Она вышла из базы на Кольском полуострове в сопровождении спасательного буксирного судна «Памир», – говорится в сообщении пресс-службы СФ. – В настоящее время лодка идет в северной части Норвежского моря, ее сопровождает спасательный буксир «Николай Чикер».
Факт, что подлодка выполняет межфлотский переход в надводном положении, – не сенсация, подобные случаи отмечались и ранее. Смысл воздержания от ухода в глубину в том, чтобы вероятный противник не смог снять шумовой портрет «Санкт-Петербурга» в подводном положении, а в надводном таковой не представляет большой ценности. Вместе с тем экипаж получает возможность отработать задания по навигации, а также проверить работу бортового оборудования в режиме длительного пребывания в море, ведь переход продлится недели две. Кроме прочего в условиях пандемии COVID-19 командование может быть уверено: если все подводники отправились в поход здоровыми, то и сойдут на берег без вируса в легких. А ближе к майским праздникам пик заболеваемости в городе на Неве, как ожидается, пойдет на спад.
Ремонт скорее всего пройдет на АО «Кронштадтский морской завод» с привлечением специалистов конструкторского бюро «Рубин» и АО «Адмиралтейские верфи». Проводить работы на заводе – строителе корабля не представляется возможным: все цеха заняты различными заказами, включая заказы на строительство новых подлодок по проектам 636.3 и 677 для Тихоокеанского и Северного флотов.
Неизбежность ремонта
Как правило, подводные лодки третьего послевоенного поколения получали назначенный срок службы в четверть века при условии прохождения на мощностях специализированного предприятия восстановительного ремонта не реже одного раза за десятилетие (его проведение обычно занимает пару-тройку лет). «Санкт-Петербург» спустили на воду в 2004 году, а через шесть лет над ним взвился Андреевский флаг, началась опытная эксплуатация. Словом, необходимость ремонта назрела давно, оттягивание начала работ объясняется желанием флотского командования и промышленности провести как можно больший объем всевозможных испытаний до вынужденного перерыва. Подобный подход позволяет быстрее выявить конструктивно-производственные недостатки и устранить их – не только на головном корабле проекта, но и на серийных корпусах, пока те находятся на этапе строительства.
Как правило, ремонт в условиях специализированного предприятия начинается с постановки корабля в док для тщательного обследования стальных конструкций и корпусного насыщения с составлением подробного перечня работ по устранению отмеченных слабых мест. Пока Б-585 находилась на Балтике, она проходила докование по мере необходимости, а порой и возвращалась на завод-строитель для доработок. Из-за удаленности на Севере береговая инфраструктура менее развита, чем на Балтике, а боевых кораблей там базируется гораздо больше. За почти семь лет пребывания новейшей подлодки в Баренцевом море накопилась статистика эксплуатации и наполнился лист отказов различного оборудования. Отремонтировать его, а при необходимости заменить на более совершенное лучше всего в условиях ремонтного предприятия, расположенного вблизи конструкторского бюро и завода-строителя корабля.
Заметим: до недавних пор больше всего поводов для критики проекта 677 давал факт комплектации головного корабля несерийным оборудованием, включая множество единичных опытных образцов. Некоторые вышли из строя, другие – выработали ресурс, третьи – устарели морально и физически. «Санкт-Петербургу» требуется большой по объему ремонт, который может затянуться на несколько лет. Вместе с тем есть и элементы оборудования, сохранившие работоспособность, которые можно переставить на строящиеся корабли, тем самым ускорив их сдачу главному заказчику.
ВМФ нужны исправные боевые единицы, особенно столь продвинутые в техническом отношении борцы с охотниками-убийцами, как «Лада». Наличие в составе действующих сил флота передовых образцов военно-морской техники важно даже в единичных экземплярах, ибо они своим качеством меняют расклад сил в противостоянии с вероятным противником.
Строить или модернизировать?
Вскоре за сообщением флотской пресс-службы об отправке «Санкт-Петербурга» в ремонт отдельные аналитики поспешили с предложениями «больше не мучить» его, а сдать в музей. Логика следующая: многие из головных кораблей, построенных для советского флота, списывались в утиль раньше серийных по различным причинам: широкое использование в их конструкции и корпусном насыщении уникальных (несерийных) элементов, разрушение/повреждение корпуса, энергетической установки и систем в ходе интенсивной начальной эксплуатации. Среди прочих сопутствующих факторов сказывалось и плохое состояние ремонтной базы на Севере и Тихом океане.
Усиленно практиковавшийся в постсоветское время подход по досрочному списанию не старых еще кораблей из-за нехватки средств на поддержание их в надлежащем состоянии нашел отражение в обвальном сокращении количества ходовых субмарин отечественного флота. Среди разделанных на металл оказались представители не только первого и второго послевоенных поколений, но и более позднего третьего. Это побудило общественность открыть дискуссию, а не слишком ли мы разбрасываемся, отправляя на слом дорогостоящую военно-морскую технику? Тем паче что подводных атомоходов третьего поколения промышленность построила не так уж и много – всего 38 кораблей пяти базовых проектов с 1975 по 2009 год.
Приводились следующие аргументы в обоснование программы модернизации сохранившихся кораблей. Многие из них обладают большим запасом ресурса по энергетической и другим системам, который еще можно выбрать в ходе последующей эксплуатации. А если длительный ремонт проводится в условиях судостроительного или судоремонтного завода, появляется возможность перевооружить старые корабли новейшими средствами поражения, тем самым значительно повысив их ударный потенциал. Именно по такому пути сейчас идет Министерство обороны применительно к подлодкам проектов 949А, 971.945 и др.
Опытовый корабль
Аналогичный подход можно применить и в отношении «Санкт-Петербурга», переоснастив его новейшим ракетным оружием («Калибр-М», «Циркон», «Буревестник» и т.д.). Что будет логично для уникального корабля, за большую новизну и экспериментальный характер бортового оборудования порой относимого отечественными аналитиками к опытовым. Это, конечно, преувеличение: «Лада» разрабатывалась как боевой корабль с главной задачей поиска и уничтожения вражеских субмарин.
Вместе с тем головной корабль проекта 677 уже фактически выполнил свое основное предназначение, послужив платформой для всесторонних испытаний опытных образцов перспективных систем. Согласно уверениям руководителей бюро «Рубин», «Санкт-Петербург» прошел все основные виды испытаний, подтвердив заложенные в него характеристики. Помимо уже упомянутого ГАК «Лира» среди оттестированного на его борту оборудования присутствуют следующие образцы, впервые опробованные на отечественных неатомных подлодках: необыкновенно малошумный гребной электродвигатель на постоянных магнитах СЭД-1; устройство быстрого заряжания торпедных аппаратов, позволяющее за считаные минуты выпустить по врагу весь боезапас из 18 ракет и торпед; боевая информационная система «Литий» на основе современных сетевых технологий повышенной надежности; инерциальный навигационный комплекс «Апассионата»; высокоавтоматизированный миниатюрный комплекс связи «Дистанция»; перископный комплекс непроникающего типа «Парус-98», дизель-генераторы постоянного тока; система азотного пожаротушения.
Интересным вариантом дальнейшего использования корабля станет оснащение воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ). Смысл таков: дооснащение субмарины дополнительным отсеком с ВНЭУ дает возможность увеличить продолжительность подводного плавания на малом ходу (3–5 узлов) в 2–3 раза, что повышает скрытность действий подводников на коммуникациях противника и вблизи его побережья. За прошлое десятилетие специалисты «Рубина» серьезно продвинулись по программе создания перспективной анаэробной энергетической установки для подводных лодок, построив и протестировав демонстратор технологий и береговой стенд. Следующим этапом должна стать установка опытного образца ВНЭУ на корабль-носитель, которым вполне может и «Санкт-Петербург».
Опробование ВНЭУ может пройти с использованием существующей свинцово-кислотной батареи, однако специалисты конструкторского бюро считают более продуктивным испытать ее в связке с перспективным йонлитиевым аккумулятором, выгодно отличающимся повышенной емкостью и способностью выдерживать повышенные токи заряда и разряда. Разумеется, для подобной комбинации потребуется подходящий по параметрам дизель-генератор. Словом, «Санкт-Петербург» еще очень рано списывать со счетов.
Музей «Подводная лодка С-189»: фото, адрес, стоимость
Один из самых необычных музеев Петербурга – музей «Подводная лодка С-189». Долгое время субмарина числилась в составе Северного флота, принимала участие в длительных походах, испытаниях новых разновидностей торпед и ракет.
Подлодка с честью выдержала 35-летнюю службу в суровых климатических условиях, но в девяностых годах она едва не погибла на одном из причалов Кронштадта. Легендарная субмарина оказалась на так называемом кладбище кораблей, где постепенно ее разрушали «охотники за металлом». В 1999 году в обшивке С-189 появилась пробоина, и подлодка легла на дно Купеческой гавани.
Казалось, что история корабля завершена самым печальным образом, но с С-189 произошел счастливый случай. Бизнесмен и бывший офицер подводного флота России А. Артюшин профинансировал подъем лодки и ее ремонт Канонерским заводом Петербурга. Обшивка лодки была заменена, полностью восстановлены интерьеры.
Энтузиасты убедили петербургские власти выделить под вечную стоянку С-189 место на набережной лейтенанта Шмидта. В 2010 году состоялось открытие музея «Подводная лодка С-189», ставшего настоящим возрождением корабля.
Сотрудниками музея стали бывшие подводники, знающие все о субмаринах и специфике службы на них. Некоторые из экскурсоводов были моряками С-189, и они сами являются частью истории этого корабля.
Экскурсии в музее «Подводная лодка С-189» совершенно уникальны. Посетители, попадающие на борт, временно становятся частью команды субмарины, и они должны четко выполнять указания старших по званию. Экскурсия превращается в интереснейшее приключение в атмосферном морском антураже.
Гости увидят, что представляют собой все помещения подлодки: кубрики, каюты, кухня, капитанский мостик. Нужно заранее приготовиться к тому, что внутри корабля тесно. Чтобы моряки и посетители не набили себе шишек, все торчащие металлические части тщательно покрыты поролоном. Нужно учитывать также, что высокий человек не сможет полностью разогнуться в подлодке.
Сразу после спуска через основной люк в подлодку, гости оказываются в кормовом торпедном отсеке. Отсюда и стартует осмотр экспозиций. Поражает, как в этих маленьких помещениях и узких коридорах могло находиться 56 человек – такова была численность экипажа С-189 во время морских походов. Долгие месяцы моряки проводили в таких условиях на огромной глубине.
Посетители проходят к перископу, чтобы посмотреть на Петербург с борта подлодки. Город предстает в весьма неожиданном ракурсе.
Экскурсовод обязательно рассказывает об истории субмарин класса С-189. Эти подлодки оснащали электро-дизельными моторами и четырьмя торпедами. На вооружение С-189 была принята в 1950 году, с тех пор было выпущено 215 боевых единиц.
Прочность и надежность подлодки была настолько высокой, что правительство КНР приобрело в середине 70-х годов лицензию на производство этой субмарины. В Китае было выпущено 20 единиц подлодок.
На С-189 семь отсеков, последним из которых является кормовой. Именно с него туристы и начинают осмотр. Это оружейный отсек, в котором находятся торпеды. Рядом распложен шестой отсек-убежище, в котором матросы прячутся после пуска ракеты. Пятый отсек – двигательный, здесь находятся дизельные моторы мощностью в 2 тыс. л.с. В четвертом, третьем и втором отсеках матросы спят, готовят и принимают пищу. Первый отсек – оружейный, в нем находится 2 дополнительные торпеды.
Всех посетителей удивляет замкнутый мир, в котором они оказываются. Здесь возникает ощущение, что «большой земли» не существует, есть только бесконечная морская гладь. Эффекта полного погружения создателям музея удалось добиться благодаря тщательному воссозданию подлинной обстановки на борту советской субмарины.
Экскурсовод не перегружает туристов технической информацией, добавляет в свой рассказ забавные истории из жизни подводников.
Посетители музея узнают много мелочей, которые помогали морякам налаживать более-менее сносный быт в крайне сложных условиях. Например, чтобы хлеб не покрыла плесень, корку пропитывали спиртом. Гости увидят огромные аккумуляторы, морские рации, гидролокационные приборы, аппараты шумоподавления, оснащение капитанской и офицерской кают, кают-компанию.
В музее «Подводная лодка С-189» нет неинтересных вещей. Вряд ли где-то еще у вас получится увидеть гирокомпас, пеленгатор или торпеду.
Видеоэкскурсия по музею-подводной лодке С-189:
Какие корабли будут участвовать в параде в день ВМФ в Санкт-Петербурге? | Армия | Общество
В день Военно-морского флота РФ — 26 июля 2020 года — в нескольких российских городах пройдут военно-морские парады. Также торжество пройдет в сирийском порту Тартус, где базируются ВМФ России в Средиземном море. Главный парад по традиции будет в Санкт-Петербурге и Кронштадте. В нем примут участие 46 кораблей и подводных лодок, более 40 единиц авиации и более 4 000 военных.
Как будет проходить парад в Санкт-Петербурге 26 июля 2020 года?
Начнется торжество в 10:00 по московскому времени у крейсера «Аврора» с церемонии поднятия Андреевского флага и пушечных залпов. Сам же парад стартует в 11:00.
Корабли пройдут плотным строем: между малыми лодками расстояние составит 30 метров, а между большими — 185,2 метра. Суда пройдут по Неве, перед Благовещенским мостом выстроятся в кильватерный строй (прямую линию), после чего пойдут против течения реки со скоростью 16 км/ч. Завершится торжественный проход под разведенными створами Дворцового моста.
Ожидается, что принимать торжественный парад будут президент России Владимир Путин и главнокомандующий Военно-морским флотом РФ адмирал Николай Евменов.
Помимо основного парада, будет представлен и так называемый статистический. Некоторым кораблям трудно развернуться на Неве, поэтому они выстроятся вдоль петербургских набережных и будут стоять на якорях.
Из-за ограничительных мер, введенных в связи с пандемией, желающим посмотреть парад с набережных Невы придется обзавестись защитными масками и перчатками. Как сообщил заместитель председателя комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга Игорь Любченко, зрителей будут пускать только при наличии средств индивидуальной защиты.
Кронштадская часть парада будет закрыта для публики. К Южной стене смогут попасть только ветераны, военнослужащие и члены их семей. Сам остров на время также закроют для автомобилистов (за исключением местных жителей), попасть туда можно будет только на общественном транспорте.
Какие корабли можно будет увидеть на параде?
Традиционно парад будет открывать парусник XVII века — ботик Петра I «Фортуна». Это единственный сохранившийся до наших дней корабль потешной флотилии императора. Рассчитан ботик на пять пар весел, однако они не сохранились, а в средней части сделана наметка для установки мачты. Корабль покидает стены музея лишь один раз в году, чтобы возглавить суда в день ВМФ. Однако спускать ботик Петра на воду не будут: чтобы не рисковать ценным экспонатом, его продемонстрируют с борта современного катера.
Также во время парада покажут копию линейного 54-пушечного корабля 4-го ранга «Полтава», первого в истории российского флота судна. Он был построен в 1712 году и стал первым линейным кораблем, заложенным и построенным в адмиралтействе Санкт-Петербурга. Входил в состав Балтийского флота, до окончания Великой Северной войны принимал участие в шести морских кампаниях, а позднее участвовал в практических плаваниях Кронштадской эскадры в Балтийском море.
Из современных кораблей в параде примет участие первый серийный фрегат «Адмирал флота Касатонов». Это российский многоцелевой фрегат проекта 22350, рассчитанный на экипаж в 180-210 человек и оснащенный управляемым ракетным вооружением дальней морской и океанской зон действия. Назван в честь адмирала флота Владимира Касатонова. Судно было заложено 26 ноября 2009 года на петербургском судостроительном предприятии «Северная верфь», спущено на воду 12 декабря 2014 года, введено в эксплуатацию 21 июля 2020 года и приписано к порту Североморска. Полное водоизмещение корабля составляет 5,4 тонны, длина кормы — 135 метров, ширина — 16,4 метра, а осадка — 4,53 метра. Фрегат оснащен дизель-газотурбинным агрегатом из двух форсажных и двух маршевых дизельных двигателей и способен развивать скорость до 29,5 узла (около 56,4 км/ч), его суммарная мощность на полном ходу достигает 65,4 тысячи лошадиных сил. «Адмирал флота Касатонов» может находиться в автономном плавании до 30 суток, а дальность плавания при скорости в 14 узлов составляет 4,5 тысячи морских миль.
Также на параде 26 июня 2020 года покажут большой противолодочный фрегат проекта 1155 «Вице-адмирал Кулаков». Корабль был заложен 4 ноября 1977 года, спущен на воду 16 мая 1980 года, введен в эксплуатацию 29 декабря 1981 года. Позднее его модернизировали и вновь приняли в состав ВМФ России в октябре 2010 года. «Вице-адмирал Кулаков» также приписан к порту Североморска. Полное водоизмещение судна составляет 7,6 тысячи тонн, длина — 163,5 метра, ширина — 19 метров, осадка — 7,8 метра. Фрегат оснащен двумя маршевыми и двумя форсажными газовыми турбинами, а также четырьмя газотурбогенераторами. Общая мощность корабля равна 62 тысячам лошадиных сил, а максимальная скорость хода — 30 узлам (около 55,5 км/ч). В автономном плавании «Вице-адмирал Кулаков» способен находиться 30 суток, а дальность плавания составляет 6,4 тысячи морских миль. Для обслуживания фрегата необходим экипаж из 275 человек.
В параде примет участие и подводная лодка Б-274 «Петропавловск-Камчатский» — дизель-электрическая подводная лодка проекта 636.3 «Варшавянка», входящая в состав Тихоокеанского флота ВМФ России и являющаяся седьмым кораблем проекта. Название судно унаследовало от стратегической атомной подводной лодки К-211. Строительство субмарины началось 28 июля 2017 года, 28 марта 2019 года ее спустили на воду, а 25 ноября того же года она вступила в эксплуатацию. Подводное водоизмещение корабля составляет 3,95 тысячи тонн, длина — 73,8 метра, ширина — 9,9 метра, а осадка — 6,2 метра. На подлодке установлены два дизель-генератора, которые питают главный электродвигатель мощностью 5,5 тысячи лошадиных сил, электродвигатель экономического хода на 190 лошадиных сил, а также два резервных электродвигателя по 102 лошадиные силы каждый. Максимальная подводная скорость составляет 20 узлов (около 37,4 км/ч), а надводная — до 17 узлов (около 30 км/ч). Рабочая глубина корабля — 240 метров, а максимальная — 300 метров. В автономном плавании «Петропавловск-Камчатский» может находиться до 45 суток с экипажем в 52 человека.
Зрители парада в Санкт-Петербурге смогут увидеть и малый ракетный корабль «Мытищи». Это первый головной корабль серии, выпущенный в рамках проекта 22800 «Каракурт». Был заложен 24 декабря 2015 года, спущен на воду 29 июля 2017 года, а введен в эксплуатацию 17 декабря 2018 года. Полное водоизмещение судна составляет 870 тонн, длина — 67 метров, ширина — 11 метров, осадка — 4 метра. На корабле установлены три дизельных двигателя мощностью по 8 тысяч лошадиных сил каждый, а также три дизель-генератора. Максимальная скорость хода составляет 30 узлов (около 55,5 км/ч), а дальность плавания — 2,5 тысячи морских миль. Корабль может пребывать в автономном плавании 25 суток и рассчитан на экипаж в 39 человек.
Также парадным строем по Неве пройдут большие гидрографические катера «Георгий Зима» и «Михаил Казанский», малые ракетные корабли «Советск» и «Великий Устюг», ракетный катер «Дмитровград», морские тральщики «Владимир Емельянов» и «Александр Обухов», базовый тральщик «БТ-115», рейдовый тральщик «РТ-57», десантные катера «Иван Пасько», «Алексей Баринов» и «Д-172», противодиверсионные катера «Юнармеец Дагестана», «Юнармеец Каспия», «Валерий Федянин», «Евгений Колесников», «Юнармеец Балтики», «Нахимовец», «Юнармеец Заполярья», «Юнармеец Беломорья».
На Кронштадтском рейде пройдут подводная лодка «Старый Оскол», большие десантные корабли «Минск», «Королев», корвет «Стойкий», патрульный корабль «Василий Быков», малые противолодочные корабли «Казанец», «Уренгой», «Ливень», «Пассат», «Чувашия», большой десантный корабль «Петр Моргунов», океанографическое исследовательское судно «Адмирал Владимирский», атомный подводный ракетоносный крейсер «Орел».
Среди участников статичного парада, помимо парусника «Полтава», фрегата «Адмирал Касатонов» и малого ракетного корабля «Мытищи», можно будет увидеть малый ракетный корабль «Серпухов», корвет с управляемым ракетным оружием «Бойкий», дизель-электрическую подводную лодку Б-585 «Санкт-Петербург».
Подробнее ознакомиться с программой парада в честь дня ВМФ, посмотреть схемы построения кораблей, пролета авиатехники, расположения пешей части парада и т. п. можно на официальном сайте.
Подводная лодка Д-2 (Санкт-Петербург): myauu — LiveJournal
Подводная лодка Д-2 (Санкт-Петербург)Памятник установлен в Санкт-Петербурге рядом с территорией выставочного комплекса Ленэкспо (Шкиперский проток, дом 10).
Проехать к памятнику можно на городском общественном транспорте, более десяти маршрутов которого проходят в непосредственной близости.
Остановка Шкиперский проток (улица Наличная).
Доступ платный, внутри можно трогать, лазить, крутить штурвалы, нажимать кнопки. Сотрудники лояльны.
Музей является филиалом Центрального военно-морского музея.
Работает с 11 до 18 (касса до 17). Выходные дни: понедельник и вторник. Последний четверг месяца — санитарный день.
В 400 метрах к югу от лодки, расположен другой военно-морской мемориал — Торпедный катер пр.123-К.
Дата съёмки — 03 мая 2014 года.
01.
все фото кликабельны до 3648х2736
02. Подводная лодка Д-2 «Народоволец» — один из первых подводных кораблей советской постройки.
(источник)
Торжественная закладка подводных лодок I серии «Декабрист», «Народоволец» и «Красногвардеец» состоялась 5 марта 1927 года на Балтийском заводе в Ленинграде.
В 1933 году три балтийские лодки перешли по только что открытому Беломорско-Балтийскому каналу в Заполярье, став первыми подводными кораблями Северной военной флотилии (с 1937 года — Северный флот)
В 1934 и 1935 годах Д-2 совершила походы к Новой Земле, в 1936 году вместе с подводной лодкой Д-1 впервые в истории подводного флота прошла проливом Маточкин Шар в Карское море.
В 1939 году она обеспечивала радиосвязь трансконтинентального беспосадочного перелета В. К. Коккинаки в США.
22 сентября 1939 года Д-2 прибыла из Полярного в Ленинград для капитального ремонта и модернизации.
Здесь ее и застала Великая Отечественная война.
17 августа 1941 года подводная лодка была включена в состав Краснознаменного Балтийского флота.
За годы войны Д-2 под командованием Р. В. Линденберга совершила четыре боевых похода, потопив 14 октября 1942 года транспорт «Якобус Фрицен» (Jacobus Fritzen) и, возможно, 26 октября 1944 года транспорт «Нина» (Nina), а также повредив 19 октября 1942 года железнодорожный паром «Дойчланд» (Deutschland).
После войны лодка выполняла на Балтике учебные задачи.
В 1956 году Д-2, как устаревшая, была выведена из боевого состава флота и переоборудована в учебно-тренировочную станцию УТС-6.
До 1987 года здесь отрабатывались приемы выхода экипажа из затонувших подводных лодок, борьба с пожаром и водой.
2 сентября 1994 года мемориальный комплекс «Подводная лодка Д-2 «Народоволец»» был торжественно открыт для осмотра как филиал Центрального военно-морского музея.
03.
Основные тактико-технические элементы подводной лодки | |
---|---|
Водоизмещение | в надводном положении — 940 т, в подводном — 1240 т |
длина | 76,6 м |
ширина | 6,4 м |
Энергетическая установка | два дизеля мощностью по 1100 л. с., два электродвигателя мощностью по 525 л. с. |
Скорость | в надводном положении — 15 узлов (около 27,8 км/ч), в подводном — 9 узлов (около 16,7 км/ч) |
предельная глубина погружения | 90 м |
Экипаж, чел | 53 |
04.
Главное вооружение состояло из шести носовых и двух кормовых торпедных аппаратов калибра 533 мм, выстреливающих торпеды при помощи сжатого воздуха.
Запас торпед — 14 штук.
Артиллерийское вооружение первоначально состояло из двух орудий Б-2 калибра 102 мм (четыре дюйма).
Впоследствии кормовую пушку заменили на 45-мм полуавтоматическое орудие 21-К, а носовую на 100-мм Б-24.
05. Перед рубкой установлено орудие калибра 100 мм, в задней части рубки, за съёмными щитами — 45-мм орудие.
Места установки орудий хорошо видны по характерным полукруглым расширениям палубы, необходимым для обеспечения возможности ведения орудийными расчётами стрельбы в различных направлениях.
06. Носовая 100-мм корабельная пушка образца 1936 года Б-24.
07. Носовой торпедный аппарат с имитацией момента выхода торпеды.
Два других правых носовых ТА расположены чуть выше, хорошо видны, но, по всей видимости, заварены.
08. Для всплытия и погружения подводная лодка использует балластные цистерны и складные горизонтальные рули.
Рули используются при движении лодки для быстрого изменения глубины погружения.
Передний горизонтальный руль в разложенном положении.
09. Балластные цистерны необходимы для балансировки лодки, изменения запаса её плавучести.
Набор в них воды ведёт к уменьшению запаса плавучести, соответственно, лодка погружается.
Продувка балластных цистерн (вытеснение воды сжатым воздухом) приводит к всплытию лодки.
Механизм кингстона носовой балластной цистерны через который вода входит и выходит из балластной цистерны. (кусочек его решётки, так же виден на фото 7)
10. Чтобы попасть внутрь проходим в музей.
Покупаем билеты, осматриваем экспозицию, ждём экскурсовода.
11. На экскурсии нам рассказывают о назначении отсеков лодки.
- Прочный корпус лодки разделяется водонепроницаемыми переборками на семь отсеков:
- первый — носовой торпедный отсек, в который выходили трубы шести торпедных аппаратов и хранились запасные торпеды, служил еще и матросским кубриком;
- во втором отсеке находилась радиостанция, а под настилом размещалась группа аккумуляторов, обеспечивавших работу электродвигателей;
- в третьем отсеке располагались вторая и третья группы аккумуляторов, над ними — жилые помещения командного состава, кают-компания и камбуз, а по бортам и под аккумуляторами — топливные цистерны;
- четвертый отсек был отведен под центральный пост, откуда производилось управление кораблем;
- в пятом отсеке находилась четвертая группа аккумуляторов и масляные цистерны, а над аккумуляторами располагалось жилое помещение старшин;
- шестой отсек занимали главные дизели, обеспечивавшие ход в надводном положении;
- в седьмом отсеке располагались гребные электродвигатели для подводного хода, сюда же выходили трубы двух кормовых торпедных аппаратов.
Задняя крышка носового торпедного аппарата номер 6 в первом отсеке.
12. Экспозиция в одной из кают командного состава в третьем отсеке
13. В четвёртом отсеке находятся основные посты управления кораблём.
Например штурвальные тумбы горизонтальных рулей (младший пытается подвинуть руль с фото 8)
14. В том же отсеке можно подняться в рубку.
15. И посмотреть в перископ.
Я был уверен, что в перископ смотрят двумя глазами.
Но это не так, окуляр там только один.
16. В шестом отсеке стоят огромные дизели.
17. Для передачи команд об изменении скорости движения лодки применялся машинный телеграф.
18. Младший осматривает кормовую переборку прочного корпуса в седьмом отсеке.
С обоих сторон от него — кормовые торпедные аппараты.
19. Рядом с лодкой расположен закладной камень от памятника другой лодке.
Под замазанным обещание поставить его к 19 марта 2006 года.
Но что-то пошло не так.
Ссылки:
Wikimapia
Панорама на Yandex — снято внутри лодки!
KMZ-файл
Координаты:
59°55’58.67″С
30°13’59.70″В
Tour Submarine S 189 Museum в Санкт-Петербурге
Это уникальная индивидуальная экскурсия по Санкт-Петербургу, Россия, не упустите возможность забронировать ее!
Советские торпедные дизель-электрические подводные лодки проекта 613 среднего водоизмещения были первым и самым массовым типом подводных лодок, построенных после Великой Отечественной войны.
Технический проект был разработан ЦКБ-18 (ныне ЦКБМ «Рубин») и утвержден Советским правительством в августе 1948 года.Первая подводная лодка была спущена с завода «Красное Сормово» в октябре 1950 г. и принята на вооружение ВМФ в 1951 г. В период с 1951 по 1958 г. еще двести пятнадцать единиц ПЛ проекта 613 были изготовлены в СССР и 21 единица — в России. Китай.
Эти подводные лодки несли службу на всех флотах ВМФ СССР. Их основная цель заключалась в проведении боевых действий против боевых кораблей и транспортных кораблей противника, постановке мин и проведении разведки. Они несли боевое дежурство в океанах и морях до конца 80-х годов ХХ века.Они также использовались для испытаний нового вооружения и служили центрами подготовки личного состава.
Общие военные характеристики:
• Водоизмещение надводное — 1050тн
• Водоизмещение — подводное — 1350тн
• Длина — 76м
• Ширина — 6,3м
• Глубина погружения — 200м
• Состав — 54 98 офицеров)
• Автономность — 30 суток
• Бесперебойная подводная выносливость — 200 часов
• Максимальная надводная скорость — 18,25 узлов
• Максимальная скорость под водой — 13,1 узла
• Дальность надводного плавания при 10 узлах — 8580 миль
• Подводная дальность при 2 узлах — 350 миль
Силовая установка:
• 2 дизеля по 2000 л.с.
• 2 ГД по 1350 л.с.
• 2 крейсерских электродвигателя по 50 л.с.
Вооружение:
• 4 носовых и 2 кормовых 533-мм торпедных аппарата.
• Боекомплект: 12 торпед или 22 мины.
• Одна 57-мм двуствольная артиллерийская установка.
Правила посещения музея:
• На подводную лодку не допускаются лица в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, дети до 14 лет, не находящиеся под присмотром взрослых.
• На борту подводной лодки запрещается курить или использовать открытый свет, приносить и распивать алкоголь,
• Приносить стеклянные бутылки.
• Входить в закрытые помещения.
Этот тур проведет для вас один из лучших гидов Санкт-Петербурга! Забронируйте у нас более одного тура, чтобы получить отличную скидку!
Ознакомьтесь с отзывами наших гостей.
В стоимость входит профессиональный гид на три часа, такси (в обе стороны), билеты в музей подводных лодок для всех желающих.
Размер группы (количество человек). Цена на человека.
Пожалуйста, заполните форму для этого конкретного тура или свяжитесь с нами любым удобным для вас способом.
Мы будем рады скорректировать любой из предлагаемых нами туров в соответствии с вашими предпочтениями и пожеланиями.
Музей подводной лодки «Народоволец Д-2» в Санкт-Петербурге
Введенная в состав Балтийского флота в 1931 году, «Народоволец» представляла собой дизель-электрическую подводную лодку-торпедоносец, которая во время Второй мировой войны участвовала в четырех боевых вылетах, совершив 12 торпедных атак и потопив четыре корабля противника. С 1993 года «Народоволец» монтируется в бетон у Шкиперского канала как памятник героизму подводников Балтийского флота.Экскурсии проводят посетителей через аутентичные интерьеры подводной лодки, давая посетителям возможность получить полный практический опыт жизни на борту в первой половине 20-го века.
Народовольский музей сумбарины
Историческая подводная лодка, доступная для публики
Интерьер подводной лодки-музея
Отсек торпедной установки в подводной лодке-музее
Машинное отделение подводной лодки Д-2 Народоволец
Место нахождения: | , Шкиперский проток, 10, |
---|---|
Метро: | Приморская |
Телефон: | +7 (812) 356-5266 |
Открыт: | Ежедневно с 10:00 до 18:00 |
Выходной: | Понедельник и Вторник |
Веб-сайт: | http: // navalmuseum.ru / filials / narodovolec |
Входной билет: | Взрослый: 350 руб. Студент: 200,00 руб. |
Фото и видео: | Бесплатно |
Примечание для людей с ограниченными возможностями: | Не подходит для посетителей в инвалидных колясках или лиц с ограниченными возможностями движения |
РЕСТОРАНЫ: Выбор редакции
,