Почему железногорск закрытый город – Железногорск (Красноярский край) — Википедия

Содержание

Железногорск (Красноярский край) — Википедия

Железного́рск — город (с 1954) в Красноярском крае России. Административный центр закрытого административно-территориального образования и одноимённого городского округа.

Город расположен на берегах небольших рек Кантат и Байкал (в правобережной части бассейна реки Енисея) в предгорьях Атамановского хребта — отрога Саян, в 25 км к северо-востоку от Красноярска[2].

26 февраля 1950 года было издано постановление Совета Министров СССР, подписанное И. В. Сталиным, о строительстве Комбината № 815 (будущий ГХК), комплекса по производству оружейного плутония. Секретный комплекс и закрытый город при нём строили подразделения Минобороны, МВД и заключённые ГУЛАГа.

29 мая 1950 года по распоряжению МВД СССР (приказ № 00336) создаётся исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ) «Гранитный». Силами заключённых с мая по октябрь велось строительство внешней железнодорожной ветки протяжённостью 51 километр по маршруту «станция Базаиха Красноярской железной дороги — Соцгород». Введение в строй железной дороги дало возможность оперативно доставлять грузы на строительные площадки рабочего посёлка и комбината.

Одновременно, летом 1950 года, начинаются работы по подготовке горнопроходческих работ в скальном массиве, предназначенном для размещения Комбината № 815.

9 октября 1950 года издан приказ МВД СССР № 0684 о передаче ИТЛ «Гранитного» в состав управления строительства горно-металлургических предприятий МВД СССР. Этот ИТЛ явился, в основном, базой формирования ИТЛ Полянский. В составе Полянского ИТЛ в разное время было сформировано до 10 лагерных отделений. Численность лагерных отделений была разная, от нескольких сотен до 5000 человек. Максимальная величина количества заключённых во всех лагерных отделениях составляла суммарно по официальным данным около 70 тысяч человек.

Схема расположения лагерных отделений Полянского ИТЛ на строительстве Красноярск-26

К 1953 году стройка приобрела широкий масштаб. Вступили в строй деревообрабатывающий комбинат, кирпичный и бетонные заводы, были разработаны песчано-гравийные карьеры. В городской черте появились 234 жилых дома, кинотеатр, три школы, три столовых, детский сад, больничный городок.

К 1956 году была подведена внутренняя ведомственная железная дорога к достраиваемому ГХК, который был сдан в эксплуатацию в 1958 году. Он был размещён под землёй (в массиве горы) на глубине до 200—300 метров и проектировался таким образом, чтобы выдерживать даже ядерные удары. Система производственных и транспортных тоннелей ГХК сопоставима с московским метро. Подземные залы достигают 55 м в высоту[3]. Производимое реактором тепло использовалось для отопления города[4].

17 марта 1954 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий посёлок Комбината № 815 получает официальный статус города и имя: Железногорск — для закрытой переписки, партийных и советских органов, Красноярск-26 — для открытой переписки. Его также называли «Соцгород», «Девятка», «п/я 9», «Атомград».

В 1964 году был введён в действие подземный радиохимический завод для переработки облучённого урана. К 1985 году под Енисеем на глубине 40 м был проложен тоннель для перемещения радиоактивных отходов на полигон их захоронения (в настоящее время тоннель не используется по назначению)[3].

Особый статус город получил в связи с секретными градообразующими предприятиями оборонной (атомной и, позже, космической) промышленности.

Вокруг ЗАТО устроено охраняемое ограждение с ограниченным количеством контрольно-пропускных пунктов (КПП) для проезда в город. Посещение территории осуществляется по специальным разрешениям (пропускам).

Кроме города, в состав ЗАТО входят четыре населённых пункта — пгт Подгорный и посёлки Тартат, Новый Путь, Додоново и деревня Шивера.

Глава ЗАТО г. Железногорск — Игорь Германович Куксин[5] (с 27 февраля 2018 года).

Численность населения
1979[6]1992[6]1996[6]2001[6]2002[7]2003[6]2005[6]
86 200↗97 500↘94 100↗94 700↘93 875↗93 900↗94 200
2007[6]2008[6]2009[8]2010[9]2012[10]2013[11]2014[12]
↘93 900↘93 700↘93 226↘84 795↘84 686↗84 943↘84 930
2015[13]2016[14]2017[15]2018[1]
↘84 860↘84 543↘84 144↘83 857

На 1 января 2019 года по численности населения город находился на 198 месте из 1115

[16]городов Российской Федерации[17].

В городском общественном транспорте имеется несколько маршрутов[22] муниципальных автобусов: № 1, 3, 5, 6, 9, 10, 14, 22, 32, 44, а также такси. С 1 января 2018 г. введен коммерческий автобусный маршрут № 2; ранее существовавшие коммерческие маршруты № 11, 12, 13, 12п с 01.01.18г. были отменены.

Пригородные и междугородные маршруты:

ТЭА — Транспортно-экспедиционное агентство.

  • Маршрут № 21 ТЭА — пос. Додоново
  • Маршрут № 28 ТЭА — пос. Новый путь
  • Маршрут № 119 ТЭА — Сосновоборск
  • Маршрут № 190 ТЭА — пос. Подгорный
  • Маршрут № 193 ТЭА — Балчуг
  • Маршрут № 191 ТЭА — через мкрн. Ленинградский — Красноярск, Предмостная площадь
  • Маршрут № 189 ТЭА — Красноярск, Железнодорожный вокзал
  • Маршрут № 522 ТЭА — Шивера

В пределах ЗАТО с 1958 действует служебная линия городской электрички (внутригородского электропоезда), часть пути которой проходит в тоннеле. Линия используется только для доставки рабочих на территорию ГХК.

Линия имеет длину 30 километров (в том числе пять километров под землёй) и три станции («Соцгород», «Вольная», «Комбинат»), последняя из которых сооружена подземной, близкой к стандартам метрополитена.

Линия начинается в Красноярске на станции Базаиха Красноярской железной дороги ОАО РЖД. Ранее электрификация начиналась у юго-западной границы ЗАТО, вблизи посёлка Тартат, сейчас укорочена и начинается на станции «Соцгород». Линия проходит через основной жилой массив города, далее идёт вдоль берега Енисея, затем скрывается в подземном тоннеле горно-химического комбината[23].

В качестве подвижного состава используется четыре восьмивагонных электропоезда постоянного тока ЭР2Т («электричек»)[24].

Проектные организации[править | править код]

  • Красноярский филиал Акционерного общества «Государственный специализированный проектный институт» (КФ АО «ГСПИ»)
  • Открытое акционерное общество «Сибирский институт проектирования предприятий машиностроения» (ОАО «СибПромПроект»)

Образование[править | править код]

  • Количество детских дошкольных учреждений: 34[25]
  • В городе есть 19 учреждений для получения среднего (полного) общего образования[25]:
    • 9 школ: 90, 93, 95, 97, 98, 100, 101, 104, 106[25];
    • два лицея: 102, 103[25];
    • две гимназии: 91[26], 96[25];
    • специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат VIII вида[25];
    • санаторно-лесная школа № 180[25].
    • Краевая государственная общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования по работе с одарёнными детьми «Школа космонавтики»
    • Норильский кадетский корпус
  • Учреждения высшего и профессионального (начального и среднего) образования
    • Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России
    • Техникум инновационных промышленных технологий и сервиса
  • Учреждения дополнительного образования
    • Городской дворец творчества детей и молодёжи[27]
    • Станция юных техников[28]
    • Детская школа искусств им. М. П. Мусоргского[29]
    • Детская художественная школа
    • Детский эколого-биологический центр (Станция юных натуралистов)[30]
    • Три детско-юношеских спортивных школы
    • Детско-юношеский центр «Патриот»
    • Детский оздоровительно-образовательный центр «Горный»[31]
    • Детский оздоровительно-образовательный центр «Орбита»[32]
Площадь Ленина и Дворец Культуры

В 2010 году Железногорск являлся «Культурной столицей Красноярского края»[33].

Библиотеки[править | править код]

  • Центральная городская библиотека имени М. Горького (ул. Крупской, 8)
    • Библиотека № 1 (городская детская библиотека им. А. П. Гайдара) (пр. Курчатова, 11)
    • Библиотека № 2 (пр. Ленинградский, 73)
    • Библиотека № 3 (ул. Свердлова, 51а)
    • Библиотека № 4 (пр. Ленинградский, 37)
    • Библиотека № 5 (ул. Толстого, 19)
    • Библиотека № 6 (ул. Ленина, 3)
    • Библиотека № 7 (Шивера)
    • Библиотека № 8 (Додоново)
    • Библиотека № 9 (Новый Путь)
    • Библиотека № 10 (Тартат)
    • Библиотека № 11 (Подгорный)
  • Научно-техническая библиотека АО «ИСС» имени академика М. Ф. Решетнёва
  • Научно-техническая библиотека ГХК
  • Отдел письменных источников Музейно-выставочного центра

Музеи[править | править код]

  • Музейно-выставочный центр (открыт с 1988 года, адрес: г. Железногорск, ул. Свердлова,68)
  • Музей Горно-Химического комбината (открыт 26 февраля 2010 года)
  • Музей Археологии, филиал Музейно-выставочного центра в пос. Подгорном

Театры[править | править код]

Парки[править | править код]

Другие культурные объекты[править | править код]

Памятники[править | править код]

  • Мемориал Победы. Худ. В. А. Григорьев, арх. Н. Анипенко. Открытие: 09.05.1980 г.
  • Памятник В. И. Ленину (на площади им. В. И. Ленина). Скульптор Е. И. Белостоцкий (г. Киев), постамент — арх. Л. И. Кузнецов. Открытие: 22.04.1960 г.
  • Памятник М. Ф. Решетнёву. Скульптор Ю. В. Злотя, заслуженный художник РФ; архитектор Н. Г. Анипенко, заслуженный архитектор РФ. Открытие: 10.11.2007 г.
  • Памятник П. Т. Штефану. Скульптор О. В. Гринев, профессор, член Союза художников России; архитектор А. Б. Касаткин, член Союза архитекторов России. Открытие: 10.08.2012 г.
  • Памятник С. П. Королёву (на ул. Королёва). Скульптор — Ю. П. Ишханов (Красноярск), заслуженный художник РСФСР; постамент — арх. Н. Г. Анипенко. Открытие: 12.04.1990 г.
  • Памятник С. П. Королёву (около Школы космонавтики). Скульптор Ю. П. Ишханов (Красноярск), заслуженный художник РСФСР, постамент — арх. В. В. Гребешков. Открытие: 01.08.2000 г.
  • Обелиск «Строителям города» Арх. Л. И. Кузнецов. Открытие: 25.10.1975 г.
  • Стела с горельефом и мемориальной доской в память об А. Г. Андрееве, одному из первостр

ru.wikipedia.org

Железногорск (Курская область) — Википедия

Железногорск. Улица Ленина

Железного́рск — город (с 1962 года[3]) на северо-западе Курской области России, административный центр Железногорского района (с 1965 года). В состав района не входит, являясь городом областного значения, образующим муниципальное образование город Железногорск со статусом городского округа.

Является самым северным городом Курской области.

Распоряжением Правительства РФ от 29 июля 2014 года № 1398-р «Об утверждении перечня моногородов» городской округ город Железногорск включено в категорию «Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода), в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения»[4].

Второй по величине город области после Курска. Население — 100 740[2] чел. (2018).

Расположен на северо-западе Курской области, на западной окраине Среднерусской возвышенности, в 90 км к северо-западу от Курска, на границе с Орловской областью, возле железнодорожной станции Михайловский Рудник на ветке Орёл — Льгов. Через город проходит трасса А142. Почти полностью окружён территорией Железногорского района Курской области за исключением северо-западной части, граничащей с Дмитровским районом Орловской области. По территории города и округа протекают реки Погарщина, Речица, Рясник и Чернь, относящиеся к бассейну реки Свапы. Жилая застройка расположена преимущественно в северо-западной части городского округа. В восточной части городского округа расположены промзона и карьер Михайловского горно-обогатительного комбината. Также на территории городского округа расположено несколько садоводческих товариществ и бывших деревень, утративших статус самостоятельных населённых пунктов.

В 1950 году на территории Михайловского района Курской области было открыто железнорудное месторождение, приуроченное к Курской магнитной аномалии. 3 августа 1957 года Совет министров СССР принял постановление о строительстве в этом месте рудника. Для обслуживания строящегося карьера было начато строительство рабочего поселка на 10 тысяч жителей. Местом для строительства посёлка было выбрано большое гречишное к западу от деревни Черняково[5].

Датой основания Железногорска считается 2 октября 1957 года — в этот день началось строительство сборнощитовых домов по нынешней Октябрьской улице. К 7 ноября были введены в эксплуатацию 2 первых двухквартирных жилых дома. Первое время рабочий посёлок носил название Октябрьский. 24 июня 1958 года решением Курского областного Совета депутатов трудящихся посёлок Октябрьский был переименован в Железногорск.

7 сентября 1959 года открылась Железногорская средняя школа, будущая Гимназия №1[6].

28 сентября 1961 года в черту рабочего посёлка Железногорск была включена деревня Черняково, посёлки Ермолаевский и Черняковские Горки Разветьевского сельсовета[7]. 28 мая 1962 года посёлку был присвоен статус города, на тот момент в нём проживало 16,5 тысяч человек. 12 января 1965 года был образован Железногорский район с центром в городе Железногорске.

К 1970 году в городе проживало более 30 тысяч человек, действовали 5 школ.

В 2008 году к городу были присоединены посёлки Алексеевский, Платоновский, Хуторской, деревни Трубичено и Панино, село Лужки, ранее входившие в состав городского округа Железногорска. В 2015 году данные населённые пункты получили статус микрорайонов города[8].

В 2017 году население города превысило отметку 100 тысяч человек.

На 1 января 2019 года по численности населения город находился на 171 месте из 1115[24]городов Российской Федерации[25].

Железногорский карьер — вид со смотровой площадки

Градообразующее предприятие — ОАО «Михайловский ГОК». Формирует 70 % городского бюджета, где трудится 30 % населения города. Является вторым в России по объёму производства железорудного сырья. В городе насчитывается 20 промышленных предприятий, крупнейшие из которых: «ГОТЭК», ЗАО «ЗЖБИ-3» (производство стройматериалов), ЗАО «Железногорский кирпичный завод».

Образцовый дворец культуры и техники «МГОК» (ОДКиТ «МГОКа»), киноцентр «Русь», культурные центры: Арт, Забава, Горница, Алиса.

Библиотеки[править | править код]

Согласно данным Централизованной библиотечной системы Железногорска[26]:

  • Центральная городская библиотека имени Е. И. Носова
  • Детская библиотека-театр «Золотой ключик»
  • Детская библиотека «Сказка»
  • Библиотека им. К. Д. Воробьёва
  • Библиотека семейного чтения
  • Библиотека молодёжного чтения
  • Библиоцентр

Другие библиотеки:

  • Техническая библиотека
  • Библиотека ОАО «МГОК» (в ОДКиТ «МГОК»)

Музеи[править | править код]

  • Краеведческий музей (ул. Ленина, 56)
  • Музей «Партизанская слава» на мемориале «Большой Дуб» (Железногорский район, п. Золотой)
  • Музей Горняцкой Славы
  • Музей Природы; МКУДО «Станция юных натуралистов» г. Железногорска (ул. Ленина, 56)

Памятники[править | править код]

  • Памятник Ленину В. И. (площадь администрации, ул. Ленина, 52, скульптор — Пленкин Б. А., архитектор — Литвяков В. М., 1982 г.)
  • Памятник геологам-первопроходцам (площадь КЦ «Русь», скульптор — Иванников В. А., 2007 г.)
  • Памятный знак добычи первой руды (площадь ОДКиТ «МГОКа», 1970 г., заменён в 2000 г.)
  • Памятник (горельеф) Никитину (на входе в городской парк культуры и отдыха имени Никитина, скульптор — Иванников В. А., 2012 г.)
  • Бюст первому директору комбината Митрофанову И. К. (площадь ОДКиТ «МГОКа», 2015 г.)
  • Памятник ликвидаторам аварии на ЧАЭС (сквер между 7 и 11 микрорайонами, скульптор — Постников Л. Н., 2016 г.)
  • Памятный знак в честь Михайловского партизанского отряда (в городском парке культуры и отдыха имени Никитина, скульптор — Базилевич С. Т., середина 1970-х годов)
  • Памятная стела в честь 20-летия г. Железногорска (на въезде в город, скульптор — Заутренников М. М., 1977 г.)
  • Бюст Димитрову Г. М. (сквер советско-болгарской дружбы, ул. Димитрова, 1982 г.)
  • Стела «Солдатская слава» в сквере Воинской Славы (автор — Васильев В. А., 2005 г.)
  • В мае 2010 года, в рамках празднования 65-летия Победы на основании ходатайства городского совета ветеранов, на площади администрации установлена пушка Д-44-85. Это связано с тем, что на месте нынешнего города проходили бои в районе деревень Гавриловка, Клишино, Хлынино, посёлка Холстинка, сёл Волково и Остапово, слободы Михайловка. В Железногорске проживали три Героя Советского Союза: Разинкин С. А., Стрекалов П. С. и Естин И. С., о чём свидетельствуют мемориальные доски, установленные на домах, где проживали вышеназванные Герои: ул. Ленина, д.28; ул. Энтузиастов, д.3/2; ул. Димитрова, д.12.
  • Памятник воинам-интернационалистам — «БМП-1» (в сквере воинов-интернационалистов, 2011 г.)
  • Указатель г. Железногорска на трассе Москва — Киев (авторы — Суговдзь В. Н., Полухин Н.)
  • Памятный знак («Ковш») в честь «МГОКа» на трассе Москва — Киев (поворот на «Рудоуправление») (авторы — Полухин Н., Ворохобин Г., 1980 г.)
  • Храм Всех Святых, в земле Российской просиявших (Дачный пер., 1а, тел.: (47148) 3-10-74, настоятель — протоиерей Алексей Калашников, заложен в 1989 году)
  • Свято-Троицкий храм (настоятель — иерей Михаил Юрочко)
  • Храм Ксении Петербургской (в Железногорском доме ветеранов, пр. Ветеранов, 10, настоятель — иерей Георгий Алексеенко)
  • Приход Воскресенского храма (ул. Мира, 55/5, настоятель — протоиерей Владимир Терехов)
  • Храм Воскресения Христова (строящийся)
  • Домовой храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы Железногорского епархиального управления (в комплексе «Матис»)
  • Храм-часовня в честь иконы Божьей Матери «Всецарица» (ул. Ленина, д.92/4, настоятель — иерей Сергей Матыщук)
  • Храм в честь иконы Божьей Матери «Споручница грешных» (п. Хуторской, СМП, настоятель — иерей Константин Соколов)
  • Храм в честь преподобного Сергия Радонежского (пер. Автолюбителей, д.7, строящийся, настоятель — Святослав Чурканов)
  • Часовня в честь Святителя Николая (Центральный рынок)
  • Церковь ЕХ (ул. Коминтерна д.11, пастор — Михаил Васильевич Дуденков)
  • Церковь ЕХБ « Возрождение» (рядом с Железногорским домом ветеранов, пастор — Александр Степанович Хнычёв)
  • Церковь совета церквей (ул. Курская 52)
  • Стадион «Горняк»
  • Стадион «Юность»
  • Бассейн «Нептун» (Октябрьская ул., 44)
  • Бассейн «Альбатрос»
  • Спорткомплекс ОАО «Готэк»
  • Каток «Юбилейный»
  • Физкультурно Оздоровительный Комплекс «Старт»
  • Военно-спортивный клуб «БУ-ДО»

Футбольный клуб «Магнит» с 1999 по 2012 годы принимал участие в третьем дивизионе зона «Черноземье» Чемпионата России по футболу. В ноябре 2012 года было объявлено о намерении руководства ОАО «МГОК» денежные средства, ежегодно выделяемые на футбольную команду, направить на другие виды спорта, что связано с низким количеством болельщиков на домашних матчах. Из-за этого ФК «Магнит» отказался от участия в матчах третьего дивизиона.

Медицинское обслуживание осуществляется 2 больницами, роддомом, наркологическим диспансером, 2 поликлиниками общего профиля, 2 детскими поликлиниками, 2 детскими больницами, амбулаторией МГОКа, санаторием «Горняцкий», станцией скорой помощи, станцией переливания крови.

Интернет-издания:

  • Информационный портал города Железногорск http://zhel.city/

Печатные издания:

  • Еженедельная газета «Курская руда»
  • Телерадиокомпания «СТВ»
  • Радио «Железо FM»
  • Еженедельная газета «Железногорские новости»
  • Еженедельная газета «Эхо недели»
  • Еженедельная газета бесплатных объявлений «Делаем Выбор»
  • Еженедельная газета «Городская газета»
  • Еженедельная газета «Железногорская панорама»
  • Еженедельная газета «Железка»

Радио:

  • 92,8 Юмор FM
  • 95,8 Love Radio
  • 96,9 Дорожное радио
  • 98,6 Радио Дача
  • 99,0 Железо FМ
  • 100,2 Европа Плюс
  • 100,6 Радио 7 на семи холмах
  • 101,9 Радио Шансон
  • 102,7 Авторадио
  • 103,2 Русское радио
  • 105,2 Радио Курс

Телевидение:

  • Улица Ленина летом

ru.wikipedia.org

Как в недрах гранитной горы построили сверхсекретный советский атомный комбинат

Весной 1950 года на берегу великой сибирской реки Енисей начало происходить нечто странное. В глухом таежном углу в 40 километрах к северу от Красноярска тысячи строителей, преимущественно заключенных, принялись штурмовать безымянную гору. Прямо внутри гранитного массива Атамановского хребта возводилось грандиозное предприятие, сверхсекретный «Комбинат №815». Рядом, за периметром из колючей проволоки, строился и город для его работников, будущий Красноярск-26. В горной толще на двухсотметровой глубине три ядерных реактора следующие несколько десятилетий производили стратегически важный для советской оборонки продукт — плутоний-239. Onliner.by рассказывает, как в недрах Саян появился уникальный объект с собственной подгорной железной дорогой.

Атомный проект

Сразу после окончания Второй мировой войны главной задачей советской оборонной промышленности стало создание ядерного оружия. Работа над атомным проектом началась в СССР еще в 1942 году, однако лишь американские бомбардировки японских городов привели к осознанию всего разрушительного потенциала нового оружия и тех последствий, к которым может привести обладание им и особенно его отсутствие. Всего через две недели после дня, когда бомбардировщик Enola Gay сбросил на Хиросиму бомбу по прозвищу «Малыш», в Советском Союзе был создан особый «Специальный комитет», основной задачей которого стало максимально оперативное достижение необходимого паритета с США по ядерному оружию.

Эта организация получила фактически неограниченный доступ к финансовым и человеческим ресурсам, а во главе ее (и всего советского атомного проекта) был поставлен нарком внутренних дел Лаврентий Берия, показавший себя в решении этого вопроса чрезвычайно эффективным менеджером.

РДС-1, «реактивный двигатель специальный», первая советская атомная бомба была успешно испытана на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года, практически ровно через четыре года после начала активных работ по ее созданию, но этому успеху предшествовало строительство фактически с нуля обширной научной и производственно-технической инфраструктуры.

Главным компонентом ядерного оружия являются изотопы уран-235 или плутоний-239, а их получение становится стратегически важной задачей. Для выработки оружейного плутония уже в ноябре 1945 года под Челябинском начинается строительство комбината №817, позже получившего название «Маяк». В начале 1950-х в эксплуатацию сдается еще одно крупное предприятие аналогичного профиля — комбинат №816 в Томской области (сейчас Северский химический комбинат). Однако потребность в плутонии постоянно росла, а у обоих построенных объектов был существенный недостаток. Они располагались на поверхности земли.

И Челябинская, и Томская области находятся в глубине советской территории, однако теоретически они могли подвергнуться бомбардировке (в том числе и ядерной) вероятным противником. Рисковать полным уничтожением производства плутония руководство Советского Союза не могло, и поэтому в феврале 1950 года Берия в письме Сталину обосновал необходимость строительства еще одного химического комбината, №815, причем строительства его под землей.

В этом письме была определена и будущая площадка нового секретного гиганта, расположенная к северу от Красноярска на реке Енисей. Берия указывал, что, во-первых, она еще больше удалена от возможных воздушных баз противника, во-вторых, в достаточном количестве обеспечена речной водой (для охлаждения реакторов), а в третьих — позволяет разместить сооружения комбината в «прочных скалистых породах, с заглублением на 200—230 метров над крышей самых высоких зданий». Важным фактором было и соседство с крупным городом, позволявшее оперативно обеспечить стройку транспортной, энергетической и другой инфраструктурой.

Строительство крупного высокотехнологичного предприятия в недрах горы существенно удорожало объект, но приведенные Берией доводы показались Сталину убедительными. Соответствующее совершенно секретное постановление Совета министров СССР было принято немедленно, и работа тут же закипела.

Подземный комбинат

Уже через три месяца, в мае 1950 года, на берегу Енисея был образован исправительно-трудовой лагерь «Гранитный» — как и большинство масштабных строек такого рода, возведение «комбината №815» планировалось вести с помощью самой дешевой рабочей силы, контингента «з/к». Впрочем, заключенные стремились сюда попасть, ведь за усердный, пусть и физически тяжелый труд полагалась награда. Например, в случае выполнения плана на 121% один рабочий день засчитывался за три дня срока. Подобные объекты были реальной возможностью существенно его сократить.

Вместе с заключенными на площадке работали специалисты московского «Метростроя», шахтеры и просто молодые энтузиасты, приехавшие в тайгу со всего Советского Союза. Как и остальные атомные объекты, находившиеся в ведении Специального комитета Берии, проблем в финансировании стройка на берегу Енисея не испытывала, а пристальное внимание к ней Сталина обеспечивало необходимую оперативность работ. Постановление с одобрением проекта вышло в феврале, а уже в мае (всего через 3 месяца!) началось возведение железнодорожной ветки от станции Базаиха. Одновременно шло сооружение жилого поселка, линии электропередачи от Красноярской ТЭЦ и линий связи. К концу первого (неполного) года строительства на объекте уже работало без малого 30 тысяч человек. Однако самое интересное произошло летом.

В июне 1950 года строители принялись сооружать основной транспортный тоннель, ведущий вглубь горы. Параллельно развернулись активные работы еще на 13 площадках: 3 штольни были заложены от Енисея, две — с противоположной стороны горы и сразу восемь стволов проходились сверху. Часть из них в будущем вошла в транспортную систему комплекса, остальные были использованы для прокладки коммуникаций: систем вентиляции, энергоснабжения и подачи речной воды на реактор.

Извлеченная порода специальными аккумуляторными электровозами доставлялась наружу, где ей засыпались распадки в Атамановом хребте. Кроме этого, все эти миллионы кубометров были использованы для создания вдоль берега Енисея специального карниза, по которому впоследствии проложили автомобильную и железную дорогу к подземному комбинату. Буровзрывные работы велись круглосуточно, семь дней в неделю с одной целью — побыстрее достичь заветной точки, расположенной на глубине в 200—230 метров от поверхности.

Здесь, в сердце горы сооружалась огромная камера высотой в 72 метра. Подземный зал был предназначен для ядерных реакторов, задачей которых было производство плутония. Несмотря на все внимание, уделяемое объекту, и круглосуточную работу тысяч строителей, процесс ее сооружения растянулся на годы. К 1956-му, спустя шесть лет после начала работ над объектом, в эксплуатацию наконец ввели транспортные тоннели, внутрь горы пришла железная дорога, с помощью которой строительство удалось интенсифицировать. Теперь проходчиков и материалы для их работы доставляли под землю электропоезда. В 1957 году готовая пустая камера была сдана под монтаж реакторного оборудования.

28 августа 1958 года, после 8 с лишним лет напряженной работы комбинат №815 вступил в строй. Сооруженный в недрах горы промышленный реактор серии «АД» достиг тепловой мощности в 260 МВт, в начале сентября его вывели на проектную мощность, а еще через месяц, 9 октября 1959 года, сюда с инспекцией приехал лично Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. Этот визит лишний раз подчеркнул важность нового атомного объекта для Советского Союза.

Итак, что представляло собой это уникальное предприятие?

Фабрика плутония

Комбинат №815, позже переименованный в Горно-химический комбинат, был предназначен для производства плутония. Плутоний отсутствует в природе, его необходимо получать с помощью облучения нейтронами урана-238. Именно этот процесс и происходит в ядерных реакторах. В общей сложности под сибирской горой разместилось сразу три реактора: АД (вступил в строй в 1958 году), АДЭ-1 (1961), АДЭ-2 (1964). Любопытно, что последний, третий реактор кроме наработки плутония вырабатывал электрическую и тепловую энергию для города-спутника комбината.

Облученный на реакторах уран затем поступал на радиохимический завод, также входивший в состав комбината. Его конечной продукцией и являлся оружейный плутоний, затем отправлявшийся на соответствующие предприятия, где выпускались ядерные боезаряды.

Под Красноярском было построено настоящее инженерное чудо. Представьте себе небольшую атомную электростанцию, которую взяли и каким-то образом переместили внутрь горы, окружив ее 200-метровым гранитным слоем, способным выдержать ядерный удар. В эту гору проложена настоящая железная дорога, своеобразный гибрид с метрополитеном. Ежедневно по расписанию внутрь скального массива с вокзала соседнего города отправляются обычные электропоезда ЭР2Т, вероятно, самые необычные электрички Советского Союза. Четыре восьмивагонных состава на линии длиной 30 километров делают две остановки, а последняя станция (и целых пять километров этой служебной ветки) находятся под горой. На платформе «Комбината» сходство с метрополитеном еще больше усиливается.

Грандиозность решенной задачи подчеркивается и тем, что рядом с Горно-химическим комбинатом был с нуля в тайге построен новый стотысячный город. Его существование было строгим секретом, территория была обнесена колючей проволокой, обычным советским гражданам въезд сюда запрещался, а все местные жители давали подписку о неразглашении своего настоящего места проживания и рода деятельности. С 1956 года этот населенный пункт был известен как Красноярск-26. Известен, конечно, в узких кругах, широкие — до второй половины 1980-х, эпохи гласности, о его существовании просто не подозревали. В 1994 году секретный «почтовый ящик» наконец-то получил собственное, уникальное имя — Железногорск.

Издержки проживания в закрытом городе, режим секретности, опасное производство компенсировались большим количеством материальных и моральных благ. Во-первых, комфортным был сам город. Его проектировали в 1950-е ленинградские архитекторы как прекрасный образец правильной с точки зрения этого десятилетия неоклассики. Избыточное финансирование позволило застроить центральную часть Красноярска-26 типичными для эры домами.

Вторым преимуществом жизни в Красноярске-26 стало прекрасное (по советским меркам) снабжение города. Его жители не знали, что такое настоящий дефицит и очереди. В гастрономах всегда были продукты, в универмагах — промтовары в нужном ассортименте. И главное — все это богатство доставалось исключительно местным, ведь посторонних в город просто не пускали. Так же обстояло дело и с преступностью, которая была гораздо меньше средней по стране. Высокотехнологичные предприятия (а кроме Горно-химического комбината в городе разместили НПО прикладной механики, производившее львиную долю всех советских спутников) подразумевали соответствующий уровень сотрудников. Строгий же режим допуска иногородних с пропускной системой позволял свести присутствие потенциально опасных элементов практически к нулю.

Железногорск и Горно-химический комбинат являются режимными объектами и сегодня, даже несмотря на то, что оружейный плутоний на подземных реакторах уже давно не производят. Впрочем, секретными для вероятного противника они перестали быть давным-давно, еще в первые годы работы предприятия. Уже в 1962 году в аналитических отчетах ЦРУ появляется информация о существовании недалеко от Красноярска крупного подземного производства плутония. Американские спутники-шпионы работали исправно, и масштабная стройка рядом с крупным промышленным центром не могла не привлечь их внимания. О характере предприятия и его расположении догадались косвенным образом. Горячая вода из системы охлаждения реакторов после очистных мероприятий сбрасывалась по специальным тоннелям прямо в Енисей. Этой реке до строительства Саяно-Шушенской ГЭС было свойственно зимой замерзать, но только не рядом с Красноярском-26. Сопоставив имеющуюся информацию, американцы сделали из нее правильные выводы.

Сейчас Горно-химический комбинат, гордость советских атомщиков и строителей, специализируется на хранении и переработке отработанного ядерного топлива. Реакторы, некогда дававшие стране плутоний, в обозримом будущем будут выведены из эксплуатации и законсервированы. Атомное сердце сибирской горы перестанет биться, но навсегда останется выдающимся памятником всесильности человеческого гения.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. [email protected]

realt.onliner.by

Железногорск красноярский край почему он закрытый город?

Город, который раньше носил название Красноярск-26 и в последствии был переименован в Железногорск, является моей родиной, там я родился. Этот город издавна считается городом закрытого типа, в который можно попасть только по пропуску через КПП, охраняемое военными местной воинской части. Весь остальной периметр города, обнесен двумя заборами колючей проволоки, между которыми как на границе находится свежевспаханная земля и ходят пограничники с собаками. Ходят слухи, что где то там, находится хранилище ядерных отходов, из-за которого в городе повышенный радиоактивный фон. А охраняют его потому, что если вдруг в это хранилище проникнет такая же шахидка, как та которая взорвала автобус в Волгограде, и активирует свой заряд, то Красноярск и близлежащие города, превратятся во второй Чернобыль. Но это всего лишь слухи, не имеющие под собой почвы. А теперь, поговорим о том, кто и зачем держит город под видом закрытого, а так же на самом ли деле он закрытый.
Итак, 29 октября 2013 года, я придя утром на работу, узнаю от начальника что мы сегодня везем шкафы в Железногорск. Я иду к нему с вопросом, как мы собираемся без пропусков и даже паспортов, проникнуть в закрытый город. В кабинете у меня состоялся диалог с начальником, из которого я понял, что ему плевать на своих людей, на законы Российской Федерации и важна только нажива с продажи шкафов.
В общем, мы загрузили два шкафа в машину и поехали в Железногорск. Когда мы туда добрались, и остановились на стоянке, я увидел КПП, на котором суетились люди в форме.
1.

2.

3.

Они проверяли досконально каждую машину, и даже заглядывали в каждый вагон проехавшего поезда, со специальной платформы. Со стороны, все выглядит как будто охраняется стратегически важный для России объект.
Нас встретил клиент на машине, который подошел и сказал: — Закрывайте
машину и пойдемте со мной. Я вам покажу где дырка и где вы должны будете меня ждать. Я его спросил, нельзя ли обойтись как нибудь без этого и можно ли вызвать просто грузовое такси, что бы мы в него перегрузили шкафы и вернулись в Красноярск.
Тот мне ответил, что нужно было предупреждать его заранее о том что привезут шкафы, а теперь только так, через дырку в заборе…
Мы вышли из машины, закрыли ее на ключ, который отдали этому мужику и пошли за ним следом.
4.

Мы перешли через железнодорожные пути, прошли буквально 50 метров по грунтовой тропинке, которая уже больше напоминала дорогу и подошли к забору с колючей проволокой.
5.

6.

7.

8.

Внизу этого забора, находится огромная дырка, в которую без труда пролезет хоть человек, хоть ящик со взрывчаткой для терракта. Мало того, что дыра ничем не прикрыта, так под ней еще и доску постелили специально что бы людям не марать ноги в слякоть.
9.

В общем клиент нам говорит что бы мы лезли в дыру, по дачам вышли на дорогу и ждали его с обратной стороны КПП. Глянув в сторону КПП, я понимаю и вижу что охрана стоящая на КПП, видит меня не хуже чем вижу их я. Понимаю что два охранника стоящие на площадке досмотра вагонов, смотрят прямо в мою сторону и даже не пытаются что либо предпринимать. Я пролезаю в дыру и оказываюсь между двух заборов с колючкой. Только вместо свежевспаханной земли, на которой должны отчетливо отпечатываться следы нарушителей границы, я вижу кучи мусора, оборванной колючки и грязь утрамбованную людьми до плотности асфальта.
10.

11.

12.

Во втором заборе находится точно такая же дыра, через которую спокойно может пролезть даже полный дяденька.
13.

Все это время, на меня с КПП смотрят два охранника!!!

Они видят что я фотографирую что-то, видят что я нахожусь в зоне между заборами, видят что перехожу границу которую они якобы охраняют, но при этом абсолютно ничего не происходит и никто даже не пытается нам помешать. А нас не много не мало, целых 4 человека (я, водитель и два сборщика), которых невозможно не заметить!!!
Еще пять метров хотьбы по грязи…
14.

И мы уже стоим на территории Железногорска, прямо на глазах у охраны, которая чуть ли не с собаками шмонает багажники у въезжающих в этот «закрытый» город автомобилей.
15.

16.

Не успели мы еще отойти от забора даже на 100 метров, как я увдел следующих «перебежчиков», молоденькую пару студентов (судя по внешности).
17.

А прямо перед нами шел еще один человек, пересекший границу города через эту же дырку.
18.

Мы спокойненько прошли через дачи по вытоптанной тропе на дорогу…
19.

Пересекаем откос с рельсами…
20.

И оказываемся по обратную сторону Железногорского КПП!!!
21.

Мы подождали пять минут, пока нашу машину, управляемую нашим клиентом, досмотрят. После чего он подъехал к нам, мы сели в свою машину, а он в свою, и сказав следовать за ним, поехал показывать дорогу к своему дому.
И вот в этот момент, мне стало как-то не по себе! Я простой грузчик, которого начальник под угрозой увольнения заставил пойти на преступление и пересечь границу, проник даже не прячась, без какой либо маскировки, в закрытый город, в котором по слухам хранится львинная доля ядерных отходов страны, без проблем сел в свою машину и поехал смотреть город как на экскурсии…
22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

Нагулявшись вдоволь по городу, мы сели в машину, вернулись на КПП и уже без каких либо проверок спокойно выехали за пределы Железногорска.
31.

И вот меня со вчерашнего дня, гложет несколько вопросов….
Если в город можно так беспрепятственно проходить кому угодно, то для какой цели устраивают эту блеф-показуху с проверками, пропусками, колючей проволокой и т.д.???
Если это все же не показуха и в городе реально есть стратегически важные объекты, то за что тогда платят деньги охране, которая видя перебежчиков, никак на них не реагирует стоя в 50 метрах от них???
Если через эту дырку проберется какой нибудь вакхаббит с поясом смертника и добравшись до хранилища радиоактивных отходов бабахнет там все к чертовой матери, устроив в Сибири второй Чернобыль, то с кого из этих нахлебников, создающих вид работы на КПП, будут спрашивать за этот недосмотр???
На самом деле, у меня множество вопросов по этому поводу, но уже поздно и нужно ложиться спать, поэтому я завершаю сие повествование и надеюсь что власти Железногорска однажды увидят этот пост и предпримут хоть какие нибудь меры по соблюдению мер безопасности, а так же проведут воспитательные работы со своими «пограничниками», которые кроме проверки пропусков видимо больше ничем заниматься не хотят.

topask.ru

Ядерный щит: особая роль Красноярского края

Вполне естественно, что после такой страшной войны, унесшей десятки миллионов жизней, начинается эра секретных заводов и закрытых территорий. Ковался щит. Ядерный. Символ военного могущества страны. Могущества, которое до сих пор заставляет Запад считаться с Россией.

В таежном краю

На Сибирь, Красноярский край, удаленные от границ с потенциальным противником, руководство страны вновь возложило особую миссию, на этот раз – стать надежным ядерным щитом. По количеству закрытых территорий наш регион был одним из лидеров в стране. Города не имели названий, только числа: Красноярск-26, 45, 66, 35. И за этими числами скрывались не только тяжести и лишения жизни в соседстве с «пороховыми бочками», но и прелести жизни почти райской. У первых строителей Железногорска и Зеленогорска, фронтовиков из окопов и землянок, голодных детей войны, долгое время не проходил шок от архитектуры, культуры и уровня соцобеспечения закрытых городков. Они казались картинкой из будущего, воплощением мечты о цивилизации. Закрытые городки и сейчас сохранили свою неповторимую атмосферу, а производства «ядерного щита» переходят на мирные рельсы.

После развала СССР и случившейся переоценки ценностей казалось, что оборонный размах советского периода был не совсем адекватен. Он забирал лучшие умы, огромные деньги, титанические усилия. Если бы страна использовала это в мирных целях, она сегодня была бы другой. Цена, отданная за Победу над фашизмом, заставляла перестраховываться. Теперь, глядя на то, что происходит на Украине, возвращаешься к мысли, что быть ядерной державой как-то спокойнее.

Противостояние

Долгое время и Красноярск сохранял статус «условно закрытого» города. Посещение краевой столицы иностранцами и в некоторых случаях советскими гражданами было запрещено. Помню, на школьной карте СССР после Новосибирска сразу следовал Иркутск. И в советской программе «Время» погоду по Красноярску не передавали. Узнать об одном из красивейших городов России мне, уроженке соседней области, довелось только в студенчестве, а потом судьба прочно связала меня с Красноярском. Не забудется первая поездка в Железногорск – оазис коммунизма за колючей проволокой, странные рассказы с недомолвками о заводе в большой горе и электричке, которая заезжает в нее, доставляя людей на работу…

Горно-химический комбинат (ГХК) – дитя холодной войны между двумя сверхдержавами, которая, к счастью, не переросла в войну горячую. Противостояние началось еще в годы войны. И чем ближе была победа, тем больше обострялись противоречия между союзниками по антигитлеровской коалиции. Пентагон сделал ставку на увеличение ядерного арсенала, испытав в Японии две свои атомные бомбы. Америку требовалось догнать и перегнать, то есть ликвидировать ядерную монополию США и создать собственную атомную бомбу и средства доставки ядерного оружия на территорию потенциального противника.

Активные работы отечественных ученых по урану увенчались успехом. К августу 1949 года страна обладала достаточным количеством плутония для создания первой атомной бомбы (РДС-1). Она была испытана на семипалатинском полигоне. Но США обогнали нас. И к 1947 году провели уже пять ядерных взрывов. К 1948 году Пентагон имел 150 бомб, которые планировали использовать против СССР. Кстати, в числе первых советских городов для удара значился Красноярск.

Масштабное производство смертоносных бомб требовало расширения производства оружейного плутония. Нужно было создавать реакторы, радио- и электрохимзаводы. Одним из секретнейших и фантастических проектов XIX века стал наш ГХК. На его создание были направлены огромные технические, финансовые и интеллектуальные человеческие ресурсы, включая заключенных. Ленинградские архитекторы, горные инженеры Метростроя, военные работали на одной большой площадке – строительстве комбината и города.

Решение о создании крупного комплекса атомной промышленности в 40 км от Красноярска Советом министров СССР было принято в 1950 году. А первая загрузка урановых блоков в активную зону реактора состоялась в 1958-м. Пуск завода осуществлен в апреле 1964 года. Невероятными усилиями в короткие сроки люди завершили уникальную стройку. Объем горных выработок превысил все известные масштабы мировых подземных строений. В каждой технологической нитке производства могли разместиться несколько океанских лайнеров. Многотонная гора, как потом шутили, родила мышь: огромное подземное царство было создано ради крошечной камеры прокалки, где получали конечный продукт – плутоний. Но граммы плутония могли поднять в воздух не одну гору.

Мирный атом

С тех пор минуло уже 50 лет, и в этом году вместе с Красноярским краем ГХК отмечает юбилей. Весь период эксплуатации на заводе не было ядерных аварий и инцидентов с выходом радиоактивных веществ или случаев утраты ядерных материалов. Сложность производства, высокие требования к выполнению планов, нетерпимость к нарушителям трудовой дисциплины закаляли и укрепляли веру людей в необходимость атомного превосходства страны.

Но история сохранила единичные случаи, когда кто-либо из молодых работников, вникших в суть процесса, отказывался «делать бомбу»… С ним проводили беседу, особо чувствительных отправляли домой. Большинство непричастных к заводу жителей городка были уверены, что в шахте добывают уран. Во время строительства и эксплуатации комбината осуществлялся самый жесткий контроль за сохранением государственной тайны. Все строители и рабочие, обслуживающий персонал и просто жители засекреченного города давали подписку о неразглашении. Работники режимно-секретных служб делали все возможное, чтобы никакая информация не уходила на сторону. Так же строго, как секретность, соблюдалась и радиационная безопасность. Работники проходили санпропускник обнаженными. Вроде бы адекватное требование долгое время вызывало конфуз: на пункте пропуска работали молодые девушки, которые часто отворачивались и кричали на трудяг: «Бесстыдники!»

Горно-химический комбинат переживает сегодня второе рождение: долгое время работал на выполнение государственного оборонного заказа по производству плутония для ядерного оружия, но теперь атом мирный. И хотя ядерное производство осталось, развиваются космические технологии и статус ЗАТО у Железногорска никто не отобрал, как будто рассеялась концентрация невероятной потенциальной энергии. Нет той идейности, того вдохновения, с которыми работали 50 лет заводчане. Им не нужно было думать о деньгах, о квартирах, о досуге – завод обеспечивал максимально комфортный уровень жизни. Молодые радиохимики свято верили в светлое будущее. И оно наступило в отдельно взятом городке. Сравнивая прошлое и настоящее, железногорцы ностальгируют: город, созданный для решения великих задач, немного замер, замедлил бег.

Красноярцам хорошо известны его названия: «девятка», Атомград и самое первое имя – Соцгород. Ведь даже официальный топоним ЗАТО – Красноярск-26 – был тайной. Кстати, первоначально мастера конспирации предлагали построить город рядом с комбинатом, то есть в горе. Чтобы сверху противник видел только кедровые рощи. Против «детей подземелья» высказался сам Сталин. Он посмотрел все варианты маскировки жилых кварталов и сказал: «Вы о людях подумайте!» Решено было строить обычный город.

Всего на пять лет Железногорск старше Зеленогорска, кодовое название которого Красноярск-45. Он возведен на месте бывшей деревни Усть-Барга. В декабре 1955 года было принято окончательное правительственное решение о строительстве завода на берегу реки Кан в Рыбинском районе Красноярского края. По той же градостроительной практике послевоенного периода Зеленогорск строился при градообразующем предприятии – электрохимическом заводе (ЭХЗ), предназначенном для производства оружейного урана для укрепления ядерного щита страны. Развивающееся производство диктовало высокие темпы развития города. За короткий срок среди болот и тайги вырос современный город. С 1988 года на ЭХЗ прекращено производство высокообогащенного (оружейного) урана, с тех пор вся продукция городских предприятий имеет сугубо мирное назначение.

Железногорск, как и Зеленогорск, строились сразу как единый объект, с заранее спланированной топографией, с непременным магазином внутри каждого квартальчика, со школами и парками, спорткомплексами и бульварами. И сейчас, спустя полвека, кварталы, которые проектировали ведущие специалисты страны, выглядят весьма неплохо. В советское время люди приезжали сюда и оставались навсегда. Сегодня молодежь, к сожалению, уезжает из ЗАТО, которые мы теперь называем городами-спутниками Красноярска. Для них заборы и колючая проволока – скорее сдерживающий фактор, чем преимущество.

Круговая оборона

Военно-промышленный комплекс страны в 50-е годы набирал обороты и поражал своей масштабностью. Даже продукцию гражданского назначения производили предприятия ВПК. Большая часть холодильников, вычислительной техники, пылесосов и стиральных машин выпускалась на секретных заводах параллельно оборонзаказу. А телевизоры, видеомагнитофоны, фотоаппараты и швейные машины выпускались только на военных заводах. ВПК сконцентрировал производство сложнейшей продукции на уровне лучших мировых образцов.

«Полузакрытый» Красноярск в середине прошлого века не отставал от секретных территорий по количеству заводов ВПК. Легендарный Красмаш поначалу специализировался на производстве оборудования для золотодобывающей и угольной промышленности. Выпускались врубовые машины и проходческие комбайны, вагонетки – десятки наименований товаров вплоть до катеров и пароходов. С 1936 года завод приступил к выполнению заказов Наркомата вооружения по производству авиабомб и донных морских мин. В 50-х годах предприятие приступило к серийному производству стратегических баллистических ракет. И сегодня Красмаш – единственное в России головное предприятие, выпускающее баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) – основы морской составляющей ядерных сил сдерживания России. Вместе с Красмашем развивался и его филиал – химзавод в поселке Подгорном (Красноярск-35, п/я № 4, «четверка»).

Секретной точкой в центре города стал Красноярский телевизорный завод (КЗТ). Строительство началось в 1949 году, а в 1953 году он уже приступил к промышленному производству. На территории почти в 40 гектаров разместился завод-гигант, включающий в себя более тридцати цехов и выпускающий уникальную радиотехническую продукцию для военного ведомства. А в качестве прикрытия – товары народного потребления, телевизоры от «Авангарда» до «Рассвета». Сегодня на месте завода торговый центр, а очаг инженерной мысли переместился в ОАО «Красноярское конструкторское бюро «Искра», которое является правопреемником КЗТ. Кстати, одновременно с заводом (по привычной градостроительной практике) построился жилой поселок по улицам Новая Заря, Баумана и проспекту Свободный. Детальный проект застройки жилых кварталов и проекты жилых домов, двух школ, детского сада и яслей разработали архитекторы Ленгипрогора.

В августе 1941 года начал работать будущий радиозавод – одно из ключевых предприятий оборонзаказа страны. Он вырос из эвакуированного лениградского предприятия. Вехи развития секретного производства отражают его названия: «Завод-327», «Почтовый ящик № 1», «Радиозавод», ОАО «НПП «Радиосвязь». Сегодня предприятие имеет мощную научно-техническую и производственную базу, является единственным предприятием в России, выпускающим станции спутниковой и тропосферной связи, а также навигационные системы и комплексы собственной разработки.

Технический уровень большинства секретных предприятий был на две головы выше гражданских. Они сосредоточили наиболее квалифицированные и инициативные кадры, умелых организаторов производства. Достижения в области ядерных и ракетных технологий позволили не только создать ракетно-ядерный щит страны, но и использовать новейшие открытия в мирных целях. Уже в 1954 г. в Обнинске была пущена первая в мире атомная электростанция и активно велись исследования по запуску в космос искусственного спутника Земли, увенчавшиеся успехом в 1957 г. Оборонзаказ дал жизнь грандиозным стройкам. Создавались супергорода, ГЭС, строились новые порты, мосты. Благодаря оборонке у нас сосредоточились гигантские средства, техника, передовые технологии, лучшие интеллектуальные силы страны, что не могло не оказать огромное влияние на развитие всех сфер региона.

Железногорск и Зеленогорск сегодня входят в Союз развития наукоградов России. Что подтверждает их статус городов с высокой концентрацией интеллектуального и научно-технического потенциала: научных, образовательных, производственных организаций и предприятий, ученых и специалистов для обеспечения устойчивого развития. Несмотря на то что в XIX веке миссия краевых наукоградов изменилась, они остаются точками роста российской экономики.

Эффект ЗАТО

Во времена Советского Союза ЗАТО – закрытые административно-территориальные образования – были строго засекречены.

Для граждан СССР, не имеющих права доступа к секретной информации, данные о существовании таких городов и их местоположении были «под замком». Въезд на территорию был разрешен только лицам, работающим на местных предприятиях, или их родственникам с постоянной пропиской, а посторонние могли пройти через КПП только по командировочному предписанию и разовому пропуску. Все совершеннолетние жители закрытых городов давали подписку о неразглашении своего подлинного места проживания и сведений о населенном пункте. В качестве компенсации за сложности, связанные с проживанием в закрытых городах, для жителей наладили лучшее снабжение. В свободной продаже на полках магазинов лежали дефицитные товары.

Пенсионеры, жители ЗАТО г. Железногорск вспоминают: «Жить в Соцгороде было хорошо. Каждый рабочий мог позволит себе купить любой деликатес. Здесь производились свои колбасы, газировка «Саяны», мороженое, хлеб, сладости. С большой земли привозили питерский ассортимент продуктов, а на половину второго этажа магазина «Кедр» раскинулся отдел элитных кубинских сигар. Столь высокий уровень жизни был платой за работу под землей с радиоактивными материалами, за необходимость хранить гостайну.

В большинстве таких закрытых городов население получало надбавку к зарплате в размере 20 % от оклада. Как материальную компенсацию за неудобства, связанные с секретностью и закрытостью. Надбавка выплачивалась работникам всех отраслей городского хозяйства, независимо от наличия доступа к секретным сведениям. Уровень благоустройства городов также был выше среднего. Социальная сфера и сфера обслуживания развивались на европейском уровне. Из-за барьера, препятствующего свободному перемещению граждан, в ЗАТО был значительно более низкий уровень преступности. После распада СССР список ЗАТО был рассекречен. Сегодня их перечень утвержден специальным законом России. После 1992 года вместо цифровых обозначений города получили отдельные названия.

Тоннель… под Енисеем

В 1985 году на карте края появилось еще одно фантастическое подземное сооружение – тоннель под Енисеем.

Он предназначался для перекачки жидких радиоактивных отходов Горно-химического комбината на новый полигон. Но по прямому назначению тоннель использовать так и не удалось: из-за недостатка финансирования сооружение в 1990-е годы было законсервировано. И хотя строительство «подземки» завершилось, тоннель так и не сдали в эксплуатацию. Проезд в секретный ход начинается с территории ГХК, а заканчивается в Сухобузимском районе на расстоянии 90 км от Красноярска. Тоннель проходит под Енисеем на глубине 50 м. Протяженность тоннеля 2200 м, высота 7 м. Строители красноярского метро могли бы позавидовать ядерщикам, которым удалось без долгой раскачки проложить довольно длинную подземную дорогу без особых трудностей.

В тоннеле я впервые побывала в июне этого года. Зрелище, конечно, мрачное. Здесь всегда сыро, из стен и с потолка просачивается вода, стоят лужи. Температура – слабый плюс. Очень похоже на пещерный климат, говорят, тут даже сталактиты растут. В целом складывается ощущение, что ты попал в чужое подземное царство, которое хочется поскорее покинуть. Дорогу освещают маленькие лампочки да свет автомобильных фар. На концах тоннеля стоят пункты охраны, которые регулируют движение, чтобы транспорт двигался строго по очереди. Ведь полоса движения всего одна. Необычной дорогой пользуются только для провоза в Железногорск молочных и других сельхозпродуктов левобережных производителей. Кроме того, по тоннелю сокращает путь «скорая помощь», под землей передвигаются работники комбината, проживающие выше по Енисею. Катают по «призраку метро» туристов и гостей. Но по нормативам на дорогу общего пользования тоннельная трасса не тянет.

Поэтому вот уже более 20 лет уникальный объект – головная боль комбината. Пользы он приносит на копейку, а затрат – на рубль. Сооружение надо охранять, вентилировать, освещать, в зимнее время обогревать и периодически откачивать воду. Неоднократно поднимался вопрос о консервации или ликвидации тоннеля. В прошлом году Горно-химический комбинат совместно с Сибирским федеральным университетом объявил конкурс идей по использованию тоннеля под Енисеем. Суть в том, чтобы сохранить индустриальный объект для истории как результат самоотверженного труда строителей. При этом акцент делается как раз не на транспортную функцию, тут нужна полная альтернатива «метро». Для креатива сняты все рамки: молодежь может предлагать самые невероятные варианты – от музейного хранилища до аттракциона.

Секретный код

Искусству конспирации оборонным городам и предприятиям учиться не пришлось: живы были еще воспоминания о шифрах Великой Отечественной войны. Один из популярных советских кодов – «почтовый ящик» (п/я №). Им обозначали предприятия, организации оборонного характера, а также целые города для открытой почтовой переписки. У Железногорска первое официальное имя (после безликого Соцгорода) как раз звучало как п/я № 9. Поэтому город долгое время называли «девяткой». Завод в горе именовался «объектом 22», затем обогатительной фабрикой. Плутоний условно обозначали как теллур-120. А товар ГХК – диоксид плутония – скрывался за «продуктом 30б», в просторечии «тридцаткой». У первой атомной бомбы секретное имя значилось как «изделие 501». Как известно, «изделием № 1» в СССР называли противогаз.

В статье использованы материалы книг «Радиохимики», «Скала», «Секреты зеленых гор».

№ 55 / 645

Ссылки по теме:

gnkk.ru

Железногорск с высоты: feelek — LiveJournal

1. Железногорск (Красноярск-26) — закрытый город, находящийся в 60 километрах от Красноярска. основан в 1950 году. В настоящее время в городе проживает около 100 тысяч человек. До недавнего времени город не отмечался на гражданских картах.

2. Статус закрытого города имеет всязи с расположенным там Горно-химическим комбинатом (ГХК) а также ОАО «Информационные спутниковые системы» имени Решетнёва.

3. ГХК — предприятие по производству оружейного плутония. Кроме производства плутония два ядерных реактора использовались ранее для отопления города. В соответствии с соглашением между Россией и США о прекращении производства оружейного плутония, последний реактор был остановлен в апреле прошлого года.

4. Кроме реакторов в состав ГХК входят радиохимический завод, завод по регенерации отработавшего ядерного топлива, ремонтно-механический завод, завод полупроводникового кремния, «сухое» и «мокрое» хранилища отработавшего ядерного топлива, нейтринная подземная лаборатория.

5. Второе градообразующие предприятие — ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва (ранее НПО прикладной механики) — ведущий российский разработчик и производитель спутников связи, телевещания, навигации и геодезии. Примерно 2/3 спутников, входящих в орбитальную группировку России, являются продукцией предприятия.

6. Город состоит из старой части (так называемого Соцгорода) и новой (район проспекта Ленинградский).

7. Снимки сделаны с жилого дома, находяшегося на главной площади города — площади Ленина.

8. На площади располоден Городской Дворец Культуры и администрация города.

9.

10. В 90-х и 2000-х годах не раз поднимался вопрос об открытии города. Но к счастью для жителей этого не произошло. Например, благодаря этому уровень преступности в Железногорске до сих пор крайне низкий.

11.

12. Ленин, площадь Ленина, улица Ленина 🙂

13.

14.

15. Отсюда видно даже левый берег Енисея.

16.

17. Здание ИСС им. Решетнева.

18.

19.

20.

21.

22. А вот так этот дом выглядит снизу.

23. Ну и несколько фотографий новой части (так называемый «Питер»).

24. Церковь и городское искусстенное озеро.

25.

26. Вид на старую часть.

27. Начало Ленинградского.

feelek.livejournal.com

История Железногорска | ЗАТО России

История Железногорска тесно связана с развитием атомной промышленности России. В конце 1940-х годов в СССР ускоренными темпами велось строительство предприятий по производству компонентов ядерного оружия. По решению 1 Главного управления при Совете народных комиссаров СССР один из секретных заводов по наработке оружейного плутония требовалось разместить близ реки или озера (для забора воды на охлаждение реакторов), достаточно далеко от государственной границы, в несейсмичном районе около крупного промышленного центра и обязательно — под землей. По расчетам ученых, от ракетно-бомбового удара основной объект могла защитить 200-метровая толща земли.

По предложению заместителя начальника 1-го Главного управления при Совете Министров СССР А.П. Завенягина была выбрана площадка с горным массивом в среднем течении Енисея. В мае 1949 года по распоряжению И.В. Сталина для окончательного выбора места строительства в Красноярский край прибыла изыскательская экспедиция Ленинградского проектного института ГСПИ-11.

20 августа 1949 года на берег Енисея у деревни Додоново на пароходе «Мария Ульянова» прибыл отдельный строительный батальон в составе 800 человек под командованием подполковника Курносых. Военных передислоцировали из города Глазова для развертывания подготовительных работ по строительству будущего рабочего поселка.

Уже в октябре 1949 года был сформирован первый строительный район. Несмотря на суровые условия — ранние холода, жизнь в палатках, бездорожье и отсутствие механизмов, бойцы стройбата в короткий срок построили причалы для разгрузки барж со стройматериалами и первые склады, проложили 6 км гравийной дороги и начали строительство бараков. В конце октября поступил приказ стройку законсервировать, а личный состав передислоцировать в район Томска, оставив для охраны складов сто человек.

В марте 1950 года на место будущей стройки высадилась группа из 22 проектировщиков и изыскателей «Ленгипростроя», 15 апреля 1950 года в деревню Первомайскую прибыл начальник Управления строительства генерал-майор М.М. Царевский. В мае 1950 года по распоряжению МВД СССР создается исправительно-трудовой лагерь «Гранитный». Силами заключенных с мая по октябрь велось строительство железнодорожной ветки протяженностью 51 километр по маршруту «станция Базаиха Красноярской железной дороги — Соцгород». Введение в строй железной дороги дало возможность оперативно доставлять грузы на строительные площадки рабочего поселка и комбината.

А уже 15 августа 1950 года на перекрестке двух будущих улиц секретного города был забит первый колышек, давший начало строительству жилых кварталов.

Одновременно, летом 1950 года, начинаются работы по подготовке горнопроходческих работ в скальном массиве, предназначенном для размещения комбината № 815.

К 1953 году стройка приобрела глобальный масштаб. Вступили в строй деревообрабатывающий комбинат, кирпичный и бетонные заводы, были разработаны песчано-гравийные карьеры. В городской черте появились 234 жилых дома, в том числе 18 каменных, кинотеатр «Спартак», три школы, три столовых, детский сад, больничный городок.

17 марта 1954 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок комбината № 815 получает официальный статус города и имя: Железногорск — для закрытой переписки, партийных и советских органов, Красноярск-26 — для открытой переписки. К этому времени в Красноярске-26 построено и введено в эксплуатацию более 40 000 кв. м жилья, 5 школ на 1760 учащихся, объекты соцкультбыта и три внутриквартальных котельных.

В 1956 году город встречал десант добровольцев из Москвы и Ленинграда, прибывший на секретную стройку по призыву Н.С. Хрущева и ЦК ВЛКСМ. Из 2252 прибывших 948 человек были комсомольцами, пополнившими ряды строителей, монтажников, инженеров, учителей.

Одним из самых знаменательных в истории молодого города стал 1958 год. 19 августа 1958 года, всего через восемь лет после начала строительства, был пущен первый реактор Горно-химического комбината — АД. Второй реактор для наработки плутония-239 — АДЭ-1 был введен в строй всего через три года. В 1958 году ЦК КПСС и Совет министров приняли Постановление о переводе Красноярского машиностроительного завода на изготовление ракетной техники. В Постановлении говорилось о строительстве специального объекта — испытательной станции жидкостных ракетных двигателей с условным названием «Химзавод». Площадка Химзавода разместилась неподалеку от города, и в создании спецобъектов принимали участие строители и инженеры Красноярска-26. Испытательный стенд был построен за три года и сдан в эксплуатацию 31 декабря 1961 года.

В начале 1958 года руководство СССР принимает решение о необходимости массового производства ракет, способных выводить спутник на орбиту и при необходимости доставлять атомную бомбу в любую точку земного шара. Ракеты разрабатывали специалисты Особого конструкторского бюро № 1 под руководством С.П. Королева. 4 июня 1959 года выходит приказ Государственного комитета по оборонной технике об образовании в Красноярске-26 филиала ОКБ-1 под руководством 34-летнего заместителя Королева М.Ф. Решетнева.

1 ноября 1959 года на предприятие зачисляются 137 человек, 23 мая 1960 года образуются первые 11 отделов, а 2 июня 1960 года в Красноярск-26 приезжает С.П. Королев. После визита Королева строительство цехов ускоряется, и 31 декабря 1960 года первая партия гироприборов, собранных на предприятии, сдается заказчику. Через год, в январе 1962-го, с космодрома Капустин Яр была запущена первая ракета, собранная и испытанная специалистами Конструкторского бюро прикладной механики. Это было время развития и побед. Неслучайно именно в этот период город стал объектом внимания первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева. 9 октября 1959 года он побывал в шахте, где к тому времени был запущен первый реактор, и посетил щит управления АД. В начале 1963 года Хрущев вновь приехал в Красноярск-26. На этот раз он осмотрел цеха «площадки-2» Красмаша, как тогда называли НПО ПМ.

В январе 1964 года осуществлен пуск реактора АДЭ-2 на ГХК, а в августе на орбиту выведены три спутника «Космос», разработанные в НПО ПМ. В это же время специалистами ГХК и ВНИПИЭТ  разработана и внедрена первая в мире схема использования тепла от реактора АДЭ-2 для теплоснабжения и горячего водоснабжения Красноярска-26. Чадящие внутриквартальные угольные котельные ликвидировали.

Наряду с промышленными объектами строились и хорошели жилые кварталы. В 1958 году силами жителей города было создано искусственное озеро, вокруг которого и началось строительство жилья. Первыми появились панельные дома серии 1-335, так называемые «хрущевки». А в 1974-м в Красноярске-26 началось строительство домов улучшенной планировки. К этому времени в городе сформировалась развитая инфраструктура, включающая в себя школы, детские сады, больничный комплекс, сеть продуктовых и промтоварных магазинов, предприятия бытового обслуживания, целый ряд спортивных и культурных учреждений. В городе действовали Театр оперетты, Театр кукол, 8 библиотек, музыкальная школа, и три кинотеатра.

К середине 1980-х секретный город пришел к необходимости воссоздания своей истории, и 27 августа 1988 года в Красноярске-26 был открыт городской музей. Основой первых экспозиций были страницы истории городских предприятий, но по прошествии лет благодаря сотрудникам музея были раскрыты многие неизвестные страницы жизни одного из городов «зеро».

Период 1990-х годов стал одним из самых сложных в истории города и его основных предприятий. В стране начался экономический кризис. Оборонный заказ на градообразующих предприятиях был сокращен, а по отдельным видам продукции приостановлен. Рабочие коллективы целых подразделений были отправлены в вынужденный простой, началась задержка заработной платы. В городе стали проходить митинги протеста. Тем не менее городу удалось сохранить основные производства и систему муниципальных градообеспечивающих предприятий. Одной из самых высоких в Красноярском крае оставалась и социальная обеспеченность жителей Красноярска-26.

14 июля 1992 года вышел Закон РФ о закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО), юридически закрепивших существование территорий с расположенными на них военно-промышленными объектами. К числу ЗАТО был отнесен и Красноярск-26. 4 января 1994 года Постановлением правительства «Об официальном названии населенных пунктов ЗАТО» Красноярску-26 было присвоено имя Железногорск, обозначенное еще в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 1954 года. В этом же году 28 июля Железногорск посетил Президент России Б.Н. Ельцин.

К концу 1990-х годов социально-экономическая ситуация в городе, как и в целом по стране, начинает понемногу стабилизироваться. Частично возобновляется государственный заказ на продукцию градообразующих предприятий, минимизируются задержки платежей по заработной плате.

В 1999 году город активно включается в международное сотрудничество. Создается Фонд «Международный центр развития — Железногорск», реализуются ряд программ: «Инициатива атомных городов», «Города-побратимы», программа студенческого обмена TIPS. В июле 2000 года Железногорск заключает соглашение о сотрудничестве с городами Алкоа и Мэривилл, округ Блаунт, штат Теннеси, США.

В июле 2004 года сессией городского Совета был утвержден Стратегический план развития города. Стратегически важными направлениями были признаны энергообеспечение, кадровое обеспечение, совершенствование инвестиционной привлекательности, улучшение взаимодействия с федеральными и региональными органами власти и формирование здорового образа жизни. Планируя свое будущее,Железногорск по-прежнему связывает его с градообразующими предприятиями. В настоящее время в Железногорске развиваются ядерные технологии, здесь выпускается 70% российских спутников гражданского назначения, создана мощная производственная база для промышленного и гражданского строительства.

zato.tv

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *