План барселоны: Генеральный план Барселоны 1859 года

Генеральный план Барселоны 1859 года

Барселоне такой, какой мы ее знаем, менее ста пятидесяти лет. Вся ее двух тысячелетняя история легко умещается на пятачке Старого города, который при желании можно пересечь минут за двадцать быстрым шагом. Трудно поверить, но еще в 1854 году территория города ограничивалась тем самым пятном с сумбурным пересечением коротких и узких улиц, которое на современной карте Барселоны едва занимает десяток процентов площади.

1855 год. План Барселоны и пригородов. Отмечена военная зона, запрещенная для застройки. Картинка кликабельна.

Необходимость расширения города возникла уже в начале XIX века с развитием промышленного производства, в становлении которого Барселона приняла самое активное участие. Для города это был шанс вырваться из многовекового периода упадка и, уж если не вышло обрести свободу политическую, то хотя бы обрести экономическую. Необходимость необходимостью, но реалии были весьма далеки от превращения мечты в конкретные планы. С 1714 года город существовал фактически в режиме резервации. Высокие стены города уже давным-давно утратили оборонное значение и приобрели практически тюремное, да и пушки двух главных крепостей города Монтжуика и Цитадели смотрели на город, а не на возможного внешнего противника. Самым вероятным противником Испании были барселонцы.

1842 год. Бомбардировка Барселоны с горы Монжуйк.


Однако время шло, воинственность каталонцев несколько поугасла, а стремление к зарабатыванию денег, напротив, росла год от года. Место для нового строительства внутри стен давно закончилось, а дальнейшее уплотнение и без того перенаселенного города выходом не являлось. Стало ясно, что крепостные стены явно пережили себя и от них необходимо избавляться. Ясность, впрочем, была только в умах барселонцев, Мадрид пришлось уговаривать долгие годы. Только 12 августа 1854 года бюрократические проволочки были улажены, и Барселона получила право снести старые стены. Правда и тут не обошлось без исключений, самый ненавистный атрибут городских стен – крепость «Цитадель» трогать запрещалось. Но и этого было достаточно, чтобы в Барселоне за один вечер раскупили все мотыги и ломы, а на следующее утро толпы людей ринулись крушить вековые камни. Здесь хочется сделать небольшое лирическое отступление.

Так уж случилось, что современным образом разрушения стены является Берлинская стена. Кадры тысяч людей, ломающих это воплощение зла, на века останутся в архивах новостных агентств. В Барселоне, существуй в то время видеокамера, столь эффектных кадров снять не удалось бы, пленки бы просто не хватило. Вы помните берлинские стены? Три метра в высоту двадцатисантиметрового бетона были в основном снесены бульдозерами за ночь. Барселонские стены были гораздо выше, да и в толщину достигали нескольких метров. Бульдозеров в то время еще не изобрели, хотя и они не помогли бы в данном случае. Жители Барселоны провели у стен всю осень и зиму 1854 года, одни, работая ломами, другие, произнося пламенные речи. Вы себе представляете, полгода добровольно и без-воз-мезд-но (то есть даром) ходить после весьма тяжелой работы долбить стену? Сколько на этой народной ненависти сэкономила мэрия Барселоны, неизвестно, агитаторы с горящими глазами, ежедневно выступавшие у стен, не дали завершить в целом мирный процесс. Одних стен им показалось мало, и к началу 1855 года Барселона погрузилась в полнейший хаос забастовок и уличных беспорядков.

Кончилось все плохо, в июле 1856 года в город ввели войска, за три дня завалившие улицы Барселоны трупами.

Про это редко вспоминают, в путеводителях осталось только начало этой истории, в которой «радостная толпа жителей разбирает стену». Кстати, после подавления волнений стены разбирались уже «коммерческим» способом еще почти десять лет, до 1865 года.

1855 год. Снос башен и стен Барселоны. Акварель Francesc Soler.

Избавление от старого наследства было только первым шагом на пути развития Барселоны. Сразу за стенами начинались поля, и в просвещенном девятнадцатом веке уже не могли позволить городу выплеснуться на них средневековой сумбурной застройкой. Барселоне была нужна схема развития, и не прошло и каких-то пяти лет с разрешения на снос стен, как был проведен конкурс на генеральный план новых кварталов. Проект затевался нешуточный, по большому счету, столь радикальные перемены, которые были запланированы в Барселоне, ни один город Европы еще не переживал. За семь лет до этого, в 1848 году барон Осман начал капитальную перестройку Парижа, которая полностью изменила облик города. Но это была реконструкция старого города, уже существующие кварталы пришлось резать «по живому», гигантское количество построек пошло под снос, старый Париж только мешал реформам. С этой стороны преобразования в Барселоне были несколько иными, предполагалось не перекраивать средневековые кварталы, а построить новый город. Настоящее чудо то, что в условиях не самого простого средиземноморского ландшафта пространство за стенами Барселоны было практически ровным и незанятым. Пара существующих за городскими стенами монастырей никак не могла помешать планированию, а окрестные поселки, гораздо позже влившиеся в городскую черту Барселоны (Саррия, Грасия, Педральбес и т.д.), находились на значительном удалении.

Перед архитекторами стояла сложнейшая задача, с чистого листа спроектировать современный, удобный для жителей город, заранее продумать инфраструктуру, «естественным путем» обычно складывающуюся десятилетиями, а в случае Барселоны веками. Несмотря на уникальную возможность, решать сверхзадачи взялись отнюдь не звезды мировой архитектуры. Единое мировое культурное пространство еще даже не мерещилось на горизонте, а прадедушки Нормана Фостера и Доминика Перро занимались чем-то другим. Так что конкурс вышел довольно провинциальным, местечковым. Официальным представителем властей Каталонии на конкурсе был муниципальный архитектор Антонио Ровира, остальных, в общем-то, взяли «за компанию», иначе какой же это конкурс. Особых иллюзий никто из претендентов не тешил, административный ресурс всегда играл решающую роль.

Первая премия. Проект Франсиско Солера (Francesc Soler i Gloria)

Вторая премия. Проект Мигуэля Гарриги (Miquel Garriga i Roca)

Третья премия. Проект Хосе Фонтсери (Josep Fontseré i Mestre)

Победил, как и полагается, план архитектора Ровиры.

За точку отсчета был взят Старый город, на границе которого сооружался пафосный Форум Изабеллы Второй, спланированный по образу парижской площади Звезды, и от него веером по широкой дуге расходились новые кварталы. Готическому кварталу отводилось почетное место сердца будущего проекта, к нему сходились все дороги, на него завязывались все коммуникации. Великолепную средневековую архитектуру предполагалось окружить достойной оправой. Барселонцы, по крайней мере, высшее сословие, соскучились по былому величию, парадный и монументальный план с явной оглядкой на Париж должен был потешить их тщеславие. То, что центральное место в плане отводилось сооружению в честь правящей королевы, было необходимым «прогибом» в сторону Мадрида, позволяющим не опасаться за реакцию на проект в столице.

Удивительно, но Мадрид не оправдал чаяний барселонцев, хотя все необходимые реверансы были сделаны, и все приличия соблюдены. Восемь месяцев спустя из Мадрида пришел парадоксальный ответ. Несмотря на победу Ровиры, силовым решением «из центра» был утвержден план «статиста» социалиста Идефонса Серда, на которого днем ранее никто бы не поставил и песеты. Здесь особенно важно, что он был социалистом. Сказать, что Серда был безвестным или посредственным архитектором, было бы неправдой. Он им вообще не был! По образованию Серда был инженер, изучавший строительство дорог, каналов и портов. Так что взгляды Идефонса при проектировании его версии города сыграли гораздо более существенную роль, чем опыт.

Социалистические взгляды Серды весьма ярко проявились в его проекте. Никакого центра не было и в помине, все должны были жить в равных условиях. Основой служила банальная «Нью Йорк-ская» система «стрит-стрит-стрит, авеню-авеню-авеню», все свободное пространство было банально расчерчено на квадраты равной величины. Никакого особого включения старого города и прилегающих загородных поселков в структуру не планировалось, новые кварталы просто обтекали старые, стыкуясь «как придется». Каждые 25 кварталов (5х5 улиц) образовывали район с собственной школой и другой необходимой локальной инфраструктурой. Каждые 4 района (100 кварталов, 10х10 улиц) формировали подокруг со своим рынком, каждые 4 подокруга (400 кварталов, 20х20 улиц) образовывали округ с парком и больницей. Судя по описанию скорее похоже на город из романа Оруэлла, чем на город жаждущий величия. Но в Мадриде проявили то ли редкое чувство юмора, то ли изобретательную мстительность, и Барселонцам был подарен на редкость практичный город, целесообразность плана которого можно ощутить в полной мере только сейчас. Победа плана Серда до сих пор вызывает массу вопросов. Никаких очевидных преимуществ перед Ровирой он не имел. Как и Ровира, Серда был каталонцем, вдобавок не был архитектором и не обладал достаточным опытом.

Дело тут, по-видимому, в пресловутом «человеческом факторе».

Почтенный и заслуженный Ровира, обладавший значительными связями в Каталонии, посчитал выбор предопределенным. Серда же взялся за дело с другого конца. Прожив почти 15 лет в Мадриде, он обзавелся пусть и не очень высокостоящими, но зато весьма активными знакомыми – мадридскими инженерами, чья среда была куда менее консервативна, чем среда архитекторов. Именно эта группа поддержки и взялась продвигать план реконструкции Барселоны всеми доступными способами. Вода камень точит, и потихоньку о казалось бы малоперспективном соискателе узнали люди, принимающие конкретные решения. Правильно организованная точечная рекламная кампания победила «статус».

Реакция официальной Барселоны на решение, принятое в столице , оказалась категоричной: «Возможно ни одна другая столица мира не могла бы предложить архитекторам больше земли, да еще в таком красивом месте, на склоне холма, спускающегося к морю, такое великолепное пространство для работы и отдыха – и не получила бы столь жалких результатов≫. Даже поколение спустя оценки не стали менее категоричными. Знаменитый Пуиги-Кадафалк написал почти полвека спустя: «Его клеточный город – один из величайших кошмаров в мире; ничто не сравнится с ним, кроме разве что районов в самых вульгарных городах Южной Америки». «Он напоминает город в пампасах, предназначенных для дикого племени, которому только и надо, что есть, пить и спать». Кстати название района Eixample означает просто напросто «расширение» на каталонском. Видно, лишившись возможности воплотить помпезный план Ровиры, ради «убожества» Серда не стали и ломать голову над названием.

Город-сад Ильдефонса Серда. Расширение Барселоны, как его представлял себе автор, современная реконструкция.

На картах Эйшампле (Eixample), занимающий всю центральную часть города, до сих пор выглядит точно так же, как на плане Идефонса Серда 1859 года, однако в действительности это не так. Кроме знаменитых квадратов от задумки автора не осталось практически ничего. Сейчас в это сложно поверить, но изначально планировалось создать этакий огромный дачный поселок, в который переедут жить состоятельные слои населения, освободив Старый город для проживания рабочих. Домами застраивали только две стороны квадрата, всю внутреннюю площадь занимали сады. Улицы между кварталами были также засажены деревьями. Да и сами дома не должны были быть выше 17 метров, то есть максимум 5 этажей, а обычно не более трех-четырех. Планировалось, что свободного места хватит на долгие годы вперед, и город-сад будет медленно расползаться по округе. Кроме социальной справедливости идеалиста Серда беспокоил еще и здоровый образ жизни сограждан, именно поэтому основной упор в его проекте делался на обилие света, свежего воздуха и зелени. Но, как это часто бывает, «хотели как лучше» очень быстро превратилось в «вышло как всегда». Площадь, превышающая Старый город в несколько раз, по историческим меркам была застроена практически мгновенно и достаточно хаотично, не принимая во внимание культурную ценность зданий. Промышленность развивалась гигантскими темпами, и идиллическая дачная концепция девятнадцатого века с неторопливыми прогулками в двадцатом веке потребовала трансформации. Решение не замедлило себя ждать.

Сначала дома росли вглубь, постепенно уменьшая внутренний двор и сад, потом двор и вовсе перекрывался в один, а то и в два этажа, чтобы устроить гараж или склад.

Когда и это решение себя исчерпало, стали застраивать оставшиеся свободные стороны квадрата, замыкая его периметр. Напоследок здания надстроили еще на пару-тройку этажей вверх. Запланированные четыре огромных парка стали непозволительной роскошью и вовсе не были построены. В стандартном блоке по проекту Серда должно быть построено около 70.000 квадратных метров полезной площади, сейчас – в среднем более 300.000.

Планировка с учетом внутренних садов

Несмотря на успешную реализацию плана, попытки реконструировать старый центр Барселоны продолжились.

1933 год. План пробивки новых улиц через готический город.

Новые улицы в Старом городе по годам

Градостроительные преобразования в Барселоне не останавливаются.
Свежий проект — реконструкция промзоны 22А на юго-востоке города в районе Побленоу. Она простирается от Гран Виа до кольцевой дороги и от границ Олимпийской деревни до Рамблы де Прим. Здесь сохранилось множество заброшенных либо малоэффективных промышленных предприятий. В 2000 году было принято решение о ее переустройстве и повторном введении в городскую ткань — так появился проект, остроумно названный авторами 22@. Здесь хотят возвести компактный инновационный «город в городе» — несколько сотен новых построек на площади 120 га, в том числе многоквартирные и малоэтажные частные дома, школы, спортивные и медицинские учреждения, зеленые оазисы.

Источники:
http://www.findermag.com/article.sdf/ru/themes/lifequality/cities/2081?path=
https://cartografic.wordpress.com/tag/eixample/
http://www.archplatforma.ru/?act=1&nwid=2051
https://cartografic.wordpress.com/2011/10/10/barcelona-4-2/
http://www.22barcelona.com/
https://mappingworld.wordpress.com/2012/06/15/barcelona-5-1841-1860-neix-leixample/

Tags: Испания, генеральный план, градостроительство

План Барселоны: все карты города

Вы в первый раз побываете в Барселоне? Город вам не знаком и вы боитесь потеряться в нем? Не стоит беспокоиться. У нас вы можете увидеть самый информативный план Барселоны. Вы сможете с помощью плана Барселоны найти любую улицу или достопримечательность города. План Барселоны станет для вас настоящим помощником, план поможет вам сориентироваться в перемещении по Барселоне на общественном транспорте, добраться из аэропорта до места назначения.

План Барселоны находится на сайте, легко и удобно скачивается. Всё, что вам необходимо, – это закачать выложенный план Барселоны к себе на ПК/ноутбук/телефон и тщательно их изучить.

План Барселоны востребован более всего, когда путешественник планирует поездку и первое знакомство со столицей Каталонии. Барселона – одно из самых популярных направлений в туризме Испании. В Барселоне можно увидеть множество шедевров архитектуры и исторических памятников. Пользуясь планом, размещенным на сайте, вы легко познакомитесь с творчеством Гауди, сможете добраться до самых популярных достопримечательностей города. Например, увидеть фонтан, демонстрирующий чудеса слияния воды и музыки.

Барселона манит к себе ежегодно огромное количество туристов со всего мира. Особенности строения Барселоны таковы, что достопримечательности города не собраны в одном месте, поэтому без плана города не обойтись. План Барселоны необходим туристу и поможет разобраться в улицах города и легко достичь желаемой цели.

С планом Барселоны вы сможете подобрать наиболее короткую дорогу до известных достопримечательностей, торговых точек и ресторанных заведений, в которых хотелось бы побывать.

Все необходимые карты Барселоны

Нами подготовлен план Барселоны на русском языке – Вы можете ее сохранить себе и напечатать.

План метро Барселоны в формате PDF
План передвижения автобусов в Барселоне в подробностях и формате PDF
План перемещения ночных автобусов Nitbus
План маршрутов трамваев в Барселоне
План возраста зданий Барселоны

План Барселоны: где найти карты города

Карта достопримечательностей Барселоны на русском

План Барселоны – невероятно удобная вещь, просто незаменимый помощник в путешествии по такому мегаполису, как Барселона. С ней вы сможете подобрать наиболее короткую дорогу до известных достопримечательностей, торговых точек и ресторанных заведений, в которых Вы хотели бы побывать.

Вам предстоит только разобраться в плане Барселоны и отыскать необходимую часть города, план интерактивен, нужный кусок плана будет открыт в новом окошке, отправьте его в распечатку и заберите с собой в путешествие. Детальный план города со всеми подробностями найдете ЗДЕСЬ.

  • Как избежать очередей в достопримечательности Барселоны. Билеты в Саграда Фамилия и Парк Гуэль минуя очередь.
  • Как не быть обманутым местными таксистами. Заказывать такси заранее с фиксированными расценки online. Самый надежный сервис для заказа такси —
    KiwiTaxi
    .
  • Экскурсии по Барселоне с местными жителями помогут узнать этот город по-настоящему. Лучший способ освоиться в незнакомом городе – это погулять по нему с человеком, который живет здесь уже много лет.
  • Советуем оформлять туристическую страховку, чтобы не возникло неприятных сюрпризов во время путешествия в Барселону.
  • Barcelona City Pass – это единая карта, которая упростит организацию Вашего отдыха в Барселоне и поможет существенно сэкономить время и деньги.
  • Отели Барселоны: наш выбор и рекомендации.
  • Bus Turistic – туристический автобус и отличный способ добраться до всех необходимых памятников Барселоны быстро, с ветерком и комфортом.
  • Дримсим – универсальная интернациональная сим-карта и бесплатное приложение для путешествий. Лучшие цены, быстрый интернет и звонки по всему миру.

Градостроительство микрорайонов | Экология. Городское планирование, инфраструктура и мобильность

  • Дом
  • / Чем мы занимаемся и почему
  • / Градостроительное планирование микрорайонов

Построенный город превратился в крупную агломерацию с такими же потребностями в территориальной сплоченности и экологической устойчивости, как и крупнейший европейский город. города.

В то же время важность районов в этой новой реальности требует от нас решительных действий, если мы хотим избежать территориальных разногласий, обеспечить одинаковые возможности во всех частях города и создать необходимое местное пространство для социальной активности. и создание условий, способствующих общественному здоровью и благополучию.

Именно в этом контексте защита и приверженность самому ценному активу города, общественным местам, становятся главной целью.

Суперкварталы

Суперкварталы вводятся в связи с нехваткой зеленых насаждений в городе, высоким уровнем загрязнения и шума окружающей среды, а также уровнем аварийности жителей и малоподвижным образом жизни.

La Model

Городской совет Барселоны добивается прогресса в рекультивации помещений старого пенитенциарного центра и совместном процессе определения его непосредственного и будущего использования.

PEUAT

Специальный план размещения туристов (PEUAT) регулирует введение учреждений размещения туристов, а также молодежных общежитий, коллективных резиденций с временным размещением и туристических квартир.

Барселона, город наследия

Барселона вызывает восхищение во всем мире за качество своего городского ландшафта, в котором наследие является важной, центральной и объединяющей силой.

Специальный план управления для торговых предприятий, торгующих подарками и сувенирами

Городской совет Барселоны продлевает запрет на открытие новых сувенирных магазинов вокруг храма Святого Семейства, района Сан-Антонио и районов вокруг Камп Ноу, Парка Гуэля и Дома Висенс.

Давайте защитим школы

«Давайте защитим школы» – это проект о преобразовании школьного окружения, в котором во главу угла ставится безопасность и благополучие детей с помощью различных действий.

Городское планирование с гендерной точки зрения

Чтобы обеспечить оптимальную повседневную жизнь без дискриминации, общие гендерные критерии будут применяться ко всем проектам преобразования, таким как умиротворение Меридианы, новая автобусная сеть, суперкварталы и План соседства .

Glories

Городской совет Барселоны предложил поправку к Генеральному городскому плану, которая учитывает и отвечает обязательству Glories и способствует дальнейшему развитию всех запланированных мероприятий для этой области.

Сагрера

Проект станции и линейного парка Ла Сагрера — это проект преобразования города, который направлен на улучшение и расширение инфраструктуры в этом районе в рамках проекта создания города.

Meridiana

Цель состоит в том, чтобы успокоить движение вдоль Av Meridiana и превратить ее в городскую дорогу для граждан и местных жителей районов, пересекающих и соединяющих ее, превращая ее в общественный центр города на участке между Plaça. de les Glories и перекресток Trinitat.

Pere IV

Проект реурбанизации Pere IV предполагает превращение старой улицы Carretera de França в новый центр города и наследия Сант-Марти.

Vallcarca

Проект представляет собой совместный план создания новой модели микрорайона после получения участков государственной земли и максимального использования сильного местного движения микрорайонов.

Park Güell

Цель исполнительного плана Park Güell на 2018-2022 гг. состоит в том, чтобы уменьшить воздействие перенаселенности и способствовать совместному использованию пространств, а также улучшить мобильность в окрестностях и продвигать новую модель управления.

Марина дель Прат Вермель

Марина-дель-Прат Вермель является одним из совершенно новых районов Барселоны, территорией, которая исторически зависела от сельского хозяйства и животноводства и в настоящее время переживает бурный рост.

Colònia Castells

Процесс, запущенный округом Les Corts для возобновления проекта Colònia Castells, использовался в качестве пилотного теста для создания новой модели муниципальных действий для процессов преобразования городского планирования с такими характеристиками, оказывающими влияние на семьи и их Корпус.

Casernes de Sant Andreu

Городской совет Барселоны и консорциум Zona Franca 2 декабря 2015 года достигли соглашения о возобновлении городской застройки старого Casernes de Sant Andreu.

Гранты на реконструкцию зданий

Это помощь в повышении энергоэффективности и доступности домов, а также в устранении любых структурных недостатков, чтобы помочь улучшить качество строительного наследия города.

История городов #13: Нелюбимый планировщик Барселоны изобретает науку «урбанизации» | Города

В середине 1850-х годов Барселона оказалась на грани краха. Промышленный город с оживленным портом, он становился все более плотным во время промышленной революции, в основном благодаря огромному развитию текстильного сектора.

Город жил быстрее, чем остальная Испания, и был готов стать европейской столицей. Тем не менее его население в 187 000 человек по-прежнему проживало на крошечной территории, ограниченной средневековыми стенами.

При плотности 856 жителей на гектар (в то время в Париже их было менее 400) рост смертности был выше, чем в Париже и Лондоне; ожидаемая продолжительность жизни упала до 36 лет для богатых и всего до 23 лет для рабочего класса. Стены становились опасными для здоровья, они почти буквально душили жителей Барселоны, к которым прямо обращались в следующем публичном заявлении 1843 года:

«Долой стены!» Стены!» — без сомнения ответила ваша ратуша, которая знает, как важно избавиться от этого пояса, который сжимает и душит нас».

Работы по сносу, наконец, начнутся через год. Теперь городу и испанскому правительству пришлось планировать и управлять внезапным перераспределением перенаселенного населения. Это было спорное и весьма политическое решение, которое в конечном итоге привело к радикальному плану тогдашнего неизвестного каталонского инженера Ильдефонса Серды по расширению большого, похожего на сетку района за пределами старых стен, названного

Eixample (буквально «расширение»). В процессе Серда также изобрел слово и исследование «урбанизация».

Войска Филиппа V входят сквозь стены Барселоны в 1714 году; рисунок П. Риго и гравюра М. Энгельбрехта, 1722 г. Иллюстрация: Исторический музей Барселоны/Алами

К началу 19 века старый город-крепость Барселона стал настолько тесным, что рабочий класс, буржуазное общество и фабрики сосуществовали вместе. в том же пространстве. «Все страдали от последствий плотности азиатского уровня», — говорит писатель и эссеист Луис Перманьер, чья книга «Эшампле: 150 лет истории» описывает этот период.

Так как внутри городских стен земли не осталось, для строительства жилья использовались всевозможные изобретения – дома буквально возводились на пустом месте. Посреди улиц возводились арки для застройки, а техника, называемая отступающими фасадами, заключалась в том, что фасады домов вытягивались на улицу по мере их подъема — до тех пор, пока они почти не касались здания напротив (эта практика была запрещена в 1770 году, так как предотвращала циркуляция воздуха).

Транспортное движение — в те времена конные повозки — тоже было проблематично: самая узкая улица города (сейчас ее нет) была шириной всего 1,10 метра, а около 200 — менее трех метров в ширину. Это, в сочетании со средиземноморским образом жизни жителей (что означало пребывание на улице в светлое время суток, а в случае некоторых ремесленников, работавших там же), усугубляло и без того острую нехватку гигиены в городе.

Отступающие фасады, взятые из L’Eixample: 150 Anys d’Història

Эпидемии в Барселоне были разрушительными: каждый раз, когда они вспыхивали, умирало 3% населения, по словам Монтсеррат Палларес-Барбера, профессора географии и урбанистики Автономного университета Барселоны .

Только от холеры в период с 1834 по 1865 год погибло более 13 000 человек. Его план состоял из сети улиц, которые должны были объединить старый город с семью периферийными деревнями (которые позже стали неотъемлемыми районами Барселоны, такими как Грасиа и Сарриа). Объединенная территория почти в четыре раза превышала размер старого города (около 2 кв. км) и впоследствии стала известна как Эшампле.

Этот неизвестный инженер был революционером не только в том, что он задумал, но и в том, как он этого добился. Серда решил не повторять прошлых ошибок, проведя всестороннее исследование того, как рабочий класс жил в старом городе. «Он думал, что найдет все эти книги по урбанистике, но их не оказалось, — говорит Перманьер. Поэтому он был вынужден сделать это сам.

Взгляд Серды был столь же внимательным, сколь и завораживающим. Это было первое дотошное научное исследование того, чем является современный город и чем он может стать – не только как эффективное пространство для совместного проживания, но и как источник благосостояния (тогда это было не простое понятие).

Он рассчитал объем атмосферного воздуха, необходимый одному человеку для правильного дыхания. Он подробно описал профессии, которыми может заниматься население, и нанес на карту услуги, которые им могут понадобиться, такие как рынки, школы и больницы. Он пришел к выводу, что, среди прочего, чем уже улицы города, тем больше смертей.

Исследование Серда было первым тщательным научным исследованием того, что такое современный город и каким он может стать

Короче говоря, Серда изобрел «урбанизацию» — слово (и дисциплины), которой не было ни на испанском, ни на каталонском, ни на английском, ни на французском, и которую он систематизировал в своей «Общей теории урбанизации» в 1867 году. Его работы до сих пор изучают в каталонских школах. «Высокий уровень смертности среди рабочего класса, а также плохие условия здравоохранения и образования подтолкнули Серду к разработке нового типа городского планирования», — написал Палларес-Барбера в недавней статье о районе.

Сады в центре каждого квартала; богатые и бедные имеют доступ к одним и тем же услугам; и плавное движение транспорта были среди его тогдашних революционных, даже утопически звучащих идей, многие из которых хоть в какой-то степени материализовались (но не центральные сады).

Эшампле и сегодня остается важной частью имиджа Барселоны: восьмиугольные блоки со скошенными углами были его уникальной идеей для борьбы с дорожным движением, позволяя водителям лучше видеть, что происходит слева и справа. Автомобили еще даже не были изобретены, но когда Серда открыл для себя железные дороги: «Он понял, что будут какие-то маленькие машины, приводимые в движение паром, которые каждый водитель сможет останавливать перед своим домом», — объясняет Перманьер. Даже сегодня эта конструкция значительно упрощает движение транспорта в Эшампле.

План застройки Эшампле в Барселоне (1859 г.), автор Ильдефонс Серда. Иллюстрация: Архив Королевства Арагон, Барселона/Ministerio de Cultura/Ministerio de Cultura

И тем не менее ни одна из этих идей не была хорошо воспринята или оценена в Барселоне в то время. Фактически, когда в 1859 году совет первоначально объявил публичный конкурс на план расширения, он присудил его своему главному архитектору Антонию Ровире. Но в результате неожиданного вмешательства в дело вмешалось испанское правительство и, создав новое министерство общественных работ (которое внезапно стало управлять городскими советами), навязало Серда в знак исторической и будущей напряженности между центральной администрацией Испании и каталонской администрацией. .

Это навсегда испортит наследие Серды в городе. Много путешествовавший, но малоизвестный инженер, когда он начал свой определяющий карьеру проект, ему сразу же не доверяли барселонские архитекторы, которые находились в центре серьезного соперничества с инженерами. Поскольку было невозможно противостоять постановлениям, исходящим из Мадрида, его противники вместо этого пытались дискредитировать его идеологически и интеллектуально.

Ведущие архитекторы, такие как Доменек-и-Монтанер (дизайнер знаменитого городского Дворца музыки) и Жозеп Пуч-и-Кадафальч, подрезали и покровительствовали чрезмерной ширине улиц, монотонности сетки и однообразию «коммунистической фаланстерной квадраты».

«Он грыз и превращал все сады… и пространства, предназначенные для общественных зданий, в однообразие американского города, предназначенного для претенциозного племени, у которого нет большего стремления, чем скопление домов, чтобы есть, пить и спать, — написал Кадафальч.

Район Эшампле характеризуется строгой сеткой и восьмиугольными пересечениями. Фото: DigitalGlobe/REX Shutterstock

Но если конкурирующие архитекторы Барселоны отвернулись от Серда, то буржуазия этого не сделала — по крайней мере, не вся. Некоторые члены были первыми, кто получил выгоду (и заплатил за) его новый район, в котором богатые семьи экспериментировали и заказывали архитекторам, таким как Антонио Гауди, проектировать свои дома, превращая их в красивые, органичные структуры, напоминающие природу.

С этим взрывом модернизма возникла невысказанная городская конкурентоспособность. По словам Перманьера, владельцы недвижимости и архитекторы хотели построить «самый большой, самый высокий и самый привлекательный дом. Вот почему в районе такое богатое разнообразие архитектуры, которое соответствует анархистскому налету местной буржуазии».

Серда создал район без разделения на классы, где население будет распределено поровну

Это стремление быть другим иллюстрируется анекдотом, который Сальвадор Дали однажды рассказал Перманьеру. По словам художника, на вопрос, как он хочет свой дом, представитель буржуазии сказал: «Я прошу только об одном: чтобы он был выше, чем у моего соседа, чтобы я мог на него поссать!»

План Серды, по словам Перманьера, был «освобождением для всех». Инженер был социалистом-утопистом, и в центре его урбанизма было глубокое чувство равенства и популистская идеология.

Он создал район без классового разделения, где по идеологическим соображениям и по соображениям общественного здравоохранения население будет рассредоточено поровну, и не будет исключительных районов для богатых или бедных. В последующие десятилетия Эшампле вырос за счет великолепных модернистских зданий, стоящих бок о бок с ремесленными домами, требующими гораздо более низкой арендной платы.

Рамон Касас, художник, выросший в темном доме в старом городе, был одним из художников-модернистов, переехавших в этот новый район, и его часто можно было увидеть прогуливающимся или катающимся на велосипеде по его улицам с другими деятелями культуры. . Его палитра изменилась с новым сиянием, которое впускали балконы Эшампле, показывая с помощью искусства, как весь город был готов выглядеть и шагать снаружи.

Едва упоминаемый в каких-либо книгах по урбанистике, написанных не на испанском или каталанском языках и по сей день, Серда, наконец, начал получать похвалы от своих соотечественников и даже на международном уровне в 19 веке.80-е и 90-е годы, когда каталонские архитекторы начали пересматривать историю и признавать его — то, что стало «официальным», когда город принимал Олимпийские игры 1992 года.

В наши дни Барселону постоянно хвалят как городскую историю успеха. И его судьба неразрывно связана с творчеством Серды, которое продвинуло его, по словам Перманьера, «из провинциального городка, где было трудно жить, в действительно современный город».

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *