Питер янтарная комната: Янтарная комната в Екатерининском дворце

Питер. Царское село. Екатерининский дворец. Янтарная комната: photo_discovery — LiveJournal

23.06.2022

В прошлый раз у нас  получилось пройти без существенных потерь выставку о Романовых и их пребывании в Царском Селе (https://cand-orel.livejournal.com/2538465.html). 

И замерли в ожидании дальнейшего осмотра возле янтарной шкатулки…

Возникновение Янтарной комнаты овеяно легендами и мифами. Ее замысел приписывали немецкому архитектору и скульптору А. Шлютеру (1664–1714), который, как считалось, спроектировал ее для Литценбурга — пригородной резиденции прусской королевы Софии-Шарлотты. Некоторые авторы утверждали, что янтарные панели так и не были установлены в Берлине и перешли в качестве подарка к российскому императору Петру I неполными, так что собрать их в Санкт-Петербурге сразу не удалось. Вновь обнаруженные документы позволяют пролить свет на историю создания этого уникального произведения искусства.

Курфюрсты Бранденбургские, владевшие Пруссией — европейским центром янтарного промысла — с 1618 года, использовали «золото» Балтийского моря, как издавна именовали янтарь, в качестве материала для драгоценных дипломатических подарков другим князьям.

Это дало толчок к стремительному развитию искусства обработки янтаря, одной из вершин которого и стала Янтарная комната. Период ее создания совпадает с общим расцветом немецкого и, в частности, прусского искусства на рубеже XVII и XVIII веков.

Курфюрст Фридрих III (1657–1713), в 1701 году коронованный как король Пруссии Фридрих I, сразу после вступления на престол взялся за перестройку своей столицы, и прежде всего королевской резиденции — комплекса зданий XVI–XVII столетий. Его супруга, королева София-Шарлотта, еще до этого вынашивала планы относительно принадлежавшего ей небольшого летнего дворца Литценбурга, построенного в 1695–1699 годах И.-А. Нерингом и М. Грюнбергом. По замыслу хозяйки, он должен был превратиться в изысканное здание с парковым фасадом по версальскому образцу. В декабре 1701 года проект, представленный архитектором И.-Ф. Эозандером королевской чете, был утвержден, и мастер стал любимым архитектором королевы.

Сегодня известно, что именно Эозандер является автором проекта оформления Янтарного кабинета, долгое время считавшегося созданием Шлютера. Два любимых дворца прусского короля, с которыми связана судьба Янтарной комнаты, — Литценбург (с 1709 — Шарлоттенбург) и Ораниенбург — стали с 1707 года, после ухода Шлютера с поста дворцового зодчего, исключительно сферой деятельности Эозандера.

Первоначально комната с янтарными панелями предназначалась для дворца Литценбург — личной резиденции королевы; к мысли о ней, по всей видимости, королевскую чету подтолкнул не только визит по случаю коронации Фридриха I в Кенигсберг — столицу янтарного промысла, но и преподнесенный ему тогда подарок — две большие янтарные рамы.

Возможно, замысел родился у самой Софии-Шарлотты, отличавшейся широкими познаниями, разносторонними интересами, глубоким пристрастием к искусству и музыке. Проект Янтарного кабинета наверняка должен был исполнить ее любимый зодчий Эозандер, который руководил всеми работами по расширению Литценбургского дворца.

Для реализации амбициозной идеи в сентябре 1701 года был приглашен из Копенгагена резчик по янтарю и слоновой кости Г. Вольфрам. Однако летом 1706 года между ним и Эозандером вспыхнул конфликт: по словам придворного архитектора, Вольфрам работал слишком медленно и не придерживался утвержденного проекта. Датчанина сменили мастера из Данцига (нынешний Гданьск) Э. Шахт и Г. Турау, приступившие к работе над янтарными панелями в 1707 году и в течение шести лет трудившиеся над уникальной отделкой.

В 1709 году, когда София-Шарлотта скончалась, Янтарная комната еще не была завершена, однако Фридрих I остановил работы и принял решение украсить янтарными панелями галерею в другом дворце — Ораниенбурге. Судя по всему, король прекратил строительство в Литценбурге, чтобы сохранить дворец таким, каким он был при жизни его супруги. Стены зала, предназначавшегося для янтарных панелей, украсили дамастом и золотым галуном; Красную дамастовую комнату можно видеть во дворце и сегодня. Именно с тех пор в память о Софии-Шарлотте Литценбург стал называться Шарлоттенбургом.

Тем временем король поручил Эозандеру расширение дворца в Ораниенбурге с устройством Янтарной галереи, превосходящей по размерам предыдущий проект (30 метров длиной). Инвентарная опись Ораниенбургского дворца за 1743 год содержит конкретные сведения о внешнем виде задуманной галереи, а обнаруженный немецкими исследователями рисунок 1700-х годов изображает ее часть, в декоре которой узнаются многие элементы будущей Янтарной комнаты. Однако, несмотря на продолжавшиеся работы, галерея не была завершена до смерти Фридриха I (1713), и в Ораниенбурге янтарные панели также не были установлены.

Еще при жизни Фридриха I готовые панели для Янтарной галереи осмотрел во время одного из своих визитов в Берлин (в 1712 или 1713 году) Петр I. Российский император не скрывал своего восхищения и желания иметь подобное уникальное творение у себя на родине.

Наследник первого прусского короля Фридрих-Вильгельм I (1688–1740, правил с 1713), вошедший в историю как «фельдфебель на троне», ввел строгую дисциплину, ориентированную на практическую пользу, и прекратил все дорогостоящие работы во дворцах отца. Однако восхищение гостей, видевших янтарные панели, побудило его после вступления на престол вмонтировать их в один из кабинетов парадных покоев Берлинского королевского замка.

Таков последний и единственный точно подтвержденный эпизод пребывания янтарного чуда в Берлине до отправки в Санкт-Петербург. Ни в Шарлоттенбурге, ни в Ораниенбурге панели не были установлены, хотя в каждом из дворцов для них было отведено специальное помещение.

При встрече Петра I с Фридрихом-Вильгельмом I в ноябре 1716 года в связи с заключением союза между Россией и Пруссией прусский король преподнес российскому императору подарки, среди которых был и Янтарный кабинет. Петр I писал тогда императрице Екатерине: «К(ороль) подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чем давно желали». Через два года русский император послал Фридриху-Вильгельму ответный подарок — 55 гренадер исполинского роста и собственноручно исполненный кубок из слоновой кости.

Согласно сохранившейся описи, разобранный Янтарный кабинет был доставлен в Санкт-Петербург через Мемель и Ригу в 18 больших и малых ящиках, содержавших наряду с готовыми панелями большое количество ранее не использовавшихся фрагментов.

К документам прилагались наставления по поводу того, каким образом следовало распаковать янтарные украшения перед монтажом.

2 июля 1717 года А. Д. Меншиков осмотрел доставленные и распакованные в соответствии с инструкцией панно в Летнем дворце и сообщил царю об их состоянии: «Кабинет янтарный Вашему величеству от короля прусского подаренный я пересматривал и поставлен в ящиках тех, в коих привезен, в большой палате, где собираются гости, в котором гораздо немного или почти мало, чтоб попортилось. Некоторые маленькие штучки повыпадали, однако ж заклеить, а хотя б иных и не было, то можно вновь ставить. Истинно сказать, что самая диковина, которой на свете подобной не видал».

Поскольку нет свидетельств о том, где Петр I велел установить панели и велел ли вообще, все предположения об их использовании в Зимнем дворце беспочвенны. Документально подтверждено, что его дочь, императрица Елизавета Петровна, вскоре после вступления на престол нашла применение драгоценному подарку из Берлина в строившейся для нее новой зимней резиденции — Третьем Зимнем дворце, где в 1743 году и было приказано разместить янтарный убор.

Для починки и исправления янтарных деталей пригласили итальянского мастера А. Мартелли. Однако готовых элементов для украшения нового интерьера не хватало, поэтому архитектор Ф.-Б. Растрелли решил поставить в нем зеркальные пилястры и расписать «под янтарь» дополнительные панно. В 1745 году Фридрих II подарил Елизавете Петровне еще одну янтарную раму, исполненную по проекту А. Рейха, в декоре которой использованы аллегории, прославлявшие русскую императрицу.

Собранная в 1746 году Янтарная комната стала служить для официальных приемов, хотя по мере реконструкции Зимнего дворца ее не раз переносили с места на место.

В июле 1755 года Елизавета Петровна приказала Растрелли создать новую Янтарную комнату в Большом Царскосельском дворце. Начальнику канцелярии Императорского кабинета В. Фермору поручили бережно разобрать панели в Зимнем дворце и уложить их в ящики. Из Царского Села была прислана специальная команда, которая вручную перенесла ящики из столицы в загородную резиденцию. Так началась новая, почти двухсотлетняя эпоха славы «восьмого чуда света» в России — на своей второй родине.

Отведенный для Янтарной комнаты зал Большого Царскосельского дворца площадью 96 квадратных метров значительно превышал ее прежние размеры. Растрелли разместил панели симметрично, в среднем ярусе трех стен, разделив их пилястрами с зеркалами и украсив комнату деревянной золоченой резьбой. Для установки панно на стены вновь пригласили мастера Мартелли. Там, где янтаря не хватало, фрагменты стен были затянуты холстом и расписаны «под янтарь» художником И. И. Бельским.

Учитывая хрупкость материала, для комнаты был выделен специальный смотритель, который постоянно выполнял небольшие реставрационные работы. В 1758 году на эту должность был приглашен из Пруссии Ф. Роггенбук, возглавивший работы по созданию новых янтарных изделий в мастерской Царского Села.

В 1763 году императрица Екатерина II издала указ о замене расписных холстов и изготовлении янтарных панелей для нижнего яруса стен. Вместе с Роггенбуком к работе приступили его сын Иоганн, а также ранее приглашенные в Россию К. и Г. Фриде, И. Вельпендорф и их русские ученики. В это время было изготовлено восемь плоских щитов нижнего яруса с наборным рисунком, восемь филенок под пилястры, а также десюдепорт к средней двери и резные детали карниза, в которые включили фрагменты берлинской работы. На эти панели за четыре года ушло 450 килограммов янтаря, и к 1770 году создание Янтарной комнаты было завершено. Комната приобрела свой окончательный вид.

Янтарный убор, занимавший три стены, был расположен в три яруса. Центральный (средний) ярус составили восемь больших вертикальных панно. В четырех из них установили композиции из цветных камней, исполненные в 1750-х годах во Флоренции в технике флорентийской мозаики по эскизам Д. Дзокки и изображавшие аллегории пяти чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние. В промежутках расположили высокие зеркальные пилястры. Прямоугольные янтарные панно были помещены в нижнем ярусе комнаты. В северо-восточном углу поставили маленький янтарный столик на изящно изогнутой ножке.

Дополнительное убранство комнаты составили наборные комоды русской работы и китайский фарфор. Здесь же, в застекленных витринах, хранилось одно из самых значительных в Европе собраний янтарных изделий XVII–XVIII веков работы немецких, польских и русских мастеров.

Поскольку резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушали янтарь, только в XIX веке трижды проводилась реставрация Янтарной комнаты: в 1833, 1865, 1893–1897 годах. Позднее, в 1933–1935 годах, небольшие реставрационные работы велись скульптором И. Крестовским. На 1941 год была намечена серьезная реставрация памятника.

В первые дни Великой Отечественной войны в Екатерининском дворце началась эвакуация музейных ценностей; из-за хрупкости янтарных панелей решено было их не демонтировать, а произвести консервацию на месте: панно оклеили бумагой, затем марлей, обложили ватой и закрыли деревянными щитами.

Когда в город Пушкин ворвались немецкие части, включавшие специалистов команды «Кунсткомиссион», которая занималась вывозом художественных ценностей, янтарные панно были сняты и отправлены в Кенигсберг. В дарственной книге Кенигсбергского музея под № 200 сохранилась запись о том, что Янтарная комната подарена музею Германским государственным управлением дворцов и садов.

Похищенные янтарные панно и резные позолоченные двери были выставлены в одном из залов Кенигсбергского замка, где находился музей янтаря. Его директор А. Роде в 1944 году писал, что Янтарная комната, вернувшись на свою родину, является лучшим украшением Кенигсберга. Это было последнее место, где демонстрировалась уникальная отделка. В 1944 году, при отступлении немцев, панели снова были разобраны, упакованы в ящики и вывезены в неизвестном направлении. С этого времени следы Янтарной комнаты теряются. Ее поиски пока не дали результатов.

В июле 1979 года Совет Министров РСФСР принял решение о воссоздании янтарных панно, работы над которыми начались в 1983 году по проекту архитектора А. А. Кедринского. Уже через год в Янтарной комнате появился живописный плафон, верхний ярус комнаты, расписанный «под янтарь», и наборный паркет. Участки, занимаемые янтарными панно, временно затянули холстом.

В 1994 году были установлены первые янтарные панели нижнего яруса и угловой столик, воссозданные реставраторами Царскосельской янтарной мастерской. Еще через два года мастера завершили работу над первой флорентийской мозаикой «Зрение». В апреле 2000 года в музей-заповедник вернулись обнаруженные в Германии наборный комод русской работы конца XVIII века и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние», входившие в первоначальное убранство комнаты.

Работа над воссозданием «восьмого чуда света» продолжалась 24 года, и к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга полностью восстановленная легендарная Янтарная комната приняла первых посетителей.

Магия шедевра прусского искусства, овеянного множеством легенд, вызвала к жизни «девятое чудо света» – возрожденную Янтарную комнату, которую мы с благодарностью получили из рук российских мастеров.

Есть несколько версий судьбы Янтарной комнаты, признанных классическими.

Янтарная комната или её часть сгорела 11 апреля 1945 года в подвалах Кёнигсбергского замка. Версию выдвинул директор музея в замке Альфред Роде. Её же принял на веру профессор А. Я. Брюсов, входивший в состав комиссии Комитета по делам искусств и культурно-просветительских учреждений при Совмине РСФСР по поискам похищенных гитлеровцами культурных ценностей, которая работала в Восточной Пруссии летом 1945 года. В направленной в Москву докладной о результатах поисков Брюсов пришёл к выводу, что «по всем данным, Янтарная комната сгорела между 9 и 11 апреля 1945 г., так как некоторые из красноармейцев осматривавших замок 11 апреля, никаких ящиков в большой зале орденского помещения, по их словам, не видели». Однако в его выводе усомнился руководитель другой правительственной комиссии по розыску вывезенных гитлеровцами сокровищ пригородных ленинградских дворцов Анатолий Кучумов — бывший хранитель Янтарной комнаты, хорошо знавший её, в отличие от московского учёного, который комнату никогда не видел. Взяв с собой текст брюсовской докладной с её «пожарным» выводом, Кучумов вместе с завсектором музеев отдела культуры Ленгорсовета С. В. Трончинским весной 1946 года приехал в Кёнигсберг и внимательно изучил Королевский замок и Большой Орденский зал, где якобы сгорела Янтарная комната. Кучумов обнаружил у входа в зал с лестницы три обгоревшие флорентийские мозаики, входившие в состав Янтарной комнаты, однако сделал по поводу этой находки выводы, противоположные версии Роде и Брюсова.

«Во-первых, если мозаики были упакованы вместе с янтарными панно, будучи вделанными в них, ящики не могли по своим габаритам поместиться на той площади (меж двух дверей и окна), где они были найдены. Мозаики лежали сложенными одна на другую, и это отвергает возможность упаковки их вместе с панно, — описывал увиденное Кучумов, — Большие габариты янтарных панно и высокий рельеф янтарных рам, окружающих мозаики, не могли позволить упаковку трёх или четырёх панно в один ящик. Если бы мозаики горели вместе с панно на некоторой высоте от пола, имея между собой прослойку из самих панно (дубовые доски и янтарь) и упаковочного материала, они должны были, падая, рассыпаться на мелкие куски, так как клей-мастика при высокой температуре быстро теряет свои связующие свойства. В действительности рисунок мозаик был найден при раскопке не нарушенным, несмотря на полное разрушение и обесцвечивание камня… Это говорит о том, что здесь находились и сгорели вместе с мебелью графини Кайзерлинг лишь мозаики, упакованные отдельно от янтарных панно. Ведь мозаики укреплялись поверх янтарных панно на крюках, и их легко можно было снять.

Во-вторых, отделка Янтарной комнаты имела 24 пилястры толстого зеркального стекла, обрамлённых деревянной золочёной резьбой. При осмотре гари расплавленного стекла не было обнаружено совсем. Следовательно, зеркальные пилястры находились в другом месте, возможно вместе с Янтарной комнатой, поэтому версия о гибели янтарных панно в данном помещении отпадает».

Кучумов и его помощник С. В. Трончинский сделали вывод: «Приведённые обстоятельства позволяют с полным основанием отвергнуть сообщение Роде о гибели Янтарной комнаты в огне пожара в Орденском зале Кёнигсбергского замка, доверчиво принято за истину профессором Брюсовым. Янтарная комната была сохранена и укрыта в безопасном месте при участии Роде. Выдвинутая им версия… должна была отвлечь внимание комиссии от дальнейших поисков».

Янтарная комната могла быть спрятана в неизвестном бункере в Кёнигсберге или её окрестностях. Среди версионных объектов называются гипотетический бункер на Розенштрассе («бункер Брюсова»), подвалы Штайндаммской кирхи, бывший гараж гестапо на совр. ул. Космической в Калининграде, подвалы пивоварни «Понарт», имение гауляйтера Восточной Пруссии Эриха Коха (Гросс Фридрихсберг, ныне пос. Совхозный в составе Калининграда), подвалы замка Лохштэдт и др. Версии подтверждаются многочисленными очевидцами, якобы видевшими процесс перевозки ящиков с янтарными панелями или даже самими в них участвовавшими.

А мы переходим в Картинный зал…

Парадный зал Большого Царскосельского дворца, получивший свое название благодаря оригинальной отделке — живописным полотнам, размещенным в нем по принципу шпалерной развески, — был создан по проекту Ф. Растрелли в 1750-х годах. Площадь Картинного зала, простирающегося на всю ширину здания, составляет около 180 квадратных метров. В XVIII веке он часто использовался для дипломатических приемов, трапез и музыкальных вечеров, а в ходе Семилетней войны (1756-1763) в нем проходили заседания — «конференции при высочайшем дворе». Летом 1757 года здесь состоялся торжественный прием в связи с доставкой знамен и ключей из завоеванных прусских городов.

Основная часть царскосельской коллекции живописи, представленная в зале, была приобретена по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны в 1745-1746 годах в Праге и Гамбурге художником Г.-Х. Гроотом. В нее вошли произведения западноевропейских мастеров XVII — начала XVIII века, в том числе архитектурные композиции Э. де Витте, жанровые сцены А. ван Остаде и Д. Тенирса, пейзажи Я. Бота, натюрморты Я.-Д. де Хема и Я. Фейта, а также картины французских и итальянских художников: аллегории скульптуры и музыки Ж.-М. Натье Младшего, батальные сцены Ж. Куртуа (Бургиньона), композиции на мифологические и библейские сюжеты Л. Джордано, Ж. Бланшара и других.

Особое место в этом собрании занимают две картины П.-Д. Мартена Младшего «Полтавская баталия» и «Битва при Лесной», написанные по заказу Петра I, который хотел сохранить память о славных победах русской армии в Северной войне. Сам император картин не увидел: они прибыли в Россию уже после его смерти.

Несмотря на очевидную художественную ценность, живописная коллекция использовалась в Картинном зале исключительно с декоративной целью. Размещая произведения на стене, архитектор учитывал прежде всего их размеры и колористическое решение: отделенные друг от друга узким золоченым багетом, картины сливаются в единый красочный «ковер».

С общим колоритом стен Картинного зала гармонирует плафон «Олимп» — послевоенная копия плафона Иорданской лестницы Зимнего дворца, исполненного художником Г. Дициани.

Золоченой резьбы в зале немного, но среди всех помещений Парадной анфилады выделяются изяществом его резные двери, решенные как порталы. Дверные проемы обрамляют золоченые кариатиды, а в центре десюдепортов изображена древнеримская богиня мудрости, покровительница ремесел и наук Минерва, опирающаяся на зеркало, которое подносит ей Амур.

В годы Великой Отечественной войны Картинный зал сгорел, однако большинство картин удалось эвакуировать: из 130 полотен сохранилось 114. Для замены 16 погибших композиций в фондах Государственного Эрмитажа, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств и других музеев Санкт-Петербурга были подобраны полотна, близкие по стилю и сюжету.

Воссозданный Картинный зал был открыт для посетителей музея в 1967 году.

Тут мы вынуждены совершить непредвиденную остановку, поскольку закончился свободный объем поста; продолжим в следующем…

Источники информации:

https://tzar.ru/objects/ekaterininsky/antechambers

https://tzar.ru/objects/ekaterininsky/arabesque

https://tzar.ru/objects/ekaterininsky/greathall

https://tzar. ru/objects/ekaterininsky/exposition

https://tzar.ru/objects/permanent_exhibitions/romanovs

https://tzar.ru/objects/ekaterininsky/amberhall

https://tzar.ru/objects/ekaterininsky/portraits

https://tzar.ru/objects/ekaterininsky/greendining

Продолжение следует…

Экскурсии с частным гидом с посещением Янтарной комнаты в Санкт-Петербурге

Сортировать по: популярности цене рейтингу продолжительности на:

Все фото (15)

Гид

Надежда

Задать вопрос

Все экскурсии гида

Все фото (8)

Гид

Филипп

Задать вопрос

Все экскурсии гида

Все фото (9)

Гид

Оксана

Задать вопрос

Все экскурсии гида

Все фото (14)

Гид

Татьяна

Задать вопрос

Все экскурсии гида

Все фото (13)

Гид

Элеонора

Задать вопрос

Все экскурсии гида

Все фото (7)

Гид

Евгения

Задать вопрос

Все экскурсии гида

Все фото (7)

Гид

Виктор

Задать вопрос

Все экскурсии гида

Все фото (6)

Гид

Евгений

Задать вопрос

Все экскурсии гида

Все фото (9)

Гид

Надежда

Задать вопрос

Все экскурсии гида

Все фото (13)

Гид

Юлия

Задать вопрос

Все экскурсии гида

Все фото (6)

Гид

Дарья

Задать вопрос

Все экскурсии гида

Все фото (10)

Гид

Филипп

Задать вопрос

Все экскурсии гида

Все фото (24)

Гид

Алла

Задать вопрос

Все экскурсии гида

Все фото (14)

Гид

Евгения

Задать вопрос

Все экскурсии гида

Все фото (10)

Гид

Валерия

Задать вопрос

Все экскурсии гида

Все фото (11)

Гид

Экскурсии с аудиогидом

Задать вопрос

Все экскурсии гида

Все фото (5)

Гид

Светлана

Задать вопрос

Все экскурсии гида

Все фото (9)

Все фото (7)

Все фото (15)

Все (3459) Индивидуальные (1468) Фотосессии (77) Групповые (1465) По дворам и парадным (72) Необычные (864) На мотоцикле (33) Кронштадт (155) Петергоф (190) Автобусные (730) Обзорные (466) Казанский собор (52) Невский проспект (107) Исаакиевский собор (96) Для детей (1055) Летний сад (27) Квесты (84) Ночные (366) Петропавловская крепость (97) История и архитектура (293) За городом (285) Васильевский остров (72) Крейсер Аврора (45) Царское село (99) Мистические (44) Музеи и искусство (153) Соборы и храмы (50) На автомобиле (214) Михайловский замок (38) Мифы и легенды (50) Литературные (38) Достоевский (35) Реки и каналы (253) Развод мостов (79) Дворцы и особняки (122) Теплоходная прогулка (139) Мастер-классы (13) Екатерининский дворец (55) Гатчина (41) Павловск (50) Пушкин (82) Павловский дворец (14) Блокадный Ленинград (25) Мариинский дворец (6) Зимний дворец (77) Эрмитаж (174) Форты (42) Вечерние (693) На велосипеде (19) Кунсткамера (29) Гастрономические (95) Бары и ночная жизнь (28) Александро-Невская лавра (18) Крепость Орешек (21) Ораниенбаум (35) Адмиралтейство (31) Онлайн (21) Сестрорецк (7) Дворец Меншикова Новогодние (85) Маяки (22) По крышам (109) Старая Ладога (15) Приозерск (10) Гиды (313) Однодневные (590) Метеор (60) Авторские (421) Пешеходные (1547) Романтические (241) Янтарная комната (35) Пушкинские Горы (6) Карелия (138) Валаам (12) Рускеала (73) Выборг (59) Нева (26) Спас на Крови (52) Доходные дома (48) В Кронштадт на автобусе (52) В Кронштадт на автомобиле (28) В Кронштадт и на теплоходе (14) В Кронштадт на метеоре (14) В Кронштадт и Петергоф (20) Кронштадт для детей (47) Петропавловская крепость для детей (52) Ночные на теплоходе (42) Ночные на автобусе (40) Ночные по каналам (82) Ночные обзорные (77) Ночные по крышам (37) Необычные ночные (94) Индивидуальные по каналам (66) Индивидуальные в Петергоф (58) Фотосессии на крышах (13) Монетный двор (3) В Петергоф на автобусе (73) В Петергоф на метеоре (35) Обзорные на автобусе (164) Обзорные на теплоходе (44) Индивидуальные обзорные (158) Большие обзорные (17) Обзорные на катере (11) Обзорные пешком (154) Музей Фаберже (27) Свирский монастырь (5) Тихвинский монастырь (3) Ладожские шхеры (23) Развод мостов на теплоходе (32) Развод мостов на катере (13) Юсуповский дворец (28) Таврический дворец (4) Смольный собор (25) Мраморный дворец (17) По каналам на теплоходе (70) По каналам на катере (50) По Неве на теплоходе (13) Финский залив (66) Дом Зингера (13) Однодневные в Карелию (64) Однодневные на автобусе (245) Кресты (5) Коммуналки (17) В Карелию на автобусе (89) В Выборг на автобусе (30) Русский музей (46) Ладожское озеро (19) Репино (6) Активный отдых (60) в Великий Новгород (15) Яхта (13) Кижи (5) Коневец (4) На катере (74) На самолете (5) На вертолете (3) sup-board (18) По крышам на Невском (6) Заячий остров (21) Парки (137) Дамба (13) Белые ночи (23) Экскурсии выходного дня (247) Подземелья (9) Заброшенные места (15) Эрмитаж для детей (17) Шлиссельбург (19) Сортавала (22) Билеты в Эрмитаж (55) Билеты в Петергоф (10) Билеты в Исаакиевский собор (17) Билеты в Русский музей (6) По достопри­мечательностям (814) Авторские туры (31) Лучшие (1963) Шоколадная фабрика (2) В Пушкин на автобусе (4) Ледокол Красин (6) Экскурсия выходного дня (6) Для пенсионеров (670)

Ивангород Гатчина Тихвин Павловск Пушкин Колпино Стрельна Петергоф Ломоносов Санкт-Петербург Шлиссельбург Кронштадт Старая Ладога Ленинградская область Сестрорецк Новая Ладога Репино Зеленогорск Приморск Выборг Приозерск

Елена 24. 06.2023

Здравствуйте. Всё хорошо, но маленькие организационные «НО». Время начала экскурсий в программе и на сайте Очень разнятся (не удобно планировать своё время)! Заранее не сообщаете данные автобуса ( на стоянке заглядываешь в каждый автобус). Можно создать группу для объявлений админа и только добавлять участников, а по окончании экскурсий люди сами будут покидать группу. Отдельное спасибо гиду Ларисе Анатольевне, много интересной информации, очень приятная в общении.

Ирина 11.07.2023

В целом: очень хорошо. Маршрут объемный, экскурсовод Ирина — настоящий профессионал, много знает и умеет преподнести материал. Ее советы действительно стоящие. Автобус чистый и приятный. Не понравилось лишь, что были дополнительные сборы на экскурсовода в Гатчине, хотя за билет мы и так заплатили. Ну и физически надо готовиться — это тяжеловато.

Инна 11.07.2023

Экскурсия прошла на одном дыхании. Гид Ирина-Профессионал своего дела, очень интересно рассказывает. Рекомендую для первого знакомства с этими достопримечательностями.

Алина 11.07.2023

Экскурсовод Ирина просто невероятный рассказчик, оптимистичная, интересная, второй год попадаю с ней на экскурсию и у меня офигенные эмоции благодаря ей! Огромное спасибо за возможность прикоснуться к истории!

Марина 09.07.2023

Большое спасибо гиду Ирине, узнали много нового, увидели на маршруте все, что хотели. Единственное замечание к организаторам, все-таки учитывать возрастной состав группы, указывать с какого возраста могут быть на экскурсии дети, плачущий 3-х летний ребенок в автобусе, то еще удовольствие…

GIA

Страница, которую вы пытаетесь открыть, недоступна. Вернуться на главную страницу.

Предлагаемые темы

  • Собранный камень
  • Вес в каратах
  • Забота
  • Химический состав
  • Ясность
  • Цвет
  • Кристальная структура
  • Резать
  • Дизайн
  • Образование
  • Улучшение
  • Огранка
  • Мода
  • фольклор
  • Формирование
  • Геммология
  • Географическое происхождение
  • Геология
  • оценка
  • История
  • Идентификация
  • Имитации
  • Включения
  • Инструментарий
  • Ювелирные изделия
  • Местности
  • Производство
  • Свойства материала
  • Металлы
  • Минералогия
  • Добыча
  • Текущие исследования
  • Оптические эффекты
  • Оптические свойства
  • Органика
  • Другие исследовательские публикации
  • Физические свойства
  • Драгоценные металлы
  • Цены
  • Факторы качества
  • Недавние выводы
  • Симуляторы
  • Процесс синтеза
  • Синтетика
  • Техники
  • Технологии
  • Инструменты
  • Торговля
  • Путешествовать
  • Процесс лечения

GIA

Страница, которую вы пытаетесь открыть, недоступна.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *