Первый город на кольском полуострове: Историческая справка. Мурманская область
Историческая справка. Мурманская область
Заселение Кольского полуострова произошло относительно недавно — обнаруженные стоянки людей каменного века археологи относят к 7-6 тысячелетию до н.э. В конце I тысячелетия нашей эры территорию Кольского полуострова населяли саамы. Вели они кочевой образ жизни, жили родами, ловили рыбу, били морского зверя, занимались оленеводством. В ХII веке Беломорское побережье начинают посещать русские поморы. Первое дошедшее свидетельство об установлении русской власти на Кольском полуострове содержится в новгородской летописи под 1216 годом.
В ХV веке русские появляются на полуострове как постоянные жители. Появление русских не только способствовало развитию края, но и обеспечивало защиту коренного населения от набегов западных завоевателей. Экономическая жизнь населения Кольского края значительно отличалась от жизни крестьян внутренней России. На Кольском полуострове земледелие почти отсутствовало. Жители занимались главным образом промыслами. Преобладало товарное производство. Торгово-промышленная деятельность требовала определенного уровня культуры — умения вести записи, производить математические расчеты, заключать сделки и т.п.
Шло интенсивное разведывание и освоение недр Кольского Севера, развивались горно-химическая, металлургическая промышленность и энергетика. К этому же периоду относится становление на полуострове фундаментальной науки. Зимой 1930 года в центре Хибинских гор расположилась Горная станция Академии наук СССР. Ныне это Кольский научный центр Российской академии наук.
Созданная в 1933 году Северная военно-морская флотилия в 1937 году была преобразована в Северный флот.
Во время Второй мировой войны Кольский полуостров стал самым северным районом боевых действий. Лето 1942 г. – время наивысшего накала боев. 7 октября 1944 г. началась Петсамо-Киркенесская операция. Карельский фронт перешел в наступление и вышел к норвежской границе. Потеряв Кольский полуостров и Восточный Финнмарк, германское командование лишилось баз, близких к маршрутам северных конвоев. Уже в 1948 году уровень промышленного производства в Мурманской области сравнялся с довоенным. После войны в области продолжилось строительство промышленных гигантов.
Московская область. Историческая справка
Ненецкий автономный округ. Историческая справка
Географическое положение
Круглый стол «Мурманск и Кольский Север в истории России XX столетия»
- Информация о материале
- Опубликовано: 11 августа 2016
- Просмотров: 6099
1 августа в Мурманске в рамках рабочего визита Председателя Государственной Думы, Председателя Российского исторического общества С.Е.Нарышкина прошла встреча с историками, преподавателями, музейными работниками Мурманской области, на которую также были приглашены офицеры Северного флота.
Эта дата выбрана не случайно – ровно сто два года назад Германия объявила войну царской России. «Сегодня мы отмечаем День памяти жертв Первой мировой войны», — с этих слов начал свое выступление глава РИО.
Первая мировая война стала одной из причин Революции 1917 года, а затем и Гражданской войны – этот факт признан всеми учеными, эти два исторических события невозможно рассматривать обособленно.
В 1916 году был заложен новый город на Кольском полуострове — город-порт Мурманск, «биография которого служит живой иллюстрацией к событиям вековой давности». Именно здесь, в Заполярье, на Русском Севере, в годы Гражданской войны разворачивалась трагедия иностранной интервенции.
Помнят эти берега и арктические конвои союзников во время Великой Отечественной войны – в текущем году исполняется 75 лет с начала поставок по ленд-лизу через порты Мурманска и Архангельска. «Тогда помощь союзников по Антигитлеровской коалиции была очень нужна фронту и приблизила нашу общую Великую победу». Эта годовщина — весомый повод для создания отделения РИО в Мурманске, работа которого, по заключительным словам Сергея Нарышкина, «поможет сохранению нашей национальной истории».
Тему глубокого символизма юбилейных дат и взаимосвязи исторических событий: Первой мировой войны, строительства железной дороги на Кольский полуостров и основания морского порта на Мурмане — продолжила губернатор Мурманской области Марина Ковтун. В поисках перспектив мы обращаемся к историческому опыту, давшему мощный толчок развитию этой стратегически важной территории современной России. «Северянам важно знать, что они не просто живут здесь, на Севере, а выполняют историческую миссию», — отметила губернатор.
Светлана Бокова, креативный директор студии «Рек. А», рассказала о популяризации истории региона средствами кинодокументалистики, подчеркивая, что в своих работах они «пытались показать, какую роль играли наши предки, наши города в мировых исторических процессах».
Участники встречи были приглашены к просмотру небольшого фрагмента документального фильма «Мурманск» производства указанной киностудии.
Главный архивист Государственного архива Мурманской области Дмитрий Ермолаев изложил особенности ранней истории Мурманска. Первая мировая война действительно стала причиной открытия нового порта на Мурмане. Более того, «военное» происхождение города заметно сказалось и на его дальнейшем развитии – все строилось в спешке, по временным схемам.
О героическом строительстве мурманской железной дороги и ее историческом значении в развитии города и всего Кольского полуострова сообщил пресс-секретарь мурманского отделения Октябрьской железной дороги Василий Рябков.
Востребованность исторических знаний и местной историографии стала темой выступления Дмитрия Жалнина, научного сотрудника Музея Северного флота. По его мнению, на мурманщине гуманитарная сфера представлена слабо – необходим более интенсивный научный обмен с учеными и преподавателями из других регионов.
Участники круглого стола беседовали также о сегодняшних экономических реалиях, корни которых следует искать в событиях Первой и Второй мировых войн – потребность защиты полярных границ всегда влияла на развитие края. По словам Марины Ковтун, сейчас Мурманская область как крупнейший порт на севере России живет во многом за счет экспорта природных ресурсов.
Значение Северного флота в развитии Мурманской области с самого дня основания порта было огромным. В Первую мировую войну здесь базировался крейсер «Варяг», существовала улица, именуемая Варяжская. Было бы справедливо восстановить эту улицу в Мурманске –с таким предложением выступил заместитель командующего Северным флотом по работе с личным составом, контр-адмирал Анатолий Минаков.
Научный сотрудник Мурманского областного краеведческого музея Василий Рябев представил познавательный доклад об уникальных исторических памятниках области, среди которых есть петроглифы Канозера и плита с подписями мореходов на острове Аникиев. Это – прекрасный потенциал для развития туризма, популяризации культуры Кольского Севера.
Председатель РИО живо среагировал, напомнив своим мурманским коллегам, что в разработанной РИО Концепции преподавания отечественной истории в школе, а также и в новом едином учебнике есть информация о поморах и оценка их роли в освоении арктических морей.
В ходе обсуждения актуальных тем был затронут еще один немаловажный вопрос, непосредственно относящийся к сфере геополитики. Арктика — место давления на Россию со стороны мировых держав. Это напряжение сохраняется сегодня, оно существовало и сто лет назад. Именно поэтому изучение исторического опыта — царского и советского — востребовано в современной России, — заключил преподаватель Мурманского Арктического государственного университета Денис Беляев.
И.о. директора Мурманского областного художественного музея Ирина Костянова рассказала о сохранении материальной культуры народов, издревле проживающих на территории Кольского полуострова, — поморов и саамов. Ежегодно регион проводит ряд важнейших мероприятий по сохранению культурной памяти: «Никольскую ярмарку», праздник народной игрушки, фольклорный фестиваль, фестиваль плотницкого искусства.
Кроме того, дискуссия была подкреплена выступлениями о роли советского Заполярья в Великой Отечественной войне. Среди высказавшихся – доцент кафедры истории Мурманского арктического государственного университета Александр Чапенко, заместитель начальника технического отдела службы РАВ Северного флота Дмитрий Дулич.
На встрече также обсуждались вопросы преподавания истории в мурманских школах. Денис Семенов, учитель истории и обществознания гимназии № 9 г.Мурманска, поделился собственным опытом внедрения новой линейки учебников по истории Отечества. Он отметил необходимость скорейшей подготовки нового регионального учебного пособия.
По окончании заседания его участники — представители региона обратились к Председателю РИО с инициативой создания в Мурманской области отделения Общества. В свою очередь губернатор области предложила ежегодно 1 августа проводить конференцию по исторической тематике.
Город Мурманск, Путеводитель по России
История Мурманска
Основание Мурманска
Русские называли норманнов, предков норвежцев и других скандинавов, «мурманами». Позже «Мурманом» стали называть побережье Баренцева моря, а затем и весь Кольский полуостров.
Первые планы основания портового города за полярным кругом были разработаны в 1870-х годах. Город был основан во время Первой мировой войны, потому что Российской империи нужно было постоянно доставлять военные поставки от союзников по Антанте, в то время как Черное и Балтийское моря были заблокированы немцами и османами.
Для выхода в Северный Ледовитый океан через незамерзающий залив строилась железная дорога от Петрозаводска до Мурмана, а также порт в незамерзающем Кольском заливе. В 1915 году на берегу Кольского залива Баренцева моря были основаны Мурманский морской порт и портовый поселок Семёновский.
В 1916 году ему был присвоен статус города с новым названием — Романовы-на-Мурмане (в честь Дома Романовых, царствующего императорского дома России, и исторического названия этой области). Он стал последним городом, основанным в Российской империи. Весной 19 г.17, после Февральской революции город получил свое нынешнее название — Мурманск («город на Мурмане»). Население Мурманска составляло около 1300 человек.
Еще исторические факты…
Мурманск в первой половине ХХ века
Осенью 1917 года в Мурманске был создан ревком во главе с большевиками. В марте 1918 г. в связи с Брест-Литовским договором в Мурманске был проведен вооруженный десант с военных кораблей Антанты. В 1919 августа власть в городе перешла к антибольшевистскому Белому движению. Осенью 1919 года войска Антанты были эвакуированы из Мурманска. В 1920 году советская власть в городе была восстановлена. Население Мурманска составляло около 2500 человек.
В первые годы советской власти в Мурманске активно развивалась рыбная промышленность. В 1927 году Мурманск стал центром одноименного района Ленинградской области. Мурманск имел современный рыболовецкий флот. Он также сыграл важную роль в истории освоения Арктики. В 1933, в Мурманске проживало около 55 000 жителей.
В 1938 году Мурманск стал административным центром отдельной Мурманской области. В то время в городе было несколько десятков каменных зданий, в том числе Дом культуры, Дом отдыха рыбаков тралового флота, мореходное училище, несколько общеобразовательных школ, многоэтажные доходные дома для рыбаков на центральной улице. В 1939 году население Мурманска составляло около 117 тысяч человек.
Во время Второй мировой войны Мурманск неоднократно подвергался атакам с суши и воздуха. Немецкая армия, дислоцированная в Арктике, должна была захватить город и порт, через который в СССР поставлялись важные военные товары от союзников по программе ленд-лиза. В июле и сентябре 1941 немецкие войска начали наступление на Мурманск, но овладеть им не удалось.
По количеству и плотности бомбовых ударов по советским городам Мурманск уступал только Сталинграду. В результате три четверти зданий были разрушены. 7 октября 1944 года советские войска начали Петсамо-Киркенесское наступление за Полярным кругом, и угроза Мурманску исчезла.
Мурманск после Великой Отечественной войны
После окончания войны именами героев войны названы несколько улиц Мурманска; на городских площадях установлены памятники, посвященные событиям войны. Памятник Защитникам Советского Заполярья (бетонная фигура солдата) установлен на крутом холме над Кольским заливом. Он стал символом защитников Полярного круга.
К концу ВОВ Мурманск был практически полностью разрушен. Уцелели только портовые сооружения и несколько каменных зданий в центральной части города. В ноябре 1945 года Мурманск был включен в список 15 городов СССР (наряду с Москвой, Ленинградом, Смоленском, Новгородом), восстановление которых было объявлено первоочередной задачей.
За первое послевоенное десятилетие построены промышленные предприятия, причалы, школы, детские сады, кинотеатры, клубы, дома культуры. Жилищное строительство также велось высокими темпами. К 1952 жилой фонд города вышел на довоенный уровень. В 1956 году население Мурманска составляло около 168 тысяч человек.
В 1963 году Совет Министров СССР принял постановление «О развитии городов Архангельска и Мурманска», которое во многом предопределило дальнейшее развитие города. Мурманск быстро рос в конце 1970-х — начале 1980-х годов. В 1985 году Мурманску присвоено звание «Город-герой». В 1991 году численность населения Мурманска достигла своего пика — 473 000 человек.
Активное строительство жилых домов в городе было прервано в начале 1990-х годов. В 2000-х на пустых участках строились крупные гипермаркеты и супермаркеты. В 2016 году Мурманск отметил свое 100-летие. За 30 лет после распада СССР население Мурманска сократилось почти на 40%.
Фотографии Мурманска
Общий вид Мурманска
Автор: Щукин Дмитрий Анатольевич
Город Мурманска
Автор: Щукин Дмитрий Анатольевич
Многоквартирные дома г. Мурманска
Автор: Фукс Томас
Мурманск — Особенности
Мурманск протянулся более чем на 20 километров вдоль скалистого восточного побережья Кольского залива, в 50 км от Кольского залива. открытые воды Баренцева моря, примерно в 1350 км к северу от Санкт-Петербурга. Высшая точка Мурманска — безымянная сопка на восточной окраине города высотой 305 метров. День города Мурманска отмечается 4 октября.
Благодаря теплому Североатлантическому течению Мурманск является незамерзающим портом, что выгодно выделяет его среди других портов Севера и Северо-Запада России. Закрытый город Североморск, база Северного флота ВМФ России, расположен в 20 км к северо-востоку от Мурманска.
Слово «мурман» происходит от слова «норманн», что в переводе со скандинавских языков означает «северный человек». Силуэты корабля и рыбы на гербе Мурманска означают самые популярные профессии местных жителей – моряка и рыбака. Синий цвет символизирует море и полярную ночь, золотой цвет означает богатство морей и суши, полярный день. Северное сияние показывает географическое положение города.
Мурманск расположен в Атлантико-Арктической зоне умеренного климата. Его климат формируется близостью Баренцева моря, влияние которого усиливается теплым Северо-Атлантическим течением. Этот фактор способствует сильному отличию климата Мурманска от климата большинства городов, расположенных за Полярным кругом.
Средняя температура января минус 11 градусов тепла, июля плюс 14 градусов тепла. Полярная ночь на широте Мурманска длится со 2 декабря по 11 января, полярный день — с 22 мая по 22 июля.
Город стоит на холмах с сильным перепадом высот, что определяет особенности его градостроительной планировки и застройки. Многие жилые дома, построенные на склонах, имеют ступенчатый фундамент и разную этажность. Восемнадцатиэтажный бизнес-центр «Арктика» («Арктика») с гостиницей «Азимут» — самое высокое здание в Мурманске и за Полярным кругом (72 метра).
Девятиэтажные панельные жилые дома часто украшают разноцветной мозаикой; расписные камни можно встретить на улицах города — так горожане справляются с цветным голодом. В Мурманске белые, черные и серые цвета являются основными цветами зимы, которая может длиться почти восемь месяцев.
Основные отрасли экономики Мурманской области: рыболовство, судоремонт, морской, железнодорожный и автомобильный транспорт, металлообработка, пищевая промышленность, морская геология, геологоразведка на шельфе арктических морей. Это порт приписки всех российских атомных ледоколов.
Мурманский морской торговый порт состоит из трех частей: Рыбного порта, Торгового порта и Пассажирского порта. В последние годы наметилась тенденция вытеснения Торговым портом всех остальных за счет увеличения вывоза угля и ряда других полезных ископаемых.
Несмотря на развитие автомобильного и морского транспорта, большая часть грузов перевозится по железной дороге, в основном в южном направлении. Через Мурманск проходит федеральная трасса «Кола» (Санкт-Петербург – Норвегия). Этот город также является отправной точкой дороги «Лотта» в Финляндию. Мурманский аэропорт, расположенный в поселке Мурмаши, примерно в 24 км от города, предлагает регулярные рейсы в Москву, Санкт-Петербург, Калининград, Сочи, Архангельск.
Городской транспорт представлен автобусами, маршрутными такси, троллейбусами. Мурманский троллейбус — самый северный в мире.
Основные достопримечательности Мурманска
Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы ВОВ» или просто «Алеша» — мемориальный комплекс, открытый на сопке Зеленый Мыс в 1974 году и возвышающийся на 173 метра Мурманск и Кольский залив.
Главным элементом этого мемориального комплекса является фигура советского солдата в плаще с автоматом через плечо. Высота памятника составляет 42 метра, что делает его одним из самых высоких памятников России. Отсюда открывается лучшая панорама Мурманска. Боровая улица.
Атомный ледокол «Ленин» (1957 г.) — первый в мире надводный корабль с ядерным реактором. Ледокол был построен в Советском Союзе для обслуживания Северного морского пути и обеспечения непрерывного судоходства. В 1989 году он был выведен из эксплуатации и превращен в музей.
Во время экскурсии можно увидеть машинное отделение, кают-компанию, столовую, медсанчасть и другие части корабля. Этот ледокол имеет статус объекта культурного наследия федерального значения России. Портовый проезд, д. 25, стр.
Мемориал «Погибшим в мирное время морякам» . Архитектурной доминантой этого мемориального комплекса является шестиугольная башня-маяк высотой 17,5 м. Церковь Спаса на Водах расположена на верхней площадке. Рядом с маяком стоит корабельный якорь с подложенной под него капсулой с морской водой.
На первом этаже маяка расположен мемориальный зал-музей. 15 июня 2009 года рядом с маяком установлен фрагмент рубки АПЛ «Курск» — памятник подводникам, погибшим в мирное время. Верхне-Ростинское шоссе, д. 1.
Мурманский областной краеведческий музей — старейший музей Мурманской области, основан в 1926 году. В разделе «Природа» находится единственная в России экспозиция морского дна — сухой аквариум. В музее собрана уникальная геологическая коллекция, извлеченная с глубин от 100 м до 12 км при бурении Кольской сверхглубокой скважины. Здесь также можно узнать об истории Мурманской области с древнейших времен до современности. улица Павлова, 1?.
Мурманский областной художественный музей . Этот музей расположен в историческом центре Мурманска в одном из старейших каменных зданий города, рядом с площадью Пяти Углов. Коллекция музея насчитывает более 10 000 экспонатов.
Здесь представлены картины художников 18-21 веков, хорошая коллекция графики, в том числе графика ленинградских художников. Значительное место в коллекции занимает собрание произведений мурманских художников. В разделе декоративно-прикладного искусства представлены образцы русских художественных промыслов. улица Коминтерна, 13.
Военно-морской музей Северного флота . В музее представлены экспонаты, связанные с историей развития атомных подводных лодок, надводных кораблей и морской авиации, а также всего Северного флота России в целом.
В фондах музея около 65 000 экспонатов, которые составляют важнейшую часть морского наследия России: модели кораблей, оружия, флагов и знамен, личные вещи, награды, документы и фотографии моряков, карты и произведения искусства. улица Торцева, 15.