Первая маевка: Как боролись с маевками в Российской империи

Как боролись с маевками в Российской империи

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

27.04.2018 16:12

«Родина»

Текст:

Светлана Лиманова (кандидат исторических наук)

Родина — Федеральный выпуск: №5(518)

Как боролись с маевками в Российской империи в 1911-1914 гг.*

Мировая история маевок берет свое начало с событий 1 мая 1886 г. В тот день в Чикаго состоялись массовые митинги с демонстрациями рабочих, требовавших введения восьмичасового рабочего дня и других уступок. В июле 1889 г. на Парижском конгрессе II Интернационала в память о борьбе чикагского пролетариата было принято решение провести манифестации в поддержку трудящихся 1 мая 1890 г. Еще через год 1 мая было провозглашено ежегодным Днем международной солидарности трудящихся1. С тех пор рабочее движение охватывало все больше стран. К бастующему Западу в 1890 г. присоединились Львов и Варшава, в 1891 г. первая праздничная маевка прошла на окраинах Петербурга. Власти Российской империи вынуждены были заняться разработкой мер, направленных на пресечение нелегальных сборищ. Однако эти меры имели лишь временный результат.

Первые маевки

Рабочее движение в России шло по нарастающей с 1890-х гг. В 1903 г., помимо Петербурга и Москвы, маевки фиксировались в Твери, Туле, Самаре, Харькове, Одессе, Тифлисе и других городах Российской империи2. Первая русская революция 1905-1907 гг., казалось бы, могла сделать праздник легальным, но последовавшие за ней «годы реакции» вновь поставили его в антитезу официальным торжествам. Имперские юбилеи, набиравшие силу с 1909 г. и с особым масштабом развернувшиеся в 1912-1913 гг., по замыслу организаторов, должны были сплотить подданных и вытеснить мысль о других празднествах. На деле же все вышло иначе.

Накануне 1 мая 1911 г. Департамент полиции разослал губернаторам, градоначальникам, варшавскому обер-полицеймейстеру, начальникам губернских жандармских и железнодорожных полицейских управлений железных дорог и охранных отделений секретный циркуляр, согласно которому необходимо было принять самые решительные меры для предотвращения возможных первомайских празднований. В том же циркуляре сообщалось, что, по полученным в Департаменте полиции сведениям, «революционные организации, в виду приближения сего числа, прилагают особые усилия к устройству возможно более широкого чествования Первого Мая с однодневной забастовкой и созывом собраний и сходок, высказывая уверенность, что в этом году день этот будет «праздником пробуждения после неподвижности последних лет»»3. Еще большему оживлению майских собраний послужили трагические события апреля 1912 г., получившие известность как Ленский расстрел. Противостояние власти и общества усиливалось, а потому минимизации открытого проявления недовольства уделялось повышенное внимание.


Борьба с прокламациями

Прокламации являлись неотъемлемой частью первомайской агитации. Их количество могло варьироваться от сотен до десятков тысяч экземпляров. Содержание сводилось к пересказу истории рабочего движения, примерам наиболее успешно организованных маевок и призыву продолжать настойчиво бороться за свои права. На протяжении многих лет одним из главных требований оставалось введение восьмичасового рабочего дня. Текст прокламаций строился с учетом эмоционального влияния на потенциальных слушателей. С.М. Бирюков, впоследствии участник революции, вспоминал о праздновании 1 мая 1914 г. в Москве: «Еще накануне праздника революционным огнем зажгла нас, рабочих, прокламация РСДРП (большевиков), которая распространялась на фабриках и заводах и в мастерских с боевыми лозунгами: «Долой самодержавие!», «Да здравствует социализм!», «Да здравствует 8-часовой рабочий день!»4.

В прокламациях, являвшихся важным механизмом коммуникации подпольщиков, звучали призывы к устройству стачек и демонстраций, к свержению существующего строя. «Миллион пролетариев бастовал в 1912 г. в царской и полицейской России, — сообщалось в одной из петербургских прокламаций. — В 1913 г. Николай Романов, а с ним его лакеи и лакействующая буржуазия справляли трехсотлетие порабощения России царями романовского рода5. В эти дни, когда холопы царя из дворян и буржуазии славословят своего царя, рабочий класс напомнил всему русскому народу те унижения, то рабство, то насилие, под которым жил и живет его народ»6.

Неудивительно, что борьба с появлением и распространением прокламаций значилась как одна из первых мер. В случае обнаружения прокламаций следовало «лицо, у которого таковая окажется, задержать и, в порядке ст[атьи] 29-й Положения о Государственной Охране, произвести обыск, как личный, так и на квартире, а также и у того лица, на которого прямо укажет задержанный как на распространителя прокламаций»7. О появлении «Первомайских прокламаций» надлежало тотчас сообщать вышестоящему начальству для получения указаний о дальнейших действиях. С целью предупреждения разбрасывания и расклейки подобных прокламаций на городских улицах дежурили регулярные патрули. Принятие превентивных мер усложнялось тем, что европейский праздник солидарности трудящихся, приходившийся на 1 мая, в русском календаре соответствовал 18 апреля. Соответственно, праздновать его могли в разных местностях с середины апреля по начало мая. Весь этот период следовало быть наготове и ожидать возможных провокаций.


Предупреждения и аресты

Во избежание прогула или забастовок среди рабочих вывешивались предупреждающие объявления: «Довожу до сведения г.г. мастеровых и рабочих вверенного мне участка, что работы 1го мая будут производиться нормальным порядком, т.е. с 6ти часов утра до 5-ти часов вечера, лица, не явившиеся на работу в этот день без уважительной причины, будут уволены, а при массовом уклонении от работы будет применен закон 2/3 декабря 1905 года8«9. Еще один пример — объявление об обязательном производстве работ служащими и рабочими железных дорог в день 1 мая 1913 г:

«1) Служащие и рабочие приглашаются 1го мая, в день не праздничный, работать обычным порядком.

2) Кто уклонится под каким-либо предлогом от явки в депо, мастерские или вообще на место службы, будет подвергнут строгому взысканию.

3) Замеченные же 1го мая в нарушении порядка или подстрекательстве других будут подвергнуты аресту в тюрьме, а затем по соглашению с администрацией дороги уволены от службы»10.

С теми, кто не подчинялся, могли провести разъяснительные беседы. Еще более эффективной мерой считался заблаговременный арест потенциальных провокаторов. Список таких лиц составлялся по ежегодным отчетам полиции о проведении майских сходок и сведениям, полученным через сыскное отделение.


Крайние меры

Секретные циркуляры с указанием мер по сохранению общественного порядка в дни майских празднований, начиная с 1906 г., выходили ежегодно, но даже это не всегда позволяло избежать открытых столкновений. Сборища, устраиваемые изначально в пригородных лесах в строжайшей тайне, постепенно превращались в намеренные манифестации, рассчитанные на привлечение как можно большего числа участников. Борьба за «трибуну» (которой в данном случае являлось городское пространство) выходила на новый уровень, что провоцировало защитную реакцию власти. В постреволюционных воспоминаниях очевидцы событий нередко воссоздавали страшные картины того, как царские жандармы пресекали любые попытки «народного волеизъявления». «С самых юношеских лет, со студенческих демонстраций в Москве в 1893-1894 гг., — писал известный врач Н.А. Семашко, — не оставалось у меня более жутких и тяжелых воспоминаний, чем те, которые приходилось испытывать при нападении казаков и жандармов на толпу»11.

Однако полиции и жандармам с каждым годом становилось все труднее усмирять толпу привычными методами. Во время празднования 1 мая 1914 г. в Москве современники уже фиксировали возможность дать отпор: «В 4 часа дня участники маевки собрались… на Лубянской площади, где в третий раз взвилось красное знамя и площадь огласилась революционными песнями. Тогда против демонстрантов двинули крупные силы озверевших жандармов и городовых. Произошли свалки, рабочие стали забрасывать жандармов камнями. У Москвы-реки навстречу нам, грозя шашкой и ругаясь, подъехал на автомобиле, окруженный конными жандармами, помощник Московского градоначальника полковник Модль. Демонстранты окружили машину и спустили ее вместе с ретивым полковником в воду»12.


P.S.

Борьба с маевками 1911-1914 гг. в российских реалиях сводилась к попыткам показать несостоятельность «западного праздника», противопоставить ему «имперскую идею», не допустить распространения агитационной противоправительственной литературы и устранить наиболее активных зачинщиков беспорядков. Этих мер оказалось недостаточно прежде всего из-за отсутствия действенного механизма реализации диалога между властью и народом. Что же касается Первомая, то после революции он из альтернативного, антимонархического праздника превратился в одно из главных торжеств нового советского государства.


1. См.: Фримэн Г. Чикаго, город, где родился Первомай // Новое время. 1963. N 18. С. 5-7; Варварцев Н. Н. Первомая живые истоки (Исторический очерк). Киев; Одесса, 1989.
2. 1 мая 1903 г. в городах России // Развитие рабочего класса и борьба идей. М., 1989. С. 34-35.
3. ГА РФ. Ф. 245. Оп. 1. Д. 122. Л. 25-25 об.
4. ГА РФ. Ф. Р-9525. Оп. 1. Д. 30. Л. 1.
5. Речь идет о праздновании 300летия Дома Романовых в 1913 г.
6. Прокламация Петербургского комитета РСДРП к 1 мая 1913 г. // Развитие рабочего класса и борьба идей. М., 1989. С. 47.
7. ГА РФ. Ф. 75. Оп. 1. Д. 230. Л. 10-10 об.
8. Указ «О временных правилах о наказуемости участия в забастовках в предприятиях, имеющих общественное или государственное значение, а равно в учреждениях правительственных…» // ПСЗРИ-III. Т. 25 (1905 г.). С. 850. N 26987.
9. ГА РФ. Ф. 75. Оп. 1. Д. 92. Л. 83.
10. Там же. Л. 87.
11. Из воспоминаний Н. Семашко // Развитие рабочего класса и борьба идей. М., 1989. С. 40.
12. ГА РФ. Ф. Р-9525. Оп. 1. Д. 30. Л. 1-2.

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ (проект N 18-39-00080а).

ТелеграмВКонтакте

Темы дня:

19 февраля 1943 года Гитлер чудом спасся от пленения танковым десантом в Запорожье

Тараканьи бега по Освенциму. Размышления библиографа из Иркутска, ужаснувшейся прочитанному роману

Яков Миркин: За счет чего стремительно поднялась послевоенная экономика Советского Союза

Василий Авченко рассказывает, почему его героем стал ученый, писатель, исследователь Дальнего Востока Владимир Арсеньев

В Кировском краеведческом музее показали клинок начала нашей эры: булат почти не заржавел

Первая маевка

История Лопасни


Лопасня: начало века. Первая маевка

Первого мая 1905 года в Лопасне и округе прокатилась волна митингов. Революционные рабочие Венюкова собрались в лесу «Мерлинки», выставили патрули, чтобы предупредить внезапный налет полиции. На маевке выступали нетолько местные рабочие, но и представители из Подольска и Москвы. Пели революционные песни.
        Такая те маевка прошла в лесу у Солнышевской больницы (д. Кулаково). Участник Лопасненской маевки Л. Устинов вспоминает: «Рабочие говорили о нечеловеческих условиях жизни, о необходимости более энергично бороться за свои права. Речи каждого оратора заканчивались возгласами: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»
        Летом и осенью 1905 года Солнышевская лечебница стала одним из центров революционного движения в округе. В ней хранились оружие, нелегальная литература, сюда часто приезжали революционеры из Москвы, Серпухова, Подольска. Поддерживалась связь с Мещерской земской психиатрической больницей.

        В октябре рабочие Медведевской фабрики решили провести забастовку. Выработали требования хозяевам: восьми-часовой рабочий день, повышение заработной платы на 10—20 процентов, открытие школы, устройство бани. И вот по сигналу заводского гудка рабочие бросили свои станки и вышли во двор. Уговоры хозяина фабрики Медведева разойтись не помогли: рабочие не хотели его слушать. На митинге зазвучали их дневные речи. Хозяин в страхе убежал домой, забрался на чердак и наблюдал за происходящим в бинокль через слуховое окно. На митинге было принято решение создать совет старост из представителей всех цехов. Владельцы фабрики вынуждены были, хотя и частично, удовлетворить требования рабочих: сократили до 10 часов рабочий день, повысили заработную плату. Но борьба продолжалась. В Лопасне прошли заранее подготовленные демонстрации й митинги в поддержку Московского вооруженного восстания.
        Многие рабочие, были вооружены кинжалами, выкованными накануне в мастерских Венюковской фабрики. Начальником боевой дружины, был мастер Иван Иванович Котов (житель Волосова). 12 декабря венюковские рабочие с красным знаменем, на котором было написано: «Да здравствует свобода!», пошли в Лопасню. Они пели «Марсельезу». По дороге к ним присоединились многие крестьяне. Александр Дмитриевич Прокин, шедший во главе колонны, кричал встречным: «Шапки долой перед красным знаменем!» Знамя несли Филипп Сазонов и Иван Цибисов. После демонстрации поднялись в чайную Синельщикова, где состоялся митинг. Ораторы один за другим призывали рабочих к солидарности с пролетариатом Москвы, говорили о необходимости в любую минуту быть готовыми к вооруженному выступлению. По словам Петра Максимовича Скороходова, черносотенцы пытались во время митинга бросить в печь кубовой пачку пороха, чтобы устроить, взрыв, но рабочие не допустили этого.
        На следующий день, 13 декабря, демонстрации рабочих продолжались. Священника церкви «Садки» Успенского заставили служить панихиду по Бауману и другим революционерам, погибшим от рук убийц — черносотенцев. Дмитрий Вознесенский и Алексей Леонов раздавали участникам демонстрации листовки Московского комитета РСДРП, призывавшие рабочих и крестьян к вооружённому восстанию. Когда демонстранты собрались у чайной Синельщикова, раздался провокационный выстрел, и переодетый полицейский закричал: «Казаки!». Люди побежали. Начальник боевой дружины И.И. Котов скомандовал: «Дружина, назад!» Началась перестрелка между рабочими и черносотенцами.
        Вечером в Венюковском общежитии вновь состоялся митинг. Выступал приехавший из Подольска Маркин. Он призывал к вооруженному восстанию: «Рабочие Зингера и Климовского завода готовят оружие, и у вас есть мастерские, значит, и вы можете сделать для себя оружие».

       А. Прокин
Газета «За коммунистический труд» от 21 августа 1975 года

Первомай | История, значение, традиции и факты

Первомайский марш в Нью-Йорке

Смотреть все СМИ

Похожие темы:
труд праздничный день Может рабочее движение

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Почему празднуется Первомай?

Первомай, также называемый Днем трудящихся или Международным днем ​​трудящихся, — это день, посвященный борьбе и достижениям рабочих и рабочего движения. Он отмечается во многих странах 1 мая. В США и Канаде аналогичный праздник, известный как День труда, отмечается в первый понедельник сентября.

Какое событие отмечается в честь Первомая?

В 1889 году 1 мая было объявлено Международной федерацией социалистических групп и профсоюзов Первомаем, днем ​​​​поддержки рабочих, в ознаменование дела Хеймаркет, ожесточенного противостояния, которое произошло 4 мая 1886 года в Чикаго, Иллинойс.

Первомай , также называемый День рабочих или Международный день трудящихся , день, посвященный исторической борьбе и достижениям рабочих и рабочего движения, отмечается во многих странах 1 мая. В Соединенных Штатах и В Канаде аналогичный праздник, известный как День труда, отмечается в первый понедельник сентября.

В 1889 году международная федерация социалистических групп и профсоюзов объявила 1 мая днем ​​​​поддержки рабочих в ознаменование бунта на Хеймаркет в Чикаго (1886). Пять лет спустя президент США. Гровер Кливленд, обеспокоенный социалистическим происхождением Дня трудящихся, подписал закон, согласно которому День труда, уже отмечаемый в некоторых штатах в первый понедельник сентября, станет официальным праздником в США в честь рабочих. Канада последовала их примеру вскоре после этого.

В Европе 1 мая исторически связано с сельскими языческими праздниками ( см. Первомай), но первоначальное значение дня постепенно было заменено современной ассоциацией с рабочим движением. В Советском Союзе лидеры приветствовали новый праздник, полагая, что он побудит рабочих Европы и Соединенных Штатов объединиться против капитализма. Этот день стал важным праздником в Советском Союзе и в странах Восточного блока, с громкими парадами, в том числе на Красной площади в Москве под председательством высших должностных лиц правительства и Коммунистической партии, прославляющих рабочих и демонстрирующих советскую военную мощь. В Германии День труда стал официальным праздником в 1933 после подъема нацистской партии. По иронии судьбы, Германия отменила свободные профсоюзы на следующий день после установления праздника, фактически уничтожив немецкое рабочее движение.

С распадом Советского Союза и падением коммунистических правительств в Восточной Европе в конце 20-го века масштабные первомайские празднования в этом регионе потеряли свое значение. Однако в десятках стран мира Первомай был признан государственным праздником, и его продолжают отмечать пикниками и вечеринками, а также служить поводом для демонстраций и митингов в поддержку рабочих.

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и дополнена Адамом Августином.

История Первомая в Америке: NPR

Первомайские демонстранты маршируют по центру Лос-Анджелеса в прошлом году. Тысячи людей вышли на улицы по всей стране 1 мая на митинги, призывающие к иммиграционной реформе, правам рабочих и ответственности полиции.

Ринго Х.В. Чиу/АП скрыть заголовок

переключить заголовок

Ринго Х.В. Чиу/АП

Первомайские демонстранты маршируют по центру Лос-Анджелеса в прошлом году. Тысячи людей вышли на улицы по всей стране 1 мая на митинги, призывающие к иммиграционной реформе, правам рабочих и ответственности полиции.

Ринго Х.В. Чиу/АП

Первомай, который рабочие всего мира отмечают как Международный день труда, приходится на 1 мая.

Но простите, если это для вас новость. Хотя этот день восходит к борьбе американских рабочих за более короткий рабочий день, США официально не признают Международный день труда.

Как и другие страны, которые отмечают День труда в разные дни, США и Канада отмечают День труда в сентябре.

Сопротивление США празднованию Международного дня труда — также называемого Международным днем ​​трудящихся — в мае проистекает из сопротивления укреплению единства рабочего класса во всем мире, говорят историки.

«Правящий класс не хотел, чтобы очень активная рабочая сила была связана с международными связями», — сказал Питер Лайнбо, автор книги «Неполная, правдивая, достоверная и чудесная история первого мая» . «Принцип национального патриотизма использовался против принципа единства рабочего класса или единства профсоюзов».

Это не помешало американским рабочим отметить этот день, который в последние годы варьировался от марша за трудовые права до чтения литературы о марксизме.

«Смысл этого дня постоянно меняется», — сказал Лайнбо.

Прежде чем мы рассмотрим, как развился Первомай в США, давайте углубимся в то, как все начиналось.

Традиционный Первомай — это древний европейский экспорт

Если вместо этого Первомай ассоциируется с корзинами цветов, танцами вокруг майских деревьев или просто с началом лета, эти первомайские празднования напоминают о более ранних истоках праздника. До того, как Первомай был принят как день защиты рабочих, его корни уходили в языческие традиции.

Весенняя традиция была унаследована от языческих племен в Ирландии и Скандинавии, сказал Лайнбо, заимствуя древнеримские обычаи празднования сезона цветения Земли. По его словам, когда первые европейцы прибыли в Северную Америку и установили майское дерево в Куинси, штат Массачусетс, они выпили обильное количество пива и танцевали с коренными народами.

— Бостонские пуритане положили этому конец с помощью военной силы, — сказал Лайнбо. «И все же эта традиция Первомая как времени танцев, игр и удовольствий сохранилась сегодня во многих частях США».

В конце концов, какой бы ни была ваша версия Первомая, он остается временем, предназначенным для празднования единения. История неизбежно показывает, что первомайское товарищество было встречено подавлением.

Первомай в Америке имеет кровавое происхождение

Первомай в Америке родился из движения за 8-часовой рабочий день в Чикаго 19-го века. В то время, когда капиталистическая система закрепилась в Америке индустриальной эпохи, положение рабочего класса ухудшилось. В то время для рабочих не было ничего необычного в 16-часовой смене.

За десятилетия до того, как 8-часовой рабочий день стал нормой в стране, организация, ныне известная как Американская федерация труда, установила 1 мая 1886 года как дату, когда рабочие по всей стране должны объявить забастовку, требуя введения 8-часового рабочего дня.

«Причина была в том, что десять лет назад была ужасная безработица… и тем не менее новые технологии сделали работодателей богаче», — рассказывал Билл Эдельман, профессор трудовых исследований, ранее в Talk of the Nation .

Рабочие прошли. В этот майский день анархисты и рабочие активисты в Чикаго начали многодневную забастовку в ходе так называемого дела Хеймаркет в 1886 году. », — по словам историка Лайнбо, — напали на рабочих, проводивших демонстрацию возле завода McCormick Reaper. На следующий день митинг на городской площади Хеймаркет стал еще более кровавым. По словам Лайнбо, снова вмешалась полиция, что привело к столкновениям, в результате которых погибли как офицеры, так и гражданские лица.

Бомба взорвалась среди рядов полиции в перестрелке, но историки говорят, что неясно, предназначалась ли она для полиции или толпы мирных жителей.

«Был суд над восемью мужчинами, которые были признаны виновными в заговоре с целью убийства», сказал Лайнбо. «Несмотря на то, что не было представлено никаких доказательств того, что кто-либо из них имел какое-либо отношение к этой бомбе, и четверо из них в конечном итоге были повешены, несмотря на всемирную кампанию в Англии, Европе и Мексике по спасению их жизней».

Лайнбо указывает на влиятельные слова Августа Шпиона, одного из осужденных, который незадолго до своей казни выкрикнул знаменитые слова: «Придет время, когда наше молчание будет сильнее, чем голоса, которые вы сегодня задушили».

Его слова «пронеслись по всему миру», сказал Лайнбо. «По всей Латинской Америке, по всей Европе и в Северной Америке для многих этот день стал праздником, посвященным трудящимся».

В честь чикагских рабочих Международная социалистическая конференция в 1889 году объявила Первомай рабочим праздником, положив начало тому, что многие страны теперь называют Международным днем ​​трудящихся.

Но в США антикоммунистические настроения во время холодной войны, а также противодействие единству рабочего класса заставили власти подавить связь Первомая с рабочими движениями.

Президент Дуайт Д. Эйзенхауэр вместо этого объявил 1 мая «Днем закона» — посвященным принципам правления в соответствии с законом — и День труда теперь отмечается в сентябре.

Это не просто «коммунистический» праздник

Несмотря на то, что Международный день труда берет свое начало в США, сказал Лайнбо, многие американцы по-прежнему считают Первомай исключительно праздником, которым наслаждаются «коммунистические страны».

В бывшем Советском Союзе Первомай был поводом для чествования трудящихся гигантскими парадами на Красной площади, традиция, которая за последние десятилетия пришла в упадок — увядающий пережиток большевистской революции, утративший свое значение в современной России.

«Некоторые рабочие царской России тоже праздновали Первомай, но быстро, в течение 10 лет, скажем, к 1930-м годам, [для] Советского Союза становится днем ​​демонстрации военной техники, боевого оружия», — сказал Лайнбо.

Что касается американцев в этом году, размышлял он, «Как будет отмечаться этот день?»

«Я не уверен.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *