Перевал годердзи – Перевал Годердзи и поселок Хуло в Грузии

Перевал Годердзи и поселок Хуло в Грузии

Один из самых труднодоступных перевалов Грузии – Годердзи. Через него проходит Трансаджарская трасса, соединяющая регион Самцхе-Джавахети и Аджарию. Через перевал Годердзи добираются из Ахалцихе в Батуми.

Описание местности

От Ахалцихе до Батуми две дороги. Сложная, но более интересная ведет через Годердзи. Составляя туристический маршрут, ее рассматривают как способ попадания в Батуми.

Начало перевал берет от храма Зарзма, проходит через города Хуло и Шухахеви, а заканчивается в Аджарии. Дорога через перевал сказочно красива. В живописности она не уступает ни одной дороге Грузии. По пути встречается масса достопримечательностей, необычных мест и шедевров природы.

Верхняя точка Трансаджарской трассы находится на высоте 2025 метров над уровнем моря. Ее протяженность 185 км, на перевал приходится 110 км.

Состояние дороги

Несмотря на относительно небольшую высоту над уровнем моря, любители поездок с комфортом не советуют выбирать дорогу через перевал. Но на самом деле она преодолима, если подгадать правильное время и подходящие погодные условия.


Нужно учесть, что:
  • дорога от начала перевала до Хуло – это некачественный грунт;
  • местами есть асфальт, который не ремонтировали уже много лет;
  • по дороге встречаются горные реки, поэтому не стоит планировать поездку в дождь;
  • кое-где попадаются глиняные участки;
  • в плохую погоду дорогу закрывают – в любой момент возможен сход селя.

Транспорт

Дорога тяжелая, но в период с мая по сентябрь по ней возможно проехать почти на любой машине. Риск все равно остается, постоянные кочки и ямы могут испортить и машину, и саму поездку.

Лучше всего с грунтом справится внедорожник с полным приводом. В нем гораздо комфортнее трястись по ухабам и больше вероятности, что машина уцелеет.

Другие способы добраться до Годердзи:

  • на маршрутке или автобусе от Батуми или Ахалцихе;
  • автостопом, но машины на этом пути встречаются редко, можно много часов дожидаться попутку;
  • любителям активного отдыха до перевала возможно проехаться и на велосипеде;
  • если своей машины нет, лучше взять транспорт в аренду.

Время в пути

От приморского Батуми до перевала примерно два часа. Но времени для прохождения всего пути понадобиться гораздо больше. Все потому, что тяжелая дорога не даст разогнаться транспорту. К тому же, приходится делать постоянные остановки для фотосессий и прогулок.

Чтобы проехать перевал в хорошую погоду, нужно 3-4 часа без остановок. С ноября по апрель времени понадобится в два раза больше только на внедорожнике.

Погода

Зима в этих окрестностях мягкая, температура низко не опускается. Комфортно прогуливаться и сложно замерзнуть. С приходом весны тает снег, открывая сезон походов в горы.

Летом здесь жарко и влажно. Гости из Батуми часто наведываются сюда, чтобы отдохнуть от надоевших пляжей. Осенью на Годердзи тоже хорошо. Начинается сбор урожая, и местные жители устаивают праздники и ярмарки.

Достопримечательности и попутные поселения

Проезжая перевал, по пути встречаются города и маленькие поселения. Там можно познакомиться с доброжелательными местными жителями, узнать их культуру и обычаи.

Грузинский народ гостеприимный, некоторые с удовольствием предлагают ночлег и перекусить.

Хочется останавливаться через каждые несколько минут и любоваться просторами Грузии. Но если времени нет, можно ограничиться посещением самых важных мест и достопримечательностей.

Где остановиться по пути через Годердзи:

  • храм Зарзма – древний памятник архитектуры. Постройка начала 14 века.

  • Годердзийский лес. Существовал еще миллионы лет назад. Когда-то здесь был огромный тропический лес с пальмами. 25 миллионов лет назад произошло извержение вулкана, накрывшее пытающей лавой все вокруг. Такие места сегодня находятся только в Грузии и Средней Азии.

  • Зеленое озеро – еще одна местная достопримечательность. Не доезжая до Годердзи, стоит знак поворота на это озеро. Часто его почти не видно вдалеке из-за густого тумана. Это делает его таинственным и обладающим какой-то магией.

  • Водопад Махунцети – один из самых красивых в Аджарии. Туда чаще всего водят туристов. Летом в его чаше купаются, вода чистая и прозрачная.

  • Рядом с водопадом находится старый арочный мост. Он построен еще во времена царицы Тамары.

  • Кеда — село в горах. Поселение ничем не примечательно, но в 3-х км от Кеды есть крепость и в 8-ми км — древняя церковь. Еще маленькое село гордится своим собственным музеем.

  • Бешуми — климатический летний курорт в 7 км от перевала. Летом популярен среди грузин, а осенью его никто не посещает. Дорога в Бешуми из грунта и в непогоду практически непроходимая.

  • Хуло — высокогорный поселок. Его посещают многие туристы, чтобы прокатиться на канатной дороге.

  • В часе езды от Хуло есть арочный мост Дандало. Это каменное сооружение построили в средние века и расположили через реку Ачарисцкали. Его длина 20 м, ширина 3,3 м, а высота над уровнем воды 14 метров. От моста идёт трекинговый маршрут на 6 км.

Хуло

Отдыхающим в Грузии местные советуют побывать в поселении Хуло, рассказывая о его красоте. Это районный центр, хотя в нем всего несколько улиц и окрестных деревень.

Коренное население составляет 1100 человек. Зимой жителей становится больше, некоторые возвращаются с высокогорья. Из-за исторических событий, большинство хулийцев мусульмане. Когда-то давно Хуло был захвачен турками. Помимо мечетей, в поселке стоит единственный православный монастырь – Схалта.

В поселке работают пара магазинов и банков. Есть Хулойский музей этнографии и маленькая художественная галерея. В урожайный сезон встречаются ярмарки и базары.

Больше всего грузинский Хуло знаменит общественным транспортом – канатной дорогой без единого столба. Она проходит над ущельем и помогает местным жителям перемещаться из одной части поселка в другую.

Удивительный транспорт работает в горах Аджарии в 90 км к востоку от Батуми. Построен фуникулер в 1985 году, соединяет Хуло с деревней Таго, на другой стороне ущелья. С ноября по апрель деревня становится закрытой от цивилизации из-за снегов, блокирующих единственную и опасную грунтовую дорогу.

Даже сам Хуло периодически отрезан от внешнего мира. Так произошло в январе 2016 года, когда Грузию накрыли огромные снегопады. Единственная дорога была заблокирована на неделю.

Фуникулер старый, но надежный. На его станции есть заправка и кафе грузинской кухни. Для туристов канатная дорога покажется экстремальным приключением, но с нее открываются захватывающие виды Грузии с высоты.

Протяженность двух уровней подъемника 4 км, а высота более 300 м над уровнем земли.

С подъемника попадают на горнолыжный курорт. Он открылся недавно и работает нестабильно.

Горнолыжный курорт Годердзи

Конечная станция канатки – горы Чанчахи. На северо-западном склоне располагается горнолыжный курорт. Горные склоны здесь чистые, а аджарский снег особенный: всегда свежий и упругий.

Кабинки фуникулера вмешают до 6 человек, вместе с лыжным снаряжением. Правда туристы жалуются на низкие потолки.

Протяженность лыжной трассы относительно короткая – 8 км. Но здесь отличное место для любителей фрирайда. На карте треки помечают синим цветом. Новички начинают с первого уровня подъемников – это первые 2 км склона.


Перевал полон сюрпризов и интересных мест. Рядом есть и другая дорога, соединяющая Ахалцихе и Батуми. Она ровная и легкопроходимая, но не такая живописная. Чтобы полюбоваться на горные просторы, погулять среди лесов и древних построек выбирают перевал Годердзи.

gruziyagid.ru

Перевал Годердзи, Ахалцихе — В горах Грузии

Перевал Годердзи, Ахалцихе — В горах Грузии

Главная  /  Фотографии  /  Путешествия  /  Заметки  /  Графика  /  ASCII

→  В горах Грузии

30 апреля 2014

Крепость Ананури, Вардзия  ←  Ctrl  →  Поти

Дальнейший маршрут от Вардзии до Батуми проходит через город Ахалцихе и перевал Годердзи.

1.

Оттенки зелёного — от светло-салатовогодо тёмно-изумрудного, — очень красиво.

2.

На обочине встречаются маки.

3.

Да, насчёт обочин. Это поразительно, но где бы ты ни находился — вблизи крупного города или в горах, — обочины и овраги равномерно засыпаны мусором. Есть предположение, что его намывает весенним сходом воды. Тем не менее, приходилось иногда менять ракурс во избежание попадания мусора в кадр.

4.

Вода в реке Кура (Мтквари) и водохранилищах стабильно мутно-коричневая.

Город Ахалцихе.

6.

В городе Ахалцихе основной достопримечательностью является одноимённая крепость.

Крепость Рабат

Большая крепость в городе Ахалцихе, недавно глобально реконструированная. Последний и самый масштабный проект эпохи Саакашвили, вызывающий по сей день много споров. По слухам, при реконструкции Рабат старались сделать немного похожим на Иерусалим.

7.

8.

9.

10.

Мечеть Ахмедие была построена в XVIII веке и названа в честь Ахмеда-паши (Кимшиашвили). Сейчас купол мечети позолочен, с намёком на мечеть Омара в Иерусалиме (что породило в итоге ряд разногласий). В 1828 году после взятия Рабата российской армией, мечеть была превращена в православный храм Успения Богородицы (Штурм Ахалцихе и праздник Успения приходятся на 28 августа).

11.

12.

13.

14.

15.

16.

В западной части находится замок. В него можно войти и подняться наверх на самую главную башню. Это самая высокая точка Ахалцихе.

18.

Вид на город и крепость с башни.

19.

20.

Туристов пока мало, все отдыхают.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

По пути к перевалу проезжаем посёлок Зарзма и заметный почти со всех ракурсов Преображенский монастырь.

В современном виде монастырь построен в XIV веке. Звонница сейчас считается одной из самых больших в Грузии. В 1577 году звонницу слегка перестроили и превратили в церковь. Через несколько лет пришли турки, монастырь был заброшен и сотавался в таком виде около 300 лет. Только в XIX веке, уже при Российской Империи, его восстановили и отремонтировали, о чему существует соответствующая надпись.

30.

31.

32.

33.

Поднимаемся выше, начинают попадаться снежные сугробы.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

Так бульдозером прокатываются дороги в снежных завалах. Аналогичное препятствие впослествии остановило нас по пути от Ушгули в Лентехи (бульдозер должен был проложить маршрут только в середине мая), и пришлось делать крюк, возвращаясь назад.

Не стоит даже пытаться проехать подобные сугробы на колёсной технике.

Вид почти с самой высокой точки перевала Годердзи (2035 м).

45.

46.

47.

На этом завершился наш первый горный этап путешествия. Дальше был небольшой перерыв, проведённый на побережье Чёрного моря — неподалёку от города Поти. Второй, ещё более яркий этап, будет уже в Верхней Сванетии.

Оглавление

  1. В горах Грузии (Главная страница)
  2. Казбек, перевал Крестовый
  3. Крепость Ананури, Вардзия
  4. Перевал Годердзи, Ахалцихе
  5. Поти
  6. Ингурская ГЭС, Мазери, ледник Ушба
  7. Местия, Ушгули, ледник Шхара
  8. Кутаиси, Кацхи
  9. Боржоми
  10. Уплисцихе, Тбилиси
  11. Мцхета

dnd.fractalla.ru

Грузия, по дороге из Батуми в Ахалцихе через перевал Годердзи

Дорога через перевал Годердзи, связывающая Батуми и Ахалцихе, Аджарию и Самцхе-Джавахети, манила меня несколько лет. Что-то загадочное видел я в названии этого места, поэтому, как только сошлись звёзды (было лето и в наличии имелся автомобиль с повышенной проходимостью), я поспешил осуществить свою давнюю мечту. Впечатления немного смазались мрачной погодой (сам перевал так вообще был покрыт густым туманом) и отсутствием времени на любое отклонение от основной дороги, но общие выводы я сделал. Хотя в целом этот рассказ посвящен Трансаджарской трассе, о встречах, произошедших на ней, и тех видах, которые с неё открываются, ниже речь пойдет и о тех природных и исторических сокровищах, что находятся в стороне от дороги.

Я двигался с запада на восток, из Батуми в сторону Ахалцихе, в этом направлении я и начну описывать дорогу. Про Батуми сказано миллион слов, поэтому не буду тратить время. Первый город на моем пути — Хелвачаури — являлся фактической окраиной Батуми, и за год до того, как я проехал его насквозь, стал частью аджарской столицы. Местные наведываются сюда для покупки мебели и текстиля, а туристы бывают лишь транзитом. В 15 километрах от Батуми возле села Аджарисцкали моя дорога прощается с рекой Чорохи, Чорохи сворачивает в сторону турецкой границы, до которой отсюда километров 7, не больше. В той стороне течет река Мачахела, один из притоков Чорохи, и, двигаясь вдоль нее, можно добраться до одноименного национального парка. Там на небольшом расстоянии друг от друга спрятаны несколько средневековых арочных мостов и развалины древних пограничных крепостей. Об этих местах мало что известно, даже мои познания сугубо теоретические, но поездку сюда можно выделить в однодневную экскурсию, которую я когда-нибудь с удовольствием себе устрою (уже устроил, см. «Мосты мачахельского ущелья»). А пока продолжаю движение вдоль другого притока Чорохи — Аджарисцкали. Ещё километров через 15 находятся известные всем, кто бывал в Батуми, водопад и арочный мост Махунцети (см. мой давнишний рассказ). А между Махунцети и Аджарисцкали у дороги красуется самое известное винное хозяйство в этой части Грузии — Аджарский винный дом. Я посещал это приятное место с хорошей атмосферой, но вино их производства покупать не стал. Во-первых, оно стоит приличных денег. Во-вторых, как утверждают мои знающие толк в вине друзья, оно этих денег совершенно не стоит. А в-третьих, и это наверное самое главное: работники хозяйства как-то совершенно проигнорировали наш приезд. Вполне возможно, что достаточно было лишь обратить наше внимание на то, что местное вино делают из эндемичного аджарского винограда, который не встречается более нигде, это тебе не какой-нибудь известный на весь мир саперави, и мы бы развесив уши раскошелились, но сотрудники предпочли сделать вид, что нас нет. Впрочем, об Аджарском винном доме я как-нибудь расскажу отдельно, а пока движемся дальше.

Одну за другой мы проезжаем аджарские деревни. Они такие же как и во многих других уголках Грузии, с той лишь разницей, что в некоторых из них молиться ходят не в храм, а в мечеть — таков итог многовекового влияния Турции. В 40 километрах от Батуми или ровно на 1/4 пути находится маленький и скучный городок Кеда. Я не уверен в туристическом потенциале этого скромного даже по грузинским меркам райцентра, но здесь имеется информационный туристический офис. Возможно, заблудшему путешественнику там могут подсказать какие-то локальные маршруты или снабдить редкими картами, хотя сомневаюсь.

1. 38 км от Батуми. Вид с Трансаджарской трассы на реку Аджарисцкали и разбросанные домики Кеда.

Следующее место, у которого я не мог не остановиться, находится в поселке Варджаниси. Прямо у края дороги на высоком постаменте установлен СУ-100, подобно многим другим памятникам в Грузии, обросший легендами. Местные жители утверждают, что эта боевая машина дошла до самого Берлина и, отслужив положенный срок, была установлена в этом неизвестном селе по личному распоряжению Сталина. Особенность памятника еще и в том, что в отличие от России, где танк имеется чуть ли не в каждом городе, в Грузии подобных мемориалов единицы (для меня этот — первый).

2. 45 км от Батуми. Мемориал в Варджаниси.

Трансаджарская трасса примечательна древними арочными мостами, коих, наверное, не меньше десятка и зачастую — действующих (по некоторым даже проезжают на машинах). Еще парочку можно увидеть в северо-западной Аджарии, а за пределами республики мосты почти (один из редких мостов показан в рассказе о поездке в Ркони) не встречаются. Здесь они тоже не на каждом шагу и в основном спрятаны по притокам так, что для их поиска нужны время и желание. Но парочка мостов находится прямо у дороги и не остановится возле них — непростительно. Об одном, расположенном в Махунцети, я уже говорил. Второй — в два раза дальше от Батуми и носит название Дандало. Его несравненное преимущество — отсутствие посетителей и туристов, никто не лезет в кадр.

3. 55 км от Батуми. Мост Дандало.

Шуахеви — третий город на моем пути. Весь городок — несколько двух-трехэтажных зданий и небольшой частный сектор, представленный разрозненными районами. Объективно: делать здесь нечего, разве что остановиться на обед в ресторане, занимающем самое красивое здание в городе. Но опять же, если обладать неограниченным временем, то можно отправиться в путешествие по нехоженым краям. Так, от Шуахеви отходит дорога, приводящая к микроскопическому селу Гузлети и дальше к летним домикам пчеловодов и пастухов. Обратно теоретически можно вернуться другой дорогой, захватив по дороге крепость Кикхани, — самый что ни на есть медвежий угол Грузии где-то у границы с Турцией. В этих краях рождаются реки бассейна Аджарисцкали, возле них встречаются крепости (точнее то, что от них осталось) и храмы. И всё это в густом хвойном лесу на высоте около двух тысяч метров над уровнем моря. Любой любитель природы, гор и походов будет счастлив здесь, но побывать в этой глухомани — высший пилотаж, и я пока лично не знаю никого, кто бы на это отважился.

4. 65 км от Батуми. Шуахеви.

5. Ресторан в Шуахеви.

6. Мозаика в Шуахеви, посвященная двухсотлетию Георгиевского трактата. Примечательно, что Аджария не входила в Картли-Кахетинское царство, заключившее договор с Российской империей, но благодаря этому договору в регионе появилась сила, способная вернуть эти земли Грузии. Сам договор, то как он выполнялся и последовавшие за его подписанием события оставили в грузинской истории множество шрамов, которые нынешние власти толкуют в удобном для себя ключе (и на этих фактах учат новое поколение), но одно можно сказать точно: не будь этого документа современных границ всех соседних стран не существовало бы, и я совсем не уверен, что грузинский этнос выиграл бы от этого.

7. Водопад в окрестностях Шуахеви.

8. Как только в Грузии стартуют выборы, каждый уголок, каждый забор и каждый фасад превращается в сцену для агитации и оказывается заклеен плакатами. Выборы в органы местного самоуправления должны пройти через два дня, поэтому вся страна пестрит красными и синими афишами с рожами неулыбчивых политиков. Пройдут годы, плакаты сначала превратятся в лохмотья, потом от них останутся обрывки с грязными пятнами от клея. И никто, ни выигравшие ни проигравшие, не удосужится счистить оставшийся за собой мусор. По дороге к перевалу плакаты агитации встречались в самых неожиданных местах: в одном месте их даже прилепили прямо на землю.

От Шуахеви до следующего городка Хуло полчаса неспешной езды и 15 километров пути. Местность между городами заселена довольно плотно и жизнь кипит, что удивительно, учитывая отдаленность района. Сам административный центр по населению превосходит Шуахеви незначительно, но при этом выглядит несколько более цивильно, обладая всеми городскими атрибутами, включая канатную дорогу (не туристическую!), связывающую Хуло с высокогорной деревней Таго. Дорога, протяженностью почти 2 километра, построена лет 30 назад, и на всем своем протяжении не имеет ни одного опорного столба, при том, что в некоторых местах проходит на высоте более 300 метров над ущельем реки Аджарисцкали (вот ссылка на видео кому интересно). Довлеющий над городом новодельный храм словно перечеркивает информацию о том, что большинство в районе — мусульмане, но скорее всего не противоречит ей, поскольку мусульманское население рассредоточено по многочиcленным поселкам. Мусульманство здесь впрочем тоже довольно условное. Если кровные родственники местных жителей по ту сторону границы порой устраивают суды, руководствуясь Шариатом, то подобранный мной на трассе аджарец Джасбул, ловивший попутку до Годердзи, настоятельно зазывал меня в гости, чтобы предаться многодневному распитию чачи.

9. 80 км от Батуми. Хуло.

10. Проезжая Хуло.

Участок Кеда-Хуло, ускоренное видео (8 мин.)

Казалось бы: Хуло — это ровно середина трассы. Я доехал сюда менее чем за 2 часа, делая периодические остановки на фотографирование. Можно выдохнуть. Но после Хуло начинается самое интересное, поскольку заканчивается асфальт, а там, где нет асфальта, туристы становятся путешественниками… Сначала пытаешься объезжать дыры в асфальте, концентрация которых увеличивается в геометрической прогрессии, а потом попадаешь на гравийку, по которой можно двигаться относительно сносно. Интересно, что островки асфальта встречаются почти на всем протяжении трассы, а это наводит на мысль о том, что возможно когда-то дорога была асфальтирована полностью. Если до Хуло было просто красиво, то дальше некоторые виды завораживают. Мы едем, то и дело накрапывает дождь, я иногда делаю фото-остановки. Джасбул что-то рассказывает о своей жизни, но его русский настолько плох, что больше половины его слов остаются не расшифрованными. Джасбул служил где-то в Сибири, считал ее краем экумены, и то, что я живу еще дальше не укладывается в его понимании. Через каждую минуту он предлагает заехать к нему в село, которое находится в нескольких километрах от Годердзи. И я начинаю сомневаться, что ему важнее: моя компания или возможность не идти эти километры пешком, да еще и под дождем. И все же я вынужден отказаться, поскольку меня ждут, но наверняка этот рассказ был бы более красочным, окажись я в гостях у Джасбула.

11. 3 минуты езды от Хуло. Облака легли на горные вершины.

12. 20 минут езды от Хуло. Аджарисцкали делает крутой поворот.

13. 22 минуты езды от Хуло. Горный водопад.

После Хуло бросается в глаза высокая концентрация мечетей. Весьма вероятно, их можно обнаружить и в селах, что мы проехали, но в большинстве своем они мало отличаются от обычных домов. За Хуло же стоят мечети в классическом понимании, с минаретами и построены они на виду, обычно в центральном месте.

14. 94 км от Батуми. Село Беглети.

15. Добротные дома, спутниковые тарелки, автомобили… Село живёт.

16. Соседнее село Табакмела.

17. Там же, слегка другой ракурс.

18. 95 км от Батуми. Село Бодзаури.

19. Еще один наглядный пример агитации.

Последний заслуживающий упоминания объект по эту сторону перевала — горнолыжный курорт Годердзи, заложенный Саакашвили и достроенный уже после его ухода. Курорт был открыт в середине декабря 2015 года и стал четвертым в Грузии, после Гудаури, Бакуриани и Хацвали в Сванетии. На момент описываемых событий курорт еще строился, поэтому я не смогу показать виды, которые открываются с его подъемников, и я даже не уверен работают ли они в летнее время. На опорах, что только устанавливались летом 2014 года, сейчас функционирует двухуровневая канатная дорога длиной 4 километра. На первый уровень поднимаешься в закрытой кабине, аналогичной тем, что есть в Тбилиси и Батуми, а следующие 2 километра — в кресельном подъемнике.

20. Последние километры перед перевалом.

21. 110 км от Батуми. Горнолыжный курорт Годердзи.

Вершина горы Чанчахи — конечная станция канатки — имеет отметку 2400 метров над уровнем моря. Если на северо-западном склоне горы обустроился горнолыжный курорт, то у подножия восточного склона ждут приезжих деревянные домики летнего курорта Бешуми, бешено популярного среди внутренних туристов. Летом здесь полно гостей из столицы, причем не тех, что бесплатно ходят с рюкзаками в походы, такие в Грузии большая редкость (если они вообще есть), а людей совсем другой породы, предпочитающих даже в такую глушь приехать на «лабутенах и в штанах». Сюда едут, чтобы прочистить легкие кристальным горным воздухом и отдохнуть от городской жары.

22.

Когда мы подъехали к верхней точке перевала, вокруг стоял такой плотный туман, что было сложно что-то разглядеть на несколько метров вокруг себя. Джасбул пошел своей дорогой куда-то в сторону Зеленого озера, еще одной известной достопримечательности. А я начал неспешный спуск в Самцхе-Джавахетию. Дорога шла мимо изрядно потрепанных, заштопанных кусками заржавевшей жести, дачных деревянных домов. Говорят, что они покидаются хозяевами на зимнее время, но тогда непонятно куда деваются многочисленные коровы. В погожий день здесь можно сделать уйму необычных фотографий — мест похожих на Годердзи в других частях Грузии попросту нет.

Участок Хуло-Годердзи, ускоренное видео (8:18)

23. 112 км от Батуми. Перевал Годердзи.

24. Летние домики поселков Годердзи и Лодидзири вдоль дороги..

25.

26.

27.

28. Нарядная тёлка.

29. Лодидзири — последнее аджарское село на дороге.

30. Подъезжаю к границе Аджарии.

От села Лодидзири до границы между республикой Аджария и краем Самцхе-Джавахети чуть меньше трех километров. Граница отмечена знаком, изображающим монастырь Зарзма. Предыдущее поколение без стеснений расстреливало знак из оружия, нынешнее — облагородило монастырь и построило к нему асфальтовую дорогу, которой отродясь не было даже в богатые годы…

31. 115 км от Батуми. Граница двух регионов.

Самцхе-Джавахети встречает меня солнцем, радугой… и самым, как мне показалось, убитым участком дороги. Дело даже не в покрытии, а в нескольких горных речушках, которые приходится форсировать. Вода выносит на дорогу булыжники и размывает грунт. Полагаю, прохождение именно этого короткого участка и требует хорошего клиренса. Тем удивительнее была одна встреча. Представьте, я только покорил очередную реку, едва не оставив в ней бампер, и тут мне на встречу выезжает идеально белая, словно только купленная, малолитражка, в которой сидят молодой турок со своей подружкой. Почти наверняка они въехали в Грузию в Вале и, обнаружив на картах Гугла короткую дорогу, решили по ней добраться до Батуми. Я аж закричал, увидев эту парочку, (мой возглас оказался на записи видео-регистратора). Остановившись, я пытался вразумить турка: «Эй, дурень! Бросай ружьё, да всплывай поскорей!» Но английского он не понимал и, отмахнувшись, поехал дальше. Эти ребята если и добрались до Батуми, то их машине и нервам изрядно досталось.

32. Радуга

33.

34. 120 км от Батуми. Летний поселок Уткисубани.

Участок Годердзи-Зарзма почему-то запомнился мне лучше всего. Выглянувшее солнце тому способствовало или несколько крутых серпантинов, неверно отмеченных на карте навигатора, не знаю. За перевалом дорога идет вдоль реки Дзиндзисцкали, берущей начало на склоне Чанчахи, близ курорта Бешуми. И если до этого она поднималась по пологим склонам, то здесь в нескольких местах буквально выкопана и отвоевана у природы. Спуск по другую сторону перевала, протяженностью всего 15 с небольшим километров, проходит неожиданно быстро: буквально полчаса дороги отделяют неприступные горы от долины.

35. Перевал позади.

О монастыре Зарзма, куда я заехал следом, расскажу подробно, но в другой раз (подробный рассказ см. здесь). Городок Адигени мне ничем не запомнился — так, промелькнули какие-то невзрачные домики на обочине. От Адигени до конечной точки Трансаджарской трассы города Ахалцихе 35 км. Где-то посередине этого отрезка есть поворот в сторону Абастумани, знаменитого в прошлом курортного поселка, где жил и погиб, разбившись на мотоцикле, брат Николая II Георгий Александрович. Остатки его дворца и несколько других достопримечательностей, в числе которых обсерватория, термальные источники и канатная дорога, находятся в плачевном состоянии, но, думаю, когда-нибудь отреставрируют и их. За Абастумани дорога уходит на Зекарский перевал, который уже так просто не одолеть, а дальше — Саирме и короткой дорогой в Багдати и Кутаиси. К тому моменту как окончательно распогодилось я подъезжал к Ахалцихе (см. подробный рассказ). Сюрреалистичные облака провожали меня до самого Боржоми.

Участок Годердзи-Зарзма, ускоренное видео (5:55)

36. 127 км от Батуми. Монастырь Зарзма.

37. По дороге в Ахалцихе.

38.

Об участке Ахалцихе-Боржоми также есть подробный рассказ.

39.

Я бы хотел добавить несколько слов и об истории Трансаджарской трассы, но к сожалению не владею этой информацией. Слышал, что чуть ли не до семидесятых годов прошлого века дорога была очень узкой и частный транспорт по ней не ходил. Учитывая близость границы с одной из стран НАТО здесь была серьезно охраняемая пограничная зона и туристические походы были невозможны. Вероятнее всего до Советской власти дороги вообще не существовало, то есть какая-никакая грунтовка вероятно связывала Батуми и Хуло, а дальше к перевалу добирались тем же способом, что и тысячу лет назад — козьими тропами на ишаках и пешком. Когда дорога была построена на всем (или почти на всем) её протяжении был асфальт, который вероятно сильно пострадал уже в первую зиму и на участке Хуло-Адигени с тех пор не восстанавливался. Движение через перевал обычно закрыто со второй половины сентября по май. В мае прямо сквозь снег пробивается тоннель и транспорт вновь начинает ходить.

13 июня 2014 г.

Смотреть другие рассказы о Грузии.

Вы можете поддержать блог, сделав перевод c банковской карты или кошелька, через Яндекс.Деньги или PayPal.

vartumashvili.com

Перевал Годердзи, Грузия. — кучерявый гид — LiveJournal

Нехорошо получилось. События вокруг моей родины прервали незавершённое повествование о путешествии по Грузии. Прошло уже почти год с момента, как я вернулся оттуда, а часть фотографий – точнее, самый увлекательный путешествия – остался за кадром. Злоупотребляя служебным положением, используя больничный, я хочу довести рассказ до конца. Сегодня я расскажу об удивительном переезде по самому трудному маршруту, из Боржоми через перевал Годердзи в Батуми, город на берегу Чёрного моря.

Маленькие высокогорные коровы пасутся на лугу на перевале Годердзи, отделяющем Аджарию от Самцхе-Джавахети.

Вместе с товарищем мы совершили длинное путешествие на автобусах и попутках из Армении через пол-Грузии и мечтали попасть на море. Встретившись двумя неделями ранее в Ереване, мы проехали северную Армению, через каньон Дебед добрались до грузинской границы, оттуда через Тбилиси и Мцхета с ответвлением на Казбек приехали в Боржоми. В Боржоми мы сделали перерыв, отоспались, напились целебной воды и собрали силы перед последним, самым непроработанным участком нашего путешествия.

Свои путешествия я всегда планирую заранее. Я оставляю зазор для непредвиденных обстоятельств, но составляю маршрут путешествия так, чтобы не застрять в одном из населённых пунктов по пути в тот самый неудачный день, когда единственный автобус из города уходит до рассвета, а следующего нужно ждать до первого нечётного понедельника. В Грузии и Армении путешествовать было легко, так как между всеми городами регулярно ездят маршрутки, а в любом городе моментально можно найти homestay, не отходя от автовокзала. Весь маршрут и переезды были грубо спланированы заранее, ориентируясь по информации в путеводителе Lonely Planet. Единственный непроработанный этап путешествия приходился на переезд из Боржоми в Батуми.

Так выглядит автобан М1. Фото отсюда.
Добраться из Б в Б, на самом деле, очень просто. Как и везде, между этими городами ходят маршрутки, и я не ошибусь, если скажу по памяти, что ходят они каждый час, а время в пути составляет 5 часов. Вся грузинская автомобильная сеть сконцентрирована вокруг автобана М1, который проходит по равнине в центре страны с востока на запад. От автобана, как от ствола дерева, ответвляются второстепенные дороги на север и юг. Между отдельными ответвлениями этого автодорожного дерева существуют ещё более второстепенные дороги, но качество их дорожного покрытия часто сильно хромает. Даже на грузинских картах, где качество автодорог представляется на порядок лучше, чем на самом деле, многие мелкие дороги прорисованы как «частично асфальтированные» или даже «грунтовые». Самый надёжный способ добраться между городами в Грузии, чем и пользуются маршрутчики – это выехать по второстепенной ветке на автобан М1, доехать до нужного съезда и свернуть на следующую второстепенную дорогу, которая приведёт к пункту назначения.

А так выглядит дорога на горном перевале Годердзи. По классификации грузинского картографического бюро, это «частично асфальтированная дорога».
Дорога в Батуми на маршрутке проходила бы по тому же участку пути, по которому я сюда приехал, ведь маршрутка из Боржоми должна добраться до автобана, чтобы ехать в Батуми. Иными словами, часть пути из Боржоми в Батуми мне пришлось бы ехать по той же дороге, где я уже проезжал по пути в Боржоми из Тбилиси. Во-первых, это был бы большой крюк. Во-вторых, я очень не люблю возвращаться.

Ещё на этапе планирования маршрута я выдвинул предложение добираться в Батуми по тонкой, едва прорисованной на карте (прерывистой на карте от Гугла) дороге, которая проходит через перевал Годердзи – мало изученный в блогосфере горный перевал на границе региона Самцхе-Джавахети и автономной республики Аджарии. Информацию о состоянии дорог или фотографии найти оказалось невозможным. Воздушная линия между Боржоми и Батуми составляет 150 км. Гугл не мог просчитать прямой маршрут и упрямо предлагал ехать в обход 320 километров по М1. Мы приняли решение добраться до Боржоми, и разобраться на месте, насколько реально проехать в Батуми по прямой, но грунтовой дороге.

Из местных никто не мог дать точную информацию по поводу перевала Годердзи. То есть, все, кого я спрашивал, очень убедительно утверждали, что знают этот перевал, знают эту дорогу, много раз по ней ездили, и один за другим давали противоречащую друг другу информацию. Первую действительно полезную информацию нам дали на автовокзале Ахалцихе. Отсюда несколько раз в день уходит маршрутка до Адигени – последнего населённого пункта, куда, согласно карте Гугла ведёт дорога. За Адигени, если верить Интернету, начинается неизвестность.

Комната информации на автовокзале Ахалцихе.
Мы добрались до Адигени. По дороге маршрутчик интересовался тем, кто мы, откуда едем, куда хотим попасть и какой у нас маршрут. Узнав, что мы едем в Батуми, он сказал, что наши шансы невелики, но если перевал уже открыли после длинной зимы, то нам может повезти. Он высадил нас возле автовокзала, развернулся и уехал обратно. Над дорогой низко висели густые облака пыли, вдоль заброшенного здания автовокзала стояло три таксиста на своих старых автомобилях (дви «джиги» и одна «нива»), рядом на обочине лежала кучка гравия. И тишина.

Дорога возле автовокзала Адигени. За поворотом прячется автозаправка, сразу за ней прекращается движение машин. Через 15 километров начинается труднопроходимый перевал Годердзи.
Я не хочу усугублять атмосферу в Адигени, но ощущение на тот момент было именно таким. В очередной раз, Google Maps оказался прав. В противоречие с картой грузинских автодорог, любезно выданной нам в Tourist Information Office на проспекте Шота Руставели в Тбилиси, автомобильная дорога заканчивалась на Адигени.

Дорога от Ахалцихе до Адигени. Вдалеке начинаются горы, отделяющие регион Самцхе-Джавахети от Аджарии.
Друг ушёл посмотреть здание автовокзала. Вернулся через двадцать минут. За это время, что я стоял на обочине с выставленным пальцем, мимо меня не проехала ни одна машина. Следующих два с половиной часа каждый из нас по очереди искал остановить попутку, но все автомобили, которые проезжали мимо, сворачивали на заправку за следующим п

kucheryavchik.livejournal.com

Перевал Годердзи, Грузия. — путешествия и прочее — LiveJournal

Нехорошо получилось. События вокруг моей родины прервали незавершённое повествование о путешествии по Грузии. Прошло уже почти год с момента, как я вернулся оттуда, а часть фотографий – точнее, самый увлекательный путешествия – остался за кадром. Злоупотребляя служебным положением, используя больничный, я хочу довести рассказ до конца. Сегодня я расскажу об удивительном переезде по самому трудному маршруту, из Боржоми через перевал Годердзи в Батуми, город на берегу Чёрного моря.

Маленькие высокогорные коровы пасутся на лугу на перевале Годердзи, отделяющем Аджарию от Самцхе-Джавахети.

Вместе с товарищем мы совершили длинное путешествие на автобусах и попутках из Армении через пол-Грузии и мечтали попасть на море. Встретившись двумя неделями ранее в Ереване, мы проехали северную Армению, через каньон Дебед добрались до грузинской границы, оттуда через Тбилиси и Мцхета с ответвлением на Казбек приехали в Боржоми. В Боржоми мы сделали перерыв, отоспались, напились целебной воды и собрали силы перед последним, самым непроработанным участком нашего путешествия.

Свои путешествия я всегда планирую заранее. Я оставляю зазор для непредвиденных обстоятельств, но составляю маршрут путешествия так, чтобы не застрять в одном из населённых пунктов по пути в тот самый неудачный день, когда единственный автобус из города уходит до рассвета, а следующего нужно ждать до первого нечётного понедельника. В Грузии и Армении путешествовать было легко, так как между всеми городами регулярно ездят маршрутки, а в любом городе моментально можно найти homestay, не отходя от автовокзала. Весь маршрут и переезды были грубо спланированы заранее, ориентируясь по информации в путеводителе Lonely Planet. Единственный непроработанный этап путешествия приходился на переезд из Боржоми в Батуми.

Так выглядит автобан М1. Фото отсюда.
Добраться из Б в Б, на самом деле, очень просто. Как и везде, между этими городами ходят маршрутки, и я не ошибусь, если скажу по памяти, что ходят они каждый час, а время в пути составляет 5 часов. Вся грузинская автомобильная сеть сконцентрирована вокруг автобана М1, который проходит по равнине в центре страны с востока на запад. От автобана, как от ствола дерева, ответвляются второстепенные дороги на север и юг. Между отдельными ответвлениями этого автодорожного дерева существуют ещё более второстепенные дороги, но качество их дорожного покрытия часто сильно хромает. Даже на грузинских картах, где качество автодорог представляется на порядок лучше, чем на самом деле, многие мелкие дороги прорисованы как «частично асфальтированные» или даже «грунтовые». Самый надёжный способ добраться между городами в Грузии, чем и пользуются маршрутчики – это выехать по второстепенной ветке на автобан М1, доехать до нужного съезда и свернуть на следующую второстепенную дорогу, которая приведёт к пункту назначения.

А так выглядит дорога на горном перевале Годердзи. По классификации грузинского картографического бюро, это

ru-travel.livejournal.com

романтический горнолыжный курорт в Грузии

Адрес:
Окрестности перевала Годердзи, Аджария

Goderdzi Ski Resort, Adjara, Georgia

В грузинском регионе Аджария на Арсианском хребте находится горный перевал под названием Годердзи. Это один из самых труднодоступных перевалов в Грузии. Он соединяет два региона страны – Аджарию и Самцхе-Джавахети. С перевала открываются виды удивительной красоты.

Всего в 100 километрах от города Батуми и побережья Черного моря на этом перевале находится молодой и перспективный горнолыжный курорт с одноименным названием Годердзи.

Приезжайте, а мы постараемся сделать ваш отдых незабываемым! Получить бесплатную консультацию или воспользоваться нашими услугами можно по телефону: +7 (495) 268-07-72 или +995 555 566 540

Описание курорта

Годердзи стал четвертым горнолыжным курортом, открывшимся в Грузии. До этого покорять горные склоны Кавказа туристы могли только на Гудаури, Хацвали и Бакуриани. Годердзи расположен на высоте 2000 метров выше уровня моря и покрыт снегом с ноября по май.

Годердзи носит звание «самого снежного горнолыжного курорта». Снега здесь действительно очень много – толщина покрова может превышать 2 метра.

Трассы для катания находятся в альпийской зоне на широких склонах – здесь на протяжении многих километров расположены маршруты для поклонников фрирайда и беккантри. Общая протяженность трасс – 13 километров, а самой длинной трассы — 7 километров. Их обслуживают несколько ратраков. Высочайшая точка курорта – 2390 метров, а самая низкая – 1700 метров.

Горнолыжный курорт Годердзи

Запущены и функционируют две канатных дороги фирмы «Dopelmayer», протяженностью 4 километра. Обе гондольного типа. Работают они каждый день с 10:00 до 17:00.

Курорт Годердзи расширяется. Со временем здесь дополнительно оборудуют кресельный подъемник, который будет доставлять любителей сноуборда и горных лыж на высоту 2390 метров, а общая протяженность трасс увеличится до 35 километров.

Канатная дорога

На курорте Годердзи можно взять в прокат оборудование для горнолыжного спуска, если вы случайный путешественник и не планировали покорять горные вершины.

Почему Годердзи

Почему, желая отдохнуть на горнолыжном курорте, стоит выбрать Годердзи? Причины просты:

  • хорошо ухоженные трассы с плавными перепадами;
  • красивая природа и завораживающие виды;
  • пролески гармонично сочетаются с чистыми горными склонами;
  • много особого аджарского снега, который не встретишь на других горнолыжных курортах.

Как добраться

До курорта Годердзи можно добраться на личном или арендованном полноприводном автомобиле. Время пути до курорта от международного аэропорта Батуми составляет примерно 2 часа, из Кутаиси придется добираться в течение 4-х часов, а из Тбилиси – 7 часов.

Также можно заказать трансфер до курорта из Батуми или Кутаиси. Стоимость такого путешествия до курорта и обратно составляет: 150 долларов из Батуми и 300 долларов из Кутаиси. Транспорт рассчитан максимум на 5 человек.

Питание и проживание

Поклонники зимних видов спорта, приехавшие на Годердзи, могут поселиться прямо на территории курорта или отправиться в близлежащую деревню и обосноваться в гестхаусах:

  1. Отель «Перевал Годердзи» – самый первый отель, появившийся на курорте. Сначала в нем проживала только администрация и проектировщики, сейчас в нем может забронировать номер любой желающий. Информация для опытных лыжников: прямо от выхода из отеля можно спуститься на лыжах к подъемнику, а также с горы можно подкатиться прямо к отелю. Зимой до гостиницы на машине не доехать, но на помощь придут снегоходы или ратраки. Разумеется, за отдельную плату.
  2. Деревянные коттеджи «Шале Годердзи», расположенные у подножия, предлагают к заселению 2- и 4-местные номера. Построены они были в 2015 году. Питание не предоставляется, но есть кухня, где туристы смогут приготовить блюда из собственных продуктов. Если готовить не хочется, то можно сходить в рядом расположенный ресторан.
  3. Гестхаусы – обычные деревенские дома, расположенные в ближайшей деревне. Принадлежат семье Барди. В гестахусах можно не только отдохнуть, но и поесть традиционные блюда аджарской кухни. За отдельную плату предоставляется услуга трансфера до подъемника.

Хотите сэкономить в путешествии? Напишите нам! Проект Viva-Georgia создан для того, чтобы делать отдых в Грузии популярным и доступным, поэтому мы предоставляем скидки от 5 до 25% на проживание в отелях и помогаем взять напрокат лучшие авто.

Отель «Перевал Годердзи» на территории курорта

Если не хотите остаться без крыши над головой, лучше забронируйте номера заранее. Гостиничный фонд – всего лишь 120 мест, а пропускная способность курорта – несколько тысяч человек в час.

Горнолыжный курорт Годердзи – очень красивое и романтичное место. Те лыжники, которые уже побывали там, приедут еще не раз. И всем советуют посетить это царство гор и снега.

Хотите приехать сюда? Команда Viva-Georgia организует для вас экскурсию или тур, составит оптимальный маршрут путешествия и окажет любую другую помощь в поездке.

Галерея

Канатная дорога Годердзи

Лыжный спуск на курорте

Подготовка трасс в Годердзи

Коттеджи на территории курорта

Понравилась статья? Поделитесь!

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

v-georgia.com

Грузия, перевал Годердзи — «Медовый месяц на мотоцикле. 6 000 км. круг, незабываемые эмоции, чудесные люди и мега-приключение — горный перевал Годердзи в дождь. Много фото.»

Свадебное путешествие на мотоцикле — самое лучше, что можно придумать (спасибо мужу:-)

Романтика дорог, полное погружение в природу, мобильность, возможность заехать в те места, в которые не заезжает обычный автомобиль. Это далеко не все прелести путешествия на мотоцикле.

 

Таким образом за 10 дней мы объехали столько уголков Грузии, что представить даже сложно и до сих пор не вериться.

 

Самый незабываемый участок нашего приключения — горный перевал Годердзи.

Горный перевал Годердзи — по-другому Трансаджарская трасса — самый короткий путь, соединяющий Батуми и Ахалцихе, который составляет 160 км пути. Если ехать в обход перевала, протяженность дороги составит 320 км.

Максимальная высота перевала достигает 2025 м.

Перед тем, как ехать через перевал, мы позвонили в специальную службу чтобы узнать погоду по обе стороны перевала.

Для чего это нужно делать? На довольно большом участке пути перевала дорога отсутствует напрочь. Каменистые узкие дороги, гравийка, отсутствие отбойников на краях обрыва не внушали нам ощущение безопасного переезда на двух колесах. Если наехать на скользкий камень — можно слететь вниз, поехать по размокшей гравийке, где яма на яме, прикрытые водой — тоже мало приятное удовольствие.

 

В метеослужбе нам сообщили, что погода ясная, осадков не ожидается, поэтому мы смело рванули вперед.

 

От Батуми до небольшого горного поселения Хуло, что недалеко от перевала, вполне приятная асфальтированная дорога с очень красивыми живописными видами.После Хуло начинается 30 километров АДСКОЙ дороги.Почему АДСКОЙ? Потому что эти 30 километров из-за отсутствия покрытия и все же испортившейся погоды мы ехали часа 2. Начал моросить дождь, из-за чего нам пришлось еще больше сбавить скорость. Ехали мы в среднем со скоростью 5-10 км/ч.

По словам местных, на легковых автомобилях в такую погоду соваться на перевал не рискуют. Если нужно ехать — внедорожник, мини-грузовички.По дороге нам встретились несколько таких мини-грузовичков, которые везли сено в сторону Хуло.

Но, несмотря на отсутствие дороги, нелетную погоду, мы были в восторге от окружающих пейзажей, пусть они и слегка мрачноваты)

Последнее солнышко на подъезде к перевалу

В самом начале перевала идет ремонт дороги

Началась не очень приятная дорога. но это еще цветочки…Коровы тут нормальное явление

Довольно крутые повороты

Вот погода и начала портится…

Ой, а что это там? Обрыв, дорогая)

Извилистая дорожка в облака

Каменистая дорога была как на подъеме, так и на спуске с перевала. Когда начался дождь, она стала еще и скользкой.

Въезжаем в облака. Ощущения непередаваемые)

С фатой на шлеме нам везде уступали дорогу и радостно сигналили. В небольшом городе даже одна женщина снимала нас на видео, замедляя скорость проезжая мимо нас

Путешествие ведь свадебное)

Когда мы добрались на конец до пика перевала, только поставили мотоцикл рядом со стелой, начался сильный дождь. Естественно, в такой дождь спускаться непросто невозможно, а опасно.

Времени искать ночевку не было, поэтому сразу же обратились к местным жителям с просьбой помочь. Чрезвычайно отзывчивые грузины сразу позвали хозяина ресторана «Эдельвейс», с которым мы и договорились о ночевке.

А вот это место нашей ночевки под названием Ресторан Эдельвейс)

Хозяин любезно предоставил нам для ночевки комнату своих внучек, которые как раз недавно уехали, но только после того, как убедился, что мы семейная пара)

Вид из окошка нашей комнаты

Поскольку погода заметно испортилась, мы приехали из +30 в +5. Спать пришлось полностью в одежде под двумя одеялами)

Вид вокруг пика перевала

Выглядит мрачновато, но вид нереальный!

На ночевку, 3 приема пищи и бесконечное количество горячего чая с медом с нас взяли всего 70 лари (около 30 долларов), отчего мы были приятно удивлены .

 

После ночевки и вкусной, безумно каллорийной трапезы мы отправились дальше, спускаясь с перевала. По дороге часто встречались пересекающие проезжую часть ручьи, и даже реки от водопадов. Именно благодаря дождю накануне, мы смогли увидеть эту красоту. Правда, проезжать ее было страшно, поскольку воды было до половины колеса.

Глубокий ручей

Стоит упомянуть про еду в высокогорье.

Поскольку передвижения по горной местности заставляют тратить большое количество каллорий, еда вся жирная, очень каллорийная. На ужин нам подали местечковое фирменное блюдо — на двоих сковорода 26 см.диаметр, полная смеси из расплавленного сыра сулугуни с яйцом и сметаной. Эту смесь необходимо выискивать хлебом, пока горячая. Это безумно вкусно и так же безумно каллорийно))

 

Я рассказала совсем маленький кусочек нашего приключения! Впечатления от гостеприимной Грузии только положительные! Везде помогут, подскажут, в беде не бросят!

Если собираетесь ехать в Грузию, советую брать машину напрокат, или ехать на своей, чтобы увидеть всю красоту этой красивейшей страны!

irecommend.ru

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *