Панар левассор: Пулеметный автомобиль «Панар-Левассор» модель 1904 года
Пулеметный автомобиль «Панар-Левассор» модель 1904 года
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Панар-Левассор
Существует легенда, будто французский инженер Густав Сарацин, хорошо знавший Даймлера, на смертном одре сказал одному своему доброму приятелю следующие слова: “Мой дорогой, поведаю такое, что позволит тебе долго жить в достатке. Даймлер… Помните о нем. Съездите в Канштатт. Он там сделал автомобиль. Поклянитесь мне и прощайте…”
Эти слова Сарацин сказал в 1887 году, когда о работах Даймлера еще мало кто знал. И сказал он их своему другу и однокашнику Эмилю Левассору. Это прозвучало как завещание и напутствие ориентироваться на сотрудничество с гениальным инженером, что обязательно станет залогом большого успеха. Именно это событие считается основополагающим для всей французской автомобильной промышленности и ее старейшей фирмы “Панар- Левассор”.
Французы Эмиль Левас- сор (1844 — 1897) и Луи- Ренэ Панар (1841 — 1908) владели небольшой фабрикой деревообрабатывающих станков, основанной еще в 1845 году. То ли на них подействовало предсмертное завещание университетского приятеля, то ли они действительно оценили всю перспективность автомобильного дела, но Панар и Левассор в 1889 году всерьез взялись за производство автомобилей. Начали они это дело с покупки у Г. Даймлера лицензии на его двухцилиндровый мотор, подав тем самым пример и другим пионерам автомобилизма.
Левассор подошел к созданию своего автомобиля творчески, хотя у него самого никакого опыта не оказалось, да и позаимствовать его было не у кого. Он долго экспериментировал, приспосабливая мотор то сзади, то в центре машины по образцу Бенца и Даймлера. Но это его не удовлетворяло, и Левассор нашел ему место спереди, расположив вертикально под небольшим коробчатым капотом-ящиком. Это стало своеобразной революцией в мировом автомобилестроении — родилась классическая компоновка основных агрегатов автомобиля: мотор спереди и ведущие колеса сзади. Именно по этому принципу был сделан “Панар-Левассор”.
«Панар-Левассор» образца 1890 года, с классической компоновкой агрегатов и передним расположением мотора
«Панар-Левассор» с двигателем V2 в 3,5 лошадиные силы образца 1894 года
На опытном варианте Тип 1 образца 1890 года стоял двухцилиндровый 2,5- сильный мотор. На серийном автомобиле “Панар-Левассор-А” 1891 года его объем составил 565 см3 и мощность 3,5 л. с. Их было сделано 5 штук. На последующих машинах объем сначала довели до 1206 см3, потом до 1344 см3, а мощность возросла до 6 сил на последней модели этой серии М-2. От мотора крутящий момент передавался через конусное сцепление и механическую шестеренчатую (а не устаревшую ременную) коробку передач на промежуточную ось с дифференциалом, а от нее двумя бортовыми цепными передачами — на оба задних колеса. Сначала в коробке было три передачи, на более поздних экземплярах их число увеличили до четырех. Все колеса подвешивались на эллиптических рессорах и имели сплошные резиновые шины. Передние поворачивались при помощи длинного продольного рычага управления, который часто называли коровьим или ослиным хвостом. Ножной ленточный тормоз действовал на барабан трансмиссии, ручной прижимал башмаки к задним шинам. Одним из первых Левассор установил на своем автомобиле глушитель эжекторного типа, сразу сделавший его творение менее шумным, и значит, куда более привлекательным для покупателей.
Известно множество вариантов этого автомобиля, который считается основателем всего рода “Панар-Левассора”. Он выпускался до 1898 года, и его последние образцы снабжались уже четырехцилиндровыми моторами. Все они отличались прочностью, надежностью и долговечностью. Один из первых экземпляров, сделанных в декабре 1891 года, прослужил 27 лет, а другой до 1932 года накатал 140 тысяч километров, после чего был помещен в музей. Главная же заслуга автомобилей “Панар-Ле- вассор” — это участие и победы в первых в мире автомобильных гонках в 1894 — 1897 годах. Самой примечательной стала гонка 1895 года по маршруту Париж — Бордо — Париж, в которой приняло участие 40 автомобилей разных систем. Первым гигантскую по тем временам 1150-километровую дистанцию тогда преодолел двухместный “Панар-Левассор” мощностью 3,5 л.с. со стартовым номером 5, прозванный “Пам-Пам”.
За рулем был известный всем Эмиль Левассор. Весь путь он прошел за 48 часов 47 минут со средней скоростью 24,4 км/ч. Когда гонщик вышел из машины после завершения этого без преувеличения технического и спортивного подвига, он произнес свою знаменитую фразу: “Это было безумие! Я делал до тридцати километров в час!” Талантливому инженеру и гонщику Э. Левассору не суждено было увидеть торжество своих идей и убедиться в последующем взлете созданной им компании. Он погиб в 1897 году в гонках Париж-Марсель, оставив на рабочем столе неоконченный проект нового автомобиля. Парижане увековечили его в памятнике, где он изображен в своем гоночном автомобиле, отвечающим на приветствия ликующей толпы. Тут же на постаменте его историческое изречение — свидетельство успеха первых героических лет автомобилизма и напоминание о том огромном пути, который проделала конструкторская мысль за последующие годы.
Автомобили “Панар-Левассор” того периода хранятся во многих музеях мира, им посвящены книги, статьи, фильмы и даже почтовые марки. Во Франции это наиболее почитаемые исторические самодвижущиеся повозки. Один из лучших сохранившихся до сих пор автомобилей этой серии с порядковым номером шасси 102, выпущенный в сентябре 1892 года, передавался по наследству в семействе Панаров. Теперь он принадлежит Жану Панару, недавнему президенту Автомобильного клуба Франции. В 70-е годы в возрасте 85 лет этот бензиновый экипаж еще самостоятельно выезжал на автосалоны в Париже и показывал свою в общем-то неплохую прыть.
Открытый “Панар-Левассор» с 4-местным кузовом “тонно» (1894 г.) в музее города Мюлуза
Автомобиль “Панар-Левассор» модели М-2Ь мощностью 6 л.с. (1897 г.) с кузовом “тонно”
Трехсильный “Панар-Левассор” стал первым автомобилем, вообще когда- либо появившимся на российской земле. Это было осенью 1891 года, когда редактор “Одесского листка” Василий Васильевич Навроцкий, побывав в Париже, привез оттуда такую необыкновенную диковинку. Он часто выезжал на своем безлошадном экипаже в город, “вызывая большое оживление в быстро собиравшейся толпе любопытных”. Одесситы утверждали, что Навроцкий еще долго пользовался “Панар-Левассором”, но, в отличие от бережливых французов, у нас этой автомобильной реликвии сохраниться не удалось. Сама же фирма “Панар-Левассор” по праву считается старейшей и одной из наиболее привилегированных автомобильных фирм Франции. У нее была долгая, славная и многострадальная история, однако судьба распорядилась так, что среди ныне действующих автокомпаний “Панар-Левассора” нет.
ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ “ПАНАР-ЛЕВАССОР” (1893 г.)
Число мест — 2/4. Двигатель двухцилиндровый V-образный вертикальный четырехтактный. Объем — 1344 см/. Мощность — 4 л.с. при 800 об/мин. Коробка передач — механическая., число передач — 4. База -1400 мм. Длина — 2570 мм, ширина — 1600 мм, высота — 1650 мм. Колея — 1150 мм. Масса — 500 кг. Максимальная скорость — 20 км/ч.
Оставьте ваш комментарий
Social Comments
Panhard et Levassor 1891–1939
Panhard et Levassor 1891–1939
| ||||||||||
|
Фирма Панара и Левассор первым во Франции изготовил двигатель внутреннего сгорания.двигатель 1876г. | |
Свыше Рен Панар и Миле Левассор построили свой первый автомобиль в 1890 году.
среднемоторный дос—дос безлошадный экипаж с силовой установкой V2
построен по лицензии Готлиба Даймлера. | Выше следующего
году они выпустили свою вторую модель, и эта машина, как правило,
считается первым, кто установил архитектуру современного
легковой автомобиль — двигатель расположен спереди, сцепление установлено между двигателем и
коробка передач и ведомый задний мост (не говоря уже о том, что большинство современных автомобилей, будучи
передний привод, не следуйте этой компоновке; утверждение верно
для большинства автомобилей, построенных в течение следующих восьмидесяти лет — Panhard
слишком принят передний привод после 2 мировой войны). |
Более 1898 Ландолет | Выше Модель 1900 |
Выше 1906 заводской 19,6-литровый гоночный автомобиль 9 для Ле-Мана0019 | выше — 1914 х 26 Переворот де Виль. |
| |
Межвоенный Panhards были большими, роскошными автомобилями, приводившимися в движение Sans Soupapes. (втулочный клапан) 6-цилиндровый двигатель объемом от 2,6 до 2,9 литров. | |
Выше 1920 12 л. с. | Более 1920 15 л.с. Sport |
| |
Над 1923 реклама для 10 HP | Над 1924 реклама для 20 HP |
| |
Выше 1927 объявление Право 1929 Британский объявление в газете | |
2011 Цитронт |
Panhard et Levassor
Рене Панар был инженером, чье предприятие в Париже производило деревообрабатывающие инструменты. В 1887 году он вместе с Эмилем Левассором и бельгийским юристом Эдуардом Саразином основал Panhard et Levassor для производства автомобилей.
Адвокат Эдуард Саразин был «партнером-дистрибьютором» Готлиба Даймлера, и его работа заключалась в защите патентов Daimler за границей, прежде всего во Франции, которая была лидером в области раннего автомобилестроения.
компанией Panhard et Levassor и вел переговоры о соглашении о производстве двигателей Daimler во Франции. Эдуард Саразин тяжело заболел и умер в том же году в возрасте 47 лет, не успев завершить переговоры.
После внезапной смерти своего мужа Эдуарда Луиза Саразин переписывалась с Готлибом Даймлером, в результате чего было достигнуто соглашение о том, что она может заниматься бизнесом Daimler Motor Company по лицензии во Франции. В качестве первого шага Луиза поручила компании Panhard & Levassor, как было согласовано с ее мужем перед его смертью, производить двигатели Daimler. После визита в Каннштат с Эмилем Левассором мадам Саразин заключила контракт с Готлибом Даймлером от 5 февраля 1889 г. : в соответствии с этим Daimler будет получать 12 процентов от покупной цены за каждый двигатель, произведенный по лицензии Луизой Саразин. Она, со своей стороны, передала права на патенты Daimler компании Panhard & Levassor за 20 процентов от цены, оставив себе 8 процентов.
1 ноября 1889 года Готлиб Даймлер расширил свое обязательство перед Луизой Саразин, предоставив ей право использовать все патенты Даймлера во Франции и Бельгии. Единственное его условие: продукция должна носить имя Daimler. В качестве дополнительного бонуса Луиза Саразин и Эмиль Левассор поженились 4 мая 189 г.0.
В начале 1890-х годов у большинства моторизованных транспортных средств двигатель располагался в центре, под полом. Панар и Левассор попробовали свой двигатель в этом месте, затем сзади и, наконец, переместили его вперед в вертикальное положение. В 1892 году фирма построила для автомобиля педаль сцепления с цепным приводом на задние колеса. Автомобиль также отличался передним расположением радиатора. Фирма Panhard et Levassor выпустила свой первый каталог продаж в 1892 году. Предлагаемые автомобили имели румпельное рулевое управление, а в фарах вагонного типа использовались свечи. Электрической системы зажигания не было, поэтому вместо свечей зажигания использовалась «горячая трубка». «Горячая трубка» приводилась в действие путем открытия топливного клапана, а затем зажигания горелок (по одной на каждый цилиндр). Зонды цилиндров над пламенем нагревались, что, в свою очередь, воспламеняло топливную смесь в цилиндрах. Максимальная скорость была заявлена как 12 миль в час. Пятнадцать таких машин было выпущено в 189 г.2.
Автомобили Panhard et Levassor вскоре завоевали репутацию надежных и технически совершенных автомобилей. Рене Панар лично предпринял путешествие из Парижа в Версаль, а затем к скалам Этрета в Нормандии, завершив путешествие без каких-либо механических проблем и на бодрой скорости 6 миль в час. Для ралли Париж-Руан 1894 года Альфред Вашерон оснастил свой 4-сильный автомобиль рулевым колесом, что считается одним из первых применений этого принципа. Выиграв ряд важных шоссейных гонок с новым расположением двигателя, партнеры были уверены, что изменение конструкции было удачным. В конце концов, большинство других производителей приняли эту идею. Шаблон, который до сих пор является основным макетом для автомобилей. На самом деле первоначальная концепция называлась системой Панара. В 1895 автомобилей участвовали в гонках Париж-Бордо-Париж, один из них под управлением Левассора, который завершил гонку за 48 часов 48 минут со средней скоростью 24,54 км/ч только для того, чтобы уступить Peugeot, поскольку гонка была классифицирована только для автомобилей с более двух мест. Автомобиль был оснащен вертикальным двойным цилиндром, который Левассор модифицировал из оригинального V-образного двигателя Daimler. Отдельно стоящий близнец позже стал основой для строительства многоцилиндровых двигателей Panhard et Levassor.
См. также
В 1897 году компания Panhard et Levassor производила автомобили со стальными шинами, хотя они рекомендовали использовать цельнорезиновые шины, которые поставлялись за дополнительную плату. Пневматика тогда не была частью штатного оборудования и не появлялась в каталогах фирмы до 1899 года, когда она использовалась на легковых автомобилях мощностью 5 и 7 л.с. Левассор никогда не увидит этого дня. В 1896 году, участвуя в гонке Париж-Марсель-Париж 1896 года, Левассор попал в аварию, когда лидировал. Отказавшись покинуть гонку, он передал свои водительские обязанности своему механику. К сожалению, он так и не оправился от раны и умер в Париже в следующем году. Майор Артур Кребс сменил Левассора на посту генерального директора в 189 г.7, и занимал эту должность до 1916 года. Он не был крупным сторонником автоспорта, но он превратил компанию Panhard et Levassor в одного из крупнейших и наиболее прибыльных производителей автомобилей перед Первой мировой войной.
Испытание Марсель-Ницца Панара Фернана Шаррона, Жиля Уржьера и Рене де Книфа заняли все три ступени пьедестала. В мае следующего года на испытании Париж-Бордо Панар занял первые пять мест и восемь из первой десятки, а Фернан Шаррон снова выиграл.