Оригинальные музеи москвы: бьем в рынду и трогаем бивень мамонта – Москва 24, 18.05.2015
Необычные музеи Москвы — адреса, цена билетов, описания
Здесь представлены самые интересные и необычные музеи Москвы. Всего количество музеев в Москве просто огромное количество. Имеются музеи на самые разные тематики и посвященные самым различным и порой необыкновенным вещам. На такие необычные музеи стоит отправляться в первую очередь — незабываемые впечатления вам обеспечены!
Содержание
- Необычные музеи Москвы
- Музей «Мосфильм»
- «Музей Воды» АО Мосводоканал
- Музей истории водки
- «Музей истории Московской городской психиатрической больницы им. Алексеева (Кащенко)»
- Необычный музей «Русские валенки» в Москве
- Музей кулинарного искусства
- Музей шоколада и какао «Мишка»
Не будем говорить много о том, что Москва весьма необычный и интересный город, ведь это и так понятно. Тут сочетаются в себе самые различные культуры и истории самых разных народов. Судьбы миллионов людей сталкивались в этом городе на протяжении тысячелетия и это уже стоит уважения.
В Москве было изобретено множество самых потрясающих вещей, тут жили и работали лучшие мастера своего дела — от живописцев до космонавтов. Поэтому для многих людей, и даже для жителей Москвы, город может открыться совершенно по-разному и каждый раз по-новому, посещая эти необычные московские музеи.
Музей «Мосфильм»
Адрес: Мосфильмовская ул., 1. Билеты 310–460 ₽.
Всем любителям кино стоит обязательно посетить музей «Мосфильм», а также ознакомиться с историями создания величайших шедевров советского кино. А самое важное, наверное, это то, что можно посетить все те съемочные павильоны, в которых и снимались эти фильмы.
Здесь есть музей авто из советских фильмов, есть две киношных улицы. Внутри музей с одеждой и бытом из фильмов, есть реалистичная постановка из Вия. Можно увидеть и мерседес Штирлица, и автомобиль Деточкина, и корону Российской империи, костюмы любимых актёров и легендарной троицы из «Кавказской пленницы», и ещё много, много интересного.
Здесь можно оказаться в прошлом, прогуливаясь по улочкам Москвы, Петербурга и любоваться живописными зданиями архитектуры давних времён.
«Музей Воды» АО Мосводоканал
Адрес: Саринский пр., 13, стр. 5. Посещение бесплатное.
На Саринском проезде находится не менее интересный музей, а именно «Музей Воды», который может привлечь многих уже одним свои названием. Но тут можно действительно узнать практически всё что угодно, даже историю канализационной системы города.
Очень интересно и познавательно. Тут и история водопровода, и современная наука с интерактивными демонстрациями.
Музей истории водки
Адрес: Измайловское ш., 73Ж, стр. 1, Москва (территория Кремля в Измайлово, этаж 2). Билеты 200–250 ₽.
Если вы свернёте на Измайловское шоссе, то сможете тут найти Музей истории водки. В этом удивительном месте можно найти немалое количество интересных фактов о самых любимых занятиях русского народа. Тут же вы найдете и книгу жалоб, где немало записок оставили такие же нетрезвые люди, о которых идёт речь в самом музее.
При входе на экспозицию к посещению можно добавить дегустацию. Основных тем в музее 2: одна, это стенды, демонстрирующие историю возникновения алкогольных напитков на Руси с 1334 до 1991 года в РФ; вторая — виды водки, которая производилась, или производиться по регионам России и некоторых других государств.
«Музей истории Московской городской психиатрической больницы им. Алексеева (Кащенко)»
Адрес: Загородное ш., 2, стр. 1Б, Москва
Следующий музей можно будет назвать более экзотическим, а именно «Музей истории Московской городской психиатрической больницы им. Алексеева (Кащенко)». Согласитесь, что это уже звучит необычно. Тут представлены на всеобщее обозрение сведения об истории психиатрической болезни, выставлены фотографии сотрудников и творчество пациентов больницы. Это самый настоящий музей истории становления всемирной психиатрии.
Парк с величественными деревьями, тишина, очень симпатичные корпуса дореволюционной постройки — визуальный праздник для ценящих кирпичный стиль. Музей довольно любопытный.
Необычный музей «Русские валенки» в Москве
Адрес: 2-й Кожевнический пер., 12, стр. 10, Москва. Билеты 100–300 ₽.
Но самыми интересными, пожалуй, будут музеи, которые славятся своей непредсказуемостью и к таким музеям можно отнести, например, музей «Русские валенки». Все экспонаты как раз и рассказывают историю этой обуви.
Очень интересное и красивое место, пропитанное духом русской истории. Валенки не дорогие, очень тёплые, а главное — стильные.
Музей кулинарного искусства
Адрес: Москва, Большой Рогожский пер., 17
В этом необычном московском музее представлено около десяти тысяч экспонатов связанных с кулинарией. Они располагаются на двух этажах в двенадцати просторных залах, и рассказывают о развитии русского общественного питания.
Музей очень интересен, поэтому по каким бы делам вы ни прибыли в столицу, обязательно посетите его, вы узнаете много интересного о кулинарии, и даже сможете принять участие в приготовлении блюд.
Итак, сотрудники музея проведут интереснейшую экскурсию, познакомят с экспонатами, представленными во всех двенадцати залах. Здесь даже созданы мини-версии популярных в столице ресторанов и кафе!
Каждый зал представляет определенные экспонаты. Например, в двух первых залах выставлены экспозиции на тему традиций русского застолья, включая трапезы царей. Здесь вам расскажут о том, как нужно правильно готовить русские блюда по старинным рецептам, откроют секреты выпечки вкусных пряников и калачей. В зале с традициями старинного русского застолья во весь рост стоят восковые фигуры официантов и стольников.
В залах также представлена старинная русская кухонная утварь, из которой было принято готовить в те времена: мраморные ступки, кастрюли из меди, формы для выпечки и многое другое. В общем, музей действительно очень интересный, поэтому всем любителям вкусно поесть, нужно обязательно познакомиться с его экспонатами. Ведь это — наша история!
Музей шоколада и какао «Мишка»
Адрес: Москва, Малая Красносельская ул., 7, стр. 31
Предварительная запись, билеты 450–900 ₽.
Здесь работают не менее интересные и необычные экспозиции, предлагающие вам познакомиться с историей любимого многим продукта — шоколада. Экспозиций много, здесь представлена история этого продукта от разных народов, ведь шоколад везде применялся и применяется по-разному.
В частности, вы можете увидеть скульптуру бога какао, которого признавали индейцы майя, между прочим, именно от них европейцы узнали о существовании шоколада. Один из залов стилизован под корабль, символизирующий судно, на котором в Европу возились какао-бобы.
Как добраться: Станция метро «Красносельская». Выход ближе к последнему вагону, если ехать из центра. Покинув вестибюль станции, поверните направо, и Вы окажетесь на улице Верхняя Красносельская. Идти примерно минут 15. Справа Вы увидите проходную фабрик «Красный Октябрь» и «Кондитерский концерн Бабаевский». Вы на месте. Можно доехать на маршрутном такси № 387.
Всё это лишь небольшой список достаточно забавных, необычных, а иногда даже жутких музеев. Но существует ещё полно необычных мест, которые вы сможете найти самостоятельно, если вам будет это интересно. После таких необычных музеев уже можно подумать, что Москва по сути является одним большим музеем. Про Музеон и парк Зарядье читайте на нашем сайте.
Классная статья, правда?
Литературные музеи в Москве
more than a year ago Москва на протяжении веков была любимым городом многих талантливых писателей и поэтов — кто-то здесь родился и вырос, кто-то попал сюда случайно или приехал целенаправленно, чтобы остаться навсегда. Здесь случались судьбоносные моменты, переплетались судьбы, создавалась история… Здесь мы познакомим вас с самыми интересными местами, в которых жили гении пера в Москве — от дома Пушкина до квартиры Высоцкого.Дом-музей А.П. Чехова
В этом доме-комоде А.П. Чехов прожил 4 года (1886 – 1890) до отъезда на Сахалин. Несмотря на такой небольшой срок, этот дом был очень значим для Чехова, который любил Москву всем сердцем. Здесь написаны первые значительные произведения, поэтому сквозная тема экспозиции – «Чехов и Москва». Видимо, эта чеховская любовь и послужила тому, что московский дом-музей стал вторым крупным чеховским музеем после дачи в Ялте. Здесь бережно сохранены интерьеры комнат, хранятся значимые фамильные вещи (например, прекрасные художественные работы брата или портрет Чехова кисти Серова) и личные вещи писателя, а также рукописи его писем, произведений и фотографий.
Дом-музей Марины Цветаевой
«Волшебный дом» Марины Цветаевой, чудом сохранённый силами всего одной женщины, Надежды Катаевой-Лыткиной.
Создаётся впечатление, что семья поэтессы никогда не покидала этой квартиры. Столовую украшает портрет отца Цветаевой – великого основателя Музея изящных искусств – Ивана Цветаева, сохранено и потолочное окно, и камины, и семейные фотографии. Комната поэтессы воссоздана с точностью до мельчайших деталей: здесь висят и копии картин Врубеля, и портрет ее мужа, и красный граммофон, напоминающий о её детской привязанности. Особого внимания заслуживает большая и светлая детская, где живут куклы и медведи, качалки-лошадки, детские мольберты и книжки. Здесь на новый год семья Цветаевой ставили елку до потолка. Музей бережно хранит архивные документы поэтессы, её семьи и русских поэтов эмиграции, фотографии, письма, печатные издания. Здесь есть место и для временных выставок, и для специальных мероприятий, расписание которых пред ставлено на сайте. Там же можно ознакомиться с образовательными и научными проектами музея.
В‑3, Борисоглебский пер. 6 с. 1, M Арбатская, тел. (+7) 495 695 35 43, Dommuseum.ru. Открыт 12:00 — 19:00, Чт 12:00 — 21:00. Выходной Пн и последняя пятница месяца.
Мраморная мемориальная доска XIX века с текстом «В этом доме родился М. Ю. Лермонтов» встречает посетителей дома-музея, но на самом деле дом, в котором родился Михаил Юрьевич снесён – на его месте одна из семи сталинских высоток (Садовая-Кудринская, 21/1). В Москве остался всего один дом, исторически причастный лично к Михаилу Юрьевичу и роду Лермонтовых – дом на Малой
Молчановке. Здесь, на одной из маленьких улочек близ Арбата, Лермонтов жил с 1829 по 1832 гг., в период учёбы в Благородном пансионе и на первом курсе Московского университета. Здесь же было создано 17 поэм, 4 драмы, написано 250 лирических стихотворений. Драгоценность музея — автопортрет поэта, на котором он изобразил себя в военной форме на фоне кавказских гор, где он отбывал ссылку за стихотворение «Смерть поэта». Большой интерес представляет кабинет поэта с лично им собранной библиотекой, портретами кумиров – Пушкина и Байрона, акварельным портретом отца кисти самого поэта.
В‑3, ул. Малая Молчановка 2, M Арбатская, тел. (+7) 495 691 52 98, (+7) 495 691 18 60, goslitmuz.ru/museums/dom-muzey-m-yulermontova. Открыт 11:00 — 18:00, Ср, Чт 14:00 — 20:00. Выходной Пн и последний день месяца.
Дом Гоголя
Гоголь поменял много адресов в Москве, но этот – самый знаменательный для его жизни. В этом доме он сжёг второй том легендарных «Мёртвых душ», здесь заболел болезнью, тайну которой не мог разгадать ни один врач, здесь же и умер через 10 дней после того, как сжёг свою работу. Сюда Николай Васильевич приехал по приглашению своих близких друзей графов Толстых, которым принадлежала усадьба нынешнего дома-музея. Они выделили Гоголю лучшие комнаты, огородили его от бытовых забот, и он мог заниматься творчеством, навещать друзей и свою любимую церковь на Арбате.
B‑3, Никитский бул. 7А, M Арбатская, тел. (+7) 495 690 58 81, www.domgogolya.ru. Открыт: Вт, Ср, Пт. 12:00 — 19:00, Чт 14:00 — 21:00, Сб, Вс 12:00 — 18:00. Выходной Пн и посл Вт месяца.
Государственный музей Л.Н. Толстого. Литературная экспозиция на Пречистенке
Этот музей, в отличие от усадьбы в Хамовниках, является исключительно литературным: это не то место, где жил писатель, а то место, где почитатели его таланта решили оставить память о нём. Здесь представлена история рода Толстого, картины с изображением его портретов, многочисленные иллюстрации к его произведениям, издания книг, рукописи, фотографии. Литературная экспозиция построена по этапам творчества писателя и всегда меняется. Здесь проходят лекции о Толстом, толстовские чтения, концертные вечера, ведётся научная работа.
Ул. Пречистенка 11/8, M Кропоткинская, тел. (+7) 499 766 93 28, tolstoymuseum.ru/museums/museum_branchs/prechistenka. Открыт 10:00 — 18:00, Вт, Чт 12:00 — 20:00. Выходной Пн и последняя пятница месяца.
Государственный культурный Центр-музей В.С. Высоцкого. «Дом Высоцкого на Таганке»
“Всеми окнами обращен в овраг, а воротами на проезжий тракт”… Говорят, эти строки из песни «Старый дом» были посвящены дому, в котором сейчас находится музейный центр. Этот дом и квартира хранят образ той Москвы, в которой учился и творил Высоцкий в период расцвета своего гения. Именно поэтому после смерти актёра поклонники его таланта выбрали это место для создания мемориального музея. Сегодня музейным центром заведует сын Высоцкого, так что это место представляет большую ценность для потомков. Залы экспозиции разделены на три части: о театральном творчестве, о семье, друзьях и поэтическом творчестве, кабинет писателя (перевезён из квартиры Высоцкого на Малой Грузинской).
Е‑4, Ул. Высоцкого 3, M Таганская, тел. (+7) 495 915 75 78, www.visotsky.ru. Открыт 11:00 — 18:00, Чт 13:00 — 21:00. Выходной Пн и последняя Пятница месяца.
Мемориальная квартира Андрея Белого на Арбате
Дом, в котором родился и долгое время жил Андрей Белый — это
единственный в мире музей, хранящий память о великом символисте. Несмотря на то, что Андрей Белый поменял много адресов в своей жизни, этот дом он всегда считал самым родным. Здесь произошло много знаменательных для него событий: именно этот дом хранит память о том, как Борис Бугаев с лёгкой руки кумира московских символистов Владимира Соловьёва превратился в Андрея Белого. В экспозиции представлены комнаты матери и отца, столовая, материалы о детстве писателя. Отдельная комната посвящена смерти писателя – в ней хранится рукопись стихотворения Осипа Мандельштама «Утро 10 января», созданное в память о смерти Андрея Белого. В комнате-гостиной проходят музыкальные вечера, научные конференции, презентации, временные выставки.
Мемориальная квартира А.С. Пушкина на Арбате
Несмотря на то, что Пушкин прожил здесь всего три месяца, это единственный дом-музей поэта в Москве. Но это был тот дом, о котором он мечтал и в который очень долго стремился. Сюда после свадьбы Пушкин привёз любовь всей своей жизни, свою первую жену, Наталью Гончарову. К сожалению, в мемориальном музее нет точного воспроизведения быта Пушкиных, но сохранились уникальные вещи, которыми они пользовались: документы их бракосочетания, портреты всех друзей, которые посещали молодую чету в их новом доме, а главное – образ той Москвы, которую видел и описывал Пушкин.
А‑3, Ул. Арбат 53, M Смоленская, тел. (+7) 499 241 92 95, www.pushkinmuseum.ru. Открыт 12:00 — 20:00, Чт 12:00 — 21:00. Выходной последняя пятница месяца.
Московский государственный музей С.А. Есенина
В этот дом Сергей Есенин приезжал из родного Константинова к своему отцу, который занимал несколько комнат на первом этаже и работал в мясной лавке неподалеку. В этот дом он пришёл молодым
крестьянским поэтом, а ушел из него знаменитым поэтом-мажинистом. Дом-музей поражает камерностью обстановки: здесь сохранена комната отца Есенина – человека не совсем городского, но интересующегося современными веяниями. Большой интерес представляют документы поэта: записка Блоку, заграничный паспорт, с которым он уехал в США, рукописи стихов, даже голос поэта, читающего свои стихи и многое другое. Музей уникален еще и тем, что внутри он гораздо меньше, чем снаружи: лекции, концерты, пешеходные экскурсии, квесты, кинопоказы — вот неполный список активной внемузейной деятельности.
Б. Строченовский пер.24 стр. 2, M Серпуховская, тел. (+7) 495 954 97 64/(+7) 495 958 16 74, esenin-museum.ru. Открыт 10:00 — 18:00, Чт 13:00 — 21:00. Выходной Пн, Вт и последняя пятница месяца.
Московский литературный музей-центр К.Г. Паустовского
Сложно создать дом-музей писателя, который всю жизнь провёл в странствиях по миру, поэтому почитатели его творчества создали литературный музей, в котором каждая комната напоминает о путешествиях Константина Паустовского.
Экспозиция объединена образом дороги. Проходя по ней, гости попадают в так называемые “экосы”. “Город” символизирует начало пути и формирование Паустовского как писателя, “море” и “лес” символизируют романтическое начало и любовь Паустовского к природе, “мир” – зрелого Паустовского, путешествующего по земному шару, а “дом” играет роль идеальной среды, которую Паустовский обрёл в Тарусе на берегу Оки. Музей хранит множество предметов, связанных с жизнью и творчеством Паустовского, ведёт серьёзную научную работу, проводит множество интересных мероприятий, подробную информацию о которых можно получить на сайте музея.
ул. Кузьминская 8, M Рязанский проспект, тел. (+7) 499 172 77 91, www.mirpaustowskogo.ru. Апрель – Октябрь: Открыт 11:00 — 18:00, Чт 13:00 — 21:00. Ноябрь – Март: Открыт 10:00 — 17:00, Чт 13:00 — 21:00. Выходной Вт и последняя пятница месяца.
Музей-квартира А.Н. Толстого
Это драгоценное место не только для почитателей творчества Алексея Толстого, но и антиквариата. Не многим известно, но А.Н. Толстой был большим ценителем старинных вещей: он их обожал, коллекционировал и даже реставрировал. Поэтому в доме-музее предметы конца ХХ века сочетаются с оригинальными антикварными вещами времён Петра. Здесь и мебель, и статуэтки, и огромная уникальная библиотека, и различные портреты – даже портрет Петра из спичек! Кстати, именно в этом доме был написан большой труд Толстого о Петре I, закончена трилогия «Хождение по мукам», цикл «Рассказы Ивана Сударева», написано множество военных очерков. Возможно, именно по причине такого большого количества крупных и значимых вещей, сотворённых в этом доме, этот дом и был выбран мемориальным музеем Толстого, несмотря на то, что он прожил здесь всего 4 года своей жизни.
B‑2, ул. Спиридоновка 2/6, M Пушкинская, тел. (+7) 495 690 09 56, goslitmuz.ru/museums/muzey-kvartira-a-n-tolstogo. Открыт 11:00 — 18:00, Чт. 14:00 – 21:00, Пт, Сб 13:00 – 20:00. Выходной Пн. и последний день месяца.
Музей-квартира Ф.М. Достоевского
Несмотря на то, что Фёдор Михайлович получил наибольшую известность как писатель Петербурга, истоки его писательского
гения и многих лейтмотивов творчества – здесь, в казённой квартире отца Достоевского, врача Мариинской больницы для бедных. После смерти матери писателя никто из большой семьи не посещал этой квартиры, тем не менее она сохранена с большой подлинностью: стены квартиры никогда не разрушались, а интерьер построен по подробнейшим описаниям брата Достоевского; многие вещи Фёдора Михайловича переданы музею его сестрой и вдовой. В музее хранятся рукописи Достоевского, уникальные фотопортреты, фотографии родных писателя, его личные вещи (главным образом, письменный стол, за которым были написаны «Братья Карамазовы», и книжный шкаф с собранием книг Достоевского), иллюстрации к его произведениям. Важнейшая часть музея – атмосфера, в которой зарождался писательский гений одного из величайших русских писателей.
ул. Достоевского 2, M Достоевская, тел. (+7) 495 681 10 85, goslitmuz.ru/museums/muzey-kvartira-f-mdostoevskogo. Открыт 11:00 — 18:00, Ср, Чт 14:00 — 21:00. Выходной Пн и последний день месяца.
Музей Михаила Булгакова. «Нехорошая квартира»
Попасть в квартиру, где жил Булгаков, не так-то просто. Значительно легче попасть в музей-театр «Булгаковский дом», но мы поговорим о так называемой «Нехорошей квартире», потому что она несёт большую историческую ценность. Это был первый адрес молодого Булгакова в Москве, именно в этой коммунальной квартире жили герои многих будущих романов писателя. Знаменитая Аннушка, пролившая масло, была некогда самой скандальной соседкой Булгакова. Теперь все комнаты бывшей коммуналки занимает музей, который хранит память о булгаковской Москве. Комнаты в музее названы условно булгаковским кабинетом или гостиной. Конечно, в простой советской коммуналке и речи не шло о такой роскоши. Но здесь собраны личные вещи Булгакова, которые помогают воссоздать колорит эпохи и тот уют, который всегда пытался создать вокруг себя писатель. Как же попасть в «Нехорошую квартиру»? Для этого нужно пройти до дома 10 Большой Садовой улицы, войти в арку, дойти до дальнего подъезда, набрать на домофоне номер 50, подняться на последний этаж. Кстати, подъём на последний этаж доставит немало удовольствия: все стены подъезда разрисованы поклонниками творчества Булгакова посвящениями, признаниями или просто вариациями на тему его произведений.
В‑2, ул. Б. Садовая 10, 6-й подъезд, 4-й эт., кв. 50, M Маяковская, тел. (+7) 495 699 53 66, Bulgakovmuseum.ru. Открыт 12:00 — 19:00, Чт 14:00 — 19:00. Выходной Пн. Ср обзорные экскурсии в 18:00, 19:00, 20:00.
Музей Серебряного века
Музей Серебряного века расположился в необычном особняке архитектурного стиля модерн. Серебряный век (1892–1922) – непростой, короткий, но очень яркий период в жизни русской культуры. В комнате на первом этаже этого особняка с 1910 по 1924 годы жил поэт, писатель, один из самых ярких представителей Серебряного века Валерий Брюсов. Современем москвичи стали называть этот особняк «Домиком Брюсова», хотя ему дом никогда не принадлежал. Его жене мы обязаны сохранённой обстановкой кабинета Брюсова – он всё также находится на первом этаже экспозиции музея. Второй этаж экспозиции посвящён истории Серебряного века: очень ценная живопись и графика мастеров эпохи (работы Константина Коровина, Давида Бурлюка, Натальи Гончаровой, Владимира Татлина, Казимира Малевича, Владимира Маяковского и т.д.), рукописи писателей, оригинальные издания знаменитых альманахов, живописные портреты поэтов и мыслителей, их фотографии, скульптуры и даже первые издания их сочинений. Для полного погружения в атмосферу начала века в музее использовано специфическое интерьерное оформление – всё здесь напоминает о сложной, противоречивой и самой блестящей культурной эпохе нашей страны.
Проспект Мира 30, M Проспект Мира, тел. (+7) 495 680 86 83, goslitmuz.ru/museums/muzey-serebryanogo-veka. Открыт 11:00 — 18:00, Чт, Пт 14:00 — 21:00, Выходной Пн и последний день месяца.
Русские писатели
Дом Гоголя
Никитский бул. 7а
EDITOR’S PICK
/moscow-ru/dom-gogolya_143260vГоголь поменял много адресов в Москве, но этот – самый знаменательный для его жизни. В доме на Никитском Гоголь провел последние 4 года своей жизни: здесь он …
see more
Editor’s pick
Русские писатели
Дом-музей М. Ю. Лермонтова
Ул. Малая Молчановка 2
/moscow-ru/dom-muzey-m-yu-lermontova_147221vМраморная мемориальная доска XIX века с текстом «В этом доме родился М. Ю. Лермонтов» встречает посетителей дома-музея, но на самом деле дом, в котором родился …
see more
Музеи
Государственный культурный Центр-музей В.С. Высоцкого. «Дом Высоцкого на Таганке»
Ул. Высоцкого 3
/moscow-ru/gosudarstvennyy-kulyturnyy-tsentr-muzey-vs_147239v«Всеми окнами обращен в овраг, а воротами на проезжий тракт». .. Говорят, эти строки из песни «Старый дом» были посвящены дому, в котором сейчас находится …
see more
Русские писатели
Государственный музей Л. Н. Толстого. Литературная экспозиция на Пречистенке
Ул. Пречистенка 11/8
/moscow-ru/gosudarstvennyy-muzey-l-n-tolstogo-literaturnaya_147229vЭтот музей, в отличие от усадьбы в Хамовниках, является исключительно литературным: это не то место, где жил писатель, а то место, где почитатели его таланта …
see more
Русские писатели
Музей Михаила Булгакова. «Нехорошая квартира»
Ул. Бол. Садовая 10, кв. 50
/moscow-ru/muzey-mihaila-bulgakova-nehoroshaya-kvartira_147238vПопасть в квартиру, где жил Булгаков, не так-то просто. Значительно легче попасть в музей-театр «Булгаковский дом», но мы поговорим о так называемой «Нехорошей …
see more
Русские писатели
Мемориальная квартира Андрея Белого на Арбате
Ул. Арбат 55
/moscow-ru/memorialynaya-kvartira-andreya-belogo-na-arbate_147234vДом, в котором родился и долгое время жил Андрей Белый — это единственный в мире музей, хранящий память о великом символисте. Несмотря на то, что Андрей Белый …
see more
Русские писатели
Мемориальная квартира А. С. Пушкина на Арбате
Ул. Арбат 53
/moscow-ru/memorialynaya-kvartira-a-s-pushkina-na-arbate_147233vНесмотря на то, что Пушкин прожил здесь всего три месяца, это единственный дом-музей поэта в Москве. Но это был тот дом, о котором он мечтал и в который очень …
see more
Русские писатели
Музей-квартира Ф. М. Достоевского
Ул. Достоевского 2
/moscow-ru/muzey-kvartira-f-m-dostoevskogo_147223vНесмотря на то, что Фёдор Михайлович получил наибольшую известность как писатель Петербурга, истоки его писательского гения и многих лейтмотивов творчества — …
see more
Put our app in your pocketГосударственный Исторический музей, Москва
Государственный Исторический музей, МоскваВозврат в музеи
Коллекции | ||||
---|---|---|---|---|
Ранние евразийские культуры | Сарматы | Евразийский культурный обмен (1-е тысячелетие н. э.) | Восточная Европа в период Древней Руси | Новгород |
Тюркские народы степи | Россия в XVII веке | Начало русского портрета | Эпоха Петра Великого и после | |
Государственный исторический музей ( Государственный исторический музей ) в Москве, расположенный на противоположном конце Красной площади от собора Василия Блаженного, живет в тени последнего для большинства гостей российской столицы. Тем не менее, он имеет поразительно обширную и глубокую коллекцию экспонатов, охватывающую тысячелетия и историю Евразии, в дополнение к его акценту на истории и культуре России. Рукописные собрания музея являются одними из важнейших в мире для изучения древнерусской культуры. Его здание из красного кирпича, спроектированное в 1874 году Владимиром Шервудом, является прекрасным образцом стиля русского возрождения, вобравшего в себя мотивы московской архитектуры.
К сожалению, музей и его сайт пока не удобны для тех, кто не знает русского языка; и даже для тех, кто это делает, подписи к экспонатам слишком общие. Веб-сайт позволяет увидеть изображения витрин во многих комнатах, но мало подробностей о том, что в них находится. Для некоторых экспонатов (например, для замечательного собрания раннего русского портрета) размышления мешают серьезному рассмотрению и фотографированию. Экспонаты второго этажа, начинающиеся с России XVIII века, как правило, лучше освещены, чем экспонаты раннего периода на первом этаже.
Наша коллекция изображений подчеркивает раннеевразийские скотоводческие культуры и предметы, полученные ими из других регионов. Существует также несколько случайный набор материалов о досовременной России в широком смысле. Материал свободно сгруппирован по приблизительным подзаголовкам. В значительной степени выбор был продиктован тем, что можно было сфотографировать, учитывая проблемы с недостаточным освещением. Субтитры минимальны, но, как только позволит время, будут улучшены применительно к публикациям объектов. За исключением нескольких изображений из книг, все фотографии сделаны Дэниелом Во и сделаны в 2005 и 2006 годах.
200 лет Музеям Московского Кремля
История старейшего музея России, ныне именуемого Историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», имеет долгую историю. Его многочисленные коллекции возникли в XIV-начале XV веков, в период правления первых великих князей Московских – Ивана Калиты, Дмитрия Донского и Василия I. В своих завещаниях они завещали своим потомкам золотые шапки, сабли, столовую посуду и драгоценные пояса. -ремни, которые вскоре стали рассматриваться современниками как реликвии предков, «защищавшие семью» и символизирующие ее политическую власть.
Шапка Владимира Мономаха. Восток, конец XIII – начало XIV вв.
На рубеже конца XV – начала XVI вв. в Москве, столице мощного централизованного Русского государства, выросшего из разрозненных княжеств на северо-востоке Руси, произошел всплеск строительства. . Русские и итальянские зодчие строили крепкие валы и башни Московского Кремля, возводили соборы и великолепные дворцы, величественная красота которых поражает и сегодня. Именно в это время встречаются первые упоминания о сокровищницах нового «царского двора» — Фиск (или, Общественная казна), Оружейной палате, Конюшенной казне, Государевой личной казне и других. Кремль был хранилищем главных сокровищ страны: фиска, официальных регалий великих князей, а затем и царей, драгоценной посуды, роскошных одежд, оружия и парадной конской упряжи. Все те предметы, которые так поражали публику во время величественных церемоний, использовались повседневно и, самое главное, представляли в глазах общественности образ России и ее правителей.
В начале 18 века деятельность кремлевских сокровищниц и мастерских пошла на спад, так как сотни лучших мастеров, включая художников, резчиков по дереву, ювелиров и оружейников, были переселены в новую столицу, Санкт-Петербург. Административные офисы также часто реструктурировались. В 1727 г. все они были объединены в единое учреждение — Мастерскую и Оружейную палату под надзором Сената. Палата стала хранилищем исторической памяти страны, ее реликвий и древних символов, которые на протяжении 18-19 вв.го века регулярно выставлялись на самых важных официальных церемониях.
В истории старинных московских сокровищ началась новая эпоха, когда они стали частью знаменитого музейного собрания. Этому периоду посвящена основная юбилейная выставка Музеев Московского Кремля «Императоры российские и Оружейная палата». Выставка охватывает огромный период, с начала 18 века до начала 20 века, рассказывая историю создания правителями России первого музея русской национальной истории и культуры.
Выставка состоит из двух разделов, размещенных в двух залах музея. Первая часть находится в Одностолпной палате Патриаршего дворца и посвящена XVIII веку.
Когда столица была перенесена в Санкт-Петербург, Москва перестала быть главным политическим центром Российского государства. Москва и ее исторический центр Кремль приобрели новый статус — старой столицы, хранительницы национальных, политических и государственных традиций. Москва была выбрана великим реформатором местом проведения ключевой церемонии нации — коронации императора. Новую традицию ввел Петр I, короновав себя и свою супругу Екатерину 7 мая 1724 года в Успенском соборе Московского Кремля, «по обычаям, принятым во всех христианских народах».
Новый титул российских правителей Император потребовал изменения всего набора символов власти, а именно государственных регалий. При первой коронации в России к скипетру и глобусу были добавлены корона и плащ, которые были непременными атрибутами при интронизации в России еще с XVI-XVII веков. В указе, изданном Комиссией по коронации императрицы Елизаветы Петровны от 16 апреля 1742 г., наряду с короной, скипетром, глобусом и плащом упоминались меч и народное знамя. Меч был выбран из Оружейной палаты — лучший из «хранящихся там». Знамя с изображением государственного герба с «печатями» (символами) всех земель, принадлежащих империи, было изготовлено из желтого атласа и украшено бахромой с золотым шитьем и кистями. Интересно, что честь нести первое в России государственное знамя во главе шествия удостоилась «генерал-повар», кавалер ордена Святого Александра Невского и «директор» Мастерской и Оружейной палаты Михаил Волков. . В отличие от других императорских регалий, государственное знамя и меч хранились в Мастерской и Оружейной палате, а не в Санкт-Петербурге. В 18 и 19го века Палата была местом, где после завершения официальных церемоний размещались различные королевские коронационные одежды, одежда и аксессуары.
Перестраивая деятельность кремлевских мастерских и казначейств, русские правители стремились не только сохранить, но и приумножить накопленные за многие века коллекции. В 1709 году по приказу Петра I в Московский Кремль были отправлены военные трофеи с полей Лесной и Полтавской битв, где русские сражались со шведами. Еще раньше, в 1705 году, из Спасо-Преображенского дворца в хранилище Кремля было отправлено одеяние самого монарха. В марте 1723 года Кремль получил маскарадный костюм, который Елизавета I надела на празднество в Москве, посвященное годовщине Ништадтского мирного договора. Царским указом, изданным Анной Иоанновной 20 декабря 1737 г., предписывалось присылать в Палату сабли украшенные драгоценностями и злато- и серебряно-окаймленные, ружья, конскую сбрую, украшения «из алмаза и других камней», потому что «палате подобает храните любопытные предметы».
Еще в 18 веке были предприняты первые попытки сделать некоторые коллекции доступными для всеобщего обозрения. В 1718 году по указу царя Петра I кремлевские древности (венцы, украшенные драгоценностями шейные украшения, украшенные религиозными изображениями, глобусы, скипетры, украшения и бывшие в употреблении царские парадные одежды) впервые были выставлены в Мастерская Fisc в витринах, позволяющая уважаемой публике увидеть их «такими, какие они есть». Работы по демонстрации сокровищ и украшению интерьера продолжались и в царствование императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Екатерина II повелела изготовить новые шкафы из ольхи для коронационных платьев и футляры для хранения старинных государственных регалий, которые должны были разместиться в Мастерской и Оружейной палатах. Кроме того, были изготовлены деревянные муляжи для демонстрации древних доспехов. Манекены были сделаны «в пропорции человека», в разных позах и высотой не менее 2,25 аршина (63 дюйма), потому что «карлики не носят корсетов». В старых документах есть многочисленные упоминания о дворянах, совершающих экскурсию по сокровищницам.
Однако, несмотря на усилия по охране и отслеживанию сокровищ, многие проблемы продолжали сталкиваться с руководителями Мастерской и Оружейной палаты. Помещения находились в неудовлетворительном состоянии, в результате чего хранящиеся предметы были повреждены. Пожар, случившийся 29 мая 1737 г., нанес кремлевской коллекции большие потери. Часть древностей будет изъята, отправлена в Петербург и даже передана в личное пользование как правителям, так и их фаворитам.
Такая ситуация не могла не ударить по совести россиян, прекрасно осознававших огромное национальное, историческое и художественное значение предметов, хранящихся в Мастерской и Оружейной палате.
Первым, кто попытался изменить ситуацию, был А.М. Аргамакова, будущего декана Московского университета и коллежского советника, — он направил в Сенат рапорт о «ненадлежащем содержании сокровищ и архива». Он предложил научную систематизацию фондов, издание иллюстрированного каталога (в том числе на русском и других языках) и устройство в Кремле специальной галереи для коллекций древностей, куда посетителей допускали бы не реже одного раза в год. неделя. Иными словами, идея заключалась в том, чтобы создать в Московском Кремле настоящий музей. По проекту известного русского архитектора Д.В. Ухтомского, строительство галереи началось в конце 1756 года у Благовещенского собора. Однако едва построенное здание было снесено в 1768 году из-за планов построить новый грандиозный дворец по проекту Василия Баженова. Только в начале 19ХХ века были предприняты последние шаги по охране коллекций кремлевских древностей и превращению их в музей.
Истории создания и развития музея в XIX веке посвящен второй раздел выставки, расположенный в Успенской звоннице.
В 1801 году энергичный администратор П.С. Валуев был назначен председателем Строительного управления Кремля, в состав которого в 1805 году вошли Мастерская и Оружейная палата. указ от 10 марта 1806 г. «О правилах управления и содержания в порядке и сохранности древностей, хранимых в Мастерской и Оружейной палате». В том же году на участке у Троицкой башни по проекту архитектора И.В. Еготова началось строительство здания Палаты, которое должно было быть закончено в 1810 г. Уставом 1806 г. предписывалось начать реставрационный проект «без малейшего промедления». План состоял в том, чтобы сделать новую инвентаризацию владений и составить «исторический каталог», который будет финансироваться Императорским кабинетом. Эта задача была возложена на А. Ф. Малиновского, почетного члена Оружейной палаты и хранителя архива Форин-офиса. В 1810 году Валуев представил «описание комнат» будущего музея императору Александру I, который ознакомился со всеми предложениями, одобрил и утвердил их.
Вторжение армии Наполеона сорвало планы музея. За день до Бородинского сражения все палатные коллекции были оперативно упакованы в ящики и отправлены автомобильным транспортом в Коломну, откуда водным путем проследовали в Нижний Новгород, перед окончательным вывозом во Владимир. В 1813 году коллекция была возвращена в Москву.
Устройство первой постоянной музейной экспозиции в Оружейной палате, а также ремонт повреждений, нанесенных французами Кремлю, производились под руководством графа Николая Юсупова, который в 1814 году был назначен Начальник Строительного управления Кремля и Мастерской и Оружейной палаты. Именно при нем были заложены традиции организации музейной работы, выставочной деятельности и приема посетителей.
Любая экскурсия по музею, начиная с октября 1814 г., обычно начинается с Тронного зала, где экспозиция регалий предков подтверждает идею о том, что царская власть дается Богом и прослеживается в политическом и духовном отношении до византийских императоров. Также на выставке был представлен оригинал Кодекса Собора 1649 года. За показом регалий последовала выставка «венцов покоренных царств», на которой прослеживалась история роста и расширения России. Положение России в мире стало темой следующего зала, где были представлены посольские дары, сгруппированные по дарителям и получателям. Раздел «Вооружение» музея был посвящен военной мощи страны, демонстрируя главные военные регалии России – меч, щит и государственные знамёна. Отдельно были выставлены военные трофеи самых известных побед. Так, Мастерская и Оружейная палата в первой четверти XIX в.ХХ века стал первым в России национальным историческим музеем, каждый экспонат которого отражал идею «вечной славы и могущества» Отечества.
В 1831 г. императорским указом были введены новые правила, по которым музей отныне именовался Оружейной палатой, и введена должность директора музея, который должен был иметь если не специальное образование, то хотя бы «общение» с наука история. В 1840-1880-е годы директорские посты занимал ряд выдающихся личностей в русской науке и культуре — писатели М.Н. Загоскин и А.Ф. Вельтман, историк С.М. Соловьев. В 1837 г. собрание документов Палаты по судебным управлениям начал разбирать И.Е. Забелин, ставший впоследствии одним из виднейших исследователей русской дворцовой жизни и основателем Исторического музея.
В 1851 году архитектор Константин Тон построил новое здание музея на юго-западном углу Кремля, у Боровицких ворот, где музей находится и по сей день. Здание является частью Большого Кремлевского дворца; Высокие пересекающиеся своды парадных залов, стройные колонны с красивыми капителями и огромные двухэтажные окна придают интерьеру музея торжественный и величественный вид. Когда в середине XIX века в Оружейной палате была создана новая экспозиция, она была выполнена в соответствии с традицией прошлого. Было организовано девять тематических залов. На втором этаже располагались Доспеховый, Оружейный, Добычный, Коронный и Серебряный залы, на первом этаже — Молитвенный, Портретный, Каретный и Хозяйственный залы (последний также назывался Иконным залом). Концептуальным центром выставки стал Коронный зал, представивший синтезированный образ Российской монархии, где образы русских правителей, государей и императоров соседствовали с «древними атрибутами наследственного царствования и священной интронизации Государей Российских». Современные исследователи считают, что пространство зала, жестко организованное и насыщенное символами, выполняло функцию сакрального места русской истории. Не случайно с 1855 года этот зал служил парадным залом, где за день до коронации на царя освящалось государственное знамя России.
Во второй половине XIX века музей стал одним из важнейших научно-методических центров России. В состав группы исследователей входили видный археолог и искусствовед Г. Д. Филимонов, специалист по вооружению Л. П. Яковлев, археограф А. Е. Викторов. В начале ХХ века музей возглавляли два хранителя, известный искусствовед, археолог и нумизмат В.К. Трутовский и историк Ю.В. Арсеньев. В 1860–1880-х годах музейщики осуществили беспрецедентный для того времени проект — составление и издание Описи Московской Оружейной палаты, которая и по сей день остается авторитетным источником.
Москвичи и туристы проявили живой интерес к музею. Посетители допускались три раза в неделю в будние дни и одно воскресенье каждого месяца на два часа. Музей посещали учащиеся Строгановского художественного училища; когда он был закрыт для посетителей, в нем работали художники. Многие экспонаты музея послужили моделями для картин Константина Маковского, Василия Сурикова, Виктора Васнецова и Ильи Репина, скульптур Михаила Антокольского. В книге почетных гостей Оружейной палаты есть автографы великих русских писателей Ивана Тургенева, Федора Достоевского и Льва Толстого.
С наступлением 20 века начался период мировых войн и революционных смут, в которых Кремлевскому музею предстояло сыграть заметную роль. В годы Первой мировой войны Оружейная палата, носитель древней традиции присмотра за дворцовыми сокровищами, приняла на хранение многие тысячи уникальных предметов и коллекций, эвакуированных из царских дворцов и музеев Санкт-Петербурга. В первую очередь туда были перемещены государственные регалии и коронные регалии российской царской семьи. После Октябрьской революции в музей поступили также реликвии и артефакты русского православного искусства из монастырей и соборов Московского Кремля и Патриарших ризариев, ценные предметы из закрытых или снесенных церквей и монастырей. Когда нация страдала от голода и разрухи, молодая Советская республика нуждалась в деньгах. Предметы искусства были конфискованы в пользу Фонда помощи голодающим, а драгоценности короны и другие ценности находились в ведении Народного комиссариата финансов, который приказал их переделать или продать с аукциона. Был реальный шанс, что многие уникальные архитектурные памятники Московского Кремля будут снесены. В те смутные годы сотрудники музея оказались настоящим достоянием Кремля. Небольшой коллектив под руководством первых директоров Михаила Сергеева и Дмитрия Иванова делал все возможное для защиты вверенных им объектов. В 1920 Оружейная палата более чем усердно работала над возвращением в Эрмитаж и Русский музей коллекций, эвакуированных в Москву с началом Первой мировой войны. Особенно трудной была задача сортировки коронных драгоценностей, в состав которых входили государственные регалии, украшения, драгоценные камни, имеющие историческое значение, и украшения. Последний раздел выставки посвящен подвигам сотрудников музея по спасению регалий императорской короны.
В музее началась новая эпоха. При советской власти Оружейная палата уже не могла существовать как музей, ориентированный на историю государственной власти Российской империи, и вся ее концепция была изменена. С тех пор функция музея заключалась в том, чтобы представлять историю русского и зарубежного изобразительного и прикладного искусства, подчеркивая их мастерство, а не историческую значимость.
При советской власти Музеи Московского Кремля претерпели множество изменений. Было время, когда они были практически закрыты для посетителей, но с 1960-х по 1990-е годы в них наблюдался всплеск всех видов деятельности. Сегодня тысячи москвичей и гостей города приезжают сюда, чтобы увидеть лучшие образцы русской и мировой культуры. Переходя из одного зала в другой, от одной витрины к другой, они лакомятся уникальными по своей красоте предметами, которых нельзя найти нигде, кроме Московского Кремля, предметами, тесно связанными с историей России, ревностно оберегаемыми нашими предками через самые трудные годы истории.
Иллюстрации
Национальные цвета России. Россия, 1896 год
Сабля в ножнах
Подарок императрицы Екатерины II великому князю Александру Павловичу. Россия, Санкт-Петербург, конец 18 века
Шлем царя Михаила Федоровича. Оружейная палата Кремля, 1621
Никита Давыдов
Корона императрицы Анны Иоанновны. Санкт-Петербург, 1730
Готлиб Вильгельм Дункель (?)
Бармас (украшенные драгоценностями шейные украшения с религиозными изображениями) из клада, найденного близ г. Рязани. Конец XII–XIII вв.
Хранится в Оружейной палате по приказу императора Николая I
Жезл Карла (Карла) XII с вензелем Густава II Адольфа. Швеция, начало XVII века
«Филофеевская ставротека» (Реликвия «Честный и Животворящий Крест от Патриарха Филофея Коккина»)
Константинополь, 12 век
Пантера – декоративный сосуд. Лондон. 1600–1601
Коронационное платье императрицы Екатерины I. Россия, 1724
Дмитрий СТРУКОВ. Экспозиция в Коронном зале Оружейной палаты. Акварель. Вторая половина 19 века
Табакерка . Париж, 1773–1774
Из личного кабинета императора Николая II
Тарелка «Коронование Екатерины I». Москва, 1724–1727
Петр ГЕРАСИМОВ.