Ориентация церкви по сторонам света: Куда ориентированы храмы и почему
Почему алтарь ориентирован на восток? | Проза жизни
В летописных описаниях говорится, что, прежде всего, подготавливалась ровная площадка для строительства. Затем намечалось место алтаря, и проводилась продольная ось храма, ориентированная на первый луч восходящего солнца, то есть алтарь должен был быть ориентирован на восток, а восток понимали как восход солнца. Ось здания сориентирована по линии восток-запад. По этой причине главный вход в храм (притвор, или, как его еще называют — нартекс), находится напротив алтаря и обращен на запад. Таковы установления христианского храмостроительного канона.
Например, правда, более поздние данные, описывая закладку церкви в Москве в 1472 г. Летописец сообщал: «…преосвященный митрополит Филипп со всем освященным собором… поидоша на основание церкви… Прииде же тако и… великий князь Иван Васильевич… И тако совершившие молебная, и прежде всех своима рукама митрополит начало полагает, идеже олтарю быти, таже по странам и по углам, и по сем мастеры начинают дело зданию» (Никоновская летопись // ПСРЛ.
Интересно, что с этим описанием, сделанным в XV в., также почти полностью совпадает армянский текст «Основание святой церкви», относящийся к началу VI в.: «Затем устанавливают один камень в качестве основы церкви в центре алтаря, а остальные невыделенные камни — по четырем углам… Епископ читает сию молитву… и повелевает главе мастеров взять измерительный инструмент и расчертить местность по воле строителя»
Вопрос о том, как производилась разбивка плана здания, а затем определялись его вертикальные размеры, давно уже интересует исследователей. Создавались самые разнообразные, часто очень сложные теории, с помощью которых пытались объяснить систему пропорционального построения древнерусских храмов. К сожалению, все теории, даже самые остроумные, могут помочь только при анализе памятников, но не служить тем рабочим методом, которым руководствовался древний зодчий, хотя некоторые из авторов таких теорий на это претендуют.
В чем заключался рабочий метод древнерусского зодчего, современные ученые так и не определили, несмотря на их многочисленные попытки разгадать его. Неясно также, был ли этот метод разработан византийцами, или же он имел более широкий ареал.
Без знания этих особенностей церковной архитектуры и строительных технологий трудно представить не только принципы христианского храмостроительства, но и само представление о христианском храме и его ориентации, которая является основополагающим и неизменным принципом вот уже многие тысячелетия.
Само слово «ориентация» (этимология которого раскрывает суть христианского храмостроительства) перешло в русский язык с французского. Orientation в переводе на русский, буквально означает «направление на восток». В свою очередь, как утверждают лингвисты, Orientation происходит от целого ряда латинских слов — oriri — oriens — orient — orienter — orientation.
Oriri — латинский глагол со значением появления, рождения, начала, который употребляли обычно с существительным «солнце», когда возвещали о его восходе. Слово oriens — действительное причастие настоящего времени от того же глагола, которое с тем же именем существительным — «солнце» составляло устойчивое словосочетание, обозначавшее ту самую сторону света, где восходит солнце, — то есть восток.
В обычной речи существительное «солнце» опускалось, поскольку говорящим и так было ясно, о чем идет речь. В простонародной латыни, постепенно перераставшей в различные романские языки, от этого широкоупотребительного слова остался только его латинский корень — «ориент».
А от него ведет происхождение четвертое в данной цепочке слово «orienter» — французский глагол со значением «отыскать восток» или «направлять, нацеливать на восток», от которого и произошло имя существительное «ориентация» — со значением действия, идентичного тому, которое обозначалось глаголом.
Восточная ориентация православных храмов — своеобразный отзвук древнейшего общечеловеческого культа — культа Солнца, или, как его определяют исследователи-этнографы, солярного культа (от латинских слов sol — «солнце» и solaris — «солнечный»). («Ориентация храма по сторонам света» Ю. Панасенко и А. Шамаро).
Теги: солнце, храм, традиции, зодчество
Кресты на церквях и стороны света.
: honzales — LiveJournal ?- Путешествия
- Россия
- Религия
- Архитектура
- Cancel
Особенностью установки является возможность определения сторон света по кресту на церкви.Направление креста на куполе церкви всегда соответствует плоскости запад-восток, кроме того поднятая вверх малая перекладина креста указывает на юг.
Но дело в том, что кресты на церквях стоят правильно с достаточной точностью не только лишь все.
Плоскость креста всегда параллельна главному фасаду церкви, и по причине того, что само здание церкви далеко не всегда достаточно точно ориентировано по сторонам света, определять стороны света по церквям можно лишь весьма и весьма приблизительно, причем ошибка может достигать весьма значительных величин.
Для примера — несколько широко известных церквей и соборов.
Храм Христа Спасителя, Москва:
Космоснимки на моих иллюстрациях ориентированы по географическим сторонам света (Север строго вверху снимка), как ориентирована церковь относительно географических сторон света и показаний магнитного компаса на сегодня в местоположении церкви, думаю, понятно любому из картинок.
На вставках в снимки — текущее направление на магнитный север, вычисленное для местоположения храма при помощи калькулятора магнитного склонения.
Храм Петра и Павла, Самара:
Софийский собор, Киев:
Владимирский собор, Киев:
Киево-Печерская Лавра, Киев:
Троице-Сергиева Лавра, Сергиев Посад:
Приведенные примеры наглядно показывают ошибочность тезиса о «правильности» ориентации православных храмов по сторонам света, из всех приведенных примеров более-менее точно ориентированы только церкви Троице-Сергиевой лавры.
P.S.
Как мне подсказал в комментариях френд kraevedoff63, здание церкви (и, соответственно, кресты на нем) ориентировались не на стороны света. а на место восхода Солнца в день закладки храма, посему азимут, на который направлен крест, может отличаться от истинного географического направления на соответствующую сторону света на довольно значительную величину, для широты Самары это будет +/- 41. 5° (разброс в 83°), для более высоких широт — еще больше.
Для примера, азимуты восходов Солнца на широте Самары в текущем году:
Дата Азимут
21/12/2021 Восхода Солнца 309.992°
18/03/2022 Восхода Солнца 270.283°
21/06/2022 Восхода Солнца 226.691°
22/12/2022 Восхода Солнца 310.116°
Tags: лайфхаки, навигация, топография, туризм
Subscribe
180-летие Рождественской церкви и астрономия
Весной прошедшего года мы с вами обсуждали возможности определения сторон света по положению крестов на церквях. Как вы помните, с подсказки френда…
Яндекс.Авто и реалии российских дорог
Многие жители современных мегаполисов уже не представляют себе жизни без планшетов и смартфонов. Эти устройства несколько лет назад стали весьма…
Магнитное склонение
В наш век электронных гаджетов многие, даже пользуясь различными навигационными приложениями для ориентирования на местности, могли и не слышать о…
Незаметный юбилей и огромные шаги вперёд
Прошло 10 лет с тех пор, как мир стал иным — именно тогда компания Google выложила в бесплатный доступ спутниковые снимки высокого разрешения — на…
Спутниковая навигация вместо карт и компаса
Несколько дней назад, обсуждая в комментариях к одному посту достоинства и недостатки космических снимков в сравнении с топографическими картами,…
Можно ли пойти пообедать без смартфона? 😉
Не буду утверждать, что пообедать или поужинать в незнакомом городе или даже незнакомой стране — такая уж большая проблема, но тем не менее, обычно…
Трактат о почтовом тракте — часть 2
Продолжение трактата, начатого в прошлом посту. Итак, с левого берега Большого Кинеля я по предполагаемому пути почтового тракта прокатился, но…
Трактат о почтовом тракте — часть 1
Во время моего уже закончившегося двухнедельного отпуска, несмотря на отвратительные погоды этого лета, мне таки удалось осуществить давно…
Неужели я нашёл этот тракт?
Читатели моего блога, вероятно, уже в курсе загадки, над разрешением которой я бьюсь несколько последних недель — я про поиски участка старинного…
Photo
Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq
180-летие Рождественской церкви и астрономия
Весной прошедшего года мы с вами обсуждали возможности определения сторон света по положению крестов на церквях. Как вы помните, с подсказки френда…
Яндекс.Авто и реалии российских дорог
Многие жители современных мегаполисов уже не представляют себе жизни без планшетов и смартфонов. Эти устройства несколько лет назад стали весьма…
Магнитное склонение
В наш век электронных гаджетов многие, даже пользуясь различными навигационными приложениями для ориентирования на местности, могли и не слышать о…
Незаметный юбилей и огромные шаги вперёд
Прошло 10 лет с тех пор, как мир стал иным — именно тогда компания Google выложила в бесплатный доступ спутниковые снимки высокого разрешения — на…
Спутниковая навигация вместо карт и компаса
Несколько дней назад, обсуждая в комментариях к одному посту достоинства и недостатки космических снимков в сравнении с топографическими картами,…
Можно ли пойти пообедать без смартфона? 😉
Не буду утверждать, что пообедать или поужинать в незнакомом городе или даже незнакомой стране — такая уж большая проблема, но тем не менее, обычно…
Трактат о почтовом тракте — часть 2
Продолжение трактата, начатого в прошлом посту. Итак, с левого берега Большого Кинеля я по предполагаемому пути почтового тракта прокатился, но…
Трактат о почтовом тракте — часть 1
Во время моего уже закончившегося двухнедельного отпуска, несмотря на отвратительные погоды этого лета, мне таки удалось осуществить давно…
Неужели я нашёл этот тракт?
Читатели моего блога, вероятно, уже в курсе загадки, над разрешением которой я бьюсь несколько последних недель — я про поиски участка старинного…
Алтарь и направление литургической молитвы
Интернет-издание
–
Том. VI, № 3: май 2000 г.
Йозеф Кардинал Ратцингер – Дух Литургии
Алтарь и Направление литургической молитвы
предложить нашим читателям отрывок из книги
«Дух литургии » кардинала Ратцингера, изданной издательством Игнатий Пресс осенью 2000 года . Алтарь и направление литургической молитвы объясняются кардиналом Йозефом Ратцингером, префектом Конгрегации доктрины веры, в следующем отрывке из третьей главы Дух литургии , перепечатанной с разрешения.Дух литургии был рассмотрен для AB отцом Полом Скалиа («Скандал литургии», декабрь 2000 г. / январь 2001 г.). См. также Иезуит 9.0003 Колонка отца Джеймса Шалла о книге .
Другие выдержки из этой книги на сайте Adoremus:
« Теология коленопреклонения «, ноябрь 2002 г. AB.
« Искусство и литургия: вопрос образов – Часть I », от февраля 2002 г. AB ; и Часть II «Вопрос об изображениях» , с марта 2002 г. AB.
« Музыка и литургия «, от ноября 2001 г. АБ .
***
В третьей главе, представленной здесь, кардинал Ратцингер излагает аргументы в пользу пересмотра направления, с которым священник сталкивается во время служения Мессы, — на литургический Восток («ad orientem») . Обратите внимание, что это был предварительный просмотр перед публикацией, доступный исключительно для участников Adoremus. Это было опубликовано, когда перевод текста кардинала Ратцингера все еще редактировался, поэтому в опубликованной версии могут быть небольшие изменения. Кроме того, мы немного отредактировали текст (обозначен многоточием) и добавили заголовки и абзацы для облегчения чтения в этом формате.
Глава 3
Описанное выше переустройство еврейской синагоги для целей христианского богослужения ясно показывает, как мы уже сказали, что даже в архитектуре есть как преемственность, так и новизна. отношение Ветхого Завета к Новому. В пространстве должно было быть выражено собственно христианское богослужение, совершение Евхаристии вместе со служением Слова, направленным на это совершение.
Очевидно, дальнейшие разработки стали не только возможными, но и необходимыми. Нужно было найти место, отведенное для Крещения. Таинство Покаяния прошло длительный процесс развития, результатом которого стали изменения формы церковного здания. Народное благочестие в его различных формах неизбежно нашло выражение в месте, посвященном богослужению. Необходимо было решить вопрос о священных изображениях. Церковная музыка должна была вписаться в пространственную структуру. Мы видели, что архитектурный канон литургии Слова и Таинства не является жестким, хотя при каждом новом развитии и перестройке приходится ставить вопрос: что согласуется с сущностью литургии, а что отвлекает от нее? это? В самой форме своих мест богослужения, которые мы только что рассмотрели, христианство, говоря и думая по-семитски, заложило принципы, с помощью которых можно ответить на этот вопрос. Несмотря на все различия в практике, имевшие место далеко во втором тысячелетии, одно оставалось ясным для всего христианского мира: молиться на Восток — это традиция, восходящая к истокам. Более того, это фундаментальное выражение христианского синтеза космоса и истории, укоренения в раз и навсегда событиях истории спасения при выходе на встречу с Господом, Который должен прийти снова. Здесь в равной степени выражены как верность уже данному дару, так и динамизм движения вперед.
Поза и универсальность Бога
Современный человек плохо понимает эту «ориентацию». Иудаизм и ислам, как и в прошлом, считают само собой разумеющимся, что мы должны молиться в направлении центрального места откровения, к Богу, который явил Себя нам таким образом и в том месте, в котором Он открыл Себя. Напротив, в западном мире стал господствовать абстрактный образ мышления, который в определенном смысле является плодом христианского влияния. Бог духовен, и Бог везде: не значит ли это, что молитва не привязана к определенному месту или направлению? Теперь мы действительно можем молиться везде, и Бог доступен нам везде. Эта идея универсальности Бога является следствием христианской универсальности, того, что христианин взирает на Бога выше всех богов, на Бога, объемлющего космос и более близкого нам, чем мы сами себе. Но наше знание этой всеобщности есть плод откровения: Бог явил Себя нам. Только по этой причине мы знаем Его, только по этой причине мы можем уверенно молиться Ему повсюду. И именно поэтому уместно теперь, как и прежде, выражать в христианской молитве свое обращение к Богу, открывшемуся нам. Как Бог принял тело и вошел во время и пространство этого мира, так и молитве — по крайней мере, общей литургической молитве — подобает, чтобы наша речь к Богу была «воплощенной», чтобы она была христологической, обращенной через воплощенное Слово к Триединому Богу. Космический символ восходящего солнца выражает универсальность Бога над всеми частными местами и в то же время поддерживает конкретность Божественного Откровения. Таким образом, наша молитва включена в шествие народов к Богу.
Живой алтарь церкви
А как же алтарь? В каком направлении мы должны молиться во время евхаристической литургии? В византийских церковных постройках в основном сохранялась только что описанная структура, но в Риме сложилась несколько иная схема. Архиерейское кресло было перенесено в центр апсиды, а алтарь перенесен в неф. Похоже, это имело место в Латеранской базилике и в Святой Марии-Маджоре вплоть до девятого века. Однако в соборе св. Петра во время понтификата св. Григория Великого (59 г.0-604), алтарь был передвинут ближе к архиерейскому креслу, вероятно, по той простой причине, что он должен был стоять как можно выше гробницы святого Петра. Это было внешним и зримым выражением той истины, что мы празднуем Жертву Господню в общении святых, общении, охватывающем все времена и века.
Обычай воздвигать алтарь над гробницами мучеников, вероятно, уходит корнями в далекое прошлое и является результатом той же мотивации. На протяжении всей истории мученики продолжают самопожертвование Христа; они подобны живому жертвеннику Церкви, сотворенному не из камней, а из людей, ставших членами Тела Христова и таким образом выражающих новый род культ : жертвоприношение – это превращение человечества в любовь ко Христу.
Аранжировка св. Петра скопирована
Аранжировка св. Петра затем была скопирована, как кажется, во многих других стационарных церквях Рима. Для целей данного обсуждения нам нет необходимости вдаваться в спорные детали этого процесса. Споры в нашем столетии были вызваны другим нововведением. Из-за топографических обстоятельств оказалось, что собор Святого Петра обращен на запад. Таким образом, если священнослужитель хотел — как того требует христианская молитвенная традиция — быть лицом на восток, он должен был стоять позади народа и смотреть — отсюда логический вывод — на народ. По какой бы причине это ни было сделано, такое расположение можно увидеть и в целом ряде церковных зданий, находящихся в сфере непосредственного влияния св. Петра.
Литургическое обновление нашего века подхватило эту предполагаемую модель и развило из нее новую идею формы Литургии. Евхаристия, как было сказано, должна была совершаться против populum (по отношению к народу). Алтарь — как видно из нормативной модели собора Святого Петра — должен был располагаться таким образом, чтобы священник и люди смотрели друг на друга и образовывали вместе круг молящейся общины. Только это, как говорили, совместимо со смыслом христианской литургии, с требованием активного участия. Это само по себе соответствовало изначальной модели Тайной Вечери.
Эти доводы показались в конце концов настолько убедительными, что после Собора (ничего не говорящего об «обращении к народу») повсюду воздвигались новые алтари, и сегодня торжество против populum действительно выглядит характерным плодом Второго Ватиканского собора. литургическое обновление. На самом деле это наиболее заметное последствие переупорядочивания, которое не только означает новое внешнее расположение мест, посвященных литургии, но и приносит с собой новое представление о сущности литургии — литургии как общей трапезы. .
Неправильное понимание символики трапезы
Это, конечно, неправильное понимание значения римской базилики и расположения ее алтаря, и изображение Тайной вечери также, мягко говоря, неточное. Рассмотрим, например, что говорит по этому поводу Луи Буйе:
Идея о том, что празднование против populum было первоначальной формой, да и способ празднования самой Тайной вечери, основывается чисто и просто на ошибочной идее каким был пир, христианский или даже нехристианский, в древности. В первые дни христианства глава стола никогда не занимал своего места лицом к другим участникам. Все сидели или лежали на выпуклой стороне S-образного или подковообразного стола. Нигде в христианской древности не могло прийти в голову, что человек, председательствующий за трапезой, должен занять его место 9 . 0126 против населения. Общинный характер трапезы подчеркивался прямо противоположным расположением, а именно тем, что все за трапезой оказывались по одну сторону стола (54f).
В любом случае, есть еще один момент, который мы должны добавить к этому обсуждению «формы» трапезы: Евхаристия, которую совершают христиане, на самом деле не может быть адекватно описана термином «трапеза». Правда, новую реальность христианского богослужения установил Господь наш в рамках еврейской (пасхальной) трапезы, но именно эту новую реальность, а не трапезу как таковую, Он заповедал нам повторять. Очень скоро новая реальность отделилась от своего древнего контекста и обрела свою надлежащую и подходящую форму, форму, уже предопределенную тем, что Евхаристия отсылает к Кресту и, таким образом, к превращению храмовой жертвы в разумное богослужение.
Не от одной трапезы
Так случилось, что синагогальная Литургия Слова, обновленная и углублённая по-христиански, слилась с воспоминанием о Смерти и Воскресении Христовых, чтобы стать Евхаристией, а именно таким образом исполнялась верность команде «Сделай это». Эта новая совершенная форма богослужения не могла быть получена просто из трапезы, но должна была определяться через взаимосвязь храма и синагоги, Слова и Таинства, космоса и истории. Она выражается в той самой форме, которую мы обнаружили в литургической структуре ранних церквей в мире семитского христианства. Он также, конечно, оставался основополагающим для Рима.
Еще раз позволю себе процитировать Буйе:
Никогда и нигде прежде (т. с людьми позади него или перед ним. Профессор Сирил Фогель доказал, что «если что-то и подчеркивалось, так это то, что священник должен читать евхаристическую молитву, как и все другие молитвы, обращенные на восток. Даже когда ориентация церкви позволяла священнику молиться лицом к народу, мы не надо забывать, что на Восток обратился не только священник, но и вся паства с ним» (с. 56).
«Невиданное клерикализм»
Правда, эти связи были затемнены или полностью забыты в церковных зданиях и богослужебной практике нового времени. Это единственное объяснение того, что общее направление молитвы священника и народа получило ярлык «праздновать к стене» или «повернуться спиной к народу» и стало казаться абсурдным и совершенно неприемлемым. И уже одно это объясняет, почему трапеза — даже на современных изображениях — стала для христиан нормативной идеей литургического служения.
На самом деле произошло то, что на сцену вышла беспрецедентная клерикализация. Теперь священник — «предстоятель», как теперь его предпочитают называть, — становится настоящим ориентиром всей литургии. Все зависит от него. Мы должны видеть его, реагировать на него, быть вовлеченными в то, что он делает. Его творчество поддерживает все это.
Неудивительно, что эту вновь созданную роль пытаются уменьшить, возлагая всевозможные литургические функции на разных лиц и доверяя «творческое» планирование Литургии группам людей, которые любят и должны «вносить свой вклад». своих». Все меньше и меньше Бога на картинке. Все более и более важным является то, что делают люди, которые встречаются здесь и не любят подчинять себя «предопределенной схеме».
Замкнутый круг
Обращение священника к народу превратило общину в замкнутый круг. В своей внешней форме оно уже не открывается тому, что впереди и наверху, а замыкается в себе. Общий поворот к востоку не был «празднованием к стене»; это не означало, что священник «стоял спиной к народу»: сам священник не считался столь важным. Ибо как собрание в синагоге смотрело вместе на Иерусалим, так и в христианской литургии собрание смотрело вместе «на Господа». Как один из отцов II Ватиканского собора Конституция о Литургии , Ж.А. Юнгмана, это был гораздо больше вопрос о том, чтобы священник и люди смотрели в одном направлении, зная, что вместе они находятся в шествии к Господу. Они не замкнулись в круг, не смотрели друг на друга, а как странствующий Народ Божий отправились на Восток , к Христу, который идет нам навстречу….
Но разве это не романтика и ностальгия по прошлому? Может ли первоначальная форма христианской молитвы что-то сказать нам сегодня, или мы должны попытаться найти свою собственную форму, форму для нашего времени? Конечно, мы не можем просто копировать прошлое. Каждая эпоха должна заново открывать и выражать сущность литургии. Смысл в том, чтобы обнаружить эту сущность среди всех меняющихся видимостей. Конечно, было бы ошибкой полностью отвергать все реформы нашего века. Когда жертвенник был очень удален от верующих, было правильно перенести его обратно к народу. В соборах это сделало возможным восстановление традиции алтаря на пересечении, месте встречи нефа и пресвитерия. Также важно было четко разграничить место для литургии Слова от места для собственно евхаристической литургии. Ибо Литургия Слова состоит в том, чтобы говорить и отвечать, поэтому обмен лицом к лицу между провозглашающим и слушающим имеет смысл. В псалме слушатель переваривает услышанное, принимает его в себя и превращает в молитву, так что оно становится ответом.
Поворот на Восток необходим
С другой стороны, обычный поворот на Восток во время Евхаристической Молитвы остается необходимым. Это не случайность, а необходимость. Взгляд на священника не имеет значения. Важно смотреть вместе на Господа. Теперь дело не в диалоге, а в общем поклонении, в отправлении к Тому, Кто грядет. Реальности происходящего соответствует не замкнутый круг, а общее движение вперед, выраженное в общем направлении для молитвы…
Образ Божий в человеке
Возражение состоит в том, что нам не нужно смотреть на восток, на распятие, что, когда священник и верующие смотрят друг на друга, они смотрят на образ Бог в человеке, и поэтому лицом друг к другу является правильное направление для молитвы. Мне трудно поверить, что знаменитый рецензент счел это серьезным аргументом. Ибо мы не так упрощенно видим образ Божий в человеке. «Образ Божий» в человеке — это, конечно, не то, что мы можем сфотографировать или увидеть с помощью чисто фотографического восприятия. Мы действительно можем видеть это, но только новым видением веры. Мы можем видеть это, как мы можем видеть добро в человеке, его честность, внутреннюю правду, смирение, любовь — все, собственно, что придает ему известное богоподобие. Но если мы хотим сделать это, мы должны научиться новому видению, и именно для этого Евхаристия…
Знак Сына Человеческого
Более важное возражение относится к практическому порядку. Мы действительно собираемся переупорядочивать все заново? Нет ничего более вредного для Литургии, чем постоянные изменения, хотя бы и кажущиеся ради подлинного обновления.
Я вижу решение этой проблемы в предложении, которое я отметил в начале в связи с идеями Эрика Петерсона. Обращение лицом на восток, как мы слышали, было связано со «знамением Сына Человеческого», с Крестом, возвещающим Второе Пришествие Господа нашего. Вот почему очень рано Восток был связан с крестным знамением. Там, где прямой общий поворот на Восток невозможен, крест может служить внутренним «Востоком» веры. Он должен стоять в центре алтаря и быть общей точкой сосредоточения как священника, так и молящейся общины.
Таким образом, мы повинуемся древнему призыву к молитве: Conversi ad Dominum , «Обратитесь к Господу!» Так мы вместе взираем на Того, Чья Смерть разорвала завесу Храма, на Того, Кто стоит за нас перед Отцом и заключает нас в Свои объятия, чтобы сделать нас новым и живым Храмом.
Отодвигание напрестольного креста в сторону для непрерывного обзора священника я считаю одним из поистине абсурдных явлений последних десятилетий. Мешает ли крест во время мессы? Разве священник важнее нашего Господа?
Эту ошибку следует исправить как можно быстрее; это можно сделать без дальнейшего восстановления. Господь является точкой отсчета. Он восходящее солнце истории. Вот почему может быть крест Страстей, который представляет Страдающего Господа, Который ради нас позволил пронзить Свой бок, из которого текла кровь и вода (Евхаристия и Крещение), а также крест триумфа, который выражает идею о Втором пришествии нашего Господа и направляет к нему наши взоры. Ибо всегда Един Господь: Христос вчера, сегодня и вовеки (Евр. 13:8).
***
Copyright © 2000 Ignatius Press
перепечатано с разрешения Adoremus Bulletin
***
*
Медитация в четырех направлениях | ПоклонениеВеб
К Джулия Гамильтон
В языческой традиции, основанной на уважении и почтении к миру природы, обращение к четырем сторонам света является обычным началом любой церемонии. Каждое направление связано с элементом природного мира, а также представляет некоторую часть нашей человеческой природы. Направления рассматриваются не как отдельные и изолированные, а скорее как часть взаимозависимой системы, из которой состоит мир. Здесь, на нашем алтаре, у нас есть символические элементы для каждого направления, и мы будем путешествовать по значениям, связанным с каждым направлением, прежде чем войти во время медитации.
Мы начинаем на востоке, к восходящему солнцу. Стихия востока — воздух, представленный на нашем алтаре пером. Воздух и дыхание дают нам жизнь. Это направление вдохновения — слово, которое буквально означает «вдыхать воздух». Восток ассоциируется с умом, со знаниями, обучением и интеллектуальным любопытством. Представьте птиц, кружащихся в воздухе, представьте, как ветер развевает ваши волосы. Повернувшись на восток, мы ищем новый старт, бодрящее дыхание, новую идею. Когда вы чувствуете, что застряли в колее, привязаны к рутине или если ветер сошёл с ума, посмотрите на восток.
Обходим колесо на юг. Стихия юга есть огонь, и в южном месте на нашем алтаре ярко горит пламя нашей чаши. Огонь — это преобразующая сила, это тепло, свет и мощное изменение. В Северном полушарии логично, что юг, по направлению к экватору, ассоциируется у нас с теплом солнца и жаром пламени. Мы видим, как птицы улетают на юг, бабочки улетают на юг, киты улетают на юг в поисках более теплых мест, когда становится холодно. Когда наша внутренняя погода становится холодной, поворот на юг — это метафора поворота к теплу и дневному свету, поиск перемен, которые согреют нас, заставят нашу кровь двигаться, позовут нас из наших зим, из зимней спячки, к действию.
Продолжая двигаться по кругу, мы прибываем на запад. Элемент запада — вода, и здесь, на нашем алтаре, мы храним немного воды, собранной на наших службах по сбору урожая каждый сентябрь. Мы добавляем к этой воде каждый год, символизируя то, как мы объединяемся в нашем сообществе, когда отдельные капли сливаются в могучую реку. На западе нас втягивают в переживание наших эмоций. Это направление, которое призывает нас к самоанализу и самопониманию. Наши эмоции движутся в нас, как вода, протекающая через нашу жизнь, иногда спокойная, иногда бурная, но всегда текущая. Когда мы перекрываем наши чувства, как если бы мы перегораживали реку, давление нарастает, пока не найдет выхода. Если вы стремитесь войти в контакт со своей внутренней жизнью, со своими эмоциями, поверните на запад.
Теперь мы движемся на север. Стихия Севера — земля, представленная здесь грязью из нашего собственного сада. Здесь есть стабильность, основа нашего бытия. Север представляет собой место, которое удерживает нас, которое дает нам время и пространство для исцеления и роста, чтобы чувствовать заботу и уважение. Это также место воплощения, соединения с нашим физическим я, с конкретным, осязаемым миром вокруг нас. Север зовет вас, если вы ищете равновесие, глубокую мудрость, которая живет в ваших костях, место отдыха и восстановления.