Нужно ли учиться: Зачем нужно учиться, если уже есть работа
Зачем нужно учиться, если уже есть работа
В чем сложность? Если ребенок задает вопрос: «Зачем нужно учиться?», взрослые выложат все приготовленные заранее аргументы, чтобы мотивировать чадо. Но большинство из нас окончанием учебы считает последний курс университета, полагая, что теперь знаний хватит на всю жизнь.
Что делать? Однако университетское образование не способно охватить большинство навыков и умений современного человека. А если учесть, сколько профессий многие меняют за всю свою жизнь… Так не пора ли самому себе ответить, зачем нужно учиться?
В статье рассказывается:
- Ошибочные аргументы тех, кто не хочет учиться всю жизнь
- 12 преимуществ непрерывного обучения
- Развитый интеллект
- Научное мышление
- Улучшение психического здоровья
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
Бесплатно от Geekbrains
Ошибочные аргументы тех, кто не хочет учиться всю жизнь
Боязнь остаться вечным студентом
Скорее всего, эпитет «вечный студент» вы почерпнули из уроков литературы в школе, а конкретно из «Вишневого сада» Чехова. Возможно, судьба Трофимова вас впечатлила и повлияла на рассуждения о том, зачем нужно учиться.
В наши дни таких вечных студентов немало: они постоянно учатся, один курс сменяется другим, но при этом они не спешат выходить на работу и живут с родителями. Эти люди коллекционируют дипломы — первое высшее, потом второе на заочке, параллельно с этим — внушительная пачка курсов, и т. д.
Ошибочные аргументы тех, кто не хочет учиться всю жизньЕсли спросить такого человека, зачем ему нужно бесконечно учиться, он смерит вас презрительным недовольным взглядом и начнёт вещать про саморазвитие, лучшую версию себя, карьерные перспективы в будущем и т. п.
Но есть существенная разница между обучением и деятельностью.
Работа — и как источник дохода, и в более широком, философском смысле — это некий целенаправленный труд на пользу человечеству. Вечные студенты подменяют учёбой реальную практику. Так можно всю жизнь потратить на образование.Как же поступать, если учиться тоже хочется? Одним из двух способов:
- Совмещать учёбу с работой
Никто не спорит, что учиться нужно. Однако взрослый, самостоятельный человек должен работать и обеспечивать себе пропитание, заниматься чем-то полезным.
Примите участие
в конференции и узнайте:
- Как лучше подготовить ребенка к IT еще в школе. Мы расскажем, чем различается обучение в средних и старших классах.
- Как ребенку реализовать свои способности.
- Какие ключевые навыки нужно развивать сейчас, чтобы заложить прочный фундамент на ближайшие годы.
При регистрации
вы получите в
подарок документ:
Уже скачали 1517 родителей
- Грамотно расставить приоритеты
Определите, что для вас в жизни главное и чем бы вы действительно хотели заниматься. В мире ведь столько всего интересного! Изучение японского, программирование, игра на басу, спортивные тренировки… Однако если вы хотите стать экспертом в каком-то виде деятельности, нужно потратить на неё не менее 10 тыс. часов. Если вы мечтаете играть на фортепиано не хуже Мацуева, то придётся много практиковаться. До конца жизни.
Чтобы стать успешным шахматистом, тоже необходимо тренироваться регулярно. Невозможно быть одинаково результативным в музыке, живописи, спорте и изучении языков.
Выделите самое главное — профессию вашей мечты. Тогда не нужно будет искать ответ на вопрос, зачем нужно учиться и кем потом работать.
Знания, которые дают в школе, не помогают зарабатывать деньги
Это действительно так, особенно сейчас, в эпоху интернета. Инстаблогеры и «звезды» Тиктока прекрасно обходятся без школьных знаний.
Многие знаменитые спортсмены тоже, мягко говоря, не блистали академическими достижениями — им попросту некогда было делать уроки, зубрить, готовиться. Но они достигли успеха и заработали свои миллионы.
Есть, впрочем, одно но.
Заболев, любой блогер, инфлюенсер, певец, спортсмен идёт в аптеку за антибиотиками. Кем созданы эти препараты? Тем, кто посвятил фармацевтике всю жизнь — учился и работал в этой сфере. Вряд ли мы сходу вспомним имена этих учёных, но наше здоровье и жизнь — это во многом их заслуга.
Из-за учёбы человек меньше общается, становится нелюдимым
Если вы хотите добиться реальных результатов, придётся попотеть: прочесть много книг, решить кучу задач, а не тусоваться с приятелями или гулять.
Учёба — это однозначно полезно и развивающе. Однако нужно не забывать и о социальной жизни, как-то общаться с людьми, дружить, создавать собственную семью. Полное одиночество ещё никого не доводило до добра.
Ошибочные аргументы тех, кто не хочет учиться всю жизньЛюди, зацикленные на академических успехах и оценках, нередко действительно очень замкнутые и одинокие. И многие затем, в зрелом возрасте, сокрушаются, что потратили свои юные годы так скучно, а могли бы развлекаться, получать удовольствие.
Но всегда будут причины о чём-то сожалеть, быть недовольным, даже если вы не просидели всё детство и юность за учебниками.
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере
Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT
ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains
Безопасные и надежные программы для работы в наши дни
pdf 3,7mb
doc 1,7mb
Уже скачали 20272
Есть ли правильный ответ на вопрос, зачем нужно учиться? Его может знать только один человек — вы сами. Ведь это ваша жизнь. Только вы выбираете, чем её наполнить.
А чтобы выбор был осознанным и взвешенным, вот несколько аргументов.
12 преимуществ непрерывного обучения
С середины XX в. вошла в моду концепция непрерывного обучения, да так и осталась популярной: до сих пор она определяет направление развития образования. В понятие непрерывного образования входят не только вузовские программы, курсы повышения квалификации, языков или каких-либо прикладных навыков.
По мнению учёных, человеку необходимо совершенствовать разные стороны своей личности, чтобы стать гармоничным, а не только профессиональные скиллы. Поэтому нужно продолжать учиться всегда. Разностороннее образование даёт целый ряд преимуществ:
Развитый интеллект
Все понимают, что знания обогащают и тренируют ум, это очевидно. А вот о разносторонности задумываются далеко не все. Если, к примеру, математика и другие точные науки прокачивают логику, абстрактное мышление и привычку мыслить рационально, подмечать закономерности и анализировать факты, то гуманитарные дисциплины тоже учат анализировать, но другие вещи — отношения между людьми, характеры, а также расширяют знания об обществе и его развитии.
Естественные науки формируют нашу картину мира и понимание того, как он устроен, какие процессы протекают в нём.
Учиться нужно хотя бы затем, чтобы в мозгу образовывались новые нейронные связи, тренировалась память и умение концентрировать внимание. Чтобы развиваться всесторонне, необходимо затрагивать разные области знания. Это подобно тренировкам всех групп мышц у спортсменов. Желательно иногда углубляться в те сферы, которые далеки от вашей профессии и интересов, чтобы закрыть пробелы в знаниях, прокачать свои слабые места.
Научное мышление
Научный подход — это системность, структурированность, опора на логику, объективность, рациональность. Углубляясь в ту или иную дисциплину, человек учится смотреть на предметы и события критично, непредвзято и трезво, проверять факты. В результате он научается лучше аргументировать свою точку зрения, меньше поддаётся манипуляциям, видит недочёты в чужой аргументации.
Логическое, структурированное мышление меняет речь: ваше изложение мыслей становится чётче, лаконичнее. Любое образование сильно влияет на стиль мышления.
Научное мышлениеУлучшение психического здоровья
Доказано многими исследованиями позитивное влияние интеллектуальной деятельности на когнитивные способности в пожилом возрасте. Зрелые люди, активно работающие и развивающие свой интеллект, намного реже сталкиваются с такими возрастными недугами, как болезнь Паркинсона, Альцгеймера, деменция. Причина — в большем (по сравнению с ровесниками) числе нейронных связей.
Даже если какая-то их часть пострадает, ресурсы мозга и нагрузка будут распределены между оставшимися областями. Поэтому учиться нужно, чтобы сохранить остроту ума в старости, прожить дольше и комфортнее. Напрягая мозг, вы тренируете его.
Устойчивость к изменениям
В последние несколько десятилетий мир меняется с такой страшной скоростью, что за годы обучения в вузе перспективная, казалось бы, специальность успевает потерять свою актуальность. Не во всех областях дела обстоят настолько плохо, но профессиональные стандарты и требования меняются везде. Да и чисто субъективная потеря интереса к специальности, на которую человек учился — явление нередкое.
Если вы являетесь очень узким специалистом, который разбирается лишь в своей работе, подобные ситуации могут разрушить вашу жизнь и нервную систему. А вот любопытные, разносторонние, увлекающиеся люди, интересующиеся несколькими направлениями, более адаптивны. Даже если вашу специальность накроет кризис, вы перейдёте в смежную область или вообще абсолютно другую.
Самодисциплина
Любая учёба — это, в первую очередь, умение организовать самого себя, настроить на работу и методично соблюдать график, дедлайны и стандарты, решать задачи, выполнять упражнения, даже если лень и настроения нет. Тем, кто учится параллельно с работой, ещё труднее: надо вписываться в ограничения по времени, чётко расставлять приоритеты.
Все эти навыки (тайм-менеджмент, самоконтроль, планирование) пригодятся вам в любой работе, да и в быту тоже. Зачем нужно учиться? Как минимум, для того, чтобы обрести эти ценные навыки.
Умение работать с информацией
Любое высшее образование предполагает постоянный самостоятельный поиск и анализ огромных массивов информации. Студенту необходимо сравнивать сведения из разных источников, отобрав самые надёжные и подходящие, анализировать информацию, обобщать, делать выводы.
При самообразовании добавляется ещё и поиск источников, проверка их правдивости.Только до 6.04
Скачай подборку тестов, чтобы определить свои самые конкурентные скиллы
Список документов:
Тест на определение компетенций
Чек-лист «Как избежать обмана при трудоустройстве»
Инструкция по выходу из выгорания
Чтобы получить файл, укажите e-mail:
Подтвердите, что вы не робот,
указав номер телефона:
Уже скачали 7503
И неважно, о чём идёт речь — о женских образах в стихах Пушкина или видах операций с валютами на бирже — вам нужно уметь анализировать и обрабатывать информацию. Этот навык тоже полезен везде, и в профессии, и в жизни.
Расширение круга знакомств
С возрастом круг общения любого человека сужается. Обычно остаются только несколько друзей со школьных и университетских времён, некоторое количество коллег и тех, кто занят в той же сфере (включая конкурентов и начальников). Человек незаметно оказывается в пузыре, общаясь с одними и теми же людьми годами.
Расширение круга знакомствУчиться нужно ещё и затем, что интерес к новой деятельности — это способ обзавестись новыми знакомыми, порой совершенно не похожими на вас. Общение с людьми иных социальных статусов и возраста, с иными хобби и профессиональными интересами обогащает интеллектуально, расширяет картину мира, помогает лучше узнать людей. Кроме того, чем вы умнее и начитаннее, тем проще вам социализироваться: вы способны поддержать диалог на различные темы, а это даёт потенциал для развития в будущем.
Прогресс в карьере
Повышая квалификацию и обретая новые скиллы, вы увеличиваете свою стоимость как наёмного специалиста. Работодатель скорее выберет более продвинутого кандидата, который способен не только выполнять свои прямые обязанности, но и, например, владеет английским или умеет разбираться в сложном ПО.
Разносторонне образованные люди трудоустраиваются легче, быстрее получают повышения, реже упираются в потолок по зарплате. Если потребуются какие-то новые знания, то вы без проблем найдёте, где вам нужно учиться.
Широкие возможности
Образование — это свобода. С каждой новой изученной областью вы расширяете свои перспективы, получаете доступ к дополнительным ресурсам. Помимо карьеры, это ещё и стрессоустойчивость, умение общаться с людьми и управлять своими эмоциями, разбираться в людях. Знание определённых процессов помогает точнее строить прогнозы, эффективнее вести себя в меняющихся обстоятельствах.
Важно не только набить голову знаниями, но и научиться учиться. Тогда вы сможете лучше контролировать собственную жизнь, переходить в новые сферы, осознанно рисковать.
Интересная жизнь
У тех, кто всё время учится и осваивает новое, представления о мире и людях (включая самих себя) более широкие и объёмные. Чем больше знаний и навыков, тем сильнее развито мышление, шире спектр доступных реакций и паттернов поведения.
Такие люди более гибкие, они вхожи в различные области. Учёба спасает от рутины, в которую превращается жизнь многих людей с возрастом: кроме работы и дома в ней ничего не остаётся. Обучение делает человека любопытным, заставляет ценить знания и стремиться к новым открытиям. Каждый день приносит больше интереса и удовлетворения, и вы чувствуете, что прожили его не зря.
Персональный бренд
Сегодня каждый из нас вынужден продавать себя, выстраивать собственную репутацию и имидж, грамотно преподносить свои компетенции и сильные стороны. Когда появляется возможность устроиться на более высокооплачиваемую должность или получить повышение, но не хватает каких-то умений и знаний, ни у кого не возникает вопроса, зачем нужно учиться: затем, чтобы повыгоднее продать свой труд и экспертность.
Изменение возрастного уровня работающего населения
Учёба и демографическая тенденция состаривания населения — какая между ними взаимосвязь? Прямая, и искать её следует на рынке труда. Чем выше возраст ухода на пенсию, тем дольше трудовая жизнь каждого работающего гражданина.
Численность работников увеличивается за счёт людей, ещё не попадающих в новые рамки пенсионного возраста и вынужденных работать дольше, чем их предшественники. Между тем, прогресс не стоит на месте, и учиться приходится людям любого возраста, чтобы их компетенции были достаточными.
Этот тренд подтверждает статистика ВОТ (Всемирной организации труда):
- Спустя всего десятилетие средний возраст работающего человека (в масштабах планеты) составит 41 год.
- В этот же период на каждого пенсионера будет приходиться по двое молодых работающих граждан (сейчас их трое).
Каков общий вывод из этих тенденций? Нужно учиться, чтобы не отстать от требований рынка труда! Идея life-long education, непрерывного образования, выходит на первый план: современный человек и работник должен иметь как можно больше навыков и знаний, регулярно повышать квалификацию, совершенствоваться в других областях.
К счастью, сегодня для того, чтобы обучиться чему-то новому, не обязательно даже выходить из дома: в интернете масса полезного обучающего контента.
Рейтинг: 5
( голосов 2 )
Поделиться статьей
Почему необходимо учиться всю жизнь? OTUS
Lifelong learning, обучение длиной в жизнь или непрерывное обучение – это не просто новый тренд, а будущая норма. Согласно этой концепции люди должны учиться новому всю жизнь, независимо от возраста.
Сейчас концепция Lifelong learning востребована, как никогда. Информационные технологии ускоренно развиваются, а значит, умение учиться – главное качество современного человека.
Неважно, хотите вы стать лучше в своей сфере деятельности и стать незаменимым сотрудником или хотите получить новые навыки, чтобы устроиться на новую должность. Расширить свои знания, добиться большего удовлетворения в жизни, занять желаемую должность – поможет следование концепции.
Любая информация, и профессиональная в особенности, в современном мире быстро теряет свою актуальность. Прогресс не стоит на месте: появляются новые ниши и специальности. Не все люди за ним успевают. Обучение в 21 веке не заканчивается в момент получения диплома, а продолжается всю жизнь.
История Lifelong learningКонцепция Lifelong learning зародилась в начале 20 века. Главным ее посылом было то, что получать новые знания необходимо всем и непрерывно.
Концепция получила распространение благодаря докладу ЮНЕСКО. Он был посвящен концепции перехода человечества к такой форме общества, где знание в доминирующей позиции. В новой модели социального развития обучение должно стать ключевой ценностью. Залогом фундаментальных изменений общества в целом ЮНЕСКО провозгласило Lifelong learning.
Как непрерывное обучение способствует карьерному росту?Продвижение по карьерной лестнице напрямую связано с умением и желанием человека обучаться. Но в отличие от университета и школы, концепция подразумевает, что человек сам выбирает, какие темы ему изучать и какие компетенции ему нужны.
Умение учиться, тайм-менеджмент, умение выстраивать стратегию карьерного трека и гибкость мышления — это неотъемлемые вещи, открывающие новые перспективы.
Как меняется отношение людей к учебе?Работодатели больше не требуют диплом о высшем образовании, общество перестает навязывать, куда поступать, чтобы обеспечить себе стабильное будущее. Сейчас все меняется: образование — это осознанный выбор.
Каждый лучше понимает, к чему склонен, и какие знания могут принести реальную пользу.
Человеку нужно самому выбрать направление, в котором он хочет развиваться и строить карьеру. Важно постоянно расширять профессиональный кругозор и искать новые возможности для развития.
Причины обучаться всю жизньВ обучении есть две области – личное и профессиональное развитие. Именно эти две сферы приносят наибольшую выгоду.
Что дает человеку непрерывное обучение?
- Самомотивацию
Иногда мы попадаем в колею и занимаемся делами только потому что должны. Когда вы начинаете заниматься развитием, вы выбираете то, что интересно вам. Это служит напоминанием того, что вы можете заниматься в жизни тем, чем захотите.
- Повышение уверенности в себе
Постоянное саморазвитие – одно из самых эффективных способ повысить себе самооценку.
- Повышение качества жизни
Ученые уже не раз доказали, что активная умственная деятельность на протяжении всей жизни положительно влияет на наше здоровье и качество жизни.
Например, в книге Дейла Бредесена «Нестареющий мозг» описана система, позволяющая предотвратить развитие заболеваний, которые связаны с мыслительной деятельностью человека, в том числе с помощью обучения.
Как подойти к обучению осознанно?Обучение не должно быть бесполезной тратой времени, усилий и денег. Поэтому к этому вопросу нужно подходить максимально ответственно. Если вы записывайтесь на курс, то должны понимать, для чего вам он, каких целей хотите достичь, и как курс поможет вам в работе.
При выборе курсов стоит провести ресерч: изучить программу, подход, обратить внимание на преподавательский состав и посмотреть отзывы обучавшихся.
OTUS поддерживает концепцию Lifelong learning. Наша основная цель – делать обучение осмысленным, реализуя взаимосвязь между ожиданиями работодателей, компетенциями специалистов и возможностями преподавателей.
Мы разработали более 80 авторских курсов для начинающих и опытных IT-специалистов из разных направлений: программирование, тестирование, инфраструктура, информационная безопасность, управление, GameDev и Data Science.
Чтобы вы могли познакомиться с курсами и форматом обучения, у нас есть бесплатные мероприятия. Следите за календарем и записывайтесь на вебинары.
Также предлагаем ознакомиться с подборкой актуальных книг для IT-специалистов от ЛитРес — возможно, вы найдете для себя что-нибудь полезное.
Шесть причин, по которым вы должны начать учиться
от Amber Rolfe
Найти курс
Все курсыИщете вескую причину для обучения?
Планируете ли вы поступить в колледж или университет или просто хотите расширить свои знания с помощью курса — учеба дает много преимуществ. Будь то получение основных навыков, необходимых для того, чтобы быть счастливее в своей карьере, или даже окончательное выяснение того, какая работа действительно вам подходит.
Чтобы мотивировать вас, вот шесть причин, по которым вам следует начать учиться прямо сейчас:
- Вы поймете, в чем заключается ваша страсть
Выясните, чем вы хотите заниматься в жизни не всегда легко.
Вам нужно не только решить, что вам нравится делать, но и понять, в чем вы уже хороши.
К счастью, вам не нужно нырять с головой в новую отрасль, не зная, что она включает в себя — вы действительно можете сначала узнать об этом.
Неважно, пойдете ли вы на неполный рабочий день или вернетесь к учебе на полный рабочий день, узнав больше об интересующей вас области, вы поймете, действительно ли это правильный путь для вас.
В конце концов, вам может нравиться идея чего-то, а не реальность.
Смена карьеры: что вам нужно знать
- Вы расширите круг своих интересов
Хорошо, мы собираемся сказать это; учеба может быть веселым.
Выберите область, которая вам действительно интересна, и вы обнаружите, что расширять свои знания гораздо интереснее, чем вы ожидали.
Это также отличный способ реализовать любые амбиции, на которые у вас раньше не было времени.
Всегда хотели научиться программировать? Теперь у вас есть шанс. У вас уже давно есть швейная машинка, но вы так и не научились ею пользоваться? Курс по текстилю. Нужно научиться проходить самый сложный уровень на Candy Cru… Хорошо, некоторым вещам просто невозможно научить.
Но хотите ли вы изучить основы графического дизайна или хотите узнать о кошачьей психологии (определенно настоящий курс) — всегда есть способ заставить обучение работать на вас.
- Вы будете учиться на своих условиях
Получение квалификации может показаться большим обязательством.
Но поскольку почти каждый тип курса в ряде секторов предлагает гибкое обучение, это не должно стоить вам времени. Вам не придется проводить пять дней в неделю в классе, и вам не придется отказываться от своей жизни.
На самом деле, поскольку ряд колледжей, университетов и поставщиков курсов предоставляют возможность учиться на очной, заочной или дистанционной основе, вам может даже не понадобиться выходить из дома, чтобы получить квалификацию.
Нет строгого расписания занятий, меньше вмешательства и больше контроля.
Какой курс мне подходит?
- Вы сможете количественно оценить свои навыки.
Прохождение курса позволит вам изложить свои навыки и опыт на бумаге, что улучшит ваше резюме и повысит ваши шансы на трудоустройство. Потому что, даже если определенные квалификации не являются обязательным условием для роли, вы можете обнаружить, что тот, у кого они есть, имеет преимущество.
В конце концов, кого работодатель, скорее всего, выберет — того, кто обладает «навыками в области бухгалтерского учета», или того, кто имеет «признанную в отрасли квалификацию в области бухгалтерского учета» (которая включает в себя все основные навыки, необходимые для работы)?
Доверьтесь нам; дополнительные усилия окупятся в долгосрочной перспективе.
Экзаменационный стресс: как с ним справиться
- У вас будет больше возможностей для карьерного роста
Если у вас нет нужной квалификации, вы можете упустить работу своей мечты.
Хотя они не являются обязательными для каждой карьеры, такие отрасли, как здравоохранение, машиностроение и преподавание, обычно требуют степени для начала работы, а многие другие требуют кандидатов с признанной в отрасли квалификацией.
И если вас беспокоит, что курс не связан с вашими карьерными целями, не паникуйте.
Многие курсы включают в себя практические занятия, которые помогают развить ваш опыт и/или предлагают прямой путь к выбранной вами карьере.
Как совместить работу с учебой
- Вы могли бы заработать больше денег
Хотя прохождение курса не обязательно приведет вас к максимальному доходу, какой только можно представить, это определенно будет началом.
И, чем выше уровень вашего образования, тем больше может увеличиться ваш доход: студенты магистратуры зарабатывают на 25% больше, чем в среднем по стране. Доказано, что обладатели докторской степени зарабатывают еще больше.
Наконец, хотя это верно не для каждой отдельной отрасли, многие работодатели (особенно в таких областях, как здравоохранение и наука) считают определенные квалификации необходимым условием, если вы хотите развиваться или перейти в другую специализацию.
Итак, когда дело доходит до вашей карьеры, квалификация может дать столь необходимый вам толчок.
Посмотреть другие советы по курсам и квалификации
Готовы начать обучение? Просмотреть все доступные курсы сейчас
Учись с умом
Вы, наверное, думаете, что умеете учиться.
В конце концов, ты поступил в аспирантуру. Вы успешно сдавали домашние задания и сдавали экзамены не менее 16 лет. И есть большая вероятность, что у вас уже есть распорядок дня, будь то чашка чая и учебники в постели или тихая библиотечная кабинка, которую вы считаете своей.
Но может случиться так, что привычки к учебе, которые вы оттачивали в течение десяти или двух лет, не служат вам так хорошо, как вы думаете.
Исследования показали, что некоторые приемы обучения, основанные на здравом смысле, такие как постоянное чтение в одном и том же тихом месте или многочасовое сосредоточение на одном предмете, не способствуют долгосрочному обучению. А некоторые привычки, которые вы можете подозревать, не так уж и хороши, например зубрежка в последнюю минуту перед экзаменами, могут быть даже хуже, чем вы думали.
Мы собрали три принципа, взятые из десятилетий исследований в области когнитивной психологии, чтобы помочь вам получить максимальную отдачу от учебных часов.
Распределите свои учебные сессии
По мере того, как количество прочитанного в курсе накапливается, может возникнуть соблазн позволить себе отстать, все время убеждая себя, что вы потратите два дня на зубрежку прямо перед экзаменом. Но хотя зубрежка в последнюю минуту может позволить вам пройти тест, вы не будете помнить материал долго, по словам психолога Уильямс-колледжа Нейта Корнелла, доктора философии.
Десятилетия исследований показали, что увеличение продолжительности учебных занятий улучшает долговременную память. Другими словами, если у вас есть 12 часов на изучение предмета, лучше изучать его по три часа каждую неделю в течение четырех недель, чем втиснуть все 12 часов в четвертую неделю.
И по большей части, чем больше времени вы проводите между учебными сессиями, тем лучше вы себя чувствуете — по крайней мере, в рамках академического семестра.
«В какой-то момент слишком долгое ожидание [между сессиями] может негативно сказаться [на обучении]», — говорит Корнелл. «Однако большинство из нас слишком мало места. С практической точки зрения, слишком большое расстояние не представляет опасности, о которой стоит беспокоиться».
Исследователи не совсем уверены, почему интервалы так эффективны. Однако одна из возможных причин заключается в том, что со временем люди забывают то, что узнали на первой учебной сессии. Затем, когда они позже вернутся к материалу, новый учебный сеанс оживит их память, и они припоминают то, что узнали в первый раз. Этот процесс — забывание и припоминание — помогает закрепить новые знания.
В одном исследовании, опубликованном в 2009 году в журнале Applied Cognitive Psychology , Корнелл показал, что эффект интервала работает и в меньших временных масштабах. Он попросил студентов колледжа изучить «стопку» из 20 цифровых словарных карточек. Все студенты изучали каждое слово четыре раза. Но половина студентов изучала слова одной большой стопкой — они прошли все 20 слов, а затем начали заново. Другая половина студентов изучала слова в четырех меньших стопках по пять карточек в каждой. Таким образом, у студентов, которые использовали одну большую стопку, было больше времени между каждым из четырех случаев, когда они видели слово.
Во время теста на следующий день учащиеся из группы «большая стопка» запомнили значительно больше слов, чем учащиеся из группы «четыре маленькие стопки» — 49 процентов по сравнению с 36 процентами.
Когда дело доходит до интервалов, студентов часто сбивает с пути собственный опыт, говорит профессор психологии Кентского государственного университета Кэтрин Роусон, доктор философии, которая также занимается изучением обучения. «Они зубрят прямо перед экзаменом, и, честно говоря, это нормально, если вы хорошо сдали экзамен», — говорит она. «Но проблема в том, что это ужасно для долгосрочного удержания. Студенты не осознают, что они действительно подрывают свое собственное обучение».
Переплетение предметов
Вы можете подумать, что если вы хотите хорошо выучить что-то одно, лучше всего сесть и сконцентрироваться на нем столько, сколько сможете стоять. Но исследования показывают, что лучше сочетать задачи и темы.
В одном исследовании, опубликованном в журнале Psychological Science в 2008 году, психолог Корнелла и Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Роберт Бьорк, доктор философии, попросил 120 участников изучить стили живописи 12 художников, рассмотрев шесть примеров работ каждого художника. У половины художников участники увидели все шесть картин подряд. Другая половина художников видела картины в перепутанном порядке. В конце эксперимента участники выполняли отвлекающее задание (считая в обратном порядке по три от 547), а затем должны были определить, какой художник нарисовал новую картину. Участники значительно лучше определяли художников, чьи картины они изучали в «переплетенном» стиле, чем художников, чьи картины они изучали блоками.
Почему смешение предметов помогает учащимся учиться? Опять же, как и в случае с интервалами, ключ может заключаться в обучении, забывании и повторном обучении, что помогает мозгу закреплять новую информацию в долгосрочной перспективе.
Другим фактором, по словам Бьорка, может быть то, что смешение — он называет это «чередованием» — заставляет учащихся замечать и анализировать сходства и различия между вещами, которые они пытаются выучить, давая им лучшее и более глубокое понимание предмета. материал.
Несмотря на убедительные доказательства того, что чередование работает, преподавателям может быть сложно внедрить смешанный стиль преподавания в свои лекции, говорит он.
«Люди ожидают, что их будут учить так, как они привыкли, — говорит он. «Большинство курсов предполагают блокировку по темам. Если вы начнете чередовать, вы будете выглядеть неорганизованно».
Но, добавляет он, студенты могут использовать этот метод на своих учебных занятиях.
Проверь себя
Тестирование имеет плохую репутацию: ученикам не нравится проходить тесты, учителям не нравится их оценивать, а некоторые люди сетуют на то, что слишком много экзаменов могут заставить учителей «учить на тесте» и ограничивать творческий потенциал. из класса.
При правильном подходе тестирование может стать полезным инструментом, помогающим учащимся учиться, говорят исследователи. Десятилетия исследований показали, что заставлять себя вспоминать информацию помогает укреплять долгосрочное обучение, говорит Генри Редигер, доктор философии, психолог из Вашингтонского университета в Сент-Луисе, который провел некоторые из ключевых исследований в этой области. Другими словами, учащимся может не понравиться проходить тест в конце каждого урока или проверять себя каждый раз, когда они заканчивают читать главу, но это, вероятно, поможет им запомнить материал на выпускном экзамене — и даже после окончания урока.
Психолог Университета Луисвилля Кит Лайл, доктор философии, использовал пленную аудиторию — студентов, посещавших его курсы статистики, — чтобы доказать свою точку зрения. В одном классе из 75 человек в конце каждого занятия он просил студентов заполнить викторину из четырех-шести вопросов с краткими ответами по материалу, который был представлен во время лекции. В совокупности викторины составили всего 8 процентов итоговой оценки учащихся.
Лайл вел второй класс по той же программе, но не проводил ежедневные контрольные. В конце семестра он обнаружил, что учащиеся в классе с викториной значительно превосходят студентов в классе без викторины на всех четырех промежуточных экзаменах.
Редигер говорит, что хотя большинство профессоров не используют ежедневные тесты в своих курсах, студенты могут — и должны — проверять себя, задавая себе вопросы во время учебных занятий.
«Проблема многократного перечитывания, которым занимается большинство студентов, заключается в том, что оно дает вам ложное ощущение знакомства. Вы чувствуете, что знаете материал, но никогда не пытались его вспомнить», — говорит он.
Трудный путь
Если десятилетия исследований показали, что интервалы, переплетение и тестирование помогают людям учиться более эффективно, то почему все больше студентов и учителей не используют эти стратегии? Возможно, потому что они трудны, говорят Корнелл, Бьорк и другие исследователи.
Трудно изучить тему, затем переключиться на другую тему и подождать неделю, чтобы вернуться к первой. Когда вы это сделаете, вам может показаться, что вы заново изучаете материал — и, в некотором смысле, так оно и есть.
Исследователи обучения признают, что эти стратегии нелегко применять на практике. Бьорк, по сути, назвал эти стратегии «желательными трудностями». Стратегии работают, потому что они сложны — это процесс обучения, забывания, извлечения и повторного изучения, который в конечном итоге регистрирует знания в нашей долговременной памяти.
«В краткосрочной перспективе проще не [использовать эти стратегии], но в долгосрочной перспективе это окупится в тысячу раз», — говорит Корнелл.