Нетленные мощи в ленинградской области – где находятся и как проехать, история и тайна, чудеса

где находятся и как проехать, история и тайна, чудеса

Святой Александр Свирский является частью канона святых Русской православной церкви и весьма почитается православными христианами. При жизни святой уже имел славу как человек отзывчивый и чудотворец — к нему в монастырь приезжали неоднократно люди, которые нуждались в молитве и помощи, святой Александр Свирский никому не отказывал, и слава о нем распространялась по всей России.

Кто такой святой Александр Свирский

Рождение сына Амоса семья его приняла как чудо — родители долго молились о даровании им сына, и Господь ответил на их молитвы. Уже в преклонном возрасте мать родила сына, хотя в семье были уже две дочери. Отец семейства мечтал о продолжателе рода, наследнике, но Господь определил другую судьбу рожденному младенцу. С детства Амос был застенчивым, тихим и спокойным мальчиком. Он был отправлен на обучение в школу, но наука давалась ему с трудом, а вот богослужения во Введенской церкви нравились, и он неоднократно их посещал. После завершения обучения, вопреки воле родителей, которые ждали рождения внуков, Амос принял постриг в монахи Валаамского монастыря и при крещении получил новое имя — Александр.

Икона преподобного Александра Свирского

После принятия пострига монах семь лет служил в том же монастыре и служил на подворье. Чудеса происходили с им и до пострига в монахи — однажды он заблудился в лесу и вышел к чудесному озеру. Во сне Александру Свирскому явился Некто и сказал, что монах должен основать свой монастырь на этом месте. Вернувшись в обитель, инок на какое-то время позабыл о сне, но впоследствии во время ночной молитвы ему был явлен образ Богородицы, который повторил пророчество.

Читайте о святом:

Монах отправился к озеру, построил там келью и жил в одиночестве 7 лет, питаясь ягодами и проводя все время в молитвах. После этого срока к нему стали приходить паломники, а впоследствии и послушники — так был основан монастырь, который впоследствии стал именоваться в честь его основателя. Уже в конце жизни Александру Свирскому предложили занять место игумена в отстроенном на том озере соборе.

Мощи святого: местоположение и чудеса

Умер преподобный в возрасте 86 лет в 1533 году, тихо отойдя к Господу во сне. И только через 14 лет его признали святым. Чудеса происходили на месте его могилы, сохранились множественные записи чудесных исцелений и освобождений от бесов на том месте.

Но только через 100 лет было решено перенести мощи преподобного в монастырь. Когда послушники вскрыли гроб святой Александр лежал в нем, как только почивший — следов тления на нем не было. Мощи были перемещены в Свирской монастырь и стали привлекать внимание паломников — люди приезжали поклониться и помолиться об исцелении, освобождении и помощи.

Мощи преподобного Александра Свирского.

С приходом советской власти многие церкви пострадали, не обошли репрессии и святую обитель Свирскую — приказом мощи преподобного Александра были изъяты, а сам монастырь в 1918 году разграблен. Когда красноармейцы вскрыли гроб святого они были поражены — мощи были нетленны. Поскольку советская власть не могла позволить этой информации распространиться, они приняли решение спрятать тело монаха, поместив на его место восковую куклу.

В конце 90-х годов мощи были обнаружены и возвращены на их законное место — в Свирской монастырь. Сама обитель существует уже более 500 лет, ее возраст чуть меньше, чем возраст Александра Свирского.

Важно! Спустя почти 600 лет мощи святого доступны любому паломнику и сам преподобный готов слышать и отвечать на молитвы просящих.

О чем просить святого

Поклониться к святым реликвиям в обитель приезжают множество людей, ведь отец Александр и при жизни был отзывчив к немощам — молился и просил за приходивших к нему людей, совершал множество чудес силой Святого Духа и молитвой.

Свято-Троицкий Александра Свирского монастырь

Особенно часто по его молитвам семейные пары становились родителями, с тех пор считается, что бездетным парам (особенно страдающими бесплодием) следует обязательно съездить и прочитать молитву у мощей преподобного:

Преподобне и Богоносне отче наш Александре! Смиренно припадающе к раце честных твоих мощей, молим тя прилежно, воздвигни руце твои о нас грешных ко Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии, яко да помянет древния милости Своя, имиже обещалася неотступна быти от обители твоея; и подаст нам силу и крепость на врагов душевных, отводящих нас от пути спасительнаго, да явльшеся оных победители, в день Страшнаго суда услышим от тебе похвальный оный глас: Се аз и дети яже дал ми еси Боже! и победный венец от победителя врагов Христа, Сына Божия восприимем, и наследие вечных благ купно с тобою получим; воспевающе Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивое предстательство и заступление, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Помимо просьб о даровании ребенка, к святому обращаются и с другими прошениями об:

  • исцелении духовном и физическом;
  • обретении веры;
  • даровании сил в испытаниях;
  • ищут благословения при постриге в монахи.

Известны многие чудеса, которые записываются монахами и служат для укрепления веры в Господа Иисуса Христа. Особенно знаменита история про девочку с повреждениями центральной нервной системы. Ее мать с разрешения настоятеля обители поместила дочку сверху на стеклянную крышки раки. Девочка не могла ходить, но после короткого пребывания сверху мощей встала и начала сама ходить. Окружавшие их люди были поражены увиденным и тут же прославили Господа за чудо. Известны чудеса исцеления от рака и слепоты, много свидетельств исцелений от бесплодия мужчин и женщин.

Многие чудеса происходили и во время перемещения раки в церковь Веры, Надежды и Любви в Санкт-Петербурге. Тогда многие люди пришли почтить память почившего более 500 лет назад святого и вознести молитву Господу. В то время произошло много чудес и люди еще долго рассказывали свои свидетельства настоятелям храма, подтверждая чудотворность праха святого. Паломническое движение не перестает активно посещать Свирской монастырь, надеясь получить ответы на свои вопросы.

Читайте также:

Как добраться

Православная церковь чтит память почившего преподобного Александра дважды в год:

  • день смерти — 30 августа;
  • день обретения мощей — 30 апреля.

Чтобы поклониться мощам преподобного можно посетить Александро-Свирский монастырь, который расположен в Ленинградской области в 20 км от города Лодейное Поле и в 200 км от Санкт-Петербурга. Добраться туда можно поездом от Санкт-Петербурга до Лодейного Поля, а затем маршруткой до обители.

На заметку! Монахи всегда искренне рады принять новых посетителей, они проведут экскурсию по обители и расскажут про житие святого и чудеса, которые происходят сегодня у его мощей.

Мощи преподобного Александра Свирского чудотворца

molitva-info.ru

Мощи нетленного чудотворца поражают учёных | Религия | Общество

Мощи святого за 500 лет совершенно не тронуло тление, они полностью сохранились в том же объёме и виде, каким тело чудотворца было при жизни.

Даже игумен монастыря,  отец Лукиан, испытал в своё время потрясение: «Многие обители и храмы России, Украины, Белоруссии и горы Афон изъявили желание иметь у себя  частичку мощей святого. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира я вынимал частички из тела преподобного. Ожидал увидеть плотную спрессованную ткань, но вместо этого на срезе, сделанном копием (специальный «скальпель» для изъятия мощей. — Ред.), увидел, что под слоем кожи воскового цвета находится белоснежная, мягкая и пористая ткань».

Без «этикетки»

Первое обретение  мощей  произошло в апреле 1641 года. Когда монахи подняли крышку гроба, от мощей  разлилось сильнейшее благоухание и все увидели тело преподобного —  целое и невредимое, хотя с момента погребения прошло 107 лет.  Известие дошло до государя Михаила Фёдоровича. Царь пожаловал для мощей  серебряную раку, украшенную драгоценными камнями. Из Москвы её доставляли на 11 лошадях. К мощам потянулись нескончаемой  вереницей паломники. Благодаря множеству чудесных исцелений Александра Свирского стали называть Всея Руси Чудотворцем. Два с лишним века мощи не покидали обители. Пока за ними не пришли большевики.

Преподобный Александр Свирский стал первым, на ком новая власть  опробовала сценарий  «антимощевой кампании». Отряд красноармейцев пытался «реквизировать»  святого дважды. Инокиня Леонида, в миру кандидат биологических наук, в конце 90-х годов занимаясь поисками мощей святого, исследовала множество архивных документов: «Большевики развернули в прессе кампанию, уверяя, что в монастыре вместо мощей лежит восковая кукла. Когда в обитель пришёл отряд красноармейцев, то они очень удивились, увидев не куклу, а нетленное тело. Растерялись. Монахи уговорили их не трогать мощи. Красноармейцы забрали серебряную раку и другие ценности монастыря. Тем временем газеты продолжали писать о восковой кукле. И краеведческий музей обратился к губернской ЧК с просьбой отдать им куклу, чтобы они могли вести наглядную агитацию против Церкви. Но большевики уже знали, что в монастыре вовсе не кукла, а выставлять нетленные мощи  — это, напротив, агитация за Церковь. Созрел план фальсификации. Где-то раздобыли заплесневевший череп и несколько зубов. Эти экспонаты и выставлялись как мощи преподобного Александра Свирского. Настоящие мощи из обители увезли в неизвестном направлении».

Монастырь закрыли. Церкви его вернули в 1997 году. Тогда же игумен Лукиан благословил инокиню Леониду на поиски мощей. «Я провела в московских и санкт-петербургских  архивах несколько месяцев. Порой заходила в тупик, но в каждый из таких моментов мне посылалась подсказка. Анализ собранной информации привёл  в музей при Военно-медицинской академии в Петербурге. По свидетельству сотрудников кафедры нормальной анатомии, в годы революции у них появился незарегистрированный экспонат. Для музея, где учтена буквально «каждая косточка», это нонсенс. Например, там находится более 10 тыс. черепов, и на каждом по несколько этикеток. И вдруг — целое тело, не занесённое в каталог. Потом я пойму, что в этом была не только злая воля большевиков, но  и добрая воля покойного завкафедрой

В. Тонкова, верующего человека,  который  в лихие годы  хранил доставшуюся ему святыню, рискуя свободой.

Из академии мощи были переданы в Городскую судебно-медицинскую службу для экспертизы. Когда мы после первого совещания с экспертами спустились в рентгеновский кабинет, где находились мощи, то были поражены: тело святого покрылось крупными маслянистыми каплями миро. Я почувствовала удивительный аромат. Так святой открыл о себе истину».

Крест в небе

Однако  экспертизы продолжались. Антропологическое исследование мощей преподобного, занявшее 45 страниц текста, было проведено ведущим сотрудником Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН  Ю. Беневоленской.  Было выявлено, что по этнической принадлежности исследуемый является вепсом (вепсы — финно-угорская народность, и поныне живущая в Ленинградской, Вологодской областях и Карелии). А как известно, преподобный Александр Свирский был вепсом, родился на земле вепсов и там же основал свой монастырь. Была проведена также иконографическая экспертиза. Это стало возможно благодаря уникальной сохранности лица. Антрополог констатировал сходство лика с ранними иконами святого, которые писались спустя 14 лет после его отшествия ко Господу.  Кроме того, судмедэксперты обнаружили на верхних фалангах пальцев правой руки преподобного следы копия. Это сходилось с архивными документами от 1749 года, где говорилось, что в Синодальной ризнице Петербурга хранится  частичка мощей от перстов преподобного Александра Свирского.

Однако нашлись оппоненты, которые утверждали, что обнаруженное тело искусственно мумифицировано, а значит, не может быть мощами. Инокине Леониде пришлось ехать в Москву на консультацию в научный институт, который обслуживает тело Ленина в Мавзолее. Но там отвергли всякую возможность, что тело преподобного было искусственно бальзамировано.

Когда мощи наконец были переданы  Церкви, до отправки в монастырь их разместили для поклонения в петербургском храме во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. «В храме мощи стали так обильно источать миро, что аромат распространялся на сотни метров от церкви. На этот божественный запах со всей округи слетелись пчёлы. За две недели до возвращения мощей в Александро-Свирский монастырь в Ленинградской области в различных церквах почти одновременно замироточили 152 иконы Божией Матери. Из жития святого известно, что незадолго до отшествия преподобного к Богу ему явилась Богородица и пообещала, что покров Её всегда будет хранить обитель. Когда в 1998 году мощи святого торжественно вернулись в обитель, на небе средь бела дня появился сверкающий крест. Как сказал покойный патриарх Алексий II: «Крест всегда свидетельствует о правде». Патриарх поклонился мощам преподобного ещё в  Петербурге».

Читайте по теме:

Всея России чудотворец. Мощи святого Александра Свирского нетленны почти 500 лет

aif.ru

житие святого, где находятся его нетленные мощи, о чем просят преподобного в дни его памяти, тропарь, канон, фильм «Защитник и покровитель»

Акафист

Кондак 1

Избранный угодниче Христов и чудотворче, преподобный отче Александре, возсиявый мирови, яко звезда богосветлая, жития твоего добротою и множеством чудотворений, восхваляем тя любовию в песнех духовных: ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, молитвами твоими от всяких нас бед свободи, да зовем ти:

Радуйся, преподобне Александре, Свирский чудотворче.

Икос 1

Ангельский нрав имел еси, отче преподобне, и яко безплотный, непорочно житие совершил еси на земли, дивный образ совершенства духовнаго нам оставив, да подражаем добродетелем твоим и зовем ти сице:

Радуйся, благочестивых родителей плод богодарованный; радуйся, неплодие рождших тя разрешивый.

Радуйся, сетование их на радость преложивый; радуйся, от пелен Богом избранный.

Радуйся, от утробы матерния на службу Ему предуставленный; радуйся, от юности Его Единаго всем сердцем возлюбивый.

Радуйся, вся красная мира сего нивочтоже вменивый; радуйся, постом и бдением молитвенным плоть твою удручивый.

Радуйся, непорочный сосуде Божия благодати; радуйся, жилище Духа Святаго, украшенное чистотою.

Радуйся, мужу желаний духовных; радуйся, главо, освященная десницею Всевышняго.

Радуйся, преподобне Александре, Свирский чудотворче.

Кондак 24]

Видя Господь душу твою, яко ниву благовозделанную к плодоносию духовному, от юности к исканию единаго на потребу направи твой помысл, преподобне, темже любве ради Христовы, родителей твоих и дом отеческий оставил еси, всякаго пристрастия суетнаго свободився, притекл еси в пустынную обитель Валаамскую на подвиги иноческия, зовый спасающему тя Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разумом богопросвещенным постигл еси суету мира сего и непостоянство, в немже радость сменяется скорбию, благополучие наветуется нечаянными бедами. Темже вечных нетленных благ возжелел еси, отче преподобне, и сия взыскати потщался еси отречением мирских благ и вольною нищетою, подвигая нас звати тебе:

Радуйся, пустыннаго безмолвия любителю; радуйся, смирения и нестяжания рачителю.

Радуйся, истиннаго самоотвержения совершенный образе; радуйся, иноческаго равноангельскаго жития всеизрядное явление.

Радуйся, правило веры и благочестия; радуйся, зерцало терпеливаго послушания.

Радуйся, безмолвие иноческое возлюбивый; радуйся, слезы духовныя стяжавый.

Радуйся, плачем временным блаженство вечное снискавый; радуйся, молитвами непрестанными прилоги вражия сокрушивый.

Радуйся, бдением и труды плоть твою духови покоривый; радуйся, постом и воздержанием страсти укротивый.

Радуйся, преподобне Александре, Свирский чудотворче.

Кондак 3

Силою Всевышняго осененный и укрепляемый, в иночестем пострижении власов главы твоея все плотское мудрование отложил еси, преподобне, и яко воин благоискусный, схиму иноческую в броню спасения стяжав и непобедимым оружием Креста Христова вооружився, крепко ратовал еси противу врага невидимаго диавола, смирением глубоким побеждая его вознесенную гордыню и выну вопия ко Господу: Аллилуиа.

Икос 3

Имея слез источник изобильный, угодниче Божий, и умиления велию благодать, хлеб твой слезами орошал еси и питие плачем растворял, от преизбытка желания божественнаго и любве ко Господу. Темже и мы ублажаем тя звании сими:

Радуйся, крепости и мужества тезоименитый подвижниче; радуйся, ангелоподобный человече.

Радуйся, Царя Небеснаго воине добропобедный; радуйся, Валаамския обители плоде добрый.

Радуйся, пустынножителю благоприятный; радуйся, молитвенниче неусыпающий.

Радуйся, постниче изрядный; радуйся, безмолвниче дивный.

Радуйся, подвигом древних богоносных отцев последователю; радуйся, их терпению и трудом подражателю.

Радуйся, благовременно могилу себе ископавый; радуйся, о смертнем часе непрестанно помышлявый.

Радуйся, преподобне Александре, Свирский чудотворче.

Кондак 4

Буря искушений и устремлений диавольских не возможе поколебати храмины твоея душевныя, преподобне отче, основана бо бе на твердем камени веры во Христа и хранима трезвением и молитвами непрестанными, имиже выну противоборствовал еси врагу спасения человеческаго и непреткновенно восходил еси по стезем добродетелей к совершенству духовному в меру возраста Христова, воспевая Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав похваляема себе от человек, убоялся еси превозношения суетнаго, отче богомудре, и яко истинный смирения образ, умыслил еси убежати в пустыню неизведанную, на реку Свирь, на место, свыше тебе указанное в видении чудном, да тамо невозбранно Единому Богу поработаеши, идеже мы сретаем тя благохвалении сими:

Радуйся, смирившагося до рабия зрака Христа Господа благий последователю; радуйся, святых Его заповедей усердный исполнителю.

Радуйся, девственниче душею и телом; радуйся, трудолюбче нелицемерный.

Радуйся, презревый славу человеческую суетную; радуйся, сокрушивый сети тщеславия и гордыни.

Радуйся, поправый высокоумия душевредную прелесть; радуйся, усвоивый себе святое смирение Христово.

Радуйся, исполнивый вся обеты иночества; радуйся, украсивыйся дарами благодати Божия.

Радуйся, по благодати приемый власть на духи нечистыя; радуйся, нивочтоже вменивый тех устрашения и привидения.

Радуйся, преподобне Александре, Свирский чудотворче.

Кондак 5

Светозарная луча озари в нощней темноте место пустынное, на немже вселитися пришел еси, преподобне, знаменуя собою светлость души твоея и пламенеющее любовию ко Господу сердце твое, идеже благоприятно бысть Творцу твое произволение работати Ему в преподобии и святости и пети Ему тамо хвалебную песнь: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше ангельстии чинове равноангельское житие твое, отче богоблаженне, смирения твоего глубину, молитвы неотступность, воздержания твердость и велию ревность духа твоего о чистоте, удивишася и прославиша человеколюбца Бога, укрепляющаго немощное естество человеческое. Мы же ублажаем тя и зовем:

Радуйся, светильниче пустынный, просветивый страну карельскую сиянием твоих добродетелей; радуйся, монашествующих дивное украшение.

Радуйся, крине благоуханный пустыннаго прозябения; радуйся, древо благоплодное небеснаго насаждения.

Радуйся, возлюбивый благолепие дому Божия; радуйся, в самем себе храм Триипостасному Божеству уготовивый.

Радуйся, преподобием и правдою одеянный; радуйся, союзом добродетелей удобренный.

Радуйся, помазание приемый от Святаго Духа; радуйся, освященный сосуде благодати Божия.

Радуйся, рабе Христов благий и верный; радуйся, слуго Господень истинный.

Радуйся, преподобне Александре, Свирский чудотворче.

Кондак 6

Проповедник подвигов твоих в пустыни Свирстей явился ловец зверей дивиих, иже, гнав еленя в дубраве непроходимей, смотрением Божиим обрете храмину твою, преподобне отче: видев же тя во плоти ангела, знамение благодатнаго озарения на лице своем носяща, страха и радости исполнися и припад к честным твоим стопам, во умилении сердца возопи Зиждителю Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси в пустыни Свирстей, богосветлое светило, и на спасения стезю наставил еси многи души человеческия: яви бо тя Христос наставника и учителя иноком пустыннолюбивым, иже стекахуся к тебе, яко овцы к пастырю, могущу упасти их на пажити живоносней. Темже, яко сотворившаго и научившаго, чествуем тя сими похвальными словесы:

Радуйся, источниче богодухновенных учений; радуйся, хранилище изобильнаго умиления.

Радуйся, одушевленныя скрижали закона Господня; радуйся, немолчный пропопедниче Евангелия Христова.

Радуйся, заповеди Господни исполнивый и оным научивый учеников твоих; радуйся, ленивых подвигнувый к исправлению твоими христоподражательными нравы.

Радуйся, немощных укрепивый данною ти от Господа благодатию; радуйся, скорбящих утешивый сладостию твоих словес.

Радуйся, грешных к покаянию направивый; радуйся, юныя уцеломудривый.

Радуйся, сострадания исполненный; радуйся, в милости богатый.

Радуйся, преподобне Александре, Свирский чудотворче.

Кондак 7

Хотя Человеколюбец Господь прославити место подвигов твоих, отче, посла ангела Своего благовестити тебе, яко будет на месте том обитель иноком во спасение, и в ней храм во имя Святыя Троицы. Ты же, явлением безплотнаго просвещен, с радостным трепетом внимал еси благовестию небесному, зовый в смирении духа Владыце ангелов и человеков: Аллилуиа.

Икос 7

Новое знамение благоволения Божия даровася тебе, преподобне, егда безмолвствующу ти в избранней пустыни, в нощи свет велий облиста тя, и три мужа в одеждах светлых предсташа пред тобою, мир тебе дарующе и повелевающе, да устроиши тамо обитель иноческую и в ней храм во имя Святыя Троицы. Дивяся убо сему пречудному в триех ангельских лицех Троическому явлению, зовем ти:

Радуйся, таинниче Пресвятыя и Единосущныя Троицы; радуйся, самовидче неизреченнаго Божия явления.

Радуйся, собеседниче светоносных ангельских сил; радуйся, созерцателю лучезарнаго Божественнаго видения.

Радуйся, причастниче огнезрачнаго трисолнечнаго сияния; радуйся, поклонниче Триипостаснаго Божества.

Радуйся, в смертнем телеси безсмертия зарею просвещенный; радуйся, на земли небеснаго посещения удостоенный.

Радуйся, смирением высокая стяжавый; радуйся, нищетою богатую милость Господню улучивый.

Радуйся, сеявый слезами радость присносущную; радуйся, приемый исполнение обетований непреложных.

Радуйся, преподобне Александре, Свирский чудотворче.

Кондак 8

Страннолепно явися ти на воздусе ангел Господень в мантии и куколи иночестем, указуяй место, на немже храм во имя Живоначальныя Троицы имел еси создати в пустыни Свирстей, преподобне отче, егоже Божиим поспешением совершив и освятив, со ученики твоими немолчныя хвалы возсылал еси в нем Господеви, зовый: Аллилуиа.

Икос 8

Всего себе предав воле Господней, учениками твоими умоленный, священства благодать восприяти не уклонился еси, отче, аще и тужаше дух твой, ужасаяся высоты сея, но послушание явил еси духовным чадом твоим, подвизая их согласно звати тебе:

Радуйся, безкровныя жертвы достойный совершителю; радуйся, олтаря Господня благоговейный служителю.

Радуйся, преподобныя руце твои со многим дерзновением ко Господу воздеявый; радуйся, молитвы теплейшия от сердца чиста к престолу Вседержителя возносивый.

Радуйся, образ благочестия бывый твоим учеником; радуйся, мастию священства умащенная главо.

Радуйся, вождю благоискусный воинов духовных; радуйся, отче благомудрый общежития иноческаго.

Радуйся, свеще, в молитве к Богу возжженная; радуйся, звездо, ко спасению путь верный показующая.

Радуйся, маслино, елей милости Божия источившая; радуйся, чаше, жаждущих учения спасительнаго напоившая.

Радуйся, преподобне Александре, Свирский чудотворче.

Кондак 9

Вси иноцы обители твоея в радостный трепет приидоша, егда устремление потока воднаго, на святую обитель твою движущееся, молитвою твоею укротил еси и призыванием всесильнаго имене Иисус Христова бурному потоку тещи безвредно устроил еси на благую потребу иночествующих; еже видевше духовная чада твоя, всеумиленно возгласиша купно с тобою Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Витийство человеческое не довлеет изрещи обилие радости духовныя, еюже преисполнился еси, отче богоносне, егда во время молитвы твоея нощныя явися ти Пресвятая Богородица с ликом чинов ангельских и обетовании непреложными душу твою возвесели, яко присная заступница обители твоея будет, снабдевающи и покрывающи ю по вся дни. Темже и мы сия радостныя тебе приносим глаголы:

Радуйся, благоволением Богоматере осененный; радуйся, посещением Царицы Небесе и земли утешенный.

Радуйся, слышавый милостивыя от уст Ея глаголы; радуйся, приемый обетование крепкаго Ея обители заступления.

Радуйся, любимиче Ея преискренний; радуйся, избранниче Сына Ея и Бога.

Радуйся, даром чудотворения облагодатствованный; радуйся, будущая, яко настоящая, провидевый.

Радуйся, рыбарем ловитву чудесно умноживый; радуйся, неплодным родителем чадородие даровавый.

Радуйся, болящия здравы возставивый; радуйся, тайная согрешения человеческая обличивый.

Радуйся, преподобне Александре, Свирский чудотворче.

Кондак 10

Спасти хотя души ученик твоих, отечески назидал еси их, богомудре, оваго словом, оваго примером жития твоего, с кротостию обличая, с любовию увещавая их преуспевати в благочестии и чистоте: наипаче же пред кончиною твоею вся ко спасению душевному благопотребная заповедал еси им и научил еси их в молитвах бодрствовати и немолчно пети Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена заступления быша молитвы твоя, чудотворче святый, всем с верою к тебе притекающим во всякой скорби, ибо чистоты ради твоея сердечныя сила духовная от Бога тебе даровася, болящих исцеляти, бедствующим помогати, будущая прорицати, яко славити ближним и дальним величия Божия, в тебе явленная, и звати тебе сице:

Радуйся, врачу немздоприемный недугов человеческих; радуйся, не токмо телесных, но и душевных болезней изрядный целителю.

Радуйся, слепым прозрение даровавый; радуйся, сляченных и увечных здравы сотворивый.

Радуйся, бесных от диавольскаго удручения свободивый; радуйся, изступленным ум здравый возвративый.

Радуйся, покрытых струпами уврачевавый; радуйся, печальных утешивый.

Радуйся, бедствующим на помощь ускоривый; радуйся, плененным и в темнице седящим ослабу и свободу явлением твоим даровавый.

Радуйся, преподобне Александре, Свирский чудотворче.

Кондак 11

Пение всеумиленное принесл еси Пресвятей Троице во время кончины твоея, преподобне, и в молитве, сущей на устех твоих, предал еси святую душу твою в руце Живаго Бога, Егоже от юности возлюбил еси и Емуже до старости маститыя работал еси нелицемерно, темже со упованием благим радостно прешел еси к обителем небесным, со ангельскими лики пети Триипостасному Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Мирную кончину твою видевше твои ученицы, великий угодниче Божий, скорбь разлучения с тобою утешением благодатным раствориша, в уповании всесильнаго предстательства твоего горе у Престола Божия, идеже слышиши с любовию тебе зовущих:

Радуйся, венец безсмертныя жизни приемый от руки Вседержителя; радуйся, ликовствуяй в чертозе Небеснаго Домовладыки.

Радуйся, откровенным лицем созерцаяй славу Трисияннаго Божества; радуйся, со старцы белоризными покланяяйся Творцу.

Радуйся, наследниче всесветлаго Царствия Христова; радуйся, гражданине Иерусалима Горняго.

Радуйся, небеснаго Сиона жителю; радуйся, нерукотворенных скиний райских обитателю.

Радуйся, по трудех временныя жизни покой вечный получивый; радуйся, блаженство, от века праведным уготованное, праведно восприявый.

Радуйся, лучами невечерняго света свыше осиянный; радуйся, долу величием чудес блистаяй.

Радуйся, преподобне Александре, Свирский чудотворче.

Кондак 12

Благодати причастна явися священная рака, содержащая многоцелебныя мощи твоя, чудотворче святый, ихже по летех мнозех яви Господь в недрах земных нетленными, исцеления неоскудно источающия и всяк недуг врачующия силою Бога, дивнаго во святых Своих, дивно прославльшаго тя на небеси и на земли, Емуже воспеваем: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще радостную песнь хвалы и благодарения Человеколюбцу Богу, прославльшему тя в стране Российстей чудотворца дивнаго и милостиваго, молим тя, преподобне отче наш: буди ходатай к Нему и молитвенник присный о нас, зовущих ти:

Радуйся, заступниче рода христианскаго; радуйся, сокровищнице даров многоразличных.

Радуйся, покрове, Богом зданный; радуйся, от Бога благодать исцелений восприявый.

Радуйся, цвете нетления, облагоухавый Святую Церковь; радуйся, заре безсмертия, от гроба преславно воссиявшая.

Радуйся, щедрот и милования струе неизсякаемая; радуйся, благоутробия источниче неоскудеваемый.

Радуйся, любве и сострадания явление многочудесное; радуйся, телес наших богодарованное врачевание.

Радуйся, о душах наших благоприятное предстательство.

Радуйся, преподобне Александре, Свирский чудотворче.

Кондак 13

О великий и преславный чудотворче, преподобне отче наш Александре. Милостивно приими сие малое моление наше, и молитвами твоими сохрани нас от недугов душевных и телесных в жизни сей и от грядущих мучений вечных избави, и сподоби нас вкупе с тобою во Царствии Небеснем выну пети Богу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос и 1-й кондак)

 

Икос 1

Ангельский нрав имел еси, отче преподобне, и яко безплотный, непорочно житие совершил еси на земли, дивный образ совершенства духовнаго нам оставив, да подражаем добродетелем твоим и зовем ти сице:

Радуйся, благочестивых родителей плод богодарованный; радуйся, неплодие рождших тя разрешивый.

Радуйся, сетование их на радость преложивый; радуйся, от пелен Богом избранный.

Радуйся, от утробы матерния на службу Ему предуставленный; радуйся, от юности Его Единаго всем сердцем возлюбивый.

Радуйся, вся красная мира сего нивочтоже вменивый; радуйся, постом и бдением молитвенным плоть твою удручивый.

Радуйся, непорочный сосуде Божия благодати; радуйся, жилище Духа Святаго, украшенное чистотою.

Радуйся, мужу желаний духовных; радуйся, главо, освященная десницею Всевышняго.

Радуйся, преподобне Александре, Свирский чудотворче.

Кондак 1

Избранный угодниче Христов и чудотворче, преподобный отче Александре, возсиявый мирови, яко звезда богосветлая, жития твоего добротою и множеством чудотворений, восхваляем тя любовию в песнех духовных: ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, молитвами твоими от всяких нас бед свободи, да зовем ти:

Радуйся, преподобне Александре, Свирский чудотворче.

 

pravoslavie.wiki

Ленинградская область — Deluxtour — Путешествие по миру

В Свято-Троицком Александра Свирского мужском монастыре, расположенном в 21 км от города Лодейное Поле Ленинградской области, хранится священная реликвия православной церкви — нетленные мощи Александра Свирского, с которыми связаны чудесные исцеления самых безнадежных больных. Монастырь является салюбирогенной зоной и привлекает многочисленных паломников, жаждущих исцеления.

Свято-Троицкий мужской монастырь был основан иноком Валаамского монастыря преподобным Александром Свирским в конце XV в. близ реки Свирь. Уже при жизни преподобный Александр отличался необыкновенной набожностью. Житие описывает его как человека, проводящего день в постоянном труде и молениях, одевающегося в рубище и спящего на голом полу в выкопанной им самим пещере. В 1553 г. святой умер и, согласно завещанию, похоронен за пределами монастыря возле церкви Преображения Господня.

Александр Свирский -один из немногих православных святых, который был канонизирован достаточно скоро после кончины — всего через 14 лет.

В 1641 г. при перестройке храма могила была вскрыта, а оказавшиеся нетленными мощи перенесены в обитель как святыня.

В 1918 г. в Александро-Свирский монастырь был направлен отряд чекистов с задачей уничтожить находящиеся здесь мощи. Большевики хотели продемонстрировать народу, что «попы врут» и что «нетленные» мощи — это сказки. Но когда они открыли раку с мощами преподобного Александра Свирского, их охватил ужас — тело святого находилось в таком состоянии, будто бы он умер только вчера. Говорить правду и показывать мощи святого чекистам было не на руку, поэтому тело назвали анонимным и тайно вывезли в Петроград, поместив в закрытый анатомический музей Военно-полевой академии, а вместо мощей положили куклу, которую потом показывали людям как свидетельство обмана. Только в 1998 г. тело было опознано и возвращено в родную обитель.

Отмечено, что из стопы преподобного Александра до сих пор систематически сочится миро, на цветочный запах которого слетаются пчелы со всей округи. Это было зафиксировано на видео, а также многочисленными паломниками.

Мощи Александра Свирского оказываются далеко не единственными святынями подобного рода. В православных монастырях и храмах сохраняются еще несколько нетленных тел. Среди них можно назвать мощи святого Александра Невского в Александро-Невской Лавре, мощи преподобного Макария Калязинского в Нижнем Новгороде и многие другие.

Официальная наука относится к чудесному сохранению тел святых в результате праведного образа жизни резко отрицательно, полагая, что труп может сохраниться исключительно в случае особого за ним ухода. Однако этому находятся немалые возражения. Так, например, несмотря на 30-летнее пребывание гроба Сергия Радонежского в неблагоприятных условиях, способствующих гниению, его тело сохранилось полностью. То же можно сказать и о теле Митрофана, первого епископа Воронежского, которое находилось во влажном грунте более 100 лет и при торжественном вскрытии гроба оказалось абсолютно нетленным. Академическая наука также не может объяснить, откуда в мощах берется миро и почему оно оказывает целебное действие.

Добавим, что нетленные тела святых и праведников есть не только в христианстве, но и в других религиях. Следовательно, та или иная религия хотя и играет здесь определенную роль, но только вторичную. Главным, как полагают специалисты по аномальным феноменам, в данном случае является постижение человеком при жизни неких основ высшей реальности.

deluxtour.com.ua

Мощи Александра Свирского, чудеса и где находятся

«Спаси, Господи!».  Благодарим что посетили наш сайт и перед тем, как начать читать необходимую информацию просим Вас посмотреть нашу страничку в  Инстаграм «Господи, Спаси и Сохрани †» — ссылка  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  Перейдите и посмотритее ее, пожалуйста. В сообществе уже больше 48 000 подписчиков, единомышленников. Если Вам понравится наша группа, пожалуйста подписывайтесь на нее.  Мы выкладываем православные редкие молитвы из молитвослова, высказывание святых, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Ангела Хранителя Вам и хорошего, бгагодатного дня! (информация на правах рекламы)

В Свято-Троицкой обители хранятся нетленные мощи Александра Свирского, которые собирают большое количество паломников. Останкам святого пятьсот лет, но они не тлеют, а стопы и ладони излучают миро.

Кто такой Александр Свирский

В семье мальчика было две дочери, но родители мечтали и молили Господа о сыне. В преклонном возрасте отца и матери появился на свет долгожданный сын, которого назвали Амосом. Родители хотели дать лучшее образование ребенку и отправили его в школу. Мальчику обучение давалось с трудом и только богослужения во Введенской церкви придавало ему сил. Он избегал веселья и праздников, был застенчивым и скромным. В девятнадцать лет, не оправдав надежды родителей на женитьбу, ушел в Валаамский монастырь.

Когда он по пути переправлялся на другой берег у истока Свири, то увидел чудесное озеро и решил заночевать. Ночью голос Господа сказал ему, чтобы он держал путь в Валаам, но вернулся и основал мужскую обитель. Юноша по пути заблудился, но ему помог странник, который в конце таинственно пропал. Амос убедился, что это была помощь Бога, а путник посланник Господа.

Главные события жизни Святого:

  • семь лет жил Амос прислужником в обители, а затем принял постриг в монахи с именем Александр;
  • во время ночных молитв ему явился образ Богородицы и велел ему вернуться к уникальному озеру;
  • он направился к водоему и построил небольшую келью, первые семь лет жил в молитвах, ни с кем не общался и питался лесными дарами;
  • слухи об отшельнике распространились в местности и к нему направились паломники;
  • через двадцать лет отшельнической жизни он увидел явление Святой Троицы и ему указали место строительство собора;
  • Святой Александр начал и продолжил строительство храма, затем принял в нем игуменство.

Умер святой на восемьдесят пятом году жизни и перед смертью просил похоронить его в болотном или пустынном месте, но преемники сохранили мощи преподобного Александра Свирского для будущих поколений.

Где находятся мощи Александра Свирского

Свято-Троицкая обитель стала духовным центром Олонецкого края. Олонец был основан стараниями монахов. В начале восемнадцатого столетия монастырь оказал содействие в возведении города Санкт-Петербурга. В период военных действий со шведскими и литовскими интервентами монахи помогали припасами и денежными средствами. Обитель хранит великие реликвии подаренные:

БЛОНДИНКА (обязательно прочтите до конца!)Отец Виталий отчаянно сигналил вот уже минут 10. Ему нужно было срочно уезжать на собрание благочиния, а какой-то громадный черный джип надежно «запер» его машину на парковке около дома. «Ну что за люди?! – мысленно возм… Read moreСАМЫЙ БЕСТАКТНЫЙ ВОПРОС, КОТОРЫЙ ЗАДАЮТ ЖЕНЩИНАМПисательница Надира Анжель выложила в своем блоге пронзительный пост о самом бестактном вопросе, который задают женщинам. Вот представьте, женщина, за 30 лет, детей нет. Окружающие спрашивают: «Как так, до сих пор нет… Read moreСАМЫЙ ЛУЧШИЙ СВЯЩЕННИКОные люди, особенно любящие, как любой СОБЕС, денежки в чужом кармане посчитать, не глядя в зеркало, спрашивают у меня и про часы Патриарха, и про жизнь клирошан, растягивая философски многозначительно, что «если бы да та… Read moreСИЛА РОДИТЕЛЬСКОГО СЛОВАРугая ребенка (и взрослого!), то есть, более чем решительно и убежденно утверждая, что он (она): „лентяй“, „трус“, „бестолочь“, „идиот“, „подлец“, мы это ВНУШАЕМ. Если говорить: „Ничего из тебя не выйдет!“, „Ты соверше… Read more
  • Иваном Грозным,
  • Алексеем Михайловичем,
  • Петром Первым.

Датой основания обители считается конец пятнадцатого столетия.

Святые останки ждала трагическая участь после революции семнадцатого года прошлого столетия. Руководил операцией сожжения мощей чекист Август Вагнер. Но святыню спрятали в больнице города Лодейное поле. Затем мощи вывезли в Санкт-Петербург и поместили в музее Военно-медицинской академии как экспонат. После восьмидесяти лет забвения безымянное тело было освидетельствовано и возвращено в родные края.

Медицинские работники и ведущие специалисты в области анатомии сделали вывод, что уникальные останки святого представляют интерес для научных исследований:

  • кожа Александры Свирского не сморщилась и желтоватого цвета;
  • нетленные органы остались нетронутыми и хорошо выражены портретные данные;
  • миро от мощей Александра Свирского благоухает.

Многие православные люди заметили, что миро точение происходит от того кто ведет службу и сколько людей в храме.

О чем просят святого

Существуют чудеса по молитвам Александру Свирскому зачатия детей. Он сам был долгожданным ребенком, поэтому помогает всем, кто просит о помощи в рождении детей. Часто обращаются к святому монахи помочь в укреплении веры. Просят помощи у Александра Свирского при тяжелых и серьезных болезнях.

Священные служители посылают послушников, которые хотят постричься в монахи, к иконе Святого. В минуты уныния или отчаяние следует взглянуть на икону Александра Свирского и рассказать, что тяготит душу. К нему обращаются больные раком, парализованные и слепые.

Чудеса Александра Свирского в наши дни

Чудесные проявления действия останков начались после выставления их в соборе святых мучениц Веры, Надежды, Любови, Софии в Санкт-Петербурге в 1998 году. Многие люди направились к мощам святого для исцеления, и он дарил необыкновенную божью помощь. Свидетельства излечения больных людей хранятся в Свято-Троицкой обители.

Одно удивительное чудо произошло с девочкой, которая не ходила из-за повреждения нервной системы. Мать с разрешения священного служителя поместила дочку на стекло раки. После того как малышка немного полежала, она сняла ее и посадила рядом, а сама прижалась к святыне. Мать в молитвах не заметила как дочка, встала на хрупкие ноги и пошла. Это было великим счастьем для матери, а люди вокруг застыли в изумлении.

Смотрите еще видео о святых мощах Александра Свирского:

Чтобы школа не навредилаЯ уверен, что сегодня главная забота верующих родителей должна заключаться не в том, чтобы их чадо ходило в школу и хорошо там училось, а в том, чтобы эта самая школа и учеба не принесли ему вреда. Услышьте в моем приз… Read more«У нас в классе тоже есть такой мальчик»Я не знаю, что на самом деле произошло в Керчи. Я не специалист по стрельбе и взрывам, поэтому не могу опровергать официальную версию. Да и надо ли? Факт: 18-летний парень убивал своих ровесников. Один он был или целый взвод… Read moreВЫПРОШЕННЫЙ КРЕСТКак утверждали святые отцы, выпрошенный крест — самый тяжелый. Например, моя мама всегда мечтала, чтобы ей не приходилось мыть посуду и убирать… А моя подруга актриса и певица Люля мечтала эмигрировать («только бы выр… Read moreРОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯЖили в одном большом городе двое детей, брат с сестрой — Никита и Катя. Жили они в красивом светлом доме, у них была умная и добрая мама, а папа — самый лучший на свете! Была зима, весь город был запорошен снегом, стоял неб… Read moreЗНАЧЕНИЕ ИКОН. ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!1. «СЕМИСТРЕЛЬНАЯ» — это сильнейшая икона в защите дома и любого помещения, а также того человека, на ком она находится, от злых, завистливых людей, от сглаза, порчи и проклятий. Примиряет враждующих, приносит мир, лад, её т… Read moreБУЛОЧНИК И НИЩИЕ.Есть история об одном богатом булочнике, который попросил привести к нему детей из самых нищих семей в городке. Когда дети собрались, он сказал им: — В этой корзине лежит по буханке хлеба на каждого из вас. Возьмите кажд… Read moreВОТ ЧТО ЗНАЧИТ ЛЮБИТЬ!За несколько лет до второй мировой войны жила одна замечательная супружеская пара. Они очень любили друг друга. Муж при каждом возможном случае старался выразить жене свою любовь. А она была красива, чувствительна и об… Read moreДЕСЯТЬ ПРАВИЛ ВЕЛИКОГО ПОСТА.Чтобы провести Великий пост с Господом, а не превратить его в полтора месяца тяжелой и бессмысленной диеты, следует придерживаться нескольких важных правил. 1. ВСЕГДА РАДУЙТЕСЬ! «Всегда радуйтесь, непрестанно молит… Read more

tolkovanie.info

Монастырь, который восстал из руин

В советские времена от Александро-Свирской обители оставались лишь стены да воспоминания. Но, несмотря на все желание советов покончить с «опиумом для народа», главная святыня – мощи Александра Свирского – чудом сохранили. И, возвратившись, преподобный вновь наполнил «северную Лавру» жизнью.

ИЗ РОДА ВЕПСОВ

Свято-Троицкая Александро-Свирская обитель расположена в деревне Старая Слобода, в 21 километре от города Лодейное Поле. Этот мужской монастырь стоит на живописном берегу Рощинского озера и славится памятниками архитектуры XVI и XVII веков.

Православный комплекс состоит из двух соборов, четырех церквей (одна из которых надвратная), звонницы и колокольни. Самое древнее строение – каменная Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, возведенная в 1533-1536 годах на пожертвования Василия III, отца Ивана Грозного. Храм строился под руководством самого преподобного Александра Свирского, основателя обители и первого ее игумена.

Фото: Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь

Фото: Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь

Будущий святой родился в 1448 году в деревне на берегу реки Оять в крестьянской семье. Его мать и отец, Стефан и Васса, были вепсами и впоследствии постриглись в монахи. Житие преподобного гласит, что мать долго молила Бога о ребенке – и родила сына после многих лет бесплодия. Долгожданное чадо назвали Амосом, в честь самого древнего из известных нам пророков-писателей.

Подросшего Амоса отправили учиться грамоте. Правда, давалась она ему с трудом. В 19 лет Амос сбежал на Валаам. Прожив там семь лет как послушник, он принял монашеский постриг с именем Александр. Затем монах отправился на уединенный остров и семь лет жил в пещере. Ныне этот остров назван Святым, а на нем стоит скит Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, в котором сохранилась та пещера и даже могила, которую святой вырыл для себя собственными руками.

«ВИДЕЛ САМОГО БОГА»

В 1485-ом монаха, с благословением игумена Валаамского монастыря, ушел на Святое озеро, вокруг которого затем и вырастет Александро-Свирская обитель. При жизни будущий святой прославился праведным образом жизни и многими чудесами. Проведя четверть века в затворничестве, он стал единственным русским святым, который был удостоен явления Святой Троицы.

– Однажды он удостоился видеть Самого Бога, явившегося ему в трех Лицах, и беседовать с Ним о том, как создать церковь, построить монастырь и собрать братию, – пишет святитель Димитрий Ростовский. – Когда затем он молился о том, где поставить церковь, то ангел Господень указал ему место для нее.

Фото: Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь

Фото: Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь

Здесь и был основан монастырь. А на месте, где явилась Троица, ныне стоит каменная часовня.

Почитать известного праведника, который вырастил целый сонм учеников, по всей России стали лишь после его смерти в 1533 году. В 1547-ом его канонизировали как преподобного. Мощи святого были обретены в 1641 году: они были нетленны.

ОТ РАСЦВЕТА ДО РАЗОРЕНИЯ

Обитель, основанная в девственных лесах, на землях язычников, быстро стала центром притяжения для монахов и православных. К концу XVIII века монастырь называли «северной Лаврой».

За пять с лишним веков обитель пережила и нашествия врагов, и разграбления, и пожары. В XIX века монастырь считался одним из самых богатых в стране, «северной Лавре» подчинялись 27 монастырей и пустыней.

Фото: Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь

Фото: Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь

В 1900-ом в монастыре возвели часовню в память о чудесном избавлении от смерти императорской семьи во время крушения поезда. А спустя 18 лет обитель опустела.

– Мощи были увезены, монахи разогнаны, часть их расстреляна, в том числе настоятель – архимандрит Евгений (Трофимов), – рассказывают в обители. – Вместо этого на территории монастыря были тюрьмы, казармы, инвалидные дома, совхоз, психиатрическая больница, заколоченные храмы и черные глазницы окон бывших братских келий…

КАЗНЬ В ПАРКЕ

В 1918-ом в обитель пришли чекисты. После подписания декрета об отделении церкви от государства Александро-Свирский монастырь стал местом, где обыгрывали сценарий по уничтожению всех монастырей и святынь в стране, или так называемую «ликвидационную компанию».

С намерением увезти мощи новая власть приходила в обитель шесть раз. В сентябре отец Евгений получил повестку, согласно которой ему нужно было явиться 29 сентября в Олонец, в Комиссию по борьбе со спекуляцией и саботажем. Вместе с настоятелем в комиссию отправились четверо монахов и местных. Вероятно, предугадывая, что ожидает любимого во всей округе батюшку, они надеялись его защитить.

Фото: Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь

Фото: Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь

1 октября архиепископу Петрозаводскому и Олонецкому прислали рапорт об аресте отца Евгения. За несколько дней до расстрела приняли решение о «конфискации ценностей в Александро-Свирском монастыре, ненужных для последнего».

Расстрел проходил в городском парке Олонца. Перед казнью монахам разрешили трижды пропеть «Христос воскресе». Закопали там же… Более полувека жители Свирского приезжали и потихоньку молились в парке в память об убитых.

После расстрела настоятеля взялись за оставшихся в обители монахов. По некоторым данным, казнили около сорока человек. А на следующий день пришел указ об отмене расстрела.

«ВОСКОВАЯ КУКЛА»

25 октября 1918-го красноармейцы отобрали ключи от Преображенского собора, в котором хранились святые мощи. Утром 26-го они потребовали открыть раку.

– Обобрали драгоценности в ризнице и взяли из Преображенского собора раку преподобного, сосуды и напрестольные кресты, – писал в рапорте епископ. – Мощи преподобного из раки вынули и дерзнули своими руками открыть и даже глумиться. Мощи намеренны были увезти с собой, но братия упросила оставить, и оставили. Увезли все драгоценности.

Потом советская печать писала, что «в литой раке, весящей более 20 пудов серебра, вместо нетленных мощей Александра Свирского была обнаружена восковая кукла». Местная периодика о вскрытии раки молчала. Но весть о «кукле» разнеслась по остальным регионам, и это стало началом кампании по вскрытию мощей по всей стране.

Фото: Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь

Фото: Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь

20 декабря мощи преподобного под конвоем увезли в Лодейное Поле, где поместили в часовню и опечатали. Любопытно, что врачебная комиссия, призванная разоблачить святыню, установила, что это не «восковая кукла и не скелет в тапочках», а нетленная человеческая плоть.

Настоятелем опустевшего монастыря после расстрела и разгрома стал отец Виталий. В 1923-ем к нему явились с обыском. Нашли Евангелие в серебряном переплете и другие нужные для богослужений предметы из того же металла. Вердикт – «виновен в укрывательстве имущества». Квартиру опечатали. Как поступили с отцом Виталием – отправили ли в ссылку или сразу расстреляли, – неизвестно.

МУМИЯ НЕИЗВЕСТНОГО

Разоренная, обитель служила то исправительно-трудовым лагерем «Свирьлаг», то детским или инвалидным домом, то техникумом. А всю вторую половину XX века в Троицком комплексе располагалась психиатрическая больница.

За восстановление обители взялись лишь в 1997 году. Спустя год в монастырь вернулись мощи Александра Свирского. Вопреки намерениям советских властей, уничтожена святыня так и не была.

Мощи хранились под видом «мумифицированного тела неизвестного мужчины» в анатомическом музее Военно-медицинской академии, старейшем среди медицинских. В нем были тысячи экспонатов: лучшего пристанища для Свирского было не сыскать.

Фото: Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь

Фото: Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь

Спрятать святыню помог генерал-лейтенант медслужбы, анатом Владимир Тонков, происходивший из графского рода по отцу и священнического – по матери. После смерти Тонкова мощи оберегали его ученики.

Когда Советский Союз распался, за поиски мощей взялась инокиня Леонида (Сафонова) – успешный биолог, которая ушла в монастырь за полгода до защиты докторской диссертации. Перерыв горы документов, львиная доля которых была сфальсифицирована, она вышла на ВМА.

– Когда мощи преподобного были уже переданы Церкви, открылись удивительные подробности, – вспоминала инокиня. – Случайно стало известно, что в ВМА не один раз приходили чекисты из НКВД забрать мощи, и тогда прятали «экспонат» между шкафом и стеной. Их прятал сам Владимир Николаевич Тонков с санитаркой. Сколько же выстрадали эти люди!

ДРЕВНЕЕ И НОВОЕ

«Мумию неизвестного» исследовали специалисты Русского музея и Эрмитажа, Кунсткамеры и Публичной библиотеки. Догадки подтвердились – и преподобный, наконец, вернулся домой.

На сегодня мощи Александра Свирского – главная святыня восстановленной обители. Поклоняются прихожане местам явления Святой Троицы (Часовня Святой Троицы) и Богородицы (Церковь Покрова Пресвятой Богородицы), месту молитв преподобного (там же). На территории храма есть два святых источника – колодец святого Иакова и колодец Александра Свирского. Последний был вырыт для братии самим преподобным.

Фото: Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь

Фото: Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь

В числе «новых» монастырских святынь – ковчег с частицами мощей святых, подаренный Одесской епархией в 2013 году. В мощевике хранятся частички 23 святых, среди которых и Николай Чудотворец, и целитель Пантелеймон, и Иоанн Златоуст. Там находятся мощи Волхвов, а также фрагменты яслей, где Иисус лежал младенцем, хитона Иосифа Обручника (супруг Девы Марии), древа, на котором распяли Христа, и гвоздя, которым Его пригвоздили к кресту.

В 2006 году в монастыре появилась копия Туринской плащаницы, снятая с оригинала по современной технологии. На сегодня это шестая копия в мире. Вскоре после доставки в обитель копия плащаницы обильно замироточила.

www.spb.kp.ru

Александр Свирский — фото, биография, жизнеописание, монастырь, нетленные мощи

Биография

Преподобный Александр Свирский входит в число наиболее почитаемых святых Русской православной церкви. Старец жил более 500 лет назад, но память о нем по сей день в сердцах верующих, которые надеются по его молитвам получить помощь в духовных и житейских трудностях. Святой жил строгой жизнью, полной лишений и молитвенных подвигов, за что был награжден Богом даром чудотворения и добродетелями смирения, терпения и любви.

Жизнеописание

Долгая жизнь преподобного Александра Свирского связана с суровыми землями русского севера. Будущий подвижник родился в селе Мандера, находившемся у реки Оять в Обонежской пятине (ныне территория Ленинградской области). У родителей не было детей до преклонного возраста, и те не уставали обращаться к Богу с этой бедой. Их молитвы о рождении ребенка были услышаны, и в 1448 году на свет появился младенец, названный Амосом в честь древнего пророка.

Икона Александра Свирского

Биография подвижника подчас перекликается с житиями других святых. Подобно преподобному Сергию, ребенок долго не мог преуспеть в учении, но по молитвам и усердию был вознагражден даром постигать грамоту лучше сверстников. Амос казался странным: не любил шумных детских забав, долгое время посвящал молитве, накладывал на себя строгие посты и ограничения.

Мать беспокоилась за сына и хотела поскорее устроить его жизнь, женив на благочестивой девушке. Однако это расходилось с планами юноши, поскольку тот рано почувствовал в себе призвание к уединению и монашескому пути.

Еще больше молодой человек укрепился в этом решении, встретив однажды иноков Валаамского монастыря, пришедших на Оять с хозяйственными нуждами. Долгие беседы с насельниками обители, славящейся строгим укладом, вдохновили Амоса последовать за ними на святой остров. Но монахи отказались взять с собой юного подвижника, сославшись на отсутствие благословения родителей и настоятеля.

Икона Александра Свирского

Тогда парень решился самостоятельно проделать этот путь. Помолившись, юноша тайно покинул отчий дом и отправился на Валаам, чтобы войти в число братии. В долгой дороге, как гласит предание, ему помогал ангел, который довел путника невредимым до стен монастыря, где тот остался на много лет. Как заведено, монашескому постригу предшествовал период послушничества, затянувшийся на 7 лет. За это время молодой человек смог доказать серьезность своего намерения и стойкость в подвигах поста, молитвы и бдения.

Когда Амосу исполнилось 26 лет, его постригли в монахи с наречением имени Александр. Тогда же родители услышали о месте пребывания потерянного чада, и отец смог навестить его, едва узнав в духовно возмужавшем иноке своего сына. Успокоенные Стефан и Васса также впоследствии встали на монашеский путь. Александр же искал более суровой и уединенной жизни и попросил у наставника благословения поселиться на отдаленном острове валаамского архипелага.

Мужчина стал жить в скалистой пещере, сохранившейся по сей день. Сегодня на этом месте располагается Александро-Свирский скит, где живут монахи строгой жизни. Паломникам показывают могилу, вырытую в земле, где часами лежал святой подвижник, чтобы стяжать “память смертную”.

Икона Александра Свирского

В 1486 году Александр ушел с Валаама и поселился в районе Рощинского озера недалеко от реки Свирь. Здесь в течение 7 лет подвижник испытывал все тяготы отшельнической жизни, ночуя в убогой хижине и питаясь только дарами леса. Иногда святому приходилось есть лишь землю. От аскетического образа жизни здоровье мужчины истощилось, но Господь поддерживал своего служителя и давал тому силы не роптать и продолжать путь борьбы со страстями.

Однажды святого случайно встретил охотник Андрей Завалишин из здешних бояр. Мужчина поразился его виду и вступил с ним в беседу, вникнув во все тяготы его жизни. Вернувшись домой, мужчина не смог удержаться от рассказов о кротком и смиренном подвижнике, живущем в лесах, и постепенно к Александру стали стекаться желающие вступить на иноческий путь.

Так закончилась уединенная жизнь праведника, и начался новый этап, когда он стал наставником для десятков людей, желающих посвятить себя служению Богу и очищению души от страстей. Вокруг Александра собирались мужчины, стремящиеся жить в безмолвии и послушании, довольствуясь лишь плодами своего труда. Так со временем образовался монастырь, живущий самым скромным и строгим укладом.

Явление Пресвятой Троицы перед Александром Свирским

Святой жил в отдалении от братьев, устроив пустынь, где продолжал подвиги поста и молитвы. Демонские силы устраивали против отшельника брань, страшными видениями пытаясь изгнать того с насиженного места, но Божий угодник не сдавался. В один из дней, на 23-й год пребывания в Свирских лесах, ему было явление Пресвятой Троицы, после чего началось строительство одноименного храма.

Монахи построили деревянную церковь в честь Живоначальной Троицы, которую спустя 20 лет заменили каменной. В 1508 году после долгих уговоров насельников Александр принял священнический сан и стал игуменом монастыря. При этом он не потерял смирения и кротости, продолжая носить залатанную одежду, спать на голом полу и исполнять самую трудную и черную работу наравне с молодыми послушниками.

Слава монастыря росла, и число иноков возрастало год от года. Обитель расширялась, возводились новые храмы. Один из них — церковь Покрова Пресвятой Богородицы — стал строиться при жизни святого и сохранился по сей день. Ропот братии по поводу постоянного притока народа настоятель воспринимал со смирением. Преподобный старался никого не оставить без наставления и утешительного слова.

Свято-троицкий монастырь Александра Свирского

Поток благотворителей, желающих помочь устроению монастыря, не прекращался. Однако не всякая жертва принималась старцем. Однажды игумен отверг щедрое подаяние, сказав, что рука дающего смердит, поскольку тот ею бил собственную мать. Кроткие обличения мудрого Александра побуждали людей к раскаянию и изменению жизни.

Среди братии настоятель пользовался неизменным уважением и любовью, те еще при жизни считали его чудотворцем. Александр Свирский предвидел свою кончину и заблаговременно выбрал кандидатов, которые сменят его на посту игумена. Святой завещал, чтоб местом его упокоения стала отходная пустынь. Старец отошел к Господу в глубокой старости, когда уже не принято разбираться в причинах смерти. Его не стало в 1533 году, 30 августа, который считается днем памяти наряду с 17 апреля — днем обретения святых мощей.

Канонизация и память

Святого стали почитать едва ли не сразу после кончины. Игуменом Иродионом, учеником и преемником, в 1545 году было составлено жизнеописание, где рассказывалось о подвигах и чудесах старца. Два года спустя инициативой московского митрополита Макария был созван собор, на котором установили общецерковное почитание Александра Свирского в чине преподобных.

В память о себе подвижник оставил духовную грамоту и молитвы, где христиане по сей день черпают силу и мудрость. Православные читают святому акафист, хранят дома его иконы и совершают паломничества в Александро-Свирский монастырь в поисках утешений и исцелений. В советские годы на его территории был устроен исправительно-трудовой лагерь, а с 1998 года обитель официально передана в ведение Русской православной церкви.

Ракия с мощами Александра Свирского

Главная святыня монастыря — нетленные мощи преподобного Александра, открытые для почитания в соборе Преображения Господня. Впервые мощи были обретены в 1641 году в нетленном виде. В годы советской власти рака с мощами Александра Свирского была изъята, и те долгое время считались безвозвратно утерянными.

В 1990-е специальная комиссия начала исследование, подключив антропологов, рентгенологов и анатомов, и в результате мощи святого были повторно обретены и возвращены в монастырь. Сегодня паломники могут воочию увидеть кисти и стопы святого, не прикрытые облачением, и убедиться в том, что спустя полвека они не поддались разрушительному действию времени.

24smi.org

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *