Музей марка шагала: Музей Марка Шагала в Витебске

Музей Марка Шагала, Беларусь | Belarus.by

Дом-музей Марка Шагала в Витебске
Дом-музей Марка Шагала в Витебске

Родной город Марка Шагала – Витебск – на протяжении всей жизни мастера был неиссякаемым источником вдохновения. Купола храмов и старинные улочки, миниатюрные дома и лавочки с вывесками, ленты деревянных заборов, извозчики на улицах навсегда остались на живописных полотнах вместе с его знаменитыми парящими в небе ангелами и влюбленными…

В наши дни ученые, историки, искусствоведы и, конечно, живописцы со всего мира приезжают в этот город, чтобы проникнуться атмосферой и увидеть, где жил и творил один из ярчайших представителей мирового авангарда ХХ века

Дом-музей Марка Шагала в Витебске

Знаменитый дом на Покровской улице, в котором прошли детские и юношеские годы художника, в начале

1900-х на правом берегу Западной Двины построил его отец. В годы войны кирпичное здание сильно пострадала от бомбежки и пожара – и чудом уцелело.

В 1997 году здесь был открыт мемориальный музей Марка Шагала. В его экспозиции собраны предметы быта рубежа XIX-XX веков, а также настоящие «свидетели» жизни Шагала – архивные документы и первые работы, личные вещи художника и его семьи. Их сохранилось немного, но атмосфера эпохи передана максимально точно: старинные экспонаты для коллекции подбирали с помощью серии рисунков, которую сам Марк Шагал создал, по памяти запечатлев интерьеры родительского дома.

На левом берегу Западной Двины расположено второе здание музея – Арт-центр Марка Шагала, где находится одна из крупнейших коллекций Шагала в мире, объединяющая более 300 оригинальных графических работ и репродукции самых известных картин.

Арт-центр Марка Шагала

Арт-центр Марка Шагала открылся в 1992 году в здании ХIХ века, которое изображено на всемирно известном полотне «Над городом». Первыми экспонатами в коллекции стали работы, подаренные друзьями – «Кругом содействия Дому-музею Шагала в Витебске» (Нинбур, Германия).

В музее собрана богатейшая коллекция графических работ художника, в которую вошли литографии, ксилографии, а также 3 цветные акватинты, подаренные в 1994 году дочерью художника Идой Шагал, и 96 офортов, представляющих цикл книжных иллюстраций, переданных внучками художника Мерет и Беллой.

Жемчужина коллекции – великолепные иллюстрации Марка Шагала к литературным произведениям, среди которых серия зарисовок к поэме-роману Николая Гоголя «Мертвые души» (1923-25), серии цветных литографий под названиями «Библия» (1956 и 1960 годы) и «12 колен Израиля» (1960)…

Здесь также хранится весомое собрание печатной графики выдающихся представителей европейского авангарда – Хуана Миро, Пабло Пикассо, Анри Матисса, Фернана Леже…

Традиционно в Арт-центре проводятся выставки работ Марка Шагала из собственного собрания музея и коллекции его потомков, а также картин современных белорусских и зарубежных художников.

В рамках Шагаловских чтений проходят научные конференции, вернисажи, лекции, концерты, выступления театральных и цирковых коллективов, пленэры, а также выставки графических работ начинающих художников города.

Научная библиотека

В здании Арт-центра находится научная библиотека, где можно найти

книги о жизни и творчестве Марка Шагала. Открытие состоялось в 2002 году в честь 115-летия со дня рождения художника и оказалось возможным благодаря щедрому дару доктора Генриха Манделя (г. Иррель, Германия).

Собрание библиотеки насчитывает более 3 500 книг на разных языках мира – английском, немецком, французском, русском… В фондах хранятся издания с начала ХХ века до нашего времени, в том числе редкие, по истории изобразительного искусства, русского и европейского авангарда, монографии о творчестве Марка Шагала, издания автобиографии «Моя жизнь», воспоминания о художнике, книги с его иллюстрациями…

Мероприятия в честь Марка Шагала

На протяжении года в честь знаковых событий жизни знаменитого художника единственный музей Марка Шагала в Беларуси превращается в мировой культурный центр. Здесь собираются ученые, художники, писатели, музыканты, а также проходят интересные мероприятия:

  • Литературно-музыкальные встречи «В гостях у Марка и Беллы»

  • Международная детская и юношеская школа искусств (с 2007 года)

  • Цикл творческих встреч «ХХI век. Диалоги о культуре»

  • День рождения Марка Шагала – 7 июля

В 2015 году в честь 100-летия бракосочетания Марка Шагала и Беллы Розенфельд в Витебске состоялась свадебная феерия «Влюбленные над городом».

Адрес и время работы музея Марка Шагала

Дом-музей Марка Шагала находится в центре Витебска недалеко от железнодорожного вокзала – ул. Покровская, 11.

Арт-центр Марка Шагала – ул. Путна, 2 (Советская, 25).

Время работы: 11.00 – 18.30.

Выходные дни: с 1 октября по 1 апреля – понедельник, вторник; с 1 апреля по 1 октября – понедельник.

Цена входного билета для взрослых – Br2,50, для школьников и студентов – Br1,50. Экскурсия – Br12  (в доме-музее группы до 25 человек, в Арт-центре – до 40 человек).

Дом-музей Марка Шагала в Витебске (Беларусь).

Картинами Марка Шагала сегодня любуется весь мир. На родине живописца, в Витебске, трепетно хранят память о своём великом сыне, который никогда не забывал и скучал по своему родному белорусскому городу. Музейщиками и галеристами проводится огромная научно-исследовательская, просветительская и выставочная работа, посвящённая жизни и творчеству Шагала.

В 1990-х годах в Витебске открыли музей художника, в котором я предлагаю сегодня побывать.

Музей Марка Шагала в Витебске расположен в двух зданиях. Первое — мемориальный дом-музей на улице Покровской, 11 и второе — Арт-центр на улице Путна, 2.

01. Сначала посмотрим первое здание. В начале 1900-х годов, здесь на Покровской улице, родителям Марка Шагала принадлежали четыре дома. Один кирпичный и три деревянных. Во время войны деревянные постройки сгорели, кирпичный же дом сохранился и сегодня является музеем. В этом доме прошли детство и юность будущего знаменитого живописца. Сюда же Марк Шагал привел свою возлюбленную Беллу, ставшую его супругой и музой. Об этом периоде своей жизни художник написал в автобиографической книге «Моя жизнь.

02. Памятная табличка на стене дома.

После смерти Марка Шагала в 1985 году заговорили о создании музея на родине художника. О его необходимости для Витебска высказывались академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв, поэт Андрей Андреевич Вознесенский и писатель Василь Владимирович Быков. Немало усилий в создании музея приложил белорусский поэт Давид Симанович. 6 июля 1997 года, в канун 110-летия со дня рождения художника музей торжественно открыл свои двери для посетителей.

03. На открытии музея. Фото Михаила Шмерлинга, 1997 год.

04. На открытии музея. Фото Михаила Шмерлинга, 1997 год.

05. В том же году, рядом с кирпичным домом восстановили и деревянный. Он используется как вспомогательное помещение при музее: здесь находится сторож и хранится инвентарь.

В музее представлены предметы быта рубежа XIX — XX веков, фотографии из семейного архива Шагала, копии документов и работ художника, рассказывающие о его жизни и семейном укладе. Экспозиция расположена в пяти небольших комнатах: «Бакалейная лавка», «Комната мальчиков», «Гостиная», «Красная комната» и «Кухня». Автор художественного решения экспозиции — художник Юрий Черняк.

06. При входе в музей посетители сразу попадают в бакалейную лавку. Сейчас здесь продаются книги, открытки и другие сувениры с картинами Марка Шагала. А когда-то тут продавала селедку и бакалейные товары мать художника Фейга-Ита.

07. Сегодня гостей музея встречает кукольная Фейга-Ита. Эту фигурку сделала и подарила музею художница из Минска Валерия Гайшун.

08. Шагал всегда вспоминал своих родителей с большой теплотой и любовью. В автобиографической книге «Моя жизнь» художник писал: «Весь мой талант таился в ней, в моей матери, и всё, кроме её ума, передалось мне». Отец художника Хацкель Шагал был человеком тихим, набожным и работящим. Он зарабатывал на жизнь тяжёлым физическим трудом — был грузчиком на рыбном складе, а позже работал приказчиком. Несмотря на скромные заработки родителей, дети в семье не бедствовали, для них всегда находился кусок хлеба с маслом.

09. Комната мальчиков. Считается, хотя достоверно и неизвестно, что здесь стояли кровати будущего художника и его брата Давида. В этой комнате экскурсоводы рассказывают посетителям биографию художника до его отъезда в Париж в 1911 году.

10. При входе в гостиную, справа на дверном косяке прикреплён предмет с изображением звезды Давида и буквы ש (шин). Это мезуза — свиток пергамента, содержащий молитву и помещённый в специальный футляр.
По еврейским обычаям мезуза оберегает дом от несчастий и каждый иудей, входящий в дом, прикасался губами, целуя её и повторяя слова молитвы.

11. Интерьер гостиной еврейского дома. На столе стоят парные подсвечники, на подоконнике — ханукия, светильник, который зажигают в течение восьми дней праздника Ханука. На стене между окнами находится мизрах (מִזְרָח, буквально «восток»), указывающий направление, куда следует обращаться лицом во время молитвы.

12. Мизрах.

13. Шкатулка с еврейским платком для молитвы.

14. Ханукия.

15. Также в гостинной находится швейная машинка фирмы Singer. Детей дома было семеро и хозяйка дома Фейга-Ита перешивала вещи, которые переходили от старших к младшим.

16.

17. Красная комната. Её название объясняется тем, что интерьер выдержан в красных и бордовых тонах. В центре шкаф, в котором находится посуда, подаренная музею племянницами Марка Шагала. Справа дореволюционные французские часы известной фирмы «Leroy».

18.

19. Также в красной комнате представлены копии фотографий из семейного архива Марка Шагала. Наследники художника дали музею эксклюзивное право на их экспонирование. На снимках можно проследить жизнь Шагала со времени его отъезда из Витебска в Париж в 1911 году и до самой смерти в 1985 во Франции.

20. Семья Шагала в Витебске. Марк Шагал во втором ряду второй справа.

21. Последняя комната дома-музея это кухня. Мама художника была замечательной хозяйкой, прекрасно готовила и пекла хлеб. Здесь, сидя на печи, Марк Шагал делал свои первые рисунки.

22.

23. Фрагменты интерьера кухни.

24. Выходя из кухни, мы попадаем во двор, где находится сад и установлен памятник Марку Шагалу.

25. Скульптура называется «Витебская мелодия на французской скрипке», её автор витебский мастер Валерий Могучий. Скульптор изобразил Шагала, играющим на символической скрипке воспоминаний. Её гриф сделан в форме Эйфелевой башни, а на корпусе инструмента возвышаются храмы Витебска. Опирается художник на мифического персонажа из еврейского фольклора – полуосла-полукозла, прототипом для которого стали рисунки Марка Шагала.

Музей ежегодно посещают около 30 тысяч посетителей, туристы из России и Западной Европы. Сотрудники музея занимаются большой просветительской работой, реализуют проекты, касающиеся не только творчества Марка Шагала, но и культуры в целом. Каждый год в музее проходят «Международные Шагаловские чтения», цикл встреч «Диалоги о культуре. ХХI век», традиционный праздник «В гостях у Марка и Беллы», а также интернациональная летняя школа искусств для юных художников, танцоров, музыкантов, актеров.

26. Участники Международного детского пленэра «Витебск — город художников» во дворе дома-музея Марка Шагала.

27. Второе здание музея Марка Шагала это «Арт-центр» на улице Путна. Здесь хранятся и экспонируются графические произведения Шагала и других художников авангардистов. Для Беларуси Арт-центр является уникальным – больше ни в одном музее страны нет ни одной работы Шагала. Коллекция оригиналов собрана впечатляющая, она состоит из 300 работ! Пополняли её потомки художника, а также разные частные лица, например доктор Генрих Мандель из Германии. Он всю жизнь посвятил собиранию работ Шагала и библиотеки о его творчестве. А потом меценат подарил свою коллекцию Арт-центру в Витебске.

В отличие от мемориального дома-музея, разрешить что-либо сфотографировать на память здесь наотрез отказались, ссылаясь на приказ руководства. Хотя снимать всё равно было бы неудобно, так как графика экспонируется под стеклом.
Да и в сети многие из этих произведений можно найти. В коллекции музея находится около 130 произведений графики художников европейского авангарда: Хуана Миро, Пабло Пикассо, Жоржа Брака, Анри Матисса и др.

В 2002 году в Арт-центре была открыта специализированная библиотека по творчеству Марка Шагала и искусству XX века. Она создана специально для работы исследователей творчества художника и его современников и насчитывает более 5 тыс. томов, в том числе уникальные книги, которых нет нигде в Европе. Поэтому зарубежные исследователи стремятся в Витебск, чтобы получить доступ к редким материалам.

В центре проводятся Международные Шагаловские чтения, выставки современного искусства. Также здесь, в музее, можно приобрести сувениры с репродукциями картин Шагала – магниты, керамику, открытки, календари и прочее. Официальный сайт музея: http://www.chagall.vitebsk.by/

Если вам понравился пост, нажимайте, пожалуйста, кнопочки соц.сетей:

Музей Марка Шагала в Витебске

Дом-музей Марка Шагала в Витебске.

В состав музея входят два здания: Дом-музей Марка Шагала и Арт-центр Марка Шагала.

Марк Шагал – самый знаменитый белорусский художник один и из самых ярких представителей культуры города Витебска. А музей Шагала, состоящий из дома, где собственно родился и вырос художник – самый посещаемый музей Витебска, одна из главных достопримечательностей Беларуси и города Витебска.

Дом-музей знаменитого художника Марка Шагала находится на Покровской улице. Его построил отец мастера в начале XX века. Здесь художник провел юношеские годы, о чем написал в книге «Моя жизнь».

В музее можно увидеть вещи того времени, архивные документы, которые рассказывают о Шагале и его семье. Авторы проекта пытались воссоздать быт еврейской семьи.

Марк Шагал – один из самых знаменитых уроженцев Беларуси всех времен. Шагал всемирно известен благодаря своим сюрреалистическим картинам.

Родился Марк Шагал 7 июля 1887 года не в этом доме, а в другом – за Смоленским рынком. На ул. Покровскую родители будущего художника переехали в 1900 году, и на этом участке у семьи было четыре дома: один каменный, который сейчас и является музеем, а также три деревянных, которые не сохранились.

Первые рисунки Шагал начал рисовать именно здесь, сидя у окна в своей комнате либо на печке в кухне, где была его «мастерская №2». И сейчас на стене в комнате мальчиков висит коврик, похожий на тот, что изображен на картине «День рождения» (там, где Белла пришла к нему с букетом цветов, и он как бы взлетел от счастья).

Точно так же, переходя из комнаты в комнату, можно увидеть семейные фотографии и множество предметов быта, будто сошедших с картин художника. Старинная лампа – копия той, что изображена на картине «Зеркало», хранящейся в «Эрмитаже», дореволюционные часы известной французской фирмы «Leroy», посуда…  Все потому, что интерьер дома восстанавливали по рисункам Шагала к его автобиографической книге «Моя жизнь». Очень здорово в этом помогли участники Клуба помощи Дому-музею Марка Шагала в Нинбурге – немецкие друзья витебских музейщиков.

В 1999 году во дворе дома-музея ул. Покровской появился памятник юному Марку Шагалу – прямо на день рождения художника. Витебский скульптор Валерий Могучий изобразил юношу, держащего в руках скрипку в виде палитры или палитру в виде скрипки, на которой образы Витебска плавно переходят в образы Парижа. В самом деле, Шагал писал: «Париж, ты – мой второй Витебск». В правой руке у художника смычок в виде кисти, то есть он писал красками, будто играл музыку. Опирается Шагал на некое существо – собирательный образ всех животных, которых он когда-либо изображал. Во рту животного виден любимый цветок художника – василек.

В коллекции музея Марка Шагала более 300 оригинальных произведений искусства, в т.ч.:
литографии
ксилогравюры
гравюры
акватинты
иллюстрации к поэме «Мертвые души» Николая Гоголя

В музее также выставлены репродукции некоторых самых знаменитых работ Шагала.

Витебск. Дом-музей Марка Шагала. — palborum — LiveJournal

Приехать в Витебск и не побывать в доме Шагала – как увидеть Париж и не умереть:). И хотя родился всемирно известный художник совсем в другом месте (чуть севернее, в районе Песковатика), большую часть своей «вицебской» жизни он провёл здесь, в доме родителей, на тихой Покровской улице (кстати, единственной, уже в наши дни вернувшей себе историческое название). Здесь, в Задвинье прошли его детские годы и юность. Стоит всего-то перейти мост…

… Шагал встречает пришедших уже на подходе к дому, в самом начале Покровской, у пересечения её с улицей Советской Армии. Вот он мечтательно сидит, не то обдумывая очередной сюжет, не то вспоминая былое…

Витебск. Памятник Марку Шагалу. Ск. А.Н. Гвоздиков. 1992.

Над ним муза – аллюзия к самым известным его полотнам…

С памятником связан следующий курьёз: скульптор – Александр Гвоздиков, большой почитатель таланта … Вероники Долиной – посвятил изваянную им композицию любимой исполнительнице, о чём не преминул сообщить в надписи на пьедестале. Смотрелось это довольно странно. С трудом посвящение удалось убрать… (Я, грешным делом, долго всматривался в парящую над головою Мастера музу. Не Вероника ли там кружит? К счастью, особого сходства не обнаружил. Хотя, если включить фантазию…).

Витебск. Покровская ул., 11. Дом-музей Марка Шагала. Открыт в 1997 году.

Относительно рождения художника существует множество версий. Лично мне нравится «патетическая», про грандиозный пожар, треск пламени, летящие головешки и прочее. Выгорело тогда всё предместье. Шагалам удалось спасти только кровать с лежащей на ней роженицей – матерью будущего живописца. Так что фраза «Шагал родился в бедной еврейской семье» вполне имеет под собой основание.

Отец художника – Хацкель Мордухович – работал приказчиком на сельдяном складе купца Яхнина. Мать – Фейга-Ита – вела обширное хозяйство, хлопотала по дому и рожала детей. Всего их было числом семеро (называются разные цифры, и восемь, и десять; в зрелый возраст вошли семь): пять девочек и два мальчика. Марк (тогда ещё Моисей) – старший.

Родители Марка – Хацкель и Фейга Шагал. Фотография 1900-х годов.

Нас в своё время учили перепроверять факты. Вот и я, повинуясь привычке, решил-таки уточнить «степень бедности» нашего семейства. Откроем «Сведения о городских недвижимых имуществах в III части Витебска» за 1904 год (благо, сейчас это не составляет труда!). За Хацкелем Шагалом числятся: «одноэтажный деревянный жилой дом; одноэтажный каменный жилой дом; одноэтажный деревянный жилой дом во дворе; собственной земли 130 саженей». Причём, значительная часть этой «недвижимости» сдавалась в наём. Плюс ещё бакалейная лавочка «на дому», где торговала мать…

Много это или мало? Будь у меня «семеро по лавкам», я бы считал себя бедняком (в материальном плане, разумеется)… К чести родителей Шагала, детям было дано приличествующее образование, поощрялись их личные интересы (вспомним Марка, посещавшего школу изобразительного искусства Юделя Пена, что было совсем не бесплатно), все были «обуты и сыты»…

Но что-то я заболтался. Вместо виртуального похода в музей строю тут из себя доморощенного «шагаловеда». Вернёмся лучше на Покровскую и войдём в дом. Построил его, как известно, отец художника – Хацкель Шагал – в самом начале 1900-х годов (ибо, как мы видели выше, в 1904 он уже числится в «Сведениях о городских имуществах…»).

Витебск. Дом Шагалов. Дворовый фасад. 1900-е гг.

Первого помещения (той самой «бакалейной лавочки») у меня нет. Уж очень она маленькая, да и народу в ней было, что сельдей в бочке, в коих так хорошо разбирался Шагал-старший. Скорее это была прихожая, крошечный закуток, с тремя-четырьмя полочками на стене, уставленными «мелочным» товаром. Я даже не пытался снимать. Толпа, как могучий поток, понесла меня дальше, выбросив на порог «комнаты мальчиков». Как вы, должно быть, помните, их было в наличии два. Чем помещение заслужило своё название, ума не приложу! Ну, разве что теми двумя стульями, что вы видите у окна.

Витебск. Дом-музей Марка Шагала. Комната мальчиков. (2016).

Далее – «Гостиная». Сразу предупрежу, подлинных, «шагаловских» вещей в экспозиции нет. Кто тогда думал об их сохранении? Музейщики постарались с максимальной точностью воспроизвести обстановку (благо, сохранились рисунки самого Шагала!). Вещи аутентичны времени и собирались «с миру по нитке»: из различного рода запасников, комиссионных магазинов, на распродажах и «барахолках»… (Пишу это без тени иронии. Преклоняюсь перед сотрудниками. Попробуйте-ка «из ничего», хотя бы витрину создать!).

Дом-музей Марка Шагала. Гостиная. (2016).

Перед нами типичная комната небогатого мещанского (городского) дома. Стол, пара «венских» стульев. Мизрах на стене, указующий направление, куда следует обращать лицо во время молитвы (нам не виден за фикусом), шкатулка на столе с традиционным еврейским платком, подсвечники… В противоположном углу швейная машинка – знаменитый «Зингер». Куда без неё с таким-то обширным семейством!

Рядом с Гостиной – «Красная комната». Название дано сотрудниками музея. (По цвету фона экспозиции документов – копий фотографий и прочего). Во времена Шагала комнат было две: в одной размещалась родительская спальня, в другой – прочие домочадцы. При создании музея, из-за тесноты, было решено объединить эти помещения.

Дом-музей Марка Шагала. Красная комната. (2016).

Шкаф с посудой, что вы видите у стены, подарен музею племянницами художника. (Возможно, здесь я не совсем прав, но посуда точно их дар!). Часы – французские, фирмы «Leroy». Такие были в большой чести в небогатых домах по всей России. Как мы бы сейчас сказали: «Идеальное сочетание цены и качества».

Это всё та же «Красная комната». Виден вход в «Гостиную» и краешек той самой «документальной» экспозиции, из-за которой она получила своё название.

Дом-музей Марка Шагала. Кухня. (2016).

На кухне, да и во всём доме, бесспорно, царила мать художника – Фейга-Ита Менделевна Шагал, урождённая Чернина. Она была «движителем» всей семьи, её мотором и ангелом-хранителем. Центром же дома, его «очагом», естественно была печь со всеми её ухватами, горшками, чугунками и прочим. Судя по воспоминаниям, именно с её «полатей» маленький Марк (будем звать его так) делал свои первые «шаги в искусстве», рисуя все, что видел перед собой с её невеликой высоты.

Между прочим, в доме имелся водопровод – великое чудо «века железного». В те времена его первая нитка уже тянулась в Задвинье и «блага цивилизации» живительной струёй изливались в вёдра и медные тазы местных домохозяек.

Теперь самое время поспешить во двор. Думаю, наш художник, застыл бы в дверях в изумлении, не узнавая округу. Сейчас здесь фруктовый сад. Цветут яблони, сливы, благоухают цветы…

 Шагал на их месте мог видеть курятник, дровяные сараи, летнюю кухню, жилые флигеля да различного рода хозяйственные службы, вплоть до «отхожего места» и выгребной ямы.

Витебск. Дом-музей. Памятник марку Шагалу. Ск. В.В. Могучий. 1997.

Всё свободное место было замощено. Примерно так, как перед этим замечательным памятником – работой витебского мастера Валерия Могучего. Композиция носит длинное поэтическое название: «Витебская мелодия на французской скрипке». Если приглядеться, можно заметить, что скрипка и впрямь «французская». Гриф сделан в виде Эйфелевой башни, а на деке, словно фантастическое видение, «прорастают» крыши и купола старого Витебска…

Дом-музей Марка Шагала. Вид со стороны Покровской улицы.

Как известно, Шагал навсегда покинул Россию в 1922 году. Ещё раньше, в 1915, умерла мать. Жизнь отца оборвал трагический случай. Как пишет в воспоминаниях сам художник он «едва сводил концы с концами», «работал грузчиком» и «был задавлен грузовиком» при его разгрузке. Справедливости ради замечу, что это не совсем так. Как видно из заметки, опубликованной в «Известиях Витебского губисполкома и губкома РКП(б)» от 3 августа 1921 года «гражданин Хацкель Мордухович Шагал» был сбит легковым автомобилем «на углу Вокзальной и Канатной улиц». В бесчувственном состоянии он был «доставлен в бывшую Еврейскую больницу, а оттуда в госпиталь Красного Креста, где ему должны были сделать операцию. Через 10 минут после доставления гр-нина Шагала в госпиталь он, не приходя в сознание, скончался от раздробления черепа и кровоизлияния в мозгу». Случилось это 1 августа 1921 года…

Витебск. Ул. Путны, 2. Арт-центр Марка Шагала.

В завершении нашей подзатянувшейся экскурсии, назову еще один витебский адрес Шагала. Это созданный в 1992 году одноименный арт-центр. В нем поклонники Мастера могут полюбоваться на его иллюстрации к «Мёртвым душам», а также цветные литографии из серий «Библия» и «Двенадцать колен Израилевых»…

Поездка в Витебск. Часть 2. Дом-музей Марка Шагала

Как известно, один из самых знаменитых художников ХХ века Марк Шагал (1887 — 1985) родился в Витебске. Он очень любил свой родной город и часто изображал его на своих картинах.

Сегодня в Витебске действуют два музея, связанные с именем художника. Это Арт-центр Марка Шагала, где проводятся выставки его графических работ и Мемориальный дом-музей, экспозиция которого, рассказывает о детских и юношеских годах художника, проведенных в Витебске. До Арт-центра мы в эту поездку не дошли, а вот в Доме-музее побывали.

Мемориальный дом-музей Марка Шагала располагается в Витебске на Покровской улице в доме  №11. Этот дом в начале 1900-х годов построил отец художника.

К сожалению, в музее фотографировать было нельзя. Поэтому фотографий будет мало. А поскольку музей биографический,  то с биографии художника я начну и плавно перейду к истории создания музея….


Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887 года. Он был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863 -1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871 — 1915). У него был один брат и пять сестёр.

Марк получил традиционное еврейское образование на дому, изучив древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда. С 1898 по 1905 год Шагал учился в 1-м Витебском четырёхклассном училище.

Он очень рано почувствовал тягу к рисованию, что, однако, не вызывало понимания и одобрения со стороны других членов семьи, особенно отца, прочившего своему старшему сыну совершенно иной жизненный путь. Не смотря на то, что и мать тоже не очень понимала его увлечения рисованием, она все же поддержала юного Марка и направила  к известному витебскому художнику Юделю Пэну, который очень высоко оценил его рисунки и сразу принял Марка в свою Школу рисования и живописи. В течении 1906 года Марк учился изобразительному искусству в Витебске, а затем поехал учиться в Петербург.

После неудачной попытки поступить в Училище технического рисования барона Штиглица, он начал посещать школу при Обществе поощрения художеств. Однако занятия там не удовлетворили его, и в 1908 году он поступил в частную художественную школу Е. Званцевой, где преподавали М.В. Добужинский и Л.С. Бакст. Бакст был первым, кто заметил выдающийся талант начинающего художника, и принял его в свою мастерскую.
Но у Бакста Шагал проучился не долго и в поисках собственного творческого пути в 1910 году отправился в столицу мировой художественной жизни — Париж.

В Париже  он посещает занятия в академиях Гранд Шомьер и Ла Палетт. Однако решающее влияние на творческое мировоззрение Шагала оказало знакомство с собранием Лувра, а также с работами импрессионистов, постимпрессионистов и мастеров авангарда 1900-х. В Париже Шагал жил в одной из мастерских в «Улье» (La Ruch) , на Монпарнасе, где работали художники-иностранцы. В это время он познакомился с художниками Ж. Браком, П. Пикассо, Ф. Леже, А. Модильяни, с поэтами Б. Сандраром и Г. Аполлинером. Творчество Шагала довольно быстро получило отклик и в 1914 Шагал провел выставку своих работ в редакции немецкого журнала «Штурм», а затем отправился в Витебск.

Годы на родине были насыщены событиями. Художник много работал над разными интерпретациями темы Витебска, писал портреты родных и близких, автопортреты, виды города и интерьеры.

С началом Первой мировой войны возвращение в Европу отложилось на неопределенный срок. В июле 1915 года Шагала женился на Белле Розенфельд, роман с которой начался еще до отъезда в Париж и которая стала его большой и единственной любовью. В 1916 году у них родилась дочь Ида, впоследствии ставшая биографом и исследователем творчества своего отца.

Осенью 1915 Шагал вместе с женой переехал в Петроград, где участвовал в многочисленных выставках. Преобразования в стране, пришедшие вместе с Октябрьской революцией, он принял, радуясь освобождению от религиозных и национальных притеснений. В 1918 Шагал по рекомендации наркома просвещения А.В. Луначарского, с которым познакомился в Париже, был назначен уполномоченным по делам искусств в Витебске. Находясь на этой должности, Шагал открыл здесь Народное художественное училище. Он сам занимался преподаванием, а также привлек своих друзей — своего учителя Юделя Пэна, художников-авангардистов из Петрограда, среди них были Эль Лисицкий, Вера Ермолаева, Каземир Малевич и другие. Однако, Шагал и Малевич не сошлись в методах преподавания, между ними возник конфликт. При этом многие друзья и ученики Шагала перешли на сторону Малевича и тогда в конце 1920 года Шагал с семьей уезжает в Москву. После этого в Витебск он уже не вернется.

Проработав еще два года в Москве в  Еврейском камерном театре, где принимал участие в художественном оформлении театра, создавал костюмы и декорации, в 1922 году он уезжает за границу — сначала в Литву, а потом в Германию. Осенью 1923 года по приглашению очень влиятельного торговца произведениями искусства, коллекционера и издателя Амбруаза Воллара семья Шагала уехала в Париж. Теперь уже навсегда — в 1937 году Шагал получил французское гражданство.

У него впереди были еще много лет жизни, известность и мировое признание. Однако, в СССР на его имя и творчество в течении очень многих лет был наложен запрет. И даже в 1987 году, когда во всем мире отмечалось 100-летие художника и проходили различные мероприятия, в советской Белорусии празднования были запрещены постановлением партийных органов.

Но все же через некоторое время ситуация стала меняться. В 1988 году известные советские писатели и поэты Д. Симанович, В. Быков и А. Вознесенский отправили в газету «Советская культура» открытое письмо с предложением открыть музей имени Шагала. Эту же тему поднял академик Д. С. Лихачев в мае 1989 года в письме первому секретарю ЦК КПСС Белоруссии.

23 сентября 1991 указ открыть дом-музей Марка Шагала все-таки вышел. Но случилось это уже после распада Советского Союза,  и реализация этого указа сильно затянулась. Экспозиция для посетителей была открыта только в июле 1997 года — открытие приурочили к 110-летию со дня рождения художника.

Интерьер дома был реконструирован по архивным документам. В пяти небольших комнатах представлены предметы быта рубежа XIX — XX веков, а также копии архивных документов, фотографий и работ художника, рассказывающие о его жизни и о жизни его семьи — родителей и других ближайших родственников, о быте и их семейном укладе.

Как я уже говорила, фотографировать в музее было нельзя, но я все-таки нашла несколько фотографий с интерьерами музея в сети:


фото отсюда


фото отсюда


фото отсюда

Во дворе музея разбит сад и стоит памятник Марку Шагалу, который называется «Витебская мелодия на французской скрипке»

Здесь художник изображен со скрипкой, гриф которой выполнен в виде Эйфелевой башни, а с корпуса инструмента поднимаются дома и храмы Витебска, которые Шагал так любил изображать на своих картинах.

И в конце я хочу привести репродукции некоторых картин Шагала с видами его любимого Витебска. (К музею они прямого отношения не имеют. Привожу их просто для иллюстрации..)

Марк Шагал. Над Витебском. 1914

Марк Шагал. Над городом. 1918

Марк Шагал. Синий дом. 1917

Некоторые виды города узнаваемы и сейчас. В этом можно убедиться посмотрев предыдущую мою публикацию, посвященную Витебску
Поездка в Витебск. Часть 1. Небольшая прогулка по городу.

Добавлю лишь, что пост сделала, используя материалы следующих сайтов:

Сайт Музея Марка Шагала в Витебске
Страничка Марка Шагала на Викепедии
Витебская энциклопедия

Віцебскі музей Марка Шагала — Вікіпедыя

Віцебскі музей Марка Шагала — музей у Віцебску, прысвечаны жыццю і творчасці Марка Шагала заснаваны паводле рашэння Віцебскага гарвыканкама ад 23 кастрычніка 1991 г. У 1994 г. уключаны ў склад гарадскога Цэнтра культуры і вольнага часу як структурнае падраздзяленне, у 1996 г. як самастойная адзінка ўвайшоў у склад аддзела культуры Віцебскага гарвыканкама. 3 28 снежня 2007 г. установа культуры «Музей Марка Шагала ў Віцебску». Дырэктар І. С. Воранава.

Асноўны фонд музея (2008) налічвае 4996 адзінак захоўвання, навукова-дапаможны — 490 адзінак. Агульная плошча экспазіцый 294 м². Мае 5 экспазіцыйных і 4 выставачныя залы. Музей размяшчаецца ў 2 будынках.

Арт-цэнтр Марка Шагала

«Арт-цэнтр Марка Шагала» (вул. Путна, 2) адкрыты ў 1992 г. Тут пастаянна праводзяцца выстаўкі графічных прац М. Шагала з калекцыі музея: дрэварыты, афорты, акватынты, серыя ілюстрацый да паэмы-рамана М. Гогаля «Мёртвыя душы» (1923-25 гг.), серыі каляровых літаграфій на тэму Бібліі, створаных у 1956 г. і 1960 г., цыкл «12 каленаў Ізраіля» (1960 г.) і інш. У музеі таксама зберагаецца калекцыя друкаванай графікі мастакоў еўрапейскага авангарда (працы Ж. Міро, П. Пікаса, Ф. Лежэ і інш.). У будынку Арт-цэнтра створана навуковая бібліятэка, прысвечаная творчасці М. Шагала і мастакоў авангарда, якая налічвае больш за 3,5 тыс. выданняў.

Дом-музей Марка Шагала

«Дом-музей Марка Шагала» (вул. Пакроўская, 11) адкрыты ў 1997 г. і знаходзіцца ў доме, які на пачатку 1900-х г. узвёў бацька мастака. Тут М. Шагал правёў свае юнацкія гады; пра гэты перыяд ён напісаў у аўтабіяграфічнай кнізе «Маё жыццё». Экспануюцца прадметы побыту гараджан мяжы 19—20 ст., а таксама копіі архіўных дакументаў і прац мастака, якія расказваюць пра яго гады жыцця і сям’і бацькоў у Віцебску.

  • Музей Марка Шагала // Шагал і Віцебск : альбом / Л. У. Хмяльніцкая. — Мн., 2006. — С. 6—9.
  • Музей Марка Шагала // Памяць: гісторыка-дакументальная хроніка Віцебска : у 2 кн. / рэдкал.: Г. П. Пашкоў [і інш.]; склад. А. І. Мацяюн; маст. Э. Э. Жакевіч. — Мн., 2003. — Кн. 2. — С. 646—647.

Бібліяграфія[правіць | правіць зыходнік]

  • Шишанов В. Имена в списках // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2000. № 2. С.4.
  • Шишанов В. «Школа и революция» // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2000. № 2. С.5-8.
  • Шишанов В. Яков Розенфельд: превратности судьбы // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2001. № 1 (3). С.5-6.
  • Родити Э. Диалоги об искусстве: Марк Шагал / Вступление и комментарии В. Шишанов. Перевод с немецкого А.Белодед// Бюллетень Музея Марка Шагала. 2002. № 1 (7). — С.6—13.
  • Шишанов В. А. Транслингвистическая порча [Рец. на книги: Шагал Б. Горящие огни: Пер. с фр. Н. Мавлевич. — М.: Текст, 2001. 351 с.: ил. Шагал Б. Горящие светильники: Пер. с нем. Г. Снежинская. СПб.: Лимбус Пресс, 2001. 224 с.] // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2002. № 2(8). С.17-19. [1]
  • Шишанов В. А. «Если уж быть министром…» // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2003. № 2(10). — С. 9—11.
  • Письмо Марка Шагала к Соломону Гершову / Вступление и публикация В. Шишанова. // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2003. № 2 (10). — С. 11.
  • Шишанов, В. А. «Наконец появился царь…» / В. А. Шишанов // Шагаловский международный ежегодник, 2008: сб. статей; под ред. А. М. Подлипского. — Витебск: Витеб. обл. тип., 2010. — С. 69 — 73. [2]
  • Факты из жизни Берты. Воспоминания Я. С. Розенфельда / Вступление и публикация В. Шишанова. // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2003. № 2 (10). — С. 11—13.
  • Шишанов В. Художественная жизнь Витебска на страницах изданий «Известия Витгубисполкома совучдепов», «Школа и революция», «Юный марсиянин» // Шагаловский сборник. Вып. 2. Материалы VI—IX Шагаловских чтений в Витебске (1996—1999). Витебск: Музей М. Шагала, 2004. — С. 121—124.
  • Шишанов В. Марк Шагал: этюды к биографии художника по архивным делам // Шагаловский сборник. Вып. 3. Материалы X—XIV Шагаловских чтений в Витебске (2000—2004). — Минск: «Рифтур», 2008. — С. 171—175.
  • Шишанов В. Материалы о Ю. М. Пэне в РГАЛИ // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2004. № 2(12). С.5-11.
  • Шишанов В. К вопросу о «первом опыте обращения к творчеству Шагала в местной печати» // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2004. № 2(12). С.12-16.
  • Шишанов, В. «Эти молодые люди были ярыми социалистами…». Участники революционного движения в окружении Марка Шагала и Беллы Розенфельд / В. А. Шишанов // Бюллетень Музея Марка Шагала. — 2005. — № 13. — С. 64 — 74.[3]
  • Шишанов В. Об утраченном портрете Марка Шагала работы Юрия Пэна] // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2006. № 14. С. 110—111.[4]
  • Шишанов, Валерий. Марк Шагал: Этюды к биографии художника по архивным делам
  • Шишанов В. А. Витебский музей современного искусства: история создания и коллекции. 1918—1941. Минск: Медисонт, 2007. — 144 с.[5];
  • Изобразительное искусство Витебска 1918—1923 гг. в местной периодической печати : библиограф. указ. и тексты публ. / сост. В. А. Шишанов. — Минск : Медисонт,2010. — 264 с.[6].
  • Шишанов В. А. Несколько строк из жизни Марка Шагала / В. А. Шишанов // Мишпоха. 2010. № 26. С. 46 — 50.[7]
Доклады, прозвучавшие на Шагаловских чтениях в 1991-2015 годах   

* отмечены доклады, опубликованные в «Шагаловских сборниках» либо «Бюллетене Музея Марка Шагала».

 

 

Азан-Брюне Натали, хранитель Музея искусства и истории Иудаизма (Париж, Франция).

Алешка Татьяна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы Белорусского государственного университета (Минск, Беларусь).

Апчинская Наталья, кандидат искусствоведения, заведующая сектором изобразительного искусства Музея народов Востока (Москва, Россия).  

 

Артханов Глеб (Минск, Беларусь).

Базан Любовь, искусствовед, директор музея Марка Шагала (Витебск, Беларусь). 

  • Театральные панно Марка Шагала для еврейского камерного театра в Москве (1993).
  • Музей Марка Шагала в Витебске (1994).
  • Марк Шагал: «Мои документы» (живопись 1914 — 1920 годов) (1995).

Барсукова Варвара, научный сотрудник Музея «Витебский Центр современного искусства» (Витебск, Беларусь).

  • Акции, посвященные ВНХУ, проведенные Центром современного искусства в период с 1998 по 2012 гг. (2012)

Бебрина Анна, музеевед (Витебск, Беларусь).

Берке Инесе, директор Музея истории города Екабпилс (Екабпилс, Латвия) 

Бессонова Марина, старший научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва, Россия).

Бляхман Борис, автор-исполнитель (Витебск, Беларусь). 

  • Песни, посвященные старому Витебску и Марку Шагалу (1993).

Бородулин Рыгор, поэт (Минск, Беларусь). 

  • В поэтический венок Марку Шагалу (Стихи М.Шагала в переводах на белорусский язык) (1991).
  • Постоялец небес (1992).*

Бохм-Дучен Моника, искусствовед, лектор, организатор выставок (Лондон, Великобритания).  

Брук Яков, кандидат искусствоведения, заведующий отделом научной каталогизации Государственной Третьяковской галереи (Москва, Россия).  

Бужинска Ирена, куратор выставок, Государственный художественный музей (Рига, Латвия). 

Быков Василь, народный писатель Беларуси (Минск, Беларусь). 

  • Слово о Шагале (1991).*
  • Художник. Наследие. Возрождение (1994).

Вакар Людмила, кандидат искусствоведения, доцент кафедры всеобщей истории и мировой культуры Витебского Государственного университета (Витебск, Беларусь).  

Васильева Элина, доктор филологии, Даугавпилсскийуниверситет (Даугавпилс, Латвия).

Вебер Анетте, профессор Высшей школы еврейских исследований (Гейдельберг, Германия).

  • Шагал и Германия (2002).

Виганд Герхард (Нинбург, Германия). 

  • «Круг содействия в Германии «Дом- музей Марка Шагала в Витебске». Проблемы и перспективы сотрудничества (1997).

Визегефер Ф., Хайнеке Урсула (Германия). 

  • Марк Шагал и Германия. Витражи в Майнце (1995).*

Володарский Всеволод, кандидат исторических наук, научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи (Москва, Россия). 

Ге Елена, старший научный сотрудник Музея «Витебский центр современного искусства» (Витебск, Беларусь). 

Герхарде-Упениеце Гинта, магистр искусствоведения, Национальный художественный музей Латвии (Рига, Латвия).

Глембоцкая Галина, старший научный сотрудник Львовской галереи искусств (Львов, Украина).

Голосов Виктор, ведущий научный сотрудник Витебского областного краеведческого музея (Витебск, Беларусь).  

Гольдманн Кристоф, профессор Геттингенского университета (Германия). 

Городецкий Виталий, президент Международной инициативной группы «Шагал 2012» (Лос-Анджелес, США).

Гугнин Николай, кандидат искусствоведения (Витебск, Беларусь). 

Денисов Владимир, ведущий научный сотрудник Национального исторического архива Беларуси (Минск, Беларусь).  

Дербина Галина, журналист, сценарист TV (Москва, Россия).  

Деркач Надежда, научный сотрудник отдела графики Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва, Россия).

  • Переписка Марка Шагала с Павлом Эттингером по материалам из архива П. Д. Эттингера в фондах ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва (2008).

Деркусова Ивета, магистр искусствоведения, хранитель графики конца XVIII — первой половины ХХ вв., Национальный художественный музей Латвии (Рига, Латвия).

Димент Галя, профессор литературы Университета штата Вашингтон в Сиэтле (Сиэтл, США).

Дубовска Инта, главный библиотекарь отдела по связям с общественностью Национальной библиотеки Латвии (Рига, Латвия).

Духовников Андрей, директор Музея «Витебский Центр современного искусства» (Витебск, Беларусь).

Евсеева Наталья, магистр искусствоведения, Национальный художественный музей Латвии (Рига, Латвия).

Емельянова Ирина, старший научный сотрудник Витебского художественного музея (Витебск, Беларусь).

Жигунов Е., Центр им. К. Малевича (Москва, Россия). 

  • Марк Шагал и Казимир Малевич (1991).

Заборов Михаил, искусствовед (Реховод, Израиль). 

 

Залетило Фарида, ассистент руководителя проекта по созданию Арт-центра Марка Ротко в Даугавпилсе (Даугавпилс, Латвия).

  • Некоторые секреты индивидуальной эстетики Марка Ротко.

Зауров Илья, переводчик, куратор выставок современного искусства (Франкфурт, Германия).

 

Иваницкий Станислав, заведующий отделом Государственной Третьяковской галереи (Москва, Россия).

  • О мифологизирующих тенденциях в творчестве Марка Шагала (1992).

 

Израитель Гарри (Бостон, США).

 

Иовлева Галина, заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи (Москва, Россия).

  • Витебск — мечта и сон Марка Шагала (1992).

 

Иоффе Эммануил, доктор исторических наук, профессор, академик Международной Академии изучения национальных меньшинств (Минск, Беларусь).

 

Исаков Геннадий, искусствовед, преподаватель Витебского Государственного университета (Витебск, Беларусь).

  • Реформирование Витебской художественной школы. 1922 — 1926 (1993).

 

Казовский Григорий, историк (Москва, Россия — Иерусалим, Израиль).

 

Кайм А., бургомистр г. Майнца (Германия).

  • Витражи Марка Шагала в церкви Св. Стефана в Майнце (1992).

 

Калинин Вольдемар, преподаватель Витебского областного института усовершенствования учителей

(Витебск, Беларусь).

  • В поэтический венок Марку Шагалу (стихи на цыганском языке) (1991).

Каменский Александр, доктор искусствоведения (Москва, Россия). 

Канарская Валентина, научный сотрудник музея Марка Шагала (Витебск, Беларусь). 

Карандашева Тамара, заведующая отделом зарубежного искусства Национального художественного музея Республики Беларусь (Минск, Беларусь).  

Карман Марина, старший научный сотрудник Музея «Витебский Центр современного искусства», магистр искусств (Витебск, Беларусь).

Карпекин Константин, главный хранитель фондов Государственного архива Витебской области (Витебск, Беларусь).

Кейзеров Николай, доктор философских наук (Москва, Россия). 

Кивель Изольда, старший преподаватель кафедры теории литературы Белорусского государственного университета (Минск, Беларусь).

Кириллова Валентина, директор Центра современного искусства (Витебск, Беларусь).

  • Марк Шагал — основатель Витебского народного художественного училища (1999).
  • Витебская художественная школа: диалог культур (2000).

 

Кичина Евгения, старший научный сотрудник Витебского областного краеведческого музея (Витебск, Беларусь).

 

Коматски Гюнтер, владелец галереи графики М. Шагала (Майлен, Швейцария).

Коробова Эра, старший научный сотрудник Госудраственного Эрмитажа (Санкт-Петербург, РОссия).

  •  Иосиф Бродский и Марк Шагал (2008).  

Коханко Владимир, заведующий отделом научного использования и публикации документов Учреждения «Государственный архив Витебской области» (Витебск, Беларусь).

Крамп Алан, профессор Университета искусств (Витватерсранд, Южно-Африканская Республика).  

 

Ламберга Даце, доктор искусствоведения, Национальный художественный музей Латвии (Рига, Латвия).

Ланг Адольф (Кассель, Германия).

  • Шагаловские шедевры в Германии (1997).

 

Лапушин Радислав (Минск, Беларусь).

 

Лебедева Елена, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи (Москва, Россия).

  • Витебские истоки искусства Марка Шагала (1992).*

Левин Ольга (Нетания, Израиль).

  • Две Беллы — две судьбы (2013).

Лейкинд Олег, заместитель директора Фонда им. Д.С. Лихачева, Северюхин Дмитрий, доктор искусствоведения, Фонд им. Д.С. Лихачева (Санкт-Петербург, Россия). 

Либина Мэри, искусствовед (Киев, Украина).

 

Лисов Александр, кандидат искусствоведения, преподаватель Витебского Государственного университета

(Витебск, Беларусь).

Лооде Оливер, руководитель консалтинговой компании по развитию туризма Consumetric (Таллинн, Эстония).

Максимовская Людмила, директор Музея истории Невеля (Невель, Россия ).

Мальцев Владимир (Минск, Беларусь).

 

Мамонова Ирина, искусствовед, член Международной ассоциации искусствоведов и критиков, куратор выставок С. Гершова (Санкт-Петербург, Россия).

Мандель Генрих, врач, меценат (Иррель, Германия).

 

Михайлюков Александр, архитектор предприятия «Витебскпроектреставрация» (Витебск, Беларусь).

  • Дом-музей Марка Шагала. Проблемный взгляд на перспективы реставрации (1996).

 

Михайлюков Александр, архитектор, Хмельницкая Людмила, историк (Витебск, Беларусь).

  • Мемориальный Дом-музей Марка Шагала как часть экомузея «Городская слобода». Постановка проблемы и концепция создания (1993).

 

Михневич Лариса, заведующая научным отделом Музея современного изобразительного искусства (Минск, Беларусь).

 

Мясоедова Светлана, ведущий архивист Учреждения «Государственный архив Витебской области» (Витебск, Беларусь).

Наливайко Людмила, старший научный сотрудник Национального художественного музея Республики Беларусь (Минск, Беларусь).

  • А. П. Ахола-Вало и революция (2001).

Нещадина Лилия, заместитель арт-директора галереи «Веллум» (Москва, Россия).

  • Моносзон А. И. — последователь  витебской художественной школы (2008)*.

Никифорович Ванкарем, писатель (Минск, Беларусь — Чикаго, США).

Пехович Игорь, актер, режиссер Московского театра на Таганке (Москва, Россия).

де Пикарда Гай (Лондон, Великобритания).

  • Иудейско-христианская символика в белорусском искусстве от Скорины до Шагала (1999).

Поку Рэм Элизабет, сотрудник Национального музея «Библейское Послание Марка Шагала» (Ницца, Франция).

  • Марк Шагал и Библия (1997).

Подлипский Аркадий, краевед (Витебск, Беларусь).

Райнер Мириам,  доктор искусствоведения, преподаватель отделения еврейского искусства Университета Бар-Илан в Рамат Гане (Иерусалим, Израиль).

Родионов Алексей (Санкт-Петербург, Россия) Рубинчик Ольга, внештатный сотрудник Института русской литературы (Пушкинского Дома) Российской Академии наук (Санкт-Петербург, Россия).

Рывкин Михаил, доцент Витебского Государственного университета (Витебск, Беларусь).

  • Родительский дом Марка Шагала (1991).

  • Новые документы о родительском доме Марка Шагала (1992).

Рывкин Михаил, Матвеева Римма (Витебск, Беларусь).

 

Симанович Давид, поэт, председатель Шагаловского комитета в Витебске, лауреат Шагаловской премии (Витебск, Беларусь).

Соколова Майя (Москва, Россия).

  • Переписка Марка Шагала и Александра Рома (1997).
Степанец Юлия, старший научный сотрудник музея Марка Шагала (Витебск, Беларусь). Толстой Андрей, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств (Москва, Россия).
  • Марк Шагал и московская выставка «Современное французское искусство» 1928 года (2000).
Трусова Елена, сотрудник Государственного архива Витебской области (Витебск, Беларусь). Усова Надежда, заместитель директора по науке Национального художественного музея Республики Беларусь (Минск, Беларусь).
  • Неизвестное письмо М. Шагала из архива-музея литературы и искусства Республики Беларусь (1995).
  • Судьба коллекции Ю. М. Пэна в годы войны и первые послевоенные десятилетия (2004). 
Ле Фолль Клер, доктор исторических наук (Париж, Франция). Федотова-Гершова Тамара (Санкт-Петербург, Россия). Форестье Сильви, Почетный директор Национального музея «Библейское Послание Марка Шагала» (Бордо, Франция).

Фудзита Томоко, филолог-русист (Хиросаки, Япония).

Хмельницкая Людмила, до 2014 г. директор Музея Марка Шагала, с 2015 г. — председатель Попечительского совета Музея Марка Шагала (Витебск, Беларусь).

  • О трех витебских пейзажах Марка Шагала (1994).*
  • Из истории Покровской улицы — родной улицы М. Шагала (1995).*
  • «Мою ладонь без свечки не оставь…» (к вопросу об истории витебских синагог) (1997).*
  • Из истории еврейской общины Витебска XVI-XVII веков (1998).*
  • Дом-музей Марка Шагала в Витебске: история, проблемы, перспективы (1999).*
  • Марк Шагал в художественной культуре Беларуси 1920-х — 1990-х годов (2000).*
  • Архитектурный пейзаж на работах Марка Шагала витебского периода (2002).*
  • Сентябрьский конфликт 1919 года в Народном художественном училище (новые архивные документы к биографии Марка Шагала) (2003).*
  • Новые сведения к биографии Беллы Розенфельд витебского периода (2003).*
  • Марк Шагал: годы учебы в Витебском городском училище (2004)*.
  • Витебское окружение Марка Шагала (Виктор Меклер, Тея Брахман, Оскар Мещанинов, Осип Цадкин, Михаил Либаков, Рувим Мазель) (2005).*
  • Сплетения судеб (Исаак Розенфельд, Софья Дымшиц-Толстая, Марк и Белла Шагалы) (2006).*
  • Марк Шагал и витебская масонская ложа (2007).*
  • К истории одной идеи Марка Шагала: от городского художественного музея к Музею современного искусства (2008)*
  • «Привал комедиантов»: первый театральный опыт Марка Шагала (2009)*.
  • Витебские годы Александра Ромма: председатель Комиссии по охране памятников (2010)*
  • Марк Шагал: «Мой болезненный «роман» с театром» (1918-1922) (2010)*
  • Социалисты (материалы к биографиям Ханы Розенфельд и Абрама Гинзбурга) (2011)*
  • Педагогическая деятельность Александра Ромма в Витебском Народном художественном училище в 1919-1922 гг. (2012)

  • Марк Шагал, Сандрар, Аполлинер, Робер и Соня Делоне в Париже в 1912-1914 годах (2013)*

  • К истории Витебской художественной выставки 1899 г. в пользу Общества попечения о детях (2014)*
  • К вопросу об участии Марка Шагала в оформлении революционных празднеств в Витебске (2015)*

Хмельницкая Людмила, директор Музея Марка Шагала (Витебск, Беларусь), Мейер-Грабер Мерет, вице-президент Шагаловского комитета в Париже (Берн, Швейцария).

  • Музей Марка Шагала в Витебске: некоторые итоги работы и планы на будущее (2001). 
Хмельницкая Людмила, директор Музея Марка Шагала,  Шишанов Валерий, научный сотрудник Музея Марка Шагала (Витебск, Беларусь).
  • К истории коллекций современного искусства в музеях Витебска (1918-1930-е годы) (2002).* 
Холодова Инна, научный сотрудник Витебского художественного музея (Витебск, Беларусь). Шатских Александра, доктор искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания (Москва, Россия).   Шеметова Тереза, главный специалист Даугавпилсского краеведческого и художественного музея (Даугавпилс, Латвия). Шерман Карлос (Минск, Беларусь).
  • Свет Шагала.* 
Шибеко Захар, директор Национального музея истории и культуры Беларуси (Минск, Беларусь). Шишанов Валерий, научный сотрудник музея Марка Шагала (Витебск, Беларусь). Шульман Аркадий, журналист, главный редактор журнала «Мишпоха» (Витебск, Беларусь).

Юдашкина Анна, журналист и литератор (Москва, Россия).

Юрьева Татьяна, доктор искусствоведения, профессор, директор Центра искусств им.  Дягилева (Санкт-Петербург, Россия).

  • Марк Шагал и синтетизм русского авангарда (2007).

 

 

 

Национальных музеев Приморских Альп

Музейные партнеры Национальный музей «Мой век» — Национальный музей и национальный музей США — Национальный музей археологии — Национальный музей Сен-Жермен-ан-ЛасМузей Национальный порт-королевский музей Национальный музей Клемансо и Латинский дворец Тассиньи де Мюльерон-ан-Паредс Ла Мезон БонапартМузей национальный Марк ШагалМузей национальный Фернан ЛежеМузей национальный Пикассо.La Guerre et la paixМузей национальной истории Туристический тур по городу Валлорис Гольф-Жуан

,

Национальных музеев Приморских Альп

Музейные партнеры Национальный музей «Мой век» — Национальный музей и национальный музей США — Национальный музей археологии — Национальный музей Сен-Жермен-ан-ЛасМузей Национальный порт-королевский музей Национальный музей Клемансо и Латинский дворец Тассиньи де Мюльерон-ан-Паредс Ла Мезон БонапартМузей национальный Марк ШагалМузей национальный Фернан ЛежеМузей национальный Пикассо.La Guerre et la paixМузей национальной истории Туристический тур по городу Валлорис Гольф-Жуан

,

музеев Марка Шагала

Искусство Марка Шагала вызвало широкий спектр мнения и эмоции у миллионов людей. Хотя признан за глубоко символические изображения включены в его картинах различные работы Шагала стали трудно классифицировать в определенный стиль. Уникальность художника подсказала многочисленная Марк Шагал музеи будут построены по всему миру.

Линкольн Центр — Нью-Йорк
Хотя не считается одним из устоявшихся Музеи Марка Шагала, вестибюль митрополита Оперный театр показывает некоторые из лучших шагала мозаичные фрески — безусловно, стоит посетить, когда в район Нью-Йорка.

Центральные учреждения Организации Объединенных Наций
Снова неофициальный музей, штаб-квартира Организации Объединенных Наций в нью-йорке есть захватывающий витраж созданный Шагалом.

Musee National Message Biblique Marc Chagall
Расположенный в Ницце, Франция, это возможно самый посещаемый из музеев Марка Шагала. Это открыт в 1973 году и был подарком французскому правительству. Шагал помог в разработке этого перманента дом для его художественной работы.Это может похвастаться двадцатью шагалами библейские картины, представляющие знакомые истории из Ветхого Завета.

Марк Шагал Музей в Витебск
Этот музей почитания Шагала, расположенный по адресу: 29 Покровская Улица, была основана в 1997 году в том, что когда-то было дом семьи Шагала. Хотя музей проводит только копии его работ, это имеет смысл для просмотра искусство в усадьбе художника.Незадолго до его смерть и до падения советского блока, Шагал считался персоной нон грата (нежелательно) в своей родной стране.

Tudeley Church
Расположенный в маленькой деревне Кент, Англия, это единственная церковь, которая имеет полный комплект окон художественное произведение из стекла, написанное Марком Шагалом.

Хотя работа Шагала заслуживает самой высокой оценки в музеях Марка Шагала, в следующих известных местах также выставлены некоторые из его картин:

  • Дворец Гарнье (Старый оперный театр) в Париже, Франция
  • Церковь св.Стефан в Майнце, Германия
  • Фраумюнстерское аббатство в Цюрихе, Швейцария
  • The Chase Tower Plaza в Чикаго, США

,

Биография Марка Шагала | Шагал

1903-1914

Отправляясь в Россию и открывая Париж,


Марк Шагал родился в Витебске (Беларусь, которая до сих пор была неотъемлемой частью Российской империи) 7 июля 1887 года.
Он был старшим из девяти детей в бедной еврейской семье — его отец был торговцем сельди.

Несмотря на то, что мир искусства далек от его скромного фона, он познакомился с живописью, когда ходил в мастерскую местного художника — Иегуда Пена — после того, как его средняя школа была прервана.Вскоре после этого он встретил Беллу, дочь скромных ювелиров, которая стала его невестой и источником вдохновения.

С 1907 по 1909 год он переехал в Санкт-Петербург, где поступил в несколько академий, а затем работал в студии Леона Бакста, сценографа Ballets Russes. Именно здесь он наткнулся на произведения парижского авангарда и начал мечтать о поездке в Париж.

Его мечта наконец осуществилась в 1911 году благодаря гранту адвоката Винавера.Это было началом его первой поездки в Париж, и его искусство приняло радикально новое направление, когда он принял открытия Авангарда — от фовизма до кубизма — для себя, осветив его цвета в процессе.
Шагал переехал в резиденцию художника, La Ruche, на Монпарнасе, где встретился с товарищами по парижской школе, художниками: Делоне, Леже, Сутин, Липшиц, Кисслинг, Архипенко, Модильяни; и писатели: Макс Джейкоб, Андре Салмон, Блез Сендрар и Гийом Аполлинер.

В 1912 и 1913 годах он выставлялся в Салоне Независимости и создавал свои первые шедевры (включая Голгофу, 1912, МоМА, Нью-Йорк и Посвящение Аполлинеру, 1912-1913, Эйндховен).

Его первая частная выставка состоялась в 1914 году в Берлине, организованная Хервартом Уолденом в галерее Der Sturm. Из Берлина он вернулся в Витебск, где война заставила его остаться на месте.

1914–1922

«Русские годы»


В 1915 году Шагал женился на Белле в Витебске, которая родила дочь Иду в 1916 году.
Художник выставлялся в Москве и Санкт-Петербурге и общался с интеллектуалами и художниками-авангардистами.

В 1917 году он поддерживал идеалы революции: евреям Российской империи наконец-то было предоставлено гражданство, и после назначения на должность директора Школы изящных искусств, а также витебского комиссара по изобразительным искусствам он полагал, что может измениться. менталитет через художественные практики. Но его вклад в первую годовщину революции был неверно истолкован новыми властями и учителями, которых он привез из Санкт-Петербурга и Москвы в свою школу, и Малевич, Лисицкий, Пуни и другие — все супрематисты — выступили против него, заставив его вне.

1920 поэтому он переехал в Москву, где работал над декорацией еврейского театра, теперь признанного шедевром его юности. Несмотря на его материальную борьбу, это был чрезвычайно плодотворный период для художника: в его картинах (Променад, 1917-18, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург — За городом, 1914-18, Третьяковская галерея, Москва — Явление, частная коллекция (Санкт-Петербург), с уверенными линиями и сильными, бледными цветами, он разработал личное видение, смешивающее фантазию и фантастику с заимствованиями из футуризма, кубизма и супрематизма.

В 1922 году он уехал из России в Берлин, где был признан благодаря работе Уолдена. Именно здесь он создал свои первые гравюры, для Ma vie, свою поэтическую автобиографию.

1923-1939

Межвоенный период в Париже


В 1923 году Шагал вернулся в Париж со своей семьей и начал работать у великого торговца произведениями искусства Воллара, который заказал ему иллюстрированные гравюры для мертвых Гоголя. Души и затем Басни Ла Фонтена.

Он путешествовал по Франции со своей семьей, изображая ее пейзажи на рисунках и множество восхитительных картин гуашью.

К 1930-м годам его художественное влияние стало больше отражаться на импрессионизме и возвращении к классицизму.

В 1931 году мэр Тель-Авива пригласил его в Палестину с целью создания Музея еврейского искусства. По возвращении он создал 40 картин гуашью, чтобы проиллюстрировать Библию в гравюрах, еще раз для Воллара. Теперь они выставлены в Национальном музее Марка Шагала во Франции.Он также путешествовал по Европе.

В 1935 году, после поездки в Польшу, где он получил полную меру антисемитских настроений, нацисты назвали его «вырожденным художником».

В 1937 году он, наконец, стал гражданином Франции при поддержке Жана Полана.
Он был частым посетителем салона Maritain и общался с писателями Бретоном, Делтеилом, Супо, Кокто, Реверди и Арландом, чьи работы он иллюстрировал.
Когда разразилась война, он нашел убежище в Горде, в свободной зоне, но в конечном итоге ему не оставалось ничего другого, кроме как покинуть оккупированную Францию ​​в 1941 году.
Его дочь Ида, несмотря ни на что, сумела переправить все работы из своей студии в Нью-Йорк, где он сделал свой дом.

1941-1947

Война и изгнание в США


В Нью-Йорке Шагал связался со многими друзьями, писателями и художниками, которые также были беженцами: Леже, Массон, Мондриан, Бернанос, Маритайн и Бретон. Он выставлен в галерее Пьера Матисса.

Он возобновил старые связи с русскими писателями, которые были отправлены в Нью-Йорк советским союзником.Разговор на идише с ними и обнаружение обширных американских снежных пейзажей, которые напоминали ему о пейзажах, в которых он вырос, разжигали вдохновение Шагала в России — даже несмотря на то, что его картины были отмечены войной и болью за судьбу евреев. Христос, который символизировал мученичество еврейского населения Европы, на какое-то время стал центральной фигурой в его картинах (Белое распятие, 1939, Чикагский художественный институт — Одержимость, 1943, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду).

В 1942 году он помог создать балетный Алеко в Мексике (музыка Чайковского), для которого он создал декорации и костюмы.

В 1944 году, когда наступал мир, Белла внезапно умерла. Несмотря на это, Шагал создал декорации и костюмы для Firebird (музыка Стравинского) год спустя и вскоре после этого встретил свою новую партнершу Вирджинию Хаггард.

К концу войны Шагал получил мировое признание: он посетил ретроспективы своей работы в Музее современного искусства в Нью-Йорке, а затем в Париже и других странах Европы.

1948-1985

Его возвращение во Францию ​​


В 1948 году Шагал вернулся в Париж, прежде чем купить дом в Вэнсе в 1950 году.

С тех пор, как его партнер Вирджиния Хаггард покинула его, в 1952 году он женился на Валентине Бродский, который тоже был русским евреем.

На юге Франции он начал заниматься техническими вопросами и работал с керамикой в ​​Ramiés в галерее Мадура в Валлори, в той же студии, что и Пикассо.

Благодаря дружбе с отцом Кутюрье он стал участвовать в программе церкви Нотр-Дам де Тут-Грас в Асси, где он создал большую керамическую фреску и свои первые витражи для крещения.

1955 год ознаменовал начало проекта по украшению часовен дю Кальвара в Ванс, который затем стал известен как цикл библейского послания.

За 20 лет художник выполнил бесчисленные важные общественные и частные поручения: витражи (например, в Меце, Реймсе, Иерусалиме, штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, Цюрихе и Майенсе), картины (потолок Национальной оперы Париж, расписные фрески в нью-йоркской Метрополитен-опера, гобелены мозаики (например, The Four Seasons, 1974, Чикаго) (например, гобелены гобеленов, которые он соткал для Кнессета — израильского парламента) и сценическая работа (сценография и костюмы для Дафнис и др.). Хлоя в Национальной Опере Парижа.

В то же время он создал большое количество литографий и гравюр для иллюстраций, особенно для Териады или его парижского торговца Эме Мета.

В 1966 году он передал библейское послание французскому государству, которое сначала было выставлено в Лувре, а затем вдохновило на создание музея в Ницце, которое было открыто в 1973 году в присутствии Шагала.

Он продолжал работать вплоть до своей смерти 28 марта 1985 года в Сен-Поль-де-Ванс, где он был похоронен.

.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *