Монрепо официальный сайт – ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ И ПРИРОДНЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «ПАРК МОНРЕПО»
История (владельцы) | ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ И ПРИРОДНЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «ПАРК МОНРЕПО»
Остров Твердыш, в северной части которого расположен музей-заповедник «Парк Монрепо», назывался раньше Замковым островом (швед. Slottsholmen, фин. Linnansaari). Когда Выборг входил в состав королевства Швеции, земля на острове принадлежала казне и управлялась наместником Выборгского замка.
В середине XVI в. здесь появилась коронная сельскохозяйственная усадьба Лилль Ладугорд (швед. Lill Ladugård, Малый Скотный двор). На месте будущего парка, в районе хутора Старый Выборг (швед. Gamla Wiborg, фин. Wanha Wiipuri) располагались выпасы, а также колодцы, за которыми присматривали жители хутора. Ядро Лилль Ладугорда находилось на пологом юго-восточном берегу острова, – напротив Выборгского замка, – в месте, занятом ныне русскими укреплениями Санкт-Аннен-Крон, возведение которых было начато вскоре после окончания Северной войны и включения Выборга в состав Российской империи.
Лилль Ладугорд в это время входил в число земель, пожалованных строителю укреплений инженеру А. де Кулону, бывшему с 1732 г. выборгским обер-комендантом. Владелец лишь получал с этой, остававшейся в запустении казённой земли доход в виде аренды, выплачиваемой магистратом за пользование выпасами и огородами.
Первым, кто превратил Лилль Ладугорд в жилую, обустроенную усадьбу, стал выборгский обер-комендант Пётр Алексеевич Ступишин (1718-1782), которому эта земля была отдана в потомственное пользование в 1760 г. Рядом с хутором Старый Выборг Ступишин возводит жилой дом и разбивает парк, названный им, по имени своей жены, Шарлоттенталь. Парк располагался в небольшой долине между современным Главным усадебным домом Монрепо и въездными воротами, и имел, вероятно, регулярную планировку.
После кончины Ступишина, оставившего большие долги, владельцем Лилль Ладугорда становится шурин великого князя Павла Петровича, Фридрих Вильгельм Карл герцог Вюртембергский (1754-1816), назначенный Екатериной II в 1784 г. выборгским генерал-губернатором. Свою загородную резиденцию в Лилль Ладугорде герцог Вюртембергский называет Монрепо (франц. Mon Repos, Место моего отдыха), строит там новый дом и расширяет парк в сторону побережья. Парк герцога Вюртембергского планировался как пейзажный, с извилистыми дорожками, дающими частую смену впечатлений, с подъёмами на обзорные площадки на вершинах прибрежных скал. В конце 1786 г., после конфликта с Екатериной II, герцог Вюртембергский вынужден был покинуть Россию.
В 1788 г. Монрепо приобретает в пользование секретарь великой княгини Марии Фёдоровны (сестры герцога Вюртембергского) барон Людвиг Генрих фон Николаи (1737-1820), немецкий поэт и писатель, один из воспитателей великого князя Павла Петровича, будущий президент (с 1798-го по 1803 гг.) Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге.
При Николаи жилой дом перестраивается по проекту итальянского живописца Джузеппе Антонио Мартинелли, в ансамбле с домом возводится Библиотечный флигель. Пейзажный парк расширяется до современных размеров, в течение двух десятилетий в нём ведутся работы по разбивке аллей, созданию берегоукреплений и набережных, возводятся павильоны, устраиваются гроты, устанавливаются скульптуры. К началу XIX в. парк обретает в целом тот облик, который позволил ему позднее занять своё место в ряду наиболее известных частных парков Европы. Концепцию своего парка Николаи излагает в поэме «Имение Монрепо в Финляндии», написанной им в 1804 г. и выдержавшей в течение XIX в. несколько изданий.
В 1801 г. император Александр I пожаловал Монрепо Людвигу Генриху фон Николаи в вечное и потомственное владение, и тот смог передать имение по наследству своему единственному сыну, Паулю фон Николаи (1777-1866), российскому дипломату. Опираясь на неосуществлённые замыслы отца, но претворяя их в жизнь сообразно собственному вкусу, Пауль придал парку Монрепо те черты, что до сих пор оказывают сильное эмоциональное воздействие на посетителей. Почти все памятники, сохранившиеся в Монрепо до наших дней, были созданы при Пауле фон Николаи:обелиск погибшим в сражениях с Наполеоном братьям де Бройлям, павильон источника Нарцисс, скульптура героя финских рун Вяйнямёйнена, псевдоготические въездные ворота (утраченные в 1950-е гг., но в 1982 г. воссозданные), а также капелла Людвигсбург, воздвигнутая Паулем в память об отце. В 1834 г. по утверждённому Сенатом прошению, поданному Паулем фон Николаи ради дальнейшего сохранения имения в целости, Монрепо становится заповедным непродажным имением баронского рода Николаи, с наследованием по праву первородства.
Старший сын Пауля, Николаус Арманд Мишель фон Николаи (1818-1869), бывший, как и отец, дипломатом, владел имением только три года. Ни он, ни наследовавший ему Пауль Эрнст Георг фон Николаи (1860-1919), вице-президент Всемирного студенческого христианского движения, не вносили в парк Монрепо существенных изменений. Исключением была лишь установка в 1873 г. новой скульптуры Вяйнямёйнена взамен разбитой вандалами первой, установленной Паулем фон Николаи ещё в 1831 г.
После революции в октябре 1917 г. и последовавшего за ней обретения Финляндией независимости семья Николаи остаётся в Монрепо. Территория имения в это время заметно сокращается, так как владельцы уступают большую часть земли городу Выборгу под развивающиеся посёлки. В собственности семьи остается усадьба, парк, лесной массив на северном побережье острова и небольшой дачный посёлок на восточной окраине имения. После смерти не оставившего наследника Пауля Эрнста Георга имение переходит его сёстрам, младшая из которых, София фон Николаи (1862-1943) выходит замуж за графа Константина фон дер Палена (1861-1923). Николаи и Палены жили в Монрепо до Второй Мировой войны, по результатам которой город Выборг отошёл к СССР.
В первые послевоенные годы территория бывшего имения Монрепо используется в качестве базы отдыха для военнослужащих. В 1952 г. Главный усадебный дом и Библиотечный флигель получают статус памятника архитектуры. В доме размещается Детский сад, а флигель отдаётся под многоквартирный жилой дом.
Монрепо становится парком культуры и отдыха (ЦПКиО) имени М. И. Калинина. К началу 1960-х гг. все деревянные парковые павильоны, а также скульптура, включая памятники на фамильном кладбище, были утрачены. В 1960 г. комплекс усадебных построек, парк и примыкающий лесной массив получают статус памятника истории и культуры республиканского значения. В доме, после вывода из него Детского сада, начинаются реставрационные работы.
В 1966-1967 гг. под руководством архитектора-реставратора Ирэн Александровны Хаустовой в Главном усадебном доме проводился капитальный ремонт с приспособлением под детский сад. При проведении ремонтно-реставрационных работ специалисты старались по возможности сохранить всё подлинное. «Именно поэтому в ходе реконструкции я почти ничего не трогала и убрала только одну перегородку, – сообщила в интервью Ирэн Хаустова. – Добиться увеличения вместимости здания удалось за счет освобождения первого этажа от подсобных помещений и размещения раздевалок в подвале» (Подробнее объём и описание работ того периода изложен в Проекте приспособления под детский сад в архивах Монрепо, а также в интервью И. Хаустовой, записанном пресс-службой музея-заповедника: http://www.parkmonrepos.org/content/v-dalekie-1960-e).
В 1976 г. производится ремонт накопительного бассейна источника Нарцисс, с установкой нового маскарона (в виде головы льва), отлитого по модели выборгской художницы Т. Архангельской. В 1981-1983 гг. в целях установления исторической дорожной сети парка и исследования фундаментов утраченных павильонов в Монрепо работает отряд Выборгской архитектурно-археологической экспедиции Ленинградского отделения института археологии АН СССР. В 1985 г. воссоздаются, по проекту В. В. Дмитриева, въездные ворота Монрепо.
Состояние парка, а также несоответствие между его историко-культурным значением и использованием в качестве ЦПКиО побудило инициативную группу общественных деятелей Выборга добиваться, при поддержке академика Д. С. Лихачёва, придания Монрепо статуса музея-заповедника. Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник «Парк Монрепо» был образован решением Совета министров РСФСР в 1988 г.
При пожаре 1989 г. в восточном крыле Главного усадебного дома и флигеле сгорели потолочные перекрытия и частично обгорели венцы сруба. Утрачена веранда на восточном торце дома. В период до 2009 г. была заменена кровля, осушены подвалы, укреплены стены с росписями Большой залы, заменена часть тёсовой обшивки, реставрирован портик.
В настоящее время на исторической части парковой территории объекта культурного наследия «Комплекс усадебных домов и парковых сооружений (бывший парк «Монрепо») XVIII-XIX вв.» ведутся реставрационные работы, срок реализации которых запланирован в июне 2019 года
www.parkmonrepos.org
Как добраться | ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ И ПРИРОДНЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «ПАРК МОНРЕПО»
Автобус
Из Санкт-Петербурга: на автобусах № 850, 859 от станций метро «Девяткино» и «Парнас».
В Выборге: проезд от железнодорожного вокзала и автовокзала автобусами №1/6
Личный транспорт
Автомагистраль Е-18, М-10 Санкт-Петербург – Хельсинки до г. Выборг (140 км)
Железная дорога
Электрички с Финляндского вокзала Санкт-Петербурга;
Поезд Москва-Хельсинки.
Номера служб такси Выборга
001 +7 (911) 257-34-57
007 +7 (81378) 2-40-04 +7 (921) 652-12-56
Арт +7 (81378) 2-07-00
Барс +7 (81378) 2-50-00 +7 (921) 592-26-55 +7 (964) 333-77-66
Блюз +7 (81378) 5-99-55 +7 (81378) 5-99-77 +7 (911) 138-15-25 +7 (921) 420-59-55
Везунчик +7 (81378) 3-44-22 +7 (81378) 9-66-96 +7 (931) 237-03-07 +7 (905) 236-46-46
Вокзал +7 (81378) 9-27-03 +7 (931) 352-85-25 +7 (952) 665-99-91
Выборгское +7 (812) 337-93-37
Гепард +7 (81378) 5-05-00 +7 (81378) 5-08-88 +7 (921) 552-25-55
Круиз +7 (921) 570-77-31
Комфорт +7 (81378) 2-30-30 +7 (81378) 2-33-22 +7 (964) 383-33-13
Марабу +7 (81378) 3-08-00 +7 (812) 958-48-48
Ночная звезда +7 (81378) 2-50-10
Огонек +7 (81378) 5-98-88 +7 (921) 913-07-00
Сити +7 (81378) 9-13-00 +7 (911) 72-72-072 +7 (911) 72-72-172
Тройка +7 (81378) 3-33-33 +7 (921) 792-10-33
Шанс +7 (81378) 3-00-90
Экспресс +7 (81378) 6-98-23 +7 (931) 349-25-58 +7 (952) 272-61-46
Правила посещения | ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ И ПРИРОДНЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «ПАРК МОНРЕПО»
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ПАРКА НА ПЕРИОД РЕСТАВРАЦИИ
• Посещение территории Парка рекомендуется в удобной, закрытой обуви на низком каблуке.
• Заходить за ограждения и сигнальные ленты ЗАПРЕЩЕНО.
• Нахождение на территории строительных площадок ЗАПРЕЩЕНО.
• Передвижение без сопровождения представителя Генподрядчика по территории, где ведутся строительные работы или совершать любые иные действия, нарушающие требования техники безопасности; покидать сопровождающих лиц и самовольно передвигаться по территории строительной площадки ЗАПРЕЩЕНО.
• При самостоятельном передвижении по дорогам и при пересечении их выбрать маршрут передвижения от одного места работ до другого с соблюдением мер личной безопасности. Если на маршруте движения есть (или появились) опасные участки, то выбрать обходной путь.
• Запрещается приближаться на небезопасное расстояние и прикасаться к оголенным электрическим проводам и кабелям. Электротравматизм имеет место при непосредственном прикосновении человека к открытым токонесущим проводам и устройствам, а также к металлическим частям установок и конструкций, которые могут оказаться под напряжением и, если повреждено или отсутствует заземление, то тело человека служит проводником электрического тока и следствие этого – электротравма.
• Запрещается приближаться к движущимся частям и механизмам, строительной технике, открытым (без ограждения) котлованам.
• Находится на территории в состоянии алкогольного и/или наркотического опьянения строго запрещается.
• При нахождении вблизи грузоподъемных механизмов для предупреждения несчастного случая (обрыв троса или падение груза) обратить внимание на установленную охранную зону вокруг такого механизма, площадь которой зависит от радиуса его действия, но не менее 5 м. В пределах этой зоны во время работы механизма никто не должен находиться.
• По территории передвигаются строительная техника и автомобили, поэтому необходимо выполнять все правила уличного движения и обращать внимание на дорожные и строительные знаки.
• В местах пересечения траншей, ям, канав переход осуществлять только по установленным переходным мостикам огражденных с обеих сторон перилами, со сплошной обшивкой внизу и с дополнительной ограждающей планкой на высоте 0,5 метра от настила.
Строительная площадка — объект повышенной опасности, настоятельно рекомендуем неукоснительно соблюдать требования, изложенные в настоящих Правилах.
P.S.: С подробными Правилами посещения музея-заповедника можно познакомиться на этой же странице в прикрепленных файлах внизу.
Отвечая на самые часто задаваемые вопросы, отвечаем, что согласно пункту 7.2 данных Правил, на территории музея-заповедника запрещен выгул домашних животных всех видов, за исключением собак-поводырей и служебных собак, и согласно пункту 9.3, в парке запрещено передвижение на лыжах, велосипедах, а так же любых других видах транспорта
www.parkmonrepos.org
Описание всех объектов | ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ И ПРИРОДНЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «ПАРК МОНРЕПО»
«Проводница рассказывала нам, что вода источника славится целебною силою, вкусом и свежестью. Действительно, я такой воды отроду не пивала». Это, пожалуй, самое известное упоминание об источнике. В своих воспоминаниях его оставила Анна Керн, побывавшая в Монрепо в 1829 году. «Она холодна, чиста, как горный хрусталь и много имеет в себе живительного. У источника роскошный куст роз», — писала она через много лет после посещения парка.
Проводницей Анны Керн и ее спутников — композитора Михаила Глинки, литератора Ореста Сомова и близкого
друга Пушкина поэта Антона Дельвига была дочь синьора Мотти, владельца выборгской гостиницы, в которой остановилась Анна Керн с друзьями. Сеньорита Мотти сказала правду: у местных жителей вода источника действительно славилась как обладающая целительной силой — старинное предание наделило ее способностью исцелять глазные болезни.
Есть предположение, что первым названием источника было «Сильмя» («silmä», фин. «глаз»). Тогда понятно почему, создавая Монрепо, Л.Г. Николаи назвал родник «Источник Сильмии». А уже затем появилось название «Нарцисс»…
Возможно, что и предание о возникновении подземного ключа, рассказанное Людвигом Генрихом Николаи в поэме «Имение Монрепо в Финляндии. 1804», есть поэтическое переложение и переосмысление старинной народной легенды.
Вот что рассказал нам поэт Николаи:
«Жила когда-то в этих местах прекрасная нимфа Сильмия. Однажды увидел ее пастух Ларс и полюбил. Но Сильмия его любви не замечала. Обреченный на страдания, проливал Ларс горькие слезы, тоскуя от безответной любви. Никто не знал, в чем причина несчастий бедного пастуха. Только одному, самому близкому другу доверил он свой тайну. Душевные страдания Ларса были так велики, столько слез выплакал он, что в конце концов его поразила слепота. И тогда товарищ, поверенный в сердечных делах друга, разыскал Сильмию и рассказал ей об этом.
Когда нимфа Сильмия узнала, что это она стала причиной всех бед Ларса, то обратилась к Солнцу с просьбой исцелить бедного пастуха. (Вспомним, что, в греческой мифологии нимфы — обладательницы древней мудрости, тайн жизни и смерти, они врачуют и исцеляют). И в то же мгновение из скалы забил чудесный ключ, струящийся на восток. По древним финским поверьям, вода такого источника способна возвращать зрение. Ларс умылся целебной водой, и… вновь белый свет предстал ему во всем своем разнообразии. Ларс стал искать Сильмию, чтобы поблагодарить ее за спасение. Но не нашел… И не мог найти… («О, Солнце, — произнесла Сильмия, — пусть очи, полюбившие меня, снова увидят твой свет!..» И в то же мгновение она превратилась в родник…) Каждый день приходил Ларс к источнику со скромным подношением в благодарность за исцеление… И казалось Ларсу, что в его журчании он слышит голос Сильмии…»
Эта традиция сохранилась. До сих пор принято бросать монетки в небольшой гранитный бассейн, в который грустно глядится бронзовый лев, как приношение нимфе Сильме.
Считается, что только после этого источник обретет целебную силу, и тогда можно умыться его водой, которая поступает из-под земли во второй бассейн, обрамляющий первый.
А название «Нарцисс» источник действительно получил позднее. Скорее всего, это случилось, когда владельцем Монрепо стал Пауль Николаи. Что же касается павильона, украшающего источник, то он был выполнен по проекту Огюста Монферрана в 1820-х годах.
В 1974 году по проекту В.В.Дмитриева проводились реставрационные работы. Были восстановлены решетка (вместо чугунной — стальная с литыми элементами из алюминия) и львиная маска (автор модели Татьяна Архангельская).
www.parkmonrepos.org
Главный усадебный дом | ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ И ПРИРОДНЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «ПАРК МОНРЕПО»
Усадебный дом перестраивался по проекту близкого друга Николаи Джузеппе Антонио Мартинелли. Мартинелли более двадцати лет занимал должность хранителя картинной галереи Эрмитажа. Выйдя в 1796 году в отставку, он поселился в Монрепо и стал помогать Николаи в создании парка.
«Это будет очаровательный дом, очень удобный, выполненный с прекрасным вкусом, по крайней мере, во всем Выборге не будет подобного», — писала в одном из писем жена Л.Г. Николаи Иоганна.
Таким он и получился: красивым и уютным, «во вкусе Палладио», так любимом Людвигом Генрихом Николаи. (Андреа Палладио (1508-1580) — великий итальянский архитектор позднего Возрождения. В основе его стиля лежат строгое следование симметрии, учет перспективы и заимствование принципов клас-сической храмовой архитектуры Древней Греции и Рима.) За счет двух флигелей, спроектированных Мартинелли, увеличилось внутреннее пространство здания. В доме проявляются: «Белая (семейная) гостиная», где собирались родственники и друзья, бильярдная, «Царская комната», украшенная портретами Екатерины II, Павла I, его супруги Марии Федоровны, «Большая зала» — самое торжественное помещение
потолок которой украсил большой плафон работы придворного художника Якоба Меттенляйтера на античные темы. В восточном флигеле Людвиг Генрих Николаи устраивает свой кабинет. Здесь им была написана поэма «Имение Монрепо в Финляндии. 1804». В ней поэт Николаи приглашает читателей в путешествие по своему парку, рассказывает о том, что подвигло его на создание того или иного паркового сюжета. Перед домом был разбит небольшой садик регулярного стиля. От крыльца к нему вела трехмаршевая лестница. Позднее, в 20-х годах XIX столетия, к дому пристраивается четырехугольный портик с четырьмя колоннами и треугольным фронтоном.
Основные работы по перестройке усадебного дома были завершены к 1804 году. За два года до этого скончался Джузеппе Антонио Мартинелли. Завершал работы по его чертежам Александр Павлов.
Главный усадебный дом стал не просто композиционным центром, но и средоточием семейной и духовной жизни не-скольких поколений Николаи, относившихся с трогательной любовью к своему родовому имению.
Все изменилось в 1945 году, когда в усадебном доме открылся Дом отдыха Военно-электротехнической академии связи имени С.М. Буденного. (С 1917 года Выборг — часть независимой Финляндии, после Второй мировой войны город вошел в состав Советского Союза). Затем в усадебном доме разместился детский сад «Лесная сказка». Во время ремонта 1966-1967 годов про-водилась перепланировка здания, результатом которой стала утрата части старых конструкций. В самом парке в это время размещался Центральный парк культуры и отдыха имени М.И. Калинина.
Почти пять десятилетий бывшее имение Николаи использовалось как место массовых гуляний и спортивных соревнований. В уникальном пейзажном парке, лишенном должного ухода, стали происходить необратимые изменения…
Только в 1988 году, благодаря стараниям выборгской общественности и поддержке академика Дмитрия Сергеевича Лихачева был создан музей-заповедник «Парк Монрепо».
Но и после создания музея-заповедника злоключения Главного усадебного дома не закончились. При пожаре 1989 года в восточном крыле дома и флигеле сгорели потолочные перекрытия и частично обгорели венцы сруба.
Сейчас Главный усадебный дом, памятник эпохи классицизма, находится в стадии реставрации.
www.parkmonrepos.org
Остров Людвигштайн | ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ И ПРИРОДНЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «ПАРК МОНРЕПО»
Капелла появилась в парке в 20-х годах девятнадцатого столетия. Автор проекта – английский архитектор Чарльз Хиткот Тэтам. Эрмитаж, Эрихштайн, Людвигштайн — так в разное время назывался этот гранитный остров. Первые два названия дал ему Л.Г. Николаи. С Эрихштайном связана легенда о шведском короле Эрике XIV. Реальный персонаж шведской истории король Эрик XIV поэтической фантазией Людвига Генриха Николаи был превращен в одного из героев Монрепо — короля Эриха. Как написал Николаи в своей поэме «Имение Монрепо в Финляндии. 1804», король Эрих был заточен своими братьями в замке на скале. Девять лет вынашивал Эрих планы мести, но на десятый год коварные братья отравили короля. И вот теперь каждую полночь дух короля Эриха бродит по гранитному острову, гремит кандалами и страшно воет, пугая всех вокруг…
Еще не было замка, но уже была легенда — литературная «почва».
И уже затем на этом легендарном поэтическом «черноземе» выросла, увенчанная четырьмя башенками, капелла в неоготическом стиле. Случилось это при Пауле Николаи. Людвигштайном остров стал после того, как в его каменный
склеп с кладбища в поселке Сорвали (ныне пос. Гвардейский) были перенесены останки Людвига Генриха и Иоганны Людвигштайн Николаи, скончавшихся в 1820 году. Остров Людвигштайн стал семейным некрополем Николаи. В склепах острова в течение многих лет находили последний приют представители этого славного рода. Здесь, рядом со своей супругой Александриной Симплицией (1787-1824), в 1866 году был похоронен Пауль Николаи.
На Людвигштайне была также установлена урна в память о близком друге Л.Г. Николаи — Франце Германе Лафермьере.
В послевоенный период истории парка фамильное кладбище было разрушено. В последние годы на острове Людвигштайн проводились восстановительные работы. Была восстановлена надгробная плита над могилой Пауля Эрнеста Георга Николаи (1860-1919), вице-президента Всемирного студенческого христианского союза.
В 1820-х годах Людвигштайн с берегом связывала паромная переправа. Паромная переправа была устроена по указанию Пауля Николаи. Благодаря ей, на остров, являвшийся закрытой территорией, не могли попасть посторонние посетители, осматривавшие парк.
В советский период паром был заменен на деревянный мост. В конце двадцатого века мост был разобран. Сегодня остров Людвигштайн закрыт для посещений
www.parkmonrepos.org