Монгольские юрты – Устройство монгольской юрты — как выглядит гэр внутри и снаружи

Устройство монгольской юрты - как выглядит гэр внутри и снаружи

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Монголия – как много в этом слове. Воображение сразу же рисует картину: простирается бескрайняя степь, слышится топот копыт, а вдалеке виднеется уютный круглый домик, из которого вверх бежит струйка дыма. Эта статья расскажет про устройство монгольской юрты – как она выглядит, из чего изготавливается, как расставляется мебель и утварь.

Содержание:

Что такое монгольская юрта и как она выглядит
Юрта: взгляд изнутри
В гости к монголам: как правильно себя вести
Заключение

Также вы узнаете, где находится мужская часть, а где – женская, когда наступает час тигра, как определить время в юрте без часов и как оказаться желанным гостем, почувствовав на себе радушие монголов.

Что такое монгольская юрта и как она выглядит

Великие путешественники истории – выходцы из Европы, такие как Марко Поло, Вильгельм де Рубрук, в своих поездках через Монголию встречались с целыми кочующими городами и бесконечно ими поражались.

Рубрук вспоминал:

«Дом, в котором они спят, они ставят на колеса, стенами его служат плетеные прутья, сходящиеся кверху в виде маленького колеса, из которого поднимается ввысь шейка, наподобие печной трубы

В это трудно поверить, но даже сейчас, в эпоху интернета, трансатлантических корпораций и квартир в высоченных многоэтажках, большинство населения Монголии живет в юртах. Жители Улан-Батора – современного мегаполиса – и те испытывают непоколебимую любовь к юртам, и поэтому даже в городах есть целые кварталы, где люди живут в этих компактных домиках.

Сельские жители же который век живут по неизменным традициям. Они, гонимые погодой и состоянием пастбищ, с весны до осени кочуют с места на место. Иногда приходится перебираться по несколько раз в месяц.

Но это не составляет для них труда, ведь два человека могут с легкостью разобрать и так же легко и быстро собрать юрту или, как они сами ее называют, гэр. Эта конструкция может поместиться на двух верблюдах, а мебель и весь остальной скарб – на повозке, запряженной быком.

Своей прочностью и одновременной легкостью гэр обязан материалам, из которых изготавливается: дереву для каркаса, войлоку и коже. Деревянный каркас состоит из нескольких решетчатых стен — хан. От количества этих стен зависят размеры юрты.

Их может быть 6 или 8 – тогда это гэр среднего размера. А если стен 12, то это большой гэр, который, скорее всего, принадлежит зажиточному хозяину.

Наверху, в центре, устанавливается дымовое отверстие – тооно. Через него выходит наружу дым и проходит солнечный свет, ведь окон нет. Тооно соединяется со стенами специальными жердочками – уни. В итоге получается крыша в виде конуса.

Весь каркас сверху накрывают полотнами из войлока: летом – в один слой, зимой – в два – после чего обматывают веревками из кожи или конского волоса. Это делается для устойчивости конструкции, которая постоянно подвергается набегам порывистых степных ветров.

Юрта: взгляд изнутри

Монгольские гэры поддаются одной простой закономерности: их вход всегда находится на юге. Это делается не из-за каких-то древних суеверий, а из соображений практичности.

Дело в том, что вплоть до начала XX монголы не использовали наручные часы или будильники. Для них дом – это универсальные солнечные часы. Благодаря стенам особенного строения всегда можно было безошибочно определить время.

Самое почетное место внутри юрты – это север, прямо напротив входа. Здесь стоит алтарь с самым драгоценным: скульптуры богов из позолоты, серебра или меди, их изображения, лампады и другая религиозная атрибутика. Здесь же принимают самых важных гостей.

Западная сторона, которая находится слева от двери, традиционно считается мужской. Здесь располагается кровать хозяина дома и его жены, а также предметы, необходимые для истинно мужских занятий: снаряжение для охоты, седла, упряжки для скота, бурдюки для кумыса.

Справа от двери, на востоке, – женская сторона. Тут стоит кровать старшей незамужней женщины в семье (это может быть сестра или дочь главы семейства), около входа – мебель с кухонной утварью, посудой, ведрами, едой и другими вещами, которые использует женщина в домашнем хозяйстве.

Самое уютное и теплое во всех смыслах слова место в – в центре. Здесь находится очаг, печь, вокруг которого собираются все члены семьи. Он для всех имеет сакральный смысл, а три больших камня, которые составляют его первоочередную основу кочуют вместе с хозяевами и устанавливаются первыми при каждом перемещении.

Кроме этого, в юрте гармонично расставляют остальные кровати, шкафы, буфет, умывальник, сундуки, столы. На пол стелются ковры из войлока, специальные коврики или низкие стулья для сидения, а все внутреннее убранство пестрит необычными деталями, которые присущи именно монгольскому жилищу.

Изделия из шерсти и яркой ткани, вышивка, оригинальные орнаменты, плетеные вещицы – все это часто хозяйка делала своими руками, чем привносила неповторимый уют и самобытность в дом.

Обеспеченные люди могут иметь не один гэр. Рядом с домом хозяина могут находиться юрты, например, для гостей или новобрачных. Их жилища отличались безупречным белым войлочным покрытием, пышным внутренним убранством, богатыми коврами, более изящной посудой.

Интересно, что монголы с особенной трепетной любовью относятся к животным, настоящим и мифическим. Они даже определенные часы и соответствующие им стороны света, а значит – юрты, называют в честь животных.

Настал час зайца – восточная сторона (6 утра), а, значит, пора выгонять скот на пастбище. Его сменил дракон (8 утра), и время вскипятить молоко и начинать уборку. И так целый день, пока не придет время курицы (18 часов) – момент дойки, после которого можно было отдохнуть до следующего часа тигра (4 утра).

В гости к монголам: как правильно себя вести

Монголы – удивительно приветливый и гостеприимный народ. Они, услышав даже неожиданных гостей, готовы бросить все дела и сломя голову кинуться им навстречу. Но если вы споткнетесь о порог, все радушие хозяев мигом пропадет – издревле считалось, что это удел человека с плохими намерениями.

И это не пережитки прошлого,  некоторые правила стоит помнить даже сейчас, когда собираешься войти в монгольскую юрту:

  • Оружие нужно оставлять за порогом, а нож доставать из ножен.
  • Прикоснуться к притолоке двери правой рукой – показатель благих намерений.
  • Не принято входить не просто без спроса хозяев, а даже тихо, неслышно – обязательно стоит известить их о своем приходе.
  • Порог – важная часть. Через него нельзя здороваться, разговаривать, на него нельзя наступать, там нельзя сидеть. Сначала нужно просунуть голову, а потом переступить через порог.
  • Не следует заносить пустую посуду, предметы для работы на земле и вообще какую-то поклажу.
  • Нельзя выносить или давать кому-то огонь из очага или молоко – считается, что так может уйти счастье.
  • Так же, как и в русском суеверии, запрещается свистеть в доме – это действует как  призыв демонов и прочих нечистых сил.
  • Не стоит делать фото без разрешения хозяев.

Даже если какие-то правила поведения гостей могут показаться бессмысленными, смешными или нелепыми, стоит чтить традиции другой нации, уважать ее культуру – ведь именно в этом заключается взаимопонимание и дружба народов.

Заключение

Для монголов юрта – это их маленький мир. Тут они рождаются и умирают, тут есть мужское и женское начало, тут тигр начинает, а курица заканчивает их день, тут они принимают гостей и делят горести и радости  с родными возле семейного очага.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Поддержите блог — присоединяйтесь к нам в социальных сетях, и будем искать истину вместе.

o-buddizme.ru

Таинственный мир монгольской юрты

Что мы, жители мегаполисов, знаем о кочевниках? Только то, что это народ, который все время перемещается по степи или пустыне с одного места на другое и ведет почти дикий образ жизни. А некоторые думают, что кочевники – это какие-то персонажи древних веков из исторических книжек.

«Вперед за звездой кочевой»

На самом деле кочевники есть и в наши дни, причем их не так уж и мало. Они кочуют по степям Азии и Монголии, высокогорьям Тибета, по тундрам Америки и России, пасут скот в пустынях Ближнего Востока и Африки. Кочевничество – это целый пласт человеческой культуры, который и сейчас существует на нашей планете, но люди мало знают о нем.

Одна из крупнейших сохранившихся кочевых культур в мире – монгольские животноводы. На протяжении многих столетий монголы жили в степях и выпасали скот на сочных лугах. Поскольку животные постоянно нуждались в новых пастбищах, скотоводы были вынуждены несколько раз в год перемещаться с одного места на другое.

Кочевники гордятся своей культурой. Для них характерна особая ментальность, особое восприятие времени и пространства, обычаи гостеприимства, неприхотливость, выносливость, культовое отношение к скоту — главному источнику существования. И считается престижным кочевать и в сегодняшнем мире – каждый мальчишка мечтает стать скотоводом-кочевником, чтобы почувствовать себя повелителем степи.

В то же время современные кочевники давно приобщились к благам цивилизации. В Монголии почти у каждой юрты стоит спутниковая тарелка, а внутри есть DVD, телевизор и генератор, который все это поддерживает.

В этом и состоит кажущаяся парадоксальность кочевого существования: соблюдать заветы предков и их традиции, совершать жертвоприношения, разводить животных, жить в юртах, кочевать по маршрутам, установленным для каждого рода – но при этом использовать современные достижения технического прогресса.

Монгольская юрта

Традиционное жилище кочевника — легкая разборная юрта, которая легко перевозится с места на место и быстро собирается. Войлочная юрта (гэр) с давних пор служила жилищем кочевых народов. Ее остов состоит из деревянных решеток и жердей, которые покрываются войлоком, сваленным из шерсти, – из аналогичного материала делают всем известные валенки. А поверх войлока наматывается ткань, защищающая его от дождя и снега.

Раньше ткань юрты богато украшалась вышивками и аппликациями. Особо ярким и отчетливым узором украшалась войлочная занавеска входа. Орнамент символизирует счастье, долголетие.

Круглая форма и мобильность юрты отражают в себе как защиту от непогоды, так и хозяйственный уклад жизни кочевника. Кочевая юрта летом спасает от зноя, зимой – от холода. Ведь в некоторых районах Азии температура воздуха летом достигает +40°С, а зимой – 30°С.

Кочевники – степной народ, в степях часты сильные ветры и настоящие ураганы. А внутри юрты сохраняется постоянный тепловой режим: деревянный каркас и войлок играют роль терморегулятора. Юрте не страшны практически никакие природные катаклизмы – ее структура без особых проблем выдерживает сильнейшие ураганы и землетрясения.

Дверь юрты всегда должна быть обращена к югу. Эта особенность установки юрты позволяла кочевникам точно определять время. Солнечный луч, попадая в юрту через верхнее отверстие и скользя по решеткам стены, в течение светового дня проходил 29 временных периодов, соответствующих вертикальным жердям каркаса юрты. Для простоты фиксации времени использовались выражения: «когда солнце показалось на кровати», «когда солнце осветило пол юрты»…

Правила поведения

До сегодняшнего дня сохранились определенные обычаи и правила при посещении монгольских юрт. Например, у монголов не принято сразу, без спроса хозяев, входить в юрту. Не рекомендуется близко подъезжать к юрте и на автомобиле: следует остановиться поодаль и громко попросить убрать собак – тем самым гость сообщает о своем желании приблизиться к юрте.

Порог юрты считается символом благосостояния и спокойствия семьи. Разговаривать через порог не принято, а при входе на порог нельзя наступать или садиться – в старые времена гость, умышленно наступивший на порог, считался врагом, объявляющим о своих злых намерениях хозяину. За нарушение этих правил в XIII веке гостя могли даже казнить! Так что обычно монголы сначала просовывают голову в дверь – и только затем переступают порог.

Северная половина юрты считается своего рода гостиной, но на северной почетной стороне нельзя садиться самовольно, без приглашения. Гостю заранее указывают его место – он не должен садиться, где попало. Восточная половина (как правило, справа от двери) предназначается для женщин, левая — для мужчин. Это деление легко заметить невооруженным взглядом: в одной части хранится хозяйственная утварь, в другой – скотоводческий и охотничий инвентарь. А в центре – печь и очаг, символ дома и семьи.

«Рай с милым» в юрте

Юрта – как, мы надеемся, уже стало понятно из вышесказанного, – отнюдь не шалаш и не палатка. Для кочевников она была и домом, и храмом, и дворцом – по большому счету, юрты богатых ханов и князей не так уж сильно отличались от юрт «простых смертных», по крайней мере по уровню комфорта.

Так что если хочется, с одной стороны, отрешиться от внешнего мира и насладиться общением с «дикой природой» , а с другой – не отказываться от привычных удобств, то уикенд в монгольской юрте – одно из самых романтических и экзотических приключений, которые можно придумать. Ночь в жилище кочевников обещает стать незабываемой и по-настоящему «райской» – особенно, если перед этим как следует погрузиться в древнюю культуру.

Именно это предлагает сделать P.S.BOX. Приобретя подарочный сертификат, вы проведете выходные на территории вдали от шумного города, на территории этнографического музея. Посетите ознакомительную экскурсию с обычаями монгольского народа, включающую традиционное чаепитие. Совершите прогулку на лошадях – и ощутите свою силу и власть над их диким естеством. И наконец, останетесь в юрте вдвоем, наедине с силами природы, которые только усилят чувства друг к другу. Такой необычный уикенд – идеальный подарок любимому и способ его удивить. В Монголии говорят, что женщина украшает дом так же, как седло – коня: так предстаньте перед своим мужчиной во всей красе!

www.ps-box.ru

Архитектура Монголии — Википедия

Юрта, храм и небоскреб Модель храма Майтреи. Статуи Майтреи можно увидеть через окно купола-юрты

Традиционным монгольским жилищем является юрта (монг. гэр). Согласно монгольскому художнику и искусствоведу Н. Цултэму, юрты были основой для развития традиционной монгольской архитектуры. В XVI-XVII веках по всей стране были построены монастыри. Чтобы разместить растущее число верующих, они должны были быть увеличены. Для этого монгольские архитекторы использовали структуры пирамидальной крыши. Дальнейшее расширение привело к квадратной форме храмов. Крыши были сделаны в форме шапито[1].

Юрточная форма храма. Начало XX века

Решёточные стены, крыша из слоёв войлока заменялись камнем, кирпичом, балками и досками, и становились постоянными[2].

Цултэм выделил три стиля в традиционной монгольской архитектуре: монгольский, тибетский и китайский, а также комбинации из этих трёх. Среди первых квадратных храмов был Бату-Цаган (1654), разработанный Дзанабадзаром. Храм Лавран (XVIII век) в монастыре Эрдэни-Дзу был построен в тибетской традиции. Квадратный храм Цогчин в Улан-Баторском монастыре Гандантэгченлин является сочетанием монгольской и китайской традиций. Храм Майтреи (разобран в 1938) был примером тибетско-монгольской архитектуры[1].

В социалистическую эпоху монгольские архитекторы продолжали использовать традиционные элементы, такие как круглые формы и извилистые украшения.

Жилища Хунну, правивших на территории Монголии с III-го века до н. э. по I-й век н. э., были небольшими круглыми палатками на телегах и круглыми юртами. Аристократия жила в маленьких дворцах, и их деревни были защищены огромными стенами[3]. С. И. Руденко также упоминает о капитальном строительстве построек из брёвен[4]. Археологические раскопки свидетельствуют, что у Хунну были города[5]. Главный город хунну назывался Луут-Хот (Город Драконов).

Значительное строительство вели тюркские и уйгурские племена, которые с VI-го по IX-й век построили свои государства на территории Монголии. Несколько тюркских городов было в бассейне рек Орхон, Туул и Селенга[5].

Древняя столица Уйгурского каганата Хара-Балгас, основанная в VIII веке, в 840 году была разрушена и сожжена войсками Тюркского каганата. Сохранился фрагмент 12-метровой крепости с 14-метровой сторожевой башней. Хара-Балгас был крупным торговым центром[5]. Архитектура здесь развивалась под влиянием согдийских и китайских традиций[1]. Уйгурский каганат был окончательно разгромлен киргизами, которые уничтожили передовую культуру уйгуров. Культурное развитие страны было значительно отброшено назад.

Археологические раскопки обнаружили следы городов киданьского периода в Монголии. Он длился с X по XII века. Наиболее значительный из раскопанных городов — Хатун-Хот, основанный в 944 году. Другой значимый город киданей — Барс-Хот в бассейне реки Керулен. Он занимал площадь 1600x1810 метров и был окружен с глинобитными стенами, сохранившиеся до сегодняшнего дня, высотой в 4 метра и толщиной в 1,5—2 метра[1]. Вблизи стены находится остаток ступы. Одну из них в 1940-х годах уничтожил пушечным огнём советский гарнизон.

Юрта является традиционным жилищем монгольских кочевников. Она имеет круглую форму, складной деревянный каркас, и сверху покрывается войлоком. По-монгольски юрта называется «гэр», в современном языке это слово используется в общем значении «дом».

В XII и XIII веках для ханов и вождей строились специальные юрты на телегах. Во время раскопок Каракорума были найдены разные железные изделия огромных размеров[6]. Расстояние между колёсами такой телеги составляет более 6 метров, что потянуло бы 22 быка. Такие юрты упоминаются в Сокровенном сказании монголов.

Общее расположение юрт в юрточном становище средневековой Монголии называлось монг. хурээ (курень, круг). В курене юрта командующего располагалась в центре, а юрты других членов племени — вокруг неё, образуя временное укрепление. Эта организация носила защитную функцию в условиях частых военных столкновений. На смену куреню вскоре пришёл аил (монг. айл), применявшееся в XIII и XIV веках во время единого монгольского государства, когда внутренние столкновения прекратились. Курени вернулись после распада монгольского государства в XV веке. В XVI и XVII веках, когда в Монголии утвердился буддизм, данный вид организации пространства стал основой для планировки монастырей, которые изначально были кочевыми юрточными комплексами (другой тип монастырей, хийд, строился по канону, заимствованному из Тибета). На основе Хурэ выросли многие города, и названия таких пунктов сохранило в себе слово Хурэ (например, Их-Хурэ, Баруун-Хурэ, Заин-Хурэ и др.).

Две юрты в монгольской степи

Первоначально скат крыши был круче, а наверху был специальный обод вокруг открытого центра, чтобы дым легче выходил из юрты. Введение закрытых печей с трубами (зуух) в XVIII и XIX веках позволило упростить конструкцию и использовать крышу с более пологим скатом. Использование дополнительного слоя покрытия для защиты от дождя было введено сравнительно недавно. Обычно юрты были чёрными (хар) или бурыми (бор), а белый войлок для юрт первоначально было только на юртах знати; однако, со временем это стало обычным явлением.

Храм в монастыре Дашичолин-хийд

Внутренней обстановке уделялось особое значение для каждого из основных направлений. Так, двери всегда выходили на юг. Оленеводы (цаатаны) ориентировались во времени по нахождению в юрте с солнечного света, проходящего через верхнее отверстие. Северо-восточная часть юрты отводилась женщинам. Посторонним был традиционно запрещён вход в эту часть юрты, когда женщина находится здесь. Во время семейных ссор женщине было разрешено с этого места бросать предметы в мужа.

Юрты использовались в Центральной Азии на протяжении тысяч лет. В Монголии они повлияли на другие архитектурные формы, в частности, на архитектуру храмов.

В XXI веке от 30 % до 40 % населения проживает в юртах, большинство из которых возводится в окрестностях города.

Палатки также сыграли роль в формировании и развитии уникальной монгольской архитектуры. Хотя они и были временными, но довольно часто они использовались пастухами. Палатками также пользуются во время фестиваля Надом, праздников и других видов мероприятий.

  • Джодгор — маленькая палатка для размещения одного или двух человек.
  • Майхан — большая палатка для группы людей.
  • Цатсар — ткань, положенная на вертикальные опоры без вертикальных стен.
  • Цатхир — большая прямоугольная палатка с вертикальными ткаными стенками.
  • Асар — для большого количества людей. Общее название для Цатсар и Цатхир.

Джованни Плано Карпини («История монголов») сообщал, что во время церемонии интронизации Хана Гуюка в 1246 году, был поставлен колоссальный шатёр-цатхир, способный принять 2000 человек, а стоял он на реке Тамир. Шатёр поддерживался столбами украшенными золотыми листьями, и с внутренней стороны стены были покрыты подобно куполам.

Позже проекты многих храмов были основаны на Цатхире.

Фонтан «Серебряное древо» перед дворцом Ваньняньгун. XVIII век Каменная черепаха в Каракоруме

Развалины Каракорума, столицы Монгольской империи, впервые были найдены заново и изучены экспедицией Сергея Киселёва. Каракорум был основан в бассейне реки Орхон Чингис-ханом в 1220 году как главный военный центр. Однако, через 15 лет после основания он стал административным и культурным центром империи.

В центре города расположен Дворец Великого Хана — дворец Ваньняньгун (монг. Түмэн амгалант). На основании записей Вильгельма Рубрука, большинство учёных считают, что перед дворцом находился фонтан «Серебряное древо». Однако есть группа исследователей, пришедших к выводу, что знаменитый фонтан был в самом дворце. По словам Рубрука, у подножия «Серебряного древа» было 4 серебряных скульптуры львов, и у них изо рта бежал айраг, молочный напиток монголов. Четыре золотые змеи обвились вокруг дерева. Вино будет литься из уст одного змея, айраг — от уст второго змея, мед с третьей, и рисовое пиво из уст четвёртой. В верхней части дерева был коронованный ангел, дующий в горн. Ветви, листья и плоды дерева были сделаны из серебра. Фонтан был разработан пленным скульптором из Парижа. Хан сам сидел на троне в северной части двора. Мужчины сидели в ряд по правую руку хана; женщины слева.

Раскопки частично дополняли эти описания. Здания были с подогревом от дыма труб, установленных под полом. Дворец хана был возведён на искусственной платформе площадью в 2475 м².

Угэдэй-хан приказал каждому из своих братьев, сыновей и других князей построить роскошный дворец в Каракоруме. Строилось много буддийских храмов. У каждых ворот на четыре стороны городской стены ставили скульптуры черепах. Стелы на спинах черепах увенчивались маяками для степных путешественников.

Было много других городов и дворцов по всей Монголии в XIII и XIV веках. Наиболее изученными являются руины дворца Ауруг вблизи на Керулене и городов Хирхира и Кондуй в Забайкалье. Последние два продемонстрировали, что города росли не только вокруг дворцов Хана, но и вокруг резиденций других. Город Хирхира выстроился вокруг резиденции Джучи-Хазара. Монгольская аристократия была недовольна началом строительства роскошных дворцов. Дворец в городе Хирхира был расположен в цитадели. Дворец в городе Кондуй был построен на двухметровой платформе, края которой украшали двухъярусные террасы, павильоны и бассейны. Археологические раскопки показали, что следы пожаров и их время в этих городах примерно такие же, как в Каракоруме — конец XIV века[7], когда китайская армия неоднократно врывалась в страну и грабила города, хотя агрессора каждый раз выводили за пределы страны. Каракорум был разрушен в 1380 году и так и не смог восстановить своё былое великолепие. После долгих и разрушительных войн, которые велись Китаем с 1372 до 1422 года культурный прогресс Монголии, достигнутый в ходе имперского периода, был погублен.

После двух веков культурного упадка в Монголии, со второй половины XVI века начинается ренессанс. Это был период относительно свободный от иностранных агрессий. В это время происходил ввод буддийской школы гэлуг. Алтан-хан основал в 1575 году город Хух-Хото как политический и культурный центр его владений. Среди первых буддийских монастырей Монголии этого периода был храм Цэгчен Хонхор Линг, расположенный около озера Кукунор, построенный Алтан-ханом в память о его встрече с Далай-ламой Сонам Гьяцо в 1577 году[8][9]. Многие храмы были построены в Хух-Хото в течение этого периода времени, включая Храм Дачжао (1557).

Абатай-хан, Хан халха-монголов, основал монастырь Эрдэни-Дзу в 1585 году рядом с местом древнего города Каракорум[10]. Хотя эти первые храмы похожи по признакам на китайские архитектурные стили, дальнейшее развитие с тибетским и индийским стилями создавало уникальный монгольский стиль.

Монгольский стиль начался с мобильных храмов. Как только они стали постоянными, они превратились в угловую и квадратичную структуру. Крыша непосредственно поддерживается колоннами и стенами, и выступает в качестве потолка[11].

Дзанабадзар, первый Богдо-гэгэн из Халха, руководил строительством многих храмов и монастырей в традиционном монгольском стиле. Ему удалось получить слияние восточной архитектуры с конструкциями монгольских юрт и палаток. Особенно был проработан храм Бату-Цаган Цогчин из Урги, ставший впоследствии образцом для дальнейшего развития монгольского стиля в архитектуре. Это большая шатер-образная структура, в которой четыре центральные колонны поддерживают основные области крыши. В среднем ряду есть 12 колонн и ряд столбцов. Общее число столбцов 108. Этот храм был разработан с таким расчетом, чтобы его можно было расширять по мере необходимости. Первоначально он был 42х42 метров и впоследствии был расширен до 51х51 метров[11].

Из индийской архитектуры пришли в Монголию ступы. Среди самых известных ступ — Ихтамир, Алтан субурган из Эрдэни-Дзу и др.

Храм Авалокитешвары

Строительство великолепных храмов в традициях эпохи Возрождения продолжалось в XVIII, XIX и начале XX веков. В разных описаниях XVIII—XIX веков были расписаны пропорции строительства зданий в отношении с пропорциями человеческого тела, процесс строительства храма Майтреи, разные правила по строительству, ремонту и обслуживанию храмов[11].

В этот период были построены монастыри Зуун-хурэ (1711), Амарбаясгалант (1727), Манджушри-хийд (1733) и другие. Кочевой монастырь Их-Хурэ, основанный для Дзанабадзара, в 1779 году осел недалеко от нынешнего Улан-Батора. В 1734 году началось строительство стены из субурганов вокруг монастыря Эрдэни-Дзу. Храм бодхисаттвы Авалокитешвары (Мэгжид Жанрайсэг), возведённый в 1911—1913 годах, стал символом новой независимой Монголии. В начале XX века по всей стране существовало около 800 монастырей.

Интересной тенденцией начала XX века стали эксперименты в сочетании традиционной азиатской архитектуры и элементов русского архитектурного стиля. Богдо-гэгэн VIII построил зимний дворец в своей резиденции в типично русском стиле. Легенда гласит, что маньчжурский император с подозрением относился к интересу Богдо-гэгэна VIII к европейской культуре, и, чтобы умерить его недовольство, Богдо-гэгэн распорядился установить на крыше дворца элемент тибетской храмовой архитектуры — ганджир. Другим примером сочетания азиатского и русского стилей архитектуры является ургинская резиденция князя Ханддоржа, где первый этаж здания выполнен по иркутскому образцу, а верхний — в китайском стиле. Первым чисто европейским зданием в Монголии стало российское консульство (1863), доныне не сохранившееся. Образцами европейской архитектуры являются двухэтажное здание Музея изобразительных искусств, изначально построенное русским купцом в 1905 году в качестве торгового дома, а также здания нынешних Рериховского дома-музея и Городского музея Улан-Батора.

Бывший военный клуб в стиле конструктивизма. В настоящее время здание занимают университет искусства и кино

Несмотря на очевидный прогресс, революция также нанесла урон традиционной культуре — снос более 800 монастырей репрессии в отношении лам — носителей традиционной духовной культуры, в том числе мастеров традиционной архитектуры. Развитие национальной культуры монголов пришлось повторно начинать практически с нуля.

Конструктивизм и рационализм в архитектуре, которые процветали в СССР, имели место и в Монголии, хотя и в более скромных формах. Здание Комитета радио и почты было ярким примером конструктивизма. Такая конструкция была уникальной для Монголии, однако впоследствии не прижилась. Другие подобные здания — это служба компании Монголтранс, Министерство внутренних дел и Военный клуб.[12]

Классицизм и «массовое производство»[править | править код]

Классицизм и Монгольские традиции. Драматический театр. Архитектор Б. Чимед.

Ансамбль города Улан-Батор был разработан советскими архитекторами, с развивающимися традициями классицизма в условиях социализма (Сталинский ампир). Здание Министерства иностранных дел, Государственный университет, Дом Правительства, Оперный театр, Государственная библиотека и многие другие общественные здания, построенные в этот период, показывают великолепие и элегантность европейского классицизма.

Монгольские архитекторы объединяли неоклассицизм с традиционными особенностями монгольской архитектуры. Развитие города Улан-Батор по-прежнему остается по инициативе Б. Чимеда, архитектора Драматического театра, Музея естественной истории и Улан-Баторской гостиницы. Эти работы являются доказательством его творческого поиска для развития народных традиций в современной архитектуре. Этому направлению последовали другие архитекторы, например, в таких зданиях, как Дом санитарного просвещения (ныне Министерство здравоохранения), астрономическая обсерватория, Корпус № 2 Государственного университета, и др.[12]

Мост мира в Улан-Баторе Башня здания национального дворца культуры

С 1960-х годов дизайн архитектуры был продиктован требованиями экономики и массового производства под влиянием эпох Хрущева и Брежнева в СССР. В то же время начала 1960-х были повышенными инвестиции советских и китайских инвесторов из-за их конкуренции за влияние в Монголии. Такая конкуренция привела к ускоренному развитию страны. Таким образом, по обе стороны реки Дунд-Гол китайскими рабочими был построен мост мира.

Архитектура 1960-х и 1970-х годов представляет монотонность 4-, 5- и 9-этажных жилых домов с простыми прямоугольными формами за необходимостью дешевого и быстрого строительства. Вид городов становится все более скучным и унылым. Из-за враждебности между СССР и КНР Монголия вынуждена встать на какую-то из сторон, и заключает союз с СССР. Эта внешняя политическая ситуация привела к увеличению притока советских инвестиций. Квартиры строились интенсивно во всех направлениях вокруг Улан-Батора, в том числе в области к югу от реки Дунд-Гол, часто советскими солдатами. В течение этого периода были основаны полностью новые города Дархан, Эрдэнэт и Багануур.

С визитом Брежнева в 1974 году последовала постройка современного массива жилья. Он состоит из обширных 9- и 12-этажных зданий, расположенных вдоль улицы Аюши, придавая ей сходство со знаменитым Новым Арбатом в центре Москвы. Эта улица сегодня является скоплением торговых центров в столице Монголии. Хотя в архитектуре этого времени мало художественного интереса, эти квартиры были удобные и просторные для условий семейной жизни с безопасными игровыми площадками для детей. Гордостью этой эпохи был Дворец бракосочетания в Улан-Баторе. Разработанный в монгольском стиле, он был в прекрасной гармонии с монастырем Чойжин ламын сум к северо-западу от него. По всей площади Дворца бракосочетаний и монастыря были уникальные архитектурные симфонии, которые потеряли вид на фоне застроек бизнес-зданий, хаотично появившихся в начале XXI века.

Монотонность городов была подвергнута критике на 4 последовательных съездах монгольской ассоциации архитекторов с 1972 года, однако никакого существенного улучшения достигнуто не было.[12] Начало 1980-х годов принесло новые общественные здания, такие как Музей Ленина и кино Яалалт (ныне Тенгиз), которые добавили национальных особенностей в социалистические конструкции. Этнографический музей, расположенный в центре парка развлечений Улан-Батора, был разработан в качестве мнимого монгольского замка, окруженного стенами на острове посреди искусственного озера. Зимой дом Найрамдал (международный детский лагерь) был задуман как большой корабль, путешествующий в море. Одним из крупнейших памятников социалистического периода является Национальный дворец культуры. Хотя тут и есть некоторые формы монгольской архитектуры, основной конструкцией дворца стал социализм.

Перестройка и переход к демократическим ценностям выдали две тенденции: во-первых, это интерес к традиционной культуре и истории; во-вторых, свобода мысли в искусстве и архитектуре. Практически всё население Монголии сделало пожертвования на ремонт храма Ченрезига в монастыре Гандантэгченлин и повторного литья гигантской статуи Бодхисаттвы Авалокитешвары. Группа художников и архитекторов разработали амбициозный проект по изменению Улан-Батора в глубоко азиатский город. Они начали строить ворота с оттенками в традиционном стиле на улицах, а также в парке развлечений. Реализация их проекта остановились на начале серьёзного экономического кризиса. Тем не менее, буддийская сангха Монголии продолжает восстановление монастырей и создание новых.

Двор отеля Чингис-хан в Улан-Баторе

Современная архитектура в конечном итоге заняла своё место, как только экономика начала оправляться от кризиса. Завершение строительства высотного здания Ардын банка (ныне хостинг Улан-Баторского банка), а также гигантский комплекс зданий отеля Чингис-хан во второй половине 1990-х годов положили начало новой эпохе в монгольской архитектуре.

4-этажный фасад комплекса башни Бодхи, гармонирующий с окружающим ансамблем

Среди сооружений этого периода Башня Бодхи (2004) представляет собой интересное здание. Оно состоит из двух частей. Часть, обращенная к площади Сухэ-Батора, представляет собой 4-этажное здание, реализованное в стиле классицизма, прекрасно гармонирующее с архитектурным ансамблем 1950-х годов. И вторая часть — это высотная башня. Ещё одна работа этого периода — башня Нарантуул, признанная одной из самых элегантных конструкций в Улан-Баторе.

Фонтан «Серебряное дерево» в центре создает у посетителей впечатление путешествия во дворец великого хана в древнем Каракоруме.

Тогда ещё премьер-министр Цахиагийн Элбэгдорж назначил рабочую группу специалистов по вопросам разработки проекта по строительству нового города на месте древней столицы Каракорума. По его словам, новый Каракорум должен стать образцовым городом Монголии. После его отставки и назначения Энхболда Миеэгомбына в качестве премьер-министра этот проект был заброшен.

  1. 1 2 3 4 Чултэм, Н. Искусство Монголии. — Москва, 1984.
  2. ↑ Культурное наследие Монголии (неопр.). Indiana University. Дата обращения 7 июля 2007. Архивировано 2 июля 2007 года.
  3. ↑ The Xiongnu (неопр.). Ульрих Теобальд. Дата обращения 22 августа 2007. Архивировано 2 июля 2012 года.
  4. Руденко, С. И. Культура хуннов и ноин-улинские курганы.. — Москва, 1962.
  5. 1 2 3 Майдар, Д. Архитектура и градостоительство Монголии. — Москва, 1971.
  6. Киселев С. В. и Мерперт Н.Ю. Железные и чугунные изделия из Кара-Корума. — Москва, 1965.
  7. Киселев, С. В. "Город на реке Хир-Хира" и "Дворец в Кондуе" - в сборнике Древнемонгольские города. — Москва, 1965.
  8. ↑ Розария Белого Лотоса.
  9. ↑ Дзанабадзар (неопр.). Дата обращения 15 октября 2007. Архивировано 2 июля 2012 года.
  10. ↑ Дзанабадзар (неопр.). Дата обращения 15 октября 2007. Архивировано 2 июля 2012 года.
  11. 1 2 3 Oyunbileg, Z. Монголд уран барилга хөгжиж байсан нь. Журнал "Дүрслэх урлаг, уран барилга" ("Изобразительное искусство и архитектура") 1990-1. — Улан-Батор, 1990.
  12. 1 2 3 Одон, С. Хүний амьдралын орчинг архитектурт хамааруулахын учир. Журнал "Дүрслэх урлаг, уран барилга" ("Изобразительное искусство и архитектура") 1990-2. — Улан-Батор, 1990.
  • Щепетильников Н. М. Архитектура Монголии. — М., 1960.

ru.wikipedia.org

жилище тюркских и монгольских народов

Юрта - национальное жилище у тюркских и монгольских народов, имеющее каркасную основу и покрытое войлоком.

Слово "jurt" имеет общее значение у тюрков - "народ" и пастбище. На киргизском и казахском языках "Ата-Журт" переводится как "Отечество". Актуальным синонимом юрты у монгол можно считать слово "дом". С тувинского языка, где слово юрта звучит как "ег", при добавлении к нему окончания "-буле" юрта будет означать "семья".

Юрты - древний вид жилища, который появился еще в период так называемой эпохи поздней бронзы (13-9 века до н. э).  Как считают некоторые историки - прародителями современных юрт стали дома андроновцев. Но этот факт можно поставить под сомнение, так как эти жилища напоминали хижины из бревен. Возможно, что юрты начали строить позже - в 8-5 веке до н. э. Увидеть первые древние юрты можно на  статуэтках Северного Китая, датированных серединой 1 тысячелетия до н.э. История развития этого вида жилища прослеживается  с 13 века в миниатюрах китайцев, среднеазиатов, иранцев и турок.

Турецкие и монгольские юрты имеют некоторые различия. У казахских и туркменских юрт двустворчатые двери из дерева, а  киргизы чаще используют занавеску из войлока в качестве двери.  Юрты казахов ниже, чем у киргизов, потому как казахи устанавливают их в степи, где бывают сильные ветра. Узнать устройство древних юрт дают наскальные рисунки. Их них следует, что древнее жилье кочевников представляет собой шатер, поделенный на левую и правую стороны. В наши дни юрты широко применяют в туристическом отдыхе. Подобные жилища имеют шикарное убранство.

Для кочевника юрта удобное и практичное жилье. За час семья может спокойно собрать или разобрать жилье. Юрту легко транспортировать вне зависимости от вида транспорта. Покрытие из волока защищает от дождей, ветров, холода. Дневной свет попадает в жилище через просвет в верху купола, кроме того это отверстие дает возможность использовать очаг. В своем устройстве жилище достаточно просто - оно состоит из решетчатых складных стенок, жердей, которые составляют купол, круга, с помощью которого жерди крепятся на вершине и кошмы, которой покрывают всю конструкцию. Юрта до сих пор пользуется популярностью у казахстанских, кыргызских и монгольских животноводов. Это, пожалуй, единственное жилище, в котором можно регулировать освещение и вентиляцию. Дым от очага не остается в помещении, он уходит в тундюк - отверстие купола. Днем отверстие является окном, через которое в жилище поступает солнечный свет, а на ночь его легко закрыть. В жару боковую часть кошмы можно поднять. В этом случае юрта будет хорошо проветриваться, а люди будут находиться в прохладе и в тени.

У монголов вход в юрту всегда находится на юге. Северная сторона считается особенной и важной - там находится алтарь. В северной стороне принимают и почетных гостей. Центр юрты занят очагом.

Внутри юрта поделена на две стороны. У монгол восточная сторона является женской, а западная - мужской. Постель хозяев располагается в мужской стороне, ближе к выходу.  Эта часть юрты украшена оружием мужчины, талисманами. В восточной стороне жилища находится постель хозяйской дочери. Ближе к двери обычно ставят шкаф с посудой и ступу для взбивания кумыса, которая считается символом достатка. Эта часть юрты считается гостевой. Здесь также проводят ритуал похорон хозяина  жилища.

На сегодня широкое распространение получил юрточный туризм. Поклонники центральной Азии могут позволить себе не только увидеть юрты, но  пожить какое-то время в шатрах. Такой вид отдыха получил название Джайлоо-туризм. Во многих ресторанах и туристических объектах можно увидеть как стилизованные, так и самые настоящие жилища кочевников.

Например, в Тыве у национального музея расположены две юрты. А этнотуристический центр "Алдын-Булак" предлагает своим посетителям пожить в юртах и чумах в комфортных условиях.

В названиях некоторых населенных пунктов Северного Кавказа используется слово "юрт" - Кизилюрт, Хасавюрт, Бабаюрт. Быстрее всего, что такие названия имеют тюркские корни. Вероятно, что их дали кумыки или ногайцы.

Железнодорожную станцию и поселок под названием Юрты можно найти в Иркутской области.  Подобное название поселков и деревень можно найти там, где жили казахи и тюркские народности.

Что касается применения юрт в архитектурном деле, то сооружения такой формы можно найти в Алма-Ате.

Ваш Vamvigvam

vamvigvam.ru

Что круче – тюркская юрта или монгольский гэр?

В своем Музее Константин воссоздал практически все известные виды жилья кочевников со всего света. Причем экспонаты его – это предметы реального быта. И, по его собственному признанию, большую благодарность он испытывает к Монголии. Не только за уникальные экспонаты, переданные ему монголами безвозмездно. Он – большой поклонник монгольского гэра, и экскурсии свои по Музею начинает обычно именно с него.

Он даже научился сам мастерить традиционное монгольское жилье, и «музейный экспонат», вполне пригодный для использования в реальных условиях сурового монгольского климата – сделал тоже сам. Однако и тюркский вариант (а именно киргизская юрта) – не остался без внимания этнографа. И здесь он тоже изучил вопрос «на практике» - также научившись сооружать киргизские юрты собственными руками. Всё это, пожалуй, и дает ему право рассуждать об их разнице и сравнительных преимуществах.

На днях Константин в интервью journal.kvadroom.ru, рассказывая о киргизской юрте и монгольском гэре, провел довольно обстоятельный и своеобразный сравнительный их анализ:

- Строить юрты в Монголии умеет далеко не каждый. Есть особая «каста», которой доступна эта технология. Основная часть людей их покупает.

Я, будучи в Монголии, познакомился с Мастером Дэлгэрсайханом, который и научил меня строить юрты. Технология строительства юрт в его семье передается из поколения в поколение.

Я научился изготавливать тоненькие реечки из куска лиственничного бревна, размачивать кожу верблюда, придавать определенную форму этому универсальному дому.

Столовая в Музее кочевой культуры в Москве...

Помимо монгольской, существует еще и тюркская юрта. Ее строить меня научил мастер Доку во время моих экспедиций в Киргизию.

Киргизы начинают с того, что юрту выращивают. Делают ее из голубой ивы. Если монголы берут стволы лиственниц и расщепляют на волокна, то в случае с тюркской юртой нужны длинные прутья. Киргизы срезают огромные старые ивы, и на их месте за несколько лет вырастают побеги. А это – почти готовые детали для юрты.

Для строительства монголы используют электроинструменты: электролобзики, рубанки. Киргизы же строят юрты так же, как и тысячу лет назад: кривым ножом обдирают кору, на пару в бочке с горячей водой сгибают реечки. Это древнейшая технология, поэтому киргизская юрта дороже монгольской.

- Есть ли еще какие-то отличия монгольской юрты от тюркской?

- Монгольские юрты, на мой взгляд, самые удобные. Их проще собрать, они устойчивее к непогоде. Зато киргизская юрта красивее, воздушнее. Но с ней больше возни. Когда важна не красота, а технологичность, мы используем монгольские юрты.

Убранство тюркской юрты поражает воображение: она вся застелена прекрасными коврами. Киргизы – мусульмане, поэтому зайдя в юрту, они разуваются. Отсюда и ковры. Зато у монголов каждая палочка расписана орнаментом. Фото Музей кочевой культуры.

Если говорить о других отличиях, то стоит отметить, что киргизская юрта выше монгольской. В ней нет центральных столбов, она способна вибрировать и легко отряхиваться. С такой юрты проще скидывать снег. В Монголии же снега почти нет, хотя зимой температура там может достигать -40 градусов.

 

Движимая недвижимость: в каких домах живут современные кочевники

- Как транспортируют юрту?

- Есть традиционный способ перевозки: на верблюдах, лошадях, яках. Юрту можно уложить и на телегу. Средняя юрта диаметром 6 м весит 250 кг. Как правило, один верблюд переносит юрту, второй – ее внутреннее убранство. Сейчас многие кочуют на автомобилях: на грузовике, УАЗике.  Можно перевезти ее и в прицепчике.

 - А как она разбирается?

- Видите решетки на стенах? Они складываются как гармошка. Длинная стена, если ее сложить, занимает немного пространства. В моей юрте пять секций. Был бы я богатым ханом, у меня был бы девятирешетчатый дом. Жерди, образующие крышу, настолько легкие, что даже трехлетний ребенок может помочь маме ставить юрту. В то же время, по крыше юрты может ходить взрослый мужчина. Зимой на нее ложатся тонны снега, а юрте хоть бы что.

Собрать или разобрать юрту можно за один час. Причем занимаются этим женщины.

- Почему женщины? Что в этот момент делают мужчины?

- Есть четкое разделение труда. Мужчина занимается стадами. Это очень тяжелая работа. Представьте себе нормальную отару из 350-ти овец, 50-ти лошадей, 20-ти яков, верблюдов. Всех их нужно так перегнать, чтобы не разбежались. Если бы мужчина еще и юрту ставил, он перестал бы справляться со своей основной работой.

- Как кочевники моются в юртах?

- Все происходит следующим образом. Одну юрту освобождают от мебели и ставят в ней тазы и корытца. Нагревают воду и моются.

В Монголии обычай запрещает мыться в открытых водоемах. Это вызывает грозу, а гроза в степи – страшное дело: она убивает лошадей, ударами молний выжигает пастбища… Поэтому моются исключительно в помещении. 

Но воздух там сухой, поэтому мыться так часто, как москвичам, кочевникам не приходится.

- Кочевники используют какие-то технологические новинки для обустройства юрт, или же живут так же, как века назад?

- В Монголии у каждой юрты есть своя спутниковая тарелка, телефон, телевизор. Работают они за счет энергии солнечных батарей. Представьте себе: вот стоят юрты, обитые войлоком, со спутниковыми тарелками, рядом ходят монголы, ездят на обшарпанных джипах… Такое ощущение, как будто эти люди – последние выжившие после ядерной или экологической катастрофы, пользующиеся чудом сохранившимися достижениями погибшей цивилизации.

- Если я захочу приобрести юрту, во сколько мне это обойдется?

- Вот такая юрта, как у меня, в Монголии стоит где-то полторы тысячи долларов. Плюс доставка-растаможка.

- Ну вот, предположим, юрту я купила и поставила ее на своем дачном участке в Подмосковье. Могу ли я зарегистрировать такое жилье как недвижимость?

- Хороший вопрос. По сути, юрта не является недвижимостью, потому что это движимое имущество. Если вы захотите поставить юрту где-то в Москве, это все равно, что вы приехали на трейлере или поставили палатку. Поэтому недвижимостью она, скорее, не является. Ее можно назвать движимой недвижимостью, потому что недвижимость в нашем понимании – это жилье.

 

Монголы любят роскошь

Кстати, на Ютубе недавно появилось новое видео, где монгольский мастер Н.Мунгунбаяр показывает и рассказывает, как в наши дни он делает монгольский гэр люкс-класса. При всей традиционности способов декорирования (чеканка, роспись, всё в серебре и золоте) можно заметить, что сегодняшние мастера широко используют и достижения современной техники. В этом видео Мунгунбаяр объясняет свой выбор – построить именно такой умопомрачительно красивый люксовый гэр – тем, что монголы всегда любили роскошь.

Условиям кочевого образа жизни монгольских скотоводов идеально отвечает сборная войлочная юрта. Благодаря обтекаемой форме при ветре она выдерживает значительные нагрузки. К деревянным раздвижным решеткам, образующим каркас, волосяными веревками прижимается покрытие из белого войлока. В середине юрты - очаг, пол устилается войлоком и поверх него - войлочным ковром. Мужская половина юрты находится слева от входа.

Интерьер юрты отличается богатым цветовым решением. Мебель и деревянные конструкции окрашиваются в красный или оранжевый цвет и расписываются орнаментами, любой из них – благопожелание.

Юрту ставят входом на юг. Пропорции юрты воссоздают модель солнечных часов. По месту падения солнечного луча в юрту определяли точное время дня. Внутренняя планировка юрты условно делится на 12 частей согласно циклу календарного летоисчисления. Части называются по месяцам восточного календаря.

Отсчет времени начинался с западной, мужской половины юрты. Первый солнечный луч падал на дымник в час зайца, а последний - в час курицы.

Час тигра (4.00) - время дойки; час зайца (6.00) –  время выгона скота на пастбище; час дракона (8.00) –  время кипятить молоко, начинать уборку; час змеи (10.00) –  время изготовления сыра, сушеных пенок; час лошади (12.00) –  время дойки овец; час овцы (14.00) –  время домашних и других дел; час обезьяны (16.00) –  время возвращения скота с пастбищ; час курицы (18.00) –  время вечерней дойки.

Для создания «восьмистенного» гэра, что на видео, понадобился труд шести человек – мастеров от плотника до ювелира. Для декорирования двери, столбов и других необходимых элементов были использованы 1 кг серебра и 150 граммов золота. Обычно для сооружения такого гэра нужно от 7 до 12 месяцев работы. Но результат того заслуживает!

 

 

Можно лишь добавить, что в наши дни, вследствие разнообразных технологических новшеств, меняются даже традиции самых архаичных ремесел. И гэр или юрта не стали исключением – поскольку этот способ жизни всё ещё жив. А значит, может совершенствоваться и улучшаться, одновременно пытаясь сохранить традиционные своеобразие и функциональность.

asiarussia.ru

Монгольские юрты - ФлексиХИТ

Еще в начале двадцатого века путешественники называли Монголию «страной войлочных юрт». В то время на ее территории из капитальных строений встречались только культовые сооружения – храмы и монастыри. Все население страны вело кочевой образ жизни, перемещаясь по просторам степей и склонам гор. Стоит признать, что подавляющее большинство сельского населения и в наши дни каменным домам предпочитает проверенные временем монгольские юрты.

Летние беседки - юрты для кафе и дачи

Юрта диаметром 4,28 метра

Юрта диаметром 5,55 метров

Строение кочевого жилья

Юрты идеально приспособлены для кочевого образа жизни. Легкая конструкция быстро устанавливается и легко сворачивается. На новом месте дом вырастает примерно за час. Для этого необходимо собрать воедино основные элементы конструкции:

  1. деревянный каркас. Его решетчатая конструкция идеально приспособлена для быстрого монтажа и демонтажа. Складные секции принято называть «ханы». Их количество определяет размеры временного жилья. Стандартная юрта собирается из 4-6 ханов;
  2. уни – деревянные жерди, из которых собирается наклонная кровля. Один конец деревянного элемента заострен и упирается в тоно (центральный круг кровли). К другому окончанию привязана небольшая петелька, которая упрощает крепление жерди к основанию. Так обеспечивается надежное сцепление отдельных элементов и равномерное распределение веса войлока;
  3. центральные опоры. Их может быть несколько. Устанавливаются очень редко в качестве подпорки под тоно с целью повышения прочности конструкции;
  4. вход закрывался стеганым войлоком. Дополнительно он, как и отверстие в вершине юрты, служил для вентиляции помещения и доступа света.


Внутреннее убранство полностью зависело от достатка семьи и назначения самой юрты. Стоит отметить, что у монголов кроме чисто кочевых вариантов жилья есть гостевые юрты. Естественно, что последние выглядят намного богаче и убраны наилучшими коврами.

Разделение монгольской юрты

Левая от входа половина считалась мужской. Она также использовалась для содержания новорожденного молодняка. Это объясняется тем, что уход за приплодом всегда возлагался на главу семьи. Считалось, что мужчины наилучше готовят кумыс. Это еще одна причина, по которой молодняк размещался на мужской половине.
Традиционно здесь хранилась сбруя, оружие, ящик с инструментами. Сундук с походными принадлежностями находился в изголовье кровати, которая устанавливается вдоль стены юрты. Музыкальные инструменты и борцовские трофеи висели над кроватью на фоне вышитого ковра. Огнестрельное оружие, порох и патроны закрывались в сундуке, который устанавливался под кроватью или использовался в качестве подставки под другие предметы интерьера.
Правая от входа часть юрты используется под женскую половину. Центральное место в ней отводится сундуку, в котором хранятся украшения, шелка, праздничные одежды и принадлежности для рукоделия. Он устанавливается возле кровати у изголовья, что подчеркивает его важность.

«Часовой механизм» юрты

Юрта всегда устанавливается входом на юг. Строгое расположение помогает кочевым народам ориентироваться во времени. Внутрь жилья солнечный лучик попадал через отверстие на вершине конструкции. Проходя по стенкам жилища, он пересекает вертикальные жерди, которые служат временными ориентирами.

Независимо от количества ханов функция солнечных часов выполняется только четырьмя боковыми стенками. Каждая из них имеет строго 14 точек соединения с жердями наклонной кровли. Если учитывать еще 4 уни, которые отходят от дверного проема, то всего получается 60 точек отсчета (4*14+4). Это число имеет для монголов особое, сакральное значение.
День принято разделять на восемь периодов по два часа. Каждый промежуток имеет свое имя и назначение. Разделение можно описать так:

  1. 4-6 часов утра. Время тигра. Посвящается утренней дойке;
  2. 6-8. Час зайца. Домашний скот выгоняется на пастбище;
  3. 8-10. Час дракона. Кипятится молоко и убирается дом;
  4. 10-12. Час змеи. В это время готовится домашний сыр, и сушатся пенки;
  5. 12-14. Час лошади. Обеденная дойка овец;
  6. 14-16. Час овцы. Посвящается этот период разным делам по дому;
  7. 16-18. Час обезьяны. Домашний скот пригоняется с пастбища в стойло;
  8. 18-20. Час курицы. Вечерняя дойка скота.

Начало отсчета времени стартует с мужской половины и заканчивается в женской.

Табу для посетителей

В самом центре монгольской юрты под отверстием для выхода дыма разводится очаг. Мебель устанавливается полукругом под стенками юрты. Основной сундук занимает место напротив входа в северной части жилища. На нем устанавливают статуэтки святых, жертовные чашечки, молитовники и другие религиозные принадлежности.

Северная половина является почетным местом и используются для приема уважаемых гостей. Нельзя туда заходить без приглашения хозяина. До сегодняшних дней сохранились древние правила хорошего тона посетителей. Согласно им не рекомендуется:

  1. входить в юрту без приглашения. Принято считать, что тихо вошедший гость имеет дурные намерения по отношению к семье владельца юрты или его имущества;
  2. обмениваться приветствиями через порог. Считается, что так можно лишить жилище благосостояния;
  3. наступать на порог. Это неуважение к членам семьи. Был период, когда в такой способ члены разных кланов объявляли друг другу войну;
  4. вносить внутрь жилья оружие и поклажу. В знак добрых намерений их нужно оставить снаружи. Категорически неприемлемо вносить в юрту пустую посуду или землеройное орудие. В первом случае считается, что дом лишится счастья, а второй предвещает покойника;
  5. в жилище запрещено свистеть. Этот сигнал, по мнению монголов, привлекает злых духов;
  6. из юрты запрещается выносить и дарить молоко, огонь костра или острые предметы. Каждый путник или гость должен это учитывать, обращаясь с просьбой к хозяину.

Монголы недоверчиво относятся к посторонним людям, однако всегда соблюдают правила гостеприимства и никак не выражают своих эмоций, чтобы не обидеть человека. А если прохожий выражает уважение к хозяевам и соблюдает правила этикета этого народа, то он станет желанным гостем в монгольской юрте.

Юрты диаметром от 3-ёх до 9,37 метров

Юрта диаметром 3 метра

Юрта диаметром 9,37 метров

blog.flexyheat.ru

Монгольская юрта

До народной революции в Монголии было очень мало строений жилого типа. Исключением являлись храмы, монастыри и другие культовые строения. Все население жило в юртах, кочуя по просторам страны. Вот почему Монголия прошлого называлась «страной войлочных юрт». Впрочем, и до сих пор в юртах проживает большинство населения, особенно в сельской местности.

Войлочная юрта идеально приспособлена к кочевой жизни. Ее можно свернуть и погрузить на транспорт буквально за час, и также быстро поставить на другом месте. Раньше разборную юрту транспортировали на повозках, в настоящее время для этого используется грузовой автомобиль, на котором перевозится юрта вместе со всем скарбом.

Основные элементы юрты — деревянный сквозной каркас и войлочные покрытия — были приспособлены к быстрой сборке, разборке и перевозке на дальние расстояния. Например, появились складные секции решетчатой стены юрты — ханы. Это позволяло значительно ускорить процесс сборки и разборки юрты; прибавляя или убавляя секции стены, можно было изменить внутреннее пространство юрты и, наконец, в случае повреждения одной секции заменить ее новой. Остов стандартной юрты состоит из 4 — 6 деревянных решеток-стен.

Кровля юрты составлялась из жердей — уни, один конец у которых заострен, а на другом имеется веревочная петелька. Заостренным концом они упирались в круг — тоно — центр кровли, а нижним — на решетки-ханы. Таким образом, давление кровли равномерно распределялось по всему периметру стен. Иногда, чтобы увеличить прочность конструкции, тоно изнутри юрты дополнительно поддерживали двумя-четырьмя стойками.

Вход в юрту закрывала завеса из стеганого войлока, которую позже сменила деревянная двустворчатая дверь. Иногда в зимнее время к входу в юрту пристраивали теплый деревянный тамбур. Юрта, как правило, не имела окон, и свет проникал в нее через отверстие тоно, а в теплое время года и через открытую дверь.

Посреди крыши дымовое отверстие. На остов снаружи накладывается, иногда в два слоя, войлочная кошма, поверх которого укладывается материя, защищающая войлок от дождя и снега. Ткань обвязывается веревкой.

Внутреннее устройство юрты зависит от материального положения семьи, а также, в большей степени, от ее предназначения. Как правило юрты, предназначенные для перекочевки, выглядят беднее и проще. Гостевые юрты (предназначенные для размещения гостей) выглядят очень нарядно.

Дверь монгольской юрты всегда обращена к югу. Эта особенность установки юрты, позволяла кочевникам определять время суток. Солнечный луч, попадая в юрту через верхнее отверстие в юрте, скользя по обрешетке, в течение дня проходил по периметру внутренней стенки юрты. По месту нахождения солнечного луча в юрте весь световой день от восхода до заката солнца делился на 29 временных периодов, соответствующих вертикальным жердям каркаса юрты. Юрты, установленные в городе особо не ориентированы по сторонам света. Как правило вход в юрту обращен в сторону входа (въезда) на участок, где проживает семья.

Северная сторона, прямо против входа, считается самой почетной: там принимают гостей. В центре юрты традиционно размещается печь. Очаг — символ обжитого дома, место обитания хозяйки огня. Вдоль стены полукругом стоит домашняя утварь, центральный сундук у северной (напротив входа) стороны юрты раньше считался домашним алтарем. На нем стояли буддийские статуэтки, лежали «святые камни», стояли чашечки для жертвоприношений. Восточная половина (как правило, справа от двери, вход юрты всегда обращен на юг) считается женской, левая мужской. В мужской половине юрты хранится скотоводческий и охотничий инвентарь, на женской половине — хозяйственная утварь. Это разделение сохраняется и сейчас.

ethno-park.ru

admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о