Монастырь в вышнем волочке – Казанский женский монастырь г. Вышний Волочек

Содержание

Казанский женский монастырь г. Вышний Волочек

Казанский женский монастырь расположен на восточной окраине города Вышний Волочек близ места, где в середине XVIII века произошло чудесное явление Казанской иконы Божией Матери и впоследствии была построена для нее часовня.

Основательница монастыря — игумения Досифея (Салтыкова) прибыла на это место в 1871 году, и вскоре вокруг неё собралась небольшая монашеская община, которая в 1872 году была утверждена Синодом как общежительный монастырь. К началу ХХ века он стал одним из крупнейших в России, насчитывая более 1000 насельниц.

Трудами насельниц и прихожан, доброхотной милостью жертвователей обитель была благоустроена и преукрашена, в ней хранились драгоценные святыни, в том числе два чудотворных образа Пресвятой Богородицы: Казанская Вышневолоцкая икона и Греческая или Андроникова икона — по преданию, один из трех образов, написанных апостолом и евангелистом Лукою.

Особое участие в судьбе монастыря принимал святой праведный Иоанн Кронштадтский. На его средства в обители был воздвигнут единственный в мире собор в честь Андрониковой иконы Божией Матери.

Казанский собор монастыря, спроектированный известным московским архитектором А.С. Каминским – один из красивейших в России.

В 1919 г. обитель была закрыта и подверглась разорению. В 1922 г. ее здания и храмы были заняты подразделениями Тверской стрелковой дивизии. Была разрушена церковь – место пребывания чудотворной Казанской иконы, ограда, большинство деревянных корпусов. Снесены главы соборов, утрачено их внутреннее убранство.

В советское время на территории обители размещалась воинская часть. Монастырское кладбище превращено в плац, уничтожены святые источники, вырублен сад.
Возрождение монашеской жизни в монастырских стенах началось 1991 году. За это время приложено немало усердия, но требуется еще много сил и средств для восстановления обители.

В обители покоятся две святые старицы, несшие в годы гонений тяжелый подвиг юродства – блаженная Любушка Сусанинская и схимонахиня Мария Самарская. Поклониться великим подвижницам приезжают паломники со всех концов России.

Настоятельница монастыря с 8 апреля 2019 года — игумения София (Сухова).

kazanskii-monastery.ru

Паломничество в Вышневолоцкий Казанский женский монастырь – Азбука паломника

Россия Тверская область Вышний Волочёк

Идёт загрузка карты…

{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:57.58425799999999838973963051103055477142333984375,»lon»:34.59719199999999972305886331014335155487060546875,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»visitedicon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»wmsoverlay»:false,»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»overlaylayers»:[],»resizable»:false,»enablefullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»markercluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%92%D1%8B%D1%88%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C\» title=\»\u0412\u044b\u0448\u043d\u0435\u0432\u043e\u043b\u043e\u0446\u043a\u0438\u0439 \u041a\u0430\u0437\u0430\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c\»\u003E\u0412\u044b\u0448\u043d\u0435\u0432\u043e\u043b\u043e\u0446\u043a\u0438\u0439 \u041a\u0430\u0437\u0430\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: \u041e\u0441\u043d\u043e\u0432\u0430\u043d \u0432 1872 \u0433. \u041f\u0435\u0440\u0432\u043e\u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e \u0437\u0434\u0435\u0441\u044c \u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e\u0432\u0430\u043b\u0430 \u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u0430\u044f \u043e\u0431\u0449\u0438\u043d\u0430, \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u0430\u043d\u043d\u0430\u044f \u043d\u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0432\u0430 \u043a\u043d. \u041f\u0443\u0442\u044f\u0442\u0438\u043d\u0430 \u0432 1872 \u0433. \u041f\u043e\u0437\u0434\u043d\u0435\u0435 \u043e\u043d\u0430 \u0431\u044b\u043b\u0430 \u043e\u0431\u0440\u0430\u0449\u0435\u043d\u0430 \u0432 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c.»,»title»:»\u0412\u044b\u0448\u043d\u0435\u0432\u043e\u043b\u043e\u0446\u043a\u0438\u0439 \u041a\u0430\u0437\u0430\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c»,»link»:»»,»lat»:57.58425799999999838973963051103055477142333984375,»lon»:34.59719199999999972305886331014335155487060546875,»icon»:»»}]}

Казанский монастырь — православный женский монастырь Казанской иконы Божией Матери в Вышнем Волочке в Красном Городке на восточной окраине города. Основан в 1872 г. Первоначально здесь существовала женская община, основанная на средства кн. Путятина в 1872 г. Позднее она была обращена в монастырь.

История

Основан при загородной часовне (1852), где хранился местночтимый список с Казанской иконы Божией Матери (кон. XVI в.). Устроительницей В. м. стала мон. рыбинского Софийского мон-ря Досифея (Салтыкова Александра Васильевна), духовная дочь старцев прп. Адриана Югского и Петра Томаницкого. В авг. 1866 г. послушница А. Салтыкова, приехав в Вышний Волочёк, молилась в Казанском соборе перед чудотворным образом, к-рый в это время был доставлен крестным ходом из часовни. По преданию, встретивший Салтыкову местный блж. Иванушка Саввинский предсказал основание обители: «Я бегу к Казанской иконе — монастырь строить». 18 авг. 1866 г. в Гефсиманском скиту Салтыкова получила благословение Московского свт. Филарета (Дроздова) на основание В. м. 19 нояб. того же года в Софийском мон-ре Салтыкова была пострижена в иночество с именем Досифея (14 июня 1868 — в монашество).

Первая настоятельница монастыря игумения Досифея

На средства благотворителей при содействии предводителя вышневолоцкого дворянства кн. А. С. Путятина инокиня Досифея приобрела землю (80´ 60 сажен) близ Казанской часовни для создания обители. Но причт Казанского собора и городское духовенство препятствовали основанию В. м., предполагая, что чудотворный Казанский образ отойдет обители. Путятин ходатайствовал перед архиеп. Тверским св. Филофеем (Успенским) (8 авг. 1870 и 11 февр. 1871) и имп. Марией Александровной об устроении жен. общины с бесплатной больницей под началом мон. Досифеи. Указом Синода 20 окт. 1872 г. Казанская жен. община была открыта в подчинении благочинного мон-рей Антония, архим. новоторжского во имя св. князей Бориса и Глеба мон-ря. В общине проживало 24 сестры из С.-Петербурга, Владимирской, Тверской и Ярославской губерний. Исповедоваться насельницам полагалось в Столпенской Николаевской пуст. в 10 верстах от Вышнего Волочка.

По воспоминаниям игум. Теребенской пуст. Феофана, в нояб. 1868 г. на месте В. м. стоял деревянный крест, забор и небольшая изба, в к-рой жили первые насельницы. К 1872 г. на средства Путятина были построены 2 двухэтажных корпуса с 10 кельями, больница, трапезная, кухня, просфорня, 2 деревянных дома, баня, хозяйственные службы. 8 авг. 1873 г. архим. Антоний освятил в келейном корпусе домовую ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. К нач. 1881 г. в общине были открыты больница, иконописная школа, ковровая и башмачная мастерские, в 10 корпусах проживало более 260 сестер. 14 нояб. 1881 г. Казанская община была преобразована в общежительный мон-рь с возведением мон. Досифеи (1 янв. 1882) в сан игумении. 9 марта 1882 г. неск. сестер приняли монашеский постриг.

Основной благотворитель В. м. Путятин после кончины в дек. 1882 г. был похоронен на монастырском кладбище. В списке попечителей обители, поданном 23 июня 1885 г. игум. Досифеей Тверскому архиеп. Савве (Тихомирову), упомянуты купцы Н. В. Салтыков (пожертвовал 25 тыс. р.), М. И. Пожарский (10 тыс. р.), П. Н. Николаев (9 тыс. р.), А. Ф. Платонов (9 тыс. р.), В. И. Кожевников (5 тыс. р.), купчихи А. А. Попова (пожертвовала 25 тыс. р.), П. И. Андреева (12 тыс. р.), А. Е. Гагарина (4 тыс. р.), почетные граждане И. И. Стахиев (10 тыс. р.) и М. Д. Иванова (3 тыс. р.). В. м. посещали св. прав. Иоанн Кронштадтский, имп. Александр III, вел. кн. Константин Константинович, вел. кн. Владимир Александрович.

Вышневолоцкий в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в.

В кон. 70-80-х гг. в В. м. велось каменное строительство на средства купцов Е. Н. Сивохина и Г. Г. Германова. По проекту архит. А. С. Каминского был построен холодный Казанский собор, освященный 8 авг. 1882 г. архиеп. Тверским Саввой (Тихомировым). С.-Петербургский митр. Исидор (Никольский) пожаловал облачения и книги. В соборе хранились икона Божией Матери «Скоропослушница», написанная на Афоне, образ прп. Серафима Саровского с частицей его мантии, частица камня от Гроба Господня, переданная в мае 1890 г. Иерусалимским Патриархом Никодимом I, ковчег с частицами мощей святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова, вмч. Пантелеимона, мучеников Ермолая и Игнатия, мучениц Фотинии, Евфимии. На средства купца В. А. Китайцева Казанская часовня была перестроена в загородную церковь мон-ря и освящена в июне 1880 г. еп. Саввой (Тихомировым). Слева от царских врат в позолоченном киоте с сенью находилась чудотворная Казанская икона. В 1883-1887 гг. была построена колокольня, на 2-м этаже к-рой 28 янв. 1888 г. еп. Саввой освящена ц. во имя прп. Ефрема Сирина и мц. Неонилы. Впосл. Сивохины были похоронены в усыпальнице под храмом. В храме находились написанные на Афоне иконы «Отрада и Утешение», вмч. Георгия и вмч. Пантелеимона. В 2-этажном больничном корпусе 27 мая 1890 г. был освящен храм во имя прор. Илии и вмч. Пантелеимона.

1 мая 1897 г. на месте разобранной домовой церкви архиеп. Тверской Димитрий (Самбикин) в сослужении прав. Иоанна Кронштадтского заложил теплый 3-престольный храм, главный придел к-рого был освящен 15 сент. 1901 г. в честь Андрониковой иконы Божией Матери. 17 сент. были освящены левый придел во имя святителей Григория Армянского, Иннокентия Иркутского, прп. Иоанна Рильского и вмч. Димитрия Солунского и правый придел во имя Всех святых. 5-главый Андрониковский собор, построенный по проекту московского архит. Н. П. Маркова, примкнул к полуразвалившемуся больничному корпусу с воротами и звонницей. В соборе находилась святыня В. м.- Андроникова икона Божией Матери, приобретенная для мон-ря Сивохиным и перенесенная 1 мая 1885 г. из С.-Петербурга. Указом Синода с 1 мая 1887 г. в В. м. совершалось ежегодное празднование иконе.

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. 1910–1912 гг. Архит. А. П. Аплаксин. Подворье мон-ря в С.-Петербурге. Фотография. 1913 г.

К нач. XX в. в обители находились 2-этажный деревянный игуменский корпус, 3-этажный каменный корпус для именитых гостей, соединявшийся с колокольней, больничный корпус с богадельней, 18 двухэтажных корпусов, 2 гостиницы, школа, 11 деревянных домов. За оградой были расположены 4 дома для священников, 2-этажная гостиница, 2 странноприимных дома, хозяйственные дворы, сады и огороды. В. м. был самой крупной жен. обителью Тверской епархии, в нем проживало до 700 сестер, служили 5 священников и диакон, в т. ч. иерей М. В. Беневоленский, отец сщмч. Димитрия Беневоленского. В 1906 г. настоятельницей стала игум. Досифея II, в 1914 г.- игум. Амвросия. Среди подвижниц В. м. известны схим. Пелагея (Ɨ 1884), по молитвам к-рой совершались исцеления; ученицы старцев Адриана Югского и Петра Томаницкого монахини Макария (Короткова) и Мария (Анисимова). Действовали живописная, вышивальная, швейная, башмачная и переплетная мастерские, приют для девочек, школа грамоты, преобразованная в 1914 г. в церковноприходскую. В годы первой мировой войны мон-рь продал пустошь Стойково и на вырученные деньги устроил лазарет для раненых. В 1914 г. послушницы В. м. трудились в Царскосельской общине сестер милосердия.

В. м. владел 505 дес. земли, в т. ч. пустошами Брилино, Дворищи, Зуево, Икатиха, Кадчицы, Климово, Кувшиниха, Котиха, Манушкино, Свинище и др. В год сестры собирали 100 четв. ржи на 600 р., 100 четв. овса на 300 р., 12 четв. ячменя на 60 р., 4 тыс. пудов сена на 800 р., овощей на 100 р. В хозяйстве имелось 25 коров и 15 лошадей. В 30 верстах от В. м. на пожалованных Путятиным 270 дес. земли была построена Спировская киновия с деревянными кельями, домовой Успенской ц., освященной 25 марта 1878 г. еп. Тверским Евсевием (Ильинским), и Смоленским храмом, освященным 15 мая 1911 г. Старшей над сестрами была мон. Мария (Анисимова). В 5 верстах от В. м. на пожертвованных купцом Пожарским 36 дес. земли была устроена Кашаровская киновия с домовым Никольским храмом, освященным 17 февр. 1885 г. В 10 км от ст. Мста Рыбинско-Бологовской железной дороги в 1902 г. была основана 3-я киновия с храмом во имя вмц. Параскевы Пятницы, преобразованная 7 июля 1907 г. в самостоятельную жен. общину. 30 нояб. 1908 г. в С.-Петербурге открылось подворье с Казанским храмом (освящен 30 нояб. 1912). В февр. 1907 г. к В. м. была приписана жен. община.

В 1918 г. приют В. м. был обращен в детский дом «Коммуна», где трудились инокини. В 1922-1925 гг. постройки В. м. были переданы Тверской стрелковой дивизии и др. воинским частям. Казанская церковь-часовня, деревянные корпуса и ограда были разрушены, главы соборов снесены, на месте кладбища устроен воинский плац, вырублен сад. В Казанском соборе находился склад, колокольня переоборудована под водонапорную башню, С.-Петербургское подворье в кон. 20-х гг. перестроено под общежитие. Ок. 1925 г. часть изгнанных из В. м. сестер переселились в Спировскую и Кашаровскую киновии, объединившись в сельскохозяйственную артель, впосл. упраздненную. Насельница Спировской киновии мон. Евдокия (Ершова) была арестована и 18 июня 1931 г. приговорена к 3 годам ИТЛ, насельница С.-Петербургского подворья мон. Раиса (Васильева) арестована 17 апр. 1932 г. и приговорена к 3 годам ИТЛ.

Современное состояние

Решением Свящ. Синода 29 янв. 1991 г. В. м. был возобновлен, и. о. настоятельницы назначена игум. Феодора (Пилипчук). Первоначально службы совершались в домовой ц. во имя прав. Иоанна Кронштадтского, освященной в одном из корпусов. К 2005 г. вновь построены и восстановлены Казанский, Андрониковский храмы, колокольня с Ефремовской ц., трапезный и больничный корпуса, 5 деревянных домов, дом причта за оградой. В часовне-усыпальнице во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии похоронены блж. Л. И. Лазарева († 11 сент. 1997) и схим. Мария (Матукасова; † 14 янв. 2000). Почитается список с Андрониковой иконы, выполненный в монастырской мастерской

За десять лет восстановлен первоначальный архитектурный облик соборов и колокольни. Монастырь расположен на восточной окраине городе Прямоугольная территория вытянута вдоль дороги в Николо-Столбенскую пустынь. В центре территории расположен Казанский собор. Кладбище с востока преобразовано в площадь. С запада сохранилась над кладезная часовня. Сооружения вдоль южной границы образуют непрерывный фронт застройки монастыря образуют непрерывный фронт застройки. С востока её начинает собор Андрониковой Божией Матери, к которому примыкает старый больничный корпус, проездные ворота и настоятельский корпус. В центре западной линии поставлена колокольня. По её сторонам расположены трапезный (гостиница) и больничный корпуса. В северной части территории сохранилось пять деревянных построек. За западной границей монастыря торцом к дороге поставлены дома причта. Северная аллея сада подводит к небольшому хозяйственному пруду. Большой монастырский пруд вытянут вдоль дороги с южной стороны.

Монастырь, наше время

Доступ посторонних лиц в монастырь ограничен. Монастырь открыт только в воскресные дни на время Богослужения. В монастыре скитский устав, монашеское правило, чтение неусыпающей Псалтири, нелегкий физический труд, который обеспечивает пропитание сестрам.

За прошедший год как отмечается в отчете благочинного монастырей и подворий, в монастыре был проведен мелкий ремонт в помещениях некоторых зданий, также отштукатурены и побелены 2 здания снаружи. На месте старого фундамента из разобранных старых бревен и кирпича был построен скотный двор с молочной кухней, прачечной, погребом. Был отремонтирован деревянный забот, который летом подожгли неизвестные. Была пробурена скважина и проведена вода в трапезную и на скотный двор.

В монастыре проживает 11 насельниц: 1 игумения, 1 монахиня. 2 инокини, 5 послушниц.

Никакой общественной деятельности монастырь не ведет. Годовые отчеты с момента возрождения монашеской жизни означенного монастыря со стороны и.о. игумении никогда не представляются. (Информация предоставлена Информационной службой Тверской епархии.)

В монастыре, по последним данным, проживает 11 насельниц: 1 игумения, 1 монахиня, 2 инокини, 7 послушниц. Временно исполняет обязанности настоятельницы монастыря игумения Феодора (Пилипчук Надежда Ивановна).

Храмы

Собор в честь Казанской иконы Божией Матери

Собор в честь иконы Божией Матери Боголюбская (Андрониковская)

Храм во имя св. Сирина и св. мц. Неонилы под колокольней

Часовня (построена в 1990-е годы)

Святыни

Главной святыней монастыря была икона Андрониковой Божией Матери древнего греческого письма (украдена из церкви в 1984 г.).

Икона Пресвятой Богородицы «Казанская» — 21 июля, 4 ноября

Фото

  • Монастырь, литография

  • Собор Иконы Божией Матери Боголюбская (Андрониковская), 1897 г. постройки

  • Колокольня, в которой расположен храм Ефрема Сирина и Неонилы Мученицы.jpg

  • Собор Иконы Божией Матери Казанская, 1877-1882 годов постройки

Видео

Странник я на земле. Фильм о схимонахине Марии

Как добраться

Проехать к монастырю можно от Центра города Вышний Волочек на автобусе №10. Время поездки — 10 минут. Остановка «Казанский монастырь» расположена на окраине города.

Адрес

171110, Тверская область, г. Вышний Волочек, Красный городок

Паломнику

Доступ посторонних лиц в монастырь ограничен. Монастырь открыт только в воскресные дни на время Богослужения. В монастыре скитский устав, монашеское правило, чтение неусыпающей Псалтири, нелегкий физический труд, который обеспечивает пропитание сестрам.

Богослужения совершаются по воскресным и праздничным дням.

azbyka.ru

Казанский женский монастырь г. Вышний Волочек / Монастырский вестник

К тому времени его же усилиями здесь был построен двухэтажный корпус (низ каменный, верх деревянный), в котором устроили больницу, и три деревянных флигеля. Местные жители, в особенности мужская часть населения противилась устроению на указанном месте женского монастыря. 31 июля 1872 года служился пожар. Сестры обители горячо молились Царице Небесной, со слезами читали Псалтирь, пожар был потушен. В 1873 г. в больничном корпусе был освящен домовый храм Боголюбской иконы Богоматери, а над примкнувшими к нему южными воротами устроили звонницу. В конце 1870-х — 1880-е гг. развернулось каменное строительство на средства благотворителей, из которых крупнейшими были князь А.С. Путятин, петербургский статский советник Е.Н. Сивохин и московский купец Г.Г. Германов. В 1877 — 1882 гг. по проекту известного московского архитектора А.С. Каминского был возведен холодный Казанский собор. 20 июля 1880 года на оконченный снаружи Казанский Собор были поставлены 19 крестов, самый большой из которых 320 кг. В тот день собравшиеся в келии матушки Досифеи благодетели согласились строить большой каменный корпус, Богу содействующу.

14 ноября 1881 г. община, в которой насчитывалось более 260 сестер, была преобразована в женский общежительный монастырь. 14 января 1882 года матушка Досифея была возведена в сан игумении. В это время здесь имелось 13 каменных и деревянных корпусов, в которых помимо келий размещались больница, иконописная школа, ковровое и башмачное заведения. В начале 1880-х гг. часовню 1852 г., в которой находился местночтимый Казанский образ Богоматери, перестроили в загородную церковь монастыря. Рядом сохранялась деревянная часовня XVIII в. Над водным источником возвели сень. В 1883 — 1888 гг. Ефрем и Неонила Сивохины на собственные средства выстроили колокольню с часами и храмом преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неонилы. Предполагаемый автор колокольни — А.С. Каминский. В 1885 г. в обитель была привезена из Петербурга древняя греческая Боголюбская икона, называемая иначе Андрониковой, которую Сивохин купил для Вышневолоцкого монастыря. В 1889 г. был завершён новый настоятельский корпус. Тогда же над монастырским колодцем была возведена часовня. В 1889 г. закончилось строительство нового больничного корпуса с домовым храмом пророка Илии и вмч. Пантелеимона, освящённым в 1890 г. К концу 19 века обитель имела уже более 700 сестер и была вполне благоустроена. В это время матушка Досифея и казначеня обители монахиня Макария просили у архиепископа Тверского Димитрия разрешения на постройку теплого храма с главным престолом в честь иконы Божией Матери «Андронниковская». План и чертежи были выполнены московским архитектором Н.П. Марковым. С 15-17 сентября 1901 года состоялось освящение храма и его престолов. Храм примкнул к сохраненному фрагменту старого больничного корпуса с воротами и звонницей. В конце XIX в. в монастыре выстроено 18 двухэтажных и 16 одноэтажных деревянных жилых и хозяйственных зданий и пять домов причта за пределами монастыря. В начале XX в. строился каменный корпус, включавший трапезную, гостиницу и странноприимный дом.

Монастырское кладбище располагалось справа от собора. Ограда представляла собой деревянные прясла, укрепленные на каменных столбах. Внутри монастыря был разбит сад. На рубеже веков Казанская обитель считалась самой крупной из женских монастырей Тверской епархии. Здесь проживало более 700 сестер, сестринский хор насчитывал сто человек. Монастырь владел 505 десятинами земли. Работали живописная, вышивальная, швейная, башмачная и переплетная мастерские. Был открыт приют для девочек, церковно-приходская школа. Монастырь основал три киновии: Спировскую и Пятница-Бор, впоследствии имевшие самостоятельный статус монастырей, Кашаровскую киновию, имелось подворье в честь «Казанской» Матери Божией в Санкт-Петербурге. Вышневолоцкий монастырь посещали император Александр III с супругой, великие князья, неоднократно приезжал Иоанн Кронштадтский (канонизирован в 1990 г.), который являлся великим молитвенником и благодетелем обители и являлся большим утешением для сестер монастыря.

В 1919 г. монастырю было разрешено создать сельскохозяйственную трудовую коммуну, однако к 1922 г. все здания и храмы были заняты подразделениями Тверской стрелковой дивизии. В советское время были снесены церковь и часовня за пределами монастыря, ограда, большинство деревянных корпусов. Снесены главы соборов, утрачено их внутреннее убранство. Позже на территории Казанского монастыря размещалась воинская часть. Монастырское кладбище превращено в плац, вырублен сад.

В 1991 г. согласно ходатайству митрополита Тверского и Кашинского Виктора решением Священного Синода от 29.01.1991 г. был открыт женский монастырь для возрождения в нем монашеской жизни, начались реставрационные работы.

Построена часовня на месте захоронения блаженных стариц Любушки и схимонахини Марии. Монастырь расположен на восточной окраине города. Прямоугольная территория вытянута вдоль дороги в Николо-Столбенскую пустынь. В центре монастырской территории расположен Казанский собор. Кладбище с востока преобразовано в площадь. С запада сохранилась надкладезная часовня. Сооружения вдоль южной границы образуют непрерывный фронт застройки монастыря. С востока её начинает собор Андрониковой Божией Матери, к которому примыкает старый больничный корпус, проездные ворота и настоятельский корпус. В центре западной линии поставлена колокольня. По её сторонам расположены трапезный (гостиница) и больничный корпуса. В северной части территории сохранилось пять деревянных построек. За западной границей монастыря торцом к дороге поставлены дома причта. Северная аллея сада подводит к небольшому хозяйственному пруду. Большой монастырский пруд вытянут вдоль дороги с южной стороны.

В монастыре упокоились две блаженные старицы. Блаженная Любушка Лазарева, взявшая на себя подвиг странничества Христа ради. Подвизалась на Петербургской земле, почила о Господе в стенах Казанского монастыря 11 сентября 1997 года. Блаженная старица схимонахиня Мария (Матукасова) пронесла подвиг юродства Христа ради на Самарской земле, в конце жизни была пострижена в великую схиму в Оптиной пустыни. Неожиданно со словами «поеду к Любушке» схимонахиня Мария отправилась в г. Вышний Волочек в Казанский монастырь. Приехала в обитель 3 января 2000 года, а 14 января 2000 г. преставилась ко Господу.

Указом Высокопреосященнейшего Владыки Виктора, митрополита Тверского и Кашинского от 26 декабря 2016 года и.о. настоятельницы обители назначена монахиня Феофилакта (Левенкова). 1 апреля 2017 года матушка возведена в сан игумении митрополитом Тверским и Кашинским Виктором на основании постановления Священного Синода (Журнал № 21 от 9 марта 2017 года).

В монастыре скитский устав, монашеское правило, чтение неусыпающей Псалтири, нелегкий физический труд, который обеспечивает пропитание сестрам. Богослужения совершаются по воскресным и праздничным дням.


monasterium.ru

Казанский женский монастырь г. Вышний Волочек

Религиозная организация Казанский женский монастырь Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

История и описание:

Казанский женский монастырь в городе Вышний Волочек основан на месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери, на протяжении нескольких веков являвшейся великой святыней вышневолоцкой земли. На месте ее явления, у святого источника, была воздвигнута для ее пребывания часовня, а впоследствии – храм с колокольней, где чудотворный образ находился вплоть до разорения обители после революции, привлекая к себе множество паломников и богомольцев со всей Руси.

Основательница обители, игумения Досифея (Салтыкова) с несколькими сестрами прибыла на это место в 1871 году и поселилась на небольшом участке земли, приобретенном на средства благотворителей при содействии предводителя вышневолоцкого дворянства князя А.С. Путятина.

Вскоре начали приходить первые сестры, через несколько лет их собралось около 30 человек. Первоначально жизнь в новой обители была крайне тяжелой. Средств не было даже на пропитание. Сестры, и особенно матушка Досифея, слезно взывали к Царице Небесной об устроении монастыря.

В 8/21 июля 1872 г., в день празднования Казанской иконы, община — 24 сестры с больницей на 8 человек была утверждена Синодом. Настоятельницей общины назначена монахиня Досифея. На момент утверждения Св. Синодом община располагала участком земли близ часовни длиной 146 м и шириной 110 м, обнесенным деревянным забором.

Внутри ограды находилось двухэтажное с каменным первым этажом здание, восточная часть которого была приготовлена для церкви, а в запад­ной части помещалась больница. В здании распола­галось десять келий. К этому зданию пристраивалась колокольня. Во втором двухэтажном доме размеща­лись трапезная, кухня, просфорная и кельи, еще два одноэтажных деревянных дома были построены для проживания сестер. Имелись также баня, погреб и сарай с конюшней. Но кроме участка близ ча­совни, общине также принадлежали 310 десятин зем­ли в Вышневолоцком и 78 десятин в Валдайском уездах, пожертвованные князем Путятиным и купцом Абакумовым, а также девять участков земли в горо­де Вышнем Волочке, подаренных мещанином Тормаковым.

В 1873 г. в больничном корпусе был освящен домовый храм Боголюбской иконы Богоматери, а над примкнувшими к нему южными воротами устроили звонницу.

В конце 1870-х — 1880-е гг. развернулось каменное строительство на средства благотворителей, крупнейшими из которых были петербургский статский советник Е.Н. Сивохин и московский купец Г.Г. Германов. В 1877 — 1882 гг. по проекту известного московского архитектора А.С. Каминского был возведен прекрасный по архитектуре Казанский собор.

14 ноября 1881 г. община, в которой насчитывалось более 260 сестер, была преобразована в женский общежительный монастырь. 14 января 1882 года матушка Досифея была возведена в сан игумении.

В 1883 — 1888 гг. Ефрем и Неонила Сивохины на собственные средства выстроили колокольню с храмом преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неонилы.

В 1885 г. в обитель была привезена из Петербурга древняя греческая Боголюбская икона, называемая иначе Андрониковой, которую Е.Н. Сивохин купил для Вышневолоцкого монастыря. В 1889 г. был завершён новый настоятельский корпус. Тогда же над монастырским колодцем была возведена часовня. В 1889 г. закончилось строительство нового больничного корпуса с домовым храмом пророка  Илии и вмч. Пантелеимона.

К концу XIX века обитель имела уже более 700 сестер и была вполне благоустроена.

В 1897 году, при участии св. прав. Иоанна Кронштадтского, на месте Боголюбской домовой церкви, был построен большой теплый собор, главный престол которого был посвящен Андрониковой иконе Божией Матери, а придельные — один в честь свт. Григо­рия, просветителя Армении, и еп. Иннокентия Иркутского, а другой — в честь Всех Святых. План и чертежи были выполнены московским архитектором Н.П. Марковым.

При строительстве Андроникова храма была сохранена усыпальница, устроенная под Боголюбской домовой церковью. Здесь была захоронена схимонахиня Пелагия, а позднее — казначея Макария и игумения Досифея, отошедшая ко Господу в 1906 году.

В конце XIX в. в монастыре выстроено 18 двухэтажных и 16 одноэтажных деревянных жилых и хозяйственных зданий и пять домов причта за пределами монастыря. В начале XX в. возведен каменный корпус, включавший трапезную, гостиницу и странноприимный дом. Внутри монастыря был разбит сад.

На рубеже веков Казанская обитель считалась самой крупной из женских монастырей Тверской епархии. Здесь проживало более 800 сестер, сестринский хор насчитывал сто человек. Монастырь владел 505 десятинами земли. Работали живописная, вышивальная, швейная, башмачная и переплетная мастерские. Был открыт приют для девочек, церковно-приходская школа.

Монастырь имел три киновии: Спировскую и Пятница-Бор и Кашаровскую, имелось подворье в Санкт-Петербурге.

Вышневолоцкий монастырь посещали император Александр III с супругой, представители царской фамилии, в том числе великие князья, неоднократно приезжал отец Иоанн Кронштадтский, бывший благотворителем монастыря и духовным наставником для сестер.

В 1919 г. монастырь был ликвидирован. Сестрам было разрешено создать сельскохозяйственную трудовую коммуну, однако к 1922 г. все здания и храмы были заняты подразделениями Тверской стрелковой дивизии. В советское время на территории Казанского монастыря размещалась воинская часть. Были снесены церковь и часовня за пределами монастыря – место пребывания чудотворной Казанской иконы, ограда, большинство деревянных корпусов. Снесены главы соборов, утрачено их внутреннее убранство. Монастырское кладбище было превращено в плац, уничтожены святые источники, вырублен сад.

В 1991 г. согласно ходатайству архиепископа Тверского и Кашинского Виктора решением Священного Синода от 29.01.1991 г. монастырь был вновь открыт, настоятельницей назначена игумения. Феодора (Пилипчук). Были восстановлены главы соборов, произведен частичный ремонт зданий монастыря. Над местом захоронения блаженных стариц Любушки Сусанинской и схимонахини Марии Самарской построена часовня в честь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Блаженная Любушка Лазарева подвизалась в подвиге странничества и юродства ради Христа. Последнюю четверть своей жизни несла молитвенное служение на Петербургской земле, затем прибыла в Казанский монастырь и почила здесь о Господе 11 сентября 1997 года.  Блаженная старица схимонахиня Мария (Матукасова) несла подвиг юродства Христа ради на Самарской земле, в конце жизни жила в Оптиной пустыни, где была пострижена в великую схиму. 3 января 2000 года схимонахиня Мария приехала в Казанский монастырь. 14 января 2000 г. она преставилась ко Господу и была погребена рядом с Любушкой.  

В настоящее время монастырь нуждается в восстановлении. Спустя более 25 лет после открытия обители в 1991 году Казанский и Андроников соборы, а также большинство зданий обители находятся в аварийном состоянии и требуют реконструкции — как снаружи, так и внутри. В храмах и корпусах отсутствует отопление, водопровод и канализация, повреждены перекрытия и кровля, необходимо восстанавливать внутреннюю отделку и убранство помещений. В крипте Андроникова собора, где захоронены блаженные первоустроительницы и подвижницы Казанского монастыря, требуется расчистка от многослойного мусора и осыпающегося со сводов кирпича, который разрушается от постоянного присутствия воды, скапливающейся в большом количестве под храмом.

С 26 декабря 2016 года послушание настоятельницы монастыря несла монахиня Феофилакта (Левенкова).

4 апреля 2019 года на должность настоятельницы обители назначена монахиня София (Сухова), 22 апреля 2019 года возведена в сан игумении.

Уставные Богослужения в обители совершаются ежедневно в храме преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неонилы. Ежедневно совершается Панихида в часовне у блаженных стариц. 

Храмы монастыря:

1. Соборный Казанский, однопрестольный, каменный, построен в 1882 г.

2. Преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неонилы, во втором ярусе колокольни, построен в 1888 г.

3. Андрониковой иконы Божией Матери с престолами в честь свт. Григо­рия, просветителя Армении, еп. Иннокентия Иркутского, Всех Святых, построен в 1901 г.

4. Домовая в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского, устроена в 1991 г.

 

Духовенство

tvereparhia.ru

история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

Духовная жизнь в России возрождается не только в крупных городах, но и в глубинке. Казанский женский монастырь, находящийся на окраине города Вышний Волочёк — уникальное место, которое притягивает паломников и любителей архитектуры не только из Тверской области, но и из других уголков страны.

История основания

Летом 1866 г. инокиня рыбинского Софийского монастыря Досифея приехала в Вышний Волочёк, чтобы помолиться перед чудотворным списком Казанской иконы Божией Матери. По дороге в храм она повстречала местного блаженного, восклицавшего, что бежит к чтимой иконе, чтобы построить храм. Восприняв эти слова как пророчество, монахиня вернулась в тверской городок в 1868 г.

Казанский женский монастырь в Вышнем Волочке, Тверская область

На средства, собранные местными благотворителями под предводительством князя А. С. Путятина, около Казанской часовни был куплен участок земли. Первоначально на нём располагался крест и небольшой деревянный домик, в котором жила Досифея и первые насельницы.

В октябре 1872 г. Святейший Синод одобрил образование женской монашеской общины во имя Казанской иконы Божией Матери. К этому времени на общинной территории при содействии князя Путятина были построены следующие здания:

  • два келейных корпуса;
  • больница;
  • кухня;
  • трапезная;
  • просфорня;
  • баня;
  • хозяйственные постройки.

Через год в одном из келейных корпусов была освящена домовая церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери. В связи с увеличением числа насельниц в 1881 г. Казанская женская монашеская община получила статус монастыря, игумений которой была назначена монахиня Досифея.

Дореволюционное развитие

Конец XIX — начало XX вв. — время расцвета и активного каменного строительства на территории вышневолоцкого монастыря. В это время были возведены основные культовые постройки, к которым относятся:

  • храм Казанской иконы Божией Матери;
  • церковь, освященная в честь образа Андрониковой Богоматери;
  • церковь в честь преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неолины;
  • Надкладезная часовня.
Историческое фото монастыря в начале ХХ в.

К началу XX в. Казанский монастырь в городе Вышний Волочёк являлся самой большой женской обителью Тверской губернии. В нём постоянной проживали 700 насельниц. Помимо духовного служения, монахини работали во множестве ремесленных мастерских. Монахини занимались иконописью и переплётным делом, шитьём и вышиванием, изготовлением ковров и обуви. При монастыре действовал монастырский приют для девочек и церковно-приходская школа.

1908 г. в столице империи был освящён храм во имя Казанской Божией Матери, являющийся монастырским подворьем. В начале Первой мировой войны вышневолоцкие монахини работали в общине сестёр милосердия, организованной в Царском Селе.

Интересно: своим духовным отцом монахини считали святого Иоанна Кронштадтского, который часто посещал обитель. Также в её стенах гостил император Александр III, великие князья Константин Константинович и Владимир Александрович.

Советское время

С приходом в стране к власти большевиков монастырские земли были национализированы. В зданиях обители разместили детский дом, в котором работали насельницы. В 1925 году в бывшем монастыре разместили войсковую часть. Старинная Казанская часовня, деревянные постройки и каменная ограда были разрушены.

На месте монастырского кладбища, на котором были погребены многие горожане, в том числе князь А. С. Путятин, организовали площадь для строевой подготовки. Полностью был уничтожен монастырский сад. Часть монахинь, выселенных из обители, поселились на территории сельскохозяйственной артели, созданной на основе Спировской и Кашаровской киновии. Эта организация просуществовала до 1931 г.

Интересно: в начале 30-х гг. нескольких инокинь из основного монастыря и ленинградского подворья арестовали и приговорили к исправительным работам в трудовом лагере.

Возрождение и современное состояние

Монашеская жизнь в монастыре возобновилась по решению Святейшего Синода в 1991 г. С этого момента началось возрождение обители, территория которой находится на восточной окраине старинного города.

В современный архитектурный комплекс входят старинные и вновь возведённые культовые постройки. Многие из них всё ещё находятся в аварийном состоянии и требуют реконструкции.

Казанский собор

Решение о строительстве нового каменного собора для иконы Божией Матери Казанской было принято в 1875 г. В этом же году начался сбор средств для строительства здания. Первоначальных пожертвований хватило на оплату подготовительных работ, которые заключались в подготовке фундамента для постройки и разработке архитектурного проекта.

Казанский собор монастыря

Его подготовкой занялся известный московский архитектор А. С. Каминский. Мастер нестандартных архитектурных решений создал в российской глубинке яркий, пышно украшенный храм, в котором классические черты русского храмового зодчества соединились с оригинальными архитектурными решениями в романском стиле.

Собор представляет собой крестообразную в плане постройку, над перекрестием которой установлена мощная ротонда со сферическим куполом, увенчанным узким барабаном с луковичной главой. Ещё 14 луковичных глав, установленных на декоративные барабаны, располагаются на угловых частях основного объёма и над крестовыми частями фасада.

Алтарная часть располагается в прямоугольной в плане апсиде. Такую же форму имеют южный и северный притворы. Западный фасад оформлен в виде огромной арки, окружённой двумя полукруглыми башнями. В её глубине над входным арочным порталом располагается большой витраж, в центре которого находится окно-роза, свойственное романским храмам. Фасады здания богато декорированы следующими декоративными архитектурными элементами:

  • сложные карнизы;
  • килевидные кокошники;
  • аркатурные пояса;
  • фигурные фризы;
  • каменные фигурные оконные наличники.
Интересно: при советской власти Казанский собор был осквернён, его центральную главу снесли, а внутри разместили сначала кинотеатр, а затем складское помещение. Сегодня в главном монастырском храме проводятся реставрационные работы.

Андроникова церковь

Тёплый храм, освящённый в честь монастырской святыни — древней иконы Божией Матери Андроновской, построили на месте небольшой Боголюбской церкви, которая была основана в год утверждения вышневолочковской монашеской общины. Проект нового храма разработал московский архитектор Н. П. Марков.

Боголюбский или Андрониковский собор

Внешне собор представляет собой классический крестово-купольный храм, над центральной частью которого расположен восьмерик, увенчанный световым барабаном с луковичной главой. Идентичные главы на световых барабанах расположены на угловых частях шестистолпной трёхпредельной базилики.

К восточному фасаду примыкает полукруглая апсида. В главном западном притворе располагаются лестницы, ведущие на хоры и подвальное помещение, в котором располагается усыпальница основательниц храма — монахинь Досифеи и Макарии. Боковые фасады имеют трёхчастное деление с центральными ризалитами в виде ложных закомар.

Фасады здания украшены белыми лепными элементами в виде крестов, аркатурными поясами, фигурными карнизами и полукруглыми закомарами.

Сегодня внутри храма отсутствует иконостас, а алтарь находится на невысоком подъёме. Белоснежные стены украшают немногочисленные иконы, особое место среди которых занимает список с утерянного образа Божией Матери Андроновской.

Интересно: первоначально храм украшал деревянный резной иконостас, украшенный позолоченными деталями.

Ефремовская церковь в колокольне

В 80-е гг. позапрошлого века на средства супругов Ефрема и Неонилы Сивохиных была воздвигнута высокая трёхъярусная колокольня. Считается, что в разработке её проекта участвовал А. С. Каменский. В основании церкви стоит двухэтажный четверик, на втором этаже которого размещается церковь в честь небесных покровителей благотворителей — преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неолины.

Колокольня Казанского женского монастыря

На основу установлена конструкция, состоящая из четверика, на который установлен восьмерик, увенчанный шлемовидным куполом. Звонница занимает два верхних колокольных яруса. Как и главный монастырский храм, колокольню украшают тройные окна, фигурные карнизы, аркатурные пояса и ажурная балюстрада. В подклете храма располагается усыпальница благотворителей.

Малые храмы

Сегодня на территории монастыря располагаются следующие малые храмы:

  1. Надкладезная часовня возведена в конце XIX в. над колодцем со святым источником. Она представляет собой восьмиугольную ротонду с увеличенными подпружными арками, на которые опирается сферический купол с луковичной главой.
  2. Домовая церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери располагается над центральным входом на территорию монастыря. О её месторасположении говорит невысокий шатёр, увенчанный луковичной главкой, и одноимённая икона на фасаде здания.
  3. Часовня в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии построена после возрождения монашеской жизни в монастырских стенах в 1999 г. Она построена над могилой старосты блаженной Любушки, почившей в обители в 1997 г. В 2000 г. в этом храме была погребена старица схимонахиня Мария.

Расписание богослужений

Церковные службы проводятся на территории монастыря два раза в день в 7 и 17 часов. В будние дни в них участвуют только насельницы, ведущие строгий быт в соответствии со строгим скитским уставом. В воскресные и праздничные дни к монастырским богослужениям допускаются миряне. В эти дни утренняя служба начинается в 6 утра.

Внутреннее убранство Боголюбского храма

Престольные праздники в обители отмечаются в следующие даты:

  • почитание иконы Казанской Божией Матери — 21 июля, 4 ноября;
  • почитание Андроновского образа Богоматери — 14 мая, 4 ноября;
  • поминовение святого преподобного Ефрема Сирина — 10 февраля;
  • поминовение мученицы Неолины — 10 ноября;
  • почитание иконы Божией Матери Боголюбская — 1 июля.

Общественная деятельность

Насельницы монастыря занимаются восстановлением обители и работают в иконописной мастерской. По предварительной договорённости возможно проведение паломнических экскурсий, в процессе которых монахини рассказывают об истории обители, её архитектуре и процессе восстановления. В обычные дни миряне не могут посетить территорию монастыря.

Как добраться

Казанский женский монастырь находится в городе Вышний Волочёк в районе Красный Городок на улице Свиридова. Доехать до обители от железнодорожного вокзала можно на маршрутном такси № 260.

Женская обитель в честь Казанской иконы Божией Матери — уникальное культовое место. Паломники едут сюда, чтобы поклониться старинным чудотворным иконам и могилам уважаемых монахинь-целительниц. Любители архитектуры приезжают любоваться произведениями известных московских мастеров Каменского и Маркова. Но независимо от цели визита в обитель, люди ощущают здесь покой и умиротворение, дарованные сенью Богородицы.

Казанский монастырь в Вышнем Волочке

molitva-info.ru

Монастыри Вышнего Волочка | Вышний Волочек

Территория нынешнего Вышневолоцкого района расположена в междуречье рек Тверца и Мста, что обуславливало наличие торговых путей и большего количества проезжих и местных жителей. Здесь издавна селились люди, Это стало одной из основных причин возникновении на территории Вышневолоцкого района монастырей как мужских, так и женских. Много малых монастырей было упразднено по указу Екатерины Второй в 18 веке, о некоторых монастырях остались только упоминания в летописях, а об их точном местоположении споры ведутся до сих пор.

1

На территории нынешнего Вышневолоцкого района было два крупных монастыря:

Казанский женский монастырь;
Николо-Столпенский мужской монастырь.

Казанский женский монастырь

До наших дней сохранился Казанский женский монастырь, который расположен на восточной окраине города на старо-Бежецком тракте.

История монастыря восходит к середине 18 века, тогда близ селения Вышний Волочек на месте чудесного обретения иконы Казанской Божией Матери была поставлена небольшая деревянная часовня. 20 октября 1872 года Высочайше утверждается Казанская женская община, которая через 9 лет переименовывается в Казанский женский монастырь, впоследствии ставшим одним из крупнейших в России женским монастырем. В нем неоднократно отправлял службу знаменитый проповедник России 19-20 веков отец Иоанн Кронштадтский.

В Вышневолоцком Казанском монастыре имеется один из красивейших в России Казанских соборов.

Стоит в монастыре и единственный в России храм Андрониковской иконы Божией Матери.

Также там находятся и две часовни: одна над святым источником, а во второй похоронены Блаженная Любушка и схимонахиня Мария. Поклониться останкам двух стариц приезжают паломники со всех концов России.

kazanskiy-monastyir

Монастырь просуществовал до 1922 года, когда в помещениях монастыря была расположена воинская часть. В советское время в помещениях церквей монастыря были организованы различные складские помещения войсковой части, а колокольня была превращена в водонапорную башню. На месте монастырского кладбища был расположен плац, а надгробные плиты использовались в фундамент гарнизонного Дома культуры или укладывались в мостовую.

Возрождение монастыря началось в 1991 году, стали вестись большие реставрационно-восстановительные работы. Деньги на восстановление святыни, в те сложные для россиян годы, собирали всем миром. В настоящее время восстановлены облики всех храмов монастыря и золотые купола церквей видны издалека, но реставрация храмов, особенно их внутренний интерьер связаны с большими трудностями. Нужны большие средства, нужны строители и реставраторы, поэтому восстановлены только внешний вид храмов монастыря.

nikolo-stolpenskiy2

Службы ведутся в колокольной церкви, но монастырь живет и с каждым годом в монастыре проживает все больше монахинь и послушниц. Проехать к монастырю можно от Центра города Вышний Волочек на автобусе №10. Время поездки — 10 минут. Остановка «Казанский монастырь» расположена на окраине города.

Николо-Столпенский мужской монастырь

Николо-Столпенский монастырь возник в 16 веке на начале волока из р. Тверцы в р. Цну, через который Господин Великий Новгород торговал с южными и юго-восточными княжествами Древней Руси.

nikolo-stolpenskiy

К концу 19 века в монастыре были каменные здания: теплая однопрестольная церковь Святителя Николая; храм Покрова Пресвятой Богородицы с тремя престолами.

nikolo-stolpenskiy3Просуществовала обитель до 1923 года, когда монахи были разогнаны, имущество разграблено. В дальнейшем разграбление монастыря продолжалось: выдирались решетки из окон храма, снимались остатки полов. Сегодня от великолепного монастыря остались руины Никольского храма, фрагменты каменной ограды, да два жилых каменных дома. В помещениях монастыря в разное время находились и клуб, и магазин, и аптека.

С 2009 года в монастыре опять проходят службы в отремонтированных помещениях. Расположен бывший монастырь в пос. Белый Омут в 10 км. к востоку от г. Вышний Волочек, туда от торговых рядов ходит несколько раз в день автобус 10-го маршрута.

vyshnij-volochek.ru

Православный женский монастырь Казанской иконы Божией Матери в г. Вышний Волочек

Российская глубинка хранит подчас настоящие шедевры архитектуры, пример тому – Казанский женский монастырь в Вышнем Волочке. На территории обители расположены несколько религиозных строений разнообразного устройства, не похожих друг на друга. Мирянам доступ в монашеские ворота открыт официально только по воскресеньям и праздникам, однако есть сведения о возможности посещения и в другие дни.

Оказавшимся в Тверской и Новгородской областях не следует жалеть времени, чтобы посетить Казанский женский монастырь в Вышнем Волочке. Своеобразие и красота православных храмов здесь представлена удивительно разнообразными зданиями, ансамбль невиданный в поселениях столь малого масштаба. Здесь есть и скромные часовни с одним куполом, и пятиглавый собор, и собор с многоглавым завершением, и скромная домовая церковь.

Намереваясь посетить Казанский женский монастырь в Вышнем Волочке, следует выбирать воскресный день либо церковный праздник.Намереваясь посетить Казанский женский монастырь в Вышнем Волочке, следует выбирать воскресный день либо церковный праздник.

Именно домовая церковь Боголюбской иконы Божьей Матери встретит входящих в калитку южных монастырских ворот, отделяющих территорию обители от городской улицы. Даже сами ворота достойны внимания за лаконичный орнамент, а прежде всего – за росписи на библейские сюжеты на опорных столбах. Православный крест на створке словно указывает на икону Богородицы над церковным входом, зажатым между корпусом настоятелей, бывшей больницей и пятиглавым собором.

Чем удивляет Казанский женский монастырь в Вышнем Волочке

Упомянутый пятиглавый собор покажем ближе к концу обзора, проходная арка в домовой церкви выводит к центральному и самому необычному храму обители. Свое название собор иконы Божьей Матери Казанской, как и сам Казанский женский монастырь в Вышнем Волочке, обрел в честь утраченной старинной часовни, хранившей чудотворный список этого образа. Создавал здание известный архитектор Каминский, автор часовни Пантелеймона в столице. Здание храма столь своеобразно и привлекательно, что его следует осматривать с нескольких ракурсов.

Даже обыденные здания на территории Казанского женского монастыря в Вышнем Волочке украшены художественно выполненными образами святых.Даже обыденные здания на территории Казанского женского монастыря в Вышнем Волочке украшены художественно выполненными образами святых.

Через узкий промежуток между настоятельским корпусом и соседним монастырским зданием собор виден лишь частично. Угадывается крестообразное основание строения, видны западный и южный портики, крупная ротонда под центральным куполом. Весьма представительно в плане использования декоративных элементов оформление фасада портика, доступного обзору. Арки, колонны, балюстрада и башенки с куполами на крыше с сочетании с монументальной ротондой выглядят впечатляюще. Запоминается облик простых зданий, стены которых содержат крупные изображения святых.

Казанский собор и часовня в память блаженной

Обзор и фотография Казанского собора с юго-восточного направления подтверждает наличие четырех порталов, идентичность их оформления. Однако это фото не вносит ясности по общему количеству куполов храма, больших и малых. Четко видны главный в центре, четыре среднего размера в местах соединения лучей креста контура. На фасадах порталов по две башенки с малыми куполами, а на удлиненном западном их четыре. Расшифровать значение 15 глав православного храма нам оказалось не под силу.

Уникальным шедевром зодчества является украшающий центр Казанского женского монастыря в Вышнем Волочке одноименный собор.Уникальным шедевром зодчества является украшающий центр Казанского женского монастыря в Вышнем Волочке одноименный собор.

С выбранного направления осмотра видна часовня, которая украсила Казанский женский монастырь в Вышнем Волочке намного позднее других строений, в 1999 году. Построена она над захоронением чтимой в этой местности блаженной Любушки Сусанинской, которая скончалась в обители в 1997 году. Освящена часовня в честь Веры, Надежды, Любови и их матери Софьи, известных персонажей православия. Левее собора и часовни виден трехъярусный храм, совмещенный с колокольней, размеры которого сильно уменьшены прямой перспективой фотографического изображения.

Церковь с колокольней

На самом деле это самое высокое из строений, украшающих Казанский женский монастырь в Вышнем Волочке. Это хорошо видно на заглавной и заключительной фотографиях нашей публикации. Церковь преподобного Ефрема Сирина и Неонилы мученицы построена на средства их тезок Сивохиных, здесь же и похороненных. Автором постройки, предположительно, также является Каминский, судя по характерным деталям оформления.

На восточной границе территории Казанский женский монастырь имеет церковь – усыпальницу спонсоров ее строительства.На восточной границе территории Казанский женский монастырь имеет церковь – усыпальницу спонсоров ее строительства.

Церковь-усыпальница имеет в основании четверик из 2-х этажей, на втором расположено молитвенное помещение. Много меньше четверик второго яруса, еще меньше верхний восьмигранник, оба они являются ярусами звонницы. Два перепада поперечного сечения оборудованы смотровыми площадками, огражденными балюстрадами, где есть возможность круговой прогулки. Рядом с церковью виднеется часовня, построенная над источником, или Надкладезная.

Боголюбский, или Андрониковский собор

Пятиглавый храм продолжительное время был местом пребывания бесценной реликвии, которую сохранял Казанский женский монастырь в Вышнем Волочке. Почитаемая чудотворной икона Андрониковой (Боголюбской) Божьей Матери якобы была домашней святыней императора Византии Андроника Третьего Палеолога, правившего в XIII веке. Спасенная при борьбе Греции за независимость XIX века, реликвия была передана императору Николаю Первому и хранилась в Зимнем дворце и Троицком храме.

Казанский женский монастырь в Вышнем Волочке славился чудотворной иконой, приписываемой кисти евангелиста Луки, сохранявшейся в одноименном соборе.Казанский женский монастырь в Вышнем Волочке славился чудотворной иконой, приписываемой кисти евангелиста Луки, сохранявшейся в одноименном соборе.

Переданная в 1877 голу в Казанский женский монастырь, икона удостоилась строительства отдельного храма. Фантазировать с изобретением названия не стали, именоваться новый собор стал в честь своего главного сокровища. Конструктивно Боголюбский (Андрониковский) собор предстает традиционным православным храмом, пять глав – символы Христа и евангелистов увенчаны световыми барабанами и позолоченными куполами. Алтарная апсида на востоке и вход с западной стороны, все как обычно.

На фото западный фасад Боголюбского храма на территории Казанского женского монастыря в Вышнем Волочке, откуда украли древнюю икону.На фото западный фасад Боголюбского храма на территории Казанского женского монастыря в Вышнем Волочке, откуда украли древнюю икону.

Что характерно для многих строений, составляющих Казанский женский монастырь в Вышнем Волочке, это украшение стен зданий крупными святыми образами. Это же наблюдается в именном соборе знаменитой иконы, не видно только ее изображения, как нет самой иконы внутри. Пережив революцию и гражданскую войну, уцелев в Великую Отечественную, древний святой образ был банально украден в 1984 году. Сейчас местонахождение иконы Анроника Палеолога неизвестно, остался лишь собор ее имени.

Интерьер обворованного собора

Насколько традиционен Андрониковский собор снаружи, столь же он внутри непривычен для православных, да и любых других посетителей. Архитектор Марков, для которого этот храм был далеко не дебютной постройкой, при внутреннем оформлении отошел от привычных образцов. Удивляет полное отсутствие алтарной преграды, нет ни привычного иконостаса, ни каких-либо решеток или балюстрад. Алтарное пространство лишь приподнято над уровнем пола храма, а алтарь находится на виду у прихожан.

Редко где, как в Казанском женском монастыре в Вышнем Волочке, можно видеть православный храм без алтарного иконостаса.Редко где, как в Казанском женском монастыре в Вышнем Волочке, можно видеть православный храм без алтарного иконостаса.

Памятуя о древнейшем происхождении чудотворного образа, авторство которого приписывалось евангелисту Луке, зодчий обратился к интерьеру храмов раннего христианства. В подземных святилищах гонимых последователей христианского учения службы велись на гробницах погибших мучеников за веру, поднятых над поверхностью пола. Так же были устроены первые наземные храмы, отделять алтарь преградой стали позднее. В этом Боголюбский собор является уникальным случаем возврата к прошлому.

Уникальность внутреннего убранства Боголюбского (Андрониковского храма, неповторимый наружный облик Казанского собора, другие религиозные объекты делают Казанский женский монастырь в Вышнем Волочке значимым во всей православной культуре России. Редко где встретишь подобное многообразие религиозной архитектуры, сконцентрированное на небольшой территории. Приводимая в заключение обзора высотная фотография позволяет наглядно убедиться в красоте и разнообразии сооружений, составляющих комплекс застройки этой обители.

Высотная панорама территории и строений Казанского женского монастыря в Вышнем Волочке показывает неповторимость уникального ансамбля.Высотная панорама территории и строений Казанского женского монастыря в Вышнем Волочке показывает неповторимость уникального ансамбля.

На этой фотографии легко опознаются все названные ранее объекты, начиная от златоглавого храма в честь пропавшей иконы. Рядом виднеется арка домовой церкви, уже изнутри, и Настоятельский корпус. В центре – Казанский собор с темными куполами и часовня на могиле Любушки, правее церковь Ефрема Сирина и мученицы Неонилы, перед ней – часовня над источником.

Даже приличная отдаленность населенного пункта от крупных магистралей и его провинциальная неустроенность не умаляют культурного и религиозного значения, какое имеет Казанский женский монастырь в Вышнем Волочке. Видится неоправданным, что такой уникум является только регионально значимым культурным объектом по официальной классификации. Отзывы согласных с высказанным мнением стали бы неким голосованием, способным повысить статус замечательного монастыря.

countryscanner.ru

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *