Монастырь на ордынке – Марфо-Мариинская обитель — Википедия

Содержание

Марфо-Мариинская обитель — стиль модерн

Большой белоснежный собор виден через широкую арку с деревянными воротами в такой же белоснежной стене и напоминает средневековую крепость. Мы как будто переносимся на север, в Псков и Новгород. На самом деле возраст храма отнюдь не так велик, как кажется, зато над его созданием работали лучшие мастера своей эпохи. Его самого не существовало бы без воли родной сестры последней русской императрицы.

После убийства в 1905 году генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича его вдова, великая княгиня Елизавета Федоровна, продала часть своих драгоценностей. На полученные средства она приобрела обширную купеческую усадьбу на Большой Ордынке с четырьмя домами и большим садом. На этой основе великая княгиня начала создавать Марфо-Мариинскую обитель милосердия. Она выбрала форму служения, близкую к монастырской жизни, но во многом от нее отличавшуюся. Так, сестры обители принимали на себя ряд обетов, однако не постригались в монашество, они могли со временем выйти из обители и обзавестись семьей. В первую очередь члены общины должны были вести благотворительную деятельность, причем не только в стенах обители, но и за её пределами. Сестер можно было видеть в самых криминальных уголках Москвы, в том числе на знаменитой Хитровке – везде они оказывали медицинскую и духовную помощь, обходили ночлежки, порою сопровождали беспризорных детей в приюты. На официальном открытии обители в 1909 году сестер было всего шесть, но со временем их количество возросло до тридцати.

В большом двухэтажном доме, выходящем на улицу, была устроена больница с палатами и операционной, в мезонине располагались комнаты сестер. Просторное помещение с большими окнами, которое до этого было зимним садом, преобразовали по проекту архитектора Л.В. Стеженского в больничный храм, освященный во имя Марфы и Марии – именно они стали небесными покровительницами новой обители.

Расположение церкви было выбрано таким образом, чтобы больные из своих палат могли видеть и слышать богослужение. В здании слева от больницы был устроен дом настоятельницы с моленной, а справа расположились амбулатория и аптека, в которой лекарства неимущим отпускались бесплатно. Наконец, в четвертом доме, находящемся во дворе, была отведена квартира для священника, исполнявшего обязанности духовника обители, а под нею, в нижних этажах, помещались школа и библиотека для воспитанниц приюта при обители. Со временем здесь же появилась воскресная школа для девушек и женщин, работающих на фабриках, безграмотных и полуграмотных. В 1911 году, когда число сестер увеличилось, архитектор Д.М. Челищев выстроил в стиле неоклассицизма трехэтажное здание для общежития, где также разместилась рукодельная.

Центром Марфо-Мариинской обители стал Покровский собор, строившийся в 1908-1912 годах по проекту знаменитого архитектора А.В. Щусева. Это уникальный образец неорусского стиля в храмовом зодчестве или «русского церковного модерна». Собор ориентируется на новгородские и псковские церкви XII-XIV веков, его стены совершенно белые, длинные и узкие окна закрыты решетками с растительными мотивами. На массивной алтарной апсиде сохранилась закладная доска, сообщающая когда и в чьем присутствии был заложен собор. Фасады украшены только рельефными клеймами, выполненными по проекту С.Т. Конёнкова: они изображают Распятие и Небесный Иерусалим. К основной части собора примыкает обширная трапезная, использовавшаяся не только для богослужений, но и для духовно-просветительских бесед. С запада находятся две звонницы с широкими арочными проемами, каждая из которых увенчана вытянутой главой. Также на западном фасаде расположена мозаичная икона Спаса Нерукотворного, выполненная М.В. Нестеровым. Он же расписал основную часть храма изнутри, создав несколько композиций, самая значительная из которых – «Путь ко Христу». Наконец, еще одним знаменитым создателем собора был П.Д. Корин, кисти которого принадлежат росписи в подземной церкви во имя Бесплотных сил и Всех Святых – предполагалось, что здесь будет усыпальница для сестер обители и для самой основательницы.

После революции и убийства в 1918 году великой княгини Елизаветы Федоровны в Алапаевске Марфо-Мариинская обитель просуществовала недолго. В 1920-х годах в Покровском соборе расположился дом санитарного просвещения, на смену которому пришли реставрационные мастерские. В больничном корпусе с церковью святых Марфы и Марии находилась амбулатория имени профессора Ф.А. Рейна.

Возрождение обители началось в 1990 году с открытия памятника великой княгине Елизавете Федоровне работы В.М. Клыкова во дворе обители. Полная передача всего комплекса новой общине происходила достаточно долго, богослужения были возобновлены не сразу (в храме святых Марфы и Марии в 1992 году, а в Покровском соборе – в 2008 году). Однако сегодня обитель живет новой жизнью и следует тому курсу, который был задан еще в дореволюционную эпоху.

um.mos.ru

Марфо-Мариинская обитель в Москве — подробная информация с фото

Основные моменты

Марфо-Мариинская обитель

Сегодня в России и странах СНГ отрыто около двух десятков отделений, которые работают по уставу Марфо-Мариинской обители, оказывая помощь всем нуждающимся. Сестры, которые там трудятся, проходят стажировку в Москве.

С 2014 года обитель является ставропигиальным женским монастырем, то есть ее деятельность подчинена непосредственно патриарху. В церковных кругах такой статус считается самым высоким. В стенах монастыря живет 30 монахинь и настоятельница. Сестрам разрешено сохранять особый уклад жизни, которого придерживались монахини еще в начале прошлого века, при Елизавете Федоровне.

Верующие в монастыреВо время церковного праздника

С 2008 года в Марфо-Мариинской обители создан музей, рассказывающий о ее основательнице. Побывать в нем могут все желающие. Ежедневно в 11.00 и 15.00 по монастырю проводят экскурсии, которые начинаются в Покровском соборе. Посетители могут увидеть две отреставрированные комнаты, в которых в 1911 году жила Елизавета Федоровна. Здесь хранятся ее вышивка, принадлежавшие великой княгине иконы, рояль, сервиз с фамильным гербом, редкие фотографии и документы.

В музее монастыря

История Марфо-Мариинской обители

В 1905 году от бомбы революционера и террориста Ивана Каляева погиб великий князь и родной брат российского императора Сергей Александрович. Его вдова Елизавета Федоровна вскоре после смерти мужа продала принадлежавшие ей драгоценности и купила в центре Москвы большую усадьбу с четырьмя домами и просторным садом. С 1909 года здесь была создана Марфо-Мариинская обитель. Она не являлась обычным женским монастырем, так как жившие в обители сестры активно занимались благотворительностью и работали в госпиталях.

Памятная доска об основании обители

Елизавета Федоровна ратовала за то, чтобы в работе монастыря использовался не только отечественный, но и европейский опыт, и хотела возродить в стране чин диаконисс. Так называли женщин-священнослужительниц, которые при зарождении христианства имели право вести богослужения, крестить других женщин, давали начальное религиозное образование и помогали больным. Добиваясь возрождения института диаконисс, Елизавета Федоровна сумела заручиться поддержкой членов Священного синода. Однако, окончательное решение так и не было принято, так как против него возражал император Николай II.

Для обучения сестер Марфо-Мариинской обители были приглашены лучшие московские врачи, и их наставляли опытные священники. В отличие от обычных монастырей, после определенного срока сестры могли снять с себя монашеские обеты и вернуться к мирской жизни.

При монастыре работали больница, приют для детей, аптека и столовая, где бесплатно кормили неимущих. В обители проводили свои заседания члены Географического и Императорского Палестинского обществ, и сюда приходили, чтобы послушать духовные чтения.

Марфо-Мариинская обитель в начале XX века

Елизавета Федоровна жила при Марфо-Мариинской обители и являлась настоящей христианской подвижницей. Она молилась, работала сестрой милосердия, а в годы Первой мировой войны помогала раненым и собирала пожертвования. Из обители на фронт уходили поезда с продовольствием, лекарствами и подарками для солдат. В 1916 году при личном участии основательницы начали строить первый в стране протезный завод. Любопытно, что это предприятие по сей день занимается выпуском комплектующих частей для медицинских протезов.

В 1918 году большевики арестовали Елизавету Федоровну, выслали ее на Урал и убили, сбросив в выработанную шахту. Обитель продолжала работать до 1926 года, и в ней проживало 115 сестер. После закрытия монастыря еще два года больных принимала поликлиника, руководила которой княжна Голицына. Когда и ее арестовали, некоторых из сестер насильно выслали в Туркестан, а другие переехали в Тверскую область, где стали заниматься огородничеством.

Великая княгиня Елизавета Федоровна

После того, как Марфо-Мариинскую обитель ликвидировали, в храме Покрова Богородицы оборудовали кинотеатр, а позже организовали дом санитарного просвещения. В послевоенные годы в соборе размещались мастерские реставраторов, а в здании Марфо-Мариинской церкви была открыта амбулатория.

В 1992 году монастырская территория перешла в собственность церкви, а собор возвратили верующим в 2006 году, когда его освободили реставраторы.

Марфо-Мариинская обитель в наши дни

Сегодня в монастыре открыт детский дом и гимназия для девочек, столовая для неимущих и медицинский центр, где получают помощь дети, имеющие диагноз ДЦП. При Марфо-Мариинской обители работает патронажная служба, помогающая в военных госпиталях, на станции скорой помощи и в детском хосписе, где находятся неизлечимо больные дети.

Программа «Милосердие»

При монастыре также открыты курсы для беременных «Я не одна», группа для детей-инвалидов с дневным пребыванием, Школа милосердия и Школа приемных родителей. Сестры и приглашенные лекторы проводят занятия по церковной истории. Гости обители, при желании, могут побывать в мемориальном музее великой княгини Елизаветы Федоровны.

Такой большой объем работы не под силу только 30 монахиням, поэтому для каждого из благотворительных проектов Марфо-Мариинская обитель привлекает добровольцев. Всего в монастыре трудится около 250 человек.

Архитектурный комплекс монастыря

На территории Марфо-Мариинской обители можно увидеть два храма. Оба они действующие, и каждый день, утром и вечером, здесь проходят церковные службы.

Главный монастырский храм – Покровский собор. Он был выстроен в неорусском стиле по проекту архитектора Алексея Щусева с 1908 по 1912 годы. Талантливый архитектор возвел собор в традициях древних зодчих Новгорода и Пскова, наделив его популярными в начале прошлого века элементами модерна. По желанию Елизаветы Федоровны расписали храм известные российские художники – Михаил Нестеров и его ученик Павел Корин.

Покровский соборЛик Христа на храмеМонастырский сад Крест Голгофы на восточном фасадеКаменная резьба на входе в храм Памятник основательнице монастыря

На соборной звоннице установлено 12 колоколов, подобранных так, чтобы звучание напоминало знаменитые ростовские звоны. Покровский собор не очень большой и способен вместить одновременно до тысячи верующих.

Рядом стоит другая церковь, освященная в честь святых Марии и Марфы. Она была построена в 1909 году в качестве домового храма при больнице. Церковь устроена так, чтобы тяжелобольные могли слышать и видеть церковные службы, не вставая с кровати.

На территории Марфо-Мариинской обители находятся также небольшой одноэтажный домик садовника, сторожка с часовней Серафима Саровского и крохотная часовня Елизаветы Федоровны. С 1990 года в монастыре стоит памятник его основательнице.

Как добраться

Марфо-Мариинская обитель расположена в центре столицы, на ул. Большая Ордынка, 34. До нее нетрудно дойти пешком от станций метро «Полянка», «Третьяковская» или «Новокузнецкая». Если подъезжать на наземном транспорте, то стоит добираться на автобусе № М5 (остановка «Иверский переулок), автобусе № М6 и троллейбусе № 8 (остановка «Метро «Полянка»»).

wikiway.com

Ставропигиальный женский монастырь — Марфо-Мариинская обитель милосердия / Организации / Патриархия.ru

История

Основательницей и первой настоятельницей московской Марфо-Мариинской обители была великая княгиня св. Елисавета Феодоровна.  В 1894 г. состоялась свадьба ее младшей сестры Алисы Гессенской и Николая II. Великая княгиня стала заниматься благотворительностью и помогать беспризорным, больным и беднякам. Когда в 1904 г. началась Русско-японская война, она отправляла на фронт санитарные поезда, продовольствие, обмундирование, лекарства, подарки и даже походные церкви с иконами и утварью, а в Москве открыла  госпиталь для раненых и комитеты по призрению вдов и сирот военнослужащих. Именно в то время великокняжеская чета начала покровительствовать Иверской общине в Замоскворечье, где готовили сестер милосердия. После смерти мужа Елисавета Феодоровна, полностью удалившись от светской и дворцовой жизни, разделила драгоценности на три части: первая была возвращена казне, вторая отдана ближайшим родственникам, третья пошла на благотворительность, и главным образом, на создание Марфо-Мариинской обители. Большой участок с роскошным садом княгиня приобрела на деньги от фамильных драгоценностей и от проданного особняка на Фонтанке в северной столице.

«Обитель труда и милосердия» стала беспримерным явлением в истории православной Москвы. По замыслу основательницы, ее сестры совмещали молитву и рукоделие с помощью мирянам, а неимущие люди могли найти себе здесь и утешение, и реальную помощь, прежде всего, квалифицированную лечебную — хорошие московские врачи работали в местной бесплатной больнице и на специальных курсах при обители обучали сестер основам медицины. Особо они готовились ухаживать за смертельно больными, не утешая их надеждой на мнимое выздоровление, а помогая приготовить душу к переходу в Вечность. Кроме того, сестры милосердия служили в больнице при обители, в детских приютах, лазаретах, помогали нуждающимся и бедным многодетным семьям — на это настоятельница собирала благотворительные пожертвования со всей России и никогда не отказывалась от помощи мирян.

В обитель же принимались православные девушки и женщины от 21 до 45 лет. Сестры не давали монашеских обетов, не облачались в черное, могли выходить в мир, спокойно покинуть обители и выйти замуж (Павел Корин, трудившийся над росписью соборного храма обители, сам был женат на ее бывшей воспитаннице), а могли и постричься в монашество. Иногда считают, что св. Елисавета изначально хотела возродить древний институт диаконисс.

В обители на Ордынке были устроены две церкви, часовня, бесплатные больница, аптека, амбулатория, столовая, воскресная школа, приют для девочек-сирот и библиотека. На наружной стене обители висел ящик, куда бросали записки с просьбами о помощи, и этих просьб поступало до 12 тысяч в год. Настоятельница собиралась открыть отделения обители по всем губерниям России, устроить загородный скит для ушедших на покой сестер, а в самой Москве организовать во всех частях детские приюты, богадельню и построить дом с дешевыми квартирами для рабочих.

22 мая 1908 г., в праздник Вознесения Господня, на Большой Ордынке состоялась закладка соборного храма во имя Покрова, который строился до 1912 г. архитектором А. Щусевым в стиле модерн с элементами древнего новгородско-псковского зодчества. Расписывать храм Елисавета Феодоровна пригласила выдающихся художников: Михаила Нестерова, его ученика Павла Корина и известного скульптора С. Коненкова. Нестеров создал здесь свои известные композиции: «Путь к Христу», изображавшую 25 фигур, «Христос у Марфы и Марии», «Утро Воскресения», а также подкупольное изображение Бога Сафаофа и лик Спаса над порталом. В Покровском храме была устроена потайная лестница, ведущая в  подземную усыпальницу — ее расписывал Корин на сюжет «Путь праведников ко Господу». Там настоятельница завещала  себя похоронить: после того, как сердцем избрала Россию своей второй родиной, она решила изменить свою волю и пожелала обрести покой не в палестинской церкви св. Марии Магдалины, а в Москве, в стенах своей обители. В память же о благодатном посещении в молодости Святой Земли, на фасаде Покровской церкви был изображен вид Иерусалима, с ротондой Гроба Господня и куполом церкви Марии Магдалины. 12 колоколов храмовой звонницы были намеренно подобраны под «Ростовский звон», то есть звучали наподобие знаменитых колоколов Ростова Великого. Один дореволюционный краевед отмечал приземистый облик соборной церкви, «к земле привязывающей», «земной, трудовой характер храма», словно воплощающий замысел всей обители. Внешне очень маленький, почти миниатюрный храм был рассчитан на тысячу человек и предполагался одновременно лекционным залом. Слева от ворот под сосенками поставили синеглавую часовню, где сестры читали псалтырь по умершим сестрам и благотворителям обители, и где ночами часто молилась сама настоятельница.

Осенью 1909 г. был освящен второй, больничный храм обители во имя свв. Марфы и Марии — по замыслу настоятельницы он был устроен так, чтобы тяжелобольные, не вставая с кровати, прямо из палат сквозь открытые двери могли видеть богослужение. А на следующий год, когда обитель открылась, св. Елисавета приняла в его стенах монашеский постриг — посвящал ее в монашество митрополит Владимир (Богоявленский), будущий новомученик, убитый в Киеве в январе 1918 г. В апреле 1910 г. на всенощном бдении по особому составленному Святейшим Синодом чину совершилось посвящение 17 насельниц вместе со святой Елисаветой в звание крестовых сестер, а наутро за Литургией св. Елисавета была возведена в сан настоятельницы обители. Епископ Трифон, обращаясь ко св. Елисавете, сказал: «Эта одежда скроет Вас от мира, и мир будет скрыт от Вас, но она в то же время будет свидетельницей Вашей благотворной деятельности, которая воссияет пред Господом во славу Его».

Настоятельница вела жизнь подвижницы, проводя время в молитвах  и в уходе за тяжелобольными, иногда даже ассистируя врачам на операции и собственноручно делала перевязки. По свидетельствам пациентов, от самой «великой матушки» исходила какая-то целительная сила, которая благотворно влияла на них и помогала выздороветь — здесь исцелялись многие из тех, кому уже отказывали в помощи врачи, и обитель оставалась их последней надеждой.

Настоятельница с сестрами активно выходили в мир и лечили проказы общества: помогали сиротам, неизлечимым больным, беднякам, обитателям Хитровки, которых княгиня уговаривала отдать детей ей на воспитание. Она организовала общежитие для мальчиков, которые потом составили артель посыльных, а для девушек — дом работниц с дешевой или бесплатной квартирой, где они уберегались от голода и влияния улицы. Устраивала рождественские елки для бедных детей с подарками и теплой одеждой, изготовленной руками сестер. Открыла приют для неизлечимо больных  туберкулезом. Чахоточные женщины обнимали княгиню, не сознавая опасности для нее этих объятий, а она никогда не уклонялась от них. Помогала настоятельница и духовенству, особенно сельскому, где не было средств построить или обновить храм, священникам-миссионерам на Крайнем Севере и на других окраинах России, русским паломникам, отправлявшихся посетить Святую Землю. На ее средства был построен русский православный храм в итальянском городе Бари, где находится гробница св. Николая Чудотворца.

После революции обитель не трогали и даже помогали с продовольствием и медикаментами. Чтобы не давать повода провокациям, настоятельница и сестры почти не выходили из стен; каждый день служилась Литургия. Постепенно власти подбирались к этому христианскому островку: сначала прислали опросные листы для проживающих и излечивающихся, потом арестовали несколько человек из больницы, потом объявили о решении перевести сирот в детский дом. А в апреле 1918 г., в Светлый Вторник после Пасхи, в обители служил Литургию и молебен св. Патриарх Тихон, давший св. Елисавете последнее благословение. Сразу после его отъезда настоятельница была арестована — ей даже не дали просимых двух часов на сборы, выделив только «полчаса». Простившись с сестрами, под вооруженной охраной латышских стрелков, она уехала в машине в сопровождении двух сестер — любимой келейницы Варвары Яковлевой и Екатерины Янышевой.

Ее московская обитель просуществовала до 1926 г., а потом еще два года там действовала поликлиника, где работали бывшие сестры под руководством княжны Голицыной. После ее ареста одни насельницы были высланы в Туркестан, а другие создали маленькое огородное хозяйство в Тверской области и выживали там под руководством о. Митрофана Серебрянского. После закрытия в соборном храме обители открылся городской кинотеатр, потом дом санитарного просвещения, а в Марфо-Мариинской церкви — амбулатория им. профессора Ф. Рейна. Ее храмовую икону святых Жен-Мироносиц передали в соседнюю замосквореченскую церковь Николы в Кузнецах, а на территории бывшей обители установили статую Сталина. После войны в бывшем  Покровском храме разместились Государственные реставрационные мастерские, переведенные сюда из Никольского храма на Берсеневке. Вплоть до недавнего времени эта организация под именем Художественно-реставрационный центр им. И.Э. Грабаря занимала помещения замосквореченской обители. А в Марфо-Мариинском храме еще в 1980-х гг. работала лаборатория Всесоюзного института минерального сырья и кабинет лечебной физкультуры с оборудованным в помещении бывшего храма спортивным залом.

Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия началось в 1992 г., когда постановлением столичного правительства архитектурный комплекс Марфо-Мариинской обители был передан Московской Патриархии. Ключи от главного собора обители — Покрова Пресвятой Богородицы — были возвращены Церкви центром им. И.Э. Грабаря лишь в конце 2006 г.

Святыни

Частицы свв. мощей прмц. Елисаветы и инокини Варвары.

Социальное служение

В 2006 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II при обители была создана социальная служба.

Сегодня в обители действуют:

  • Медицинский центр «Милосердие», который специализируется на оказании лечебно-реабилитационной помощи детям, страдающим детским церебральным параличом, в возрасте от 3-х до 23-х лет;
  • Всецерковная ассоциация сестричеств милосердия;
  • Центр добровольческой службы «Милосердие»; 
  • Елизаветинский детский дом;
  • Елизаветинская гимназия;
  • Центр семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • Группа дневного пребывания для детей-инвалидов;
  • Летний лагерь для детей-инвалидов;
  • курсы для беременных женщин «Я не одна»;
  • Школа милосердия;
  • выездная служба детского хосписа;
  • проект помощи людям с болезнью двигательного нейрона;
  • мемориальный музей св. Елисаветы Феодоровны.

***

Решением Священного Синода от 30 мая 2014 г. (журнал № 52) Патриаршее подворье Марфо-Мариинская обитель милосердия преобразовано в ставропигиальный женский монастырь с сохранением особого уклада жизни, восходящего к основательнице обители преподобномученице Елисавете, и присвоением имени «ставропигиальный женский монастырь — Марфо-Мариинская обитель милосердия».

Игуменией обители назначена монахиня Елисавета (Позднякова).

Синод определил, что в вопросах социального служения и дел милосердия обитель подчиняется Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси через Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, а в вопросах монашеской жизни — через Синодальный отдел по монастырям и монашеству.

6 июля 2014 г. за Божественной литургией в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря г. Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возвел монахиню Елисавету в игуменское достоинство.

www.patriarchia.ru

Марфо-Мариинская обитель: история, описание, фото

Адрес: Россия, Москва, ул. Большая Ордынка
Дата основания: 1909 год
Основные достопримечательности: Собор Покрова Пресвятой Богородицы, церковь Марфы и Марии при больничном корпусе, часовня Елисаветы Феодоровны, памятник Великой Княгине Елизавете Федоровне
Святыни: Ковчежец с частицей мощей святой прмц Великой княгини Елисаветы Феодоровны, ковчежец с частицей мощей святой прмц Варвары, Ковчежец с частицей мощей святого прмч Сергия (Сребрянского), частичка мощей преподобноисповедника Гавриила (Игошкина)
Координаты: 55°44’15.5″N 37°37’23.3″E
Объект культурного наследия РФ

Содержание:  

Как был создан монастырь

Судьба обители в XX столетии

Музей

Современное состояние обители

Монастырские постройки

Как добраться

Список монастырей Москвы

Марфо-Мариинская обитель на карте

 

Более ста лет один из монастырей Москвы занимается поддержкой больных и неимущих, инвалидов и детей-сирот. Сегодня в разных уголках нашей страны открыто свыше 20 отделений Марфо-Мариинской обители. Все они, как и сам монастырь, протягивают руку помощи всем, кто в ней нуждается.

Марфо-Мариинская обитель с высоты птичьего полёта

Как был создан монастырь

Многие великие начинания появились, благодаря неординарным личностям. История московской обители подтверждает это правило. Традиции необычного монастыря были заложены подвижнической работой великой княгини Елизаветы Федоровны.

К началу прошлого века в Российской империи активизировались революционные группы, и отмечался рост радикальных настроений. В 1904 году террорист и член Боевой организации эсеров Иван Каляев участвовал в покушении на министра внутренних дел России Вячеслава Плеве. А в феврале 1905 года он прошел на территорию Кремля и бросил бомбу в великого князя Сергея Александровича.

Брат императора был убит на месте, а Каляева задержал полицейский наряд. Вдова великого князя очень горевала об утрате, однако посетила террориста в тюрьме, простила его и оставила Каляеву Евангелие. Потом она написала прошение на имя императора и просила его помиловать. Но Николай II не согласился, и по решению суда в мае 1905 года Каляева повесили в Шлиссельбургской крепости.

Ворота в монастырь с ул. Большая Ордынка

Потеряв супруга и оставшись одна, Елизавета Федоровна не могла больше продолжать прежнюю светскую жизнь. Она распродала принадлежавшее ей имущество и приобрела большую усадьбу в центре Москвы. В 1909 году в четырех зданиях с садом был образован новый женский монастырь.

Великая княгиня решила назвать его в честь двух святых, которые у верующих всего мира стали воплощением чистоты христианского пути. Марфа и Мария — родные сестры Лазаря посвятили себя любви и усердной молитве, и поэтому их почитали как православные, так и католики.

Судьба обители в XX столетии

Великая княгиня хотела, чтобы монастырь перенял не только российский опыт монашества, но и впитал лучшие традиции зарубежных монастырей. Кроме того, она мечтала, чтобы в наших храмах появились женщины-священнослужительницы или диакониссы.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы

Елизавета Федоровна много заботилась о введении чина диаконисс и даже получила одобрение консервативного к новшествам Священного Синода. Русская православная церковь была готова к тому, чтобы в приходах стали служить женщины-священники. Они могли бы проводить обряд крещения других женщин, вести церковные службы и помогать больным. Однако, против нововведения выступил император, и решение так и не было принято.

Если в других монастырях инокини вели затворническую жизнь, в новой обители монахини помогали в госпиталях и занимались благотворительностью. Чтобы они выполняли свою работу более профессионально, великая княгиня привлекла к обучению послушниц лучших московских врачей, и они учили инокинь основам сестринского дела и грамотному уходу за больными.

Двери монастыря были всегда открыты. Здесь проводили духовные чтения, и собирались члены Православного Палестинского и Географического обществ. Новый монастырь отличался тем, что сестры не были прикованы к нему навечно. Согласно уставу, через определенный срок они имели право вернуться в обычную жизнь.

Вид на северный фасад собора Покрова Пресвятой Богородицы

Великая княгиня жила в стенах обители постоянно. Ее дни были заняты молитвами и работой в госпиталях. Во время Первой мировой войны она наряду с другими монахинями собирала деньги для фронта и помогала раненым. Несколько лет монастырю удавалось комплектовать целые составы и отправлять на передовую продукты, лекарства и перевязочный материал.

Через два года после начала войны количество увечных россиян выросло, и возникла необходимость в протезировании. Основательница монастыря собрала пожертвования и начала строить завод по изготовлению протезов. Интересно, что это предприятие работает по сей день и, так же как и век назад выпускает комплектующие для протезов.

С приходом советской власти монастырская жизнь круто переменилась. В короткое время большевики постарались избавиться от всех членов царской семьи и других родовитых россиян. Великую княгиню схватили и отправили в Пермскую губернию. Там 53-летнюю женщину сбросили живьем в отработанную шахту неподалеку от Алапаевска. Вместе с ней погибло еще семь человек.

Памятник Великой Княгине Елизавете Федоровне

Обитель закрыли в 1926 году, когда в ней жило более 100 монахинь. До 1928 года на территории монастыря работала поликлиника. Потом оставшихся сестер выселили из монастыря. Некоторые из них оказались в ссылке в Туркестанских степях, а другие попали в Тверскую губернию.

После окончательной ликвидации обители здание собора превратили в кинотеатр, а затем здесь стали проводить лекции по санитарному просвещению. В послевоенное время в одном храме располагались реставрационные мастерские, а в другом держали амбулаторию. Верующим монастырь вернули в начале 1990-х годов, а соборный храм стал вновь принадлежать церкви в 2006 году.

Музей

Музейная экспозиция обители посвящена Елизавете Федоровне и истории монастыря. Дважды в день от Покровского собора туристов и паломников водят на экскурсии. Им показывают комнаты великой княгини, в которых сохраняется обстановка начала прошлого века. Здесь можно увидеть личные иконы Елизаветы Федоровны, выполненную ей вышивку, старинный рояль, кухонный сервиз, портреты, документы и старые фотоснимки.

По центру юго-восточные ворота и часовня Серафима Саровского

Современное состояние обители

Вот уже несколько лет женский монастырь имеет статус ставропигиального. Здесь живет 30 насельниц. Сестры обслуживают хоспис и помогают неизлечимо больным детям, работают в созданной для неимущих столовой и трудятся в военных госпиталях.

Они преподают в гимназии, содержат детский дом для детей-сирот и медицинский центр, оказывающий помощь больным детским церебральным параличом. Монахини, которые живут в других отделениях монастыря, в обязательном порядке проходят стажировку в Москве.

В московском монастыре проводятся курсы для беременных и занятия в школе для приемных родителей. Здесь созданы дневные группы, куда водят детей с проблемами развития, и открыт лекторий по истории церкви. Тот объем работ, который делает монастырь, невозможно выполнить силами 30 монахинь, поэтому под отдельные проекты обитель привлекает волонтеров.

Часовня Елисаветы Феодоровны

Монастырские постройки

Монастырская территория невелика, но очень разумно организована. Здесь, не мешая другим можно свободно подышать свежим воздухом в беседке или погулять с ребенком на детской площадке. Проложенные по монастырю небольшие дорожки напоминают английские сады, а украшает монастырь выразительный памятник Елизавете Федоровне.

Соборный храм был спроектирован известным зодчим Алексеем Щусевым и возведен в 1912 году. Архитектору удалось добиться гармонии между популярным в те времена стилем модерн и традициями древнерусского церковного зодчества. Внутренние росписи в храме выполнены талантливыми русскими живописцами Михаилом Васильевичем Нестеровым и Павлом Дмитриевичем Кориным.

Покровский храм невелик по размерам и может вместить до 1000 человек. На его звоннице висят 12 колоколов, и их звучание очень похоже на знаменитые звоны Ростова Великого.

Неподалеку расположен храм, посвященный Марии и Марфе. Он был возведен в 1909 году и долгое время служил домовой церковью при больнице. Марфо-Мариинский храм спроектирован так, чтобы лежачие больные могли наблюдать за ходом церковных служб.

Пристенный фонтан

Кроме двух церквей, в монастыре стоит небольшая часовня, посвященная основательнице обители. Здесь также находятся одноэтажный дом садовника и здание сторожки, где обустроена часовня в честь Серафима Саровского.

Как добраться

Территория обители находится на улице Большая Ордынка, в 2 км южнее Московского кремля. За 10 минут до монастыря можно дойти пешком от станций метро «Третьяковская» и «Полянка». Ближайшие остановки общественного транспорта расположены на улицах Большая Полянка и Большая Ордынка. До них можно подъехать на автобусах № 8, М5, М6 и К.

Рейтинг достопримечательности

Монастыри Москвы

Марфо-Мариинская обитель на карте

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Казань

Санкт-Петербург

Владимир

Ярославль

Муром

Ростов Великий

Александров

Иваново

Калуга

Кострома

Сергиев Посад

Нижний Новгород

Псков

Касимов

Переславль-Залесский

Суздаль

putidorogi-nn.ru

Марфо-Мариинская обитель — У Господа нет на Земле других рук, кроме наших — LiveJournal

? LiveJournal
  • Main
  • Ratings
  • Interesting
  • Disable ads
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

raven-yellow.livejournal.com

Марфо-Мариинская обитель милосердия / Монастырский вестник

 Сначала здесь жили шесть насельниц, в 1910 г. их стало 51, к 1918 г. – около 90. «Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, – обратилась Елисавета Феодоровна к сестрам открывшейся обители, – но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир – в мир бедных и страдающих».

9 апреля 1910 года епископ Трифон (Туркестанов) посвятил первых 17 насельниц во главе с Великой княгиней в крестовые сестры. Следующим утром за Литургией митрополит Московский Владимир возвел Елисавету Феодоровну в сан настоятельницы. В народе ее стали называть Великой Матушкой. 

Обитель явила собой учреждение совершенно особого рода: и не монастырь, и не обычная община сестер милосердия. В сестры принимались вдовы и девицы православного вероисповедания от 21 до 40 лет. Сестры, жившие в Обители, приносили обеты целомудрия, нестяжания и послушания, однако, в отличие от монахинь, по истечении определенного срока могли уйти из Обители и создать семью.

В 1911 году в Обители действовали больница для бедных женщин и детей, дом для бедных чахоточных женщин, бесплатная амбулатория с выдачей лекарств, трудовой приют для девочек, воскресная школа для взрослых женщин, бесплатные библиотека, столовая и странноприимница. Все эти учреждения обслуживались сестрами.

Большое место в деятельности Обители отводилось организации квалифицированной медицинской помощи. Здесь вели прием известнейшие в Москве врачи. Под их руководством все сестры проходили специальное обучение. Больница в Марфо-Мариинской обители считалась лучшей в Москве.

Авторитет Марфо-Мариинской обители милосердия был непререкаемым. Господь хранил ее в смутное революционное время. Но 7 мая 1918 года за Матушкой прибыл отряд латышских стрелков, под конвоем она была отправлена в ссылку на Урал. В ночь с 17 на 18 июля в 18 км от г.Алапаевска у рудника Нижняя Селимская были убиты члены императорской семьи Дома Романовых: Великая княгиня Елисавета Феодоровна, Великий князь Сергей Михайлович, князья императорской крови Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи, князь Владимир Павлович Палей и сопровождавшие их крестовая сестра Марфо-Мариинской обители Варвара Алексеевна Яковлева и управляющий делами Великого князя Сергея Михайловича Федор Семенович Ремез. 

Марфо-Мариинская обитель просуществовала до февраля 1926 года. Позднее здесь располагались кинотеатр, поликлиника, реставрационные мастерские, лаборатории.

Возрождение 

Возрождение Обители началось в 1992 году, когда ее территория была передана Русской Православной Церкви, когда постановлением столичного правительства архитектурный комплекс Марфо-Мариинской обители был передан Московской Патриархии. В 1993 году возродилось Марфо-Мариинское сестричество. Благодаря трудам многих и многих людей жемчужина Замоскворечья засияла вновь. Возрождение коснулось как архитектурного ансамбля, так и деятельности Обители. 

Ключи от главного собора обители — Покрова Пресвятой Богородицы — были возвращены Церкви центром им. И.Э. Грабаря в конце 2006 г.

Современная жизнь

Сегодня Марфо-Мариинская обитель милосердия является ставропигиальным женским монастырем, при этом Патриаршим благословением (Журнал Московской Патриархии №52 за 2014 г.) в ней сохраняется особый уклад жизни, восходящий к основательнице Обители Великой княгине Елисавете Феодоровне и через сохранение этого уклада продолжается дело милосердия святой преподобномученицы.

Синод определил, что в вопросах социального служения и дел милосердия обитель подчиняется Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси через Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, а в вопросах монашеской жизни — через Синодальный отдел по монастырям и монашеству.

В Марфо-Мариинской обители милосердия осуществляется 10 социальных проектов, направленных на улучшение качества жизни тех, кто больше всего в этом нуждается: детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также больных, одиноких, немощных, престарелых и других людей, оказавшихся в тяжелых жизненных обстоятельствах. Проекты осуществляются совместно с православной службой помощи «Милосердие». Наши проекты:

1. Развивающий центр для детей с ДЦП «Елизаветинский сад»

2. Елизаветинский детский дом

3. Елизаветинский хоспис

4. Детская выездная паллиативная служба

5. Центр реабилитации детей с ДЦП

6. Проект поддержки особого детства Дети.pro

7. Центр отдыха для семей с детьми-инвалидами «Солнышко в ладошках»

8. Группа работы с просителями

9. Справочная телефонная служба «Милосердие»

10. Центр семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

О правилах монастыря 

Сегодня в нашей Обители сохраняются особенности, заложенные её основательницей Великой княгиней Елисаветой Феодоровной, прославленной в лике преподобномученицы: у нас есть сестры монашествующие, а есть сестры милосердия, или белые сестры, как мы их называем. 

Монашествующие сестры выполняют церковные, хозяйственные и административные послушания. Но в случае необходимости любая сестра может подменить другую на ее послушании, и тогда монашествующие сестры тоже с радостью и готовностью участвуют в социальном служении. Сейчас в Обители всего тридцать сестер (монашествующих и сестер милосердия), и для той деятельности, которую мы ведем, это совсем немного.

Послушания сестер милосердия в первую очередь связаны с социальной деятельностью. Это патронажная служба вне обители, когда сестры выезжают для помощи на дому одиноким, престарелым и нуждающимся людям, а также социальные проекты на нашей территории.

Монашествующие ходят в монашеской черной одежде, а белые сестры – в той форме, которую создала для них Великая княгиня. Она подобна иноческой: они носят подрясник серого цвета и белый апостольник, закрывающий лоб. При Великой княгине сестры носили еще крест и в холодную погоду серое покрывало поверх апостольника.

О святынях монастыря

Преподобномученица Великая княгиня Елисавета родилась 20 октября 1864 года в протестантской семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году она вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, брата Императора Российского Александра III.

Видя глубокую веру своего супруга, Великая княгиня всем сердцем искала ответ на вопрос — какая же религия истинна? Она горячо молилась и просила Господа открыть ей Свою волю. 13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, над Елисаветой Феодоровной был совершен чин принятия в Православную Церковь. В том же году Великий князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы.

Посещая храмы, больницы, детские приюты, дома для престарелых и тюрьмы, Великая княгиня видела много страданий. И везде она старалась сделать что-либо для их облегчения.

После начала в 1904 году русско-японской войны Елисавета Феодоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения.

5 февраля 1905 года произошло страшное событие, изменившее всю жизнь Елисаветы Феодоровны. От взрыва бомбы революционера-террориста погиб Великий князь Сергей Александрович. Бросившаяся к месту взрыва Елисавета Феодоровна увидела картину, по своему ужасу превосходившую человеческое воображение. Молча, без крика и слез, стоя на коленях в снегу, она начала собирать и класть на носилки части тела горячо любимого и живого еще несколько минут назад мужа.

В час тяжелого испытания Елисавета Феодоровна просила помощи и утешения у Бога. На следующий день она причастилась Святых Тайн в храме Чудова монастыря, где стоял гроб супруга. На третий день после гибели мужа Елисавета Феодоровна поехала в тюрьму к убийце. Она не испытывала к нему ненависти. Великая княгиня хотела, чтобы он раскаялся в своем ужасном преступлении и молил Господа о прощении. Она даже подала Государю прошение о помиловании убийцы.

Елисавета Феодоровна решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы. Она купила на улице Большая Ордынка участок земли с четырьмя домами и обширным садом. В обители, которая была названа Марфо—Мариинской в честь святых сестер Марфы и Марии, были созданы два храма — Марфо—Мариинский и Покровский, больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, и аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом.

10 февраля 1909 года обитель начала свою деятельность. 9 апреля 1910 года за всенощным бдением епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов; + 1934) по чину, разработанному Святейшим Синодом, посвятил насельниц в звание крестовых сестер любви и милосердия. Сестры дали обет, по примеру инокинь, проводить девственную жизнь в труде и молитве. На следующий день за Божественной литургией святитель Владимир, митрополит Московский и Коломенский, возложил на сестер восьмиконечные кипарисовые кресты, а Елисавету Феодоровну возвел в сан настоятельницы обители. Великая княгиня сказала в тот день: «Я оставляю блестящий мир…но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих».

В Марфо—Мариинской обители Великая княгиня Елисавета Феодоровна вела подвижническую жизнь: спала на деревянной кровати без матраса, часто не более трех часов; пищу употребляла весьма умеренно и строго соблюдала посты; в полночь вставала на молитву, а потом обходила все палаты больницы, нередко до рассвета оставаясь у постели тяжелобольного. Она говорила сестрам обители: «Не страшно ли, что мы из ложной гуманности стараемся усыплять таких страдальцев надеждой на их мнимое выздоровление. Мы оказали бы им лучшую услугу, если бы заранее приготовили их к христианскому переходу в вечность». Без благословения духовника обители протоиерея Митрофана Серебрянского и без советов старцев Оптиной Введенской пустыни, других монастырей она ничего не предпринимала. За полное послушание старцу она получила от Бога внутреннее утешение и стяжала мир в своей душе.

С начала первой мировой войны Великая княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви.

Отречение Императора Николая II от престола явилось большим ударом для Елисаветы Феодоровны. Душа ее была потрясена, она не могла говорить без слез. Елисавета Феодоровна видела, в какую пропасть летела Россия, и горько плакала о русском народе, о дорогой ей царской семье.

В ее письмах того времени есть следующие слова: «Я испытывала такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, помочь ему. Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет. Мы… должны устремить свои мысли к Небесному Царствию… и сказать с покорностью: «Да будет воля Твоя».

Великую княгиню Елисавету Феодоровну арестовали на третий день святой Пасхи 1918 года, в Светлый вторник. В тот день святитель Тихон служил молебен в обители.

С ней разрешили поехать сестрам обители Варваре Яковлевой и Екатерине Янышевой. Их привезли в сибирский город Алапаевск 20 мая 1918 года. Сюда же были доставлены Великий князь Сергей Михайлович и его секретарь Феодор Михайлович Ремез, Великие князья Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи и князь Владимир Палей. Спутниц Елисаветы Феодоровны отправили в Екатеринбург и там отпустили на свободу. Но сестра Варвара добилась, чтобы ее оставили при Великой княгине.

5 (18) июля 1918 года узников ночью повезли в направлении деревни Синячихи. За городом, на заброшенном руднике, и совершилось кровавое преступление. С площадной руганью, избивая мучеников прикладами винтовок, палачи стали бросать их в шахту. Первой столкнули Великую княгиню Елисавету. Она крестилась и громко молилась: «Господи, прости им, не знают, что делают!».

Обретение 

С началом октябрьского переворота судьба Обители стала неопределенной. Говорили о ликвидации ее как гнезда “мракобесия и контрреволюции”. На третий день Пасхи 1918 года Великая Княгиня была арестована. 18 июля Великая Княгиня Елизавета Феодоровна, ее келейница инокиня Варвара (Яковлева), члены Царской фамилии: Великий Князь Сергей Михайлович с секретарем Федором Ремезом, сыновья Великого Князя Констанина Константиновича Игорь, Иоанн, Константин и князь Владимир  Палей были сброшены в шахту недалеко от г. Алапаевска. 

Через несколько месяцев, после оставления красными г. Алапаевска, 11 октября тела новомучеников были подняты из шахты. Тело Великой Княгини не было подвержено тлению. При отступлении армии Колчака в июне 1919 г. останки убиенных перевозят сначала в Читу, а потом в Китай. Там, в Пекине по настоянию сестры Великой Княгини, принцессы Виктории, тела Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары были отправлены в Иерусалим, а остальных мучеников погребли на русском кладбище.

В январе 1921 г. гробы были перевезены в Иерусалим. Принцесса Виктория писала брату: «Мы должны будем поехать через весь город к русской церкви св. Марии Магдалины… Я надеюсь, что найду там склеп под церковью, где они могут оставаться до тех пор, пока их можно будет перевезти в Москву». Она  надеялась, что вскоре тела ее сестры и инокини Варвары можно будет перевезти в Москву и упокоить в Марфо-Мариинской обители.  

Чудеса 

Одно из удивительных событий, которых было немало на пути в Гефсиманию, произошло в Чите. В конце 1919 года по дороге в эмиграцию, в Китай, в Чите остановился митрополит Нестор Камчатский. Свою последнюю на Родине Литургию он служил в монастыре, где тайно сохранялись тела алапаевских мучеников. Кроме настоятеля никто о них не знал. Во время малого входа митрополит Нестор стоял в центре храма, на амвоне и вдруг увидел: из левого придела выходит Елисавета Феодоровна, молится, подходит к нему за благословением. После службы, радостный, сияющий, митрополит Нестор обратился к настоятелю: «Что же ты скрываешь? Елисавета Феодоровна жива! Все неправда!». Настоятель заплакал. «Какой там жива! Она лежит под спудом. Там восемь гробов». Но митрополит не верил: «Я видел её живую!…» А все видели, как он благословлял пустое место

Митрополит Нестор Камчатский рассказал об этом явлении внучке священномученика Серафима (Чичагова) — монахине Пюхтицкого монастыря Серафиме (Резон, 1883-1963).

События современной истории 

11 октября 2017 года, в день обретения мощей преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, будет отмечаться 25-летие возрождения Марфо-Мариинской обители милосердия. В Покровском соборе в этот день Божественную Литургию отслужил еписокп Орехово-Зуевский Пантелеимон, Архипастырю сослужили епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний, протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, клирики Обители и других столичных храмов. По окончании Литургии у мощей святой преподобномученицы Елисаветы был совершен молебен. В саду Обители прошли многочисленные праздничные мероприятия, а вечером в Соборной палате Епархиального дома Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета прошел концерт классической музыки.             

1 сентября 2017 года профессор богословия Оксфордского университета митрополит Диоклийский Каллист, совершавший паломничество к святыням России, посетил Марфо-Мариинскую обитель милосердия. В Голубой гостиной прошла встреча известного богослова с насельницами и сотрудниками Обители.

26 мая 2017 года насельницы Марфо-Мариинской обители милосердия поклонились доставленным из итальянского города Бари в Москву в Храм Христа Спасителя мощам святителя Николая Чудотворца.

12 апреля 2017 года, в канун четверга Страстной седмицы, нашу Обитель посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Предстоятель Русской Православной Церкви принял участие в вечернем богослужении в храме Покрова Пресвятой Богородицы.

11 октября 2016 года в Покровском соборе Марфо-Мариинской обители милосердия состоялась первая праздничная Божественная Литургия в честь обретения честных мощей святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы, празднование которого по благословению Святейшего патриарха Кирилла внесено в этом году в месяцеслов Русской Православной Церкви. С этого момента в Обители Преподобномученицы появился еще один праздник, связанный с именем ее святой основательницы, который будет отмечаться ежегодно в первой половине октября. 

1 августа 2016 года в день обретения мощей преподобного Серафима, Саровского Чудотворца, епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по благотворительности и социальному служению, освятил часовню на территории Марфо-Мариинской обители милосердия.

С начала октября по конец декабря 2015 года в Марфо-Мариинской Обители милосердия впервые прошли занятия по подготовке православных экскурсоводов. 

1 декабря 2015 года ковчег с мощами святого равноапостольного великого князя Владимира был доставлен в Марфо-Мариинскую обитель милосердия в рамках всероссийского празднования 1000-летия преставления Крестителя Руси князя Владимира.

6 сентября 2015 года сестры Марфо-Мариинской Обители приняли участие в Крестном ходе, посвященном 700-летию начала служения в Москве святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и Всея Руси. 

26 апреля 2015 года по благословению матушки игумении Елисаветы, в день Жен-мироносиц, в Покровский храм Марфо-Мариинской Обители была принесена икона «Пояс Пресвятой Богородицы» – та самая, которая путешествовала с Поясом Божией Матери по России в 2011 году. После молебна перед иконой о здравии и о даровании детей, со святыней был совершен Крестный ход

5 марта по 5 апреля 2015 года в Музее современной истории в Москве открылась выставка «Белый Ангел», посвященная 150-летию со дня рождения Великой княгини Елиcаветы Федоровны Романовой, создательницы Марфо-Мариинской обители милосердия. и 110-летия со дня мученической кончины Великого князя Сергея Александровича.

monasterium.ru

Ставропигиальный женский монастырь — Марфо-Мариинская обитель милосердия в Москве

Основательницей и первой настоятельницей московской Марфо-Мариинской обители была великая княгиня св. Елисавета Феодоровна. В 1894 г. состоялась свадьба ее младшей сестры Алисы Гессенской и Николая II. Великая княгиня стала заниматься благотворительностью и помогать беспризорным, больным и беднякам. Когда в 1904 г. началась Русско-японская война, она отправляла на фронт санитарные поезда, продовольствие, обмундирование, лекарства, подарки и даже походные церкви с иконами и утварью, а в Москве открыла госпиталь для раненых и комитеты по призрению вдов и сирот военнослужащих. Именно в то время великокняжеская чета начала покровительствовать Иверской общине в Замоскворечье, где готовили сестер милосердия. После смерти мужа Елисавета Феодоровна, полностью удалившись от светской и дворцовой жизни, разделила драгоценности на три части: первая была возвращена казне, вторая отдана ближайшим родственникам, третья пошла на благотворительность, и главным образом, на создание Марфо-Мариинской обители. Большой участок с роскошным садом княгиня приобрела на деньги от фамильных драгоценностей и от проданного особняка на Фонтанке в северной столице. «Обитель труда и милосердия» стала беспримерным явлением в истории православной Москвы. По замыслу основательницы, ее сестры совмещали молитву и рукоделие с помощью мирянам, а неимущие люди могли найти себе здесь и утешение, и реальную помощь, прежде всего, квалифицированную лечебную — хорошие московские врачи работали в местной бесплатной больнице и на специальных курсах при обители обучали сестер основам медицины.

Особо они готовились ухаживать за смертельно больными, не утешая их надеждой на мнимое выздоровление, а помогая приготовить душу к переходу в Вечность. Кроме того, сестры милосердия служили в больнице при обители, в детских приютах, лазаретах, помогали нуждающимся и бедным многодетным семьям — на это настоятельница собирала благотворительные пожертвования со всей России и никогда не отказывалась от помощи мирян. В обитель же принимались православные девушки и женщины от 21 до 45 лет. Сестры не давали монашеских обетов, не облачались в черное, могли выходить в мир, спокойно покинуть обители и выйти замуж (Павел Корин, трудившийся над росписью соборного храма обители, сам был женат на ее бывшей воспитаннице), а могли и постричься в монашество. Иногда считают, что св. Елисавета изначально хотела возродить древний институт диаконисс.

В обители на Ордынке были устроены две церкви, часовня, бесплатные больница, аптека, амбулатория, столовая, воскресная школа, приют для девочек-сирот и библиотека. На наружной стене обители висел ящик, куда бросали записки с просьбами о помощи, и этих просьб поступало до 12 тысяч в год. Настоятельница собиралась открыть отделения обители по всем губерниям России, устроить загородный скит для ушедших на покой сестер, а в самой Москве организовать во всех частях детские приюты, богадельню и построить дом с дешевыми квартирами для рабочих. 22 мая 1908 г., в праздник Вознесения Господня, на Большой Ордынке состоялась закладка соборного храма во имя Покрова, который строился до 1912 г. архитектором А. Щусевым в стиле модерн с элементами древнего новгородско-псковского зодчества. Расписывать храм Елисавета Феодоровна пригласила выдающихся художников: Михаила Нестерова, его ученика Павла Корина и известного скульптора С. Коненкова. Нестеров создал здесь свои известные композиции: «Путь к Христу», изображавшую 25 фигур, «Христос у Марфы и Марии», «Утро Воскресения», а также подкупольное изображение Бога Сафаофа и лик Спаса над порталом. В Покровском храме была устроена потайная лестница, ведущая в подземную усыпальницу — ее расписывал Корин на сюжет «Путь праведников ко Господу».

Там настоятельница завещала себя похоронить: после того, как сердцем избрала Россию своей второй родиной, она решила изменить свою волю и пожелала обрести покой не в палестинской церкви св. Марии Магдалины, а в Москве, в стенах своей обители. В память же о благодатном посещении в молодости Святой Земли, на фасаде Покровской церкви был изображен вид Иерусалима, с ротондой Гроба Господня и куполом церкви Марии Магдалины. 12 колоколов храмовой звонницы были намеренно подобраны под «Ростовский звон», то есть звучали наподобие знаменитых колоколов Ростова Великого. Один дореволюционный краевед отмечал приземистый облик соборной церкви, «к земле привязывающей», «земной, трудовой характер храма», словно воплощающий замысел всей обители. Внешне очень маленький, почти миниатюрный храм был рассчитан на тысячу человек и предполагался одновременно лекционным залом. Слева от ворот под сосенками поставили синеглавую часовню, где сестры читали псалтырь по умершим сестрам и благотворителям обители, и где ночами часто молилась сама настоятельница.

Осенью 1909 г. был освящен второй, больничный храм обители во имя свв. Марфы и Марии — по замыслу настоятельницы он был устроен так, чтобы тяжелобольные, не вставая с кровати, прямо из палат сквозь открытые двери могли видеть богослужение. А на следующий год, когда обитель открылась, св. Елисавета приняла в его стенах монашеский постриг — посвящал ее в монашество митрополит Владимир (Богоявленский), будущий новомученик, убитый в Киеве в январе 1918 г. В апреле 1910 г. на всенощном бдении по особому составленному Святейшим Синодом чину совершилось посвящение 17 насельниц вместе со святой Елисаветой в звание крестовых сестер, а наутро за Литургией св. Елисавета была возведена в сан настоятельницы обители. Епископ Трифон, обращаясь ко св. Елисавете, сказал: «Эта одежда скроет Вас от мира, и мир будет скрыт от Вас, но она в то же время будет свидетельницей Вашей благотворной деятельности, которая воссияет пред Господом во славу Его».

Настоятельница вела жизнь подвижницы, проводя время в молитвах и в уходе за тяжелобольными, иногда даже ассистируя врачам на операции и собственноручно делала перевязки. По свидетельствам пациентов, от самой «великой матушки» исходила какая-то целительная сила, которая благотворно влияла на них и помогала выздороветь — здесь исцелялись многие из тех, кому уже отказывали в помощи врачи, и обитель оставалась их последней надеждой. Настоятельница с сестрами активно выходили в мир и лечили проказы общества: помогали сиротам, неизлечимым больным, беднякам, обитателям Хитровки, которых княгиня уговаривала отдать детей ей на воспитание. Она организовала общежитие для мальчиков, которые потом составили артель посыльных, а для девушек — дом работниц с дешевой или бесплатной квартирой, где они уберегались от голода и влияния улицы. Устраивала рождественские елки для бедных детей с подарками и теплой одеждой, изготовленной руками сестер.

Открыла приют для неизлечимо больных туберкулезом. Чахоточные женщины обнимали княгиню, не сознавая опасности для нее этих объятий, а она никогда не уклонялась от них. Помогала настоятельница и духовенству, особенно сельскому, где не было средств построить или обновить храм, священникам-миссионерам на Крайнем Севере и на других окраинах России, русским паломникам, отправлявшихся посетить Святую Землю. На ее средства был построен русский православный храм в итальянском городе Бари, где находится гробница св. Николая Чудотворца. После революции обитель не трогали и даже помогали с продовольствием и медикаментами. Чтобы не давать повода провокациям, настоятельница и сестры почти не выходили из стен; каждый день служилась Литургия. Постепенно власти подбирались к этому христианскому островку: сначала прислали опросные листы для проживающих и излечивающихся, потом арестовали несколько человек из больницы, потом объявили о решении перевести сирот в детский дом. А в апреле 1918 г., в Светлый Вторник после Пасхи, в обители служил Литургию и молебен св. Патриарх Тихон, давший св. Елисавете последнее благословение.

Сразу после его отъезда настоятельница была арестована — ей даже не дали просимых двух часов на сборы, выделив только «полчаса». Простившись с сестрами, под вооруженной охраной латышских стрелков, она уехала в машине в сопровождении двух сестер — любимой келейницы Варвары Яковлевой и Екатерины Янышевой. Ее московская обитель просуществовала до 1926 г., а потом еще два года там действовала поликлиника, где работали бывшие сестры под руководством княжны Голицыной. После ее ареста одни насельницы были высланы в Туркестан, а другие создали маленькое огородное хозяйство в Тверской области и выживали там под руководством о. Митрофана Серебрянского. После закрытия в соборном храме обители открылся городской кинотеатр, потом дом санитарного просвещения, а в Марфо-Мариинской церкви — амбулатория им. профессора Ф. Рейна. Ее храмовую икону святых Жен-Мироносиц передали в соседнюю замосквореченскую церковь Николы в Кузнецах, а на территории бывшей обители установили статую Сталина.

После войны в бывшем Покровском храме разместились Государственные реставрационные мастерские, переведенные сюда из Никольского храма на Берсеневке. Вплоть до недавнего времени эта организация под именем Художественно-реставрационный центр им. И.Э. Грабаря занимала помещения замосквореченской обители. А в Марфо-Мариинском храме еще в 1980-х гг. работала лаборатория Всесоюзного института минерального сырья и кабинет лечебной физкультуры с оборудованным в помещении бывшего храма спортивным залом. Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия началось в 1992 г., когда постановлением столичного правительства архитектурный комплекс Марфо-Мариинской обители был передан Московской Патриархии. Ключи от главного собора обители — Покрова Пресвятой Богородицы — были возвращены Церкви центром им. И.Э. Грабаря лишь в конце 2006 г. Имеются святыни: частицы свв. мощей прмц. Елисаветы и инокини Варвары. В 2006 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II при обители была создана социальная служба.

Сегодня в обители действуют: Медицинский центр «Милосердие», который специализируется на оказании лечебно-реабилитационной помощи детям, страдающим детским церебральным параличом, в возрасте от 3-х до 23-х лет; Всецерковная ассоциация сестричеств милосердия; Центр добровольческой службы «Милосердие»; Елизаветинский детский дом; Елизаветинская гимназия; Центр семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; Группа дневного пребывания для детей-инвалидов; Летний лагерь для детей-инвалидов; курсы для беременных женщин «Я не одна»; Школа милосердия; выездная служба детского хосписа; проект помощи людям с болезнью двигательного нейрона; мемориальный музей св. Елисаветы Феодоровны. Решением Священного Синода от 30 мая 2014 г. (журнал № 52) Патриаршее подворье Марфо-Мариинская обитель милосердия преобразовано в ставропигиальный женский монастырь с сохранением особого уклада жизни, восходящего к основательнице обители преподобномученице Елисавете, и присвоением имени «ставропигиальный женский монастырь — Марфо-Мариинская обитель милосердия». Игуменья — Елисавета (Позднякова).
Тел.:
(495) 951-11-39
Web-сайт:
www.mmom.ru
E-mail:
[email protected]

www.culture.ru

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *